Легенда о бездонном богатстве

Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорус­ская легенда).

В. С. Воропаева
Т. С. Куцанова
Литературное чтение
В 4 классе
Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Минск
Урок № 1. Введение в тему «Золото, золото — слово народ­ное».
Цели:1. Развитие интереса к чтению и книгам.
2. Знакомство с новыми учебными пособиями (учебник и тетрадь по литературному чтению).
3. Актуализация знаний о правилах пользования кни­гой.
4. Закрепление знаний о знакомых жанрах устного на­родного творчества.
5. Развитие мышления, памяти, речи.
Учащиеся четвертого класса уже знают, что на первый урок по ли­тературному чтению они приносят самую интересную книгу, прочитан­ную летом, и располагают её на классной книжной выставке. Книги эти находятся на выставке до первого урока внеклассного чтения, который обычно так и называется: «Самые интересные книги, прочитанные ле­том». Кроме того, на другой выставке-стенде ребята помещают рисунки к своей книге. Поэтому накануне первого урока литературного чтения они уже погружены в атмосферу книги и чтения.
Урок необходимо начать с обзорного знакомства с книгами, представленными на выставке. В поле зрения учителя должны по­пасть наиболее значимые книги, авторы которых уже знакомы уча­щимся. Это даст возможность, во-первых, продолжить знакомство с творчеством писателей, а, во-вторых, направить самостоятельное чтение четвероклассников в нужное русло. Кстати будет в этом пла­не и выступления учащихся с аннотацией на прочитанную книгу.
Следующий этап урока — знакомство с новым учебником «Лите­ратурное чтение» — 4 класс и тетрадью по литературному чтению.
Учащиеся рассматривают учебник, размышляют над названия­ми его разделов и их содержанием, определяют знакомые фамилии поэтов и писателей.
Затем учителем читается обращение к читателям на третьей странице учебника, а учащиеся уточняют цели и направленность содержания каждого раздела.
Знакомясь с тетрадью по литературному чтению, учащиеся за­мечают, что в ней содержатся такие же основные разделы, как и и учебнике, что в ней есть обращения к учащимся и читательский дневник, а служит она дополнением к учебнику, в ней есть интерес­ные, веселые и увлекательные задания (по опыту тетрадей для 2-го-3-го классов).
На данном уроке важно актуализировать и знания учащихся о правилах пользования книгой. Сделать это лучше в форме игры «Научи малышей». Ребята импровизируют, что бы они могли сказать малышам-первоклассникам, которые серьезно начинают дру­жить с книгой. Сюда могут войти советы:
1. Как подготовиться к чтению за столом (чистые руки, удобная поза, удобное освещение).
2. Как знакомиться с книгой (обложка, содержание, рисунки).
3. Как читать книгу (правильно перелистывать страницы, делать закладки, не ставить пометок стержнем и т.п.).
4. Как записать сведения о прочитанной книге (тетрадь по литературному чтению, читатель­ский дневник, автор, название).
5. Как записаться в библиотеку и брать в ней книги.
К первому уроку учитель может подготовить и художественный материал: примеры произведений малых жанров устного народного творчества, например: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки. Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скороговоркой и т.п. В этот этап урока обычно включаются все четвероклассники и он получается интересным и увлекательным.
На дом учащиеся получают задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (задания дать по рядам).
Урок № 2. Жанр легенды. «Бездонное богатство» (белорус­ская легенда).
Цели: 1. Закрепление знаний о жанре народной песни и сказ­ки.
2. Формирование первичных представлений о жанре ле­генды.
3. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи.
4. Развитие умения составления плана к тексту.
5. Развитие интереса к фольклору.
Для того, чтобы первая часть урока, направленная на закрепле­ние представлений и знаний учащихся о таких жанрах фольклора как песня и сказка, прошла успешно, учителю необходимо тщательно подготовиться. У него должны быть заготовки колыбельных, шу­точных, лирических и календарных песен (колядных, масленичных, купальских). Можно использовать тексты таких песен из учебника «Радуга» (2 класс) и «Литературное чтение» (3 класс). Кроме того, в литературной тетради для II и III классов также предложены раз­личные виды песен.
О разновидностях народных песен готовят материал и учащие­ся. Так, один ряд четвероклассников расскажет о колыбельных, шу­точных, лирических народных песнях: вспомнят, что это за песни, когда они поются, в чем их особенность. Учитель же зачитывает каждую из видов такой песни, а учащиеся класса отвечают, к како­му виду можно отнести услышанную песню. По такому же образцу продолжается дальше работа с календарными песнями (учащиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животных также готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
Вторая часть урока — знакомство с новым жанром устного на­родного творчества — легендой. В учебнике дается довольно пол­ная, хотя и краткая характеристика данного жанра. Поэтому учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллективно раз­мышляют (после повторного молчаливого чтения) над вопросами:
1. Разновидностью какого жанра является легенда?
2. Что роднит легенду со сказкой?
3. Какие бывают легенды? В чем их особен­ность?
4. Почему мы обращаемся к далекому прошлому? Чем инте­ресна нам жизнь предков?
Затем учитель читает белорусскую легенду «Бездонное богат­ство». Выявляя эмоциональное восприятие текста, учитель задает вопрос: «Что привлекло вас в этой легенде, что показалось инте­ресным? Далее учащиеся вслух «цепочкой» перечитывают текст и отвечают на вопросы, предложенные в методическом аппарате к легенде. Вопросы направлены на воспроизведение текста через вы­борочное чтение и частичный пересказ. Следующий этап работы: деление текста на части и составление к нему плана. Он может быть примерно таким:
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославе.
План должен быть довольно подробным, так как правомерно использовать его для пересказа текста.
Н конце урока учащиеся могут поработать над подробным пере-мкичом текста по предложенному плану. Пересказ можно осуществить «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
На дом четвероклассники получают задание: перечитать леген­ду, научиться её подробно пересказывать.
12345678910Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-12-03; просмотров: 1382 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «БОГАТСТВО», «БЕДНОСТЬ» В АНГЛИЙСКОЙ АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ
Урок № 4. Историческая легенда. «Откуда взялась Даугава» (латышская легенда).
Поиск на сайте:
© 2015-2019 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Легенда «Бездонное богатство» — план, как составить?

function replace_seedbnr(place_id, html) {
$(‘#seedbnrs’ + place_id).html(html);
}
function load_seedbnrs2() {
var SEEDBNR = SEEDBNR || {};
SEEDBNR[«client_width»] = $(window).width();
SEEDBNR[«page_title»] = $(‘title’).text();
SEEDBNR[«page_tags»] = $(‘meta[name=keywords]’).attr(«content»);
SEEDBNR[«page_is_adsense»] = is_adsense;
SEEDBNR[«page_type»] = $(‘body’).attr(«class»);
var i = 1;
$(«.question_bodypage .question .section a»).each(function () {
SEEDBNR[«page_category» + i] = $(this).text();
i++;
});
var places = [];
$(‘.seedbnrs’).each(function(){
var is_processed = $(this).attr(«processed»);
if (!is_processed) {
places.push($(this).attr(«id»).match(/\d+/));
}
});
if (places.length > 0){
var params = jQuery.extend({}, SEEDBNR);
params[«t»] = «java»;
params[«p»] = places.join(‘,’);
params[«callback»] = ‘replace_seedbnr’;
$.post(‘http://www.bolshoyvopros.ru/ad/web/seedbs.cgi’, params, function (data) {
$(‘.seedbnrs:first’).html(‘

Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Загадки. Прибаутки. Потешки. Небылицы.
¾ В фоль­клоре есть большие и малые жанры. Большие жанры — это сказки, песни, легенды, былины.
Примеры произведений ма­лых жанров устного народного творчества: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, по­словицы, скороговорки.
Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скорого­воркой и т. п.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (за­дания даются по рядам).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Жанр легенды. Белорусская легенда «Бездонное богатство»
Цели:закрепить знания о жанре народной пес­ни и сказки; формировать первичные представления о жанре легенды; обогащать словарный запас уча­щихся, развивать речь; развивать умение составлять план к тексту; развивать интерес к фольклору.
Организационный момент
Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках
О разновидностях народных песенготовят мате­риал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рас­сказывает о колыбельных, шуточных, лирических на­родных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к ка­ким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (уча­щиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
3. Знакомство с новым жан­ром устного народного творчества — легендой.
Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллектив­но размышляют (после повторного молчаливого чте­ния) над вопросами:
• Разновидностью какого жанра является легенда?
• Что роднит легенду со сказкой?
• Какие бывают легенды?
• В чём их особенность?
• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?
• Чем интересна нам жизнь предков?
4. Чтение и анализ белорусской легенды «Без­донное богатство».
Чтение легенды учителем.
Выявление эмоционального воспри­ятия текста.
¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?
Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».
Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частич­ный пересказ.
Деление текста на части и составление плана к нему.
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославле.
Под­робный пересказ текста по предложенному плану.
Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пере­сказ легенды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
?

Обратная связь
ТОП 5 активных страниц!
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд
Тема 11. Банковские риски и способы их оценки
Опросник «Активность повседневной жизни»

Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках

Пословицы. Поговорки. Скороговорки. Загадки. Прибаутки. Потешки. Небылицы.
¾ В фоль­клоре есть большие и малые жанры. Большие жанры — это сказки, песни, легенды, былины.
Примеры произведений ма­лых жанров устного народного творчества: потешки, перевертыши, прибаутки, загадки, по­словицы, скороговорки.
Ребята не только называют жанр произведения (после прочтения его учителем), но и отвечают своей загадкой, пословицей, скорого­воркой и т. п.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: вспомнить знакомые жанры устного народного творчества — песни, сказки и их виды; подготовить о них информацию с примерами (за­дания даются по рядам).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Жанр легенды. Белорусская легенда «Бездонное богатство»
Цели:закрепить знания о жанре народной пес­ни и сказки; формировать первичные представления о жанре легенды; обогащать словарный запас уча­щихся, развивать речь; развивать умение составлять план к тексту; развивать интерес к фольклору.
Организационный момент
Закрепление представлений и знаний учащихся о песнях и сказках
О разновидностях народных песенготовят мате­риал и учащиеся. Так, один ряд четвероклассников рас­сказывает о колыбельных, шуточных, лирических на­родных песнях: когда они поются, в чём их особенность. Учитель зачитывает песни, а учащиеся отвечают, к ка­ким видам можно их отнести. По такому же образцу продолжается работа с календарными песнями (уча­щиеся второго ряда — учитель).
Информацию о сказках волшебных, бытовых, о животныхтакже готовят учащиеся по рядам. Они должны не только рассказать об особенностях сказок разных видов, но и привести примеры таких сказок. Учитель дополняет изложения учащихся и приводит новые примеры известных народных сказок.
3. Знакомство с новым жан­ром устного народного творчества — легендой.
Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллектив­но размышляют (после повторного молчаливого чте­ния) над вопросами:
• Разновидностью какого жанра является легенда?
• Что роднит легенду со сказкой?
• Какие бывают легенды?
• В чём их особенность?
• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?
• Чем интересна нам жизнь предков?
4. Чтение и анализ белорусской легенды «Без­донное богатство».
Чтение легенды учителем.
Выявление эмоционального воспри­ятия текста.
¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?
Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».
Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частич­ный пересказ.
Деление текста на части и составление плана к нему.
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославле.
Под­робный пересказ текста по предложенному плану.
Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пере­сказ легенды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»
Цели:формировать представления об историчес­кой легенде; развивать интерес к истории родной стра­ны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чув­ство патриотизма.
Организационный момент
12345678910Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 259 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
CCLXXXIV. Закрепление изученного материала
CCXIII. Закрепление изученного материала
CXCVI. Закрепление изученного материала
I ЛАПА Ч. I УРИ.1М И ДР VI И1 ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
I. Мобилизующая часть урока. II. Закрепление опорных знаний.
I. Мобилизующая часть урока. II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
II ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
Поиск на сайте:
© 2015-2019 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Обзорное знакомство с книгами, представленными на выставке

Учитель читает материал учебника «Легенда», а учащиеся коллектив­но размышляют (после повторного молчаливого чте­ния) над вопросами:
• Разновидностью какого жанра является легенда?
• Что роднит легенду со сказкой?
• Какие бывают легенды?
• В чём их особенность?
• Почему мы обращаемся к далёкому прошлому?
• Чем интересна нам жизнь предков?
4. Чтение и анализ белорусской легенды «Без­донное богатство».
Чтение легенды учителем.
Выявление эмоционального воспри­ятия текста.
¾ Что привлекло вас в этой легенде, что показалось интересным?
Перечитывание легенды учащимися вслух «цепочкой».
Ответы на вопросы (с. 7), выборочное чтение, частич­ный пересказ.
Деление текста на части и составление плана к нему.
1. Мудрый князь Ярослав.
2. Князь на охоте. Борьба с туром.
3. Спасение князя.
4. Золото князя для загонщика Ранцевича.
5. Отказ загонщика от золота.
6. Ранцевич выбирает бездонное богатство.
7. Память о князе Ярославле.
Под­робный пересказ текста по предложенному плану.
Пересказ осуществляется «по цепочке», т.е. каждый новый пункт плана пересказывает следующий ученик.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: с. 5-6, подготовить подробный пере­сказ легенды.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»
Цели:формировать представления об историчес­кой легенде; развивать интерес к истории родной стра­ны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чув­ство патриотизма.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Пересказ учащимися истори­ческой легенды «Бездонное богатство»
Вступительное слово учителя
Учи­тель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхожде­ния названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить на­шествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.
¾ А какая она теперь, наша земля?
¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?
4. Чтение исторического сказа­ния «Неман и Лоша».
Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух
Беседа о первичном восприя­тии:
¾ Что необычное в легенде?
¾ Что взволновало ваше воображение?
5. Анализ текста и вы­борочное чтение
¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две бело­русские реки — Неман и Лоша.
¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).
¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.
¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.
¾ Найдите слова, которые харак­теризуют Неман (сильный, работящий, честный, могу­чий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).
¾ Какой художественный приём ис­пользован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)
¾ Устно нарисуйте картины каж­дой из рек, используя описание в тексте.
Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.
¾ Почему в тексте легенды исполь­зованы слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти сло­ва и подчёркивают нежные и трепетные чувства наше­го народа к своей земле.
Работа с картой РБ
¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республи­ки — Литвы и вышла к Балтийскому морю.
¾ Ка­кие ещё исторические легенды вы знаете?
¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Латышская легенда «Откуда взялась Даугава»
Цели:формировать представления о жанре ле­генды; развивать логическое, критическое мышления, творческие способности, речь учащихся; развивать умение пересказывать текст; воспитывать уважение к другим народам.
Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Заслушивается выразительное чтение легенды «Неман и Лоша».

Проверка домашнего задания. Пересказ учащимися легенды «Бездонное богатство» 3. Беседа учителя, о..

Пересказ учащимися легенды «Бездонное богатство»
3. Беседа учителя, обоб­щение по теме «Моя Беларусь»
Учитель напоминает учащимся историческую легенду В. Короткевича «Мая Беларусь» («Літаратурнае чытанне», 3 кл.) — об истории происхождения названия «Бела­русь».
Автор там приводит варианты легенд относительно происхождения назва­ния Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли в начале прошлого тысячелетия пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, где удалось остановить нашествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.
Продолжить беседу могут сами ребята. Учитель только направит её вопросами:
— А какая она теперь, сегодня, наша земля?
— Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?
4. Чтение молча учащи­мися легенды «Неман и Лоша».
Выявление первично­го восприятия
Легенда интересна своей лиричной и поэтичной основой.
После чтения учитель задаёт вопросы о первичном её восприятии:
Что необычное в легенде?
Что взволновало ваше воображение?
Эти вопросы направят учащихся на даль­нейшую работу с художественным словом произведения.
5. Анализ текста и выбо­рочное чтение
Вопросы и задания:
Прочитайте и расскажите, откуда бра­ли начало наши две белорусские реки — Неман и Лоша. Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой). Найдите в тексте».
В легенде созданы образы двух реально-сказочных героев-рек. Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша. Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите ответ на этот вопрос в тексте
6. Выявление художест­венных средств изоб­ражения героев
Учащиеся определяют слова, характеризующие Неман (работящий, сильный, честный, могучий, широкий) и Ло­шу (тихая, ленивая, хитроватая);
выявляют знакомый им приём одушевления природы, использование слов с умень­шительно-ласкательным значением (родничок, ручеёк).
Ребята должны увидеть ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины. Учитель задаёт вопрос: «Почему в тексте легенды использованы слова с уменьшительно-ласкательным значением?» (родничок, ручеёк). Эти слова под­чёркивают нежные и трепетные чувства нашего народа к своей земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *