Легенда о ларре сочинение

Содержание

Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

В рассказе «Старуха Изергиль» автор повествует о людях сильных, гордых, отличающихся от других. Такова и сама его героиня – старая Изергиль. Она рассказывает о своей жизни, часто говоря о том, что теперь все меньше становиться сильных и волевых людей и, что нынче и вовсе жить они не умеют. Из ее уст услышал автор и две легенды.
Одна из них – это сказание о гордеце. Звали его Ларра. Имя это означает – отвергнутый человек. Рассказ свой о нем начинает старуха, обратив внимание своего слушателя на тень вдали. Она говорит, что это он и есть – тот человек, который наказан был за свою непомерную гордыню.
Был Ларра сыном орла и обычной земной женщины. Когда-то сильная птица унесла ее еще молодой из родного селенья. Но, спустя 20 лет, женщина вернулась вместе со своим ребенком. Она рассказала о том, что отец его, орел, умер.
Юноша же был очень высокомерен и горд. Гордость помогает человеку быть сильнее, делает его независимым от других и от общих законов. Все бы хорошо, да в меру. А этот молодой человек ее не знал. Он считал себя лучше других и ставил себя выше всех.
Не оказал он никакого уважения к старейшинам, разговаривая с ними, как с равными себе. Когда его о чем-либо спрашивали, то он отвечал, только если пожелает. А когда стали люди объяснять ему то, что нужно уважать старших, то юноша ответил, что не желает этого делать. А раз он делать чего-то не хочет, то значит – не будет.
Такое поведение юноши возмутило и оскорбило всех. Но, больше всего поразил народ такой поступок его, о котором даже никто из них и помыслить не мог. Он на глазах у всех убивает девушку, оттолкнувшую его. Он сделал это, потому что так хотел.
После этого люди связали его. Потом же стали придумывать для него наказание. Долго думали, множество казней приходило на ум им. Но, так и не смогли подобрать. Пытались они и разговаривать с ним, понять его. Но, все это было тщетно.
И вот, кто-то предложил наказать его одиночеством и вечным изгнанием. Лучшего и нельзя было придумать. Собственная гордость до того измучила Ларру, что через несколько лет он сам явился к тем людям. Он жаждал смерти, хотел, чтобы они убили его. Но, умереть он не мог.
Обречен был он на бессмертие. Однако, оно стало для него проклятием, так как и изгнание его оставалось вечным. Слова о том, что нет места ему среди людей обрекли несчастного гордеца на нескончаемые мучения и скитания.
Образ Ларры в сказании показывает этот порок в самом высшем своем развитии. Гордец же был доволен собой, он был свободен, независим и счастлив. Но, недолго длилось это. Он уничтожил себя сам. Ведь живя среди людей, нельзя не быть частью общества, не уважать его законов и делать все так, как хочется только тебе, не думая ни о ком больше.
Понимает это гордец только тогда лишь, когда, насытившись своей свободой, понимает, что она – его проклятье и он давно уже мертв духовно. Он – всего лишь тень.

Сочинение на тему Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» — по русскому языку и литературе

М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси.
Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни.
Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.
В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы.
Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа.
Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу.
Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…».
Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…».
Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество.
От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх.
Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе.
«Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек.
Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.

сочинение- рассуждение по легендам о Ларре и Данко. Чья позиция мне ближе и почему? — Школьные Знания.com

Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?
Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.
Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству.
Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль.
После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого.
Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас.
Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» — Сочинения по литературе — Сочинения, биографии, рефераты

М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси.
Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни.
Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.
В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы.
Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа.
Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу.
Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…».
Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…».
Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество.
От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх.
Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе.
«Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек.
Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.

Анализ легенды о Ларре — Сочинение по литературе

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Композиция рассказа основана на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Композицию произведения можно очертить следующим образом: вступление — легенда о Ларре — рассказ о жизни Изергиль — легенда о Данко — заключение. Такая композиция устанавливает связь между легендой и реальностью.
Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных пред-ставления о жизни.
Легенда о Данко повествует о подвиге и самопожертвовании человека. Данко стремится добыть свободу для всех, и, чтобы спасти людей, он освещает путь своим сердцем. Окружающие не хотят понимать и принимать его в начале и не хотят чтить его в финале повествования. Когда разъяренные люди замышляют убить своего спасителя, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Данко спасает свой народ ценой собственной жизни, «…увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца люди» идут за ним. Едва Данко выводит их на свободную землю, силы покидают героя, он падает на землю и умирает. А люди, выведенные из страшного леса, не хотят замечать смерти Данко, лишь один — по всей видимости самый трусливый человек — «…боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпалось в искры, угасло…». Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гу-маниста и личность большой духовной красоты. Он совершает подвиг во имя бла-гополучия людей, не задумываясь об их благодарности. Просто потому, что он любит людей.
Образ Ларры, на котором мы и остановимся в данной работе, противопоставлен образу Данко. Самопожертвование у первого противостоит гордости и эгоизму второго.
Итак, легенда о Ларре — первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра — сын орла и земной женщины — считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен, и ведет себя соответственно. Ларра убивает девушку — дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки ноги…, а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».
Ларра ощущает потребность иметь все, пользоваться всем, причем ничего не отдавая при этом взамен: ни ум, ни силу, ни жизнь. «Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым». Гордость орла, его необузданные желания, его эгоизм берут в Ларре верх над человеческими чувствами, такими как любовь, преданность, самопожертвование, нежность, сострадание, жалость. Именно поэтому ему нет места среди людей.
За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть. Но человеческая сущность не позволила Ларре жить в одиночестве, свободно, как орел. «Отец его — не был человеком: А этот — был человек». И не зря еще «долго он, одинокий, так вился около людей». Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его.
Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и «остался он один, свободный, ожидая смерти». Невозможность умереть и стала для Ларры, не человека и не орла, самой страшной карой. «Он стал уже как тень и таким будет вечно». «Вот как был поражен человек за гордость!»
В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противо-поставляются образу Данко. Старуха Изергиль последовательно, сначала о Ларре, а потом о Данко рассказывает две легенды. Это позволяет читателю сравнить этих двух людей. Всепобеждающая любовь к людям одного граничит с необъятным презрением и ненавистью другого. Даже сами олицетворения двух героев противопоставлены. С одной стороны, это искорки от горящего сердца Данко, олицетворяющего собой вечный свет, вечный огонь, вечное добро, «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются пред грозой». С другой — холодная и мрачная тень Ларры, пугающая людей и несущая с собой зло.
Но не только противопоставление дает своеобразная композиция рассказа. В героях можно увидеть и сходство. Оба они — цельные и властные натуры, оба сильны и красивы. Но их различное представление о себе и о людях позволяет нам ставить их в противоположность друг другу.
Пожалуй, именно это сходство и позволяет уловить всю разницу в отношении героев к миру и окружающим людям. Не будь Ларры с его преступлением и карой-одиночеством, не столь полно воспринимался бы великий подвиг Данко.

Сочинение — Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль. — Остальные рефераты

Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль.

М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси.
Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни.
Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.
В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы.
Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа.
Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу.
Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…».
Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…».
Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество.
От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх.
Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе.
«Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек.
Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.

Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького Старуха Изергиль (Старуха Изергиль Горький)

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. «Идем! — крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные… И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека — гуманиста и личность большой духовной красоты. Положительному образу Данко Горький противопостав-ляет негативный образ Ларры — образ себялюбца и эгои-ста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки ноги.., а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще». За совершенное им преступление племя осу-дило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть. Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно». В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом подей, для которых свобода превыше всего.

Анализ легенды о Ларре (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль») — Сочинения, Рефераты, Доклады

Категория: Анализ стихотворения, произведения
Максим Горький в своем знаменитом рассказе «Старуха Изергиль» поставил перед собой задание описать идеальную человеческую личность, ее душевные порывы и, в какой-то степени, смысл жизни. Он органично вплел в повествование две легенды, раскрывающие суть его задумки, одной из которых стала легенда о Ларре.
От имени старухи Изергиль Горький описывает давнюю легенду, не имеющую хронологических и пространственных рамок. В ней повествуется о человеке, рожденном женщиной и орлом, обладающим совершенной красотой, гордостью и своими взглядами на жизнь. Но красота его не красит, ведь его личные качества не достойны того лица, которое Ларра носит. Он эгоистичен в высшей степени, считает себя подобным Богу, человеком, который существует над людьми, чья воля первоочередная и главенствующая. Ларра не признает существование никаких законов: ни моральных, ни общественных. Для него существует один закон — его воля и только ею определяются поступки героя. Ларра оправдывает даже убийство своим желанием, раскрывая низость своего существа и душевной организации.
Изображенный Горьким образ представлен в качестве антигероя, который является совокупностью порочных и эгоцентричных качеств человека. Они разрушающе влияют на человеческую душу и отталкивают окружающих людей. Именно такой исход представлен в легенде: Ларра становится изгоем, тенью, блуждающей и незнающей покоя, ведь люди, которых он ни во что не ставил, попросту отвергли его, пересытившись его эгоизмом и неуважением к другим. Так, на примере главного героя легенды Максим Горький показывает истинный смысл существования, который возможен только среди людей и для них, полностью отметая возможность существования человека вне общества и его моральных законов.
Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *