Легенда о каше

Интересные факты о кашах — Эрудит

Интересные факты о кашах
Каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Крупы – важный источник растительных белков и углеводов, последние представлены в основном крахмалом. В них содержатся довольно много минеральных веществ и витаминов группы В.
В народе кашу величали «праматерью хлеба».
Каша исстари была вторым по авторитету после щей блюдом на русском столе.
В древней Руси каша была культовым блюдом. Её готовили и на праздники, и на пиры, и на поминки. Ни одно большое или маленькое событие в жизни людей не обходилось без каши. Ели кашу все – и бедные и богатые.
Каши были не только предметом почитания и непременным атрибутом различных бытовых и религиозных обрядов. Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего гадали на будущий урожай. В некоторых областях накануне рождества, когда ели кутью, был распространён необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.
«Кашей» в Древней Руси называли и работную артель. Поскольку ели из одного котла, кашу называли «артельной». Отсюда пошло выражение: «мы с ним из одной каши». Особенно долго сохранялось это значение «каши» на Дону и в других местах, где селилась русская вольница.
Как сообщает летопись, в 1239 году князь Александр Невский устроил большую кашу в Торопце, а затем в Новгороде. В те времена под словом «каша» понимался «праздник, пир, торжественное событие».
У русичей существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать её в знак примирения (кстати, отсюда пошла поговорка «С ним каши не сваришь»).
В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».
В Древней Руси почитались овсяные кисели.
Есть легенда, что даже блины появились как густая каша, в которую переложили крупы.
В русской кухне каши издавна делились на 3 вида: кашицы (жидкие каши), размазни (или вязкие каши), крутые (рассыпчатые).
Варят каши из любых зерновых: гречневую, овсяную, манную, ячневую, перловую, рисовую и другие. Варят кашу и из овощей, и даже из рыбы! В XIX веке в одном из русских журналов даже печатали рецепт каши из… роз!
Самой вкусной и полезной считается гречневая каша.
Овсяная каша считается самой питательной. Всего в 100 г этого продукта содержится около 15 г протеина, что составляет почти 1/4 суточной нормы человека. Овсяная каша превосходит все другие по содержанию цинка.
Манная каша очень калорийная, то есть самая калорийная среди всех (в 100 г содержится 331 ккал), также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.
Пшеничную и манную каши готовят из дробленой пшеницы (пшеничная каша) и молотой (манка).
В некоторых российских регионах при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой и без специфической горчинки.
Петр I очень любил ячневую кашу и признавал ее «самою спорою и вкусною». С его подачи ячневая каша вошла в рацион русской армии.
В России каша всегда была наиболее частой горячей пищей в армии, особенно в походных условиях. Отсюда и пошло часто употребимое название профессии армейского повара – «кашевар».
Прославилась и «суворовская» каша. По преданию, в одном из походов у Суворова осталось понемногу разных видов круп. Если сварить только один вид, то на всю армию не хватит. Вот Суворов и предложил все крупы сварить вместе. Солдатам очень понравилась такая каша, и они назвали ее «суворовской».
Солдаты некоторым кашам дают жаргонные прозвища, например, перловую кашу в армии называют шрапнелью или болтами за характерный внешний вид.
Есть известная русская сказка о том как солдат варил кашу из топора.
В 1883 году на обеде в честь коронации Николая II гостям была подана ячневая каша.
Великий русский полководец Суворов называл гречневую кашу богатырской.
Наиболее изысканная разновидность каши из манки – гурьевская каша. Это лакомство на молоке с добавлением орехов, сливочных пенок и сухофруктов изобрел в начале XIX века министр финансов граф Гурьев, хотя есть и другие версии ее происхождения.
В наши дни кашу гурьевскую подают как десерт.
В 1920-ые годы, когда образовался Всесоюзный детский пионерский лагерь, манная каша — дешевое и сытное блюдо — стало основой детского рациона. Каши из обработанной пшеницы помогают набрать вес, но почти не содержат полезных элементов.
Овсяную кашу варят из расплющенных зерен овса.
Больше всего «овсянка» популярна в Шотландии, там дажепроходит чемпионат по приготовлению этого блюда. А в Эдинбурге есть единственный в мире бар овсянки.
На конкурсе в штате Луизиана, повар из Чикаго за 10 минут съел 9,5 килограмма кукурузной каши. Правда, у них блюдо называется гритс.
В Лондоне открылся первый ларек, который предлагает посетителям овсяную кашу вместо гамбургеров. Таким способом жители Соединенного Королевства решили вернуться к забытому традиционному завтраку.
Пишут, что Путин каждое утро начинает с каши, причём она всё время бывает разная: овсяная, рисовая, гречневая…
Средний американский ребенок съедает 7 килограмм каши в год.
Согласно результатам проведенных исследований, люди, регулярно кушающие утром кашу, не так сильно подвержены депрессии, да и находятся в лучшей физической форме, чем те, кто кашу не ест. А американские диетологи считают, что люди, которые едят на завтрак кашу, реже испытывают чувство раздражительности.
Современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы.
Каша является неотъемлемым элементом детского питания.
Промышленность производится много видов каш быстрого приготовления. Это очень удобно, однако по поводу полезности этих каш идут споры.
Праздники каши
26 июня — Акулина-гречишница. В этот день полагалось варить гречневую кашу перед посадкой гречихи.
Бабьи каши. Этот праздник отмечали 8 января, в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Им приносили щедрые подарки и угощения.
Рождественская кутья во многих домах до сих пор является традиционным блюдом, подаваемым на стол в честь Рождества Христова.
Благотворительный фестиваль «Праздник каши» проводится в Москве.
В Кашине, Тверская область, проходит фестиваль каши.
В Кашине открылся интерактивный музей каши и кашинских традиций. В музее можно узнать, какую кашу ели наши предки, как они отмечали праздник каши, какие сказки, пословицы и поговорки ей посвящены.
Слово «каша» широко используется в топонимике. Города Кашино, Кашин и другие производные от слова «каша» есть в разных областях страны. Еще больше сел и деревень с такими названиями.
Пословицы и поговорки о каше

Каша — кормилица наша.
Русского мужика без каши не накормишь.
Без каши обед не в обед.
Щи да каша – пища наша.
Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова.
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Русского мужика без каши не накормишь.
Каши нет – щей больше лей.
Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
И дурак кашу сварит, было бы пшено.
Сварил было кашу, да куры крупу расклевали.
Когда дрова горят, тогда и кашу творят.
Каша – мать наша, а хлеб – кормилец.
Каша-то густа, да чаша-то пуста.
Кашевар живет сытее князя.
Кашица постная, да еще и без круп.
Кашка сладенька, да махотка маленька.
Кашу маслом не испортишь.
Кашу свари, да еще и в рот положи.
Каша не наша – котел не свой.
В родной семье и каша гуще.
Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
Густая каша семьи не разгонит.
Каша – мать наша.
Кашевар сытее живет князя.
Каши не перемаслишь.
Кашу есть зубов не надо.
Кашу слопал – чашку об пол.
Не наша еда орехи, а наша – каша.
Такая крутая каша, что хоть палец уломи.
Эта каша – прилука наша.
Беззубому каша – папаша, а кисель – брат родной.
Заварил кашу, так не жалей масла!
Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает.
Каша в выражениях

Заварить кашу – затеять какое-то хлопотное дело.
Мало каши ел – переносное значение: молод, неопытен или недостаточно силен.
Каша в голове у кого-нибудь – нечто беспорядочное, путаница в голове.
Каши не сваришь – не сговоришься, не сделаешь дела с кем-нибудь.
Каши просят (ботинки, сапоги) (разг. шутливо.) — износились до дыр.
Каша во рту у кого-то (разг.) – о том, кто говорит неясно, нечетко.
Расхлебать кашу (разг. неодобрительно.) — распутать хлопотливое дело. Заварили кашу, а я расхлёбывай. Дать берёзовой каши — предупреждают о возможном наказании за какие-то провинности
Каша-малаша – так говорят когда видят какую-то вопиющую неразбериху.
Еще о кашах и крупах

Крупы и каши
Интересные факты о кашах
Праздники каши
Гурьевская каша
Анекдоты о каше
Кроссворд о крупах и каше

Мифы о кашах | Docguide.ru

Что нужно знать о них, чтобы не навредить здоровью?
Миф первый: сыроедение — основа здорового питания.
Сейчас нередко можно прочитать советы, как приготовить «здоровую кашу» из гречки или овсянки, лишь залив крупу кипятком и настояв ее в течение нескольких часов.
Однако большинство диетологов относятся к подобному сыроедению отрицательно, полагая, что такая каша чужеродна организму человека. Наши предки ели в основном проваренную кашу, а не полусырое зерно. Для его переваривания у нас нет ферментов — это закреплено генетически. От крупяного сыроедения лучше отказаться. Ничего полезного в нем нет.
Миф второй: каша — идеальный завтрак.
Это утверждение справедливо только для «жаворонков», которые встают очень рано и нуждаются в калорийном и плотном завтраке.
«Совам» же после пробуждения лучше приготовить себе на завтрак йогурт или фрукты, а кашу перенес ти на время второго завтрака, когда организм «проснется» и будет готов переваривать более тяжелую, углеводистую пищу.
Миф третий: диабетики могут без ограничения есть гречку.
Действительно, не так давно людям с повышенным уровнем сахара в крови рекомендовалось изъять из рациона так называемые белые каши — рисовую и манную, а есть темную — гречневую кашу
Но последние исследования показали, что гречка — отнюдь не безобидный продукт и ее потребление обязательно нужно контролировать. В 100 г гречневой крупы содержится 65 г углеводов.
Миф четвертый: самой ценной и питательной крупой является рис.
Рисом питается треть населения Земли, но это не значит, что рис очень полезен. В нем содержится сравнительно мало белка, незаменимых аминокислот нет вообще, а углеводы представлены крахмалом, который после расщепления быстро превращается в жир В рисе отсутствуют жирорастворимые витамины. Диетологи советуют заменить рис гораздо более ценными крупами, например ячневой, овсяной или гречневой.
Включать рис в пищу 3-4 раза в неделю следует людям с сердечнососудистыми проблемами. В рисе существуют вещества, которые снижают концентрацию «плохих» триглицеридов, провоцирующих развитие гипертонии и ишемии.
А еще рис обладает мочегонным эффектом, следовательно, выводит из организма лишнюю жидкость. Но вмес — э г ней теряется и калий, и его нужно восполнять тем, кто употребляет рис более трех раз в неделю. Ешьте продукты, богатые этим микроэлементом: бананы, абрикосы, курагу, баклажаны, грейпфруты и печеный картофель.
Можно пополнить убывающие запасы калия и такими препаратами, как калий оротат, панангин или аспаркам.
Кстати. Если вы хотите похудеть, следует убрать из рациона манную крупу и белый рис, которые имеют достаточно много калорий и практически не имеют в своем составе витаминов и минералов. Все остальные крупы допустимы в рационе человека, снижающего вес. Гречка, рис бурый и коричневый, ячка, пшено — отличное начало дня или гарнир на обед, они являются источниками витаминов группы В, магния и железа. В день достаточно одного приема рассыпчатой или жидкой каши, лучше в первой половине дня, около 200 г на порцию в готовом виде.

Немного фактов о кашах


1000? каждому на покупки от Faberlic!

Актёры, которые радикально меняли своё тело для роли в кино

Куда делся айсберг, который потопил «Титаник»?

25 невероятно творческих визиток, от находчивости которых вы…

Умерла Юлия Началова

Испытание русского, английского и немецкого танков в проходимости…

Жизнь царской России в фотографиях

80 лет карело-финской войны — о чем не знает большинство россиян…

Быдло и с деньгами остается быдлом

Еврейский анекдот

Провинциальных девяностых пост

«Х… вы шахтёров знаете!»

Зарисовки советской жизни

Взлетел третий самолёт МС-21!

Грабитель вернул жертве деньги, увидев ее банковский счет

Штраф на месте

Очаровательные детёныши животных, которые вызовут улыбку

25 мастеров — недоучек, которых совсем не боится любое дело

Эта собака на курсах дрессировки делает всё что ей в голову взбредёт

Праздник, посвященный каше, – «Праматерь хлеба»

Разделы:
Начальная школа
Задачи:
расширение знаний детей о правильном  питании,
направленных на сохранение и укрепление здоровья;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высоко калорийных и полезных продуктах питания;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьника,
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок. Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки, а так же русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
ВЕДУЩИЙ:
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни  каши не пробовал.
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных,  так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША — МАТЬ НАША».
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
Вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на кашу к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение..Тогда выбрали золотую середину. Кашу сварили не в Москве и не в  в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят,  связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.
Сегодня кашу заварили родители и дети 2 «А» класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
( Ребята хором произносят продолжение стишка )
Входит СОРОКА:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и  ты –
Разболелись животы.
Знаете ли вы, ребятишки,без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все,что для хорошей каши нужно.
Что всегда поверх каши лежит ? (масло)
Не едят меня одну, и без меня ничего не едят!   ( соль )
Жидкое, а не вода, белое, а не снег.  ( молоко )
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю, печка – то уже готова.
ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего ?    ( Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка  р.н.с. «Каша из топора )
(Появляются Солдат и старуха  )
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Вон там на гвоздике повесь
А ль ты совсем глуха . что не чуешь ?
Где хошь, там и заночуешь!
Глухая! Подавай на стол!
Да нечего,родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
Давай топор ! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат  взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать !
( Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
Готова ли?
Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
( Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату. )
— Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
( Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
( Старуха, смакуя кашу ):
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат  и кашки поел, и топор унес.
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором ?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
УЧИТЕЛЬ:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного  события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» — крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Ребята! Вот перед вами набор различных круп. Кто сможет назвать, как они называются ?
ИГРА «Знатоки» «Найди пару!»
( На столе раскладывается гербарий из злаковых растений. Дети по виду колоска должны определить название растения, а затем найти соответствующую крупу и назвать ее. ( Ячневая, манная, пшеничная, рисовая, пшенная, гречневая, кукурузная, перловая )
Победители получают призы .
УЧИТЕЛЬ – Ребята ! Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ . К тому же они легко усваиваются, что немаловажно утром ( ведь организм ребенка только просыпается ).
—   Какая ваша любимая каша ?
( Дети называют свою любимую кашу)
Каждая семья рассказывает о семейных «фирменных» рецептах приготовления каш. Угощают, предлагают попробовать приготовленную мамами и бабушками кашу.
Некоторые родители подготовили выступление в стихах:
Как на наше удивленье,
Получили приглашенье
Стали думать и гадать,
Как же кашу нам подать?
Думали мы, думали,
Наконец, придумали.
Каши разные нужны,
Каши всякие важны!
Но одна нам всех милее
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом ароматным
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.
И гостей всех угощу!
(Семья Щевцовых )
УЧИТЕЛЬ:
Вот в сказке «Горшок» дед и баба тоже очень любили кашу есть .Посмотрите, что из этого получилось.
Инсценировка сказки «Горшок»
ВЕДУЩИЙ:
Жили-были Мужик да Баба. Такие ленивые были Так и норовили всякое дело на чужие плечи спихнуть. Даже дверь никогда на крюк не закрывали: утром вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай…
( Выходят Мужик и Баба. Мужик садится за стол Баба вынимает из печи горшок, ставит на стол. )
Раз сварила Баба каши. А уж каша вышла ! Румяна, рассыпчата, крупинка от крупинки так и отваливаются. Вынула Баба кашу из печи, на стол поставила, съели кашу, ложки облизали.
( Мужик и Баба едят кашу, облизывают ложки и, довольные, откидываются на стульях. )
Съели кашу, мыть горшок теперь надобно.
БАБА: Ну, мужик, я свое дело сделала, кашу сварила, теперь твой черед трудиться – горшок мыть !
МУЖИК: Да полно тебе ! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
БАБА: И не подумаю.
МУЖИК: И я не стану!
БАБА: А не станешь, пусть так стоит!
МУЖИК: Баба, а ведь горшок надобно вымыть…
БАБА:      Говорю же – ты мой!
МУЖИК: Ну вот что, баба! Кто первый завтра встанет да первое слово скажет, тому и горшок мыть!
БАБА:  Согласна!
( Мужик и Баба ложатся на лавку )
ВЕДУЩИЙ: Наступила ночь…
Утро настало .Никто не встает – не хотят горшок мыть! Соседи забеспокоились: что-то стариков не видать. Уж не случилось ли что?..
( Входит соседка, оглядывается.)
СОСЕДКА: Маланья, матушка, почто корову не выгоняла, не захворала ли ?Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь, а? Господи помилуй… Да где у тебя мужик-то? (Подходит к мужику.) Василий, а Василий…(Тормошит мужика.) Что у тебя с женой-то, а? ( Отходит от бабы и мужика, обращается к зрителям ) Ой, не ладно ведь у Маланьи с Василием. Лежат пластом, глазами глядят, а словечка не выговорят. Уж не порчу ли на них напустили ? Сбегаю за Батюшкой.
(Соседка убегает и через некоторое время возвращается с Батюшкой)
СОСЕДКА: Вот, Батюшка, лежат оба, не шелохнутся,глазенки-то открыты, а сами –то молчат.
БАТЮШКА: Василий, что с тобой приключилось?…( Подходит к бабе ) Маланья,что с мужем-то ?
(Пауза )Да, придется тебе, соседушка, за ними присмотреть. Боязно их одних оставлять, кабы чего не вышло…
СОСЕДКА: Я не останусь,Батюшка, не хочу даром сидеть. Положи жалованье – посижу.
БАТЮШКА: Да какое ж тебе жалованье положить?…Да вот ( находит кофту бабы )возьми вот кацавейку, плохонькая, да сгодится тебе поносить не один годок.
( Соседка берет кацавейку, собирается примерить. Баба вскакивает. )
БАБА: Это что ж такое ? Мое добро раздавать?! Сама еще поношу, покрасуюсь. А ну все вон !Чужим добром распоряжаться надумали!
( Баба выхватывает у соседки кофту и начинает выгонять гостей )
МУЖИК: Ну вот, ты первая слово – тебе и горшок мыть! ( Баба начинает гоняться за мужиком, тот убегает )
Выходит СОРОКА с кастрюлей дымящейся каши, начинает раскладывать по тарелкам – по ложке на каждого и приговаривать:
Это вам не просто каша на тарелочке лежит
Зачерпни ее, дружок, положи ее в роток.
Это вам не просто каша с корочкой хрустящей.
А румяный теплоход самый настоящий!
( Сорока  вручает каждому зрителю тарелку с кашей. Пока зрители угощаются – музыкальная пауза. Когда музыка стихает, на сцену выходит ведущий.)
Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»
Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.
Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?
С манной кашей!
Из какой крупы ее приготовили ?
УЧИТЕЛЬ: Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, относится к легкоусвояемым и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать ребенку на завтрак перед серьезными нагрузками ( контрольными, соревнованиями )
Кто сегодня приготовил манную кашу? Вам слово!
Дети и родители рассказывают о рецепте приготовления «своей» каши и угощают ею гостей.
— Вспомните, из какого рассказа эта история с манной кашей?
(Зачитывается отрывок  из рассказа Драгунского «Тайное становится явным»
ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ.
1  «Кто быстрее ?»
Вызываются два ребенка, они должны как можно быстрее из детской бутылочки через соску высосать манную кашу.
«Накорми брата»
2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.

История возникновения каши

Дата создания: 2013/12/24
Автор: Есмалова Елена
Исторические исследования, основанные на результатах раскопок древних цивилизаций, подтверждают тот факт, что зерна злаков древним людям были известны еще до зарождения земледелия. В эпоху развития земледелия, задолго до нашей эры, зерновые становятся предметом возделывания и торговли. Находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню предков еще тысячу лет назад. Испокон веков ее варили из проса, овса, ячменя, гречки, в будни и в праздники.
Кашей считались вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, в старинных источниках упоминаются хлебные каши из сухарей, а также рыбные, гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репные. Из каш, которые варились без предварительной обработки зерна, до нашего времени дошла (и то только как деревенская экзотика), пожалуй, только кутья. Из круп мелкого помола повсеместно было распространено толокно. Готовили его примерно так: овес промывали, недолго варили, затем высушивали в печи и толкли в ступе до тех пор, пока зерно не превращалось в мелкую крупу, а потом просеивали через сито. Как бы то ни было, это были главные блюда на столе, как у бедных, так и у богатых. Отсюда и пословица: «Каша — мать наша». А вот другое известное выражение пошло от обычая варить кашу при заключении мирного договора между враждующими сторонами. Если договориться не удавалось, говорили: «С ним каши не сваришь».
Каша — у славян одно из традиционных, наиболее часто встречающихся блюд. Каша появилась в те давние времена, когда они еще не знали ни жерновов, ни мельниц, и она была, очевидно, самым первым блюдом, приготовленным людьми из хлебных зерен. Для приготовления хлеба зёрна нужно было обдирать и размалывать, превращать их в муку, замешивать тесто и т.д.; незатейливость же каши даже вошла в поговорку: «Кашу и дурень сварит — была бы крупица да водица». При этом, однако, это немудреное блюдо прочно вошло в жизнь славян-земледельцев. Пахари-земледельцы ели кашу с самого детства: в младенчестве матери кормили их, так называемой размазней (жидкой кашкой, сваренной на воде или на молоке), а когда они взрослели, их основной едой становилась круто сваренная каша из пшеницы, гречихи, ячменя и других хлебных растений. Каша шла и на «главную сыть», и на закуску: так, крупеник – кашу, запеченную на молоке и яйцах, — русские крестьяне считали лакомым блюдом вроде сладких пирожных. По русскому выражению, «без каши и обед не в обед»; «русского мужика без каши и не накормишь». Без каши, традиционного обрядового блюда, не обходилось, пожалуй, ни одно важное событие в жизни земледельцев. Так, например, когда в крестьянской семье рождался ребенок, его спешили окрестить и дать ему имя; при этом в честь «приобщения младенца ко Христу и введения его в лоно церкви» обычно устраивался праздник, сопровождавшийся различными обрядами. Одним из таких обрядов во многих местах было приготовление в честь младенца и на его имя «заветного крестильного блюда» — каши из сваренных в воде зерен в их настоящем неизменном (неразмолотом) виде. Как правило, такая крестильная каша была либо яшная (из ячменя), либо пшеничная. Бабка-повитуха, принимавшая ребенка, ходила с этой кашей по всем званым гостям, и каждый из них, кто хотел есть кашу, должен был выкупить ложку, то есть положить грош; народное поверье при этом гласило: «за кашку грош отдать — младенец жить будет». Отца младенца тоже потчевали кашей, причем круто посоленной и с перцем. Кашу непременно готовили для угощения в честь свадьбы; она являлась непременным блюдом и при почине нового хозяйства. Обрядовую кашу хозяйки готовили в честь многих праздников. Так, например, в день памяти Космы и Дамиана, в день Акулины-Гречушницы, в день Аграфены Купальницы, в день Феклы Заревницы.
Без обрядовой каши не обходились и такие большие зимние праздники, как Рождество, Новый год, святки и т.п. Каша, выставляемая хозяйками в это время на стол, носила название кутьи и была сытной, очень вкусной и сладкой. В сочельник, накануне великого дня Рождества Христова, все домочадцы, не приступая к еде, дожидались появления на небе первой звезды, в память о явлении на востоке звезды, возвестившей восточным волхвам о явлении Спасителя мира, Божественного Сеятеля, который будет «сеять семя слова Божия, чтобы вырастить хлеб небесный». С появлением звезды кончался рождественский пост, и на стол, покрытый соломой и скатертью, хозяйка ставила кутью — жидкую кашу, сваренную из обдирного ячменя, пшеницы или толстой крупы на воде, подслащенной медом. Такая же кутья подавалась на стол и под Новый год, и на Крещенье; при этом рождественская кутья именовалась в народе постной, новогодняя — голодной, а крещенская — богатой. С кутьей, святочным обрядовым блюдом, связывались различные названия святочных дней: так, например, второй день святок в народе именовался «бабьими кашами»; канун Рождества назывался «первой кутьей», канун Васильева дня (Нового года) — «другой (второй) кутьей», а крещенский сочельник — «третьей кутьей»; сам же сочельник, или сочевник, назывался так оттого, что в это время на ужин подавалось сочиво, т.е. наслащенная каша без скоромной приправы. Для приготовления каши годились зерна самых разных хлебных растений: ячменя (яшная каша), гречихи (гречневая), полбы (полбяная).
В Малороссии и некоторых других местах кашу варили из пшена (пшенную), приготовляя так называемый кулеш. В юго-западных славянских землях варили каши из риса и кукурузы: из риса готовили плов (рисовую кашу с разными приправами), а из кукурузы — мамалыгу (круто затертую и заваренную кашу из кукурузной муки). В употреблении у земледельцев была и ржаная каша, причем для нее иногда брали недозрелую рожь (такая зеленая каша «составляла кое-где купеческую прихоть»). Варили каши и из зерен овса, хотя готовили их не всюду: так, к овсяной каше русские крестьяне зачастую испытывали даже отвращение.
Во многих местах встречались также и пшеничные каши, причем лучшими из них считались те, которые варились из особой пшеничной крупы, называемой манною; впрочем, такие каши были мало известны в народе, так как манная крупа, как и крупа из картофеля (саго), из-за трудности приготовления была достаточно дорогой и, следовательно, доступной только для состоятельных людей. Из всех этих каш самой спорой и вкусной считалась яшная каша (из ячменной крупы). Для ее приготовления хозяйки клали ячменные зерна в ступку и били пестом, а потом промывали; неудобоваримая шелуха зерен при этом отлетала, и оставалась чистая яшная (ячная) крупа. Высушенная особым образом, она получала название толстой крупы. Очищенную же самым лучшим способом и тщательнейшим образом отобранную яшную крупу называли перловой или перловкой — по сходству ее зерен с перлами (жемчужинами). Из полученных очищенных зерен потом варили кашу, которую, как и практически все другие каши, ели «тотчас из печи горячею», так как, остывая, всякая каша теряет вкус и становится «тяжелою для желудка».
Но хотя яшная каша и почиталась одной из лучших и вкуснейших каш, самой любимой народом и самой распространенной с давних времен была гречневая каша. Ее, в отличие от других каш, можно было есть не только горячей, но и холодной, с молоком, с конопляным соком и даже с квасом. Ни одна другая каша в народе не пользовалась таким уважением, как гречневая. Перед тем, как варить кашу, зерна гречихи непременно обрабатывали: клали их под жернова, чтобы освободить от шелухи, причем эту шелуху, или лузгу, отбитую от зерна в крупорушнях, в безлесных районах часто использовали как превосходное и дешевое топливо, прекрасно заменяющее дрова. После жерновов зерна сыпали под струю воздуха, направляемую веялкой, и таким образом делали крупу; при этом крупа из более мелких, отборных и тщательно отсеянных зерен называлась смоленской, и каша из нее считались наиболее вкусной
Всех, кто учился в одной школе или в одном учебном заведении именуют – однокашниками. Почему однокашники? Как появилось это слово? И что это за каша такая — одна на всех?
Каша – кушанье из крупы на молоке или воде была любимым блюдом славян. Вспомните старинные поговорки: «Где каша, там и наши», «Мать наша — гречневая каша». Но нашим предкам были известны и другие значения слова «каша». В древних летописях каша – это свадебный пир. Кашниками в некоторых русских говорах называли родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу. Кашей именовали и еду вообще вспомните, например, слово кашевар. Означает оно не только «варщика каши», а вообще повара в воинской части или рабочей артели. У слова однокашник особая судьба в истории языка, и появилось оно благодаря совсем другой каше. В словаре Владимира Даля читаем: «Однокашник, одноартельщик, однотрапезник, товарищ по столу; выросшие вместе». Значит, сначала были товарищи по артели, а потом уже – доученики. Начиная с 30-х годов XIX в. слово однокашник в значении «старый школьный товарищ» получило широкое распространение. Некоторые историки поспешили дать этому такое объяснение. В сельских школах на юге России существовал веселый обычай. При переходе из младшего в старший класс ученики приносили в школу горшки с кашей, которую вместе доедали, затем на прощанье с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.

История про кашу — Рассказки и показки, догадки и напрямки


У кого-то Рождество прошло, а у кого-то ещё не наступило… Но всё равно, пока ещё все в ожидании праздника и праздничного новогоднего меню. Поэтому хочу успеть ещё рассказать что едят на десерт датчане в рождественский вечер.
Традиционный десерт — это рисовая каша.

Меня тут спрашивали
— Почему национальная еда рисовая каша? В Дании рис не выращивают.
Всё именно так. — Рис всегда импортировали.
Ещё с языческих времён рис был символом плодородия. Вспомните обсыпание рисом на свадьбах.
А каши, как и в России готовили из ячменя, овса, ржи или тех зерновых, которые выращивали в данной местности. Так, например, гречка была больше всего распространена на острове Фюн.
В современном датском меню каши практически вышли из употребления, за исключением овсянки, но мало кто её варит. Овсяные хлопья продаются вальцованные, обработанные паром, высушеные и готовые к употреблению.
Их просто заливают холодным молоком или йогуртом и едят исключительно на завтрак. А каши вытеснили разного рода хлопья.
Но вот рисовая каша в виде десерта осталась.
На каждый день каши из разных круп всегда готовили на воде, и лишь по праздникам кашу варили на молоке. Рис, который всегда импортировали, у крестьян и в сельской местности долго оставался предметом роскоши и едой для богатых. Но в городской среде буржуазное население готово было переплатить за эту экзотику. В 1800-тых годах в мещанской и буржуазной среде рисовая каша вошла в моду, как еда на Рождество.
Когд рисовая каша примерно через столетие к 1900-м годам уже широко распространилась среди народонаселения, появилась вариация Рис а ля манд / Рис с миндалём, не имеющая ничего общего с ни с Францией, ни с французской едой. Просто французский, как второй язык, был принят в то время у аристократии и буржуазии. Миндалём широко начали торговать примерно тогда же. Но это совсем не значило, что у всех была возможность его покупать. Так же как и корицу, которой посыпается этот десерт.
Миндаль, который добавляется в кашу, заливается кипятком, очитается от шкурку и мелко рубится. И традиционно в кашу вмешивается целая миндалина. Тот, кто найдёт миндаль в своей тарелке получает подарок. (Осторожно, чтобы маленькие дети не подавились!) Более ста лет назад тот, кому попадался миндаль мог по своему желанию поцеловать того, кого желает или получить выполнение своего желания. Но в наши дни «миндального король» получает маленький подарочек или что-нибудь сладкое съедобное. Больше 100 лет этим традиционным и самым популярным подарком является марципановый поросёнок, который покупается или лепится заранее из марципана.
При чём же тут Рождество и поросёнок, подумаете вы…
В легенде о рождении Христа в стойле, говорится, что в стойле находились овцы, быки , осёл и даже верблюды. Но, ни о какой свинье не упоминается. Свинья явилась из скандинавской мифологии о викингах и Вальгалле.
Долгое время кашу подавали просто с маслом и корицей, смешаной с сахаром.

И обязательно ставили миску с кашей на чердаке или в стойле у животных для домовых — ниссе.



Но, теперь этот десерт поливают вишнёвым соусом, который готовят из консервированной вишни или покупают уже готовый соус, который всегда в массовом колличестве продаётся к Рождеству.

Рис а ла манд
Рецепт

Три легенды о Гречке | Chaism.pro

Предыдущие статьи: «Чай из Гречки», «Гречишный чай. Китайская медицина и польза для здоровья»
Возвращаясь к теме гречишного чая, мы бы хотели рассказать Вам несколько историй о его появлении.
Гречиха являлась для людей, проживающих в горных местностях, настолько важным продуктом, что они даже придумали легенду о том, как она появилась на земле.
Легенда эта гласит…
Когда-то давно на земле случилась страшная засуха. За несколько месяцев с неба не упало и капли дождя. Все посевы были загублены и народ изнывал под гнетом жажды и голода. Когда наступило время осеннего сбора урожая, народ снова стал молить небо о дожде. Однако ЛунВан (кит. ??, longwang — Царь драконов, владыка вод) не внял мольбам. Тогда народ бросился к Нефритовому Императору (кит. ?? yudi, ЮйДи). Император, услышав о таких бедствиях народа, немедленно распорядился о дожде. Однако ЛунВан, явившись с докладом к ЮйДи, рассказал, что дождь уже не может исправить положение. Уже было слишком поздно взращивать новые культуры, так как наступали холода.
Но Юйди все-таки был бессмертным небесным владыкой и обладал небесной мудростью. Медленно приоткрыв глаза, он одновременно говорил и растирал рукой шею. «Я дам вам семена, — сказал ЮйДи. — Посадите их, и поздней осенью, когда земля покроется инеем, вы соберете первый урожай». После чего рассыпал над землей соскобленное с шеи. Упав на тенистые склоны, грязь с шеи императора превратилась в гречиху. Именно поэтому семена гречихи такие блестящие.
И по наши дни, когда наступает засуха и нельзя выращивать никакие культуры, люди спасаются гречихой, так как она может вызреть даже холодной осенью.

Есть и другая история. Во времена древней династии Цзинь (265-420, ??, jin chao) у Вана (царя) было девять сыновей. Каждому из них он дал надел в управление. В один из годов, в царстве разразилась страшная чума. Больные не могли от слабости пошевелить и рукой, их мучил жар, и никакие лекарства не спасали. За десять дней болезнь убивала человека. И никто не мог спастись, будь то хоть воин, хоть чиновник, хоть простой земледелец.
Из всех сыновей особенно выделялся восьмой – принц Шу. Правление его было мудрым и сам он был наделен многими добродетелями. От страданий народа, его сердце обливалось кровью. Каждый день он воскуривал благовония и молился о защите своего народа. Каждый раз, когда болезнь подступала, он проливал слезы вместе с семьей болящего. Когда нечего было есть, он вместе с простыми людьми собирал ягоды и дикие корешки и питался ими.
Тем временем, на землю вернулся великий лекарь ШэньНун, дабы собрать трав. Он обернулся нищим и, затерявшись в толпе, изучал болезнь. Он увидел, насколько глубокая и искренняя печаль принца Шу о страданиях народа и решил донести сведения об этой страшной эпидемии до сведения великого Нефритового императора. Но ждать аудиенции ему пришлось слишком долго. А болезнь тем временем распространялась все дальше. Рискуя жизнью, он выкрал священный злак и разбросал его по земле. Через некоторое время посевы дали всходы. Люди стали с жадностью поедать зерна этого растения, чтобы насытиться. И чем больше они ели их, тем быстрее отступала болезнь. Вскоре эпидемия закончилась. А растением, что даровал ШэньНун, оказалась та самая гречиха.

Однажды император династии Сун ТайЦзун (кит. ??, taizong) оказался в окружении вражеских войск. Запасы продовольствия у него подошли к концу, голод становился нестерпимым, тело обессилило, солдаты его тоже падали от слабости, было много раненых и больных. Докторов не хватало и боевая мощь его армии угасала день за днем.
И тогда, жители префектуры ЯньМэнь (кит. ??, yan men), чтобы поддержать солдат принесли растущую в тех местах гречиху. Голодавшие столько дней солдаты, наконец-то смогли наесться досыта, да и сам император был восхищен вкусом и ароматом блюд из гречихи. Всего за несколько дней боевая мощь армии была восстановлена.
Это чудо посчитали знаком благословления Неба, а гречиху из ЯньМэнь назвали «Злаком, спасающим государство» (кит. ???, Jiu huangliang).
По материалам статьи ??? (Перевод чайное сообщество www.Chaism.pro).
Любое копирование материалов и фотографий, размещенных на сайте, запрещено без указания ссылки на данный сайт в качестве источника информации.

РУССКАЯ КАША » Перуница


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли «бабкиной», встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала — «Хозяйка красна – и каша вкусна «. Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
В древних русских летописях сами застолья часто именовали «кашей»: например, на свадьбе Александра Невского «кашу чинили» дважды — одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение «заварить кашу».
Каша на Руси «определяла» даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: » с ним каши не сваришь». Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово «каша» было синонимом слова «артель». Говорили: «Мы в одной каше», что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово «каша» в этом значении.
Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.
День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

***
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба — это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно «культурные» сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.
Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется «зандури». Продается сегодня в России и американская полба. Называется она «спельта». Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и «полба», и «зандури», и «спельта», и «камут», названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.
В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп — от целых до дробленных различным образом.

Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно — в ХV в. О ней же и пословица: «Горе наше – гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой «. Помимо цельного зерна — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу – «велигорку» и совсем мелкую – «смоленскую».
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая — каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли «гущеедами». Термин «глазуха» употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны «глаза» — горошины. Перловка — это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали «жемчужное зерно» — перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую — крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку — зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую — совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал «ячную кашу самою спорою и вкусною».

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (просовая, белая — приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово «манна « — старославянское и восходит к греческому слову «manna » — пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были «мучные каши», т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Соломат — жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат — пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же «соломат « заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка — каша из гороховой муки. Кулага — кушанье, приготовленное из ржаного солода — пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха — каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха — густая каша из ржаной муки.
Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

Русская каша — не просто еда, а целая философия) | МАСТЕРСКАЯ РАДУГИ


СОДЕРЖАНИЕ:
История каши * Названия каш * Традиции и обычаи * Польза и Приготовление каши * Пословицы и поговорки о каше * «Каша из топора»Русская народная сказка
На Руси каши с незапамятных времен занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Об этом и пословица: «Каша – мать наша».
Без традиционной русской каши на столе раньше невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.
На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
История каши
Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. Слово «каша» происходит, по мнению лингвистов, от санскритского «каш», что означает «дробить, тереть». В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ — Х вв.
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы.
Полба — это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке «выращивалась» на Руси в большом количестве — росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно «культурные» сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. и ее урожайность была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.
В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус.
*** Из сказки А.С. Пушкина «О попе и его работнике Балде»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Самой любимой и популярной у русских была гречневая каша — уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно — в ХV в.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.
Названия и виды каш
Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп — от целых, до дробленных различным образом.
В русской кухне рецепт зависел не только от крупы, но и от того, как эта крупа была переработана. Например, гречка – это ядрица и продел, а ячмень – это перловая (крупное зерно), голландка (среднее зерно) и ячка (очень мелкое зерно). Просо идет на приготовления пшенной (не пшеница, а просо!) каши. Из пшеничной крупы варят манную кашу. А ещё была распространена зеленая каша, которую готовили из молодой недозрелой ржи.
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая — каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли «гущеедами».
Термин «глазуха» употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны «глаза» — горошины.
Перловка — это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали «жемчужное зерно» — перл.
Из ячменя делали три вида крупы: перловую — крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку — зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую — совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.
Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал «ячную кашу самою спорою и вкусною».
Цельное зерно гречки-ядрицы шла для крутых, рассыпчатых каш, более мелкая крупа – «велигорка» и совсем мелкая – «смоленская».
На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.
Необходимо сказать, что на Руси кашей называлось всё, что готовилось из измельченных продуктов.
Были у русичей каши хлебные, которые варили из измельченных сухарей. Популярны были рыбные и овощные каши.
С появлением на Руси картофеля (XVIII-XIX веках), начали варить каши с добавлением картофеля – кулеш. Эту кашу заправляли постным маслом и луком. Были каши морковные, из репы, гороховые, соковые (на конопляном масле) и ещё огромное количество рецептов каши из овощей.
«Суворовская каша»
По преданию, в одном из дальних походов, Суворову доложили, что осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой и пр. Но каши из любого из оставшихся видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда Суворов приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, а великий полководец внес свою лепту в развитие русского кулинарного искусства.
«Гурьевская каша» — каша. приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов, сливочных пенок, сухофруктов — считается традиционным блюдом русской кухни, но было изобретено лишь в начале XIX века.
История каши любопытна: «автор» рецепта — Захар Кузьмин, крепостной повар отставного майора Юрисовского, у которого гостил граф Гурьев, министр финансов и член Государственного совета Российской империи. Каша настолько понравилась Гурьеву, что он выкупил Кузьмина с семьёй и сделал штатным поваром своего двора. По другой версии, сам Гурьев придумал рецепт каши.
Гурьевская каша упоминается в описании московских трактиров у Владимира Гиляровского:»Петербургская знать во главе с великими князьями специально приезжала из Петербурга съесть тестовского поросенка, раковый суп с расстегаями и знаменитую гурьевскую кашу».
Традиции и обычаи
Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня).
Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня, в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.
День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.
Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны(кутья).
Кашей угощали на общих деревенских работах — помочах. У Владимира Даля приводится такое значение слова «каша» — «помочь на жатве», «пожинки (начало жатвы), пируют, толпа кашниц ходит с песнями».
У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли «бабкиной», встречали новорожденного.
На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала: «Хозяйка красна – и каша вкусна «.
В некоторых областях Руси каша вообще была единственной едой, которую молодые могли есть на свадебном пиру. А сам свадебный пир в Древней Руси назывался «кашей» и «заварить кашу» означало – начать готовиться к свадьбе.
На свадьбе кашу подавали, как правило, на второй день в доме молодых на новом хозяйстве, чтобы в доме был достаток. За эту кашу гости платили монетой, а потом пустой горшок весело разбивали на счастье молодых. Отсюда и первый обед после свадьбы получил название «каша».
По другому источнику выражение «заварить кашу» имеет более общий смысл:
В древних русских летописях сами застолья часто именовали «кашей». Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение «заварить кашу».
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями и на победных пирах. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
О человеке ненадежном и несговорчивом говорили «с ним каши не сваришь«. Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово «каша» было синонимом слова «артель». Говорили: «Мы в одной каше«, что означало в одной артели, в одной бригаде.
Польза и Приготовление каши
Крупы из цельного зерна – важный источник растительных белков и углеводов.
Еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами.
Каша — это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт.
Крупы богаты клетчаткой, которая регулирует пищеварение, улучшает состав крови и состояние сосудов, что позволяет поддерживать в хорошей форме работу сердца.
Крупы содержат в нужном нам количестве и идеальном соотношении железо и медь, цинк, а также белки, витамины группы В, РР. Из зерна злаков мы получаем жизненно важные аминокислоты, 18 из которых незаменимые.
Крупы медленно перевариваются и усваиваются, что дает ощущение сытости.
В цельном зерне достаточное количество клетчатки, а именно грубых пищевых волокон не хватает в рационе современного человека.
Гречневая каша богата белком, минералами, быстро усваивается, великолепно укрепляет иммунитет. Каша гречневая богата витаминами, особенно группы В, минеральными веществами (магний, калий, железо, фосфор). И по количеству углеводов, белков и жиров она превосходит остальные крупы. Причем ее белки по своему аминокислотному составу считаются наиболее полноценными. Гречка богата лецитином, что полезно при заболеваниях печени, выводит вредный холестерин из организма. Необходима в диете больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом. Для сохранения полезных свойств каши рекомендуют не добавлять в нее сахар и не варить на молоке.
Овсяная каша, геркулес (пропаренные и сплющенные зерна овса) богата растительными белками, минералами, укрепляет кости, содержит много магния, фосфора, витаминов группы В, витамин РР и С, а также витамин Н, который улучшает не только самочувствие, но и состояние кожи. Овсянка содержит много клетчатки, что необходимо для работы кишечника. Способствует выведению вредных веществ из организма, нормализует пищеварение.
Помимо каши необычайно полезен всем известный
САЛАТ КРАСОТЫ:: 2 ст.л. овсянки заливают на ночь кипяченой водой, с утра добавляют тертое яблоко, морковь, измельченные орехи и изюм, заправляют йогуртом, ложкой меда и соком лимона.
Пшенная каша (из проса), укрепляет сердце, ткани, кожу; дает дополнительную силу организму. Она богата минеральными веществами, особенно калием и магнием, так необходимыми для работы сердца, и витамином РР. Также в составе пшенной крупы много полезных микроэлементов: цинка, меди, марганца. Не рекомендуется длительно хранить пшенку из-за возможности прогоркания.
Рисовая каша хороша на завтрак: богата крахмалом, белком, микроэлементами. Содержит много углеводов и мало клетчатки. Особенно полезен бурый (черный) рис. Именно он, как считают японцы, положительно влияет на интеллект. Большое содержание белка обусловливает ее использование в постные дни. Можно рис использовать как закрепляющее средство при кишечных расстройствах. Благотворное влияние рис оказывает и на нервную систему.
Чтобы сохранить максимум полезных веществ в рисе, необходимо при приготовлении следовать следующим правилам: заливать рис кипящей водой (2:3), закрывать плотной крышкой, варить 12 минут (3 минуты – на сильном огне, 7 минут – на умеренном, 2 минуты – на слабом), дать настояться под закрытой крышкой еще на 12 минут.
Перловая и ячневая крупа вырабатываются из ячменя. Перловая крупа из цельного ячменного зерна, очищенного от оболочки. А если это зерно раздробить, получится ячневая.
Перловка содержит витамины группы В, клетчатку, белки и углеводы, но в небольшом количестве. Поэтому она не является наиболее ценным продуктом. Но перловая крупа содержит лизин – аминокислоту, борющуюся с вирусами и микробами. Также она поможет при запорах. Детям ее не рекомендуют.
Имеет особенности приготовления: перловку необходимо предварительно замачивать на 10-12 часов; после закипания нужно оставлять ее на водяной бане еще на 5-6 часов.
Кукурузная каша отлично очистит организм от ядовитых соединений и укрепит сердечно-сосудистую систему. Кукурузная крупа содержит витамины В1, В2, С, РР, а также каротин (провитамин А). Она способна в некоторой степени снижать брожения в кишечнике, а из-за высокого содержания клетчатки может выводить из организма вредные вещества. Содержит и незаменимые аминокислоты – лизин и триптофан.
Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп полезнее, чем из одной, так как каждая крупа имеет свой химический состав, и чем больше круп используется в смеси, тем выше пищевая ценность каши.
Пропорции крупы и воды в приготовлении каши:
Для варки рассыпчатой каши необходимо взять на 1 стакан гречки 1,5 стакана воды; на 1 стакан пшена — 1,75 стакана воды; на 1 стакан риса — 2,5 стакана воды.
Для варки вязкой каши необходимо взять на 1 стакан гречи 3 стакана воды; на 1 стакан пшена — 3,5 стакана воды; на 1 стакан риса — 4 стакана воды.
Для варки жидкой каши необходимо взять на 1 стакан пшена 1,5 стакана воды; на 1 стакан риса — 5,5 стакана воды. Из гречки жидкую кашу обычно не варят.
Все крупы, кроме манной, перед варкой обязательно моют, а перловую и бобовые — обязательно замачивают.
Самая вкусная каша получается тогда, когда она варится в глиняном горшке в духовке, а еще лучше — в русской печи. Можно кастрюльку с только что сваренной кашей поставить в теплое место, закрыв подушкой на 30 минут (или более), предварительно добавив в кашу 1-2 ложки сливочного масла.
Пословицы и поговорки
«Каша – кормилица наша»
«Русского мужика без каши не накормишь»
«Без каши обед не в обед»
«Щи да каша – пища наша»
«Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова»
«Русская каша — матушка наша»
«Кашу маслом не испортишь»
«Что за обед, коли каши нет»
«Щи да каша — пища наша»
«Хороша кашка, да мала чашка»
«Каша — кормилица наша»
«В родном доме и каша гуще»
«Без каши семью не накормишь»
«Заварил кашу, так не жалей масла»
«Мать наша, гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота»
«Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась»
«На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была»
«В людях кашу варят, а дома и крупы для супа нет».
«Каша из топора» Русская народная сказка
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Мини-исследование — компиляция по открытым источникам Интернета
в том числе — старинная открытка «Не сравниться колбасе с русской черной кашей«.
Автор Виктория Катамашвили.
При использовании активная ссылка на материал обязательна.

Сценарий развлечения «Её величество — каша!». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Елена Елтуховская
Сценарий развлечения «Её величество — каша!»
Цель: Раскрыть значение каш для правильного питания дошкольника.
Задачи:
1. Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.
2. Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.
3. Расширить знания ребят о пользе каш.
Ведущий: Сегодня героиней нашего праздника будет её величество – каша.
Кто из нас в хоть раз жизни не пробовал каши?
На Руси каша из покон веков занимала важнейшее место в рационе питания, являясь одним из основных блюд, как у бедных, так и богатых людей. Отсюда и пословица «Каша – мать наша»! Очень много сложено легенд и сказок о каше это, потому что издавна наш народ занимался земледелием: выращивал рожь, пшеницу, ячмень, просо (показ разнообразной крупы). Каша была обязательным угощением на свадьбах, а также при заключении мира между враждующими сторонами в знак дружбы и мира. И если не получалось заключить согласие, то говорили «С ним каши не сваришь!»
С маленькими детьми обязательно играют в игру: «Сорока — белобока, кашу варила…» Кто её из вас помнит?
Исполняют песню: «Варись, варись кашка…»
Ведущий: Давайте послушаем шуточные стихи про кашу.
1 ребенок: Если в беспорядке ваши мысли, Если в голове у вас сумбур.
Говорят в голове у вас каша, Только, это друзья чересчур!
Ведь согласитесь-ка ребята, Что поговорка не права,
Ну, разве каша виновата, Что бестолкова голова.
2 ребенок: Если все слова смешались ваши, если вашу речь нельзя понять.
Говорят во рту у вас каша, обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка ребята, что приговор не справедлив.
Да разве каша виновата, когда язык у вас ленив.
3. ребенок: Если порвались ботинки ваши, и в дыре нога видна.
Говорят: башмаки просят каши, значит вновь, виновата она.
Но разве правильно ребята, нам возмещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата, что плохо вбит в подошву гвоздь.
Не верьте, в разные обманки, нет ничего прекрасней манки!
Ведущий: Каши бывают разные, но все они очень важные, полезные и вкусные.
4. ребенок: Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.
Как? За что? И почему? поклоняюсь я ему.
5. ребенок: Я люблю кашу из печки, да когда она из печки.
Со сметаной белою, только не горелую.
6. ребенок: А я манную люблю, всем всегда её хвалю
А с малиной красной нет каши прекрасней.
7. ребенок: Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.
Думала: еда пропала, три добавки съел и мало!
Ведущий: Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В ней много витаминов и полезных веществ, для здоровья и роста детей.
Исполняют песню: «Кошалотик, кошалот».
8. ребенок: Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.
В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.
9. ребенок: Я люблю овсяную, кашу очень главную.
В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.
10. ребенок: Расскажу про новую, про кашу перловую.
Я её люблю с грибами, с перцем, солью, огурцами.
11. ребенок: Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,
Каши всякие нужны, каши всякие важны!
Ведущий: Ребята, а какие каши вы любите и знаете? (ответы детей).
А какие продукты нужны для того, что бы приготовить вкусную и полезную кашу? (ответы детей).
Игра: «Свари кашу для гостей».
Игра: «Сервировка стола».
Ведущий: Ребята русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Назовите их:
1. Кашу маслом не испортишь.
2. Кто заварил кашу тот и расхлёбывай.
3. Мать наша – гречневая каша.
4. Без каши и обед не обед.
5. Где каша с маслом тут и место наше.
А теперь давайте поиграем. Игра: «Узнай крупу на ощупь».
Игра: «Золушка».
Ведущий: Ребята, ешьте каши и будете здоровы всегда!
С каждым днем вы подрастайте. Сил, здоровья набирайте!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *