Легенда о бурабае на русском языке

Содержание

Легенда о горе Бурабай. | silkadv.com

Отдых и прогулки в парке Боровое.
«Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня — книгу пишет одинокий сумасшедший»
Гилберт Кит Честертон.
Туризм в парке Боровое.
Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец верблюд Бура. Он был могучим, вещим и бессмертным, быстроногим как тулпар. Бура любил гулять, пастись у подножия Кокше, утолять жажду холодной озерной водой.
Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война — надвигались на родную землю, Бура преображался.
Он птицей взлетал над Кокше и трубил. В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест, разбегались звери.
Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились к бою с врагом.
Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая надменный Касым-хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна.
Бура взвыл от боли, и упал на передние ноги. Жестокому Касым-хану были отрадны предсмертные муки верблюда: он, смеясь, вонзал одну ядовитую стрелу за другой в голову, в глаза, в живот умирающего Буры.
Верблюд завыл настолько громко и гневно, что народ услышал его и теперь. Люди поняли вещий глас: скоро наступит конец ханскому роду Абылая. Кровь и слезы Буры сливались в один ручеек и стекали в помрачневшее разбуженное горем озеро.
Трубя и стеная, он полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касым-хан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. Бура не дополз до живой воды, превратился в камень и стал горой.
Источник:
https://infourok.ru
Фотографии
Александра Петрова.

Одной из «визитных карточек» Борового считается «голубая гора» Кокшетау, по-русски ее называют «Синюха». Высота горы составляет 947 метров, она является частью Кокшетауской возвышенности — низкогорного массива в северной части Казахского мелкосопочника.

«Покорить» Кокшетау можно, однако в летнее пожароопасное время самостоятельные восхождения запрещены, а сама местность тщательно охраняется лесниками. Если вы нарушите запрет, это будет караться большим штрафом — и поделом. Увы, на самой горе виден словно светло-зеленый рубец — длинная рана на темном фоне. Это последствия пожара, после которого молодые березы, создающие нежно-зеленый фон, уже успели вырасти, а вот сосны — еще совсем юны и низки.

Местные достопримечательности можно посетить как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами экскурсоводов — это недорого и интересно. Экскурсии в среднем обходятся в 1 000–4 000 тенге на человека, в зависимости от дальности и сложности маршрута. Для желающих изучать тайны Бурабая самостоятельно напомним: въезд на территорию национального парка платный, его стоимость составляет 241 тенге с человека.

Об этом живописном месте издревле ходит немало легенд, некоторые из них схожи между собой, в иных же сюжет может кардинально отличаться. Существует и сказание о том, как появился сам край Бурабай.

По одной из наиболее популярных и любимых местными жителями легенд, когда Творец создавал мир, он раздавал всем народам самые разные природные богатства. Кому-то достались высокие и красивые горы, кому-то — обширные леса, кому-то — реки и озера, а казахам досталась только бескрайняя степь. Людям стало обидно из-за такой несправедливости, и они пошли к Всевышнему, чтобы попросить у него хотя бы чуточку той природной красоты, что была у других народов.

Создатель согласился с просьбой, но когда он опустил руку в свой мешок с дарами, оказалось, что тот был практически пуст. Лишь на самом дне он обнаружил остатки всего понемногу: небольших скал и гор, чистых горных родников, прозрачных озер, густых лесов. Тогда он бережно собрал всё в ладони и бросил посреди казахской степи. Так и появилось одно из красивейших мест Казахстана, где, пусть и понемногу, есть практически всё, что нужно человеку для счастья.

Конечно, это только красивая история. На самом же деле рождалась эта местность совсем иначе. Некогда эти земли покрывало море. Со временем тектоническая активность позднего палеозоя привела к изменению рельефа, море измельчало, возвышенности росли, и, в конце концов, от бескрайних водных гладей остались только озера и множество невысоких гор и скал.

О Бурабае | Усадьба Смотрицких

Бурабай (Burabai, Боровое, Borowoe) — национальный заповедник Республики
Казахстан, оазис в степях средней Азии, отличное место чтобы провести здесь
отпуск или приехать на выходные.
Бурабай – благословенный край тишины, кристально чистого воздуха, синих гор и
изумрудных озер.
Бурабай – так назвали урочище казахи, где навсегда по народной легенде поселился
вещий верблюд – Бура.
Возник наш край 5 миллионов лет назад по утверждению ученых в результате
начавшегося горообразования. Сотни миллионов лет назад, в палеозое, территория
нынешнего Бурабая находилась под морем.
Но вот в эпоху Герцинской складчатости морское дно вздыбилось, где то на
огромной глубине началось горообразование и море стало мелеть, а потом и вовсе
исчезло, лишь удержалась на поверхности россыпь озер и лагун.
Прошли миллионы лет и вновь на глубине содрогнулась земля, пробив трещины, и
мощно выплеснулись под землю реки расплавленного менита и гранита, давя и плавя
осадочные толщи. В многочисленные трещины, прорезавшие толщу осадочных пород
вторглась горячая каменная масса, образовав жилы гранита, пегматита, порфирита.
И вновь территория Бурабая оказалась под морем, которое продолжало разрушение
толщи осадочных пород, впоследствии в эти места наползли ледники.
По прошествии ледниковой эпохи осадочная толща истончилась, и извержения
коренных пород выступили на дневную поверхность. Постепенно вода, ветер, холод и
зной так отделали крепчайшие каменные матрацы, что пришедшим сюда людям стало
казаться, будто всесильный, с богатой выдумкой ваятель приложил к гранитным
скалам свой могущественный резец.
На склоне горы Синюхи была найдена пещера первобытного человека, которая, к
сожалению, была завалена. На дне озера Котырколь были найдены бивни мамонта.
Стихотворение Щербакова
Так говорят ученные.
А старая казахская легенда, отраженная в стихотворении В.Щербакова, гласит о
возникновении края иначе:
Есть, я знаю, у казахов свой герой — Алдар-Косе
Это он догнал Аллаха на ничейной полосе.
— «Слушай, друг, зачем обидел
Это ж надо так суметь
Иль страну совсем не видел,
Дав казахам только степь.
Где же нам в лучах палящих
Отдохнуть в конце пути
Ни лесов, ни гор щадящих, водопоя не найти.»
Но Аллах не очень верил,
Бросил несколько камней,
А Косе войдя в доверье, сделал так,
Чтобы верней. Он с дырой в мешке
Аллаха в путь дальнейший проводил.
И Аллах страну казахов, не желая, наградил.
Легенды о Бурабае
Вы можете бродить по лесу, искупаться в озере, а после — попариться в баньке.
Наловить рыбу — сварить уху и заварить чай в самоваре на шишках!
Сафари на джипах, конные прогулки, вояж на катамаранах — величайший выбор
развлечений, Вам нужно только выбрать как Вы хотите отдохнуть. Круглый год —
Всесезонные развлечения! Берите родных, близких, друзей — отдых в Усадьбе
Смотрицкого это то, что Вам нужно!

Легенда «Бурабай»

Двугорбый, чистый как снег красавец верблюд – Бура – жил в степях Кокшетау.
Могучим, вещим и бессмертным был он.
Быстроногим как тулпар, любил он гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду
холодной озерной водой. Молчаливым, замкнутым, но доверчивым был Бура, не
нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Но как только беда –джут- или
война надвигались на край родной, лишь грозило народу несчастье, Бура
преображался. Птицей взлетал он над Кокше, и трубил.
Громоподобный рев разносился в окрестностях, содрогались горы и леса, замирала
степь, стада сбивались в кучу, скулил псы, взлетали с насиженных мест птицы,
разбегались звери. Небо заволакивалось тучами, гремели грозы, падали ливни, но
громче гроз и ливней трубил Бура.
Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву
небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов
белые рубахи, готовились к бою с врагом.
Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути
к водопою повстречался Буре надменный Касымхан, сын правителя орды Абылая.
Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук
стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна. Бура взвыл от боли, и упал
на передние ноги.
Жестокому Касымхану отрадны предсмертные муки верблюда: хохочя, вонзал он одну
ядовитую стрелу за другой, в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд
выл гневно, и народ услышал, понял вещий глас: наступит скорый конец ханскому
роду Абылая.
Кровь и слезы сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее разбуженное горем
озеро. Трубя и стеная, Бура полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касымхан
воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. И застыл Бура, не дополз до живой
воды, превратился в камень, стал горой.
Наверх

Легенда «Жеке—батыр»

Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы и большой мечты, молод был,
песни пел, не знал заботы. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и
опечалился.
Аул тревожили набеги джунгар – с востока и юга, волжских калмыков с запада.
Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи –
дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды.
Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на все рукой и решил про себя: уйду из
аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче сородича одарю добром, может
утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу.
Выковал себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился на край света за
счастьем.
В пути встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шел добывать счастье для
своего рода, что лежало за вражеским кордоном, под охраной несметной рати. Один
из чужих батыров уговаривал других: не надо ходить за счастьем в одиночку, за
счастьем надо идти всем вместе. Дорога к счастью трудна, и чтобы достичь цели,
рядом с тобой должен быть друг и товарищ, однодорожник-жолдас.
Но никто из воинов не внял одинокому гласу, каждый думал только о себе, о своем
счастье. Помолчали и разъехались. Каждый пошел своей дорогой.
Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы
преградили ему путь. Долго бился батыр с врагами, но не смог одолеть несметные
полчища. Враги как саранча насели на него, ослеп и оглох могучий батыр.
И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и
бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, упал посреди степи
побежденный воин и окаменел, уснул вечным сном.
Лежит камнем одинокий батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю
земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. Горе горькое как полынь
осталось в сердце народном.

Поэма «Кокшетау»

Сакен Сейфуллин в поэме «Кокшетау» воспевает Жеке-батыра:
Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта Жеке-батыр.
А было батыру лет сорок тогда
Гора его тело, скала – голова
Спит в шлеме батыр, нос батыровый прям,
А грудь покрывает ему борода.
В награду за причудливость очертаний, местные жители окрестили именами многие
камни и скалы Борового.
Легенды не всегда вымысел. Но всегда отзвук минувшего и эхо в завтрашний день.
Вот и Акылбаевский перевал назван так не случайно. А в память о местном
проводнике по имени Акылбай.
Наверх

Акылбаевский перевал

Жил в местных лесах Акылбай. /В переводе «богатый ум»/. Было у него много детей,
учил Акылбай своих детей любить и хранить свой край, преумножать его богатства.
«Любишь свой край – говорил он, — любишь свою Родину». Был добрым Акылбай,
помогал всем.
Когда вместо нынешней автотрассы были только узенькие тропы, караваны с товаром
проходили здесь и Акылбай помогал им не заблудиться, не сбиться в пути.
Похоронен он на лесном кордоне, названный Акылбаевским.
Акылбаевский перевал делит горы на два хребта: южный и северный. Если гора
Жеке-батыр составляет южный хребет, то северный – гора «Кокше». Эта наивысшая
точка Кокшетауского плоскогорья, ее отметка над уровнем моря 947 метров. Хребет
тянется от озера Айнаколь /Большое Чебачье/ до озера Шортанколь /Щучье/ — 20
километров.
Сакен Сейфуллин, воспевавший красоту Борового в поэме «Кокшетау» писал:
Гора Кокшетау стройна как сосна
Дождями свой лик умывает она
Плывут облака над ее головой,
Справляются: в здравье она иль больна.
Озера ее окружили толпой
И каждое – в чаще лежит золотой.
Коль вы не здоровы – езжайте сюда:
Недуг исцеляет наш воздух лесной.
Гора «Кокше» еще называется горой-модницей: три раза в день в разное время суток
меняет она свой наряд: то темно-фиолетовая, почти черная, то зеленая, то светло
– синяя, почти голубая. Отсюда и название «Синегорье».

Легенда «Окжетпес» — «Не долетит стрела»

У трех сестер уш–кыз был единственный брат, батыр Ок–жетпес, который защищал их
от врагов. Но врагов было очень много, плотной стеной они окружили трех сестер и
батыра. И чтобы не попасть в плен, три сестры и брат встали друг за другом
стеной и окаменели, тем самым, преградили доступ в родной край.
Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных
гигантских плит с закругленными краями, напоминающее громадные матрацы и
подушки. Высота от подножия около 300 метров.
Мы не будем пересказывать все 15 легенд, собранных Чоканом Валихановым об этой
скале. Вот одна из них.
…В 18 веке в этих местах кочевал средний жуз казахов, которым управлял хан
Абылай. Однажды хан Абылай совершил набег на калмыков, взял большие трофеи и у
подножия скалы поделил их.
Осталась одна пленная девушка калмычка. Ей было 17 лет и красота ее только
расцвела. Из–за нее между джигитами разгорелся спор. Каждый хотел взять в жены
красавицу калмычку.
Хан разрешил ей самой выбрать жениха. Девушка понимала, что она не получит
свободы, но не хотела выходить замуж за нелюбимого. На вершине скалы она
закрепила платок и сказала: «Чья стрела долетит до него, за того и выйду замуж».
Многие джигиты стреляли, но ничья стрела не долетела до вершины скалы. Тогда
девушка бросилась в озеро. А на месте ее гибели возник Жумбактас — камень
загадок.
Жумбактас – каменный остров в западной части озера Аулиеколь (Боровое), в
голубом заливе. Его назвали так потому что с разных сторон мы видим разные
профили женщин: с голубого залива можно увидеть профиль красивой молодой
девушки, а с обратной стороны – профиль старухи.

Легенда о боровом

За свою красоту, обилие озер, разнообразие растений и животных Боровое прозвали
«Жемчужиной Казахстана». Центральную часть Кокшетауской возвышенности занимают
горы Кокшетау. Их максимальная высота достигает 947 метров над уровнем моря. Горы
Кокшетау потому так и называются «Голубые горы», что небо над ними синее-синее,
а воздух в этих местах чист и прозрачен. Увенчанные гребнями и пиками, покрытые
сосново-березовыми лесами, небесно-синие горы царственно возвышаются над казахской
степью.
Этот чудесный уголок природы, Синегорье, окутан множеством сказаний и
легенд, и вот одна из них.
Когда Аллах создавал мир, одним народам достались богатые леса, тучные
поля, широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил
только степи. Обидным это показалось казаху и он стал просить Создателя уделить
и ему частицу великолепия природы. И достал Всевышний со дна своего хурджуна и
бросил посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и
хрустальных озер. Разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами,
ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Покрыл горы пестрым ковром из
разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверьем и птицей, озера –
рыбой, луга – насекомыми и бабочками, которых не встретишь в степи на сто
верст.
В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд – Бура. Он
был высок, силен и красив. Шерсть на нем былая густая, белая-белая. Этот
огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем ни общался, никому не
подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил
только из одного озера, которое в народе за чистоту и прозрачность называли
Кумисколь – Серебряное. Каждый день в полдень белый верблюд Бура приходил пить воду
из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских
полчищ и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также
чувствовал и приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно
беспокойным и шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая,
громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно
собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому
верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое им послал бог
Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей.
Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей.
Он собрал шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и
убивали беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А
белый верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их
приближении. И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников
бегством. Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своих ревом,
и стали охотиться уже за ним самим… Они решили его убить.
И вот однажды бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью,
и наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и,
натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила
грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена
брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика,
пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой
коня и умчался.
Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул и пошел к своему родному
озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону
священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда
превратившись в большую белую гору с двумя горбами.
Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор
торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Окрестности Голубых гор, в которых
обитал белый верблюд Бура, казахи с тех пор так и стали называть – Бурабай, а в
русском языке название звучит, как «Боровое».
Подготовила Керимбаева С.Р.,
Центр «Бобек»

Персональный сайт — История и легенды Борового

На сайте

Боровое — жемчужина Казахстана

Боровое — жемчужина Казахстана Давно ли Вы отдыхали…? Вспомните… когда вы встаёте утром, во сколько хотите, а Вас всё равно ждёт завтрак, вне зависимости от того, в котором часу вы встали!! Вам не надо заниматься никакими делами… только отдых, свежий воздух и чистая вода озера Щучье!! Или вам давно хотелось подлечиться? В санаториях Боровской курортной зоны … [далее]

Щу?чинск — курортный город областного подчинения, центр Бурабайского (Щучинского) района Акмолинской области Казахстана. Расположен на озере Щучье, в 75 км к юго-востоку от Кокшетау. Железнодорожная станция «Курорт-Боровое» на линии Петропавловск — Астана. На территории города расположены предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта. Заводы: стекольный, нерудных строительных материалов, железобетонных изделий, молочный завод, мясокомбинат, швейная фабрика. В 25 км к северо-востоку от города находится известный курорт Боровое.

« В сосновом бору »
Нет лучше ничего на свете,
Чем час по возвращению домой,
Когда в бору сосновый ветер
Гуляет весело со мною.
Лицо мне нежно обдувая,
Он треплет волосы мои.
По всему лесу развевает
Бодрящий аромат смолы.
А сосны, словно старожилы,
Раскинув лапищи свои,
Хранят в лесу покой ленивый,
Я – завороженный стою…
В безмолвья царстве растворяясь,
Я в пропасть вечности лечу.
Взять бы, все бросить и растаять,
Но мне это не по плечу.


ЛЕГЕНДЫ О БОРОВОМ
«Когда аллах создавал мир, — говорится в старой легенде, — то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим — красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера – рыбой, луга – насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом.
Название этого чудесного уголка природы в русском языке звучит, как «Боровое». Казахи же издревле говорят — Бурабай. Это название происходит от слова «Бура», что в переводе означает «верблюд». Народ сохранил поэтическую притчу о верблюде, который жил в окрестностях Кокшетау. Он мирно пасся на склонах горы и, почувствовав приближение вражеского войска, взлетал на горную вершину и мощным ревом предупреждал народ о надвигающейся опасности. Одна из скал Кокшетауской горной гряды своими очертаниями напоминает двугорбого верблюда из этой прекрасной легенды.
Высшая точка местности — гора Кокшетау (Голубая гора). Южнее расположена гора Бурабай (690 м) — отличная панорамная точка. Еще южнее расположены Щучинские сопки, самая большая из которых называется Жеке-батыр – одинокий воин (826 м).
Боровое прекраснее любой сказки. Сочетание гор, хвойного леса и озер создает не только неповторимую красоту ландшафтов, но и особый лечебный климат. На территории ГНПП «Бурабай» сосредоточено 35 учреждений стационарного отдыха. Здесь Вы можете найти множество санаториев, туристских баз и пансионатов со всеми атрибутами курорта: ресторанами, барами, магазинами и дискотеками.


Скала Окжетпес овеяна красивой и немного грустной легендой, которая гласит следующее :
« Когда-то давным-давно кочевал здесь средний жуз, на казахские аулы часто делали набеги калмыки, монголы, джунгары. Они убивали мужчин и детей, уводили в рабство женщин и девушек, угоняли скот. Однажды хан среднего жуза со своей дружиной вел бой с калмыками. Калмыков разбил, взял большие трофеи. У подножия этой горы трофеи поделили. Среди пленных была красавица калмычка, многие хотели взять ее в жены, но она ни за кого не хотела выходить замуж. Хан приказал :- Выбирай себе жениха и выходи замуж! Девушка забралась на вершину этой горы и сказала :- Стреляйте джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того и пойду замуж. Долго стреляли джигиты, но ни одна стрела не достигла цели. Хан обозлился и приказал пленнице спускаться с горы. Она знала, что свободы не получит, а замуж выходить не хотела и бросилась с вершины горы в Голубой залив озера Боровое. На месте ее гибели появилась скала Жумбактас, скала-загадка. И действительно, как среди озера могла возникнуть такая чудесная скала-загадка, которую в народе еще называют «сфинкс». Если ехать с Ясной поляны в Боровое, то сначала мы увидим профиль старушки, затем постепенно она будет молодеть и появиться профиль молодой девушки, а с противоположной стороны можно узнать героя мультипликации крокодила Гену.»

Боровое, список галерей:

02.04.11 | Боровое-зима,начало весны, 2011г. | 25 фото | Juolia

31.01.10 | Боровое и окрестности | 51 фото | Juolia

10.07.09 | Голубой Залив, июль 2009 | 18 фото | Spectator

Кухня Казахстана
О казахской национальной кухне. Казахская еда
В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем — чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.
Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски. Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку — зятю или невестке, шейный позвонок — девушкам и т.д. Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутсвующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.
Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон — сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
Национальные напитки кумыс, шубат, кымыран. Целебный напиток кумыс (молоко кобылицы) обладает лечебными свойствами и тонизирующим эффектом и используется для излечения болезней легких и желудочно-кишечного тракта.
Шубат — является среди молочных продуктов наиболее ценным напитком после кумыса, готовится из верБлюжьего молока. Технология приготовления шубата менее сложная, чем кумыса. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Шубат не взбивают, а доводят до кондиции путем перемешивания. Шубат вкусный, жирный и густой напиток. По калорийности и целебным свойствам он не уступает кумысу. Двух-трехдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
Добавляя в верБлюжье молоко коровье или овечье, получают катык, а при добавлении сузбе (густой кислый творог) или курта, получают ежiгей (нежный курт).
Широка и необъятна казахская земля. В разных местах Казахстана шубат называется по разному. В Центральном и Западном Казахстане – шубат, в Южном — кымыран, в Восточном – туйе кымыз (верБлюжий кумыс). Однако способы его изготовления везде одинаковы.
Также кымаран или хымыраан — это напиток обычно сделанный из смеси кипяченной воды с добавкой молока (кислого или пресного). Прохладительный напиток и по-монгольски называется хярам.

В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике — русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы …
Прожив рядом с казахами не одно десятилетие, делясь с ними горем, хлебом и радостью, братские народы не могли не оказать влияние на кулинарное мастерство, быт и культуру казахского народа, заимствовав одновременно лучшие из его культуры и быта.
Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки.
Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.
Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.
И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Легенда о происхождении озера Боровое, Легенды казахского народа, Это интересно, Туры в Узбекистан

Создатель сотворил землю, людей, народы, и стал раздавать им горы, моря, озера, реки и равнины, плодородные угодья. Всем все раздал, а казахам досталась только голая бесконечная степь. Взмолились степные жители, прося у Создателя еще какой-либо природы: разве можно прожить в неоглядной степи и среди пустынь целому народу. И тут понял Создатель, что он нечаянно обидел этот добропорядочный и беспокойный кочевой народ. Заглянул он в свой мешок, в котором хранил природные достопримечательности, а там только остатки гор, несколько красивых лесов, десяток-другой прохладных речек и озер. Но все самое лучшее. Вытряхнул Создатель остатки из своего мешка посредине степи, вот и получилось красивейшее в мире урочище Бурабай, известное как озеро Боровое — «Казахстанская Швейцария».

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА, ЛЕГЕНДЫ БУРАБАЯ — Туристский потенциал Щучинско-Боровской курортной зоны

Настоящее имя Абылая — Абильмансур. Он родился в 1711 году в семье «Красавца Уали сына правителя Туркестана кровожадного Абылая». Чингизид по происхождению, Абылай принадлежал к старшей ветви потомков основателя казахского ханства — Хана Жанибека (XV век).
Во время Жунгарского нашествия (1723 г. Актабан Шубурынды -Алкаколь Сулама — Великое бедствие) погиб отец Абильмансура Уали-султан. По поверью того времени, чтобы не было мести, жунгары уничтожили весь род Уали-султана. Остался живым один Абильмансур благодаря слуге Ораз. Слуга приводит его в ауыл Толе-би, где Абильмансур под именем Сабалак пас верблюдов. Потом Абильмансур со своим слугой приедет в Кокшетау. Род Карауыл принимает молодого султана и воспитывает его настоящим воином -жигитом. В 20-летнем возрасте Даулетбай дарит ему воинские доспехи и коня по имени Шалкуйрык. Этот выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрук (пламя-хвост) первый сподвижник похода молодого султана, Чалкуйрук, на котором Абылай составил себе имя батыра и уважение киргиз (казахов), — написал впоследствии правнук Абылая Чокан Уалиханов. На этом коне и отправился отважный юноша за славой. И добыл ее в боях, находясь всегда в передних рядах атакующих врага воинов.
Вот как описывает первый бой Абылай хана Сабит Муканов в книге «Промелькнувший метеор…» «Но жигит не долго пас байский табун. Джунгарские калмыки появились и на Есиле, разорили много мирных ауылов, увели награбленный скот и пленников. Бии здешнего края собрали совет и решили, объединив разбитые джунгарами силы, догнать врагов и отомстить им. Неподалеку от Балхаша казахи настигли калмыков. Начался жаркий бой. Среди казахских воинов особенно отличался один жигит. Он яростно носился по полю битвы с воинственным кличем «Абылай», меткими и беспощадными были его удары. Многие воины стремились не отстать от храброго всадника. Враг дрогнул. Казахи выиграли сражение, освободили своих соплеменников, вернули захваченный скот.
Когда остыл жар битвы, воины стали припоминать подробности и с удивлением спрашивали друг друга — кто же это выкрикивал имя Абылая. Оказалось, что это был табунщик бая Даулеткельды из рода Карауыл Сабалак. Тут не без помощи самого жигита открылась вся правда. Хан Абылай был дедом Абильмансура и юноша в пылу боя произносил имя деда как победный боевой клич. Хотя Абылай был избран всеказахским ханом в 1771 году на съезде представителей всех трех жузов в мечети Кожа Ахмета Иассауи в Туркестане, его признание султаном, а затем ханом Среднего жуза произошло в 1734 году.
Выше от стеллы Абылай хану в 120 метрах у подножия г.Кокше есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай хана.
По преданию, представители крупных казахских родов Среднего жуза усадили табунщика Сабалак на белую кошму на этот природный трон и провозгласили ханом Среднего жуза. Сам Абильмансур стал именоваться ханом Абылаем.
Род Атыгай и род Карауыл отдали ему в жены шесть красивых девушек и поставили шесть белых юрт.
Согласно преданиям духов — покровителем Абылая был желтый верблюд. Считалось, что если верблюд лежит на дороге головой к месту сражения, Абылая ждет победа, если наоборот — неудача или поражение. Усилия Абылая были направлены на создание сильного и независимого казахского государства. Сохраняя политическую независимость Абылай отказался от принесения присяги в Петербурге.
Абылаю удалось не только отстоять территориальную целостность Казахстана, возвратить и расширить казахские кочевья, но и укре¬пить государственность, поднять международный престиж Казахского ханства.
Дожив до 70 лет, Абылай заболел и он вызвал верного Бухар-Жырау (сказитель). «Есть ли неисполненные мечты, пожелания? -спросил старый мудрец. Простившись с верным другом, Абылай высказал три заветных желания:
— Пролито много крови, но если бы я не проливал ее, то это сделали бы мои враги.
— Мой народ так и не успел повернуться лицом к матушке земле, не успел я построить города.
— Не успел таки объединиться народ, много в нем оказалось раскольников…»
Хан Абылай умер в Ташкенте в 1781 году и был похоронен в мечети Кожи Ахмета Яссави в Туркестане. Заветные мечты Великого Абылая — свобода, Независимость и единство — выполнили его благородные потомки. Казахстан стал независимым светским государством. Суверенный Казахстан возглавляет первый всенародно избранный Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Бурабай
Высшая точка южного хребта горы Кокшетау — гора Бурабай расположена в центральной части Кокшетауской горной гряды. Гора Бурабай хорошо видна с остановки Акылбайасуы (Акылбайский перевал или «Ракушечник»).
Слово Бурабай к «Боровое» никакого отношения не имеет. Бура — по-казахски «Грозный верблюд-самец с белой головой и телом, поросшим черной шерстью». Гора похожа на двугорбого верблюда. Исконное название урочища Бурабай, а не «Боровое».
Народное предание объединило одним этим названием и горы, и лучшие озера в этом прекрасном краю, и весь этот горный край, писал Сабит Myканов в своей книге «Промелькнувший метеор». О народном поэтическом сказании — вещем верблюде «Бура», который жил в окрестностях Кокшетау, каждый автор приводит свои интерпретации.
Мы придерживаемся первой части легенды, приведенной в книгах Валериана Михайлова «Бурабай» и Жанайдара Мусина «Жер шоктыгы Кокшетау», Сергея Никитина в книге «Боровое». Двугорбый, чистый как снег, красавец-верблюд Бура жил в окрестностях Кокшетау. В обычное мирное время красавец Бура пасся близ горы Кокшетау, попивая прохладную воду из лесного озера.
Но медовое разнотравье ни на миг не притупляло его чутья — первым предугадывал вещий верблюд приближение народной беды и тогда взлетал па вершину Кокшетау и могучим ревом предупреждал людей о надвигающейся опасности. Услышав тревожный клич Буры, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились к бою с врагом.
Вторая половина легенды связана с именем самого младшего сына Абылай хана Касым-султаном. Его представляют жестоким, хвастливым, тщеславным, подстрелившим из лука вещего верблюда в самое сердце. Это не увязывается с историей Бурабая. Гора Бурабай до рождения Касыма называлась Бурабай. Касым-султан был исторической личностью, продолжавший дело своего отца.
В официальных царских документах о нем писали так; «Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Аблайханова, которое по богатству, по родственным связям и по предприимчивости своей обладает огромным влиянием на умы киргизов и почитает происхождение свое от хана Абылая за законное право на верховную власть над всею Среднею Ордой».
Сыновья Касыма — Саржан, Есенгсльды, Кенссары хан, Наурыз-бай и внук его Сыздык были народными героями, отдавшие свои жизни за свободу и независимость Казахстана. Поэтому легенду надо завершить по другому… Преградив путь к наступающим врагам вещий верблюд Акбура превратился в горы Бурабай.
Жумбактас
В северной части оз. Аулиеколь, между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посередине залива остров -нагромождение выветревших матрасовидных пластов гранита образует причудливую фигуру, издавна названной скалой Жумбактас, то есть скала — загадка.
Действительно, если Вы идете от Голубого залива к скале Окжетпес и наблюдаете за изменением конфигурации Жумбактас, то увидите с точки «Голубой залив» профиль красивой молодой женщины. Медленно идете, всматриваясь среди сосен за Жумбактас, и Вы увидите как профиль молодой женщины превращается в профиль женщины среднего возраста и, наконец, на конечной точке наблюдения, против скалы Окжетпес в профиль старушки. Наоборот с точки наблюдения Окжетпес профиль старушки постепенно будет молодеть, и мы увидим профиль молодой девушки.
В легенде говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпес.
Автор описывает свое видение Жумбактас — как профиль молодой девушки постепенно превращается в профиль старухи, тем самым подтверждая происхождение слова Жумбактас — камень-загадка.
Большинство русскоязычных авторов Жумбактас называют «Сфинксом», пренебрегая его исконным названием, или не зная, что такое «Сфинкс». «Сфинкс» — это древний колосс, высеченный из известнякового монолита длиной 70 м и высотой 20 метров — единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. «Сфинксом» его прозвали древние греки. В их мифологии это имя носило чудовище с человеческим лицом и телом льва, наводившее ужас на жителей фив и убитое Эпидом. Арабы называли его Абу-Эль-Холь — «Отец ужаса».
Сфинкс и три пирамиды в Гизе появились в эпоху IY династии Древнего царства, около 5 тысяч лет назад. Это было время царствования сына Хеопса, фараона Хефрена, который и изображен в виде лежа¬щего льва — символа силы и храбрости.
Пещера любви, Настасьина гора
Знаменитый силач, виртуозный домбрист, ловкий наездник, певец, акын и боец Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймурзин) был любимцем народа Сары-Арки. Еще при жизни о Балуан Шолаке слагались легенды.
История любви Балуана Шолака к дочери станичного атамана Астафова Настасье стала легендой. Балуан Шолак выкрал Настасью из дома Астафова, предъявив требования освободить из-под ареста его друзей. Балуан Шолак увозит Настасью в горы, прячет у озера Айнаколь в прибрежных скалах Кокше. В неожиданной схватке с медведем Балуан Шолак получает ранение. Настасья выходила раненного Балуан Шолака. Балуан Шолак поет девушке о любви, о свободе, о счастье. Им хорошо вдвоем. Девушка и батыр не обрадовались, когда получили письма-обязательства от атамана, в котором он выхлопотал для Балуан Шолака все, что он требовал.
Настасья возвращается в семью, Балуан Шолак в свой родной ауыл. Астафов решает немедленно отправить дочь в город к родственникам. Настасья пишет письмо Балуан Шолаку, но его перехватывает брат Настасьи Евграф. Евграф предлагает воспользоваться случаем, послать батыру письмо от Настасьи, назначить свидание, заманить и убить Балуан Шолака. Астафов соглашается.
Коварный ход удался. Настасья назначает свидание любимому, пишет в письме о намерении навсегда покинуть родной дом, ставший постылым и уйти с Балуан Шолаком. Балуан Шолак едет к месту встречи с Настасьей на берег оз.Айнаколь, к скале, на которой он когда-то провел начало времени с девушкой. Балуан Шолак видит девушку в условленном месте, радуется, взбирается наверх. Влюбленные бросаются в объятия друг другу. В этот самый миг раздается сухой щелчок выстрела. Настасья ощущает на своей щеке влагу, проводит рукой и видит кровь.
— Меня, кажется, ранили, — говорит ей Балуан Шолак.
Настасья делает непроизвольный шаг. Тотчас же за се спиной из-за камней вырастают с оружием в руках наемники Астафова и Евграф. Девушка поражена. Настасья понимает обстановку и с криком -Балуан, нас обманули, — бросается со скалы в озеро.
— Настя! — бросается Балуан Шолак к краю скалы. Наемники стреляют в спину Балуан Шолака из револьвера. Балуан Шолак падает на колени, подползает к краю, бросается вниз, в озеро. Настасья погибает, а Балуан Шолака в беспамятстве вытаскивают из озера. Могучий организм Балуана поборол смерть. Только теперь другим он стал, иные песни срывались с его уст, печаль застыла в его глазах.
В память о трагических событиях, разыгравшихся в Бурабае, остались легенды. Место свидания двух влюбленных называется Настасьина горка, пещера, где прятал Балуан Шолак выкраденную Настасью называется «пещерой любви». Имя Балуан Шолака вошло в историю. Шедевром казахского песенного творчества стала его песня «Галия» — прощальная улыбка его последней любви на склоне лет.
Болектау
Узкий перешеек между озерами Айнаколь и Аулиеколь является продолжением массива Кокшетау. Скалы Темиртау подымаются на 175 метров, Болектау — на 146 метров над уровнем озера Аулиеколь.
У подножья Болектау, расположен санаторий Вооруженных Сил Республики Казахстан. Лишь небольшим возвышением отделен от него санаторий «Боровое» для активных форм туберкулеза. Со скал Болектау открывается замечательный вид на озеро Аулиеколь, Кокше, озеро Айнаколь, на поселок Боровое, курортные здания Окжетпес и на лесные массивы в сторону Жекебатыр.
Жекебатыр
К северу от горы Бурабай — гора Жекебатыр (Одинокий батыр). Горы Жекебатыр хорошо видно с остановки Акылбайасуы с поляны Абылай хана. Действительно, вдали на горизонте будто бородатый богатырь, не сняв с головы шлема, спит в вечном сне на зеленом лесном одеяле.
Жанайдар Мусин в своей книге «Жер шоктыгы Кокшетау» приводит интересную легенду. В одном ауле рос батыр, пока он был маленький, прыгал, бегал, горя и нужды не знал. Однажды на аул напали джунгарские калмыки. Аульчане не смогли объединиться и дать отпор неприятелю. Тогда молодой батыр взял коня, шлем, кольчугу и выехал из аула, чтобы собрать и объединить батыров других родов. В пути он встретился с батырами других родов и племен, которые не решились объединенной силой выступить против врага.
Тогда молодой батыр решил один бороться и вступил в бой с врагами. Долго боролся, ослеп, оглох, враги одолели его. Могучее тело батыра не выдержало натиска многочисленного неприятеля и он упал на спину, и заснул вечным сном. Батыра за одиночество звали Жекебатыр (Одинокий батыр).

Казахские народные сказки | Легенды о родной земле | Легенда о боровом

Горы Кокшетау потому и называются так «Голубые-небесные горы», что небо над ними синее-синее, а воздух в этих местах чист и прозрачен. В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд — Бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть на нем была густая, белая-белая. Этот огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил только из одного озера, которое в народе за чистоту и прозрачность называли Кумисколь — Серебряное. Каждый день в полдень белый верблюд Бура приходил пить воду из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских полчищ и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также чувствовал и приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно беспокойным и шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая, громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое им послал бог Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей.
Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей. Он собрал шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и убивали беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А белый верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их приближении. И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников бегством. Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своим ревом, и стали охотиться уже за ним самим… Они решили его убить.
И вот однажды Бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью, и наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и, натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика, пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой коня и умчался.
Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул назад и пошел к своему родному озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда превратившись в большую белую гору с двумя горбами.
Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Местность, в которой обитал белый верблюд Бура, так и стали называть — Бурабай, а озеро с серебристой водой, где он утолял жажду, назвали Боровое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *