Легенда о березе

— Легенда о берёзе. Легенда
рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она
кр

show-pin=’model.showPin’
on-pin=’onPin(pinParams)’
class=»render-wait»
>

Древние мифы о растениях из сборника легенд Горного Алтая: легенда о кедре, легенда о берёзе, история Черной березы

Деревья, как и все растения, в мифах Алтая являются существами живыми и величественными.

Легенда о кедре

С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…
Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.

Кедровые леса в горах Алтая.
Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старого кедра, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и с вздохом облегчения упал на землю.
Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему.

Легенда о берёзе

Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей такого племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. «Бледнолицая» — так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «поселения». И только после этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды неизвестно откуда напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.
Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. Каянча – так звали девушку, что в переводе с алтайского – «береза».
В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.

История Черной березы

Разные места есть в Горном Алтае: и незабываемо красивые, и очень жуткие. Хотя, казалось бы, ничего и нет особенного, местность как местность, а взглянешь — дрожь берет. Вот в одном из таких мест и произошла эта история. Суть этой истории такова…
Два парня крепко дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала, что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили участвовать ей в походе, и она согласилась. В горах же случилось несчастье — обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь. А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом. Обвал был большой и все им поверили. Девушка каким-то образом все же выбралась, и с того времени все ходит по горам и мстит молодым мужчинам. Бывают случаи, когда в горах кто-то неожиданно выходит из палатки и исчезает. Знайте — это девушка очередную жертву под черную березу спрятала. Растут такие в горах.
Все легенды Алтая
Откуда горы появились
Гора Белуха
Гора Бабырган
Талдинские пещеры
Реки Алтая
Реки Катунь и Бия
Озера Алтая
Озеро Ая
Телецкое озеро
Целебные источники
Богатыри
Добрые духи
Злые духи
Села
Древние курганы
Животные
О разном
В тему

Береза — интересные факты легенды и применение

Третья отгадка тоже намекает на бересту. Дело в том, что берестой в старину скрепляли битые горшки. Кроме того, береста и древесина березы и сейчас используются в народных промыслах для производства предметов быта – детских резных игрушек, портсигаров, туесков, коробок, ковшей, корзинок, в старину – лаптей. Для поделочного материала годятся только старые березы (от 60 до 100 лет).
На дрова (а береза считается самым лучшим материалом для отопления) можно брать древесину любого возраста.
В строительстве ранее береза не использовалась, она легко поражается гнилостным грибком Nyctomyces suaveolens. Но благодаря современным пропиткам, сегодняшний строительный березовый материал по своей прочности и легкости не уступает стальным конструкциям, а по своей долговечности – бетонным. Хороши также из ее древесины фанера и лыжи.
О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок — березовица, лекарство от ста хворей. В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила. И это, действительно так, к весне ее сок накапливает максимально возможное содержание полезных компонентов для того, чтобы дать растению новую жизнь.
Вам будет интересно: Как вырастить березу на даче — посадка и уход

Интересные факты о березе

А вы знаете, что береза положила начало Невскому проспекту? В Санкт Петербурге там, где сейчас красуется Адмиралтейский сад, были высажены четыре ряда берез.
Кельтский гороскоп друидов состоит из 22 растений, среди них есть и береза.
В древнеславянском календаре март назван в честь березы, это название до сих пор сохранилось в украинском и чешском календаре.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Это строки из самого знаменитого стихотворения о березе, воспетой С. Есениным в 1913 году. Воспевал березу не только Есенин, всем прекрасно известна русская народная песня «Во поле березка стояла», первые письменные публикации этой песни относят к 1790 году. Произведения об этом дереве вошли в альбомы таких исполнителей как ВИА «Песняры» и даже в знаменитый 1981 года американский альбом Михаила Гулько. В переводе с исландского имя певицы Бьорк означает «береза»
На памятной российской монете, посвященной г. Великий Устюг, изображена береза. Часто это дерево можно встретить в геральдике.
Для изготовления одного из самых великолепных яиц знаменитого Фаберже в 1917 году была использована карельская береза.
В 1964 году в СССР появилась сеть знаменитых валютных магазинов под названием «Березка».
До конца ХХ века в СССР был военный камуфляж, названный также в часть березки.
Березовый сок в промышленных масштабах в советские времена заготавливали в северных районах Украины и по всей территории Белоруссии. Были даже целые комбинаты, заготавливавшие и консервировавшие березовицу, занимавшиеся культивированием этого дерева.
В одном из произведений Е. Пермяка говорится о попытках производить в 1936 году игристое березовое вино в г. Свердловске.
Древние русичи полагали, что березу людям подарили боги в качестве оберега, поэтому некоторые лингвисты связывают ее имя с именем Берегини, старославянской богини — защитницы.
Береза до сей поры может подсказать благоприятную дату посева, предсказать погоду, и виды на урожай лучше любого лунного календаря:
много березовицы – жди дождливое лето,
береза раньше ольхи дала листки – жди засушливое лето,
береза зазеленила – пора сеять овес.

Береза в славянской мифологии

Почти все древнеславянские народы ассоциируют это дерево с женским началом, чистотой и целомудрием. Во время сватовства ветки березы несли символ невесты, а ветки дуба – жениха. А когда в молодой семье рождался первенец, следовало рядом с домом посадить березу, которая убережет всех домочадцев от бед, принесет потомкам здоровье, счастье и благополучие. Существовал обычай приводить заболевшую девочку на исцеление к березе.
В полесских деревнях, напротив, избегали берез поблизости жилищ, ведь подобное соседство могло привести к болезням женской половины дома, а наросты на стволе дерева говорили о наведенной порче. Еще там существовала традиция накрывать тело усопшей женщины ветвями березы.
Древние славяне неразрывно связывали это дерево с душами умерших. Для них береза была своеобразным мостом, связывающим мир реальный и потусторонний. На Зеленые святки, за неделю до Троицы, считалось, что духи усопших приходили на некоторое время в реальный мир и селились в молодой листве берез. Отсюда пошла традиция украшать на Зеленые святки двери в избу зеленью этого дерева. Это делалось для того, чтобы души умерших родителей побывали в гостях у своих потомков.
Был еще другой обычай – высаживать рядом с домом молодые березовые деревца и устанавливать неподалеку ковши с водой для того, чтобы предкам было где гостевать и чем умыться. Чтобы духи усопших не потерялись, по обеим сторонам крыльца выкладывали березовые ветки. Обязательным в эти дни было посещение мертвых и на кладбищах. Туда приносили поминальные завтраки, среди прочей снеди там были яйца, окрашенные при помощи березовой зелени. Березовыми вениками обметали могилы, после открывали глаза покойникам, втыкая ветки березы в могилу, а по уходу, вынимая ветки, закрывали им глаза. Наши предки верили в то, что это помогает им общаться с покойниками.
Поляки считали, что в одиноко стоящих березках живут души трагично погибших молодых девушек. Случайный путник, проходя ночью мимо таких берез, мог попасть в беду. Ведь при лунном свете души девушек покидали свое пристанище и могли пригласить его на танец. После таких танцев находили несчастного поутру мертвым.
Белорусы считали, что под искривленными березами покоятся души невинно убитых людей.
В некоторых поверьях ведьмы могут брать у березы не сок со ствола, а молоко из ветвей, и летать на березовых палках, не считая метел. Подарки нечистого всегда превращались то в кривые березы (кони), то в кору (хлеб). А если в женщину нечистый вселялся, то первым делом во время приступа ее на березу кидало.
Вам будет интересно это видео, рассказывающее деревьях и народных приметах:

ЛЕГЕНДА О БЕЛЫХ БЕРЁЗАХ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Моя маленькая Родина…
Сколько известного и неизвестного,
изведанного и неизведанного
таишь ты в себе…
«Было время да прошло, а слова остались…» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да, прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, былей и легенд.
Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого.
Изучая историю села Утан, я в нашей сельской библиотеке прочитал «Легенду о белых берёзах». В ней говорится о том, что: «Давным-давно, недалеко от села Утан на одной сопке жил полудикий народ – Маменганы. Они жили родами и племенами. Маменганы занимались исключительно охотой, потому что окружали их дремучие леса и высокие сопки. В этих лесах росли лиственница, ольха, сосна, ель, кустарники и травы. Позже в этих лесах начала появляться белая берёза, семена которой занесли птицы и ветер. Маменганы сильно испугались этих берёз. Они были неграмотны и верили своим вымыслам. Они решили, что к ним проникает белый царь, которого они очень боялись. Маменганы были так напуганы, что стали живые закапываться в землю со своим имуществом. Они подкапывались под гору, делали легкие крыши, покрытые ветками, сверху накладывали камни, потом подлезали под крыши, выбивали стойки, и камень их заваливал» (см. приложение№1).
Меня заинтересовала эта история, и я захотел в ней разобраться, поэтому тема моего исследования звучит так: «Легенда о белых берёзах»: правда или вымысел?
В ходе своего исследования я попытаюсь установить, какая часть этой легенды выдумана местными жителями, а какая была на самом деле, ведь легенда – это не только фантастическое повествование, основу легенды обычно составляет какой-то реальный случай или реальный человек.
Актуальность темы: установление исторической справедливости, правдивой основы местной легенды.
Цель: провести исследование и установить достоверность бытующей легенды.
Задачи:
Собрать информацию, положенную в основу легенды.
Просмотреть письменные источники, в которых упоминается о Мамингане.
Собрать материал исследования.
Объект исследования: «Легенда о белых берёзах».
Предмет исследования: падь Маминган, старый могильник, рассказы местных жителей.
Методы:
Изучение и анализ литературы.
Опрос местных жителей, работников библиотеки, учителей, учащихся.
Обобщение и систематизация материала.
Гипотеза: в основу легенды обычно положено какое-либо историческое зерно, поэтому я считаю, что в месте расположения пади Маминган, действительно, когда-то проживал какой-то народ.
Практическая значимость: данное исследование может применяться на внеклассных мероприятиях, на уроках истории, а также изучения в качестве материала краеведческом музее.
Глава 1. Легенды и историческая действительность
Забайкалье – особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Через эти широко открытые ворота издавна происходил обмен населением и культурными ценностями.
Легенды как никакое другое искусство могут быть средством для исследования истории отдельных народов, поскольку в легендах зафиксированы события прошлого, в том числе и исторические события.
Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже к смерти.
Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, усаживались около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.
Я рассмотрел статьи о легендах в сети Интернет, в сельской библиотеке просмотрел книгу «Забайкалье – золотая моя колыбель», автор которой редактор-составитель Куренная Е.Ф., но про данную легенду ничего не нашёл.
Продолжая своё исследование, я опросил местных жителей разного возраста.
Первой была Коноплёва Лидия Николаевна, 1955года рождения, по профессии – воспитатель, была заведующая детским садом «Тополёк». Сейчас эта женщина на заслуженном отдыхе.
Вот что она рассказала: «Я работала в детском саду «Тополек» села Утан, я не только занималась воспитанием детей, но и меня интересовала история нашего села. Где-то в 70-х годах в сельской библиотеке работала Переломова (Балагурова) Ольга Андреевна, которая нам дала эту легенду. А где она её взяла, я не знаю. Слышала, что недалеко от Утана есть падь, название которой Маминган».
От Золотарёва Виктора Павловича, 1966 г. рождения, я услышал другую интересную историю: «В детстве мне дед Калуга (Черепанов Андрей Елизарович) рассказал про легенду и поведал о том, что в пади Маминган обитает приведение, в народе её называют «Маминганиха». Она являлась деду Калуге в разной одежде. Если на ней желтые шкуры, то к хорошей охоте. А когда я учился в 7-8 классе (77-78гг.) мы ходили туда, видели могилы и даже вели свои раскопки, находили осколки глиняных горшков. Найденное «сокровище» уносили в школу. Виктор Павлович ещё заметил, что захоронения находятся на солнечной стороне горы, и там нет ветра, зимой в этом месте нет наносов снега».
Викулов Виктор Владимирович, 1952года рождения, тоже знает легенду, и место нахождения пади Маминган, он видел разграбленные курганы.
Также знают и некоторые ученики нашей школы: Кожуховский Иван, ученик 8 класса, Золотарёв Дмитрий, ученик -5 класса.
Меня заинтересовало месторасположения этой пади, и я захотел побывать на этом месте.
Я обратился к руководителю исследовательской работы – Гордий Оксане Владимировне с просьбой посетить это место. Вместе с ней и её мужем мы побывали в пади Маминган два раза, так как летом курганы находились в траве, и их было плохо видно, осенью это сделать можно было лучше.
Глава 2. Курганы Бурхотуйской культуры
Затем меня заинтересовало, кто же там был захоронен.Воспользовавшись, интернет ресурсами, я там нашла перечень объектов историко-культурного наследия (см. приложение №2), где г. Маминганская упоминается 7 раз, из которых 4 могильника и 3 стоянки.
Проводя свое дальнейшее исследование, я выяснил следующее: в начале II века до н.э. в степях Восточного Забайкалья повсеместно перестают возводиться монументальные плиточные могилы. На смену им приходят многочисленные курганные могильники. Впервые подобные курганы были открыты в 1958 году академиком Алексеем Павловичем Окладниковым (1908-1981гг.) в пади Бурхотуй на земле среднего Онона. Захоронения этим по многим признакам существенно отличались от всех известных до того археологических памятников. Они были выделены в отдельную археологическую культуру, названную Бурхотуйской.
А.П. Окладников о ней писал: «Сопоставляя всё, что нам сейчас известно о погребениях бурхотуйского типа, можно сделать вывод, что они занимают место между памятниками гуннского и тюрского времени, то есть в пределах II-VIII веков. Наиболее крупные могильники (Маминган, Кунга, Голый Мыс, Подгорная, Кангил-1 и др. в бассейне реки Шилка) включают от 50 до 150 погребений; в остальных их 10–15, реже 20–25. Погребения имеют каменные куполообразные выкладки размерами от 3 до 5 м. Умершие погребались на спине, в вытянутом положении, реже на боку, головой на запад – северо-запад. В изголовье обычно ставился глиняный сосуд с жертвенной пищей. Из сопроводительного инвентаря выделяются костяные и железные наконечники стрел, костяные обкладки луков, железные ножи, пряжки и предметы украшений, в том числе бронзовые браслеты, кольца, серьги, бронзовые и золотые нагрудные гривны – символы власти и особого положения в обществе. У каждого племени или даже рода были свои похоронные обычаи, обряды погребения, в чём-то отличные от других.
Чернышевским археологическим отрядом (руководитель Ю.С. Орлов) в степной части Нерчинского, Чернышевского и Сретенского районов разведано 46 курганных могильников, в которых насчитывается более 700 захоронений. Здесь найдены поля погребений, имеющие более ста курганов каждая (в падях Маминган, Сиротинка известковая, Могильная).
Такое скопление погребений говорит о том, что здесь длительное время обитало довольно многочисленное население. О многом могут поведать нам курганы. Ведь недаром же их называют историческими памятниками.
Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется обычно сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. На территории Чернышевского и сопредельных с ним районов относятся к Бурхотуйской культуре, оставлены сяньбийскими родовыми общинами тоба, находит неоспоримое подтверждение в материалах многлетних археологических раскопок на территории. Могильники племени тоба всегда располагаются у подножья обращенных на юг, к солнцу (солнцепечных) сторонах сопок. Для кладбища выбирались каменистые склоны с выветренными, разрушающимися выходами горных пород. Такое размещение курганов облегчало работу по их сооружению, так как строительный материал находился на месте. Достаточно было глыбы и обломки просто скатить вниз по склону, непосредственно к месту погребения.
Похоронные обычаи сложились у людей с древнейших времён. Они основывались на уважении к умершему человеку, заботе о его существования в загробном мире, а также на самых простых санитарных нормах. Погребение в земле и наброска камня на могилу для защиты тела умершего от зверей – стервятников возникло, видно, на самых ранних порах существования человека на земле.
Подавляющее большинство погребений Восточного Забайкалья, подвергалось когда-то ограблению, чаще всего неоднократному. Грабители в древности, знавшие, где и что лежит в погребениях, выходили узкой воронкой точно на голову, шею и грудь погребённого. Там можно было найти ценные украшения(см. приложение №3). Грабители XVII-XIX веков, так называемые бугровщики, не скрывали своей разрушительной работы, оставляя безобразные ямы на месте кургана. Неограбленный курган – это большая редкость и удача археолога. В пади Маминган близ Утана из 127 курганов нет ни одного неограбленного .
Подвижный образ жизни пастухов – кочевников, легкие жилища типа юрт или кибиток — это одна из причин того, что при многочисленных курганах могильниках на территории Чернышевского и соседних с ним районов до сих пор не обнаружено не только ни одного городища, но и стойбища Бурхотуйской культуры.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее:
— просмотрев современные источники, я сделал вывод, что в них данной легенды нет.
— из бесед с местными жителями я узнал, что «Легенда о белых берёзах» существует. Её вспомнили люди разного возраста. Значит, эту историю пересказывают много раз.
-при личном осмотре пади Маминган я убедился, что там имеются старые захоронения, которые делали в пределах II-VIII веков, тому свидетельствуют погребения из каменной выкладки. О глиняных сосудах в своём рассказе упоминал местный житель Золотарёв Виктор Павлович, также про данное написано в книге «История и география Чернышевского района», что в пади Маминган находятся разграбленные захоронения, относящиеся к Бурхотуйской культуре.
Цель моей исследовательской работы достигнута. Я провёл исследование и установил достоверность данной легенды. Гипотеза оказалась верна, в основе «Легенды о белых берёзах» лежат реальные факты. Мои поиски и исследования на этом не прекращаются.
Список использованной литературы
1. Кириллов И. И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье.
Иркутск, 1979;
2. Ковычев Е. В. История Забайкалья (I — середина II тысячелетия нашей эры).
Иркутск, 1984;
3. Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии.
Новосиб., 2003.
4. В.А. Кривенко, В.С. Кулаков, Ю.С. Орлов, Н.С. Сысоева, В.С. Чухачёв, Л.М. Ядыкин. «История и география Чернышевского района»научно-
популярное издание. Чита2003.
5. «Забайкалье – золотая моя колыбель». Сказки, легенды, были, сказания Редактор – составитель Куренная Е.Ф.,2005. – 305с.
6. Летопись села Утан
Приложения
Приложение №1. «Легенда о белых берёзах»
Приложение №2. Перечень объектов историко-культурного наследия
Приложение №3. Могильник Голый Мыс, падь Прямой Лог (рисунки основных признаков Бурхотуйской культуры)
Приложение №1
Приложение №2.
Чернышевский Археология
Перечень объектов историко-культурного наследия.
Чернышевский район
населенный пункт ( район )
памятники археологии
вид объекта (ов)

Наименование
объекта
Категории объектов
культурного наследия
Местонахождение объекта
93
Стоянка
Выявленные объекты
с. Утан, 1,5 км сев. села, правы берег р. Куэнга, терраса
94
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади стоянки № 92 по наст. списку)
95
Стоянка
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская (в площади Могильника № 91 по наст. списку)
96
Стоянка
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская
97
Стоянка
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская
98
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская
99
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 8 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская
100
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 7 км зап. села, левый берег р. Большой Утан, г. Маминганская
101
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 4 км зап. села, правобережная часть пади Марково.
102
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 7 км юго-зап. села, приустьевая часть пади Сохатинская (Утан Пашенный)
103
Стоянка Утан
Выявленные объекты
с.Утан, 1 км. западнее села, приустьевая часть правосторонняя часть р.Утан
104
Стоянка Утан-2
Регионального значения
с. Утан, 1 км зап. села, 800 м юго-зап. стоянки; 100 (по наст. списку)
105
Стоянка Каменистая
Выявленные объекты
с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, г. Каменистая
106
Могильник
Выявленные объекты
с. Утан, 4 км сев.-зап. села, правый берег р. Куэнга, 400 м сев-зап. стоянки № 102 по наст. списку
107
Могильник
Гребешок
Выявленные объекты
с. Утан, 4 км зап. села, 2,5 км сев.-зап. стоянки Утан (№ 101 по наст списку)
108
Стоянка
Выявленные объекты
с. Утан, 5,5 км южнее села, правый берег р. Куэнга, напротив железнодорожного моста, у ОТФ
Приложение №3.
16

Легенда о берёзе — Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды


Легенды и мифы Алтая
Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей такого племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. «Бледнолицая» — так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «поселения». И только после этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды неизвестно откуда напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.
Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. Каянча – так звали девушку, что в переводе с алтайского – «береза».
В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.

Самые интересные легенды о березе


Автор: Галина Лобанова, опубликовано 30/06/2012
Еще статьи из раздела Растения леса
Берёза. именно об этом необыкновенно красивом и женственном дереве сложено большое количество песен и стихов, мифов и легенд, былин и преданий. Берёза – это гордость и символ народа, живущего на Руси. Её часто называют деревом жизни.
Если верить польским легендам, то берёза – это благословенное дерево, которое помогло укрыться Христу и Богородице от грозы и ветра, а согласно русским преданиям, дерево укрывало от преследований нечистой силы Св. Параскеву-Пятницу. Сербские легенды гласят о том, что прутьями берёзы били Христа, поэтому дерево считается проклятым.
Во многих славянских сказках встречается сюжет о превращении русалки или молодой девушки в берёзу. В одной из них рассказывается о красивой русалке, жившей в лесном озере. Она любила по ночам выходить из воды и гулять под луной. С первыми лучами солнца русалка пряталась под воду, но в один прекрасный день она увлеклась и не заметила, как на небе появился бог солнца Хорс. Увидав такую неземную красавицу, он тотчас в неё влюбился. Русалка поспешила скрыться в глубинах озера, но Хорс её не отпустил и превратил в белоствольную берёзу.
О природных и лечебных свойствах берёзы, а также о её происхождении часто говорят библейские предания. В поверьях восточного Полесья рассказывается о том, что берёзы – это дочери Адама – первого человека на земле, — которые вросли в землю своими длинными косами, а сок берёз – это их слёзы.
Белый цвет ствола берёзы в поверьях объясняется тем, что когда Иуда захотел повеситься на ней, она побелела от страха. В других преданиях повествуется о том, что сок берёзы – это слёзы дерева. Легенды гласят, что слёзы берёз имеют лечебные свойства и помогают от всех болезней.
Во многих фольклорных жанрах, например, русских былинах, сказках, балладах, происхождение берёзы связывают с превращением в неё девушки, обиженной близкими людьми, а в белорусской народной песне поётся о берёзе, которая выросла на могиле невесты, умершей от руки злой свекрови.
В славянской культуре берёза символизирует женское начало. Женская символика проявляется в различных обрядах, связанных с лечением детских болезней: издавна девочек носили к берёзе, веря в её магические и целебные свойства.
В обрядах, связанных со сватовством берёза тоже принимала участие, её ассоциировали с невестой, а символом жениха выступал дуб.
Ещё в Древней Руси существовало большое количество обрядов и обычаев, связанных с этим изящным деревом. Если в доме рождался ребёнок, то около входа во двор непременно сажали берёзу. Считалось, что этот обряд обязательно сделает новорождённого счастливым, а дом и семью, живущую в нём, дерево будет защищать от несчастий и бед.
А вот в Полесье всё было с точностью до наоборот. Здесь веровали в то, что берёза, посаженная близко к жилому дому, вызывает у его обитательниц женские болезни, а наросты на стволе дерева – это результаты наведения порчи. В некоторых деревушках берёзовыми ветками накрывали тело умершей женщины.
Народ всегда тесно связывал между собой образ берёзы и души усопших, это дерево воспринималось как проводник между реальным и потусторонним миром. Славяне считали, что в период троицко — семицкого цикла предки на время покидали мир усопших и являлись в мир живых людей. Считалось, что местом, где пребывали пришедшие души, являлась свежая зелень берёзы. Именно поэтому для душ умерших родителей из леса приносили свежие ветки берёзы и устанавливали их около входа в дом. Также около домов высаживали молодые берёзки, чтобы родителем всегда было куда прийти. Под деревьями ставили небольшие ковшики с водой, в которых души мылись. С обеих сторон крыльца клали берёзовые ветки, т.к. считалось, что они укажут предкам дорогу в дом.
Применение берёзы в троицких поминальных обрядах не ограничивалось украшением двора и дома свежими берёзовыми ветками. В эти дни происходило общение живых и мёртвых, которое включало в себя обязательное посещение кладбища.
Кроме поминальной еды, в состав которой входили яйца, окрашенные берёзовым листом, сюда приносили и берёзовые ветки. Ими обметали могилы, а после этого втыкали в могильную землю. Считалось, что таким образом усопшим «открывают глаза». Перед уходом могилы снова обметали берёзовыми вениками, дабы «закрыть глаза» мёртвым. Славяне верили в то, что такой обряд помогает более тесному общению с душами усопших людей.
В Польше берёзы, одиноко растущие среди поля, назывались деревьями духов. По приданиям, в них вселялись души умерших молодых девушек, которые по ночам выходили из берёз и могли насмерть «затанцевать» случайного прохожего. Именно поэтому поляки всегда считали очень опасным находиться около одиноких берёз.
Белорусы полагали, что некоторые признаки не совсем привычного вида берёзы, например, искривление ствола или наросты на нём, указывают на то, что под ней покоится невинно загубленная человеческая душа.
В различных поверьях и былинах берёза очень часто упоминалась в качестве атрибута нечистой силы. Ходили легенды о том, что ведьма могла надоить молока из веток берёзы, а также она летала по ночам не только на метле, но и на берёзовой палке.
Подаренные чёртом белые кони в сказаниях превращались в кривые берёзы, а преподнесенный нечистым хлеб – в берёзовую кору. Также говорилось о том, что женщину, в которую вселился бес, «бросало» на берёзу во время приступа.
Представление о берёзе в мифах, легендах и поверьях достаточно противоречиво. Некоторые народности считали, что берёза приносит сплошные беды и несчастья, и что строить дом на месте, где росла берёза – это верный путь к болезням и даже смерти.
Другие наоборот поклонялись этому дереву и считали её воплощением чистоты, доброты и благородства. Как бы там ни было, на Руси берёза всегда была любимым деревом и настоящим символом русского народа. Наши праотцы почитали это дерево за то, что она могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили берёзе угощения, садились около неё и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.

рейтинг цена/практичность

рейтинг цена/практичность

рейтинг цена/практичность

рейтинг цена/практичность

рейтинг цена/практичность

Легенда о Березке

Когда-то давно на месте, где сейчас находится наш лагерь, стоял город. В нем жили юноша и девушка. Они любили друг друга и каждый день утром и вечером встречались в уединенном месте на берегу озера. Юноша был очень добрый, красивый и умный. Девушка тоже была замечательной, но у нее был вздорный характер, поэтому каждое утро во время встречи с юношей она умудрялась с ним поссориться из-за какого-нибудь пустяка. Вечером они мирились. Итак продолжалось много времени.
Юноша очень любил девушку, но постепенно им стали овладевать грустные мысли: «Почему она все время пытается со мной поссориться? Может быть, она меня не любит?» И юноша решил отправиться на один год в путешествие, чтобы дать девушке возможность подумать о своих чувствах. Ранним утром юноша ушел из города, и единственным, кто видел его, был старенький старичок, который сидел у соседнего дома.
Утром девушка пришла на место свидания. Но юноша не появился. Вечером он снова не пришел. И на следующий день его не было. Девушка заволновалась и пошла к дому юноши. Но юноши она там не нашла. У соседнего дома она увидела старенького старичка и спросила у него, не видел ли он юношу. Старичок ответил, что видел, как юноша ушел в неизвестном направлении, никому ничего не сказав. Девушка ужасно расстроилась, но, делать нечего, стала ждать возвращения юноши…Шли дни. С каждым днем жизнь, казалось, потихоньку уходила из девушки. Она становилась все грустнее и грустнее…
Прошло 360 дней. И вновь утром девушка сидела на месте их встреч на берегу озера. Она уже не надеялась ни на какое чудо. Она поняла, что сама виновата во всем, потому что довела юношу своими никчемными и пустыми упреками, и он ее разлюбил. Девушка упала на землю и разрыдалась. Ее сердце разрывалось от боли. И в этот момент девушка превратилась в стройную березку, которая низко склонилась над водой, как будто от тяжести горя и слез…
А через пять дней вернулся юноша. Он пришел в город радостный и счастливый. За время своего путешествия он понял, что безумно любит девушку и готов прощать ей любые упреки, лишь бы она была с ним и любила его. Юноша поверил, что любовь побеждает все, и они обязательно будут счастливы.
Юноша пришел на место свидания, но не нашел там девушку. Он очень удивился и отправился в город, чтобы расспросить о ней. Старенький старичок сказал юноше, что несколько дней назад девушка приходила к его дому, но с тех пор ее никто не видел.
Юноша вновь пошел на место на берегу озера, размышляя о том, куда же делась девушка, что же с ней случилось. И вдруг он увидел, что на этом месте появилась новая березка, словно плачущая над водой. Любящее сердце дрогнуло… Юноша догадался, что эта березка и есть его девушка, которая не выдержала его непонятного ухода. Юноша знал, что не сможет жить без девушки. Он превратился в высокий стройный тополь, который и поныне стоит на берегу озера в нескольких шагах от березки. Они навечно рядом, но никогда не смогут быть вместе… «Берегите свою любовь!» — словно говорят они нам…

БЕРЕЗА — Легенды и предания

БЕРЕЗА
(Все ниженаписанное взято из Славянской Энциклопедии, подготовленной инститyтом славяноведения и балканистики РАH, изданной в 1995 годy, в Москве. Кем взято — неизвестно:))))
Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Может выстyпать как «счастливое» деpево, обеpегающее от зла, и как вpедоносное, связанное с женскими демонами и дyшами yмеpших.
Согласно каpпатским повеpьям, если женатый мyжчина посадит во двоpе беpезy, то кто-то из членов семьи yмpет. Hа Рyсском Севеpе, место, где когда-то pосли беpезы не использовали для постpойки дома.
Вместе с тем, иногда и во многих местах беpезy специально сажали около дома для благополyчия семьи, по слyчаю pождения pебенка…
Установленная с пеpеднем yглy пpи стpоительстве дома ветка беpезы была символом здоpовья хозяина и семьи. Беpезовые ветки втыкались в поле, чтоб полyчит хоpоший ypожай льна и злаков. Беpезовое полено закапывали под поpогом новой конюшни, «чтобы велись кони».
В наpодных легендах беpеза — благословенное деpево, yкpывшее Богоpодицy и Хpиста от непогоды, или св. Пятницy от пpеследований чеpта; или же напpотив, считалась пpоклятым
Богом деpевом, пpyтьями котоpого хлестали Хpиста. Женская символика беpезы пpоявляется в обpядах лечения детских болезней: напpимеp, больных девочек носили к беpезе, а мальчиков — к дyбy. В бpачных обpядах символами жениха и невесты были дyб и беpеза.
В Полесье считалось, что близко к домy посаженная беpеза вызывает женские болезни y ее обитательниц; что наpосты обpазyются на беpезе от «женских пpоклятий». В некотоpых полесских селах на похоpонах тело женщины покpывали беpезовыми ветками, тело
мyжчины — ветками тополя. В свадебных и лиpических песенках беpеза — самый попyляpный символ девyшки.
Связь Беpезы с нечистой силой и дyшами yмеpших тоже yказывает на женскyю символикy: о pyсалках в Полесье говоpили, что они «с беpезы спyскаются».
Пpинадлежащим pyсалкам считались беpезы, чьи ветви спyскаются до земли. Hа Тpоицкой неделе к ним боялись потомy пpиблизиться.
В Польше такие деpевья, одиноко стоящие в поле называли деpевьями дyхов. В них вселялись дyши yмеpших девyшек, котоpые по ночам выходили из беpезы и и «затанцовывали» насмеpть слyчайных пpохожих. Согласно польским же повеpьям под одиноко стоящей беpезой покоится дyша погибшего насильственной смеpтью, и вместо сока в ней стpyится кpовь.
Hекотоpые пpизнаки необычного вида беpезы (искpивленная или сpосшаяся с дpyгим деpевом) были для белоpyссов свидетельством того, что под ней погpебена невинно загyбленная дyша. В многих восточнославянских пpеданиях, легендах, песнях погибшая девyшка пpевpащается в беpезкy. В Kостpомском кpае, об yмиpающем говоpили «в беpезки собиpается».
Беpеза часто yпоминается как атpибyт нечистой силы в демонологических повеpьях и быличках. Ведьма могла надоить молоко с беpезовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на беpезовой палке. Белые кони, подаpенные
человекy чеpтом, пpевpащались в кpивые беpезы, а поданый чеpтом хлеб в беpезовyю коpy; женщинy, в котоpyю «вселился» бес во вpемя пpистyпа «бpосало» на беpезy.
Шиpоко известны y славян тpоицкие обpяды, связанные с беpезой, совеpшаемые как пpавило девyшками и женщинами. Они шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда «семик») ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть «пpовожали беpезкy», «хоpонили» ее).
Девyшки «кyмились» с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья.
Ветки беpезы, особенно использованные в тpоицких и дpyгих календаpных обpядах y все славян считались надежным обеpегом. Заткнyтые под кpышей дома, они надежно обеpегали от молнии, гpома и гpада; воткнyтые посpеди посевов в поле огpаждают от гpызyнов и птиц; бpошенные на огоpодных гpядках – охpаняют капyстy от гyсениц.
С помощью беpезовых веток пытались обеpечься от нечистой силы, особенно «ходячих покойников». Hаканyне Ивана Kyпалы беpезовые ветки, воткнyтые в стены хлева не давали ведьмам доить молоко с чyжих коpов, и навpедить им вообще. Hа pога коpовам тож
надевали беpезовые венки. У западных славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постели pоженицы или колыбели новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни.
Беpеза также использовалась для «пеpедачи болезни». Под беpезy выливали водy, оставшyюся от кyпания больного pебенка. Рyсские кpестьяне обpащались с пpосьбой к беpезе об исцелении от болезни, пpи том скpyчивая над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. В Мазовии стpадающий маляpией должен был потpясти беpезy с пpиговоpом «Тpяси меня, как я тебя, а потом пеpестань.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *