Легенда о горе шихан

Содержание

Башкирские Шиханы: путешествие к трем богатырям

Шихан — это одиночная возвышенность, холм, бугор или сопка.

Башкирские шиханы являются остатками рифов древнего Пермского моря, на их поверхности до сих пор можно разглядеть отпечатки морских обитателей.

Сложены шиханы из известняка, их возраст более 200 млн. лет.

Шиханы в Башкирии представляют собой три горы, которые расположены недалеко друг от друга. Они образуют собой вытянутую цепочку в 20 километров. Находятся они вблизи городов Стерлитамак и Ишимбай.

Раньше шиханов было четыре, но один из них (Шахтау) был полностью разрушен в процессе добычи сырья Башкирской содовой компанией. Теперь под угрозой находятся и другие шиханы.

Легенда о шиханах

О происхождении шиханов сложена легенда. Она рассказывает о любви сына правителя края Ашака к красавице Агидели.
У седого старика Урала была дочь по имени Агидель, которая восхищала своей красотой всех парней аула. Прослышав о такой красивой девушке, примчался к ней и Ашак, но Агидель не ответила ему взаимностью. Украл тогда красавицу Ашак —умчался с ней прочь, посадив силком на своего коня. Но девушка сумела вырваться и побежала что есть мочи. После долгой погони изможденный конь Ашака пал перед девушкой, загородив ей путь. Парень праздновал победу, усмехался над девушкой, да стал угрожать расправой за погубленного коня. Он достал свой кнут и хлыстнул ее. Крикнула тогда Агидель: «Отец, помоги мне!».
Вздрогнул вдали седой Урал и решил превратить дочь в реку, чтоб не смог ее удержать юноша. И стала Агидель быстрой и юркой рекой, которая постоянно утекала сквозь пальцы. Отправил Ашак за ней сокола, который раскинул свои большие крылья на пути Агидели, но остановить ее тоже не смог.
И понял тут Ашак, что потерял девушку навсегда. В отчаянии он вырвал свое сердце и выбросил его на берег реки. С тех самых пор на этом месте и появилась гора Юрактау (от башкирского й?р?к— «сердце»), а чуть дальше и Шахтау, которая раньше именовалась Ашак-тау. На месте падения коня образовалась гора Торатау, которая напоминает морду лошади, а сокол превратился в Куш-Тау (башк. кош — «птица»).

Три богатыря

Итак, три пока еще существующих шихана, это: Торатау, Куштау и Юрактау.

Торатау

Торатау или Тратау — самая популярная и посещаемая гора. Название переводят как «крепость-гора».

Этот шихан стал символом ишимбайского района, его изображение нанесено на гербе города. Подняться на гору может каждый желающий. С вершины открывается живописный вид на окрестности, что привлекает многих туристов со всей республики и за ее пределами.

Торатау является самым высоким шиханом (402м. над уровнем моря). Здесь есть даже небольшие пещеры. А у подножия шихана находится небольшого размера озеро Тугар-Салган, являющееся памятником природы.

Еще один интересный факт — на территории возле шихана Торатау раньше располагалась одна из зон лагерей ГУЛАГа. Фрагменты бывших тюремных бараков сохранились по сей день.

Куштау

Куштау — самый большой по площади шихан. Название переводится как «двойная гора», по форме шихан двугорбый. В окресностях шихана Куштау можно встретить редких представителей флоры и фауны.

Известен Куштау еще и тем, что зимой на одном из склонов работает горнолыжная трасса одноименного комплекса «Куштау».

Юрактау

Юрактау переводится с башкирского как «сердце-гора». Еще одна вариация — «дальняя гора».

С вершины Юрактау открывается очень красивый вид на остальные шиханы.

У подножия находится небольшое озеро, а в основании одного из склонов бьют родники, один из которых с сернистой водой. Река Агидель красиво огибает собой этот шихан (помните про легенду?).

Говорят, что подобные редчайшие образования остались только у нас и в Австралии. Остается надеяться на то, что шиханы сохранят и дадут возможность будущим поколениям насладиться этой уникальной красотой.

Башкирская легенда о шиханах

«Лучи скользнули за Шиханом
И синь повисла надо мной.
Пахнуло вдруг благоуханьем
Со всех концов земли родной»
(В. П. Шарыгин – ишимбайский поэт)
В сентябре месяце ребята нашего класса вместе с учительницей Абдрахимовой А. А. и родителями совершили однодневную экспедицию на один из ближайших шиханов – величественный Тратау.
Раньше горами-одиночками мы любовались лишь издалека. Нас восхищала их строгая красота и необычность. Как они образовались? Почему они такие «странные»? Кто там обитает, что на них произрастает? Какую пользу они приносят людям? Поиск ответов на эти интереснейшие вопросы стали целью нашей экспедиции.
До 17 сентября, назначенного дня экспедиции, необходимо было приобрести первоначальное представление об этих горах-одиночках. Мы бросились на поиски материалов о шиханах сначала в школьную библиотеку, а потом и городские №1, №2 и их филиалы. Своими находками мы обменивались друг с другом.
Во время подготовки к экспедиции я нашла удивительную лирическую повесть Рима Ахмедова «Слово о реках, озёрах и травах». Меня поразила красивая башкирская легенда: «У седого Урала росла дочь – красавица Агидель. Не речкой она была тогда, а девушкой. Все джигиты влюблялись в неё с первого взгляда. Больше всего на свете ценила Агидель свободу. Прослышал о девушке молодой Ашак, сын правителя всего края. Оседлал он лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Нравом был хитёр, коварен и жесток, за что народ прозвал его Ашаке, что значит гадкий. И в груди у него вместо сердца был камень. Лишь один из парней, самый смелый, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. В сердце Агидель вспыхнула ненависть к злому красавцу. Неожиданно Ашак перекинул девушку через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру. Агидель сумела вырваться из рук злодея и побежала, увёртываясь то вправо, то влево. После сумасшедшей скачки конь забежал вперёд и пал, загородив дорогу Агидели. Тогда она в отчаянии позвала на помощь отца. Грозно встал вдали старик Урал. Он превратил свою дочь в светлую речку. Стал Ашак ловить, но она выскальзывала из его рук. Упал парень на землю, обогнула его прекрасная Агидель. В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил вдогонку девушке. Сокол раскинул крылья, только и это не помогло. Тогда Ашак вырвал из груди каменное сердце и бросил под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
И стоят с тех пор на том месте четыре шихана: Юрак–тау, что означает Сердце-гора, Куш-тау – Птица-гора, Шах-тау, который в старину называли Ашак-тау, и одинокий шихан, похожий на задранную голову павшего коня, но гору прозвали Тра-тау»
Что же означает это слово «Тратау» (в некоторых источниках «Тора-тау», «Тура-тау»)? По этому поводу известны две версии. Оказывается, до принятия мусульманства башкиры были язычниками и поклонялись божеству Тору. На горе Тора-тау, так она называлась тогда, проводились большие народные празднества, игрища и танцы. Имеется также река Тор, приток Нугуша. Обо всём этом я узнала тоже из книги Рима Ахмедова «Слово о реках». А ещё слово «тора» (тура) по-башкирски означает крепость.
Я взяла карту Республики Башкортостан и внимательно проследила за движением реки Белой (Агидель) около шиханов. Была поражена тем, что легенда очень точно «объясняла» все изгибы реки и расположение могучих гор-одиночек. Цепочка этих гор тянется на целых двадцать километров. Просто удивительно, какими наблюдательными людьми и выдумщиками были древние башкиры!

Научное объяснение тайны происхождения шиханов

Я старалась понять, почему все уральские горы образуют дружные хребты, а шиханы в гордом одиночестве возвышаются на равнине? Какой неизвестный великан расставил их по отдельности, как шахматные фигурки на ровной доске? Мы с одноклассниками стали искать в книгах ответ о тайне происхождения гор-одиночек. Учёные всегда находят «простые» объяснения природным явлениям: «В очень отдалённые времена Уральских гор не было. Вся территория, где сейчас находятся Урал и Башкирия, являлась дном огромного тёплого моря. Учёные назвали его девонским. Около 350 миллионов лет тому назад земная кора стала подниматься. Со дна девонского моря постепенно появились Уральские горы»)
А в книге «География Башкирии» под редакцией А. А. Цветаева узнали следующее: «В долине реки Белой (Агидель), на её правом берегу возвышаются одиночные горы, сложенные известняками и называемые «шиханами». Это рифовые массивы. Они образовались из скелетов морских животных, обитавших в тёплых неглубоких водах пермского моря, стоявшего в прогибе. Рифы составили прерывистую цепь островков на протяжении нескольких сотен километров вдоль западного края Уральских гор. Большая часть этих массивов была погребена в виде подземных куполов под толщей гипсов и каменной соли, которые отлагались в высыхавших морских заливах и лагунах. Стерлитамакские шиханы – это крупные «ископаемые» рифы: они были выведены на дневную поверхность в результате поднятия этого участка и «обработаны» внешними силами (вода, ветер и др. ) Подобные шиханы поднимаются и на севере Башкирии, в Дуванском районе» .
Я долго и внимательно перечитывалась в эти объяснения геологов, и особенно хорошо поняла, когда воспользовалась своей помощницей — детской энциклопедией «Наука» .
А в городской газете «Восход» прочитала, что полюбоваться на наши башкирские шиханы приезжали делегаты XYII Международного геологического конгресса в 1937 году! Шиханы представляют интерес как неповторимая геологическая реликвия Седого Урала. По ним можно изучать древний растительный и животный мир.

Современная жизнь шиханов

Наконец-то наступило 17 сентября! Экспедиция началась с автобусной экскурсии через деревни Ярбишкадак, Урманбишкадак и Карайганово Ишимбайского района. Стройный Тратау был виден издалека, казалось, что расположен очень близко. Но это оказалось обманчивым впечатлением. Он, как мираж, отодвигался всё дальше и дальше. Мы с нетерпением глядели в окошки автобуса, ожидая, когда же доберёмся до горы? Наконец доехали, вышли из автобуса и застыли, изумлённо глядя на величественную красоту.
На крутом склоне горы, обращённом в сторону реки Белой, ближе к вершине, имеется несколько небольших пещер. Наша учительница Альфия Абубакировна поведала легенду: «Говорят, что одна из пещер была обитаема. В ней томилась красавица Диафет, единственная дочь ногайского хана. Она полюбила русского воина и хотела бежать с ним из орды. Но жестокий отец узнал про это и навеки заточил девушку в пещеру. Вход в пещеру сторожил огромный змей, который проглатывал любого, кто осмеливался подойти близко, чтобы спасти несчастную Диафет».
Мы осмотрели гору с южной крутой стороны и решили подняться по более пологому восточному склону. Для определения сторон горизонта воспользовались своими компасами.
«Тратау имеет форму правильного усечённого конуса с очень крутым юго-западным склоном. Абсолютная высота 402 метра, относительная (относительно реки Белой) – 280 метров. Длина горы 1 км 200м, ширина-800 м, — вспомнила я из краткой энциклопедии «Башкортостан» . Чтобы покорить вершину горы, нам предстояло преодолеть 280 метров! Я никогда ещё не забиралась так высоко.
«Глаза боятся, а руки (а у нас в данном случае ноги) делают» — гласит русская народная пословица. Мы покорили вершину Тратау в течение каких-то 25-30 минут. Выяснили для себя: склоны горы в основании пологие, затем становятся крутыми, а к вершине снова становятся пологими и постепенно переходят в большую ровную площадку. Пока забирались на гору, определяли по стеблям и листочкам некоторые растения, ютящиеся на земляных кочках Тратау: шалфей, полынь, чабрец.
«На Тратау произрастает более ста видов травянистых растений. Среди них много редких реликтовых, которые в окружающей местности не встречаются: гвоздика иглолистная, смолёвка башкирская. Среди растений шиханов есть исключительно декоративные растения: горицвет весенний, бурачек ленский.
К растениям надо относиться бережно, без надобности цветы не срывать. Некоторые растения (среди них целебные) исчезают из травостоя. Два года тому назад на северном склоне произрастал марьянник луговой, а теперь его уже нет. Такая же участь постигла и другие растения»- говорится в очерке Д. Ф. Шамова, Е. С. Смирновой «Стерлитамакские шиханы»
По северо-восточному склону ярко, по-осеннему, пестрел широколиственный лес. «На северном склоне растут кустарники миндаля, дикой вишни. Здесь же были обнаружены парнолистник ширококрылый, кермек каспийский, которые являются очень редкими для Южного Урала.
Довольно богат и животный мир шиханов. В норах у основания гор живёт большой рыжеватый суслик. В кустарниках гнездятся многие певчие птицы. Здесь даже можно увидеть удода, редко встречающегося в Башкортостане. Много на шиханах бабочек, посещающих цветущие растения весной и в начале лета. В июле же наступает пора кузнечиков»
«На этой горе найден редкий бескрылый кузнечик зелёная дыбка, занесённый в «Красную книгу Башкортостана».
Здесь, на высоте 280 метров, над окружающей местностью мы почувствовали освежающий ветер, хотя у подножья было тихо и тепло. Сверху земля напоминала огромное плоское блюдо. В голубоватой дымке белели башкирские города: Ишимбай, Стерлитамак, Салават. Мы некоторое время любовались миниатюрными постройками и потом обернулись.
За нашей спиной блестело зеркало небольшого озера. Сопровождавшая нас родительница Гульназ Радиковна рассказала ещё одну башкирскую легенду. Я запомнила её так: «Это озеро Тугар-Салган хоть и небольшое, но местами достигает пятнадцати метров в глубину. Когда-то в нём жила прекрасная русалка. Однажды она увидела, что к берегу подъехали всадники. Они спасались от врагов и не знали, как пересечь воду. Русалка увидела одного черноусого красавца-джигита, он ей очень понравился. Она решила помочь людям и спрятала их вместе с лошадьми на дне озера. Когда опасность миновала, русалка сказала: «Я выпускаю вас на землю живыми и здоровыми, но если кто-нибудь из вас обернётся попрощаться, то все попадут в воду и останутся здесь навсегда». Всадники заспешили из воды и бросились прочь на своих вороных. Только один красавец-джигит украдкой благодарно посмотрел на озеро, как все конники оказались в воде и остались там навеки».
Я сама вычитала в газете «Восход» другие сведения. Будто провалилась в этом месте телега с лошадью, а нашли их совсем в неожиданном месте – в Гафурийском районе. Значит, эти карстовые озёра соединены под землёй!
Ребята провели небольшой эксперимент. Проверили известняк на прочность: пытались раздробить, растворить в бутылке с водой. Мы определили, что известняк довольно рыхлый минерал.
С плоской вершины Тратау хорошо видны остальные три шихана. Вот Юрак-тау (абсолютная высота 338 метров, относительная – 220 метров), ближе к нам расположен Куш-тау (абсолютная высота 357 метров, относительная – 251 метр). А когда наш взгляд наткнулся на чёрное пятно около индустриального Стерлитамака, вместо горы Шах-тау, всем стало очень грустно.
Прекрасные шиханы должны быть сохранены! Памятниками природы объявлены две горы: Тратау – в 1965 году и Юрак-тау – с 1985 года. А озеро Тугар – Салган решением Ишимбайского районного Совета народных депутатов объявлено памятником природы и взято под охрану с 24 марта 1982 года. Об этом я прочитала в газете «Восход». Но с Тратау продолжают вывозить строительный камень. А от горы Шах-тау (Шакетау, Ашакетау) остались только «низы». Она служит местом разработки сырья для крупнейшего в Европе Стерлитамакского содово-цементного комбината.
Человек — разумный? Нет, человек-потребитель!
Не миллионы лет, а всего лишь три – четыре десятилетия потребовалось для того, чтобы не стало горы Шахтау. Человека привлекло дешёвое сырьё, которое можно использовать в химической промышленности города Стерлитамака. В погоне за быстрой выгодой «умные» взрослые не думают, в каком состоянии они оставят природу нам, своим детям. Мы уже никогда не увидим и не узнаем, каким великолепным был этот шихан. Его первозданную красоту помнят одни старики.
«Шахтау – подарок природы и гордость Башкортостана,- рассказала нам Мазитова Загифа Исламгуловна, бабушка одноклассника Гизатуллина Азамата, которая была в молодости простой рабочей. — В 1948-1949 годах геологи начали изучать его состав и обнаружили, что гора не простая, а полезная. Начались работы по бурению и добычи полезных ископаемых. В те года все работы велись вручную. Использовались простые кувалды, лопаты, ломы и носилки. Не было вагонеток, добытые минералы загружались в простые платформы вручную, затем доставлялись на комбинат. А со временем были построены вагонетки. На Стерлитамакском комбинате получают соду, чистящие и стиральные порошки, краску. По всему Башкортостану построены дороги из камней Шахтау».
Из уцелевших пока шиханов объявлены памятниками природы, взяты государством под охрану два, Тратау и Юрак-тау. В энциклопедии «Башкортостан» я прочитала: « Шихан Тратау объявлен геологическим памятником природы». Но мы своими глазами увидели глубокие белые шрамы на лице могучей горы! А сопровождавшие нас взрослые сообщили, что памятник не раз сотрясался от мощных взрывов. Строители искали дешёвое сырьё, хотя, конечно, знали, что нельзя этого делать на охраняемой горе. Может получиться как всегда: «Что имеем – не храним, потерявши — плачем». Я хорошо понимаю, что именно нам, подрастающему поколению, придётся защищать от таких посягательств то, что ещё сохранилось в нашей пока ещё богатой башкирской природе.
Ребята осторожно спустились с горы и сели у его подножья. Всем хотелось срочно поделиться с друзьями впечатлениями, полученными во время восхождения. У каждого в пакетике лежали небольшие «подарки» от старика-шихана: обломки камней необычной формы, ракушки, впаянные в известняк, неясные отпечатки морских рыб и водорослей. Мы высыпали на старую скатерть свои трофеи, стали внимательно разглядывать их, изучать, вдохновенно рассказывать, в каком месте подобрали.
Но на этом чудесные встречи на горе не закончились. Вдруг раздался громкий возглас нашего одноклассника Мифтахова Дамира: «Смотрите наверх: кто это?!» По пологому склону горы, со стороны лиственного леса, важно вышагивал крупный зверь. «Да это же настоящий лось!» — ахнули родители.
Итак, мы наблюдали, слушали рассказы друг друга и взрослых, провели эксперимент с минералом. Узнали, что гора Тратау сложена из известняка, который может постепенно растворяться и образовывать пустоты и пещеры. А эти пустоты могут заполняться водой и превращаться в озера. Гора Тратау покрыта растительностью, она пристанище для некоторых реликтовых видов животных и растений.
Как решить головоломку?
На следующий день у нас, как всегда после походов и экскурсий, проходит классный час – размышление, на котором подробно вспоминаем услышанное и увиденное, а затем пишем сочинение-отзыв. Результатом последней «экспедиции» стало приобретение новых интересных сведений о родном крае.
На этот раз Альфия Абубакировна задала всего один волнующий вопрос: «Представьте, что вы молодые учёные. Нужно найти решение: как сохранить жизнь великолепных гор-одиночек? Постарайтесь, чтобы «и овцы были целы, и волки сыты», т. е. и шиханы сохранились, и промышленность развивалась».
Вопрос оказался для нас очень трудным. В одиночку мы затруднялись ответить. Ведь стерлитамакские заводы выпускают нужную для страны продукцию: соду, моющие и чистящие средства, строительные материалы, краску. Тогда организовали «мозговой штурм», поработали в группах и выдали следующие мысли:
1. Нужно найти другое (какое?) сырьё для работы стерлитамакских комбинатов, но не губить наши шиханы.
2. Придумать очень эффективные моющие средства, размером всего с горошину «аскорбинки», чтобы можно было перемыть этой крохой целую гору белья, а сырьё потратить минимально.
3. Перепрофилировать стерлитамакские комбинаты на выпуск других необходимых для людей товаров, а моющие средства закупать в других республиках.
Конечно, мы не знаем ещё многого, не изучали химию, экономику, геологию, географию, ботанику. Но, когда мы вырастем и изучим, то обязательно решим головоломку Альфии Абубакировны.
Во время экспедиции мы замирали от необыкновенной красоты гор, слышали под ногами скрип костей доисторических животных и ракушек, кожей ощущали шероховатость отпечатков древних водорослей. Альфия Абубакировна, наша учительница, и Гульназ Радиковна, мама одноклассницы Инны, познакомили нас с интересными легендами. Шиханы оказали на нас необычайно сильное впечатление. После возвращения с экспедиции нам хотелось каждый день говорить о горах. То, что мы сами ощутили вживую, никогда не сотрётся из памяти. Впечатления от встречи с шиханами мы получили не только приятные. Особенно нас расстроило видение, которое открылось с плоской вершины Тратау. Это – чёрное пятно вместо высокой горы Шахтау.
Эта экспедиция на Тратау оставила во мне такое впечатление, будто я повстречалась с мудрым старым аксакалом, которому необходима срочная помощь. И только мы, молодые, сможем ему помочь, а для этого нужно поскорее вырасти и выучиться. Очень хотим решить головоломку, заданную нашей учительницей после завершения экспедиции: « Как сохранить прекрасные геологические памятники природы для следующих поколений нетронутыми?» Эта проблема показалась для нас необычайно важной.
«В нашу эпоху ускоренного развития цивилизации никогда не уберечь природу от оскудения и неизлечимых ран, если каждый человек в отдельности не осознает собственной, глубоко личной ответственности за неё». (Р. Ахмедов)

Башкирская легенда про Ашак и Агидель. Шиханы.

Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.
– Не приходи больше,– сказала она Ашаку.– Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.
– Какое нам дело до людей?– Ответил Ашак.– Я увидел тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
– Нет. Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.
– А-ха-ха!– засмеялся Ашак. – Все равно будет так, как я захочу.
Неожиданно он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.
Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю. После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
– Отец, спаси меня!
– Никто не придет тебе на помощь,– зло усмехнулся Ашак.– А вот за любимого коня ты у меня получишь.
И он хлестнул девушку камчой.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо прекрасная Агидель. В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.
– Вернись, Агидель!– закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.
Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к Матери Волге.
И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, 4 шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау – двугорбая гора, Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Торатау.

Горы Шиханы

В переводе с башкирского «Торатау» означает «крепость-гора». Существует версия, что у ее подножия была крепость ногайского хана. Это самая знаменитая гора из Башкирских Шихан. Издревле ее прозвали «Землей Юрматы» по одноименному названию племени, которое здесь проживало. Гора считалась священной, здесь проводили культовые обряды, восхваляя божество тюркских народов — бога неба Кук-Тарахэ. К северу от горы находится прозрачное озеро Тугар-Салган, а с южной стороны сохранились два барака времен ГУЛАГа, куда ссылали заключенных для строительства города Салавата.

Юрактау

В переводе с башкирского «Юрактау» — это «сердце-гора». Второе название — «Лысая гора», поскольку с одной стороны растут деревья, а с другой только трава. У подножия Юрактау бьют родники, в одном из них вода богата серой. Здесь встречаются более ста видов растений, среди которых есть и редкие: оносма, василек сибирский, чистотел и многие другие.
В 1707 году у подножия горы Юрактау сражение между восставшими башкирами и войсками Петра I. Это событие получило название «Кузюковский бунт».

Куштау

С башкирского «Куштау» переводится как «Двойная гора». Гора представляет собой двугорбый хребет. На восточном склоне горы расположилась горнолыжная трасса комплекса «Куштау», а у подножия — дом отдыха «Шиханы».

Легенды Шихан

По легенде, которую из поколения в поколение передают местные жители, Шиханы выросли на месте древней любовной трагедии. Молодую девушку Агидель безответно полюбил джигит Ашак. Он признавался ей в любви и дарил подарки, однако Агидель страдала от назойливого внимания юноши и решила убежать из дома. Ашак догнал ее и ударил плетью, и тогда отец девушки — Урал, — чтобы защитить Агидель, превратил ее речку. Молодой человек узнал об этом и вырвал себе сердце. В этом месте и появились четыре Шихана и тоненькая речка.
У древнего племени Юрманы существовала легенда о юной девушке Диафет. Отец заточил ее в пещеру Тратау за попытку сбежать с русским воином и оставил под охраной страшного змея.

Башкирские шиханы: край легенд и рай для скалолазов

Восхождение на Шиханы оказалось не таким простым, каким поначалу представлялось. Сотрудники турфирмы, организовавшей для нас эту поездку, сказали, что подняться надо будет примерно на 200 метров. Мне, побывавшей на Иремеле, высота которого составляет 1582 метра, это показалось сущим пустяком. Скрывать не стану: восхождение на Большой Иремель действительно намного сложнее, но и подъем на Шиханы — занятие весьма увлекательное, а сами горы стоят того, чтобы о них знал каждый житель Башкортостана, ну и гостям, конечно, тоже будет интересно.
Начну с того, что Шиханы (шихан — холм, сопка) — это памятник природы, один из национальных символов республики. Уникальный горный комплекс — единственный из «кандидатов» от Башкирии, прошедший в полуфинал федерального конкурса «Семь чудес России» и периодически занимавший лидирующие позиции во время голосования в рамках проекта «Россия-10», определившего десятку самых знаковых объектов нашей страны.
Шиханы — это общее название четырех одиночных гор: Торатау (Тратау), Шахтау, Юрактау и Куштау, расположенных вдоль реки Белой на протяжении около 20 километров. Относительно невысокие, по своему происхождению они представляют собой остатки рифов, образовавшихся в тропическом океане порядка 250 миллионов лет назад! Об их возрасте можно судить по увековеченным в камнях отпечаткам древних растений и животных, увидеть которые и по сей день может каждый.
Своими названиями горы обязаны романтичной легенде. Была у седого Урала дочь — красавица Агидель. Все джигиты были в нее влюблены, в том числе и Ашак, сын правителя края. Красив он был, но жесток, за что и прозвали его в народе Ашаке, что значит плохой, отвратительный. Привыкший, что все покоряется его воле, приехал он к девушке на статном коне, с охотничьим соколом на плече, высокомерной улыбкой на устах и каменным сердцем в груди. Самый смелый из местных джигитов вступился было за возлюбленную, но Ашак расправился с ним, набросив аркан и протащив несчастного по улице. Агидель возненавидела Ашака и бросилась убегать. Бежала она, уворачиваясь от преследователя то вправо, то влево, да так быстро, что даже сокол не мог догнать ее. Ашак мчался за ней, не жалея коня. После бешеной скачки тот пал замертво, и Ашак от злости хлестнул Агидель плетью. Увидел это старик Урал и превратил дочь в реку. В отчаянии Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его в убегающую воду… И стоят с тех пор на том месте четыре шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау — Птица–гора, Тратау (Торатау) — похожая на голову коня Крепость-гора и Шахтау, которая изначально называлась Ашактау.
На сегодняшний день остались только три первых горы. В середине прошлого века Шахтау была пущена в промышленную разработку как источник известняка для производства соды, и сейчас от нее почти ничего не осталось. Остальные шиханы были спасены от уничтожения, после того, как комплексу присвоили статус памятника природы, находящегося под защитой государства.
Шиханы расположены между Стерлитамаком и Ишимбаем. От Уфы до них — порядка 150 километров. Этот путь мы на большом экскурсионном автобусе за два часа проделали, на собственном легковом авто получится быстрее.
Первой нам встретилась Тратау — самая высокая из шиханских гор: 406 метров над уровнем моря. Для сравнения: Куштау — 357 метров, Юрактау — 338 метров. В языческие времена на Тратау совершались всевозможные обряды, в сталинские годы у подножия была одна из зон ГУЛАГа. Сейчас же там растет «дерево желаний».

Хотите, чтобы ваша мечта сбылась? Завяжите яркую ленточку! Восхождение же мы совершали на расположенную поблизости Юрактау. Там нас ждали представители туристической компании, которые к нашему приезду успели раскинуть самый настоящий лагерь — огромная палатка-шатер, полевая кухня — с костром, мангалом, умывальниками, площадка для подвижных игр. К слову, Шиханы — очень комфортное для таких вот палаточных лагерей место.
Подкрепившись с дороги, мы под руководством опытных инструкторов отправились на гору.
Специалисты предложат несколько вариантов восхождения разной степени сложности. К слову, знатоки называют Шиханы раем для скалолазов, поскольку в этих горах есть и как относительно пологие склоны, так и очень крутые, почти отвесные.

Поскольку в нашей группе было много участников с детьми, нам достался один из самых легких маршрутов — и то пришлось попотеть! 200 метров — казалось бы, какая ерунда. Но подъем достаточно крутой, тропка узкая, камни выскальзывают из-под ног… В общем, шли мы не меньше часа. Не спешили, правда, — да и зачем? Мы то и дело останавливались, чтобы отдышаться, полюбоваться видами, сделать фотографии. Стоит подчеркнуть, что при всей своей сложности отправиться к вершине этим маршрутом можно даже с маленькими детьми. Были среди нас и двух-трехлетние малыши, которые часть пути проделали на руках и плечах родителей.
С высоты открывается захватывающий вид на окрестности, а под ногами встречаются редкой красоты цветы.

Кстати, на Шиханах есть несколько десятков видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу.

Планирующим восхождение «любительского» уровня никакой особой экипировки на Шиханах не требуется — все необходимые вещи найдутся в шкафу у каждого. В первую очередь, нужна удобная обувь. Подойдут кроссовки, кеды, мокасины, балетки — главное, чтобы обувь закрытая была, не падала с ноги и не скользила. При подъеме желательно также освободить руки. Для этого лучше выбрать сумку через плечо, рюкзак, «карман» на поясе. Ну, и побеспокойтесь о том, чтобы вам в любой момент было удобно воспользоваться фотоаппаратом или достать бутылку воды.
С погодой нам повезло — было сухо, солнечно и жарко. В таком случае надо обязательно закрыть чем-нибудь голову — лучше надеть что-то вроде банданы, чтобы от порывов ветра не слетала. Я была в бейсболке, но по мере приближения к вершине ветер усиливался, и мой «козырек» постоянно норовил отправиться в свободный полет. Чтобы не оцарапаться о растения или при возможном падении, лучше предпочесть шортам брюки ниже колена. Руки можно защитить митенками — перчатками без пальцев.
Спустившись, мы искупались в Белой. Правда, с точки зрения пляжного отдыха есть места и получше, но чтобы сполоснуться после восхождения — самое то. У подножия Юрактау есть также озеро Мокша и несколько родников с целебной и, как говорят, очень вкусной водой. Побывать там в этот раз не получилось. Значит, не за горами очередной визит на Шиханы!

Легенды о Торатау



I. В древние времена считалось, что на вершине горы Торатау становишься ближе к главному божеству тюркских народов, богу неба – Кук Тарахэ.
Именно поднявшись на вершину, затратив значительные силы, можно было обратиться к божеству: попросить изобилия, благополучия, преимущества перед врагами, рассчитывая на исполнение просьбы.
При этом, сама гора, территория вокруг неё и озеро Тугар-Салган были священными – нельзя было проводить сельскохозяйственных работ, тревожить или осквернять эту землю.
II. В одной из пещер Торатау была заключена своим жестоким отцом ханом красавица Диафет, за то, что хотела бежать с русским воином. Вход в пещеру охранял огромный змей.
По легенде, Диафет была наделена магической силой и тому, кто спасет её должны были стать доступны богатства и клады, спрятанные в недрах земли, даровалась неуязвимость в боях.
По преданию, змей стерег Диафет день и ночь, и когда почуял скорый конец, засыпал вход в пещеру. А красавица Диафет до сих пор ждет своего освободителя.
III. Гора Торатау была местом для совершения для совершения культовых обрядов.
После принятия башкирами ислама они сохранили культ гор и другие обряды, связанные с языческими обычаями.
IV. Торатау — священная гора для племен рода Юрматы.
Удобное географическое расположение, значительная высота, дающая отличный обзор на десятки километров, большая по площади, ровная и плоская вершина являлись наиболее подходящими условиями для проведения культовых обрядов.
Территория вокруг горы, включая и озеро Тугар-Салган, была запретной для ведения хозяйственных работ, она должна была оставаться такой же чистой, как и сама гора, способствуя очищению человеческой души от дурных помыслов.
С древних времен у подножия Торатау устраивались праздники, сюда приезжали люди из близлежащих и отдаленных селений, они пели и плясали, готовили на кострах национальные блюда.
Именно от горы Торатау мужчины отправлялись на ратную службу.
На Торатау поднимались, чтобы проститься с родными местами, и юрматинцы, уходившие на Великую Отечественную войну. И там, на фронте, в жестоких боях они помнили, что сражаются за свой народ, за свой край, за священную гору.
V. На горе Тура-тау находилась ставка хана.
В древнем башкирском языке слово «тора» означало «крепость, город, укрепленное жилое сооружение». Таким образом, Тура-тау – это «гора с крепостью, гора-крепость», предполагает ученый Р. Шакур.
В «Памятной книжке Уфимской губернии за 1878 год» приводится одно из преданий, в котором говорится: «на том месте, где гора Тура-тау или городская кочевал какой-то ногайский хан, который, услыхав потом о возрастающем могуществе русских…скрылся из этих мест куда-то на Кавказ». Оно не лишено реального основания, так как «близь горы Тура-тау видны остатки земляного вала (не путать с остатками сталинских лагерей), что доказывает, что здешняя местность была когда-то обитаема» (там же).
VI. Шли возле горы и бои — старшина Юрматинской волости Кильмяк Нуруш возле горы Торатау вел бой против войск казака Янарала Кирилла.
VII. Легенда про Агидель и Ашака
Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.
– Не приходи больше,– сказала она Ашаку.– Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.
– Какое нам дело до людей?– Ответил Ашак.– Я увидел тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
– Нет. Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.
– А-ха-ха!– засмеялся Ашак. – Все равно будет так, как я захочу.
Неожиданно он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.
Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю.
После сумасшедшей скачки конь забежал вперед. Вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
– Отец, спаси меня!
– Никто не придет тебе на помощь,– зло усмехнулся Ашак.– А вот за любимого коня ты у меня получишь.
И он хлестнул девушку камчой.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо прекрасная Агидель.
В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил в вдогонку девушке, обвернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.
– Вернись, Агидель!– закричал в тоске Ашак. Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.
Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к Матери Волге.
И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, 4 шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау – двугорбая гора, Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Торатау.

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/u115697/save-shihan.ru/plugins/system/jumi/jumi.php on line 106

Презентация на тему: «Урок на тему: «Стерлитамакские шиханы». изучить историю возникновения гор, легенды и предания о Шиханах, узнать как поэты и писатели воспевают эти уникальные.». Скачать бесплатно и без регистрации.

7

8
Стерлитамакские шиханы были вовлечены в зоны поднятий земной коры и рифовые массивы были выведены на земную поверхность. Горы-одиночки сложены почти исключительно известняками рифогенными известняками ассельского и самарского ярусов и состоят из скоплений окаменелостей, принадлежащих к разнообразным представителям органического мира этого времени: кораллам, мшанкам, фузулинидам, иглокожим, губкам, фораминиферам, брахиоподам, водорослям. По данным бурения установлены мощности отдельных горизонтов. Общая мощность ассельской, самарской и нижнеартинской известняковых толщ достигает 1150 метров. По времени своего образования, установленного радиологическими методами, их возраст определен в 285 млн. лет. Известняковые месторождения Шахтау чрезвычайно богаты остатками разнообразных организмов прекрасной сохранности. В этом убедились участники международных геологических конгрессов 1937, 1975, 1984 и 1991 годов. Таким образом, уникальность органического мира раннепермских рифов Стерлитамакских шиханов была понята давно. Еще в 50-е годы профессора Р.Ф. Геккер и Д.Ф. Шамов начали борьбу за их сохранение в статусе геологических заповедников. Только в 1965 году Советом Министров республики было принято постановление о включении шихана Торатау в число памятников природы, подлежащих охране. В 1980 году решением исполкома Стерлитамакского райсовета памятником природы признана гора Юрактау. Шиханы представляют большой интерес и для зоологов. Животный мир этих гор включает много видов типичных и для леса, и для степи. Стерлитамакские шиханы интересны и с ботанической точки зрения. Исключительная сухость субстрата, обилие щебнистых осыпей создают условия для обитания здесь ксерофитов и кальцефитов растений устойчивых к засухе. На склонах гор довольно много реликтовых и эндемичных видов. Среди них можно назвать растущие только на Урале астрагалы Гельма и Карелина, пижму уральскую и другие. На территории этих гор произрастают более ста видов травянистых растений, среди которых много реликтовых. Фауна этих территорий включает большое количество видов животных, занесенных в «Красную книгу». Это уникальный геологический памятник природы, возраст которого – около 265 млн. лет. Таким образом, уникальность гор-одиночек не вызывает сомнения. Все эти горы – не только живописная панорама, но и ценное промышленное сырье. Шиханы таят в себе неисчислимые залежи известняка – главную составную часть соды, цемента, шифера и другой химической продукции, выпускаемой промышленностью города.

9

10

11
Самый высокий из шиханов. Высота Торатау (другие названия Торатау, Тра-тау, устар. Тура-Тау) около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем океана. У подножья горы находится озеро Тугар-Салган, на берегах которого в стародавние времена местные жители проводили языческие обряды. В сталинскую эпоху этим местам нашли иное применение: у подножия Торатау находилась одна из зон для женщин-рецидивисток. До наших дней сохранились только стены бараков, над которыми теперь любят летать парапланеристы.

12

13
Получил свое имя «Птица-гора», за схожесть с силуэтом парящей птицы. У Куштау есть и второе название, Долгая гора за вытянутую линию склонов. Абсолютная высота Куштау над уровнем моря 357 м, высота от основания 251 м. У подножия находится дом отдыха «Шиханы», а на восточном склоне расположены трассы горнолыжного комплекса «Куш- Тау». Гора эта отличается от других крупными размерами и значительной залесенностью. Она представляет собой вытянутый с севера на юг хребтик длиной в 3,5 километров и ширина около одного километра. Гора имеет 3 вершины, наивысшая из них поднимается над уровнем Белой на 250 метров. Наиболее крутым является западный склон, на нем много скальных обнажений. Гребень горы и ее северный и восточный склоны почти сплошь покрыты лесом из дуба, клена, липы, вяза и других.

14

15
Более она известна под названием Лысая. Северная гора – Юрактау по своим размером и высоте меньше своих соседок, от этого она не менее живописна и оригинальна – по соседству с ней нет никаких холмистых образований и она как бы вырастает из поймы. Особенно красивой представляется Юрактау, когда смотришь на неё на некотором удалении от подножья ее западного, наиболее крутого склона. Остающееся при этом незабываемое впечатление, вероятно, объясняется контрастным сочетанием пойменной равнины и крутого обрывистого склона, осложненного многочисленными утесами и скалами. Юрактау сложена весьма чистыми органогенными известняками. Протяженность Юрактау 1 км, ширина 850 м, высота над рекой Белой 220 м, от основания 200 м, абсолютная высота над уровнем океана 338 м. У подножия шихана находится озеро Мокша, а на склонах встречаются родники.

16

17
Когда-то гора был весьма красивой и своеобразной. Особенно живописным был ее западный склон, у самого подножья которого протекает небольшая речка Селеук, возвышался на 210 метров над уровнем реки Белой. Сегодня вместо Царь-горы гигантская яма. И в этом повинны мы, люди: еще в 1940-х годах здесь нашли залежи известняка, и через 70 с лишним лет промышленной разработки от горы остался только каменный карьер.

18

19
Легенда о Горе Юрактау Много-много лет тому назад в одном из аулов, расположенных возле этой горы, жила прекрасная девушка Айхылу и молодой батыр Ханбулат, которому не было равных в силе и удальстве во всей округе. В детстве они играли вместе, вместе подрастали, а потом полюбили друг друга. Когда девушка расцвела во всей своей красе, один за другим повадились в дом ее родителей сваты. Послал однажды туда своих сватов и самый богатый в ауле старик-бай Типтегул. Злобным он был и властным. Тогда отец Айхылу принудил ее дать согласие стать пятой женой Типтегула. Накануне свадьбы похитил ее удалой Ханбулат, увез неведомо куда. В страшном гневе Типтегул воскликнул: «Еще не родился на свете человек, который сумел бы пойти против меня, держащего в кабале всю округу. Не будь я Типтегулом, если не расправлюсь с этим негодяем. Вырву сердце у этого голодранца. Вырву и брошу на съедение псам. Как сказал, так и будет, не люблю повторять дважды!» Ханбулат и Айхылу все лето скрывались на горах и в лесных чащах. Когда же наступили сильные морозы, тайком вернулись ночью в аул. Об этом донесли баю Типтегулу. В одну из темных ночей байские прислужники схватили египта и поволокли на Юряктау. Типтегул вонзил огромный нож в его сердце и вырезал его из груди связанного по рукам и ногам Ханбулата. Только хотел бросить сердце собакам, как откуда ни возьмись упал с неба беркут, схватил сердце египта могучими когтями и унес в свое гнездовье, высоко в горы. Бай старался сохранить преступление в глубокой тайне, но обмануть чуткое сердце Айхылу не смог. Девушка отыскала тело возлюбленного, упала на него и проплакала три дня. «Раз, возлюбленный мертв, решила она, зачем мне мое сердце! Я отдам тебе мое сердце, мой Ханбулат, отомстишь за себя и за меня тоже». Решила и вырвала свое сердце, вложила в грудь Ханбулата. Сама же тотчас упала замертво. Ханбулат чудесно ожил. Увидев мертвое тело, любимой, сразу все понял. А сердце девушки пылало в его груди жгучей ненавистью к тем, кто причинил им столько страданий. Стал он с того дня мстить за обоих. Один за другим сгорали байские дома, а самих баев оживший Ханбулат тащил на вершину той горы, где теперь обитал, и сталкивал их в пропасть. Вот почему Сердце-гора, что находится близ города Стерлитамака, получила такое название. Гора Юрактау самая удаленная. Название переводится как Сердце–гора: форма шихана действительно напоминает сердце.

20
Многие поэты воспевали красоту Шиханов в своих стихах. Альфия Тухватуллина написала вот такие строки: Над шиханом облака, С небом шепчется река, Город милый и родной, Стал моею ты судьбой. Пусть войдет в твои дома Только радости и света луч золотой.

21

22
Он с каждым днем становится все краше, Родной мой город на реке Стерле. Лицо Республики моей и наше – На самой милой сердцу на земле. За Белою Шиханы, словно башни, Следят за градом, затаясь во мгле. До зорьки солнце скрыв за Юрак-Ташем, Разглаживают шрамы на челе. Я видел города народов разных. У каждого — характер и лицо. Я нищий видел город, видел праздный. У Стерлеграда — гордость налицо! Живи, мой город, становясь все краше! Пусть высятся Шиханы, как всегда. Ты Родина моя и гордость наша, И Берхомута вкусная вода!

23

24
Стихотворение Николая Вершинина «Стерлитамак» Полуостров, полукруг Я на тебе вижу вдруг. То Шихан одет в туман, Это явь, а не обман. Кораблём под парусами Он плывёт под небесами. На вершине свет играет, Нежно тучи освещает. О, Шахтау, ты-гора! Ты,гора, как мир стара. От тебя бегут тележки. Все разумно, все без спешки. Ты, рабочаю гора, Славу городу дала!

25

26
ЮРЯКТАУ Автор Ахметкужин А.А. Кто же предок мой, Звучное имя нашедший Этой гулкой горе, Подпирающей высь? Человеческим сердцем Юряктау трепещет, И хребты, Как артерии сердца, Сплелись.

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42
Заключение. За сто лет можно вырастить новый лес. За 250 лет можно восстановить почвенный покров. Затратив миллионы человеко-часов можно возродить погубленные реки и озера. Но ни за какие ценности невозможно заново построить шиханы, каркас которых состоит из мириад связанных между собой известковых стеблей древних водорослей и окаменелых телец морских беспозвоночных, вымерших более 200 миллионов лет назад. Это действительно неповторимые в истории Земли явления природы. Именно в этом районе, Салаватско-Ишимбайско-Стерлитамакском промышленном узле, выросли предприятия-гиганты химической и нефтехимической промышленности ОАО «Сода», ЗАО «Каучук», ЗАО «Каустик», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» и другие. В настоящее время в экономическом отношении это наиболее благополучно работающие предприятия. В то же время именно они оказывают наибольшее негативное влияние на экологическую обстановку городов Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и их окрестностей, оставаясь крупнейшими загрязнителями природной среды. Как же сосуществуют рядом уникальные памятники природы — шиханы и гиганты химии и огромные «белые моря» ОАО «Сода» и отстойники «Салаватнефтеоргсинтез»? Не станут ли в будущем великие Юрактау, Куштау и Тратау лишь источником сырья для них? Пусть они служат нам и нашим потомкам как комплексные памятники природы (например, как Ильменский заповедник, озеро Байкал). Необходимо использовать их для проведения научно- исследовательских работ, в учебных целях, для развития внутреннего и международного туризма. Шиханы не должны повторить судьбу самого величественного и красивого из них — Шахтау, от которого теперь осталась груда камней и развалин. 24 ноября на фестивале «Кинозрение» молодой стерлитамакский режиссер Рустам Салаватов представил короткометражку под названием «Тора-Тау», рассказывающую красивую башкирскую легенду о появлении трех шиханских гор. Этот фильм неожиданно стал ответом на последние события вокруг Шиханов. Так, в октябре 2010 года руководитель Администрации Президента РБ Владимир Балабанов заявил, что власти Башкирии ищут возможность провести геологоразведочные работы на Шиханах без снятия с гор статуса памятника природы. А месяцем ранее, 27 октября в Стерлитамаке прошел митинг рабочих ОАО «Сода». Они требовали разработки горы во имя продолжения жизни завода. Другими словами – митинговали за уничтожение Шиханов. Борьба между предпринимателями и общественниками за горы длится не первый год. Власти долгое время держали нейтралитет. И лишь в октябре 2010 г. Президент республики Рустэм Хамитов в личном блоге обозначил свою позицию, сказал – Шиханы не трогать год объявлен годом охраны окружающей среды. Мы тоже должны сделать все за сохранение природы и защиты экологии в нашей стране, республике, городе. Пусть Шиханы живут всегда! И остаются быть предметом восхищения народа, гостей, поэтов и писателей.

43

44

Легенда об Аракуле


Давным-давно, на берегу озера, маленького и неприметного, жил старый охотник. Когда поселился он там и как долго жил, никто и не знает. Был у охотника сын. Любил старик сына, все, что знал и умел, передавал ему, а тот рос, словно молодой лось, статный да могутный. Тайга им обоим родным домом была, кормила и одевала их, по своим законам жить заставляла, однако сильно и не баловала. А на другой стороне озера жил злой дух тайги. Ночами бродил по ельникам, по мшистым болотам-марям, по седым уральским кряжам и нес с собой смерть да несчастье. Где рыси спящего лосенка укажет, где в когти филину серого зайку загонит, да как захохочет от радости… От этого хохота, говорят, и у волка на загривке шерсть дыбарем поднималась. А днем не видно духа, в дупляную коряжину спать завалится, и только мошка-мокрец до самого вечера над смрадным дыханием его каруселью кружится.
Однажды пришли к озеру люди и выжили с насиженного места злодея. Поставили чумы островерхие, а из коряги дупляной челночек-лодочку сделали. Охотой промышлять начали, злобных рысей капканами половили, филинов — вещунов несчастья по лесу вовсе разогнали. Старика-охотника за его нелюдимость дикарем прозвали вместе с сыном его. Была, однако, в становище том и девушка-любимица, черноокая, быстрая, словно косуля горная. Любила та девушка по ночному озеру на лодке-челночке кататься. С вечера сядет в лодочку, ударит веслом воду хрустальную, и плывет по лунной дорожке… Знать не могла она, что глядят на нее с разных берегов озера глаза разные. С одного берега, с гряды каменной, тоской-кручиною глаза молодого дикаря к дорожке лунной прикованы, а с другого, из болота мшистого, зеленой злобой глаза духа блестят. Долго продолжалось так, сидит молодой дикарь, от лодки глаз оторвать не может, а у ног его, на камне сером, угольки тлеют… Однако сказать трудно почему, но повернула однажды лодочка к гряде каменной, выпрыгнула из нее девушка, позвала охотника, да… по утреннему туману домой и вернулась. Так с той поры и повелось. Видно уж все молодое к молодому тянется, а счастье, оно берегами не обозначено…
Только злей еще сверкать стали глаза зеленые из болота мшистого. Пришел как-то под вечер злодей к дикарю старому, да и говорит:
— Остепени сына, пусть девку бросит!
А старик ему в ответ:
— Давно гляжу я на них и ничего плохого в том не вижу, да и на мать его, с которой меня противу воли разлучили, она уж очень похожа. Не мешай счастью цвести, злодей, не погань радость человеческую!
Да и прогнал его. Обозлился дух, полетел на гряду каменную к молодому дикарю.
— Брось девку — говорит — мы с тобой всегда в мире жили!
А тот смеется:
— Знаешь ли —- говорит — зеленый, что такое счастье?
— Только ударится лодка о камни у берега — быть тебе камнем! — прорычал дух, за так зло зубами скрипнул, что серые валуны в темноте синими стали, жутким сияньем засветились.
Встал охотник, подошел к краю гряды, поглядел на дорожку лунную.
— Опоздал, зеленый, куда же мне без нее, да вот и она сама!
Только сказать успел — в камень и превратился… Выбежала девушка наверх, к костерку, да и поняла все сразу… Припала к камню-валуну, заплакала… Долго она так плакала, слезы в сером камне ямки выбили и, стекая ручейками, озеро намного больше сделали.
Много дней и ночей смотрел на нее злодей — слезам человеческим радовался. Однажды захотел ее с собой утащить, только лапы протянул, когтями плеч девичьих коснулся, отвалился кусок гранита-камня от валуна, да и перешиб обе лапы злодею. Взвыл дух! Проклял место то и девушку в камень превратил…
С тех самых пор и зовут то озеро Ара-Куль, что значит Слеза-озеро. Гряду называют Дикарь — камень, а самый крайний валун, чуть наклоненный, по имени девушки Шихан-камнем зовут. И вода в том озере чистая-чистая, все камушки на дне видно. А вот на самой середине озера всегда рябь стоит. Там по преданию злой дух утоплен. Выследил его старый Дикарь, да вместе с дуплом, обмотав ремнями, и утопил на середине Слезы — озера…

легенды о стерлитамакских шиханах

Отрывок из книги Михаила Минеева «Минькино детство» — рассказ старого башкира.
«Эту историю мне рассказывал мой дедушка, когда я был маленький, а ему рассказывал его дедушка, а тому — его дедушка… Люди уже точно не помнят, когда это было, только знают, что … шиханов тогда еще не было.
Когда-то в этих краях жил ногайский шах. Был он, как все богачи, жадный и злой, и была у него дочка, назовем ее Гульчира. Она, не в пример отцу, была красивой и доброй сердцем. По соседству в юрте жила бедная женщина с сыном, назовем его Ишбулды. Вот и подружились на беду Ишбулды с Гульчирой.
Когда девушка подросла, стали во дворец ее отца богатые женихи из разных земель приезжать. Кого там только не было и какой только калым не сулили они шаху! А отцу красавицы все было, мало, и он прогонял их. Пришел сватать Гульчиру и Ишбулды, ее любимый.
— Что ты можешь принести, какой калым за невесту дашь мне? — со злым смехом спросил его ногайский шах.
— Свою любовь и только любовь, — ответил юноша.
Вдоволь насмеявшись, шах прогнал его со двора, крикнув вдогонку:
— Вот если принесешь мне за калым живое сердце твоей матери, то, так и быть,отдам тебе в жены свою дочь! В большой печали вернулся Ишбулды в свою юрту.
— Мама, сказал он, — шах требует калым за Гульчиру.
— А что мы можем ему дать? — ответила мать, — разве что эту дырявую юрту.
— Мама, — с дрожью произнес сын. — Шах требует, чтобы я принес твое живое сердце, тогда он отдаст мне Гульчиру в жены.
Мать, недолго думая, взяла нож, ударила себя в грудь, вынула большое, горячее сердце и, протянув его сыну, сказала лишь два слова:
— Торопись, сынок! — и умерла.
А сердце еще было живо. Ишбулды, взяв его в обе ладони, бросился бежать ко дворцу шаха. Все это видел Урал-батыр — главный дух здешних мест. Не стерпел он такой несправедливости и бросил на дорогу, по которой бежал юноша, небольшой камень. Юноша упал, уронив на дорогу сердце матери. Задыхаясь в дорожной пыли, сердце прошептало: «Не ушибся ли, сынок?» — И окаменело, превратившись в большую гору — Юрак-Тау.
Сын, увидев перед собой большое окаменевшее сердце матери, словно очнулся от наваждения. Он вдруг понял, что на свете существует Любовь, которая гораздо больше и благороднее, чем его любовь к девушке, — любовь матери к сыну. Он упал на землю и стал молить Урала-батыра, чтобы он покарал его за содеянное. Взмахнул Урал-батыр рукой, и тело, распластанное на земле, обернулось горой Куш-Тау.
Все это, оказывается, видел и злой ногайский шах. Он сидел на балконе своего дворца и насмехался. В третий раз взмахнул рукой Урал-батыр, и дворец вместе с шахом и его богатствами превратились в третью гору — Шах-Тау… Люди слышали, будто Урал-батыр крикнул: «Эти богатства шаха достанутся только тем, кто будет по-настоящему бороться за свое счастье и победит…»
Не успел мне рассказать старик-башкир о том, как появилась четвертая гора-Шихан. Вскоре началась война, во время которой он был призван в трудовую армию и работал на сооружении содового завода. Получив похоронку на сына, он умер от горя в конце войны. С ним умерла и легенда о четвертой горе. Но я ищу ее и, думаю, обязательно найду.»
P. S. Пожилой башкир умер не от горя, а от непосильной работы. Трудовая армия мало чем отличалась от сталинских лагерей.

Легенда об Агидели и Ашаке

Пять причин побывать на горе Тратау

Причина №1:
Полюбоваться уникальной флорой и фауной
Шиханы – настоящий музей природы под открытым небом. Например, на Тратау растет более 15 видов растений, занесенных в Красную книгу. Животный мир Тратау тоже уникален – например, шесть видов животных обитают только здесь. Среди них – степная гадюка, дыбка степная («родственник» кузнечиков) и изумительной красоты бабочка Подалирий.
Причина №2:
Поискать окаменелые ракушки
Когда-то, 300 миллионов лет назад, гора Тратау и три ее спутницы были океанским дном. Они сформировались в результате наслоения известняков – коралловых рифов, моллюсков и простейших организмов. Затем вода ушла, а шиханы остались. И по сей день краеведы то и дело находят здесь фрагменты окаменелых останков и отпечатков ракушек. По сути, шиханы – не что иное, как «сухопутный» коралл, сохранившийся до наших дней.
Огромная коллекция окаменелостей хранится в музее имени Ивана Скуина в «БСК»: их нашли в горе Шахтау, при разработке карьера. Еще несколько фрагментов окаменелостей хранятся в пришкольном историко-краеведческом музее в деревне Урман-Бишкадак
Причина №3:
Послушать легенды о шиханах
По преданию, на вершине горы когда-то обосновался монгольский хан. Был он жестокий и несправедливый, много горя тогда пришлось пережить местному люду. В конце концов, терпение иссякло – прошли кровопролитные бои, и с тех пор поле у подножия Тратау называется «Кан яткан ялан» — «Поле, обагренное кровью». Племена башкир, живших у подножия Тратау, считали ее священной и лишний раз даже близко к ней не подходили.
А вот еще одна легенда – про любовь. Жила в краю девушка Агидель. Приехал в деревню заносчивый шах и пожелал увезти красавицу с собой. За девушку вступился отец – Седой Урал и превратил ее в извилистую речку. В погоне шах загнал коня, конь упал замертво — на этом месте выросла гора Тратау. Шах сам побежал за девушкой и тоже упал без сил — возник Шахтау. Тогда он бросил вслед девушке сокола, птица не долетела и упала — поднялся Куштау. Последним он кинул за красавицей свое сердце – встала гора Юрактау. Но гордячка-река уже не могла остановиться: лишь обогнула Юрактау и побежала к матери Волге.
Причина №4:
Покататься на горных лыжах
На северо-восточном склоне соседней горы Куштау расположена одноименная турбаза. Когда-то местная горнолыжка славилась на всю Башкирию. Имея три трассы разной сложности, отдельный спуск для новичков, хорошую подъездную дорогу, просторную автостоянку и демократичные расценки, она с легкостью конкурировала с челябинским «Аджигардаком» или белорецким «Мраткино». Да и ехать до Куштау относительно недалеко — всего 18 километров от Стерлитамака и 140 от Уфы.
Цены на этот сезон еще не утверждены, но они, скорее всего, будут примерно на уровне прошлого года: большая гора — 220 руб. в час в будни и 270 — в выходные. Малая соответственно 170 и 200 руб. Прокат лыж – 150 руб. за час.

Легенда «О четырех шиханах и реке Агидели» — 15 Февраля 2009 — Золотой город России — int-46 Сайт учителя химии Сафиканова А.Ф.

Эта легенда была изложена жителем города Стерлитамака Л.Исмаиловым.
… У седого Урала имелась дочь – красавица Агидель. Не речкой была она тогда, а девушкой. Все джигиты влюблялись в неё с первого взгляда и начинали петь грустные песни. Но ни один из них не мог завоевать её ответной любви. Больше всего на свете ценила Агидель свободу и поклялась никому не отдавать своего сердца, пока существуют на свете горе и страдание.
Прослышал о девушке молодой Ашак, сын правителя всего края. Оседлал лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Красив был Ашак. Чернобров, черноус и сверкал белозубой улыбкой. Оружие у него было отделано серебром, а на плече сидел, вцепившись крепко когтями, охотничий сокол. И смутилась красавица Агидель, увидев статного парня. А он высокомерно улыбнулся. Ашак привык к тому, что все подчинялись его воле. Нравом он был хитер, коварен и жесток, за что народ прозвал его Ашаке, что значит гадкий, отвратительный, и в груди у него вместо сердца был камень.
Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые, враждебные взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, в её сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.
— Не приходи больше, — сказала она Ашаку. – Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.
— Какое нам дело до людей? – ответил Ашак. – Я увезу тебя, будешь купаться в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
— Нет, — упрямо молвила девушка. – Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.
— А–ха-ха! – засмеялся Ашак. – все равно будет так, как я захочу.
Неожиданно, лихо свистнув, он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.
Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, белые хлопья пены слетали с его морды, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю.
После сумасшедшей скачки конь забежал вперед, вдруг захрипел и пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
— Отец, спаси меня!
— Никто не придет тебе на помощь, — зло усмехнулся Ашак. – А вот за любимого коня ты у меня получишь!
И он хлыстнул девушку камчой. Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела её к матери Волге.
И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, четыре шихана: Юрактау, что означает Сердце-гора, Куштау – Птица–гора, Шахтау, который в старину называли Ашактау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня, но гору прозвали Тратау …
Толкование этому названию, но не по легенде, все-таки можно найти. До принятия мусульманства башкиры были язычниками и поклонялись божеству Тору. Еще два-три столетия назад сохранился у них древний обычай поклонения Тору, когда на священное дерево вешали различные предметы и лоскуты материи. На горе Тора-тау, так она называлась тогда, проводились большие народные празднества, устраивались игрища и танцы. Имеется также река Тор, приток Нугуша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *