Легенда о кукушке

Легенда о кукушке — Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды


Легенды и мифы Алтая
В давние времена алтайцы птиц не обижали, о них пелись песни, складывались сказки, былины, легенды. Вот одна из легенд…
Когда это было? Очень давно… Тогда птиц алтайские народы боготворили. А старики до сих пор считают кукушку (кююк) птицей-мученицей. Когда-то кукушка была женщиной. Жила она бедно, но ее спасало трудолюбие. Все силы она отдавала трем своим детям. А дети росли непослушными, мать свою не уважали. Однажды она тяжело заболела. Послала одного сына за дровами. Он не пошел. Послала другого — тот убежал. И третий не послушался мать, отмахнулся от ее просьбы. Заплакала мать и сказала: «Лучше бы я птицей стала, улетела бы от вас…» Сказала в отчаянии, без умысла, а вдруг и правда превратилась в кукушку…
Вспорхнула и полетела в дымоход – дыру юрты. Один сын успел, схватил ее за ногу. Но в руках его остался только обувок, а кукушка улетела. Так и живет теперь она без дома, одна нога ее черная – в «обувке», другая светлая – «разутая». И яйца подкладывает в гнезда других птиц, чтобы самой не мучиться, не кормить птенцов. И столько отчаяния в ее «ку-ку» весной и в начале лета слышится.
Вот такая грустная легенда. Но к сведению успевших загрустить: кукушка — самка не умеет кричать никак. Она всегда молчит. «Ку-ку» — это призыв самца. И чем дольше раздается «Ку-ку, ку-ку», тем «привередливее» попалась невеста. Так что не грустите долго, если услышите его (не ее!) голос и улыбнитесь весне!

Кукушка — Русская мифология. Энциклопедия

Оставшуюся от куклы «кукушки» траву оставляли на дереве, закапывали в землю или уносили домой к старшей из женщин для сохранения. В некоторых местах березовую ветку, служившую основой «кукушки», гроб и одежду куклы сохраняли до следующего года. Девушки разбирали для себя лишь ленточки и другие украшения, снятые при разорении «кукушки».
Траву «кукушкины слезки» нередко употребляли как магическое средство для обеспечения хороших отношений между супругами: для этого жена поила мужа настоем корня травы. По корню «кукушкиных слезок» гадали о поле будущего ребенка: если при выкапывании попадался длинный корень, считали, что родится мальчик, а если округлой формы, то — девочка. Молодые женщины также пили отвар этого корня со словами: «Кокушка, уроди мне сынушку-дочушку».
Обряд «крещения» или «похорон кукушки», с одной стороны, был связан с земледельческим циклом, о чем свидетельствует сам тип ритуала, соотносимый с проводами-«похоронами» календарных символов плодородия в виде антропоморфных изображений из растительного материала, а также аграрная тематика обрядовых песен, включающих мотивы получения урожая и призывы дождя. С другой стороны, обряд с «кукушкой» был связан с социовозрастными группами девушек и молодых женщин, которые являлись потенциальными матерями. По мнению исследователей, в образе «кукушки», подобно троицкой березке, воплощалось женское божество, наделяющее продуцирующей силой тех, кто во время обряда вступил с нею в родственные — «кумовские» — отношения.
Как в обряде, так и в народных поверьях обычно звучит тема одиночества кукушки. Некоторые легенды сообщают, что она лишилась своего мужа во время всемирного потопа: кукуш невзлюбил свою жену и покинул ее. Оттого, что у кукушки нет пары, в некоторых местах, например в Калужской губернии, верили, что она спаривается с соловьем. В Курской губернии это объясняли тем, что у кукушки нет мужа, а у соловья — жены.
Одиночество и несчастная судьба кукушки связывались в народных представлениях также с отсутствием у нее своего гнезда. Согласно легенде, Богородица или Господь лишили кукушку гнезда в наказание за то, что своим кукованием она выдала Божью Матерь с младенцем Иисусом их преследователям, или за то, что она нарушила запрет работать на Благовещенье. У русских говорили: «За то кукушка без гнезда, что в Благовещенье его завила». Наказана она и тем, что потеряла и детей, и с тех пор весь век кукует — плачет. Вот как об этом рассказывается в при-ангарской легенде:
«Сказано, так уж и связано. На Благовешшенье видь никакая птица гнезда не вьет и никакая девица косы не плетет. Однава кукушка здумала вить сибе гнездо, а было это день Благовешшенье. Бог на нее за это разгневалса и сказал: «Будь ты проклята до веку! Плачь ты день и ночь и не имей своево гнезда!» Вот с той-то поры кукушка не имеет гнезда, а все по чужим гнездам кладет свои яйцы. День и ночь она плачет и кокует всю весну и все лето, докуль не созреет в поле ячмень. Как ячмень поспеет, тогда кукушка подавится ячменным зернышком и замолчит до будущей весны»
С кукованием кукушки в народной культуре связано множество представлений. Некоторые из них проясняют приписывание этой птице брачных отношений с соловьем. Почти повсеместно у восточных славян прекращение кукования связывалось с Петровым днем. По приметам русских, соловей, как и кукушка, заканчивает петь к тому же сроку. Согласно поверьям, пение этих птиц ограничивается временем созревания ячменя, а их умолка-ние объясняется тем, что кукушка или соловей наелись зерна и «подавились» колоском или зернышком.
В Полесье и на Украине широко бытуют представления о том, что в Петров день кукушка перестает куковать потому, что «давится» сыром, сырником, вареником или галушкой. В этих поверьях нашел отражение обычай разговления сырными продуктами по окончании Петровского поста. В некоторых местах этот обычай так и называется «давить зозулю вареником».
В Калужской губернии с продолжением кукования после этого срока связывалась примета о том, что грозит неурожайный год.
В Полесье бытует поверье, что сразу после окончания кукования кукушка прячется от птиц, которые ее преследуют и бьют за то, что она сама не высиживала птенцов, а подкинула их, свои яйца, в чужие гнезда. Замолкание кукушки объясняется также тем, что к этому времени у птиц вылупляются птенцы, среди которых обнаруживаются кукушкины дети, поэтому ей приходится скрываться от расплаты и летать молча.
Прилет кукушки и ее кукование приурочивались обычно к Благовещенью, Чистому четвергу, Пасхе, за две недели до Юрьева дня, к Николе Вешнему. В Полесье существовал обычай на Благовещенье, когда прилетает кукушка, печь зозульку — фирку кукушки из теста.
В крестьянском сознании мифологизировалось не только завершение кукования птицы, но и ее прилет и первое кукование: с ними в народной традиции связывался целый ряд примет и поверий, в некоторых из которых опять-таки прослеживается соединение образов кукушки и соловья. Так, в Воронежской губернии считалось, что услышать соловья раньше кукушки — к счастливому лету, а наоборот — к несчастливому. Ранний прилет и кукование, когда лес еще не покрылся листвой, у украинцев предвещали плохой год, у восточных славян повсеместно — неурожайное лето, а в некоторых местах — болезни и мор скота. У русских несвоевременное появление птицы сулило даже неудачу ворам в их делах. В Вологодской губернии приметой неурожая было кукование кукушки весной близ жилья. У русских в Карелии кукование на Благовещенье считалось плохим предвестием. Здесь в день первого кукования старались не сажать огородные растения, полагая, что от этого не будет прока. В Симбирской же губернии, напротив, в день первого кукования приступали к посеву льна.
Вместе с тем у русских считали, что услышать первое кукование кукушки очень хорошо, если в этот момент в кармане есть деньги или хлеб: весь год не будет в них нужды. Если в этот момент человек был в хорошем расположении духа, то верили, что и весь год его не покинет радостное настроение. Но если кукушка «оку-кует» голодного человека, это, считалось, не к добру. В Ярославской губернии такой человек не закармливал скотину осенью — не кормил ее на убой, иначе, по поверьям, скотина всю зиму будет голодна. Здесь же верили, что сколько раз кукушка «окуку-ет» человека натощак, столько лет ему осталось жить.
Повсеместно было широко распространено гадание по кукованию о смерти. Для этого к птице обращались с вопросом: «Ку-кушица, кукушица, сколько мне годов жить?» Чтобы кукушка подольше куковала и не улетала с ветки, в южнорусских губерниях и на Смоленщине подкрадывались незаметно к дереву и перевязывали его поясом.
В некоторых приметах и мифопоэтических текстах голос кукушки соотносился с идеей свадьбы, то есть с важной переменой в судьбе девушки. В белорусских и полесских петровских обрядовых песнях так поется о куковании кукушки до Петрова дня:

Легенда о кукушке — Легенды и предания

Легенда о кукушке
Кукушка была девушкой. Купались в пруду девушки, выходят из пруда, стали платья брать. Одна девушка к своему платью: уж туда влез. Лежит, свернувшись в клубок, не может девушка платье взять. Что будешь делать? А потом стал уж девушке говорить: «Вылезу, если будешь моею, а то не отдам тебе одежду». Как тут за ужа замуж идти?! Стоит та девушка возле воды и стояла там, пока не настала пора идти в село. Тогда уж забрала она свое платье у ужа, а ему говорит: «Пойду за тебя, присылай сватов».
Вскоре приходят сваты. Дает она им рушники. Отпраздновали свадьбу. Ее муж не берет ее к себе, а говорит: «Поживи у твоего отца». Как-то муж говорит, что пойдет на то самое место, где она купалась. «Пойду, а если меня долго не будет, то пойди туда и крикни: «Ку-ку! Ку-ку!» Я к тебе выйду. А теперь пойду от тебя: пора со своим родом повидаться. Ведь, говорит, ты не захотела в мой род идти жить, а мне скучно без роду жить. Вот пошел он прочь: нет его, нет долго. Пошла жена к тому месту, где купалась когда-то с девчатами. Приходит к воде и кричит: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Выплыл ее муж, как она закуковала, и они снова начали жить. Когда он собирался снова отправиться к своему роду, он наказал жене выкликать его из воды, если его долго не будет. Так случилось, что и третий раз собирается тот уж к своему роду наведаться. Говорит он жене: «Будешь и теперь меня выкликать, придешь и скажешь: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Может, теперь я и не выйду к тебе; если сам не выплыву, то пошлю своего приятеля. Как захочешь со мною повидаться, садись на моего приятеля, когда он к тебе выплывет, и он привезет тебя к моему роду. Прошу я тебя, приезжай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься женой и не вернешься к своим; станешь птицей, если не доберешься до меня».
Вот же не захотела она ехать к ужу, который был ее мужем, и стала птицей, полетела и теперь кукует.
В записи нет меток.

Какие Есть Сказки, Мифы, Легенды О Кукушке?

Сказка о ленивой кукушке
Индийская народная сказка
В одном лесу жила ленивая кукушка. И случилось так, что ее увидел коршун.
– Ты прекрасно поешь! – похвалил коршун кукушку. – Я готов слушать твое пение с утра до вечера.
– Спасибо вам за добрые слова, – сказала! довольная кукушка и начала куковать.
– Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
– Великолепное пение! Великолепное пение! – воскликнул коршун. – Ах, если бы ты согласилась жить в моем гнезде и хотя бы изредка услаждать мой слух твоим божественным голосом!
– Не слушай его, кукушка! – закричал сидевший на пальме попугай. – Нечего тебе делать в его гнезде!
– Глупый попугай! – рассердился коршун. – Ему завидно, что я приглашаю жить в своем гнезде тебя, а не его!
– Не слушай его, не слушай! – закричал снова попугай.– Он заманит тебя в свое гнездо и съест!
– Почему ты так говоришь? – возмутилась кукушка. – Много дней подряд слушал ты мое пение и никогда не сказал мне доброго слова. А коршун услышал только раз и сразу же понял, какой у меня замечательный голос!
– Никогда я не встречал такого приятного голоса! – начал опять коршун. – Переселяйся в мое гнездо, и тебе будут завидовать все птицы.
– Не знаю, смогу ли я долететь до вашего гнезда, – огорчилась кукушка. – Вы, кажется, очень далеко живете.
– Неужели ты полетишь к коршуну?! – закричал в отчаянии попугай. – Разве ты забыла, что огонь и вода не живут вместе?
– Не слушай попугая! – прошипел коршун. – Не слушай его! Ты поселишься у меня, и тебе не придется трудиться над собственным гнездом. Тебе даже не надо будет заботиться о пище: я стану приносить тебе червячков, мошек, рыбок, жучков…
«А ведь и в самом деле, – подумала кукушка, – это очень приятно ничего не делать: не вить гнезда, не гоняться за мошками, не искать червяков…»
А коршун продолжал:
– Когда ты будешь жить в моем гнезде, никто не посмеет тебя обидеть. Я заклюю всякого, кто захочет причинить тебе зло!
«Очень хорошо! – подумала снова кукушка. – Меня будут бояться все птицы, они станут заискивать передо мной, завидовать моей дружбе с коршуном».
И, подумав так, она радостно сказала:
– Я согласна! Летим!
– Несчастная! – закричал попугай. – Одумайся! В гнезде коршуна тебе никто уже не поможет!
Но кукушка даже не обернулась на эти слова и полетела вслед за коршуном.
Вскоре она увидела на вершине скалы большое гнездо своего нового друга. Она опустилась в гнездо и сказала довольная:
– Мне у вас очень нравится. Хорошо, что я не послушалась завистливого попугая!
– Конечно, хорошо! – подтвердил коршун. – Жди меня здесь, а я полечу на охоту. Мне давно хочется есть! Долго ждала кукушка коршуна. Солнце уже скрылось за горами, а его все не было. Наконец коршун прилетел, расправил крылья и сказал сердито:
– Ничего не поймал! Это ты виновата, что я ничего не поймал!
– Я? Что вы, что вы! Чем же я виновата? – удивилась кукушка.
Коршун злобно взмахнул крыльями и закричал:
– Как ты смеешь задавать мне вопросы? Раз я говорю, что ты виновата, – значит, виновата! А кто сомневается в моих словах, тот достоин смерти!
– Ох, господин коршун! – испуганно проговорила кукушка. – Я совсем не хотела вас обидеть. Может быть, я действительно виновата.
– Конечно, виновата! Теперь я вижу, что ты просто нахальная птица. Развалилась в моем гнезде, как у себя дома. Сама уселась в тени, а я должен страдать на солнцепеке!
В страхе кукушка пробормотала:|
– Господин мой! Ведь сейчас вечер, и солнце давно уже скрылось за горами.
– Ах ты, неблагодарная! Значит, я по-твоему лжец?] Такого оскорбления я никому не прощал, не прощу и тебе! И, ударив крылом кукушку, он убил ее и съел.
Узнав о смерти кукушки, попугай повертел печально головой и промолвил:
– Ленивца, который любит лесть, ждет беда за каждым кустом и на каждом дереве.

Башкирские предания и легенды | Кэкук (Кукушка) | Легенда о кукушке | Dreams4kids.ru

(Кукушка)
В очень давние времена на южных склонах Уралтау проживало одно башкирское племя. Часто нападали на него соседние племена. Напали враги и в очередной раз.
У башкир того племени был батыр по имени Кэкук. Собрал он всех своих храбрых джигитов, и выступил против врагов. Перед уходом на битву он сказал своей возлюбленной Карагаш*, которую любил еще с детства:
—  Если я останусь лежать в поле, то из крови моей вырастут крас­ные цветы. Они будут напоминать тебе о моей любви. Поверь: если даже я сам не вернусь, то вернется имя мое.
—  Чтобы ни случилось, я тебя ни на кого не променяю, буду ждать! — ответила Карагаш своему любимому.
Оседлав своих крылатых коней, джигиты умчались на битву. Вскоре они увидели несметное число вражеской рати. Началось жестокое сра­жение. То одна сторона брала верх, то другая. Когда бой стих, на поле брани не осталось ни одной живой души.
Эта весть быстро дошла до соплеменников Кэкук-батыра. Все пле­мя плакало по павшим кровавыми слезами. Только Карагаш не хотела верить этой вести.
«За умершим не умрешь. Тебе жить надо», — сказали ей родители и согласились выдать дочь за одного бая, пославшего к ним свата.
Не захотела жить красавица Карагаш с нелюбимым человеком. Она задумала прикончить своего будущего мужа ножом и бежать. Но ее схватили и посадили в тюрьму.
Горько плакала Карагаш и пела грустные песни в память о любимом.
«Птицей бы полететь к тебе!» — рыдала она.
Сбылось желание девушки: вдруг на глазах стала она уменьшать­ся, таять. Вместо рук выросли у нее крылья. Превратившись в птицу, она выпорхнула через железную решетку окна. Перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, она звала своего возлюбленного: кэк-кук! кэк-кук! Много дней раздавался ее жалобный клич по горам и долинам Урал-тау. И вот как-то раз после томительных поисков Карагаш уви­дела ослепительные красные цветы. Только тут поверила она в гибель Кэкука.
С тех пор она так и летает по миру, садится на такую же одинокую, как сама, ветку или березу, и, устремив вдаль свой взор, жалобно пов­торяет имя своего возлюбленного. Если и снесет яичко, терпенья у нее не хватает высидеть — все время ищет она Кэкука. Особенно жа­лобно кличет она в пору цветения цветов, а, когда увядают цветы, она уже не в силах куковать. Снова улетает куда-то далеко в поисках крас­ных цветов. И так всегда… Вот эту птицу, что постоянно кличет «кэк-кук!», люди назвали «Кэкук», а те красные цветы — кукушкины цветы.
* Карагаш — чернобровая.
Башкирские предания и легенды. Составление, вступительная статья, комментарии Фанузы Надршиной: – Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985, – 288 с.

Мифология славян. Мифы — России — Кукушка

Кукушка — одна из самых мифологизированных птиц в славянских представлениях. У всех арийских народов эта птица имеет древнее мифологическое значение. Так, удрев-них индусов божество Индра превращалось в кукушку, и эта птица была символом и вестницей благополучия, охраняющей от злых людей и всяких опасностей, дарующей благоденствие, долголетие и счастливое потомство.
Подобное представление прослеживается и в греческой мифологии. Зевс, воспылав страстью к гордой и неприступной Гере, и не добившись от нее взаимности, увидел ее на горе Форнаксе, произвел гром и прилетел к ногам Геры в виде кукушки, будто бы спасающейся от дождя и бури. Гера приютила кукушку, и потом Зевс стал ее законным супругом. На этом-то основании у статуи Геры, находившейся в Аргосе, в одной руке был скипетр с изображением кукушки.
С этой птицей связано славянское старинное предание, записанное в польской летописи Прокоша: в языческой древности у поляков божеству Живе был построен храм на горе Живце. Туда в первые дни мая сходилось множество народа. Люди молили свое божество о благополучии и долголетии, старались услышать раньше других кукушку и верили, что будут жить столько лет, сколько раз она прокукует. Они верили, что бог, верховный правитель Вселенной, превращается в кукушку и возвещает им время их жизни. Убить кукушку считалось тяжким преступлением, достойным сурового наказания. До сих пор в народе существует мнение, что убить кукушку — грех.
На Руси верили, что когда кукушка кукует, то из глаз ее на древесную ветку капают слезы.
В песнях сохранились древнейшие представления о превращении божества в эту птицу. Кукушка часто выступает как прорицательница, но она не является символом грозного рока, безжалостно поражающего человека. Она предсказывает и дурное и доброе, при этом жалеет о человеке, предостерегает его и оплакивает его гибель. Кукушка говорит правду:
Зозуля кувала, правдоньку казала; Щ вона кувала, то правду казала.
В другой песне кукушкина правда связана с получением счастливой доли. Девушка спрашивает: зачем ты, кукушка боровая, не куковала рано — мне правды не сказала? Чужие девушки рано встали, разобрали счастливую долю, а мне встретилась доля лихая:
Ой боровая зозуленько, Чому ти рано не кувала, Чому правды не казала? Чужи дивкирано встали, Счастя-долю розибрали, А я молода опизнилася, — Лиха доля зъустрилася.
Согласно преданиям, у кукушки нет пары, ибо муж ее утонул или она сама убила его, сжила со свету, спрятала под мост. По другой легенде, «кукуш» покинул кукушку еще во времена Всемирного потопа. Существует и такое предание о замужестве кукушки:
КУКУШКА
Кукушка была девушкой. Купались в пруду девушки, выходят из пруда, стали платья брать. Одна девушка к своему платью: уЖ туда влез. ЛеЖит, свернувшись в клубок, не моЖет девушка платье взять. Что будешь делать? А потом стал у Ж девушке говорить: «Вылезу если будешь моею, а то не отдам тебе одеЖку!» Как тут За уЖа замуЖ идти?! Стоит та девушка возле воды и стояла там, пока не настала пора идти в село. Тогда забрала она свое платье у уЖа, а ему говорит: «Пойду 3а тебя, присылай сватов».
Вскоре приходят сваты. Лает она им рушники Отпраздновали свадьбу. Но муЖ не берет ее к себе, а говорит: «ПоЖивем у твоего отца». Как-то муЖ говорит, что пойдет на то самое место, где она купалась. «Пойду, а если меня долго не будет, то пойди туда и крикни «Куку! Ку-ку!» Я к тебе выйду. А теперь пойду от тебя пора со
своим родом повидаться. Ведь, говорит, ты не захотела в мой род идти Жить, а мне скучно без роду Жить».
Вот пошел он прочь: нет его, нет долго. Пошла Жена к тому месту, где купалась когда-то с девчатами Приходит к воде и кричит: «Ку-ку ку-ку, ку-ку!» Выплыл ее муЖ, как она закуковала, и они снова начали Жить Когда он собрался снова отправиться к своему роду, он наказал Жене выкликать его из воды, если его долго не будет. Так случилось, что и третий раз собрался тот уЖ к своему роду наведаться Говорит он Жене: «Будешь и теперь меня выкликать, придешь и скаЖешь «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» МоЖет, теперь я и не выйду к тебе; если сам не выплыву, то пошлю своего приятеля. Как захочешь со мной повидаться, садись на моего приятеля, когда он к тебе выплывет, и он привезет тебя к моему роду. Прошу я тебя, приезЖай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься Женой и не вернешься к своим; станешь птицей, если не доберешься до меня».
Вот Же не захотела она ехать к уЖу который был ее муЖем, и стала птицей, полетела и теперь кукует.
В народном эпосе кукушка является олицетворением невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В легендах кукушка — обращенная в птицу скорбящая вдова; жена, ждущая и зовущая загубленного мужа; сестра, оплакивающая смерть брата. В народных балладах изгнанная родителями и тоскующая по родному дому дочь оборачивается кукушкой и прилетает домой.
Кукушка иногда выступает в роли посредника между этим и «тем светом». В некоторых местностях существует обычай голосить с кукушкой. Женщины, потерявшие близких или находящиеся в разлуке с ними, уходят подальше в лес и там, услышав кукушку, начинают причитать и выплакивать ей накопившуюся боль. Рассказывают, что кукушка сама подлетает к такой женщине и «подголашивает» ей. У кукушки выспрашивают вести с «того» света о своих близких, через нее передают им просьбы и наказы.
Существовало поверье, восходящее к древнему таинству гадания судьбы по птицам. (Сколько раз кукушка натощак кому закукует, столько ему и Жить.)
Древние верования славян душу человеческую представляли в образе кукушки. Может, это отчасти объясняет загадочный обряд крещения кукушек. Этот обряд состоял в том, что на семицком* гулянье в роще избранные гуляющими «кум» и » кума» надевали крест на пойманную заранее кукушку, или на траву, носящую ее имя («кукушкины слезы», «кукушкин перелет»), клали их на разостланный платок, садились около него и целовались под звуки приуроченной к этому песни:
«Ты, кукушка ряба,
Ты кому же кума ?
Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки!»
Кукушка кукует, по бездомью тоскует. В этой поговорке заключено мифологическое представление о птице как о душе вне тела. Поскольку тело — как дом, и как дом значима могила, то кукушка есть душа умершего, не имеющего дома — без гнезда. Отсюда и отношение к кукушке как к птице, которая может напророчить недоброе. Поэтому кукушку нужно закормить, умилостивить, похоронить по обряду, с нею нужно покумиться, чтобы она стала безопасной для живых.
В народе кукушку воспринимали как небесную посланницу, сообщающую о наступлении лета, о начале гроз и дождей. По ее голосу судили о будущем урожае: если кукушка закукует при восходе солнца и на «зеленом дереве» (то есть когда леса уже оделись листвою), то год будет урожайным, а если закукует на ночь и «на голом дереве», будут голод и мор. Услышать весной соловья раньше кукушки—к счастливому лету, а кукушку раньше соловья — к несчастливому. Кукование кукушки весной около жилья считалось приметой неурожая. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует.
Когда услышишь весной кукушку в первый раз, надо быть веселым и иметь деньги в кармане: тогда, если позвенишь монетками, весь год будешь счастливым и не будешь испытывать нужду. Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья. Кукушка летает по деревне — к пожару. Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
Прекращение кукования кукушки связывается с Петровым днем (29 июля/12 июля). Продолжение кукования после Петрова дня грозит неурожаем. (Кукушка кукует до Петрова дня.) Бытовало поверье, что после окончания кукования кукушка прячется в капусте или в крапиве от преследующих ее птиц, которые бьют кукушку, стараясь отомстить за то, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Своего же гнезда Господь лишил кукушку за то, что она вила его в Благовещение, и нарушила запрет на работу. В наказание за это она лишилась и своих детей, и с тех пор весь век кукует — плачет.
Верили, что как и другие птицы, кукушка на зиму улетает в вырей — далекий теплый край у моря, славянский рай. Кукушка первой улетает туда и последней возвращается оттуда весной, поэтому ее считают ключницей — хранительницей ключей от вырея.
Считалось, что сучок от дерева, на котором куковала кукушка, обладает магическими свойствами. Он служил амулетом, предохраняющим от несчастий. Охотники носили его с собой в кармане, чтобы охота была успешной. Особенно же удачлив будет тот, кто найдет нанизанные на ветку бусы, которые, согласно украинскому поверью, изрыгает кукушка во время кукования.
В любовной магии используется корень растения «кукушкины слезки». Отваром этого корня поят новобрачных, чтобы они жили в любви и согласии. По этому корню также гадают, кто родится — сын или дочь. На кукушку надеялись и в оберегах от наговоров, дурных предзнаменований. (Куковала кукушка на свою голову!)

Легенда о кукушке (русская) — Легенды о птицах — Мифы, легенды — Ларец мудрости — Кладовая веков

Вскоре приходят
сваты. Дает она им рушники. Отпраздновали свадьбу. Ее муж не берет ее к
себе, а говорит: «Поживи у твоего отца». Как-то муж говорит, что пойдет
на то самое место, где она купалась. «Пойду, а если меня долго не будет,
то пойди туда и крикни: «Ку-ку! Ку-ку!» Я к тебе выйду. А теперь пойду от
тебя: пора со своим родом повидаться. Ведь, говорит, ты не захотела в мой
род идти жить, а мне скучно без роду жить. Вот пошел он прочь: нет его,
нет долго. Пошла жена к тому месту, где купалась когда-то с девчатами. Приходит
к воде и кричит: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Выплыл ее муж, как она закуковала,
и они снова начали жить. Когда он собирался снова отправиться к своему роду,
он наказал жене выкликать его из воды, если его долго не будет. Так случилось,
что и третий раз собирается тот уж к своему роду наведаться. Говорит он
жене: «Будешь и теперь меня выкликать, придешь и скажешь: «Ку-ку, ку-ку,
ку-ку!» Может, теперь я и не выйду к тебе; если сам не выплыву, то пошлю
своего приятеля. Как захочешь со мною повидаться, садись на моего приятеля,
когда он к тебе выплывет, и он привезет тебя к моему роду. Прошу я тебя,
приезжай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься женой
и не вернешься к своим; станешь птицей, если не доберешься до меня».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *