Легенда о музыкальном инструменте балалайка

Музыкальные сказки. Чудо-балалайка. — Остров доброй надежды

Отгадайте загадку!
В лесу выросла,
Из лесу вынесена,
На руках плачет,
На полу скачет.
Догадались?
Конечно же, это балалайка.
Мы с вами сегодня продолжим наше путешествие по удивительному миру музыки. И сегодня у нас в гостях следующая после арфы и гуслей представительница семейства струнных – всем хорошо знакомая чудо-балалайка.
Балалайка известна на Руси уже не одну сотню лет. Знакомая картина: деревенская завалинка, парни и девушки поют и пляшут под балалайку.
Поначалу балалайку делали простые люди: быстренько собьют из досочек и готово! Звук фальшивый, глухой, а народ кругом веселится.
А однажды (было это около 100 лет назад) к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хочет попросить Иванова сделать музыкальный инструмент. Но когда тот узнал, какой инструмент ему хотят заказать, то страшно рассердился: «Балалайку? Мне, заслуженному мастеру, Вы предлагаете сделать шутовской, скомороший инструмент? Да еще и из лучшего дерева, которое я годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей?» И наотрез отказался работать.
Действительно, для многих балалайка – несерьезный инструмент. Недаром же слова «балалайка», «балаболка», «баловство» одного происхождения, от татарского «бала» – «дитя». Так думал и скрипичный мастер, поэтому предложил Андрееву приобрести этот мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где торгуют солью и спичками.
Но Андреев понимал, почему к балалайкам относятся с таким пренебрежением: ведь этот инструмент делали из некачественного материала и кое–как, поэтому и звучал он плохо. Но ведь и первые скрипки «пели» визгливо и хрипло, пока за них не взялись всерьез лучшие мастера.
Андрееву все–таки удалось уговорить мастера заняться изготовлением балалайки. А затем он собрал оркестр русских народных инструментов, который имел успех по всему миру.
В Англии оркестр Андреева так понравился, что англичане тут же выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение игре на этом инструменте.
Вот и наша сказка о такой чудесной балалайке с хрустальным звуком.
Давно это было или нет, нам неведомо, но возле одной деревушки поселился дракон. Но дракон был не такой, как во всех сказках, он никого не обижал, а был наоборот очень мирным. И очень любил он тыкву.
И вот попросил он жителей той деревни кормить его тыквами взамен на то, что будет охранять их деревню. Согласились крестьяне и насадили целое поле тыкв.
А как раз мимо этого поля шла дорога в город. Дракон сидел на поле и всех, кто проходил по этой дороге в город останавливал и просил рассказать ему сказку. Все, кто рассказывал дракону сказку, дракон отпускал. А кто нет – того уносил далеко в горы и сажал в пещеру.
— Вот расскажешь сказку мне, тогда отпущу, — говорил дракон.
И как могли пленники придумывали для дракона сказки. Но невмоготу им стало и стали они думать, как бы им от этого дракона избавиться.
И деревенский балалаечник им предложил:
— Если этот дракон так сказки любит, то и к музыке, наверняка, неравнодушен. Давайте я попробую его своей музыкой куда-нибудь заманить.
— Хорошо, только подальше уведи его, чтобы не вернулся он совсем, — сказали люди.
И отправился музыкант со своей балалайкой к дракону.
Обрадовался дракон, увидев прохожего:
— Давно я без сказок скучаю!
— Сейчас я расскажу тебе свои сказки, вот здесь они спрятаны, — и показал на свою балалайку.
Выхватил дракон балалайку у музыканта, так она ему понравилась. Но в огромных когтистых лапах треснул легкий корпус балалайки, только жалобно звякнули струны.
И ничего не смог музыкант сыграть. Посадил его дракон в пещеру, пока тот сказку ему не придумает.
Целую неделю просидел балалаечник в пещере, чуть с голоду не умер, но ничего придумать не мог. А дракон сжалился и принес ему несколько тыкв.
— Отпусти меня, я починю свою балалайку и на ней сыграю тебе сказку.
— Нет, пока здесь мне сказку не расскажешь, не отпущу, — ответил дракон.
Что оставалось делать музыканту? Думал он думал и кое-что придумал. Вынул из тыквы всю мякоть, высушил ее хорошенько и сделал овальный корпус для балалайки, вместо сломанного, треугольного. В пещере нашел осколки хрусталя, приклеил их внутрь тыквы, приделал гриф, натянул три струны. И получилась новая балалайка с хрустальным звуком, который аж до небес долетал.
Прилетел дракон на следующий день. Что такое? Откуда такой необыкновенный звук? Застыл от изумления, а потом взлетел на небо вслед за хрустальной музыкой. И больше его никто не видел. А балалаечник с миром вернулся домой.
Все жители дивились, как эта чудо-балалайка спасла их от надоедливого дракона, и с тех пор повелось делать  в тех местах такие тыквенные балалайки со звонким хрустальным звуком. Только великие виртуозы играли на таких балалайках.
Вот такая чудесная история.
Ну а сейчас по традиции слушаем, как звучит этот музыкальный инструмент. Для вас играет Марк Высоцкий. Ребята наверняка узнают эту детскую песенку В.Шаинского
До встречи!
Мы обязательно продолжим наше путешествие по удивительному миру музыки!

Читать «Расскажите детям о музыкальных инструментах» — Емельянова Э. Л. — Страница 1 — ЛитМир

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о музыкальных инструментах
БАЛАЛАЙКА
Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.
Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.
Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)
БАРАБАН
Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.
Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.
Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
ЗАГАДКИ
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Внутри – пустой,
А голос – густой.
Сам молчит,
А бьют – ворчит…
(Барабан)
ГИТАРА
Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.
Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.
Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.
Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.
Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.
В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.
Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.

Балалайка — история появления и эволюция инструмента

По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.
Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.
Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.

Расцвет балалайки

Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.
Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.
Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.

Легенда о балалайке

9


Легенда о балалайке

9 Комментариев APTpEBAH
1050 дней назад
Балалайка
!Тюмееень
Тюмень
УНасДажеВсливномБочкеНефть
Перед прочтением ознакомьтесь с оригинальным постом
https://old.pikabu.ru/story/balalayka_ili_urovoe_muzhskoe_pr…
И так, уж не думал что в эту почти без паровую (правильно написал?) пятницу мне придется оторвать свою задротскую жопень от дивана и куда то идти, но волей случая увидел в комментариях к посту свой любимый город и волей Пикабу прошел сегодня в музыкальный магазин, разрушать или подтверждать легенды. Суть в чем:

Острый взгляд пикабушника Kub1kk углядел, что магазин не хило так подходит под описание другого магазина, из города где-нефть-течет-из-крана-Тюмени. Живя не далеко от этого магазина, я решил сходить проверить по описаниям из текста. Пока шел туда, очень долго придумывал чего же мне сказать и спросить у продавца для получения точных данных. Правда придумывал я все вопросы, на ответ, в котором я уже был уверен, почему то я даже не подумал что чувак скажет мне:
— Есть
Впав в ступор я ничего не смог придумать, кроме как:
— т-точно есть?
— Да, вот, смотрите
Он указал рукой в сторону струнных, я быстро пытался сообразить что мне еще сказать, но тут на меня повлияла обстановка. Когда я туда шел, я предполагал что у нас будет спокойненький такой разговорчик с продавцом один на один, но еще на входе меня встретил суровый, усатый, на 99/9% состоящий из камуфляжа мужик, который наверное охранник, но если бы он представился Французским легионером, я бы не удивился. А в самом магазине встретил еще человеков, в количестве 3 шт. которые пристально смотрели на меня (многовато, да?). Так что больше ничего не спросив, я поспешно удалился. Но перед уходом я осмотрел обстановку. Еще одной зацепкой в тексте был момент «Бывает продавец курит у входа, когда я захожу в магазин, тогда я подсматриваю за ним сквозь стеклянные двери, он равнодушно докуривает, выбрасывает бычок и возвращается за прилавок»
Стеклянная витрина у входа там и вправду есть, но двери там не полностью стеклянные. Короч:

Если в помещении 1 можно курить, то это и вправду можно делать возле входа, но не на улице и спокойно из помещения 2 наблюдать за происходящим. Если же он курил на улице, то с помещения не видно совсем ничего. Описания подходит не полностью, но и не совсем противоречит.
_______________________________________________________________________
Исходя из перечисленных данных, делаем выводы:
а) Магазин сдался и завез балалайки для продажи
б) Тот продавец уволился
в) Это не тот магазин
К пункту В, по ориентировкам все опять таки не однозначно и в этой вашей Москве тоже есть музыкальный магазин на Тульской. Так что нужны человеки из столицы, что бы сходить на разведку и хотя бы узнать как выглядит помещение и стеклянные ли там двери.
У меня все, очень не хотелось делать отдельным постом, но увидев рядом гору подписчиков, решил что там будет удобно, так что комменты для минусов кидаю внутрь. Заплюсуйте лучше отчет Kub1kk который тоже сегодня должен сходить, ибо если бы не он, я бы вообще не вспомнил что у нас в городе есть Тульская, что уж про музыкальный магазин говорить. @kub1kk, если еще не сходил, попробуй сказать продавцу что «Раньше вроде как балалайки у вас не продавались и давно ли их стали продавать?» Хоть что то из зацепочек бы.
И все те, кто просили им ответить @TeslaDC, @POSexpert, @Agent, @SCP1715RU, @FreeBird,
___
@kub1kk, мы тебя ждем :3


свернуть

Как и когда появилась балалайка 🚩 как сделать балалайку дома 🚩 Музыка

Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.
В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.
До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.
Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.
Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?
Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

БАЛАЛАЙКА — Расскажите детям о музыкальных инструментах

Балалайку принято считать олицетворением русской культуры.
Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.
По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.
Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м. Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.
ЗАГАДКИ
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка).
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)

РУССКИЕ ГУСЛИ: ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ «ГЛАВНОГО» МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА СЛАВЯН — Религия и право в современном мире

Это говорит нам о том, что такой музыкальный инструмент — не просто звукоизвлекающее устройство, а ещё некий очень важный мифологический символ, сохраняющий в своём образе целую систему понятий и архаичных представлений. У славян таким инструментом с древних времен считаются традиционные русские гусли.

В народном эпосе сохранилось много сказаний о гуслях, как чудодейственном инструменте и его сотворении. Так, существует у славян и древняя песня, рассказывающая о сотворении особым сословием князей гуслей из чудесного священного древа, растущего посреди чистого поля. Фактически посреди мира, на «пупе земли».
Это необыкновенное древо описывает старинная русская песня так: тонкое, высокое, с глубоким корнем и с широкими листьями. Древо это находится далеко, за горами, за долами, до него нелегко добраться. В назначенный день к древу собираются посвященные князья. Они думают и гадают, как сделать из него гусли.
После чего появляется на свет удивительный инструмент, звуки которого не оставляют равнодушным никого и способны влиять на земной миропорядок. После чего исполняется дивная песнь о призывании «батюшки родного», которого забавляют игрой на только что сделанных чудотворных гуслях.
В других преданиях говорится о чудодейственном происхождении гуслей из древа добра в далекой Гиперборее, которая по праву считается Праматерью славянской цивилизации. Не только у славян существуют исторические сведения о древнем чудотворном инструменте. Множество преданий у других народов повествуют об уникальном происхождении и важном значении того или иного «народного» музыкального инструмента.
У таджиков, например, есть предание о «дудке орла», сделанной из кости орла. Под музыку этого инструмента исполняется «танец орла», видимо, восходящий к древним тотемическим представлениям.
К подобным преданиям, вероятно, восходит и легенда о тувинском двухструнном смычковым инструменте «игиле». По легенде первый игиль был сделан по инструкциям, данным мастеру во сне священной лошадью. Пара-тройка старинных инструментов действительно изготовлены из конского черепа, что перекликается с преданием. К тому же игиль может издавать звуки, подобные конскому ржанию.
У греков считали, что священная кифара была сделана богом Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону.
Ирландская арфа часто появляется на страницах кельтских мифов и легенд. Согласно преданию, ирландская арфа появилась чудесным и необычным путем. Некая женщина задремала на берегу моря и под плеск волн услышала сквозь сон, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, грузно валявшемся неподалеку от нее. Услышав её рассказ, муж женщины тотчас изготовил деревянную раму и натянул на ней китовые жилы, сделав первую арфу.
Есть также исторические сведения, что одним из первых музыкальных инструментов был именно лук. После этого люди научились делать струнные инструменты!
Кирилл Богомилов — этно-мастерская Кантелеон

Книга: Расскажите детям о музыкальных инструментах

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре. Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.
Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».
Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.
ЗАГАДКА
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
(РЎРєСЂРёРїРєР°)

История балалайки — GPVN.RU

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков — домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода — 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Георгий Нефёдов

История балалайки | История вещей


Балалайка является поистине народным музыкальным инструментом, и свое название она получила также в народе. Изредка правда встречается и другое – балабайка, более характерное для юга России, Белоруссии, Украины. Считается, что название «балалайка» произошло от слов «балакать», «балагурить», что означает «пустозвонить», «болтать», разговаривать о чем-то неважном. Звуки балалайки ассоциировались именно с бренчанием струн.
По другой версии название «балалайка» произошло от татарского слова «бала», что означает «дитя». Но ведь вполне возможно, что слова «балабонить» и «балакать» также произошли от этого слова, поскольку ассоциировались с детским лепетом и болтовней.

Как ни странно, но история создания балалайки сохранила совсем немного упоминаний об этом музыкальном инструменте. Сведения о ней неясны, а зачастую и противоречивы. А вот упоминаний о домре намного больше. Этот музыкальный инструмент считается прообразом балалайки. Однако есть версия, что балалайка и домра существовали одновременно.
Некоторые историки полагают, что на домре играли скоморохи, а балалайка всегда была исключительно народным инструментом. С исчезновением скоморохов пропал и их музыкальный инструмент, а вот балалайка осталась. Кроме того, есть еще одно предположение, что домру просто со временем переименовали в балалайку. Возможно, это связано с тем, что в определенные периоды в истории отношение к домре было разным: один царь наслаждался звуками этого инструмента, другой, наоборот, не признавал и подвергал гонениям музыкантов, играющих на нем.

Более четкие упоминания в истории создания балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ошибочно считать, что в наши дни о балалайке забыли. Конечно, она уже не так распространена, как была раньше. Однако балалайка до сих пор востребована среди современных профессиональных музыкантов. В настоящее время балалайка значительно усовершенствована как музыкальный инструмент. Это позволяет извлекать из нее новые звуки. Музыкантов, профессионально играющих на балалайке, называют мастерами-балалаечниками или виртуозами-балалаечниками. Благодаря их умениям, звучат не только привычные нашему слуху русские народные мелодии, но и разнообразные вариации на тему произведений зарубежных классиков и современных музыкантов. На сегодняшний день написано немало музыкальных произведений самого различного характера, предназначенных для исполнения на балалайке – концерты, сонаты, сюиты и так далее.

Более того, программы по обучению мастеров-балалаечников поддерживаются на государственном уровне. Практически в каждой детской музыкальной школе страны есть обучение игре на балалайке. Учебный срок варьируется от 5 до 7 лет.
Среди известных виртуозов-балалаечников можно назвать Андреева Василия Васильевича, Калинина Дмитрия Анатольевича, Налимова Семена Ивановича, Трояновского Бориса Сергеевича и многих других.

Всё, что вы хотели знать о балалайке: svetorusie

Когда в России появилась балалайка?
Первое письменное упоминание о балалайке датируется 13 июня 1688 года. Современный же вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Какова история возникновения балалайки?
Несмотря на то, что «профессиональные» исследователи не могут определённо сказать, откуда на Руси взялась балалайка – то ли от татар, то ли от киргизов-кайсаков, то ли ещё от кого-то – тем не менее они по какой-то только им ведомой причине твёрдо уверены, что инструмент этот непременно заимствованный. Ну а как иначе? Ведь в представлении подобных «профессионалов» балалайка является настолько сложным инструментом, что русским мастерам, изготавливавшим гусли и цимбалы – такое изобретение сделать было попросту не под силу. И не важно, что весь мир считает балалайку русским изобретением, берущим своё начало от другого русского инструмента – домры. Главное ведь безапелляционно заявить, что балалайка заимствована, и точка.
Предшественница балалайки – домра (не путать с домброй) – долгое время была излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако в XVII веке в результате инициированной московским духовенством кампании по искоренению остатков ведической культуры, все народные музыкальные инструменты подверглись уничтожению. Желая сохранить домру, русский народ стал изготавливать её кустарно, значительно упростив конструкцию, в результате чего и появился прототип балалайки.
Придя на смену домре, балалайка быстро распространилась в народе, а затем и в более образованных кругах. Но примитивность и несовершенство самой конструкции, долгое время удерживали инструмент на уровне народного творчества (в распоряжении исполнителя того времени, было в прямом смысле 5 ладов и 7 нот). Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. Увидев в ней огромный потенциал, Андреев усовершенствовал инструмент, максимально расширив его возможности. Теперь балалайки, подобно скрипкам, изготовлялись музыкальными мастерами из лучших пород дерева. Вскоре были созданы разновидности балалаек: секунда, альт, бас, контрабас. С этого момента начинается история профессионального исполнительства на инструменте, балалайка включается в систему профессионального музыкального образования.
Почему балалайка треугольная?
Хотя по факту ранняя балалайка являлась видоизмененной домрой, её корпус делали не полукруглым, а обрезанным снизу. Такое очертание кузову инструмента придавалось не в акустических целях, а для меньших трудностей при самодельном сооружении. Со временем корпус инструмента упростился до треугольной формы, которая в кустарном изготовлении более проста и удобна.
Почему балалайку назвали балалайкой?
Первые балалайки были далеки от совершенства. Вместо звука они издавали какое-то бренчание, и вследствие этого инструмент именовали брунькой, балабайкой и балалайкой. Впоследствии за инструментом закрепилось известное всему миру название «балалайка», перекликающееся с древнерусским словом «бала» — дитя (сравните с глаголом «баловаться»).
Правда ли что балалайка запрещена в США?
Запрет на производство или продажу балалаек в США – миф. В своё время с целью проверки данной информации одно из российских изданий обратилось с запросом сразу в несколько американских ведомств, а также просмотрело все находящиеся в свободном доступе санкционные документы минфина и минторга США. О балалайках на официальных сайтах – ни слова. Окончательную точку поставил пресс-секретарь посольства США в Москве Уильям Стивенс: «Мы не располагаем какой-либо информацией о существовании американского закона, запрещающего импорт, производство или продажу балалаек на территории нашей страны. Многие американские компании продают балалайки в США».
Почему балалайка считается символом России?
Балалайка, наряду с гармонью, является излюбленным музыкальным инструментом русского народа. Свою всемирную известность балалайка приобрела в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Концерты, которые дали музыканты кружка Василия Андреева в Русском павильоне, имели ошеломляющий успех, а трёхструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыкальной культуры. И хотя покупка балалайки – удовольствие не из дешёвых, тем не менее она продолжает оставаться одним из самых популярных подарков, которые иностранцы везут из России, проигрывая в массовости покупок разве что матрёшке и ушанке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *