Легенда о арбузе

Легенда об арбузе | Сказочные фантазии

Рас­ска­зыва­ют, что ко­роль Хунг Вы­онг Де­вятый усы­новил од­но­го вось­ми­лет­не­го маль­чи­ка и дал ему имя Май И­ен. При­ем­ный сын ко­роля быс­тро рос, а ког­да же­нил­ся, ро­дилось у не­го двое де­тей, сын и дочь. Ко­роль лю­бил Май И­ена, щед­ро ода­ривал его, по­ручал ему вес­ти вы­год­ные де­ла. Сам Май И­ен мно­го ра­ботал, а ког­да раз­бо­гател, то час­тень­ко пов­то­рял:
— Все, что я имею, за­рабо­тано мо­им тру­дом.
Ко­роль уз­нал об этом и страш­но рас­сердил­ся. Он ска­зал:
— Май И­ен — неб­ла­годар­ный че­ловек. Сош­лю его на без­людный ос­тров. Пос­мотрим, как он бу­дет жить даль­ше.
Слу­ги ко­роля по­сади­ли Май И­ена и его семью в лод­ку, от­везли их на ос­тров, рас­по­ложен­ный пос­ре­дине мо­ря, ос­та­вили им еды на че­тыре дня и у­еха­ли.
Же­на Май И­ена взгля­нула на го­лые кам­ни, на ос­трые ска­лы и зап­ла­кала. Но Май И­ен, сме­ясь, стал ее ус­по­ка­ивать:
— Нас ро­дил бог, он не ос­та­вит нас!
В один из дней уви­дел он при­чуд­ли­вую пти­цу, ко­торая при­лете­ла с за­пада. Пти­ца се­ла на де­рево, пры­гая с од­ной вет­ки на дру­гую, а из клю­ва ее па­дали на зем­лю ка­кие-то се­меч­ки. По­том пти­ца уле­тела. Че­рез не­кото­рое вре­мя на том мес­те, ку­да упа­ли се­мена, вы­рос­ли зе­леные рас­те­ния, ко­торых ни Май И­ен, ни его же­на ни­ког­да не ви­дели. У них бы­ли стран­ные круг­лые и боль­шие пло­ды. Май И­ен сор­вал один из них и поп­ро­бовал. Плод ока­зал­ся соч­ным и слад­ким. Он об­ра­дован­но вос­клик­нул:
— Бог пос­лал нам пи­щу!
За­тем он стал со­бирать се­мена от каж­до­го пло­да и бро­сать их в зем­лю. Вско­ре пло­дов ста­ло так мно­го, что мож­но бы­ло на­чать тор­говлю. Но на ос­тро­ве, кро­ме Май И­ена, его же­ны и двух де­тей, ни­кого не бы­ло. Тог­да Май И­ен взял са­мый круп­ный плод и на его тол­стой зе­леной кор­ке вы­резал но­жом, что на без­людном ос­тро­ве пос­ре­ди мо­ря во мно­жес­тве рас­тут соч­ные, вкус­ные пло­ды. Этот плод с пись­ме­нами Май И­ен бро­сил в мо­ре и стал ждать, что бу­дет даль­ше.
Проп­лы­вал ми­мо ос­тро­ва один тор­го­вый ко­рабль, и мат­ро­сы за­мети­ли на вол­нах круг­лый пред­мет. Они под­ня­ли его на борт и проч­ли пись­ме­на Май И­ена. Ка­питан при­казал из­ме­нить курс, и суд­но прис­та­ло к без­людно­му ос­тро­ву, бо­гато­му не­ведо­мыми пло­дами.
Май И­ен об­ме­нял пло­ды на рис, и ко­рабль ушел со сво­им гру­зом на боль­шую зем­лю. С той по­ры ос­тров ста­ли час­то по­сещать тор­го­вые ко­раб­ли и за­купать у Май И­ена ди­ковин­ные пло­ды. На­род по­любил эти пло­ды и охот­но по­купал их. А Май И­ен бо­гател.
Как-то ко­роль вспом­нил о сво­ем при­ем­ном сы­не и при­казал слу­гам плыть на ос­тров и уз­нать, жив ли он еще. Слу­ги вер­ну­лись и до­ложи­ли ко­ролю обо всем, что уви­дели на ос­тро­ве. Ко­роль вос­клик­нул:
— Да, он был прав! — и при­казал вер­нуть Май И­ена — во дво­рец. Ког­да Май И­ен вер­нулся, ко­роль вновь дал ему ра­боту, и тот тру­дил­ся всю жизнь до са­мой смер­ти.
С тех пор ос­тров ста­ли на­зывать ос­тро­вом Ан Ти­ем — это бы­ло вто­рое имя Май И­ена. На нем вы­рос­ла де­рев­ня Май-Тхон. В на­ше вре­мя эта де­рев­ня вхо­дит в у­езд Нга- Шон про­вин­ции Тхань-Хоа. Это ро­дина соч­ных и са­харис­тых ар­бу­зов. У этих пло­дов есть и дру­гое наз­ва­ние — «тэй-куа», то есть «за­пад­ный плод», так как впер­вые их при­нес­ла пти­ца, при­летев­шая с за­пада.

Камышин: легенда об арбузе.
:: Кошачий чай и кошкины чаяния. :: @дневники: асоциальная сеть

Легенда об арбузе.
Издавна славятся камышинские арбузы. Теперь, как и раньше, в окрестностях города Камышина, по обоим берегам Волги, бахчами занята значительная площадь. Летом, наливаясь на знойном солнце соком, здесь зреют крупные светло-зеленые, испещренные темными полосами, прославленные арбузы.
Свою известность получили они давно, после того как в 1722 году воевода и жители города угостили ими направлявшегося во время персидского похода на Каспий императора Петра Первого. О его прибытии в город и о том, что царь намерен в нем отдохнуть и отобедать, воевода уведомлен был заранее. Он приготовил все к встрече именитого гостя, и обед удался на славу. После каждой заздравной чаши к распахнутому настежь окну воеводского дома подходил офицер, взмахивал белым платочком, и на Волге со всех стругов раздавался дружный залп пушек. В самом конце обеда вслед за сладким ягодным киселем и медовыми пряниками поданы были арбузы. Увидев их, царь воскликнул:
— Это ты их откуда же, из-за границы, что ли, выписал?
Воевода скромно ответил:
— Нет, государь, легкое ли дело представить их сюда из заморской страны. Здешние, у нас они произрастают на бахчах. Царь взял самый крупный арбуз и, любуясь им, перекинул из одной руки в другую.
-Тяжелехонек, никак не меньше полпуда.
Попросил нож, разрезал. Арбуз был сочен и сладок. Царь съел ломоть, взял другой и, подозвав к себе офицера, сказал ему:
— Распорядись, чтобы сейчас же в честь вот этих фруктов был трижды дан салют.
Офицер подбежал к окну, взмахнул платком, и один за другим грянули пушечные залпы. Когда они отгремели, Петр Первый обратился к воеводе:
— Знаешь, в Москву должна сегодня пойти эстафета, так вот с нею я пошлю письмо, чтобы, не мешкая, отлили из меди арбуз и прислали его сюда. А ты в память того, что они здесь растут, такие знатные, поставишь его на шпиле городского магистрата для всеобщего обозрения.
На следующий день рано утром Петр Первый отплыл из города. А месяца через полтора по его распоряжению доставили воеводе медный арбуз. На нем были нанесены чернью полосы, а сверху сделан закрученный колечком стебель и несколько резных листьев. Этот арбуз, как и распорядился царь, установили на шпиле на крыше городского магистрата.
Прошло лет пятьдесят—шестьдесят, и он куда-то исчез, пропал бесследно. До сих пор местным краеведам не удалось его отыскать. Никто точно не знает, куда девалась эта достопримечательность города. Высказано немало предположений. Одни настойчиво утверждают, что медный арбуз во время взятия города Емельяном Пугачевым кем-то был похищен. Вор посчитал, что он отлит из золота. Но потом, убедившись, что арбуз медный, выбросил его потихоньку как бесполезную вещь. Другие же уверяют, что его как подарок царя при появлении пугачевцев сняли и спрятали сами городские власти. Но спрятали так старательно, что после его не смогли отыскать.
Как те, так и другие, считают, что арбуз этот где-то еще сохранился до наших дней. Третьи же заявляют, что арбуза давным-давно уже нет. По их мнению, он расплавился во время одного из больших пожаров, бывших в городе в ХVIII столетии, когда сгорели большая его часть и само здание магистрата.
Но что-то в этой легенде не сходится.В походном журнале императора записано: «По утру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из 15-ти, им ответствовали из 3-х пушек, где Его Величество изволил осмотреть город и тут быв часа с два, пошли в путь…»
Согласно легенде, бытующей в этих краях, Петр I вкусил местной ягоды и, громогласно воскликнув: «Зело отменный плод!», — повелел отлить копию в натуральную величину. Исследователь Леопольдов А.Ф. в «Исторических очерках» 1848 года записал следующее:
«В 1722 году здешние города, стоящие при Волге, обрадованы были посещением Петра Великого во время шествия его по Волге в Персидский поход. Царь проезжал летом, в начале июня. Петр Великий был и в Камышине, где между прочим узнав, что в окрестностях его родятся самые лучшие арбузы, повелел на градском доме поставить не шпице медный арбуз. Так говорит предание».
— Вчитайтесь: «узнав о лучших арбузах», но не попробовав, — высказывает сомнение руководитель Клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леонид Смелов. — Как истинный историк, Леопольдов делает ссылку на предание. Камышане тоже ссылаются на предание, да только верится в него с трудом. Почему — ответит любой местный житель. В тексте сказано: «в начале июня»… Походный журнал царя констатирует: 15-го числа. Переводим дату на новый календарь — получаем конец июня. Горький факт: в этом месяце арбузы в Камышинском районе еще не выспевают! Другое дело, что Камышинский край самой природой создан для выращивания арбузов.
И в этом нет никаких сомнений. Даже в 1769 году академик Иван Лепёхин описывал городок так:
«Жители питались от посева дынь и арбузов… ни в каком другом посеве не упражнялись».
Странно, как мог Пётр 1 попробовать арбуз, если к концу июня они даже не могли созреть. Но как мне рассказали местные старожилы, возможны несколько вариантов произошедшего события.
Во-первых, нет точного описания арбуза, который вкусил император. Возможно, это был соленый арбуз, который тоже уникален на вкус, и ничем не уступает свежему арбузу.
Во-вторых, возможно, это был и свежий арбуз. Так как существуют несколько способов сохранить ягоду в свежем виде продолжительный промежуток времени. Например, в районе сегодняшнего пляжа Гремячий находится Гремячий ключ или родник, в который, по словам местных старожил и музейных работников, помещали бочки с песком и арбузами под холодную воду. Или другой способ хранения: арбузы берутся по возможности свежие, а еще лучше, если их брать прямо с плетей. Взятые арбузы обмазываются густо разведенной глиной с примесью мелко нарубленного сена и кладутся сушиться на солнечном месте. После первой обмазки, когда она высохнет и начинает трескаться, следует произвести вторичную обмазку, и производить до тех пор, пока перестанет трескаться. Когда обмазка высохнет, то арбузы складывают в сухое полутеплое место, переслаивая сеном.
Также возможен и другой вариант, хранение арбузов на стеллажах с подстилкой в виде песка или сена в сухих местах, куда не проникают солнечные лучи ,или в тех же местах подвешивать арбуз в плетенных мешочках или корзинах.
Или наши предки знали иной уникальный способ хранения чудо-ягоды, который, к сожалению, не дошел до нашил дней.
Так, возможно, что это легенда и не выдумка, но навряд ли мы точно сможем узнать, как всё было на самом деле, если, конечно, не изобретут машину времени.
Сейчас в Краеведческом музее хранится аналог того самого арбуза, который был отлит по повелению Петра 1. На данный момент никто не знает, где находится его оригинал. Как говорят музейные работники он весит около 100 кг плюс подставка 30 кг..
Источник: contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2377&item=rabota
История Камышина хранит немало самых разных легенд. Но есть одна – самая гордая, самая сладкая и очень красивая. Это легенда об арбузе. Вот что рассказала «КаравайNEWS» старший научный сотрудник Камышинского историко — краеведческого музея Татьяна Викторовна Четвертнова.
В России арбуз получил известность лишь к началу XVII века. К этому времени он широко распространился по берегам Волги, Дона, на Кубани. Стрельцы, охранявшие волжские крепости Саратов, Царицын, Камышин, вместе со своими семьями стали возделывать бахчи прямо за стенами крепостей, — начала свой увлекательный рассказ Татьяна.
Итак, легенда гласит, что в 1722 году в крепости Камышенке (старинное написание названия реки Камышинки) побывал русский император Петр I. Местный воевода Яков Буш велел подать на десерт арбуз. Отведав его, царь пришел в полный восторг: «Откуда ты их берешь такие знатные? Из – за границы привозишь?». На что воевода скромно ответил: «Что ты, батюшка, с наших бахчей!».
Еще пуще царь удивился: диковинная заморская ягода, которую к императорскому столу поставляют из Индии, Персии, Африки, оказывается, в его государстве произрастает! Чудеса, да и только!». И повелел по этому проводу произвести салют изо всех артиллерийских орудий, защищавших крепость. Позднее Петр отправил гонцов в город на Неве с приказом отлить диковинный полосатый плод из меди, перевезти в крепостцу Камышенку и водрузить на вертикальном остроконечном завершении здания (шпиле) городского управления (магистрата), как символ города.
Куда делся тот арбуз из меди – нам неведомо. По одной версии он расплавился в огне городского пожара (таковые раньше часто случались); по другой — его переплавили на оружие, когда началась война с Наполеоном в 1812 году. Тем не менее, легенда об арбузе жива и до сих пор волнует сердца волжан. Волгоградский поэт Николай Ненашев посвятил яркому историческому событию («Баллада о медном арбузе»). Вот несколько строк из нее: «Царь… съел пламенеющий ломоть, и, улыбнувшись камышанам, сказал: «Зело отменный плод!». Эта «фраза Петра Великого» стала названием камышинского арбузного фестиваля.
Прибыв в Питер, царь отправил повеление астраханскому губернатору (Камышин некогда относился к Астраханской губернии), согласно которому арбуз в обязательном порядке должен был поставляться ко двору Его Величества.
Крупная сочная ягода нередко выступала в качестве необычного десерта во время собраний – балов с участием женщин (дворцовых ассамблей). Интересная деталь: для усиления вкуса дольки предварительно пропитывали сахарным сиропом. Примечательно, что наши прадеды не ели арбузы свежими, долго вымачивали нарезку, затем варили с перцем и острыми пряностями (или в концентрированном сахарном растворе).
Доставка необычного десерта ко двору продолжалась и при царице Елизавете (дочери Петра). Существовала так называемая «Фруктовая почта». За ее исправную деятельность головой отвечал штабс – капитан по фамилии Зубов.
Арбузы хрупкие. Чтобы не побились при транспортировке, их с большим старанием «укутывали» соломенной и войлочной «одежкой», укладывали помещали в лубочные ящики. Наполненную тару подвешивали на ремнях к «качкам» (телегам). Обоз трясся на ухабах, а арбузам – хоть бы что: ящики качаются из стороны в сторону, «баюкая» драгоценный груз!
Долгое время крестьяне выращивали арбузы только для собственных нужд, позднее стали использовать полученную продукцию для продажи. Постепенно с приусадебных участков и огородов отменный плод переселился на поля и приобрел значение промышленной культуры.
Источник: www.karavaynews.ru/ekskursii-s-karavaynews/v-ch…

Камышин: легенда об арбузе.
:: Кошачий чай и кошкины чаяния. :: @дневники: асоциальная сеть

Легенда об арбузе.
Издавна славятся камышинские арбузы. Теперь, как и раньше, в окрестностях города Камышина, по обоим берегам Волги, бахчами занята значительная площадь. Летом, наливаясь на знойном солнце соком, здесь зреют крупные светло-зеленые, испещренные темными полосами, прославленные арбузы.
Свою известность получили они давно, после того как в 1722 году воевода и жители города угостили ими направлявшегося во время персидского похода на Каспий императора Петра Первого. О его прибытии в город и о том, что царь намерен в нем отдохнуть и отобедать, воевода уведомлен был заранее. Он приготовил все к встрече именитого гостя, и обед удался на славу. После каждой заздравной чаши к распахнутому настежь окну воеводского дома подходил офицер, взмахивал белым платочком, и на Волге со всех стругов раздавался дружный залп пушек. В самом конце обеда вслед за сладким ягодным киселем и медовыми пряниками поданы были арбузы. Увидев их, царь воскликнул:
— Это ты их откуда же, из-за границы, что ли, выписал?
Воевода скромно ответил:
— Нет, государь, легкое ли дело представить их сюда из заморской страны. Здешние, у нас они произрастают на бахчах. Царь взял самый крупный арбуз и, любуясь им, перекинул из одной руки в другую.
-Тяжелехонек, никак не меньше полпуда.
Попросил нож, разрезал. Арбуз был сочен и сладок. Царь съел ломоть, взял другой и, подозвав к себе офицера, сказал ему:
— Распорядись, чтобы сейчас же в честь вот этих фруктов был трижды дан салют.
Офицер подбежал к окну, взмахнул платком, и один за другим грянули пушечные залпы. Когда они отгремели, Петр Первый обратился к воеводе:
— Знаешь, в Москву должна сегодня пойти эстафета, так вот с нею я пошлю письмо, чтобы, не мешкая, отлили из меди арбуз и прислали его сюда. А ты в память того, что они здесь растут, такие знатные, поставишь его на шпиле городского магистрата для всеобщего обозрения.
На следующий день рано утром Петр Первый отплыл из города. А месяца через полтора по его распоряжению доставили воеводе медный арбуз. На нем были нанесены чернью полосы, а сверху сделан закрученный колечком стебель и несколько резных листьев. Этот арбуз, как и распорядился царь, установили на шпиле на крыше городского магистрата.
Прошло лет пятьдесят—шестьдесят, и он куда-то исчез, пропал бесследно. До сих пор местным краеведам не удалось его отыскать. Никто точно не знает, куда девалась эта достопримечательность города. Высказано немало предположений. Одни настойчиво утверждают, что медный арбуз во время взятия города Емельяном Пугачевым кем-то был похищен. Вор посчитал, что он отлит из золота. Но потом, убедившись, что арбуз медный, выбросил его потихоньку как бесполезную вещь. Другие же уверяют, что его как подарок царя при появлении пугачевцев сняли и спрятали сами городские власти. Но спрятали так старательно, что после его не смогли отыскать.
Как те, так и другие, считают, что арбуз этот где-то еще сохранился до наших дней. Третьи же заявляют, что арбуза давным-давно уже нет. По их мнению, он расплавился во время одного из больших пожаров, бывших в городе в ХVIII столетии, когда сгорели большая его часть и само здание магистрата.
Но что-то в этой легенде не сходится.В походном журнале императора записано: «По утру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из 15-ти, им ответствовали из 3-х пушек, где Его Величество изволил осмотреть город и тут быв часа с два, пошли в путь…»
Согласно легенде, бытующей в этих краях, Петр I вкусил местной ягоды и, громогласно воскликнув: «Зело отменный плод!», — повелел отлить копию в натуральную величину. Исследователь Леопольдов А.Ф. в «Исторических очерках» 1848 года записал следующее:
«В 1722 году здешние города, стоящие при Волге, обрадованы были посещением Петра Великого во время шествия его по Волге в Персидский поход. Царь проезжал летом, в начале июня. Петр Великий был и в Камышине, где между прочим узнав, что в окрестностях его родятся самые лучшие арбузы, повелел на градском доме поставить не шпице медный арбуз. Так говорит предание».
— Вчитайтесь: «узнав о лучших арбузах», но не попробовав, — высказывает сомнение руководитель Клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леонид Смелов. — Как истинный историк, Леопольдов делает ссылку на предание. Камышане тоже ссылаются на предание, да только верится в него с трудом. Почему — ответит любой местный житель. В тексте сказано: «в начале июня»… Походный журнал царя констатирует: 15-го числа. Переводим дату на новый календарь — получаем конец июня. Горький факт: в этом месяце арбузы в Камышинском районе еще не выспевают! Другое дело, что Камышинский край самой природой создан для выращивания арбузов.
И в этом нет никаких сомнений. Даже в 1769 году академик Иван Лепёхин описывал городок так:
«Жители питались от посева дынь и арбузов… ни в каком другом посеве не упражнялись».
Странно, как мог Пётр 1 попробовать арбуз, если к концу июня они даже не могли созреть. Но как мне рассказали местные старожилы, возможны несколько вариантов произошедшего события.
Во-первых, нет точного описания арбуза, который вкусил император. Возможно, это был соленый арбуз, который тоже уникален на вкус, и ничем не уступает свежему арбузу.
Во-вторых, возможно, это был и свежий арбуз. Так как существуют несколько способов сохранить ягоду в свежем виде продолжительный промежуток времени. Например, в районе сегодняшнего пляжа Гремячий находится Гремячий ключ или родник, в который, по словам местных старожил и музейных работников, помещали бочки с песком и арбузами под холодную воду. Или другой способ хранения: арбузы берутся по возможности свежие, а еще лучше, если их брать прямо с плетей. Взятые арбузы обмазываются густо разведенной глиной с примесью мелко нарубленного сена и кладутся сушиться на солнечном месте. После первой обмазки, когда она высохнет и начинает трескаться, следует произвести вторичную обмазку, и производить до тех пор, пока перестанет трескаться. Когда обмазка высохнет, то арбузы складывают в сухое полутеплое место, переслаивая сеном.
Также возможен и другой вариант, хранение арбузов на стеллажах с подстилкой в виде песка или сена в сухих местах, куда не проникают солнечные лучи ,или в тех же местах подвешивать арбуз в плетенных мешочках или корзинах.
Или наши предки знали иной уникальный способ хранения чудо-ягоды, который, к сожалению, не дошел до нашил дней.
Так, возможно, что это легенда и не выдумка, но навряд ли мы точно сможем узнать, как всё было на самом деле, если, конечно, не изобретут машину времени.
Сейчас в Краеведческом музее хранится аналог того самого арбуза, который был отлит по повелению Петра 1. На данный момент никто не знает, где находится его оригинал. Как говорят музейные работники он весит около 100 кг плюс подставка 30 кг..
Источник: contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2377&item=rabota
История Камышина хранит немало самых разных легенд. Но есть одна – самая гордая, самая сладкая и очень красивая. Это легенда об арбузе. Вот что рассказала «КаравайNEWS» старший научный сотрудник Камышинского историко — краеведческого музея Татьяна Викторовна Четвертнова.
В России арбуз получил известность лишь к началу XVII века. К этому времени он широко распространился по берегам Волги, Дона, на Кубани. Стрельцы, охранявшие волжские крепости Саратов, Царицын, Камышин, вместе со своими семьями стали возделывать бахчи прямо за стенами крепостей, — начала свой увлекательный рассказ Татьяна.
Итак, легенда гласит, что в 1722 году в крепости Камышенке (старинное написание названия реки Камышинки) побывал русский император Петр I. Местный воевода Яков Буш велел подать на десерт арбуз. Отведав его, царь пришел в полный восторг: «Откуда ты их берешь такие знатные? Из – за границы привозишь?». На что воевода скромно ответил: «Что ты, батюшка, с наших бахчей!».
Еще пуще царь удивился: диковинная заморская ягода, которую к императорскому столу поставляют из Индии, Персии, Африки, оказывается, в его государстве произрастает! Чудеса, да и только!». И повелел по этому проводу произвести салют изо всех артиллерийских орудий, защищавших крепость. Позднее Петр отправил гонцов в город на Неве с приказом отлить диковинный полосатый плод из меди, перевезти в крепостцу Камышенку и водрузить на вертикальном остроконечном завершении здания (шпиле) городского управления (магистрата), как символ города.
Куда делся тот арбуз из меди – нам неведомо. По одной версии он расплавился в огне городского пожара (таковые раньше часто случались); по другой — его переплавили на оружие, когда началась война с Наполеоном в 1812 году. Тем не менее, легенда об арбузе жива и до сих пор волнует сердца волжан. Волгоградский поэт Николай Ненашев посвятил яркому историческому событию («Баллада о медном арбузе»). Вот несколько строк из нее: «Царь… съел пламенеющий ломоть, и, улыбнувшись камышанам, сказал: «Зело отменный плод!». Эта «фраза Петра Великого» стала названием камышинского арбузного фестиваля.
Прибыв в Питер, царь отправил повеление астраханскому губернатору (Камышин некогда относился к Астраханской губернии), согласно которому арбуз в обязательном порядке должен был поставляться ко двору Его Величества.
Крупная сочная ягода нередко выступала в качестве необычного десерта во время собраний – балов с участием женщин (дворцовых ассамблей). Интересная деталь: для усиления вкуса дольки предварительно пропитывали сахарным сиропом. Примечательно, что наши прадеды не ели арбузы свежими, долго вымачивали нарезку, затем варили с перцем и острыми пряностями (или в концентрированном сахарном растворе).
Доставка необычного десерта ко двору продолжалась и при царице Елизавете (дочери Петра). Существовала так называемая «Фруктовая почта». За ее исправную деятельность головой отвечал штабс – капитан по фамилии Зубов.
Арбузы хрупкие. Чтобы не побились при транспортировке, их с большим старанием «укутывали» соломенной и войлочной «одежкой», укладывали помещали в лубочные ящики. Наполненную тару подвешивали на ремнях к «качкам» (телегам). Обоз трясся на ухабах, а арбузам – хоть бы что: ящики качаются из стороны в сторону, «баюкая» драгоценный груз!
Долгое время крестьяне выращивали арбузы только для собственных нужд, позднее стали использовать полученную продукцию для продажи. Постепенно с приусадебных участков и огородов отменный плод переселился на поля и приобрел значение промышленной культуры.
Источник: www.karavaynews.ru/ekskursii-s-karavaynews/v-ch…

Арбуз — Сказки, истории, мифы, фольклор и эпос народов Мира

Жил в одной деревне крестьянин с женой. Детей у них не было. Крестьянин весь день работал в поле, к вечеру возвращался домой, ужинал и снова шел в поле. Ему некогда было печалиться о том, что не подрастает ему помощник. Зато жена его день и ночь сокрушалась об этом.
Как-то в полдень она собралась идти в поле — нести мужу обед — и подумала: «Ах, будь у нас сынок, не нужно было бы мне ходить в поле! Он отнес бы отцу обед».
Так, горестно размышляя, она направилась было к двери, но вдруг услыхала, как лежащий в углу арбуз тихо сказал:
— Дай-ка мне обед, матушка, я отнесу его отцу! Сначала женщина испугалась, но потом собралась с духом и ответила:
— Ведь ты такой маленький, тебе будет тяжело. Но арбуз настаивал:
— Положи мне на голову узелок с едой, матушка, и скажи, куда надо идти и как мне узнать отца.
Долго он уговаривал ее, пока наконец женщина не согласилась. Показала она ему дорогу и сказала, что один бык у отца белый, другой — пятнистый.
И арбуз с узелком на голове отправился в путь. Долго катился он, пока не докатился до того поля, где работал крестьянин.
Увидев его на пашне, арбуз закричал:
— Эй, отец мой, который пашет на быках! Иди скорей сюда, отведай кушанья, а то оно остынет!
Крестьянин услыхал, что кто-то зовет его, и удивился: ведь на поле никого не было. Чей же это голос? Кто бы это мог быть? Оглядываясь по сторонам., он пошел в том направлении, откуда слышался зов, и, когда подошел ближе и вгляделся, удивлению его не было границ — перед ним с узелком на голове лежал арбуз.
Увидев крестьянина, арбуз повторил:
— Разверни узелок, отец, поешь!
Крестьянин очень обрадовался новоявленному сыну. Он почувствовал к нему отцовскую любовь, поднял его на руки и поцеловал.
Когда крестьянин принялся за еду, арбуз сказал:
— Позволь мне, отец, поработать вместо тебя. Крестьянин рассмеялся.
Ты еще очень мал, сынок, — ласково сказал он. — Боюсь, как бы ты не провалился с головой в навоз.
Нет, отец, не бойся за меня. Я буду переходить от одного быка к другому, а в случае опасности заберусь на плуг.
Как ни отговаривал его крестьянин, арбуз не послушался. Быстро покатился он в поле и стал громко понукать быков. Работа шла исправно. Крестьянин только руками разводил: «И откуда у малыша такая сноровка?!»
Он улегся отдохнуть в прохладной тени дерева. А арбуз тем временем пахал, переходя от одного быка к другому и стараясь не провалиться в навоз, который они за собой оставляли. Но вот арбуз захотел перебраться на плуг, но сил своих не рассчитал и свалился прямо в навоз. Быки двинулись дальше, а арбуз остался лежать на месте.
Крестьянин проснулся и увидел, что быки стоят, а арбуза нигде нет. Он принялся за работу сам. Под вечер, окончив пахать, он выпряг быков и отправился домой.
Вскоре в поле пришла женщина собирать навоз. Она увидела арбуз и помогла ему выбраться из грязи. Арбуз был очень сердит:
— Отвечай, куда девались мои быки! Не ты ли их украла?
Бедная женщина испугалась и, чтобы отвести от себя подозрения, сказала:
— Твоих быков увел раджа. Он пошел вон той до?рогой.
И она указала дорогу. Услышав это, арбуз пришел в ярость. Он то бледнел, то зеленел и всячески бранил раджу. Когда же гнев его чуть поутих, он решил отправиться за быками. Соорудил себе повозку из тростника, впряг в нее двух мышей и пустился в путь.
По дороге ему встретилась муравьиха.
— Куда направляется эта великолепная повозка, дядюшка? — спросила она.
Сделал я повозку себе из тростника,
Быстрых двух мышей я впряг в нее пока;
Сам раджа похитил двух моих быков,
За свое добро я постоять готов!
— отвечал арбуз.
Муравьиха попросила взять ее с собой.
— Ну ладно, садись мне в ухо, — согласился арбуз и?посадил муравьиху себе в ухо.
Поехали они дальше. По дороге им встретилась пантера.
— Куда направляешься, дядюшка? — спросила она.
Арбуз ответил ей то же, что и муравьихе. Пантера попросила и ее взять с собой. Арбуз согласился, и они отправились дальше.
Затем они повстречали тигра. Он тоже присоединился к ним.
Ехали они довольно долго и наконец приехали ко дворцу раджи. Тут арбуз велел передать радже свое условие: «Если немедленно пе возвратите мне моих быков, пеняйте на себя. Или верните быков, или готовьтесь к битве!»
Эта дерзость так разгневала раджу, что глаза его налились кровью, и он приказал немедленно бросить арбуз на съедение козам.
Приказ раджи был исполнен. Но арбуз ночью выпустил на волю пантеру и сказал ей:
— Загрызи всех коз и наешься досыта!
К утру пантера расправилась со всем стадом, а слуги раджи прибежали к нему с жалобой, что арбуз перегрыз горло всем козам. Раджа рассвирепел. Он повелел бросить арбуз на съедение быкам.
Ночью, лежа около быков, арбуз выпустил из своего уха тигра и велел ему прикончить всех быков. К утру тигр прикончил их.
Раджа узнал об этом, и разум его чуть не помутился от гнева. Он приказал бросить арбуз на съедение слону.
Попав к слону, арбуз вытащил из уха муравьиху. Та забралась слону в хобот и защекотала слона до смерти.
Когда на следующее утро радже доложили, что арбуз все еще цел и невредим, тот больше не гневался. Он велел дать арбузу двух быков и выпроводить его из своего царства.
Так арбуз, нимало не пострадав, вернулся домой к крестьянину и его жене и привел им двух быков.

Краеведческие библиографические пособия — Деяния времен Петровых

6 июля 2012
Деяния времен Петровых
Назад

К читателю

Предлагаемый Вашему вниманию библиографический указатель «Деяние времён Петровых» познакомит с литературой, посвященной важным историческим событиям в судьбе Камышина — пребыванию Петра I в нашем городе и воплощению задуманного им строительства канала между Камышинкой и Иловлей, а также с легендой о камышинском арбузе.
Указатель приурочен к 315-летию начала строительства канала между Камышинкой и Иловлей и 290-летию посещения Камышина Петром I.

Указатель состоит из трёх разделов: «Пётр I и Камышин», «Канал Великого царя» и «Легенда об арбузе». Каждый раздел начинается с небольшой вступительной статьи, раскрывающей тему.
Литература в разделах расположена в алфавите авторов и заглавий и имеет сплошную нумерацию.
Пособие снабжено алфавитным указателем авторов и заглавий, который дает ссылку на номер записи.
В данном указателе использованы иллюстрации рисунков камышинского художника Павла Бутяева.
Библиографическое пособие адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей родного края.
Пётр I и Камышин

В ХVII – ХVIII веках наступил новый период в истории города Камышина, когда юный Пётр I начал преобразования в Российском государстве. В ходе подготовки к азовским походам в 1692 году царь приказал восстановить Камышинскую крепость. Во время первого азовского похода в 1695 году главные силы российских войск прошли Волгой из Казани до Царицына мимо устья Камышинки. Секретари Петра оставили в судовом журнале запись: «В седьмом часу дня проплыли реку Камышинку и место, где бывал город Камышенок, который разорил Стенька Разин»[20, с. 20].
Голландский путешественник Корнелий Бруин и историк В. Н. Татищев утверждают, что закладка города Дмитриевска в 1696 году была связана не столько со стремлением обуздать разбой казаков на Волге, сколько со строительством судоходного канала из Камышинки в Иловлю. Канал, по замыслу Петра I, должен был обеспечить быструю переброску флота и войск из центральных районов России к Азову и тем самым значительно укрепить стратегическое положение России в борьбе с Турцией за выход в Чёрное море. Дмитриевску предстояло стать важным портом на пути из Волги в Дон.
В 1699 году по указу Петра I Камышин получил в собственность «земли и рыбные ловли от речки Ураковки до Шишкина буерака». Соответствующие этому указу жалованные царские грамоты были вручены коменданту Дмитриевской крепости.
Из века в век наш городок имел большой доход, благодаря этому указу.
В 1722 году 50-летний император предпринял свой последний дальний поход – в Персию. 15 мая в Успенском соборе в Москве состоялась служба и молебен, после которых император отправился в поход. Царь ехал сухим путем до Коломны, где его ждали генерал-адмирал Апраксин и советник Петра, молдавский ученый и политический деятель, князь Д. К. Кантемир. Перед отъездом туда же прибыла Екатерина Алексеевна. Из Коломны на струге «Москворецкий» Петр I и Екатерина предприняли путешествие по Волге. Судно было удобным и быстроходным сделано по собственноручному чертежу Петра. И уже 20 июня основная часть каравана прибыла в Саратов. 22 июня императорский струг покинул гостеприимный Саратов и уже на следующий день пристал к Камышинке. (По одним данным ПетрI посетил Камышин 15 июня по другим 23июня).
«1722. Июнь 15-го. Поутру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из пятнадцати, им ответствовало из трех пушек, где Его Величество изволил осмотреть город. И тут был часа с два, пошли в путь.
И шли весь день на парусах и пришли к Царицыну ввечеру…» (из «Походного журнала Петра I») [15, с.20].
Пётр пожелал осмотреть город, оценить обороноспособность крепости. За два часа пребывания в городе царь успел обсудить с воеводой роль города в защите низового Поволжья, волжского торгового пути, заволжских степей и борьбе с набегами.
Петр I разделил Дмитриевский полк на пеших и конных, конные стали именоваться городовыми казаками. Уходя из Дмитриевска в путь на Каспий, Петр I взял с собой 40 человек в качестве гребцов. Из них вернулось только два человека. («Таньков и Кока, а прочие все в Перси померли»)
А возвратясь из Персидского похода, и отведав камышинских арбузов, он ввёл на них налог. И если в те времена наши земляки жили за счёт арбузов, то этот нововведённый налог отрицательно сказался на их благосостоянии.
1. Тюменцев, И. На мысу, между Камышинкой и Волгой / Игорь Тюменцев // Отчий край. – 1996. — № 3. – С. 93-99.
2. Хорошунов, Е. По указу Петра / Евгений Хорошунов // Камышин далёкий и близкий / Евгений Хорошунов. – Камышин, 2000. – С. 24-28.
06:12:20


«Переволока» иллюстрация художника Павла Бутяева

Канал Великого царя
Волга со своими могучими притоками — Окой и Камой — играла огромную роль в жизни и развитии целых народов — хазар, волжско-камских болгар, русских. Она служила давнишней торговой дорогой между Востоком, далеким Западом и холодным, но богатым пушниной Севером. И особенно в настоящее время, когда приволжские города выросли в крупные промышленные центры, значение Волги как транспортной магистрали колоссально. Однако она является только внутренней транспортной артерией, так как впадает в замкнутое Каспийское море, разобщенное с океаном. Не имея выхода на мировые торговые магистрали, Волга проигрывает в своем торговом и транспортном значении. Вполне естественны, поэтому, давние мечты и стремления людей превратить могучую водную артерию в транспортную магистраль международного значения. Каким путем можно это сделать? Возможно ли вообще такое превращение? Оказывается, что возможно. Для этого надо Волгу соединить искусственным водным путем с Доном, который через Азовское и Черное моря, проливы Дарданеллы и Босфор имеет выход к океану.
Мысль эта не нова. Еще в глубокой древности, побуждаемые большими военными планами, некоторые полководцы мечтали о Волго-Донском канале как об удобном стратегическом пункте.
Во второй половине XVI в. турецкий султан Селим сделал первую серьезную попытку прорыть судоходный канал между Иловлей — притоком Дона — и Камышинкой — притоком Волги. Канал был необходим для переброски тяжелых орудий к Астрахани, которую Селим хотел отвоевать у Ивана Грозного.
На стоверстном перешейке было собрано для сооружения канала свыше 20 тыс. турецких и татарских воинов. Но огромное количество людей не имело жилищ и продовольствия; начались болезни и голод. В довершение всего пришла весть, что на армию султана идет русское войско. Селим прекратил работы по сооружению канала и панически бежал к Азову. При этом от голода и болезней погибли две трети его армии. Так безуспешно кончилась первая попытка связать Волгу с Доном.
Через 130 лет после этого Петр I сделал вторую попытку соединить две великие русские реки.
Стремясь найти выход русским судам в Черное море, Петр I завоевал в 1696 г. турецкую крепость Азов и приказал строить Волго-Донской канал. Проект был составлен голландским адмиралом Крюйсом и одобрен Парижской академией наук.

Каналы Бреккеля и Перри времен Петра I. Справа: остатки Волго-Донского канала времен Петра I.
Осенью 1696 года Петром I и Боярской Думой было принято решение о строительстве канала, который должен был соединить Волгу с Доном, через Иловлю и Камышинку. И таким образом получить выход к Чёрному и Каспийскому морям. Приглашенный из Голландии адмирал Корнелий Крюйс произвел съемку, исследовал грунты и составил проект канала. Этот проект был отправлен Петром в Парижскую Академию наук для отзыва, там проект был одобрен. Проект канала назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтобы из Дону или Танаиса кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Длина канала предполагалась около трёх километров, канал должен был иметь четыре плотины (запруды) и десять шлюзов. В месте соединения канала с истоком реки Камышинки планировалось строительство нового города «Пётр-город». Вести работы было поручено немецкому инженеру Ягану (Иоаганну) Бреккелю, который ранее служил инженером в войсках под Азовом, а управлять строительством – начальнику Приказа Казанского Двора князю Борису Алексеевичу Голицыну.
27 сентября 1697 года из Казани в Камышин «для охраны шлюзного дела» был переведен Дмитриевский стрелецкий полк под командованием Якова Буша. На берегу Камышинки было построено укрепление. Позднее город, обнесённый палисадом с четырьмя воротами и обрытый валом, стали называть Дмитриевском – в стрелецком полку особо почитали и хранили походную икону святого великомученика Димитрия Солунского.
Уже летом 1697 года начались работы, 15 тысяч рабочих начали рыть канал из притока Волги Камышенки к притоку Дона Иловле. Мало разбираясь в деле Бреккель, прорыв четыре километра канала и выстроив один шлюз, пустил воду и шлюз прорвало. Незадачливый «строитель» бежал. Исправлять положение государь поручил известному в Англии строителю каналов и шлюзов Джону Пери. Пери изменил первоначальный план канала и выбрал путь короче.
На строительство были согнаны крепостные, которые не понимали значения этого проекта, не имели ни желания, ни умения. Канал прокопали почти до половины, сделали даже несколько шлюзов, но строительство его так и не было завершено. В это время разразилась война со шведами, в которой русские потерпели поражение под Нарвой. Азов пришлось вернуть туркам, и канал Перри потерял свое прежнее торговое и стратегическое значение. Пётр I вынужден был прекратить работы на Волго-Донском канале, так как требовались большие средства на войну со Швецией.
2 сентября 1701 года Джон Перри получил приказ на время прекратить работы и оставить на месте одного из своих помощников, поручив ему наблюдать за сохранностью выполненных работ.
Некоторое время работами на канале заведовал русский инженер Корчин, а в 1702 году работы на канале окончательно прекратились. Первоначально предполагалось. Что остановка работ на строительстве канала будет временной, Пётр даже намеревался посетить канал. Но война со Швецией всё больше занимала его интересы. И от других планов приходилось отказываться. Канал разрушился и пришел в полную негодность.
Время сделало своё дело. Всё, что было сооружено, пришло в негодность, разрушилось. И только вырытый на несколько километров в длину канал, как немой свидетель, напоминает о том далёком времени, когда люди хотели соединить Камышинку с Иловлей. Эти валы не что иное, как гигантская могила, в которой покоятся десятки тысяч строителей канала, которые пытались преодолеть не только расстояние, но и время. Недалеко от Камышина есть город, который так и называется — Петров Вал.
3. Бронченко, В. Первый канал в России / Владимир Бронченко // Лёгкий день. – 2000. – 22 нояб. – С. 16.
4. Бронченко, В. «Слёзное» дело на Камышинке / Владимир Бронченко //Диалог. – 2008. – 13 марта.
5. Залесова, Е. Пьедестал в наследство / Е. Залесова // В каком городе ты живёшь. – Волгоград, 2007. – С. 236-238.
6. Иванов, С. О. Канал Великого царя. Дмитриевск. Кондратий Булавин. (1697 – 1730) / Сергей Олегович Иванов, Александр Радьевич Андреев // История Камышина. Волжская торговля в ХVI — ХIХ / Сергей Олегович Иванов, Александр Радьевич Андреев. – М., 1999. – Гл 2. — С. 56-67.
7. Кандаурова, Т. Петров Валу – 300 лет?.. / Татьяна Кандаурова // Город старый, город новый. Вып. 2. – Камышин, 1997. – С. 34-39.
8. Мамонтов, В. Шлюзное дело Петра / Василий Мамонтов, Виктор Федорков // Город нашей судьбы / Василий Мамонтов, Виктор Федорков. – Камышин, 2006. – С. 17
9. Мезин, С. А. Петроград на Камышинке / С. А. Мезин // Стрежень. Вып. 8. – Волгоград, 2010. – С. 163–170.
10. Моников, С. Н. Тайны земли Камышинской /С. Н. Моников // Здоровье и экология. – 2009. — № 11. – С. 18-19.
11. Рябов, С. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону / Сергей Иванович Рябов, Георгий Павлович Самойлов, Василий Иванович Супрун. – Волгоград: Перемена, 1994. – 174 с. — О строительстве канала с. 50-62.
12. Хорошунов, Е. Деяния времён Петровых / Евгений Хорошунов // Ленинское знамя. – 1988. – 11 июня.
13. Хорошунов, Е. Камышинские шлюзы / Евгений Хорошунов // Камышин далёкий и близкий / Евгений Хорошунов. – Камышин, 2000. – С. 41-63.
14. Хорошунов, Е. Немой свидетель былых времён / Евгений Хорошунов // Ленинское знамя. – 1968. – 6 марта.
15. Хорошунов. Е. С именем Петра I / Евгений Хорошунов // Камышин. Страницы истории. – Волгоград, 1994. – С. 15-20.
16. Чеботарёв, С. Волго-Дон начинался в Камышине / Сергей Чеботарёв // Камышинский еженедельник БС пресс. – 2001. – 1 августа. – С. 5.
17. Четвертнова, Т. В. Петров Валу скоро триста / Т.В. Четвертнова // Диалог. – 1996. – 13 ноября.
18. Шантарин, В. Петр I и Камышин / Владимир Шантарин // Камертон. – 2002. – 18 января.
19. Шантарин, В. Строительство канала / Владимир Шантарин // Камертон. – 2002. – 1 февр.
20. Шендаков, Г. Н. На Камышинке реке / Геннадий Николаевич Шендаков // Вольный край камышинский / Геннадий Николаевич Шендаков. – Волгоград, 1994. – С. 20-30.
21. Юдин, В. Долгая история Волго-Дона / Василий Николаевич Юдин // Слава отчего края /Василий Николаевич Юдин. – Волгоград, 1987. – С. 189-196.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4
Легенда об арбузе
Живет, обрастая новыми красками и подробностями, легенда об арбузе. Старый документ по этому поводу сообщает: «Государь Петр Великий, узнав, что в окрестностях города родятся лучшие арбузы, повелел на шпиле городского дома поставить медный арбуз».
По легенде воевода и жители города угостили камышинским арбузом Петра во время его персидского похода на Каспий. О том, что царь намерен отдохнуть и отобедать в городе воевода был уведомлён заранее. Он приготовил всё к встрече знаменитого гостя и обед удался на славу. В самом конце обеда были поданы арбузы. Узнав, что такое чудо растёт на камышинской земле, государь повелел трижды дать салют и распорядился отлить из меди арбуз и установить на шпиле крыши магистрата. Арбуз был медным, на нём были чернью нанесены полосы, а сверху сделан закрученный колечком стебель и несколько резных листьев.
В 1769 году академик Иван Лепёхин так описывал наш городок: «жители питались от посева дынь и арбузов…»

Прошло время, и арбуз бесследно исчез. Одни утверждают, что арбуз был похищен во время взятия города Пугачёвым, другие, что его спрятали городские власти, а после не смогли отыскать. Третьи, что он расплавился во время одного из больших пожаров, бывших в городе в ХVIII столетии.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 «Пётр I в Камышине» иллюстрация художника Павла Бутяева
22. А был ли арбуз? // Лёгкий день. – 2006. – С. 9.
23. Камышин – арбузная столица // Камертон. – 2010. – 21 августа.
Легенды об арбузе.
24. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // Здоровье и экология. – 2007. — № 9. – С. 36.
25. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // Отчий край . – 1996. — № 3. – С. 223-224.
26. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // На Родных просторах / Борис Степанович Лащилин. – Волгоград, 1968. – С. 179-181.
27. Мамонтов, В. На рассвете прибыли к Камышинкам… / Василий Мамонтов, Виктор Федорков // Город нашей судьбы / Василий Мамонтов, Виктор Федорков. – Камышин, 2006. – С. 17
28. Ненашев, Н. Легенда об арбузе: [стихотворение] / Николай Ненашев // Камышин. Страницы истории. – Волгоград, 1994. – С. 21.
29. Смелов, Л. А был ли арбуз? / Леонид Смелов // Камертон. – 2009. – 29 авг.
30. Федорков, В. Медный арбуз на шпиле / Виктор Федорков // Ленинское знамя. – 1993. – 1 сент.
Алфавитный указатель авторов и заглавий

А был ли арбуз? 22
Бронченко, В. Первый канал в России 3
Бронченко, В. «Слёзное» дело на Камышинке 4
Залесова, Е. Пьедестал в наследство 5
Иванов, С. О. Канал Великого царя. Дмитриевск. Кондратий Булавин. (1697 – 1730) 6
Камышин – арбузная столица 23
Кандаурова. Т. Петров Валу – 300 лет?.. 7
Лащилин, Б. С. Медный арбуз 24, 25, 26
Мамонтов, В. На рассвете прибыли к Камышинкам… 27
Мамонтов, В. Шлюзное дело Петра 8
Мезин. С. А. Петроград на Камышинке 9
Моников, С. Н. Тайны земли Камышинской 10
Ненашев, Н. Легенда об арбузе 28
Рябов, С. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону 11
Смелов, Л. А был ли арбуз? 29
Тюменцев, И. На мысу, между Камышинкой и Волгой 1
Федорков, В. Медный арбуз на шпиле 30
Хорошунов, Е. Деяния времён Петровых 12
Хорошунов, Е. Камышинские шлюзы 13
Хорошунов, Е. Немой свидетель былых времён 14
Хорошунов, Е. По указу Петра 2
Хорошунов. Е. С именем Петра I 15
Чеботарёв, С. Волго-Дон начинался в Камышине 16
Четвертнова, Т. В. Петров Валу скоро триста 17
Шантарин. В. Петр I и Камышин 18
Шантарин. В. Строительство канала 19
Шендаков, Г. Н. На Камышинке реке 20
Юдин, В. Долгая история Волго-Дона 21

Есть арбуз — Легенды и предания

В одном городе жил старец, знаменитый своей мудростью, почтенного возраста, но очень бедный. Однажды царь услышал о мудрости этого старца и сообщил ему, что желает посетить его в его доме и послушать его слова.
— Чем же мы будем угощать царя? — спросила его жена. — У нас дома почти ничего нет!
— Принесёшь то, что у тебя есть, и сделаешь так, как я тебе скажу, — ответил старец.
Когда царь пришёл, жена старца принесла арбуз. Хозяин взял арбуз в руку, ощупал его пальцами и сказал жене:
Есть арбуз лучше этого. Пойди и принеси его.
Жена унесла арбуз, потом вернулась, и в руках у неё был снова арбуз. Старец и его ощупал и сказал ей унести этот и принести другой. Жена ничего не ответила и сразу сделала, как он сказал. На этот раз муж остался доволен. Он разрезал арбуз и подал царю угощение. После беседы со старцем царь вернулся к себе во дворец весёлый и довольный гостеприимством, которое проявил старец. Он и не знал, что в доме у старца был всего один арбуз…
автор неизвестен

Магия овощей и фруктов: красивые легенды или правда?

5905397997-podarki-k-prazdnikam-interernaya-igrushka-tykva-n1045
В современном мире все больше людей озабочены проблемами правильного питания, стараются употреблять в пищу исключительно полезные продукты. И ничего удивительного или странного в этом нет, ведь с их помощью можно не только предотвратить возникновение многих заболеваний, но и продлить, а заодно и улучшить свою жизнь.
Казалось бы, обычные на первый взгляд овощи и фрукты, с которыми люди сталкиваются на протяжении всего года, обладают не только целебными, но и магическими свойствами. К таким лечебно-магическим растениям относятся и бахчевые: тыква, патиссон, дыня, арбуз, а также кабачки и огурцы.
Начнем, пожалуй, с тыквы. Итак, что нам известно об этом овоще? Тыква относится к семейству тыквенных, имеет стебель в виде ветвящейся или стелющейся плети, с крупным листом с опушкой, ярко-желтым цветком. Как правило, плод имеет оранжевый цвет, при этом форма может быть какой угодно. В настоящее время известно 13 видов, которые получили широкое распространение по всему миру. В каждом виде присутствует большое количество сортов.
Известно точно, что тыква стала полноценной сельскохозяйственной культурой более пяти тысяч лет назад. Родиной этого овоща является Центральная Америка, где сегодня находится Мексика. Первые же упоминания о тыкве, а если говорить точнее, о сосуде, сделанном из нее (калабас), датированы 8 тысячами лет назад. Кроме того, тыквенные семена были обнаружены в захоронениях перуанских индейцев. Тыква была хорошо известна в Риме и Древнем Египте. В своих трудах ее описывали Колмелла, Плиний Старший и Петроний.
Из Перси в начале новой эры тыква попала в Китай, о чем есть упоминания в древних китайских рукописях. В Китае использовали тыкву-горлянку для хранения различных жидкостей. Кроме того, из нее делали талисманы, которые назывались Ху-лу и которые помогали привлечь в дом удачу и достаток. Эти талисманы также дарили молодоженам на свадьбу, чтобы в их семье было много детей.
К слову сказать, тыква у всех народов пользовалась большой популярностью. Ее не только использовали в пищу, но и использовали для изготовления посуды, ковриков, мочалок, музыкальных инструментов. А латиноамериканские индейцы даже умудрялись из особо массивных плодов делать ванночки для купания детей. Древние греки и римляне использовали тыкву в качестве сосуда для вина и воды.
Народы юго-восточной Азии высоко чтили тыкву. Кхмеры (жители Камбоджи) и народность мон (население Лаоса) считали тыкву своей прародительницей, считая, что они произошли именно из тыквы. Согласно старой легенде, в семью лаосца прилетела чудесная птица, которая рассказала о том, что в скором времени случится большой потоп. Птица также сказала о том, что для спасения семье лаосца необходимо укрыться в тыкве. Затем, после того, как большая вода ушла, эта тыква оказалась на самой вершине горы. Люди, которым удалось спастись после потопа, спрятали семена своей спасительницы-тыквы в землю. Семена проросли, появилось большое количество тыкв, но вместо семечек в них были люди – праотцы мон и кхмеров.
Тыква также используется знахарями Камбоджи, Таиланда и Лаоса в магических ритуалах для привлечения богатства, защиты от злых духов и лечения бесплодия. Существует, кроме того, ритуал привлечения достатка в дом. Для этого необходимо вычистить плод, внутрь его положить монеты, а самого его поставить рядом с входом в свое жилище.
Тыква также поможет разрешить назревающие конфликты, депрессию, раздражение. Еще в древности врагам предлагали выпить тыквенного сока, чтобы усмирить их гнев. А сушеная тыква издавна использовалась в качестве средства для возобновления прежних любовных чувств.
Интересна и занимательна история тыквы в качестве символа Хэллоуина. Согласно легенде, однажды пьяница по имени Джек зашел в трактир. Там ему повстречался дьявол, который предложил мужчине в обмен на душу свои услуги. И тот согласился. Тогда дьявол превратился в монету, чтобы Джек смог выпить пива. Но мужчина был довольно хитрым, он положит шестипенсовик в карман, в котором находился серебряный крестик. Дьявол не мог выбраться и стал торговаться. Сошлись на том, что злой дух оставит Джека в покое на целых десять лет. Когда это время истекло, дьявол вновь пришел к Джеку и стал требовать обещанное. Но и на этот раз мужчина так просто не сдался, он попросил дьявола напоследок сорвать ему с дерева яблоко. Кода дух был занят этим, Джек вырезал на стволе дерева крестик. И снова дьявол стал торговаться с мужчиной. И тому удалось избавиться от нечистого духа навсегда. Но в скором времени пришла пора Джеку умирать. Его душа направилась в Рай, но туда ее не пустили, тогда она пришла к вратам Ада, но дьявол отказался впустить ее. Душе было очень одиноко и холодно, и она попросила немного огня, чтобы развеять мрак и согреться. Дьявол выдал ей небольшой уголек, а чтобы ветер его не задул, то поместил его в тыкву с прорезями. С тех пор душа Джека с огоньком стала символом неприкаянной души, которая ищет упокоения, а сам огонек стали использовать для отпугивания призраков и злых сил.
Что касается дыни, то первые документальные упоминания о ней исчисляются 3-4 тысячами лет. Данная культура с древних времен культивировалась в Китае, Средней Азии и Иране. С дыней были хорошо знакомы римляне и древние греки. Император Клавдий, который был известен своим обжорством, за завтраком мог съесть до десяти дынь. Однако впервые культивированием культуры занялись в Древнем Египте. Изображения жертвенных даров, на которых постоянно присутствуют дыни, являются тому доказательством. При этом, изображения настолько детальные, что возможность ошибки исключена. В долинах Нила выращивали сразу несколько сортов дыни. Более того, спустя много тысячелетий семена дыни были обнаружена археологами в гробнице Тутанхамона. Дальнейшее окультуривание дыни происходило в Индии, откуда она распространилась на Китай и Японию.
Легенды арабов говорят о том, что дыня – это райский плод, который был тайно переправлен на землю ангелом, провинившись тем самым перед Аллахом. За это он был изгнан из рая. На Востоке существует убеждение, что все трещинки, которые имеются на дынной корке, — это ни что иное, как предзнаменования и предсказания, начертанные самим Аллахом. Письмена эти никогда не повторяются.
Дыню использовали в лечебных целях. Авиценна советовал отвар из дынных семян для сведения рубцов от оспы. А колдуны знахари готовили из тех же семян приворотное зелье. Кроме того, существовало убеждение, что перемолотые дынные смена являются хорошим средством от импотенции.

Paccкaз об арбузе | Мифы обо всем | Вьетнамские легенды и предания

«Во времена Хунг выонга Девятого жил человек по имени Май АН Тиен. Он был чужеземец, его в семилетнем возрасте привезли купцы. Правитель купил мальчика и приблизил к себе.
Когда ребенок вырос, то многому научился, отличался приятной внешностью и хорошим характером. Хунг выонг дал ему имя Иен, прозвище Ан Тием и даровал жену, родившую впоследствии сына. Государь любил Ан Тиема, назначал его на различные должности. Постепенно Ан Тием возвысился и разбогател, стал пользоваться всеобщим уважением. Но он возгордился и часто говаривал:
— Все это имущество было предопределено мне в прежней жизни и монаршьи милости здесь ни при чем. Хунг выонг, услыхав о таких речах, рассердился и сказал: — Это я его сделал чиновником, а он оказался таким неблагодарным. Ан Тием стал заносчивым, осмеливается утверждать, что богатство пришло к нему из прошлого перерождения. Вот я и отправлю его на пустынный остров в открытом море, где никто не живет. Посмотрим, появится ли у него достаток и там.
Тут же Ан Тиема отвезли на остров, расположенный в заливе в районе Нгашона. Даже следа ноги человека там не было. Съестных припасов Ан Тиему дали на четыре-пять месяцев, а дальше его ожидала голодная смерть. Жена заплакала: — Как здесь выживешь? Видно, скоро придется умереть. — Если Небо нас породило, оно и накормить должно, разве может быть по-другому? — успокоил ее муж.
Через некоторое время, когда шел уже четвертый месяц их жизни на острове, они вдруг увидели белого журавля, летевшего с западной стороны. Он сел на высокую прибрежную скалу, прокричал несколько раз, и шесть-семь семян какого-то растения упали на песок. Зернышки дали всходы, зазеленели побеги, и вскоре созрели плоды — это были арбузы. Их уродилось так много, что и не сосчитаешь. Ан Тием обрадовался и сказал жене: “Ничего странного здесь нет, это Небо позаботилось о нас”. Приятный вкус и свежий аромат плодов очень понравились. С тех пор Ан Тием стал выращивать арбузы, их развелось столько, что самим все съесть было не под силу. Он выменивал на плоды рис, и жена с сыном не испытывали нужды. Ан Тием не знал, как назывались эти плоды и, поскольку журавль прилетел с запада, прозвал их тэй куа — западные тыквы.
Рыбакам и купцам, подходившим к острову, полюбились арбузы, они наперебой предлагали взамен свои товары. Скоро многие жители принялись разводить арбузы, их стали выращивать повсюду, и люди дали Ан Тиему прозванье — Отец и мать западных тыкв.
Спустя много дней государь вспомнил об Ан Тиеме и послал слугу разузнать, жив ли он еще или уже умер. Посланец вернулся и доложил Хунг выонгу, как обстоят дела. Тот долго вздыхал и наконец вымолвил:
— Ан Тием говорил, что богатство предопределено в прежней жизни. Это и на самом деле оказалось правдой.
Государь опять приблизил Ан Тиема, вернул ему прежнюю должность, подарил наложницу и назвал остров, где он жил, его именем.
Обычай подносить предкам арбузы берет начало с тех самых времен.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *