Легенда о богатырях

Легенда о трех богатырях | LIFE EXPLORER

Люди рассказывают про то, что град Китеж защищали три богатыря. А дело то вот как получилось. Когда взял Батый Малый Китеж, пошел он со своим войском через заволжские леса в поисках Большого Китежа. И вот когда орда стала подходить к Светлояру, на их пути оказались три русских богатыря. Это было почти у самого озера, как и сейчас, тогда во многих местах здесь вязкие болота были. И тут случилось несчастье: конь младшего богатыря застрял в болотце около самого ручейка Кебелек. Как ни подгоняли его богатыри, конь никак не мог вытащить ног и под тяжестью своего тела уходил в тину все глубже и глубже. Меньшой богатырь говорил им: — Езжайте, все равно уж мне пропадать. Но они его не оставили. А враги уж совсем близко подошли.Увидели басурманы, что случилось с богатырями, и тут же сдаваться им велели. Но не таковы богатыри русские, чтобы врагов испугаться! Прямо на топком месте встретили они недруга. Смело вступили неравный бой и начали мечами вражьи головы рубить. Много полегло тут татар, но, как ни сильны были богатыри, враги одолели их, ведь их было много, а богатыри не могли с места сойти, — нельзя было в такой беде им оставить младшего брата. Так в тяжелой битве и погибли все трое. Убили их враги и не посчитались с тем, что один из богатырей попал в беду. А из того места пробил ключик — очень холодный и светлый. Сейчас на этом месте стоят три деревянных креста, а на ручье люди выстроили колодец и деревянную купель. Холодная в ней вода, но не обжигающая и энергией заряжает на весь день.
Статьи на эту же тему:
Легенда озера Светлояр

Легенда о богатыре и драконе — Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды


Легенды и мифы Алтая
Давно это было. Из далеких земель вернулся на Алтай богатырь. Долго дома не был, соскучился. Пешком шел, речки перешагивал, в ясных озерах умывался, под вековыми кедрами ночевал.
Давно это было. Так давно, что даже имя богатыря память людская не сохранила. Да и не в том дело. Шел по Алтаю богатырь; красив весной синий, белый Алтай! Травами свежими пахнет, цветами луговыми. Шел богатырь, радовался.
Вдруг остановился и оглянулся тревожно: словно гарью потянуло из распадка. «Никак леса наши горят!» — испугался богатырь. Побежал в ту сторону, горы перепрыгивал, по вековой тайге, как по травке, проходил, торопился очень.
Горелым все сильней пахнет; уже видать черное, жирное, смрадное облако между гор. «Не похоже на пожар-то, однако!» — удивился богатырь.
Подбежал поближе, смотрит — между горных хребтов чудище ползет. Змей не змей, дракон не дракон: лапы есть, хвост есть, все огромное туловище костяными пластинами закрыто, на хребте иглы, как горные пики, торчат. Дыхание дракона землю на семь локтей вглубь сжигает, за чудищем черный горелый след тянется.
«Ты зачем мою землю портишь-поганишь!» — возмутился богатырь. Усмехнулось чудище: «Меня Эрлик из-под земли выпустил, говорит, сильно хорошо на Алтае стало, красиво сильно, пора землю потоптать, пожечь, попорть немного!» «Не позволю тебе мой Алтай губить!» — закричал богатырь. Выхватил меч и давай рубить чудище. Только железо от костяных пластин отскакивает, искры летят, а вреда змею-дракону не малейшего не получается. Рассердился богатырь, схватил чудище за хвост, раскрутил над головой и зашвырнул далеко-далеко, через горный хребет, в самое глубокое озеро. Упал дракон в воду поперек озера и утонул, только столб пара поднялся. На самое дно опустилось чудище, в ледяной воде в камень превратилось, иглы на спине подводными горами стали, лапы в дно вросли. До сих пор лежит в Телецком озере змей-не змей, дракон-не дракон, каменный, никому не опасный, не страшный.
А между хребтами Алтынту и Сумультинским, где чудище ползло, говорят, все еще горелые следы попадаются; и не растет ничего живого на тех местах, где дракон своим дыханием землю сжег.

Былины о русских богатырях и их герои

Были относят к героическому эпосу народа древней Руси (греч. «эпический» — рассказ, повествование). В них рассказывается про могучих богатырей-героев того времени. Былины прославляют сильных и умных людей. Многие знакомы с ними: Добрыня Никитич, Илья Муромец, купец Садко, Святогор и другие. Эти персонажи не придуманные. Они проживали в IX-XII веках на территории древней Киевской Руси. В то время в соседних землях было много врагов, совершавших набеги на Киевскую Русь. Богатыри не скучали и очищали русскую землю от «нечисти».

Короткие былины о русских богатырях

Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.
Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.
В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.

Былина о русском богатыре Илье Муромце

Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.
История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.
Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», — сказали странники.
Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.
Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.

Былина о Добрыне Никитиче

Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.
Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.
Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.
Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.
Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.
Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.

Былины о русских богатырях презентация

Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:
старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);
младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).
Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.
Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.
В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.
Список:
ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ
АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ
ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА
КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ
ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК
ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА
НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ
ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ
СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ
О КНЯЗЕ РОМАНЕ И ДВУХ КОРОЛЕВИЧАХ

Скачать: Былины (пароль-istmira)

Легенда о богатырях Эмдера: haritonoff

А теперь, мой друг, перенесемся вслед за моими воспоминаниями из знойной Таврии в суровую сибирскую тайгу, в самый Ханты-Мансийский автономный округ! Для начала — легенда, которая гласит, что когда-то очень давно, в старые времена, на берегах Эмдера стоял славный богатырский город с тем же названием. В нем жили пятеро братьев-богатырей. Каждый из них, что характерно, имел свое непривычное для нас имя. Старший брат прославился силой. Как-то раз он положил на колени пересушенное мясо — конское бедро и быстро разломил его на семь частей. После чего он получил имя «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро». Второй, третий и четвертый братья получили имена по доспехам и оружию: «Богатырь, носящий кольчугу с сотней торчащих рожков», «Богатырь, носящий звенящую кольчугу из блестящих колец» и «Богатырь с остроконечным мечом». Младший брат прославился быстротой своих ног, и его имя было «Косатый Яг, избранный из числа 80 богатырей».
Однажды зимней ночью Яг вышел из дома и услышал голос филина. Он сидел на кожуристой лиственнице, которая росла среди города. Его образ приняла княжна другого богатырского города — Кари-поспат урдат вош’а, расположенного на Конде. Птица поведала юноше, где он может найти себе желанную невесту.
Для этого необходимо пройти, говорила птица, вдоль покрытых инеем незамерзающих берегов Эмдера, выйти на широкий простор Оби, берега которой усыпаны мелкой галькой, пересечь священные воды Иртыша и добраться до того места, где он принимает красные воды Конды. Здесь, у священного сора, покрытого божественным туманом, главенство принадлежит Богатырскому городу на Стерляжьей протоке (Кари-поспат урдат вош). В том городе живет старый князь, ведущий происхождение от славного рода Гагары, полное имя которого «Детеныш малой гагары, детеныш большой гагары, гнивший 300 лет старик-богатырь». Живет он с четырьмя сыновьями и дочерью-невестой. «Отправляйся туда, снаряжайся на военную ногу и на сватовскую ногу», — сказал филин, сделал три сильных взмаха крыльями и скрылся из виду.
На рассвете следующего дня эмдерские богатыри вышли в поход на нартах, запряженных парами оленей-быков. Долго они ехали по льду замерзших рек и проток, прежде чем достигли священного Большекондинского сора, на южном берегу которого стоял городок Кари-поспат.
От городка, от его крепостного вала, навстречу путникам вышел один из сыновей старого князя — «Богатырь с саблей на боку». Старший из эмдерских братьев, надевший для маскировки пестрое одеяло, после короткой схватки победил соперника, разрубив его надвое. Воинственность незваных гостей вынудила старого князя города Кари-поспат урдат вош’а пойти на переговоры о сватовстве дочери.
Три эмдерских свата поочередно предлагали будущему тестю выдать единственную дочь замуж за Яга. И когда третий сват повторил то же предложение, старик-отец потребовал огромный калым в размере 100 рабов, 100 рабынь, 100 кольчуг, 100 мечей, 100 секир и 100 котлов. После того как калым был выложен, сваты приступили к праздничной трапезе, а жениха отвели к невесте.
Какое-то время эмдерские богатыри гостили у новых родственников, поджидая возвращения сыновей старика. Пока шло сватовство, те были в дальнем походе, в полуденных странах. Поход прошел очень удачно, и сыновья привели с собой крылоногих коней и трех златоглазых красавиц.
Женщины так приглянулись эмдерским братьям, что они начали смотреть на них слишком откровенно. Это, конечно же, не понравилось богатырям Кари-поспат урдат вош’а. Вскоре вспыхнула ссора, вслед за ней — стычка, в которой брат Яга «Богатырь с остроконечным мечом» был сражен и растоптан конями кондинских богатырей.
После такого драматического происшествия эмдерские гости — новоявленные родственники пустились в бегство по «копотливой» зимней дороге. Напрасно пытался убежать «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро» от преследователей. Его оленья упряжка не могла сравниться в скорости с быстроногими лошадьми, на которых мчалась погоня. У Самаровой горы преследующие догнали его и изрубили саблям и. Та же участь постигла и двух других братьев: один сложил голову у горы Сарайской, а другой — у горы Тюнка. Кондинские богатыри-братья оставили в живых Яга и не стали его преследовать, так как считали недопустимым, чтобы город Эмдер остался «без отцовского имени, без главы». Опечаленный Яг продолжил свой путь к дому. Вдруг он увидел двух племянников — сыновей его погибших старших братьев. Они шли ему навстречу. «Куда ты увел наших отцов?» — спросили его племянники сурово. Один из них занес меч и даже хотел зарубить Яга, но второй успел задержать его руку, и удар по голове Яга пришелся не лезвием, а рукоятью оружия. Сознание Яга затуманилось, и ему показалось, что он уходит вслед за своими братьями в мир иной. На том свете они приняли обличье белок и обратились к нему человечьими голосами: «Вернись назад!» Он очнулся, а племянники, стоявшие рядом, горели жаждой кровной мести и высказали твердое намерение отомстить кондинским богатырям. Яг простился с ними, и они разошлись в разные стороны.
Летом оба эмдерских юноши добрались до Кари-поспат урдат вош’а. Однако все его обитатели, узнав о приближении врагов, покинули крепость. Они бежали через всю Конду на запад, в другой богатырский городок-Харда вош, где князем был богатырь Евир. Дорогу вдоль Конды, по которой отступали сыновья старого князя, эмдерцы «выслеживали подобно собаке, приученной к охоте на соболя».
Харда вош высотой в 7 лиственниц был хорошо укреплен, и за его стенами укрылось все население. В крепости был лишь один вход, через который мог пролезть только один человек в кольчуге. Однако запасы пищи у осажденных скоро подошли к концу, а в это время в рыболовецком запоре в реке Евре вода просто кипела от скопившейся там рыбы. Оба эмдерских богатыря не решались штурмовать укрепленный поселок. Устроив засаду, они ждали, когда обороняющиеся сами отопрут крепостные ворота. Чтобы их не могли заметить, он и приняли облик змей и наблюдали за происходящим. Больше всего их интересовали богатыри из обоих городков. Ведь сражаться с простолюдинами было ниже их достоинства! Они пытались разглядеть среди прочих людей богатырей, которые, как известно, отличались красотой души и тела, так что на солнечном свете были видны их внутренности. Зная об этом, богатыри Приобья тщательно закрывали тело доспехами. Когда голод стал нестерпим, ворота были открыты и жители городка высыпали на берег ловить рыбу. Много куч рыбы величиной с дом они начерпали. Евир обратился к богатырям Кари-поспат урдат вош’а с предложением собрать рыбу, но те ответили отказом. Тогда он сам взялся за дело. Когда ему стало жарко, он снял кольчугу. Этим воспользовались эмдерские богатыри, которые пустили в него стрелы и сразили его. Перед смертью поверженный воин сказал с горечью богатырям, которых приютил в своей крепости: «Из-за того, что было съедено вашим обжорливым брюхом, меня убили».
Между богатырями Эмдера и Кари-поспат урдат вош’а началась битва. Она продолжалась так долго, что пришли в негодность кольчуги и были выпущены все стрелы. Тогда они стали обрушивать друг на друга еловые и лиственничные дубины.
Они дрались и дрались. Старший эмдерский муж схватился в борьбе со старшим из трех кондинских братьев. Даже упав в реку, они продолжали борьбу. Тут кондинский богатырь принял образ ерша, а эмдерский — образ щуки: только хочет щука схватить и взять в пасть ерша, он становится к ней хвостом и выпускает колючки. Вышли они на сушу. Тогда кондинские богатыри вымолили у бога-покровителя железную металлическую плоть. Однако младший из них не успел обрасти металлической плотью и был повержен мечом. На месте, где он стоял, осталась только кочка.
Тогда оба оставшихся брата вознеслись к небу и, заручившись у божества-покровителя помощью, обрушили на эмдерских богатырей громовые каменные стрелы и поразили их. В-общем, все умерли…
При жизни система укреплений Эмдера выглядела примерно так:

Нягань же, близ которой он находится, вернее, ее центр, представляет собой пересечение двух очень приятных, чистеньких современных проспектов… и хватит. И так хорошо. Вокруг – с одной стороны – стандартная северно-российская промзона и бараки всяких первопоселенцев, с другой – сразу без перехода тайга. Проспект кончается и всё.


Метров за пятьсот до городища «копейка» легла на брюхо и категорически заявила, что никуда не поедет.
Пятьсот метров ночи. Не знаю, кто как, а я чувствую, когда вечная мерзлота под ногами. Даже в жаркий день, слегка ломящим ощущением холода где-то внутри, в груди, в глубине ладоней…

Вот он, Эмдер:

Все, что осталось от крепостного вала…

Под выворотнем слой костей вперемешку с углями… Выковырнул из под того же выворотня пластинку зеленой медной окалины длиной с ладонь и шириной в сантиметр, бывшую медную полоску – что это было?..

Легенда о богатыре Сартакпае — GoToAltay

На Алтае в устье реки Иш жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли, брови, что густой кустарник. Мускулы узловатые, как нарост на березе (чага), хоть чашки из них режь. Еще ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая — стрелял он без промаха. Копытных зверей, бегущих вдали, метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он метился ловко. Не пустовали его армакчи — кожаные сумы. В них, всегда была жирная дичь.
Но не был счастлив, не был весел Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросались с камня на камень, они рвались в клочья, дробились в ручьи, натыкались на горы. Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан.
Сартакпай позвал своего сына: — Ты, сын Адучы, иди на юг, а я на восток пойду.
Адучы-сын пошел к горе Белуха, поднялся туда, где лежат вечные снега, стал искать путь для реки Катунь. Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к озеру Дьылу-Кол. Указательным пальцем правой руки Сартакпай прогнул берег Дьылу-Коля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды.
Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай: «Оказывается, левой рукой я тоже умею работать! Однако не годится такое дело левой рукой творить». И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кок-Баша и тут влил ее в Чулышман и повел все воды одной рукой вниз к скалам Артыбаша.
Далее Сартакпай остановился: «Где же мой сын Адучы? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел, посмотри, как работает Адучы-Мерген». Черный дятел полетел к горе Белухе: от Белухи река Катунь бежала на запад, дятел устремился следом за рекой. Недалеко от Усть-Коксы он догнал силача Адучы-Мергена, тот вел Катунь все дальше к Западу. «Что ты делаешь, Адучы-Мерген?» — крикнул Дятел — «Отец тебя уже полдня ждет в Артыбаше». Сын сейчас же повернул реку на северо-восток.
Дятел поспешил к Сартакпаю: «Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к Западу начал вести, теперь повернул ее на восток. Через три дня он будет здесь». Долго ждал своего сына Сартакпай, три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро. Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучы быстро бежал, ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца. Вместе, в один миг слились две реки Бия и Катунь в широкую Обь. И она понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан.
«Сынок» — сказал Сартакпай — «Ты быстро привел Катунь, но я хочу посмотреть, хорошо ли, удобно ли для людей ты вел ее». И богатырь пошел от Оби вверх по Катуни. Адучы-Мерген шагал сзади, и колени его подгибались от страха. Вот отец перешагнул через реку Чемал и подошел к горе Согонду-Туу.
Лицо его потемнело. Брови совсем закрыли глаза: «Ой, стыд, позор, Адучы-Мерген, сынок! Люди тебе за это спасибо не скажут! Плохо сделал, сынок!». «Отец» — отвечал Адучы — «Я не смог расколоть Согонду-Туу. Даже борозду провести по ее хребтам не хватило сил».
Тут Сартакпай снял с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу. Согонду-Туу надвое раскололась, один кусок упал пониже реки Чемал, на нем вырос красивый сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду-Туу до сих пор стоит над Катунью. И до сих пор хвалят люди старика Сартакпая за то, что он провел дорогу прямую, как след стрелы.
Сартакпай, находясь в местности Кор-кечю, бросил в летевших гусей камень, брошенный камень упал у речки Мены в Чуйской долине. Этот камень лежит около Чуйской дороги, выше местности Чибит, верстах в пяти, а от Кор-кечю на Катунь в 120 верстах. Камень круглый, пудов около семи весом.

Малоизвестные русские богатыри: 10 преданий

4. Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

5. Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.
Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.
Nnm.me
Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

6. Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
F-picture.ne
Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

7. Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.
Img-fotki.yandex.ru
Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.

8. Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Img-fotki.yandex.ru
Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.
Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

9. Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Ifotki.info
В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Pilipok.ru
Читайте также: 40 откровенных фактов о русских женщинах

Русские богатыри — легенда или быль… | Социальная сеть работников образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» городского округа г.Урюпинск
Исследовательская работа
Древнеславянская  мифология
Русские богатыри – легенда или быль
Работу выполнили
ученики 2 «В» класса:
Затямин Дмитрий,
Белявцев Сергей,
Брыкова Полина,
Дудкина Екатерина,
Савельев Станислав.
Руководитель:
Харитонова Нина Вениаминовна
Урюпинск 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………           стр.3
Глава 1.Былины — жанр русского фольклора…………..  стр.5
Глава 2. Анкетирование одноклассников………………… стр.6-9
Глава 3. «Старшие богатыри»……………………………..   стр.7
Герои нового времени…………………………………………… стр.7
Заключение…………………………………………………………….. стр.
Список литературы ………………………………………………. стр.11
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование выбора темы.
В этом году на уроках  мы знакомились с  некоторыми произведениями, где описывалась Древняя Русь, как жили люди в старину, читали отрывки из различных былин.  Нас заинтересовали герои этих произведений, мы захотели больше узнать о них, так как всё чаще звучит фраза о том, что на Руси богатыри перевелись. Кто же они такие?
Поэтому тему нашего проекта мы выбрали «Русские богатыри – легенда или быль».
Цель.
Изучить и сравнить образы богатырей. Подготовить творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «БОГАТЫРИ».
Задачи.
-подобрать материал по теме;
-изучить по литературным пересказам русских народных былин жизнь богатырей;
-выяснить, что знают о богатырях мои одноклассники;
-придумать творческие задания к теме, чтобы мои исследования стали интересными и познавательными для других.
Методы:
— поиск и сбор информации о богатырях в библиотеке и Интернете;
— знакомство с материалом по теме;
— анкетирование одноклассников;
— беседы с одноклассниками, библиотекарем, учителем, родителями;
— составление анкеты, сравнительных таблиц, кроссворда;
— анализ  и обработка данных;
— оформление проведённой работы на компьютере.
Кому будет полезен наш проект?
наши одноклассники получат представление о богатырях
расширим свои познания в области литературы
получим новые знания и поучимся их добывать
создадим интересный материал в помощь учительнице для работы на уроках
Порадуем родителей тем, что заняты нужным и полезным делом.
Былины это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.
Само слово (былины)  происходит от слова (быль), то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: (В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, богатыри).
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.  Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, (не пиваючи, не едаючи), подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье. Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.
Богатыри являются главными персонажами былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой-богатырь сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.
Кого из этих богатырей знают мои одноклассники? Интересует ли их литература о народных героях? Какие качества сегодня приписываются богатырям?
Мы провёли анкетирование своих одноклассников и выяснили, что богатырями нашего времени являются совсем другие литературные герои, хотя Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича знают почти все.
Рис.1  Что известно моим одноклассникам о богатырях.
Отсюда видно, что наша  работа будет полезной и познавательной не только нам, но и нашим одноклассникам.
Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор , Волхв Всеславьевич и  Дунай.
Святогор старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с    Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.   Он живет на Святых горах, отличается колоссальными размерами: когда он едет на своем огромном коне, мать-земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся. Имя его связано со Святыми горами. Только там он может жить, потому что земля его не держит, не выносит веса богатырского. Поэтому от его фигуры веет печалью и трагизмом: он не совершает подвигов. А ведь он – богатырь. Он – горный великан, но не защищает от врагов Святую Русь, и сила его богатырская пропадает зря – он не использует ее на благо людям.
Волхв Всеславьевич — мифологический персонаж, обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Позже герой русских былин, но эти свои качества не утрачивает.  Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинах Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом.
Дунай —  в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
ГОРЫНЯ — обладающий необычной силой витязь, богатырь, который не только выворачивал из гор огромные камни и целые скалы, но и передвигал и обрушивал на своих неприятелей целые горы, запружал ими реки: одной рукой гору сворачивает, дорогу себе прокладывает.
ДУБЫНЯ  — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
Второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илья Муромец — Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Деревня эта, расположенная на живописном берегу реки Оки, существует и по сей день. Там и прошло детство будущего богатыря.
Илья был долгожданным ребенком, но родился «расслабленным», то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.
Чудесное исцеление Ильи — один из ключевых моментов его жизни. Согласно былинам, Илья «пролежал на печи тридцать лет и три года», пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести.
На каликах перехожих стоит остановиться подробнее. Так на Руси называли странников, которые всю жизнь ходили по городам и селам, передавая жителям новости о том, как живут в соседних областях.  Аккомпанируя себе на гуслях, они пели сказания и былины.
После чудесного исцеления Илья Муромец совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к «касте богатырей». Самый известный из них — укрощение Соловья-разбойника. Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник — это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте. То, что Илья, который, в отличие от княжеских дружинников, не был обучен с детства воинскому ремеслу, смог справиться с бандой вооруженных разбойников, по сути, является не меньшим чудом, чем победа над мифологическим злодеем Соловьем, обладателем сверхъестественных сил.
Закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, — вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет. Однако определенный изъян в их пророчестве, как мы увидим позже, пожалуй, все-таки оказался.
В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца, захороненных в Киево-Печерской лавре. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине.
Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку в возрасте от 50 до 60 лет, крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой. Его рост составлял 180 см. По современным меркам Илья, конечно, не особенно высок, однако следует иметь в виду, что во времена Киевской Руси средний рост мужчины равнялся 165 см. Так что своим современникам Илья казался, может, и не великаном, но детиной, безусловно, здоровенным. То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата, возможно, перелома. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. Удивителен также тот факт, что тело Ильи Муромца, подобно останкам многих других монахов, захороненных в пещерах Киево-Печерской лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Причем, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря специальной обработке, а само по себе, что в православии считается очевидным признаком святости. Впрочем, православная церковь, в отличие от ученых, никогда и не сомневалась в подлинности мощей, и уже в 1643 году наряду с другими праведниками, закончившими жизнь в Лавре, Илья Муромец причислен к лику святых.
Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Да, Илья погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.
Если обратиться к военной истории Средних веков, то эта гипотеза о причине гибели Ильи представляется более чем правдоподобной. Обычно сильного, хорошо вооруженного воина, с которым было тяжело справиться в открытом столкновении на мечах, убивали на расстоянии с помощью копья или стрелы, дабы в обмен на его жизнь не терять понапрасну большое число своих людей. По тому же принципу в современном мире действуют снайперы террористов, убивая на расстоянии самых сильных и опытных солдат спецназа.
Добрыня Никитич Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.
«Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Алеша Попович   — богатырь в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.
Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.
В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.
«Бог троицу любит» — гласит поговорка. Три былинных богатыря — Илья, Добрыня и Алеша, — очевидно, на особом счету у Всевышнего. А иначе как еще объяснить их сверхъестественную силу. Такие необычные личности как магнитом притягивают всеобщее внимание и становятся героями песен, сказок и эпосов.
Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.
В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги.
Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.
В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

Об итогах своей работы мы рассказали своим одноклассникам на уроке внеклассного чтения, что вызвало у них большой интерес к теме. Учительница дала домой задание найти и прочитать литературные произведения о богатырях разных народов. Затем мы подготовили кроссворд для ребят, чтобы выяснить, что теперь они знают о богатырях.
Результаты кроссворда порадовали:
Рис.2  Результаты работы с кроссвордом одноклассников.
Итак, большинство былинных богатырей — своеобразные личности: мудрый великодушный, спокойный, уравновешенный, предусмотрительный Илья Муромец и не верующий « ни в сон, ни в чох», бьющий правого и виноватого новгородский удалец Василий Буслаев. Славящийся «вежеством», умением улаживать международные конфликты и споры между персонажами эпоса, певец и гусляр Добрыня Никитич и заносчивый, вспыльчивый Дунай Иванович. Мы пришли к выводу, что богатыри- люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их  грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.
Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера. 

Список литературы.
1. Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. – М.: Вече, 2005.
2. Русские народные сказки/ Составители Нечаев А., Рыбакова Н. – М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1952.
3. Сухова О. Хронограф. Муромский историко-художественный музей. – Муром, 2003.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *