Легенда о билимбае

Содержание

Билимбай

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). По легенде название деревни возникло по имени башкира Белембай. Постепенно название трансформировалось в Билимбай.

Здание железнодорожного вокзала Билимбая
Интересно, что это не единственный такой топоним на Урале. А.К. Матвеев в книге «Географические названия Урала» пишет, что в Очерском районе Пермского края есть деревня Билимбаиха (основана выходцами с чусовского Билимбая), в Талицком районе Свердловской области есть урочище Билимбаиха, а также аналогично называется одна из вершин Веселых гор в окрестностях Нижнего Тагила — Билимбаиха (или Билимбай).

В 1730 году Строгановы начали здесь строить Билимбаевский чугуноплавильный завод. Завод был пущен в 1734 году.
В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Во время сплава по Чусовой барок Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды (Уткинский и Шайтанский) давали и того меньше.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка.

Билимбай — очень интересный поселок, оказавший немалое влияние на нашу историю. Именно здесь, в Билимбае, в военные годы проходили сборка и испытание первого в стране реактивного самолета. Так что Билимбай можно назвать родиной первого советского реактивного самолета.
Об этом, безусловно, исторически значимом событии напоминает лишь скромный камень-памятник близ местного храма.

Между тем до наших дней дошел цех, в котором собирались самолеты. Было бы разумно устроить в нем музей, однако здание без всякого присмотра стремительно разрушается и растаскивается местными жителями на стройматериалы, а внутри свалены кучи мусора.



В Билимбае была очень красивая, большая церковь. В советское время в ней размещался Дом культуры. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии, нуждается в реставрации. Под одной из колонн храма можно увидеть старинную закладную плиту с датой постройки храма.








Вообще в Билимбае сохранилось немало старинных домов и построек. Стоит дойти до плотины пруда и посмотреть старое здание заводского цеха, стоящего сразу за плотиной на правом берегу речки Билимбаихи.




Одно из самых интересных мест в Билимбае – роща Могилица, окруженная интересными легендами и преданиями. В наши дни в этой роще нет никакого кладбища, как можно было бы подумать, исходя из названия. На самом деле необычное загробное название рощи связано с легендой о башкире Билим-бае, в честь которого был назван поселок.

Легенда эта очень интересна. Итак, легенда о бае-Билиме:
«…Смел и неуловим был предводитель храброй дружины Билим. Богат и знатен он. Но жажда обогащения и тщеславия захватили его… В одну из осенних дождливых ночей Билим со своей дружиной напал на деревню, в которой приметил красивую девушку. Но счастье на этот раз изменило ему. В жаркой схватке был ранен Билим ядовитой стрелой. Похоронили знатного бая на каменном утесе, возвышающемся на прибрежном чусовском холме. Башкиры сложили большой костер, на который положили своего предводителя и все его воинские доспехи… Черная туча закрыла солнце. Все вокруг погрузилось во мрак. Прогремел гром. Молния подожгла костер на вершине камня. Всю ночь пылал костер. Утром налетел ветер и развеял пепел в разные стороны…» ( по книге Н.П. Архиповой «Заповедные места Свердловской области»).

Как вы уже наверняка догадались, холм, на котором сожгли бая Билима – это и есть гора Могилица.
Впрочем, есть и другие вариации легенды. На нашем сайте вы можете познакомиться с полными вариантами легенд о бае Билиме.

Однако до прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. По рассказам старожилов, еще в прошлые века здесь встречались надмогильные памятники, а местные жители, чьи огороды примыкают к роще, не раз находили, копаясь в земле, человеческие кости.
Кстати, эту сосновую рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную. Произошло это в 1840-х годах. Садили только что созданной в то время сеялкой Шульца. Шульц был известным уральским лесоводом, занимал должность главного лесничего Уральских горных заводов. На площади 9 десятин тогда было высажено 28 тысяч побегов сосны. Посадка прошла успешно и даже превзошла тогда западно-германские лесные культуры. Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Впрочем, среди жителей Билимбая бытовали и другие легенды о рощи:
«Есть тут у нас в Билимбае рощица Могилица. На косогоре стоит особняком. Люди сказывают, похоронил тут заводчик Демидов свою дочь. Зверь человек был. А дочь-то у него красавицей была. Отчаянная девка. С гусаром взяла да убежала. Отец отыскал да и убил. Похоронил на косогоре. А потом рощицу насадил. Сверху поглядишь: будто имя Мария из сосен сделано. Сам же убил, сам и живой памятник сделал. Вот поэтому и назвали рощу Могилицей» (записано в пос. Билимбае от П.А. Латышева, 1900 г.р.).
Конечно, это не более чем народный вымысел, не имеющий никакого отношения к реальности.


До Билимбая можно доехать как на автобусе (из Екатеринбурга или Первоуральска), так и на электричке. Железнодорожный вокзал находится на противоположном от основной части поселка левом берегу реки Чусовой.

За Билимбаем находится небольшая деревня Макарова (вспомним, что именно из-за нее у поселка Макарово близ Курганово появилась приставка «Верхне»), которая получила свое название от речки Макаровки, притока Чусовой. Как пишет краевед Рудольф Кашин, очень интересны верховья этой небольшой речки длиной около 10 километров. В своем верховье речка имеет подземное русло длиной более километра. В месте выхода речки из-под земли образовалась пещера.

Мост через реку Чусовую в Билимбае

Рыбаки осенним утром на Чусовой

Опоры старого моста на реке Чусовая в Билимбае
Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка.

Немного ниже по реке от Билимбая (от Крылосово) нередко начинают сплав по Чусовой. Это неплохой вариант для мини-сплава на один день — до станции Коуровка.
© RekaChusovaya.ru
Twitter
Класс!
Поделиться

История и легенда

Билимбай — поселок в Свердловской области, образовался в 1734 году при чугунолитейном заводе, принадлежавшем Строгановым.
По легенде, до прихода русских на этом месте было башкирское поселение. Управлял селением Билим, слывший мудрым вождем. Сельчане — башкиры прозвали его Бай Билим, что значит «всеведущий». Стал Бай Билим богат, но где хранил он свои несметные сокровища, не знал никто. Эта тайна так и осталась нераскрытой. В его честь и назван поселок — Билимбай.
Во время Великой Отечественной войны в Билимбае построили завод, на котором был создан первый реактивный самолет БИ-1.
Лётчиком-испытателем летной машины стал Григорий Бахчиванджи. Испытательные полёты нового самолёта проходили в аэропорту Кольцово. В данное время макет самолёта «БИ-1» в масштабе 1:1 можно увидеть на площади перед аэропортом «Кольцово».
В честь Григория Бахчиванджи названа одна из улиц поселка Билимбай, на которой сейчас находится предприятие «АТТРАКЦИОНЫ УРАЛА».
История посёлка не была простой и лёгкой, но он продолжал жить и развиваться.
Сейчас в Билимбае «АТТРАКЦИОНАМИ УРАЛА» производятся парковые аттракционы для семейного, молодежного и детского отдыха, известные во многих уголках России.
За время работы «АТТРАКЦИОНОВ УРАЛА» было создано более 200 аттракционов, в том числе автодром, летающая тарелка, колесо обозрения, свадебные карусели, паровозики, цепочные карусели и многие другие. Модельный ряд насчитывает более 40 видов аттракционов.

Билимбай и его достопримечательности — Обо мне и моих интересах

http://uraloved.ru/goroda-i-sela/sverdlovskaya-obl/bilimbaj-i-ego-dostoprimechatelnosti
Чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке – притоке Чусовой, – в отличие от соседних заводов, был основан не Демидовыми, а Строгановыми, став первым металлургическим предприятием в их хозяйстве. Причем завод был удален от основных строгановских земель.
Получил свое название по реке. Топоним связывают с башкирским именем Белембай («белем» – «знание», «бай» – «богатый», то есть «богатый знаниями»).

Первый чугун Билимбаевский завод выдал 17 июня 1734 года. Именно эта дата и считается основанием поселка.
В устье Билимбаевки была сооружена пристань, с которой каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по Чусовой.

С 1771 года граф Строганов отдал завод в аренду Ивану Лазареву сроком на шесть лет. Спустя три года — в 1774 году – Билимбаевский завод пострадал от пугачевцев. В результате бунта производство прекратилось, в домнах образовались «козлы» из застывшего металла. Потребовался долгий ремонт, чтобы возобновить работу завода.
По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России, уступая на Урале только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому, Сысертскому и Кушвинскому заводам.
Билимбай был связан дорогой со станцией Тарасково (ныне Таватуй) на первой на Урале железной дороге, когда она была открыта в 1878 году. А в 1910 году железная дорога прошла и через Билимбай.
Билимбаевский завод был одним из наиболее прогрессивных для своего времени. Здесь имелись школа, больница, театр. В Билимбае жили интеллигенты и ученые, вносившие вклад в изучение Урала, такие как Я.А. Рогов, П.В. Сюзев, А.Г. Замятин, А.А. Вологдин. В «Записках УОЛЕ» часто публиковались труды из Билимбая.

В Билимбае строго следили за лесом, который требовался для получения необходимого заводу угля. На вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где еще практиковалось. Огромный вклад в лесоводство на Урале внес главный строгановский лесничий А.Е. Теплоухов.
Билимбаевский завод принадлежал Строгановым с момента основания и вплоть до революции 1917 года. Редчайший случай для Урала, где заводы часто меняли своих хозяев.
Выплавка чугуна продолжилась и после революции, производство было окончательно прекращено лишь в 1973 году.
В наши дни старинные сооружения завода постепенно разрушаются, несмотря на статус памятника архитектуры. Часть старых заводских построек (доменный цех с эстакадой) можно посмотреть со стороны плотины. Кроме того, хорошо видна возвышающаяся над территорией завода старая доменная труба квадратного сечения. Она присутствует на всех старых фотографиях завода.

«Здание доменного цеха – редкий сохранившийся образец этого типа промышленного здания в стиле русского классицизма, выполненный по проекту незаурядного архитектора», — резюмируется в книге «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Точное имя архитектора неизвестно, но есть предположение, что им мог быть И.М. Подъячев – помощник А.Н. Воронихина.


Заводская плотина – самое старое сооружение завода (1733-34 гг.) – состоит из насыпи длиной 174 м, шириной 3 м и высотой до 15 м, шлюз плотины в ходе реконструкции облицован невзрачными железобетонными блоками. А прорез для подвода воды к доменному цеху в 1930-е годы и вовсе был засыпан.
В 1914 году произошло сильнейшее в современной истории Урала землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился близ Билимбаевского завода, благодаря чему землетрясение назвали Билимбаевским.
В настоящее время население поселка – 6 тысяч человек.

Известные люди о Билимбае
Летом 1865 года, отправляясь из Екатеринбурга в Пермь, в Билимбае побывал писатель Ф.М. Решетников.
«Проехали билимбаевскую контору вольных почт, битком набитую проезжающими, проехали постоялые дворы, битком набитые телегами и ямщиками. Жизнь кипит в заводе по случаю праздника, Ильина дня, народ идёт в церковь, много едет во дворы домов телег с мужчинами и женщинами, с литовками, граблями и травой. Завод по тракту очень чистенький, но чем дальше вовнутрь, тем он больше походит на большое село, и здесь, по тракту, в двух местах ребята стараются закинуть на телеграфные проволоки клочок рогожи с камешком, бечёвку», — написал Решетников в «Очерках обозной жизни».
Летом 1899 года Билимбаевский завод посетил знакомый каждому со школы знаменитый ученый Д.И. Менделеев. На Урале он искал пути выхода из возникшего промышленного кризиса. Билимбай, в котором он провел двое суток, произвел на ученого самое благоприятное впечатление.
«Я видел в билимбаевских лесах прекрасно содержимые дороги и много бравых сторожей и надсмотрщиков. Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей с возрастными, и, главное, хороший досмотр — вот те средства, которыми борются с возрастающим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале».
В 1905 году в ссылку из Кудымкара в Билимбай был отправлен автор подробной карты Пермской губернии И.Я. Кривощеков, причиной послужила изъятая у него запрещенная литература.

Первый реактивный самолет
Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы войны здесь разместилось секретное производство.
Как установила краевед Инна Гладкова, в проектировании самолета принимал участие теперь известный всему миру конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ», его именем назван вертолетный завод в Москве). В конструкторском бюро, разместившемся в церкви Билимбая, велись работы по разработке нового самолета. В Билимбае супруги Миль похоронили двоих своих детей. Сохранились и их могилы на местном кладбище, и дом, в котором жили Миль.
Для испытаний нового самолета на Урал был отправлен опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.
Самолет БИ-1
Первому в мире самолету с жидкостно-реактивным двигателем дали имя «БИ-1». Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши. Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.
Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.

Достопримечательности Билимбая
Билимбай начинает удивлять еще с вокзала. Живописное здание деревянного вокзала дошло до нас практически без изменений со времени пуска железной дороги Екатеринбург – Пермь.

Красиво смотрится и стоящая по соседству водонапорная башня.

Одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь. Была заложена в 1820 году. В 1823 году случилась неприятность – рухнул купол недостроенного здания. Окончательно церковь достроили лишь в 1879 году. Возводилась по проекту архитектора Ивана Свиязева. Церковь окружала ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.
Церковь в Билимбае
Писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» так описывала церковь:
«…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев — крепостных. На двери в алтарь — мудрёная резьба по дереву».

По легенде из храма шел подземный ход в дом управляющего заводом. А по другой легенде когда копали котлован под храм, то нашли гроб, в котором лежало нетленное тело юной девушки-башкирки. Но как только на нее брызнули святой водой, то от красавицы осталась лишь кучка праха.
В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. 8 марта 1938 года взорвали колокольню. В основании одной из колонн сохранилась закладная чугунная плита колокольни.

Интересны и чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала.

Над входом в церковь и сейчас сохранилось «Всевидящее око».
В годы войны здесь разрабатывали первый реактивный самолет (сохранился и цех, в котором происходила сборка самолетов). А после войны церковь стала Дворцом культуры. Сейчас ее вернули РПЦ.
Около плотины можно посмотреть цеха старого завода. Сохранилось в поселке и немало старых, дореволюционных домов.
Еще одна интересная достопримечательность – роща Могилица. Она находится прямо в поселке, со всех сторон окружена домами.
Роща Могилица в Билимбае
Сосны здесь были посажены в 1843 году ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем. Есть легенда (впрочем, вряд ли имеющая какое-то отношение к реальности), что в прошлом с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова — Анна. Принимал участие в повторной посадке деревьев в роще Могилица и ученый Д.И. Менделеев во время визита на Билимбаевский завод.

Но откуда такое ужасающее название? Ведь поселковое кладбище находится не здесь.
Легенды связывают это место с предводителем башкир Билимбаем. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны. Кроме того, местные жители находили в роще и близлежащих огородах человеческие останки и каменные надмогильные столбики. Здесь находилось древнее башкирское кладбище.
Ныне роща Могилица является памятником природы. Сейчас билимбаевцы задумали возродить постепенно редеющую рощу Могилица. В 2012 году здесь высадили 5 тысяч молодых сосен.
Близ поселка есть несколько памятников природы – культурных посадок сосны и ели XIX – начала XX веков. А чуть выше по течению Чусовой на левом берегу расположена скала Дюжонок. В 1905 году рабочие провели здесь маевку.
Также можно прогуляться до Сухореченского карьера к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг.) здесь добывался огнеупорный материал – доломит. В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро глубиной 110 метров. Исследовавшие затопленный карьер дайверы обнаружили в нем самосвал. Встречаются там и затопленные деревья (вплоть до глубины 30 метров).
Рядом находятся отвалы, лазить по которым нужно очень осторожно, поскольку они очень сыпучи (был даже смертельный случай).
По другую сторону от поселка (чуть восточнее) на вершине горы Теплой (446 м) есть пожарная вышка высотой 35 метров. С нее открывается потрясающий вид на все окрестности.

Как добраться до Билимбая?
Поселок Билимбай расположен в 57 км к западу от Екатеринбурга, недалеко от Первоуральска. На автомобиле нужно ехать по Московскому тракту, повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжаете движение по дороге и вскоре окажетесь в Билимбае. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.
На общественном транспорте проще всего доехать до Билимбая на электричке на Шалю. Нужная станция так и называется – «Билимбай». Путь от Екатеринбурга на электричке занимает 1 час 10 минут.
© Павел Распопов

Билимбай. Лица. Антонина Чижова: «Ну-ка, братцы-кролики, разверните-ка самолет» — SHAYTANKA.RU

Мы подъезжаем к маленькому, аккуратному, деревянному дому — недалеко от Билимбаевского пруда. Там нас ждут, чтобы поделиться историями — историями рода, поселка, показать карту, за которой охотятся многие охотники за артефактами. Волнуемся — кажется, и вопросы не те, и компания мы слишком шумная.

Нас встречает лохматый «красавец» — таких котов встретишь нечасто: видно, что обормот, но степенный, закаленный в уличных драках, откормленный деревенской сметаной. Кот здоровается и смотрит своими зелеными глазами — не поймешь, то ли в дом приглашает, то ли спрашивает, какого черта приперлись.
— Здравствуйте, а мы вас ждем, — ворота открывает внучка Антонины Александровны Чижовой (к ней, собственно, мы и напросились в гости) Наталия, учительница билимбаевской школы.
Проходим в дом — в нем семья живет 37 лет, а сколько он простоял до них — одному богу известно. Низкие потолки, массивные деревянные двери, скрипучая лесенка. Проходим в комнату, где на диване, сложив на коленях натруженные руки, сидит Антонина Александровна. Наталия Васильевна — ее внучка. Здесь же бегает правнук — младший сын Наталии Никита. С плюшками. И пистолетом.

Антонина Александровна Чижова
Мы садимся за стол, который ломится от конфет и печенья. Чайный сервиз как с картинки советского периода — оранжевый в крупный горох. Нам не до чая — просим достать фотоальбомы.
Антонина Александровна «командует» внучкой:
— Наташа, ну не там же, под скатертями альбомы-то.
На стол ложатся старые, пожелтевшие альбомы. В них — черно-белые фотографии. Вот юная Тоня — ей чуть больше 20 лет, она среди таких же девчонок. Рабочая бригада на стройке ТИМовского детсада. Здание живо и по сей день.

— А мужчины где же?
— Мужчины… были где-то. Снимает нас точно мужик, — вспоминает Антонина Александровна.
Антонина Александровна перебралась в Билимбай маленькой девочкой — семья переехала из Битимки, на Тутовой горке жили. Приехали к брату. Про переезд не помнит, как раскулачивали — смутно. А вот про Великую Отечественную помнит, но рассказывает скудно — тяжелые воспоминания:

— Плохо жили, голодно. Тогда в Билимбае, в годы войны, не родилось ничего — ни картошки, ни зерна. Скотина была, вот и жили. Я же в семье младшая из семерых (Антонина Александровна родилась в 1932 году — ред.), старший брат на войне погиб…
— В 18 лет его забрали на войну, спустя год пришла похоронка. Хутор Большая Донщина, большое танковое сражение там было. Под Сталинградом. Оттуда похоронка пришла. Я пыталась отыскать могилу, делала запросы. Но ответа все еще нет, — добавляет Наталия Васильевна.
— Лепешки на олифе жарили, — выдает Антонина Александровна.
— Это как? Она же несъедобная.
— А вот так.
В войну женщина работала на эвакуированном заводе №468. Там она и другие девчонки выполняли нехитрую работу — покрывали олифой балки. Приносили немного и домой.

Про секретные конструкторские бюро, где разрабатывали самолет БИ-1, знает мало — на то они и секретные. А вот про летчика-испытателя Григория Бахчиванджи помнит. Улыбается загадочно, а Наталия Васильевна рассказывает семейные истории:
— В годы ВОВ Бахчиванджи спускался к нам, на пруд, дед был мальчишкой. И он запомнил, что он его видел, рассказывал, в чем одет был, как ходил. Самолет, когда спускался, ребятишки к нему бежали. А Бахчиванджи им: «Эй, вы, братцы-кролики, а ну-ка быстро самолет поверните». Рассказывал, что самолет они разворачивали, а тот улетал в Кольцово. На экспериментальном, фанерном самолете. Не на БИ-1.
Смутно припоминает Антонина Александровна, как рушили Свято-Троицкий храм, поджимает губы:
— Иконы выбрасывали, местные их тайком собирали. Руководил всем… Сандаков, что ли. Быстро помер потом.

Легенды Билимбая — любимая тема Наталии Васильевны. Своим школьникам она их рассказывает часто, поводила ребятню по поселку, показала тайные местечки.
— Легенд в Билимбае много. Про башкирскую девушку Баку, например. Могилу ее нашли, рассказывают,когда закладывали церковь. В Билимбае четыре церкви было. Все они горели, все были деревянные. А последнюю — каменную — строили на деньги Софьи Строгановой. Храм белокаменный. Когда начали строить, нашли колоду деревянную, а в ней — девушка, будто вчера померла, хотя времени прошло… Кто-то сказал, что это Бака — сестра Билима. А почему ее не принимает ни земля, ни небо, так потому, что она влюбилась в русского офицера и хотела с ним сбежать. Но брат не позволил. На Липовой догнал беглецов и убил офицера. Бака долго оплакивала — там, на Липовой, сейчас Бакин Ключ бьет. Когда она вернулась в свое селение, то хотела покончить с собой, но ей помешали. Позже она умерла — от тоски. Священник, который должен был окропить это место для постройки храма, решил и тело Баки окропить святой водой, чтобы она смогла соединиться с любимым на небесах. Как гласит легенда, тотчас платье стало расползаться, тело стало прахом, только белое облачко поднялось в небо, — поведала Наталия Васильевна. — Подземные ходы в Билимбае есть. Они ведут от церкви к дому священника, где сейчас находится музей фонда Строганофф, другой ход ведет на завод, третий ход — к дому управляющего заводом…
Рассказы о легендах прервал кот — громким настойчивым мяуканьем. Это он Антонину Александровну потерял.

— А вот и карта, — Наталия Васильевна аккуратно достает длинный, желтый путеводитель по Чусовой. Антонина Александровна чутко смотрит — еще бы, эту карту завещано никому не продавать и никуда не отдавать. — Эту карту нам отдал наш дедушка. Как он сам рассказывал, эта карта лоцмана, его предка, который сплавлял отсюда билимбаевское железо. Ему она от прадеда досталась. Я узнавала — это карта 1800 года. За мной долго ходили, упрашивали продать. Я не продала.

Карта Чусовой. 1800 год
Наталия Васильевна хранит карту для музея — будущего, школьного. В новой школе таковой (в планах строительство школы в Билимбае — в 2019 году — ред.) планируют оборудовать. Давно пора — ведь коробки с редкими фото, документами лежат в проходном помещении Билимбаевского СТУ, могут и не досчитаться чего-нибудь.
А мы обязательно вернемся в этот дом с котом, жители которого так аккуратно и ревностно хранят истории Билимбая. Не дослушали ведь.

Фото Валентины Юлдашевой

Тайна билимбаевских подземелий | Билимбай.рф

В своё время я активно интересовался билимбаевскими подземельями. Собирал сведения уральских краеведов, ездил на место, опрашивал билимбаевских стариков. Даже сам лазил по неосвещенному подвалу старинного Свято-Троицкого храма. Но кроме сведений, типа, «одна баба сказала» – ничего не нашёл.
А легенды о билимбаевских подземельях ходили интригующие. Дескать, из подвала Свято-Троицкого храма в дом священника вел довольно длинный подземный ход. И не абы какой, а в рост человека, стены выложены кирпичом и в них ввинчены чугунные подсвечники.
Это старинный центр Билимбая. Якобы под землёй ход раздваивался и ответвление шло в дом управляющего Строгановским заводом.
Сейчас на бывшем здании управляющего две таблички. Первая о том что там работал учёный Д.И. Менделеев, вторая – о том, что в этом здании была организована первая заводская ячейка ВКПб.
Сейчас это разваливающийся полубомжатник. Один из жителей дома, в состоянии сильного неопохмеления, уверял меня, что в погребе дома он видел чугунные перекрытия и лаз вниз. Сам он в него не спускался. Но пустить меня в погреб отказался, посему все его басня я взял под сомнение.
Один из местных милиционеров потом мне рассказывал, что подземный ход был не один. Другой уходил в противоположную сторону и заканчивался в колодце. Я сходил и туда. Колодца уже нет. Пожилые жительницы улицы, и по сей день живущие по соседству рассказали, что когда ещё колодец не был закопан, туда на верёвке спускались мужики. И, якобы, где-то на середине расстояния до дна видели горизонтальны ход. Но, как говорили бабули: «Свечка, которой мужик светил, догорела и больше он ничего не увидел».
Ещё одна легенда, которую мне рассказали краеведы, гласит, что с приходом советской власти в подземелье священники спрятали старинные иконы в золотых и серебряных окладах и другие ценности.
Что потом стало с сокровищами краеведы не знают.
В годы войны в церкви размещались секретные предприятия. В частности КБ Болховитинова, разрабатывавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем Би-1. Поэтому из соображений секретности, подземный ход засыпали.
Недоверие о всем этим байкам у меня появилось сразу же.
Во-первых, место низкое и подземелье должно было стоять почти всегда полузатопленным.
Во-вторых, подвал у храма очень маленький. И просто сложно представить где могло бы быть ответвление.
Правда старожилы уверяют, что подвал был раньше больше, а ходы не затапливало потому что существовала специальная дренажная система…
Впрочем, всё это не важно.
Вчера мне в руки попал документ – схема храма, сделанная в 1899 году. На схеме подземного хода нет. И мне кажется очень маловероятным, что ход, всё же был, но его не отметили.
Вот этот чертеж:

Билимбай: история, достопримечательности, как добраться — Наш Урал

Билимбай – поселок с богатой историей освоения Урала, на своем примере показывающий, как строились города-заводы, возводились храмы, сохранялись леса.
В начале XVIII века династией Строгановых в поселке Билимбай был заложен их первый чугуноплавильный завод на реке Билимбаихе – правом притоке реки Чусовой. Завод в свое время стал одним из передовых и лучших в России и Европе.

Построенный в XIX веке великолепный Свято-Троицкий Храм считался самым большим в горнозаводском Урале. Это один из трех Храмов Воинской Славы, которые Строгановы построили в Санкт-Петербурге, в Москве и в поселке Билимбай в честь Победы русского народа в войне над Наполеоном.

Билимбай – пересечение четырех дорог на границе Европа-Азия:
водный путь — Река Чусовая
сухопутный маршрут — Московско-Сибирский Тракт
железнодорожная магистраль — Транссиб
дорога в космос

В годы Великой Отечественной войны именно в Билимбай, что в переводе с башкирского означает «Богатый знанием», в стены Свято-Троицкого Храма по приказу Сталина были эвакуированы секретные конструкторские бюро и лучшие умы — первопроходцы реактивной авиации, будущие создатели ракетного щита, первооткрыватели космического пространства. Именно здесь был создан первый в мире военный реактивный самолет-ракета БИ-1, который поднял в воздух на аэродроме Кольцово летчик испытатель Г.Бахчиванджи.

На небольшой территории поселка уникальным образом сохранился симбиоз многовековой истории освоения Урала, прекрасной природы и творений человека. В поселке с развитой инфраструктурой, удобной логистикой и удаленностью от Екатеринбурга всего 60 км, сформировалось три основных направления культурно-познавательного туризма: архитектурно-историческое, природно-географическое, военно-патриотическое.
Архитектурно-историческое направление с объектами культурного наследия Строгановской эпохи федерального и областного значения — Свято-Троицкий Храм, часовня Александра Невского, Строгановский театр, комплекс зданий чугуноплавильного завода;
Природно-географическое направление – Уральский хребет, вековые леса, река Чусовая, которая пересекла границу Европы-Азии; прохождение знаменитого старинного сухопутного маршрута Сибирского тракта и самой длинной железной дороги в мире — Транссибирской магистрали.
Военно-патриотическое направление, связанное с историей создания в годы ВОВ первого в мире военного реактивного самолета БИ-1, работой ученых в пос. Билимбай, которые впоследствии создали весь ракетно-космический комплекс Советского Союза.

Туристический маршрут: «Все дороги ведут в Билимбай»

В сентябре 2017 года по итогам конкурса, организованного Центром развития туризма Свердловской области и Екатеринбургской епархией, в номинации «Маршрут, связанный с храмовой культурой, архитектурой и иконописью на территории Свердловской области» одним из лучших маршрутов признан проект «Все дороги ведут в Билимбай». Разработчиком маршрута стал Фонд «Строганофф».
Маршрут рассчитан на один день. В любое время года можно ознакомиться с памятниками истории и архитектуры, размещенными на территории поселка: узнать судьбу Храма Святой Троицы, историю развития горнозаводского Урала на примере Билимбаевского чугуноплавильного завода, посетить музей Дома народной культуры, увидеть макет первого в мире военного реактивного самолета-ракеты БИ-1 и др.

Билимбай: достопримечательности

Билимбаевский чугуноплавильный завод Строгановых

Билимбаевский завод был основан Строгановыми при маловодной реке Билимбаихе для снабжения чугуном и железными изделиями своих прикамских солеварен. 17 июня 1734 г. доменная печь выдала первый чугун. Этот день стал считаться датой основания поселка.

Река Чусовая

Земли вдоль реки Чусовой были подарены Строгановым по царской жалованной грамоте 1558 г. Иваном Грозным. В XVIII-XIX вв. Чусовая являлась главной транспортной «магистралью» по доставке чугуна с Урала в центральную часть России и Европу.

Московско-Сибирский тракт

Билимбаевский чугуноплавильный завод был построен на главной российской дороге – на Московско-Сибирском тракте, который протянулся на 8332 версты и стал самой протяженной дорогой в мире. В 1824 г. Билимбай посетил император Александр I, где пробыл чуть больше суток, успев ознакомиться с основными объектами в поселке.
Свое название Билимбай получил от реки Билимбаихи, на которой был построен чугуноплавильный завод. Через Билимбаиху перекинут мост по направлению следования Московско-Сибирского тракта. Мост построен в начале XX века, о чем свидетельствует надпись на мосту – 1909.

Здание железнодорожного вокзала

Билимбаевский железнодорожный вокзал является одним из старейших пассажирских зданий магистрали: деревянный вокзал и водонапорная башня были построены в 1909 г. при строительстве железнодорожной ветки «Пермь – Кунгур – Екатеринбург».

Свято-Троицкий храм в Билимбае: история, как добраться, фото — Наш Урал

Каменный Свято-Троицкий храм, существующий и по сей день, был заложен в 1820 году, а окончательно выстроен в 1824 году к приезду в Билимбай Императора Александра I.
Автор фотографии: Андрей Копырин

Первая церковь в Билимбае

Однако, этот храм совсем не первый в Билимбае. Первая церковь в Билимбаевском заводе «Во имя богоявления Господня» была заложена в 1737 году по благословенной грамоте Митрополита Тобольского и Сибирского Антония Первого. В 1754 к основному храму был пристроен предел «Во имя образа Пресвятой Богородицы явления Казанского». Вскоре, Богоявленская церковь сгорела. В огне погибли иконы, книги и вся церковная утварь. Уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви.
В том же году начали строить новую церковь. В 1880 ее освятили, а еще спустя еще 13 лет значительно расширили, дополнив пределом «Во имя Святого благоверного князя Александра Невского». Но через 3 года, «по неосторожности трапезника», сгорел и этот храм.

Строгановы

Свято-Троицкий храм строился по благословенной грамоте Пермского епископа Иустина от 23 октября 1818 года. Великолепный каменный храм появился стараниями горнозаводчиков Строгановых: решение о его строительстве было принято бывшим хозяином завода — Павлом Александровичем. Это были их владения, поэтому они постарались на славу.

Описание храма

По мнению исследователей, автором проекта был крепостной И.И. Свиязев, ставший в будущем известным архитектором и строивший Храм Христа Спасителя в Москве.
Билимбай, вторая половина XIX века
По своей индивидуальности, целостности и красоте Свято-Троицкая церковь превосходила все известные на тот момент церкви горнозаводского Урала. Первоначально храм возводился как центрический.
Архитектура Троицкой церкви Билимбая монументальная, но при этом предельно точная, выразительная и необычная во всех ее отношениях. Это своеобразный образец позднего классицизма и ранней эклектики. Интересны чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала. Само здание Троицкой церкви сильное, монолитное. Оно переживет века.
Автор фотографии: Андрей Копырин

Землетрясение

4 августа 1914 погода Урал встряхнуло пятибалльное землетрясение с эпицентром в билимбаевской даче. В регионе из поколения в поколение передаются рассказ о том, что толчки были настолько сильные, что во многих домах из окон вылетели стёкла, а кое-где треснули и осыпались кирпичные кладки. Но Троицкий храм выстоял. Правда, через несколько лет, с приходом Советской власти, храм подвергся новым потрясений: уже не природным, а человеческим.
Автор фотографии: Андрей Копырин

Храм в наши дни

В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. В марте 1938 года взорвали колокольню. В 1958 году по решению горисполкома было решено сделать из храма клуб. Была нарушена этажность (сделали два этажа), испортили акустику. В годы Великой Отечественной войны в помещении бывшей церкви размещался эвакуированный завод №290. После войны здесь размещался кинотеатр «Октябрь». В 1994 году про храм вообще забыли, двери были закрыты, имущество внутри растаскивалось.
Здание храма за эти годы безвременья обветшало: не привлекает своим былым великолепием фасад, вода в подвале храма разрушает фундамент, из-за отсутствия отопления, крошится штукатурка внутри здания. Крепкими остались лишь стены, на совесть построенные уральскими мастерами.

Весенний ПВД: камень Дюжонок, поселок Билимбай: vmeste_po_uralu

31 марта 2018г.
Такое ощущение, что март с февралем сутки через двое работают. А снега то, снега в марте выпало больше, чем за всю зиму. Так что лишний раз призадумаешься при выборе маршрута.
Сегодня мы идем в горнозаводскую державу Строгановых – в проселок Билимбай. Чугуноплавильный завод в Билимбае стал первым металлургическим предприятием Строгановых на Урале.
Тотальная индустриализация уральского региона началась с реформ Петра 1. К концу 18-го века на Урале было построено больше двух сотен горных заводов, а Российская империя вышла в мировые промышленные лидеры. Как же удалось российской власти добиться столь значительных результатов? Национальная промышленность, частная и казенная была выведена из-под законов империи и организована как держава в державе – государство горных заводов со своим законодательством, судом, бюрократической иерархией, со своей системой ценностей, своей мифологией и своей собственной столицей – Екатеринбургом.
Билимбай возник практически одновременно со строительством первого металлургического предприятия Строгановых – чугуноплавильного завода. Освоение земель началось в 1730 году, а первая партия чугуна была выпущена только в 1734 году.
В устье речки Билимбаевка была сооружена пристань, с которой каждую весну отправлялись по Чусовой караваны с билимбаевским чугуном и продукцией завода. По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первый мест в России.


На левом берегу Чусовой, примерно в трех километрах от Билимбая находится самый известный в окрестностях поселка камень – Дюжонок, маленький бренд маленького поселка. Расположена скала в живописном сосновом лесу. В те далекие времена строго следили за состоянием леса, потому как лес – это уровень воды в Чусовой, это уголь для нужд завода. Во времена правления Строгановых на вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где практиковалось.


Последний раз были в этих местах лет восемь назад, была осень, снега не было, тропы отлично были видны. Дорогу помнили приблизительно. Точно знали одно: от санатория «Дюжонок» должна идти дорога к основанию камня Дюжонок. Поторопились мы свернуть, каких-то несколько десятков метров не дошли до «нужной своротки». Ложная тропа плавно перешла в лыжню, которая явно не стремилась выйти к основанию камня, а потом и вовсе решила пойти вдоль Чусовой куда-то в даль светлую. Пришлось расстаться с лыжней… По ней шли, проваливаясь по щиколотку. А без нее стали брести по колено в снегу. Стали продираться к вершине Дюжонка. Это умные люди не промахиваются и культурненько идут на прогулку протоптанной тропочкой. Ну, а мы… Что уж тут поделаешь? Явно просматривается свой неповторимый почерк… Индивидуальность. Не зря говорится: «Характер – это судьба». Альтернативного варианта действий не было. К светлому будущему тоже идут не от хорошей жизни.
Чем-то наше продвижение к вершине камня Дюжонок напоминало иллюстрацию к песне «Без ноги»:
«Правая нога – хрясь, пополам!
Левая нога – хрясь, пополам!
Эй, ребятки! Как я нравлюсь Вам без ноги?»
Трудно ползти с гордо поднятой головой, но мы сделали это. Существует туристическая мудрость, проверенная не одним поколением туристов, обильно окропленная их потом и кровью: «Через 20-ть лет вы будете сожалеть больше о том, что вы НЕ сделали, чем о том, что сделали». Мы сделали ЭТО! Пробились на вершину камня Дюжонок. «О, славный час! О, славный вид!», с которого отлично видна тропочка, по которой ходят нормальные люди. Ну, а мы… А что мы? Мы, как всегда, не ищем легких путей.
По сравнению с тем, что мы сделали, спуск был просто элегантным катанием с горки.




В очередной раз доказали себе, что мы молодцы. Хороший товар сам себя хвалит. Похвала вредна глупому, а умному полезна. Но мы же умные, так что все в порядке. Похвала повышает производительность нашего женского дуэта. Психологи утверждают, что пессимисты притягивают к себе беды, как магнитом. Так что во всех отношениях лучше быть оптимистом. Хорошо бы при этом менять фунт лиха на фунт стерлингов.
Нужно запечатлеть сей славный миг победы.


Откуда появилось такое название скалы – Дюжонок? Название было выбрано не случайно. Издавна это место выбирали сплавщики леса для привала. Дюже красивым казалось это место, и отдыхать здесь было особенно приятно. А в переводе с тюркских языков слово «дюжонок» имеет общий корень со словом «поросенок». Старожилы говорят, что когда-то очертания скалы напоминали поросенка. Но в конце 20-го века от Дюжонка отвалилась в реку значительная часть скалы, сходство с поросенком пропало, а название осталось.





Где-то в камне Дюжонок есть пещера. Легенды говорят о подземном ходе, ведущем к Свято-Троицкому храму. Но это вряд ли, больно далеко. А вот легенда о подземных ходах из храмового подвала в дом священника и управляющего строгановским заводом более похожи на правду. Предание гласит, что подземные ходы были в человеческий рост, выложены кирпичом и освещались свечами в чугунных подсвечниках.
Как белые люди идем не по целине, а по тропе к санаторию «Дюжонок». Судя по карте там должен быть мост через Чусовую, по которому мы попадем в поселок Билимбай, где будем знакомиться с историческими достопримечательностями поселка.

Билимбай – по-своему уникален:
— это первое металлургическое предприятие Строгановых;
— расположен на одной из значительных уральских рек – Чусовой;
— здесь проходит граница «Европа — Азия»;
— через поселок проходит Сибирский тракт;
— это родина первого реактивного самолета;
— располагает редчайшими памятниками архитектуры Строгановского наследия.
Есть повод для создания туристического центра Федерального значения.
Информация для идущих следом: мост через Чусовую в районе санатория «Дюжонок» есть, но пробраться к нему зимой, обходя по периметру территорию санатория, проблематично. После небольших переговоров с охраной, а по телефону – с администратором двум туристкам интеллигентной наружности позволили пройти к мосту через территорию санатория. Возможно ли это сделать с группой? Затрудняемся ответить.





Мы движемся к заводской плотине – самому старому сооружению строгановского завода (1733-1734гг), возле которого расположена историческая часть поселка: старые заводские постройки; старые цеха, где собирались первые реактивные самолеты; Свято-Троицкий храм.
К памятникам архитектуры эпохи Строгановых относятся старинные здания: старинный чугуноплавильный завод, церковь Троицы Живоначальной, заводское управление, здание театра, часовня Александра Невского, дом управляющего Тунёва, мельница. Мы, конечно же, не смогли их все посетить по разным причинам: во-первых, мы не знали, где некоторые из них расположены; во-вторых, некоторые объекты (старинный чугунолитейный завод, здание театра) находятся на частной территории и огорожены кошмарным бетонным забором, расписанным уродливым граффити. Но, тем не менее, кое-что мы увидели.
Мост через речку Билимбайка Старо-Сибирского тракта.


Старый корпус бывшего чугунолитейного цеха (точнее каркас), где в годы Великой Отечественной войны проводились работы по созданию первых самолетов с жидко-реактиным двигателем. В проектировании самолета принимал участие известный конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ»), а испытания нового самолета «БИ-1» проводил опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.


Седьмой испытательный полет закончился несчастьем: самолет ушел в отвесное пикирование и разбился. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, изготовленные самолеты уничтожили, секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Но, не смотря ни на что, поселок Билимбай является родиной реактивных самолетов.
С заводской плотины видны старинные заводские постройки, старая доменная труба квадратного сечения.


Здание доменного цеха являет собой образец промышленного здания, выполненного в стиле классицизма.



Где-то здесь, на территории старинного завода, за бетонным забором, находится и старинное здание театра. Несмотря на статус памятников архитектуры все старинные постройки медленно, но верно разрушаются.
В центре предзаводской площади расположена одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь. Новая каменная церковь была заложена Строгановым в 1820 году на месте сгоревшей деревянной. Храм выполнен в стиле калассицизма, который в начале 19 века пришел на смену пышным стилям барокко и рококо. Новый храм считался самым красивым и богатым в епархии. «Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство».


Отличительной особенностью нового Храма стали уникальные даже для Урала чугунные ажурные капители колонн и их основания, выполненные методом художественного литья на Билимбаевском чугуноплавильном заводе.


Существует мнение, что проектировал Храм известный архитектор Андрей Воронихин – крепостной зодчий Строгановых (де-юре он считался крепостным, на самом деле он был внебрачным ребенком графа А.С.Строганова), который воздвиг в Северной Пальмире знаменитый Казанский собор – гимн величию Строгановых. Но это мнение, видимо, не верно, т.к. Воронихин с 1779 года жил и работал в Петербурге. Считается, что с большой долей вероятности архитектором был либо кто-то из учеников Воронихина, либо петербургский архитектор Иван Свиязев.


В 1934 году храм был закрыт. Сняли колокола, кресты, разрушили колокольню. Но даже в тяжелые дни войны Свято-Троицкий храм собирал под своими сводами тех, кто стремился к небу. В здании Храма располагалось конструкторское бюро Николая Камова и его заместителя Михаила Миля, велись научные разработки реактивных самолетов.
Напротив Храма находится полноразмерный макет первого в мире реактивного военного самолета «БИ-1» с реактивным двигателем.


Здесь же, на предзаводской площади, в старинном здании разместилась почта – некогда дом управляющего Тунёва.




Для логического завершения путешествия к достопримечательностям Билимбая разместим в нашем отчете еще две фотографии.
Живописное здание деревянного билимбаевского вокзала и водонапорная башня, которые были построены в 1909 году во время строительства железной дороги Пермь–Кунгур-Екатеринбург. В гражданскую войну станционные постройки не пострадали, а в 2014 году здание вокзала было отреставрировано, при этом исторический облик не пострадал. Объекты являются памятниками архитектуры.


На этом милостивые государи и государыни позвольте откланяться.
Наш поход подошел к концу. До встречи.

Тайна билимбаевских подземелий — История Первоуральска — Перво66.ру

Дескать, из подвала Свято-Троицкого храма в дом священника вел довольно длинный подземный ход. И не абы какой, а в рост человека, стены выложены кирпичом и в них ввинчены чугунные подсвечники.
В своё время я активно интересовался билимбаевскими подземельями. Собирал сведения уральских краеведов, ездил на место, опрашивал билимбаевских стариков. Даже сам лазил по неосвещенному подвалу старинного Свято-Троицкого храма. Но кроме сведений, типа, «одна баба сказала» – ничего не нашёл.
А легенды о билимбаевских подземельях ходили интригующие. Дескать, из подвала Свято-Троицкого храма в дом священника вел довольно длинный подземный ход. И не абы какой, а в рост человека, стены выложены кирпичом и в них ввинчены чугунные подсвечники.
Это старинный центр Билимбая. Якобы под землёй ход раздваивался и ответвление шло в дом управляющего Строгановским заводом.
Сейчас на бывшем здании управляющего две таблички. Первая о том что там работал учёный Д.И. Менделеев, вторая – о том, что в этом здании была организована первая заводская ячейка ВКПб.
Сейчас это разваливающийся полубомжатник. Один из жителей дома, в состоянии сильного неопохмеления, уверял меня, что в погребе дома он видел чугунные перекрытия и лаз вниз. Сам он в него не спускался. Но пустить меня в погреб отказался, посему все его басня я взял под сомнение.
Один из местных милиционеров потом мне рассказывал, что подземный ход был не один. Другой уходил в противоположную сторону и заканчивался в колодце. Я сходил и туда. Колодца уже нет. Пожилые жительницы улицы, и по сей день живущие по соседству рассказали, что когда ещё колодец не был закопан, туда на верёвке спускались мужики. И, якобы, где-то на середине расстояния до дна видели горизонтальны ход. Но, как говорили бабули: «Свечка, которой мужик светил, догорела и больше он ничего не увидел».
Ещё одна легенда, которую мне рассказали краеведы, гласит, что с приходом советской власти в подземелье священники спрятали старинные иконы в золотых и серебряных окладах и другие ценности.
Что потом стало с сокровищами краеведы не знают.
В годы войны в церкви размещались секретные предприятия. В частности КБ Болховитинова, разрабатывавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем Би-1. Поэтому из соображений секретности, подземный ход засыпали.
Недоверие о всем этим байкам у меня появилось сразу же.
Во-первых, место низкое и подземелье должно было стоять почти всегда полузатопленным.
Во-вторых, подвал у храма очень маленький. И просто сложно представить где могло бы быть ответвление.
Правда старожилы уверяют, что подвал был раньше больше, а ходы не затапливало потому что существовала специальная дренажная система…
Впрочем, всё это не важно.
Вчера мне в руки попал документ – схема храма, сделанная в 1899 году. На схеме подземного хода нет. И мне кажется очень маловероятным, что ход, всё же был, но его не отметили.

Жители уральского поселка мечтают сделать его известнее Байконура — Российская газета

— Началось все три года назад как хобби, а закончилось основанием музея и фонда, который мы назвали по фамилии исконных владельцев этих земель — «Фонд Строганофф», — Стас ловко взбирается по стремянке на крышу бывшего дома священника и протягивает руку. — Поднимайтесь!
Вид отсюда — дух захватывает: прямо напротив — огромный храм Святой Живоначальной Троицы, точнее, то, что от него осталось: за 138 лет произошло немало перипетий, снесли купол и колокольню, но белые колонны с чугунными коринфскими капителями, изящная лепнина и лучезарная дельта на фронтоне до сих пор свидетельствуют о былом величии.
Всплывают смутные воспоминания: где же я видела что-то подобное?
— В Петербурге и Москве, — подсказывает наш гид. — Это сейчас Билимбай — провинция, а когда-то — центр горного округа. Конечно, здесь была одна из самых больших и богатых церквей. Заложили ее в 1820 году. Бытует версия, что архитектором стал крепостной Строгановых Иван Свиязев, который служил инспектором на строительстве храма Христа Спасителя. А за основу взят проект другого зодчего этой семьи, Андрея Воронихина, автора Казанского собора.
— А при чем тут Сибирская Богоматерь?
— У нас здесь вся история с оттенком воинской славы, — отвечает Стас.
— Билимбаевский храм Строгановы посвятили победе над Наполеоном, ведь на местном заводе в 1812-1813 годах отливали пушечные ядра, бомбы и картечь для армии. Собором Сибирской Богоматери церковь прозвали уже в Великую Отечественную эвакуированные инженеры: Николай Камов, Михаил Миль и их соратники, с которых начались знаменитые советские вертолеты «Ка» и «Ми». Тогда их называли автожирами. Собирали автожиры прямо в алтаре. И тут же спали.

Визит императора

Стаса, Андрея и Дмитрия в Билимбае знает каждый, обращаются уважительно, по имени-отчеству. Для местных жителей они не просто меценаты, это люди, которые своими руками возрождают историю поселка. Тема власти в разговоре всплывает, но меня просят ее не трогать: областная на словах поддерживает, но денег не дает, городская вообще палки в колеса ставит — не нравится ей такая гражданская активность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *