Легенда о ктулху

Легенда о Ктулху — Форум

Ктулху в Мифах Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928). На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу от Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудище имеет голову c щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона». Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается. В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «Дома в Р’льехе мёртвый Ктулху ждёт, видя сны». Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных. Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу. Таким образом, возможно корни происхождения данного существа могут иметь реальные подтверждения в древних манускриптах. ru.wikipedia.org
Aquila non captat muscas
Сообщение отредактировал Black_Barty — Четверг, 08.07.2010, 23:28

Мифы Ктулху » Страшные истории

Лавкрафт… Лично для меня это самые жуткие истории, которые я только читала. Особенность произведений этого великого автора — ничтожность человеческого существа в масштабах безграничной и ужасающей Вселенной.
У людей не так уж и много настоящих, первородных страхов. Неизвестность, смерть, неотвратимость ее и… бессилие. Лавкрафт умело использует все это в своих бессмертных трудах.
Итак, в этой статье представлены некоторые представители Мифов Ктулху.
««Мифами Ктулху» называют мифологию, созданную Говардом Филлипсом Лавкрафтом, а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в его особом стиле. В Мифах возможно использование придуманных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов. Хотя по большому счёту это не столь обязательно — в бесконечной Вселенной достаточно места для других богов. Важный элемент Мифов — это создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить.»
«Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн»
(В Жилище Своем в Р’лиех Мертвый Ктулху ожидает во сне, но Он восстанет, и царство Его вновь наступит на Земле.)

Ктулху (англ. Cthulhu) — вымышленное божество из пантеона Мифов Ктулху, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).
Ну, к Ктулху у меня отношение как к старому другу. Уж больно он популярен…








Ньярлатотеп (англ. Nyarlathotep) — воплощение хаоса, посланник богов из мира. Не имеет четкой формы, однако всегда представляется как нечто очень отвратительное, бурлящее, постоянно меняющееся («ползучий хаос Ньярлатотеп»)… Со слов самого Ньярлатотепа, он имеет тысячи обличий. Впервые появляется в рассказе «Ньярлатотеп»: он приходит из Египта в образе смуглого худощавого человека, напоминающего фараона древности, и путешествует по миру, предрекая гибель человечества.





Старцы, Старшие (англ. Elder Things, либо Old Ones или Elder Ones) — вымышленная раса пришельцев, впервые упомянутая Говардом Лавкрафтом в его романе «Хребты Безумия» (1936 г.) и ставшая неотъемлемой частью Мифов Ктулху .
«Длина каждого экземпляра — два с половиной метра. Само бочкообразное, пяти-складочное тело равняется немногим меньшим двух метров в длину и немногим больше одного — в ширину. Ширина указывается в центральной части, диаметр же оснований — 30см. Все особи темно-серого цвета, хорошо гнутся и необычайно прочные.»





Дагон (тж. Отец Дагон, англ. Dagon, Father Dagon) — одно из меньших божеств пантеона Мифов Ктулху. Наряду с его супругой Гидрой Дагон является непосредственным покровителем Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра. Дагон упоминается в нескольких произведениях Г. Ф. Лавкрафта, в том числе в качестве действующего лица в рассказе «Дагон».
Лавкрафтовский Дагон основан на трактовке по народной этимологии имени одноимённого семитского божества как «человек-рыба».








Азатот — в произведениях Г. Ф. Лавкрафта и других авторов — верховное божество пантеона Мифов Ктулху. Среди его эпитетов присутствуют такие, как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Впервые Азатот упоминается в произведении «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата».
«…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности — безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник — ползучий хаос Ньярлатотеп.»
Ужасная, просто ужасная тварь… Воображение у меня что надо, так что, хорошенько представив себе это божество, не могла уснуть всю ночь. Все чудилась эта нечеловеческая, ухающая музыка, от которой не скрыться.





Ктулху — история божества, значение имени, прототип — 24СМИ

Ктулху — безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг Говарда Лавкрафта, страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.
Говард ЛавкрафтГлавное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.
По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.
Книги Говарда ЛавкрафтаУ поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).
Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, Стивен Кинг.

Ктулху в мифах

КтулхуЗлой бог мирно почивает в объятиях Морфея в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.
«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р’Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».
Набросок Ктулху рукой Говарда ЛавкрафтаБог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.
Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.
КтулхуСтрашное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного Дэном Эйкройдом и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.
Ктулху из «Южного парка»Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.
В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.
Кадр из фильма «Зов Ктулху»Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

Интересные факты

Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».
Пробуждение Ктулху
В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле». «Не мертвец тот, кто может вечно лежать». «В странные эпохи и смерть способна умирать». «Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив». «Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».

Фото

Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта

133


Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта

9 Комментариев FuckInTheWorld
в Лавкрафт
471 день назад
Говард Филлипс Лавкрафт
Мифы Ктулху
Не мое
Длиннопост
Даже самые страшные монстры, противостоящие героям фантастики, выполняют прозаичные функции: внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот шаблон подпадают вампиры, оборотни, призраки и зомби. Эти твари родились из мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом, человечество придумало их, чтобы обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным и непонятным.
Но есть и другие легенды. Мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем полупрозрачные существа, гуляющие по коридорам старинных замков. В отличие от европейских легенд, эти истории не могут похвастать древностью. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.
Статья из МФ №20; апрель 2005
Отец чудовищ
Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 — 15.03.1937) по праву считается одним из отцов жанра ужасов. Он взял многое от Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него. Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Гильермо Дель Торо, Сэм Рэйми и Алан Мур не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про «книгу мертвых» — «Некрономикон».
Заслуга Лавкрафта ещё и в том, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Говард создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.

При этом Лавкрафт не был сумасшедшим мистиком. Он относился к монстрам из его книг с юмором. Говард был атеистом и рассматривал свои творения исключительно как средство заработка — кстати, очень скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.
Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.Лавкрафт в письме Фрэнку Белнапу Лонгу. 27 февраля 1931
Лавкрафт родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence («провидение»). Отец — Винфред Скотт Лавкрафт — работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в больницу.
Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать «Сказки 1001 ночи», «Рождение сказки» Булфинча, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, «снимает цветы любви»).
В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.

Набросок Ктулху рукой Лавкрафта. Ну, не умел писатель рисовать
Хотя произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это — самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо).
Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): «Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет».
Откуда взялись мифы
На самом деле систематизированные «мифы Лавкрафта», более известные как «мифы Ктулху», появились уже после смерти Лавкрафта. Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House».

Август Дерлет, знаменитое фото на фоне комиксов
Единая мифологическая картина мира Лавкрафта — плод воображения его последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил «мифы Ктулху» христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра со злом. Самому Лавкрафту это было чуждо — писатель называл этику Канта шуткой и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных кошмаров и мучительной неизвестности.
Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах… изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).Август Дерлет, из предисловия к «Историям о мифах Ктулху»
У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа «Загадочный дом на туманном утесе»). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин «Древние» (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе «Врата серебряного ключа».
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
Древние
Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.
Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.

Древние и внешние боги в шуточном вебкомиксе The Unspeakable Vault (Of Doom)
Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) — он же «Холодное пламя» — божество, придуманное другом Лавкрафта — Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр — потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу — Итхаква (Ithhaqua), — он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.
Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) — «Бог слонов», «Ужас с холмов» — творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).
Другие (чудовища — прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы».Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»
Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.
Ктулху (Cthulhu) — самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать «язык сломаешь») существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: «Кхлул’Хлуу».
Как уже было сказано выше, Ктулху — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.

Знаменитый портрет Ктулху работы Реймонда Бэйлесса
Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта — это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно — и ногах). Его голова напоминает осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.
И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» («В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа»).Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху»
Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым распространенным (и самым влиятельным) на Земле.
Главный противник Ктулху, согласно Дерлету, — его единоутробный брат Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия Тельца. Интересно, что рассказ «Возвращение Хастура» (1939) описывает физический, реальный контакт этих двух божеств.
Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца — Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубоководные, о которых будет сказано ниже).
Некоторые считают, что Дагон должен быть похож на Глубоководных и выглядеть примерно так.
Дагон (Dagon) — еще одна «суперзвезда» мифов Ктулху. В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. — зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги Царств.
Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе «Тень над Иннсмутом» (1936).

Дагон в представлении Джеффа Риммера
Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.
Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.
Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера». Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.
Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки».
Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — «слуг Глааки» (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).
Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита»), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке».

Хастур, рис. художника Nuberoja
Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.
Повторение слов «Хастур, Хастур, Хастур» — всего лишь развлечение и не способно причинить вам вред. Впрочем, редакция «Мира фантастики» не несет ответственности за возможные последствия.
Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — божество, придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн).
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера «Салемский ужас» (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — «холод») — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его назад под землю можно лишь с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем «Уиг!», причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев «уиггинга» в год.
* * *
Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их «коллегах» (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa, Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, Zustulzhemgni.
Внешние боги
Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Great Ones (Великие). Они живут в особом мире — Dreamlands, и гораздо более слабы (в магическом плане), нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.
Гораздо более интересны Внешние боги (Outer Gods). В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.
Абхот (Abhoth) — Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.
Азатот (Azathoth) — Султан демонов, Кипящий ядерный хаос. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Лавкрафт подробно описывает его в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», повестях «Сны в ведьмином доме» и «Шепчущий в ночи». Если верить автору, Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla).

Азатот, художник Мика Стоун
Термин «ядерный» применялся Лавкрафтом для обозначения центральной роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его радиоактивность. Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший — фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.
Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) — Ползучий хаос, Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или Ктулху, спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания. Его излюбленная внешность — высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота, реализуя его волю на Земле.
Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).

Ньярлатхотеп, художник Douzen
Шаб-Ниггурат (Shub-Niggurath) — Черный козел из лесов с тысячью молодых. Как таковое, это чудовище в романах Лавкрафта не встречалось, однако его имя можно было встретить в нескольких заклинаниях (Ia! Shub-Niggurath) — см. «Шепоты во мраке», «Сны в ведьмином доме», «Кошмар в музее». Внешне это существо выглядит как огромная бесформенная масса, усеянная щупальцами, слюнявыми ртами — и все это передвигается на кривых козлиных ногах.

Шуб-Ниггурат, рис. Khannea Suntzu
Йог-Сотот (Yog-Sothoth) — Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт:
Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа»

Йог-Сотот
Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других Внешних богов: Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот (Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс (Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).
Старшие боги
Elder Gods — группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones), а также другим, менее крупным божественным «фракциям» — Внешним богам (Outer Gods) и Великим (Great Ones).
Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.
Баст (Bast), или Бастет — божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.
Гипнос (Hypnos) — персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса — Никс (Ночь), брат — Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса — так называемые Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).
Эндимион — молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар — способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.
Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) — малозначительное женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть «Дом Червя»). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества — омоним имени Нэнси Кэмбелл, правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.
Ноденс (Nodens) — Охотник, Повелитель Великой бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе Лавкрафта «Дом на туманном утесе». Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание — охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних. Это вовсе не говорит о том, что Ноденс — защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, — привлекательную добычу.

Ноденс, художник Mark Foster
Ултар (Ulthar) — некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» и рассказе «Коты Ултара». Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.
Некоторые авторы причисляют к пантеону Старших еще двух существ — Ктханида (Kthanid) и Яд-Тхаддага (Yad-Thaddag). Какая-либо подробная информация об этих созданиях в мифах отсутствует.

По «Неведомому Кадату» есть довольно любопытный комикс
Небожественные существа
Кроме страшных чудовищ с щупальцами и бесформенных созданий из мрачных глубин далекого космоса, мифы Ктулху могут похвастаться неплохой коллекцией более простых и доступных пониманию существ.
Подземные (Chtonians) — милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли «Из глубины» (1974).

Хтониец, художник Борха Пиндао
Глубоководные (Deep Ones) — рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубоководные могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой.

Глубоководный. 3D-модель художника Стефано Бернарди
Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоководных. Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей.
Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху. Лавкрафт подробно описал их в романе «Тень над Иннсмутом».

Глубоководный из фильма «Дагон», очень вольной, но неплохой экранизации «Тени над Иннсмутом»
Старцы (Elder Things) — инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старцев погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году (роман Лавкрафта «Хребты безумия»).

Старцы, худ. Джефф Реммер
Гули (Ghouls) — существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».
Среди прочих, менее колоритных чудовищ мифов Ктулху можно назвать псов Тиндалоса (нечто, напоминающее лангольеров Стивена Кинга), ми-го (ракообразные инопланетяне, живущие на Плутоне), шогготов (существа из протоплазмы) и зугов (маленькие эльфоподобные создания, живущие в мире Dreamlands).
Страшно, аж жуть!
Вам были представлены далеко не все представители «зверинца» мифов Ктулху, но этого вполне достаточно для того, чтобы сделать несколько важных выводов. Первое, о чем вы, наверное, уже давно думаете — такое мог написать только потомственный шизофреник. Второй вывод более серьезен — именно эти существа стали фундаментом всего современного жанра «мистических ужасов».

Некрономикон стал сюжетной основой всей серии «Зловещие мертвецы»
В наше время такие монстры могут казаться однообразными, скучными и даже смешными, а легенды, связанные с ними — как минимум, наивными. Но не следует забывать, что в начале 20 века такие истории читались на ура и были самыми настоящими экшен-триллерами той эпохи. К мифам Ктулху сейчас можно относиться по-разному, но бесспорно лишь одно: это классика, выдержавшая самое тяжелое испытание — временем.


свернуть

Зов Ктулху (Cthulhu) — Мастерок.жж.рф

13 comments — :
( 13 comments — Leave a comment )

1
>

archerss
2012-11-24 10:11 pm (UTC)
очень хорошо
(Reply) (Thread)
pmorgun
2012-11-25 12:37 am (UTC)
тоже мне, срыв покровов))
(Reply) (Thread)

nordlight_spb
2012-11-25 06:25 am (UTC)
Надо ещё разок перечитать Лавкрафта.Вообще для впечатлительного человека,всё это начинает приобретать пугающий смысл.
(Reply) (Thread)

res_man
2012-11-25 07:03 am (UTC)
На втором курсе писал программу по взаимодействию Ктулхов и Мозгов. Это был хит))
(Reply) (Thread)

masterok
2012-11-25 07:20 am (UTC)
о жесть !
(Reply) (Parent) (Thread)

res_man
2012-11-25 09:05 am (UTC)
Логика:
По игровому полю ходит некоторое количество Ктулху и Мозгов. Когда Ктулху встречает Мозг, то он может либо кинуть мозгу орех, либо съесть его (не орех естественно)
Ктулху съевший определенное кол-во орехов мозгов порождает еще одного ктулху. Мозг, съевший определенное количество орехов, порождает еще один мозг.
Если же 2 и более мозга окрухают Ктулху, то они могут либо убить его, либо оставить в живых.
Голодные Ктулху и Мозги умирают. Симуляция продолжается до полного вымирания цивилизации.
Вот такая жесть))
(Reply) (Parent) (Thread)

schastlivtsev
2012-11-25 01:09 pm (UTC)
спасибо!
(Reply) (Thread)

masterok
2012-11-25 01:12 pm (UTC)
более менее цепочка родословной понятна ? 🙂
(Reply) (Parent) (Thread)

schastlivtsev
2012-11-25 04:30 pm (UTC)
Прочитал с удовольствием. Как выясняется, Ктулху имеет глубокие исторические корни. Очень интересное эссе получилось.
Спасибо ещё раз.
Обязательно подкину ещё заявочку-другую :))
(Reply) (Parent) (Thread)

schastlivtsev
2012-11-25 04:32 pm (UTC)
P.S.
Похоже, что весь Ктулхуистский пантеон взял на вооружение писатель Александр Валентинович Рудазов — в сериях «Архимаг» и «Яцхен».
(Reply) (Parent) (Thread)

syava_vvv
2013-04-12 01:20 pm (UTC)
Интересная публикация.Когда вижу или слышу такое,всегда скептиков жалею,-скучная у них жизнь.Я прошел пост под «King Creamson»-2000.Будто сам Ктулху встретил.Спасибо.
(Reply) (Thread)

masterok
2013-04-12 01:37 pm (UTC)
на здоровье, я разделяю ваше мнение про скептиков и скучную жизнь 🙂
(Reply) (Parent) (Thread)

syava_vvv
2013-04-12 01:36 pm (UTC)
Еще.Фантазия разыгралась.Все Голливудские поделки на эту тему страдают недоумием.Ведь можно такого страху нагнать,что фильм придется ограничить 70-ти летним возрастом.Этим тоже, иногда,-испугаться полезно.
(Reply) (Thread)
( 13 comments — Leave a comment )

1
>

Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта | Книги | Мир фантастики и фэнтези

Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.
Повторение слов «Хастур, Хастур, Хастур» — всего лишь развлечение и не способно причинить вам вред. Впрочем, редакция «Мира фантастики» не несет ответственности за возможные последствия.
Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — божество, придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн).
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера «Салемский ужас» (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — «холод») — вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его назад под землю можно лишь с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж (вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем «Уиг!», причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас насчитывается всего 2-5 случаев «уиггинга» в год.

* * *

Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их «коллегах» (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa, Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, Zustulzhemgni.
Внешние боги
Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Great Ones (Великие). Они живут в особом мире — Dreamlands, и гораздо более слабы (в магическом плане), нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.
Гораздо более интересны Внешние боги (Outer Gods). В отличие от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических границ.
Абхот (Abhoth) — Источник нечистоты. Живет в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.
Азатот (Azathoth) — Султан демонов, Кипящий ядерный хаос. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Лавкрафт подробно описывает его в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», повестях «Сны в ведьмином доме» и «Шепчущий в ночи». Если верить автору, Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя он может воплощаться в существо Xada-Ngla).

Ктулху | Древние боги и герои


Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ктулху (англ. Cthulhu) — древнее инопланетное божество, спящее на дне Тихого океана в затонувшем городе Р’лиех. Принадлежит к роду Великих Древних. Впервые появился в рассказе Говарда Филипса Лавкрафта «Зов Ктулху» и стал одной из ключевых фигур его творчества, а также творчества его продолжателей.
Описывается Ктулху как настоящий исполин с драконьими крыльями и головой осьминога и шестью глазами. Рост Ктулху колоссален: стоя на дне океана, Ктулху возвышается над водой. И наконец, Ктулху обладает могучим телепатическим даром — настолько, что его пробуждение вызывает приступы видений и безумия по всему миру. Хоть сейчас оно и приглушается волнами океана, некоторые люди всё равно его чувствуют. Особенно восприимчивы творческие люди — художники, скульпторы, литераторы. Когда же он проснётся окончательно, телепатическое давление ощутит всё человечество.
Несмотря на столь зловещее описание, на Земле существует ряд культов, ожидающих именно пробуждения Ктулху. С целью приближения этого события они проводят различные обряды, принося человеческие жертвы и распевая заклинание, приведённое выше. Культ Ктулху распространён по всему миру, он существует и в болотах Луизианы, и среди эскимосов. Вполне возможно, существуют и другие центры поклонения этому божеству, но Лавкрафт ничего о них не упоминает.

О времени царствия Ктулху он сообщает крайне скупо. Много миллионов лет назад он во главе полчищ Древних (иначе называемых в повести «Хребты Безумия» потомками Ктулху) явился на Землю, где развязал войну за господство с тогдашними хозяевами Земли. Закончилась война перемирием, по которому новые земли отходили Ктулху и его присным, а за Старцами (так звали этих существ) — море и старые владения. Так продолжалось некоторое время, потом вотчина Ктулху — город Р’лиех — опустился на дно Тихого океана, а Древние вместе со своим вождём погрузись в особый транс, называемый «фхтагн».

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря: На краю Света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также напоминают Ктулху образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта и образ пришельцев из фильма «Район № 9», в котором особенно на схематическом изображении пришельцев, неоднократно встречающемся в фильме, видны характерные усы-щупальца. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Лига справедливости», Супермен сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктулху, образ которого явно был взят из описаний Говарда Лавкрафта. Менее очевидно, но уловимо, влияние на образ подводной ведьмы Урсулы в финале мультфильма «Русалочка» студии Уолта Диснея (особенно мотив гибели персонажа). Также, образ Ктулху был взят Джорджем Лукасом в качестве прообраза к одной из рас, населяющих далёкую-далёкую галактику из фильма «Звездные войны», а именно — куарренов. А также внешний вид одного из злодеев Power Rangers Samurai — Октору образован на Ктулху. В многопользовательской компьютерной игре RIFT образ Ктулху использовался для создания одного из главных боссов игры — водяного дракона Акиллиоса.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Читайте также:

Фрейр — бог солнца в скандинавской мифологии
Египетская богиня Нейт
Леля — славянская богиня весны
Сильфы — духи воздуха
Происхождение Деда Мороза
Египетский бог Птах

Читать «Мифы Ктулху (сборник)» — Лавкрафт Говард Филлипс — Страница 1 — ЛитМир

Собака
В моем измученном мозгу непрерывно звучит шум рассекаемого со свистом воздуха, хлопанье крыльев и отдаленный, глухой лай гигантской собаки. Это не сон и, боюсь, даже не безумие. Слишком много случилось за последнее время, чтобы можно было предаваться утешительным иллюзиям.
Сент-Джон теперь – изуродованный труп, и только я знаю, как все произошло. Это чудовищно, и я схожу с ума от страха, что и со мной случится такое же. Из таинственных и бесконечных коридоров непознаваемого медленно надвигается темная и бесформенная фигура Немезиды, которая неотвратимо толкает меня к самоубийству.
Боже, прости нашу глупость и нездоровое любопытство, приведшие нас к столь плачевной судьбе! Уставшие от скуки прозаического мира, где быстро приедаются даже любовные утехи и приключения, мы с Сент-Джоном с азартом включились в интеллектуалистскую жизнь, примыкая то к одному, то к другому эстетическому направлению в надежде одолеть завладевшую нами скуку. На некоторое время нас увлекли загадки символистов и экстазы прерафаэлитов, но со временем мы пресытились ими – они, как и многое другое, потеряли для нас интерес и новизну.
Оставалась надежда на мрачную философию декаданса, но и тут потребовалось все глубже погружаться в ее демонические тайны. Вскоре и Бодлер, и Гюисманс утратили для нас свою остроту, и тогда стало ясно, что удовлетворить нашу ненасытность может только собственный опыт в потусторонних сферах бытия. Эта склонность и привела нас к гнусному занятию, о котором я и сейчас, пребывая в состоянии непрерывного кошмара, вспоминаю со страхом и замиранием сердца. Мы дошли до предела человеческого падения, предавшись отвратительному пороку – грабежу и осквернению могил.
Я не могу поведать все подробности наших чудовищных экспедиций, так же как и перечислить, хотя бы частично, зловещие трофеи, разместившиеся в безымянном музее большого каменного дома, где мы жили вдвоем, обходясь без помощи слуг. Наш музей был богохульственным, не поддающимся описанию местом, где мы с сатанинским, невротическим искусством воссоздавали мир тления и ужаса, призванный будоражить наши угасающие чувства. Музей содержался в глубочайшей тайне и размещен был под землей. Там огромные крылатые демоны, выточенные из базальта и оникса, извергали из оскаленных пастей причудливый зеленовато-оранжевый свет, а скрытые пневматические трубы, обтянутые красным материалом и сплетенные в причудливые траурные узоры, прятались в тяжелых портьерах. По этим трубам к нам подавались соответствующие нашему настроению запахи. Иногда это был аромат увядших погребальных лилий, иногда – дурманящий запах восточных благовоний, воскуряемых в царственных усыпальницах, иногда – как тяжело вспоминать! – зловонный запах свежеразрытой могилы, от которого захватывало дух.
Вдоль стен зловещего зала стояли застекленные стенды с античными мумиями, чередовавшимися с благопристойными и жизнеподобными творениями современного таксидермиста, а также могильные камни со старейших кладбищ Земли. Ниши заполняли черепа и заспиртованные головы в разной стадии разложения. Здесь можно было увидеть и сгнившую лысую главу какой-нибудь знаменитости, и нежные, чистенькие головки младенцев.
Статуи и картины обязательно должны были нести в себе демоническое начало, некоторые из них являлись нашими собственными творениями. В папке из человеческой кожи хранились неизвестные широкой публике диковинные рисунки, которые, как гласила молва, нарисовал сам Гойя, не осмелившийся, однако, признаться в авторстве. Здесь же хранились и отталкивающего вида музыкальные инструменты – струнные, медные и деревянные духовые, – из которых мы с Сент-Джоном извлекали чудовищные, поразительной гнусности диссонансы. В многочисленных горках из черного дерева размещались наши трофеи, добыча из ограбленных могил – немыслимое собрание, следствие нашего безумия и извращенности. Впрочем, не стоит говорить об этой коллекции, слава Богу, у меня хватило мужества уничтожить ее задолго до того, как я решил покончить с собой.
Хищные набеги, принесшие эти сокровища, всегда обставлялись нами как незабываемое эстетическое действо. В отличие от заурядных кладбищенских воров, мы шли на дело при соответствующем настроении, когда нас удовлетворяли пейзаж, обстановка, погода, время года, насыщенность лунного света. Эти вечера являлись для нас изощреннейшей формой эстетического переживания, и мы тщательно продумывали мельчайшие детали предстоящей операции. Неурочное время, резкая вспышка света или липнущая к лопате сырая земля могли охладить экстатическое возбуждение, неизменно охватывавшее нас, когда земля отдавала нам свои зловещие тайны. Наша тяга к новым местам, к острым ощущениям становилась все более страстной и ненасытной. Сент-Джон был всегда заводилой, он-то впервые и упомянул об этом зловещем, проклятом месте, навлекшем на нас ужасную и неотвратимую кару.
Какой злой рок заманил нас на мрачное голландское кладбище? Начало, я думаю, положили темные легенды, в которых говорилось о похороненном там пятьсот лет назад человеке, тоже промышлявшем на кладбищах и укравшем из богатой гробницы могущественный талисман. Я хорошо помню последние мгновения перед тем, как мы вонзили лопаты в могильную землю. Стояла осень. Бледный свет луны освещал могилы, отбрасывая длинные жуткие тени. Призрачные деревья угрюмо клонились долу, почти касаясь нескошенной травы и вязкой грязи. Сонмища на редкость крупных летучих мышей носились в лунном свете. Старинная, заросшая плющом церковь устремляла свой шпиль ввысь, как указующий перст. А в отдалении, под тисом, светлячки плясали в воздухе, похожие на догорающие угольки. Ночной ветер доносил до нас вместе с запахом трав и могильной плесени дыхание дальних болот и моря. Но более всего тревожил отдаленный, глухой лай огромной собаки; мы ее не видели и не понимали, где она может находиться. Услышав леденящие душу звуки, мы вздрогнули, вспомнив рассказы крестьян: тот, кого мы разыскивали, погиб на этом самом месте, разорванный в клочья страшным зверем.
Помню, как мы разрывали могилу грабителя, взволнованные неповторимостью мгновения. Еще бы! Призрачный лунный свет, тревожные тени, пугающие контуры деревьев, огромные летучие мыши, танцующие во тьме угольки, тлетворные запахи, жалобный стон ветра и странный приглушенный лай, о котором мы с сомнением думали: не чудится ли он нам?
Наконец наши лопаты стукнулись о что-то твердое. Перед нами был сгнивший продолговатый ящик, покрытый твердой коркой из минеральных солей, отложившихся на нем за долгие годы пребывания в никем еще не потревоженной земле. Налет придавал ему массивность и прочность. Мы с неимоверным трудом открыли его и с любопытством впились взглядом в его содержимое.
Просто невероятно, до чего хорошо сохранился скелет мертвеца, несмотря на прошедшие пять веков: повреждения виднелись лишь в тех местах, где его коснулись мощные челюсти убийцы. Мы с восхищением разглядывали чистый череп со странно удлиненными белыми зубами, пустые глазницы – бывшее вместилище глаз, горевших тем же ненасытным огнем, что и наши. В гробу лежал также странный, экзотического вида амулет, который покойник, видимо, носил на шее. Это было гротескное изображение припавшей к земле крылатой собаки, или же сфинкса с полусобачьей мордой, выточенное в старинной восточной манере из небольшого кусочка зеленого нефрита. Отвратительные черты этого гнусного существа говорили о жестокости и злобе, в них таилась сама смерть. Понизу была выгравирована надпись на неизвестном ни Сент-Джону, ни мне языке, а на тыльной стороне вместо клейма мастера – зловещий череп с фантастическим орнаментом.

Мифология ктулху. История Ктулху. Культ Ктулху.

С тех пор время от времени из воды поднималась могила Ктулху, освобождая его из ловушки на короткий срок. А по прошествии некоторого времени Р’лиэх снова погружался в морскую пучину. Но считалось, что однажды наступит день, когда черный город останется на поверхности и не погрузится на морское дно. А когда это произойдет, Ктулху начнет метаться по Земле, убивая на ней все живое.
Говоря про культы Ктулху, нужно отметить, что они довольно распространены. Следы этих культов можно обнаружить в самых различных местах. Например, на Гаити, в Луизиане, Мексике, Сибири, Китае. Если говорить об истинном центре этого культа, то это город Ирем, располагающийся в Аравии.
Значительную информацию о скрытых культах дала работа профессора Анжелла и его учеников. Но по большей части этот культ остался тайным. Впрочем, на Гавайских островах по-прежнему ходят легенды, в которых рассказывается о Каналоа, злом боге-кальмаре, заключенном в преисподней. Ритуалы Ктулху довольно часто исполняются возле океана или в непосредственной близости от большого залива. Одним из празднеств, имеющих самое прямое отношение к этому божеству, принято считать Хэллоуин.
Ктулху в некоторых текстах называется Водным элементалом. И это несмотря на то, что вода препятствует передачи его телепатических сигналов. В рукописи Сассех Ктулху описывается как проявление Ньйарлатхотепа. Однако в других источниках такой вариант его интерпретации отсутствует.
Франсисом Ланеем была предпринята попытка сопоставить Ктхулху Куиха-Айар с великим богом войны Хуитзилопохтли. Однако то, кем он предложил считать Ктулху, является несуразицей. Хуитзилопохтли является богом ацтеков, и на Ктулху он ничем не похож. Некоторые также провели сравнения Между Ктхулху и Ктхулу Соухисом, высшим жрецом Му,  который вынужден был сбежать в Южную Америку. Исследователями принимается любая из этих гипотез.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *