Легенда о медведе

Легенда о медведе

Было или не было, но в одно время все звери хотели подражать ловкости человека. Это желание не миновало и Медведя (Айу). Медведю тоже захотелось иметь на своей лапе большой палец (эргек), как у человека. Он давно подметил, что человек-то уж больно ловко орудует этим самым пальцем.
Вот Медведь иногда, и подумывал: — Странно? А почему у меня-то, у сильного зверя, нет большого пальца? Да имей я такой палец, я бы всю землю перевернул, всех бы зверей передавил!
Медведь, в то самое время, и пришел к Бурхану (Высшее божество), чтобы тот наделил его пятым пальцем. Но Бурхан предвидел, что Медведь с этим пальцем много наделает бед на земле,   поэтому и сказал ему: — «Если тебе дать эргек, то ты передавишь всех зверей, переломаешь лес и исковеркаешь землю! Но, несмотря на все это, я, пожалуй, дам тебе эргек. Только тогда и собаке я дам ружье».
Условие Бурхана явно не устраивало Медведя, и он отказался от эргека.
И теперь, хотя и имеет Медведь пятый коготь, заменяющий ему большой палец человеческой руки, но он им не пользуется так, как человек. А все потому, что Медведь все еще помнит ответ Бурхана — «дать ружье Собаке», если тот будет брать что-нибудь в свою ладонь, как человек.
Источник: В.Ф. Хохолков «Легенды и мифы седого Алтая»

Легенда о Великом Медведе | Крымские легенды и мифы

Назад к разделу

Легенда о Великом Медведе

Когда-то давным-давно Южный берег Крыма был покрыт дремучими лесами. Тяжело было людям жить среди суровой, дикой природы. На каждом шагу их подстерегала опасность. И они в страхе обращались к богу моля о защите и помощи.
Шли годы. Люди расчищали дремучий лес, освобождали от камней склоны гор, возделывали землю, сажали деревья и виноградники. Отступили перед человеком лесные дебри, покорились горы, стало ласковей море. И почувствовали тогда люди свою силу, и поняли, что не от бога зависит их судьба. И перестали поклоняться своему богу.
Узнал об этом бог и страшно разгневался. Полетел он немедля на север, где лежал Великий медведь, огромными льдами и крепкими цепями скованный. Раздвинул бог огромные льды, снял с медведя крепкие цепи и велел плыть в южную страну, чтобы наказать непокорных.
Обрадовался медведь свободе и поплыл по морям и океанам. В том месте, где лежала деревня Форос, приблизился он к крымскому берегу, вышел из глубоких вод и поднялся на сушу. И был он так громаден, тяжел и страшен, будто необъятная грозная гора, а густая шерсть на нем была, как дремучий лес, ребра вздымались, как утесы, морская вода сбегала по телу, как горные ручьи и водопады в лесу.
Могучие тяжелые лапы медведя ступили грозно на крымскую землю, и мощная спина его достигла облаков. И поднялись от выхода медведя из воды такие волны, что несколько деревень были начисто смыты.
Вышел из воды Великий медведь и двинулся вдоль берега. Своей грузной тяжестью он всё разрушал на своем пути. Страшные лапы его раздавливали все, что под них попадало. Острые могучие когти взрывали землю огромными бороздами, оставляя после себя глубокие овраги и ущелья. Под тяжестью медвежьего тела поползла земля со склонов Крымских гор. Обнажились твердые каменные недра. Но и камень не устоял перед небывалым грузом, и рушились с грохотом скалы и целые горы, рассыпая далеко вокруг себя груды осколков.
На том месте, где ныне простирается город Ялта, Великий медведь пустил в ход всю свою силу. Он нажимал могучими боками, ударял и напирал тяжелыми лапами, разъяренно рыл и ломал неумолимыми когтями. И отодвинулись высокие горы дальше от берега, образовались глубокие долины и широкие котловины там, где прежде были высокие холмы и пологие скаты.
Так добрался Великий медведь до того места, где глазам его открылась цветущая и приветливая Партенитская долина, ласкающая взор роскошными садами и виноградниками, сочной зеленью лугов, сверкающими на солнце водопадами.
Поглядел медведь на красивую долину и увидел, что нет лучшего места в Крыму, а может быть, и на всей земле.
И дрогнуло свирепое сердце медведя. Нет, не станет он больше разрушать этот чудесный край. Он сам останется здесь жить, чтобы вечно любоваться прекрасной природой, дышать горным воздухом, купаться в теплых водах Черного моря. Он не желает больше возвращаться на север, где его ждет неволя в ледовом логове.
Зевнул медведь пересохшей пастью так, что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжкого дыхания зверя.
Увидел бог, что медведь перестал слушаться его, и произнес слова заклинания:
— Оставайся же навеки на этом месте.
И стало каменеть огромное тело медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные пропасти, высокая спина стала округлой вершиной горы, голова сделалась острой скалой над морской пучиной, густая шерсть обратилась в непроходимую дубовую чащу.
Великий медведь стал Медведь-горой. Лишь Черное море продолжало бурлить около пасти медведя, как будто он все еще пил воду.
Прошло много веков. Вблизи новой горы появились деревни. Только все они держались поодаль, словно боялись окаменевшего медведя: а вдруг тот проснется и снова поползет по берегу, сокрушая все на своем пути?

Легенда о Медведь-горе — Путешествие по Крыму

Легенда о Медведь-горе гласит, что в древности Южный берег Крыма был покрыт дремучим лесом, а в том лесу жили люди. Тяжело им было выживать среди суровой, дикой природы: на каждом шагу подстерегала опасность. Люди в страхе обращались к богу, моля о защите и помощи.
Шли годы. Люди расчищали дремучий лес, освобождали от камней склоны гор, возделывали землю, сажали деревья и виноградники. Отступили перед человеком лесные дебри, покорились горы, стало ласковее море. Почувствовали люди свою силу и перестали поклоняться богу.
Узнал об этом бог и страшно разгневался. Полетел он на север, где лежал великий медведь, скованный огромными льдами и крепкими цепями. Бог раздвинул льды, снял с медведя цепи и велел плыть в южную страну, чтобы наказать непокорных.
Обрадовался медведь свободе и поплыл по морям и океанам. В том месте, где лежала деревня Форос, он вышел из глубоких вод на сушу. Медведь был громаден, тяжел и страшен, будто необъятная грозная гора, а шерсть на нём была густая, как дремучий лес. Могучие лапы зверя грузно ступили на крымскую землю, и его мощная спина достигла облаков. Такие волны поднялись при выходе медведя из воды, что несколько деревень было смыто.

Великий медведь двинулся вдоль берега, разрушая всё на своём пути. Страшные лапы раздавливали всё, что под них попадало. Острые могучие когти взрывали землю, оставляя ряды глубоких оврагов и ущелий. Под тяжестью медвежьего тела поползла земля со склонов крымских гор, обнажились каменные недра. Но и камень не устоял перед небывалым грузом: разрушились с грохотом скалы и целые горы, рассыпая далеко вокруг себя груды осколков.
На том месте, где ныне простирается город Ялта, великий медведь пустил в ход всю свою силу. Он давил могучими боками, бил тяжелыми лапами, разъяренно выл и раздирал всё неумолимыми когтями. Высокие горы отодвинулись дальше от берега, глубокие долины и широкие котловины образовались там, где прежде были холмы и пологие скалы.
Так великий медведь добрался до цветущей Партенитской долины, ласкающей взор невысокими холмами, роскошными садами и виноградниками, сочной зеленью лугов, сверкающими на солнце водопадами.
Поглядел медведь на красивую долину и увидел, что нет лучшего места в Крыму, а может быть, и на всей земле. Дрогнуло свирепое сердце. Нет, не будет он больше разрушать этот чудесный край. Он останется здесь жить, чтобы вечно любоваться прекрасной природой, дышать горным воздухом, купаться в тёплых водах Черного моря. Он не желает возвращаться на север, где его ждет неволя в ледяном логове.

Зевнул медведь так, что горы задрожали, сполз к морю, опустился на колени, погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море, высокие волны ходили по всему побережью от тяжелого дыхания зверя.
Увидел бог, что медведь перестал его слушаться, и произнес слова заклинания:


В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях.
На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак – старый и грозный медведь.
Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля.
Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.
Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег.
Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала в кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались.
Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих.
Юноша сказал девушке: «В моем челне хватит места для двоих. Хочешь поплыть со мной на мою родину?» И девушка ответила: «Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно».
Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег.
И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь…
Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки.
Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени.
Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу, оглашая окрестности громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть.
Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи.
И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Мифология славян. Мифы — России — Медведь

Кто видал, чтоб медведь летал: он пеший, как леший!
(Пословица)
Хозяином языческого леса являлся, несомненно, медведь — самый сильный зверь. Именно он считался защитником от всяческого зла и покровителем плодородия. Недаром с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Медвежий праздник — комоедицы — праздновался 24 марта как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. К этому дню пекли специальные кушанья, а в самый праздник надевали вывороченные шерстью вверх тулупы и шубы и исполняли особый танец, воспроизводящий движения просыпающегося медведя.
Комоедицы вплотную примыкают к весеннему равноденствию и к древней, дохристианской Масленице. Предполагается, что именно с этого праздника пробуждения при
роды и начинался сложный масленичный весенний цикл. Природа здесь олицетворялась медведем. Славяне считали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением. Именем этого зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
О древнем культе медведя свидетельствуют многочисленные археологические находки. В славянских могилах, вместе со следами трупосожжения, найдены кости медвежьих лап с когтями, в славянских курганах — глиняные модели медвежьих лап. Вплоть до XX в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Такая медвежья лапа носила название скотьего бога Широко распространено представление о медведе как о самом Велесе, которого в летописях часто называют скотьим богом.
Многочисленные упоминания о медвежьей лапе сохранил русский сказочный фольклор. Например, в архаичной сказке «Медведь», в которой, по всей вероятности, пропущены какие-то звенья, осталось одно: хозяин леса карает людей, использующих его отрубленную лапу в хозяйстве.
Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха сейчас взяла, содрала кожу села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться Медведь ревел-ревел, надумал и сделал себе липовую лапу идет к старику на деревяшке и поет
Скрипи, нога, Скрипи, липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревьям спят; Одна баба не спит, На моей коже сидит, Мою шерстку прядет, Мое мясо варит, Мою кожу сушит.
В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха — на печь, под черные рубахи Медведь взошел в избу, старик со страху кряхтит под корытом, а старуха Закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел
Миф о Медведе — хозяине леса и могущественном божестве — сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой лесной чаще, становится его женой, а их сын Иван Медвежье Ушко (Медведко) превращается в могучего богатыря. Этот полумедведь-получеловек выступает главным героем в обширном цикле сказок. Богатырь растет не по дням, а по часам и приобретает силу неимоверную. Во всех сказочных сюжетах он идет к людям — причем, как правило, перед этим убивает своего медвежьего родителя. Так сказки донесли до нашего времени отголоски языческого ритуального убийства медведя, которого почитали родным — отцом или дедом.
В сказках сохранился даже обряд отчленения медвежьей головы. Иногда богатырь берет себе медвежью шкуру. Во всех сказках о Медвежьем Ушке человек-медведь оказывается на дне глубокого колодца, и люди сверху пытаются убить его огромным камнем в полтораста пудов. Здесь, очевидно, запечатлена память о первобытной охоте на пещерного медведя, которого охотники убивали в ловчей яме, забрасывая его сверху камнями.
Отголоском ритуальных медвежьих действ является обычай включать «медведя»-человека в вывороченном тулупе в группу ряженых на зимних Святках и на Масленицу. У такого медведя был вожак; ряженые заходили в избы и там, где их принимали, устраивали танцы.
Мифическим значением медведя объясняются некоторые народные приметы и суеверия: Видеть медведя во сне — богатым быть. Если медведь дорогу перебежал — Жди удачу. В море не долЖно поминать медведя, не то подымется буря.
Истинное название этого зверя-божества было столь священно, что никогда не произносилось вслух, и поэтому не дошло до нас. Медведь — прозвище зверя, оно означает медоведающий. Слово «берлога» сохранило более древнее звучание — «бер», что значит «бурый». Берлога — логово бера. Позднее охотники не решались уже произносить и слово «медведь», дабы не помянуть его некстати, и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. На Руси существовало поверье о встрече охотника с сороковым медведем. Она признавалась роковой, а этот «сороковой» медведь якобы являлся воплощением самого Лешего, и не было охотнику от него спасенья.
В более поздних легендах Медведь связывается с человеком. Существует поверье о том, что медведи были некогда людьми. Люди эти жили в лесу, ни с кем не знались и были нехлебосольны, негостеприимны. Однажды зашел к ним какой-то благочестивый старец, постник и сухоядец, и, постучавшись тщетно подряд у всех ворот, прошел все село из края в край, отряс прах с ног своих и проклял недобрых хозяев, велев им жить отныне в берлогах.

Легенды и реальные истории о медведях Джермука

В восточной части города Джермук есть каньон Арпы, называют его так же Арчадзор (ущелье медведя). Дело в том, что издревле там, на северном склоне горы Кундж жили медведи. И в наши дни частенько пчеловоды жалуются на набеги медведей. Хотя, как утверждают, есть негласное «джентльменское соглашение» между людьми и медведями.
Рассказывают о случае, когда медведь мирно прошелся по всему городу и ушел обратно. На что жители отшутились, что медведь проверял, соблюдают ли жители «соглашение». Другой случай: однажды, когда люди прогуливались вечерком по парку, увидели сидящего на скамейке медведя, который никак не отреагировал на проходящих мимо него людей. Очевидцы этого случая рассказывают о встрече медведя и юноши на мосту. Юноша и медведь, придя с обратных сторон, столкнулись друг с другом. Увидев, что медведь не хочет уступать, парень прижался к перилам моста. Оценив поведение противника, медведь спокойно прошел мимо и убежал в лес.
Однако все любят рассказывать другую легенду о медведе.

Легенда о медведе и девушке

Как-то невестки и девушки деревни спускаются в ущелье Джермука с целью собрать разные травы. Уже начало темнеть и девушки с полными травой фартуками решили вернуться домой, когда вдруг заметили, что пропала их подружка Варадитер (которая недавно вышла замуж). Окликнув и не услышав ответа девушки, вернулись домой, полагая, что Вардитер вернулась одна. Через некоторое время видя, что девушка не вернулась, мужчины сами пошли искать, но их крики исчезали в глухом лесу.
А Вардитер тем временем обнаружив, что сбилась с пути, в панике стала метаться из стороны в сторону, чем еще больше запуталась и исцарапала себе руки и ноги. Вдруг ее кто-то крепко схватил и потащил в кусты. Девушка поняв, что схвативший ее – медведь от страха потеряла сознание. Всю ночь медведь просидел рядом с девушкой и с восходом солнца прикрыл камнем вход и убежал в лес. Очнувшись, девушка хотела убежать, но не могла сдвинуть большой камень у входа. Вскоре вернулся медведь, своей косолапой походкой на задних лапах подошел к девушке, держа в передних лапах яблоки и груши, и высыпал все перед девушкой. Напуганная Вардитер от страха закрыла лицо руками и не подошла к фруктам. Мохнатый хозяин видя, что девушка не ест фрукты убежал и принес пчелиную рамку с текущим медом. Чтобы не испачкать платье девушка поймала рамку. Медведь подумав, что мед девушке понравился, обрадовавшись, побежал за добавкой, забыв закрыть вход. Воспользовавшись случаем, Вардитер выскользнула и убежала домой.
Какого же было удивление и радость жителей, когда девушка рассказала о случившемся. Радовались все знакомые и близкие счастливому возвращению. Родственники даже по обычаю зарезали барана, угостив всю деревню. Не радовался только один человек. Это – был муж девушки, который все курил и никак не мог простить жене, что та провела ночь в логове медведя и, следовательно, она ему больше не жена. Ничто не могло сломить его упорства, ни беременность жены, ни уговоры родственников.
В отчаянье, девушка поднялась на край скалы и, подняв глаза к небу взмолилась: «Господи, почему мой муж не проявил ко мне никакого внимания, медведь и тот был заботливее». И с этими словами бросилась вниз. В этот момент раздался дикий рев. Девушка упав, разбилась, окрасив кровью возвышающуюся голую скалу. Этой скалой был окаменевший от горя медведь. И сейчас растет на той скале одинокое растение, которое колышется под ветром. У всех возникает вопрос: «Чем питается растение, находясь на камне?». Некоторые полагают, что под этим камнем бьется сердце девушки, растение является ее волосами, которые колышет ветер.
Проходя мимо водопада и видя стоящего на задних лапах каменного медведя, я не могла понять в связи с чем его поставили. И только прочтя эту легенду, мне пришло в голову связать каменного медведя с легендой. Кстати, мое предположение, почему этот камень называется “ Арчакар ” (медвежий камень) подтвердилось именно из этих легенд.

Мистика и культ Медведя

09.11.2014
Тайны истории
: 11490
: 0
медведь
Наверное, ни об одном животном не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий, как о медведе. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.
Однако если верить старинным преданиям, медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных « существ на планете, окутанное ореолом невероятных мистических тайн.

Берлога — вход в подземный мир
Практически у всех народов мира к медведю особое отношение. В одних странах называют его предком людей, а в других — человеком, ставшим зверем по воле богов. Так или иначе, топтыгин — необычное существо, наделенное неведомой магией, помощник и друг богов.
О том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она повествует о любви медведицы к первому мужчине на Земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю Землю. Одно из древних славянских преданий рассказывает о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем.
Своим далеким предком медведя называли и воины древних кельтов. Считалось, что именно он наделил своих «детей» храбростью, силой и беспощадностью. Медведя в древности наделяли и божественной силой. Славяне верили, что облик этого зверя принимает бог Велес, а медвежья берлога — вход в подземный мир.

Древние греки наделяли медвежьими чертами Артемиду — богиню охоты. В ее храмах часто селили прирученного медведя, а жрицы-охотницы во время праздника в честь богини исполняли специальный танец, накинув на плечи медвежьи шкуры.
Но более всего интересен историкам и мистикам почти забытый культ пещерного медведя — таинственного бога седой старины. Наши предки считали, что особой магической силой обладали череп и передние лапы этого лесного божества. Несколько десятилетий назад в пещере Драхенлох (Австрия) было найдено странное сооружение — что-то вроде каменного ящика огромных размеров.
Возраст находки насчитывал примерно 40 тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Словом, крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера». Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерных медведей.
Ученые до сих пор пытаются ответить на вопрос, зачем первобытные люди хранили эти черепа и для чего им понадобилось украшать свою «укладку» красноречивым знаком.
Надо сказать, что медвежий культ оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище, посвященное «хозяину леса», находилось на территории современного Ярославля, где жили люди, поклонявшиеся огромному-загадочному медведю и приносившие своему божеству щедрые кровавые жертвы.
Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил на отвоеванной земле новый город (Ярославль), гербом которого стал медведь с секирой, стоящий на задних лапах.
Позднее, в эпоху христианства, люди называли медведя «братом лешего». Считалось, что он следит за порядком в лесу, так как всяческая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут от него прочь, поскольку знают: тому под силу одолеть в поединке самого водяного.
Считалось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.
Медвежьи дети
Древние мифы и сказки повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становится женой «лесного хозяина», который заботится о ней и после рождения их общего ребенка отпускает домой.

Кстати, и медведицы не отказывали себе в удовольствии время от времени приютить в своем логове охотника… Рожденное же от подобных союзов потомство — это загадочные медведи-оборотни, обитающие в глухих лесах. Они считались искусными магами, наделенными к тому же колоссальной физической силой.
Если верить преданиям, медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины. Так, русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденной им красавицы.
В скандинавских сагах широко известен герой Берсеркер — потомок подобного союза. Воин, облаченный в медвежью шкуру, наводил ужас на врагов одним своим видом. Кроме силы и бесстрашия он отличался от соплеменников звериной яростью и не чувствовал боли. Существует предание, что именно этот герой стал прародителем полулегендарного племени берсерков, кровожадных воинов, несколько столетий державших в страхе народы Северной Европы.
Вполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство «лесного владыки» с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело.

Не исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Во многих деревнях люди, замирая от ужаса, передавали из уст в уста «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.
«Прости нас, хозяин!»
Несмотря на поверья о божественном происхождении и магических способностях медведя, огромное животное с густым теплым мехом считалось завидной добычей. Однако охота на косолапого во все времена была занятием в некотором роде сакральным. Существовало поверье, что «хозяина леса» нельзя просто так убить, как любое другое животное.
Опасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и другими. Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам По-тапыч и топтыгин. При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.
Северные народы — эвенки, кеты или нивхи — старались обмануть уже убитого «хозяина». Во время этого действа охотники разжигали костер и принимались медведя ритуально кормить и поить чаем. Угощая «дедушку», с ним вели неторопливые разговоры, убеждая, что это не они убили «хозяина леса», перекладывая вину на «чужих» — русских, юкагирских или долганских охотников. Также во время этих разговоров просили медведя не гневаться за то, что люди воспользуются его мясом и шкурой, и обещали оказывать впредь топтыгиным всяческое уважение.

И вот по окончании данной «трапезы», когда обманутый дух медведя умчался в поисках убивших его чужих охотников, добытчики разделывали его тушу, в первую очередь отрезая его переднюю лапу и голову. Их полагалась освободить от мяса, выварить и повесить на дерево как своеобразный оберег.
Часто при свежевании туши медведя присутствовал чужак — мужчина из другого племени. Считалось, что присутствие чужеродца также помогает сбить со следа разгневанный дух убитого медведя. Именно чужак вырезал сердце добычи и принимал активное участие в приготовлении ритуального угощения.
Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню, навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.
Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека, обнаружившего медвежью берлогу, или же под кровом храбреца, не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».
Настоящий целитель
Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли топтыгина, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры, зубов и когтей.
Мощнейшим амулетом считался медвежий коготь. Ему было под силу прогнать из дома потустороннюю нечисть, а также даровать покой крикливому малышу. Человеку, что носит на груди данный оберег, не страшны сглаз и порча. В руках опытного шамана медвежий коготь становится сильным оружием, способным обуздать разгулявшуюся стихию.
Чудесными свойствами, по поверью, обладали и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух «хозяина» оберегал кроху до тех пор, пока тот не сможет постоять за себя сам. Кроме того, медвежьи клыки вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что они не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.
Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить между челюстями убитого медведя, это избавит малыша от всех болезней.
Особыми магическими свойствами наделялось сердце зверя. Если человек съедал его, то болезни были ему не страшны. У индийских народов существовало поверье о том, что кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью. Некоторые народы считали, что если больного окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят.
При магических ритуалах часто использовалось медвежье сало. Считалось, что если смазать им лоб человеку, то у последнего улучшится память.
Елена ЛЯКИНА
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:
Потерявшийся в лесу мальчик два дня гулял с… медведем
Охотник чудом выжил после схватки с медведем, который решил съесть его ногу
В поисках Иркуйема — легендарного огромного бурого медведя с севера

«Медвежьи» легенды

Одна из моих самых больших коллекций посвящена медведям. На сегодняшний день удалость собрать более двух тысяч экземпляров косолапых – фарфоровых, деревянных, плюшевых, пластмассовых, нарисованных… Не менее интересным оказалось собирать и «медвежьи» легенды, некоторые из которых небезосновательно утверждают: предком человека был именно медведь…
Медведь – предок человека
Экспонат экспозиционного комплекса,
посвященного М.Б. Кенин — Лопсану
в зале шаманизма Национального музея
Республики Тыва, г. Кызыл
С легендой о том, как человеческий род пошел от Медведя, я познакомился во время своего путешествия по Республике Тыва. По верованиям тувинского народа, в далекой древности на «азарлар денгири» (на небе племени небожителей) жил «адыг хайыракан» (медведь-бог), который однажды спустился (по другой версии – был сброшен) на землю. От него, представителя рода «азарларов» (небожителей), произошел первый тувинский шаман. Именно поэтому, говорили древние тувинцы, человеческое тело подобно телу медведя.
«Хайыраканом» (богом, владыкой, предком) медведя люди называли из страха и почтения. Считалось, что прямо и громко произносить имя «адыг» (по-русски «медведь») нельзя, поэтому тувинцы применяли иносказательные прозвища – «хайыракан» (предок), «мажаалай» (тихий), «чер кулактыг» (чудовище с земным слухом), «турлуг чуве» (страшное существо), «кара чуве» (черное существо), «улуг хайыракан» (великое божество). В существующем в тувинской речи восклицании «?ршээ, хайыракан!» («Господи, помилуй!») некоторые религиоведы видят отголоски тех самых шаманских воззваний к «медведю как духу-предку».
В мифах тувинских шаманов медведь – не только предок человека, но и защитник охотников. Согласно древним сказаниям, встретившись с медведем, охотник должен был совершить поклон и угостить зверя пищей. Никто не мог направить в сторону медведя ружье, потому что он являлся владыкой страны. Охота на «хайыракана» была большим грехом.
Существует у тувинцев также миф и об «Адыг-ээрен» (дух-Медведе). По старинному преданию, этот дух-Медведь отличается исключительной наблюдательностью и богатырской силой. Держать дух-Медведя при себе – для защиты юрты от злых духов — могли только шаманы, обладающие «высшей силой».
Поклонение медведю-предку у современных тувинцев проявляется в сохранившемся ритуале «медвежьего праздника», объединившего в себе элементы тотемизма и промыслового культа. Главной составляющей праздника становится ритуальная (чаще инсценированная) охота на медведя с последующим извинительным обрядом, воспеванием зверя как предка рода, поеданием его мяса и захоронением костей зверя для его скорейшего возрождения.
Одно из известных шаманских обществ в Туве сегодня — «Адыг-ээрен» («Дух медведя»), его председатель Кара-оол Допчун-оол — один из сильнейших тувинских шаманов. В обществе около 30 человек, среди которых Орлана Монгуш, шаманка небесного происхождения, Николай Сарыглар, потомственный шаман, Геннадий Саая, потомственный шаман от духов земли, чертей и Черного Ворона, и другие известные в республике шаманы.
Легенда о сотворении мира.
Рассказ деда адыг-тулуша внуку адыг-оолу.
Выдержка из материала газеты «Тувинская Правда», № 4, 2012 год.
Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.
– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?
– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.
– Дед, а от кого мы произошли?
– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.
Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.

Легенда о Медведь-горе. Легенды Крыма


В

отдаленные времена в горах
Крыма обитали лишь дикие звери.
Много было среди них огромных
кровожадных медведей. Хищники
уходили далеко за горы, появлялись
на равнинах, нападали на живущих там
людей. Набрав побольше добычи, опять
скрывались в лесных дебрях.
На самом берегу моря поселилось
стадо огромных зверей. Управлял им
вожак — старый и грозный медведь.
Однажды возвратились медведи из
набега и обнаружили на берегу
обломки корабля. Среди этих
предметов лежал сверток. Старый
вожак развернул его и увидел
маленькую девочку. Только она
осталась в живых после гибели
корабля.
Маленькая девочка стала жить
среди медведей. Шли годы, она росла и
превратилась в красивую девушку.
Старый вожак и все медведи очень
любили ее. Девушка громко пела песни,
резвясь среди дикой природы, а
медведи готовы были с утра до ночи
слушать ее чудесный голос.
Однажды хищники отправились в
набег на равнину. В их отсутствие
недалеко от медвежьего логова,
среди купающихся в воде скал
прибило к берегу челн с молодым
красивым юношей. Еще подростком он
был угнан в рабство воинами одного
из разбойничьих племен, обитавших
на другом берегу моря. Теперь юноша
решился на бегство, надеясь
вернуться на родину. Буря долго
носила его челн по волнам, пока не
выбросила на крымский берег.
Обессиленный голодом и жаждой,
юноша лежал без движения на дне
челна. Девушка перенесла юношу в
укромное место, напоила и накормила,
а челн спрятала и кустах под
прибрежной скалой, чтобы медведи ни
о чем не догадались.
Много раз приносила девушка
юноше еду и питье. Юноша рассказывал
ей, как живут люди в его родных краях.
С интересом слушала девушка, глядя в
ясные синие глаза юноши. Она пела
для него свои любимые песни. И в эти
дни вошла пылкая любовь в сердца
обоих.
Юноша сказал девушке: “В моем
челне хватит места для двоих. Хочешь
поплыть со мной на мою родину?” И
девушка ответила: “Хочу. Я готова
плыть с тобою куда угодно”.
Юноша уже окреп, к нему вернулись
силы. Он смастерил мачту, сделал
парус из звериных шкур. Влюбленные
ждали теперь попутного ветра, чтобы
покинуть медвежий берег.
И вот подул попутный ветер. Юноша
и девушка столкнули челн в воду,
сели в него. Вот уже между челном и
береговыми скалами легла широкая
голубая гладь…
Тут задрожала земля под тяжелыми
лапами, заколебался воздух от
грозного рева. Это вернулись на
берег из далекого похода медведи и
не обнаружили девушки.
Вожак посмотрел на море и понял
все. Любовь к юному пришельцу, тяга к
людям победили в душе девушки все
прошлые привязанности. Навсегда
увозит теперь челн любимицу
медвежьего племени.
Старый медведь яростно взревел.
Вне себя от гнева стадо заметалось
по берегу, оглашая окрестности
громовым ревом. Вожак опустил
огромную пасть в голубую влагу и с
силой стал втягивать воду. Его
примеру последовали остальные.
Через некоторое время море стало
заметно мелеть.
Течение увлекало челн обратно к
берегу. Девушка видела: ее
возлюбленному не избежать страшной
участи, его растерзают медведи.
И девушка запела. Как только
донесся до зверей ее голос, они
подняли головы от воды и
заслушались. Лишь старый вожак
продолжал свое дело. Еще глубже
погрузил он передние лапы и морду в
холодные волны. Бурлило море у его
пасти, вливаясь в нее широкими
потоками.
Заклинала в песне девушка все
силы земные и небесные стать на
защиту ее первой, чистой любви.
Умоляла она старого медведя
пощадить юношу. И так горяча была
мольба девушки, что страшный зверь
перестал тянуть в себя воду. Но не
захотел он оставлять берега,
продолжал лежать, всматриваясь
вдаль, где исчезал челн с существом,
к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу
уже тысячи лет. Окаменело его
могучее тело. Мощные бока
превратились в отвесные пропасти,
высокая спина стала вершиной горы,
достигающей облаков, голова
сделалась острой скалой, густая
шерсть обратилась в дремучий лес.
Старый вожак-медведь стал
Медведь-горою.
следующая легенда

Легенда о Медведь-горе — легенды и мифы Крыма

Аю-даг (Медведь-гора) находится на Южном берегу Крыма, к востоку от Гурзуфа. Высота горы составляет 565 метров, длина 2,5 километра, возраст ~ 161 млн. лет. По происхождению Аю-даг «неудавшийся вулкан»?—?лакколит. Некогда магма поднялась из недр земли, но не нашла выхода и застыла в виде огромною купола. Осадочные породы со временем выветрились, и купол обнажился. Гора сложена из диорита. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак?—?старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей.
Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. Девушка пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих…
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус?—?влюблённые решили покинуть медвежий берег. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь…
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.¹

Медведь опустошитель

Осн. статья: Легенда о Великом медведе
Много легенд и былей связано с Аю-Дагом. Одна из них повествует о том, что давным-давно громадный медведь долго бродил по горам и лесам, сокрушая все на своем пути. Страшные раны?—?глубокие долины, рытвины и овраги на земле?—?оставлял он после себя. Под тяжестью медведя-великана ползла земля по склонам гор, обнажая голые скалы, рушились и перемещались к морю целые вершины. Но вот медведь достиг красивой, цветущей Партенитской долины. Она ему очень понравилась, и он решил остаться здесь навсегда. Утомленный долгими странствиями, медведь наклонился к морю, чтобы напиться воды. Пил долго и жадно, да так по велению морского бога и застыл, окаменев и превратившись в огромную гору.
¹ Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Симферополь, 1974.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *