Легенда о банши

Баньши » Страшные истории


Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) — в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность фейри.
Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean – женщина, и si – Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.
В ирландской мифологии – это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик – облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.
Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство», сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы – родственницы семьи.
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши – дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь – это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.
Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа – дикие и неопрятные. Ее платье – обычно изодранные тряпки. Ее лицо – маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.
Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.
Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.
Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.
Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев – это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.
Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи – от таких людей исходит привлекательный запах крови.
Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Новость отредактировал Elfin — 27-10-2013, 12:24

Банши: кто это, мифология, мифическое существо

Ирландия — страна с огромным количеством легенд и мифов. С давних времен и до нашего времени они переходят из уст в уста, обрастают новыми подробностями и очевидными фактами. Самым известным существом из потустороннего мира является банши, это полупрозрачная сущность, которая напоминает женщину.

Общее описание банши

В разных районах Ирландского острова у банши есть коренное название. Дословно перевод слова «банши» (также встречается вариант «баньши») можно прочесть, как:
«женщина из сидов»;
«небесная облачная женщина»;
пришелец из иного мира.
В графстве Лимерик его называют плачущая женщина, плакальщица. Юго–восточная часть воспринимает создание как опасное, агрессивное, жестокое существо. В средние века башни называли богинь войны: встречаются имена Бошента, Бау и др.
Банши — персонаж ирландского фольклора, с научной точки зрения, его корни уходят далеко в древность и связаны с кельтской мифологией. По поверьям ирландцев, это сверхсущества племен богини Дану, спустившиеся на землю и со временем ушедшие жить в глухие леса, топкие болота, которые прячутся в облаках волшебных небес.
Существ под названием банши можно классифицировать на 3 разновидности.
Литература описывает банши, как фею. Но, в народных поверьях ирландцев, фея — это доброе существо, ведущее образ жизни, похожий на человеческий: красивая женщина, не причиняющая человеку зла. Банши же предвещают плохие события, это одинокие страдающие существа.
Призраки. Одна из наиболее распространенных версий гласит о том, что банши — призрак женщины-плакальщицы. При жизни она не достаточно хорошо выполняла свои обязанности, поэтому в наказание продолжает оплакивать умерших.
Родовая покровительница. Есть предания, что это дух-покровитель семьи, пришедший оповестить о смерти человека. Он может быть предком рода или связанным наследственными узами. Ирландская мифология утверждает, что призрак покровительствует только ирландским коренным семьям.

Внешние особенности

С внешним видом есть разногласия — мифическое существо принимает разный облик. Иногда это женский образ, в других версиях дух выглядит как дерево, животное или туман.
В детских сказках банши представляют как красивую молодую девушку или женщину с очень длинными светлыми вьющимися волосами, в белом плаще с капюшоном или как маленькую седую старушку, добрую и ласковую.
Главной отличительной чертой баньши является ее длинные светлые волосы и пронзительный крик. Она редко бывает с черными или иного цвета волосами и в тёмном одеянии, поскольку ее появление в ночное время и в темных тонах было бы незаметным. Иногда ее описывают как злую летающую старуху, с острыми зубами, одетую в зеленое платье, не покидающую дом своей жертвы, ожидая ее смерти. Эта женщина ходит босой. Во всех преданиях плащ у нее доходит до пят, в темноте не видно, во что она обута.

Существующие легенды

Как и о других мифических существах, о банши есть много легенд. Все они говорят о том, что встречи с потусторонними опасны и ни к чему хорошему не приводят. Банши нельзя отнести к злым духам, скорее, к предвестникам. Их вой слышно только тому человеку, которому в скором времени суждено погибнуть.
Много существует легенд, когда мужчина, встретив призрака в виде девушки или женщины, пытался причинить ей вред: обидеть, забрать у нее какую-то ее вещь. В наказание она, прикасаясь к его телу, оставляла метку от своей ладони, чтобы всю жизнь напоминала ему о совершенном преступлении.
Есть поверье: мужчина, встретив женщину на берегу реки, просит постирать вещи. Если она была в хорошем настроении, незаметно для самого человека снимала с него одежду, стирала и возвращала назад. Опасно было, если баньши была не в духе: она могла причинить боль или удушить путника его рубахой.
Другая легенда рассказывает, как юноша украл гребень у девушки, которая расчесывала свои волосы. Она нашла его, угрожая, забрала свою вещь обратно. Но ничего плохого не сделала: только предупредила, что он мог пострадать намного серьезнее.

Похожие на банши существа

Банши — не единственный образ мифической сущности, являющийся предвестником плохих вестей.
Гурах-и-рибин — представитель двух миров — живых и мертвых, не имеющий пола. Он приходит к человеку в момент его смерти и сопровождает в мир иной. Иногда о нем говорят, что это старая тощая страшная старуха со ртом, полным желтых или черных зубов, или птица без перьев. Это существо приходит к дому обреченного и говорит ему или родственникам, за кем оно пришло, и не уходит, пока не сделает свое дело.
Другое подобие банши — мужчина-скелет Кихирает, без кожи и мяса, приходит и пугает своим присутствием, а также предупреждает о грядущих событиях.
В японской мифологии есть демон Райдзю, перевоплощающийся в образы разных существ. Он может превратиться в домашнее или дикое животное. Ночью он способен стать маленьким пушистым котом, забраться в кровать к человеку, предвещая ему неприятность, вплоть до смерти. Им в Японии пугают непослушных детей, которые не хотят ложиться спать вовремя.

Все эти мифы, легенды и их персонажи и внешне и по поведению отличаются друг от друга. Но у всех них одна цель — предупреждение о приближении смерти.

Мифическое существо банши

Крик. Слышимый лишь тем, к кому пришла банши, этот вопль настолько ужасен, что у человека из ушей и носа начинает идти кровь. По одной из легенд, банши – дух, доводящий до самоубийства, жертва начинает биться головой об стену, чтобы прекратить мучительный крик, и разбивает себе голову. Другие сказания упоминают, якобы стенания напоминают одновременно вой собаки или волка и плач ребенка, и свидетельствуют о близкой кончине членов семьи.
Умение скрываться. Духи владеют даром быть невидимыми, благодаря черной одежде или туману.
Неуязвимость. Уничтожить банши в силах лишь ножи или пули из золота, заклинанием реально только остановить духа на время.
Умение летать и зависать над землей.
Способность перемещать вещи силой мыслей.

Как умерла банши?

О том, как выглядела банши до смерти, сохранилось 2 сказания:
Молодая девушка Банши из знатной семьи, которая рискнула залезть в потайной колдовской ход и потеряла разум. После этого изуродовала свое лицо ножом и попросила у неба проклятия для собственной души. Высшие силы выполнили ее просьбу и превратили в вечного мертвеца, духа, который плачем извещает о смерти.
Маленькая девочка, которую родители бросили в лесу умирать. Малышка превратилась в духа, плачущего за своей семьей. В отместку она уничтожила души не только своих родных, но и односельчан. А потом стала скитаться по свету.

Как вызвать банши?

Ритуалов, как призвать банши, не сохранилось, поскольку считается, что этот дух не подчиняется никаким силам и является сам по себе, по собственному выбору и желанию. Единственным звуком, который, по сказаниям ирландцев, может привлечь это существо, считается музыка погребальных обрядов этой страны. Жители считают, что она произошла от голоса этого призрака. Вызывать такого духа никто не хотел бы, поскольку встреча с ним предвещает смерть живому человеку.

Факты о банши

Образ этого духа в последнее время часто используется режиссерами и авторами, большую популярность приобрел фильм «Проклятие банши». Хотя вся правда о банши до сих пор не известна, история сохранила несколько случаев, когда очевидцы подтвердили контакт с этим духом:
Воспоминания, датированные 17 веком. Пребывая в гостях у леди Онор О’Брайн, леди Феншейв увидела ночью у окна даму в белом, которая что-то тихо говорила. Потом незнакомка исчезла, а утром гостья узнала о смерти хозяина дома.
В 1979 году англичанка Айрин услышала ночью в спальне жуткий вой. А утром ей сообщили о смерти матери.
Американский бизнесмен Джеймс О’Барри, родом из Ирландии, слышал крик банши дважды. В первый раз – мальчиком, когда умер дед. Вторично – юношей, когда служил в армии, тогда ушел из жизни его отец.
Ирландец О’Нил слышал крик этого духа, когда умерла сестра. Позже, когда уходила из жизни мать, он вновь различил тот же вой и даже сумел записать звук на магнитофон.

Банши – вещий голос ирландских полей

Трудно представить, что есть на свете место более странное, глухое, мистическое, чем прохладная, часто пасмурная, полная замков и каменных мегалитов Ирландия. Вся самая странная нечисть, популярная в массовой культуре, кочующая из песни в песню, из одного готического романа в другой, так или иначе связана с этой страной.
Наверно, сами ирландцы не могут представить, почему именно на их зелёных полях и холмах поселилось столько разнообразной нечисти. Стоит отметить и то, что ирландские мистические образы настолько оригинальны, что найти более-менее подходящие прототипы в мифологии других народов всегда весьма проблематично.

Образ Банши – наверно, один из самых мистических в ирландском фольклоре. Мало какой пришелец из параллельного мира удостаивается стольких экранизаций и отражений в поэзии и прозе. Особенность Банши в том, что она, как и большинство тех странных духов, что живут в туманной Ирландии, имеет кельтские корни, а кельты были людьми весьма оригинальными.
Кельтский фольклор учитывает малейшее изменение природы, изменение настроения человека, проникает в самую глубину человеческой души и находит там укромные, тенистые закоулки, по которым перемещаются странные образы.
Если вспомнить то, что кельты в первую очередь считались жрецами, то можно понять, почему Банши можно назвать одним из наиболее мистических образов, созданных их мифологией. Ведь жрецы с помощью своих заклинаний наверняка умели проникать в те глубины, где они и могли отыскать образ, который потом и воплотился в образ таинственной Банши – «женщины с холмов» в переводе с ирландского гэлика.

Внешний облик Банши

Кто такая Банши? Среднестатистический ирландец, знакомый со своим фольклором, опишет её примерно так: это женщина, и её обязательный атрибут – длинные седые волосы. Правда, возраст этой женщины носители фольклора называют разный. Для кого-то это прекрасная молодая девушка, а для других – старуха, не слишком привлекательная с виду.

Насчёт одежды Женщины с полей тоже бытуют разные мнения. Банши может носить плащ, но его цвет варьируется в зависимости от того, что вспомнит о своём фольклоре рассказчик. Например, плащ может быть зелёным, ведь зелёный – традиционный цвет нечисти, особенно — ирландской. Но чаще он белый, потому что это цвет смерти и пустоты. Банши – это, в какой-то степени, и есть воплощение Смерти, вернее – её неумолимый предвестник.
Кельты особо чутко воспринимали природу, которая их окружала, и поэтому именно от них пришло восприятие Банши как части природы. Считается, что никто не мешает ей появляться в этом мире в облике деревьев, рек и туманов. В общем, Банши – это Природа собственной персоной, её неотъемлемая часть.

Для чего приходит Банши?

Ирландская мифология образно рассказывает о Банши, но не имеет чёткого представления, о том, какова именно функция зловещей дамы. То, что это не сама Костлявая – вполне ясно, но почему Банши фактически «работает» на Смерть – из дошедшего до нас фольклора непонятно.
Некоторые легенды утверждают, что Банши – это дух женщины, которая в прошлом была плакальщицей на чьих-то похоронах. Видимо, она так вжилась в роль, что приходится ей и после смерти приходить с того света и тревожить ирландцев своим нечеловеческим воплем.

И если с волосами и цветом плаща ещё можно разобраться, то с голосом Банши всё давно определено. Предвестница Смерти приходит по ночам под окна домов и будит людей протяжным воем. Наверно, додуматься до такой изощрённой мистики могли только кельты с их вечным желанием создать что-то из рук вон выходящее.
Крик Банши под окном не предвещает ничего хорошего. Считается, что своим воплем она предупреждает о грядущей смерти кого-то из тех, кто живёт в доме. Легенды описывают этот плач в ночи как невыносимый, душераздирающий, пронизывающий насквозь.
Некоторые ирландские легенды говорят о том, что Банши может не только кричать, но и являться путникам на одиноких дорогах или у водоёмов. В старом или молодом облике, эта вестница может ответить на любые вопросы, но и взамен потребует честно рассказать ей обо всём, что она захочет. И врать ей нельзя.

Ирландцы не без гордости отмечают «национальную принадлежность» Банши. Это означает, что ни русскому, ни китайцу она не привидится ни в образе старухи, ни как крик в ночи. Банши является только ирландцам и шотландцам, то есть – потомкам кельтов. Существует также версия, что Банши – это родовой дух той или иной ирландской семьи. Приходит она для того, чтобы поведать тем, кого охраняет, о грядущей опасности.
Так или иначе, Банши – один из самых ярких и неординарных образов в ирландском фольклоре. Он не просто страшный, но и по-особенному, по-ирландски, мрачный и насыщенный всем самым потусторонним. Наверно, это именно потому, что в прохладной, пасмурной Ирландии сложно придумать что-то менее ужасающее.

Банши/Баньши/The Banshee
:: Can you hear me? :: @дневники: асоциальная сеть

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…
/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши — что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур :3/


Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.
«Банши — женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! »
У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши («небесные женщины»), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.
Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши — феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.
Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик — облака, тени, куста, девушки и т.п.
Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен — то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)
Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она — то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них — банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем
И проливает потоки слез.
(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину — она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот — для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.
Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)
Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам «в угрюмом одиночестве и без смысла».

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, — ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор «Демонологии и колдовства» сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.
Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.
Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.
Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать — на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.
Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.
Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа — Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган… Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх — дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).
Есть и другая гипотеза: дескать, банши — это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой — ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью — все, она будет гоняться за мужчинами вечно.
Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте… тут мнения расходятся — то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.
Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего — в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши — или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.
«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза — и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.
— То баньши!
— Снова!
— Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Позже, стали считаться разновидностью фейри. В верованиях жителей горной Шотландии у банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза.
Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши — они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир — желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.
Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.
Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо… Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.
Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.
Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.
На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.
Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника — именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«’Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers.’»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним — опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: — Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. — Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. — Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.
Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You’ll always know
True Irishmen they say’.
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they’.»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, — это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.
Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» — позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши — не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.

Банши/Баньши/The Banshee
:: Can you hear me? :: @дневники: асоциальная сеть

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…
/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши — что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур :3/


Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.
«Банши — женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! »
У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши («небесные женщины»), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.
Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши — феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.
Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик — облака, тени, куста, девушки и т.п.
Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен — то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)
Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она — то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них — банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем
И проливает потоки слез.
(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину — она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот — для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.
Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)
Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам «в угрюмом одиночестве и без смысла».

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, — ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор «Демонологии и колдовства» сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.
Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.
Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.
Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать — на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.
Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.
Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа — Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган… Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх — дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).
Есть и другая гипотеза: дескать, банши — это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой — ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью — все, она будет гоняться за мужчинами вечно.
Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте… тут мнения расходятся — то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.
Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего — в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши — или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.
«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза — и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.
— То баньши!
— Снова!
— Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Позже, стали считаться разновидностью фейри. В верованиях жителей горной Шотландии у банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза.
Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши — они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир — желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.
Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.
Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо… Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.
Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.
Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.
На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.
Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника — именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«’Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers.’»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним — опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: — Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. — Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. — Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.
Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You’ll always know
True Irishmen they say’.
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they’.»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, — это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.
Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» — позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши — не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.

Баньши | Мифические существа кельтской мифологии

Назад к разделу

Баньши


Баньши (Банши, Бэнши, Бааван Ши, Белая Ши) — в ирландском фольклоре и у жителей горной Шотландии особая разновидность фейри.
Их в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространенным именем является ирл. bean si, состоящее из bean – женщина, и si – Ши, что вместе переводится как женщина из сидов, из потустороннего мира.
В ирландской мифологии – это феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти вглубь земли и жить под холмами, в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах и среди облаков в волшебных небесах. Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик – облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п.
Автор теософского сочинения «Демонология и колдовство» сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда является в образе рано умершей невинной девы – родственницы семьи.
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о баньши является представление о том, что баньши – дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь – это может быть также прародительница семьи. По поверьям, баньши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает баньши, обозначаются как семьи с «О» и «Мак», то есть считается, что баньши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.
Баньши описывают как женский образ. Они появляются как плавающие люминесцентные фантомы их прежней собственной личности. Ночью их образ ярко пылает, но прозрачен в солнечном свете. Баньши описываются как женщины, одетые в белое (иногда в зеленое или черное), с прекрасными длинными волосами, которые они расчесывают серебряным гребнем. Однако не всегда это романтический образ красавицы. Большинство баньши старые и увядшие, но умершие молодыми сохраняют свою прежнюю красоту. Волосы стонущего духа – дикие и неопрятные. Ее платье – обычно изодранные тряпки. Ее лицо – маска боли и муки, но ненависть и огонь ярости ярко горит в ее глазах. Еще очень часто во внешности баньши видны признаки настоящего чудища: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди.
Баньши нематериальны и неуязвимы к оружию. Кроме того, стонущие духи высоко стойкие к магии. Они полностью иммунны к обаянию, сну и заклинаниям обездвиживания. Святая вода, вылитая на них, причиняет им сильные повреждения.
Баньши могут чувствовать присутствие живых существ на расстоянии пяти миль.
Они ненавидят всех живых существ и поэтому устраивают свои дома в пустынной сельской местности или древних руинах, и остаются там навсегда. Земля, окружающая логовище стонущего духа, усыпана костями животных, услышавших крик баньши. Баньши опустошают любую местность, где они живут. Они убивают без жалости. Баньши имеет мощный эффект на растительность. Цветы и тонкие растения увядают и умирают, а деревья становятся искривленными и болезненными, в то время как более выносливые растения, чертополохи и прочие, процветают.
Сокровище баньши значительно различается и часто отражает то, что они любили в жизни. В большинстве случаев – это запас золота и драгоценных камней. Другие баньши, особенно те, которые часто посещают свои прежние дома, показывают более хорошие вкусы, сохраняя великие произведения искусства и скульптуры или мощные волшебные артефакты.
Баньши охотятся ночью, принимая образ красавиц и обольщая запоздалых путников. Особенно их привлекаются те, кто сам недавно выступал в роли загонщика дичи – от таких людей исходит привлекательный запах крови.
Питаются баньши только кровью молодых парней, крови питания этих существ ничего не интересует. До того, как испить кровь, они танцуют с жертвами, гипнотизируя их. Могут принимать участие в беседе, но выдают себя сильным непонятным акцентом. Изредка голодные баньши нападают на женщин, и тогда их жертвы обращаются в таких же чудовищ.

Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Баньши, Бэнши

.Вернуться
к списку монстров и духов >>>

.
. Баньши, бэнши
— В ирландском фольклоре известны так же как Боб Сидхи («женщина
насыпей») являются духами, которые безумно вопя, предвещают смерть. Мало
кто видел Баньши. Она не столько существо, имеющее облик, сколько
зловещий вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и (согласно «Демонологии
и колдовству» сэра Вальтера Скотта) нагорья Шотландии. Под окнами дома,
который она посетила, баньши пророчит смерть кого-то из членов семьи или
очень талантливого человека. Ее появление говорит о чистоте кельтской
крови этой семьи, об отсутствии каких либо примесей латинской, саксонской
или датской крови. У бэнши длинные распущенные волосы, серые плащи
поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Порой бэнши принимает облик
уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной- единственной:
ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей
в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной
девы из числа членов рода. Баньши слышат так же в Уэльсе и в Британии.
Ее завывание называется «кининг».

Слово Баньши происходит от староирландского sidhe или bean sш,
что означает духа женского пола обитающего в волшебной насыпи).
Банши в основном появляется в одном из трех обликов: молодая женщина,
величественная медсестра или запутавшаяся старая ведьма, которая соответствует
тройным аспектам кельтской богини войны и смерти, а именно, Бадб,
Маха
и Морриган.
Одежду она обычно носит белую, но иногда появляется в сером, коричневом,
зеленом или красном одеянии.
В Корнуолле считают что у нее длинные черные зубы, а в Шотландских островах,
длинная отвисшая грудь.
Банши может также появиться во множестве других форм, таких как ворон,
заяц и ласка, или любе другое животное, связанного в Ирландии с колдовством.

Банши были распространены в ирландских и шотландских народных историях,
таких как истории Хермини Т. Кэвэнэгом.
Банши — уединенное существо, которое имело лишь женский пол. Когда
множество Банши будут вопить вместе, это будет означать смерть очень великого
человека или святого.

Вернуться
к списку монстров и духов >>>

Бестиарий:Банши — Secret World, The — Игры — Gamer.ru: социальная сеть для геймеров

Банши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши — вестник смерти Анку, также подобные персонажи встречаются в валлийской мифологии. Это даёт основания предполагать, что образ банши уходит в древнюю кельтскую мифологию. Патриция Лайсафт, профессор Дублинского университета, посвятившая более 20 лет изучению образа банши в фольклоре, отмечает, что носители традиций практически не задумываются о происхождении банши, а воспринимают её как данность. Тем не менее, ей удалось сформулировать следующие представления о происхождении банши:
Фея
Весьма распространено мнение, что банши нечто вроде феи (fairy), такое объяснение встречается в некоторых литературных произведениях XIX и начала XX веков. Однако в настоящих народных преданиях о банши такое отождествление дается очень редко. В ирландской народной традиции феи — существа общественные, живут сообществами и ведут образ жизни, схожий с человеческим. Тогда как возвещающая о смерти банши — существо одинокое и все её отношения с человеческими существами определяются её связью со смертью.
Призрак
Большее распространение имеют следующие версии: банши не что иное как призрак (дух) женщины-плакальщицы, так как оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Некоторые ирландцы верят, что если плакальщица не выполняла свои обязанности подобающим образом, то и после смерти она продолжает оплакивать умирающих.
Покровительница рода
Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши — это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.
По повериям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О’» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи которые поселились в Ирландии до XVII века.

Банши. Ирландская мифология

О печальной и жестокой красавице Банши в ирландском народе ходит множество легенд. Одни называют ее феей-плакальщицей, что приходит из другого мира скорбеть о лучших сынах Ирландии, когда смерть забирает их. Другие видят в ней злобную ведьму-губительницу, которая убивает запоздалых путников, заплутавших в ее владениях, своим пронзительным и страшным воем. Третьи считают ее призраком безвременно погибшей невинной девы или умершей во время родов женщины, которая обречена доживать отведенный ей земной век в бесплотном обличье. И мало кто уже помнит, кем же она когда-то была на самом деле…
Банши — это фея, но отнюдь не такая красивая и изящная, как в детских сказках. У ней длинные волосы, которые спадают по спине. Зачастую они седые или тускло-каштановые, всклокоченные и спутанные. Глаза красные и заплаканные. Вопли Банши наводят ужас. В них слышится детский плач, волчий вой и скорбные завывания ветров смерти. Одета она в длинный серый плащ с капюшоном. Некоторые Банши носят саваны под плащом, а другие — длинное зелёное платье.
Всем известно, что Банши приносят плохие новости. Эти обычно измученные и мрачные демонические существа всё время напоминают, что человеческая жизнь коротка. Появление Банши предвещает смерть. Она приходит в семью, где лежит тяжелобольной человек, и издаёт истошные вопли. Она так рыдает, как будто не в силах остановиться. Иногда можно видеть, как она стирает окровавленную одежду человека, который вот-вот умрёт.
Банши — уединенное существо, которое имело лишь женский пол. Но когда собираются несколько Банши и начинают вопить вместе, это означает смерть большого множества людей вследствие войны, эпидемии или стихии, или смерть очень великого человека или святого.

Банши » Страшные истории

Банши
О печальной и жестокой красавице банши в ирландском народе ходит множество легенд. Одни называют ее феей-плакальщицей, что приходит из другого мира скорбеть о лучших сынах Ирландии, когда смерть забирает их. Другие видят в ней злобную ведьму-губительницу, которая убивает запоздалых путников, заплутавших в ее владениях, своим пронзительным и страшным воем. Третьи считают ее призраком безвременно погибшей невинной девы или умершей во время родов женщины, которая обречена доживать отведенный ей земной век в бесплотном обличье. И мало кто уже помнит, кем же она когда-то была на самом деле…
В те далекие незапамятные времена, когда земля была совсем юной и изменчивой, а граница между мирами богов и людей хрупкой и размытой, населял зеленые просторы Ирландии величественный и могучий народ Туата Де Дананн, племя богини Дану. Был этот народ прекрасен, как и подобает только племени богов, силен во владении оружием и искусен во всех ремеслах и науках, а более всего — в тайной магии друидов. Долгие века мудро правили они своей землей, свершая на ней многие великие чудеса, пока однажды не были побеждены и изгнаны с нее прибывшими из-за моря Сынами Миля , предками нынешних людей. Тогда изменили свой облик люди Дану, и одни из них ушли прочь с опостылевшей им земли в Иной Мир, что за Западным Морем — Край Живущих, Равнину Счастья, Землю Вечной Юности или Яблоневый Остров, а другие, укутавшись покрывалом чар невидимости, укрылись под землей, в глубине Волшебных Холмов, где до сих пор жива их древняя магия. А люди стали с тех пор звать их самих сидхами или ши — народом холмов, а потом и вовсе эльфами или феями. Но до того, как истинная природа потаенного народца была позабыта, знали их как Фер Ши — мужчин из сидхов и Бен Ши — женщин из сидхов и чтили как истинных богов — подателей жизни, дарующих плодородие земле и хранителей древнего знания, недоступного простым смертным.
Народ Холмов ревностно оберегал свои владения от новых вторженцев, защитив их невидимой преградой, проходить сквозь которую было позволено только им самим и тем избранным смертным, которых они сами изберут и допустят в свой мир. Однако порой завеса приоткрывается — чаще всего это случается на рассвете и на закате, или когда на землю спускается белое марево тумана. И всегда мир сидхов становится открыт в пороговые дни и ночи священного праздника Самайна, соединяющего собой светлую и темную половину года. А бывало и такое, что прекрасные обитательницы запредельного мира завлекали земных юношей в свои чертоги дивным пением и заставляли остаться там навечно.
Время исказило черты потаенного народца — то ли он сам озлобился и возненавидел пришедших и на смену людей, то ли глашатаи новой веры — веры Христовой — оклеветали его, заклеймив именем дьявола, и вот теперь бродит меж холмами в ночи страшная и бледная наследница древних богинь — банши — и плачет и кричит и причитает что-то на непонятном людям языке, и ухает совой и воет голодной волчицей и вторит то плачу ребенка, то крикам диких гусей, предвещая чью-то смерть своим мучительным и протяжным пением.
Банши видят в трех различных обликах: как юную и прекрасную деву с заплаканными красными глазами, как величавую зрелую женщину-мать и как оборванную и седую уродливую старуху. Она почти всегда рыжеволосая (хотя порой встречают банши с волосами цвета крыла ворона) и одета в белое или зеленое или закутана в длинный серый плащ до пят. Говорят, своим обличьем и одеянием она схожа с древней многоликой богиней Морриган — огненноволосой воительницей, голос которой подобен крику десяти тысяч воинов. Так же, как и Морриган, банши любит оборачиваться серой вороной и так же, как она порой является глазам людей пугающей Прачкой у Брода, которая стирает окровавленные одежды обреченных на смерть. Зовут ее еще иногда и именем Бадб, неистовой и свирепой спутницы Морриган, чье имя означает «ворона». Может она также принимать облик ласки или горностая, или даже стать тенью или облаком.
Каждая банши привязана узами странной любви к одной из древних ирландских семей, за которой она последует даже через океаны. Там она будет оплакивать и возвещать гибель тем, кто дорог ей. Если в этот миг поймать ее, она назовет имя обреченного. Кто-то считает, что в число таких семей входят только пять знаменитых ирландских фамилий — О’Нил, О’Брайан, О’Грэйди, О’Коннор и Кавана, другие говорят, что банши — плакальщица сопровождает все семьи, фамилии которых начинаются на О’ или Мак. Когда же смерть приходит к человеку великому или святому, оплакивать его собираются сразу несколько печальных баньши.
Ирландцы зачастую боятся называть деву — баньши ее настоящим именем, страшась, что так ненароком призовут ее. Она носит прозвища Девы Скорби, Прачки на Берегу и Прачки, Стирающей Саваны или Маленькой Прачки Скорби. И, говорят, что даже заунывная музыка ирландских погребальных обрядов произошла от голоса плачущей феи далекого потерянного мира — скорбной банши.
Новость отредактировал uran-235 — 15-11-2011, 14:41

Легенды Ирландии — Банши

Банши


Банши — это фея, но отнюдь не такая красивая и изящная, как в
детских сказках. У ней длинные волосы, которые спадают по спине.
Зачастую они седые или тускло-каштановые, всклокоченные и спутанные.
Глаза красные и заплаканные. Вопли банши наводят ужас. В них слышится
детский плач, волчий вой и скорбные завывания ветров смерти. Одета
она в длинный серый плащ с капюшоном. Некоторые банши носят саваны
под плащом, а другие — длинное зелёное платье.
Всем известно, что банши приносят плохие новости. Эти обычно
измученные и мрачные демонические существа всё время напоминают,
что человеческая жизнь коротка. Появление банши предвещает смерть.
Она приходит в семью, где лежит тяжелобольной человек, и издаёт
истошные вопли. Она так рыдает, как будто не в силах остановиться.
Иногда можно видеть, как она стирает окровавленную одежду человека,
который вот-вот умрёт.
В легендах говорится, что предками банши были племена богини Дану.
После поражения в битве с другими богами эти племена поселились
под землей в холмах, покрытых травой, и стали называться сидами.
Банши покинули свои подземные жилища, чтобы найти дом, в котором
могли бы расположиться. Если в доме одновременно появлялось несколько
банши, значит, должен был умереть кто-то из наиболее уважаемых членов
семьи. Своим воплем банши могла сообщать о гибели родственника,
находящегося вдали от дома, например в Крестовом походе.
Книги по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *