Легенда о данко анализ эпизода

Содержание

«Легенда о Данко» анализ рассказа Горького – тема, смысл, проблемы, чему учит произведение

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».
Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.
Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Композиция

В «Легенде о Данко» анализ стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть «Старухи Изергиль». Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр

Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.

Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора.
В лице Данко Максим Горький показывает человека, который ставит на первое место интересы общества, его жизнь наполнена благородными порывами, он старается помочь всем, часто даже тем, кто этого не заслуживает. Главный герой произведения наделен лучшими человеческими качествами: доброта, честность, смелость и любовь к близким людям. Данко идет на всё ради спасения дорогих ему людей.
В легенде говорится о людях, живших в мире полном счастья и беззаботности, но наступил момент, когда явились чужие племена и прогнали людей в глубь леса. Их окружали могучие деревья, переплетенные между собой, огромные заросли, сквозь которые не мог пробиться и луч солнца. Тогда им пришлось отправиться в сложный путь на поиски нового места, где они смогли бы вновь жить, радуясь каждому лучу солнца и блестящей, играющей волнами реке. Тогда они и решили выдвигаться. В Данко они увидели сильного и смелого человека, и воскликнули: «Веди ты нас!». И он повел. На пути они встретили множество трудностей, люди выбились из сил и не могли идти дальше. «– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!».
Люди обезумели от злости, и никто даже не вспомнил о том, что именно они выбрали его, просили вести их. Его слов никто не слушал, и когда они хотели было убить его, Данко разорвал себе грудь, вытащил сердце, которое светилось ярким пламенем любви к своему народу, и поднял его над головами людей. «Идем!» — крикнул он. И люди пошли, словно зачарованные, смотря на сердце в его руках. Лес расступался перед ним и он вывел людей на широкие степные земли, а потом гордо засмеялся, затем упал, и умер. Люди же, полные радости, даже не заметили его смерти, но один человек, заметив пылающее сердце испугался и наступил на него ногой, от чего оно рассыпалось на множество искр и потухло. В этот вечер река, отражающая последние лучи заката, казалась ярко красной, как кровь, которая била из груди отважного и необычайно смелого человека — Данко.

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Старуха Изергиль Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
Беру!

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: М.Горький «Легенда о Данко».Анализ произведения. | скачать бесплатно | Социальная сеть работников образования

М. ГОРЬКИЙ «ЛЕГЕНДА О ДАНКО»
«…ЗАЧЕМ Я…»?
(УРОК АНАЛИЗА)
Цели:
1) проанализировать идейно — художественное своеобразие легенды о Данко;
2) развить навыки анализа текста;
3) воспитать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;
Оборудование: презентация, мультфильм «Легенда о пламенном сердце».
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Ход урока
Эпиграф
Если я — не за себя, то кто же за меня?
Но если я – только за себя, зачем я?
М.Горький
Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть,
а для народа – светить.
Русская пословица
I. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Тема нашего урока «…Зачем я…»? Это часть фразы, которую М.Горький любил повторять. Продолжите ее.
— Почему так?
Прочитайте эпиграф. На какие 2 части можно ее разделить?
— О чем каждая каждая часть? (О человеке и его отношении к жизни.)
— Как фраза связана с «Легендой о Данко»? (В ней изображено отношение героя к себе и к жизни.)
— Какую проблему мы должны решить? (В чем смысл жизни?)
Учитель. Максим Горький  посвятил этой проблеме все свое творчество. Об этом он говорит в рассказе «Старуха Изергиль
II. Изучение нового материала.
Композиция рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
(Сообщение обучающегося)
Рассказ Горького  «Старуха Изергиль» — размышление о смысле жизни. Произведение состоит из трех самостоятельных частей: первая – легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи о своей жизни и третья часть — легенда о Данко. При этом первая и третья часть противоположны друг другу: «огненное сердце» Данко и «каменное сердце» Ларры. Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя». Отчуждение от людей – это корень трагедии и смысл наказания этого человека. Герой попытался презреть священные законы человечности, любви, единения. И потерпел поражение. В разрушении связей между людьми автор видит потерю смысла жизни.  Легенде о Данко предшествуют воспоминания старухи Изергиль о прошлом. Ее окружали равнодушие, жадность, подлость. Сама она жила высокими чувствами, во имя любви, не боясь жертвовать собой.
С восторгом говорит о людях с сильной волей и стойким характером. «В жизни… всегда есть место подвигам». Последняя легенда о том, что Данко ведет свой народ на волю из рабской и ничтожной жизни.
Судьба старухи во многом схожа с судьбами Ларры и Данко. Она прожила бурную жизнь и никогда не была «рабой ничьей». Люди, среди которых живет Изергиль, любят ее, им нужны ее красивые рассказы: ведь в их сегодняшней жизни нет той силы и того огня, которые раньше были в людях. И старуха Изергиль, и Данко творили свои судьбы самостоятельно, каждый прожил свою жизнь для людей, а это, по мнению Горького, и есть настоящий подвиг.  (Автор рецензии Ирина Васильева (http://recenzija.ru/)
— Как закончился рассказ о Данко? Ваше впечатление? (Трагически. Очень жаль Данко. Зря погиб. Не стоит за таких умирать.)
— Вы какого финала хотели бы? (Данко помочь люди должны. После смерти воздать славу и почести. О нем никто не вспомнил, да еще и сердце раздавили, чтобы не напоминало.)
— Кто Данко, жертва или герой? (Если герой, то он одержал победу, а жертва, значит, потерпел поражение, проиграл.)
Время создания произведения.
— Тема смысла человеческой жизни во времена Горького была актуальна?
(Сообщение обучающегося об эпохе, в которую жил писатель)
Литература конца XIX – начала XX века (История русской литературы в 4-х томах-4) — Н. И. Пруцков)
Развитие литературы и искусства нового рубежа веков проходит под могучим воздействием ожидания, а затем свершения первой русской революции, которая выдвинула перед всеми мыслящими людьми вопрос о необходимости изменения социально-политического строя страны.
Деятели искусства и литературы говорили о новом пути России, о ее будущем.
Вздыбленная Россия, героизм, охвативший народные массы, впервые приобщающиеся к активному революционному действию, пробуждение дремлющего сознания отсталых слоев населения — все это не могло остаться не замеченным людьми искусства.
В литературе появляется певец новой России — М. Горький.
Россия стояла на пороге новых сложных перемен и потрясений. Новые герои, показ того, как рушится старое мировоззрение, как происходит ломка устоявшихся традиций, основ семьи, взаимоотношений отцов и детей — все это говорило о коренном изменении проблемы «человек и среда». Герой начинает противостоять ей, и это явление уже не единично.
Русская литература отобразила и острое недовольство жизнью, и надежду на ее преобразование, и волевое напряжение, зреющее в народных массах.
Рубеж веков был порой романтических ожиданий, предшествующих обычно крупным историческим событиям. Казалось, что сам воздух был насыщен призывом к действию.
Широко известны слова Горького, что настала пора героического. Сам он  был певцом героического начала в жизни. Читатели ждали от писателей призыва к бодрости и борьбе.
— Вы почувствовали бодрость, которую ждали от горьковских произведений его современники? Какую бы вы написали музыку к финалу? (Скорее всего, оптимистическую)
Пейзаж. Каменный лес. Наблюдение. Выразительное чтение.
— Роль пейзажа? Выразительные средства. (Передает настроение людей, их безысходность.)
— Как люди оказались в безвыходной ситуации? Она, действительно, безвыходная? (Проявили слабость, испугались сильных врагов, умирать не хочется.)
— Что такое заветы? Они стоят того, чтобы из-за них умереть? (Наказ потомкам. Не за каждый завет можно умереть.)
— Что они предприняли, чтобы найти выход?
— Насколько страх силен? Как автор передает его силу?
— Каков Данко? Его портрет? Зачитайте.
— Чем он увлек людей, заставил действовать? (Силой своих убеждений, верой в успех дела.)
Картина грозы. (Анализ)     Выразительно!
— Какова природа?
— Каковы люди на фоне враждебной природы?
— С кем их сравнивает автор? Почему?
— Какова кульминация легенды?
Просмотреть фрагмент «Легенда о пламенном сердце» (Режиссер И.Гурвич. 1967 год)
— Как режиссер подчеркивает  важность сцены?(Фильм черно-белый, а в эпизоде, где Данко вырывает сердце и освещает им путь, режиссер использует цвет.)
— Что заставило его вырвать свое сердце?  (Разные ответы.Увидел в людских глазах ненависть и злобу: «Схватить и убить Данко».
-Данко видит, что ему от разъяренной толпы  не спастись. Поэтому вырывает сердце, отвлекая мысли людей от ярой злобы.
-Если бы Данко думал о своей жизни, он бы бросил их еще раньше.
-Ожидали, что «он будет бороться с ними». Они думали, что он их ненавидит. В такую минуту слова не помогут остановить кровопролитие. Нужно дело, поступок.
-Он хочет, чтобы люди видели, как он их любит, жаждет спасти их.
-Он совершает поступок, доказывающий силу его любви к людям.)
— Любовь Данко к людям помогла им? (Да. Они вышли на свободу.)
— Они одержали победу?(Не они победили, а Данко.)
— А Данко проиграл, он  погиб. Он жертва? (Данко погиб, но он не жертва, одержал моральную победу, потому что он оказался прав: побеждает тот, кто сражается за жизнь, за людей.)
— Стоило умирать ради неблагодарных, равнодушных  людей? (Данко умер за свободу, за жизнь.)
Описание природы, когда люди вышли на свободу.
— Роль этого пейзажа? (Передает торжество жизни.)
— Какой цвет преобладает? (Яркий, как сама жизнь.) Что символизирует этот пейзаж? (Жизнь.)
— А Данко какое место у людей в этом торжестве занимает? (Они о нем забыли.)
— «Смерть со славой и с честью — не жертва, а подвиг». К. Федин. Вы согласны с этим утверждением?
— Вы каким хотели бы видеть поведение людей? (Хотелось бы, чтобы люди были благодарны своему спасителю.)
— Данко напрасно погиб? Он жертва? (Физически он погиб, но его идеи одержали победу.)
— Что в этот момент должен чувствовать забытый людьми Данко? (С точки зрения обывателя – досаду, обиду, ненависть к людям.)
— Как Данко воспринимает людское равнодушие?   (У Данко нет к людям обиды и ненависти.)
Учитель: А Горький пишет: «…кинул он радостный взор на свободную землю, и засмеялся гордо… и умер». Получается, что смерть герой воспринимает как победу. Получилось так, как Данко и задумал. Он победил, достиг своей цели. Он радуется. Победа моральная одержана.
— Каков финал легенды о Данко? (Оптимистичен.)
— Почему осторожный человек раздавил сердце?     (Горящее сердце – напоминание о людской неблагодарности.)
— Чего может бояться человек? Чем грозило людям горящее сердце? (Оно напоминало о человеческой трусости и слабости.  Они стыдятся своей слабости.)
— Значит, получилось не так, как хотел Данко. Победил «осторожный человек»? (Победил Данко, его идеи, взгляды на жизнь, её смысл.)
— Почему жанр легенды?
3.Жанр легенды. (Сообщение обучающегося по лингвистическому словарю)
ЛЕГЕНДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть),
1) в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литературе всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
2) В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.
(Источник — Словарь литературоведческих терминов на www.Goodmark.com.ru)
III. Обобщение.
— Данко герой или жертва? Он победил или проиграл? Дайте ответ, используя цитаты.
Истинным поражением является измена принципу, отречение от своих прав и гнусная покорность злу.
Д. Неру
Без пользы жить – безвременная смерть.
И.В. Гете
— Теперь какое у вас настроение после повторного прочтения?
— В чем смысл жизни?  Спрашивал Аристотель. И как вы думаете, что он отвечал? Он отвечал: Служить другим и делать добро.
Составление синквейна.  Данко.
Учитель: Свет, солнце часто использовались как символы другими авторами. Маяковский писал: «Светить всегда…» Что он имел в виду? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Рефлексия.
— Для нашего времени эта тема актуальна?
— Каково ваше настроение после повторного прочтения?
IV. На дом.
По выбору:
1) рассказ о В.Маяковском подготовить;
2) выписать из стихотворения «Необычайное приключение…» слова, которые вы раньше не слышали.

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
Беру!

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Старуха Изергиль Горький)

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Анализ легенды о данко из рассказа горького старуха изергиль Помощь по литературе

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М. Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него». Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе… и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что » … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

Легенда о Данко (Стилистический анализ) — Особенности анализа произведений М. Горького

Рассказу Горького «Старуха Изергиль» посвящено немало интересных статей и разделов в монографиях. Он привлек к себе снимание ещё со времени своего появления в 1895г. Известно, что народническая критика пыталась обвинить горького в проповеди модной тогда ницшеанской концепции «сильной личности», игнорируя контраст между индивидуализмом Лары и героическим альтруизмом Данко.
Между тем именно в этом рассказе в фантастическом образе Ларры, сына орла и женщины, Горький решительно развенчивает героя ницшеанского типа с его эгоистическим индивидуалистическим сознанием. Этому характеру он противопоставляет тоже сильную личность, но его сила направлена на благо людям. Горький романтически прославляет Данко его жизнь — подвиг. Сердце Данко ярким факелом освещает дорогу к счастью, становится символом огромной любви к людям.
С характером легендарного Данко перекликается характер самой старухи Изергиль. В нем акцентированы независимость, любовь к свободе, благодаря этим чертам характер старухи Изергиль также приобретает большое поэтическое обаяние.
Своеобразна композиция рассказа: использование приема «рассказ в рассказе», рамки для главной части, наличие нескольких сюжетных линий, объединенных сквозным образом рассказчика.
Из трех самостоятельных, композиционно завершенных новелл — «Легенда о Данко» является идейно и эмоциональной кульминацией. поэтому мы остановимся на ней подробнее и постараемся показать на конкретных примерах, как использованы Горьким все наиболее эффективные средства романтической поэтики для раскрытия идейного содержания рассказа.
Условно «Легенду о Данко» можно разбить на 3 части. Первая — изображение непроходимых лесов, в которые было загнано племя людей, вторая — их движение к свету и третья — торжество света, победа над мраком леса.
Действуют в легенде четыре условных персонажа: обобщенный образ человеческого племени; Данко; Лес и Степь. Обобщенный портрет людей выписан горьким довольно традиционно. Сначала он говорит о них, что это «были веселые, сильные и смелые люди». Потом, когда другие племена загнали их в болото, они задумались и впали в тоску.
Образ человеческого племени связан у Горького с мотивом дум. Слова думы, думать многократно обыгрывается в разных контекстах и становятся опорными в характеристике людей. Дума — это пассивная реакция на зло, она не включает в себя элемента действия. В первую фразе Данко «Не своротить камня с пути думой» слово дума уже прямо противоположно действию.
Сначала думы с эпитетом тоскливые, которые изнуряют. Следующая степень — страх, который родил пассивность. И последняя стадия ужас. Ужас родят трусливые слова, робкие и тихие. Ощущение нарастания ужаса способствуют паузы между предложениями, дающие возможность осмыслить границу, постепенность нарастания чувства ужаса. Ужас — это капитуляция. Охваченный ужасом, человек готов пожертвовать самым дорогим, что по мнению Горького, есть у него, — свободой. Последовательность введения слов думы, страх, ужас приводит к предельному напряжению. Контраст между напуганным, отчаявшимися людьми и смелым Данко придает необычайную экспрессивность этой сцене.
Этим заканчивается первая часть легенды и начинается вторая часть легенды.
Данко вызвался вывести людей из леса, освободить их от рабства. Движение людей за Данко к свету, свободе составляет содержание в торой части.
Преодолевая мрак леса и ужас грозы, люди движутся к свету. изображая людей в лесу во время грозы, в кульминационный момент Горький использует контрастные эпитеты.
Раздаются первые обвинения в том, что он молодой и неопытный повел их куда-то. Глаголы разъярить, реветь, рассвирепеть подготавливают к следующему сравнению людей со зверьми. По контрасту с ними Данко — молодой красавец. Горький отмечает физическую красоту. Данко как условие духовной и внутренней красоты.
Сила, воля, активность — вот в чем основной пафос характера Данко, а вместе с ними и др. героев романтических рассказов Горького.
Речь Данко отличается от авторского повествования и от речи старуха Изергиль. Фразы короткие, энергичные, с вопросительно-восклицательной интонацией — произносятся на высоком патетическом накале. Глаголы движения в речи Данко преобладают над глаголами статики.
Фразы сжимаются до афоризмов и строятся по типу пословиц. Данко обвиняет людей в пассивности, сравнивая их со стадом овец. Сердце его полно жалости и любви к людям.
Это движущий импульс его героического поступка. Горький передает смену ощущений в душе Данко: негодование сменяется жалостью, которые в свою очередь сменяет любовь.
Изнуренное человеческое племя мыслит злобно. А Данко, сердце которого полно жалости и любви к людям, полон сил и отваги.
Важно обратить внимание на новый поворот традиционного соотношения понятий любовь-слабость и зло-сила. Как известно, в традиционном толковании любовь — это высокая этическая ценность, но она как правило, не сопряжена с активностью, действиям. У Горького любовь активна, действенна, толкает на героический подвиг, зло же — бессильно.
Но не только образы вожака Данко и измученного, заблудившегося человеческого племени существуют в легенде старухи Изергиль. Рядом с ними вырастают образы Леса Степи. Они выступают в роли равноправных «героев», они завязывают сюжет легенды: борьба с лесом чтобы выйти в степь — такова её фабульная основа. На эти пейзажные образы.
Оригинальность Горького не в том, что он использует символику природы, новизна в интерпретации этой символике.
В легенде лес приобретает зловещие черты — это уже не спасительный приют человеческой немощи, а темница, губящая человека.
Появляется мотив тьмы. В лесу темно: он недоступен для света. В нем нет воздуха («ядовитый смрад», «смрадное болото»).
Спасение от этого леса-темницы в том, чтобы прорваться к степным просторам. Сюда выводит измученное человеческое племя герой легенды Данко.
Третья часть начинается с фразы Данко «Что сделаю я для людей?». Степень силы, мощи, с которым произносится эта фраза, Горький уподобляет грому или чему-то, сильнее грома, тем самым усиливая её экспрессивность. Горький приближает читателя к знаменитому символическому образу «горящего сердца». Желание спасти людей, пожертвовать ради них своей жизнью изображается патетически приподнятым образом «могучего огня». Употребление этого чувства огню естественно для романтической стилистике этого рассказа. Образ «горящего сердца» горький называет «факелом великой любви к людям», свет его сравнивает со светом солнца. Горящее сердце — это своеобразный, эмоционально-экспрессивный удар, знаменующий собой перелом, поворот, начало нового, светлого. Эффект неожиданности передается выразительным сравнением: «… люди же, изумленные, стали, как камни». С этого момента идет нарастание темы света. Меняется тональность повествования, становится жизнерадостной, бодрой.
Мрачная картина бушующего леса, грозы сменяются новым образом — широкой степи.
Также, как лес, степь одушевлена. Но, в отличии от леса, который «гудел, скрипел», степь вздыхала, как бы наслаждаясь простором и чистотой воздуха. Выход из леса в степь — это выход из темницы на волю, к человеческой радости. Эти образы символичны, они противопоставлены друг другу.
Пафос победы света над тьмой был присущ русской литературе издавна.
Идя от анализа средств художественной выразительности к раскрытию идейного содержания, убеждается в неразрывном единстве романтической поэтики рассказа и общего романтического замысла.

Легенда о данко анализ

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что «красивые всегда смелы», а «в жизни всегда есть место подвигам».
Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой. Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице. А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.
Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Смотрите также по произведению «Старуха Изергиль»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/1008/

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.
< Предыдущая Следующая >

Сочинение: Анализ легенды о Данко («Старуха Изергиль» М. Горького) » Белая Калитва — информационный портал города Белая Калитва

Образ темного леса, в котором блуждает несчастный на­род, в легенде о Данко навеян народными легендами о мрач­ном лесе, всегда таинственном, таящем в себе неожиданные опасности, скрывающем темные силы. Писатель говорил, что историю Данко он слышал в юности на Дунае. Создавая образ героя, Горький обращается к народному характеру, преданиям, фольклору. Народному творчеству горьковские легенды близки многими своими художественными особен­ностями: фантастикой, многократными повторами, эпичес­кой величавостью стиля, отсутствием того схематизма и од-ноплановости, которые отличают аллегорию. Горький создал произведение оригинального и сложного жанра — произве­дение, в котором совмещаются две легенды-сказки, создан­ные на фольклорной основе, новелла-рассказ (история самой Изергиль) и, наконец, обрамление. Все элементы связаны в единое целое, составляют произведение, «бьющее в одну цель».
Смелый Данко пожертвовал собой, чтобы вывести людей из темного леса. И «люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем», — они завоева­ли счастье. Но так было в сказке, и писатель, заканчивая по­вествование, рисует контрастную картину реальной жизни: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, мед­ленно, скучно… Море шумело глухо и печально».
Противопоставление скучной и печальной действитель­ности героической сказке, после того как сам герой-повество­ватель видел в эту ночь красивых и сильных людей, слышал рассказы Изергиль о таких же людях, — такое противопос­тавление будило желание борьбы, укрепляло уверенность в справедливости утверждения, что в жизни всегда есть место подвигам.
В конце рассказа Изергиль о ее молодости и любви дана картина надвигавшейся бури: ползут темные тучи, страшно и темно в степи. Где-то вдалеке вспыхивают и гаснут голубые искры. Для старухи — это искры от горящего сердца Данко. Такая сцена предваряет новеллу о герое. Чем дальше разви­вается рассказ, тем все меньше людей в нем остается. В последней новелле о Данко дан только образ самого Данко и групповой портрет его соплеменников, к концу рассказа ос­таются только герой-слушатель и старуха Изергиль. Если со­поставить это с печальной картиной предрассветной поры, нарисованной в конце рассказа, то на этом фоне еще ярче вы­ступает подвиг Данко.
Центральные образы рассказа — Ларра и Данко. Это очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы человеческого поведения, два противоположных взгляда на отношения человека и общества. Они даны в кон­трастном сопоставлений. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел их в трудный поход. То, что сделал юно­ша, — прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, пол­ный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. «Вы сказали: «Веди!» — и я повел!» — возражал им смелый юноша, но те ревели: «Ты умрешь!» «И вдруг, — читаем мы, — он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Он вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь из темного леса, и умер, чтобы людям жилось легче. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмер­тия. Все эти идеи перекликаются с. публицистическими вы­ступлениями Горького, являются частью его активной борь-. бы за новое, героическое искусство.
Данко — аллегорический образ. Автор не дает его портре­та, главное в поэтике этого образа — аллегория героизма. В самых напряженных местах, например при описании по­двига Данко, повествование приобретает ритм, приближаясь к стихотворению. Интересна речь Данко. Энергичная, по­строенная в основном на отрывистых фразах, порой воскли­цаниях или вопросах, она хорошо рисует героический харак­тер юноши: «Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» Дан­ко обращается к пословицам, поговоркам, причем к таким, в которых выражено активное, деятельное отношение к жиз­ни: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Афористичность, одно из чудес­ных свойств речи, становится характерным признаком горь-ковского стиля.
В рассказе старухи Изергиль много мудрости. Некоторые ее слова напоминают страстные и яркие речи молодого Горь­кого. Самый значительный ее монолог следует после повест­вования о храбром польском пане, сражавшемся за свободу греков. Она говорит о подвигах. По ее мнению, в подвиге — смысл человеческой жизни, ибо человек, совершивший по^ двиг, оставляет о себе благодарную память, получает бес­смертие.
«Нужны подвиги, подвиги! — писал Горький в 1894 году в рассказе «Об одном поэте». — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Эти вдохновенные слова осуждают путь Ларры и подчеркивают величие пути Данко. От них протяги­ваются незримые нити к другим произведениям Горького.[/sms]

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Данко Горький)

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались револю-ционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Ку-прин с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведе-ниях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в зву-ках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, бла-городного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в кото-рой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в ле-генде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького инте-ресует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной фор-ме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр ли-тературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его за-мысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в че-ловеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, са-молюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучи-тельную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горь-кий создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и непод-вижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по ве-черам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным ка-жется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным челове-ком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправед-ливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем люб-ви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом вели-кой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ се-бялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, силь-ны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвер-жен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Ста-руха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплот-ная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гуде-ли сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздуш-ные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, рито-рических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает на-пряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говоря-щие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомнева-юсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (Старуха Изергиль Горький)

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения.
Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель — быть полезным людям.
От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала.
Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко — в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству.
Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности. Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Развязкой становится повествование о том, что » … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».
Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления.
Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления.
Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «…безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).
Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна. Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества.
Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *