Легенда о бурабае на русском

Одной из «визитных карточек» Борового считается «голубая гора» Кокшетау, по-русски ее называют «Синюха». Высота горы составляет 947 метров, она является частью Кокшетауской возвышенности — низкогорного массива в северной части Казахского мелкосопочника.

«Покорить» Кокшетау можно, однако в летнее пожароопасное время самостоятельные восхождения запрещены, а сама местность тщательно охраняется лесниками. Если вы нарушите запрет, это будет караться большим штрафом — и поделом. Увы, на самой горе виден словно светло-зеленый рубец — длинная рана на темном фоне. Это последствия пожара, после которого молодые березы, создающие нежно-зеленый фон, уже успели вырасти, а вот сосны — еще совсем юны и низки.

Местные достопримечательности можно посетить как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами экскурсоводов — это недорого и интересно. Экскурсии в среднем обходятся в 1 000–4 000 тенге на человека, в зависимости от дальности и сложности маршрута. Для желающих изучать тайны Бурабая самостоятельно напомним: въезд на территорию национального парка платный, его стоимость составляет 241 тенге с человека.

Об этом живописном месте издревле ходит немало легенд, некоторые из них схожи между собой, в иных же сюжет может кардинально отличаться. Существует и сказание о том, как появился сам край Бурабай.

По одной из наиболее популярных и любимых местными жителями легенд, когда Творец создавал мир, он раздавал всем народам самые разные природные богатства. Кому-то достались высокие и красивые горы, кому-то — обширные леса, кому-то — реки и озера, а казахам досталась только бескрайняя степь. Людям стало обидно из-за такой несправедливости, и они пошли к Всевышнему, чтобы попросить у него хотя бы чуточку той природной красоты, что была у других народов.

Создатель согласился с просьбой, но когда он опустил руку в свой мешок с дарами, оказалось, что тот был практически пуст. Лишь на самом дне он обнаружил остатки всего понемногу: небольших скал и гор, чистых горных родников, прозрачных озер, густых лесов. Тогда он бережно собрал всё в ладони и бросил посреди казахской степи. Так и появилось одно из красивейших мест Казахстана, где, пусть и понемногу, есть практически всё, что нужно человеку для счастья.

Конечно, это только красивая история. На самом же деле рождалась эта местность совсем иначе. Некогда эти земли покрывало море. Со временем тектоническая активность позднего палеозоя привела к изменению рельефа, море измельчало, возвышенности росли, и, в конце концов, от бескрайних водных гладей остались только озера и множество невысоких гор и скал.

Содержание

Легенда о боровом

За свою красоту, обилие озер, разнообразие растений и животных Боровое прозвали
«Жемчужиной Казахстана». Центральную часть Кокшетауской возвышенности занимают
горы Кокшетау. Их максимальная высота достигает 947 метров над уровнем моря. Горы
Кокшетау потому так и называются «Голубые горы», что небо над ними синее-синее,
а воздух в этих местах чист и прозрачен. Увенчанные гребнями и пиками, покрытые
сосново-березовыми лесами, небесно-синие горы царственно возвышаются над казахской
степью.
Этот чудесный уголок природы, Синегорье, окутан множеством сказаний и
легенд, и вот одна из них.
Когда Аллах создавал мир, одним народам достались богатые леса, тучные
поля, широкие реки, другим красивые горы и голубые озера. Казах же получил
только степи. Обидным это показалось казаху и он стал просить Создателя уделить
и ему частицу великолепия природы. И достал Всевышний со дна своего хурджуна и
бросил посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и
хрустальных озер. Разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами,
ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Покрыл горы пестрым ковром из
разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверьем и птицей, озера –
рыбой, луга – насекомыми и бабочками, которых не встретишь в степи на сто
верст.
В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд – Бура. Он
был высок, силен и красив. Шерсть на нем былая густая, белая-белая. Этот
огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем ни общался, никому не
подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил
только из одного озера, которое в народе за чистоту и прозрачность называли
Кумисколь – Серебряное. Каждый день в полдень белый верблюд Бура приходил пить воду
из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.
Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских
полчищ и своим громким криком предупреждал людей об опасности. Бура также
чувствовал и приближающиеся к хану болезни, и в такие дни становился особенно
беспокойным и шумным. Перед тревожными днями белый верблюд Бура, не переставая,
громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно
собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди поклонялись белому
верблюду, как божеству, считали его священным животным, которое им послал бог
Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей.
Прошло много лет. И вот среди людей появился один кровожадный злодей.
Он собрал шайку таких же подлых и злых людей, как он сам. Они грабили бедных и
убивали беззащитных, безжалостно истребляли диких зверей, птиц и животных. А
белый верблюд Бура стал своим ревом предупреждать животных и людей об их
приближении. И не стало у разбойников удачи. Звери спасались от злых разбойников
бегством. Но и злодеи прознали о том, что Бура предупреждает всех своих ревом,
и стали охотиться уже за ним самим… Они решили его убить.
И вот однажды бура шел, рассекая густой лес своей мощной белой грудью,
и наткнулся на охотников. Один из разбойников тут же выхватил большую стрелу и,
натянув лук, прицелился прямо в грудь белому верблюду. Железная стрела пробила
грудь священного животного и вышла через один из его горбов. Кровавая пена
брызнула из пасти верблюда, и тут он громко взревел и бросился на обидчика,
пытаясь растоптать его железными копытами. Спасаясь, разбойник ударил камчой
коня и умчался.
Белый верблюд, чуя приближение конца, повернул и пошел к своему родному
озеру с серебристой водой. Перед самой смертью он повернул голову в сторону
священной Каабы и закрыл глаза. Священное животное так и замерло, навсегда
превратившись в большую белую гору с двумя горбами.
Высота этой горы достигает 690 метров. Из заднего горба до сих пор
торчит стрела, пронзившая насквозь животное. Окрестности Голубых гор, в которых
обитал белый верблюд Бура, казахи с тех пор так и стали называть – Бурабай, а в
русском языке название звучит, как «Боровое».
Подготовила Керимбаева С.Р.,
Центр «Бобек»

О Бурабае | Усадьба Смотрицких

Бурабай (Burabai, Боровое, Borowoe) — национальный заповедник Республики
Казахстан, оазис в степях средней Азии, отличное место чтобы провести здесь
отпуск или приехать на выходные.
Бурабай – благословенный край тишины, кристально чистого воздуха, синих гор и
изумрудных озер.
Бурабай – так назвали урочище казахи, где навсегда по народной легенде поселился
вещий верблюд – Бура.
Возник наш край 5 миллионов лет назад по утверждению ученых в результате
начавшегося горообразования. Сотни миллионов лет назад, в палеозое, территория
нынешнего Бурабая находилась под морем.
Но вот в эпоху Герцинской складчатости морское дно вздыбилось, где то на
огромной глубине началось горообразование и море стало мелеть, а потом и вовсе
исчезло, лишь удержалась на поверхности россыпь озер и лагун.
Прошли миллионы лет и вновь на глубине содрогнулась земля, пробив трещины, и
мощно выплеснулись под землю реки расплавленного менита и гранита, давя и плавя
осадочные толщи. В многочисленные трещины, прорезавшие толщу осадочных пород
вторглась горячая каменная масса, образовав жилы гранита, пегматита, порфирита.
И вновь территория Бурабая оказалась под морем, которое продолжало разрушение
толщи осадочных пород, впоследствии в эти места наползли ледники.
По прошествии ледниковой эпохи осадочная толща истончилась, и извержения
коренных пород выступили на дневную поверхность. Постепенно вода, ветер, холод и
зной так отделали крепчайшие каменные матрацы, что пришедшим сюда людям стало
казаться, будто всесильный, с богатой выдумкой ваятель приложил к гранитным
скалам свой могущественный резец.
На склоне горы Синюхи была найдена пещера первобытного человека, которая, к
сожалению, была завалена. На дне озера Котырколь были найдены бивни мамонта.
Стихотворение Щербакова
Так говорят ученные.
А старая казахская легенда, отраженная в стихотворении В.Щербакова, гласит о
возникновении края иначе:
Есть, я знаю, у казахов свой герой — Алдар-Косе
Это он догнал Аллаха на ничейной полосе.
— «Слушай, друг, зачем обидел
Это ж надо так суметь
Иль страну совсем не видел,
Дав казахам только степь.
Где же нам в лучах палящих
Отдохнуть в конце пути
Ни лесов, ни гор щадящих, водопоя не найти.»
Но Аллах не очень верил,
Бросил несколько камней,
А Косе войдя в доверье, сделал так,
Чтобы верней. Он с дырой в мешке
Аллаха в путь дальнейший проводил.
И Аллах страну казахов, не желая, наградил.
Легенды о Бурабае
Вы можете бродить по лесу, искупаться в озере, а после — попариться в баньке.
Наловить рыбу — сварить уху и заварить чай в самоваре на шишках!
Сафари на джипах, конные прогулки, вояж на катамаранах — величайший выбор
развлечений, Вам нужно только выбрать как Вы хотите отдохнуть. Круглый год —
Всесезонные развлечения! Берите родных, близких, друзей — отдых в Усадьбе
Смотрицкого это то, что Вам нужно!

Легенда «Бурабай»

Двугорбый, чистый как снег красавец верблюд – Бура – жил в степях Кокшетау.
Могучим, вещим и бессмертным был он.
Быстроногим как тулпар, любил он гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду
холодной озерной водой. Молчаливым, замкнутым, но доверчивым был Бура, не
нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Но как только беда –джут- или
война надвигались на край родной, лишь грозило народу несчастье, Бура
преображался. Птицей взлетал он над Кокше, и трубил.
Громоподобный рев разносился в окрестностях, содрогались горы и леса, замирала
степь, стада сбивались в кучу, скулил псы, взлетали с насиженных мест птицы,
разбегались звери. Небо заволакивалось тучами, гремели грозы, падали ливни, но
громче гроз и ливней трубил Бура.
Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву
небу, точили копья и ножи, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов
белые рубахи, готовились к бою с врагом.
Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, ядовитой стрелы. Но однажды на пути
к водопою повстречался Буре надменный Касымхан, сын правителя орды Абылая.
Хвастаясь силой и меткостью глаза перед свитой джигитов, Касым вложил в лук
стрелу и пустил ее в самое сердце двугорбого вещуна. Бура взвыл от боли, и упал
на передние ноги.
Жестокому Касымхану отрадны предсмертные муки верблюда: хохочя, вонзал он одну
ядовитую стрелу за другой, в голову, в глаза, в живот умирающего Буры. Верблюд
выл гневно, и народ услышал, понял вещий глас: наступит скорый конец ханскому
роду Абылая.
Кровь и слезы сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее разбуженное горем
озеро. Трубя и стеная, Бура полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но Касымхан
воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. И застыл Бура, не дополз до живой
воды, превратился в камень, стал горой.
Наверх

Легенда «Жеке—батыр»

Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы и большой мечты, молод был,
песни пел, не знал заботы. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и
опечалился.
Аул тревожили набеги джунгар – с востока и юга, волжских калмыков с запада.
Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи –
дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды.
Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на все рукой и решил про себя: уйду из
аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче сородича одарю добром, может
утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу.
Выковал себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился на край света за
счастьем.
В пути встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шел добывать счастье для
своего рода, что лежало за вражеским кордоном, под охраной несметной рати. Один
из чужих батыров уговаривал других: не надо ходить за счастьем в одиночку, за
счастьем надо идти всем вместе. Дорога к счастью трудна, и чтобы достичь цели,
рядом с тобой должен быть друг и товарищ, однодорожник-жолдас.
Но никто из воинов не внял одинокому гласу, каждый думал только о себе, о своем
счастье. Помолчали и разъехались. Каждый пошел своей дорогой.
Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы
преградили ему путь. Долго бился батыр с врагами, но не смог одолеть несметные
полчища. Враги как саранча насели на него, ослеп и оглох могучий батыр.
И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и
бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, упал посреди степи
побежденный воин и окаменел, уснул вечным сном.
Лежит камнем одинокий батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю
земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. Горе горькое как полынь
осталось в сердце народном.

Поэма «Кокшетау»

Сакен Сейфуллин в поэме «Кокшетау» воспевает Жеке-батыра:
Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта Жеке-батыр.
А было батыру лет сорок тогда
Гора его тело, скала – голова
Спит в шлеме батыр, нос батыровый прям,
А грудь покрывает ему борода.
В награду за причудливость очертаний, местные жители окрестили именами многие
камни и скалы Борового.
Легенды не всегда вымысел. Но всегда отзвук минувшего и эхо в завтрашний день.
Вот и Акылбаевский перевал назван так не случайно. А в память о местном
проводнике по имени Акылбай.
Наверх

Акылбаевский перевал

Жил в местных лесах Акылбай. /В переводе «богатый ум»/. Было у него много детей,
учил Акылбай своих детей любить и хранить свой край, преумножать его богатства.
«Любишь свой край – говорил он, — любишь свою Родину». Был добрым Акылбай,
помогал всем.
Когда вместо нынешней автотрассы были только узенькие тропы, караваны с товаром
проходили здесь и Акылбай помогал им не заблудиться, не сбиться в пути.
Похоронен он на лесном кордоне, названный Акылбаевским.
Акылбаевский перевал делит горы на два хребта: южный и северный. Если гора
Жеке-батыр составляет южный хребет, то северный – гора «Кокше». Эта наивысшая
точка Кокшетауского плоскогорья, ее отметка над уровнем моря 947 метров. Хребет
тянется от озера Айнаколь /Большое Чебачье/ до озера Шортанколь /Щучье/ — 20
километров.
Сакен Сейфуллин, воспевавший красоту Борового в поэме «Кокшетау» писал:
Гора Кокшетау стройна как сосна
Дождями свой лик умывает она
Плывут облака над ее головой,
Справляются: в здравье она иль больна.
Озера ее окружили толпой
И каждое – в чаще лежит золотой.
Коль вы не здоровы – езжайте сюда:
Недуг исцеляет наш воздух лесной.
Гора «Кокше» еще называется горой-модницей: три раза в день в разное время суток
меняет она свой наряд: то темно-фиолетовая, почти черная, то зеленая, то светло
– синяя, почти голубая. Отсюда и название «Синегорье».

Легенда «Окжетпес» — «Не долетит стрела»

У трех сестер уш–кыз был единственный брат, батыр Ок–жетпес, который защищал их
от врагов. Но врагов было очень много, плотной стеной они окружили трех сестер и
батыра. И чтобы не попасть в плен, три сестры и брат встали друг за другом
стеной и окаменели, тем самым, преградили доступ в родной край.
Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных
гигантских плит с закругленными краями, напоминающее громадные матрацы и
подушки. Высота от подножия около 300 метров.
Мы не будем пересказывать все 15 легенд, собранных Чоканом Валихановым об этой
скале. Вот одна из них.
…В 18 веке в этих местах кочевал средний жуз казахов, которым управлял хан
Абылай. Однажды хан Абылай совершил набег на калмыков, взял большие трофеи и у
подножия скалы поделил их.
Осталась одна пленная девушка калмычка. Ей было 17 лет и красота ее только
расцвела. Из–за нее между джигитами разгорелся спор. Каждый хотел взять в жены
красавицу калмычку.
Хан разрешил ей самой выбрать жениха. Девушка понимала, что она не получит
свободы, но не хотела выходить замуж за нелюбимого. На вершине скалы она
закрепила платок и сказала: «Чья стрела долетит до него, за того и выйду замуж».
Многие джигиты стреляли, но ничья стрела не долетела до вершины скалы. Тогда
девушка бросилась в озеро. А на месте ее гибели возник Жумбактас — камень
загадок.
Жумбактас – каменный остров в западной части озера Аулиеколь (Боровое), в
голубом заливе. Его назвали так потому что с разных сторон мы видим разные
профили женщин: с голубого залива можно увидеть профиль красивой молодой
девушки, а с обратной стороны – профиль старухи.

Статьи из газеты — Легенда №1

Встречаются казахстанцы в Турции, и один другому говорит: «Что? Денег на Боровое не хватило?». В последнее время это одна из самых известных шуток среди туристов нашей страны. А ведь действительно, эту жемчужину Казахстана сравнивают не только с известными по всему миру курортами Турции, но и называют второй Швейцарией.
Природа Борового — это множество озер, лесов и горных вершин. Пейзажи, которые здесь открываются взору, вскружат голову любому, даже искушенному туристу. Добавим, часть этих мест входит во владение Государственного национального парка.

Копейка рубль бережёт

Итак, вы решили отправиться в путешествие по Казахстану. Обязательно съездите в сердце северного региона нашей страны. Что касается финансовой стороны дела, да, действительно, будет затратно, если вы остановитесь в гостинице. Но, выбрав бюджетный вариант (аренда домика или квартиры), пощадите свой кошелек. Стоимость самого дешевого дома — 8000 тенге в сутки. Добраться до «Швейцарии» восточноказахстанцам можно на такси из Астаны. С человека водители берут 2000 тенге. Время в дороге займет не более трех часов. Можно воспользоваться автобусом или даже скоростной электричкой Астана — Кокшетау. Выбор за вами. Если вы решите ехать на собственной машине, то помните: въезд на территорию курорта «Боровое» платный — 250 тенге с человека, так как это территория Национального парка. Местным жителям — бесплатно. По желанию можно воспользоваться услугами гида. Услуги экскурсовода обойдутся примерно от 3000 тенге. Не забываем, что на развлечения, а в Боровом их очень много, тоже понадобятся финансы.

Бурабай или Боровое?

Попав сюда, вы полностью окунетесь в прошлое, курорт пронизан легендами. Как правильно: Бурабай или Боровое? Оказывается, Бурабай не является переводом.

— Боровым назвали русские переселенцы от слова «бор», так как здесь имеется реликтовый сосновый бор, —
рассказывают местные жители.
Откуда тогда появилось название Бурабай?

— Легенда гласит: раньше в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец-верблюд Бура. Он был могучим и быстроногим, как тулпар, оберегал живущих здесь людей. В тот момент, когда на родную землю надвигались враги, Бура превращался в птицу, взлетал и трубил. В окрестностях разносился громоподобный рев. Услышав тревожный клич верблюда, люди собирались вместе, забивали скот в жертву небу, готовили копья, луки и стрелы для защиты. Народ почитал Буру, стерег от дурного глаза, — с придыханием рассказывают коренные жители. — Но однажды на пути к водопою Буре повстречался сын Абылая — надменный Касым хан. Хвастаясь силой и меткостью глаза, он убил ядовитой стрелой Буру. Кровь и слезы Буры сливались в один ручеек и стекали в озеро. Он полз к озеру, чтобы глотнуть воды. Но хан воткнул в белое тело верблюда кривой кинжал. Бура не дополз до живой воды, превратился в камень и стал горой…

Места, которые обязательно нужно посетить в Боровом:

«Ракушка»

Начать свой маршрут путешествия советую со смотровой площадки «Ракушка». Ее вы увидите как раз тогда, когда заедете в Национальный парк. Именно отсюда открывается вид на красивейшие горы: Бурабай (тот самый застывший верблюд), Кокшетау — самая высокая гора и Жеке-батыр — одинокий воин.
Кругом сосны. Воздух здесь особенный! Он обладает лечебными свойствами. В 1910 году доктор медицины Петр Емельянов привез сюда на лечение своего сына, больного туберкулезом. Как рассказывают местные, после того как ребенок выздоровел тут, Емельянов открыл в Бурабае санаторий. Сейчас здесь получают лечение люди с самыми различными заболеваниями: от расстройства желудка до туберкулеза.
По пути к «Ракушке» вы можете увидеть «дерево желаний», увешанное цветными ленточками.
Иманаевский родник
Он находится в парке «Боровое», примерно в 200 метрах от дороги. Родник напоминает небольшой водопад. Начало берет в горах. Чтобы набрать его кристально чистой и лечебной воды, обязательно возьмите с собой бутылку.
Кстати, сотни миллионов лет назад территория нынешнего Бурабая находилась под морем. Но через время на огромной глубине началось горообразование, и море стало мелеть, а потом и вовсе исчезло, остались лишь озера и мелкие водоемы.
В Национальном парке расположено 14 озер, наиболее известными из которых являются Боровое, Котырколь, Горное, Щучье, Карасье и Лебединое.
Здесь же в парке вы можете попасть в рощу «танцующих» берез, о которых тоже ходят легенды. В народе рассказывают, что березы — это девушки, которые пели и плясали в белых платьях и застыли, испугавшись хана. Можете захватить с собой и корзину для грибов, в этой местности их много.
Поляна Абылай хана
Это одно из самых популярных мест в Боровом. Опять погружаемся в прошлое. Тут стоит гранитный трон великого правителя. Местные считают это место священным и верят, что если загадать желание и обойти вокруг трона семь раз, то желание непременно сбудется. Однако кто-то поставил рядом табличку, что трон не является местом для поклонения, а просто уникальный памятник живой природы. Однако коренные жители рассказывают, что здесь особый микроклимат, который способствуют омоложению организма. В центре поляны возвышается стела, которую установили в честь 280-летия Абылай хана. Отсюда открывается прекрасный вид на горы. Если включить воображение, то можно увидеть «пьяного ежика». Местные даже шутят: «Если ты в Боровом не видел «пьяного ежика», то ты не был в Боровом».
Кроме того, на поляне хана функционирует этноаул. Можно заглянуть в юрты, покататься на алтыбакане и сделать фотографию с беркутом. Фото стоит 500 тенге, в национальной одежде — 1000. Кстати, фотографировать вас будет настоящий беркутчи.
Совет:
Обязательно попробуйте кумыс и кокшетауское мороженое — визитные карточки Бурабая.

Озеро Боровое — Аулиеколь

Аулиеколь – «священное озеро» — является одним из крупнейших в системе Кокшетауских озер. Здесь можно вдоволь накупаться и покататься на лодках. Прямо посреди водной глади вы увидите одну из главных достопримечательностей этой местности — скалу-загадку Жумбактас. С одной стороны можно разглядеть профиль красивой молодой девушки, с другой — скала «превращается» в старушку. Если посмотреть еще под другим углом, то и вовсе можно увидеть Крокодила Гену или загадочного сфинкса. Рядом расположена еще одна визитная карточка Бурабая — скала Окжетпес. Об этой скале сложено больше всех легенд и сказаний.

Гора Болектау

Сюда вы должны попасть всенепременно! Именно здесь открывается потрясающая панорама почти на все достопримечательности Борового. Жумбактас, Окжетпес и озеро Аулиеколь — все как на ладони. Конечно, немного придется приложить усилий и подняться на вершину, но это несложно: тропа очень удобная, ходьба займет всего 20 минут. Кстати, изображение именно этого места печатают на всех открытках.
К слову, в 1911 году в Нью-Йорке проходила фотовыставка, где один из фотографов представил снимки Борового, и они заняли второе место после Швейцарии, отсюда и название «казахстанская Швейцария». Данный факт исторически зарегистрирован.
Очень много легенд о Бурабае осталось в блокноте, полосы в газете не хватит, чтобы описать всю красоту жемчужины нашей страны.

Персональный сайт — История и легенды Борового

На сайте

Боровое — жемчужина Казахстана

Боровое — жемчужина Казахстана Давно ли Вы отдыхали…? Вспомните… когда вы встаёте утром, во сколько хотите, а Вас всё равно ждёт завтрак, вне зависимости от того, в котором часу вы встали!! Вам не надо заниматься никакими делами… только отдых, свежий воздух и чистая вода озера Щучье!! Или вам давно хотелось подлечиться? В санаториях Боровской курортной зоны … [далее]

Щу?чинск — курортный город областного подчинения, центр Бурабайского (Щучинского) района Акмолинской области Казахстана. Расположен на озере Щучье, в 75 км к юго-востоку от Кокшетау. Железнодорожная станция «Курорт-Боровое» на линии Петропавловск — Астана. На территории города расположены предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта. Заводы: стекольный, нерудных строительных материалов, железобетонных изделий, молочный завод, мясокомбинат, швейная фабрика. В 25 км к северо-востоку от города находится известный курорт Боровое.

« В сосновом бору »
Нет лучше ничего на свете,
Чем час по возвращению домой,
Когда в бору сосновый ветер
Гуляет весело со мною.
Лицо мне нежно обдувая,
Он треплет волосы мои.
По всему лесу развевает
Бодрящий аромат смолы.
А сосны, словно старожилы,
Раскинув лапищи свои,
Хранят в лесу покой ленивый,
Я – завороженный стою…
В безмолвья царстве растворяясь,
Я в пропасть вечности лечу.
Взять бы, все бросить и растаять,
Но мне это не по плечу.


ЛЕГЕНДЫ О БОРОВОМ
«Когда аллах создавал мир, — говорится в старой легенде, — то одним народам достались богатые леса, тучные поля и широкие реки, другим — красивые горы и голубые озера. Казах же получил только степи. Обидным это показалось казаху, и он попросил Создателя уделить и ему частицу великолепия природы. И вот Аллах выскреб со дна своего коржуна (сумки) и рассыпал посреди безбрежной ковыльной степи остатки живописных гор, скал и озер с хрустально-чистой голубоватой водой, разбросал щедрой рукой изумрудные луга, покрытые цветами, ключи со студеной водой и весело журчащие ручьи. Прикрыл горы пестрым ковром из разнообразных деревьев и кустарников, населил леса зверями и птицами, озера – рыбой, луга – насекомыми и бабочками, каких не встретишь в степи на сто верст кругом.
Название этого чудесного уголка природы в русском языке звучит, как «Боровое». Казахи же издревле говорят — Бурабай. Это название происходит от слова «Бура», что в переводе означает «верблюд». Народ сохранил поэтическую притчу о верблюде, который жил в окрестностях Кокшетау. Он мирно пасся на склонах горы и, почувствовав приближение вражеского войска, взлетал на горную вершину и мощным ревом предупреждал народ о надвигающейся опасности. Одна из скал Кокшетауской горной гряды своими очертаниями напоминает двугорбого верблюда из этой прекрасной легенды.
Высшая точка местности — гора Кокшетау (Голубая гора). Южнее расположена гора Бурабай (690 м) — отличная панорамная точка. Еще южнее расположены Щучинские сопки, самая большая из которых называется Жеке-батыр – одинокий воин (826 м).
Боровое прекраснее любой сказки. Сочетание гор, хвойного леса и озер создает не только неповторимую красоту ландшафтов, но и особый лечебный климат. На территории ГНПП «Бурабай» сосредоточено 35 учреждений стационарного отдыха. Здесь Вы можете найти множество санаториев, туристских баз и пансионатов со всеми атрибутами курорта: ресторанами, барами, магазинами и дискотеками.


Скала Окжетпес овеяна красивой и немного грустной легендой, которая гласит следующее :
« Когда-то давным-давно кочевал здесь средний жуз, на казахские аулы часто делали набеги калмыки, монголы, джунгары. Они убивали мужчин и детей, уводили в рабство женщин и девушек, угоняли скот. Однажды хан среднего жуза со своей дружиной вел бой с калмыками. Калмыков разбил, взял большие трофеи. У подножия этой горы трофеи поделили. Среди пленных была красавица калмычка, многие хотели взять ее в жены, но она ни за кого не хотела выходить замуж. Хан приказал :- Выбирай себе жениха и выходи замуж! Девушка забралась на вершину этой горы и сказала :- Стреляйте джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того и пойду замуж. Долго стреляли джигиты, но ни одна стрела не достигла цели. Хан обозлился и приказал пленнице спускаться с горы. Она знала, что свободы не получит, а замуж выходить не хотела и бросилась с вершины горы в Голубой залив озера Боровое. На месте ее гибели появилась скала Жумбактас, скала-загадка. И действительно, как среди озера могла возникнуть такая чудесная скала-загадка, которую в народе еще называют «сфинкс». Если ехать с Ясной поляны в Боровое, то сначала мы увидим профиль старушки, затем постепенно она будет молодеть и появиться профиль молодой девушки, а с противоположной стороны можно узнать героя мультипликации крокодила Гену.»

Боровое, список галерей:

02.04.11 | Боровое-зима,начало весны, 2011г. | 25 фото | Juolia

31.01.10 | Боровое и окрестности | 51 фото | Juolia

10.07.09 | Голубой Залив, июль 2009 | 18 фото | Spectator

Кухня Казахстана
О казахской национальной кухне. Казахская еда
В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем — чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины — казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки.
Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считалось мясо по-казахски. Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку — зятю или невестке, шейный позвонок — девушкам и т.д. Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутсвующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам.
Главным национальным блюдом казахов является бешбармак (пять пальцев). Бешбармак готовится из баранины, конины или говядины. Ароматное мясо едят с тонко раскатанными и отваренными кусочками теста. Прекрасным дополнением к блюду служит насыщенный ароматный мясной бульон — сорпа, который подается обычно в пиалах. В конце трапезы подают кумыс, за которым вновь следует чай.
Национальные напитки кумыс, шубат, кымыран. Целебный напиток кумыс (молоко кобылицы) обладает лечебными свойствами и тонизирующим эффектом и используется для излечения болезней легких и желудочно-кишечного тракта.
Шубат — является среди молочных продуктов наиболее ценным напитком после кумыса, готовится из верБлюжьего молока. Технология приготовления шубата менее сложная, чем кумыса. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Шубат не взбивают, а доводят до кондиции путем перемешивания. Шубат вкусный, жирный и густой напиток. По калорийности и целебным свойствам он не уступает кумысу. Двух-трехдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
Добавляя в верБлюжье молоко коровье или овечье, получают катык, а при добавлении сузбе (густой кислый творог) или курта, получают ежiгей (нежный курт).
Широка и необъятна казахская земля. В разных местах Казахстана шубат называется по разному. В Центральном и Западном Казахстане – шубат, в Южном — кымыран, в Восточном – туйе кымыз (верБлюжий кумыс). Однако способы его изготовления везде одинаковы.
Также кымаран или хымыраан — это напиток обычно сделанный из смеси кипяченной воды с добавкой молока (кислого или пресного). Прохладительный напиток и по-монгольски называется хярам.

В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике — русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы …
Прожив рядом с казахами не одно десятилетие, делясь с ними горем, хлебом и радостью, братские народы не могли не оказать влияние на кулинарное мастерство, быт и культуру казахского народа, заимствовав одновременно лучшие из его культуры и быта.
Современная казахская кухня включает в себя не только традиционные казахские блюда, но и полюбившиеся блюда узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской и других кухонь. Именно поэтому в современной казахской кулинарии при сохранении чисто национальных черт нетрудно заметить интернациональные черточки.
Во многом изменился набор продуктов, из которых сегодня готовится пища.
Если за многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и приготовления мясной и кисломолочной продукции, то современная жизнь пополнила этот ассортимент блюдами из овощей, фруктов, рыбы, морских продуктов, печеными, мучными изделиями и сладостями.
И все-таки наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *