Легенда о борисовом камне

Борисовы камни. Предположения создания и их история

Точное количество Борисовых камней неизвестно, однако к 20 веку их было девять. К числу этих камней относится Рогволодов камень. Рогволод являлся сыном князя. Он также как и отец приказал нанести на камень надпись. Этот камень имеет в своей истории множество легенд. По одной из них, он (камень) имел голову и 4 ноги. Один мельник отсек его голову и сделал из нее жернова. И почти сразу перемоловшись в песок, он также перемолол мельника, всю его семью и его имущество. А по одному из преданий, во время отдыха после похода Рогволод увидел своего отца и дядю Глеба, и в связи с этим событием дружина князя сделала надпись на камне. Также ходит легенда, что под камнем располагалась могила Василия-Рагволода.
В 1773 году Борисовы камни были обнаружены академиком И.Лепехиным во время экспедиции по Западной Двине.
Стараниями графа Румянцева камни стали известными. Именно он заинтересовался камнем и взялся за исследование его истории. После чего в газете появилась статья про камни, после чего им серьезно заинтересовались и другие люди.
Один камень, находившийся около Дисны, в 1818 году хотели взорвать. Однако Большой Писаник, как в народе называли камень, только лишь раскололся. В этом же году граф Румянцев получает письмо от генерала Е. Канкрина, в которым сообщал, что были обнаружены расхождения в описании камня с информацией заявленной ранее. Генерал опровергал версию о столбах (на них стоял камень), а также то, что он являлся надгробием. Это доказывала надпись на камне, которая одновременно служила доказательством и того, что этот камень напрямую касался Рогволода — сына князя. Данный факт, генерал легко проверил при помощи книги по истории Н.М.Карамзина.
Также генерал сообщал о существовании иных камней. И так как по его словам, такое открытие может стать историческим он пообещал и впредь заниматься их поисками.
Позднее он прислал еще одно письмо, в котором говорилось о том, что он нашел еще четыре камня, один которых ранее (в 1818 году) пытались уничтожить.
Благодаря этому в 19 веке про Борисовы камни было создано множество публикаций. Они не единожды были центром внимания у народа и властей, вызывали большой интерес. В 1887 году был обнаружен еще один камень. На сегодняшний день он находится в одном музее недалеко от Москвы.
Через два года было принято решение поднять один из камней Борисовых на поверхность из воды и установить его в Полоцке, однако вытащить его смогли лишь через сто лет. Камень установить в городе Полоцке около Софийского собора.
В 2002 году во время понижении уровня реки Друйки был найден Спасский камень. Его долгое время пытались вытащить на сушу, камень долго не хотел поддаваться и в конце концов сдался. На сегодняшний день камень украшает город Друй.
Единственным из Борисовых камней, который остался стоять на своем месте является «Воротишин хрест». Располагается он в Вилейском районе в деревне Камено. Существуют предположения, что при дворе князя находился некий Воротиш, который каким-то образом имел отношение к надписи на камне. Существует также придание о том, что камень появился в результате того, что какой-то пахарь начал свою работу в праздник Пасхи, за что превратился в камень.
К концу 19 века был найден камень Борисов — «Степан». Существует легенда о том, что камень имел чудное свойство: если в комнате поставить вечером ткацкое полотно и сказать определенные слова, то утром одежда будет готова. И однажды какая-то женщина в шутку попросила сшить камень «ни то, ни се», в результате чего утром она нашла , на котором рукава находились в самых разных местах. После этого свойства камня были утеряны.
Что касается Рогволодова камня, то, к сожалению, он не дошел до нашего времени. В 30-е года (время культа исторических предметов и ценностей) он был взорван. Этот камень являлся очень важным для белорусской истории, потому что на него была нанесена точная дата сотворения надписи.
В 1998 году в Орше открылся памятник камню Рогволода. Художниками была сделана небольшая копия известного камня.
Приезжая на отдых в Полоцк, обязательно приезжайте к камню и потрогайте его. Говорят, что он исполняет желания!

ЛЕГЕНДЫ О КАМНЯХ ВЕЛИКИХ…ЧАСТЬ 1 — ЭЗОТЕРИКА ЖИЗНИ (ДЕТЯМ 18+)

КРАСНАЯ ШАПОЧКА ЗАГОРАЕТ В ЛЕСУ…
ЗДАРОВА;)
НАЙДЕНО В ИНТЕРНЕТЕ…
Каменные легедыС давних времен камни играли в жизни белорусов большую роль. Здесь всегда существовал и был широко распространен культ камней, что не могло не отразиться на многих сторонах жизни народа, особенно на религиозных, поэтических, философских, на традиционном укладе его жизни, на исторических событиях, известных людях, о чем и хотелось бы немного рассказать.
Особую известность у нас получили так называемые Борисовы камни, которые издавна привлекали к себе внимание. Встречались эти громадины, оставшиеся со времен ледника, в основном на севере Беларуси. В русле Западной Двины, в разных местах, начиная от Полоцка, виднелось немало величественных гранитных валунов с высеченными на них разной формы крестами и надписями, в некоторых это имя и упоминалось: «Господи помози рабу своему Борису». В народе их называли Борис-Хлебник, Писаник, Борис-Глеб.
Один из этих памятников с надписью «Сулиборь хръсть» вытащен из реки, в 1888 году увезен в Москву и находится в музее-заповеднике «Коломенское». Еще один в 1981-м перевезен в Полоцк и установлен на Верхнем замке, рядом с Софийским собором. Этот семидесятитонный камень имеет 8 метров в окружности, длина креста — полтора метра. По обе стороны шестиконечного креста на нем высечено: «ХС. Ника. ГИ (Господи) помози рабу своему Борiсу».Борисов каменьБорисов Камень, стоит в Полоцке возле Софийского собора.
Фото Киркорова Д., 2006 г.Один из подобных гигантских камней в русле Вилии, который имел название Прывитальня, мешал когда-то судоходству, и те, кто плыл возле него, бросали хлеб-соль, приговаривая: «Приветствую тебя хлебом-солью! Прими, а меня пропусти!»
Известны такие исполины и на суше: один стоял у деревни Высокий Городец Толочинского района. Он представлял собой почти квадратную плиту с восьмиконечным крестом и надписью по краям и назывался «Кравец» или «Степан». По легендам, Степан обладал чудесной силой. Достаточно было вечером принести к нему скроенную ткань и попросить: «Степан, пошей мне жупан!» — как наутро на поверхности камня лежала одежда. Так долгое время камень обшивал местных крестьян, получив отсюда свое имя — Кравец. Таких камней известно несколько. Они «сами» шили сапоги, одежду, будучи в прошлом сапожниками или портными, проклятыми за то, что работали в праздник.
Сохранился камень на Вилейщине, в деревне Камена. Это глыба одиннадцатиметровой окружности с крестом и надписями, среди которых слова «Воротишин хресть». Возможно, Воротиша и Сулибор — имена мастеров.
Так называемый Рогволодов камень стоял возле деревни Дятлово Оршанского района. Надпись на поверхности плиты гласила: «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову». В 1171 году Рогволод был князем в Полоцке. Местные жители называли камень гробницей и почитали как святыню. В легенде говорилось о том, что когда-то он стоял на ногах и имел голову в виде животного. Местный мельник, отрубив голову, переделал его на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол все состояние и семью мельника. (Чем не сюжет для триллера?) Позднее над ним была воздвигнута часовня, а советские времена этот памятник не пережил — взорван в 1930-е, как и «Кравец».Музей валунов. Каменные жернова. Фото Ольги Терещенко, 2007 гОгромные гранитные валуны, широко известные монументальные памятники нашей истории и письменности, издавна вызывали массу суждений и споров. Камни-исполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.Один из Борисовых камней, лежавший в Двине вблизи Дисны. С гравюры XIX века.Были разные мнения о происхождении рисунков и надписей, но до сих пор ни одно не может быть признано полностью убедительным. Выдвигались версии о том, что валуны были обозначением границ Полоцкого княжества, однако все они находятся в глубине его территории. Есть теории и о том, что так обозначались символы борьбы новой веры с язычеством. До принятия христианства эти камни были языческими святынями. Высекая крест, полоцкий князь как будто боролся со старой верой и одновременно увековечивал свое имя. Есть гипотеза, что название одного из них — Борис-Хлебник означает, что с именем Бориса в этом случае связывался древний сельскохозяйственный праздник первых всходов яровых, к которому еще в ХII веке приурочили в мае день святых Бориса и Глеба. Возможно, название было дано за похожесть его формы с караваем хлеба. Некоторые ученые считают, что надписи и кресты на части из них высечены во время страшного голода в мае 1128 года. Тогда снег лежал до мая, мороз побил озимые, люди ели мох и солому. Борис — это полоцкий князь, сын легендарного Всеслава Чародея. Возможно, появление просьбы о помощи связано с военными походами Бориса на балтийские племена ятвягов и земгалов в ХII веке. Тем более характерно размещение их по Двине на запад от Полоцка, куда и шли походы, вот и отдавался приказ высекать эти надписи, прося помощи у Господа. У села Краславки в свое время стоял камень с надписью «Да не убоится душа моя врага моего с твердою рукою десницы отрасль Святополка Александръ». На валуне — шлем воина с изображением солнца, что еще более утверждает в мысли о «военном» происхождении символов. Камниисполины с выбитыми на них крестами стояли по Западной Двине и в Латвии почти до Балтики, красноречиво свидетельствуя о принадлежности Полоцку Нижнего Подвинья.
Стоит только пожалеть, что почти все полоцкие камни — эти бесценные памятники нашей древности, национальные святыни — погибли. Некоторые из них были взорваны в ХIХ веке, другие — в советские времена.Музей валунов. Фото Ольги Терещенко, 2007 г.Однако несмотря на все разрушения, и сегодня в Беларуси сохранилось немалое количество священных в прошлом валунов.
В Столинском районе недавно (сообщение за 2007 год) было обнаружено 37 камней с нанесенными на них загадочными символами и текстовыми надписями. Эти валуны теперь находятся на территории парка Радзивиллов в деревне Маньковичи. Найдены они были в Столине при прокладке водопровода и доставлены в деревню для дальнейшего научного изучения. По мнению специалистов, надписям не менее 900 лет, и часть их аналогична рунам алфавита Футарк, скандинавским, тюркским, венгерским, алтайским, болгарским и другим. Известно, что руническая знаковая система практически полностью исчезла при крушении древних цивилизаций. Предполагают, что часть валунов применялась при отправлении языческих обрядов, а затем, когда внедрялось христианство, была использована в фундаментах несохранившихся древних церквей.
Обращает на себя внимание, какое уважение к камню питал в древности человек. Часто над поклонными камнями возводились часовни, храмы и монастыри. Значение его в легенде, песне живо и до сих пор. Языческие представления здесь тесно переплетены с христианскими темами. Так, нередко бывало, что найденных в земле древних каменных идолов ставили в часовнях или при дорогах вместо католических или униатских святых — явление, абсолютно невозможное во многих христианских странах.
Сказания о превращениях живых существ в камни в своих главных деталях повторяются в разных местностях. Рассказывающие убеждены, что они видят на камнях человеческие лица, животных, слышат даже жалобные стоны, выходящие из-под камней. Поверья говорили, что если сильно ударить такой валун, то из него потечет кровь. Поддержанию подобных представлений способствовало то, что у нас в болотах, на берегах рек и озер действительно много камней, имеющих необычные формы в виде головы либо живых существ. В Беларуси нет почти ни одного большого камня, который бы не имел своего собственного имени: Великий Камень, Святой Камень, Кравец, Степан, Змеиный Камень, Чертова ступня… Практически с каждым связано какое-либо предание. Некоторые отождествляются с людьми, окаменевшими за работу в Вялікдзень (Пасху), или со свадьбами, которые якобы не уступили друг другу дорогу, или встретились с лютым змеем, который не дождался приветствия, проклял их и навсегда превратил в камни. По легендам, под одними камнями закопаны клады, возле других в полночь происходит сборище разной нечисти, которая правит там свои жуткие шабаши. Некоторые из них «работали» в качестве магнита, сбивая с дороги путников. Камни, по древним представлениям белорусов, не что иное, как прогневавшие Бога, заколдованные за грехи земля, люди, животные, пни, хлеб, то есть все то, что когдато имело живую форму, росло, двигалось, чувствовало.
ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЧАСТИ 2
ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ EZOLIFE.INFO
Мировые новости от сайта война и мир 13.10.16 21:03:07
Мировые новости от сайта война и мир 07.09.16 21:03:06
Мировые новости от сайта война и мир 08.03.16 21:03:09
НЕРЕАЛЬНЫЙ СКАЗ О ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ И ВЫХОДЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ УОДНОЙ ДАМЫ А ЕЩЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ…

Источник: http://ezolife.info/?p=804

Борисов камень в посёлке Друя. Время собирать…. Борисов камень в посёлке Друя / Borisov stone in Druy/Барысаў камень у Друя

Карта
Заметки
Фотографии
11
Отзывы, советы
Отели
Кафе, рестораны
Достопримечательности
1 / 1
архитектура, памятники, парки
1 / 1
музеи, выставки
театры, кино, музыка
развлечения
природа
1 / 1
ночные клубы
спорт
другое
общие советы
Шоппинг
Транспорт
Полезное
Дневники
Сообщество
Ссылки от бывалых
?? НЕ Букинг (румгуру — экономим??)
?? Умные экскурсии
?? Вип-гид из местных
?? Туры в пакете
?? Автобусы с вайфаем ??
???? Бессметрное авиасало!
Форум
Материалы


помощь

Друя — хранительница исторического наследия — Борисовых камней

Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.
У. Шекспир

Не претендуя на звание мудреца, я тем не менее удивлена, что простые камни, только очень  больших размеров имеют уникальную историческую ценность.
Еще больше я удивилась, когда один из таких камней я увидела на центральной площади белорусского села Друя.

До 2002 года этот огромный камень, входящий в единый комплекс,  именуемый как Борисовы камни, покоился на дне Западной Двины. Камень выдворили из воды и вот уже 10 лет, как он выставлен на всеобщее обозрение.

Что представляют из себя Борисовы камни

Полистав соответствующую литературу, я выяснила, что Борисовы камни имели большое значение в развитии Древней Руси. По одной версии, правда, они служили метками на маршрутах торговых путей. По другой же версии – они служили культовым обрядом христиан, чему я нашла подтверждение в книге Рыбакова Б.А. «Язычество Древней Руси».
Названы камни так в честь русского князя Бориса – сына великого князя киевского Владимира Святославича.
Чтобы было немного понятнее, скажу, что у него был еще брат Глеб. Братьев так и называют — Святые Борис и Глеб.

Оба они, родившиеся незадолго до Крещения Руси,  были воспитаны в христианском благочестии. Но в результате междоусобной борьбы 1015 года, братья были убиты своим же старшим братом Святополком Окаянным. После этого они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев и наречены заступниками Русской земли и небесными помощниками ее князей.
А в народных поверьях они надолго закрепились, как распорядители судеб урожаев. Издревле 2 мая отмечался праздник Бориса и Глеба, прозванный еще «Борис-Хлебник» (праздник первых ростков) – христианские моления об урожае.
Но вот, во времена правления полоцкого князя Рогволода Борисовича, что приходится на период с 1127 – по 1129 года, на территорию Друцкого княжества (в то время и до 14 века — удел Полоцкого княжества) обрушивается страшный голод. Настолько страшный, что люди были вынуждены есть труху, мох и солому. Не имея возможности справиться с ситуацией он прибегает к культовым обрядам – приказывает на всех более-менее крупных камнях высечь кресты и однотипные надписи с именем  Бориса.
На первой фотографии, если внимательно приглядеться, можно различить выдолбленный крест. А вот надписи я что-то не нашла.
А выглядеть надпись должна была бы следующим образом:
«Вспоможи Господи раба своего, Бориса сына Гинвилового…»*
* Александров Д.Н., Володихин Д.М., Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках.
Я думаю, письменный перевод текста не нужен — и так все понятно.
Не знаю, насколько это спасло ситуацию, но какая-то часть населения все-таки выжила (раз Друцкое княжество просуществовало аж до 16 века), а нам осталось после него такое историческое наследие, которое принесет, надеюсь, жителям Друи  несомненную пользу, как в виде половников, так и отсутствия неурожая.

Какие-то работы еще вокруг него ведутся, например, в виде облагораживания площади, на которой он расположен. А распространение Интернета даже в самые отдаленные деревни и села, должно поспособствовать популяризации, как камней, так и самого села.
Во времена советской власти, когда велось гонение на религию, большинство Борисовых камней было уничтожено. На сегодняшний день сохранились их 4 экземпляра. Один, как уже сказала, в Друе; второй — перевезен в сам Полоцк и водружен рядом с Софийским собором; третий — в деревне Камено Минской области и четвертый — в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве.

Друйский камень

Что касается друйского камня, то его открывателем считается Алексей Сапунов, который в середине 90-х годов 19 века оказался в Друе. Зарисовка валуна с крестом и надписью была помещена им в книге «Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии»:
В Друе на самом берегу Двины, саженях в 50 ниже впадения в неё реки Друйки насупротив Спасской церкви находится Борисов камень. Занимательно, что о кресте с надписью на этом камне до сих пор решительно никто не знает даже в самой Друе, правда и мне удалось разобрать только часть надписи, попытки сфотографировать надписи удались не вполне, так как камень сильно выветрился. Камень, красноватый валун в окружности более 11 аршин, нижняя часть его отколота, весной и осенью камень совершенно покрывается водой. Шестиконечный крест расширяется к концам, длиной 1 аршин 12 вершков, надпись далее я не мог ничего разобрать, хотя следы букв несомненны. Форма креста, характер букв надписи на друйском камне совершенно такие же, как на других так называемых Борисовых камнях…
Сапунов А., Друцкий-Любецкий В. Материалы по истории и географии Дисненского и Виленского уездов Виленской губернии. Витебск, 1896. С. 122.
После А. Сапунова Друйский камень исследователей не особо заинтересовал. В начале ХХ в. о нем упомянул только историк Довгялло Д. И. в работе «Друя — заштатный город Виленской губернии» (1907г.)
В 20 веке судьбой Друйского камня также никто специально не интересовался и не занимался. К тому же он попросту исчез с глаз людских. Где-то в середине 30-х годов валун был стянут сильным ледоходом после взрывных работ в русло Друйки и расколот на несколько кусков. Глыба стал пленником речных волн и песчаных наносов. Больше люди его не видели.
Поиски камня возобновились в 1982-1984 гг. под руководством археолога Людмилы Дучиц. Большую помощь оказали местные жители Франц Мазуров и Александр Чапински. В поисках участвовали аквалангисты из Минска. Под водой нашли огромный валун, почти полностью занесенный песком. Но исследовав каждый сантиметр, никаких букв на нем не нашли. Загадка Друйского камня не была разгадана.
Определенные шаги по его изысканию камня делались в 1986 г. Готовилась даже тяжелая техника, ведь по оценке специалистов он мог весить от 20 — до 40 тонн. Но дело довести до конца не удалось.
Легенды о необычном памятнике древности не давали покоя многим жителям Друи. Многие школьники путешествуя по берегу Двины мечтали отыскать загадочный камень. Самые отчаянные ногами ощупывали дно реки в месте слияния Друйки и Двины. Даже изготовили специальный щуп из проволоки, которым протыкали речной песок.
Но… камень прятался от людей.
Лето 2002 года выдалось необычайно жарким. Уровень воды в Западной Двине упал настолько, что если бы не государственная граница, ее можно было бы перейти вброд. Захваченный в речной плен валун выглянул на поверхность.
Первой этот кусочек посчастливилось увидеть Людмиле Шумчик — председателю Друйского поссовета, человеку необычному и очень влюбленному в историю своего поселка. Она обратилась за консультацией в Браславский краеведческий музей  — к Константину Шидловскому и Александру Панцялейки, которые обследовав валун, с вероятностью в 90%, подтвердили что это и есть тот самый Борисов камень.
Было решено его окопать, чтобы увидеть крест и буквы. К этой операции подключились многие жители Друи.  Но даже совместными усилиями ничего похожего на буквы они не нашли.
Камень молчал. Только чувствовалась какая-то тайная энергетика, исходящие из его глубины.
Но людям всегда хочется верить в чудо.
Для того, чтобы открыть тайну, надо было вытащить камень из реки. А дело это не простое даже для современной мощной техники. Никто не предполагал, что дело затянется на несколько месяцев. С каждой неудачной попыткой появлялось все больше скептиков. Но будущее, как утверждают их оппоненты, не за ними.
Успех приходит к тому, кто думает не только о земном, но и о вечном.
Берега Двины с августа и до конца октября 2002 г. содрогались от рывков мощных тракторов. Бесчисленное количество попыток постепенно стало давать свои плоды.
28 августа вытащили большой фрагмент камня, но надписей на нем не нашли.
6, 10, 12 сентября, 10 октября попытки вытащить камень не приносили результатов. Только 22 октября 2002 года с помощью лебедки мелиоративного экскаватора самый большой фрагмент камня удалось сдвинуть с места.
А 23 октября, подтянув его ближе к берегу, все неожиданно увидели и крест и надпись. Сомнений не осталось-это Борисов камень!
Как засветились лица всех присутствующих! Стужа уже не замечалось. На следующий день из воды вытащили последний, самый маленький кусок.
Водолазы, обследуя место, где находился камень, выкопали из песка немецкую каску времен Великой Отечественной войны, каким-то странным образом попавшую под многотонную махину.
Реликвию установили недалеко от его исторического места дислокации, разместив его  крестом к небу, чтобы каждый мог прикоснуться к тем знакам, что оставили на нем далекие незнакомые предки около 900 лет назад.
P.S. Дополненную и подкорректированную статью о Борисовых камнях можно посмотреть здесь.
На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

Борисовы камни | Россия 4D

Камни Бориса. Одна из самых известных исторических достопримечательностей Белоруссии, доставшаяся ей в наследство от Полоцкого княжества. Согласно наиболее распространённой версии, высеченные на камнях кресты и надписи увековечивают имя князя Бориса Всеславича, владевшего Полоцком в начале XII века. Хотя и не только его – известны камни Воротиши, Сулибора и Рогволода. Создание некоторых из них историки относят также к XIII и XIV веку. По-видимому, Борис, крестив несколько крупных валунов во славу свою и Божию, создал определённую традицию такого рода дел; её же впоследствии подхватили и другие большие и малые владетели этих земель.
Прикоснувшись к этим памятникам глубокой старины, можно на миг ощутить жизнь, кипевшую вокруг их крестов без малого девять веков, людей приходивших к ним поклониться и поведать им свои беды и радости, события истории волнами прокатывающиеся по этим землям. Поверьте – это стоит затраченных усилий. Важно только сделать это правильно, чтобы прикосновение было настоящим, а не фальшивым…
Можно, конечно, сесть в машину, быстро объехать сохранившиеся камни, сделать несколько фотографий «на память», которые потом показывать знакомым, гордо заявляя: «Я там был!» Но, на мой взгляд, сидя в комфортном автомобильном кресле, не получится по-настоящему прикоснуться к истории этой земли, представить и почувствовать тех людей, которые когда-то здесь жили и этим камням поклонялись. Для этого нужно пользоваться не шоссейными дорогами, а, как и наши предки, речными, и байдарка для такого путешествия подойдёт лучше всего. Для тех, у кого плечи привычны к лямкам рюкзака, а руки – к байдарочному веслу и написан этот небольшой путеводитель по среднему течению Западной Двины. Если же для вас трудности и лишения речного похода пока являются запредельным «экстримом», я предлагаю вместе со мной совершить виртуальное путешествие. Садитесь в воображаемую байдарку и мысленно берите в руки весло. По дороге вас ждёт рассказ о самих камнях, событиям, приведшим к их появлению, их истории, их взаимоотношениях с людьми.
В путь!
Витебск.

Наверное, самой лучшей отправной точкой для этого похода станет Витебск. Этот старинный город Полоцкого княжества сохранил ряд архитектурных памятников, которые, безусловно, стоят того, что бы их осмотреть. Несколько церквей XIX века дадут хорошее представление о ретроспективно-русском архитектурном стиле. Небольшой, но очень изящный католический собор Святой Варвары конца XVII века расскажет Вам о неороманской архитектурной традиции. Покровский собор изначально был построен католическим орденом тринитариев в стиле классицизма, но впоследствии был передан православной церкви и после перестройки несколько подрастерял строгость классических форм. Главной жемчужиной Витебска является, конечно же, Успенский собор – яркий образец виленского барокко, построенный одним из представителей известной итальянской архитектурной семьи Фонтана.

Любуясь собором, присматривайтесь к крупным камням, лежащим по соседству. По свидетельству Александра Максимовича Сементовского, в конце XIX века напротив Успенского собора в 20 метрах от берега Западной Двины находился обломок камня, размером примерно полтора метра, с высеченным на нём шестиконечным крестом. Известно, что камень называли «Иосафатовым», но каких-либо сведений о времени и причинах появления на нём креста не сохранилось. Судя по названию, камень может быть как-то связан с драматическими событиями появления в этих местах униатской церкви и трагической гибелью здесь униатского священника Иосафата (Кунцевича). В XX веке следы камня затерялись. Но, насколько мне известно, крупные камни редко уходят далеко от своего исходного месторасположения, и возможно, Иосафатов камень по-прежнему лежит где-то рядом и ждет своего повторного открытия. На всякий случай привожу его изображение, что бы Вы знали, что искать.

Дальше нас ждёт Полоцк. Спускаясь вниз по течению Двины, на выходе из Витебска можно полюбоваться архитектурным ансамблем Троицкого Маркова монастыря, основанного в XIV веке. Идя на байдарке далее, обращайте внимание на крупные валуны находящиеся ближе к середине реки. По сведениям Алексея Парфёновича Сапунова, в XIX веке в пяти верстах от Витебска и в двух верстах от Маркова монастыря находился довольно большой камень с глубоко вырезанным на нём шестиконечным крестом. Других сведений об этом камне нет, но Алексей Парфёнович был серьёзным учёным и если он писал, что камень был, значит, он точно существовал (как и в случае с Борисовым камнем в Друе, о котором см. ниже).
О камнях.
Пока двинские волны неспешно несут нас от Витебска к Полоцку, у меня есть время подробнее рассказать вам о камнях.
Обычно это довольно крупные валуны (точнее глыбы), на которых выбит крест, стоящий на подножии, символизирующем Голгофу. Вверху по сторонам креста на них как правило высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». Ниже, по обе стороны креста – традиционная для этих камней надпись: «Господи помоги рабу своему Борису». По этой причине, камни принято называть «Борисовыми», хотя это название не совсем верно. Не все камни несут на себе это имя и, по-видимому, надписи на некоторых из них были созданы разными людьми и в разное время. Наверное, поэтому в научной литературе закрепилось и второе название – «Двинские камни». Надо сказать, что и этот вариант грешит против истины. Хотя, в основном, камни находятся в бассейне Западной Двины, но по крайней мере один камень находится на берегу Вилии (а это – приток Немана), а другой – недалеко от берега Днепра.
Датировка надписей на камнях является далеко не бесспорной, так как на большинстве из них (кроме Рогволодового) дата отсутствует. Обычно камни привязывают к началу XII века и к правившему в это время в Полоцке Борису Всеславичу из следующих соображений:
Надпись на Оршанском камне имеет дату 1171 год и несёт имя «Рогволода сына Борисова», что позволяет довольно уверенно соотнести её с друцким князем Рогволодом Борисовичем, сыном Бориса Всеславича.
Палеографические особенности надписей, то есть особенности начертания букв, которые, как известно, со временем меняются, также примерно соответствуют этому периоду.
Форма креста. Как оказалось, внешний вид христианского креста также переживал собственную эволюцию. Зачастую, на камнях изображен так называемый византийский крест (с расширяющимися концами) популярный на Руси в период сразу после её крещения.
Полоцк.

Полоцк – древняя столица этих земель, и посмотреть в нём, безусловно, есть на что. В городе сохранились постройки нескольких православных и католических монастырей (в том числе, древнейшего Спасо-Ефросиньевского, основанного в 1128 году) церкви и костелы различных веков постройки, комплекс зданий иезуитского коллегиума. Но, конечно, главная достопримечательность Полоцка – это знаменитый Софийский собор, построенный Всеславом Чародеем, отцом Бориса Всеславича, заказчика Борисовых камней. К сожалению, в начале XVIII века собор был полностью разрушен и восстановлен уже в архитектурном стиле виленского барокко.
Напротив собора установлена одна из достопримечательностей города – полоцкий Борисов камень. Первоначально он находился в Двине, километрах в пяти ниже по течению, напротив деревни Подкостельцы, поглощенной современным Новополоцком. Первая попытка вытащить камень состоялась на волне роста интереса к собственной истории в далёком 1889 году и закончилась неудачей. Почти сто лет спустя, в 1981 году, с помощью современной техники камень всё-таки подняли из реки и установили напротив Софийского собора. На камне изображены четырёхконечный крест и традиционная для Борисовых камней надпись. Наверное, древний резчик не очень задумывался о свойстве материала, на котором он делал надпись, а тот оказался полевым шпатом, склонным к сильному выветриванию. В итоге сейчас, по прошествии веков, надпись разобрать можно, но с большим трудом.
Двигаемся дальше. Следующая остановка в Дисне – бывшей столице Двинских камней.
О камнях.
Первое упоминание о Борисовых камнях содержится в книге польского историка Матея Стрыйковского «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси», изданной в Кёнигсберге в 1582 году. В ней, в частности, автор пишет: «Явное свидетельство (благочестия Бориса, князя полоцкого) найдет всякий и ныне: это – возвышающийся из Двины камень, в одной миле от нынешняго, основанного на нашей памяти, города Дисны и в семи милях от Полоцка, между Дриссою и Дисною, если плыть вниз, в Ригу; на этом камне есть крест, иссеченный на русский образец, под ним надпись этого князя Бориса, русскими письменами: „Вспоможи, Господи, раба своего Борисса сына Гинвиловего“».
Скорее всего, польский историк придерживался популярной в то время и опровергнутой в наши дни теории, в соответствии с которой Полоцк в 1190 году завоевал литовский князь Мингайло и передал в удел своему сыну Гинвилу, а тот – своему сыну Борису. Желая подтвердить эту версию, Стрыйковский от себя добавил «…сына Гинвиловего», по выражению Константина Пиевича Тышкевича «…забыв, что, пиша об этом, держал в руке перо историка». Позднейшие исследователи дополнения о сыне Гинвила в тексте на камнях не нашли. Тем не менее, этот вариант надписи долгое время кочевал без критической проверки по сочинениям многих польских и литовских учёных.
Стрыйковский также был первым из тех, кто задумался о причинах появления Борисовых камней.
Версия первая. Благодарственная.
По мнению польского историка, надписи на камнях высечены в память или в благодарность Богу после успешной доставки строительных материалов из Литвы для развернувшегося в то время в Полоцке масштабного строительства. Версия была раскритикована позднейшими историками главным образом потому, что кирпич, известь и прочие нужные для строительства вещи производились обычно непосредственно вблизи места стройки, и не возникало необходимости в столь дальней их транспортировке. Кроме того, в надписях скорее испрашивается помощь на будущее событие («помоги господи…»), а не присутствует благодарность за уже произошедшее.
Дисна.
Дисна официально считается городом, но с населением в полторы тысячи человек столь серьезный статус может вызывать только улыбку. Тем не менее, как поселение она известна с XI века и сохранила ряд достопримечательностей, многие из которых, к сожалению, находятся в плачевном состоянии. Стоит осмотреть древнее замчище, от которого остались оборонительные валы, две православные церкви конца XIX и начала XX века, скромную но изящную католическую церковь францисканцев, которая сейчас восстанавливается, ряд жилых и административных зданий конца XIX – начала XX века.
В XIX веке Дисна обладала сразу тремя Борисовыми камнями, но… ни одного не сохранила.

Первый камень находился в пяти километрах от города ниже по течению Двины напротив деревни Наковники. Особенность его в том, что древний резчик заботился и о красоте того, что он делал – четырёхконечный крест, высеченный на нём, был украшен дополнительными декоративными элементами. Поскольку камень находился почти посередине реки и сильно мешал судоходству, в 1818 году его попытались взорвать, но безуспешно. Была разрушена верхняя часть камня, с изображением вершины креста, хотя основная часть надписи и уцелела.
Второй камень находился ещё на два километра ниже по течению от первого. Этот камень был самым большим из всех Двинских камней – более четырёх метров в поперечнике. На нём был высечен шестиконечный (патриарший) крест на полукруглом основании. Внутри основания было какое-то неясное изображение, по мнению исследователей, скорее всего, черепа, который часто изображается у подножия креста.
На обоих камнях была обычная для Борисовых камней надпись: «Господи помоги рабу своему Борису». Оба они благополучно дожили до начала XX века, но в дальнейшем следы их теряются.

Третий дисненский камень находился недалеко от второго камня, у левого берега Двины, у впадения в неё речки Повянушки (на современных картах она обозначена как «Вянужка»). Это – самый маленький из всех Двинских камней, всего лишь метра полтора в поперечнике. На нём крест, совершенно не похожий на кресты других камней, и надпись «сули борь» слева от креста, а справа – «хрь стъ». Этот непонятный текст историки XIX века читали как: «Сильный, храбрый Борис свят». Современные исследователи обычно не мудрствуя лукаво трактуют её как «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». В 1879 году камень был перевезён в Москву и долгое время находился в Историческом музее. В 1920-х годах был передан музею-заповеднику «Коломенское», где и находится до сих пор. Илья Александрович Шляпкин, исследовавший камень в начале XX века пришёл к выводу, что данный камень является межевым знаком поземельного владения XIII и XIV века. Так что этот камень, по-видимому, не только размерами поменьше, но и по статусу скромнее своих собратьев – всего лишь более позднее подражание княжеским камням.
Что же ты так Дисна? Таким богатством владела – сразу тремя камнями: самым большим, самым маленьким и самым красивым из всех. И ни одного не сохранила. Жалко…
Но нам снова пора в дорогу, нас ждёт Друя – западный форпост Полоцкого княжества.
Важно! Друя находится в пограничной зоне. Если Вы не гражданин Белоруссии, то доступ в этот город для Вас может быть серьёзно ограничен. Уточняйте все детали, чтобы не попасть в неприятности.
О камнях.
И всё-таки, с какой целью были созданы надписи на камнях? Наверное, каждый исследователь, изучавший их, задавался этим вопросом. И почти каждый предлагал свой вариант ответа на него.
Версия вторая. Пограничная.
Камни были пограничными знаками Полоцкого княжества. Эта версия также не выдерживает критической проверки. Дело в том, что хотя границы Полоцкого княжества и менялись довольно часто, в результате войн с соседями или дробления его на уделы, но, всё же, камни в основном лежат внутри страны, а не на границе. Сойти за пограничные знаки могут только камень в Друе на западе и, возможно, оршанский Рогволодов камень на востоке. Тем не менее, некоторые из Двинских камней, как говорилось ранее, вполне могут быть межевыми знаками отдельных владений внутри княжества.
Друя.

Небольшое местечко Друя известно с XIV века. Из его достопримечательностей стоит отметить католический костёл Святой Троицы XVII века и две православные церкви XVII и XVIII веков, находящиеся в руинах. И да, конечно же, Борисов камень.
Этот камень был открыт в конце XIX века Алексеем Парфёновичем Сапуновым и до этого момента был практически не известен даже местным жителям, так как большую часть года находился под водой. После открытия о камне забыли на долгое время. По-видимому, где-то в 1930-х годах сильным ледоходом он был стянут вниз по течению, расколот и занесён песком. В начале 1980-х годов, после установки Полоцкого камня у Софийского собора, в течение нескольких лет производились поиски Друйского камня, но они не увенчались успехом. У исследователей даже возникли сомнения в самом его существовании. «Точки над i» расставило аномально жаркое лето 2002 года. Двина обмелела настолько, что камень выступил из воды. Расколовшийся камень с помощью тяжёлой техники по частям извлекли из воды и установили сначала на берегу реки, а впоследствии перенесли на центральную площадь Друи. Репутация Сапунова, как ответственного историка, была восстановлена.
Краслава.
Если есть загранпаспорт, шенгенская виза и желание, то можно попытаться продолжить путешествие по латвийской части Западной Двины, до небольшого городка Краслава, недалеко от которого когда-то находился ещё один камень. В 1818 году смотритель судоходства подпоручик Дебональ, производивший работы по расчистке русла реки от крупных камней, мешавших судоходству, оставил в своих записках следующее интересное сообщение: «Пятница, 25 октября. Сим числом работа производилась истреблением гряды по средине Двины около местечка Креславки, где вытянуто из оной 9 камней, каждый вокруг от 2½ до 3 с., вышиною от 1½ до 2 аршин; и между оной работы выбуравлен камень 16 с., вышиною в 1½ с.; в плоской фигуре, на котором выбит щит древних рыцарей, на коем солнце и славянскими литерами надпись: да не убоится душа моя врага моего яко с твердою рукою десницы отросль Святополка Александр – которому дано было шесть дыр, каждая шесть четвертей и расстрелян в мелкие дребезги, от коего только три куска отвалились по 1½ с.»
Честно говоря, когда читаю эти строки, у меня возникают некоторые сомнения. Уж очень не похожа вычурная и витиеватая надпись на краславском камне на аскетично простые надписи на других Двинских камнях. Да ещё и на «щите древних рыцарей». И размеры у него для Западной Двины – фантастические. Шестнадцать сажень вокруг камня дадут примерно семь метров в диаметре. К тому же и историки, насколько мне известно, не смогли выяснить кто такой «отросль Святополка Александр». Об интересе знатных вельмож к камням с древними надписями к тому времени уже было многим известно и, на мой взгляд, не исключено, что подпоручик Дебональ таким занятным рассказом пытался обеспечить себе место в истории.
Как бы то ни было, но камень в итоге был «расстрелян в мелкие дребезги», и уже никто ничего не сможет ни подтвердить ни опровергнуть. Остаётся принять жизнь такой, какая она есть, и двигаться дальше…
На этом речная часть путешествия заканчивается. Дальше – личным или общественным автотранспортом, на велосипеде или пешком с рюкзаком за плечами, кому как удобнее, но надо добраться до деревни Камено Вилейского района Минской области. А пока мы движемся дорогами северной Белоруссии, есть время на то, чтобы поговорить о Борисовых камнях и их месте в жизни людей и событиях происходивших на этой земле в XII веке.
О камнях.
Наверное, естественным было бы предположить, что камни с высеченными на них двухметровыми христианскими крестами имеют какое-то отношение к религиозным вопросам.
Версия третья. Религиозная.
Камни являлись языческими священными камнями и были «крещены» при христианизации населения. Данная версия выглядит вполне правдоподобной. Известно, что наши предки поклонялись большим камням, особенно находящимся вблизи крупных рек и озёр. Также историками описаны многочисленные случаи использования христианством языческих камней, например для строительства храмов. Этим одновременно достигались две цели: во-первых, ослаблялись языческие культы, лишаясь своих священных объектов, во-вторых, люди, привыкшие поклоняться этим камням, теперь волей-неволей вынуждены были идти в церковь, чтобы прикоснуться к своим святыням. Таким образом, «крестить» языческие камни во славу князя и Бога стало удачным ходом для недавно закрепившегося на этих землях христианства. Люди, безусловно, продолжали поклоняться привычным им священным объектам, но им уже приходилось делать это, глядя на выбитые на них кресты.
Не лишним будет вспомнить о том, что отцом Бориса Всеславича был легендарный Всеслав Чародей, рожденный «от волхвования», всю жизнь носивший на себе отметку о принадлежности своей к языческому миру, запомнившийся современникам как оборотень, кудесник, способный предсказывать будущее. Наверное, не будет большой натяжкой предположить, что во времена правления Всеслава язычество усилило своё влияние. В этой ситуации, его наследнику Борису, возможно, пришлось восстанавливать нарушенное равновесие «крестив» несколько священных языческих камней во славу христианского бога.
И еще один момент, хотя и спорный, но достаточно интересный, чтобы о нём упомянуть. В христианском богослужении есть особая деталь под названием антиминс. Это освященный четырехугольный плат шелковой или льняной материи, который стелют на престоле в алтаре храма для совершения литургии. Антиминс используется для богослужения и вне освящённых храмов, заменяя при этом престол и алтарь. Собственно, его название в переводе и означает «вместо стола», «вместопрестолие». На современных антиминсах изображается сцена положения во гроб Иисуса Христа, но известно, что до XVII века на нём изображали исключительно крест, стоящий на Голгофе, варьируя только его форму (четырёх-, шести- или восьмиконечный). По краям плата обычно произвольно наносилась надпись, в которой сообщались: дата освящения, имя храма (престола), имя епископа, преподавшего антиминс, имя князя, в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем князя.
Возможно, высеченные на камнях кресты и надписи, содержащие имя князя Бориса, являются на самом деле своеобразными антиминсами, «постеленными» на языческих алтарях для того, чтобы превратить их в христианские? Гипотеза хоть и смелая, но, на мой взгляд, довольно правдоподобная.
Камено.

И вот мы добрались до Камено – небольшой деревни, единственной достопримечательностью которой является находящийся в ней Борисов камень. На камне своеобразной конусообразной формы высечен шестиконечный крест, схожий по форме с крестами на других его собратьях и надпись «Воротишин хрьстъ». Так же, как и у других Двинских камней, вверху креста присутствуют буквы «IС ХС НИКА».
Константин Пиевич Тышкевич, открывший этот камень для широкой общественности сообщает о нём одну легенду, говорящую о том, что «…будто за много веков до нас, живший здесь крестьянин, в первый день Светлаго Христова Воскресенья (на Пасху), сохою запряженною двумя быками пахал в этом месте свое поле. Господь, желая наказать его за нарушение торжественного праздника, обратил в этот камень крестьянина и быков запряженных в соху».
Камень этот достоин особого уважения, так как он не только сумел сохраниться до наших дней, но и является единственным Борисовым камнем, оставшимся стоять на своём исходном месте.
О камнях.
До следующего нашего пункта назначения – села Высокий Городец еще далеко. Есть время поговорить о камнях и о князе, приказавшем выбить на них своё имя.
Версия четвёртая. Властная.
Один из самых интересных моментов в надписях на камнях – это сама формула, выражающая благочестие князя: «Господи помоги рабу своему Борису». Эта формулировка, на самом деле, не является изобретением полоцких князей. Она стандартна и известна со времён Византии, где широко применялась на монетах, печатях, договорах, грамотах и т. д. Со временем, эта традиция была унаследована и на Руси. А теперь давайте подумаем, почему как только очередной император приходил к власти в Константинополе, он первым делом выпускал новые монеты со своим портретом и подписью «Господи помоги рабу своему…»? В те времена не было телевидения, радио и газет, но монеты были практически у каждого. И трудно было придумать лучший способ заявить на всю страну о том, что теперь ты её новый властелин, чем выпустить в обращение монеты со своим профилем. Таким образом, стандартная формула, внешне говорящая о благочестии правителя, на поверку, имела и второе содержание, громко заявляя: «Теперь я здесь господин!».
Теперь посмотрим на ситуацию глазами Бориса Всеславича. Закончились времена единства полоцкой земли и сильного князя Всеслава Чародея. В княжестве нарастают центробежные настроения. Каждый из уделов: Минский, Витебский, Друцкий и др., норовит выйти из под контроля Полоцка. Грядут времена раздробленности и междоусобиц. В этой ситуации крайне важно напомнить всем и каждому, кто является полоцким князем. Двина была в те времена широкой дорогой, по которой постоянно двигались люди. Высечь на камнях, лежащих вдоль её берегов надписи, содержащие стандартную формулировку, утверждающую власть князя над этими землями, в этих обстоятельствах было хорошей идеей.
Высокий Городец.

Вот мы и на месте, в селе Высокий Городец Толочинского района Витебской области. В 1889 году Евдоким Романович Романов сообщил о том, что им здесь найден ещё один Борисов камень. По описанию историка, он представлял собой глыбу красного гранита практически квадратной формы, размером примерно 3 х 3 метра и высотой около 1 метра. На камне был высечен восьмиконечный крест и надпись, большая часть которой была неразборчива. Впрочем, в ней нетрудно было угадать обычный для Борисовых камней текст: «Господи помоги рабу своему Борису». Одна из интересных особенностей данного камня состояла в том, что он был довольно точно ориентирован по сторонам света, вершиной креста – на восток, основанием креста – на запад. Северный край камня был сколот так, что надпись на нём не сохранилась.
В данной местности камень называли «Кравец» («Портной»). Вот предание, связанное с ним: «Давно, в незапамятные времена, камень обладал чудною силою шить платье. Стоило принести вечером сукно или другую ткань и сказать: „Степан, сшей мне жупан!“— и наутро получалось готовое платье… Но одна женщина вздумала насмеяться над „Кравцом“: принесши сукно, она попросила камень сшить ей ни то, ни сё. Утром берет платье, но оно испорчено: один рукав на надлежащем месте, а другой пришит к поле внизу… С той поры „Кравец“ перестал шить, хотя и до сего времени на камне заметны следы бывших когда-то ножниц».
Камень со временем затерялся, и дальнейшая его судьба неизвестна. Наверное, стоит задержаться здесь подольше, чтобы побродить по окрестностям. Вдруг повезет отыскать потерянный кусочек нашей истории? Ориентиром могут служить слова Романова о том, что камень исходно находился к юго-востоку от села по дороге в деревню Петраши.
А нам снова пора в дорогу. Впереди конечный путь нашего маршрута – небольшая деревня Дятлово недалеко от Орши.
О камнях.
Последняя известная мне версия о причинах появления Борисовых камней связана с летописными сведениями о голоде, охватившем в это время Полоцк и другие земли северо-западной Руси.
Версия пятая. Бедственная.
Известный советский историк Борис Александрович Рыбаков, изучая материалы, связанные с Рогволодовым камнем, обратил внимание на то, что за год до его создания (1170 г. от р.х.) новгородские летописи фиксируют голод на всем русском северо-западе. По сведениям летописных источников цена ржи в этом году доходила до четырех серебряных гривен за кадь зерна. Точно такая же цена фигурирует в голодном 1127 году. Сопоставляя эти данные, Рыбаков приходит к выводу о том, что голодная зима 1128 года вынудила Бориса Всеславича провести обряд освящения языческих камней в надежде получить помощь Божию в виде хорошего урожая хлеба в этом году. История повторилась в 1171 году, когда его сын Рогволод Борисович освятил ещё один камень по той же причине. Здесь следует заметить, что одно из распространённых названий у некоторых Борисовых камней – «Борис-хлебник».
Орша.

Орша – старинный город, известный с XI века, когда, по сведениям летописных источников, недалеко от неё Изяслав Киевский обманом захватил в плен полоцкого князя Всеслава. Практически всё время своего существования она находилась на пограничье, сначала между Полоцким и Смоленским княжеством, потом между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским, многократно переходя из рук в руки. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь малая часть её архитектурного наследия. Ещё в XVII – XIX веках, помимо отдельных церквей, город украшал добрый десяток католических и православных монастырей. Сегодня из этого богатства можно полюбоваться отреставрированными зданиями Иезуитского коллегиума, католическим костелом Святого Иосифа Обручника, православной Ильинской церковью. В конце XX века были заново воссозданы утраченные Троицкий храм Кутеинского монастыря и Церковь Рождества Богородицы.
Когда-то недалеко от Орши, в деревне Дятлово, находилась жемчужина Борисовых камней — легендарный Рогволодов камень. Собственно, именно с него и начиналось изучение камней с древними надписями в этом регионе.
В начале XIX века известный российский меценат граф Николай Петрович Румянцев, случайно узнав о том, что недалеко от Орши существует интересный памятник славянской письменности, предпринял его активные поиски и опубликовал полученные о нём сведения в газете «Северная почта». Эти данные сильно заинтересовали графа Егора Францевича Канкрина, который провёл собственное обследование Рогволодова камня, а так же организовал сбор сведений о других камнях с древними надписями, находившихся в русле Западной Двины. Узнав о том, что первый дисненский камень сильно пострадал после того, как «надзиратель водных путей подпоручик Дебональ разорвал его порохом», генерал Канкрин предпринял меры о «пресечении подобного вандализма», связавшись с окружным начальником водных сообщений и двинским полицмейстером.
Камень представлял собой гранитную глыбу, размером примерно 3х2,5х2 метра, на которой был высечен шестиконечный крест и надпись: «В лето 6679 (1171 год от р.х.) месяца мая в 7 день доспен (доделан) крест сей. Господи помози рабу своему Василию в крещении именем Рогволоду сыну Борисову». В 1805 году над камнем была построена церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В середине XIX века Константин Пиевич Тышкевич, изучавший Рогволодов камень, записал услышанную о нём легенду. Приведу выдержку из его материалов: «Местные поселяне рассказывают слышанное от дедов своих, что этот камень был на четырех ногах и имел голову, что в совокупности представляло фигуру животного. Есть о нем такое предание, что тамошний мельник, отрубив ему голову, переделал на мельничный камень, который не только сам перемололся в песок, но также измолол всё состояние и все семейство мельника».
В 1930-х годах, на волне воинствующего атеизма, церковь над камнем была разобрана и перенесена в деревню, а камень взорван.
Что тут сказать? Оказывается камни, как и люди, тоже смертны и могут уйти из жизни. Но, как и интересные люди, знаменитые камни оставляют память о себе, которую и будем беречь…
Благодарности.
Автор искренне благодарен многим людям, без вклада которых эта статья никогда не была бы написана:
Графу Николаю Петровичу Румянцеву — меценату, коллекционеру, основателю Румянцевского музея, за то, что вложив массу усилий, сумел организовать поиск и изучение камней с древними надписями, оставленных со времён Полоцкого княжества.
Генералу Егору Францевичу Канкрину, остановившему происходившее при расчистке русла Западной Двины уничтожение Борисовых камней.
Историкам: Алексею Парфёновичу Сапунову, Александру Максимовичу Сементовскому, Константину Пиевичу Тышкевичу, Евдокиму Романовичу Романову, отыскавшим некоторые из неизвестных до этого камней с древними надписями.
Историку Илье Александровичу Шляпкину и фотографу Ивану Фёдоровичу Чистякову, предпринявшим в 1896 году исследовательскую экспедицию по северо-западному краю, благодаря которой мы сейчас имеем полтора десятка фотографий, не доживших до наших дней Двинских камней.
Дмитрий Кравченко
Другие статьи журнала вы можете прочитать, скачав наше приложение для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) под управлением iOS и Android в цифровых магазинах:

15 самых известных валунов Беларуси

В Беларуси имеется множество валунов разных форм и размеров. Некоторые из них применяются в строительстве, некоторые являются частью архитектурного ансамбля, некоторые – объектами поклонения, а также есть те, которые признаны памятниками природы и строго охраняются.
На территорию страны они попали благодаря ледникам, несколько раз приходивших из Скандинавии много тысяч лет назад. Ледники то таяли, то вновь наступали, но примерно 14 тысяч лет назад последний из них покинул пределы белорусских земель.
Особенно крупные камни, которые они оставили о себе на память, вскоре стали культовыми. Некоторые из них сохранились на прежних местах без человеческого вмешательства. Остальные же были перемещены – либо при разработке сельхозугодий, либо перевезены поближе к храмам и кладбищам, либо транспортированы в музеи. Кроме того, значительная часть валунов была заклеймена – в основном, христианской символикой, которая в свою очередь нередко перекрывала более ранние языческие символы.
Тем не менее, крупные валуны Беларуси привлекают к себе краеведов, геологов, петрографов и просто любознательных людей, желающих увидеть и запечатлеть эти величественные объекты, насчитывающим многие тысячи лет.
Здесь мы предлагаем познакомиться с наиболее известными белорусскими камнями, ставшими частью национальной культуры. Вокруг них неизбежно образовались многочисленные легенды и суеверия, о которых также коротко упомянем.
Итак, представляем 15 самых знаменитых камней Беларуси, каждый из которых является памятником природы республиканского значения.

Камень любви


Ледниковый валун «Камень любви» находится в 2 километрах на восток от д. Воловщина в лесу на моренной гряде (53.953222, 27.265722). Размер видимой части валуна составляет 4,6?3,4?1,1 метров, а весит около 22 тонн. Специалисты полагают, что это только 1/5 часть камня и делают предположение, что его полный объем достигает 53 куб. метров, а вес – не менее 140 тонн. Этот валун принесён предпоследним ледником около 150 тыс. лет назад с Балтийского щита в Скандинавии.
Эта природная достопримечательность Беларуси так поэтично названа неслучайно. В древние времена данный валун имел культовое значение, которое с течением времени и невзирая на религиозные верования в народе прочно закрепилось. Считается, что «Камень любви» помогает воссоединиться со своей второй половинкой. Для этого нужно с хорошими мыслями прикоснуться к камню, пожелать ему добра и попросить о сокровенном. А затем надеяться на то, что валун услышал и внял просьбе.

Борисов камень в Полоцке


Борисов камень возле Софийского собора в Полоцке (55.485761, 28.758096) является самым известным из четырёх сохранившихся до наших дней Борисовых камней (в Беларуси осталось лишь три). По некоторым сведениям, до принятия христианства местные жители поклонялись этим гигантам. Позже для искоренения язычества полоцкий князь Борис Всеславич в конце XII века приказал выбить на них кресты и тексты религиозного содержания.
Борисов камень в Полоцке является не только памятником природы, но также и эпиграфики. Изначально он лежал в реке Западная Двина возле д. Подкастельцы Полоцкого района, но в 1981 году его вытащили и установили на место, где он находится и сегодня. На валуне выбит шестиконечный крест и надписи «ХС НИКА» и «Господи, помози рабу своему Борису». Его размер – 3,5?2,6?2,25 метров.
Эта древняя достопримечательность Полоцка привлекает туристов так же, как и близрасположенный собор. Люди отмечают, что возле этого камня ощущается особое тепло и что стоять подле него очень приятно. Охранные надписи и крест на нём сглажены от соприкосновения тысяч рук, касавшихся их. Говорят, если мягко дотронуться до Борисова камня и мысленно произнести желание, то оно обязательно исполнится.

Воротишин крест


Валун «Воротишин крест» также относят к Борисовским камням. Он находится на живописном берегу реки Вилии у д. Камено Вилейского района (54.582156, 27.470698) и представляет собой гранитную глыбу в виде колокола высотой 3 метра. На его поверхности в XII веке был выбит шестиконечный православный крест, окружённый сверху и с боков надписью «ICXC НИКА» («Иисус Христос побеждает»). Это единственный из всех Борисовых камней, оставшихся на первоначальном месте.

Борисов камень в Друе


О существовании Борисова камня в посёлке Друя Витебской области (55.791486, 27.448868) исследователям стало известно в конце ХIХ века. Этот камень был поднят со дна реки Друйка и сначала установлен на берегу возле населённого пункта. Но затем по просьбе местных жителей его перенесли на центральную площадь посёлка. На глыбе имеется выбитый крест и надпись «Господи, помози рабу своему Борису».

Велесов камень


В лесу возле д. Крыжовка Минского района находится одно из языческих святилищ, где в древности поклонялись богу животного мира, плодородия, достатка, удачи и творческого вдохновения – Велесу. Но и в настоящее время капище продолжает действовать. Так, в середине февраля к Велесову камню (или «Волосу») съезжаются почитатели древних традиций, чтобы отметить «Валоссе» – языческий аналог Масленицы. Как и в старину, на алтарном камне оставляют монеты, блины, квас, мёд и прочие продукты питания в качестве подношений. При этом люди здесь молятся об исцелении от недугов, о прибавлении в семье и благополучии.

Князь-камень


Величественный валун «Князь-камень» прибыл с юга Финляндии на территорию Беларуси стараниями ледника 120-200 тысяч лет назад. Находится он в д. Берёзовщина Минской области (54.524980, 28.210490). С этим представительным природным памятником связано несколько преданий. Одно из них гласит, что во время Северной войны перед очередным боем о нём непочтительно отозвался один из военачальников шведов, мол, лежишь тут на пути. А через 2 дня обидчика нашли мёртвым прямо у подножия «Князь-камня». Согласно второму сказанию, в каменную глыбу превратился шведский князь за осквернение церкви.

Валуны «Быки»


Неподалёку, тоже в д. Берёзовщина Борисовского района, расположились два валуна, сросшихся вместе. Их появление здесь также обусловлено глобальным оледенением 120-200 тысяч лет назад. Этот природный памятник примечателен не только с геологической, но и с биологической точки зрения. На поверхности валунов под названием «Быки» произрастает 21 вид лишайников, при этом 4 из них относятся к редким вилам. Размер северного валуна 3,0?1,8 метра, южного – 2,5?1,4 метра, общая высота составляет 2,1 метр, а весят камни около 50 тонн.
Их название связано с легендой, согласно которой крестьянин из д. Мстиж и его быки в наказание за то, что работали в поле на Пасху, были превращены в камни. С тех пор на том поле люди боялись что-либо сеять, и место заросло лесом.

Большой камень Пугачёвский


Валун «Большой камень Пугачёвский» лежит в 300-х метрах к северу от д. Большие Пугачи Щучинского района Гродненской области (53.803309,24.608078). По предположению исследователей, на земли страны его занёс ледник из Южной Финляндии около 200 тысяч лет назад. Размер этого природного памятника республиканского значения – 8?7?1,3 метров, а вес – свыше 130 тонн. Пугачёвский камень называют 3-м по величине валуном в Беларуси.

Чёртов камень


Вторым по величине среди белорусских валунов является Чёртов камень, находящийся возле д. Воронино Сенненского района (54.658423, 29.872174). Валун в форме параллелепипеда, наклоненного на юг, имеет размеры 10,2?6,0?2,05 метров над землёй, а его примерный вес – около 340 тонн. В Витебской области он оказался благодаря Поозёрскому оледенению, принёсшему его с юго-запада Финляндии 20-17 тысяч лет назад.
Местные жители приписывают камню мистические свойства. По легенде, в болоте близ деревни обитали черти, которым нравилось подшучивать над подвыпившими мужиками. Якобы они заводили не слишком трезвых крестьян на болото к камню, а тем на его месте мерещилась домашняя печь. Так что они раздевались и укладывались на камень, а когда поутру вставали, приходили в крайнее недоумение. Поэтому камень и прозвали «Чёртовым».
Но есть и ещё одна версия, которая дала жизнь второму названию валуна – Кравец. По преданию, один умелый портной, возгордившийся своим мастерством, продолжил оплачиваемую работу даже в Пасху, отчего был наказан и превращён в камень.

Большой камень


В Шумилинском районе в 750 метрах от д. Горки (55.192222, 29.488611) находится природная достопримечательность – самый большой камень в Беларуси. Его так и называют – Большой, но в некоторых источниках можно встретить названия Великий или Чёртов. Размеры утюгообразного камня – 11,0?5,6?2,8 метров. Есть предположение, что его подземная часть составляет не менее трёх метров вглубь, а весит гигант 800 тонн. Существует легенда, согласно которой тот, кто даже случайно увидит Великий камень, непременно заблудится, и каждый раз будет возвращаться к нему.

Валун «Дед»


В Минске (53.931389, 27.689722) есть хоть небольшой, но один из самых знаменитых валунов – «Дед». Ещё одно название – «Старец». Некогда был одним из главных элементов древнего языческого капища, от которого только он и остался. Вплоть до 1888 года на капище рос огромный священный дуб Волат, горел жертвенный огонь, а рядом с ним жил его хранитель Севастей. Перед празднованием 900-летия крещения Руси царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен священный огонь, спилен вещий дуб Волат, а хранителя прогнали.
Сегодня валун «Дед» является экспонатом Музея валунов в Минске. Его размеры – 1,2?0,6 метров. Камень лежит в обособлении от остальных экспонатов музея, что нетипично. «Старцу» до сих пор делают подношения в виде сладостей и монет, которые регулярно можно наблюдать у его подножия.

Филаретов камень


Самый большой валун Брестской области – «Филаретов камень» – лежит в 1 км к западу от д. Карчево Барановичского района (53.362865, 26.11578). На территорию Беларуси эта природная достопримечательность попала посредством ледника со Скандинавского полуострова. Размеры валуна – 4,1?1,9?3,0 метров, но до настоящего времени он сохранился частично. В годы Первой мировой войны, когда линия русско-немецкого фронта проходила восточнее д. Карчево, его пытались взорвать для получения щебня для отсыпки полевых дорог.
Широкую известность этот камень в Беларуси получил благодаря тому, что в 20-х годах XVIII века он служил местом сбора членов тайного общества филаретов, созданного студентами Виленского университета для взаимопомощи и самосовершенствования. В него входили Адам Мицкевич, Юзеф Ежовский, Ян Чечот, Франтишек Малевский, Томаш Зан и Игнатий Домейко. Кстати, упоминание о камне можно найти в поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш».

Большой камень Литовский


Деревня Литовка под Новогрудком привлекает как белорусских историков, так и тех, кого интригует непознанное. Здесь находится камень, на поверхности которого имеются странные углубления, одно из которых напоминает отпечаток ступни какого-то сверхъестественного существа. Местные жители и гордятся природной достопримечательностью, и одновременно побаиваются. Возможно, в этом кроется причина того, что валун пробовали уничтожить (следы таких попыток видны и теперь).
Большой камень Литовский, по заверениям очевидцев, в нынешнее время являет собой только треть от прежнего размера. Сейчас размер гранитной глыбы составляет 2,7?2,4?1,6 метров. Остальная часть валуна была варварски взорвана и использована при проведении строительных работ.

Святой камень Сенежицкий


В д. Сенежичи Новогрудского района (53.54607, 25.94816) находится камень, которому издавна поклонялись крестьяне. И сегодня местные жители на большие праздники собираются возле него. На его поверхности имеется два углубления, о природе появления которых из поколения в поколение ходит одна легенда.
Якобы бездетный пан захотел отнять младенца у своей прислуги. Служанка спрятала новорожденного, но пану подсказали, где его отыскать. Тогда служанка схватила ребёнка и бросилась бежать, пан – за ней. Однако по дороге она споткнулась о большой валун и упала, а дальше смогла лишь ползти на коленях. Добравшись до горы, женщина стала плакать, и где упали её слёзы, появился родник. Чтобы спасти беглянку от преследователя, земля расступилась. Женщина исчезла, а то место теперь Святым рвом зовут.
Со временем в народе женщину прозвали Богоматерью, а пана – чёртом. На Покрова, 14 октября, к камню приходят помолиться и попросить блага. Затем на «девичий след» кладут какой-либо дар вроде ткани, яиц, монет или конфет, а на «чёртов» след плюют. К слову, даже в голодные периоды люди не брали деньги с камня; те же, кто осмеливался, позже сходили с ума.

Поклонные камни


Удивительная природная достопримечательность есть и в д. Горка Дятловского района. Здесь находятся два камня, образующие подобие арки. Говорят, когда-то через неё мог проехать всадник. Теперь же из-за осадки камней через своеобразную арку может протиснуться разве что человек средней комплекции.
Есть примета, что достаточно пройти через неё трижды, чтобы излечиться от всех недугов. Более того, говорят, что первым на чудодейственные силы валунов обратил внимание российский император Пётр I, посетивший здешние места во времена Северной войны.
Всего в Беларуси насчитывается 75 камней, признанных памятниками природы республиканского значения. И с каждым из них, впрочем, как и с остальными более-менее крупными валунами связано какое-то поверье. Исследуйте Беларусь вместе с нами, у нас в запасе ещё много необычных историй и удивительных белорусских достопримечательностей, о которых вам наверняка захочется узнать!

Тайна Борисовых камней ждет своей разгадки | Белорусский женский портал VELVET.by

Папирус, глиняные таблички, бамбуковые дощечки, пергамент, бумага, береста… А ещё есть знаменитый берестейский гребень с алфавитом и, конечно же, камни с выбитыми на них надписями — уникальный памятник прошлых лет, существующий в Беларуси — так называемые Борисовы камни.
Это огромные валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями. Свое название эти камни получили от полоцкого князя Бориса, правившего в XII веке, имя которого было выбито на большинстве из них. Существует несколько версий о причинах создания и назначении надписей, но истина не установлена.
Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. На территории нашей республики их сохранилось всего три.
Друя (Браславский район, Витебская обл.). Камень долгие годы был скрыт под водой реки Друйка, куда его стянул весенний ледоход еще в первой половине XX века и только в 2002 году вытащен на берег.


Полоцк — этот камень от деревни Подкостельцы в 1981 г. был перемещен к полоцкому Софийскому собору. Долгое время он считался единственным уцелевшим в Беларуси.


Воротишин крест в д. Камено (Вилейский район, Минская обл.)


А четвертый из Борисовых камней, найденных на белорусской территории, находится в московском музее — заповеднике Коломенское.


С камнями белорусской земли, даже обычными, без надписей, связано много легенд и поверий. И, разумеется, Борисовы камни несли некую смысловую нагрузку, только время скрывает её от нас.
Пока скрывает.
Фото: http://globus.tut.by
http://www.wise- travel.ru

Очевидное-невероятное: Борисовы камни

Представители российского исследовательского клуба «Иное измерение» не первый раз посещают Беларусь. Они исследовали аномалии Гольшанского замка, выясняли локализацию языческого капища в Минске, искали почитаемые валуны в Гродненской области, каждый раз подмечая то, что отечественные поисковики «замыленным» глазом не замечали. Сегодня мы представляем читателям нашего сайта материал, посвященный знаменитым Борисовым камням.
Этой зимой группа «Иное измерение» посетила уникальный исторический памятник, расположенный у Софийского собора в Полоцке: речь идет об одном из Борисовых камней. Эти камни представляют собой довольно внушительные (до нескольких метров в высоту) валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями. На большинстве камней можно прочесть то ли заклинание, то ли просьбу-обращение: «Господи, помози рабу своему Борису». Название «Борисовы» исследователи связывают с полоцким князем Борисом Всеславовичем, правившим в XII веке. Пять из этих посланцев далекого прошлого были найдены в русле Западной Двины или в ближайших окрестностях. В настоящее время, на основании интернет-публикаций, известно, что из 8 камней на своих более или менее природных местах находятся только три камня, остальные вывезены в музеи крупных городов (например, в Минск и Москву) или уничтожены. Один из валунов находится у Софийского собора в Полоцке, один в музее Коломенское в Москве, один у села Друя (Витебская область) и ещё один у д. Каменно (Минская область). Однако точное количество камней и причина появления столь необычных памятников христианизации на территории Беларуси до сих пор неизвестна. У исследователей имеются различные версии по этому поводу.
Как уже упоминалось, считается, что большинство крестов на валунах высечено по приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича (княжил с конца 1127 по начало 1129). В одном случае назван сын князя Бориса Василий-Рогволод и поставлена дата (7 мая 1171); известны также кресты с надписями неких Сулибора и Воротиши («Сулиборьхрьст» и «Воротишинхрьст»). Формула надписи для выражения благочестия князя является стандартной и повторяется как на печатях, монетах, так и в памятных знаках (например, надписях на стенах храмов). Конкретные функции этих надписей не до конца ясны. Возможно, они высекались в голодные годы в надежде на помощь Божию (по летописным данным известно, что в 1128 году в Полоцком княжестве свирепствовал голод, вызванный неурожаем) [5].
Согласно другим мнениям, огромные валуны в дохристианский период использовались язычниками для обрядов – к ним приносили дары, оставляли им жертвы. С целью борьбы с пережитками язычества князь Борис мог приказать «переоборудовать» языческие святыни в христианские. Обращение-заклинание «Господи, помози рабу своему…» пришло на славянские земли из Византии и было распространено на Руси [5].


Борисовы камни. Рисунок из дореволюционной книги.
Высказывались также мнения, что Борисовы камни связаны каким-то образом с судоходством, торговыми путями. Кто-то видел в них памятные знаки князя, пограничные отметки или путевые знаки [9]. Существовала также версия, что таким образом Борис и его дружина просили Божьей помощи во время военных походов на балтов [5].
№ 1. Камень около деревни Падкасцельцы в окрестностях Полоцка
Это валун розовато-красного цвета размером 3,5 х 2, 6 х 2,25 м, который в народе прозвали не иначе как Борис-Глеб или коротко – Борис. На нем высечены четырехконечный крест и надпись: «Иисус Христос. Господи помози рабу своему Борису».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *