Легенда о музыкальном инструменте арфа

Легенда об Арфе — Проза.Пиши.про

— Нет, отец, — покачал головой принц.
— Зачем же ты ходил к ней? — удивился тот.
— Я хотел просто взглянуть на неё, — улыбнулся принц, не в силах солгать.
— Наверное, тебе уже пора подыскивать невесту в соседних королевствах, — произнёс король, восприняв слова сына как тонкий намёк. – Хочу на старости лет увидеть, что у страны подрастает достойный наследник. Я велю послать гонцов за портретами принцесс.
Однако принц не слушал его.
— Расскажи об Арфе, отец.
Король пристально вгляделся в сына.
— Арфа – величайшее сокровище нашего королевства. Во всём мире, вероятно, нет ничего ценнее её. Видишь, все они, — он указал на многочисленные портреты предков, украшавшие стены, — до самого первого прародителя слушались мудрых советов Арфы. И поэтому в самые смутные эпохи мира наше королевство смогло выстоять. Но не только это. Арфа ценна своей чудной музыкой. Говорят, она открывает в душах людей всё Добро, а закрывает всё Зло. Я тебе скажу то, что сказал мне мой отец, когда я ещё маленьким мальчиком спросил у него, что такое Арфа. И эти его слова передаются в нашей династии от отца к сыну.
«Пока у нас есть Арфа, есть и мы», — медленно подытожил король.
Прошла неделя, и принц снова попросил у отца, чтобы тот разрешил ему увидеть Арфу.
И на этот раз она заговорила с ним. И они говорили много часов подряд. Принц рассказывал Арфе свои самые сокровенные тайны, а она взамен поведала ему несколько чудесных историй из той поры, когда нынешний мир ещё не родился и Боги в серебристых небесах пели свои мелодии, чтобы развлечь Богинь. Юноша узнал, как одному из них вздумалось создать Волшебную Арфу, и Боги могли слушать свои песни вместе с Богинями.
Когда же пришло время принцу уходить, Арфа тихо произнесла:
— Приходи ещё. Никогда со мной не говорили просто так. Сотни королей с незапамятных времён заходили, чтобы спросить мудрого совета, но никто из них не подумал о том, каково мне пребывать в одиночестве по нескольку месяцев, а то и целый год.
— Я с радостью приду, — ответил принц. – Если отпустит король.
— О чём же ты спросил Арфу на этот раз? – с такими словами встретил его отец.
— Я ни о чём не спрашивал, — сказал юноша. – Мы просто беседовали.
— Разве с Арфой можно просто беседовать? – удивился король. – Это же не человек. Да, временами она даёт нам ответы на наши вопросы, и даже свои советы. Но с ней нельзя поговорить просто так, как, скажем, с любым из мудрецов. Это всего лишь арфа. Золотая Арфа.
— Ты ошибаешься, отец. Мы просто беседовали. И я, с твоего позволенья, приду к ней ещё.
— Что ж, приходи. И не нужно меня каждый раз спрашивать. Если ты станешь мудрее, я не вижу в этом никакого вреда.
Никогда ещё принц не был так рад. Он мог видеться с Арфой, когда хотел, и ни с кем в этом мире ему не было лучше, чем с ней. Он забыл о своих друзьях, о светских приёмах, пирах и роскошных балах во дворце отца.
Они говорили обо всём, что было вокруг них в мире, о его тайнах и обличьях. Часто Арфа останавливала его и начинала играть на струнах, и тогда гвардейцы у дверей сокровищницы удивлённо прислушивались к дивным мелодиям, ибо до этого все думали, что Арфа играет лишь один раз в год на Празднике. А принц сидел, заворожённый музыкой и не отрывал глаз от Арфы. Не было для него лучшего звука, чем её чудный весёлый смех, когда он рассказывал какую-нибудь забавную историю. Иногда она даже позволяла ему играть на своих струнах. И принц сидел, нежно перебирая их, а Арфа пела о Любви, так красиво, как не пела даже на Празднике. В такие мгновенья сердце в груди юноши, казалось, переставало биться, чтобы собственным стуком не мешать себе наслаждаться необыкновенной музыкой. И медленно в его душе росло чувство, которого он доселе ни к кому не испытывал. Любовь.
В один солнечный весенний день принц рассказал об этом Арфе. Она молча выслушала его сбивчивую, пылкую речь, а потом отвернулась. И вместо ответа до принца донёсся её печальный вздох. Больше они не говорили о любви, но, как и прежде, юноша приходил к ней почти каждый день, и, забывая о сне и еде, они говорили друг с другом.
Прошло три года. Однажды король, весьма раздосадованный, позвал сына к себе.
— Сын, скажи мне правду, что с тобой? – обратился он к юноше.
— Я не понимаю тебя, отец, — пожал плечами молодой наследник.
— Я велел привезти тебе десятки портретов чужеземных принцесс. Много золота ушло на них. Но тебе никто не понравился.
— Разве можно приказывать своему сердцу, — вздохнул юноша.
— Вот об этом-то я и хотел поговорить, — обрадовался король ответу.
Принц молчал.
— Три принцессы даже приезжали в столицу, а ты сказал, что они тебе не по нраву.
— Да, я помню, — еле слышно отозвался юноша.
— Наша династия никогда не прерывалась. Но это ещё не всё. Не было такого, чтобы младший сын стал королём при жизни старшего. У тебя должен родиться наследник. Так любишь ли ты кого-нибудь вообще? Есть ли та, на которой ты хотел бы жениться?
— Да, есть, — кивнул сын.
— Кто же она. Неужели она настолько бедна и безродна, что ты не осмеливаешься мне о ней поведать? – пристальный взгляд короля заставил принца смущённо опустить голову.
— Нет. Если бы это было так, я рассказал бы тебе. Но судьба распорядилась иначе. Я даже не надеюсь, что ты меня поймёшь.
— И всё же я, как твой отец, а более того, как твой король, обязан знать о ней. Кто же она?
Принц печально ответил. И ответ его был краток.
— Арфа.
Король только всплеснул руками.
— Ты помешался, сын, — выговорил он глухо. – Это невозможно!
— Однако это так, — возразил принц. – Я люблю её.
— Как можно любить Арфу! Это всего лишь Арфа, пусть и волшебная.
Король нахмурился.
— С этого момента я запрещаю тебе приближаться к Арфе. Может быть, тогда у тебя из головы уйдёт это безумие. И ты, наконец, выберешь себе невесту.
Поник принц в тот же миг головой. Знал он лучше остальных, что с отцом спорить бесполезно.
Несколько месяцев, до самого Праздника Арфы, жил принц словно в полусне. Во всём королевстве был он единственным несчастным человеком. Юноша не выходил из своих апартаментов, только подолгу лежал и думал. Думал об Арфе. С трудом отжив очередной долгий день, он засыпал беспокойным сном. И с каждым днём ему становилось всё хуже. Он был болен, но не телом, а духом. Король даже пригласил из соседних стран лекарей и колдунов, в его королевстве они не требовались. Но никто из них не сумел вылечить юношу. Они могли излечить болезни, но не Любовь.
Когда же, наконец, настал Праздник Арфы, принц впервые за много дней позавтракал. Только распахнулись двери его столовой комнаты и вошёл король.
— Здравствуй, сын. Я вижу, тебе стало лучше. Сегодня действительно великий день. Сегодня Праздник Арфы.
— Да, — слабо выговорил юноша. – Я всё-таки дождался его.
— Думаю, чудная музыка Её вылечит тебя от твоей тоски. И у меня для тебя хорошая новость. Скоро приедет могущественная чародейка из царства, что за дальними горами. Говорят, она обладает такой силой, что может даже воскрешать умерших. А о красоте её ходят легенды. Ты снова почувствуешь вкус к жизни. И станешь мне достойным преемником на троне.
— Мне не нужны чародейки и принцессы. Сегодня я снова увижу Арфу.
— Ты так и не вернулся из своего помешательства, — огорчённо покачал головой король. – Я не разрешаю тебе присутствовать на Празднике. Ты будешь находиться у себя и слышать только музыку. Вот от неё тебе станет только лучше.
— Отец! — неведомо откуда взялись силы у юноши. – Позволь мне увидеть Её! Позволь хотя бы раз в год видеть Её, хотя бы на Празднике. Ведь я люблю Её.
— Полюбить можно только человека, — убеждённый в своей правоте король собрался уходить. – Тебе нельзя видеть Её, тем более что ты ещё не излечился от своего безумия. Это моё последнее слово.
Не успел король выйти, как принц, будто подкошенный, рухнул на свою кровать и оцепенел, уперев невидящий взгляд в потолок.
Музыку он так и не дождался. Вместо этого, король, донельзя обеспокоенный, ворвался к нему.
— Арфа не играет! Не играет! – воскликнул он.
— Не играет? – поинтересовался принц, вздрогнув. – Но этого не может быть. Она сама начинает играть, когда Её выносят на площадь на рассвете. Этого не может быть!
— Только не в этот раз, — стал ломать руки король, сев прямо на пол. – Я даже умолял её, приказывал, но она молчит. Кажется, всё-таки получается по-твоему. Иди. Иди, и вели ей играть, раз ты Её любишь! Иди! Иначе всем нам конец! Если Праздника не будет, королевство умрёт! Иди же!
— Я не могу велеть Ей играть, — покачал головой принц. – Никто не может. Она будет играть, если только сама захочет. Никто не может приказывать Арфе.
— Что же я за король, который не может даже приказывать! – простонал король. – Я даже не могу приказать Ей спасти страну. Иди и умоляй Её. Если Она тебя послушает. Будь проклят тот день, когда я разрешил тебе пойти к Ней! Иди!
И принц пошёл. От былой тоски его не осталось и следа. Он шёл к той, которую любил. Впервые за много месяцев он увидит прекрасную Арфу. Почему-то он знал, что Она будет петь. И сегодня он в конце концов нашёл ответ на вопрос, мучивший его больше трёх лет, с того самого момента, как Арфа улыбнулась ему.
Едва принц с королём появился на площади в окружении свиты, как Арфа заиграла. Она играла, пела, и мелодия её была наполнена невообразимой радостью. И почти всё время Арфа смотрела на молодого принца. Юноша и сам не отрывал взгляда от своей возлюбленной ни на минуту.
Уходя с площади, люди говорили, что в этот раз Праздник Арфы начался позже, но был чудесен, как никогда.
Арфу занесли обратно в сокровищницу. И к ней зашёл сам король. Он был счастлив, как и остальные, однако его мучила тревога.
— Ты пришёл за мудрым советом? — спросила у него Арфа.
— Да, — пожал плечами король, не решаясь возразить.
— Ты не был у меня уже пять лет. Что же ты хочешь спросить?
— Я хотел спросить, о, Арфа, почему ты не захотела петь сегодня утром.
— Ты сам знаешь ответ на свой вопрос, король, — произнесла Она.
— Я не могу этого понять. Как принц мог полюбить Тебя. Ты же не человек!
— Об этом тебе лучше спросить у него, — покачала головой Арфа.
— Но почему ты не хотела играть? – настаивал король.
— Потому что я была разлучена с тем, кого люблю. Я полюбила твоего сына, король.
А он не мог ничего сказать. И Арфа вновь заговорила первой.
— Много веков ко мне приходили за помощью и советом. Я давала счастье своему королевству. Но никто не считал, что со мной можно говорить просто так. Никто никогда не любил меня.
— Но ты же не человек! – изумился король. – Ты же Арфа. Золотая Арфа.
— Да, я Арфа. Но твой сын заговорил со мной, и дал мне душу. До него я была всего лишь волшебной Арфой, теперь же я жива. Я способна чувствовать любовь. Разве не жив тот, кто любит? Я тосковала по нему и впервые с момента, когда я родилась, я не хотела играть. Принц говорил со мной просто потому что любил меня, и ты лишил меня этого счастья, король.
— Королевству нужен наследник, — заявил король. – Если он не разлюбит тебя, он не женится. Он не сможет стать следующим королём. Он же не может женится на Тебе!
— Может, — тихо сказала Арфа, опустив золотоволосую голову. – Женятся, когда любят друг друга. Как мы. Мы любим друг друга, хоть никто кроме нас, этого не поймёт. Вот мой мудрый совет, король. Совет, который спасёт королевство. Ибо если ты разлучишь нас, я никогда больше не смогу играть. Не потому что не захочу, а потому что не смогу. И даже грядущая гибель королевства не сможет пересилить мою Любовь и заставит меня играть в разлуке с ним.
— Хорошо, — холодно произнёс король. – Он будет приходить к тебе столько, сколько хочет. Но принц не может жениться на тебе. Что скажут другие короли? Что будут говорить обо мне? Так не было никогда на памяти наших предков, но во имя спасения королевства мне придётся сделать наследником младшего сына.
Шли годы. Умер старый король и на трон взошёл его младший сын. А старший всё так же, как и в юности, приходил к Арфе, и подолгу говорил с ней. Он мог просто сидеть и смотреть на Неё, но больше всего им нравилось играть на струнах в четыре руки. И каждый год, в первый день лета, Арфу выносили на площадь. Она играла всё те же чудные мелодии, и вместе с ней искусно перебирал струны её возлюбленный. Они играли и смотрели друг другу в глаза, а народ любовался ими, очарованный их игрой и пением.
И называли его не иначе, как Играющим на Арфе. Настоящее имя его уже не помнили. Ведь годы шли и для людей, и для него. Одна лишь Арфа была вечна.
И чем старше становился принц, тем чаще Арфа была грустна. Иногда она замолкала и начинала играть мелодии, полные неизбывной грусти. Но даже тогда музыка была так хороша, что у сидящего рядом принца из глаз катились слёзы.
Принц знал, почему грустит Арфа. Но его смерть не пугала. Его больше заботила судьба королевства. Ведь получилась так, что их любовь невольно стала роковой для всех.
— Я не вправе умирать, — говорил ей пожилой принц. – Тогда моё королевство погибнет.
— Как жаль, что я не свободна, — печально отвечала ему Арфа. – Что от меня зависит судьба тысяч людей. И как жаль, что ты смертный.
— Я слышал от отца о чародейке из дальней страны, — поведал он. – Говорят, что она владеет силами вернуть человека к жизни.
— Я знаю о ней.
— Говорят, что она и сама вечно молодая.
— И это я знаю. Но я не вправе требовать от тебя бессмертия.
— Но разве бессмертие – это не великий дар? – удивился он. – Разве это не счастье.
— Счастье в том, что естественно, — вымолвила Арфа. – Наша любовь делала нас счастливыми. А моя игра приносит народу счастье тем, что раскрывает в их душах Добро, а Зло усыпляет. Вот в чём секрет моей игры. Нет людей полностью добрых или злых. В каждом своя толика и того, и другого, в разной степени. Я же много веков делала людей теми, кем они не являются. Только теперь я понимаю, что счастье навязано им мною. И Судьба, подарив мне тебя, сделала так, как должно было быть изначально в нашем королевстве. Люди сами должны решать, быть им счастливыми или нет. И если человек от природы смертен, то никто не вправе требовать от него иного.
— Но разве ты не хочешь, чтобы я был с тобой всегда?
— Я хотела бы, чтобы ты провёл со мной все эпохи этого мира. Но так же как я не должна была обманывать Судьбу, даря людям то, что им не свойственно от природы, так же и ты не должен нарушать законы жизни. Разве ты хотел бы бессмертия?
— Не хотел бы сам по себе, — ответил принц. – Но я готов на него, чтобы всегда быть с тобой.
— Выбирай сам. Пока будешь жить ты, буду жить и я. Ты оживил меня, подарив Любовь, но вместе с даром Жизни даётся и дар Смерти. Я не переживу тебя.
— Человек должен жить и умереть в той эпохе, где он родился. Вместе с бессмертием придёт и другое. Люди будут другими, обычаи, языки. Сам мир будет другим. И поэтому я не хотел бы пережить самого себя.
— А я не хочу больше делать то, что мне не положено. Я была создана Богами для них же. Но для людей моя музыка слишком хороша. Она вмешивается в течение Судьбы. До того, как появился ты, я этого не понимала. Вот, что такое счастье – любить и быть любимой, а не счастье, которое ежегодно звучит на площади. Много веков я делала то, что мне не было предназначено.
И Арфа тихо заиграла. А когда смолкло её пение, принц сказал:
— Я буду смертным, как и должно быть.
— И мы будем вместе ещё много лет, — улыбнулась ему Арфа.
Он дожил до глубокой старости и умер рядом с играющей Арфой. Она играла для него свою мелодию, и была музыка такой прекрасной, какую она не играла ещё никогда с момента своего создания. И тогда стихли волшебные звуки, когда сердце его перестало биться.
Через полгода настало время очередного Праздника Арфы. Королём был уже племянник покойного принца, и сам очень пожилой человек. Смутное предчувствие грядущей беды терзало его, когда он шёл рядом с гвардейцами, что несли Золотую Арфу с непривычно склонённой головой. Но Арфа не желала играть. Неподвижно стояла величайшая драгоценность в мире. И все люди, стоявшие на площади, вдруг поняли, что рядом с ней нет Играющего.
— Играй же! – взмолился король.
Словно пересиливая саму Судьбу, Арфа протянула руки к своим струнам и заиграла. Но одна лишь печаль звучала над столицей в её музыке. Красивая и смертельная печаль. Из глаз каждого слушавшего лились слёзы. Арфа словно заставила, сама того не желая, всё королевство оплакивать её возлюбленного. И даже Ветер, витавший в небесах, отозвался на чудесные звуки слёзами дождя.
А потом лопнула струна. Сначала первая, затем вторая. Пение Арфы становилось тише, по мере того, как лопались струны из звёздного металла, которого в этом мире уже почти не осталось. Вместе с последней нотой её золотые пальцы коснулись последней струны, породив странный прощальный звон. А затем струна лопнула. Безмолвная стояла Арфа на площади. Неподвижная. Мёртвая. Больше не было волшебства в необычно большой арфе со статуей прекрасной женщины. Только тяжёлое золото.
Исчезло с лица земли древнее королевство. Так же, как исчезла из мира чудесная Арфа и её божественная музыка.
Но говорят, что в ином мире, там, где живут её создатели, душа прекрасной Арфы всё же нашла душу своего Принца. И любовь их пережила все эпохи этого мира.

Арфа: от греческих легенд до наших дней.. Музыка и инструменты. Добавил Александр Белов — VilingStore.net

Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как
зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны
кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой
волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли
последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все
славили великого бога-кифареда… А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном,
удалился глубже в чащу лесов…» Так рассказывает древнегреческий миф.
Рассказ этот — о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех
музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим
звуком обладают струнные…
Кифара — один из предков современных струнных инструментов — возникла
очень давно из охотничьего лука. Натягивая тетиву, какой-то охотник на заре
человечества услышал приятный медленно угасавший звук. Тогда и родился
первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия. К одной струне-тетиве стали прибавляться другие. Они
делались разной длины и толщины, натягивались с разной силой, а в
зависимости от этого и звучали по-разному: одни выше, другие ниже.
Потом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на
полый, то есть пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали
делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись
неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным
тембром — лютня , теорба, гитара , монохорд, мандолина, гусли , цимбалы,арфа…
(продолжение следует…)

Арфа — история появления и эволюция

Арфа — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет треугольную форму в виде лука с натянутыми струнами, которые при игре издают благозвучную мелодию. Согласно легенде, своим появлением арфа обязана охотничьему луку. Когда первобытный человек натягивал тетиву она издавала своеобразный звук, натянув еще одну тетиву можно было сыграть уже небольшую мелодию. Первые изображения арфы, похожей на лук, были обнаружены в виде пещерных рисунков Древнего Египта, датируемых 2800—2300 годом до н.э. в гробницах фараонов. Такую арфу, изготовленную почти четыре тысячелетия назад, нашли при раскопках древнего месопотамского города — Ура. Этот инструмент был популярен у греков, римлян, грузинов, азербайджанцев и других народов.Лира — сестра арфы, стала популярной в Греции. На картинах и скульптурах тех времен, можно заметить, что лира, в период истории Средиземноморья была любима многими поэтами и певцами. Лиры — спутники почти всех этносов мира, были меньшего размера и более легкими.
В Европе арфы появились в VIII веке, но наибольшее распространение приобрели в XV-XVII веках. Древние арфы были дуговые или угловые, отличались по размеру. Особой популярностью пользовались малые ручные арфы, полюбившиеся кельтам. Пять октав — таков был звуковой диапазон инструмента, струны были расположены так, что можно было добыть звуки только диатонической гаммы.
В 1660 году в Австрии было изобретено механическое приспособление в виде регулируемых ключей, позволявшее менять тон звука, натягивая или опуская струны. Теперь чтобы укоротить струны, не нужно было использовать пальцы, около каждой из них располагались крючки, которые помогали увеличить тон. Правда такой механизм не был удобным, и в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер изобрел педальный механизм игры на арфе. Семь педалей, позже количество увеличилось до 14, действовали на проводники, позволяя крючкам находиться ближе к струнам, и увеличивая тональность на полотна.
Позже в 1810 году, французский мастер Себастьян Эрар модернизировал механизм Хохбрукера, и запатентовал арфу с двумя педалями, которая применяется и по сей день. Механизм, усовершенствованный Эраром, обеспечивал звукоряд равный почти семи октавам. Г. Лионом в Париже в 1897 году был изобретен беспедальный вариант арфы. Он представлял собой перекрестные струны, количество которых увеличилось вдвое за счет ликвидации педалей. Второй набор струн придавал новое звучание. За счет этого инструмент и получил известность, однако вскоре стал применяться все реже и реже.
Первые упоминания об арфе в России появились в XVIII веке. Институт благородных девиц в Петербурге стал основоположником игры на этом инструменте. Институт, основанный Екатериной II, воспитал много известных девушек-музыкантов того времени. Обучению игре на инструменте отводилось много времени, приглашались лучшие музыканты Европы.
В XX веке арфа играет особую особую роль в музыке одиночного или группового исполнения. Непросто сегодня найти композитора, который не задействовал бы ее в своем произведении.

Музыкальные сказки. Волшебная арфа. — Остров доброй надежды

Дорогие друзья! Музыка — это возвышенное искусство.
И чтобы дети это смогли понять, важно донести до них эту информацию в простой доступной форме.
Предлагаю вам и вашим детям отправиться в путешествие по удивительному миру музыки.
И сегодня у нас в гостях один из самых древних музыкальных инструментов – волшебная арфа.
Арфу можно назвать прапрапрабабушкой всех струнных инструментов.
Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву – получилось уже два звука различной высоты,  и стало возможным сыграть простенькую мелодию. Вот так возник первый струнный щипковый инструмент.
У каждого народа есть свои легенды о появлении арфы. Греки считают, что ее изобрел младенец Гермес. Он смастерил черепаховую лиру, а потом выменял ее у Аполлона на стадо коров. Есть сказание о том, что арфу придумал Аполлон – покровитель искусств. Арфистом можно назвать и Орфея.
В Древнем Египте на арфе играли не только фараоны и их приближенные, но и простые бедняки. Но по закону арфа бедняка не могла быть больше арфы вельможи. Струны этого музыкального инструмента делали из жилок или волокон пальмового листа. Со временем арфа из народного инструмента превратилась в салонный и теперь на ней могли играть только аристократы.
По древнегреческой легенде Арион одержал победу в состязании арфистов и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники решили убить музыканта, а его награду забрать себе. Певец, понимая, что его ничто уже не спасет, умолял разбойников сыграть что-нибудь напоследок. И разбойники уступили ему. Музыкант заиграл. Его пение под звуки арфы было таким прекрасным, что даже разбойники заслушались. Закончив песню, Арион бросился в море… Но, очарованные музыкой дельфины, не дали ему утонуть. Они посадили певца себе на спины и доставили его на берег. Вот такая чудесная легенда.
А еще существует сказка про этот удивительный музыкальный инструмент. Она так и называется «Волшебная арфа».
В одной маленький деревушке жил–был сирота по имени Маун Сита. Жил он в большой бедности и зарабатывал на жизнь игрой на арфе.
Однажды он вместе со своей арфой отправился в другую деревню. Дорога его лежала через дремучий лес. А там хозяйничала шайка разбойников. Напали они на него, забрали деньги, а арфу–кормилицу разбили на мелкие кусочки. Заплакал горькими слезами Маун Сита над своей арфой. И не было горю его конца.
Долго горевал музыкант над своей подругой–арфой и вдруг услышал голос за своей спиной:
– О юноша! О чем сокрушаешься ты?
Маун Сита обернулся и увидел самого короля натов. Преклонив голову перед излучающим сияние королем, он молвил:
– Великий король! Разбойники разбили мою арфу. Как же мне жить теперь? Ведь они лишили меня кормилицы…
– Не горюй, добрый человек, – ответил король. – Я помогу тебе. Но ты должен дать мне клятву.
Обрадованный музыкант воскликнул:
– Я исполню любое твое желание!
Король продолжал:
– Я подарю тебе новую арфу, но не простую, а волшебную. Загадай любое желание, коснись пальцами ее струн, и твое желание тут же исполнится. Но эта арфа будет будет помогать тебе лишь до тех пор, пока ты будешь добрым и скромным человеком. Если же в душе твоей появится зависть или злоба, то на голову твою посыплются несчастья. Поэтому ты должен дать мне клятву, что не употребишь волшебную силу арфы во зло.
– Клянусь, – ответил музыкант.
Король натов дотронулся волшебным жезлом до обломков старой арфы, и они превратились в совершенно новый инструмент.
Обрадованный музыкант поблагодарил короля, взял новую арфу и пошел домой. Сколько он шел неведомо, но вскоре почувствовал, что проголодался. Вспомнил Маун Сита тогда про волшебную арфу, коснулся пальцами струн ее, и тотчас же перед ним возникли всевозможные яства. Музыкант подкрепился, отведав всего понемногу, и дальше двинулся в путь.
Вернувшись в деревню, музыкант рассказал жителям о волшебной силе своей арфы. И люди, когда им совсем приходилось туго, стали обращаться к нему за помощью. И Маун Сита всем помогал.
Мало–помалу молва о волшебной арфе дошла до самого короля. Правитель приказал своим слугам найти музыканта и привести его во дворец.
– Музыкант, – молвил король. – Я наслышан о волшебной силе твоей арфы. Вот уже много лет мою королеву мучают головные боли. Если сможешь исцелить ее, то я тебя щедро награжу.
На следующий день явился Маун Сита во дворец со своей арфой. Загадал желание об исцелении королевы, коснулся пальцами струн инструмента, и ей сразу стало легче. Спустя пять дней королева окончательно поправилась.
Обрадованный король щедро наградил музыканта и устроил в честь него пышный пир.
Маун Сита с королевскими дарами отправился домой. Вернувшись в родную деревню, он разделил дары между всеми крестьянами. С тех пор не стало в деревне бедных, все стали жить счастливо и до конца своих дней восхваляли доброго Маун Сита.
И напоследок давайте насладимся звуками этого удивительного инструмента. Ксюша Вербицкая играет для вас пьесу композитора Литовко.
Дорогие друзья! Впереди нас ждет еще немало удивительных сказок про музыкальные инструменты.
Ждем вас в гости!

История арфы

В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, цирковые артисты, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн – для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.
Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, используют сразу несколько арф в одном произведении.
В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.

Расскажите детям — АРФА


Первоначально арфы имели лукообразную форму. В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ею пользовались для сопровождения пения. На протяжении многих веков арфа была символом Ирландии.
Постепенно арфа приобретала треугольную форму, современный вид она получила с начала ХIХв. Количество струн увеличилось до 44-46 штук, причем все они имеют разную длину и настройку. Верхняя часть инструмента изогнута, имеется семь педалей, с помощью которых можно перестраивать струны, повышая или понижая звук.
Тембр арфа имеет очень нежный, звук негромкий, постепенно замирающий. Играют на арфе двумя руками, всеми пальцами (кроме мизинцев), защипывая струны. Арфа считается женским инструментом. В настоящее время арфа входит в состав симфонического оркестра, ее звучание в нем придает многокрасочность исполняемым произведениям, романтичность, сказочность. На арфе играют в оркестре, в ансамблях или соло.

Творческий проект: «Струнно-щипковый инструмент арфа» | Социальная сеть работников образования

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов
Творческий проект:
«Струнно-щипковый инструмент арфа»
Руководитель:
Учитель музыки Федашова С.А.
Выполнила работу:
Ученица 6 «В» класса Шайхулова Аделина
Альметьевск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
3
История арфы………………………………………………………..
4
1.1. История возникновения арфы……………………………………..
4
1.2. Египетская арфа……………………………………………………
5
1.3. Кельтская арфа…………………………………………………….
6
1.4.Ирландская арфа……………………………………………………
6
Совершенствование арфы…………………………………………..
8
2.1.Педальный механизм…………………………..…………………..
8
2.2. Эоловая арфа……………………………………………………….
10
2.3.Лазерная арфа………………………………………………………
12
Заключение………………………………………………………………
15
Список использованной литературы………………………………….
16
ВВЕДЕНИЕ
Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.
Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:
рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
окунуться в мир легенд и музыки арфы.
Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы — одного из древнейших инструментов.
Арфа это широко известный инструмент, который благодаря своему звуку используется и как классический инструмент симфонического оркестра, и как народный. Хотя, из легенд и письменных источников известно, что уже в Древнем мире арфа играла важную роль.
Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков. Будучи одним из самых древних музыкальных инструментов появилась она на самой заре человечества, и является прародительницей практически все струнных инструментов.
Струнные музыкальные инструменты – в академической музыкальной традиции имеют второе название – хордофоны (от греческих слов chorde – струна и phone – звук). Это группа музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна.
(Хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, лютня, гитара, балалайка, гусли), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).
1.ИСТОРИЯ АРФЫ
1.1. История возникновения арфы
О, Арфа, милая моя! Как долго ты спала
В тени, в пыли забытого угла;
Но лишь луны, очаровавшей мглу,
Лазурный свет блеснул в твоем углу,
Вдруг чудный звон затрепетал в струне,
Как бред души, встревоженной во сне.
Федор Тютчев
Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков.
Никто точно не знает, кто создал первую арфу.
Ее история уходит в глубь времен. Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Считается, что первые египетские арфы – бенты появились шесть тысяч лет назад. Арфы упоминаются в Библии. Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное. Эолова арфа встречается в древнегреческой мифологии. А ирландская арфа была даже на гербе страны. Арфа – символ воплощения чистоты звука.
Многовековая история арфы полна невероятных и сказочных легенд, с помощью которых мы можем окунуться в мир музыки этого удивительного предмета, ощутить всю его древность, а также насладиться неизведанными сторонами истории становления арфы как музыкального инструмента у многих народов мира.
Существует легенда о первобытном человеке, который, находясь на охоте, натянул тетиву лука и пришел в восторг от услышанного мелодичного звучания. Он решил натянуть еще одну тетиву, отчего предмет стал издавать уже не один, а два звука разной высоты. Так и появился первый струнный музыкальный инструмент.
История происхождения арфы прослеживается и в странах древнейшей культуры – Египте. На дошедших до нас египетских фресках 15 века до нашей эры видно, что древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, Большие арфы достигали размера 1,8 метра, а малые были приспособлены для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».
1.2. Египетская арфа
Существовало мнение, что Египет – родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».
Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, перламутром, драгоценными камнями, разрисовывались необычной мозаикой. Люди с восхищением называли арфу «волшебным инструментом», который имел место во многих сказках и мифах.
Арфа встречалась также в древней Греции и Риме, куда была завезена по-видимому с востока. Об этом свидетельствуют античные писатели.
Большинство исследователей сошлись на том мнении, что многие мастера, создавшие арфы, не имели обычаев указывать дату или упоминать свое имя. Потому до нас дошло так мало сохранившихся памятников, свидетельствующих о подлинной истории арфы.
1.3. Кельтская арфа
Поговорим о кельтской арфе. Это древний инструмент, как сама кельтская традиция. Она небольшая у которой грациозно изогнуты рама и стан. В отличии от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями. Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия – мелодия грусти и умиления. Вторая – вызывающая сон. Третья мелодия арфы – это мелодия радости.
В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал место после вождей и бардов.
Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с 10 века. К концу 12 века ирландцы играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.
1.4.Ирландская арфа
В Ирландии существует легенда о возникновении арфы. Эта легенда гласит, что первая арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили ее, после чего добрые боги света и солнца отыскали ее и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям.
Многие ученые также склонны утверждать, что первая арфа попала на территорию Ирландии благодаря купцам – мореплавателям приблизительно 1200 лет до нашей эры. Однако сами ирландцы утверждают, что это они изобрели арфу, прототипом которой был другой музыкальный инструмент под названием круит. С годами жители Ирландии усовершенствовали круит и назвали инструмент арфой: сделали раму крепче, а струны, сделанные из конского волоса заменили на золотые, серебряные и медные. Таким образом, арфа стала одним из самых ценных и дорогих музыкальных инструментов, что позволяло ей сохранить красивый внешний вид на долгое время.
В 16 столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив ее на монеты.
С 1645 года арфа «находит свое место» на гербе Ирландии представляя собой золотую арфу с серебряными струнами на синем фоне. А в 1798 году этот музыкальный инструмент становится национальным символом страны. Изображение арфы используется на монетах, паспортах, официальных документах государства, а также на печатях президента и правительства.
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРФЫ
2.1. Педальный механизм
В Средние века арфа получила распространение и в Европе. Со временем арфа приобрела статус аристократического инструмента.
Играть на ней стали, как правило — женщины. Однако, именно мужчина усовершенствовал простую арфу, придав ей современный облик. Этим мужчиной был Якоб Хохбрукер — немецкий мастер, специализирующийся на изготовлении музыкальных инструментов. В 1720 году именно он придумал и воплотил в жизнь систему педалей, и именно он изобрел педальный механизм игры на арфе.Это изобретение дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Плодотворных результатов мастера достигли работая в содружестве с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза – арфиста и композитора Ж.Б.Крумпгольца и мастера Ж. Кузино. Ими была создана «Арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо». Позднее по проекту Крумпгольца, Кузино добавил 9 педаль – «сурдину». Восьми педальная арфа удержалась в практике вплоть до конца 19 века, а девяти педальная вышла из употребления вскоре после их изобретения. Позже экспериментом было создание четырнадцати педальной арфы по проекту мастера Кузино.
Французский мастер Себастиан Эрар около 1810 года усовершенствовал арфу и сделал ее двойного действия, которая имела более сильный звук и позволяла исполнителю играть в минорных и мажорных тональностях. Это был прорыв в музыке.
После этого усовершенствования арфа стала именно такой, какой она знакома нам сегодня. Арфа имеет семь педалей, которые располагаются у основания: с правой стороны четыре педали – ми, фа, соль, ля; с левой три – си, до, ре. И теперь на арфе можно извлечь все звуки: от ре контор октавы до фа четвертой октавы.
Сейчас арфа довольно сильно отличается от своих предшественников, у нее имеется 45-47 струн, которые натянуты, на специальную металлическую раму изящной треугольной формы, часто украшенную разнообразной резьбой. Отыскать струны на арфе помогает их окраска: все «до» — красного цвета, все «фа» — синие.
Современная арфа это сложнейший музыкальный инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей, весит около 35 кг. Арфу нужно беречь от сквозняков – рвутся струны, которые изготовлены из трех разных материалов – металл, жила, нейлон.
Учитывая устройство человеческого тела, нашу координацию, арфа – один из самых сложных для игры инструментов. Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть. В игре участвуют не только две руки, но и обе ноги. Мужчинам играть на арфе должно быть даже легче: натяжение струн у арфы очень большое, требуется большая физическая сила! Многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами. И, надо сказать, прекрасно сочиняли произведения для арфы, 60 % арфового репертуара написано мужчинами.
Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджио, глиссандо.
Сегодня арфа преимущественно используется только лишь как солирующий инструмент, а также как один из инструментов в составе оркестра.
Арфа в симфоническом оркестре, отличается красотой своего внешнего вида, превосходит всех своих соседей по оркестру. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра: в других случаях ей поручают эффектные соло.
В 17 – 18 веках произведения для арфы пишут выдающиеся композиторы: И. Гайдн, Г.Ф. Гендель И, И.С. Бах. Гайдн сам неплохо играл на этом инструменте. Концерт для флейты и арфы написал В.А. Моцарт, увлекался написанием пьес для арфы Л.В. Бетховен. Арфа широко использовалась как в оркестрах, так и в камерных ансамблях. При этом инструмент постоянно совершенствовался.
В 19 веке для арфы писали Д. Верди, Д. Пучини, К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус.
Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячилетий, выбирая традиции мировой многонациональной культуры. Совершенствовался и видоизменялся и сам инструмент.
В России история арфы началась с середины 18 века. Вскоре арфа вошла в моду у придворной знати, и в широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Арфу как сольный и аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А.А. Алябьев, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С. Танеев, С.С. Прокофьев.
Эолова арфа
До нашего времени сохранились памятники архитектуры Эоловой арфы.
Эоловой арфы вздыхает печаль,
И звезд восковых зажигаются свечи,
И дальний закат, как персидская шаль,
Которой окутаны нежные плечи.
Георгий Иванов
Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии – повелитель ветров) состоит из служащего резонатором ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны от 8 до 13 различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших звуки. Звучание менялось в зависимости от силы ветра – от тихого и нежного до очень громкого. Сильный ветер — заставлял играть более низкие, толстые струны, слабый — высокие. Эолова арфа один из самых первых самоиграющих инструментов.
Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врагов таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки. К сожалению, нет информации о высоте звука эоловой арфы. По сей день эоловы арфы строятся, но не используются в качестве орудия. Она была неотъемлемым атрибутом легенд, эпических поэм и повестей.
Предполагают, что Эолова арфа появилась в Англии примерно в середине прошлого века.
Большая ветряная арфа существует в Европе (4 метра высотой) установлена в проеме окна бывшего рыцарского зала старого замка. В 1999 году была реконструирована. Эолова арфа – инструмент предельно простой и в то же время чрезвычайно интересный.
В России Эолова арфа появилась в середине 19 века в Пятигорске, по проекту архитекторов братьев Бернардации была сооружена круглая беседка с колоннами. Установлена она на самом краю обрыва, продуваемой всеми ветрами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Об этой беседке упоминается в повести М.Ю Лермонтова «Княжна Мери».
Позже она была разграблена. Осталась только очень красивая беседка, выполненная в античном стиле, которую сейчас называют «Эолова арфа», куда собственно и приводят экскурсии. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом. Она стала своеобразной эмблемой пятигорского курорта.
Лазерная арфа
Электромузыкальную арфу изобрел профессиональный фотограф, Стивен Хобли, в свободное от работы время, он создал лазерную арфу. На создание десятиструнной лазерной арфы ушло 22 года целеустремленного труда.
Лазерная арфа – это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Лазерная арфа получила свое имя из–за сходства с обычной арфой. Впервые прозвучала во время концертов в Китае в 1981 году. Публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.
Лазерная арфа, которую использовал Жан – Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазурных лучей. Жан – Мишель на концертах одевал огромные перчатки, в качестве средства безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные черные очки защищают глаза от лазерного излучения.
Время не стоит на месте. В век компьютерных технологий создается компьютерная музыка и музыкальные инструменты. Компьютерная арфа не менее интересна, она впечатляет нас своеобразным звуком и прекрасным сочетанием с тембрами других электромузыкальных инструментов.
Как темнота не может спрятать свечи,
Как не сдержать ладонями ручей,
Как не удержит память человечья,
Глупцом на ветер брошенных речей,
Как при потопе в дом не носят воду,
А небеса не молят о дожде –
Так арфы музыка кому – ни будь в угоду,
Служить не может злу или вражде!..
Волшебная, небесная, святая –
Она придет, лишь только приготовь
В душе своей небесный отблеск рая –
Добро, надежду, веру и любовь…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, видно, что арфа играла важную роль на протяжении всех веков. Если сейчас мы слышим звуки арфы или играем на ней, то мы непосредственно соприкасаемся с инструментом с большой историей и, может, сможем возродить ее исконные функции.
Считаю, что главная цель моей работы достигнута: я рассмотрела вопрос возникновение и совершенствование арфы от Египта до современности. Вопрос, что есть общего между современной арфой и арфой тех дней.
В ходе своей работы мне удалось познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента.
Эта работа мне очень много дала. Я окунулась в мир легенд и музыки этого замечательного инструмента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Минакова А., Минаков С. Всеобщая история музыки. Москва, 2010.
Подгусова М.М. Арфовое искусство первой половины XX века.
Поломаренко И.П. Арфа в прошлом и настоящем. Москва, 2001.
Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М.-1999.
Радугина А.А. Культурологическое учебное пособие. М., изд. Дом «Центр», 2003.
Коростовцев М.Б. Наука древнего Египта. М.: «Наука».2002.
Музыкальная энциклопедия. М., Советская музыка. 1990.
Сибуль Маркюз «Музыкальные инструменты»: Всесторонний словарь.1997.
Гальцова Н. Лазерная арфа – что это? ( www.harps.ru)
Эолова арфа (www.kmvline.ru)

Эволюция арфы до Золотой арфы кельтов

Струнная арфа появились много тысячелетий назад, вот только прижилась не у всех народов. Кельты буквально боготворили этот музыкальный инструмент, отождествляя звучание арфы с единственными звуками, которые могли раздаваться на пирах богов. Арфа была инструментов бардов и друидов. Умение играть на арфе почитать порой выше, чем воинское искусство. Махать мечом в то время мог каждый, а вот перебирать струны – единицы.

Легенда о появлении арфы на свет

Изобретение арфы описывает древняя легенда: натягивая тетиву своего лука, один из охотников заметил, что при касании пальцами она издает нежный мелодичный звук. Эффект понравился, тогда охотник, в душе которого, видимо, пропадал либо изобретатель, либо музыкант, натянул на лук параллельно еще одну тетиву и смог сыграть простейшую мелодию. Если опустить из внимания тот факт, что луки были созданы одновременной с арфой, история выглядит очень заманчиво и правдоподобно. Но история вообще вещь нестабильная, правда, переписывать ее, порой, забывают. Так изобретение лука и арфы до сих пор приписывается египтянам, хотя уже несколько десятилетий назад ученые открыли, что лук был придуман как минимум шумерами лет за пятьсот или даже больше до того, как он появился в Египте. Но в учебниках данный факт до сих пор не фигурирует, поэтому не удивительно, что появление арфы до сих пор объясняется с помощью египетского мифа. Но в любом случае древнейшие арфы по своему внешнему виду действительно очень напоминали лук с натянутой тетивой.

Кельтские арфисты в быту и в мифах


Прошли века, пока модернизированная арфа дошла до Европы и попала в руки кельтам. И вот там арфа действительно нашла своих основных почитателей в лице ирландских арфистов и бардов.
Следуя кельтской мифологии, арфа появилась именно на их родине благодаря стараниям бога Дагды, который использовал этот музыкальный инструмент, чтобы менять времена года. Его Золотая арфа играет три священные мелодии. Эти мелодии заставляли плакать, смеяться, замирать в оцепенении, приводили в состояние гармонии и равновесия, очищали душу и возносили ее при жизни к самым небесам. Первая мелодия Золотой арфы вызывала умиление и легкую грусть. Вторая наполняла душу покоем и вызывала целительный сон, заживляющий душевные раны. Третья дарила радость и вызывала чувство веры и надежды, надежды на новую радость и на возвращение весны.
Звуки священной арфы сопровождали и тех, кто покидал эту землю и отправлялся на чудесный остров. Поэтому многие герои мечтали, чтобы их погребли вместе с арфой, дабы в Ином мире их сопровождала одна радость и блаженство.
Простая арфа украшала пояса бардов, арфы изготавливали из серебра и в редких случаях украшали драгоценными камнями. Арфисты прославляли героев и вдохновляли кельтов на новые подвиги в ратных делах. Все сказания и саги исполнялись только под аккомпанемент арфы. Отличие кельтской игры на арфе от классических методов в том, что кельты играли на ней ногтями, тогда как музыканты остальных цивилизаций предпочитали играть подушечками пальцев. Лишь спустя века арфа стала принадлежностью аристократического слоя. Тогда же она обзавелась бронзовыми и латунными струнами.

ЛЕГЕНДЫ КЕЛЬТСКОЙ АРФЫ: gorlenka

ЛЕГЕНДЫ КЕЛЬТСКОЙ АРФЫ

Знаешь, арфа моя, что звенит под рукой,
В незабвенные дни была Девой Морской,
И вечерней порой, беспредельно нежна,
В молодого скитальца влюбилась она.
Но, увы, не пленился певец, в свой черёд,
Тщетно плакала дева всю ночь напролёт,
И пришлось, чтоб терзанья се прекратить,
В сладкозвучную арфу ее превратить.
Вот как сжалились древле над ней небеса;
Стали струнами арфы ее волоса,
Но ещё воздымалась блаженная грудь,
Чтобы чары любви в перезвоны вдохнуть.
Так любовью и скорбью звенит под рукой
Арфа в образе дивном наяды морской:
Ты о ласках любви ей вещать повели
И о муках разлуки, когда я вдали!
Томас Мур
В давние – предавние времена жила в Ирландии волшебная арфа по имени Uaithne. Она была матерью троих детей с совершенно разными характерами, которые впоследствии стали символами типов игры на этом инструменте. Голтрэй ещё в момент рождения не обещал быть везучим и Арфа пела ему грустные песни, наполненные глубокой печалью. Голтрэй – музыка печали, этакие плачи по несбывшимся мечтам. Джантерэй – весёлый и смешливый малыш, заставил свою мать петь практически частушки. Третий малыш по имени Суантрэй своим неусидчивым характером породил жанр колыбельных песен. Вот так древняя ирландская легенда рассказывает о волшебной арфе Уэни (Uaithne), которая дала жизнь трем детям, символизирующим три вида музыки, исполняемой на арфе.
Арфа была частью культа Солнца и Воды. Более того, арфа ассоциировалась с Материнством и рождением, что указывало на определенное женское начало. С другой стороны, арфа также являлась двуполой, так как часто играла объективную, примирительную роль (например, между светом и тьмой, небом и землей, солнцем и луной). Инструмент рассматривался как символ души, как совокупность всех видов эмоций, и посредством которой разумно невыразимые вещи можно было выразить. Во многих легендах арфа упоминается как символ ключа в другие миры…
У кельтской арфы есть ещё одна легенда.
Древние кельты молились своему богу с именем Дагда. У Дагды была небольшая арфа, он иногда играл на ней и в эти периоды сменяли друг друга времена года. Дагда любил Весну, играл для неё самую красивую и весёлую мелодию на своём волшебном инструменте. Начинали цвести сады и ручьи вторили струнам волшебной арфы.
Кельтские друиды просили менестрелей умилостивить Богов игрой на арфах, чтобы был хорошим урожай. Во время войн под звуки кельтской арфы исполнялись гимны, призывающие людей не терять мужества и гордости, учили их быть стойкими в боях. Как бы это не казалось странным, но искусство игры на этом инструменте помогало побеждать древним кельтам.
Чем кельтская арфа отличается от классического инструмента.
Именно об этом рассказывают друг другу арфисты много сотен лет. Они, как русские гусляры, ведают некие притчи под мелодичный перебор струн на своих инструментах. Красивые легенды об арфе, родом которая из Шотландии и Ирландии. Арфа кельтов маленького размера и причудливой формы, хоть и стала прабабушкой большой оркестровой красавицы. Но разницу знают очень немногие люди. По струнам классической арфы бегают кончики пальцев музыканта, а струны арфы кельтской перебирают ногтями.
В Ирландии арфа больше, чем просто музыкальный инструмент. Она встречается в древних мифах и сказаниях о народных героях, арфисты, как и барды, оказывали влияние на народные движения. Когда начинались войны, барды и арфисты своей игрой и песнями поднимали боевой дух воинов, вдохновляли их на борьбу. Часто именно арфисты были подстрекателями в борьбе против угнетателей. В 1367 был издан указ, по которому арфистам запретили появляться во владениях Англии. Генрихом VI был подписан указ необходимости ареста всех арфистов. Королева Елизавета издала декрет, по которому всех менестрелей положено было казнить, вследствие чего большая их часть покинула родину.
А при Кромвеле настали самые тяжелые времена: арфистов казнили, арфы уничтожались, запрещалось петь национальные песни, сказывать легенды, уничтожалась народная память, культура Ирландии. Но арфа выжила. Несмотря на то, что нот как таковых не было, мелодии игрались по слуху. История сохранила имена лучших арфистов тех времен.
http://roza2012.net.ua/legendy-keltskoj-arfy.html

Арфа: от греческих легенд до наших дней-2.. Музыка и инструменты. Добавил Александр Белов — VilingStore.net


Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом.

На арфе играет лишь тот,

Кто свободен и знатен,

Она никогда не звучит
Под рукою раба…
так говорили поэты.
Арфу богато украшали — золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова.
Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее сорок пять — сорок семь струн , натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой.
При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.
Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Для арфы написана вариация в «Раймонде» Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента.
За всю историю человечества не было другого инструмента, который бы с такой пылкостью, нежностью и постоянством воспевали поэты. Звуки ее струн сродни самой природе по тому вдохновенно-лирическому чувству, которое они вызывают в душах людей. Говоря сейчас об арфе, мы представляем ту царственную красавицу, которую можно видеть на современной сцене. Однако на протяжении своей пятитысячелетней истории арфа конечно же не оставалась неизменной. Сохранился лишь принцип: арфа — это многострунный щипковый инструмент, струны которого вертикально натянуты на раме, являющейся одновременно резонатором звука.
Древние арфы были меньше и легче. Они были спутницами певцов и музыкантов почти у всех народов мира. В Европе в XVI веке появились хроматические арфы, в XVIII и XIX веках были изобретены системы педалей на арфах, благодаря которым исполнительские возможности инструмента максимально расширились. Для арфы создавали свои сочинения многие композиторы прошлого — И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.
Репертуар для арфы как солирующего инструмента в наше время не очень велик. Зато она украшает любой симфонический оркестр, придает ему тембровое богатство, полетность и объемность звучания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *