Легенда о граде китеже главные герои

краткое содержание Легенда о граде Китеже ПОМОГИТЕ СРОЧНО — Школьные Знания.com

казание о граде Китеже представляет собою летопись — свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.
Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение  мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.

Краткое содержание «Сказания о граде Китеже»

Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришёл на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна. Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж. Нашёлся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повёл их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах. Батый подошёл к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском. Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвёртого февраля.
Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут». Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.
По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения — в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.
По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.
По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин — и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.
Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим: говорится о «погребении честных мощей» Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, затем Меркурия Смоленского. Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).
Наконец, последняя, четвёртая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж. Речь идёт о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.

Легенда о Китеже | Мир тайн и магии

Каждый народ знает святой град, в котором заключена огромная духовная мощь и вера в будущее: у англичан это Камелот, у скандинавов и германцев — Асгард, у многих народов Азии — Шамбала, у китайцев — Пэнлай, у русских — невидимый град Китеж. Мало кто может похвалиться тем, что побывал в святой обители справедливости и вечной молодости — завеса тайны приоткрывается лишь перед избранниками судьбы, перед праведниками. Даже просто увидеть такие места — редкая удача. Доехать до озера Светлояр, под водами которого скрылся град Китеж, может любой. Здесь побывали многие русские писатели, художники, музыканты, собиратели фольклора и простые люди разных вер — святое место всех принимало, примиряло и словно омывало своими водами. В чем же состоит эта старообрядческая легенда, которая была записана и опубликована лишь в 30-40-х гг. прошлого века исследователем Милединым.
Полчища хана Батыя, разорив в начале XIII в. многие русские селения, подступили к Малому Китежу (современному городу Городец на Волге). На защиту юрода стал его основатель, великий князь Георгий Всеволодович со своим войском. В бою погибло много «храброго воинства русского», и, потерпев поражение, князь скрылся в граде Великом Китеже, что незадолго до этого был построен им у Светлоярского озера. Заняв Малый Китеж, Батый стал разыскивать Георгия Всеволодовича в захваченном городе и, не найдя его, подверг пытке многих местных жителей. Один из пытанных, (народная память сохранила его имя — Григорий Кутерма) не выдержал боли и сообщил хану, что князь скрылся в Великом Китеже. Батый, наградив изменника за донос, приказал вести рать к Свет- лояру…
В 1237 г. состоялось второе сражение русских воинов с ордынцами, и вновь сила победила храбрость: израненный князь с несколькими дружинниками скрылись за стенами города. Монголы не спешили их преследовать: они были убеждены, что Великий Китеж, лишенный защиты, уже является их добычей. Но… случилось чудо! Вот как об этом рассказывает народное предание: «Победив дружину князя, враги устремились к Большому Китежу. И тут перед их глазами случилось чудо: город провалился под землю, постепенно исчез с глаз, а глубокий провал заполнился водой. Церкви и монастыри скрылись под холмами, будто накрылись колпаками. А на озере Светлояр и по сей день тихими летними вечерами виднеются отраженные в воде стены домов, церкви, терема княжеские, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских».
Поэтому всегда к озеру шли паломники: одни надеялись излечиться от хворей, совершив омовение в озерной водице, иные трижды на коленях обползали вокруг Светлояра, а были и такие, кто встречал китежских старцев и уходил с ними в раскрывшиеся холмы.

После опубликования статьи Миледина в журнале «Москвитянин» старинное предание стало достоянием интеллигенции. Одним из первых побывал здесь писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский), когда собирал материалы для своей дилогии.
В романе «В лесах» он пишет: «На обширной, плоской, безлесой равнине возвышается раздвоенный холм, поросший столетними дубами. Двумя мысами вдается он в обширное глубокое озеро. Воды озера никогда не мутятся; что ни бросишь в них — не принимают, на другой же день брошенное волной на берег выкинет. И то озеро по имени старорусского бога Светлым Яром зовется… Сказывают, что на холмах у светлого Яра город стоял, Китежем прозывался…»
В конце прошлого — начале нынешнего веков здесь часто бывал писатель В. Короленко, о чем и рассказал в новелле «Светлояр»: «Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума…»
Заволжскую «страну раскольников и сектантов» в начале XX века посетил М. Пришвин. Вспоминая о своем решении побывать на Светлояре, он в начале очерков «У стен града невидимого» писал: «Пусть все там изучено, пусто мне известно, но я-то почти ничего не знаю… Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
О Китеже писали М. Горький, АН. Толстой. К Федин и поэты М. Волошин, Н. Клюев, С. Городецкий, Б. Корнилов.
Короленко был первым, кто постарался зарисовать озеро и его окрестности. Вслед за ним сюда устремились многие известные художники: А.М. Васнецов и Н.К. Рерих,КА. Коровин и М.П. Клодт, М.В. Нестеров и Ф.С. Богородский, Н.М. Ромадин и И.С. Глазунов.
В 1904 г. композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
В советское время сюда неоднократно направлялись научные экспедиции. Одной из первых была фольклорная экспедиция 1930 г., которая вела антирелигиозную разъяснительную работу «во время празднества, совершаемого ежегодно на берегах «святого озера». В послевоенные годы на Светлояр год за годом прибывали аквалангисты, археологи, которые намеревались отыскать руины древнерусского города XIII в. В отчетах они писали: «Светлояр и его ближайшие окрестности как уникальный памятник природы, русской истории должен быть объявлен государственным заповедником. Вместе с тем необходимо противопоставить научные исследования легенды о Китиже той религиозной пропаганде, связанной с ним, которая, к сожалению, и поныне еще оказывает воздействие на некоторых верующих».

И, кроме того: «Учитывая особенности Светлояра в узле глубинных разломов, представляется целесообразным провести поиски месторождений нефти или газа…»
К счастью, эти экспедиции окончились полной неудачей: невидимый град остался недоступным для ищущих в духовном кладезе нефть и газ.
Светлояр не стал заброшенным заповедником, на содержание которого, как водится, не хватило средств, а остался одним из самых святых мест русской земли.
Об этом пишет современный писатель Ю. Андрианов: «Озеро непостижимо-прозрачное, словно упал когда-то в чащобу огромный серебряный колокол, и наполнился его шелом этой родниковой тишиной… Когда я читаю «Слово о погибели русской земли» — «светло-светлой, украсно украшенной земли», где были эти «озера многочисленные, реки и колодцы, местно почитаемые, горы крутые, холмы высокие, дубравы чистые, поляны дивные», — то невольно думаю о светлоярской сини, древней легенде про Китеж-град… Это глухое, давнее сказание веками держало в каком-то оцепенении весь заволжский край… И гасли с годами лица людей былых поколений, словно иконы древнего письма, а неведомая сила погибшего града тянула к озеру, к тихому родничку в ближайшем лесочке, где, говорят, споткнулся конь проклятого Батыя».
Китеж стал не только символом непоколебимой веры, но и источником вдохновения для русского искусства на все времена.
И каждый творец видел в Светлояре свое. Короленко в серии очерков «В пустынных местах» признавался: «От Светлояра повеяло на меня своеобразным обаянием. В нем была какая-то странная, манящая, почт загадочная простота. Я вспоминал, где я мог видеть нечто подобное раньше? И вспомнил. Такие светленькие озерки, и такие круглые холмики, и такие березки попадаются на старинных иконах нехитрого письма».
Николай Рерих на картине «Город осужденный» изобразил Китеж, стоящим на холмах, вокруг которого кольцом обвился страшный змей. Позже художник рассказал, что это полото особенно привлекло Горького:
«Он очень хотел иметь мою картину. Из бывших тогда у меня он выбрал не реалистический пейзаж, но именно такую, которая ответила бы прежде всего поэту…» Что ж, Светлояр существует и сейчас — у села Владимирское Нижегородской области.

какое чудо произошло с градом Китежем? Рассказ Легенда о граде итеже — Школьные Знания.com

Китеж (Китеж-град, град Китеж, Большой Китеж) — мифический древнерусский город, находившийся якобы в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.
Основою для светлоярского культа послужил Китежский Летописец, памятник, созданный предположительно в среде старообрядцев-бегунов, в 80-90-е годы XVIII века (В. Л. Комаровичь «Китежская Легенда. Опыт изучения местных легенд») . На основе материалов легенды и древнерусской повести о Петре и Февронии создано либретто к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907).
================================================================================
Согласно легенде Великий князь Владимирский Юрий сначала построил на Волге город Малый Китеж (сегодняшний Красный Холм, по другой версии Городец) . Позднее, князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашел красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (около Суздаля) , уничтоженного татаро-монгольской ордой в 1237.
Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.
Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра.
Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Краткое содержание Сказание о граде Китеже для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Творение является произведением, повествующим о реально произошедших событиях в Древней Руси, изложенных в форме летописи.
Неподалеку от притока Волги реки Ветлуги в глухой трущобе располагается озеро, воды которого, отливая голубым оттенком, в любое время дня и ночи недвижимы, лишь иногда их легонько трогает незаметная рябь. В некоторые дни на тихих озерных берегах может послышится звук далекого звона церковных колоколов и тихое пение.
В древние времена в местах, где сейчас находится озеро, находится русский град Китеж, в центральной части которого возвышаются золотые главы шести церквей, построенных во имя пресвятых апостолов. Основателем града Китежа упоминается в летописи великий и благоверный князь Георгий Всеволодович, который по решению православной церкви причислен к лику святого мученика.
Во время нашествия на Русь монголо-татарских племен, возглавлявший завоевание русских земель хан Батый устремляется к славному граду Китежу, желая захватить невероятной красоты город.
Подъехав к стенам стольного града, татарское войско крайне удивлено, поскольку городское население не собирается защищать град и не возводит защитных укреплений. До слуха завоевателей доносится лишь звон церковных колоколов и беспрерывные молитвы жителей о спасении своего славного города.
При первом же пересечении татарами городских границ из недр земли начинают бить многоводные родники, которые заставляют захватчиков трусливо отступить.
В момент прекращения шума воды на месте стоявшего города остаются лишь волны, а вдалеке виднеется одинокий блестящий крест собора, который медленно погружается под накатавшие волны и вскоре полностью исчезает.

Краткое содержание Сказание о граде Китеже Сочинения по литературе

Сказание о граде КитежеСказание о граде Китеже представляет собою летопись — свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьезностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.
Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189-1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведет здесь свое происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.
Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода — Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь. В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге. Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.
От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.
Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж. Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен. Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.
Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым. Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.
Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришел на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна. Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж. Нашелся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повел их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах. Батый подошел к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском. Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвертого февраля.
Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут». Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.
По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения — в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.
По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге ее не будет.
По третьей версии, град Китеж не ушел в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин — и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.
Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим: говорится о «погребении честных мощей» Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Федора, затем Меркурия Смоленского. Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).
Наконец, последняя, четвертая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж. Речь идет о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.

Сказание о граде Китеже | Чудеса и Приключения

По легенде, затонул город в 1240 году. Тогда, считает автор, огромные пространства России от Балтики до Кавказа потрясла крупная космическая катастрофа.
Знаменитая русская легенда о таинственном Китеж-граде (Кидиш, Кидыш — разрушенный, покинутый город), исчезнувшем на глазах очевидцев при загадочных обстоятельствах, известна каждому россиянину. Её классическая версия утверждает, что затонул он на дне озера Светлояр в заволжских лесах Нижегородской области. Поздние версии сравнивают Китеж с городами и весями, бесследно исчезнувшими в других местах древнего мира, в том числе и в Балтийском море. Мифологические словари сообщают, что сказание о Китеже — классическая эсхатологическая (относящаяся к учению о конце света) легенда, сходная с легендами о благочестивых царствах праведников, царстве пресвитера Иоанна, городе Игната, земном рае и «островах блаженных».
В русском эпосе это ещё и легенды о Беловодье, где из-под воды всё ещё слышится колокольный звон затонувших храмов. Именно поэтому белой водой или белой землёй называли церковные, свободные земли. В этой же традиции белыми называли и православную веру, и царя, и Отечество.
Несколько слов о собственно озере Светло-яре. Долгое время считалось, что этот карстовый провал образовался в результате небольшого землетрясения. Озеро небольшое, глубиной до 40 метров. Чистая, прозрачная вода его, по убеждению местных жителей, обладает целебными свойствами. По преданию, великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж (Городец, известен с XII века), а позже, перейдя через речки Узолу, Санду и Кер-женец и выйдя к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр, заложил Китеж Великий.
Давайте освежим в памяти старинное сказание.
Когда-то на месте озера стоял славный город Китеж. Напали на Русь татары, завоевали многие наши земли. Хан Батый, узнав про богатый Китеж-град, направил на него свои орды. Подступив к стенам города, татары сильно удивились. Жители спокойно молились в своих церквах и не думали защищать город. А когда басурманы ворвались в город, вдруг сами собой зазвонили колокола и забили источники вод. В страхе бежали захватчики из погружавшегося в воду города. А после того, как перестала прибывать вода, на месте города расстилалась лишь водная гладь, и только одинокая глава церкви, увенчанная крестом, всё ещё виднелась над поверхностью озера, но и она вскоре ушла под воду…

Краткое содержание Легенда о граде Китеже ПОМОГИТЕ СРОЧНО… -reshimne.ru

казание о граде Китеже представляет собою летопись — свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение  мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.

ЛЕГЕНДА О ГРАДЕ КИТЕЖЕ

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения, скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.
Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.
Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?
Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.
За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».
Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.
То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.
В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.
А теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.
Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.
Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.
Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.
Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.
Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.
Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.
Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.
Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.
Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.
Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.
Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.
Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.
В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.
Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.
Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.
Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.
Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.
Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).
В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.
В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника.
Град Китеж — это символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.
Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.
ИСТОЧНИК: http://bamymih.livejournal.com/94694.html

Легенда о граде Китеже


В самом сердце России, в Нижегородском крае, есть озеро Светлояр — жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами. Уникальное место задает исследователям множество загадок…
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро.
Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись че рез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами…
Когда «злые татарове» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопо-строенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.
Легенда о граде Китеже тесно связана с именем выдающегося русского писателя В.Г. Короленко. Переселившись на Волгу, Короленко побывал в Ветлужском крае, где на Святом озере, у невидимого Китеж-града, собираются правдоискатели из народа — раскольники разных толков — и ведут страстные дебаты о вере. Вот что писал он: «Тяжелые, не радостные впечатления уносил я от берегов Святого озера, от невидимого, но страстно взыскуемого народом града… Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшею навеки народною мыслью».
…Судя по тому, как легко Китеж-град «перекочевал» из легенд эпохи татаро-монгольского ига в старообрядческие сказания, поэзию Серебряного века и век нынешний, мы имеем дело скорее с общим для русской культуры и всегда современным мистическим символом. Но это не просто символ ухода и спасения от банальной «поверхности».
Хотим указать на одно интересное отличие между русским Китежем и тибетской Аггартой. Если последняя в темные времена ушла под землю, то Китеж, как известно, сокрылся именно в озере, под водой. Это не случайно — и потому в русском сознании (и подсознании) все названные выше темы часто просто не знают строгого «земного» разделения и структурирования, но существуют как водное отражение, в котором контуры всякой «поверхности» сливаются и растворяются…
Moscow cheap hotels near one of the metro stations.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *