Легенда о материнском сердце сухомлинского

Содержание

Классный час «Сердце матери»

Разделы:
Внеклассная работа

Цель:
воспитание любви к матери.

Задачи:
вызвать желание быть
достойным (ой) сыном или дочерью своих родителей,
формировать внимание, чуткость, уважительное
отношение к матери.

Библиографическая справка:

прослушиванию грамзаписи): “Аве Мария” —
приветствие Марии. Сначала написано И. Бахом на
слова неизвестного поэта и обработано
французским композитором Ш. Гуно. Это знаменитое
произведение рождественских праздников можно
было услышать и на свадебных торжествах. Оно
необыкновенно лирично и красиво.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. “Есть прекраснейшее
существо, у которого мы всегда в долгу, это —
мать”, — так сказал писатель ХХ века Н.
Островский. Вторит ему и поэт Н. Старшинов:
Никаких гимназий не кончала,
Бога от попа не отличала.
Лишь детей рожала и качала,
Но жила, одну мечту тая:
Вырастут – и в этой жизни серой
Будут мерить самой строгой мерой,
Будут верить самой светлой верой
Дочери твои и сыновья.
Чтобы каждый был из нас умытым,
Сытым, с головы до ног обшитым,
Ты всю жизнь склонялась над корытом,
Над машиной швейной и плитой.
Всех ты удивляла добротою
Самой ослепительной мечтою…
Нет святых! Но ты была святой!

(Н. Старшинов)


Учитель.
Сегодня на классном часе мы
поговорим о том, как нужно относиться к своим
матерям.

Звучит грамзапись Ф. Шуберта “Аве
Мария”. На доске репродукция картины Рафаэля
“Сикстинская Мадонна”.

Учитель.
Ребята, внимательно
вглядитесь в картину Рафаэля “Сикстинская
Мадонна”. Что на ней изображено? Прекрасная
молодая женщина с ребёнком на руках легко
ступает по облакам навстречу своей трагической
судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна
отдать им своего ребёнка — маленького Христа на
страдание и муку. Она в последний раз любовно
прижимает его к себе. Мария остановилась у
границы двух миров – небесного и земного. В её
широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена
зрелищем неустроенного мира, мира тревог и
страданий. Перед ней преклонённая Варвара и
восторженный Сикст, ангелы.
Глаза матери печальны. Она крепко
обнимает сына, предчувствуя его горестную
судьбу. Под ногами Матери облака. Она видит грозу.
И в глазах ребёнка – предчувствие беды. Ветер
растрепал его волосы. Малыш прижался к маме. С
какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас
устремлён взгляд Марии. Она словно спрашивает:
“Не ты ли тот, кто сделает меня, мать,
несчастной?”
Мария – идеал материнства. Художник
прославляет величие женщины, которая способна во
имя высшего долга пойти на жертву. И на всех
полотнах Рафаэля прекрасные Мадонны. Он
воспевает женственность, красоту, нежность,
самоотверженность, бескорыстие матери.
Каждому из нас – от колыбельной песни
до последнего вздоха – мать дарит такую
бескорыстную любовь, заботу, привязанность, как в
легенде украинского народа “Сердце матери”.
Эту старинную легенду выдающийся педагог
Василий Александрович Сухомлинский рассказал в
одном из писем сыну.
— Был у матери единственный сын.
Женился он на девушке изумительной, невиданной
красоты. Но сердце у девушки было чёрное,
недоброе.
Привёл сын молодую жену в родной дом.
Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не
ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын
мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась
мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого.
Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”.
Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды
вечером молодая красавица под цветущей яблоней и
увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела
жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила
с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и
принеси мне”.
Не дрогнуло сердце сыновнее,
околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул
из её груди сердце, положил на кленовый листок,
несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся
сын о камень, упал, ударился коленом, упало
горячее материнское сердце на острый камень,
окровавилось, встрепенулось и прошептало:
“Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено?
Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее
материнское сердце ладонями, прижал к груди,
вложил сердце в растерзанную грудь, облил
горячими слезами. Понял он, что никто никогда не
любил его так преданно и бескорыстно, как родная
мать. И столь огромной и неисчерпаемой была
материнская любовь, столь глубоким и всесильным
было желание материнского сердца видеть сына
радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала
мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не
мог после этого сын возвратиться к
жене-красавице, постылой стала она ему. Не
вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и
стали двумя курганами. И каждое утро восходящее
солнце первыми своими лучами озаряет вершины
курганов.
Такова легенда, созданная народной
мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет
нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет
тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых
глаз материнских. “Если в сердце сыновьем
загорелась искра, в тысячу раз меньше
материнской любви, — говорит украинская мудрость,
— то и тогда эта искра горела бы всю жизнь
человеческую неугасимым пламенем”.
Человечество существует потому, что
существует материнская любовь. “Нет ничего
святее и бескорыстнее любви Матери: всякая
привязанность, всякая любовь, всякая страсть или
слаба, или своекорыстна по сравнению с нею”, — я
думаю, что в этих словах В. Г. Белинского нет ни
капли преувеличения.
Люди не уважают того, кто обижает мать,
забыл о ней. По отношению к матери определяют
личность человека.
— На свете не существует человека
роднее и ближе матери. Её любовь к детям
безгранична, бескорыстна, полна
самоотверженности. Мать всегда помнит о своём
ребёнке, где бы он ни находился. Такой была и та,
что дала России великого поэта С. Есенина, —
простая крестьянская женщина Татьяна Фёдоровна.

Включить грамзапись воспоминаний о
матери поэта.

Вспоминает сестра поэта Александра
Александровна: “Наша мама была неграмотной и всю
жизнь об этом жалела. Уже будучи пожилой
женщиной, она пыталась ходить в ликбез, но
старческие руки плохо слушались. Несмотря на
большое желание, научилась она только
расписываться и едва читать по слогам… С раннего
детства мы слышали от неё прекрасные сказки,
рассказывать которые она была большая мастерица,
а когда мы подросли, то выяснили, что часто пела
она переложенные на музыку стихи – Пушкина,
Лермонтова, Никитина и других поэтов. Она
обладала хорошей памятью и, слушая, как
разучивают стихи её дети, запоминала их и иногда
читала вслух”.
Вот опять я за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.
Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную ложку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

С. Есенин

На земле хороших людей немало,
Сердечных людей не мало,
И всё-таки лучше всех на земле –
Мамаю Моя мама.

Р. Рождественский

— Так сказал поэт. И может сказать
каждый из вас. Я тоже хочу рассказать о своей
маме.

Рассказ учителя.

— Дети – самое дорогое для матери. С
детства вы знаете материнскую любовь, ласку,
заботу. И должны отвечать тем же. Однако не всегда
помните об этом. Послушайте, как иногда бывает, и
подумайте, не так ли с вами происходит?

Как вызвать ссору (педагогическая
ситуация).

Ты дома. Мама вернулась с работы
(толкучка в автобусе, очередь в магазине, слякоть,
тяжёлая сумка с покупками) и заглянула на кухню:
— Опять ты оставила всё на столе. Это
ужасно!
— Ну почему ты опять кричишь на меня?
— Потому что ты безалаберна!
Одна из вас хлопает дверью и уходит в
комнату.
Молчание… На этом можно было бы всё
прекратить. Достаточно обнять маму, пробормотать
“извини”, убрать, что надо, вымыть посуду. Но нет.
Ты кипишь. Мама – тоже. Ждёшь, чтобы она первая
позвала тебя обычным голосом, будто бы ничего и
не случилось. И вот мама входит в комнату:
— Тебе даже в голову не приходит, что
нужно мне помогать. Никогда не спросишь, что
сделать. Как ты ведёшь себя, как ты относишься к
матери?!
— Я у тебя всегда самая плохая!
Придираешься! Хочешь – могу уйти, куда угодно…
Заметь, в этой стадии ссоры вы
переходите от мелочей к обобщению. Дальше – к
упрёкам, накопившимся за месяц, за год. И, наконец,
— гробовое молчание с повышенным напряжением. Оно
может длиться час или несколько дней. Ты
убеждена, что скандал начала мама. Мама, скорее
всего, считает, что ты. Дознание вины ничего не
даст. Этой ссоре должна положить конец ты сама.
Пусть тебя согревает мысль, что ты оказалась
мудрее мамы.

Такое возникает, когда нет близости
между детьми и взрослыми.

— Узнали себя? Уважайте мам! Об этом же
пишет В. А. Сухомлинский своему сыну: “Мать…
Больно мне становится сейчас, когда я вспоминаю,
как в годы детства и отрочества чем-то – пусть
незначительным – огорчил свою маму, принёс ей
бессонную ночь, добавил ей седины… Как сейчас,
помню вечер ранней осени, на горизонте
собираются тучи, гремит гром, я собираюсь ехать в
Полтаву, в институт. Взял маленький свой
чемоданчик и пошёл на станцию. Мамы в это время не
было на хате – что-то делала в огороде. Увидела,
что я иду на станцию, стала, как изваяние, как
живое воплощение материнской горечи. Слышу,
говорит мама: “Оденься, ведь дождь собирается…”
Я иду в одной сорочке, мне море по колено, а до
станции километров семь… Не вернулся я, какое-то
мелкое чувство себялюбия раздражало тогда моё
сердце, какую-то мелкую обиду носил я в душе… Иду
и всё время как будто слышу голос матери:
“Оденься, ведь дождь собирается…” Сколько
горечи вложила она в эти слова… Как много хотела
она сказать: почему же ты не попрощался, сын,
почему не обнял, не поцеловал меня; чем ты обижен;
нельзя таить в сердце обиду на родную мать…
Прошло больше тридцати лет с той поры,
маме больше семидесяти лет, живёт она так
счастливо, как может быть счастливым пожилой
человек, — и до сих пор у меня звучат эти слова:
“Оденься, ведь дождь собирается…” И чем дальше
в глубину отрочества и ранней юности
отодвигаются те мгновения, когда я чем-то огорчил
мать, тем острее, ярче всё это вспоминается, тем
глубже переживаю угрызения совести. У меня уже
седая голова, а перед матерью я чувствую себя
ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей
мере чувствую себя ребёнком.
Женщина – мать – первый творец жизни.
Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь,
вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира
и родной речи, вложила в твоё сердце первые
понятия о добре и зле, чести и бесчестии.
Женщина-мать – творец всего прекрасного на
земле, потому что она — творец всего прекрасного
на земле, потому что она – творец Человека. Тот,
кто забывает мать, не может быть настоящим
человеком”.
— Ребята, кажется, вы всё знаете о своей
маме, ведь видите её каждый день, живёте в одной
квартире, слышите её голос, знаете её каждую
морщинку. Насколько вы хорошо её знаете, покажет
небольшой опрос. Я попрошу вас ответить, знаете
ли вы:
День рождения мамы.
Любимое блюдо.
Любимая песня.
Любимая передача.
Любимый цветок.
Любимое дело, занятие.
Нелюбимое дело, работа.
Во сколько ложится спать?
Любимое слово.
— А сейчас давайте на минуточку
представим, что вы поменялись с мамой местами.
Какими бы вы хотели быть в роли матери, как бы
поступали?

Если бы ты был (а) твоей мамой, то…

Прочитать после ответов учащихся:
Анна:
Я бы не тревожилась постоянно
за свою дочь, что она простудится, заблудится,
попадёт под автомобиль или в нехорошую компанию.
Предоставила бы ей хоть немного
самостоятельности: пусть поступает, как знает.

Марианна:
Не была бы такой доброй.
Она ведь требует, чтобы я что-нибудь делала в
доме, и поэтому перегружена работой, не успевает
заботиться о себе. Я бы хотела подольше выглядеть
молодой.

Иоанна:
Не терпела бы лжи (моя мама
легковерная во всём, что я перестала говорить её
неправду даже в мелочах). Не позволила бы дочери
привередничать и капризничать. Мне не нравится,
когда девочки дома прикидываются беспомощными.

Кристина:
Я была бы последовательна.
Если бы чего-то не позволяла, то накрепко, а не
так, что один раз можно, другой – нельзя.

Хелена:
Не допустила бы, чтобы моя
дочь была одета лучше и дороже, чем я. Научила бы
её готовить, вязать, шить. В общем, была бы такой,
как моя мама. Наверное, чаще смеялась бы…
— Ребята, помните всегда, что все мы в
долгу перед матерью.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.

Р. Гамзатов
В подготовке к классному часу
использована литература:

В. А. Сухомлинский. Письма к сыну: Кн. для
учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – с. 73,
97-98.
“Воспитание школьников” — №1, 1985.
12.03.2008

Легенда о материнской любви — Василий Сухомлинский — Сказочник №13

Василий Сухомлинский.Легенда о материнской любви.

У матери был единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привёл молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”.
Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”.
Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.
Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.
—————————————————————-
.Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки.Легенда
о материнской любви.Читаем бесплатно онлайн.
Читать другие рассказы и сказки Сухомлинского

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков. (По В.А.Сухомлинскому)

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».
24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.
(По В.А.Сухомлинскому)

Легенда о материнском сердце ~ Поэзия (Стихи, не вошедшие в рубрики)

Тропинка змеёй под ногами.
Омыта закатом трава.
Луна за степными холмами,
Что сладкая пахлава —
Бери, отрывай по кусочку…
Легенду тебе расскажу
О матушке и о сыночке.
(Я долго по миру брожу)
***
В дом матери как-то сыночек
Привёл молодую жену:
Красива, что райский цветочек,
А нравом…
Затмит сатану.
Всё в доме не так и не эдак —
Взыграла бесовская кровь!
Не слушает добрых соседок,
Да злится всегда на свекровь.
Не так повернулась и села,
Не так покормила цыплят,
Не так на неё посмотрела,
Не тот на свекрови халат.
Слова, словно семечки перца…
Нутро обжигая, горят.
Смирись, материнское сердце…
Смирись, молодые велят…
Лютует невестка, лютует.
И мужу чём свет говорит:
«Пусть мать твоя в хлеве зимует…
Опять от старухи смердит.
Слова, словно семечки перца…
Нутро обжигая, горят.
«Эй, муж, материнское сердце
Неси мне! Тебе говорят!»
**
«Сыночек, мой мальчик родимый,
Бери моё сердце, возьми!
Будь счастлив с женою любимой.
Ладошки ко мне протяни
Как в детстве, ты помнишь, хороший?
Цветочек … сердечко… сорви!
Денёк-то сегодня пригожий…
Видать, с материнской любви…»
Попятился в страхе сыночек…
В ладонях …
Пунцовым огнём…
Сердечко родное… цветочек…
Заботится снова о нём.
***
Что сделал я, милая мама!
Прости меня, слышишь, прости!
Душа моя – свежая рана!
Как счастье мне вновь обрести…
***
Дорога змеится полями
Омыта закатом трава
Ветра — мать и сын — над холмами.
Легенда поныне жива.
© Copyright: Коб Ра Творческая Мастерская, 2013
Свидетельство о публикации №213081800036

помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская — Школьные Знания.com

помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З) Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
(11) Но мало показалось снохе и этого. (12)Говорит она мужу: (13)«Чтобы и духом матери не пахло в доме. (14)Пересели её в сарай». (15)Переселил сын мать в сарай. (16)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
(17) Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. (18) Рассвирепела жена, прибежала к мужу: (19)«Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». (20)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. (21)Говорит он матери: (22)«Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». (23)Идут к реке каменистым берегом. (24)Споткнулась мать о камень. (25)Рассердился сын: (26)«Что ты, мама, спотыкаешься? (27)Почему не смотришь под ноги? (28)Так мы до вечера будем идти к реке».
(29)Пришли, разделись, искупались. (ЗО)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. (31)Трепещет материнское сердце. (32)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: (33)«Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? (34)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
(35)3арыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. (З6)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
(37) И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (38)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. (39)Не вернулась домой и мать. (40)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. (41)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
(42)Такова легенда, созданная народной мудростью. (43)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
(44)Сыновняя благодарность… (45)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о доб­ре, сделанном для них матерью и отцом. (46)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем ра­дость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. (47)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь — в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

Сухомлинский В.А. «Притчи и истории»

Человек без имени
Это было в начале войны. Кровавый смерч горячим дыханием опалил Украину, с Запада наползла фашистская орда, наши войска отступали за Днепр. В тихое августовское утро на главную улицу села, где жил этот человек, приехала колонна вражеских мотоциклистов. Люди попрятались в хаты. Притихшие дети боязливо выглядывали из окон.
И вдруг люди увидели невероятное: из хаты вышел этот человек — в вышитой сорочке, в начищенных до блеска сапогах, с хлебом-солью на вышитом рушнике. Заискивающе улыбаясь фашистам, поднес им хлеб-соль, поклонился. Маленький рыжий ефрейтор милостиво принял хлеб-соль, похлопал изменника по плечу, угостил сигаретой, а потом вынул из кармана пачку сигарет, подержал её в руке, подумал, раскрыл, отсчитал половину сигарет и подал…
Всё это видели в окна дети, обо всём этом они сказали матерям. Через несколько минут о позорном гостеприимстве своего земляка узнало всё село. Закипела в сердцах лютая ненависть, сжались кулаки. Потом стали думать люди: кто он, этот человек, что привело его на страшный путь предательства? Вспоминали родословную от деда-прадеда, мысленно оглядывали детство. Как же так, ведь он — двадцатилетний юноша, кажется, и в комсомоле состоит. Но постойте, как же его зовут? Фамилию знали, фамилию-то человек имеет родительскую, а имени никто не знал. Хорошо знали его мать — колхозницу Ярину. И человека этого с детства так и называли: Яринин сын. Стали думать: что же привело парня к предательству? Но о Яринином сыне никто ничего определённого сказать не мог. Соседи называли его маменькиным сынком. Один сын у отца и матери, он спал до обеда, а возле кровати на столе стояла уже заботливо приготовленная матерью крынка с молоком, белый калач, сметана… Люди с малых лет приучали детей к труду, будили их на рассвете, посылали в поле на работу, а Ярина оберегала своё золотко (так она называла его: моё золотко, мой единственный-ненаглядный) от труда и забот.
Вспоминали и такое. Когда сыну Ярины было лет двенадцать, в селе произошло несчастье: сгорело десять хат, десять семей остались без крова. Соседи приютили погорельцев, поделили с ними своё жильё. Приютила одну семью и Ярина, пришлось потесниться и ей и сыну. Но вдруг закапризничал сын: “Не хочу, чтобы вместе с нами соседи жили”. Ушёл однажды вечером под скирду соломы, матери сказал: “Буду спать здесь, домой не пойду. Пусть соседи выберутся сарай, тогда вернусь”. Уступила мать капризу. Переселились соседи в сарай.
В школе проучился сынок до шестого класса, потом учение стало в тягость ему, и мать решила: пусть дытына не томится за книгой, самое главное — здоровье. До восемнадцати лет болтался сынок без дела, уже стал и на вечорницы ходить, и к девушкам потянуло… Вспомнили, как за два до войны пришла к Ярине мать одной девушки-красавицы, пришла со слезами: какой разговор у них был, никто в точности не знал, известно стало в селе только то, что черноглазая красавица перестала выходить на улицу, потом долго лежала в больнице, пропала девичья краса, потухли огоньки в чёрных глазах. Узнали соседи, что отправила Ярина “золотко” куда-то на дальний хутор, к дяде-пасечнику, ходили слухи: живёт Яринин сын среди степного раздолья, ест белые калачи с мёдом… Заболела однажды Ярина, попросила, чтобы сын приехал, помог по хозяйству. Приехал сын, побыл дома три дня, тяжёлой показалась ему работа: воду носи, дрова руби, сено коси — и снова ушёл на хутор.
Как и когда появился в селе Яринин сын в ту тяжелую годину — никто не мог сказать. Сидели в сумерках старики и женщины под ветвистыми вишнями, говорили обо всём этом, и не давала покоя мысль: в кого он уродился? Прошло три дня после того, как село заняли фашисты, а Яринин сын уже ходил по улице с полицейской повязкой на рукаве.
Думаем-гадаем, а легче от этого не станет, — сказал 70-летний дед Юхим. — Откуда падлюка такая взялась? От пустой души. Нет у этого человека ничего святого за душой. Не истекла душа болью ни за мать, ни за землю родную. Не содрогнулось сердце от тревоги за землю дедов и прадедов своих. Не оставили руки корня в родной земле, ничего не создали для людей, не оросил пот ниву, нет мозолей от труда нелегкого и сладкого, и вырос чертополох.
Страшные дни наступили для матери. Видела она, что люди презирают её выродка, презирают и её. Пыталась увещевать сына, напоминала о возвращении Советской власти и о расплате, но сын стал угрожать: ты знаешь, что бывает с теми, кто не согласен с новым порядком. “Не сын ты мне больше”, — сказала мать, оставила хату, ушла к сестре.
Окончились страшные дни оккупации, на рассвете ноябрьского дня принесли на острых штыках зарю свободы советские солдаты. Жаркие бои обошли село строной, не успел Яринин сын убежать со своими хозяевами. А народная месть в радостные дни освобождения почему-то не коснулась фашистского холуя и преступника — не успели расправиться с ним односельчане, а дотошные юристы стали проверять каждый факт, не доверяя слухам. Кто видел, как Яринин сын участвовал в казни партизана? Кто видел, как он расстреливал советских людей? Кто может доказать, что именно он отправлял на каторгу в Германию черноглазую красавицу? Всё это нелегко было доказать, хотя все знали, все были убеждены, что эти преступления совершил он. Долго шло следствие, взвесили, наконец, что было доказанным, судили Ярининого сына, приговорили к семи годам тюрьмы.
Прошло семь лет. Возвратился сын из тюрьмы, застал мать умирающей. Попросила Ярина прийти к своему смертному одру всех родственников и самых уважаемых в селе стариков. Не разрешила сыну приблизиться к постели, сказала перед смертью: “Проклинаю тебя, не сын ты мне. Многое передумала я за эти годы. Тяжело мне будет в могиле: стопудовым камнем ляжет на грудь твоё преступление. Люди, дорогие мои земляки, слушайте меня, запомните мои слова, передайте детям и внукам своим. Не кладите на мою грудь этого тяжёлого камня. Не считайте этого человека моим сыном. Не мать я ему. Пусть будет проклят тот день, когда глаза его увидели солнце”.
Сын стоял среди хаты угрюмый и невозмутимый, казалось, ему всё равно, что говорит мать. Люди затаили дыхание, ожидали: может быть, скажет он хоть слово, попросит у матери прощения. Но сын молчал. И тогда дед Юхим сказал за всех: “Будет так, как ты просишь, Ярино. Не положим на твою грудь тяжёлого камня. Безродным псом будет ходить по земле этот человек до конца дней своих. Не только никто не назовёт его твоим сыном, но и имя его забудем”.
Слова деда Юхима оказались пророческими: и раньше редко кто знал имя предателя, все звали его Яринин сын, а теперь и вовсе забыли его имя. Стали называть этого тридцатилетнего человека по-разному: тот, подлец; другие — человек без души, третьи — человек, у которого за душой нет ничего святого. Он жил в родительской хате, никто к нему никогда не ходил, соседи запрещали своим детям подходить близко к хате “человека без имени” — такое имя, наконец, дали ему все крестьяне.
Он ходил на работу в колхоз. Люди избегали работать вместе с ним. Одно время было трудно с кадрами механизаторов, он попросился учиться на тракториста, но не нашлось человека, который бы захотел остаться с ним наедине, передать ему свои знания. Пришлось отказаться от этого намерения. Бригадир посылал его туда, где можно было работать одному, без общения с другими людьми. Как-то поручили ему возить воду женщинам, работавшим в поле. Привёз воду — женщины прогнали его и заявили бригадиру: “Не пойдём работать, если этот подлец хоть раз покажется на глаза наши”.
Есть преступления, за которые никогда не прощают, есть одиночество, которое ни у кого не вызывает ни жалости, ни сочувствия.
Яринин сын стал отверженным. Суд народа оказался неизмеримо страшнее тюрьмы. Он пытался было жениться, но не нашлось женщины или девушки, которая решилась бы соединить с ним свою судьбу.
Однажды мне пришлось побывать в том селе. Я сидел в кабинете председателя сельсовета. Зашёл старый, дряхлый человек, казалось, ему лет семьдесят. “Это он, человек без имени, — тихо сказал председатель сельсовета. — Ему сейчас тридцать девять… Послушаем, что он скажет”.
“Отправьте меня куда-нибудь, — глухо, с затаённой болью стал просить человек без имени. — Не могу я больше жить здесь. Отправьте в дом престарелых или в приют какой-нибудь. Не отправите, повешусь. Знаю, что заслужил людское презрение и проклятье. Хочется хоть перед смертью услышать доброе слово. Здесь меня знают, и слышу я только одни проклятия. А если принесёт кто во двор кусок хлеба, то это как жалость к издыхающей собаке. Зароют в землю и плюнут на могилу… Отправьте туда, где никто меня не знает. Буду работать из последних сил, зарабатывать кусок хлеба. Пусть хоть кто-нибудь подумает обо мне как о честном человеке”.
Когда он, заросший, грязный, шёл сельской улицей, возвращаясь домой, люди останавливались, провожали его долгим взглядом, в задумчивости качали головами. И в этот вечер возле порога родительской хаты нашёл человек без имени кусок сала и хлеба — сердце у людей не каменное…
Над ним сжалились, отправили в дом престарелых. Никто не знал там о его прошлом. Относились к нему как к старому человеку, заслужившему право на уважение. Говорят, он радовался, как ребёнок, когда его просили что-нибудь сделать для коллектива: вскопать клумбу или перебрать картофель. Но каким-то образом слух о его прошлом дошёл и до дома престарелых. Отношение людей к нему сразу изменилось. Никто не говорил ни слова о прошлом этого человека, но все стали избегать его. Два старика, жившие в одной комнате с ним, попросились в другую, и он остался один. В холодную декабрьскую ночь ушёл он неизвестно куда, и с тех пор его никто не видел. Был слух, что в весеннее половодье выбросила река посиневший труп, до того изуродованный, что нельзя было определить, кто он, этот человек.

Конспект урока «Любовь матери» (по легенде Сухомлинского) — литература, уроки

Урок развития речи «Любовь матери»
(по легенде В.А. Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)
Автор: Валитова Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Шыгырданская СОШ №1»
Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле.
Оборудование:
1.Иллюстрации: Богоматерь Владимирская; К.С. Петров-Волкин. Мать; А.А. Дайнека. Мать. А.А. Пластов. Солнышко.
2.Тексты на столах. Легенда Сухомлинского
3.Эпиграфы (на доске)
4.Таблицы кластеров (пишутся на доске)
5.Презентации: «Мама – первое слово в каждой судьбе…»
«Наши мамы» (Фотографии со стихами мам учащихся)
Подготовительная работа: приглашение на урок Азизовой З.А., матери, рисковавшей жизнью ради спасения сына.
Эпиграфы:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги!
Ф.И. Тютчев
Душу мира – маму береги!
Р. Гамзатов
Структура урока.
1 фаза – Вызов интереса
2 фаза – Осмысление
3 фаза – Размышление над текстом методом «Дневника» (сначала индивидуальная работа, затем групповая, по микротемам.
— Составление синквейнов. Выводы по прочитанному.
— Расшифровка тайны названия текста.
— Проверка домашней работы (Заранее было дано задание: нарисовать символ матери.)
Ход урока
1 фаза – «Вызов»
На экране картинки – мамы с детьми.
Небольшая сценка (можно с мамами, можно с учащимися)
Входят мамы:
— Я помню ее руки. Они такие нежные и заботливые.
— Я помню ее взгляд. Он такой любящий и понимающий.
— Я помню ее походку, она такая неслышная и уверенная.
— Я помню ее…
— Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой, милой, заботливой, любящей?
— Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенной, радостью и безграничной печалью. Умные и красивые, талантливые и преданные, они горели сами и освещали путь другим. Вот почему один из главных идеалов русской культуры, русского народа – это образ матери. Материнство – это жизнетворчество, это миссия, от рождения данная женщине. Каждая девочка в будущем становится матерью. Чтобы достойно пронести это высокое звание, нужно быть готовой к жизненному подвигу.
Каково же значение слова «мать»?
Кластер №1 Мать
Кластер №2 Черты характера матери
(при составлении кластеров могут участвовать и сами мамы)
О великой материнской любви, о ее безграничных возможностях, страдании, самопожертвовании мы говорили на уроках литературы, постигая смысл жизни матерей по произведениям А.М. Горького, Л.Н. Толстого, А.Н. Некрасова, С.А. Есенина… У кого же спрашивать совета, у кого учиться культуре отношений, как не у наших писателей!
Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете. Но бывают случаи , когда мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и истоках. О такой истории и повествует «Легенда о материнской любви» замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
2 фаза — Осмысление (чтение легенды)
Вопросы:
1.Какие чувства вызвала у вас эта легенда?
2.На сколько частей можно разделить легенду? (определение микротем)
Далее учащиеся выписывают их текста ключевые слова, предложения, толкуют их в режиме «Тройного дневника»
Обобщения и выводы после рассуждения над текстом.
Учитель:
— Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-за опоздания раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее. Мать = это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.
Коллективная работа в группах по микротемам.
1 группа: Любовь сына к красавице-жене. Что несет любовь? Оценка любви.
2 группа: Любовь матери.
Работа в подгруппах. Три сердца-символа (матери, сына, снохи)
1 – сердце снохи.
2 – сердце сына
3 – сердце матери
Выводы
Ученик читает стихотворение Сергея Островного «Мать»
— Как вы теперь понимаете, что такое материнская любовь?
— Ребята, сегодня у нас в гостях Мать. Мать, которая рискуя жизнью, хотела спасти своего сына. Ведь неважно, сколько лет ребенку. Для матери он всегда дитя.
Рассказ Азизовой З.А.
(вопросы учащихся)
Учащиеся исполняют песню «Прости меня, Мама».
— Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда!
Составление синквейнов
Расшифровка тайны названия
— Вернемся к нашей легенде. В самом названии кроется огромный смысл: слово «легенда» — возвышенное поэтическое слово, соединенное со словами «материнская любовь», усиливает идею текста: нет ничего на свете горячее, сильнее ее души. Душа матери – это сокровище, это источник нарождающихся на земле новых душ. Убереги, спаси и охрани частицы этой души, останешься жив ты и весь твой дом. Сохранив свою душу чистой, познаешь сущность вечной жизни на земле. Ибо душа не умирает, а живет вечно. Мать – источник души каждого человека. Она вливает в нее свое начало, тепло, свою мудрость и любовь.
Спасибо за урок!
(группа «Непоседы» песня «Мама)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *