Легенда о бабе яге славянские

Баба Яга в мифологии — от славянской богини к злой старушке

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.
По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.
Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.
Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.
Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.
К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.
Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.
Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?

Баба-Яга Славянская мифология История Руси

Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было
божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный
мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает
древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом
Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во
всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как
к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.

Баба-Яга
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она
разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются
душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную
женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления
о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою,
чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна
вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и
живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и
черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум
мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Ягая Баба
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает
мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет
детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося
в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой
диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец,
Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в
баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный
клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе
(то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать
скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин,
не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными
метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и
змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью
натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В
одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя
голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и
загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Баба Яга … мифология, теории, версии – Ярмарка Мастеров

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.
Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами.
У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.
А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. »
А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.
Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.

Её имя находит отклик в нескольких славянских языках — польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного «ЯГАТЬ» — вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.
Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.

Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.

Её считали заботливой берегиней. Имя «Яга» получилось из-за огрубления «Яшки», т.е. «ящура», а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово «пращур» — предок. Баба Яга, согласно этой теориии — прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как «курьи ножки», что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же «куреня», обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.
Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.

Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.
В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.
Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.
это часть статьи взятой с просторов интернета «Как менялись легенды. Баба-Яга»

Как менялись легенды. Баба-Яга

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.
Что о ней еще обычно говорят, что живет она в лесу в «избушке на курьих ножках», ест людей. Что забор вокруг избушки из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами.
У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.
А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. »
А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.
Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.

Её имя находит отклик в нескольких славянских языках — польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар». В словаре Даля мы можем найти даже толкование созвучного «ЯГАТЬ» — вологодск. перм. сиб. яжить яросл. моск. кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться. Ягайла м. горлан, бранчивый нахал, ругатель. Ягарма ж. такая ж женщина, наглая, бранчивая баба.
Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора, высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яги и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.

Кстати, сказки можно разделить на ранние и поздние. О сроках создания сказок написано много исследований. Нам же сейчас интересен только тот факт, что в более ранних сказках к Бабе Яге за заданиями попадают не только Иваны, но и красные девицы. И те и другие попадают не на одну ночь, а, как правило, живут у нее подолгу, выполняют какую-либо работу или вынуждены справляться с какими-то заданиями. В случае, если они справляются – получают то, за чем пришли, или просто награждаются ею. В сказках они, так или иначе, справляются, но дается понять, что, если бы этого не случилось – героя постигла бы незавидная судьба. Есть множество вариантов, но все они сходятся к тому, что его не стало бы как члена этого общества. Кстати, существует много точек зрения о расшифровке слова «Яга». Одна из них определяет это слово как «решающий».
Рассмотрим общество матриархата. Оно, как и все остальные варианты организации совместного проживания больших групп людей, предполагает процедуру посвящения в полноценные члены сообщества. В экзотических племенах устраивают обряды и заставляют проходить мучительные процедуры, в современном нам обществе мы тоже празднуем совершеннолетие, получаем паспорта и образование, которые дают нам новые, недоступные в детстве права.
Матриархат отличался только тем, что право взрослой жизни не давалось исходя из возраста, а присваивалось в зависимости от личных достижений. Другими словами, человек вообще мог не стать взрослым, если не умел делать определенные вещи. Это вполне логично: если вы не умеете зарабатывать хлеб, почему вы должны иметь право голоса при обсуждении того, как его кушать?
В условиях матриархата подобное решение принималось одной главной женщиной. Время матриархата заканчивалось, но женщины-жрицы остались. Скорее всего, они уходили в лес, где было удобнее испытывать претендентов на взрослость. Конечно, задания, предоставляемые будущей Бабой Ягой, были разные – мужчина должен был уметь охотиться, пасти, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях. Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом — не забывайте, что сексопатологов не существовало. Все остальное вполне воплотилось в выполнении всевозможных заданий сказочным героем: то ее табун нужно выпасти, то свиней раскормить.

Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.

Её считали заботливой берегиней. Имя «Яга» получилось из-за огрубления «Яшки», т.е. «ящура», а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово «пращур» — предок. Баба Яга, согласно этой теориии — прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства). Куриные ножки избы на самом деле звучали как «курьи ножки», что в различных толкованиях может восприниматься и как пыльные (курява) или как ножки-подпоры того же «куреня», обозначения избы закрепившееся в Украине и некоторых южных регионах России.
Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.

Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.
В период христинизации Руси необходимо было искоренить языческие верования народа, и потому языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Мокошь упомянута в многочисленных поучениях против язычества . «Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся»
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобную старуху-людоеда.
У славян был известен ритуал очищения огнем младенцев для оберегания их от злых духов, для этого в печи обычно имелась камера, куда не добирался ни огонь, ни жар. Этот ритуал впоследствии был приподнесен как процесс приготовления детей для канибализма.
Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (не горячую а именно теплую печь символизирующую женское лоно) с различными приговорами. Там ребенок «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.
И наконец в привязке с санскритом этимология Бабы-Яги имеет перевод не иначе как «йагья» — жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник». Таким образом, принимая вышесказанное во внимание, получаем образ отшельника, живущего в лесу, ведущего праведный образ жизни, совершающего постоянные жертвоприношения Богам, причем не женского, как это принято считать, а мужского пола.
БабА-Йагья совсем не злой, но строгий, ибо мудростью наделен зело из-за постоянных медитаций в момент совершения сакральных действий. И строго он относится со всеми заносчивыми мирянами, которые незвано пожаловали в его обитель. А там далее, наступает час испытаний для гостя, и как тот покажет себя – то и получит.
Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.

Баба РЇРіР° — персонаж, легенда — «Р Р°РґРѕРіРѕСЃС‚»

Баба-яга (Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – темная колдунья из древнеславянской мифологии, дочь Вия, жена Велеса. Многие сказки, написанные в те времена, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.
Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави. Также Яга считалась могучим воином, способным в одиночку противостоять множеству врагов. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной войне между Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не достойные внимания божественного создания (каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона). Вероятно, именно поэтому Яга и Велес так быстро сошлись и стали жить, как муж и жена. Это случилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и бесцельно скитаясь по миру забрел в Верхнее царство Нави. Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил (хотя, некоторые легенды утверждают, что вовсе не искренне, а, как говорится, по расчету).
Отец Яги Вий долго не мог выдать дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет лишь за того, кто сумеет одолеть ее в честном бою. Строго говоря, бой с Ягой априори не мог быть честным, так как подземная воительница гораздо лучше владела темной магией, чем мечом, а потому не стеснялась обрушивать всю мощь своих знаний на самоуверенных оппонентов. И только великий Велес сумел одолеть Ягу.


Со временем образ богини, которая фактически стала повелительницей Верхнего подземного царства, претерпел значительные изменения. Верхнее царство Нави еще не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело никакого отношения. То есть фактически этот мир находился на самой границе Яви и Нави. Именно отсюда и возник образ колдуньи, живущей где-то между миром людей и Темным лесом (миром антагонистов человека, отрицательных персонажей). Отсюда же и образ костяной ноги (или некоторых иных костяных частей тела), который придает Бабе-Яге сходство с живым мертвецом, существом, находящимся на границе миров.
Вместе с тем, Яга является одним из немногих персонажей древнеславянской мифологии, при детальном описании которого используется железо. Этот металл исконно служил главным оружием против нечисти наряду с серебром, поэтому факт его наличия у этого персонажа (железные зубы и, в некоторых легендах, железные…уж извините, груди) говорит о том, что к существам Нави Яга не относится. Но и к живым людям причислить ее нельзя. Во-первых, она бессмертна. Во-вторых, слишком велики для смертной ее знания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за помощью.
Яга также знает языки животных и растений, повелевает стихиями (как минимум, воздушной стихией, ведь во многих легендах подчеркивается ее способность к левитации, то есть свободному парению в воздухе). Нередко Яга помогает главному герою легенды (сказки), а также снабжает его магическими предметами – артефактами (быстроногий конь, меч-самосек, сапоги-скороходы, клубок, указывающий дорогу к цели).


В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как вечно молодая и могучая темная воительница, но как дремучая старуха, одним своим видом внушающая ужас на любого. Некоторые легенды объясняют это проклятием Ирийских богов, которое постигло Ягу, когда по ее наущению Велес похитил из Прави небесных коров. С тех пор, утверждают легенды, вечно молодая Яга состарилась и уже не могла обрести былую красоту, хотя и постоянно старалась, питаясь душами людей, которые ей в уплату за помощь приносила Мара.
Таким образом, образ Бабы-Яги слишком является слишком неоднозначным и разноплановым, чтобы его модно было трактовать однозначно. Хотя очевидно, что изначальный образ этого мифологического персонажа представлял собой подобный Велесу апофеоз божественной мудрости, способный осознать фундаментальные законы этого мира.
Купить обереги можно тут:




Цена:1700 руб.
Метал: серебро
Вес: до 6 гр.
Цена:2100 руб.
Метал: серебро
Вес: до 7-9 гр.
Цена:6500 руб.
Метал: сереброс золотом
Вес: до 12 гр.
Цена:27700 руб.
Метал: золото
Вес: до 12 гр.
Смотрите так же:
Владыка водоемов — РІРѕРґСЏРЅРѕР№
Воплощение Чернобога — РђРїСЃРёРґ
Метафора вселенской справедливости Лихо

Ягиня — противоречивый образ славянской Бабы Яги | Славяне

Славяне очень любили Ягиню, ведь она – жена Велеса, который также имел прямое отношение к вещему лесу. Она подходила могучему Велесу как спутница жизни, во всех воплощениях, которые они пережили. Вот что сказания нам про их встречу раскрывают:
Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без её ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у неё с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути.
По землям её ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, всё ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса.
И поселились Велес и Ягиня на границах Миров,  и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.
Некоторые считают, что Ягиня и слово «Богиня» не просто так имеют созвучие. Она по всем меркам, как женщина, многих богатырей и мужчин-духовников превзошла. Она сумела пройти своё внутреннее изменение так, что приобрела навык хождения между мирами, как будто бы из спальни в горницу сходить! Есть такое поверье, будто бы только мужчинам это подвластно, но неоднократно мы видим обратное – есть женщины, которые становились Богинями. Ягиня – Богиня Путей в Мире Яви. И, похоже, отголоски этого образа мы видим в портрете лесной старухи-отшельницы.

Атрибутика и символика Ягини

С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом.
Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.
Её неизменными атрибутами были не только клубочек, клюка и деревянная ступка, что представлены в поздних русских сказках,  но также и яблоко на тарелочке, показывающее все, что творится в округе. Дружба с птицами – филином, совами и животными, что в чаще лесной обитают.
Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.
Подробнее:
Славянский календарь
Славянские боги
Мифические существа
Славянские праздники и обряды

Кто такая Баба-Яга в славянской мифологии?Поиск истины

Баба – считалась прародительницей у древних славян. Изначально, она являлась положительным божеством и была хранительницей рода и народных традиций. Когда в славянский мир пришло христианство, оно принялось активно насаждать всем языческим богам и богиням злые черты характера, и всячески придавать уродливость их внешности. Не избежала этой участи и Баба-Яга. Она плавно превратилась в старуху, которая была наделена чародейской силой и относилась к породе ведьм. В связи с вмешательством христианской церкви мифические персонажи славян дошли до нас в искаженном виде.
Баба-Яга теперь обладала устойчивым стереотипом: она знала колдовство и жила в лесу; ее избушка имела курьи ноги и была окружена высоким забором, сделанным из человеческих костей. Баба-Яга летала в ступе и заманивала к себе малых деток для последующего зажаривания и поедания.
То есть славянская богиня превратилась в обычную злую старуху, наделенную магическими способностями и занимающуюся людоедством.

Баба-Яга трансформировалась под напором христианства

По некоторым древним легендам можно было сделать и другой вывод: Баба-Яга являлась богиней ада, находящейся на границе между двумя мирами. Ее изображали страшилищем в железной ступе. Славяне приносили ей кровавое жертвоприношение. Под непосредственным влиянием христианства она потеряла свои божественные черты, опять же превратившись в обычную злую старуху занимающуюся колдовством.
Христианство оказала огромное влияние на культуру славян. Оно привило им свое понимание сути вещей, насаждая его «огнем и мечем». Ересью стала считаться вера в древних языческих богов. Добродетель превращалась во зло, а боги — в чудовищ. Постепенно языческие ритуалы преобразовались в сказки, а языческие боги — в персонажи этих сказок. Правда смешалась с вымыслом, который частично отражал взгляды христиан на верования древних славян.
Восстановить изначальный образ Бабы-Яги можно, только лишь тщательно проанализировав древние славянские сказки, дошедшие до наших дней. Недаром народная молва твердит о неком намеке, содержащегося в «лживых» сказках. Возможно, именно в них зашифрована разгадка первоначальных образов мифических славянских существ дохристианского периода.
Сказки выделяют три вида Бабы-Яги: одаривающая героев волшебными предметами (Дарительница), похищающая детей и воительница, сражающаяся с героями сказок «не на жизнь, а на смерть». То есть отсюда можно выявить некоторые противоречия. Если Баба-Яга являлась злой колдуньей, то почему она иной раз «снисходила» до одаривания героев волшебными вещами? Почему указывала им верный путь? По доброте душевной? Но ведь она, если судить по сказкам, была отъявленной человеконенавистницей. Именно эта ее черта «дарительницы волшебных предметов» и направляющей на путь истинный, позволяет выявить ее первоначальную сущность – древней славянской богини.
Также в легендах Баба-Яга является связующим звеном перехода в потусторонний мир (тридевятое царство). Она стоит на границе этих миров (костяная нога) и позволяет либо не позволяет проникнуть героям в мир мертвых, совершая колдовские ритуалы.

Легенда о Бабе-Яге. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

ПЕДАГОГ
Легенда о Бабе-Яге
Легенда o Бабе-Яге
Баба-Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

Лесная старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного мифотворчества славян. Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достает. Эксцентричному облику злобной старухи оответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери, но самые верные ее слуги — черные коты, вороны и змеи. Живет она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мертвых, а избушку ее — вратами в потустороннее царство.

В сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые борются с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие зелья) и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно забредшего в ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и наказана. Иногда Баба-яга предстает в образе дарительницы, помощницы героев. Тогда она помогает им, указывает дорогу, снабжает волшебными предметами и дает мудрые советы.

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта. «Мыстам-кемпыр» — называют Бабу-Ягу в казахских сказках.
К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке», Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.
Происхождение образа
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:»Морозко»,»Василиса Прекрасная»,»Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога»
В фильмах «Там, на неведомых дорожках…» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер. В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы-Яги исполнила Вера Алтайская. В фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая. В фильме «В тринадцатом часу ночи» Баба-Яга -Зиновий Гердт. В фильме «Чудеса в Решетове» — Ёла Санько. В фильме «Начало», режиссер Глеб Панфилов, персонаж Инны Чуриковой — Паша Строганова, играет в самодеятельном театре роль Бабы-Яги. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Мария Барабанова
В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания.
Знакомя детей с героями народных сказок, обязательно останавливаемся на этом образе. Дети с хохотом наряжаются в костюм Яги, разыгрывают небольшие сценки,имитируют повадки героини в аэробике «Баба-Яга», играют в народные игры с участием фольклорного персонажа. Лучшей Бабой-Ягой признана Аня.

Славянская мифология: Баба Яга — Seven legend

А женится на красавице мог только тот кто победит ее в честном поединке , многие пытались победить Ягу но удалось это лишь Велесу . Как же красавица колдунья превратилась в  страшную и горбатую старуху  некоторые объясняют это проклятьем , которое наложили на нее светлые силы за какой-то проступок . С тех пор Яга питается душами умерших , что ей приносит Смерть – Мара , пытаясь вернуть былую красоту.
Вот такая версия о происхождении бабы Яги , но давайте с ходу прейдем к следующей :
Согласно ей баба Яга , опять же является проводником в мир мертвецов .   А та самая знаменитая избушка на Курьих ножках  является  своеобразным проходом в мир мертвых и именно поэтому нельзя в нее пройти если она повернута  к лесу задом.  А баба Яга это существо которое находится между миром живых и мертвых , фактически она оживший мертвец.  Почему спросите вы  ну есть версия что избушка на курьих ножках . это видоизмененное курные , т, е окуренные  дымом , а у славян были так называемые избы смерти  именно в них помещали прах умершего, а столбы на которых стояли эти избы окуривали дымом.  Также у славян существовал  обычай хоронить умерших в так называемых «домовинах» это такие домики которые ставили  на высоких пнях . и действительно они были похожи на куриные ноги.  Да и сама баба Яга лохматая , а косы расплетали только умершим женщинам . Вот поэтому детей и пугали бабой Ягой , как пугали и мертвецами , да и костяная нога это отсылка к мертвецам ведь в «домовинах» их  хоронили ногами к выходу . Но с другой стороны к мертвецам как кстати и к бабе Яге  относятся не столько со страхом сколько с почтением и часто просят у них помощи .  Вот и баба Яга помогает Ивану Царевичу победить Кощея или Змея Горыныча , то подарит ему волшебный клубок ,то  расскажет как врага одолеть.

По другой версии образ бабы Яги  тесно связан с ведуньями и знахарками  , которые лечили людей . С этой версией связывают как раз связь Яги со словом «Яза» что ранее означало  немощь и болезнь ,но  затем оно вышло из употребления. Недаром существовали  поверья что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.  А вот  откуда пошло что баба Яга любит поджаривать детей на лопате  в печи?  Дело в том что  в древности существовал . так называемый обряд  «припекания» с помощью него пытались вылечить рахит , ребенка заворачивали в тесто , затем  клали на деревянную хлебную лопату  и трижды  всовывали в горячую печь. Затем ребенка разворачивали, а тесто отдавали  собакам. Говорят что это помогало. Как бы то ни было в сказках подобный обряд приобрел негативный окрас  — Яга собиралась «съесть»  ребенка. Скорее всего это связано с приходом на Русь христианства , время когда все старые т.е языческие обряды уничтожались.
Каких только версий происхождения слова Яга нет . Его производят от слова «ягать»- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также «ягать» означало «кричать» в смысле «браниться», ругаться» . Выводят Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой .
Есть и другие теории согласно одной Яга это могущественная богиня, по другой она и вовсе пришла к нам из Индии или Африки. Вообщем подводя итог хочется сказать что баба Яга персонаж разноплановый и со временем она перекочевала в авторские рассказы, мультфильмы и театральные постановки, оставшись частью детского фольклора даже в мегаполисах, где проникновение народной культуры почти не заметно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *