Легенда о боге горе

Содержание

Египетская мифология: бог Гор :: SYL.ru

Пока Гор подрастал, он находился под покровительством почти всех богов. Больше всего ему благоволил Тот. Его считали богом магии, мудрости и письменности. Молодой царь смог получить, таким образом, прекрасное воспитание. Впоследствии Гор приобрел огромную власть в Египте. Но управление страной без госаппарата было затруднительным.

Власть в Египте

Изначально всей властью были наделены только царственные особы. Так было и во времена Хеопса, и в дальнейшем – при его преемниках. Но с наступлением пятой династии государственные посты стали занимать люди не царственной семьи. В результате положение фараонов изменилось. Как следствие – концепцию о Горе, как о верховном боге, отодвинули на второй план. Вместо него божеством стало считаться солнце (Ра), а царь – просто его сыном, Рэ.

В стране начали происходить большие перемены, представления о богах стали утрачивать свою важность. Мифы и легенды обрастали новыми придуманными дополнениями. На них накладывалось новое мировоззрение. И толковались они уже по-другому.

Бессмертный бог Гор

По одной из версий, однажды Гор был предан Тефоном. Здесь мнения расходятся. Некоторые описывают Тефона как одного из учеников Гора. К такому мнению склоняется большинство современных египтологов. А есть теория, что Тефоном называли Сета. После предательства Гора распяли на кресте. Затем его похоронили и он был мертвым три дня. После этого бог Гор снова воскрес. Данная история напоминает Библию, которая рассказывает о распятии и воскресении Иисуса Христа. Бытует мнение, что в разных верах и мифологиях часто речь ведется об одном и том же персонаже.

Гор — бог неба, Солнца и царственности — Интересный мир

Хор, Гор (?r — «высота», «небо») – в древнеегипетской мифологии сын Исиды и, возможно, Осириса. Некоторые источники утверждают, что Осирис не был его отцом, а усыновил Гора после смерти Исиды. Его жена – Хатхор. Главный враг – Сет.
Самая распространенная ипостась Хора в эпоху Нового Царства – Хоремахет или в греческой транскрипции Хармахис — «Хор на горизонте (небосклоне)». Хор – бог неба, Солнца и царственности. Живого царя Древнего Египта представляли воплощением бога Гора.

Миф о Горе

Анубис, исполняя приказ бога Ра, собрал рассыпанное, а по другой версии расчлененное Сетом, тело бога Осириса, забальзамировал и запеленал его. Исида в образе соколицы села на труп Осириса и, зачав чудесным образом от него, родила сына Хора. Гор был зачат и рожден именно для того, чтобы стать естественным мстителем за смерть своего отца. Вместе с тем, он считает себя законным и единственным наследником Осириса.
Тайком вскормленный и выращенный своей матерью в болотах Дельты, подросший Гор, «обутый в белые сандалии» идет на поединок с Сетом, при этом требуя от суда богов осуждения противника и возвращения наследства бога Осириса ему, как единственному сыну погибшего царя. После продолжительной тяжбы, которая по свидетельствам некоторых источников длилась восемьдесят лет, Гора признают правомочным («правогласным» — по-египетски) наследником его отца Осириса, и он получает царство. Бог Тот фиксирует решение суда богов.
Вскоре Гор воскрешает своего умершего отца Осириса, отдав ему свое око, которое тот проглотил («Уаджет»). Но Осирис не желает возвращаться на землю, он остается, чтобы править Аменти — царством умерших, предоставив Гору править в царстве живых.
У Гора рождается четыре сына, которые защищают Осириса, являются столпами Шу и звездами в созвездии Большая Медведица.

Гор в античности

Миф о Горе встречается в произведениях ряда греческих авторов. Он – египетское божество, сын Осириса. Геродот отождествляет его с Аполлоном. Греки называют Орионом созвездие Гора.
В русле религиозного синкретизма Ра отождествляли с божествами света: Хнумом (в форме Хнум-Ра) в Элефантине, Амоном (в форме Амон-Ра) в Фивах, Гором (в форме Ра-Хорахти). Последнее было особенно распространено.
В более поздний период Гора также сопоставляли с Аресом, то есть с Марсом.

Бог Египта Гор

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.
Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части. Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.
Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Информация на тему: Бог Египта Гор из рубрики Мифология Египта

Гор — один из солнечных богов

Гор — один из солнечных богов, имя его означает «высота», «небо». Гора изображали с головой сокола, а его символом было солнце с распростертыми крыльями.
Сын Осириса и Исиды, Гop родился после смерти своего отца. К тому времени власть над Египтом захватил погубивший Осириса коварный Сет. Исида бежала от его злобы в дельту Нила и там, среди болот, в уединении и тайне стала воспитывать Гора. Когда Гор возмужал, из царства мертвых к нему явился сам Осирис и благословил сына на борьбу с Сетом.
В первом поединке Гор потерпел поражение — Сет вырвал ему глаз. «Око Гора» — один из важнейших символов в египетской мифологии, средоточие божественной силы. После долгой борьбы Гор вернул свое Око и с его помощью оживил Осириса. Но Осирис предпочел остаться владыкой царства мертвых, с тем чтобы царем живых стал Гор.
Некоторые варианты мифа заканчиваются тем, что Гор становится царем Египта, а Сета Ра забирает с собой на небо и делает повелителем грозы. В других вариантах сюжет развивается дальше: Сет предлагает Гору различные испытания — превратившись в гиппопотамов, три месяца просидеть под водой, проплыть по реке на каменных ладьях, пытается опорочить Гора перед богами, поссорить его с Исидой и т. д.
Наконец, между ними происходит решительный бой, Гор побеждает Сета и повергает его к ногам Осириса. Светлый Осирис торжествует над темным Сетом.
Гор может показаться нам знакомым, потому что все мы помним его знаменитое изображение в виде человека с соколиной головой. На самом деле божественная сущность Гора сложнее.
Гор принимал множество воплощений и отождествлялся с другими богами, поэтому в египетском искусстве он предстает перед нами в разных обличьях и под разными именами.
Гор — важнейший персонаж египетского пантеона, поэтому его внешность, мифология, и особенно культ с трудом поддаются описанию. Все египтяне знали, что Гор — бог, ставший земным владыкой, бог, от которого произошел фараон, бог, чья земная жизнь во многих отношениях была очень человеческой: любовные похождения, соперничество… В его истории каждый мог найти что-то близкое себе.
Изображения Гора
Самое знаменитое (и самое распространенное в искусстве) воплощение Гора — человек с головой сокола. Этот бог изображается стоящим или коленопреклоненным; на голове у него может быть одна из трех египетских корон (белая, красная или пшент), корона атеф (она же венчает Осириса, отца Гора), или корона хемхемет.
Самое древнее изображение Гора в виде человека с головой сокола хранится в музее Лувра: это стела фараона Кахеджета (III династия, Древнее царство).
Есть и другие рисунки, некоторые очень древние, восходящие к началу истории царской власти: сокол с короной (или без нее), крылатый солнечный диск и урей перед ним, и, наконец, ребенок.

Мифы о Горе

Гор, один из величайших и древнейших богов египетского пантеона, отличается также числом своих изображений. На самом деле, следует говорить не об одном Горе, а о нескольких! Каждое из его воплощений или отождествляемых с ним божеств имело собственное имя и даже облик.
Однако множество воплощений не обязательно должно подразумевать множество мифов. И хотя о Горе упоминает впечатляющее количество мифологических циклов, совпадений в них немало, что служит доказательством наличия общих корней. Одно из таких общих мест — сказание о Горе, сыне Осириса и Исиды, прямом потомке бога царской власти Ра, далеком божественном предке фараонов. Эпопея Гора — одна из ключевых в древнеегипетской мифологии.
Тяжелое семейное прошлое Гора
История Гора неразрывно связана с запутанной историей его семьи. Она полна соперничества, ненависти и убийств! Разумеется, это сказание о богах, но в то же время оно напоминает о слабостях рода человеческого.
Гор появился на свет при драматических обстоятельствах. Юный бог лишился отца задолго до своего рождения. Великий Осирис, прямой потомок Ра, был коварно убит собственным братом Сетом. Жена Осириса и мать Гора, Исида, неутомимо защищала свое дитя, даже пока оно еще было в ее утробе. Она родила сына втайне от убийцы. Тщетная предосторожность — Сет обо всем узнал. Избавившись от брата, чтобы занять вместо него египетский трон, этот бог рассчитывал так же поступить и со своим маленьким племянником. Ведь юный сокол был новым — и законным — претендентом на власть над Египетским царством!
Сет знал это. Исида тоже. Знал и Гор: «Я есмь Гор, великий сокол… Далеко мое место от Сета, врага отца моего… Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости. Ибо я есмь Гор, и место мое далеко от людей и от богов. Я есмь Гор, сын Исиды», — так говорил он, напоминая о себе тем, кто желал к нему прислушаться. Но бог был еще совсем юн, чтобы не сказать хрупок.
Почти обычный ребенок…
Хоть Гор и был богом, сыном, внуком и правнуком бога, его детство проходило так же, как и у любого маленького египтянина. Он играл, учился читать и считать, он даже болел! От этой напасти он страдал особенно часто. Болезни и несчастные случаи шли сплошной чередой. Но боги бдели, и в первую очередь, его мать. Стоит отметить, что место, где жили Исида и Гор, было весьма необычным. И действительно, богиня решила вырастить своего ребенка вдали от Сета — в болоте Хеммиса. Она знала, что тот никогда не отважится забраться в такие места. Но в болоте не слишком-то приятно и полезно жить! Постоянные лихорадки и кишечные заболевания часто вызывали тревогу Исиды.
…но окруженный заботой
Однажды вечером, вернувшись домой, Исида нашла своего сына бездыханным. Он даже не мог сосать материнскую грудь. И тогда богиня обнаружила след укуса: вероятно, Гора ужалил скорпион. Мальчик был на грани смерти, и Исида призвала на помощь других богов. Нефтида, ее сестра, и Селкет, богиня-скорпион, тут же ответили на зов и явились к ней. «Нужно, чтобы вмешался Ра, — решили они. — Он должен любой ценой прервать свой бег и остановить время». Произнес «время» — значит, обратился к Тоту! Бог мудрости пришел к Исиде и успокоил ее: «Ничего не бойся, Исида! Я явился к тебе, вооруженный дыханием жизни, которое исцелит ребенка». Обернувшись к мальчику, Тот сказал: «Выйди, яд! Ра сумеет изгнать тебя. Его ладья прервала свой путь и не тронется с места, пока наш больной не излечится. Колодцы будут сухи, урожай иссохнет на корню, люди останутся без хлеба, пока к Гору не вернется здоровье». Но до таких крайностей дело не дошло. Гор быстро поправился. Однако это была лишь одна из малых бед, ждавших Гора на его сложном жизненном пути.
Сандалии, чтобы попрать своего врага
«Далеко мое место от Сета, — сказал Гор. — Я иду войной на его убийцу, я помещу его под мои сандалии во имя моей ярости». Это странное выражение свидетельствует о распространенном обычае Древнего Египта. Действительно, было принято писать имя или даже рисовать портрет своего злейшего врага на подошве сандалий. Таким образом его можно было легко, без малейших трудностей попирать ногами.
Око уаджет
Око уаджет, один из самых распространенных египетских амулетов, отсылает нас к одному из увечий, которые Гор получил в течение жизни. Вот как это произошло: во время сражения Сет вырвал глаз у своего противника Гора и разрубил его на множество кусочков. Добрый бог Тот собрал их, восстановил глаз и сделал его здоровым (уаджет). Это лунное око стало охранным амулетом-оберегом, который египтяне носили на теле для защиты и погребали вместе с мумиями.
Существование, отравленное Сетом
Сет отравлял, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, существование Гора. Коварному богу мало было убийства Осириса: он исполнился страшной ненависти к Гору, который стал по закону наследником своего отца и воцарился над всем Египтом. Сет, брат Осириса и дядя Гора не желал с этим примириться. Власть должна была вернуться к нему! Средства не имеют значения, главное — достичь цели. Возмущенные происходящим боги созвали божественный суд. Однако интересы одних не всегда совпадают с интересами других: голоса в суде немедленно разделились. Ситуация, осложнявшаяся с каждым днем, выходила из-под контроля! Сет и Гор неустанно сражались друг с другом, устраивая одну ловушку за другой. Казалось, что их противостояние никогда не закончится и будет длиться вечно.
В этом отношении воображение Сета не иссякало! Он предложил Гору спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам устроить пир. Но празднество продлилось недолго: вскоре тяжба возобновилась с не меньшим ожесточением. Исида торопила суд, мешая его заседаниям и протестуя против пассивности богов. Однако все заслуги в этом деле принадлежат Осирису: именно он сумел разрешить ситуацию.
Владыка Царства мертвых, до сих пор хранивший молчание, вмешался в тяжбу, обвинив судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит Египет без продовольствия! Боги склонились перед его могуществом и внимательно пересмотрели дело. Но так как никакого определенного решения они принять не могли, то в споре между соперниками была объявлена ничья. Гор, разумеется, стал царем Египта; в дальнейшем свое право на трон он передаст фараонам. Но и Сет не остался в проигрыше: его назначили глашатаем и защитником Ра. Отныне именно он, стоя на носу ладьи бога солнца, своим ужасным криком будет оповещать весь мир о приближении рассвета. Похоже, Ра всегда имел особое расположение к Сету!
Гор, калека… и калечащий бог
Увечья тоже были частью существования Гора. Этот бог достаточно страдал.. . И не всегда от рук своих врагов. В этом отношении особенно показателен ряд эпизодов, связанных с глазом и руками Гора.
Однажды Сет в очередной раз измыслил ловушку для Гора: в результате руки последнего были осквернены семенем его дяди. Обезумев от отвращения, Исида отрубила руки сына и бросила их в самое глубокое из болот. Гор, приведенный в смятение такой немилостью, обратился к богу- крокодилу Себеку, который с огромным трудом отыскал его руки. Чтобы избежать гнева непреклонной Исиды, Себек отнес руки Гора богу Ра, и тот сотворил точно такие же: одна пара стала реликвией в святилище Нехена (греч. Иераконполь), а другая была возвращена Гору.
Судя по всему, Гор унаследовал несдержанный характер своей матери. Еще будучи подростком, он изнасиловал Исиду, повинуясь неконтролируемым побуждениям. Очевидно, именно с этим эпизодом связано отождествление Гора и Мина, бога плодородия. В другой раз Исида, к своему несчастью, посочувствовала Сету, и Гор отрубил голову собственной матери! По легенде, богиня вознеслась на небеса и превратилась в созвездие без головы. Так иногда из самых отвратительных деяний рождаются прекрасные мифы!
Сыновья Гора
У Гора Старшего и богини Исиды (матери великого Гора, сына Осириса), было четверо сыновей: их называли Гормесут, что в переводе с древнеегипетского означает «дети Гора». Все четверо по виду напоминали мумии, однако различались именами и головами: у первого божества — Амсета — была человеческая голова; у второго — Хапи — голова павиана; у третьего — Дуамутефа — голова собаки; и, наконец, у последнего — Кебексенуфа — голова сокола. Этим созданиям, не имевшим ни святилищ, ни отдельных культов, в Древнем Египте не было посвящено ни одного мифа. Тем не менее известно, что они охраняли внутренние органы умерших. Сосуды-канопы, в которых хранились печень, желудок, легкие и кишечник покойного после его бальзамирования, были вылеплены в виде детей Гора, справедливо считавшихся защитниками мертвых.
Так, сыновья Гора избавляли умершего от страданий, например, от чувства голода или жажды. Легенда гласит, что по приказу доброго бога Анубиса, дети Гора охраняли Осириса. Именно они помогли будущему владыке Царства мертвых подняться на небеса. Там они превратились в звезды и расположились неподалеку от созвездия Большой Медведицы (Бедер Сета), чтобы неустанно следить за ним: оно считалось крайне неблагоприятным, потому что ассоциировалось с Сетом… Как же без него!

Культ Гора

Гору поклонялся весь Египет, начиная с фараона, который пользовался покровительством бога-сокола. Народ тоже хранил верность этому божеству. Но у каждого города или области был «свой» Гор: в разных уголках страны имена и праздники, которые ему приписывались, заметно различались.
Вера в бога-сокола объясняется большим количеством хищных птиц, обитавших в Египте, а также восхищением, которое они вызывали у людей. Соколу принадлежит немало рекордов, и в первую очередь, рекорд скорости: свыше двухсот километров в час при пикировании! Сапсан, довольно редкая в современном Египте птица, судя по всему, в древности встречался гораздо чаще.
У истоков веры
Вне всяких сомнений, Гор родился из восхищения, которое испытывали египтяне древности перед величественным и потрясающим полетом сокола в небесах Иераконполя («города сокола», как называли его греки в Поздний период). Перенесемся во времена самых первых династий Египетского царства. Гегемония правителей города Гора постепенно распространилась на весь Египет, и начался процесс объединения. Исподволь под крылом сокола из Иераконполя оказалась вся страна, и в том числе сам фараон, чьим покровителем и божественным предком стал Гор. Статуя фараона Хефрена из IV династии, хранящаяся в каирском Египетском музее, увековечила эти взаимосвязи в камне: знаменитый владыка восседает на троне, положив руки на колени, а за его спиной простирает крылья сокол-защитник. Кажется, что человек и птица — единое существо. Отныне славный Гор и великий фараон связаны неразрывными узами.
Гор и фараон
Покровительство Гора, верность Гору, отождествление с Гором фараон и бог-сокол всегда связаны. Гор, защищающий фараона — иконографический сюжет, который встречается во многих произведениях, посвященных владыке Египта! На барельефе, изображающем фараона Сахуру (V династия) и обнаруженном в его пирамиде (Берлинский музей), мы можем прочитать имя царя. Иероглиф вписан в картуш, будто карта города, окруженного крепостью. На стене восседает сокол-Гор, охраняя имя фараона. От Унаса, другого царя из V династии, до нас дошла алебастровая ваза с картушем, который охраняет Гор, изображенный с широко распростертыми крыльями (Лувр).
О верности Гору в Египте писали буквально на всем, что имело отношение к фараону. Свидетельство тому — паланкин царицы Хетепхерес, матери Хеопса (IV династия). Надпись на нем гласит: «Мать царя Верхнего и Нижнего Египта, верная Гору, наставлявшая владыку, милостивая, та, чьи распоряжения всегда исполнялись, дочь от плоти бога, Хетепхерес».
Гор и имя фараона
И наконец, отождествление с богом становится очевидным при прочтении полного имени владыки. Имя фараона в действительности более сложно устроено, чем можно подумать, исходя из его греческой транскрипции. «Великое имя», как его принято называть, состоит из пяти имен-титулов (повторяющихся у разных фараонов), которые дополняются пятью прозвищами (которые во время коронации формулировал писец из Дома Жизни). Полное имя Рамсеса I в действительности звучит так: «Гор, могущественный бык, возлюбленный правосудием, Две владычицы, защищающие Египет и покоряющие чужие земли, золотой Гор, богатый летами, великий своими победами, владыка Верхнего и Нижнего Египта, Ра, сильный истиной, избранный Ра, сын Ра, Рамсес, возлюбленный Амоном, которому, как его отцу Ра, каждый день даруется вечная жизнь». Дважды фараон нарекается Гором, он отождествляется с ним. Так это понимал народ. Весь народ, от простого феллаха до храмового жреца, от дворцовой прислуги до вельможного визиря видел в имени божественную сущность фараона.

Культ Хароериса

Одно из первых, самых ранних воплощений божественного сокола, Хароерис — Гор Старший — был объектом очень сложного культа, особенно сильного в Ком-Омбо и Летополе. Этому богу поклонялись, в первую очередь, во второй эпагоменальный день — день его рождения.
Устраивались пышные празднества, на которых чествовали «Того, кто возвращается в свой город (Ком-Омбо) после пребывания в северной стране (Летополе)». По улицам города Гора проходила торжественная процессия. Соколу были посвящены и другие праздники — двадцатый день месяца тиби (ноябрь-декабрь) и четвертый месяца пахон (март-апрель). Родство (и притом очень близкое) с Ра связывало его с божественным оком, поэтому считалось, что Хароерис лечит глазные болезни. Так, в Летополе познания практиков в офтальмологии (признанные современными специалистами), по-видимому, часто воспринимались как чудеса бога-сокола.
Эдфу — город Гора
Эдфу, один из великих городов Древнего Египта, был посвящен Гору. Гора Эдфу называют также Гором Бехдетским.
Здесь поклонялись богу-соколу в воплощении Гора Бехдетского, Гора Трона. Последние фараоны Египта, Птолемеи Эвергеты, возвели тут великолепный огромный храм. Это святилище, заложенное в 237 году до н. э., разрасталось до 57 года н. э. Комплекс свидетельствует о значении, которое имел культ Гора даже после великой эпохи фараонов. Храм Эдфу — безупречный образец египетского храма: пилоны, дворы, гипостильные залы, часовни, святилище… Все сооружения, вплоть до наоса (центра храма) и ниломера, уцелели, чтобы рассказать нам об обрядах прошлого, в то время как от других храмов остались лишь руины.
На внутренней стене левого пилона посетитель по-прежнему может полюбоваться рельефами, изображающими день «священного союза», праздник, во время которого Египет отмечал соединение супругов: Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры.
Праздник священного союза
Рельефы храма позволяют ощутить атмосферу одного из самых знаменитых праздников Египта. Великая богиня, Око Ра, каждый год навещала своего мужа Гора в месяц эпифи (май- июнь); для нее это было возможностью покинуть святилище в Дендере на целых три недели, пока длятся торжества. Статую погружали в специально предназначенную для этого большую лодку «Прекрасная Любовь», которая поднималась по течению Нила почти на сто шестьдесят километров до города Эдфу, где жил муж богини. Тем временем жрецы Гора в Эдфу совершали все необходимые приготовления, чтобы Гор и его храм могли достойно встретить Хатор.
Когда долгожданный день наставал, огромная толпа собиралась на пути, по которому Гор шествовал из храма к берегу Нила. Воссоединение супругов происходило в маленьком храме, построенном к северу от города, чуть в стороне от него. Интересно, что момент встречи египтяне рассчитывали с невероятной точностью! Ровно в восьмой час новой луны одиннадцатого месяца каждого года, ни раньше, ни позже, Гор вновь обретал свою божественную супругу. Ликующая толпа верующих провожала статуи, которые, каждая в своей ладье, неспешно плыли по реке к главному святилищу города. Когда же лодки наконец приближались к храму, их поднимали из воды и переносили на руках в священные стены храма.
По случаю этой встречи каждый год «священный союз» двух великих божеств отмечался заново; затем происходила брачная ночь. С этого момента в течение четырнадцати дней, пока луна на небе продолжала расти, в Эдфу длились нескончаемые торжества, сопровождавшиеся религиозными обрядами. Чета посещала и другие посвященные ей храмы в окрестностях города. По истечении двух недель, после большого пира, завершающего праздник, Гор возвращался в свое святилище, а Хатор пускалась в обратный путь по течению Нила, в Дендеру. Божественных супругов ждал еще один год разлуки.
Отождествления гора
Синкретизм — явление, очень характерное для древнеегипетской веры, и Гор — не исключение. Так, Хорахти сильно отличался от Гора. Он имел то же обличье и похожее имя, но при этом ассоциировался с Ра, одним из воплощений которого он считался. Хорахти — это Ра. Он — бог солнца, легко пересекающею небосвод. Другое его имя — «Гор богов». Хорахти поклонялись в Оне (библейское название древнего Гелиополя). Гор-Неджитеф, «Гор-защитник отца своего», особенно почитался в Абидосе, а в городе Хент-Мин он был уподоблен Мину и стал именоваться Гор-Мин-Ахтом, «Гором-Мином Могущественным».

Сказание о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце

Начало.
Год 363 царя Верхнего и Нижнего Египта Ра-Хорахте, да живет он на веки веков!
Вот его величество пребывал в Нубии, и с ним было его бесстрашное войско и (не было среди них)
злоумышленников против него. Ра плыл в своей ладье, и его спутники были с ним? И Гор Бехдетский был в
ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте: «Я вижу врагов, злоумышляющих против своего
могучего владыки! Пусть? (огонь) твоего урея овладеет ими!..».
Величество Ра-Хорахте сказало: «Как ты пожелаешь, о Гор Бехдетский, ты, сын Ра, прославленный,
рожденный мной! Опрокинь моего врага пред тобою немедленно!».

И взлетел Гор Бехдетский к небу в образе великого Крылатого Солнца? Когда он увидел врагов, он
приблизился к ним в образе великого Крылатого Солнца, он забушевал против них, и они не смогли ни
смотреть своими глазами, ни слышать своими ушами, но один убивал другого мгновенно, и ни одна голова
не осталась живой.
Тогда Гор Бехдетский вернулся к ладье Ра-Хорахте в образе многоцветного сокола, великого Крылатого
Солнца.
И Тот сказал Ра, владыке богов: «Бог Бехдета вернулся в образе сокола, великого Крылатого
Солнца, уничтожающего мятежников и врагов!..».
Тогда Ра крепко обнял его? Тогда Гор Бехдетский сказал: «Пойдем, о Ра, да увидишь ты, как
поражены твои враги пред тобою в этой стране!».
И его величество отправился, и с ним была Астарта. Он увидел, что враги повержены на землю с
разбитыми головами? И Ра сказал Тоту: «Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область
будет называться отныне Эджбо!»
Тогда Тот сказал Гору Бехдетскому: «Велика твоя защита!».
И ладья Гора Бехдетского поныне называется «Великая защитой».
Тогда Ра сказал богам, которые следовали за ним: «Теперь да поплывем в нашей ладье, и да
возрадуемся над нашими врагами, поверженными на землю!».
Тогда враги спустились в воду и превратились в крокодилов и гиппопотамов. И Гор Бехдетский плыл в
своей ладье по воде. Тогда крокодилы и гиппопотамы вышли и открыли свои пасти, чтобы наброситься на
ладью Ра-Хорахте. Тогда Гор Бехдетский пришел со своими спутниками, которые следовали за ним как
гарпунщики, с гарпунами и веревками в руках?
Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага?
И Тот сказал после того, как он увидел, что враги повержены на землю: «Радуйтесь, о вы, боги
неба! Радуйтесь, о вы, боги земли! Божественный юноша вернулся в мире. Он совершил чудеса!..».
Тогда Гор Бехдетский принял образ Крылатого Солнца на носу ладьи Ра, взял с собой Нехбет и Уаджит
как двух уреев, устрашающих врагов в их телах крокодилов и гиппопотамов, в каждом посещенном ими
месте, в Верхнем и Нижнем Египте.
Тогда эти враги побежали пред ним, обратив свои лица к Верхнему Египту, причем их сердца обмирали
от страха пред ним. Гор Бехдетский следовал за ними в этой ладье Ра, с гарпуном и веревкой в руках его и
его спутников, вооруженных стрелами и веревками, и гарпунщики были приготовлены для них.
Тогда он увидел их к юго-востоку от Фив на расстоянии двух итеру.
Тогда Ра сказал Тоту: «Эти враги ? да уничтожит он их!».
Тогда Гор Бехдетский произвел среди них великое избиение. И Ра сказал; «Стой, Гор Бехдетский!
Да увижу (я) тебя!».
Тогда эти враги побежали пред ним, обратив свои лица к Нижнему Египту, причем их сердца обмирали
от страха пред ним.
Гор Бехдетский следовал за ними в ладье Ра с гарпуном и веревкой в руках его и его спутников. Он был
вооружен луками и веревками, и гарпунщики были приготовлены для них.
И он провел целый день в готовности, и он увидел их к северо-востоку от Дендера.
Тогда Ра сказал Тоту: «Враги здесь, да (поразишь) ты их!».
И величество Ра-Хорахте сказало Гору Бехдетскому: «Ты ? мой сын, прославленный, рожденный
мной! Да ослабишь ты врагов в свой час!».
Тогда Гор Бехдетский произвел великое избиение среди них? И вот эти враги побежали пред ним,
обратив свои лица к Нижнему Египту, от Озера до берега моря, ибо их сердца обмирали (от страха пред
ним).
Гор Бехдетский следовал за ними в ладье Ра, с гарпуном в руке его и его спутников. Он был вооружен
стрелами, и гарпунщики были готовы для них. Он провел четыре дня и четыре ночи, плывя за ними, и они не
видели ни одного из этих врагов, ни крокодилов, ни гиппопотамов в воде пред ним.
И вот он увидел их. Тогда Ра сказал? Крылатому Солнцу, великому богу, владыке неба: «Отгони
их от берегов Хебену!».
И он метнул в них свое копье и опрокинул их. Он произвел великое избиение среди них и привел 142
врага к ладье Ра,? гиппопотама, который был посреди этих врагов. Он убил их своим ножом и отдал их
внутренности своим спутникам, и их мясо каждому богу и каждой богине, которые были в этой ладье Ра на
берегу Хебену.
Рa сказал Тоту: «О взгляни на Гора Бехдетского в его образе на этих врагах! Вот он поразил их! Он
открыл свои уста против гиппопотама, который посреди них, и убил его, стоя на его спине!».
Тот сказал Ра: «Поэтому Гор будет наречен «Крылатое Солнце, великий бог, убивающий
врага, господствующий в Хебену от сего дня». И жрецу этого бога будет из-за этого наречено имя от
сего дня: Находящийся на его спине».
И вот все эти дела произошли в округе Хебену на 342 хета к югу, северу, западу и востоку.
Тогда эти враги поплыли пред ним, обратив свои лица к Озеру, чтобы достигнуть моря, направляясь к
северу, ибо? в их сердцах. И они бежали и обратились вспять из воды, и направились к водам западного
Мерет. Они достигли вод нома Мерет и той банды Сета, которая (находилась) в этом городе.
И Гор Бехдетский плыл за ними, вооруженный всем своим оружием, чтобы сразиться с ними. Гор
Бехдетский плыл вниз по течению в этой ладье Ра вместе с великим богом, находившимся в своей ладье, и
богами, которые ему сопутствовали.
Он плыл за ними очень быстро. Он провел день и ночь, плывя вниз по течению в погоне за ними, но не
видя их, ибо он не знал места, в котором они находились.
И он достиг Пер-Реххеви. Тогда величество Ра сказало Гору Бех-детскому: «Вот эти враги, ? они
достигли западных вод нома Мерет, той банды Сета, которая в этом городе?».
Тогда Гор Бехдетский сказал своему отцу Ра: «Пусть эта твоя ладья будет послана против них, да
совершу я посреди них то, чего желает Ра!».
И все было сделано так, как он хотел.
Тогда он настиг их в западных водах в этом городе. Он увидел их на южном берегу нома Мерет на
расстоянии одного итеру.
И вышел Гор Бехдетский против них вместе со своими спутниками, вооруженными всяким боевым
оружием, и он произвел великое избиение среди них и увел 381 пленного, и убил их пред ладьей Ра. Он
отдал по одному из них каждому из своих спутников.
Тогда Сет издал ужасный рев, вопя о том, что сотворил Гор Бехдетский, избивая врага? Тогда Гор
Бехдетский бился с врагом в течение часа. Он метнул в него свое копье и поверг его на землю в этом
городе? И пришел Гор Бехдетский, таща врага, и его колодка была на его шее, и его веревка (на) обеих его
руках, и жезл Гора упал, чтобы закрыть его рот. Он привел его к (своему) отцу. Тогда Ра сказал: «О,
Гор, Крылатое Солнце! Как велик твой гнев, который ты проявил! Ты очистил этот город!?».
Тогда Ра сказал Тоту: «Пусть будет отдана банда Сета Исиде и ее сыну Гору, да совершат они с
ними все, чего пожелает их сердце, ибо она со своим сыном Гором стояла твердо, и их копье было против
него (Сета) в битве в этом городе!».
И названо священное озеро «Озеро битв» до сего дня.
Тогда Гор, сын Исиды, отрубил головы своего врага и его сообщников пред своим отцом Ра и всей
великой Девяткой. Он протащил его за ноги по своему округу и вонзил свое копье в его голову и спину.
И Ра и Тот сказали: «Вот сын Осириса выгнал Яростного из своих округов!». И божественная
Исида сказала своему отцу Ра: «Да будет Крылатое Солнце защитой моему сыну Гору, ибо он отрубил
головы врага и его сообщников».
Тогда Гор Бехдетский и Гор, сын Исиды, убили того трусливого врага и его сообщников и этих
противников, когда они настигли их (в) западных водах этого города. Гор Бехдетский имел вид человека
отменной храбрости, с ликом сокола, увенчанного белой короной, красной короной и двумя перьями, с
двумя уреями на его голове. Его спина ? (спина) сокола, и его острога и веревка в его руках.
Гор, сын Исиды, принял тот же образ, который взял себе Гор Бехдетский до него. Они вместе убили
врага на западе от Пер-Реххеви, на краю воды? Все эти дела произошли 7-го Тиби. И Тот сказал: «Да
будет поэтому от сего дня наречен этот город: Город битвы? и 7-е Тиби будет наречено отныне: Праздник
плавания».
Тогда Сет обратился в ревущего змея и вошел в землю в этом городе, и его больше не видели.
И Ра сказал: «Бэ превратился в ревущего змея. Поставьте Гора, сына Исиды, в образе жезла на его
верхнем конце, чтобы помешать ему выйти вовеки!».
И сказал Тот: «Имя змея этого города будет от сего дня наречено: Ревущий, и Гор, сын Исиды, ? это
сокологоловое копье на его верхнем конце, и (да пребудет он) в этом месте вместе со своей матерью
Исидой!».
И все эти дела совершились.
И ладья Ра причалила в городе Пер-Аха. Ее нос был из дерева финиковой пальмы, и ее корма ? из дерева
акации,» и они ? священные деревья до сего дня.
Гор Бехдетский, окончив путь, отправился к ладье Ра, и Ра сказал Тоту: «Вот, ты? грести. И ладья
Гора Бехдетского будет отныне наречена: Владыка гребли».
И поэтому все эти дела совершаются в этом месте до сего дня.
Тогда Ра сказал Гору Бехдетскому: «Вот, мы сразились с бандой (Сета), и она опустошена, равно
как и ее сила, и банда Сета уплывает. Отправимся же на север (за ними)?».
Тогда Крылатое Солнце сказал: «Все, что ты приказываешь, совершится, о Ра, владыка богов!
Пусть же эта твоя ладья будет послана против них к любому месту, куда бы они ни пошли, и я сделаю с
ними все, чего пожелает Ра!».
И все было сделано так, как он сказал.
Тогда Крылатое Солнце взошел на ладью Ра, которая была на реке? его? его копье и его веревка для
сражения?
Тогда он увидел одного из врагов в том же месте, и он немедленно метнул в него свое копье, и сразу же
привел его и убил его пред Ра.
(Так) он окончил ее (битву), и не было? Бэ, не было никакого? в то время в этом месте.
Тогда он провел 6 дней и 6 ночей на причале на водах его (этого города), не видя никого из них. И он
увидел их, поверженных в канале?
Он причалил свою ладью против них подобно тому, кто, как царь, стережет великого бога в Нерефе в
этом месте, отгоняя врага и его банду, когда он приходит ночью из округа Меру к западу от этого места. Гор
Бехдетский имел вид человека отменной храбрости, с ликом сокола, увенчанного белой короной, красной
короной, двойной короной, с двумя уреями на его голове, и его руки были сильны при несении своего копья,
при поражении гиппопотама из красной яшмы, который был с ним в пустыне.
И Ра сказал Тоту: «Вот Гор Бехдетский ? владыка сражения, поражающий своих иноземных
(врагов) ежедневно!».
И Тот сказал Ра: «Поэтому жрец этого бога будет наречен «Владыка сражения» от сего
дня!».
После этого Исида исполнила все колдовские заклинания, чтобы отогнать Бэ из Нерефа в этом месте, и
Тот сказал: «Поэтому певица этого бога будет наречена «Госпожа чар»!». И Тот сказал
Ра: «Как счастливо это место теперь, когда ты пребываешь в нем подобно тому, кто, как царь, стережет
великого бога, находящегося в Нерефе на расстоянии четырех итеру!..».
Гор Бехдетский взошел на ладью. (Он поплыл вниз по течению) к Нижнему Египту (вместе с его)
спутниками, (чтобы догнать) этих врагов.
Что же касается гарпунщиков, которые были в Средних округах, то благодаря им он произвел великое
избиение, и 106 врагов были уведены пленными. Что до гарпунщиков Запада, то 106 врагов были уведены
пленными. Что до гарпунщиков Востока, среди которых был и Гор Бехдетский, он убил их (врагов) пред Ра
в Средних городах.
Тогда Ра сказал Тоту: «Мое сердце (довольно) работой этих гарпунщиков Гора Бехдетского и его
спутников. Они (всегда) будут существовать в молельнях, и жертвы и возлияния (будут совершаться) их
изображениям вместе с их помесячными жрецами, и всем жречеством их храмов в награду за то, что они
поразили для меня врага».
Тот сказал: «Средние округа будут от сего дня наречены «Города этих
гарпунщиков».
И Ра сказал Гору Бехдетскому «Твои враги ? они пспклыли к Востоку, чтобы достигнуть Иуну- Меху, они поплыли к Востоу, к Тэль, их болоту».
Тогда сказал Гор Бехдетский: «Все, что ты приказываешь, свершится, о Ра, владыка богов, ибо ты ? господин приказаний!».
И они вступили на ладью Ра и поплыли к Востоку.
Тогда он увидел этих врагов, одни из них упали в море, а другие упали в горах. И Гор Бехдетский принял
образ льва с лицом человека, увенчанного тройной короной, и его рука была как кремень, и он поспешил за
ними, и он увел 142 врага. Он убил их своими когтями, он извлек их почки, их кровь лежала на высотах, и он
сделал из них еду для своих спутников, когда он был на горах.
Ра сказал Тоту: «Вот Гор Бехдетский как лев на своем престоле на спинах врагов, которые отдали
ему свои почки!?».
Тогда Ра сказал Гору Бехдетскому: «Да поплывем мы к морю, чтобы мы смогли прогнать врагов из
Египта, крокодилов и гиппопотамов!».
И Гор Бехдетский сказал: «Как ты пожелаешь, о Ра, владыка богов!».
И он поплыл за остатком врагов, которые были в море. Потом Тот произнес заклинания для защиты
ладьи и лодок гарпунщиков, чтобы усмирить море в его час, когда оно бушует.
И Ра сказал Тоту: «Разве не прошли мы через всю страну? Разве не прошли мы через все
море?».
Тот сказал: «Будут наречены от сего дня (эти) воды «Воды путей»!».
Тогда они снова поплыли вверх по течению ночью, не видя этих врагов. И они достигли Нубии и города
Шас-херет. И он увидел врагов и их? в земле Вават злоумышляющими против своего владыки.
Тогда Гор Бехдетский принял образ Крылатого Солнца на носу ладьи Ра, и он взял с собой Нехбет и
Буто, как двух уреев, наводящих ужас на тела мятежников. Их сердца ослабели из-за ужаса пред ним, и они
не могли стоять и немедленно умирали.
И тогда сказали боги, которые следовали за ладьей Ра-Хорахте: «Как велик тот, кто поместился
между двумя богинями-уреями! Он убил врагов своим ужасом!..».
Тогда Ра-Хорахте поплыл на своей ладье и причалил у Вечсет-Гор.
И Тот сказал: «Пестрокрылый вышел из горизонта и поразил врагов в этом образе, который он себе
сотворил. И он наречен до сего дня «Пестрокрылый, выходящий из горизонта».
Тогда Ра-Хорахте сказал Тоту: «Ты изобразишь это Крылатое Солнце в каждом месте, где я
останавливался, в местах богов Верхнего Египта и в местах богов Нижнего Египта? (Востока) и Запада, ибо
он ниспроверг совет нечестивый на их путях».
И Тот поставил этот образ повсюду, в каждом месте, в котором они находятся и в котором находятся все
боги и богини до сего дня.
Итак, Крылатое Солнце, которое имеется на ковчегах всех богов и всех богинь Верхнего и Нижнего
Египта и также на всех их молельнях, это ? Гор Бехдетский?
Что же касается этой Утренней звезды на востоке неба, которая озаряет Обе Земли своими очами, это ? Гор Бехдетский, великий бог, владыка неба, ежедневно ниспровергающий врага на востоке. Прославление
этого бога. Говорить:
«Привет тебе Утренняя звезда! Привет тебе, Гор! Привет тебе, Гор Бехдетский, великий бог,
владыка неба! Ты ниспровергаешь Апопа и врагов на востоке неба, на небе, на земле, на воде, на горах, и
они никогда не поднимут своих голов!..».
Что же касается (Единственной звезды на) западе Пвенет, которая восходит вечером на западе неба и
лучи которой объемлют Обе Земли, ? это Гор Бехдетский, он называется «Единственная звезда, и люди
видят благодаря ее красоте. Прославление этого бога. Говорить: «Привет тебе, Единственная звезда,
ты, звезда на западе Пвенет! (Привет тебе), Гор, блуждающий! Привет тебе, Гор Бехдетский, ты, живущий,
великий, выходящий из Нуна! Ты ниспровергаешь Апопа и врага на востоке неба, на небе, на земле, на воде,
на горах, и они никогда не поднимутся!».
Что же касается крылатого скарабея, который на ковчегах всех богов и богинь Верхнего и Нижнего
Египта, это ? Гор Бехдетский, великий бог, владыка неба, ниспровергающий Апопа и врагов, и противников,
и совет нечестивый на их пути?
Да сотворит (это) царь в день, когда случится тревога и мятеж! Да будет изображен писанием на его
груди крылатый скарабей, когда он увидит тревогу, подобно тому, как сделал Ра-Хорахте, (когда он увидел)
тревогу сына Ра имя-рек, причем лицо его (скарабея) да будет соколиное, губы ? коршуна, тело ? скарабея.
Удалитесь от него, о вы, враги, вы ? совет нечестивый, вы ? люди. боги, духи и мертвые, Апоп ? враг сына Ра,
Птолемея, живущего вечно, возлюбленного Птахом!
Он ? мститель бога, вышедший из Бехдета, и имя его ? Гор Бехдетский!?
Тогда да скажет сам царь:
«Я ? мститель бога, вышедший из Бехдета, и имя мое ? Гор Бехдетский!».
Пусть эти изречения будут произнесены, когда случится тревога, и пусть не боится царь, ибо его враги
будут убиты пред ним, и его сердце немедленно возрадуется над ними, и немедленно один (из них) будет
убивать другого, как (это) случилось с врагами Ра-Хорахте, когда Гор Бехдетский полетел на них великим
Крылатым Солнцем.
М. Э. Матье «Древнеегипетские мифы»
Издательство АН СССР, 1956г.
Текст мифа любезно предоставлен В. Ларченко,
сайт Культура и искусство Древнего Египта

Мифологический портал «Мифы и легенды»-Мифология Египта-Древнеегипетский бог Гор









Греция
Рим
Египет
Славяне
Украина
Япония
Индия
Христианство


Древнеегипетский бог
Гор

Гор – один из
наиболее древних богов в египетской мифологии,
который хранит предания о времени, когда охота была
самым главным для мужчин занятием. В более поздние
периоды он изображался человеком с орлиной головой
или солнечным диском с открытыми соколиными
крыльями.
Скорее всего, вначале это был бог племени
воинственных охотников, которые сумели установить
господство над соседними племенами. Их главный вождь
уподоблялся соколу, «владыке небес» и воздушного
океана. Предположительно, Гор стал местным богом
Иераконполе (регион Верхнего Египта), а когда вождь
покорил всех своих врагов, он стал первым фараоном
Древнего Египта. Гор-сокол стал олицетворением
царской власти.
Правда, цари
второй династии называли себя «Гор и Сет». Но скорее
всего, это означало, что Верхний и Нижний Египет
имели равные права (хотя Верхний значительно
превосходил Нижний в экономическом развитии).

Гор выступал сразу в
нескольких ипостасях: как царь богов,
владыка небес, солнечный бог и как земной
царь, фараон. Согласно Р.Антесу «Гор
является самой настоящей троицей, которая
состоит из небесного владыки, земного
фараона и сокола».
Правда уже в то время было очевидно различие между
небесным и земным царем. Согласно текстам, найденным
в Пирамидах, для преодоления данного противоречия
была придумана следующая мифологическая цепочка
(что-то вроде круговорота жизни). После своей смерти
на земле Гор, по данной версии, воскресал в образе
бога Осириса, чем и обеспечивал себе бессмертное
существование.
В
одном из мифов и легенд о сотворении земли
Гор был
сыном Осириса и Изида, которые рождены Нут и Гебом.
Однако злобный Сет убил собственного брата и
завладел ненадолго его троном. Гор вырос, окреп и
вызвал на бой Сета. И победил, после чего его
признали полноправным царем Египта.
Складывается такое впечатление, что данный миф
повествует о борьбе между египетскими фараонами
Нижнего Египта (который находился под
покровительством Сета) и Верхнего Египта (который
почитал Гора). Поначалу первенствовали вожди
Нижнего, которые впоследствии потерпели поражение.
Тем более, что согласно одной из версий, Сет был
даже не дядей, а родным братом Гора.
Your browser does not support inline frames or is currently configured not to display inline frames.
В
поздних мифах и легендах Гор изображается богом
света, который вступает в борьбу с силами зла и
мстит за смерть Осириса, своего отца и охраняет
божественную власть фараонов.
На
рельефе храма в городе Эдфу Гор изображался стоящим
на солнечной ладье Ра и гарпуном поражающий врагов
света, истинные олицетворения тьмы – бегемотов и
крокодилов. Иногда образы Ра и Гора сливаются
вместе.
Согласно некоторым мифам, Исида родила Гора от
покойного Осириса и воспитывала
сына на берегах Нила. После того, как Гор
вырос он явился на божественный совет, чтобы
доказать свое право властвовать над Египтом.
Сет
вступил в схватку с ним и поначалу даже одержал
небольшую победу – вырвал глаз, чудесное Око
(которое в других мифах фигурирует как Око Бога Ра).
Но Гор не уступил, и в последующей борьбе вырвал у
Сета то, что делало его мужчиной. Забрав Око
обратно, Гор дал проглотить его отцу и тот ожил,
чтобы передать трон сыну.
Когда
Гор воспитывался в дельте Нила, ему
покровительствовали практически все боги, а больше
всех – Тот, бог магии, письменности, счета и
мудрости, Предположительно в молодости Гор получил
прекрасное образование. Став царем единого Египта,
Гор (как земной фараон) получил невиданную доселе
власть. Однако управление Египтом без организации
путей связи, а также без необходимого госаппарата
было крайне затруднено.
В
связи с этим, согласно Р.Антею, высшие посты в то
время занимали члены царской семьи. Так было во
времена фараона Хеопса, при его потомках и,
несомненно, намного раньше до его царствования.
Однако с началом пятой династии все переменилось –
важные посты стали занимать люди нецарского
происхождения. Данная перемена указывает, что
положение царя немного изменилось. Одновременно с
этим миф о Горе как о главном боге был заменен на
другой, где ему отводилась уже второстепенная роль,
а главным богом признавался Амон Ра, а фараон – это
его сын.
По
мнению Антеса, подобная перемена была вызвана,
скорее всего, недовольством ряда царских
родственников, которые управляли страной. В стране
происходили значительные перемены в системе
управления, хозяйствования и центральной власти.
Архаичные представления о большом количестве богом
начали утрачивать свои позиции. Племенная
организация, вместе со всеми богами-покровителями –
осталась в прошлом. Египетская мифология наполнялась
– прежние легенды заменялись новыми, отражающими
новое мировоззрение. Успехи астрономии показали
значительное значение Солнца для земной жизни.
?
?
Блок Рекламы:


Назад

История египетского бога солнца и неба Гора


В Древнем мире люди поклонялись многочисленным языческим культам, роль которых выполняли различные боги и божества. У каждого из них существовала своя сфера ответственности и каждый из них выполнял определенные функции.
Однако функции эти настолько тесно переплетались между собой, что современным специалистам подчас нелегко разобраться в том, какие боги являются самостоятельными персонажами, а какие являются всего лишь воплощением другого бога. Нередко у разных божеств были схожие, тесно связанные между собой функции. В качестве примера можно привести двух богов древнеегипетского пантеона: бога солнца Ра и бога солнца и неба Гора.
Гор (Хор), наряду с такими богами, как Осирис и Исида (по древнеегипетской мифологии родители Гора), был одним из самых почитаемых богов в Египте. Немаловажно то, что фараон считался в Древнем Египте воплощением Гора на земле. Гор всегда изображался с царской короной, которая объединяла в себе короны Верхнего и Нижнего Египта. Вместе с тем, у него было порядка двадцати ипостасей, а в некоторых регионах страны они рассматривались как самостоятельные божества, обладающие своими обязанностями и функциями.
Изображение богов Гора и Ра во многом очень схожи: оно представляет собой изображение человекообразного создания с головой сокола. Выбор сокола не случаен, вероятнее всего, он связан с тем, что предки древних египтян ассоциировали себя именно с этой птицей. Как же можно отличить изображение богов друг от друга? Все дело в том, что у Ра над головой был солнечный диск, а у бога Гора — царская корона. Еще один вариант изображения Гора — солнечный диск с крыльями сокола. Таким образом, можно считать, что Гор — это символ неба, а обычные люди были связаны с ним через его представителя на земле — правящего в стране фараона. Ра же был просто солярным божеством.
Внимание СЃРѕ стороны ученых Рє Гору РЅРµ случайно, его еще называют первой РІ истории человечества «гамлетовской фигурой». «Гамлетовская фигура» — это некий мститель Р·Р° отца, Сѓ которого ближайшим родственником, как правило братом умершего отца, были отняты некие привилегии Рё права, чаще всего права РЅР° управление страной. Наиболее СЏСЂРєРёРј примером РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ архитипа человека является Гамлет РёР· одноименного произведения Шекспира. Древнеегипетский Р±РѕРі Гор же — РѕРґРЅРѕ РёР· первых проявлений «гамлетовской фигуры» РІ истории человечества.
Семейная история Гора отнюдь не проста. Отцом бога был Осирис, матерью — Исида. Бог Осирис, в свою очередь, был старшим сыном бога неба Геба и богини земли Нут. Также у Осириса был младший брат Сет, который желал обладать верховной властью. Для осуществления своего желания он заманил брата в ловушку и убил. После этого жена Осириса забеременела от мертвого мужа и родила бога Гора, которого длительное время скрывала от всего мира в дельте реки Нил. После того, как Гор вырос, он заявил о своих правах на власть над страной на суде богов. «Судебные разбирательства» тянулись десятилетия и перетекли в войну между Гором и Сетом. Победу одержал Гор, он воскресил своего отца, который стал повелителем царства мертвых, а сам обрел верховную власть над Египтом.
Ученые считают, что противостояние Гора и Сета это своеобразное отражение в древнеегипетской мифологии противостояния Верхнего или Северного и Нижнего или Южного Египта. Первоначально, Сет был пусть и довольно противоречивым, но почитаемым богом. В Северном Египте его имя использовалось многими фараонами в качестве коронационного. После объединения Египта началось повсеместное распространение культа Гора, который ранее был распространен в Южном Египте. На фоне этого, Сет приобретал все больше и больше отрицательных качеств, а затем постепенно превратился в бога смерти, гнева, война и ярости.

ГОР » История миров

Первоначально Гор был богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями; солнце и луна считались его глазами. Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествляется с царём. Для народа правитель был формой правления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне «дворцового фасада», на которой восседал сокол (по имени Гор). Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своём брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Озириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения «Гор, сын Исиды») он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Озириса. Дальнейшая форма Гора-это Хорпократ, т.е. «Гор-ребёнок» с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он, как сын Ра, проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.
Гор — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями.
По-видимому, первоначально это был племенной бог воинственных охотников, сумевших установить господство над соседними племенами. Их вождь уподоблялся стремительному остроглазому хищнику, «владыке небес», воздушного океана. Предполагается, что Гор стал местным божеством в Иераконполе (Верхний Египет), а когда местный вождь покорил своих врагов, стал первым египетским фараоном, Гор-сокол явился олицетворением царской власти.
Правда, цари II династии (около 2800 г. до н.э.) называли себя «Хор и Сет». Но это означало, по всей вероятности, признание равных прав и за Нижним Египтом, который в экономическом отношении опережал Верхний.
Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон. По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола».
Правда, уже тогда было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки Согласно Текстам пирамид, для преодоления этого противоречия была придумана такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор, по этой версии, превращался в воскресающего бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.
В одном из космогонических мифов Гор представлен сыном Осириса и Исиды, рожденных Нут и Гебом. Однако жестокий и злобный Сет убил своего брата Осириса и завладел его троном. Но когда Гор вырос и окреп, он вступил в схватку с Сетом и победил. Его провозгласили царем Египта.
Складывается впечатление, что миф рассказывает о борьбе за власть между царями Нижнего Египта (под покровительством бога Сета) и Верхнего Египта (почитавшего Гора). Поначалу первенство оставалось за вождями Нижнего Египта, которые затем потерпели поражение. Тем более что, по одной версии, Сет был не дядей, а братом Гора.
В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.
На рельефе храма Гора в городе Эдфу (Бехдет) Гор, стоящий на носу ладьи бога солнца Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворения сил зла — крокодилов и гиппопотамов. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино.
Согласно одному из мифов, Исида зачала Гора от погибшего Осириса (злодейство Сета) и воспитывала сына, скрываясь в дельте Нила. Возмужав, Гор явился на совет богов и доказал, что трон Египта должен принадлежать ему.
Сет вступил в схватку с Гором и поначалу одержал верх над ним, вырвав у него глаз — чудесное Око (оно будет в других мифах фигурировать как Око Ра). Но Гор не сдался, и в дальнейшей борьбе оторвал у Сета то, что делало его мужчиной. Отобрав Око, Гор дал его проглотить Осирису, тот ожил и передал египетский трон Гору.
Когда Гор скрывался в дельте Нила, ему покровительствовали боги, а едва ли не более других — Тот, бог мудрости, письменности, счета, а также магии. Можно предположить, что Гор получил в юности хорошее образование. Став царем объединенного Египта, Гор (в своем земном воплощении) приобрел небывалую власть. Однако управление страной без организации путей сообщения и связи, а также государственного аппарата было затруднено.
«В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи. Так было во времена Хеопса, около 2650 г. до н.э , при его преемниках и, несомненно, в предшествующий период. Однако с началом V династии, около 2550 г. до н.э., те же посты занимали уже люди нецарского’происхождения. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра), и что царь — просто сын Рэ».
По мнению Антеса, такая перемена была вызвана скорее всего недовольством кликой царских родственников, управлявших страной. Помимо этого в стране происходили значительные перемены в системе хозяйства, управления и укрепления центральной власти. Стали утрачивать смысл архаичные представления о многочисленных богах, относящихся к миру животных и людей, а племенная организация общества, а с ней и племенные боги-покровители, осталась в прошлом. Дополнялись мифы; на прежние предания накладывались новые, отражающие меняющееся мировоззрение. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле.

Древнеегипетский бог Гор (Хор) | Всё про Египет

Первоначально Гор у египтян — это был бог охоты. Позже он стал считаться сыном Исиды и богом света, который борется с силами тьмы. Его глаза обозначали как солнце и луну. Полет Гора символизировал изменение времен года или дня и ночи. Иногда его даже считали богом Неба, небесный образ люди усматривали в соколиных распростёртых крыльях.
Но с самого начала небесный сокол в древнем Египте отождествляется с царём.
Известная легенда о бое Гора с Сетом имеет разное трактование. Судя по одному преданию эти два бога братья, а в повествовании другого мифа говориться, что Гор — сын умершего Осириса. Возможно, эта путаница произошла из-за того, что Сет представляется обычно как бог Верхнего Египта, а Гор — Нижнего Египта. Кажется, будто бы этот миф рассказывает о битве за власть царей Верхнего и Нижнего Египта.
С усиление распространения культа Осириса Гор всё — таки позиционируется как сын Осириса и племянник Сета. Исиды, мать Гора, прячет сына в потаенном месте, чтобы позднее Гор смог мстить за своего отца Осириса.

Бог Гор — покровитель фараона в облике сокола — Египетские пирамиды навсегда!

Бог Гор — символ объединенного ЕгиптаГор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».
Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Гор на палетке Нармера
Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.
Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.
По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим — он плыл по небу на небесной лодке.
В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор — покровитель фараонов

Гор — защитник и охранитель фараоновГор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.
На знаменитой статуе фараона Хефрена — cтроителя второй по величине пирамиды Египта — сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.
Гор в римском военном панцире. Известняк. Римский период. Британский музейСвязь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта — то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.
В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов, пантеон которых насчитывал многие сотни богов.
У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Статуя бога Гора в храме ЭдфуТакая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.
Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом. Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.
Гор — ребенок на стеле из Метрополитен-музеяОт Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.
Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых», имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.
Известны и другие боги — Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

«Глаз Гора» — «уджат»

Амулет «Глаз Гора»Важный эпизод мифа — тот, когда Гор теряет глаз — чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.
Стилизовнный «глаз Гора» в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. «Глаз Гора» — «уджат» — был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

Гор в облике льва с головой сокола. Рельеф на колонне. Храм Гора в Эдфу, ЕгипетНа изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны — символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.
Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.
Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях — позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.
Амулеты в виде сыновей Гора. Британский музейУ Гора было четыре сына — Амсет, Дуамутеф, Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.
Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп — сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.

Как объяснить сходство историй жизни и смерти египетского бога Гора с жизнью и смерью Иисуса? — Вопрос-ответ — Дом на Скале

Здравствуйте,
По поводу вечности я только что ответил на подобный вопрос и предлагаю почитать Вам ответ на нашем сайте в разделе «Богословие».
А вот по поводу сходства древних мифов, скажу следующее: Древняя мифология настолько богата (индийская, греческая, египетская и др.) и там так много разных историй (по причине обилия божеств в этих религиях), что не удивительно, что отдельные сюжеты могут издали напоминать ключевые события жизни Христа.
Если бы, по какой-то причине, судьба Христа была другой (что самом по себе конечно же глупо, но все же — допустив гипотетически), уверен, что и тогда нашлись бы примеры в обилии древних мифов. Ведь богов то в те времена было море.
Не удивительно, что и действия ап.Павла и Варнавы напомнили людям того времени о Зевсе и Ермии (Гермесе), так что они прияли их за богов (Деян.14:12)
Кстати, при отдаленных сравнениях и общностях, все же мифы о Горе (Хоре) и Кришне весьма ДАЛЕКО стоят от истории о Христе.
Не думаю, что Гор (Хор), египетский бог охоты, изображавшийся в виде человека с головою сокола сильно напоминает нам о Христе. И хотя, по мнению Р.Антеса «Хор представлялся настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя и сокола», все же и с христианской Троицей здесь нет ничего общего. Гора действительно почитали как владыку небес и царя богов, но в большинстве древних языческих религий, среди пантеона богов можно было найти минимум одного подобного. Впоследствии, концепция Гора как верховного божества была оттеснена верованием, что верховным богом является бог солца Ра. История же с воскресением из мертвых была в жизнеописании другого бога — Осириса, который был отцом Гора. Если говорить о Кришне, и допустить, что в его жизнеописании присутствует элемент боговоплощения (но не такой как в христианстве), все же его жизнь и конец жизни абсолютно отличаются от жизни Христа. У Кришны было 16 108 жён. Из которых вначале у него было восемь главных жен, но когда он убил царя Наракасуру и освободил из плена 16100 девушек, то он облагодетельствовал и их: бывшие ранее пленными, девушки не могли выйти замуж, но добрый и любвеобильный Кришна взял их себе в жены… 🙂
Скажите, ну насколько близко или далеко эти истории стоят с историей жизни Христа? Абсолютно на разных полюсах! Это разные религии, разные учения и ничего общего они с христианством не имеют!
Вот такое мое мнение об этом! Так что оставайтесь в вере!
Всех Вам благословений,
ДП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *