Легенда древнего египта о богах

Боги и мифы древнего Египта | Top-Travel


Современная египетская культура, как и любая другая, проистекает из мифологии. Египтяне пытались подражать своим богам, так как считали их просто эталоном нравственности и порядочности. Древний Египет манит, и по сей день, своими тайнами, глубокими корнями и загадочностью.
Общие сведенья о богах Египта
Когда-то Египет называли «дар Нила», так как, разливаясь, река Нил приносила обильный плодородный ил, на котором потом произрастал урожай.
Египтяне древности превосходно строили и проектировали здания. Это доказывают пирамиды, а также руины древних храмов, построенные в честь богов. Их боги не общались с людьми и практически не вмешивались в человеческие дела, но имели все чувства: ненависть, любовь, зависть, мстительность. Ближе всего египтянам был бог города, в котором проживал человек.
По древним верованиям боги создали воду, небо, землю, а также растения, животных, людей, их чувства и т.д. Именно глубокая вера в богов и подвигла этот великий народ на создание своих архитектурных шедевров. Свои мифы египтяне записывали на папирусных свитках, высекали на стенах усыпальниц и на камнях храмов. Около 200 лет тому назад мифы предали огласки – ученый Ж.Ф. Шампольон смог расшифровать иероглифы.
Египетских богов насчитывалось примерно 700, каждый имел 5 имен, каждое имя, в свою очередь, имело связь с 1-м из элементов, а так же с астрономическими телами.
Боги не только создали весь мир, но и всегда поддерживали его, предохраняя от бед и ненастий, хотя для этого необходимо было им поклоняться. Так ли это на самом деле мы можем только гадать. Но египтяне были абсолютно уверены в покровителях и своей уязвимости перед богами.
По-египетски слово бог – нетер. Оно первоначально значило не совсем то, к чему привыкли мы или римляне или греки. Нетер – достопочтенный, возвышенный. Соответственно, река Нил, солнце, земля и небо, герои прошлого, фараоны, все были богами.
Творец в египетской мифологии
Многие боги Египтян изображены со звериными ликами, это связано с тем, что когда-то племена поклонялись зверю-покровителю Тотему. После многочисленных перестановок выдвигались главные боги в каждом царствовании. В древнем Египте не было единого мнения по поводу сотворения мира, только позже создателем в мифологии (богом-творцом) стал считаться Птах. Первоначально его культ сложился в городе Мемфис, а затем распространился по всему Египту.

Еще одно имя Птаха «Тот, кто за южной стеной», имея в виду под югом – вечность. Он произвел первых 8 богов, которые являлись его ипостасями, а также наш мир и все, что есть в нем языком и сердцем. К богам-последователям Птаха так же относят Ра и Осириса. Животные, люди, растения, города, ремесла, храмы и искусство: всё существует по велению Птаха.
Женой Птаха была богиня войны Сехмет, дочь бога Ра, мать Нефетрума – бога растительности. Сехмет почитали во всем Египте и изображали женщиной с львиной головой. В гневе богиня была ужасна. Мор, эпидемии болезней сыпались на людей, а ее внешний вид приводил в ужас противников фараона, которого она охраняла. С другой стороны Сехмет была еще и богиней-целительницей, она покровительствовала лекарям и врачам.
Культ бога Амон-Ра в Египте
В египетской мифологии, как и в жизни все взаимосвязано и каждое божество призвано помочь людям и служить примером для подражания, например Бог Ра, бог солнца, еженощно сражался со змеем Апопом за наступление дня. Представления о солнце как о боге, а точнее, как о силе, которая способна победить тьму, давало человеку возможность поверить в себя. Стремясь к идеалу, представляющемуся богом в виде человека с соколиной головой, человек должен был стремиться к самосовершенствованию.
В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. По мифам Ра состарился, и люди начали замышлять против него недоброе, тогда бог солнца собрал совет. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Было решено наказать людей, послав богиню Сехмет, чтобы та предстала львицей, пожирающей людей. Спастись от нее удалось, лишь опоив красным ячменным пивом, от которого Сехмет уснула и забыла о мести. После этого Ра оставил своим наместником на земле бога Геба, а сам взошел на спину небесной коровы и там продолжает править миром.
Но в Египте существовал еще один бог солнца – Амон. Его культ зародился в городе Фивы, а позднее распространился и дальше, по всему Египту. Богиня неба Нут была ему женой, которая родила сына бога луны Хонсу. Вместе они составили, так называемую, фиванскую триаду. Позже богов Ра и Амона объединили и придали государственный характер. Бог солнца стал называться Амон-Ра.
Этот бог являлся любимцем, как фараонов, так и низшего класса. Амона-Ра почитали мудрым, всеведущим и справедливым богом. Его называли «визирем бедняков», «царем всех богов» и «небесным заступником». В итоге во времена 13 династии фараонов бог солнца стал считаться главным среди всех богов. Фараону Амон-Ра даровал победы в битвах и сражениях, назывался его отцом.
Культ солнечного бога Ра установился в Древнем царстве: 2900-2270гг до н.э. И уже потом, в Среднем царстве (2100-1700гг до н.э.), перетек в культ Амона и, следовательно, в культ Амон-Ра.

Осирис – самый любимый бог египтян
Древним египтянам были очень близки боги, которые много страдали. Поэтому бог Осирис (владыка загробного мира), его жена Исида, сын Гор самые почитаемые и любимые персонажи египетской мифологии по сей день.
Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Когда Гор вырос, он победил Сета. Боги провозгласили Гора наследником Осириса, и он занял трон отца.
Гор дал проглотить отцу свое око, вырванное у него Сетом, и Осирис ожил. Он стал богом производительных сил природы, а также владыкой загробного мира и судьей в царстве мертвых. Научил людей виноделию и виноградарству, земледелию, добыче руды (медной и золотой), градостроительству, врачеванию, а так же учредил культ богов. Остаться среди людей он не пожелал и уступил трон сыну.
Осириса изображают зеленым человеком с виноградной лозой, обвивающей его. Подобно всему живому растительному миру, он умирает каждый год и затем возрождается к новой жизни.
Его супруга, богиня плодородия, ветра и воды Исида считается символом женственности и верности супругу. Исида помогала супругу сделать Египет более цивилизованным. Обучила египтянок прясть и ткать, лечить болезни и ввела понятие брака в жизнь. Исида так же была богиней мореплавания. В отсутствие Осириса (когда он был земным царем) мудро правила страной.
Богиня Исида была очень популярна в Египте и со временем прибавила черты и других богинь. Она почиталась покровительницей рожениц, определяла судьбу новорожденных царей. Культ Исиды влиял на мифологию древней Греции, Рим, а так же повлиял на христианство.
Немаловажна была роль бога Гора (Хора), как уже было отмечено выше, сына Исиды и Осириса. Так как Гор считался богом солнца и неба, его часто изображали в виде солнца с крыльями. Образ египетского бога Гора позднее тоже стал отождествляться с богом Ра.

В свою очередь бог Сет стал отождествляться со злым началом. В египетской мифологии Сет был богом пустыни, богом чужеземных стран. Он уничтожал священные деревья, съел священную кошку богини Басты и совершал много других злодеяний.
С Нового царства (1555-1090гг до н.э.) до начала нашей эры культ Осириса почитался главным. Вообще, представление древних египтян о загробном мире были важнейшей частью религии. Они верили, что смерть – это граница между жизнью и загробным царством.
Пантеон египетских богов очень обширен. Жрецы в Новом царстве привели его в стройную систему. Боги обзавелись родственными связями друг с другом. Египетская мифология, ее верования и ритуалы практиковались вплоть до принятия христианств. До сих пор невозможно представить Египет без этого богатого исторического наследия, которое завораживает своей глубиной и таинственностью.
Источник
Боги и мифы древнего Египта
4 (80%)

Калейдоскоп:

Египетский бог Амон-Ра
Египетский бог Хор
Египетский бог Осирис
Мифология Древнего Египта
Погода в Египте в ноябре
Каир – столица Египта
Достопримечательности Египта — Большой Сфин…
Религия древнего Египта
Река Нил в Египте
Почему в Египте запретили показ фильма «Исход: цар…
Пирамида Джедефра в Египте
Пирамиды Гизы в Египте

Мифы Древнего Египта 🚩 древние мифы египта 🚩 Литература

Второй темой, родившей множество мифов, стало земледелие. Плодородные долины Нила соседствовали с пустыней, периодически приносившей засуху. Во время разливов жители Египта возносили великому Хали свои молитвы. Бог, владеющий водами Нила, мог остановить бедствие.
Сбор урожая и последующее возрождение природы египтяне связывали с легендой об Осирисе. Его убил брат Сет, а жена Исида родила от мертвого Осириса сына Гора. Повзрослевший Гор убил коварного Сета и воскресил Осириса. Обряды, символизирующие воскресение Осириса, проводились в Египте ежегодно. А злой Сет остался богом пустыни и смерти.
Исида и Осирис стали самыми известными египетскими богами. Исида была богиней семьи, верности и материнства, долгое время она правила Египтом одна, потому, что ее муж не захотел возвращаться к людям.

Мифы о загробной жизни

Осирис с тех пор стал судить мертвых в загробном мире. А воскресение Осириса стало символом вечной жизни для египтян. Бог-шакал Анубис и бог Тот помогали правителю мира мертвых. Они взвешивали сердце умершего на весах. На другую сторону весов клали перо богини правды Маат.
Так, попадая в мир мертвых — Дуат, египтяне разделялись на праведных и грешников. Грешников отдавали на съедение чудовищу Амат, а праведники отправлялись в прекрасные поля Иалу наслаждаться вечным счастьем.
Все египтяне сознавали неизбежность суда Осириса, готовились пройти сложный путь по Дуату и умилостивить бога загробного мира. Подробности суда описывались в Книге мертвых и передавались из поколения в поколение.
Мифы древнего Египта являются культурным наследием человечества. Ученые отмечают важность их возникновения и сохранения для истории мировой культуры. Из египетских и греческих мифов родились многие сказки и легенды современности, они и сегодня сохраняют моральную и духовную ценность.

Читать «Мифы Древнего Египта» — Матье Милица Эдвиновна — Страница 1 — ЛитМир

Милица Эдвиновна Матье
Мифы Древнего Египта
Введение
Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии. Они являются необходимым источником и для изучения всей культуры Египта. Привлечение мифологического материала неизбежно и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства, ибо мифология — это «природа и общественные формы, уже переработанные бессознательно — художественным образом народной фантазией».
Однако значение египетских мифов этим не ограничивается: они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений различных времен и народов вообще, и для истории возникновения и развития христианства в частности. Происхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии страшного суда, богоматери и ряда святых, — все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области египетской религии.
Исследование египетской мифологии в значительной степени затрудняется отрывочностью и неполнотой сохранившегося материала. Совершенно несомненно, что все известные нам до сих пор сказания составляют крайне незначительное число по сравнению с тем количеством мифов, которые некогда слагались в долине Нила. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев мы не имеем полных записей и тех немногих сказаний, которые до нас дошли. Достаточно сказать, что у нас нет полного текста даже такого важнейшего сказания как миф об Осирисе. Равным образом до нас не дошли полные записи ряда космогонических и солнечных сказаний, не говоря уже о многочисленных легендах, слагавшихся вокруг различных местных культов богов, отдельных святилищ и некрополей.
Трудности изучения египетских мифов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются с другой стороны его крайним многообразием. Кроме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии являются различные религиозные тексты. Наиболее значительны из них так называемые Тексты Пирамид — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах пирамид фараонов V и VI династий (XXVII–XXVI вв. до н. э.), затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XX, XIX и XVIII веков до н. э. и, наконец, Книга Мертвых, — сборник религиозных текстов, образовавшийся из прежних заупокойных ритуалов с добавлением новых глав и песнопений.
В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Не меньшее значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи употребления которых надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий. Крайне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений.
Однако исследователь египетской мифологии не может ограничиваться изучением одних религиозных текстов; более того, он не может вообще ограничиваться одними письменными источниками, так как важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов египетской мифологии дает изучение памятников материальной культуры — храмов, гробниц, культовых статуй мумий почитавшихся священными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах и черепках, словом, всего того обилия памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий.
Наконец, очень существенны сведения, сообщаемые греческими и римскими авторами.
Сложность разработки всех этих разнообразных источников увеличивается тем огромным временным протяжением, от которого они сохранились. Тысячелетнее развитие египетской культуры, естественно, обусловило большую пестроту не только в различном оформлении восприятий одних и тех же явлений в зависимости от времени, места и среды их возникновения, но и вызвало на протяжении веков всевозможные переработки и изменения этих уже мифологически оформленных восприятий в силу различных условий бытования и использования сказаний.
В настоящей работе даны переводы всех основных египетских мифов, дошедших до нас в более или менее полных литературных записях. Автору казалось, однако, нецелесообразным приводить такие сказания, тексты которых перегружены массой магических формул или богословских рассуждений и которые представляют собой интерес только для узкого круга специалистов. Так, в переводах не включен текст сказания о Горе Бехудетском, содержание которого к тому же изложено в II главе первой части. В силу этих же соображений те сказания или отдельные эпизоды мифов, которые сохранились в текстах гимнов или заговоров, приведены с опущением таких строк гимнов или магических заклинаний, которые к данному мифу непосредственно не относятся и могли бы только затруднить его понимание. Что же касается сказаний, из которых, как уже указывалось выше, известны до сих пор только отдельные упоминания или отрывочные сведения, то по отношению к ним пришлось ограничиться изложением их содержания в первой части работы; однако, и в этих случаях по возможности даны переводы тех немногих текстов, которые из них известны.
Глава 1. Сказания о сотворении мира
Дошедшие до нас египетские сказания о сотворении мира на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым многообразием. Творцами богов, людей и вселенной выступают в этих легендах то животные, то птицы, то боги, то богини; по одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому — оно выходит из лотоса, а по третьему — из гусиного яйца. Различны и способы творения, и сами творцы, и общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.
К сожалению, почти ни одно из этих сказаний не сохранилось до нас целиком, и слишком часто мы не только не имеем связного изложения всего сказания, но нам не удается полностью восстановить даже сюжета той или иной легенды. Отсутствие записей большинства рассказов о происхождении мира приходится заполнять с помощью других источников, и в целом ряде случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании различных памятников как письменных, так и вещественных.
Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и казалось бы никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих с одной стороны произвести некоторые группировки сказаний, а с другой выявить те общественные условия, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.
Во многих легендах в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица.
Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему телу звездами. Об этом свидетельствуют и Тексты Пирамид, говорящие о «Ра, теленке золотом, рожденном небом», и позднейшие изображения, показывающие эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами (рис. 1*). Аналогичные представления о великой корове, создательнице мира и праматери всего живого, широко распространены в фольклоре Африки. У ряда африканских племен находим мы космогонические сказания, в которых, как и в Древнем Египте, божественная корова занимает главное место в процессе мироздания. И если в сказании племени шиллуков великая белая корова, появляющаяся из воды, приносит тыкву, из которой выходят все звери и прародители людей, а в легенде племени шона такая же корова, так же выходящая из воды, производит на свет первого вождя племени, то в космогонии Древнего Египта небесная корова, появляющаяся из первоначального хаоса, рождает солнечное божество, которое затем творит всю вселенную.

Все мифы древнего Египта кратко, боги и легенды — Мир Африки

Главным объектом, с помощью которого можно прикоснуться к знаниям великой цивилизации, являются, несомненно, пирамиды, на стенах которых впервые записывались основные вехи истории. Из таких надписей мы узнаём и о:
мифологических героях;
исторических событиях;
религиозных обрядах и законах.
Причём периодически некоторые данные менялись, связано это с постоянными изменениями в жизни Египта, а именно с поклонением различным божествам. Это стало одной из особенностей египетской мифологии, ведь в разные исторические периоды мифы о богах древнего Египта провозглашали главенствующей личностью разных персонажей, даже известный Амон-Ра является слиянием двух ранее почитаемых богов.
Из мифов древнего Египта учёные получают сведения о жизни тогдашней страны:
особенности культуры;
развитие цивилизации;
международные отношения;
понимание и использование природных явлений;
бытовая деятельность;
религиозные принципы и основы.
В основном все легенды создавались, дабы передать потомкам понимание таких вещей:
почитаемые божества;
сотворение вселенной;
создание и жизнь человека.
Описываемое миропонимание совпадает во многих деталях с иными культурами, имеющимися на тот момент и последующими.

Мифы о богах древнего Египта

Основная фигура в древнеегипетском пантеоне, в отличие от верований *Карфаген* – бог солнца, носящий разные имена, но чаще всего его называли Амон-Ра или просто Ра. Он, как считалось, был главным создателем вселенной, а сам же родился, по преданию, из лотоса. Обрадовавшись собственному рождению, Ра заплакал, из слёз возникли люди.
С этим богом ассоциировались и другие:
Атум, символ заходящего солнца;
Хепри, самовосстанавливающийся скарабей, символ созидательной силы.

Ра создал первых богов: Шу (ветер), Тефнут (влага). От них родились бог Геба (земля) и богиня Нут (небо). Последняя родила от Ра сына – Осириса, который получил безмерную власть от отца и стал владыкой на земле, дарующим обширные и полезные знания.
Этот персонаж очень популярен в мифах о богах древнего Египта, его образ связан с покровительством и знаниями, даже указано, что именно Осирис был первым правителем страны.
В сказаниях описывается его жизнь и политическая деятельность, похожая на судьбу многих последующих фараонов. Брат Осириса, бог пустынь Сет, совершил предательство ради власти и мести, что соответствовало часто встречающимся ситуациям в истории. Он заманил брата в роскошный саркофаг, сославшись на подарок, а затем закрыл его там и пустил по течению Нила.
В продолжение мифа можно узнать о жертвенности и преданности жени исчезнувшего царя, Исида сделала всё, чтобы найти его тело, и даже смогла зачать от него наследника, Гора. Есть версия, что она тогда впервые сделала мумию из тела своего мужа, в чём помог ей Анубис также бог, могущественный покровитель загробных миров.
Все члены этой семьи полюбились египтянам, так как они прошли через всевозможные страдания, поэтому мифы о богах древнего Египта пестрят их именами. Исида нередко представала в образе хитрой женщины, также она покровительствовала колдунам и магам, ведь сама была в этом сильна. Она смогла выведать даже тайное имя верховного Ра, что позволило ей обладать неимоверной силой.
Её сын, Гор, немало измучившийся в преследованиях дядей, богом Сетом, вырос храбрый воином и отомстил обидчику. А затем принял власть своего отца, заняв трон, его называли богом неба и солнца. Гору удалось оживить отца, скормив ему свой глаз, вырванный в бою Сетом.
Знания, которые затем Осирис дал людям, немалые:
виноградарство;
добыча разных руд;
земледелие;
врачевание;
градостроительство;
культ богов.
Мифы древнего Египта, относящиеся к Новому царству, отражают максимальное почитание именно этого бога, ставшего главным, ведь Осирис отвечал за загробный мир и судил умерших после смерти. Эта сфера существования для древних египтян была особо ценной, так как загробная жизнь считалась более важной, и к ней готовились ответственно всю жизнь на земле.
Количество богов в египетском пантеоне значительное, причём один и тот же персонаж мог изображаться и называться по-разному, ведь в каждой области страны сказания трактовали по-своему. И всё же основные детали были общими, как и многие символы, например анкх который сопровождал почти каждого бога на рисунках.

Египетская мифология » Страшные истории

                          

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *