Е елубаев легенда о ласточке

Ескен Елубаев | 3 класс Литературное чтение | Учебники по Русской Литературе

Давным-давно,
В суровый грозный век, Меж гор крутых В
долине плодородной, Куда сбегали Семь прозрачных рек, Жил-был народ,
Несчастный, но свободный.
Он хлеб растил,
В горах отары* пас,
Ровнял поля И подводил к ним реки… Но
всё опустошали Каждый раз Захватчиков Жестокие набеги…
И в той
долине В тот суровый век,
Когда
отвыкли Люди веселиться,
18
Глава семейства,
Старый человек,
Поставил юрту Около границы.
Цветным ковром Весна в степи цвела,
Отары пыль
вздымали Над дорогой…
А ласточка
Гнездо себе свила Над самой юртой,
Старой и убогой.
А вскоре из
гнезда, Разинув рты,
Птенцы
округу Криком огласили.
Без устали С
утра до темноты Горланили, трещали,
голосили…
Ворчали все,
Едва заслышав крик:
«Что за напасть — Иметь гнездо с птенцами!»,
Но трогать
Не давал гнездо старик.
Он мог украдкой Слушать их часами.
Седой старик,
А свято верил в то,
Что справедливо Древнее поверье:
«Коль ласточка на крыше Вьёт гнездо,
То счастье непременно Входит в двери!»…
Надежды лучик Снова тлел в душе…
Старик поверил:
Счастье недалёко…
Но под копытами Стонала степь уже — Шли
Вражеские полчища
с востока.
И ворвалась в долину Злая весть —
Поверить трудно,
Но нельзя не верить — Они идут!
Их лошадей не счесть!
Их жадность
И жестокость не измерить!
Сворачивали
юрты Впопыхах,
Сжигали всё,
Что увезти не в силах… И шли искать
Пристанище в горах, Чтоб не найти Пристанища в могилах.
Вот к юрте
старика Спешат гонцы:
«Скорее
собирайся — И в дорогу!»
Старик в
ответ:
«Я не могу!
Птенцы! Куда их деть?
Они летать не могут!»
«Ты что,
старик?!
Ты не в
себе, видать! При чём тут ласточки, Скажи на милость? Врагов идёт Неслыханная
рать…»
А ласточка
Над юртою носилась.
Наверное,
почуяла — Беда!
И вот ещё была какая странность:
Птенцы
Не голосили
из гнезда. Старик подумал

Урок литературы Е.Елубаев Легенда о ласточке 3 класс

Литература Класс: 3 Дата проведения: 17.09.16 Урок № 9
Тема: Е.Елубаев Легенда о ласточке
Цель обучения (когнитивная): Формировать представление о творчестве Е.Елубаева, совершенствовать навыки чтения и анализа литературного произведения; учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. Развивать связную речь, память, творческое воображение, способность к самоанализу, совершенствование умения высказывать свои мысли. Воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к историческому прошлому своей Родины.
Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах
Ожидаемый результат:
Ученик
А – знает, что такое легенда
В – находит сходства и различия между сказкой и легендой
С – составляет характеристику герою, анализируя его поступки
Этап
Ресурсы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оценивание
Модуль
I.
Мотивационный этап.
Тренинг «Сделай как я»
Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.
«Жужжащее чтение»
«Знаешь сам, расскажи другому»
Актуализация знаний Отгадайте загадку:
Угадайте, что за птичка-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два ряда.
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает.
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
-Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:
Ласточка под кровлю – к счастью.
Ранняя ласточка – к счастливому году.
-Сегодня мы будем читать произведение Е.Елубаева «Легенда о ласточке». Потом вы сделаете вывод о том, почему ласточка – одна из любимых в народен птиц.
Постановка целей и определение темы урока.
Я узнаю Я смогу Я научусь
Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.
5 минут читают
Пересказывают в парах
Высказывания детей
Самооценка.
«Словесная оценка»
Техника «20 секунд».
«Сигналы
рукой».
НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО
II.
Операционный этап.
-Что называют легендой?
Легенда –это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.
Наша страна прошла нелегкий путь, сложные этапы становления. На ее пути к независимости, полном побед и поражений, произошло много исторических событий.
Биография писателя
Ассоциации к слову «Ласточка».
Первичное чтение учителем.
Проверка восприятия:
-Где и когда происходили события, описанные в легенде?
-Кто из героев произведения вам понравился больше и почему?
-О каком древнем поверье идет речь в легенде?
Повторное чтение учащимися.
Анализ произведения..
Рассматривание иллюстраций в учебнике.
-Какими словами из легенды их можно подписать? А что нарисовали бы вы?
Определение идеи произведения.
-Прочитайте по ролям разговор хана со стариком. Оцените поступок главного героя легенды. Подберите слова для составления его словесного портрета
Физкультминутка
Игра «Задай вопрос»
Фронтальная работа
Работа в группах
1группа: Прочитать первую часть и ответить на вопросы: №1 –Как называется плодотворная долина, «куда сбегали семь прозрачных рек»?
2группа: Прочитать 2 часть и ответить на вопрос №2 – Опишите время, когда происходили события в легенде.
3группа: Прочитать 3 часть и ответить на вопрос№4 – Опишите, как «стонала степь» под копытами «вражеских полчищ с востока».
4группа: Прочитать 4 часть и ответить на вопрос №6 – Как автор характеризует хана?
Работа в паре
Работа в группах — Составление вопросов к стихотворению:
1 группа использует вопросы: Почему? Где?
2 группа – Как? Когда?
3 группа –Что было, если бы..? Какой?
4 группа – Кто? Для чего?
«Словесная оценка»
«Сигналы
рукой».
Техника «20 секунд».
НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО
ИКТ
III.
Рефлексия.
стикеры
-Что нового узнали?
-Чему учит произведение Елубаева?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
-Если бы у вас спросили, как научиться забывать о себе ради других, что бы вы ответили?
-Напишите письмо главному герою легенды. Начните его словами «Доброе сердце о чужой беде болит».
Домашнее задание: Стр.6 – 13, выразительное чтение, нарисовать иллюстрацию к тексту, составить словесный портрет старика.
Отвечают на вопросы.
Высказывания детей
13 EMBED PBrush 1415
НП
ОдО
УиЛ
ВО
ТиО
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Легенда о ласточке.
В сокращении.
Давным-давно, В суровый грозный век,
Меж гор крутых В долине плодородной,
Куда сбегали Семь прозрачных рек,
Жил-был народ, Несчастный, но свободный.
Он хлеб растил, В горах отары* пас,
Ровнял поля И подводил к ним реки…
Но всё опустошали Каждый раз
Захватчиков Жестокие набеги…
И в той долине В тот суровый век,
Когда отвыкли Люди веселиться,
Глава семейства, Старый человек,
Поставил юрту Около границы.
Цветным ковром Весна в степи цвела,
Отары пыль вздымали Над дорогой…
А ласточка Гнездо себе свила
Над самой юртой, Старой и убогой.
А вскоре из гнезда, разинув рты, Птенцы округу
Криком огласили. Без устали
С утра до темноты Горланили, трещали, голосили…
Ворчали все, Едва заслышав крик:
«Что за напасть – Иметь гнездо с птенцами!»,
Но трогать Не давал гнездо старик.
Он мог украдкой Слушать их часами.
Седой старик, А свято верил в то,
Что справедливо Древнее поверье:
«Коль ласточка на крыше Вьёт гнездо,
То счастье непременно Входит в двери!»…
Надежды лучик Снова тлел в душе…
Старик поверил: Счастье недалёко…
Но под копытами Стонала степь уже –
Шли Вражеские полчища с востока.
И ворвалась в долину Злая весть
Поверить трудно, Но нельзя не верить –
Они идут! Их лошадей не счесть!
Их жадность И жестокость не измерить!
Сворачивали юрты Впопыхах, Сжигали всё,
Что увезти не в силах…
И шли искать Пристанище в горах,
Чтоб не найти Пристанища в могилах.
Вот к юрте старика Спешат гонцы:
«Скорее собирайся – И в дорогу!»
Старик в ответ: «Я не могу! Птенцы! Куда их деть?
Они летать не могут!»
«Ты что, старик?! Ты не в себе, видать!
При чём тут ласточки, Скажи на милость?
Врагов идёт Неслыханная рать…»
А ласточка Над юртою носилась.
Наверное, почуяла — Беда!
И вот ещё была какая странность:
Птенцы Не голосили из гнезда.
Старик подумал И сказал:
«Останусь!»…
Гонцы поворотили жеребцов.
Жена и дети Принялись за дело:
«Коль хочешь, так умри из-за птенцов!
А нам пока что Жизнь не надоела!»
Пожитки погрузили на арбу,
Их в пыль свою Укутала дорога…
Старик остался Ждать свою судьбу,
Хранить птенцов, Надеяться на бога…
А поутру в долину Смерчем* злым
Захватчики ворвались за добычей,
Но их поживой Стали только дым
Да голые поля, И гомон птичий.
Носились в бешенстве Враги вдоль синих рек,
Лишь пустота Встречала их в селеньях.
Вдруг видят — юрта, Рядом — человек
О чём-то шепчет, Стоя на коленях.
И к старику летят, Летят на всём скаку,
Нагайки* свищут, Грозно блещут сабли…
Пора прощаться с жизнью старику,
От страха Ноги у него ослабли.
«Где твой народ? – Спросил с усмешкой хан
— Опять свободу Добывает бегством?»
Старик стоял, Молчал, как истукан*,
Напуганный Невиданным соседством.
«Я жду! Иначе эти молодцы
Нагайками Тебе почешут спину…»
Старик чуть слышно прошептал:
«Птенцы… Мне страшно, хан, Но как я их покину!
Никто не вправе Разорять гнездо
И рушить жизнь чужую В одночасье.
К тому же, хан, Я твёрдо знаю, что
Нам ласточки Несут на крыльях счастье!
Меня — убей! А их, прошу, не тронь…»
И голову старик Склонил седую…
Под ханом бил копытом Резвый конь,
А всадник теребил В раздумье сбрую.
Притихли все.
Свой взгляд Простёр вперёд
Искусный и отважный полководец,
Шепча под нос: «Да, здесь живёт народ,
А я ведь думал, Так себе — народец!»
Он отступать Без боя не привык.
А тут сказал:
«Уйдём, пока не поздно! Велик народ,
В котором есть старик,
Готовый жизнь отдать За птичьи гнёзда!»
И хан ушёл отсюда навсегда, Увёл свои войска
В иные дали…
И вдруг птенцы Взлетели из гнезда,
Как будто Только этого и ждали!
Бегут года, Течёт за веком век…
Меж гор крутых В долине плодородной,
Куда сбегают Семь прозрачных рек,
Живёт народ — Счастливый и свободный…
О чём же тут Велась так долго речь?
Задумайся!
Но не спеши с ответом.
О том, что нужно Ласточек беречь?
Наверное…
Но только ли об этом?..
1.     Как называется плодородная долина, «куда сбегали семь прозрачных рек»? В каком произведении ты уже читал об этой земле?
2.     Опиши время, когда происходили события в легенде. Охарактеризуй тот «суровый грозный век».
3.     О каком древнем поверье говорится в легенде? Почему старик не смог покинуть птенцов?
4.     Опиши, как «стонала степь» под копытами «вражеских полчищ с востока». Расскажи о жадности и жестокости захватчиков, используя слова из легенды.
5.     Найди и прочитай отрывок о встрече старика с врагами. Как ты оцениваешь поведение главного героя?
6.     Как автор характеризует хана? Объясни слова хана:
«Да, здесь живёт народ,
А я ведь думал, так себе — народец!»
7.     Прочитай последние строчки легенды. Ответь на вопрос, который в них содержится.
Root Entry
?

Международный образовательный портал «Развитие».

«Легенда о ласточке» (Е. Елубаев),

посвященного 25 – летию Независимости Республики Казахстан.

Внеклассное мероприятие Легенда о ласточке.docx (1 203 КБ)
Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай,
И сохрани для будущего рода.
Пояснительная записка.
Нам выпала честь праздновать самый большой и великий праздник – 25 – летие Независимости РК. Казахстан – это страна с богатым историческим наследием и основной целью внеклассного мероприятия это воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Концептуальные основы воспитания ставят перед нами задачи содействовать формированию патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; способствовать формированию духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Внеклассное мероприятие «Легенда о ласточке» представлено в форме литературно-музыкального концерта. Такая форма даёт участникам возможность наиболее полно раскрыть художественное содержание, продемонстрировать вокально-исполнительские и хоровые навыки, свои творческие способности. Песенный материал подобран каждому исполнителю и классу индивидуально. Яркий тематический материал, показ слайдов способствовали активизации восприятия происходящего. Взаимодействие искусств (поэзия и музыка) позволяло открыть новые возможности патриотического воспитания. Работа над мероприятием требовала от участников театрального концерта большой внутренней концентрации, духовного усилия, понимания поэтического и музыкального содержания.
Без птиц — озеро пустеет,
Без людей — земля сиротеет.
Цель: воспитание казахстанского патриотизма.
Задачи:
— воспитывать чувство гордости за свою страну;
— развивать интерес к истории Казахстана;
— углубить и расширить знание и представление детей о нашей Родине;
— развивать интерес и желание больше узнать о родном крае, об истории Казахстана.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, фонограммы песен.
Ход мероприятия
Музыкальная заставка (фанфары).
Ведущий:?айырлы к?н ??рметті ?стаздар, о?ушылар! Уважаемые гости, ребята! Сегодня нам выпала честь праздновать самый большой и великий праздник – 25 – летие Независимости РК. Наш Казахстан 16 декабря 1991 года стал независимым государством. До этого счастливого дня казахский народ в своей истории пережил немало трудностей.

1 чтец:
Республика! Ерiктi ел – ?аза?стан!
Келдi а?ыры к?п к?ткен жаз алыстан.
Келдi алыстан а?сатып, армандатып,
Торды б?з?ан мен де бiр м?з.
Мен – ?аза?пын, биiкпiн, байта? елмiн,
?айта тудым, ?мiрге ?айта келдiм.
Мен мы? да бiр тiрiлдiм м??гi ?лмеске –
Айта бергiм келедi, айта бергiм.
2 чтец:
?аза?стан – ?лтатын ?лы?ты ?ткен,
?лыларды? арманын биiкеткен.
?зге де ?лт, ?лыс?а ?оныс болып,
Олар?а да жа?сылы? ?йiп-т?ккен.
3 чтец:
Я стою на горе, Казахстан предо мной.
Я смотрю, напрягая вниманье и зренье,
И не в силах я скрыть своего изумленья
Перед этой прекрасной, могучей страной.
4 чтец:
?аза?стан – республикам, ма?танышым,
Мен сенi жырлаймын ма?тан ?шiн.
??дайым ма?ан к?йттай ж?рек берген,
Л?пiлдеп сенi с?йiп, са?тау ?шiн!
Отан – тарих, Отан – тiл,
Жаса?ан елiн, ер хал?ын.
Отан – ?ле?, Отан – жыр,
К?терген к?кке ел да??ын
5 чтец:
Моя родина — это бескрайние степи,
Это светлое небо над головой.
Лучше этого места не найти на планете,
Это рай, это дом, это край мой родной.
6 чтец:

Ба?ытты боп ж?ргенім,
Сені? ар?а? ?лы Отан.
Елім мені? тірегім,
??ша?ы?да г?л Отан.
7 чтец:
My Motherland is of source of light
Which helps to live in these hard times
I’m getting warms of this sun’s heat
Because it warms all world indeed .
Исполнение песни: «Казахстан» С. Апасовой
Ведущий: Как прекрасна моя Родина! Как прекрасен мой Казахстан! Но не всегда так чудесно и вольготно было… Были и тяжелые времена скитаний по бескрайним, безлюдным степям, где укрытием служили камышовые заводи. Были и годы жесточайшего джута, когда вымирали от голода и холода целыми поселениями. Были и набеги джунгар, которые не щадили ни старого, ни малого. Но любое историческое испытание закаляло народ, заставляло думать о будущем, воспитывало стойкость, характер, непоколебимость, верность и веру в лучшее будущее.
Музыкальная заставка: «Адай» Курмангазы.
«Мирный Казахстан». Выходят старец и акыны.
Акын 1:
В мечтах о счастливой и мирной стране
Рождались легенды, традиции, кюи.
И песни, как птицы в небесной дали,
Над степью просторной летали.
Акын 2:
Давным-давно, в суровый грозный век,
Меж гор крутых в долине плодородной,
Куда сбегали семь прозрачных рек,
Жил-был народ,
Несчастный, но свободный.
Он хлеб растил, в горах отары пас,

Ровнял поля и подводил к ним реки…
Но всё опустошали каждый раз
Захватчиков жестокие набеги.
Не саранча, не сушь, не недород
Несли народу смерть и разорение –
Виной был враг, но жил трудом народ,
Мечтая о грядущем избавлении…
Акын 1:
Цветным ковром весна в степи цвела,
Отары пыль вздымали над дорогой…
А ласточка гнездо себе свила
Над самой юртой, старой и убогой.
«Коль ласточка на крыше вьёт гнездо,
То счастье непременно
Входит в двери!»…
Акын 2:
Ведь ласточка – священная, особенная птица.
И если счастье вдруг покинет нас,
То к нам оно
На ласточкиных крыльях возвратится!
Стихотворение:?арлы?аш.
Акын 1:
Надежды лучик снова тлел в душе…
Народ поверил: счастье недалёко…
Но под копытами стонала степь уже –
Шли вражеские полчища с востока.
Сворачивали юрты впопыхах,
Сжигали всё,
Что увезти не в силах…
И шли искать пристанище в горах,
Чтоб не найти
Пристанища в могилах.
И к юрте старика спешат гонцы:
Гонец: «Скорее собирайся — И в дорогу!»
Старик: «Я не могу! Птенцы! Куда их деть?
Они летать не могут!»
Гонец: «Ты что, старик?! Ты не в себе, видать!
При чём тут ласточки, Скажи на милость?
Врагов идёт Неслыханная рать…»
Старик: Вон ласточка над юртою летает.
Наверное, почуяла — Беда!
И вот, ещё была какая странность:
Птенцов не слышно из гнезда.
Нет, вы идите, я останусь!
Гонец: Из-за птенцов остаться под врагом?!
Семью на смерть обречь?!
Уж это слишком!
Коль хочешь, так умри из-за птенцов!
А нам пока что жизнь не надоела!
Музыкальная заставка (тревожная музыка).
Выходит хан:
«Где твой народ? –
Я повторять вопросы не привык!
А жизнь твоя – не стоит горстки праха!
Иль ты от страха проглотил язык?
Иль ты, наоборот не знаешь страха?
Старик: «Птенцы…
И я их покину!
Никто не вправе разорять гнездо
И рушить жизнь чужую в одночасье.
К тому же, хан, я твёрдо знаю, что
Нам ласточки
Несут на крыльях счастье!
Меня — убей! А их, прошу, не тронь…»
Хан: Я отступать без боя не привык
Но здесь живёт народ,
А я ведь думал, так себе — народец!»
Велик народ, в котором есть старик,
Готовый жизнь отдать за птичьи гнёзда!»
Акын 2: И хан ушёл отсюда навсегда,
Увёл свои войска в иные дали…
И вдруг птенцы взлетели из гнезда,
Как будто только этого и ждали!
Бегут года, течёт за веком век…
Меж гор крутых в долине плодородной,
Куда сбегают семь прозрачных рек,
Живёт народ –
Счастливый и свободный…
Старик: О чём же тут велась так долго речь?
Задумайся! Но не спеши с ответом.
О том, что нужно Ласточек беречь?
Наверно… Но только ли об этом?..
Исполнение песни «Алтын бесік» (Индиго).
Егорова Полина 9 «Б» класс.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим, что вы знаете о нашей Республике. Проведем небольшую викторину:
1.Государственные символы республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
2.Национальная валюта (Тенге)
3.Состязание акынов (Айтыс)
4.Первый летчик-космонавт Республики Казахстан (Т. Аубакиров)
5.Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок (Алдар Косе)
6.Национальное жилище казахов (Юрта)
7.Национальный напиток (Кумыс)
8.Первый Президент Республики Казахстан (Н. Назырбаев)
9.Вереница верблюдов (Караван)
10.Самая длинная река Казахстана (Иртыш 4248 км)
11.Что символизирует шанырак (Шанырак– сердце герба.Это очаг, семья)
12.Казахские народные инструменты (Домбра, сыбызгы, кобыз)
13.Казахский воин – герой (Батыр)
Исполнение песни «Мы дети одной большой земли» А. Курумбаевой..
1 чтец:
-Что значит Родина моя?
— Ты спросишь. Я отвечу:
— Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края
Все это — Родина твоя
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.
2 чтец:
Отан — жерім, Отан — суым,
Отан ?уат н?р береді.
Отан — ?ран, Отан — туым,
Отан м??гі г?лденеді.
3 чтец:
Пусть солнце льется на твои просторы
В богатстве недр и золоте зерна,
Пусть высится, как снеговые горы,
Для мирных дел казахская земля!
3 чтец:
Мы с песнею солнце встречаем
И день улыбается нам.
Мы славим тебя величая,
Свободный, родной Казахстан!
4 чтец:
?аза?стан?уатты, ?лкем ту?ан.
Сені? к?шті ?анаты? болды ма?ан ?ор?ан.
?аза?стан ескен жел асты?ты ?а?ады.
Отаным сен деп м??гі ж?регім со?ады.
Еркін, ?ш?ыр, т?уелсіз елім.
С?йікті Республикам мені?.
Г?лдене бер сен ?р?ашанда.
Бостанды? елі — Республикам мені?.
5 чтец:
В нашем крае вам не счесть больших озер,
В нашем крае вам не счесть лесистых гор,
В нашем крае счета нет отважным людям,
Населявшим с давних пор степной простор.
Воды родины моей, широта моих степей
С вереницами кочевий и цепочками гусей!
Заключительная песня «Мой Казахскан» С. Апасовой.
Ведущий: У казахов есть хороший обычай: любое хорошее событие сопровождается «Шашу» (разбрасывание конфет на счастье, благополучие), так пожелаем всем «Денсаулы? зор болсын, ба?ыт болсын, досты? болсын». Счастья, участья, здоровья»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *