Легенда о киеве для школьников

Содержание

История Киева: легенда основания


История основания Киева описана в древней легенде.
Фото: Yuri Hnilazub/photos.com

История Киева уходит своими корнями в глубокую древность. Со школьной скамьи нам известна красивая легенда о возникновении Киева, которую увековечил в своей «Повести временных лет» Нестор Летописец. Согласно ей, в 482 г. три брата Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основали на живописных берегах Днепра город, ставший центром племени полян. Назвали город в честь старшего брата ? Киевом.

История Киева и всей Руси воссоздана в парке около села Копачив.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

История Киева: в парке проводятся различные исторические фестивали.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

Археологи утверждают, что история Киева началась за несколько тысяч лет до нашей эры. Но так как поселения племён, находившиеся на территории современного Киева, со временем пришли в упадок, то началом истории Киева принято считать конец V в. нашей эры, когда население стало проживать здесь постоянно. Археологические раскопки останков древнего городища на Старокиевской горе подтверждают этот факт.
С VI в. Киев постепенно обретает черты феодального города. Благодаря выгодному географическому положению, Киев привлекал князей, купцов, ремесленников, превративших его в крупный торговый и ремесленный центр Восточной Европы. Во времена правления новгородского князя Олега Киев стал княжеской столицей могущественного древнеславянского государства ? Киевской Руси.

Софийский собор ? древний памятник истории Киева.
Фото: Elya/ru.wikipedia.org

Золотые ворота ? ещё один памятник истории Киева времён Ярослава Мудрого.
Фото: Takearest.ru

Важнейшим событием в истории Киева стало принятие Русью христианства. В это время был построен первый каменный христианский храм ? Десятинная церковь. В XI в. по приказу князя Ярослава Мудрого были возведены Софийский собор, Золотые ворота, основан древнейший славянский монастырь ? Печерская лавра, открыта первая в Киевской Руси библиотека.
После смерти князя Владимира Мономаха в XII в. начался процесс дробления государства на множество княжеств. В 1240 г., воспользовавшись временным политическим ослаблением, внук Чингисхана ? Батый, собрав бесчисленные полчища монголо-татар, взял город приступом. Наступил кризисный момент в истории Киева. Почти сто лет монголо-татары бесчинствовали на украинских землях.
Новый период в истории Киева начинается в XV в., когда город вошёл в состав Великого Княжества Литовского. После объединения Литвы и Польши в одно государство наступил упадок славного города из-за притеснений его католической Польшей. Это привело к освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой под предводительством Б. Хмельницкого. В результате Киев и вся Украина были переданы в подданство Российской империи.

Военную историю Киева вам поведают в музее Великой Отечественной войны.
Фото: Dgri/en.wikipedia.org

После революции 1917 г. в России власть в Киеве переходит из рук в руки. Судьба города окончательно была решена в июне 1934 г., когда Киев вернул себе статус столицы УССР.
Трагические страницы истории Киева ? время Второй Мировой войны. После 72 дней героической обороны города, Киев был захвачен фашистскими оккупантами.
После освобождения столицы 6 ноября 1943 г. город возрождался стремительными темпами. Но доносы, чистки, ссылки в ГУЛАГ и расстрелы в тюрьмах НКВД держали население в паническом страхе до самой смерти И. В. Сталина.

Киево-Печерская лавра играет огромную роль в истории Киева.
Фото: Takearest.ru

В настоящее время Киев ? одна из крупнейших европейских столиц. Современный город не утратил связи с древностью. Вспомните об этом, проходя мимо Софии Киевской, памятников княгине Ольге и Б. Хмельницкому, любуясь панорамой на золотые купола Киево-Печерской лавры или просто прогуливаясь по Андреевскому спуску. Гордиться Киевом ? это в первую очередь знать его многовековую историю.
Полезная ссылка.

Основание Киева: мифы, легенды, версии | znaj.ua

Историю из «Повести временных лет» знают почти все. Можно даже просто процитировать:
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.
Чтобы Кий и его братья не выглядели мифическими персонажами, летописец даже уточняет, что киевский князь ездил в Византию и его принимал сам император. При этом Нестор упоминает версию, по которой Кий был простым перевозчиком через Днепр, но сам ее и опровергает. Дескать, это все злые языки говорят.
Другие источники
Беда с «Повестью временных лет» всегда одна – уже в те годы на Руси прекрасно знали, что такое политическая конъюнктура и цензура. Так, например, в другой летописи – новгородской – содержатся сведенья о том, что Киев был основан в 854 году. При этом большинство историков сходятся на том, что основан он был раньше, а новгородцы просто пытались представить свой город более древним и значимым для Руси.
Так когда же был основан Киев? В Записках императора Константина Багрянородного, составленных не позднее 952 года, город фигурирует под двумя названиями: «крепости Киоава, называемой Самватас». Самватас – это, скорее всего, хазарское название Киева, потому что приставку «сам» хазары часто использовали для обозначения крепостей.
Это же слово мы встречаем на надгробной плите, найденной археологами близ Константинополя, которая гласит, что здесь похоронен Хильбудий, сын Самбатаса. По свидетельствам Прокопия Кессарийского, Хильбудий был славянином-наемником, который служил у византийского императора Юстиниана I. Некоторые историки и вовсе склонны ассоциировать Хильбудия с Кием, но таких радикальных предположений мы делать не будет. Просто остановимся на том, что название Самбатас или Самватас фигурирует в источниках, относящихся к VI веку н.э., а значит Киев уже, возможно, существовал.
Это косвенно подтверждает и армянский источник под названием «История Тарона», датируемый VII веком. Там упоминаются некие братья Куар, Мелтей и Хореан, которые основали город. Хотя отождествление их с Кием, Щеком и Хоривом может быть только предположением.
Хазарский след
Часть историков (например, Георгий Вернадский, сын знаменитого Владимира Вернадского) полагают, что Киев имел хазарское «имя» не просто так. И именно хазары могли его и основать. Основным доводом в пользу этой версии является не только наличие названия Самватас, но и тот факт, что малочисленное племя полян вряд ли стало бы строить город на самой границе с территориями кочевников. Ведь его бы быстро взяли штурмом.
А вот хазары, которые тогда как раз набирали вес в регионе, вполне могли это сделать. Жить в этом городе, естественно могли и хазары, и славяне, шла активная торговля, вот Киев и имел два названия. Версия интересная и заслуживает внимания в любом случае.
Экзотические версии
Среди других теорий насчет основания Киева есть, например, версия историков М. Щербатова и Г. Миллера, которые утверждали, что город был основан гуннами. Эта версия слабо выдерживает критику, ведь нет никак серьезных источников, где сохранились бы малейшие сведения о том, что гунны вообще основывали какие-то крепости и города в этих землях. Вся аргументация Миллера строилась на том, что некоторые средневековые источники именуют Киев Унигардом, что созвучно со словами «унну» или «хунну».
А вот Василий Татищев считал, что город основали сарматы до того, как были просто вытеснены славянами. В таком случае, Киев получается древнее веков на пять или шесть. С другой стороны, никто не мешал сарматам иметь на этом же месте какое-то укрепление или временную стоянку. Вот только городом это называть все-таки было бы преувеличением.
Кроме того, есть также версия, что Киев был основан готским королем Книве, а некоторые даже ассоциирует его с столицей государства легендарного Эрманарика. Впрочем, эти версии не имеют серьезной доказательной базы и проигрывают даже «хазарскому варианту».
Что в итоге?

Легенды Киева

«FunnyDay» составил рейтинг легенд, которые уже годами витают над столицей. Побывайте в местах связанных с ними и вы увидите столицу с другой — порой сказочной, а порой мистической стороны.

О названии
Давным-давно в небольшом поселении, находившемся не далеко от территории современного Киева, главенствовал очень жестокий князь. Он издевался над жителями, пресекая любые проявления свободы. Люди долго сносили его выходки, но однажды терпение лопнуло. И они решили навсегда избавиться от тирана. Вооружившись большими киями, они всем поселением пошли на правителя. Тот убегал от рассвирепевших жителей на коне. Но не тут то было. Свободолюбцы догнали князя и забили до смерти. А когда поняли, что навсегда избавились от поработителя, решили не возвращаться на бывшее место жительства. Они с облегчением побросали свои кии и обосновались в неведомой местности. А свой новый город нарекли Киевом от названия кий — палки, которой обуздывали тирана-правителя.
О нераздельной любви
Мостик влюбленных официально именуется Парковым мостом, но среди киевлян также бытует и другое, несколько грустное название — Чертов мостик. Согласно легенде, романтический мост, где время от времени создаются влюбленные союзы, привлекает несчастных влюбленных, решившихся расстаться с жизнью по причине неразделенной любви. Началось все в прошлом веке с влюбленного отчаявшегося гимназиста, который сиганул вниз. По сей день молодые люди с разбитым сердцем сводят здесь счеты с жизнью.
Было время, когда власти были вынуждены поставить неподалеку городового, хотя за частую ему не удавалось предотвратить трагедию. В советское время этот Парковый мост даже закрывали, но самоубийцы каким-то образом все-таки проникали на него и совершали свой смертельный прыжок в бездну.
О священном роднике
По легенде, на месте нынешнего фонтана «Самсон» когда-то бил священный родник. Считалось, что от этого источника зависит судьба Киева: пока он существует, до тех пор будет стоять город. Версия историков менее романтична. Они утверждают, что на месте «Самсона» располагался резервуар, в котором скапливалась вода из родников двух гор — Замковой и Андреевской.
О лысой горе
До сих пор Лысая гора сохранила свой первозданный вид, на ней полностью отсутствуют какие бы то ни было приметы цивилизации, включая осветительные фонари. Может быть так потому, что на ней до сих пор празднуют свои шабаши ведьмы?!
По сей день современные киевские жрецы, белые, черные маги, колдуньи и сатанисты все еще приходят на Лысую гору, которую считают одной из трех настоящих в мире. Дурная репутация за горой закрепилась еще во времена хана Батыя. Захватив Киев, он замуровал в ее пещерах укрывавшихся жителей. Говорят, с тех пор их души не дают покоя жителям окрестностей.
Может и не случайно на Лысой горе женщины пытаются покончить жизнь самоубийством, бросаясь с вершины. Таких случаев только в советский период насчитывается более семидесяти, утверждают историки. В свое время вдохновляла гора и писателя Михаила Булгакова. Как известно он был большим любителем описывать полеты на метлах и прочие безобразия.
О входе в параллельный мир
Кроме горы, много легенд слагали об Андреевском спуске. Наши предки верили, что на нем существует вход в параллельный мир. Врата в него открываются тогда, когда не существует времени. Такой момент наступает в 00 часов 00 минут. Ход открыт всего секунду. Вот только как именно пробраться туда, а потом спокойно вернуться, точного рецепта нет.
О сладостях
Киевовоед Станислав Цалык считает, что в Киеве обитают самые искусные кондитеры. «В 19-20 веках весь Крещатик был усыпан кондитерскими, полакомится сладостями, которых приезжали люди со всей Украины, и из за рубежа. Варенье к императорскому двору заказывалось только в Киеве. А в советские времена Киевский торт был символ наилучшего кондитерского изделия», — говорит киевовед. Он рассказывает легенду, которая повествует, почему у киевлян завязался роман с кондитерской отраслью.
200 лет назад среди киевских купцов ходила история о петербургском кондитере, швейцарце Бальи, который, сопровождая императрицу Екатерину II во время прогулки по киевским улицам ранней весной 1787 года, поскользнулся и сломал ногу. Пока поправлялся, жил в загородном доме киевского старосты на Приорке, утопавшем в роскошных фруктовых садах. От нечего делать Бальи занялся изготовлением варенья из ягод и фруктов старостиного сада, которое потом и отправил царице. Неведомый десерт якобы так понравился Екатерине, что она приказала швейцарцу оставаться в Киеве и готовить лакомства для царского двора.
О бронзовом коте
Если одновременно подержаться за хвост и ушки кота, то можно загадать желание.
Бронзовый памятник коту в натуральную величину стоит на камне в парке напротив Золотых Ворот. В первоначальном варианте на постаменте рядом с котом была птичка, но после того как ее несколько раз пытались присвоить туристы, жаждущие сувениров, кота было решено оставить в гордом одиночестве. По одной из легенд, которые так любят придумывать киевляне, в одном из близлежащих ресторанов действительно жил кот, в честь которого и установили памятник. Был он очень умным и забавным. Ловил мышей, развлекал хозяев и посетителей. Но однажды случился пожар, и всеобщий любимец погиб. В память о нем и поставили скульптуру.
Легенды для доверчивых
С каждым годом появляются все новые и новые легенды для доверчивых киевлян и гостей столицы. К примеру, киевские экскурсоводы рассказывают, что если, гуляя возле дома с химерами, разглядеть среди русалок, дельфинов и львов маленького крокодильчика, то можно смело загадывать желание. А чтобы избавиться от насморка нужно всего лишь подержаться за памятник Носу на Андреевском спуске. В свою очередь студенчество верит в то, что если накануне экзамена прикоснуться к бизону возле зоопарка, то повезет непременно, а если подойти к статуе Нестора Летописца и три раза заглянуть в его книгу, то сессия вообще не страшна.
Марина Кот
FunnyDay 22 декабря 2009

Киев. Легенда о Кие | Путешествия по городам России и зарубежья


Киев – столица Украины, расположен на реке Днепр. Один из крупнейших городов Европы. Киев был столицей Древнерусского государства и в силу своего значения его даже иногда называют «матерью городов русских».
Сегодня Киев – это не только исторический город, но и современный мегаполис с современной инфраструктурой, высотными зданиями и шикарными гостиницами (Например, http://superhotel.kiev.ua, гостиница)
Топонимика Киева
По одной из версий, Киев был основан легендарным вождем днепровских полян Кием. Согласно «Повести временным лет» Кий вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью, построил город на правом берегу Днепра. В честь старшего брата Кия и был назван Киев. Однако эта версия возникновения топонима подвергается критике некоторыми топонимистами, которые считают легенду об основании города лишь этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.
Отрывок в «Повести временных лет», посвященный Кию:
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…
Перевод Лихачева Д.С.
Существуют и другие версии легенды о Кие: армянский, новгородский и фрагмент Яна Длугоша, которые рассказывают о князе и его династии более подробно. Что из них правда, а что вымысел, остается загадкой по сей день.

легенда об основании Киева — Школьные Знания.com

Широкое распространение получила легенда, согласно которой город-государство Киев был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедь. Город был назван по имени старшего из братьев — Кия — легендарного князя восточных славян.
Легенда впервые приводится в «Повести временных лет», но историки считают, что она является мифом и использовалась летописцами для объяснения названия киевских местностей. Летописцы также считали Кия и его братьев родоначальниками полянского племени славян.
Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда была написана в летописи специально для братьев Аскольда и Дира, для того чтобы объяснить им историю города, в котором они хотели править. Точно время правления Кия в легенде не указано, поэтому очень сложно определить точный возраст города Киева.
Согласно легенде, славяне были единым народом еще в первом веке нашей эры (при апостолах Христа) и жили в то время на берегах Дуная. Позже, под давлением ромеев (римлян), они были вынуждены переселиться, и осели на берегах Борисфена (Днепра). Это было племя полян, получившее название от того, что сидели «в поле» и занимались земледелием м животноводством. И действительно, сведения о переселении славянских племен с берегов Дуная на север нашли свое подтверждение — до 106 года нашей эры римский император Траян завоевал придунайские земли. Окончательно славяне осели на месте нынешнего Киева после опустошительного вторжения племен гуннов в 376 году нашей эры.
Далее легенда повествует о том, что после смерти братьев Киев начинает притесняться окрестными племенами (в особенности древлянами) и вынужден платить непомерную дань хазарам. К концу седьмого века нашей эры поляне и другие славянские племена действительно попадают под власть Хазарского каганата, которому платили дань почти два столетия.
Но еще до власти Хазарского каганата славянские племена входили в состав империи гуннов под предводительством Атиллы в период с 376 по 453 годы нашей эры. Именно после начала распада империи в 453 году, по мнению историков, мог появиться легендарный Кий, основатель Киева и первый князь славян. Некоторые летописи говорят о том, что в шестом-седьмом веке нашей эры у славянских племен в управлении была своеобразная «демократия», поэтому один человек не мог править единолично, но это пока еще не подтвержденная информация.
В «Повести временных лет» начало (происхождение) Русской земли связывается с появлением варягов (викингов) и первым военным походом на Византию (Константинополь) в 860 году. Однако летописец затрагивает и вопрос начала государственности — «кто в Киеве начал княжить». Также летопись четко говорит о том, что к моменту ее написания «киевляны» уже прекратили платить дань хазарам и стали повелевать другими народами и племенами. Согласно летописи, история Русской земли — это история племени полян, назвавшихся «русью» и сумевшими добиться превосходства над другими славянскими племенами.

Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар в основании Киева) | Статья в сборнике международной научной конференции

Сегодня,
рассматривая вопрос об основании Киева, мы, в первую очередь,
опираемся на легенды, которые сохранились в русских летописях. К ним
можно добавить еще один документ – отрывок из «Истории
Тарона» армянского автора Зеноба Глака.
В
русских летописях предание об основании Киева сохранилось в двух
основных версиях. Начальный летописец с первых же слов дает
обоснование названию Киева: «Якоже древле царь Римъ, назвася и
во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и
паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его
Александриа; и по многая мbста
тако прозвани быша грады в имена царев
тbхъ
и князеи тbхъ:
тако жъ и в нашеи странb
званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако
перевозника бывша; инbи
же: ловы дbяше
около города» [1, с. 103]. Дальше летописец конкретизирует
детали основания города на Днепре: «В лbто
6352. Начало земли Рускои. Живяху кождо съ родомъ своимъ на своихъ
мbстех
и странахъ, владbюща
кождо родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму же
имя Щекъ, третьему же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сbдяше
Кыи на горb,
идbже
нынb
увоз Боричевъ, и бb
с родомъ своимъ; а братъ его Щекъ на друзии горb,
от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася
Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старbишаго
и наркоша имя Кыевъ» [1, с. 104 – 105].
Нестор,
сохраняя основную канву легенды начального летописца, несколько
уточняет ее. Эти уточнения можно объяснить несколькими моментами.
Во-первых, он считает себя Полянского рода, и сразу выделяет полян
среди других славянских племен: «Поляномъ же живущим особb
и владbющимъ
роды своими». Другие славянские племена для него «прочии
погани» [2, с. 16, 22]. Во-вторых, летописец представляет
версию о перевозчике более подробно с той лишь целью, чтобы
опровергнуть ее, обосновывая детально княжеское происхождение Кия:
«Инии же, не вbдуще,
ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть; у Киева бо перевозъ бяше тогда
съ оноя страны Днепра, тbмь
глаголаху: на перевозъ на Киевъ. Аще бо быль перевозникъ Кый, то не
бы ходилъ къ Царюграду» [2, с. 18]. Предание начального
летописца, дополненное Нестором, продолжало существовать и
записываться в русских землях вплоть до нового времени.
Новгородская
летопись датирует время основания Киева 854 годом. Но в вопросе даты
основания города обратимся к источнику, который уже существовал до
этого, скорее всего условного, года основания, и не был известен
русским летописцам. В «Истории Тарона», написанной, по
мнению Н. Я. Марра, в VII
веке есть вставка, которая не относиться непосредственно к истории
Армении. Н. Я. Марр обратил внимание на поразительное сходство этой
легенды с преданиями русских летописей об основании Киева. По
армянской легенде три брата Куар, Мелтей и Хореван основывают три
города и дают им названия по своим именам. А позже, поднявшись на
гору Каркея, основывают там селение [3, с. 60]. Армянская и русская
легенды совпадают рядом конструктивных деталей, числом героев и даже
описанием природы, где был заложен город. Основным отличием двух
свидетельств об одном событии является сохранение в армянской легенде
племенного, а не кровного родства героев. Именно в этом контексте
необходимо и рассматривать личности самих братьев, а, следовательно,
и событие основания города.
Как
и все предания, легенда об основании Киева в русских летописях имеет
два пласта – мифологический и исторический. Вернее, таковыми мы
их видим сейчас, для людей того времени они воспринимались в
неразрывном единстве. Как мы уже отмечали выше, армянская версия была
написана раньше по времени и сохранила больше деталей были, в отличие
от русских летописей, связанных с рядом мифических напластований. К
тому же, отрывок из «Истории Тарона» отодвигает дату
основания Киева, по крайней мере, к периоду конца VII
– начала VIII
веков. В этой связи рассматривать легенды об основании Киева, а с
ними и личности основателей необходимо именно с позиций
историко-этнической ситуации, которая сложилась в Среднем Поднепровьи
в этот период.
Полянский
племенной союз сформировался в результате консолидации двух племенных
групп – словен-дулебов и антов. Наследие тех и других
подтверждается археологически, и сохранялось еще в раннем
Средневековье Руси [4, с. 112]. Толчком же к основанию укрепленного
поселения Киева послужило вторжение носителей волынцевской культуры с
Левобережья Днепра. Племенных групп таким образом становиться три –
анты, дулебы и северы, в рядах которых были кочевники.
Археологические исследования доказывают присутствие «салтовцев»
в VIII
веке на территории Киева [5, с. 137]. В этом случае присутствие в
летописях трех братьев «с родами своими» вполне
объяснимо. Братьями по крови Кий, Щек и Хорив становятся позже, в
представлении славянских летописцев, которые были подвергнуты закону
жанра – основание города тремя братьями. В любом случае они
стали братьями, заложив город и создав единый Полянский союз.
Тройственное соправительство, которое сохранялось вплоть до IX
столетия, стало основой договора между племенами, заключенного при
вторжении северы в полянские земли. Именно в такой ситуации Кий
оказывается «перевозчиком». Это не унижение достоинства
князя, а указание на переправу князя и его людей с левой стороны
Днепра. Кий – является северским антом, предводителем
вторгнувшихся племен с Днепровского Левобережья. Этим и объясняется
мифический пласт легенды – именно от антов в славянской среде
распространился миф о Кие-Свароге и связанные с ним представления о
княжеской власти. Это был вариант славянского мифа о божественном
кузнеце Свароге, который победил Змея Трояна. Имя старшего брата
восходит к индоевропейскому обозначению божественного кузнеца –
Кия, победителя Змея. Однако в летописях этот мифический пласт
легенды отражения не нашел. После крещения Руси и борьбы с языческими
пережитками, он был просто вычеркнут. Но сведения о том, что Кий
пришел «из диких полей» и мифические предания о Ковале
сохранялись в киевской округе вплоть до XVIIІ
века [6, с. 21]. В отношении Кия как исторической личности,
украинский историк О. В. Борисова переводит имена трех братьев с
санскрита как «Царь (конунг, князь) имеющий право брать
(грабить, накладывать дань)» [7, с. 20]. Данный перевод, а
вернее версия об одном основателе, а не трех, заставляет по-новому
взглянуть на историю основания Киева. Если Кий – царь,
предводитель пришлого из степей населения, тогда Лыбедь в этом случае
не сестра, а жена могущественного представителя степного племени.
Вполне отвечает реалиям того времени.
Интересным
выступает и тот факт, что после образования Киевской Руси, население
«диких полей» сохраняет профессию своего знаменитого
предка – «перевозчика» Кия. Это население,
обосновавшееся в XI – XIV веках в бассейне Северского Донца и
Дона, не раз упоминается в письменных источниках под именем
«бродники». Кроме русских летописей, упоминание о
бродниках можно встретить и в западноевропейских и византийских
источниках. Так, посол Людовика Святого к Батыю Рубруквис, посетивший
южную часть Русской степи в 1253 г., описывает бродников как особый
алано-русский народ. Западноевропейский посол восхищается их военным
мастерством [8, с. 99, 105, 119].
Большинство
исследователей, опираясь на письменные источники, считают, что
бродники – это действительно смешанное население, которое
включало в себя славянский и алано-болгарский элементы [9, с. 66 –
70]. Византийский историк XII
– XIII
веков Никита Хониат считает бродников ветвью русских, называя их
«тавроскифы».
[10, с. 111].
Не
смотря на то, что они враги Византии, Хониат пишет о них как о
смелых, мужественных воинах. По мнению О. Б. Бубенка, бродники
русских летописей XII века – это аланы, а точнее население,
которое во многом наследовало салтовские и Среднеднепровские традиции
[11, с. 127 – 136]. Археологические древности, которые
интерпретируются с бродниками в бассейне Северского Донца были
открыты луганским археологом М. Н. Ключневым при исследовании
крепости-поселения у с. Нижнетеплое [12, с 42 – 45]. Род
занятий бродников и упомянутое голландским дипломатом и другими
авторами
их
военное мастерство подтверждает тезис о процессе этногенеза, а именно
– закрепленные во времени стереотипы поведения. Временной
период довольно большой – от полулегендарного Кия до бродников
XII
– XIII
веков. Именно стереотип поведения – менталитет –
позволяет четко проследить эволюцию этноса, рассмотреть его признаки,
как базовые, так и привнесенные извне. Напомним, что еще во времена
существования волынцевской археологической культуры смешанное
славяно-аланское населения формировалось в славянской среде как раз
как воины-всадники, да еще и «перевозчики», возглавляемые
Кием.
В
отношении братьев Кия, то их можно соотнести с дулебской и кочевой
частью союза. Нас, в большей степени, интересует Хорив. Название горы
«Хоривица», на которой сел этот брат, явно не славянское.
Некоторые исследователи видят в этом названии отражение имени
ветхозаветной горы Хорив, и связывают это с присутствием в Киеве
хазар [14, с. 337]. До принятия иудаизма, ранние хазары склонялись к
христианству, и скорее всего, были знакомы с библейской образностью
задолго до иудейских проповедей. С этой точки зрения название
происходит от библейской горы, а Хорив – это славянское
производное хазарского предводителя. В русских летописях его
неславянское происхождение забылось, однако мы можем найти его в
армянском источнике.
Лишь в отношении этого брата идет уточнение, что он поставил свой
город в области Палуни
(Поляне) и назвал его Хореан
[3, с.
60]. Основание городов Куаром и Мелтеем в этой области было
естественно, так они были славяне. В связи с этим, можно
предположить, что именно при посредничестве хазар эта легенда могла
попасть в армянскую хронику, они принимали в основании города
непосредственное участие и знали все детали этого предприятия.
Интересна в этом случае еще одна запись в летописи: «…и
наидоша я Козаре, сbдящая
в лbсbсхъ
на горах, и ркоша Козарb:
«платите
нам дань» [2, с. 24]. Исходя из этих слов Нестора, хазары
находились совсем рядом, в лесах, окружавших Киев. Вспомним текст
летописи об основания города: «И бяше около города лbсъ»
[2, с. 16]. Хазары полностью не ушли в степи, часть их продолжала
проживать в Киеве и в его околицах. Отношения со славянским
населением менялось с течением времени. А дань мечами была, скорее
всего, патриотически переосмысленная в более позднее время
капитуляция славянского населения перед более грозным, на то время,
противником.
Тюркские
корни, а вернее двойственность происхождения прослеживается и в
этимологии имени Кия. У славян – Кий означает дубина, боевой
молот, что можно связать с легендой про кузнеца-Сварога. В тюркском
значении Кий – высокий берег. В этой связи интересен еще один
источник, в котором также прослеживается тюркское начало основания
Киева. В труде «Об управление империей» Константина
Багрянородного Киев назван крепостью Киова, которую называют также
Самбатас [8].
Среди множества версий объяснения этимологии этого слова существует и
тюркско-хазарское: sam
– высокий, верхний, bat
– высокое укрепление. Это объяснение соответствует реальному
местоположению Киева. Возможно, что это более позднее название,
связанное с влиянием Хазарского каганата на развитие Руси.
Археологические исследования, находки монетных кладов только
подтверждают, что экономический подъем Киева проходил под эгидой
хазар.
Таким образом, основание
Киева, по сути, стало первой попыткой объединения аборигенов и
пришлого населения в единый союз под одним именем вокруг одного
городского центра. Хазары, приняв участие в основании Киева, дали
толчок для формирования его как города по европейским критериям,
которые существовали в то время: наличие торговли, экономики,
административных органов.
Литература:
Новгородская
первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л.:
Издательство Академии Наук СССР. – 1950. – 659 с.
Повість
минулих літ: Літопис (за Іпатським списком) / [Пер.
з давньоруської, післяслово, комен. В. В. Яременка].
– К. : Рад. Письменник, 1990. – 558 с.
Марр
Н. Я.
Книжные легенды
об
основании
Куара
и в
Армении
и
Киева
на
Руси
/ Н. Я. Марр //
Избранные произведения.
Т. 5. – М.-Л.:
Государственное социально-экономическое издательство,
1935. – 689 с.
Седов
В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / В.В. Седов. – М.:
Наука, 1982. – 328 с.
Каргер
М. К. Древний Киев / М. К. Каргер. – Т. 1.— М.-Л.:
Издательство Академии наук СССР, 1958. – 580 с.
Гизель
И. Синопсис или Краткое собрание различных летописцев, о начале
славяно-российского народа. / И. Гизель. – К.: Типография
Лавры, 1680. – 218 c.
Борисова О. В. Релігійний чинник у геополітичних
устремліннях еліт України в добу Середньовіччя : монографія / О. В.
Борисова. – Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса
Шевченка», 2010. – 320 с.
Вильгельм де Рубрук Путешествие в восточные страны // Введение,
перевод и примечания А. И. Малеина. – СПб.: Тип. А. С.
Суворина, 1911. – С. 79 – 194.
Козловский А. А.
Этнический состав оседло населения южного Поднепровья в IX-XIV вв.
// Земли Руси в IX-XIV вв. (История и археология): Сб. Научных
трудов. – Киев, 1985. – С. 66 – 70.
Византийский
временник / Акад. наук СССР. Ин-т всеобщ. истории. – М.:
Наука, 1953 – Т.
41 /
[Редкол.: З. В. Удальцова (отв. ред.) и др.]. – 1980. –
311 с.
Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI
– начало XIII вв.) / О. Б. Бубенок.
– К. : Логос,
1997. – 224
с.
Ключнев М. Н. Исследование креп ости-поселеня XVII — XVIII вв. в с.
Нижнетеплое Луганской области / / Исследования археологических
памятников эпохи украинского казачества: Сборник научных трудов.
Вып. 3. – К, 1994. – С. 42 – 45.
Вернадский
Г. В. Древняя Русь
/
[Пер.
с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева]. /
Г. В. Вернадский. –
Тверь: ЛЕАН, 1999. – 448 с.
Константин
Багрянородный Об
управлении империей. – 2 изд. – М.: Наука, 1991. –
496 с.

Легенды о возникновениии Киева —

На месте нынешнего Киева существовали поселения со времен Геродота . Поселения эти то возникали, то исчезали в зависимости от исторической обстановки в районе. Говоря о Киеве, мы имеем в виду лишь тот город, который в результате непрерывного развития превратился в центр Киевской Руси.
В VI-VII вв. на территориях, впоследствии объединяемых понятием «Русская земля», центром которой был Киев, существовала богатая, содержащая много золотых и серебряных предметов, «дружинная» археологическая культура «пальчиковых фибул», слои которой опирались на немногие «грады». Сельские культуры — «пеньковская» и «колочинская», составляли для нее как бы социальный фон. Эта культура резко отличается от культур соседних славянских племен и тесно связана с городами Боспора , которые к этому времени перестали быть форпостами греческой культуры , с Херсонесом и Тмутараканью и имеет много общеевропейских форм. Рыбаков называет ее культурой русов, которых он считает одним из славянских племен, несмотря на приводимые им же данные, противоречащие такому утверждению . Культура «пальчиковых фибул» не имеет исторических корней на этих территориях и исчезает в VII в., хотя некоторые ее элементы прослеживаются в славянских находках VIII-IX вв., как считает крупнейший советский археолог и историк Артамонов. По его утверждению, этническая принадлежность этой культуры не установлена, хотя она «совершенно несомненно» не славянская . Легенды об основании Киева сохранились у русского и других славянских народов, у германских народов и у армян. Сходные мотивы прослеживаются в легендах об основании Кракова и Праги — городов, лежащих на торговом пути Киев — Регенсбург . Рассмотрим две легенды: наиболее древнюю — из «Истории Тарона» Зеноба Глака, армянского историка, которую Марр относит к VI в. , а некоторые историки — к VIII в. , а также легенду, изложенную в Повести временных лет . По легенде Зеноба Глака, два брата, Деметр и Гисаней (оба имени типичны для фиаситов) , изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой, где они построили город Вишап. Затем в Аштишате (Змееграде) они поставили двух идолов — своих патронов. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев, «…и дал власть трем их сыновьям — Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра» . В «Повести временных лет» записана следующая легенда : «И быша 3 братья: единому имя Кий, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне увозъ Боричевъ, а Щекъ седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша градъ во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киевъ. Бяше около града лесъ и боръ великъ, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».
Имена легендарных основателей прослеживаются в топонимике древнего Киева. Гора, на которой была построена дрвнейшая часть города, носила название Хоривица, другая гора называлась Щековица , на территории Киева находилась речка Лыбедь. Имена двух братьев в русской и армянской легендах совпадают, а имена Щек и Мельтей, по мнению Марра и других исследователей имеют один и тот же смысл — «змей». Ряд ученых отмечали, что имена всех трех братьев не имеют «никаких признаков славянской принадлежности» , а обе легенды ясно указывают, что братья были пришельцами в земле полян. Происхождение имени одного из основателей Киева определяется однозначно и связывается с евреями: «Хорив» или «Гора» — название горы в Синае, на которой Моисей получил Тору. Эта гора была выбрана Б-гом для вручения Торы потому, что на ней никогда не стояли идолы . Однако, если Хорив — гора, на которой никогда не стоял идол, то древнее имя Киева — «Киун» естественно сопоставить с еврейским названием места, на котором установлен идол Киун . По-сирийски это название звучит «Каван», по-арабски — «Кайван» , что позволяет объяснить различные произношения имени города: древнее «Киун», арабское «Куява» и русское «Киев». Чередование «у-в» естественно, так как представляет собой различное прочтение буквы «» (вав). Близкие по звучанию названия населенных пунктов в различных местах Польши и Литвы, сохранившиеся с дренейших времен, по-видимому, имеют это же происхождение. Например, в средней Польше есть местность Куява, с которой связаны легенды об основании Польского государства и где находятся древнейшие населенные пункты Киево, Киевица и другие со сходными названиями. В Новодомском повете есть село Киев. Села и города с подобными названиями есть в Силезии, Моравии, Угорщине, Сербской Лужице и других местах . Еще одно название Киева, приведенное в сообщении Константина Порфирородного, — «Самбат» , а также встречающееся в былинах древнее название Днепра — «Сафет» или «Израй-река» легко могут быть объяснены: Сафат — это священная, или субботняя («» — «шабат») река еврейских сказочных (агадических) преданий, протекающая по территории, населенной десятью потерянными коленами Израиля . Название «Сафет» — «Самбат» применительно к городу или реке может быть истолковано на основании ивритского «шабат» — «суббота», которое в славянских и германских языках должно было превратиться в «самбат», «Samstag» . С другой стороны, бог (Киун, Кайван) отождествляется греками с Сатурном, днем которого была суббота, что сохранилось во многих европейских календарях. На иврите Сатурн носит название Шабтай «», т. е. тот же «шабат — суббота — самбат». Все три названия происходят из одного источника . Признанная связь одного из основателей Киева с евреями, а также возможность объяснить из иврита имя второго, оправдывают попытку истолкования с тех же позиций и имени третьего — Щека. Для выяснения того, кто мог бы скрываться под этим названием, еще раз обратимся к былинам, как это делали представители так называемой «исторической школы» В.Ф.Миллер, А.Н.Майков, М.Г.Халанский. идр. . Русский эпос — былины — знает четыре наиболее древних образа, играющие первостепенные роли: Змей, Вольга-Волх, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Змей является отцом Вольги, главного героя наиболее древней былины, сложившейся в языческие времена , исследователи усматривают в этом проявление тотемизма . В этой легенде нашел отражение номадический период развития Руси: хотя зачатие и рождение богатыря происходит в Киеве, его деятельность не связана с определенной территорией. Волх — единственный из богатырей былин киевского цикла — не имеет отношения к князю Владимиру. Он атаман дружины, которую обеспечивает всем необходимым (вплоть до организации женитьбы своих воинов в чужой стране). Его имя созвучно названию двух важнейших речных торговых магистралей: Волге и Волхову, причем согласно легенде, записанной Ломоносовым , последняя и названа по его имени. Отцом Волха по этой версии был князь Словен, основатель Новгорода . Отчество этого богатыря, Всеславич-Буслаевич , имеет характерное для иврита и необычное для славянских языков чередование «б-в». Вольга грамотен, знает иностранные языки, различные науки, владеет колдовством. В легендах, связанных с принятием христианства, Змей по-прежнему живет в Киеве (на Горе), возле реки Пу
чай (отождествляемой с притоком Днепра — Почайной, протекавшей по окраине Подола и игравшей важную роль в торговле) , называется «Горынычем» и принимает черты внешнего врага Однако к этому врагу сохраняется особое отношение: с ним можно вести переговоры и даже заключать письменные договоры , что указывает и на его грамотность. Нарушение договора со стороны Змея, в наиболее распространенных вариантах былин, приводит к освобождению «полона» и решению спора мирным путем, что не характерно для русского эпоса . Все особенности легендарных отношений со Змеем, а также включение Щека — «змея» в число основателей Киева можно объяснить, если принять, что под этим образом скрывается реальная еврейская диаспора, часть населения этих мест, вполне вероятно — живущее на «Горе» — Киеве колено Дан, эмблемой которого является змей . Становится понятным возникновение тотемического образа змея до принятия христианства и появления половцев, превращение его во врага после принятия христианства и победа над ним с помощью «шапки земли греческой» (символизирующей христианство) . Впоследствии этот образ переносится на этнического врага — половцев . Таким образом, в основании Киева приняли участие как местные евреи-иудаисты (именно на горе Хоривица была возведена древнейшая часть города), так и местные «рашия». Еврейское население этого района было настолько древним и значительным, что оказало влияние на топонимику и участвовало в создании наиболее древних и долгоживущих образов местного фольклора. Мы не объяснили происхождения имени четвертого основателя Киева — сестры Лыбедь, чье появление в легенде нарушает фольклорную традицию и, по-видимому, обусловлено реально существовавшими причинами. Имя «Лыбедь» созвучно с именем основательницы Праги — Лебуши и с названием района — «Лебедия», занятого венграми по пути на запад ). В связи с анализом легенды Татищев упоминает город Леин (по Птолемею), помещенный им в месте впадения Припяти в Днепр , однако этих данных недостаточно, чтобы сделать какое-либо заключение. Отметим, что Добрыня Никитич, прообразом которого считался дядя Владимира Святого , человек не только грамотный, но и хорошо образованный . По общему мнению, христианизация Руси способствовала развитию культуры и в первую очередь — грамотности, однако в былинах представитель младшего поколения богатырей, сын христианского священника Алеша Попович, безграмотен, что особо подчеркивается .
Ирма Хайнман

Легенда об основании Киева — Полезная информация для всех

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.
И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными для того, чтобы объяснить названия холмов Щековица и Хоревица и реки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («город Кия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его».Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временныхлет», и Новгородской. Разница лишь в датировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь на народную молву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, — не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (…) тот царь».В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века».Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.
Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце».Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие — мифологические — корни.
Согласно легенде (в Повести временных лет) , Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом основатель Киева: каждый основал поселение на одном из трх киевских холмов; Н. Я. Марр предполагал, что та же легенда известна также в древне-армянской передаче, где Киев назван Куаром. Возможно, имя Кий происходит от *kuj-, обозначения божественного кузнеца, соратника громовержца в его поединке со змеем.
Украинское предание связывает происхождение Днепра с божьим ковалм: кузнец победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) . Ср. др. предания об основании городов и культурных традиций братьями генеалогическими героями (ср. Видевут и Брутен, Рюрик, Синеус и Трувор и др.).
Как на Руси у женщины могло быть мужское имя Лыбедь, а мужчине служило именем название подручного предмета кия, то есть посоха?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *