Легенда о боровом

Содержание

Персональный сайт — История и легенды Борового

На сайте

Боровое — жемчужина Казахстана

Боровое — жемчужина Казахстана Давно ли Вы отдыхали…? Вспомните… когда вы встаёте утром, во сколько хотите, а Вас всё равно ждёт завтрак, вне зависимости от того, в котором часу вы встали!! Вам не надо заниматься никакими делами… только отдых, свежий воздух и чистая вода озера Щучье!! Или вам давно хотелось подлечиться? В санаториях Боровской курортной зоны … [далее]

Щу?чинск — курортный город областного подчинения, центр Бурабайского (Щучинского) района Акмолинской области Казахстана. Расположен на озере Щучье, в 75 км к юго-востоку от Кокшетау. Железнодорожная станция «Курорт-Боровое» на линии Петропавловск — Астана. На территории города расположены предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта. Заводы: стекольный, нерудных строительных материалов, железобетонных изделий, молочный завод, мясокомбинат, швейная фабрика. В 25 км к северо-востоку от города находится известный курорт Боровое.

« В сосновом бору »
Нет лучше ничего на свете,
Чем час по возвращению домой,
Когда в бору сосновый ветер
Гуляет весело со мною.
Лицо мне нежно обдувая,
Он треплет волосы мои.
По всему лесу развевает
Бодрящий аромат смолы.
А сосны, словно старожилы,
Раскинув лапищи свои,
Хранят в лесу покой ленивый,
Я – завороженный стою…
В безмолвья царстве растворяясь,
Я в пропасть вечности лечу.
Взять бы, все бросить и растаять,
Но мне это не по плечу.


ЛЕГЕНДЫ О БОРОВОМ
«Когда аллах создавал мир, — говорится в старой легенде, — то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим — красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера – рыбой, луга – насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом.
Название этого чудесного уголка природы в русском языке звучит, как «Боровое». Казахи же издревле говорят — Бурабай. Это название происходит от слова «Бура», что в переводе означает «верблюд». Народ сохранил поэтическую притчу о верблюде, который жил в окрестностях Кокшетау. Он мирно пасся на склонах горы и, почувствовав приближение вражеского войска, взлетал на горную вершину и мощным ревом предупреждал народ о надвигающейся опасности. Одна из скал Кокшетауской горной гряды своими очертаниями напоминает двугорбого верблюда из этой прекрасной легенды.
Высшая точка местности — гора Кокшетау (Голубая гора). Южнее расположена гора Бурабай (690 м) — отличная панорамная точка. Еще южнее расположены Щучинские сопки, самая большая из которых называется Жеке-батыр – одинокий воин (826 м).
Боровое прекраснее любой сказки. Сочетание гор, хвойного леса и озер создает не только неповторимую красоту ландшафтов, но и особый лечебный климат. На территории ГНПП «Бурабай» сосредоточено 35 учреждений стационарного отдыха. Здесь Вы можете найти множество санаториев, туристских баз и пансионатов со всеми атрибутами курорта: ресторанами, барами, магазинами и дискотеками.


Скала Окжетпес овеяна красивой и немного грустной легендой, которая гласит следующее :
« Когда-то давным-давно кочевал здесь средний жуз, на казахские аулы часто делали набеги калмыки, монголы, джунгары. Они убивали мужчин и детей, уводили в рабство женщин и девушек, угоняли скот. Однажды хан среднего жуза со своей дружиной вел бой с калмыками. Калмыков разбил, взял большие трофеи. У подножия этой горы трофеи поделили. Среди пленных была красавица калмычка, многие хотели взять ее в жены, но она ни за кого не хотела выходить замуж. Хан приказал :- Выбирай себе жениха и выходи замуж! Девушка забралась на вершину этой горы и сказала :- Стреляйте джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того и пойду замуж. Долго стреляли джигиты, но ни одна стрела не достигла цели. Хан обозлился и приказал пленнице спускаться с горы. Она знала, что свободы не получит, а замуж выходить не хотела и бросилась с вершины горы в Голубой залив озера Боровое. На месте ее гибели появилась скала Жумбактас, скала-загадка. И действительно, как среди озера могла возникнуть такая чудесная скала-загадка, которую в народе еще называют «сфинкс». Если ехать с Ясной поляны в Боровое, то сначала мы увидим профиль старушки, затем постепенно она будет молодеть и появиться профиль молодой девушки, а с противоположной стороны можно узнать героя мультипликации крокодила Гену.»

Боровое, список галерей:

02.04.11 | Боровое-зима,начало весны, 2011г. | 25 фото | Juolia

31.01.10 | Боровое и окрестности | 51 фото | Juolia

10.07.09 | Голубой Залив, июль 2009 | 18 фото | Spectator

Кухня Казахстана
О казахской национальной кухне. Казахская еда
В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем — чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.
Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски. Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку — зятю или невестке, шейный позвонок — девушкам и т.д. Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутсвующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.
Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон — сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
Национальные напитки кумыс, шубат, кымыран. Целебный напиток кумыс (молоко кобылицы) обладает лечебными свойствами и тонизирующим эффектом и используется для излечения болезней легких и желудочно-кишечного тракта.
Шубат — является среди молочных продуктов наиболее ценным напитком после кумыса, готовится из верБлюжьего молока. Технология приготовления шубата менее сложная, чем кумыса. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Шубат не взбивают, а доводят до кондиции путем перемешивания. Шубат вкусный, жирный и густой напиток. По калорийности и целебным свойствам он не уступает кумысу. Двух-трехдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
Добавляя в верБлюжье молоко коровье или овечье, получают катык, а при добавлении сузбе (густой кислый творог) или курта, получают ежiгей (нежный курт).
Широка и необъятна казахская земля. В разных местах Казахстана шубат называется по разному. В Центральном и Западном Казахстане – шубат, в Южном — кымыран, в Восточном – туйе кымыз (верБлюжий кумыс). Однако способы его изготовления везде одинаковы.
Также кымаран или хымыраан — это напиток обычно сделанный из смеси кипяченной воды с добавкой молока (кислого или пресного). Прохладительный напиток и по-монгольски называется хярам.

В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике — русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы …
Прожив рядом с казахами не одно десятилетие, делясь с ними горем, хлебом и радостью, братские народы не могли не оказать влияние на кулинарное мастерство, быт и культуру казахского народа, заимствовав одновременно лучшие из его культуры и быта.
Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки.
Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.
Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.
И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Легенды Борового — Город.томск.ру

Жумактас
В северной части озера Боровое (Аулиеколь) между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посредине залива – каменный остров – нагромождение выветривших матрасовидных пластов гранита. Скала эта – Жумбактас (Камень-загадка) напоминает то ли таинственного Сфинкса с застывшими бесстрастными чертами, то ли задумчивого юношу с развивающейся по ветру копной волос. Это все зависит от фантазии и воображения человека. Если идти от кордона к поляне Аблай Хана, то вначале от кордона, если взобраться повыше, то мы увидим профиль Чебурашки, далее от лодочной станции – профиль красивой молодой девушки, медленно идете вдоль и профиль молодой девушки превращается в профиль старушки, а если подплыть к нему со стороны санатория «Окжетпес», то можно разглядеть морду загадочного зверя (Сфинкс). В одной из легенд про Окжетпес говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпеса.

А вот еще одна редко упоминавшаяся легенда.
В старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души не чаяли. Отец мечтал выдать ее замуж только за хана или бия (судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный джигит: и лицом красивый и певец благозвучный и мастер игры на домбыре – настоящий султан среди джигитов. И старые и молодые, захлебываясь, рассказывали об искусстве гостя. Жигит и дочь бая встретились и с первого взгляда влюбились друг в друга. Но разве бай согласится на их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше, где их не найдут лазутчики бая. Они оседлали двух аргамаков и под покровом темноты сбежали из аула. Прошло много дней и ночей, пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. Это были окрестности Бурабая. На берегу Аулиеколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. Затем они присмотрели красивый залив в северной части озера и стали все чаще отдыхать здесь под сенью молодых берез, елей. Потому ли, что залив всегда находится в тени Бурабая, или здесь вода особенная, но она такая прозрачная, что видно дно и голубое-голубое весеннее небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив). Влюбленные молодые катались здесь, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. Как пара неразлучных лебедей, они проводили счастливые дни медового месяца. А в это время ее братья искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без рода и племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь. Прошло немало дней, и ищейки бая напали на след беглецов и чуть не схватили их. Молодые первыми увидели ищеек и, захватив кое-что, бросились к лодке. Погоня, упустив их, осталась ни с чем, но уходить не собиралась. Указ бая был суровым, и они начали следить за своими жертвами. Зная, что лодка с молодыми часто заходит в залив, они засели в сени деревьев и стали ждать. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу и братья девушки не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искреннее безмерное горе, выполняет ее просьбу.
Жекебатыр
В одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, не особо стремился выделяться их среды сверстников. Веселился, как все, особых забот не зная. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи – враждовали между собой из-за пастбищ, невест… Зависть, корысть, мстительность нередко приводили к кровавым побоищам…

Опечалился молодой Батыр, махнул на все рукой и решил: уйду из аула, добуду счастье и богатство, а затем одарю ими всех сородичей, может быть тогда они утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами и распрями, обретут покой и радость… Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа… На своем долгом пути он встретил немало доблестных воинов из неведомых, чужедальних краев, которые, как и он, стремились достичь одной цели – добыть счастья для своего народа… Однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным не был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой по пояс.
Высота горы, если считать до острия шлема – 836 метров.
Сакен Сейфуллин так описал Спящего рыцаря в поэме «Кокшетау»:
Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов.
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Огромной горою батыр тот стоит.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта «спящий батыр».
Посмотришь; и вправду как будто кто спит…
А было батыру лет сорок тогда.
Гора – его тело, скала – голова.
Спит в шлеме батыр. Нос батыровый прям.
А грудь покрывает ему борода.
Окжетпес
Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык – не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.

1…Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…
Грозный хан Среднего жуза – Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…
Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку?
Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы-калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.
Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:
— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…
Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни – бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)…
Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас – скала-загадка, или как ее еще очень часто называют – Сфинкс.
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера всмотреться на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.
2. Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
— Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, – заявила она отцу.
— Что ты говоришь? – возмутился бай. – Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, – сказал он в гневе.
Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:
— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову.
Попытки джигитов оказались напрасными – ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу:
— Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
— Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, – благосклонно согласился бай.
Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:
— Отец, – сказала она, – голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…
Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.
Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.
Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:
— Зачем ты забралась на вершину горы?
— Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, – ответила она ему…
Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т. Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:
…В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется…
А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.
До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпес, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными – безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен – это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.

Одной из «визитных карточек» Борового считается «голубая гора» Кокшетау, по-русски ее называют «Синюха». Высота горы составляет 947 метров, она является частью Кокшетауской возвышенности — низкогорного массива в северной части Казахского мелкосопочника.

«Покорить» Кокшетау можно, однако в летнее пожароопасное время самостоятельные восхождения запрещены, а сама местность тщательно охраняется лесниками. Если вы нарушите запрет, это будет караться большим штрафом — и поделом. Увы, на самой горе виден словно светло-зеленый рубец — длинная рана на темном фоне. Это последствия пожара, после которого молодые березы, создающие нежно-зеленый фон, уже успели вырасти, а вот сосны — еще совсем юны и низки.

Местные достопримечательности можно посетить как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами экскурсоводов — это недорого и интересно. Экскурсии в среднем обходятся в 1 000–4 000 тенге на человека, в зависимости от дальности и сложности маршрута. Для желающих изучать тайны Бурабая самостоятельно напомним: въезд на территорию национального парка платный, его стоимость составляет 241 тенге с человека.

Об этом живописном месте издревле ходит немало легенд, некоторые из них схожи между собой, в иных же сюжет может кардинально отличаться. Существует и сказание о том, как появился сам край Бурабай.

По одной из наиболее популярных и любимых местными жителями легенд, когда Творец создавал мир, он раздавал всем народам самые разные природные богатства. Кому-то достались высокие и красивые горы, кому-то — обширные леса, кому-то — реки и озера, а казахам досталась только бескрайняя степь. Людям стало обидно из-за такой несправедливости, и они пошли к Всевышнему, чтобы попросить у него хотя бы чуточку той природной красоты, что была у других народов.

Создатель согласился с просьбой, но когда он опустил руку в свой мешок с дарами, оказалось, что тот был практически пуст. Лишь на самом дне он обнаружил остатки всего понемногу: небольших скал и гор, чистых горных родников, прозрачных озер, густых лесов. Тогда он бережно собрал всё в ладони и бросил посреди казахской степи. Так и появилось одно из красивейших мест Казахстана, где, пусть и понемногу, есть практически всё, что нужно человеку для счастья.

Конечно, это только красивая история. На самом же деле рождалась эта местность совсем иначе. Некогда эти земли покрывало море. Со временем тектоническая активность позднего палеозоя привела к изменению рельефа, море измельчало, возвышенности росли, и, в конце концов, от бескрайних водных гладей остались только озера и множество невысоких гор и скал.

Легенда о боровом

За свою красоту, обилие озер, разнообразие растений и животных Боровое прозвали
«Жемчужиной Казахстана». Центральную часть Кокшетауской возвышенности занимают
горы Кокшетау. Их максимальная высота достигает 947 метров над уровнем моря. Горы
Кокшетау потому так и называются «Голубые горы», что небо над ними синее-синее,
а воздух в этих местах чист и прозрачен. Увенчанные гребнями и пиками, покрытые
сосново-березовыми лесами, небесно-синие горы царственно возвышаются над казахской
степью.
Этот чудесный уголок природы, Синегорье, окутан множеством сказаний и
легенд, и вот одна из них.
Когда Аллах создавал мир, одним народам достались богатые леса, тучные
поля, широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил
только степи. Обидным это показалось казаху и он стал просить Создателя уделить
и ему частицу великолепия природы. И достал Всевышний со дна своего хурджуна и
бросил посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и
хрустальных озер. Разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами,
ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Покрыл горы пестрым ковром из
разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверьем и птицей, озера –
рыбой, луга – насекомыми и бабочками, которых не встретишь в степи на сто
верст.
В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд – Бура. Он
был высок, силен и красив. Шерсть на нем былая густая, белая-белая. Этот
огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем ни общался, никому не
подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил
только из одного озера, которое в народе за чистоту и прозрачность называли
Кумисколь – Серебряное. Каждый день в полдень белый верблюд Бура приходил пить воду
из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских
полчищ и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также
чувствовал и приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно
беспокойным и шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая,
громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно
собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому
верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое им послал бог
Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей.
Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей.
Он собрал шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и
убивали беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А
белый верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их
приближении. И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников
бегством. Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своих ревом,
и стали охотиться уже за ним самим… Они решили его убить.
И вот однажды бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью,
и наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и,
натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила
грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена
брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика,
пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой
коня и умчался.
Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул и пошел к своему родному
озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону
священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда
превратившись в большую белую гору с двумя горбами.
Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор
торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Окрестности Голубых гор, в которых
обитал белый верблюд Бура, казахи с тех пор так и стали называть – Бурабай, а в
русском языке название звучит, как «Боровое».
Подготовила Керимбаева С.Р.,
Центр «Бобек»

Легенда о Боровом. | silkadv.com

Этнографические туры за древним эпосом казахского народа.
«Покрыл Кокшетау туман голубой,
Плывут облака над ее головой,
А плечи ее придавила скала,
Воздвигнутая богатырской рукой.
Стоит, неприступная, средь синевы.
И если с подножья посмотрите вы
Туда, на макушку орлиной скалы,
То шапка, пожалуй, слетит, с головы»
Сакен Сейфуллин. Поэма «Кокшетау».
Туры в природный парк Боровое.
Множество легенд и сказаний существует о Боровом. В одной легенде говорится: когда Бог создавал мир, одним народам достались земли, богатые лесами, другим — плодородные поля с широкими реками, третьим — красивые горы, голубые зеркала озер.
Казахам досталась бескрайняя ковыльная степь… Обидно стало казаху, и попросил он у Создателя одарить и его частицей природного великолепия. Выскреб тогда Бог со дна своего коржына и разбросал щедрой рукой посреди безбрежной степи живописные горы и скалы, великолепные хвойные и лиственные леса, голубые озера с хрустально чистой водой, изумрудные поля, покрытые сочными травами и цветами.
Так возникло Боровое — живописнейший уголок природы Казахстана, которое за свою красоту, редчайшее гармоничное сочетание гор, лесов и озер, уникальную флору и фауну получило поэтическое название — «Жемчужина Казахстана».
Чудесен край Борового, природа создала здесь фантастический мир красок, форм, звуков. Сама земля своими горами, озерами, скалами, природными каменными изваяниями рассказывает легенды.
Источник:
Путеводитель по Казахстану. Издание министерства туризма и спорта.
Фотографии
Александра Петрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *