Легенда о черепахе

ЧЕРЕПАХА В МИФОЛОГИИ « WaterWorld || Водный мир — интернет журнал


Черепаха в мифологии Восточной и Южной Азии
Что мы знаем о черепахах? Кем они были для наших предков, какие поверья связаны с этим загадочным и мистическим животным и почему черепахи считались священными для наших предков…
У народов Юго-Восточной Азии черепаха была символом земли, моря, долголетия и прочности. Божество моря Тхэн Биен представлялось в виде гигантской черепахи, покоящейся на дне моря. Морские приливы и отливы объяснялись ритмом его дыхания: вдох — отлив, выдох — прилив. Если черепаха начинала ворочаться, на море поднимались волны и начиналась буря.
У вьетов черепаха входила в число четырех сверхъестественных животных: феникс, дракон, черепаха и единорог (или лошадь-дракон). В первых числах нового года вьеты справляли Праздник весны. Впереди торжественной процессии шли знаменосцы с пятью белыми флагами, символизировавшими пять элементов, и четырьмя разноцветными, символизировавшими стороны света. «Вслед за четырьмя флагами «сторон света» несли еще четыре. На первом был изображен дракон — символ императорской власти, а также символ водной стихии, на втором лев (символ силы, символ земных сил), на третьем — черепаха (символ мудрости) и на четвертом — мифическая птица-феникс (символ бессмертия)».

Почти у всех народов группы тхай есть люди рода хун, которые называют себя так в память о черепахе — хун. Запрет на использование в пищу мяса черепахи у тхайских народов Вьетнама объясняется не только тем, что Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме выпуклого панциря, но и была постоянной защитницей людей перед божествами и духами. По легенде, однажды правитель неба Тхиен-хоанг решил проверить как любят его животные и люди и притворился мертвым. Все животные при виде «мертвого» грозного бога, радовались, говоря, что обрели свободу. Только черепаха, которой помог Человек, подняв ее, чтобы она смогла посмотреть на умершего повелителя, поняла, что тот притворяется и шепнула об этом Человеку. Тогда Человек сказал, что без повелителя жить будет очень плохо. «Оживший» бог наказал животных, лишив их речи, и превознес человека, который не только сохранил речь, но и научился использовать в пищу мясо животных. А черепаху с тех пор он стал считать своей родственницей и не стал ни убивать ее, ни есть ее мяса. Люди вешают панцирь черепахи на главном столбе около очага, где готовят пищу, чтобы душа черепахи вдыхала запах риса, «как будто она сама вкушает рис».У всех мео (мяо) принято вешать у входа в дом панцирь черепахи для защиты людей, домашнего скота и птицы. Строго соблюдается запрет на употребление в пищу мяса черепахи.
Согласно архаичным представлениям мыонгов жилище являлось уменьшенной копией вселенной, поэтому дом мыонгов на сваях «копировал форму черепахи; четыре столба — лапы, крыша — панцирь животного». По мифу мыонгов сама черепаха научила людей строить такие свайные дома. Поскольку существовавшие представления связывали черепаху с такими качествами, как долголетие и прочность, каменные стелы с надписями устанавливались на спинах каменных черепах. Связана была черепаха и с магией — по знакам на панцире делались предсказания судьбы.

У семангов группы батек, населяющих центральную часть полуострова Маллака, создает землю рогатая черепаха-змея, которая выплыла на поверхность посреди океана. Кусочек земли или экскременты небесного червя упали ей на спину с неба, а сама черепаха-змея или спустившаяся с неба птица перевозчик сбила морскую пену в комок. Вещество, добытое с неба и из моря, стало Землей на спине черепахи-змеи.
КИТАЙ
В Китае бытовало поверье, будто черепаха обладает даром предсказания (отсюда и обычай гадать по узорам ее панциря). Кусочки черепахового панциря служили для предсказаний, видимо из-за числа пластин по краю панциря (24), которое соответствовало числу разделов сельскохозяйственного календаря. В этой же стране черепаха почиталась как высокодуховное существо и символизировала водную стихию, инь , зиму, северные районы, черный цвет первичного хаоса, а также силу и выносливость. По причине своей живучести черепахи считались символом «долгой жизни», а благодаря своей неуязвимости — олицетворением непоколебимого порядка. Черепаху часто изображают с журавлем, как символ долгожительства.
Негативное значение это животное получило из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда. Известно, что воины китайской императорской армии, выступая в поход, несли знамя с изображением дракона и черепахи. Это животное также изображали на императорских знаменах в виде Черного Воина. Подобное изображение должно было оберегать их от смерти, так как считалось символом неуничтожимости . В многочисленных мифах оба существа, сражаясь друг с другом, неизменно оставались живы: дракон не мог сокрушить черепаху, а та не могла дотянуться до дракона.

Считалось, что черепаха защищает от огня и войны. В древнекитайской картине мира есть первобытное животное АО — морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Она поддерживает землю, а ее четыре ноги находятся на четырех концах земли. Каменные фигуры черепах должны были магическим образом поддерживать стабильность космоса. Ао-шань (гора АО) располагалась на островах Блаженных. Само животное считалось пожирателем огня. Фигуры черепах на коньковых брусах призваны были служить магической защитой от пожаров. Каменные черепахи, держащие на себе столбы императорских склепов, — напоминание о легендарной АО, черепахе, которая держит на своей спине земной диск.
Одним из персонажей древнекитайской мифологии выступает гигантская черепаха Ао, плавающая в море. На ее спине лежат три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. «Древние комментаторы сообщают, что иероглиф «ао», ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху». В средневековой китайской литературе Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Дух Полярной звезды и покровитель экзаменов изображался стоящим на спине Ао. В отдельных случаях его изображали как рыбу, иногда и с человечьей головой. Существовало представление о горе Ао — Аошань, располагавшейся на островах блаженных.

В мифе о сотворении вселенной черепаха помогает Пань-Гу: верх ее панциря становится небом с созвездиями, низ — землей, ниже которой – вода. По одной из легенд, на черепахе стоит поддерживающий землю слон. Один из мифов рассказывает, как лапы этой гигантской черепахи помогли однажды восстановить устойчивость вселенной, когда в результате борьбы между духом воды и духом огня, обвалилась гора, служившая одной из опор неба. Часть небосвода обрушилась, начался мировой пожар и потоп. Спасло положение вмешательство богини Нюй-ва, которая, отрубив ноги у черепахи, использовала их в качестве подпорок под небосвод, расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе.
В мифе о пяти священных горах, плававших в бездне Гуйсюй, черепахи тоже становятся их опорой. Некогда постоянная качка причиняла беспокойство обитавшим на них бессмертным, и они обратились с жалобой к верховному государю Шан-ди. Тот послал 15 гигантских черепах, чтобы они стали опорами для островов и держали их на своих головах, «сменяя друг друга через шестьдесят лет». Но однажды великан Лун-бо поймал на крючок 6 черепах, вследствие чего две горы унесло в северный океан (погрузились в пучину). Пять мифических гор соответствуют пяти мировым горам, маркирующим четыре стороны света и центр.
В древнекитайской мифологии Черепаха была связана и с огнем, считаясь его «пожирателем». По этой причине на коньковых брусах жилищ устанавливали фигуры черепах — магическую защиту от пожаров. Черепаший панцирь использовался для предсказаний: 24 пластины по краю панциря соответствовали числу разделов сельскохозяйственного календаря. По причине своей живучести черепахи считались символом «долгой жизни», а благодаря неуязвимости – олицетворением непоколебимого порядка. «Негативное значение это животное получило из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда». Поверья, в которых черепахи наделяются плодовитостью и похотливостью сохранились среди китайцев до наших дней.
Один из древнекитайских мифов повествует о борьбе Гуня с потопом. Гунь потерпел поражение и был казнен по приказу государя на горе Юйшань на крайнем севере. По одному из вариантов мифа Гунь (букв. «большая рыба») после казни превратился в 3-хлапую черепаху и погрузился в пучину. Его сыном был Юй, который стал с помощью дракона и черепахи проводить каналы и исправлять русла рек: желтый дракон полз впереди Юя и хвостом чертил направление для будущих потоков воды, а за ним ползла черепаха, таща на спине зеленую глину.

В китайской астрологии существовало представление о Сюань-У («темная воинственность») — созвездии из 7 звезд в северной части неба. выполнявшем функции повелителя севера. Первоначально, его, видимо, представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света – Черепахи, обвитой змеей (совокупляющейся с ней). В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба – черный с красным оттенком) и о черепахе, как существе с панцирем-броней (отсюда «у», «воинственность»). В эпоху Хань широкой популярностью пользовался мифический персонаж, именовавшийся «сюань-у» (букв. «темный воин») и имевший облик черепахи, перевитой змеей. Его изображение помещалось на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н.э. – нач. 3 в. н.э), а в более ранние времена – на черном флаге, который во время походов несли позади войска. «Сюань-у считался… владыкой вод, ибо вода относится к началу инь. В эпоху же Хань сюань-у входил в число четырех хранителей стран света: по традиционным китайским воззрениям, юг охраняется Пурпурной птицей чжу-няо, восток — Лазоревым драконом цан-лун, запад — Белым тигром бай-ху, север — сюань-у. Данная схема символизирует четырехчастное строение пространства по горизонтали». С XII в. сюань-у вошел в даосский пантеон и стал именоваться Чжэнь-у-ди, к черепахе со змеей была добавлена фигура стоящего на черепахе воина с мечом. В средние века владыкой севера и правителем воды считался Чжуан-сюй. Он изображался в черном халате, босым, стоящим на черепахе, обвитой змеей, которая плывет по воде, позади него оруженосец держит черный стяг. В некоторых местах его почтительно называли «дедушка Севера», «господин Севера», а змею и черепаху – гэ – «братишки». Под его покровительством находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-ши, созвездия северной части неба и планета Меркурий. Этой стороне света и ее владыке соответствовали вода, черный цвет, зима, черепаха, кишки, щит.

Поскольку черепаха соотносилась с водой и Луной, древнекитайские представления связывали рост жемчужин и черепах с лунным циклом: они «растут и идут на убыль вслед за луной».
В черепаху идеально вписывается двенадцатисекторный круг и, таким образом, она являет собой схему членения мира. Узоры на ее панцире — ровно 12 рисунков разных животных, между которыми распределены пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная: земля, железо, дерево, вода и огонь (горячий воздух). Так получился 60- летний календарный цикл: «Для жителей Китая и Монголии черепаховый панцирь служил как бы естественной гадальной доской: даже книга И Цзин, как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи. В одной старинной сутре написано: «Небо и земля плоские, вся вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост — на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент «огонь» и соответствует годам Лошади и Змеи; запад — это «железо» или Петух и Обезьяна; север — «вода» или Свинья и Мышь; восток — «дерево» или Тигр и Заяц. …Двенадцать животных, как бы помноженные на пять элементов, образуют шестидесятилетний временной цикл». Черепахам и жабам приписывалось долголетие: считалось, что «черепаха живет тысячу лет, затем умирает и оставляет панцирь, дающий предсказания». Археологами обнаружены гадательные черепаховые щиты, относящиеся ко II тысячелетию до н. э. Благодаря прочности и незыблемости панциря и вере в долголетие изображение черепахи вместе с журавлем стало излюбленной эмблемой бессмертия. Поэтому из черепашьего панциря и журавлиных яиц изготовляли настои, которые, как считалось, благоприятствовали «наращиванию жизненной силы».
ЯПОНИЯ
Традиционно черепаха ассоциировалась на Востоке с крепким здоровьем и долголетием. В Японии, например, до недавнего времени бытовало мнение, будто эти животные могут жить до 12 тысяч лет. Не случайно черепаха вместе с сосной символизировали бессмертие. До сего времени восточные врачи используют ее панцирь и мозги для приготовления снадобий, способных приостановить старение человеческого организма. Узоры и рельефы на панцире черепахи на Востоке традиционно воспринимались как письмена. Это давало повод считать это животное символом мудрости. У японцев черепаха поддерживает прибежища бессмертных и Мировую Гору и означает долгожительство, удачу и поддержку. Морская черепаха является эмблемой Кумпиры , бога моряков. Черепаха была также атрибутом богини Бентен .

ИНДИЯ
В Индии давно обратили внимание на способность черепахи молниеносно прятаться в своем панцире. Поэтому ее считают здесь символом медитации и духовной сосредоточенности. У индийцев черепаха — северная звезда, первое живое существо, прародитель. Нижняя часть панциря — символ земного мира, верхняя — небесного. В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слон удерживает мир на спине, стоя на огромной космической черепахе. При том слон — олицетворение мужского начала, а черепаха — женского; вместе они символизируют два порождающих начала. С другой стороны, считается, что космическое дерево растет из спины черепахи. Касьяра (др .- инд. Касуара , «черепаха» )( санскр. Kasyapa , пали Kassapa ), в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец, которому приписывалось участие в творении мира. Согласно космогоническому мифу, Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху; «черепаха и есть Касуара ; поэтому говорят, что все живые существа — потомки Касуара » Касуара — сын Брахмы, либо эманация духа Брахмы – Праджапати и воплощение ( аватара ) бога-хранителя Вишну. Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Касуара как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения. «…Гора стала увязать в илистом дне океана. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху (это была его вторая аватара ), нырнул в океан и подставил свою спину под гору. Одновременно Вишну оставался и наверху, на земле, в своём четырёхруком теле и всеми четырьмя руками крепко держал змея-веревку. И таким образом боги и демоны пахтали океан сто лет. К концу пахтанья Вишну-черепаха вынырнул на поверхность, его душа слилась с душой в четырёхруком теле. Вишну сказал: “Ждите амриту ”. Наконец на поверхности океана показался белый сосуд, в котором была амрита …».
В индуизме Акупара (Akupara) — гигансткая сухопутная черепаха, которая несла мир на своей спине.
В мифологических представлениях Древней Индии с черепахой соотносится основание земли. Считалось, что «земной диск вместе с горой Меру покоится на спинах четырех слонов: сильных, надежных и неизменных держателей мира. Слоны стоят на панцире огромной черепахи, а сама черепаха лежит на свернутом кольце – теле исполинской кобры». В другом варианте на черепахе покоится змей Шеша, а на нем — мир. Однако незыблемость земли, покоящейся на черепахе, подвержена разрушению в конце текущего космического цикла — калиюги. Пураны по-разному описывают уничтожение мира в конце калиюги. В одной из пуран утверждается, что при появлении Вишну в аватаре Калки — верхом на белом крылатом коне — будут уничтожены все злые обитатели земли, а земля — повержена в пучину. Конь Вишну изображается с поднятой правой ногой. «Когда он ударит ею по земле, черепаха, поддерживающая змею Шешу, на клобуке которого покоится мир, упадет в бездну и тем самым освободится от своего бремени».

В мифе о пахтании молочного океана черепаха занимает видное место, являясь той твердой основой, при опоре на которую создаются элементы вселенной. Миф рассказывает о том, как однажды боги и асуры решили заняться пахтанием молочного океана с целью добыть из него, по совету Вишну, амриту. Для этого они обмотали гору змеем Васуки как веревкой, чтобы использовать ее в качестве мутовки. Боги взялись за хвост Васуки, асуры встали в головах этой «веревки» и совместными усилиями стали пахтать океан. Однако гора начала проваливаться в жидкое дно, и тогда Вишну спас предприятие, обратившись в гигантскую черепаху (это воплощение называется курма-аватара). которая нырнула и подставила свою спину под гору. В процессе пахтания из вод появилось четырнадцать драгоценных предметов и существ, последним появился великий врачеватель Дханвантари с сосудом, содержащим амриту. Асурам в драке удалось завладеть амритой, но Вишну вновь спас положение, обратившись на этот раз в прекрасную деву по имени Мохини. При виде ее необыкновенной красоты асуры позабыли все на свете и отдали ей сосуд с амритой. А Мохини, прибегнув к хитрости, отдала богам весь напиток.
В индуистской мифологии одним из семи великих риши (мудрецов), участвовавшим в творении мира, является Кашьяпа, чье имя букв. означает «черепаха». Любопытно, что в древнеиранском название лягушки тоже kasyapa, что лишний раз подтверждает взаимозаменяемость образов лягушки/жабы и черепахи. Кашьяпа считался либо сыном Брахмы, либо эманацией духа Брахмы — Праджапати. Согласно космогоническому мифу, изложенному в «Шатапатха-брахмане», Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху: «черепаха и есть Кашьяпа; поэтому говорят, что все живые существа – потомки Кашьяпы». Знаменитыми сыновьями Отца-черепахи — Кашьяпы были Вивасват, божество солнца, и Гаруда, «пожиратель змей». Внуком Кашьяпы был Ману, прародитель людей. «Будучи отцом богов и асур, людей и демонов, змей и птиц, Кашьяпа как бы символизирует изначальное единство, предшествующее дуализму творения». В одном из древнеиндийских сочинений вся вселенная уподоблена черепахе: «верхний выпуклый панцирь – небо, а нижний – плоский – земля».
В поздней индуистской традиции к представлению об опоре земли в виде черепахи и змея были добавлены четыре слона, стоящие на гигантской черепахе. покоящейся в свою очередь на обвивающем все мироздание змее. В центре земного океана помещается обитаемый людьми континент — Джамбудвипа с мифической горой Меру, тоже покоящейся на спинах космических слонов. В этой картине мира вместе с черепахой важное место отводится и змею, которого, как говорится в «Вишну-пуране», почитают все духовные существа.

Черепаха связана с Космосом через ночь и Луну с ее фазами. В индийской традиции связь с луной подчеркивается тем, что в лунных пятнах усматривались тени, отбрасываемые черепахами и рыбами. Они «плавали» в Луне, как в хрустальном шаре, наполненном серебристой водой.
Из трех великих рек Индии Джамна изображалась стоящей на черепахе, Ганга — на крокодиле, а Сарасвати восседающей на павлине.
Черепаха фигурирует и в космогониях неарийских народов – дравидов и особенно мунда, у которых земля обычно мыслится утвержденной на спине черепахи. В мифах бхуйя и сантал земля тоже покоится на черепахе. У сантал ее для этого приковали за четыре ноги, бхуйя считали, что когда черепаха шевелится, происходят землетрясения. У бхилов существует миф о черепахе, сотворившей мир из своего яйца. Она держится за хвост изначального змея, обитающего в первозданном океане.
По мифу гондов — народа дравидийского племени центральной Индии, создатель, плававший на глади вод на цветке лотоса, послал ворона искать землю. Через шесть месяцев ворон встретил черепаху, стоявшую одной ногой в воде, головой доставая неба. Она рассказала ворону, что землю проглотил подводный червь. Черепаха и ворон прибыли к Логанди Радже, тот велел своему брату сделать лодку. Черепаха и ворон нырнули с нее, черепаха схватила червя за шею, тот стал срыгивать землю разных сортов. Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, Логанди Раджа вытащил ныряльщиков наверх, Создатель скатал шар из земли и поместил на воду, сотворив сушу.
МОНГОЛИЯ
Монгольский миф о миротворении гласит, что некая черепаха двигалась в направлении с севера на юг. Шедший навстречу богатырь выстрелил в нее. Выпущенная из лука стрела, поразив черепаху, застряла в ее теле, а сама она перевернулась на спину и умерла. Из оперенья стрелы, торчавшего с левой стороны черепашьего панцыря , образовался лес, а то место, откуда высовывался наконечник, люди позднее назвали железной стороной. Из умиравшей черепахи полилась жидкость, ставшая морем, — то была северная сторона. Из пасти же черепахи вырывалось пламя, и потому ее голову назвали южной стороной. В лапах животного были зажаты кусочки земли, образовавшие почву со всем произрастающим на ней. Таково, согласно мифу, происхождение земли и сторон света.
ВЬЕТНАМ
По вьетнамскому видению, сотворение мира было таким: «… Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли…». А также герой вьетнамского предания Ле Лой пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. Черепаха, по мнению вьетнамцев, покровительствует народу и никогда не оставляет его в беде. Излюбленный персонаж вьетнамской мифологии — Золотая Черепаха Ким Куи . Она помогла правителю страны Аулак Ан Зыонг Выонгу построить крепость. Ан Зыонг Выонг , вероятно, неслучайно обратился к черепахе. Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме перевернутой лодки (т. е. в форме собственного панциря), черепаха — постоянный защитник людей перед божествами и духами. С Золотой Черепахой соотносятся мифологические представления о чудесном оружии. Некогда она оставила Ан Зыонг Выонгу в подарок собственный коготь, из которого сделали спусковой крючок для волшебного арбалета. Золотая Черепаха упоминается и в преданиях о чудесном мече, связанных с Ле Лоем . В образе гигантской черепахи представлялся вьетамцам и бог моря.

В мифологических представлениях вьетнамцев черепаха Ким куи («золотая черепаха») выступает могущественным духом-покровителем священного меча. Легенда гласит, что полководец Ле Лои в начале 15 в. изгнал из Вьетнама китайских завоевателей с помощью этого меча, возвратив его затем черепахе на озере в Ханое. С тех пор это озеро носит название Хоанкием — озеро Возвращенного Меча, а в храме Нефритовой горы на этом озере имеется изображение черепахи, уносящей священный меч.
С проникновением во Вьетнам буддийских верований появилось представление о Манджушри — устроителе космоса, одним из характерных атрибутов которого является меч в правой руке. Версию мифа о том, как Манджушри сотворил землю из своей собственной аватары — огромной космической Золотой Жабы или Черепахи — приводит Л. Я. Штернберг. Когда наступил момент для сотворения земли, Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли.
Герой вьетнамского предания Ле Лой тоже пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. «Можно предположить, что буддийская фигура Манджушри-устроителя наложилась на мифологического героя, творящего мир из водной стихии с помощью чудесного меча». В период возможного наводнения торжественная процессия во главе с королем приближалась к реке и правитель ударял по воде мечом. Это действие должно было обуздать водную стихию — предотвратить наводнение. Кроме того, оно было связано с церемонией, символизировавшей оплодотворение. В одном из мифов эта «золотая» черепаха изгнала злых духов, мешавших строительству крепости. Она же подарила государю свой коготь, из которого был выточен спусковой крючок для волшебного самострела.
ТАЙЦЫ
У тайских народов: черепаха — береговое животное: она обитает и в воде, и на суше. Побережье — граница суши и воды — издавна ассоциируется с вратами в царство фэйри , и черепаха иногда предстает стражем этих врат.
ДАОСЫ
У даосов символизирует Великую Триаду или космос во всей его полноте с куполом неба (куполообразный верхний панцирь), срединной землей и человеком — посредником (тело черепахи), и водами (нижний панцирь).
КОРЕЯ

В корейской мифологии черепаха, также как и в китайской, соотносится с севером: одним из 4-х священных зверей – духов 4-х сторон света был «Черный воин» – Хёнму, дух-охранитель севера, который имел облик черепахи, обвитой змеей, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками. «Черепаха живет 10.000 лет, отчего она служит символом долговечности и силы; поэтому громадные высеченные из дикого камня черепахи нередко украшают ворота и стены как крепостей, так и частных домов. Громадные высеченные из камня черепахи служат также на могилах основанием для памятников; надгробная плита устанавливается стоймя на спине черепахи. Государственная печать Кореи имеет тоже форму черепахи и высечена из мрамора».

Образ Золотой черепахи известен и в корейской мифологии. Легенда гласит, что седьмая дочь единственного наследника государя, у которого вместо семи сыновей родилось семь дочерей, была помещена после рождения в нефритовый ларец и брошена в воду в жертву царю драконов 4-х морей. Однако ларец подхватила золотая черепаха и унесла в Восточное море. Девочка была спасена и впоследствии прослужила у великана Мусинсина, управлявшего тремя горами-островами, 9 лет для того, чтобы получить от него святую воду. За эти 9 лет она родила ему 7 сыновей. Полученной водой она окропила останки своих родителей, и они ожили..
Источник  ЧЕРЕПАХИ.
.
.
.

Был один из тех дней, когда Нанабужуу (индейское божество, дух) находился в плохом настроении. Его глубокий сон только что нарушили крики ссорящихся голубых соек. Кроме того, он был голоден. Первой его мыслью было спуститься в деревню и найти что-нибудь поесть.
В деревне он увидел мужчин, готовящих рыбу. Они жили у воды, и Нанабужуу часто наблюдал, как они жарят свой улов. Нанабужуу попросил поесть, и рыбаки с радостью поделились с ним, но предупредили, что рыба горячая. Не придав значения их словам, Нанабужуу схватил с углей рыбу и обжегся. Он быстро побежал к озеру, чтобы охладить ожег. Все еще не совсем придя в себя после глубокого сна, он споткнулся о камень и упал прямо на черепаху, мирно дремлющую на берегу. В те далекие времена черепахи выглядели совсем не так, как сейчас. У них не было панциря, а туловище было покрыто нежной кожей.
— Смотри под ноги! — закричала черепаха Нанабужуу.
Он устыдился своей неловкости и извинился перед ней, а затем стал размышлять, чем можно загладить свою вину.
— Что бы мне сделать для нее? — думал он. — Надо поразмышлять в тишине. И он направился по тропинке обратно в свой вигвам.
Немного погодя он вернулся на пляж и позвал черепаху. Она высунула голову из мягкого прибрежного песка. Нанабужуу поднял две раковины и положил их одна на другую. Затем он взял черепаху и положил ее между раковинами.

Глубоко вздохнув, он заговорил:
— Теперь никто не сможет тебе повредить. При любой опасности просто втяни лапы и голову под панцирь.
Опустившись на песок рядом с черепахой, Нанабужуу стал рассказывать ей свои мысли.
— Раковина круглая, как Мать-Земля. Ее выпуклая поверхность похожа на холмы и горы.
Черепаха очень внимательно слушала его речь.
— У тебя четыре лапы, которые указывают на четыре стороны света — север, юг, запад и восток. Твой хвост указывает на те земли, где уже побывали люди племени анишинабек, а голова указывает туда, куда им еще предстоит пойти.
— Ты сможешь жить как в воде, так и на суше, и все время с тобой будет твой дом.
Черепаха опробовала свое новое жилище и горячо поблагодарила духа за его мудрость. Пройдя по берегу, она подошла к озеру и исчезла в воде.
И вот, с того самого дня индейцы племени анишинабек очень уважительно относятся к черепахам. По сей день черепаха продолжает прославлять Мать-Землю, гордо неся свои две раковины.
Перевод с английского портал Зооклуб.
При перепечатке данной сказки активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Легенда о хрустальных черепах

В моём исследовании происхождения хрустальных черепов я постоянно продолжала встречаться с именем Бобана. Он прибыл в Мексику будучи подростком и провёл идиллическую юность, проводя свои собственные экспедиции и коллекционируя экзотические птицы. Бобан полюбил мексиканскую культуру, стал свободно говорить на испанском языке и ацтекском науатле, и начал жить за счёт продажи археологических артефактов, реализуя их посредством семейного бизнеса в Мехико.
После возвращения во Францию он открыл в Париже в 1870-х годах антикварный магазин и продал большую часть своей оригинальной мексиканской коллекции Альфонсу Пинарту, французскому исследователю и этнографу. В 1878 году Пинарт подарил коллекцию, которая включала 3 хрустальных черепа, Трокадеро, ныне Musee de l’Homme. Бобан приобрёл третий череп из Пинартовской коллекции уже после прибытия в Париж; этот череп в несколько раз больше остальных черепов того периода с размером около 10 сантиметров в высоту. У этого черепа, сейчас он находится в Musee du Quai Branly, посередине просверлено большое отверстие. Есть также и сравнимый с ним, но меньшего размера (около 6,25 см. в высоту), череп из частной коллекции. Он служит в качестве основания распятия; большего размера череп из Musee du Quai Branly также мог бы служить схожей цели.

Смертельное наваждение
19 век в Европе был веком сильного увлечения черепами и скелетами. Во время правления Луи Наполеона (1852-1870), французские художники создавали стереоскопические фотографии, называемые Чертовщинами, миниатюрных диорам скелетов на шарах, библиотек (см. рисунок), встреч с дьяволом и любовных встреч. Злая сатира на порочный наполеоновский двор, иллюстрирующая насколько популярными были изображения скелетов в то время, когда появились хрустальные черепа. (Paula Fleming Collection)
Второе поколение черепов, размером с натуральную величину и без вертикального отверстия, впервые объявляется в 1881 году в парижском магазине не кого-нибудь, а самого Бобана. Этот череп размером уже около 15 сантиметров в высоту. К описанию этого предмета в опубликованном им каталоге нет возможности придраться, а сам череп перечисляется отдельно от мексиканских древностей. Бобан называет череп «шедевром» гранильной технологии и отмечает, что он «уникальный в мире».
Несмотря на то, что череп был одним в своём роде, он не смог его продать, так что когда Бобан вернулся в Мехико в 1885 году, после 16-летнего отсутствия, он взял его с собой. Он выставлял его вместе с коллекцией настоящих человеческих черепов в своём магазине, которому дал название «Museo Cientifico». Согласно местным слухам, Бобан пытался продать череп в Мексиканский национальный музей как ацтекский артефакт при сотрудничестве с Леопольдо Батресом, который занимал правительственную должность попечителя доиспанских памятников. Но музейный куратор предположил, что череп был стеклянной подделкой и отказался приобретать его. Тогда Батрес обвинил Бобана в обмане и подделке древностей.
В июле 1886 года французский антиквар перевёз свой музейный бизнес и коллекцию в Нью-Йорк и позже провёл аукцион по нескольким тысячам археологических артефактов, колониальным мексиканским манускриптам и большой библиотеке книг. Тиффани и Ко приобрело на этом аукционе хрустальный череп за 950 долларов. Десятилетие спустя, Тиффани и Ко продало череп в Британский музей за его покупную стоимость. Примечательно, что в каталоге Бобана 1886 года для этого нью-йоркского аукциона фигурирует ещё один хрустальный череп. Он меньшего размера и описан как из «долины Мехико», и также перечислен вместе с хрустальной рукой, указанной в качестве ацтекской. Ни один из этих предметов сегодня нигде не учтён.
Третье поколение черепов объявляется чуть раньше 1934 года, когда Сидни Бёрни, лондонский торговец изделиями искусства, приобрёл хрустальный череп практически идентичных пропорций с образцом из Британского музея, купленного у Тиффани Ко. Нет никакой информации где он добыл его, но он является практически точной копией образца из Британского музей – практически те же формы, только детальнее исполнены глаза и зубы. Также у него отдельная нижняя челюсть. В 1943 году этот череп был продан на аукционе Сотбис в Лондоне Фредерику Артуру (Майку) Митчелл-Хеджесу, обеспеченному английскому ловцу глубоководных рыб, исследователю и экстраординарного любителя ловли рыбы на спиннинг.
Начиная с 1954 года после публикации мемуаров Митчелл-Хеджеса в книге «Опасность моя подруга» этот череп 20-го века, третьего поколения, стал считаться майяским по происхождению и оброс множеством фантастических, похожих на истории Индиана Джонса, небылиц. Его приёмная дочь, Анна Митчелл-Хеджес, умершая в прошлом году в возрасте 100 лет, хранила череп 60 лет, изредка демонстрируя его частным образом за вознаграждение. Сейчас череп находится у её вдовца, но свои притязания на него имеют ещё и 10 племянниц и племянников. Известный под именем Черепа Судьбы, Черепа Любви или просто Черепа Митчелл-Хеджеса, этот череп по общему расхожему мнению излучает синий свет из глазниц и является причиной поломок жёстких дисков компьютера.

Хрустальные черепа Митчелл-Хеджеса (слева) и Британского музея (справа) были предметами серии статей 1936 года, в которых куратор Британского музея Адриан Дигби и физический антрополог Г.М. Морент выясняли был ли у этих черепов общий прототип, которого Дигби предположительно считал почитаемого месоамериканского «бога смерти».
Хотя практически все хрустальные черепа со временем стали классифицировать ацтекскими, тольтекскими, миштексими и иногда майяскими, они не отражают художественные или стилистические характерные черты любой из этих культур. Ацтекские и тольтекские разновидности мёртвых голов практически всегда просто высекались в базальте, иногда были покрыты штуком, и вероятно были раскрашены. Обычно они были прикреплены к стенам или алтарям, или изображены в виде барельефов божеств в качестве орнамента. Они сравнительно плохо высечены, но более натуралистичны в сравнении с хрустальными черепами, особенно в изображении зубов. Миштеки иногда изготавливали черепа из золота, но они более точно соответствуют следующему описанию — черепоподобные лица с нетронутыми глазами, носами и ушами. Майя также вырезали черепа, но это были рельефы на известняке. Часто эти черепа, изображённые в профиль, представляют дни их календарей.
Французские и другие европейские покупатели представляли, что покупают искусные доколумбовые резные предметы, отчасти возможно убеждённые своим же представлением об ацтекских человеческих жертвоприношениях. Но ацтеки не подвешивали хрустальные черепа вокруг своих шей. Они вывешивали черепа принесённых в жертву людей на рамках, нанизывая их на шесты горизонтально через виски, а не вертикально.
Я считаю, что все те маленькие хрустальные черепа, которые представляют собой первое поколение подделок, были сделаны в Мексике где-то в то же время когда и были проданы, между 1856 и 1880 годами. Этот 24-летний период может характеризовать работу одного ремесленника или, возможно, одной мастерской. Больший по размеру парижский череп 1878 года, по всей видимости, олицетворяет некое переходное состояние подобных предметов, когда с одной стороны всё ещё присутствует вертикальное отверстие, как и у маленьких черепов, но с другой стороны сам размер черепа исключает его использования в качестве бусин или в любом другом виде для ношения кем-либо на чём-либо. Этот череп сегодня находится в подвальных лабораториях Лувра и Musee du Quai Branly начал программу научной проверки этого предмета, в которой будут использованы усовершенствованные методы изучения, например, анализ частиц, вызываемых рентгеновским излучением, и спектроскопию комбинационного рассеяния – таким образом, вскоре мы, возможно, сможем больше узнать о материале и возрасте предмета.

Южноамериканский идол?
В начале фильма «В поисках утраченного ковчега» (1981) Индиана Джонс напал на след чрезвычайно ценного золотого идола, созданного неопределённой древней южноамериканской культурой. Богиня, изображённая на артефакте, которую Джонс ловко хватает с алтаря (вызывая тем самым инициацию различных глупых ловушек, заканчивающихся разбитием возле нашего героя огромного булыжника), представлена в виде рожающей женщины. Золотая фигурка была смоделирована по заявленному в качестве ацтекского нефритовому артефакту, названного в честь богини Тласольтеотль, который считается шедевром вашингтонского музея Думбартон-Окс.
Изучая историю приобретения этого объекта, я обнаружила, что эта фигурка была продана китайским торговцем знаменитому французскому минералогу Огюстину Дамуру в Париже в 1883 году. Его друг, Эжен Бобан, консультировал Дамура по вопросу приобретения. Исследуя иконографию артефакта, я обнаружила, что такие позы рождения не известны среди документированных доколумбовых артефактов или изображений в кодексах. Также я использовала растровый электронный микроскоп для анализа следов обработки идола и обнаружила на поверхности множество доказательств использования современного станка с дисковым ножом. По моему мнению, идол Тласольтеотля, как и хрустальные черепа, является подделкой, изготовленной в 19 веке.
Парижский череп 1878 года и череп Бобана-Тиффани-Британского музея, появившегося в 1881 году, возможно, являются европейской выдумкой 19 века. Нет никаких связей для каждого из этих черепов с Мексикой, за исключением разве что через Бобана; они просто появляются в Париже много лет спустя его первого возвращения из Мексики в 1869 году. Череп Митчелл-Хеджеса, объявившийся после 1934 года, является просто копией черепа Британского музея и с стилистической и с технической точки зрения. На самом деле уже в 1936 году учёный из Британского музея Адриан Дигби первым выдвинул возможность того, что череп Митчелл-Хеджеса является копией черепа Британского музея, поскольку являлся «извращённым мастерством, таким который обнаруживают у фальшивомонетчиков». Однако, Дигби, будучи тогда молодым куратором, не предположил, что это была современная подделка и также исключил возможность того, что музейный экспонат является подделкой, поскольку исследования на микроскопах начала 20 века не смогли выявить наличия отметок от современных инструмнтов.
Череп, доставленный в Смитсоновский институт 16 лет назад, представляет собой уже другое поколение этих подделок. Как сообщил анонимный даритель, череп был приобретён в Мексике в 1960 году, его размер, вероятно, отражает достаток того времени. В сравнении с оригинальными черепами 19 века, смитсоновский череп просто огромен; весом около 14 килограммов и высотой 25 сантиметров – все остальные черепа по сравнению с ним карлики. Я считаю, что он мог быть изготовлен в Мексике непосредственно перед продажей. (Череп сейчас является частью Смитсоновской национальной коллекции и даже имеет свой каталожный номер: 409954. Сейчас он хранится в моём закрытом кабинете)
Сейчас уже появились 5- или возможно 6-го поколения черепа и меня просят исследовать некоторое их количество. Коллекционеры приносят мне черепа, которые якобы из Мексики, Гватемалы, Бразилии и даже Тибета. Некоторые из «хрустальных» черепов сделаны из стекла; есть несколько, сделанных из смолы.
Учёный Британского музея Маргарет Сакс и я провели исследование черепов Британского музея и Смитсоновского института при помощи света и растрового электронного микроскопа, и мы пришли к однозначному выводу о том, что их выгравировали на относительно современном гранильном оборудовании, который не был доступен для доколумбовых месоамериканских резчиков (
Предварительный отчёт о нашем исследовании доступен на сайте Британского музея). Так почему тогда хрустальные черепа до сих пор будоражат умы людей и почему некоторые музеи продолжают выставлять их, несмотря на отсутствие археологического материала по ним и наличия явных иконографических, стилистических и технических проблем по ним? И хотя Британский музей уже выставляет свой череп в качестве примера подделки, другие музеи до сих пор выдают их за подлинники. Мексиканский национальный музей, например, свои черепа определяет как работу ацтекских и миштексих ремесленников. Возможно всё это объясняется тем, что эти мрачные предметы, как и фильмы про Индиана Джонса, просто востребованы и доставляют радость толпе.
Впечатлённые техническим совершенством и блестящей полировкой, поколения музейных кураторов и частных коллекционеров были буквально охвачены этими предметами. Но они слишком хороши, чтобы быть правдой. Если мы всё же считаем, что для резки по камню доколумбовые резчики использовали каменные, костяные, деревянные и, возможно, медные инструменты с песком для шлифовки, то хрустальные черепа являются слишком хорошо выполненными для подобных инструментов.
В конечном счёте, правда о хрустальных черепах могла исчезнуть вместе со смертью Бобана, искусного торговца многими тысячами доколумбовых артефактов, включая как минимум 5 хрустальных черепов, ныне надёжно спрятанных в музеях по всему миру. Он сбил с толку множество людей и оставил после себя интригующее наследие, которое продолжает ставить нас в тупик столетие спустя его смерти. Бобан конфиденциально продавал музеям и частным коллекционерам некоторые из самых интригующих известных подделок, и, возможно, многие из них всё ещё не раскрыты. Звучит как предпосылка для фильма.
Источник

Легенда о черепахе и акуле.

Танцующие акула и черепаха

Еще одна интересная легенда существовала на острове Савайи, который входит в состав Независимого Государства Самоа, расположенного в Тихом океане.
Эта легенда рассказывает о двух женщинах — матери и дочери, живших давным-давно в племени, населявшем Савайи.
***
Однажды на острове, в том числе и в островном поселении Салега, где жила слепая старуха Фонуэа со своей дочерью Салофой, наступил страшный голод.
Голодали и Фонуэа с Салофой.
И вот их родственники раздобыли где-то клубни ямса и решили их испечь.
Ямс — растение семейства диоскорейных, имеющие огромные клубни, достигающие двух и более метров в длину и веса до 70 кг.
Ямс съедобен, очень питателен и употребляется в пищу народами Океании, Азии, Африки, Латинской Америки. Содержит большое количество крахмала и выращивается в некоторых южных странах на плантациях.

Слепая старуха и ее дочь обрадовались, что нашлась пища и стали ждать, когда родственники приготовят ямс и позовут их утолить голод.
Долго они ждали, когда еда будет готова.
Прошло много времени, уже исчез дым от костра, на котором пекли клубни — значит, они готовы и их уже поставили париться, накрыв тканью.
Прошло еще некоторое время. Старуха спрашивает дочь:
— Посмотри, не несут ли нам поесть?
— Нет, ответила Салофа.
Они долго ждали, но еду им так и не принесли и к столу не позвали.
Фонуэа поняла, что родственники не хотят делиться с ними едой.
В отчаянии она велела дочери отвести ее на вершину скалы, возвышавшейся у берега моря.
Там она встала на край обрыва и ухватив дочь за руку крикнула:
— Прыгай со мной!
Бросились женщины в море и сразу же превратились одна в акулу, другая в черепаху. Они поплыли на восток, подальше от жадных и злых родственников.
Долго они плыли и достигли острова Тутуила, на берегу которого расположилась деревня Ваитоги. Мать и дочь вышли из моря и вновь приняли человеческий облик.
?
На берегу их встретили очень приветливо, верховный вождь племени — Летули сам вышел их поприветствовать и пригласил в свою хижину. Женщин накормили, одели, и дали отдохнуть.
Фонуэа и Салофа набрались сил, поблагодарили хозяев за гостеприимство. Затем Фонуэа сказала вождю:
— Мы с дочерью вернемся в море и останемся жить под скалой, неподалеку от вашей деревни. Когда ты захочешь, мы выплывем на поверхность и станем развлекать тебя танцами. А чтобы вызвать нас из моря, спой у берега песню, которую я тебе сейчас напою.
И Фонуэа спела вождю песню, которая должна была стать зовом для женщин, превратившихся в акулу и черепаху и поселившихся у скалы.
Летули собрал всех соплеменников и объявил, что их гости теперь будут жить в море, под скалой, и потребовал, чтобы к ним относились уважительно и не обижали. Он добавил, что нарушителей этого приказа ждет суровое наказание.
Фонуэа и Салофа вновь приняли облик акулы и черепахи, и поселились в море под скалой, неподалеку от Ваитоги.

Они прожили там долгие годы, и всегда выплывали на поверхность, когда слышали обращенную к ним песню:
«Фонуэа, Фонуэа, поднимись из морской пучины! Видишь, люди вождя Летули пришли посмотреть на тебя. Посмотреть на забавную вашу игру и приветствовать вас!»
Акула и черепаха всплывали на поверхность и начинали танцевать для людей. Собравшиеся на берегу были в неописуемом восторге, всюду раздавались крики:
-Лалелей! Лалелей! Прекрасно! Прекрасно!
В деревню Ваитоги приезжает много людей — и туристы из заморских стран, и жители из соседних селений. Весть об удивительных морских танцорах — акуле и черепахе достигла дальних уголков Океании. Многие знаменитые певцы и музыканты пытались вызвать акулу и черепаху из моря, чтобы полюбоваться их танцем, но все попытки чужеземцев были безуспешными. Лишь жители гостеприимной деревни Ваитоги, знавшие слова песни, которую напела слепая старуха Фонуэа для вождя Летули, могли вызвать из моря этих удивительных животных, бывших когда-то людьми.
Легенда необычная, наводит на размышления о человеческой доброте и благодарности.

Развеиваем мифы о черепахах (десять фактов)

Сейчас многие экзотические животные все чаще отлавливаются самыми варварскими методами в целях их продажи для содержания в неволе. В число животных записанных в Красную Книгу попали и два вида черепах, которые обитают на территории России. Это средиземноморская и Болотная черепаха, которые требуют принятия неотложных мер по восстановлению их популяции.
Черепахи — те, кто побывали в космосе.Мало кому известно, что черепахи участвовали в космической программе СССР. Это было в 1968 году. После того как в космос были отправлены знаменитые Белка и Стрелка, в Ближний Космос были отправлены степные черепахи. Например, именно они впервые облетели луну в качестве «экипажа» космического корабля «Зонд-5». Выбор был не случайным: именно степные черепахи обладают способностью подолгу обходиться без пищи и воды и при этом потребляют минимум кислорода. В целом их состояние в этот период похоже на летаргический сон.
Черепахи обладают способностью к обучению и к тому же очень быстро привыкают к людям.
Сравнивать их с собаками, конечно же, нельзя – команды они выполнять не станут. Но при этом они могут ходить за тем человеком, который дает им пищу. Кроме этого, если владелец черепахи будет разговаривать с нею, т она может научиться по-своему отвечать ему, например взмахом лапы или покачиванием головы. Кстати черепах можно отучить кусаться. Чтобы добиться этого, нужно в момент укуса несильно прикоснуться к ее панцирю. И только тогда, когда животное перестанет шипеть, отвечая на прикосновение к ней можно осторожно поднести руку. Черепахи достаточно осторожно относятся к инородным предметам и испытывают по отношению к ним большую опаску. Но при этом они очень любопытны. Если поместить в террариум маленький яркий мяч и дать черепахе время на то, чтобы она освоилась, то вскоре она начнет толкать мячик.
Мудрость черепах — миф, а вот способность чувствовать настроение человека — абсолютная правда.Легендарная мудрость черепах является выдумкой, хотя они могут ощутить человеческое настроение и отвечать на оное. Ответной реакцией на негативные эмоции со стороны черепахи будет «уход» обратно в панцирь. Выманить же ее обратно не удается практически никакими методами. Уговоры, тоже вряд ли подействуют на эту ровесницу динозавров. Как вариант, можно попробовать поместить перед ней лакомство, а затем подальше отойти. Чтобы черепаха снова высунула голову из под панциря, необходимо, чтобы она вновь почувствовала себя в полной безопасности. Есть еще один экзотический способ гарантированно выманить черепаху наружу. Для этого нужно перед ней поставить сверчков в банке.
Не все черепахи медлительны.Медлительность и неторопливость этих животных давно стала легендой. Однако это не соответствует действительности. Морская черепаха способна передвигаться со скоростью до 35 километров в час. В некоторых странах Океании устраивают черепашьи бега. Их участники могут за один час преодолеть до семита метров. Скорее всего, этот миф сложился из наблюдений за земноводными животными. Ведь давно было замечено, что чем крупнее животное, тем медленнее оно движется, да и тяжелый панцирь значительно отягощает движения.
В настоящее время на планете живет свыше 230 различных видов черепах. Они входят в число наидревнейших животных населявших нашу планету около 220 миллионов лет назад, и которые существуют и поныне. Это великолепное достижение, особенно если учесть что их современники динозавры как вид вымерли примерно 64 миллиона лет назад.
Черепахи — одни из самых древних жителей нашей планеты.Самая крупная черепаха, обитавшая в меловом периоде, весила около двух тонн и достигала в длину четырех метров. А самой маленькой из живущих ныне считается крапчатая намаквалендская черепаха, едва достигающая 10 сантиметров в длину.
Считать черепах неповоротливыми ошибочно. Они обладают аналитическим умом и координация каждого движения. Например, во время турнирных боев за обладание самкой, самцы настойчиво преследуют своих соперников, при этом победитель кусает противника, и наносят серии ударов передней частью своего панциря, стараясь перевернуть его.
Черепахи являются яйцекладущими животными и откладывают яйца в теплый песок. Обычно это от 100 до 200 яиц в одной кладке. Число кладок может исчисляться десятками. Примерно через 12 недель черепашки сами пробивают скорлупу и вылезают из песка, устремляясь к океану. Обычно самка забывает о своих детях сразу после откладывание яиц , однако бывают и исключения: коричневая черепаха, например, охраняет свои гнезда пока не вылупятся малыши. При этом она оказывает им помощь, когда они вылезают из скорлупы.
Черепахи — яйцекладущие животные.Некоторые виды земноводных, которых можно встретить в природе могут представлять опасность для человека по причине своей крайней агрессивности. К числу таковых можно отнести грифовую черепаху, обитающую в пойме Миссисипи, которая обладает необычайным устройством ротового аппарата. Рот этой черепахи похож на капкан, с помощью которого она охотится на рыбу.
Расположенный в полости рта очень длинный, похожий на удочку язык используется земноводным для приманивания рыбы. На лапах имеются очень длинные и прочные когти используя которые черепаха может закапываться в песок и заилившись подолгу лежать на дне с открытым ртом ожидая улов. И хотя ее укус для человека не смертелен, однако он достаточно силен, чтобы вызвать очень болезненные ощущения.
К числу опасных черепах относятся, также кайманова черепаха, которая иногда даже откусывала охотникам пальцы. К счастью они не склонны нападать, предпочитая обороняться.
То же самое можно сказать и о черепахах триониксах. Существенный вред они нанести человеку не способны, но в обороне они еще более ожесточены, нежели кайманова черепаха.

легенда о черепахе « Детский оздоровительный лагерь «Солнечный»

Когда-то, давным-давно, на месте «Солнечного» был посёлок. В нём жили простые люди. Они сеяли хлеб, ловили в озере рыбу, собирали в лесу грибы и ягоды. Жизнь их была проста и незатейлива.
Однажды Отец и его маленький сынишка прошли в лес. Отец собирал грибы, а мальчик просто играл: валялся в траве,  искал ягоды, ловил бабочек. Увлёкшись, он не заметил, как ушел далеко в лес. А Отец так увлёкся грибами, что когда вспомнил о сыне, то тот был уже далеко и не откликался, на его зов. Все попытки найти сына были тщетны: как ни бегал он по лесу, как ни кричал, ничего не помогало. Отчаявшись найти сына, Отец вернулся в деревню и призвал на помощь всех жителей. Дело было к вечеру, и жители рассудили, что ночью они всё равно никого не найдут, и поиски отложили дол утра.
Мальчик же бегал, играл, позабыв всё на свете, а когда опомнился, увидел, что забрёл в совершенно незнакомую ему часть леса. Он испугался, стал звать на помощь, но никто не отозвался. Мальчик совсем испугался, стал метаться по лесу и заблудился ещё больше. Стало темнеть. Мальчик устал, упал на траву, заплакал от страха и безысходности и вскоре заснул.
Когда он проснулся, то увидел, что лежит на незнакомой поляне, а из соседних кустов раздаётся какой-то шорох. Любопытство преодолело страх, и мальчик подкрался к кустам: Когда он их раздвинул, ужас смотрела огромная ужасающая голова невиданного животного. С криком бросился мальчик бежать, а из кустов вслед за ним выбежала огромная Черепаха. Черепаха всю ночь наблюдала за заблудившимся ребёнком и охраняла его сон. Она знала, как помочь ему и поэтому хотела догнать мальчика. Он же в страхе бежал прочь, но вскоре силы оставили его, и он упал навзничь, а Черепаха подошла к нему и сказала (ведь это была непростая черепаха): «Заберись на меня и оглянись вокруг, может быть ты увидишь,  то что ищешь». Так они и сделали: вышли на открытую поляну на самом высоком холме, мальчик влез на черепаху и увидел родной посёлок.
В этом направлении они и пошли: мальчик и черепаха. Черепаха проводила мальчика до полдороги и поскорее повернула назад в чащу, так как уже стали слышны голоса людей, отправившихся на поиски ребёнка.
Когда мальчик рассказал жителям деревни, что с ним случилось, то взрослые почему-то потупили глаза. Они вспомнили, что когда-то в посёлке жила огромная Черепаха. Она по-доброму относилась ко всем жителям, а вот люди постоянно её обижали: дразнили уродиной,  кидали в неё камни и палки. И черепаха ушла. Больше её никто никогда не видел. Теперь люди решили найти её, извиниться и пригласить вернуться.
На следующий день все отправились на поиски. Чтобы наверняка встретить Черепаху, решили взять её в кольцо. И вот Черепаха услышала приближение людей, бросилась бежать, но со всех сторон были люди. Спасаясь от погони, она выбежала почти к самому посёлку, и когда люди вышли прямо перед ней, от страха и памяти прошлых обид она окаменела.
Так и стоит огромная каменная черепаха неподалёку от «Солнечного», но окаменев, она не потеряла свою доброту и готова ею поделиться с каждым. Заберитесь на её спину и вы почувствуете силу любви Черепахи, которой она делится с вами. И ещё Черепаха может показать, насколько дружным получился отряд. Если отряд получился, то он без труда уместится на спине у Черепахи независимо от числа людей и погоды, а тот, кто первый добежит до неё, может загадать какое-нибудь доброе желание, и оно сбудется на 99%.

Каменная черепаха » Фото отзывы

По Баргузинскому тракту между Туркой и Горячинском (не доезжая 6 км.) всего в нескольких метрах от шоссе находится уникальный памятник природы гранитный валун «Каменная Черепаха», его невозможно не заметить.
Значительное количество очень крупных валунов, чрезвычайно оживляющих ландшафт, выразительно расположились в губе севернее мыса Туркинского. Один из этих камней очень напоминает черепаху, вытянувшую голову в направлении берега.
В путеводителе «Бурятские этнопоселения» (2008), изданном Республиканским агентством по туризму, приводится легенда о Черепахе. И, хотя она явно литературного происхождения, легенда эта придает этому памятнику природы еще больше шарма и очарования, рождая интерес к байкальским тайнам.

Легенда о Черепахе

Много веков назад в глубинах Байкала жила Большая Черепаха, добрая и мудрая. Она была на стороне добра и оберегала своим волшебством Белую жемчужину, ограждающую Байкал от злых сил, главным из которых был Черный шаман. И вот над Байкалом нависла угроза — Черный шаман собрал все темные силы в Жемчужину тьмы. Силы тьмы были очень могущественны. Черепахе ничего не оставалась, как спрятать Белую жемчужину в глубинах озера Байкал. И все подводные жители укрылись вместе с жемчужиной, а Черепаха осталась на берегу — защищать всех. Она понимала, что это очень опасно: тот, кто уничтожит Жемчужину тьмы, окаменеет навечно. Но в ней горел огонь любви к Байкалу и его бесчисленным обитателям.
В образе прекрасной Ангары Черепаха предстала перед своим врагом, который принял её за дочь Байкала и попытался её похитить. Но Черепаха вонзила в него кинжал, закаленный в водах Байкала. И враг был повержен.
Завладев Чёрной жемчужиной, оглянувшись вокруг и удостоверившись, что никого нет, она вошла в воду и разбила жемчужину тьмы о подводные камни и мгновенно окаменела. Черепаха стала огромным камнем — памятником храброму сердцу. И по сей день, с тех далеких времен, стоит Черепаха огромным каменным изваянием, в воде, у скалистого берега Байкала, а из её панциря растет березка – символ жизни.
Байкал, Белый Ангел и все добрые силы объединились и подарили Черепахе одну ночь в году. Каждый год в весеннее полнолуние — Черепаха оживает и вновь превращается в камень, как только на небе загорается утренняя звезда.
Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия (прим. автора).

Каменная «Черепаха» является геологическим памятником. Среди местных жителей «Черепаха» считается местом особого выхода энергии, где есть возможность загадать желание, просить об исцелении или прощении.

В 20-ти метрах от «Черепахи» расположено несколько других живописных камней, один из них геоскульптура «Рычащий лев».

Камень «Черепаха» и побережье Байкала в его районе – охраняемый объект с площадью 100 кв. м. Территория обустроена местами для бивуака, например такой кухонный уголок.

Если бы не близость трассы и не перспектива лицезреть многочисленных туристов, можно было тут затабориться.

Землю накрыла ночная тьма, и день долго-долго не наступал, и все лесные животные знали, что это была вина черепахи. Когда-то давно у черепахи не было ее твердого панциря, и чтобы доказать другим свою храбрость, она вызвалась взять на себя самые важные и опасные обязательства.
Каждое утро, прежде чем первый луч солнца окрасит землю в розовый цвет, она должна была приносить на вершину горы небесную чашу, наполненную желтой кукурузой. Она разбрасывала кукурузу по земле, и солнце поднималось, зная, что его свет необходим всему живому.
Но в это утро черепаха, проснувшись, обнаружила, что небесная чаша исчезла. На ее месте лежало только волнистое перо дымчато-серого цвета. Перо грифа. Гриф жил далеко на западе, в скалистых горах, там, где садилось солнце. Он всегда жаловался на то, какие яркие дни и как коротки ночи. И вот он украл чашу.
Так как небесная чаша была на ее совести, черепаха пустилась через лес на запад. Она думала, как ей вернуть чашу назад, ведь скалы были очень высоки и круты для нее.
Выйдя на поляну, черепаха заметила медведицу гризли, которая похрапывала и ворочалась во сне с боку на бок.
«Гризли, — позвала она медведицу, — проснись. Я видела, какая ты быстрая и сильная и как хорошо лазаешь. Помоги мне забрать небесную чашу от грифа, тогда солнце сможет встать».
«Нет, — проворчала медведица гризли, не открывая глаз. — В темноте мне легче защитить моих медвежат».

Черепаха услышала, как за спиной медведицы завозились и заворчали медвежата. Она отправилась дальше. Наконец, она выбралась из леса. На краю дикого края, холодный желтый лик луны глянул на черепаху и она задрожала. Она увидела скалы, их белые меловые склоны вздымались над равниной.
В этот момент над горами показался орел.
«Орел! Помоги мне!» — закричала черепаха. Орел посмотрел на нее своими острыми, серыми как сталь, глазами.
«Что тебе нужно?» — голос его просвистел как стрела, пронзающая воздух.
«Ты можешь летать. Найди гнездо грифа в скалах и верни небесную чашу, тогда наступит рассвет».
« Я слишком голоден» — ответил орел. — Я летал много часов, пытаясь поймать добычу. Я плохо вижу в темноте.
Черепаха поняла, что никто не поможет ей вернуть чашу. Она подошла к скале и посмотрела вверх. Белые камни отражали холодный свет луны. Гнездо грифа было там, где верхушка горы упиралась в небо. Черепаха попробовала влезть на гладкий склон, но сорвалась вниз. Она почувствовала, что хочет пить, и ей нужно было подумать, поэтому она села на берегу реки, стекающий с гор. Круглая луна плавала в небесах, отражаясь в воде и заставляя журчащий поток серебриться и переливаться.
Черепаха глотнула воды и посмотрела на луну, заметив, как она красива. Никогда раньше ей не доводилось так долго видеть луну, теперь она больше не боялась ее. Внезапно с темного неба послышался тихий голос. Это луна нежно шептала черепахе: «Ты доказала свою храбрость, черепаха. Иди к грифу и попроси его вернуть твою чашу».
Когда луна говорила, ее лучи падали на землю как дождь и, касаясь спины черепахи, превращались в твердый панцирь. Черепаха не понимала, как ее новый панцирь поможет ей вернуть небесную чашу, но она решила попытаться.
Черепаха подошла к скале и крикнула снизу: «Эй, гриф! Отдавай небесную чашу!»
«А если не отдам? — спросил гриф, улыбаясь. — Иди домой, пока я не разорвал тебя своими острыми когтями!»
Он пролетел над черепахой, держа в клюве чашу и дразня ее. Черепаха не двигалась с места.
Внезапно гриф спикировал, пытаясь ухватить черепаху когтями. Но он только ударился о твердый панцирь, лишь слегка поцарапав его. Рассердившись, он накинулся на черепаху, забыв, что держит в клюве чашу. Ударив клювом черепаху, он погнул клюв и выпустил чашу. Черепаха, оставшись целой и невредимой, схватила ее и спряталась под панцирь. Некоторое время гриф пытался разбить панцирь, но потом сдался и улетел.
Вот как у черепахи появился панцирь, а у грифа — загнутый клюв.
Солнце вновь встало на следующее утро, но с тех пор оно светило только половину суток, оставив ночь луне и темноте, чтобы мы никогда не забывали о них.
Перевод с английского портал Зооклуб.
При перепечатке данной сказки активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *