Легенда о дереве дуб

Содержание

Дуб священный Священный дуб в мифах и легендах Легенды о цветах

Сорта лимона Карликовые и полукарликовые деревца лимоначтобы видеть у себя на подоконнике редкое растение следует найти тонкости содержание. Все хотят видеть необычные растения. В данной статье авторы попытались изложить подборку…
&#13Уход за гарденией Как правильно ухаживать за гарденией?Для того, чтобы иметь у себя на подоконнике здоровое растение необходимо соблюдать тонкости содержание. Все любят экзотические растения. В этой подборке…
&#13Аморфофаллус коньяк Особенности вида Аморфофаллуса коньякБольшинство любят экзотические цветы. Для того, чтобы выращивать у себя дома хорошо цветущее растение важно соблюдать тонкости ухода. Каждое растение требует…
&#13Аралия маньчжурская, или чертово дерево ветвистыйВсе комнатные цветы разделяются на классы. Иные можно содержать исключительно в саду. Некоторые группы возможно развести строго в домашних условиях закрытого пространства….
&#13 style=»width: 200px; height: 140px;»/>Ноябрь: календарь садоводаЕсть цветы, которые будут отлично цвести в агрессивных средах — хоть в тепле хоть на дворе. Определив к какой группе…
&#13Легенды о кувшинке. Царица вод и цветок русалокСадоводы хотят видеть красивые цветы. Для того, чтобы вырастить у себя в цветнике редкое растение необходимо найти секреты разведения. В приведенной подборке авторы попытались привести…
&#13

Дуб, конспект интегрированного занятия по родной природе и художественной литературе в средней (старшей) группе

Конспект интегрированного занятия по родной природе и художественной литературе в средней (старшей) группе, тема «Дуб»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Расширить знания детей о дубе.
Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
Закрепить знания цифр и навыки счета.
Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
Воспитывать экологическое мировоззрение

Оборудование:

Картинки с изображением дуба. Желуди. Карточки с цифрами.

Ход занятия:

Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее занятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.

Легенда о дубе

«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Они сражаются друг с другом, и победители живут много дольше побежденных. Но нужна необыкновенная удача, чтобы дерево прожило весь положенный ему срок. Такая удача выпадает одному из многих тысяч.
Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, — ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины — они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».

Вопросы по легенде:

1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?
Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:

Загадка о дубе:

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Какие слова загадки подсказали вам ответ?
Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?
Дуб растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.
Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.
Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму.
Дубы – деревья-долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»? Тот, кто живет долго. Дубы живут очень долго.
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

«Дуб»

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)

Динамическая пауза «На поляне дуб зеленый»

На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А под дубами растут многие грибы. Давайте попробуем быстро сказать скороговорку о дубе: «Дятел дуб долбил, да не додолбил».
А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.

Загадка про жёлудь:

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Желуди — замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете?
Есть такая примета: «Много желудей на дубе — к лютой зиме».

Дидактическое упражнение «Набери желудей»

Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.
Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.
Отгадайте загадку:

Загадка про пилу:

Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)
О чем эта загадка? О пиле. Как по-вашему, что можно сказать о древесине дуба, если у пилы сломался зуб, когда она его пилила?
По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья. Особо ценился мореный дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду.
Вот так бревно:
В воде давно
Лежит, но не пропало,
Еще прочнее стало.
Действительно, дуб, который находился (морился) под водой, приобретал удивительно красивый цвет древесины, из которой делали резные украшения, мебель для дворцов, даже троны для королей.
И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру Первому пришлось запретить рубить дубы и советовать людям при случае сажать в землю желуди.
Ведь именно из желудей вырастают дубы.

Желудь и дуб

С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)

Вопросы:

1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Как по коре дуба определить молодое или старое дерево?
5. Почему дуб – долгожитель?
6. Как используют дуб птицы и звери? Человек?
7. За что дуб называли «хлебным деревом»?
8. Что такое «мореный дуб»?
9. Как появляется на свет молодой дубок?
10.Что предпринял царь Петр Первый для защиты дубов?
11.Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
12.Какова древесина дуба?
Дети отвечают на вопросы, вытаскивая из мешочка «бочонки» с цифрами, соответствующими номеру вопроса.
После занятия проводится ручной труд из природного материала (желуди, дубовые листья).
Скачать конспект занятия «Дуб»

Старая легенда о дубе в цепях


Советские спортсмены, сидевшие в тюрьме (17 фото)

20+ по-настоящему безумных объявлений с Авито

Один из самых веселых матчей в истории настольного тенниса

Невероятные приключения в маршрутке

10 интересных фактов о фильме «Холодное лето пятьдесят третьего»

Простили, но не забыли

Исландия принимает декларацию: все религии являются оружием…

Хотел устроить ДТП и устроил

20 самых любопытных фантастических фильмов Европы

Китайцы разработали автомобиль на водородном топливе с запасом…

Картинки с надписями

Вещи из прошлого, которые в наши дни вам покажутся очень странными

Премия Дарвина: самые нелепые смерти из серии «рука-лицо»

20 комиксов с чёрным юмором, поместившихся всего в одну панель

Руководитель МВД Башкирии предложил штрафовать граждан…

Когда гарем взбунтовался: тяжелый день из жизни льва

Бывает же такое!

Записки ведущего. Самая трешовая свадьба

«Самое лучшее — это всё Россия! Это глупо отрицать»: Звёздные…

Рассказы о деревьях: Дуб — ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ


Друиды отвели дубу почётное место в своём календаре: 21-22 марта. Время весеннего равноденствия
Сначала пороемся в интернете, а потом я добавлю пару изюминок от себя.
**********************************************************************************************************************
Немногие деревья издавна пользуются такой любовью и почетом у всех народов, как дуб. Славяне, древние греки, римляне еще на заре своей истории поклонялись этому дереву, нередко переваливавшему за 1000-1500 лет, приписывали ему чудодейственные свойства, сочиняли про него мифы, легенды, песни и былины. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.
Обожествляя дуб, древние греки посвящали его Аполлону — богу света, покровителю искусств. Могучие вековые деревья часто провозглашались святыми. Под ними совершались жертвоприношения, проводились оракульские «прорицания», якобы исходившие от божества: жрецы на свой лад истолковывали шум ветвей и шелест дубовых листьев, составляя пророчества для многочисленных посетителей.
В древнем Риме дуб посвящался верховному богу — Юпитеру, а желуди назывались юпитеровыми плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своих сочинениях о растениях того времени писал, что дубы «…не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают, своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».Подобно грекам и римлянам, и славяне относили дуб к числу святых деревьев. Они посвящали его могущественному богу грома и молнии — Перуну. В старинных летописях можно встретить упоминания о «Перуновом дереве». Здесь, как и в Греции, приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные государственные решения.
Не удивительно, что предки так чтили это дерево. Ведь с лесом всегда была очень тесно связана история древних славянских племен. А там, где они обитали, леса были, как правило, дубовые. Дубравы служили нашим далеким предкам источником питания, защитой от разбушевавшихся стихий и даже своеобразными крепостями во время войн с многочисленными врагами. Как ни странно, но есть научные данные, утверждающие, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу.
Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что действительно первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки — рожь или пшеницу, а все тот же дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.
Отсюда: http://www.reznoe.ru/articles10_16.php
*

Вот это корни! Этот дуб, что растёт на Караул-Обе, я называю ЛАОКООН со змеями
*
Мифы и Легенды:
— В Шотландии было суеверие о том, что судьба членов семейства Хэй из Эррола, поместья в графстве Перт, неотделима от омелы, которая растет на огромном дубе. Вот что писал об этом древнем поверье сам представитель рода Хэй: «У равнинных фамилий гербы пришли ныне в совершенное забвение. Но из древней рукописи, а также из воспоминаний немногих оставшихся в живых старожилов графства Перт известно, что на гербе рода Хэй была изображена омела» Но, собственно я речь поведу не об участии омелы, в этом предании, а об участии дуба. Когда-то по соседству с Эрролом, неподалеку от Соколиного камня, рос огромных размеров древний дуб, на котором были целые заросли омелы. Считалось, что если у этого дуба сгниют корни, то «трава прорастет в очаге Эррола и ворон поселится в гнезде соколином», как гласит местная пословица. Для представителя рода Хэй опаснее всего были две вещи: убить белого сокола и срезать ветвь с эррольского дуба. Неизвестно, погибло ли это дерево… но поместье перешло во владение друга семьи, и местные жители, конечно же, утверждают, что незадолго до этого роковой дуб был срублен. Это древнее суеверие нашло отражение в стихах, автором которых принято считать Томаса Рифмоплета:
Пока в Эрроле на дубовых ветвях
Омела и крепок тот дуб,
Роду Хэев цвести. Крыльев сокола взмах
Грозовые ветра не сметут.
Но коль подгниют корни у дуба того
И омела зачахнет на нем,
Овладеет эррольским трава очагом,
Ворон – соколиным гнездом.
— В Шропшире существует поверье, говорящее нам о том, что дуб цветёт, оказывается, в канун дня святого Иоанна. И цветёт он так мало, что до рассвета его цветы успевают опасть. Это же поверье говорит, что девушке, которая сгорает от желания узнать, кто будет её мужем, надо прийти к этому дубу ночью и положить под ним кусок ткани. А утром она увидит на ней лишь пыль – то, что осталось от цветения дуба. Щепотку такой пыли она должна положить себе под подушку, после чего ее будущий муж обязательно должен был явиться ей во сне.
— Считается, что если во время сна около больного ребёнка положить к ногам дубовое бревно, то он может или выздороветь, или значительно поправится (в смысле, здоровьем). Т.к. через ноги к нему придёт сила бревна.
— В Херефордшире, на перекрёстке двух дорог, стоит несколько «крестовых дубов». Если человек болел лихорадкой, то ему стоило прийти к этому дубу, и приколоть к нему прядь волос (не оторванную от головы), потом резко головой мотнуть – так, чтобы прядь осталась на дереве. Если это удавалось, то, считалось, что человек должен скоро выздороветь, так как таким образом он отдал лихорадку дереву.

— Существует поверье о том, что дубовая досточка, обработанная в четверг на восходе Солнца, на которой вырезан девиз: «Да храни тебя Господь!», прибитая к домашнему алтарю, может защитить семью от многих неприятностей.
— Так же многие народы считают, что изначально вся земля состояла из огня, и дубы впитали корнями его… поэтому, якобы, и можно добыть огонь трением друг о друга двух веточек дуба. А вообще, тоже многие народы, сходятся во мнении, что некоторым дубам столько же лет, сколько и нашему миру.
Пословицы и поговорки.
— Когда свинья в желтых тапочках на дуб заберется (польская пословица, аналог нашей поговорки «когда рак на горе свистнет»).
— В августе дуб желудями богат – к урожаю.
— Был дуб, а стал сруб; время прибудет, и того не будет.
— В лесу дуб — рубль, в столице — по рублю спица.
Отсюда: http://herbalogya.ru/library/quercus.php
По мнению друидов:
Полон жизни, силы и красоты, не имеющий в себе ничего хрупкого. Движения величественны и полны достоинств, будят в людях уважение своим солидным видом. Абсолютно здоров, что в его случае очень важно, так как не переносит слабости и болезней, а вид крови может привести его к обмороку.
Очень отважен, но его смелость происходит не столько от его духовных качеств, сколько от чрезмерной гордости. Не хочет, чтобы его считали трусом и, предупреждая острые обстоятельства, реагирует резче, чем требуется. Выдержанный и волевой, не имеет привычки отходить от ранее принятого решения и, как правило, всегда добивается поставленной цели. Но его неуступчивость имеет также плохие стороны: ДУБ не умеет быть гибким и его непримиримость доставляет ему хлопоты. Добился бы многого, если бы смог хоть немного быть дипломатом.
Деревья дуба упоминаются в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. Сведений об этом так много и они так интересны, что впору писать отдельную книгу. Общеизвестно, что у многих народов в прошлом дуб — дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых.Крестьяне Грузии, например, чтобы убедить в несокрушимой крепости своих слов и обещаний, клялись этими святыми в спорах; нарушить такую клятву было уже невозможно.
Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же приносили жертвы богам и тут же, после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах. В священных рощах выделяли наиболее старые тысяче летние деревья и обносили их оградой, за которую разрешалось заходить жрецам, тем, кто шел с жертвенными дарами или кому угрожала какая-либо опасность. Возле такого дуба человек был неприкосновенен даже для смертельного врага. Вокруг священных дубов расс тавляли фигуры языческих богов (Перуна, Сварога и др.), вырезанных также из дуба. Ни одно мало-мальски важное событие, будь то сев, уборка урожая, битва с врагом или торговый поход, не обходилось без молитв и жертвоприношений, причем объектами последних могли быть мед, брага, пиво, квас, дикие звери и ястребы, которых живыми бросали в священный огонь из «дубового древня». Взамен люди просили здоровья, победы в битвах и набегах, хорошего урожая, удачи в торговых операциях: «Сохрани, пращур, наши злаки от бурь, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». У женщин свои просьбы и свои подношения: венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей, нанизанные на тонкие корни: «Дай нам, великий, силы рожать так легк о и обильно, как ты рожаешь своих детей».
Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов. Так, киевский князь Владимир, приняв христианство, повелел сбросить резанного из дуба Перуна в Днепр, а упорствующие в язычестве киевляне бежали по берегу, горько плакали и кричали: «Выдыбай, Перуне, выдыбай…» В Крыму христианская церковь, ополчившись на язычество, на первых порах вынуждена была поступать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Поэтому богослужения проводились под св ященными дубами или рядом со «святыми» источниками и возле них же, впоследствии, возводили алтари, строили часовни и храмы.
В VI в. у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового «древня», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». Дуб считался олицетворением мужского начала, символизировал постоянст во и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: «У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть». На Украине в праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев. У древних римлян «Лесной царь» — это человек-двойник священного дуба. Желуди римляне называли божественными плодами, а сам дуб — деревом Юпитера. Перед жатвой древние римляне чтили Цереру пляской и песнями, «поначалу листвой виски увенчавши дубовой». В Греции, чтобы прогнать засуху, жр ец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что это вызовет образование облаков и пойдет дождь.
http://www.onixtour.com.ua/books/91c22689/oak.htm
**************************************************************************************************
Как известно, дуб — мощный донор.
Однажды один человек заблудился (автор этих строк). Пришлось заночевать в горном лесу.И было это как раз в ночь с 21 на 22 марта, время Дуба. Ничего этого я тогда не знала; всю гамму чувств описывать не берусь.
Верно лишь то, что запах палой дубовой листвы источает целебные вещества, и благотворные последствия этого пребывания в дубраве я потом долго ощущала.

Самым старым крымским дубом считается Дуб-богатырь в Детском парке Симферополя. А это я возле него:

Дубу якобы около 700 лет.
А самым романтичным считался Почтовый дуб в Большом каньоне.
Теперь его уж нет — сожгли:

А когда-то он служил почтовым ящиком для туристов, оставлявших в нём свои записочки.
Вредители деревьев, впрочем, встречаются не только двуногие:

А был в Крыму народ — караимы — которые почитали дубы как священные деревья, вплоть до того, что не разрешали никому их рубить.
Священная роща называлась Балта-Тиймез, что в переводе означало «Топор не коснётся».
***
И, наконец, диво дивное — апрельский феномен:

А дело-то в том, что листва у дуба жёсткая, держится аж пока не появляются молодые розовые листочки, свёрнутые в трубочку, как бутоны роз.
Когда видишь такое, так и хочется спеть на лихой мотив: «Эх, да на дубе…розы расцвели!»
Бесконечно можно говорить об этом прекрасном дереве.
Поэтому закругляюсь…продолжу в комментариях

*

Легенды о дубах

БЫЛИНЫ О «ЛЕСНЫХ БОГАТЫРЯХ»

«ДУБ-ДУБОМ»

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.
Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
Кора головного мозга ему досталась от дуба.
Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
Не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?
Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.
Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб…Трудно сказать, почему такое роскошное, могучее дерево, как дуб стал «главным героем» многих поговорок, афоризмов и шуток на современный лад. Причем упоминается оно практически везде в явно негативном смысле.
Можно, правда, предположить, что незаслуженно «обижают» дуб, отталкиваясь от эпитетов, переросших в метафоры: «непробиваемый», «непреклонный». И действительно, в далекие времена дубы поражали людей своей крепостью и мощью. Это одна из самых долговечных древесных пород на Земле и самая долговечная -в Европе. Если дубовые насаждения живут до 200-300 лет, то возраст отдельных деревьев может достигать 1000-2000 лет. За столь долгую жизнь дуб способен вырасти до гигантских размеров. В старом дубовом лесу деревья как многоэтажные дома — около 40 метров в высоту, а диаметр их ствола — 2-3 метра.
В истории есть такие любопытные факты: на парижской выставке в 1900 г. демонстрировался дубовый кряж, выпиленный из 485-летнего дуба высотой 31 м и диаметром 169 см. Этот дуб был срублен в Большесурской лесной даче Курмышского лесничества Симбирской губернии, то есть на территории современного Шумерлинского лесхоза Чувашской Республики. А в 1861 г. в Ядринском уезде Казанской губернии был срублен дуб «в 50 футов длины» (то есть 15 м в высоту) и «48 вершков в верхнем отрубе» (диаметром 213 см). Дереву этому насчитали 500 лет, оно было совершенно свежим, здоровым и все еще увеличивалось в объеме…
Дуб был священным деревом многих народов, в том числе древних славян и кельтов, ему поклонялись как божеству. Он и сегодня остается символом мужества и стойкости, а не только, так сказать, «непробиваемости»… Между прочим, увидеть во сне дуб, усыпанный желудями, — к благополучию и карьерному росту.
В гороскопе друидов люди, родившиеся 21 марта, в день весеннего равноденствия, — дубы. Полные жизни, здоровья, силы, красоты и достоинства. Их движения величественны, своим солидным видом «дубы» внушают уважение. Отважны, чрезмерно горды. Выдержанны, обладают железной силой воли, никогда не отказываются от ранее принятого решения и добиваются поставленной цели. Но не умеют быть гибкими и дипломатичными, их непримиримость доставляет им немало хлопот. Очень независимы, не переносят никаких ограничений. «Широкие» в любви, при этом непостоянны, но в браке со временем успокаиваются. По натуре — консерваторы. Несмотря на то, что они способны на бескорыстные поступки, всегда помнят о своей выгоде и концентрируются на личных проблемах. Чужая жизнь их не интересует. Не лишены интуиции, мыслят ясно, по-деловому, реалистичны, наблюдательны, обладают хорошими организаторскими способностями… Так что есть немало сходств между дубом-человеком и дубом-деревом.
Самый распространенный вид дуба — дуб черешчатый. Ареал его естественного произрастания — вся Западная Европа за исключением Скандинавии. В пределах России северная граница дубрав тянется от Санкт-Петербурга на Ладожское озеро, южнее Вологды на Киров, далее — южнее Перми до верхнего течения реки Уфы. Дуб черешчатый растет также на Кавказе, в северном Иране и Турции. То есть, с одной стороны, это дерево тяготеет к возвышенностям, с другой — к поймам рек. Благодаря своим биологическим и экологическим особенностям, по совокупности своих качеств, дуб черешчатый — самая ценная древесная порода наших лесов.
Это относительно теплолюбивая порода — более теплолюбивая, чем сосна, лиственница, ель, береза или липа. Вместе с тем, она гораздо холодоустойчивее, например, ясеня, граба или клена. Дуб способен переносить непродолжительные морозы до 45-49 градусов. Однако экстремально низкие температуры могут быть губительными для дубовых почек, камбия, коры, да и самой древесины. Особенно опасна гибель камбинальных клеток, ведь от них зависит рост дерева. Само дерево, конечно, от этого не погибает, но резко снижается годичный прирост древесины, со временем она обретает коричневый цвет. На поперечном срезе стволов пострадавших деревьев заметно так называемое «морозное кольцо». Повреждаются и гибнут от сильных морозов деревья, ослабленные болезнями и вредителями, или дубы, растущие в неблагоприятных условиях. Морозоустойчивость дубов снижается прямо пропорционально их возрасту.
Дуб черешчатый может переносить и высокие температуры воздуха — до +40-45 градусов. Выдерживает суховеи, нормально растет в сухих степях и даже в полупустынях. Вообще, все леса, а дубовые в особенности, говоря языком науки, «обладают гидрологическим влиянием на окружающую среду»: способствуют накоплению влаги и рациональному ее использованию, сохраняют чистоту и полноводность рек, озер и других водных источников.
«ДУБА ДАЛИ»
К сожалению, состояние дубрав сегодня вызывает серьезные опасения. Это объясняется многими причинами. Во-первых, часть дубрав была вырублена несколько веков назад, в период интенсивных рубок лесов, а потому и площади дубрав сегодня уже не те, что раньше. Во-вторых, в некоторых регионах дубы в прошлом пострадали от неблагоприятных природных условий, они ослаблены, ухудшены их экологические функции. В-третьих, сегодня в российских лесах много перестойной древесины (перестойным считается дуб старше 100-140 лет), а в ряде местностей преобладают малоценные насаждения порослевого происхождения.
Показательный пример — Чувашия, где сегодня, по данным лесоустройства, доля деградированных дубрав составляет 78 %. 28 % древостоев в этой республике — в возрасте до 40 лет, 61 % — от 41 до 120 лет, 5 % имеют возраст от 81-121 и до 100-140. Перестойных насаждений старше 140 лет — 6 %…
Интенсивное заселение территории Чувашской республики началось в XVIII веке. К этому моменту 80-85 % площади республики в современных ее границах было сплошь покрыто дубравами, занимавшими всю северную половину республики за исключением Заволжья. Тяжко пришлось этим лесам уже в XIII-XIV веках, когда распалась Волжская Булгария и под натиском Золотой Орды произошло массовое переселение населения из юго-восточной, степной части республики в лесистую центральную и северную. Во вновь осваиваемых районах началась массовая вырубка лесов и расчистка площадей под пашню и населенные пункты. Поскольку дубы росли на плодородных почвах, то в первую очередь уничтожались именно они. Леса также использовались для бортничества (начальной формы пчеловодства, основанной на содержании пчел в дуплах деревьев для получения меда — Прим. авт.), охоты, заготовки древесины на строительство.
Первые кардинальные меры по охране лесов, как известно, принял Петр Первый в начале XVIII века. Дубравы вдоль Волги на 100 верст от каждого берега и вдоль реки Суры на 50 верст (то есть практически по всей территории Чувашии) были объявлены заповедными для нужд российского флота. Тогда же впервые организовали и службу лесной охраны. В этих дубравах, названных «корабельными», проводили лишь выборочные рубки: рубились деревья строго определенного размера, пригодные для кораблестроения. Нарушение заповедного режима каралось смертной казнью, которую позже заменили ссылками или пытками, например, выдирали ноздри. Отменив петровские указы для частных лесов, Екатерина Вторая решила сохранить статус заповедных для лесов государственных, а их было большинство. После 1860 года «корабельные» дубравы Чувашии перестали быть заповедными.
Кстати, дубравы Чувашии, точно так же, как и Тульской, Орловской губерний были серьезно повреждены сильнейшими морозами 1840 года. И. С. Тургенев в «Записках охотника» писал: «Губительная белоснежная зима 40-го года не пощадила старых моих друзей — дубов и ясеней; засохшие, обнаженные, кое-где покрытые чахоточной зеленью, печально высились они над молодой рощей, которая сменила их, не заменив. Иные, еще обросшие листьями внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои безжизненные, обломанные ветви; у других из листвы, еще довольно густой, хотя и не обильной, не избыточной, по-прежнему торчали толстые, сухие, мертвые сучья; с иных уже кора долой спала; иные, наконец, вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле».
В Чувашии губительные морозы повторились зимой 1978-79 гг., но тогда большинство деревьев выжило. Поврежденными оказались деревья старше 70-80 лет, тогда как молодые не пострадали совсем или быстро восстановили жизнеспособность.
В 1860-61 годах началось устройство казенных лесов. После отмены крепостного права и проведения экономических реформ стала расти потребность в древесине — снова увеличились объемы рубок. Даже дубовую клепку для изготовления винных бочек производили только из отборного сырья, а затем экспортировали во Францию. Купцы из Германии, Греции и других западноевропейских стран специально приезжали в Россию и закупали ее большими партиями…
За 1000 лет (то есть с VIII до XIX века) люди уничтожили почти половину всех лесов, а площадь дубрав уменьшилась в 2,5 раза. Состояние дубрав Чувашии во второй половине XIX — начале XX века было катастрофическим: вряд ли когда-то до этого здесь можно было увидеть столько поврежденных, сухостойных и перестойных деревьев. Серьезной угрозой для дубов, особенно молодняка, стала пастьба скота. Кроме того, на больные, ослабленные деревья неоднократно нападали насекомые-вредители.
В первой половине XX века для борьбы с вредителями стали применять не только наземные, но и авиационные меры борьбы. Леса опрыскивали сверху растворами химическими препаратов. Конечно, это предотвращало массовые эпидемии, но одновременно вело к уничтожению и полезных насекомых, наносило ущерб всей лесной фауне.
«ЗАДУБЕЕМ!»
В отличие от прошлых лет, сейчас пока о дубравах как источнике древесины стараются не думать, сколь бы соблазнительной эта мысль ни была. Сегодня гораздо важнее их экологическая роль. В последнее время проводятся различные акции, привлекающие внимание к восстановлению дубрав, а в прессе, Интернете все чаще появляются публикации о высаженных то здесь, то там отдельных деревцах. Парадоксально, что озвучиваются и «разносятся по ветру» в первую очередь одноразовые мероприятия, а многолетняя, полномасштабная работа, как правило, замалчивается. Не находят ученые времени заниматься саморекламой.
Между тем первые научные исследования и опытное дело в дубравах Чувашии имеют более чем 100-летнюю историю. Их начинал еще в конце VIII — начале XIX века лесничий Ильинского лесничества Б. И. Гузовский. Выделив на территории этого лесничества четыре типа дубрав в зависимости от типов почв, он проводил исследования естественного возобновления дуба под пологом насаждений. С 1949 по 1980 гг. научно-исследовательская работа в дубравах Чувашии приняла более целенаправленный характер, они велись на постоянных пробных участках, сохранившихся до наших дней.
В 1980 году в республике был организован Чувашский опорный пункт Татарской лесной опытной станции ВНИИЛМ — специально для исследований по дубравам. Правда, в 1992 году опорный пункт закрыли, но с 2003 года его работа возобновлена. Ученые выяснили, что устойчивость дубрав прямо связана с возрастом дубов и полнотой древостоя, что смешанные дубравы более устойчивы, чем чистые. В то же время почти половина из всех дубрав сегодня — чистые и дубово-мелколиственные леса — имеют низкую полноту и небольшие средние размеры ствола начиная с 60-80-летнего возраста. Но самый неприятный вывод, который они сделали, — тот, что улучшить состояние поврежденных дубрав в возрасте старше 20 лет практически невозможно. Мало того, что нужно своевременно предотвращать гибель деревьев, нужно активно выращивать новые устойчивые насаждения — с учетом накопленного опыта и не допуская ошибок прошлого. Именно этим здесь и занимаются.
Результаты последних исследований специалистов показывают, что лесные насаждения дуба на стационарных опытных объектах прошлых лет чувствуют себя хорошо. На постоянной лесосеменной плантации дуба в Опытном лесхозе сохранено 235 плюсовых деревьев и семенное потомство от 160 плюсовых деревьев дуба. В питомнике того самого Ильинского лесничества вырастили около 30 тысяч штук сеянцев дуба из желудей. Эти сеянцы понадобятся для создания испытательных лесных культур дуба. Создание лесосеменной базы дуба в республике все еще продолжается.
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ, источник —
www.lesprom.spb.ru/newsite/main/article.php?lang=ru&num=n24&part=4&art=2

Магия дуба в мифах и легендах


Дуб — это король, царь деревьев во всех смыслах. В мистических традиции всех индоевропейских народов дуб считался самым могущественным деревом и был посвящен небесному богу Громовержцу или Громовнику.
С этим растением связывались такие боги как Зевс, Юпитер, Геракл, Дагда (предводитель древних ирландских богов), Тор, Яхве и даже Аллах.
Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны вот поэтому он и символизирует Бога, законы которого правят и небесами, и преисподней.
В некоторых традициях дуб выступает и как Мировое Древо, центр Мира и всего Мироздания.
Дуб — священное дерево, ассоциируемое с небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми или даже самим жилищем бога или богов.
Кстати недаром в древности двери действительно чаще всего делали из дуба — самого прочного и не знающего износа дерева. А слово Duir (название дуба в друидическом алфавите Бет-Луис-Нион) во многих европейских языках означает «дверь»: например, древне-кельтское «dorus», латинское «foris», греческое «thura» и немецкое «Тьr» произошли от санскритского «dwar», означающего «дверь».
У дуба совершались важнейшие ритуалы, церемонии, инициации и обряды.
Также дуб всегда был олицетворением активной мужской силы, активной жизненной позиции.
Научное название дуба — «кверкус» — происходит от кельтского слова «куэр», что означает «красный, красивый».
Друиды считали наиболее всего священной омелу и дуб, на котором она произрастает. Для совершения торжественных ритуалов они выбирали дубовые рощи и ни одного обряда не справляли без дубовых листьев.
В религии древних германцев также главным священным деревом был дуб. Он, вероятно, был посвящен богу грома Донару, или Тунару, равнозначному норвежскому громовику Тору.
Юты тоже поклонялись властителю грома Дагде, который был связан со священным деревом — с дубом.
В магической практике Севера, дуб использовался в заклинаниях, направленных на защиту, увеличение физической силы, достижения стабильного успеха.
У греков это дерево ассоциировалось с величайшим из богов Зевсом, божеством неба, дождя и грома. Святилище в Додоне, где поклонялись Зевсу в виде дуба-оракула, было, возможно, самым древним и наверняка самым знаменитым в Греции. А на горе Ликей в Аркадии ипостась Зевса как бога дуба и дождя явно проступала в магическом средстве, к которому прибегал жрец Зевса: он обмакивал ветку дуба в священный источник.
В Древней Италии все дубы были посвящены Юпитеру италийскому, двойнику Зевса.
А в Риме на Капитолии ему поклонялись как божеству не только дуба, но также дождя и грома.
У славян дуб также был священным деревом бога грома Перуна, подобия Зевса. Известно, что в Новгороде когда-то стояла статуя Перуна в виде человека с громовым камнем в руке. В его честь день и ночь горел костер из дубовых поленьев, а если он угасал, то служители за недосмотр обрекались на смертную казнь.
У литовцев с дубом связывался бог грома и молнии Перкунас, или Перкунс. В честь него горели вечные огни, поддерживаемые древесиной определенных дубовых пород. Если огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева.
Священным считалось и дубовое полено. С его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты. Его ритуально сжигали в середине лета.
Сжигание полена рассматривалось как акт, ведущий к воскресению духа плодородия (характерно в этой связи широкое использование дубового пепла в народной медицине).
В библейской традиции дуб являлся символом Иисуса Христа, так как по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан не из осины, а из дуба.

Дуб священный — Легенды о цветах, мифы и истории. Florets.ru

Есть прекрасные строчки у А. С. Пушкина.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса; там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
С незапамятных времен дуб был самым священным деревом у многих народов, в том числе и у древних славян и кельтов и ему поклонялись как божеству. Дуб ассоциировался с молнией и громом, грозой и ливнем. Беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб. Славяне считали дуб священным деревом, которое опекает сам громовержец Перун. Без разрешения волхвов никто не имел права срубить дерево, ранить и портить его, ломать ветки. Дуб подарок людям богами. И у древних на голове Зевса – венок из дубовых листьев – знак силы, твердости, мужества. Дуб и сегодня остается символом мужества и стойкости.
Дуб часто “притягивал к себе молнию”. С древних времен и поныне живут в народной памяти наблюдения о частом попадании в дуб молний, что вошло в поговорки типа: «От молнии под дубом спасаться — раньше времени на тот свет собираться» (то есть: «Держись от дуба подальше во время грозы»). Поэтому не случайно в античности дуб считался священным и связывался с богом молнии и неба Зевсом (Юпитером).
У людей издавна к дубу нежная любовь. Не только «рябина желает к дубу перебраться!», но и все живое тянется к нему. Дуб – самый мощный «донор» из деревьев, заряжающий человека положительной энергией. Достаточно на 2-3 минуты приложить ладони рук к нему, как вы почувствуете прилив бодрости и энергии. Дубовые желуди были “первым хлебом человечества”. Желуди растирали в муку, из которой выпекали хлеб.
Трудно сказать, почему такое роскошное, могучее дерево, как дуб стал «главным героем» многих поговорок, афоризмов и шуток на современный лад. Причем упоминается оно практически везде в явно негативном смысле: «непробиваемый», «непреклонный», «дуб-дубом» …
— Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.
— Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка — дуб.
— Кора головного мозга ему досталась от дуба.
— Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые.
— Что ни начальник — дуб, что ни подчиненный — пень, что ни бумага — липа.
— Парадокс: не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших — сплошь и рядом.
— Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?
— Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб…
— Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.
Источник: http://www.florets.ru
См. «Деревья и кустарники»

Дуб. Перуново дерево. Легенды. Придания. История. Священное дерево. Садовые растения. Фото. — Ботаничка.ru

Листья дуба (Oak leaves)
Могущественному Юпитеру посвящали дуб древние римляне. А в Древней Греции старый дуб был центром святилища Зевса. Из-под него вытекал родник, и оракул внимал здесь шелесту листьев, стараясь услышать пророчества самого бога. Библейские сказания не раз упоминают, что под дубом восседают и принимают царствия цари, под корнями дуба погребают правителей, под дубом закапывают чужих богов. Дуб, считали древние, это врата небес, через которые божество может появиться перед людьми. Символом незыблемости  царской власти была дубовая палица, символом гордости, достоинства, силы – венок из дубовых листьев.
Без дубовых ветвей были невозможны никакие священные действия у друидов, а у кельтов под дубом творил свои волшебства чародей Мерлин. Когда пришла эпоха крещения, люди скорее соглашались уничтожить идолов, чем истребить священные деревья. Дубы с жертвенниками встречались в Киеве, Вильно, других местах, некоторые из них посещались еще в середине позапрошлого века.
Дуб (Oak)
© Andrzej Barabasz
В пещере святого Корнилия в Подмосковье, возле Палеостровского монастыря, был пень от дуба, который рос в расщелине и был уничтожен зубами богомольцев, причем грызли его еще и в 1860 году. Народная медицина предлагала грызть больным зубом дубовую кору и древесину.
Это дерево упоминается и в народных приметах: если дуб дает много желудей, то зима будет долгой, а лето – неурожайным. Все у дуба служит на пользу человека. Кора содержит дубильные вещества и применяется для дубления кож, настой ее лечит воспалительные процессы полости рта, ожоги. Желуди идут на корм свиньям и диким кабанам, а в жареном виде – на приготовление кофейного напитка. Но главное богатство дуба, конечно же, древесина – прочная и долговечная.
Дуб (Oak)
© propio

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *