Легенда о единороге

Легенда о единороге


Древний немецкий летописец вспоминает, что в лесах средневековой Центральной Германии жили животные, называемые айнгорнами. Они обитали в горном массиве Гарц. До сей поры сохранилась  пещера, называемая Айнхорнхоле.
История эта очень старая. По преданию, в пещере той жила мудрая ведунья, к которой народ с округи стекался за помощью. Но это очень сильно раздражало местного клирика, который решил объявить её ведьмой и сжечь на костре. Упросив короля дать ему гвардейцев, бравый священнослужитель направился выкорчёвывать ересь. Но стоило ему оказаться на пороге пещеры, как навстречу вышла маленькая, сгорбленная женщина. Солдаты рассмеялись, предвкушая легкую победу над старухой.
Внезапно из зарослей появилось существо с сияющим рогом на голове. Оно преклонило колено перед ведуньей, та взобралась ему на спину и растворилась в воздухе. Солдаты носились по округе в поисках колдуньи, но не могли догнать её. Единорог появлялся то тут, то там. Монах сумел настичь её в какой-то момент, но земля под ним разверзлась, и он провалился в яму и убился насмерть. Там его и похоронили.
А спустя три века, в 1663 году, в одной из пещер неподалеку был найден огромный скелет единорога. Его пытались извлечь целиком, но от времени кости рассыпались. Задней части практически не сохранилось. Однако в полной сохранности был череп, в котором был конусообразный полутораметровый рог.

Даже в наше время встречаются единороги. Об это заявил австрийский зоолог Антал Фестетикс, профессор Геттингенского университета, который делал фильм о природе в Альпах. Внезапно он повстречался с существом, на лбу которого был один рог: «От него исходило свечение.  Моя лошадь попятилась и чуть не сбросила меня. Затем, с такой же быстротой, как и появился, он исчез». Возможно это последнее место на земле, где единороги могут укрыться от нежелательного им человеческого внимания.
Ходят слухи о том, что легендарный конь Александра Македонского Буцефал был на самом деле единорогом. История о его приручении стала прекрасной легендой. Когда существо привели ко двору царя Филиппа, оно отказывалось принять на свою спину всех самых опытных наездников. Тогда Александр подошел к своему отцу и попросил дозволения самому объездить его. Отец лишь усмехнулся, но дал сыну попытку усмирить непокорного единорога.
Когда Александр подошел к животному, то ощутил, что это не обычная лошадь, чью волю надо сломать. Он с уважением и смирением попросил дозволения проехаться на спине существа. Склонив голову, он стоял перед могучим единорогом. И существо опустилось  перед ним колени. С тех пор они были неразлучны. Буцефал погиб спустя два десятилетия в битве на берегу Гидаспа. С тех пор удача оставила Александра. Вскоре умер и сам великий завоеватель.
Утверждают, что рог этого существа, который называют аликорн, обладает волшебными свойствами. Например,   он может спасти человека от любого яда. Считалось, что если пить из аликорнового сосуда,  или есть ножом с рукояткой из этого материала, то никакой яд не будет иметь силы.

Аликрон носили на шее как бриллианты и жемчуг самые богаты люди Европы. Сам Папа Римский заплатил за рог 17 тысяч дукатов, а потом преподнёс его в дар французскому королю. Русский царь Федор Иоаннович, как следут из рассказов очевидцев,  во время коронации держал в руках метровый посох из аликорна.
До нас не дошло ни одного изделия из подобного вещества. К сожалению, все они затерялись во тьме веков. Тем не менее, легенда о единорогах еще жива. И кто знает, может быть, гуляя по лесу, вам посчастливится увидеть это прекрасное, сказочное животное.
Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Одноклассники

Единорог – истоки легенды


Одним из самых красивых и загадочных мифических существ является единорог. Некогда в существовании этого животного никто не сомневался, а рассказы и легенды о единорогах широко распространены по всему земному шару. Впервые описал единорога придворный лекарь из Персии, Ктесий. Приблизительно в 400г. до н.э. в своем сочинении об Индии (где, кстати, он так и не побывал) Ктесий описывает больших, размером с лошадь, голубоглазых ослов. Помимо необычного, темно-красного окраса головы такие ослики щеголяли рогом, росшим посреди лба. И именно этот рог ценился охотниками за единорогами превыше всего, ведь он считался панацеей от всех болезней.

Знаменитый Аристотель был уверен в достоверности рассказов о единорогах, и с его мнением считались. Однако смущает то, что Аристотель утверждал, что и у антилопы один рог! Возможно, к такому неверному выводу ученого мужа привел тот факт, что ему довелось созерцать животное сбоку, и это и создало иллюзию «единорогости». Либо же Аристотелю попалась действительно антилопа с одним рогом – такое в природе случается из-за мутаций.
Хотя привычный нам образ единорога — это белоснежная лошадь с длинным спиральным рогом во лбу, у разных народов внешний облик этого зверя далеко не однозначен. И нередко единорогов даже «классифицируют» по видам. Так, в «Пестрых рассказах» Клавдия Элиана (родился в 170 г. до н.э) упоминается три разновидности единорога. Причем два вида соответствуют описанию, данному вышеупомянутым Ктесием. Особи, принадлежащие третьему виду, в этом труде именуются картазонами, и также обитают в Индии. Это рыжие, однорогие, лошадеподобные звери весьма свирепого нрава, которые при беге развивают очень большую скорость.

У китайцев так вообще единорогов несколько. Самый известный «китайский» единорог называется ки-лин. Это животное изображается с телом лошади или оленя, причем голова может быть львиной. Необычного «быка-оленя», обитающего в Герцинианском лесу (Германия), описывал и Юлий Цезарь. У этого однорогого животного изо лба рос один большой и прямой рог, который на конце раскрывался подобно ладони. Путешественники прошлых лет, посещая страны Востока, неоднократно упоминали единорогов, которые жили у правителей.

Несмотря на то, что поймать единорога было очень непросто, да и зверем он был очень редким, охотников завладеть бесценным трофеем – рогом было более чем достаточно. Ещё бы! Помимо своих целебных свойств, рог обладал чудесной способностью определять яды. Считалось, что отравленное зелье закипит, если в неё опустить рог единорога. Причём определять яд рог мог и на расстоянии – достаточно было поднести его к отраве, как рог начинал выделять капельки влаги. Естественно, что сильные мира всего готовы были отдать целое состояние за такой «ядоиндикатор». К тому же рог единорога способствовал продлению молодости. Торговля рогами единорога особенно процветала в средние века. Причём Остапы Бендеры эпохи Ренессанса под видом легендарного рога торговали бивнями мамонтов, кусочками обычных рогов, но чаще – рогами китов-нарвалов, поскольку такие млекопитающие справедливо именовались единорогами.

Единорог-миф или реальность. Интересные факты. Добавила Екатерина Новикова — VilingStore.net

С единорогом связано много самых разных символов и аллегорий. Большинство людей наделяют единорога телом лошади. На Западе единорога изображали как существо, похожее на лошадь или козла (или на того и другого cразу: тело лошади и борода козла). На Востоке существовали свои традиции. В Китае насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный — ки-лин; его описания весьма противоречивы. В Японии известен кирин или ч’и-лин. В мусульманском мире единорога называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда он имеет даже крылья. Самый необычный единорог персидский — в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Считалось, что единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовало поверье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водяной аналог.Многообразие видов единорога хорошо передал в своем триптихе “Сад земных наслаждений” (ок. 1500) Иероним Босх. В левой части триптиха три единорога: белый с телом лошади, с раздвоенными копытами, прямым рогом со спиральными

извивами на голове; другой — бурый, похожий на оленя, на его голове изогнутый рог с округлыми узлами; третий — водяной единорог с туловищем рыбы, головой лошади и бородой козла, плавающий в пруду. Босх в чем-то отражает традиционные представления различных народов о единороге, но также и привносит в его облик свое.

Многие ученые-натуралисты утверждали, что е

динорог — не плод воображения людей, а происходит от реальных животных

. Большинство считало, что единорог — потомок однорогого азиатского носорога. Хотя внешним видом они явно различаются, сходство между ними все же есть, например в поведении. Подвергшийся нападению единорог очень свиреп, его трудно победить. Его рог, по легенде, обладает целебными свойствами. То же говорили и о носороге. Происхождение единорога связывали также с антилопами и другими двурогими животными. Из них наиболее вероятным его предком считалась антилопа-бейза или сернобык. Аристотель уверял, что у антилопы один рог: когда животное стоит боком, действительно создается такое впечатление. Кроме того, животное вполне могло родиться однорогим или потерять рог в схватке.

Еще одно существо, родственное единорогу, — нарвал

— небольшой кит, обитающий в арктических водах. Из его верхней челюсти растет белый зуб, или бивень, со спиральными извивами.

Гипотеза о происхождении единорога

Существует еще одна гипотеза, объясняющая происхождение единорога. Однорогое животное могло быть получено искусственно, с помощью операции. В 1933 году биолог из университета штата Мэн (США), У. Франклин, Дав, произвел такую операцию новорожденному йоркширскому теленку. Дав, пересадил два роговых нароста в центр лба теленка, совместив их. В результате получилось животное с длинным прямым рогом. Дав, свидетельствовал, что взрослое прооперированное животное демонстрировало необыкновенную силу, сходную с той, какую приписывают единорогу: рог придал ему уверенности в себе, поскольку он мог его использовать с большим эффектом. Кроме того, бык стал ласковым и кротким, подобно единорогу.
Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к 400-м годам до н. э. Появилось оно в книге грека Ктесия, прослужившего около 17 лет лекарем при персидском дворе. По возвращении в Грецию он написал две книги — о Персии и об Индии. В последней Ктесий упоминает о больших диких ослах с темно-красными головами, голубыми глазами и голубым туловищем, с рогом на лбу. Если кто-то из такого рога выпьет вина или воды, его не возьмет ни одна болезнь. Ктесий также говорит, что этих ослов крайне трудно поймать живыми, охотники ловят их, только когда они находятся с детенышами, которых не могут бросить.Трудно сказать, какое животное описал Ктесий. Он никогда не был в Индии и не видел так называемого осла. Кроме того, дикие ослы безрогие, и автор должен был знать это, так как они встречались и в Персии.

Описание единорогов древними

Юлий Цезарь описывает необычного вида однорогое животное, которое якобы обитало в Герцинианском лесу в Германии: “Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке”. (Галльская война. 6. 26).
Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге “Пестрые рассказы” упоминает о трех разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, которого описывает Ктесий, а третий представляет собой однорогое животное, которое зовется картазоном и обитает в Индии. Оно “размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое”. Между глазами растет черный рог с кольцами, или спиралями. Картазоны не агрессивны по отношению к другим животным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самок детенышей они снова свирепеют.
Указанные авторы, несомненно, внесли вклад в создание легенды о единороге как о неукротимого нрава, сильном и быстром животном с чудодейственным рогом.
Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источниках относится к 2697 году до н. э. Самый популярный — ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади, голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногда окрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом.

Сведения о единороге содержатся также в “физиологусе”

— аллегорическом бестиарии, написанном предположительно между II и IV веками н. э. Переведенный на многие языки, “Физиологус” был очень популярен в разных странах и оказал большое влияние на европейскую литературу и искусство средневековья. “Физиологус” описывает единорога как небольшого размера существо, напоминающее молодого козла, с рогом посередине головы. Он очень силен, и охотники его поймать были бессильны, пока не нашли способ справиться с ним. Они приводили девственницу в то место, где обычно появлялись единороги. Единорог тут же становился кротким и клал голову девушке на колени, тут его ловили и отводили во дворец королю.
В средние века большинство людей, бесспорно, верили в реальное существование единорога, что доказывалось и в Библии, “Физиологусе” и других книгах. Вера укрепилась после того, как европейцы по возвращении из путешествия на Восток рассказали, что своими глазами видели единорога. Одним из таких путешественников был Марко Поло, который наблюдал “единорогов” на Суматре. Это, по его словам, были огромные и уродливые звери, которые любили валяться в грязи и едва ли подпустили бы к себе невинную девушку, да и никакая девушка не согласилась бы приблизиться к подобным тварям. Очевидно, что на самом деле Марко Поло описал носорогов.
Вера в единорога оставалась непоколебимой и в эпоху Возрождения. Объявилось множество очевидцев, описания единорогов были включены в трактаты по зоологии. Но некоторые писатели уже тогда выражали сомнение по поводу волшебной силы его рога.

В легендах о единороге много символики

. И даже если он давно уже не воспринимается как реальное существо, ему продолжают приписывать аллегорическое значение, что, видимо, удовлетворяет давнюю потребность человека прикоснуться к загадочному и мистическому. Главное, что надо заметить, это то, что на Западе единорог рождает одновременно положительные и негативные ассоциации. Он символизирует храбрость, благородство, мудрость, но вместе с тем гордыню, ярость и разрушительную силу. Он символ Христа и Дьявола, непобедимой силы Христа и губительной силы Дьявола. Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества. Он символизирует мудрость, справедливость и честность. Он появляется только во времена справедливого правителя, а его появление знаменует рождение или смерть мудреца.

Единорог — символ чистоты и непорочности

ввиду магической целительной силы, приписываемой его рогу, и ассоциацией с Христом и Девой Марией. В легенде о девственнице он безошибочно распознает ее целомудрие и, если девушка порочна, пронзает ее рогом.
Умерщвление единорога, по христианской легенде, также имеет аллегорическое значение. Охотники — враги Христа, гибель единорога символизирует его мучения и смерть.
Единорогу долгое время приписывали такое качество, как царственность. Элиан упоминает, что молодых единорогов приводили к королю и выставляли на публичное обозрение.
Европейские путешественники рассказывали о единорогах, которые принадлежали правителям Востока. В свете этого понятно, почему изображение единорога часто использовалось в геральдике. Наиболее известен британский королевский герб, на котором единорог и лев изображены как союзники (Единорог — как символ Шотланди, Лев — как символ Англии — враждовавших долгое время).
Единорогу приписывали и символ воздержания, монашеской жизни из-за его стремления к уединению. Наконец, он символизирует силу и здоровье. Существует легенда о единороге, согласно которой он обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии “Физиологуса”: вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить. Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеей). Единорогу приписывали и способность распознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отраве; или ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такой популярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог.Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней и продлевал молодость. Неудивительно, что стоил он дорого. Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние, рог целиком был поистине бесценным.

Легенды о единорогах » Сайт о лошадях KoHuKu.ru

Множество легенд рассказывает о единорогах – лошадях, головы которых венчает длинный изогнутый рог. В мифах встречаются единороги двух видов. Первые отличаются от лошадей только наличием красивого и очень сильного рога. Живут такие единороги в лесах и, как и простые кони, питаются растительной пищей. По преданию, тот, кто поймает единорога, может попросить у него исполнения любого заветного желания. Но из-за ловкости, хитрости и силы фантастических существ практически никому не удается не то, что поймать, а даже и просто увидеть рогатого коня.

Второй вид единорогов в отличие от простых лошадей, относится к парнокопытным животным. Помимо рога они обладают белой козлиной бородкой и львиным хвостом. Согласно легендам, такие единороги живут в горах и помимо растительной пищи едят и мясо.
Изображение таких единорогов часто встречается в геральдистике – его можно увидеть на гербах Кудрявцевых, Шуваловых, Романовских, оно украшает спинку трона Ивана Грозного. Также единорог стал частью государственных гербов Канады и Великобритании.
Итак, единороги бывают разных видов. Обычно если говорят «единорог», то сразу всплывает в голове именно этот вид. Это Британский единорог. Он получил это название потому, что впервые был замечен в лесах Британии, и только потом он расселился почти по всей планете. Естественно, это расселение не прошло бы без участия человека, ведь именно он перевез Единорога с Британских островов на континент.
Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.
Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об инороге в литературном памятнике Повесть о Варлааме и Иоасафе».

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской[1]. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.
Обратимся к самому виду. Британский единорог – крупнее всех своих сородичей. Если сказать кратко, то это лошадь с рогом на лбу. Тело Британского единорога достаточно мощное, хвост как у лошади. Британские единороги обычно чисто белые, рог у них также белый с легкой серебристостью. Рог Британских единорогов весьма невелик, по сравнению с крупным телом. Он обладает свойством обезвреживать любые, даже самые сильные яды.
А вот другой вид единорогов – Индийский. Как понятно по названию, эти единороги обитают в Индии. Вообще они встречаются везде, где теплый климат, но в Индии чаще всего. Это изящное животное (редко встречаются более коренастые). Индийский единорог меньше Британского, взрослая особь этого вида достигает где-то 1-1,3 метра в холке. Хвост этих единорогов напоминает львиный хвост, он тонкий с кисточкой на конце. Рог Индийского единорога длиннее и тоньше рога Британского, и уже не белый, а серебряный. Шерсть индийского единорога не такая густая, так как живет он в теплом климате. Окрас этих единорогов чаще всего белый со слабым серовато-голубым оттенком. Реже встречаются просто белые.
Почему-то многие охотники считали, что рог этого единорога намного ценнее, нежели рог Британского, поэтому за два века – XVII и XVIII этих единорогов умудрились истребить почти всех. Теплолюбивые и доверчивые животные не боялись людей и становились легкой добычей охотников. Сначала их просто отстреливали, но потом стали изощряться: животное ловили, отпиливали рог и отпускали. Конечно, после такого единорог жил недолго, пару дней он мучился, прячась где-нибудь в чаще, а потом погибал, или же превращался в зомбиподобное существо, бродил по лесу, однако через неделю погибал от голода или жажды. Таким зверским способом охотники за год губили свыше 3000 особей! А единорогов водилось в теплых краях немало! В результате, к концу XVIII века на всей Земле осталось всего-навсего 230 особей. Стали создавать заповедники. В заповедниках содержалось 150 особей, остальные 80 бродили по земле «неприкаянными». К середине XIX века популяция индийских единорогов возросла до 2000 особей.
Еще один вид – Западный или, как его иногда называют, Американский Единорог. Этих единорогов сравнительно мало. Они обитают в Америке. Духи Дикого Запада – Мустанги, это дикие кони – вольные и своенравные.
Западные единороги тоже такие, в отличие от всех своих собратьев, эти единороги ни за что не подойдут к человеку, а если им что-то не понравится – могут и атаковать своим рогом. Эти единороги очень выносливы, способны пробежать по жаре долгое время. Колонисты, завоевывавшие Америку, помимо мустангов, ловили и этих единорогов, чтобы сделать из них боевых лошадей, их не удивлял рог, они считали, что это такой вид лошадей. Однако объездить их не удавалось, и, считая единорогов ненормальными, их пристреливали. Позже это стало развлеченьем – отстрел мустангов и единорогов. Поэтому по сей день их очень немного.

Интересно то, что рог Западных единорогов не обладает такими же свойствами, что у других его сородичей, но у него есть более необычные свойства, если взять этот рог и раскрутить на земле, то он всегда будет показывать острием на Запад. Окрас этих единорогов обычно гнедой (темно-коричневый с черной гривой), реже серый или светло-бежевый. Рог обычно цвета «старой кости» (песочно-бежевого).
Один из красивейших единорогов – Зеркальные, также их называют Зеркальными Ангами. Шерсть этих единорогов настолько плотно прилегает к телу, что создает сплошной слой, и каждый зеркальный волосок становится неотъемлемой частью всего покрова. Серебряный рог также отражает свет, словно зеркало. Эти единороги весьма неповоротливые создания, хотя неуклюжими их не назовешь. Размером они с лошадь. Обитают также как и Индийские единороги в местах с теплым климатом, но любят большую влажность. Они вообще очень любят воду.Особенно часто встречаются в Африке, по берегам Нила. Кроме того, раньше встречались у водопада Виктория, но после того, как он стал посещаться туристами, только самые смелые особи иногда могут приходить туда. Любители красивых вещей убивали этих единорогов ради шкуры, которая переливается, словно зеркало. Но после убийства, охотник не мог смотреть в зеркало, ему там виделся убитый единорог, многие из-за этого сходили с ума. Рог этого единорога иногда используют для перемещения в параллельный мир. Соершая магический обряд, рогом чертят на зеркале круг, который становится «дверью» в другой мир.
В горах обитает еще один вид – Крылатый Единорог. Это помесь британского единорога с пегасом. В принципе, он обладает теми же свойствами, что и Британский единорог, единственное отличие – способность летать. Ноги этого единорога более короткие и мощные, так как длинные мешают при полете, а мощность нужна для разбега и отталкивания от земли. Чаще всего их встречают у горных рек. Крылатые единороги не такие выносливые, как пегасы, долго летать не могут.
Перо из крыла этого единорога можно использовать в письме, оно придает вдохновение (как перо пегаса) и помогает человеку запоминать все, что пишет.
Окрас Крылатых единорогов бывает любой, от белого до черного. Рог обычно соответствует цвету шерсти.
И, наконец, последний вид – это черный единорог. Шерсть этого единорога обычно черная с синеватым отблеском, рог золотой. Глаза ярко желтые или оранжевые, без зрачка.

Выведены они были давно, но позже стали распространяться естественно, из-за чего стали самыми распространенными после Британского и Индийского. Чаще встречаются в лесах и около горных лугов, но только ночью, днем их иногда можно заметить в темных местах, подальше от солнечного света, так как он очень неприятен для них.
Рог черного единорога заряжен большой отрицательной энергией, стоит только небольшой частичке этого рога попасть в кровь любого живого существа, как оно перестает управлять собой.
Кровь этого единорога применяется в черной магии, например, для приготовления сильнейших ядов.

Легенды о единороге

Единорог символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча. Традиция представляет его как правило в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; впрочем, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади.
Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
«Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри.» (С.Другаль «Василиск»)
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу.
Также они ищут небольшие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах как правило становится весьма чиста и обладает свойствами живой воды. В русских «азбуковниках» 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства ( по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог — существо иного мира и предвещает наиболее часто счастье.
Единорог — творение человеческой фантазии — её тайный триумф. Самый известный представитель фантастического зоопарка. «сокровенная струна европейской культуры»; «единорог-зверь — всем зверям зверь», как пелось в старинной русской песне… Но откуда пришел такой успех, что его предопределило, — загадка. Победа одержана играючи, «малой кровью». Всегда расточительное, щедрое на различные там крылья, головы, пасти, из которых пышет огнем и серою, на бессмертие и другие чудеса — воображение в случае с единорогом явно поскупилось.
Формула на диво проста: копытное животное (конь, козел либо осел) + один рог посредине лба = тысячи лет живого интереса у многих народов. По какой же причине столь незатейливая фантазия пережила сотни прочих мифов и успешно конкурировала со множеством и правда, изощренных вымыслов: драконом, василиском, оборотнем, мантикорой?
Первый раз о нем письменно упомянул 25 веков назад греческий историк Ктесий. В его рукописи об Индии читаем: «Там водятся дикие ослы ростом более лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, используется как лекарство против смертоносных ядов. Основание рога чисто белого цвета, острие ярко красное, а средняя часть черная». Впрочем задолго до этого описания баснословный зверь уже обитал в воображении жителей Востока.
Наверное, самый причудливый единорог был у древних персов. Трехногий, шестиглазый, девятироты и, с золотым полым рогом; стоит он посреди океана и чудесным рогом очищает волны от всяче-кого загрязнения (в наш бы современный океан л а подобного трехногого!».
Восточные рассказы о единороге — непрестанные колебания: зверь он из плоти и крови либо все таки дух. Таких
сомнений не желали европейцы: для них единорог всегда был реальным животным.
Неоднократное упоминание единорога в библейском тексте узаконило недоразумение в сознании христиан; авторитет Аристотеля, верившего в единорога, отшиб последние сомнения ученой элиты.
Ранний «Физиолог», основа будущих средневековых бестиариев, по части собственно физиологии животного ничего нового не добавил: «Мал зверь тот аналогично козленку и весьма свиреп; на голове у него один рог. Охотник не может силой поймать его». Впрочем именно «Физиолог» сделал решающее дополнение, обеспечившее единорогу устойчивый успех в европейской культуре.
Оказывается, свирепого зверя можно смирить и даже поймать. Для этого в лес, где обитает единорог, следует направить непорочную деву (желательно красавицу). Зверя волнует аура непорочности или вид обнаженной груди. Привлеченный истинной чистотой (обмана он не потерпит — не-девицу обязательно поднимет на рог), единорог приблизится к деве, и если она его приласкает и поцелует в рог, мирно уснет, положив свой грозный рог ей на колени. Теперь он беззащитен, и охотникам вольно убить либо отвести ко двору правителя, дабы показывать заморским гостям.
У данной легенды, по мнению знатока бестиариев К. Муратовой, «весьма отдаленное от христианской традиции прошлое. В ней словно сохраняется далекий аромат восточной сказки и элемент древней восточной фаллической символики».Однако, истоки могли быть и не столь поэтичны. В античной литературе мелькнул рассказ об охоте на сирийского единорога, которого ловили на… обезьяну-самку. В ответ на её любовные заигрывания единорог терял разум, столбенел и — вперед, охотники!..
Когда европейские купцы зачастили на Восток, встреча с реальным носорогом не сбила их с толку: «теста» на непорочную деву эти махины явно не выдерживали! Лишь Марко Поло, нагородив всякого вздора про единорогов, протыкающих слонов не рогом, а языком, заикнулся о том, что зверь уродлив и «совсем не похож на того единорога, в которого верят в наших странах». Ноги слоновьи, голова кабанья и — вот напасть! — любит валяться в грязи; как-то сложно представить подобного в компании с непорочной девой…
Каждый зверь в бестиариях получал христианскую интерпретацию. Сюжет с единорогом понимался, как история Христа, «духовного единорога», который воплотился в лоне Богоматери, был взят под стражу и осужден на смерть. Единорог олицетворял и единосущность Отца и Сына.
В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Однако, от восхищения женской властью над сердцем мужчины до поношения бесовской силы ведьм один шаг. Тогда единорога превратили в эмблему похоти… Больше тонкие умы подмечали, что чистота чистотой, но дева-то обманула, предала доверившегося ей единорога-рыцаря! Так, «поработав» символом Верности, единорог в куртуазной литературе отныне обозначал Попранную Верность (в данной роли он встречался во всяческих светских «Бестиариях любви» — любимом чтении французской знати.
Нам сложно понять, как человек средневековья воспринимал и религиозную и светскую трактовки одного и того же образа. Например, семь знаменитых гобеленов, сработанных к бракосочетанию Людовика XII в 1499 году. Изображенное на них убиение единорога во время охоты следовало понимать двояко. Предпоследний гобелен являл агонию зверя с отрубленной головой, последний — единорога воскресшего, израненного, одиноко стоявшего у дерева в чудесном саду. Сад этот- Церковь и совместно с тем Богоматерь. Дерево — крест. Но одновременно на гобеленах прочитывалась аллегория ухаживания и брака. Свирепый — нет, доблестный король усмирен любовью к чистой избраннице и воскресает к безгрешной жизни.
Случалось и гениям обращаться к теме единорога. На знаменитом триптихе Босха «Сад земных желаний» единорогов чуть ли не дюжина, «всех мастей и туловищ». Леонардо да Винчи, не сомневаясь в существовании зверя, уточнял, что к деве единорога влечет, не почтение к целомудрию, а вожделение: на халяву ли приманкой была обнаженная грудь! Рабле с привычным озорством охально выпятил сокровенно-эротический смысл однорогого зверя: Пантагрюэль видит целое стадо единорогов, у которых в спокойном настроении рога висят, аналогично гребню индюков, а в приступе ярости расправляются и каменеют…
Не был обойден единорог и хтонической символикой. Во многих притчах и сказках он обозначал смерть. Дюрер изобразил единорога слугой Плутона, который уносит Персефону в подземное царство. Но попытки «очернения» успеха не имели; акцент ранних бестиариев на жестокосердие зверя (его сравнивали со львом гордыни, медведем лени и змеем зависти) не привился. Не прошло и уподобление единорога дьяволу: в бестиариях у дьявола было столько масок, что единорога оставили в покое. Наоборот, свирепость и необузданность стали подчеркивать для контраста с благочестием, искуплением. Недаром праведники так достаточно легко укрощали и приручали единорогов словом божьим. В ходе «примерки» символических значений оказался впору очередной образ — благородного и одинокого зверя. Подобный мотив был популярен в геральдике и эмблематике; к примеру, на миниатюрах фигура отшельника «пояснялась» единорогом на заднем плане.
Слава единорога поддерживалась не только поэзией: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от ядов). Шарлатаны бойко торговали волшебным рогом, выдавая за таковой рог носорога, зуб-рог кита нарвала и даже мамонтов бивень. Торговали чашками, солонками из рога, якобы удаляющими яд из пищи. (Что касается Франции, то лишь Великая французская революция отменила церемонию проверки на яд королевской пищи — наряду с «отменой» само-го короля…)
Приобретение целого рога была под силу или собору, или королевскому дому. Елизавете I Английской такое покупка обошлось в 10 тысяч фунтов (кстати, единорог был эмблемой данной королевы — девственницы).
На одной миниатюре XV века изображен св. Бенедикт, отшвыривающий поданный ему кусок хлеба. Поблизости фигурка единорога как общепринятый иероглиф: без пояснений средневековый читатель понимал, что хлеб отравлен, и св. при помощи божьей это угадал.
В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей данный символ означал не их благородство либо одиночество, а обычное для тех пор метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.
Психоаналитики, которые знают все про всех, причиной долговечности единорога полагают ту символику, которую вышучивал Рабле. Менее самоуверенные психологи акцентируют наше внимание на особой поэтичности образа, на нашем пристрастии к архетипам смиряемого зла и гордого одиночества… Но образ ускользает от конечной интерпретации специалистов. Будет ли большой ересью утверждать, что в самом «ускользании» от объяснений заключено его великое обаяние?
Когда поэт, художник говорит о единороге, он вводит в свое произведение тайну. Ибо ни бестиарии, ни легенды Востока и Запада не объяснили нам единорога до конца. Дракон, гриффон, василиск — те вызывают иногда контрастные, но очень конкретные ассоциации. А единорог будит в душе нечто неопределенное, зыбкое, ощущение неполноты знания… «Мы не ведаем, каков есть единорог».
Прочие объяснения? Пожалуйста. Здравому смыслу вообразить и допустить реальность единорога проще, чем поверить в дракона, морскую деву, амфисбену, сфинкса. Лошадь с рогом — до чего легко. По какой причине бы ей не существовать?
И последнее. На протяжении столетий единорогу упрямо приписывают разнообразные добрые качества: соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, рисовали чадолюбивым» любителем единения, нежным поклонником чистоты, смиренным и благочестивым. Ничто дурное не липло к его шерсти. Воображение человека словно устало от оборотней, василисков, пышущих жаром драконов, коварных сирен.
И вот, среди всякой нечисти и нежити, враждебных человеку, воссиял обаятельный образ зверя, который дик и буен, но способен стать покорным и ласковым. Поблизости со злой колдуньей обязана быть фея. Поблизости с оборотнем — единорог, так сказать, антиоборотень: зло, которое оборачивается добром, вожделение, которое превращается в почтение к целомудрию…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *