Аксак кулан легенда о домбре

Развитие речи Звуки Л-Р. Чтение казахской легенды «Аксак кулан» С использованием элементов технологии В.Воскобовича

Ма?саты /цель: познакомить детей с казахской легендой «Аксак кулан»,
Міндеттер /задачи: помочь детям понять смысл легенды.Учить различать звуки, четко произносить звуки [л], [р], продолжить знакомить с устным народным творчеством казахского народа. Продолжать обучать детей умению отвечать на вопросы по содержанию произведения, делить слова на слоги, определять ударный звук. Развивать мышление, внимание, память, речь, звуковую культуру речи. Воспитывать такое качество, как доброта, гуманность.
Предлагает вспомнить правила: «Раз,два,три,четыре,пять »
Цель: настроить детей на ОУД
Вспоминают правила
Раз,два,три,четыре,пять,
Будем мы сейчас опять
Смотреть,слушать,размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно,четко говорить,
Не вертеться,не шалить. В. Алябьева
Предлагает выполнить речевую зарядку.
Цель: учить различать звуки, четко произносить звуки [л], [р]
Ло-ла-ло – на улице тепло
Ре-ро-ре – стоит домик на горе.
Ры-ру-ры – нас кусают комары.
Оль-оль-оль- мы купили соль.
Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра- тебе спать пора.
Проводит Д/игру «В слове звук договори,будь внимателен, смотри!»
Цель: учить добавлять звук[л] или [р] по смыслу.
Воспитатель просит детей внимательно слушать и добавлять звук[л] или [р] по смыслу: Спо..(р), сту…(л), база..(р), уко…(л),
Кома…(р), футбо…(л), забо…(р), вокза…(л),
Топо..(р), пова…(р), Ова…(л), саха…(р), помидо…(р)
Предлагает д/игру «Эхо»
Цель: проговаривать слоги со звуками [л], [р].
Проговаривают слоги со звуками [л], [р]:
Начинается игра-ра-ра-ра,
Снег растаял от тепла-ла-ла-ла,
Побежали по ковру- ру-ру-ру,
В темной комнате светло- ло-ло-ло,
Обранил павлин перо-ро-ро-ро,
Алла купила пилу- лу-лу-лу,
Иру кусают комары- ры-ры-ры,
Наступил конец игры-ры-ры-ры.
ll этап Іздену-?йымдастырушы Организационно – поисковый
Предлагает отправиться в литературную гостиную и познакомиться с казахской народной легендой «Аксак кулан».
Объясняет значение слов «легенда», «орда», «кулан», «слуга»Внимательно слушают, запоминают значение слов:
Легенда- устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемые рассказчиком и слушателем как достоверность.
Орда – кочующее племя под правлением хана, султана.
Кулан – животное рода лошадей. Обитает в пустынях и полупустынях Азии.Слуга – человек, находящийся на службе у кого-нибудь, отдающий себя полностью в чье–нибудь распоряжение.
Читает казахскую легенду «Аксак кулан».
Задает вопросы:
-Кто напал на казахскую землю?
-Как звали сына Чингиз-хана?
-Какое любимое занятие было у Джучи?
-Что случилось однажды на охоте?
-Что сказал Чингиз-хан, когда послал слуг на поиски своего сына?
Кто спас слуг? Как он это сделал?
-О чем рассказала домбра Кетбуги?
— Как поступил Чингиз-хан?
Проводит физминутку
Цель: снятие мышечного напряжения
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь — прокачу!
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Предлагает сделать лошадь из развивающих игр
« нетающие льдинки » Воскобовича
Цель: развивать м.м.рук, воображение, мышление, творчество, память
Проводит Д\ игру «Придумай слово на заданный звук»
Цель: закреплять знания детей называя слова на заданный звук.
Предлагает Д\игру «Назови слово»
Цель: закрепить навыки делить слова на слоги
Делят слова на слоги, определяя ударный звук: Кулан, домбра, лошадка, легенда, море
Предлагает рефлексивный круг:
-с каким произведением познакомились?
-Что нового узнали?
Что было трудным? Подводят итог, отвечают на вопросы
К?тілетін н?тиже/Ожидаемый результат:
??ынады / Воспроизводят: казахскую легенду «Аксак кулан» и ее смысл, значение слов: «легенда», «орда», «кулан», «слуга»
Т?сінеді /Понимают: о литературном жанре- легенде
?олданады /Применяют: ответы по содержанию произведения, дифференцируют звуки л-р, делят слова на слоги, определяют ударный звук, конструируют из нетающих льдинок.

Аксак Кулан Джучи Хан — Эпосы, сказания, легенды и предания Центральной Азии — Форум «Центральноазиатского исторического сервера»

…На мой взгляд кыргызы имели определенные связи с «Золотой Ордой» со времени ее образования, т. е. с середины 13 в, а возможно, с более раннего времени. Ключом к пониманию этих событий может стать фольклорный материал как кыргызов так и тех этносов которые в свое время составляли население «Золотой Орды» и др. ханств. В этом плане можно обратиться к одному фольклорному произведению имеющего и письменную фиксацию. В «Родословии тюрков» /Шаджарат ал-атрак»/, ориентировочно датируемого 15 веком, повествуется и о том как сообщили Чингиз хану о смерти его старшего сына Джучи. Все эмиры поручают это дело Улуг-Джурчи /букв. главный певец И. М./, который был влиятельным, одним из великих эмиров. И когда Чингиз приказывает певцу спеть, тот обратился к хану на тюркском языке. Чингиз в свою очередь тоже ответил по тюркски. Так незаметно загадочным рифмованными стихами Улуг-Джурчи избежав кары Чингз хана сумел сообщить о смерти Джучи. Через б месяцев скончался сам Чингиз хан [2].Легенда дошла до наших дней в фольклорном наследии ногайцев, кыргызов и казахов. В кыргызском фольклоре имеется полных 4 варианта в стихах и несколько других неполных записей. Во всех вариантах говорится, что у Чингиз хана /иногда его имя дается как Айхан/ умер сын Джучи /в некоторых вариантах Жолчухан/. Но во всех версиях имя певца /в кыргызском произношении ырчы/ известившего хана о смерти сына приводится в форме Кет Бука или Бука.
Мотивы смерти Джучи разные. По варианту Б. Солтоноева Джучи задавлен куланами [З]. Во втором случае сын Ай-хана Жолчухан во время развлекательной охоты в азарте погнался за добычей и стал жертвой тигра. Бука-ырчы якобы усыпил тигра своей мелодией на комузе и в загадочных стихих сообщил Айхану о смерти его сына Жолчухана. С тех пор до сегоднящих дней дошла мелодия на комузе под названием «Мелодия Кет-Буки» /«Кет Буканын KYYCY»/ [4]. В другом случае Айхан прятал своего единственного сына от сглаза, построив ему жилище на скале. Но там его сын умирает от укуса кара курта [5]. Еще один вариант записан дважды /в 1924, 1934 гг/ из уст выдающегося кыргызского комузиста Муратаалы [6]. Но его вариант очень похож на вариант Б. Солтоноева.
В казахском фольклоре имеются 2 варианта легенды. В одном случае человека, известившего о смерти Жошы, зовут Тума из ногайлы, а хана Жаныбек. Сын Жаныбека Жошы умер от удара хромого кулана. Второй вариант отличается тем, что умирает сын Жошы. Во время охоты малолетний сын Жошы, /имя не упоминается/ умер от укуса кулана. Весть о смерти сообщает певец с домброй, имя которого также не приводится [7]. Кроме названных вариантов Б. Кебекова отмечает, что у кыргызов и казахов имеется различные прозаические записи легенды о Джучи и хромом кулане.
Аналогичное произведение сохранилось и у современных ногайцев. Дошедшие до наших дней 2 варианта мало чем отличаются друг от друга. Ногайская леенда примыкает к сообщению персидского автора. Разница только в том, что Джучи произносится как Жошы или Юшы. Но в обеих вариантах ногайской версии имеются этническая принадлежность певца. Он выходец из племени найманов-Кет Буга найманлы. Это важная деталь, на которой остановимся ниже. А. И. Сикалиев характеризует Кет Бугу как реального акына жившего в 13 в. По его утверждению, он был известен среди народа как авторитетный мудрый, справедливый бий [8]. Имя Кет Буги найманлы встречается в произведении ногайского поэта 16 в. Досманбета Азаулы [9]. Вероятно, легенда о кет Буке в ногайском фольклоре имеет письменную традицию.
У кыргызов легенда о Кет Буке получила устное развитие, вследствие чего и появилась несколько вариантов. Основу легенды могли составить события, происшедшие еще при жизни Чингиз хана. Основание тому сообщение средневековых авторов о любви сыновей Чингиз хана к охоте на куланов, о попытке Чагатая и Угедея поссорить Чингиз хана с Джучи. И наконец смерть Джучи во время охоты на куланов. Потому не совсем прав В. Бартольд, который отмечая выше указанные факты заключает:
«Поэтический рассказ о том, как Чингиз хану было передано известие о смерти его сына, конечно не имеет исторического значения [10]. Сам поэтический рассказ между Чингиз ханом и Улуг Джурчи, тем более на тюркском языке мог и не происходить. Но истоки легенды базированы на исторических событиях 13 в., вероятнее всего связанного с деятельностью Джучи. Это в определенной мере подтверждается преданием, записанном Ч. Валихановым у кыргызов, согласно которому они якобы просили в качестве хана /имя не названа/ дать им малолетнего сына Джучи. Но по дороге к кргызам он был задавлен куланами. Ч. Валиханов называет его Аксак-Кулан-Джучи хан, который по его словам был первым и последним ханом кыргызов [11].
Выше названные предания и легенды могли в какой-то мере отразить события 1218 г., когда восставших туматов поддержали кыргызы, в верховьях Енисея. Тогда посланный Чингиз ханом Джучи прошел по замершей реке Кэм-Кэмджиут, покорил кыргызов и вернулся назад. Хотим обратить внимание и на следующую деталь. Бой с кыргызами принял один из эмиров и военачальников Джучи некий Нока. Но исследователи читают это имя и как Бука [12]. Напомним, что в одном варианте кыргызской легенды Кет Бука называется не только певцом /ырчы/ и комузистом, но и одним из 40 жигитов Джучи. Кет Бука мог быть исторической личностью. Такой человек жил во время Хулагу, внука Чингиз хана. он был одним из видных эмиров и военачальников Хулагу. Умер примерно в 1260 гг. т. е. на 23 года позже Джучи. Интересно в этом факте то, что Рашид-ад-Дин называет его в одном случае Китбука-нойон из рода найман [13].
Таким образом легенды о Джучи у кыргызов, казахов и ногайцев могли отразить события 1206-1218 гг., когда кыргызы на Енисее покорились монголам, а спустя 12 лет поддержали восставших туматов. Начало сложения легенды следует искать в верховьях Енисея, где впервые Джучи встретился с кыргызами. Затем, когда он продвинулся на запад, произведение развивалось уже среди населения «Золотой Орды» и последующих ханств. Эволюция легенды на такой обширной территории попутно подтверждает этногенетическую близость так называемых енисейских и тяньшанских кыргызов.
———————————
2. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. т.2. —М.-. Л.1941 -С. 202-204.
3. Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы /Ала-Тоо, 1989, No 4;
-С. 82-85.
4. Буудайбек Сабыр уулу. Унутулгус кездешуулер. —Фрунзе, 1977. — С.8-11.
5. Фонды Отдела рукописей и публикаций АН Республики Кыргызстан /ОРП/, инв.No 1302-С.226-227; Тоголок Молдо Т.1. 1970-С.121-122.
6. Фонды ОРП, инв.No 235-С.26-28; инв.No 507-С.1-3.
7. Кебекова Б. Кыргыз-казак фольклордук байланышы. 1982-С,169-170.
8. Сикалиев А. Голоса веков //Тр. КЧНИИ ИФЭ. Вып.6. -Черкесск, 1970.
9. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1970.
10. Бартольд В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. т.1.
11. Валиханов Ч. Ч. Записка о киргизах //Собр. соч. Т.2. 1985.-С.48.
12. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. кн.1.—М., Л. 1952-С.151.

Легенда о хромом кулане / Казахские сказки — ?аза? ертегілері / ..О батырах


Легенда о хромом кулане
Сын Великого хана Золотой Орды Жошы (Джучи), охотясь на диких куланов, так увлекся стрельбой из лука, что группа сопровождавших его приближенных осталась далеко позади. Метко разил царевич острыми стрелами бегущих куланов, и не было от него пощады бедным животным. Вожак стада диких куланов, известный как Хромой Кулан, сильный и смелый, не боявшийся даже волков (именно в бою с серыми хищниками однажды была повреждена его нога), неожиданно развернулся и набросился на охотника. Атака Хромого Кулана была столь дерзкой и яростной, что Жошы слетел с коня, повредил себе шею и тут же умер… Стадо куланов, освободившееся от преследования, свободно убежало в степные просторы, и впереди всех по-прежнему бежал вожак Хромой Кулан.
Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Великому хану Золотой Орды о смерти его сына. За то, что человек приносил плохую весть, по древнему обычаю полагалась смерть. И тогда Великий певец — Улы жыршы — мудрый старец Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец Великого хана, упал на колени перед его троном. Владыка, предчувствуя, что не с добром пришел к нему мудрый старец, мрачно спросил у него: «Чего ты хочешь, Великий певец?»
Но ничего не произнес Кетбуга. Он начал играть на своей березовой домбре печальную мелодию — кюй. В этом кюе волшебными звуками передавалось, как юный царевич Жошы, сын Великого хана, поехал на охоту, как ему повстречалось стадо пасшихся на весенних травах куланов и как царевич охотился на них.
До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика. Царевич настиг своими стрелами куланов, кобылиц и малолетних жеребят. Вот уже началась убийственная стрельба из луков, люди на конях нагоняли диких животных. И в этот момент Хромой вожак, не собственной жизни, развернулся и бросился на преследующего его царевича и сбросил его на землю. Так погиб ханский сын…
Улы жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Великий хан и все остальные по звучанию музыки поняли все: домбра передала и топот скачущих коней, и тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, и силу и мудрость вожака Хромого Кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагично запела она, когда Хромой Кулан напал на царевича…
Долго молчал хан, а его окружение не смело издать ни звука. Наконец, Великий хан промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!»
Так благодаря мудрецу Кетбуге — Улы жыршы — грозному владыке Золотой Орды монголов было сообщено о смерти юного царевича, но, вопреки страшному обычаю, не пострадал никто из людей. А березовая домбра за то, что принесла черную весть о гибели царевича, была залита горячим свинцом.
С тех пор на ее плоской стороне появилось отверстие…
Источник — www.ertegi.ru
1852

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *