Легенда о фрейе

Мир Скандинавской мифологии — Сказания о Богах — Фрейя

Богиня любви

Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии она считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис, диса ванов, или как Ванабрида.
Когда она прибыла в Асгард, боги были так очарованы ее красотой и грацией, что даровали ей чертог Фолькванг и большую палату Сессрумнир (многоскамейная), где, как они уверили ее, она сможет принять много гостей.
Чертог этот звался Фолькванг,
где Фрейя места раздавала.
Каждый день половину убитых
К себе забирала,
Другую же Одину отправляла.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Предводительница валькирий

Хотя Фрейя и была богиней любви, она могла быть не только ласковой, нежной и любящей удовольствия. Древние скандинавы и германцы полагали, что она любила и войну, и часто, под именем Вальфрейя, во главе валькирий отправлялась на поля сражений, выбирая половину из погибших героев, чтобы забрать их с собой. Поэтому ее часто изображают в кольчуге или шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть ее тела была покрыта обычным женским одеянием.
Фрейя перевозила доставшихся ей воинов в свой чертог в Фолькванг, где они блаженствовали. Кроме того, в ее чертог принимали девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих возлюбленных и мужей после их смерти. Радость и удовольствия, царившие в чертоге Фрейи, были настолько заманчивы, что женщины древней Скандинавии стремились на поле битвы, после того как в бою пали их любимые, надеясь встретить ту же участь. Часто они падали на мечи или шли на костер, где их заживо сжигали вместе с их возлюбленными.
Так как полагали, что Фрейя благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней. Также существовал обычай сочинять в ее честь любовные песни, исполнявшиеся на всех праздниках. Имя самой Фрейи использовалось в Германии как глагол со значением «ухаживать, свататься».

Фрейя и Од

Фрейя, златоволосая и голубоглазая богиня, иногда считавшаяся олицетворением земли, вышла замуж за Ода, символ летнего солнца, которого она горячо любила и от которого родила двух дочерей Хнос и Герсеми. Эти девушки были настолько прекрасными, что все красивые и драгоценные вещи называли их именами.
Пока Од нежился рядом с Фрейей, она улыбалась и была счастлива, но увы! Бог был по натуре скитальцем и, устав от компании жены, внезапно бросил дом и отправился странствовать по свету. Фрейя, печальная и покинутая, много плакала, а ее слезы падали на крутые скалы, которые размягчались от соприкосновения с ними. Миф повествует о том, что они просачивались до середины камней, где превращались в золото. Несколько слезинок попали в море и стали полупрозрачным янтарем.
Уставшая от своего положения покинутой жены и желая заключить своего возлюбленного в объятия, Фрейя, в конце концов, отправилась на его поиски и прошла многие земли, где стала известна под разными именами: Мардоль, Херн, Гефн, Сир, Скьяльф и Трунг. Всем, кого встречала, она задавала один и тот же вопрос: не проходил ли ее муж этой дорогой? Она пролила много слез, почему и находят золото в разных районах земли.
Фрейя, прекраснейшая из всех богинь,
Выходила, проливая золотые слезы.
Все чтят ее, как главную богиню после Фригг, Одина жену.
Давно она супруга Ода-странника,
но, чтобы побродить по свету, ее оставил он.
Ищет мужа Фрейя с тех самых пор
и льет повсюду слезы золотые.
Много у нее имен повсюду:
на земле зовут ее Ванадис,
А Фрейей нарекли ее на небесах.
(Мэтью Лрнолд. Смерть Бальдра)
Далеко, на солнечном юге, под цветущим миртовым деревом, Фрейя нашла Ода. Когда ее возлюбленный возвратился к ней, она снова стала счастливой, улыбаясь и светясь, как невеста. В память того, что Фрейя нашла своего мужа под миртовым деревом, невесты носят миртовые венки.
Взявшись за руки, Од и Фрейя пошли домой, и в свете счастья, которое они излучали, трава становилась зеленой, расцветали цветы, пели птицы, вся природа радовалась счастью Фрейи, как и переживала за нее раньше, когда богиня была в печали.
Из утренней земли,
Над снежными ветрами.
Красавица Фрейя держит путь на юг.
Лишь видит впереди себя
одни лишь снежные поля.
Пройдет она их, и все вокруг
Цветет и зеленеет.
Из локонов ее чудесных, златовл асых.
Сыплются красивые цветы.
Тряхнет одеждой — теплый ветер дует,
Кружит вокруг берез,
И будит всех вдруг певчий дрозд.
Все жены верные своих мужей-героев ждут,
А Фрейя, что любовь дарует, держит путь на юг.
(Чарлз Кингсли. Сага о дилннобородых)
Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи или ее слезами, бабочку же называли курицей Фрейи. Предполагали, что богиня была очень привязана к феям и любила наблюдать за тем, как они танцуют при свете луны. Для них она оставляла самые ароматные цветы и сладкий нектар. Од, муж Фрейи, олицетворял солнце, был, кроме того, символом страсти или опьяняющего удовольствия, приносимого любовью. Именно поэтому, полагали древние скандинавы, его жена была так несчастна без него.

Рекомендуемые мифы:

Асгард и Асы
Как Фрейя получила ожерелье и как она потеряла любимого

Глава 10 Фрейя / Мифы Северной Европы

Богиня любви
Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии она считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис, диса ванов, или как Ванабрида.
Когда она прибыла в Асгард, боги были так очарованы ее красотой и грацией, что даровали ей чертог Фолькванг и большую палату Сессрумнир (многоскамейная), где, как они уверили ее, она сможет принять много гостей.
Чертог этот звался Фолькванг,
где Фрейя места раздавала.
Каждый день половину убитых
К себе забирала,
Другую же Одину отправляла.
(Р.Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)Предводительница валькирий
Хотя Фрейя и была богиней любви, она могла быть не только ласковой, нежной и любящей удовольствия. Древние скандинавы и германцы полагали, что она любила и войну, и часто, под именем Вальфрейя, во главе валькирий отправлялась на поля сражений, выбирая половину из погибших героев, чтобы забрать их с собой. Поэтому ее часто изображают в кольчуге или шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть ее тела была покрыта обычным женским одеянием.
Фрейя перевозила доставшихся ей воинов в свой чертог в Фолькванг, где они блаженствовали. Кроме того, в ее чертог принимали девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих возлюбленных и мужей после их смерти. Радость и удовольствия, царившие в чертоге Фрейи, были настолько заманчивы, что женщины древней Скандинавии стремились на поле битвы, после того как в бою пали их любимые, надеясь встретить ту же участь. Часто они падали на мечи или шли на костер, где их заживо сжигали вместе с их возлюбленными.
Так как полагали, что Фрейя благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней. Также существовал обычай сочинять в ее честь любовные песни, исполнявшиеся на всех праздниках. Имя самой Фрейи использовалось в Германии как глагол со значением «ухаживать, свататься».
Фрейя и Од
Фрейя, златоволосая и голубоглазая богиня, иногда считавшаяся олицетворением земли, вышла замуж за Ода, символ летнего солнца, которого она горячо любила и от которого родила двух дочерей Хнос и Герсеми. Эти девушки были настолько прекрасными, что все красивые и драгоценные вещи называли их именами.
Пока Од нежился рядом с Фрейей, она улыбалась и была счастлива, но увы! Бог был по натуре скитальцем и, устав от компании жены, внезапно бросил дом и отправился странствовать по свету. Фрейя, печальная и покинутая, много плакала, а ее слезы падали на крутые скалы, которые размягчались от соприкосновения с ними. Миф повествует о том, что они просачивались до середины камней, где превращались в золото. Несколько слезинок попали в море и стали полупрозрачным янтарем.
Уставшая от своего положения покинутой жены и желая заключить своего возлюбленного в объятия, Фрейя, в конце концов, отправилась на его поиски и прошла многие земли, где стала известна под разными именами: Мардоль, Херн, Гефн, Сир, Скьяльф и Трунг. Всем, кого встречала, она задавала один и тот же вопрос: не проходил ли ее муж этой дорогой? Она пролила много слез, почему и находят золото в разных районах земли.
Фрейя, прекраснейшая из всех богинь,
Выходила, проливая золотые слезы.
Все чтят ее, как главную богиню после Фригг, Одина жену.
Давно она супруга Ода-странника,
но, чтобы побродить по свету, ее оставил он.
Ищет мужа Фрейя с тех самых пор
и льет повсюду слезы золотые.
Много у нее имен повсюду:
на земле зовут ее Ванадис,
А Фрейей нарекли ее на небесах.
(Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра)Далеко, на солнечном юге, под цветущим миртовым деревом, Фрейя нашла Ода. Когда ее возлюбленный возвратился к ней, она снова стала счастливой, улыбаясь и светясь, как невеста. В память того, что Фрейя нашла своего мужа под миртовым деревом, невесты носят миртовые венки, в то время как другие народы в аналогичных случаях предпочитают венки из флердоранжа.
Взявшись за руки, Од и Фрейя пошли домой, и в свете счастья, которое они излучали, трава становилась зеленой, расцветали цветы, пели птицы, вся природа радовалась счастью Фрейи, как и переживала за нее раньше, когда богиня была в печали.
Из утренней земли,
Над снежными ветрами,
Красавица Фрейя держит путь на юг.
Лишь видит впереди себя
одни лишь снежные поля.
Пройдет она их, и все вокруг
Цветет и зеленеет.
Из локонов ее чудесных, златовласых,
Сыплются красивые цветы.
Тряхнет одеждой – теплый ветер дует,
Кружит вокруг берез,
И будит всех вдруг певчий дрозд.
Все жены верные своих мужей-героев ждут,
А Фрейя, что любовь дарует, держит путь на юг.
(Чарлз Кингсли. Сага о длиннобородых)Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи или ее слезами, бабочку же называли курицей Фрейи. Предполагали, что богиня была очень привязана к феям и любила наблюдать за тем, как они танцуют при свете луны. Для них она оставляла самые ароматные цветы и сладкий нектар. Од, муж Фрейи, олицетворял солнце, был, кроме того, символом страсти или опьяняющего удовольствия, приносимого любовью. Именно поэтому, полагали древние скандинавы, его жена была так несчастна без него.
Ожерелье Фрейи
Так как Фрейя была богиней красоты, она очень любила новые туалеты, сверкающие украшения и драгоценные камни. Однажды, находясь в Свартальвхейме, подземном царстве, она увидела четырех карликов, изготавливающих самое прекрасное из виденных ею ожерелий. Переполняемая желанием обладать этим сокровищем, которое называлось Брисингамен и являлось то ли символом звезд, то ли символом плодородия земли, Фрейя стала умолять карликов отдать ей это украшение, но они упрямо отказывались сделать это, если только она не пообещает провести с ними ночь любви. Получив ожерелье такой ценой, Фрейя поспешила надеть его. Красота ожерелья настолько усиливала ее очарование, что она носила его днем и ночью, и только время от времени ее можно было убедить отдать его другим богам. Тор надевал это ожерелье, когда, переодевшись Фрейей, представлял ее в Ётунхейме, а Локи жаждал заполучить его и сделал бы это, если бы не наблюдательность Хеймдалля.
Фрейя также гордилась тем, что у нее было соколиное оперение, дававшее возможность тому, кто надел его, летать по воздуху, словно птица. Это оперение было столь бесценным, что дважды его брал взаймы Локи. Сама Фрейя тоже пользовалась им, когда отправилась на поиски пропавшего Ода.
Фрею несли
Сокола крылья вокруг земли;
Север и юг облетала,
Ода искала.
(Э. Тегнер. Сага о Фритьофе.)(Перевод со шведского Б. Айхенвальда и А. Смирницкого)Так как Фрейя считалась богиней плодородия, ее иногда изображают, как и ее брата Фрейра, разъезжающей в колеснице, запряженной вепрем с золотой щетиной, щедро разбрасывающей при этом плоды и цветы для того, чтобы порадовать сердца людей. У нее, однако, была и своя собственная колесница, в которой она обычно ездила. В нее были запряжены кошки, ее любимые животные, олицетворение нежной ласки и чувственности, бывшие олицетворением изобилия.
Вот Ньёрд темнобородый шагает впереди,
за ним в прозрачном облаченье Фрейя,
у ног которой трутся серые коты.
(Уильям Моррис. Любовники Гудрун)Фрейр и Фрейя так высоко были чтимы древними скандинавами, что их имена в измененном виде все еще используются для обозначения таких понятий, как «господин» и «госпожа». У англоговорящих народов один день в неделю, пятница, назывался днем Фрейи (англ. Friday). Храмы в честь Фрейи были многочисленны и долго сохранялись ее почитателями. Последний храм в Магдебурге, в Германии, был разрушен по приказу Карла Великого.
История Оттара и Ангантюра
Древние скандинавы обращались к Фрейе не только для того, чтобы просить любви, процветания и умножения богатства, а также иногда за помощью и защитой. Она удостаивала помощи всех тех, кто служил ей верой и правдой, как это описано в истории про Оттара и Ангантюра. Эти двое людей в течение некоторого времени оспаривали свои права на собственность на тинге. Там им было сказано, что тот, кто докажет, что его род древнее, тот и выигрывает. Был назначен специальный день, с тем чтобы выслушать генеалогическое древо каждого претендента.
Оттар, который помнил лишь несколько имен своих предков, воздвиг в честь Фрейи алтарь, прося ее о помощи. Богиня не осталась глуха к его просьбе и, явившись, превратила его в вепря, села на него верхом и отправилась в пещеру к великанше Хюндле, самой известной волшебнице. Угрозами и просьбами Фрейя принудила старуху проследить родословную Оттара со времен Одина и назвать всех предков поименно, кратко рассказав о заслуге каждого. Опасаясь, что ее память не способна будет все запомнить, Фрейя велела Хюндле сварить пиво, дающее память, которое она и дала Оттару.
Пусть испивает
напиток чудесный,
прошу у богов я
помощи Оттару!
(Старшая Эдда. Песня о Хюндле.)(Перевод А. Корсуна)Подготовленный таким образом, в назначенный день Оттар предстал перед тингом и бегло рассказал свою родословную. Он назвал гораздо больше предков, чем смог вспомнить Ангантюр, и ему досталась собственность, на которую он претендовал.
Помочь я хочу
юному воину
наследье добыть,
что оставили родичи.
(Старшая Эдда. Песня о Хюндле.)(Перевод А. Корсуна)Мужья Фрейи
Фрейя была настолько красивой, что все боги, великаны и карлики страстно хотели ее любви и по очереди сватались к ней. Но Фрейя с презрением относилась к великанам и даже отказала Трюму, когда Локи и Тор уговаривали ее принять его предложение. Однако она не была столь несговорчивой, когда дело касалось самих богов. Если верить мнению некоторых мифологов, Фрейя, как олицетворение земли, была замужем за Одином (небо), Фрейром (плодородный дождь), Одом (солнечный свет) и еще несколько раз, так что кажется, что она заслужила обвинение, предъявленное ей злокозненным Локи, в том, что она любила всех богов подряд и спала с ними.
Поклонение Фрейе
Существовал обычай по торжественным случаям пить за здоровье Фрейи, так же как и за здоровье других богов. Когда на территории Северной Европы было введено христианство, этот тост стали поднимать за Деву Марию или святую Гертруду. Сама Фрейя, как и все языческие боги, была провозглашена демоном или ведьмой и была сослана на горные вершины Норвегии, Швеции или Германии, а вершина Броккен в Гарце считалась ее обителью и излюбленным местом ее демонического поезда в Вальпургиеву ночь.
Ведьмы (хором)
На Броккен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья,
Красуется у поднебесья.
По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят.
Оба хора
Стих ветер. Месяц со звездой
Пропал за облачной грядой.
Мы ж вихрем огненным летим,
И веселимся, и галдим.
(И.В. Гёте. Фауст.)(Перевод Б. Пастернака)Так как ласточка, кукушка и кошка в языческие времена считались священными животными, принадлежащими Фрейе, то им стали приписывать демонические свойства, и даже в наше время ведьм всегда изображают рядом с черными кошками.

О Богине,Freyja,Фрейя,богиня,ритуалы,руны,pagan,Norse,religion,runes,ritualis,ritual,Goddess

Фрейя, известная также как Ванадис, в скандинавской мифологии — богиня любви, красоты и плодородия. Фрейя в скандинавских источниках отнесена к ванам (в отличие от очень близкой ей по характеристике Фригг) и считается дочерью Ньорда и сорской богини Нертус, а так же сестрой Фрейра. В общине асов Фрейя является женой Ода, бога солнечного света (возможно, ипостась Одина). Когда Од отправляется в дальние странствия, Фрейя оплакивает его золотыми слезами и путешествует по неведомым странам в его поисках.

Фрейя и Од

Фрейя, златоволосая и голубоглазая богиня, иногда считавшаяся олицетворением земли, вышла замуж за Ода, символ летнего солнца, которого она горячо любила и от которого родила двух дочерей Хнос и Герсеми. Эти девушки были настолько прекрасными, что все красивые и драгоценные вещи называли их именами.
Пока Од нежился рядом с Фрейей, она улыбалась и была счастлива, но увы! Бог был по натуре скитальцем и, устав от компании жены, внезапно бросил дом и отправился странствовать по свету. Фрейя, печальная и покинутая, много плакала, а ее слезы падали на крутые скалы, которые размягчались от соприкосновения с ними. Миф повествует о том, что они просачивались до середины камней, где превращались в золото. Несколько слезинок попали в море и стали полупрозрачным янтарем.
Уставшая от своего положения покинутой жены и желая заключить своего возлюбленного в объятия, Фрейя, в конце концов, отправилась на его поиски и прошла многие земли, где стала известна под разными именами: Мардоль, Херн, Гефн, Сир, Скьяльф и Трунг. Всем, кого встречала, она задавала один и тот же вопрос: не проходил ли ее муж этой дорогой? Она пролила много слез, почему и находят золото в разных районах земли.
Фрейя, прекраснейшая из всех богинь,
Выходила, проливая золотые слезы.
Все чтят ее, как главную богиню после Фригг, Одина жену.
Давно она супруга Ода-странника,
но, чтобы побродить по свету, ее оставил он.
Ищет мужа Фрейя с тех самых пор
и льет повсюду слезы золотые.
Много у нее имен повсюду:
на земле зовут ее Ванадис,
А Фрейей нарекли ее на небесах.
(Мэтью Лрнолд. Смерть Бальдра)
Далеко, на солнечном юге, под цветущим миртовым деревом, Фрейя нашла Ода. Когда ее возлюбленный возвратился к ней, она снова стала счастливой, улыбаясь и светясь, как невеста. В память того, что Фрейя нашла своего мужа под миртовым деревом, невесты носят миртовые венки.
Взявшись за руки, Од и Фрейя пошли домой, и в свете счастья, которое они излучали, трава становилась зеленой, расцветали цветы, пели птицы, вся природа радовалась счастью Фрейи, как и переживала за нее раньше, когда богиня была в печали.
Из утренней земли,
Над снежными ветрами.
Красавица Фрейя держит путь на юг.
Лишь видит впереди себя
одни лишь снежные поля.
Пройдет она их, и все вокруг
Цветет и зеленеет.
Из локонов ее чудесных, златовл асых.
Сыплются красивые цветы.
Тряхнет одеждой — теплый ветер дует,
Кружит вокруг берез,
И будит всех вдруг певчий дрозд.
Все жены верные своих мужей-героев ждут,
А Фрейя, что любовь дарует, держит путь на юг.
(Чарлз Кингсли. Сага о дилннобородых)
Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи или ее слезами, бабочку же называли курицей Фрейи. Предполагали, что богиня была очень привязана к феям и любила наблюдать за тем, как они танцуют при свете луны. Для них она оставляла самые ароматные цветы и сладкий нектар. Од, муж Фрейи, олицетворял солнце, был, кроме того, символом страсти или опьяняющего удовольствия, приносимого любовью. Именно поэтому, полагали древние скандинавы, его жена была так несчастна без него.

Во всем мире нет равной по красоте богини – ни среди людей, ни среди богов. При этом, сердце ее настолько мягко, настолько переполнено нежность, что она сочувствует страданию каждому. Когда плачет Фрейя – из глаз ее капают золотые слезы. Но в тоже время, Фрейя – грозная воительница, предводительница валькирий, подбирающих и уносящих падших воинов в Вальхаллу. Фрейя и сама, по сути, осуществляет функции валькирий – она ежедневно делит и выбирает с Одином убитых воинов. Это противоречит характеристике Фрейи как богини из ванов и, возможно, свидетельствует о смешении ипостасей Фрейи и Фригг.
У Фрейи есть волшебное соколиное оперение. Надев его, богиня часто летает над облаками. Так же богиня является хранительницей чудесного “ожерелья Брисингов” – Брисингамена.Янтарное ожерелье Фрейи Брисменхамен символизирует природные циклы, дает власть над стихиями. Фрейя получила его, проведя ночь с четырьмя карликами, что символизирует овладение силой всех четырех стихий: огня, воды, воздуха, земли, уравновешивание энергий стихий в себе.
Как и другие ваны, Фрейя— знаток магии сейдр. Именно Фрейя обучила магии женщин.10-е января: День Фрейи, норвежской Матери-Богини.
Своими тотемными символами богиня избрала зайцев и кошек. Более того, кошки даже позволяли богине впрягать себя в ее колесницу.
Древние германцы посвящали Фрейе один день недели — пятницу (нем. Freitag). Он считался счастливым днем. Так как Фрейя являлась богиней любви, пятница была наиболее благоприятным днем для заключения мира, для всех дел любви и брака. Позднее под влиянием римской мифологии, этот день связывался с Венерой, к символике пятницы и к Фрейе прибавился любовно-эротический аспект.
По преданиям, Фрейя управляла погодой и облаками. К ее компетенции относится также рост и созревание посевов — прежде всего, льна. Считалось, что ей подчиняется и вода, а также водяные существа.
Не исключено, что Тацит подразумевает именно Фрейю, когда упоминает о почитании германцами Исиды, но твердых данных о существовании культа богини у западных германцев нет.По имени Фрейи (или Фригг) назван день недели «пятница» — нем. Freitag, англ. Friday = Day of Freya (но, возможно, Day of Frigg).Тогда, возможно -понедельник – Фрейя – гадание, любовь.Ритуалы работают хорошо как и в понедельник( moon day)так и в пятницу.. Культ Фреи стал причиной истребления немецких кошек в XV веке. . Папа Иннокентий VIII признал этот культ языческим и тысячи преданных культу Фреи были арестованы по обвинению в колдовстве..
Папское суеверие привело к тому, что пятница 13-е приносит неудачу…
В 1830 г. шведский химик Н. Г. Сефстрём обнаружил новый элемент в железной руде из Таберга (Швеция) и назвал его ванадий в честь Ванадис.
В датском гимне есть строчка: «Og det er Frejas sal», что переводится как «это и есть обитель Фрейи»
С утверждением христианства девственные и материнские черты богини перешли, с одной стороны, к Марии, а, с другой, к ведьмам.
В неоязычестве Фрейя почитается в пантеоне скандинавских и германских богов. Она является ярким выражением феминизма, сочетая в себе сексуальность, плодородие, агрессивность и храбрость.Стоит так же отметить,что Фрейя,любит сильных и презирает слабых. И по сути, она одна из ипостасей Великой Богини.

Freyja • Богиня Фрейя и Фригга • Скандинавская мифология


Фрея (Фрейя, Фрия, Фригг, Фригга) – Верховная богиня, первая жена бога Одина, и родоначальница рода асов.
Высокая, статная и красивая женщина могла управлять атмосферой и облаками, поэтому носила то темные, то светлые одежды. На её талии красовался роскошный золотой пояс. В своем чертоге она крутила колесо прядильного станка создавая длинную золотую нить и яркие полотна облаков.
Станок был украшен драгоценными камнями, сверкающими созвездиями в ночи. Европейцы называли его «Прялка Фригг», а южане «Поясом Ориона».
Фрия или Фригг являеться богиней материнской и супружеской любви, о чем свидетельствует ее талисман – связка ключей, отличительная черта древнескандинавской домохозяйки. По поверьям скандинавских предков богиня Фригг обладала даром предвидения, но она никогда не ведала его другим.
Я – мать всех богов,
И знаю их я будущее, но спрятан сей
Секрет в груди моей навеки.
© Мэтью Арнолд.

Фрея или Фрейя • богиня любви и войны


Фрейя (Фрея, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя) – богиня любви и войны, жительница Асгарда, происхождением из рода ванов, бывшими противниками асов. Фрейя осталось жить а Асгарде, как заложница мира.
Добрая и сострадательная Фрейя считалась первой после Фригг, а у некоторых племен даже самостоятельной богиней. Такой красотой как у Фреи ни мог похвастаться ни бог ни человек. Боги Асгарда были очарованы ей на столько, что даровали свой чертог Фолькванг.
Фреи молились влюбленные, в честь неё сочиняли любовные песни и поэмы. Так же она считалась богиней плодородия и жатвы. Но у нее была и вторая черта – Фрейя возглавляла отряды валькирий, после смерти в бою забирая в свой чертог одну треть лучших воинов по договоренности с Одином, где они блаженствовали и пировали.
Иногда Фрейю изображают в белоснежных доспехах или кольчуге со щитом и копьем, а нижнюю часть тела покрывают  обычным женским одеянием.
Чертог этот звался Фолькванг,
где Фрейя места раздавала.
Каждый день половину убитых
К себе забирала,
Другую же Одину отправляла.
Р. Б. Андерсен.
Само же имя Фрейя переводится «Госпожа» и символизирует титул. Существует мнение, что Фригг и Фрейя – один и тот же персонаж. На это указывают некоторые факты, к примеру обе богини летали в другие миры с помощью соколиного оперения.
Название нашего бренда олицетворяет положительные качества этого сильного имени. Мы верим, что наша вязанная одежда Freyja долго прослужит его обладателю, обережет в холодное время, подарит теплоту и заботу.

Фрейя – скандинавская богиня любви и войны, жизни и смерти. Ритуалы Фрейи


Древнескандинавские божества можно разделить на две основные группы: асы — небесные боги, возглавляемые Одином, и ваны — земные боги. Фрейя изначально является богиней ванов, но во время войны попала в плен к асам и стала проживать в их небесном городе Асгарде.
Фрейя — самая знаменитая и деятельная из скандинавских богинь. Ее называют богиней любви и войны, жизни и смерти, плодородия, магии, материального благополучия, эроса, весны и красоты. Имя «Фрейя» можно перевести как «госпожа» или же «хозяйка дома». Фрейя очаровательная, голубоглазая, с длинными золотистыми волосами. Равных ее красоте не было во всем мире. Самые красивые цветы в древние времена называли волосами Фрейи. Сердце Фрейи переполнено глубокой нежностью и сочувствием к каждому.
Как и Один, который обладал магическими способностями, Фрейя является божеством-шаманом, путешествует между мирами в обличье животных. Она разъезжает на колесницах, запряженных двумя огромными кошками-любимицами, белого или серого цвета. Сегодня Фрейя является покровителем этих животных и может наслать проклятие на человека, который издевается над кошками. Тотемным животным Фрейи так же считается свинья — символ плодородия, а так же кролик.

Любовь и агрессия сходны в своих страстных проявлениях, поэтому Фрейя считается покровительницей войны. Она вместе с Одином собирает на полях павших воинов и уносит их в Вальхаллу- небесный чертог, рай для отважных воинов. Так же Фрейя покровительствует валькириям, воинственным девам, дочерям Одина. Именно валькирии участвуют в битвах и отдают победу тому или иному воину. Таким образом, можно сказать, что Фрейя покровительствует смелым, уверенным в себе, отважным, активным женщинам, помогая им в бизнесе и любви.
К Фрейе обращались, если необходимо освятить новое дело или любое начинание, чтобы в итоге оно принесло добрые плоды. Она помогает максимально раскрепостить свою энергию, чтобы достичь желаемого, уметь получать удовольствие от жизни. Управляет погодой и облаками, водой, урожаем.
Многие атрибуты Фрейи после принятия и распространения христианства перешли деве Марии. День недели Фрейи- пятница, день Венеры и любви. Именно в этот день принято было играть свадьбу у наших предков, заключать мир. Фрейя может помочь найти идеального партнера или сделать отношения с избранником более прочными. Она обучала женщин таинствам магической науки сейдр, одним из самых загадочных женских магических практик, включавших в себя распевание особых песен, которыми привлекались духи, изображение магических формул и предсказывание будущего.

Личная жизнь Фрейи

По легендам, личная жизнь Фрейи, не смотря на потрясающую красоту и множество поклонников, складывалась не совсем гладко. Мужем Фрейи был Од, которому она родила двух прекрасных дочерей-близнецов, Хнос и Герсеми. По одним источникам, Од был смертным человеком, другие считают его воплощением бога Одина. Муж часто был в разъездах, Фрейя тосковала, оплакивала его отсутствие золотыми слезами, но зачастую находила утешение в объятьях чужих мужчин. Она никому не принадлежала долго. Од, узнав об изменах, оставил свою жену, а Фрейя после этого полюбила его еще больше.
После пропажи Ода, Фрейя, сопровождаемая духами, облетела под разными именами девять миров в его поисках. Девять миров метафорически можно трактовать как девять ступеней трансформации. Считается, что для путешествий между мирами Фрейя имеет волшебное оперенье из соколиных перьев. Оно так же помогает ей летать над облаками. В итоге, когда Фрейя все таким нашла своего мужа под миртовым деревом, она снова стала счастливой, улыбалась и светилась как невеста. В память об этом событии невесты носят миртовые венки.

Именно Фрейя разделила ложе с четырьмя карликами, которые символизируют четыре стихии, за что получила в награду ожерелье Брисингамен. Ожерелье похоже на жидкий огонь – пятый элемент, который получается, если смешать все четыре стихии. Некоторые историки считают, что Брисингамен – это пояс, которым опоясывали рожениц при родах для скорого разрешения. Именно Фрейя помогает при тяжелых родах, дает благополучие и здоровье ребенку.
В старину роженицу для более скорого разрешения опоясывали поясом священника, который он использует для церковного облачения. Наш современный обычай, по которому мальчиков при выписке перевязывают голубой лентой, а девочек- розовой, так же имеет истоки к поясу Брисингамен. По старинным поверьям считалось, что если не опоясать ребенка после рождения, то возможна даже угроза его жизни.

Когда обращаться к Фрейе?

Сегодня мы можем обращаться к помощи Фрейи, если предстоит важное мероприятие, но нет уверенности в своих силах. Или же если хотим растопить сердце жесткого человека для благополучного решения интересующего нас вопроса. Поможет Фрейя и от явных врагов, которые не дают покоя и постоянно вредят. Так же богиня способствует развитию психических и магических способностей, повышает осознанность и умение привлечь любимого.
Обращаться к Фрейе можно как своими словами, так и использую специальные магические ритуалы, которые можно найти в интернете или просмотреть на нашем сайте.

Ритуал Фрейи для плодородия, богатства и новых начинаний.

— Исследования : Фрейя — Великая Богиня Севера. Глава 2: Фрейя в литературных источниках

Автор: Бритт-Мари Несстрём (c)
Перевод: Анна Блейз (с)
Источник: Britt-Mari Nasstrom
, Freyja, the Great Goddess of the North, 1995
Предисловие
Глава 1. Источники по древнескандинавской религии
Глава 2. Фрейя в литературных источниках

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Фрейя в «Старшей Эдде»

В дошедших до нас древнескандинавских литературных источниках Фрейя предстает как многогранное божество, религиозные функции которого ни в коей мере не сводятся к роли богини плодородия.
В «Речах Гримнира», где перечисляются небесные чертоги различных богов, дом Фрейи носит название «Фолькванг» — «поле боя», и в нем она принимает героев, павших в битве; однако у Снорри ее чертог именуется «Сессрумнир», что означает «вмещающий много сидений». В «Речах Гримнира» сообщается, что Фрейя распределяет места в своих палатах среди избранных ею погибших воинов.
Не последнюю роль Фрейя играет в «Песни о Трюме», повествующей о поисках похищенного молота Тора. Чтобы вернуть пропажу, Тор вынужден переодеться в женское платье и отправиться в опасное и унизительное путешествие в страну великанов под видом Фрейи; при этом он надевает и ее главное украшение — Брисингамен («Песнь о Трюме», 19). Фрейя, дочь Ньёрда из Ноатуна, обладает в глазах великанов особой привлекательностью: они то и дело пытаются хитростью или силой заполучить ее в жены. О том же, насколько сильное вожделение способна испытывать сама Фрейя, свидетельствуют слова Локи: «sva var hon o?fus i Jotunheima» («так не терпелось ей к турсам приехать»[1], буквально — «так уж она изнемогала от страсти к Йотунхейму») (там же, 26, 28).
В другой эддической песни, «Перебранке Локи», тот же Локи дает схожее по сути, хотя и более грубое по форме описание Фрейи, заявляя, что та делила ложе со всеми богами, не исключая и собственного брата, и погрязла во всех пороках.
«Песнь о Хюндле» начинается и завершается диалогом Фрейи с великаншей по имени Хюндла («собачка»). По пути в Вальгаллу, «чертог павших», Фрейя просит у великанши помощи для своего избранника Оттара. В финале песни Хюндла осуждает Фрейю за распутство, называя ее e?lvina[2]. Обычно это слово переводили как «благородная подруга», но в действительности оно означает «похотливая подруга»; в ответ на оскорбление богиня угрожает Хюндле огнем.
Других прямых упоминаний Фрейи в «Старшей Эдде» не встречается, но в некоторых песнях она фигурирует под иными именами (например, как «Менглёд» в «Речах Многомудрого») или описывается при помощи кеннингов (например, как «O?s mey», «дева (или жена) Ода (Одина)» в «Прорицании вёльвы», 25).

Фрейя в поэзии скальдов

В скальдической поэзии имя Фрейи обычно используется в кеннингах, обозначающих прекрасных женщин, что не добавляет к нашим представлениям о самой этой богине ровным счетом ничего. Однако в контексте нашего исследования интерес представляет поэзия Халльфреда Трудного Скальда, которого более или менее насильственно обратил в христианскую веру норвежский король Олав Трюгвассон. Свою горечь о том, что ему пришлось отречься от старых богов, Халльфред выражает в следующих словах: «Настигает меня гнев Фрейра и Фрейи, когда я отступаюсь от веры в Ньёрда»[3].

Фрейя в «Видении Гюльви».

Снорри описывает ванов, то есть Ньёрда и его детей, в главах 23—24 той части «Младшей Эдды», которая озаглавлена «Видение Гюльви».
В Ноатуне у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей. Были они прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же — славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина — Одину, как здесь о том говорится:
Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои;
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит.
Палаты ее — Сессрумнир, велики они и прекрасны. А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви[4].
Далее в «Видении Гюльви» сообщается, что
…Фрейю почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од. Дочь их зовут Хносс, она так прекрасна, что именем ее называют все, что прекрасно и высоко ценится. Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее — это красное золото. У Фрейи много имен, это потому, что она по-разному себя называла, странствуя по неведомым странам в поисках Ода. Она зовется Мардёлль и Хёрн, Гевн и Сюр. Фрейе принадлежало ожерелье Брисингов. Ее зовут также богиней ванов («Видение Гюльви», 35).
Это перечисление различных имен Фрейи можно сравнить со строфой из другого раздела «Младшей Эдды» — «Перечня имен» (IX):
Heiti eru hennar
Horn ok ?rungva,
Syr, Skjalf ok Gefn,
ok it sama Mardoll.
Ее имена —
Хёрн и Трунгва,
Сюр, Скяльв и Гевн
и также Мардёлль.
Кроме того, Снорри упоминает Фрейю в мифе о строительстве Вальгаллы, где эта богиня фигурирует как одна из наград, обещанных строителю-великану:
А себе выговаривал он Фрейю в жены и хотел завладеть солнцем и месяцем. Сели тогда боги на свои престолы и держали совет и спрашивали друг друга, кто посоветовал выдать Фрейю замуж в страну великанов и обезобразить небо, сняв с него солнце и звезды и отдав их великанам («Видение Гюльви», 42).
Ближе к концу «Видения Гюльви» Фрейя прибывает на похороны Бальдра на колеснице, запряженной котами (там же, 49).

Фрейя в «Языке поэзии»

Следующий раздел «Младшей Эдды» называется «Язык поэзии». Ранее он считался своего рода руководством для поэтов, обучающим находить подходящие кеннинги и перифразы. Однако некоторые современные исследователи полагают, что «Язык поэзии» был задуман, скорее, как справочное пособие по древнескандинавской религии, — учитывая, что Снорри сочетает эту традицию с элементами античного мировоззрения и, в особенности, Платоновой философии[5]. Фрейя описывается во многих кеннингах — как «дочь Ньёрда», «сестра Фрейра», «жена Ода», «мать Хносс», «владычица павших», «владелица палат Сессрумнир, котов[6] и ожерелья Брисингов», «богиня ванов», «Ванадис»[7], «богиня, прекрасная в слезах» и «богиня любви» («Язык поэзии», 28). Золото обозначается такими кеннингами, как «слезы Фрейи», «ливень глаз Фрейи» (там же, 40), «дождь глаз возлюбленной Ода», «снегопад ресниц матери племянницы Фрейра» (там же, 44) и т.п.
Сообщается также, что Фрейя присутствовала на пиру Эгира (там же, 1 и 41) и была единственной из всех асинь, кто осмелился подливать пиво Хрунгниру (там же, 17).

Фрейя в «Круге земном»

В другом своем произведении, «Круг земной», описывая переселение богов в Упсалу и основание культа, Снорри сообщает дополнительные сведения о Фрейе:
Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрицей [= blotgy?ja — жрица, совершающая жертвоприношения]. Она первая научила асов колдовать, как было принято у ванов [= научила асов сейду (sei?r), какой был принят у ванов] («Сага об Инглингах», IV)[8].
Позднее, после смерти трех богов — Одина, Ньёрда и Фрейра, — Фрейя, по словам Снорри остается в Упсале:
Фрейя стала тогда совершать жертвоприношения, так как из богов она одна оставалась в живых, и она тогда очень прославилась, так что ее именем стали звать всех знатных женщин [= freyjur], а также всякую владелицу своего имущества [Freyja] и всякую хозяйку, у которой есть свое добро [Husfreyja]. Фрейя была очень непостоянна. Ее мужа звали Од. Ее дочерей звали Хносс и Герсими (там же, X).

Фрейя в «Пряди о Сёрли»

В «Пряди о Сёрли», входящей в состав «Книги с Плоского острова», подробно изложен сюжет с участием Фрейи. В этой истории она предстает как возлюбленная Одина. Она живет в прочном доме, куда никто не может войти без ее разрешения. Однажды Фрейя встречает четырех карликов, кующих золотое ожерелье, и, чтобы заполучить это драгоценное украшение, соглашается провести ночь с каждым из них по очереди. Выполнив свою часть договора, она получает ожерелье и как ни в чем не бывало возвращается домой.
Но Локи, слуга Одина, узнает о неверности Фрейи, а затем по поручению Одина похищает у нее ожерелье, хотя это и было нелегко. Получив ожерелье, Один сообщает Фрейе, что ему все известно о ее измене, и соглашается вернуть украшение лишь при условии, что она поссорит и заставит вечно сражаться между собой двух могучих конунгов, каждому из которых служило бы еще двадцать конунгов. Фрейя принимает это условие и отправляется его исполнять, забрав, однако, ожерелье сразу.
Далее прядь повествует о воине по имени Сёрли, который победил в битве датского конунга Хальвдана. Хёгни, сын Хальвдана, решает отомстить за отца и, одержав множество побед, делает своими данниками двадцать конунгов. Слава о нем разносится повсюду от Лапландии до Парижа, и Фрейе теперь остается лишь подыскать равного ему соперника.
Одного конунга звали Хьярранди. Он правил Серкландом (Турцией). У него была жена и сын по имени Хедин. Он рано начал выделяться по силе, росту и способностям. Он отправился в поход в юношеском возрасте и сделался морским конунгом и совершал набеги на земли от Испании до Греции и на все соседние государства. Так он обложил данью двадцать конунгов, получив от всех них земли и деньги. Зимой Хедин сидел дома в Серкланде.
Рассказывается, что однажды Хедин поехал в лес со своей дружиной. Он отстал от своих людей и увидел на опушке сидящую на троне женщину, высокую и красивую. Она вежливо поприветствовала Хедина. Он спросил ее имя, она назвалась Гёндуль. Они начали разговаривать, она спросила его о подвигах, он охотно ей все рассказал…[9]
Поведав Гёндуль-Фрейе о своих подвигах, Хедин спрашивает, не знает ли она какого-нибудь конунга, равного ему. Та отвечает, что в Дании живет конунг Хёгни, который ему не уступит. В день весеннего равноденствия Хедин отправляется в путь, взяв с собой три сотни человек. Плавание продолжается все лето и зиму, но на весеннее равноденствие следующего года Хедин, наконец, прибывает в Данию. Хёгни учтиво приветствует его, и они тотчас же принимаются состязаться друг с другом. Обнаружив, что не уступают друг другу ни в чем, конунги приносят клятвы побратимства. Хедин был холост, но у Хёгни имелась жена знатного происхождения и дочь по имени Хильд, прекрасная и мудрая.
Затем Хедин снова встречается с Гёндуль-Фрейей, и та опаивает его колдовским питьем, от которого он забывает о своих братских клятвах. Пока Хёгни находится в отъезде, Хедин убивает его жену, похищает Хильд и отплывает из Дании на своем корабле. Перед этим Гёндуль-Фрейя приходит к нему в третий раз и снимает с него чары, но в то же время посвящает его Одину, то есть обрекает на смерть. Хёгни отправляется в погоню и настигает Хедина, после чего между ними завязывается бесконечный бой: погибая от руки друг друга, конунги и их воины тотчас встают и снова вступают в битву; или же, по другой версии, Хильд каждую ночь оживляет павших, чтобы утром те вернулись к сражению[10].

Фрейя в сагах

В сагах Фрейя обычно упоминается в числе других богов при описании языческих религиозных верований. В «Саге об Эгиле сыне Скаллагрима» подчеркивается ее роль владычицы павших — в эпизоде, где после смерти Бёдвара дочь Эгиля объявляет, что намерена покончить с собой по примеру отца[11]. Однако саги отражают положение дел в период после христианизации, когда отношение к старой религии уже было неоднозначным. Так, Хьяльти сын Скегги читает на тинге стихи, в которых называет Фрейю сукой, за что его приговаривают к изгнанию из Исландии[12]. Этот эпизод приводится во многих источниках и представляет собой типичный пример конфликтов, сопутствовавших процессу христианизации, в описании представителей победившей стороны. Христиане на тот момент еще не пришли к единому мнению, считать ли местных богов безжизненными идолами или злокозненными демонами. Фрейя как подчеркнуто эротичная богиня стала легкой мишенью для приверженцев новой религии, в которой идеалом женщины считалась асексуальная девственница. В «Сагах о святых» святые и миссионеры называют Фрейю «распутницей» и «блудницей»[13], а многие ее функции, относящиеся к повседневной жизни, — такие как защита урожая и родовспоможение, — переходят к Деве Марии.

Фрейя в поздних литературных источниках

Тем не менее, о Фрейе сохранилась и память иного рода. Следы связанных с ней мифов обнаруживаются в фольклоре, а ее функции отражаются в народных обычаях, верованиях и знахарских практиках. Фрейя фигурирует в народных балладах, восходящих к эддической «Песни о Трюме», — исландской «?rymlur» («Песнь о Торе»), датской «Thor af Havsgaard» («Тор из Асгарда») и шведской «Torsvisan» («Песнь о Торе»). В последней версии Фрейя превращается в знатную, но довольно бездеятельную госпожу по имени Фройенборг, чья реакция на повеление Тора выйти замуж за великана не идет ни в какое сравнение с гневом богини в «Старшей Эдде»:
Det var den vana Frojenborg
hon tog sa illa vid sig
det sprack av vart finger blodet ut
och rann i jorden ner.
(Прекрасная Фройенборг была так огорчена [требованием Тора], что кровь хлынула у нее изо всех пальцев и полилась на землю.)
На раннем этапе развития современной шведской литературы Фрейя превращается в эквивалент римской Венеры. Особенно это бросается в глаза в балладах шведского поэта К.М. Бельмана, где стокгольмские проститутки XVIII века именуются «детьми Фрейи», а Улла Винблад, одна из главных действующих лиц в кружке «гедонистов», составляющих «орден Вакха», нередко отождествляется с самой богиней[14]. Бельман то расточает любовные похвалы «во славу Фрейи», то просто использует эту богиню как олицетворение страсти и могущества: «Froja mig lockar och Froja mig nekar» («Фрейя меня искушает, и Фрейя меня отвергает»)[15].
Романтиков XIX века Фрейя интересовала не столько как эротический идеал, сколько как образ скорбящей богини, оплакивающей своего супруга:
Falkvingar tog
Freja en gang och kring rymderna drog
sokte i norr och i soder
alskade Oder.
(Фрею несли
Сокола крылья вокруг земли;
Север и юг облетала,
Ода искала[16].)
В Дании образ Фрейи приобрел национально-патриотическую окраску. Грундтвиг и прочие изображали ее как подательницу всех благ. Ее стали отождествлять с Гевьон — богиней, которая некогда отделила часть земли от Швеции и создала остров Зеландия. Этот мотив отражен в национальном гимне Дании, текст которого был написан А. Эленшлегером в 1819 году: в последней строке первой строфы Дания именуется «чертогом Фрейи» (Frojas sal).
В двадцатом столетии Фрейя разделила судьбу других скандинавских богов, именами которых стали называть практически все подряд: от различных сортов конфет до пород ломовых лошадей. В начале 90-х годов XX века имя «Фрейя» или «Фрёйя» впервые за всю историю стали давать девочкам: в дохристианские времена никто из смертных, разумеется, не мог носить имя богини или бога. Помимо этих примеров единственным прямым напоминанием о древнескандинавской богине Фрейе остается исландское выражение «hafa freyjuketti i augum» («у него/нее кошки Фрейи в глазах»), означающее «он/она кокетничает».
Выше уже отмечалось, что Фрейя чаще всего характеризуется как носительница неисчерпаемого эротизма и на этом основании причисляется к богиням плодородия. Вполне объяснимо, почему исследователи в целом уделяли ей так мало внимания, игнорируя те источники, в которых ее функции отклонялись от господствующей модели, и сбрасывая со счетов все, что не вписывалось в мифологический образ богини любви. В результате мы располагаем практически неисследованным комплексом материалов, которые могут существенно изменить наши представления о богине Фрейе.
Предисловие
Глава 1. Источники по древнескандинавской религии
Глава 2. Фрейя в литературных источниках

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Фольклор: Фрейя

Фрейя (или Ванадис, что значит «дочь Ванов») – самая знаменитая из северных богинь, хотя иногда её путают с Фригг. Многие исследователи, в том числе братья Гримм, полагали, что в действительности две эти богини довольно далеки друг от друга как по функциям, так и по происхождению.
Древнейшее известное нам англосаксонское имя Фрейи – Фрео, а голландское – Фрийя. Однако в плане своих атрибутов голландская Фрийя всё-таки ближе скандинавской Фригг. На землях современных Нидерландов, за исключением, пожалуй, Исландии, Фрейю из рода ванов не знали; там поклонялись таким богиням, как Габия (Gabiae) и Алигабея (Aligabea), т.е. “Подательница” и “Всеподательница”, тождественным скандинавской Гевьон, которую можно рассматривать как ипостась Фрейи. В некоторых отношениях Фрейя стоит даже ближе, чем Фригг, к образу “Великой Богини” в современном его оккультном понимании. Она – подательница жизни и смерти, тогда как Фригг дарует только жизнь. С одной стороны, Фрейю, наряду с Фригг и дисами, призывают в помощь роженице, с другой – она забирает половину воинов, павших в битвах.
Фрейя, златовласая и голубоглазая богиня, иногда считалась олицетворением земли, так же является древнескандинавской бгиней красоты и любви.
Имя “Фрейя” переводится как “госпожа”, то есть либо “женщина королевского рода”, либо, в более поздние времена, просто “хозяйка дома”. Таким образом, по происхождению это не столько личное имя, сколько титул. Не исключено, что древнейшие имена многих богинь были забыты на довольно раннем этапе или сохранялись только в именах матрон. Можно вспомнить и о том, что имя “Фрейр”, означающее “господин”, также бесспорно является титулом, а настоящее имя этого божества – Ингви или Инг. Быть может, похожее имя – например, Ингва, – некогда носила и богиня, считавшаяся его сестрой-близнецом. Шведская исследовательница Бритт-Мари Настрём также считает, что когда-то Фрейя носила более личное имя, и предлагает вариант “Ингагерд”.
Фрейя – самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён – Ванадис. В первую очередь, она – богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества – шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Тотемные животные Фрейи – кошки. Она разъезжает на колеснице, запряжённой двумя кошками, белыми или серыми.
Фрейя – покровительница вёльв, которые в древности носили в её честь рукавицы из кошачьего меха. В наши дни Фрейя поможет проклясть человека, издевающегося над кошками. Ещё одно связанное с ней животное – супоросая свинья, символ плодородия.
Фрейе принадлежит ожерелье Брисингамен, которое она получила в награду за то, что разделила ложе с четырьмя карликами. Эти карлики символизируют четыре стихии, а ожерелье – это пятый элемент, возникающий из смешения четырёх остальных. По некоторым вариантам, Брисингамен – это не ожерелье, а пояс, причём пояс такого рода, который использовали в помощь роженицам. День недели, посвящённый Фрейе, – пятница, и именно в этот день в старину по традиции играли свадьбы.
Имя “Фрейя” связано с двумя голландскими словами – vrijen и vrij. Первое означает “заниматься любовью” или “ухаживать”. Vrijer – это кавалер, ухажёр. Второе слово, vrij, означает “свободный”. В поздней исландской традиции Фрейя считалась женой Ода, имя которого, как установили исследователи, есть не что иное, как вариант имени Одина. Возможно, Од – это Один в своей ипостаси странника. Когда Од покидает Фрейю, она разыскивает его во всех девяти мирах, принимая различные имена: Мардолль (“сияющая, как море”), Сюр (“свинья”) и Гевьон (“подательница”). Печалясь об Оде, она проливает золотые слёзы. В одном менее известном мифе, дошедшем до нас в трудах Саксона Грамматика, она выступает под именем Менглад – “ожерелье радости”. Миф этот повествует о том, как Фрейя попала в плен к великанам, но была спасены неким Свипдагом или Оттаром, которого можно отождествить с Одом. Великаны один за другим сватаются к Фрейе, изобретая всевозможные способы добиться её руки. Фрейе принадлежит чудесное соколиное оперенье, надевший которое обретает способность летать.
Многие исследователи скандинавских мифов выдвигали гипотезу, что Фрейя тождественна Гулльвейг. Эдред Торссон в своём “Руководстве по рунической магии” высказывает также мысль, что Фрейя эквивалентна Хейд – вёльве, с которой совещается Один. Роберт Грейвс в “Белой Богине” утверждает, что Фрейя ассоциировалась с в О ронами – тотемными животными Одина. В каком-то смысле это резонно, поскольку Фрейя – не только богиня жизни, но и владычица смерти. В период раннего Средневековья Фрейя считалась покровительницей жанра любовных песен, именовавшегося masongr, или, по-немецки, Minnegesang. С наступлением христианства эта её роль была забыта, но традицию продолжили позднесредневековые менестрели и трубадуры, посвящавшие свои песни Деве Марии. К этой искажённой версии древней богини перешли многие атрибуты Фрейи, а также посвящённые ей растения и животные, к примеру божья коровка, в английском языке носящая название в её честь: lady-bird (букв. “госпожа-птица”). Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом.
Фрейя вышла замуж за человека по имени Од, который, по одним сведениям, был простым смертным, а по другим — воплощением бога Одина. Од очень давно пропал без вести, и, поскольку он был смертным, а значит, наверняка уже умер, Фрейя по всем законам считается вдовой. Именно после пропажи Ода Фрейя начала плакать слезами, превращающимися в золото.
Фрейя научила асов искусству волшебства и колдовства, которое было распространено меж ванов.
Самые красивые растения и цветы, произрастающие в Северной Европе, называли волосами Фрейи. Предполагали, что богиня была привязана к феям и любила наблюдать за тем, как онитанцуют при свете луны. Для них она оставляла самые ароматные цветы и сладкий нектар.
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *