Легенда о никите кожемяке

Никита Кожемяка: киевский богатырь, былинный персонаж — Щи.ру


Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней.
Подвиг этого героя описан в «Повести временных лет». Произошло это в 992 году. Русское войско под предводительством князя Владимира встретилось с печенежским войском на месте нынешнего города Переяславль. Противостояние длилось несколько дней и ни одна из сторон не решалась перейти в наступление. Тогда печенежский князь предложил вывести на поединок по одному воину с каждой стороны. Если победит русский воин, то три года печенеги не будут приходить на Русь, если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.
Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. В качестве испытания он вышел на бой с быком и ухватив того за шкуру, выдрал кусок шкуры вместе с мясом. В поединке с огромного роста печенегом, молодой воин попросту удавил того. Победа была за русским войском.
До нас дошло имя героя. Юношу звали Ян Усмошвец, то есть шорник, шьющий кожу. В устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине. В России его звали Никитой Кожемякой.
По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь. Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.
Интересно то, что народ наделяет богатыря не только огромной силой, но смекалкой и умом. Не сумев одержать победу в открытом бою, Никита прибегнул к хитрости, предложив проложить межу между владениями Змея и Никиты. Когда дело дошло до дележа моря, то здесь Кожемяка сыграл на жадности Змея, что характеризует его не только как сильного богатыря, но, как умного и смекалистого мужика. Этим он и близок русскому человеку. Когда в критической ситуации применяется не только сила, но и голова. И тому в истории России примеров более, чем достаточно.

Никита Кожемяка — биография богатыря, экранизации, актеры и подвиги — 24СМИ

Герой народных сказок и киевского былинного эпоса, богатырь. Впервые упоминается в «Сказании о юноше-кожемяке» из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». Сюжет, связанный с Никитой Кожемякой, получил распространение в сказках и былинах славянских народов — с собственными вариациями в каждой стране.

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.
Никита Кожемяка побеждает великана-печенега (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.
Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. Князь Владимир выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.
Перун и Туча-змейВ этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо — змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.
Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца Перуна с тучей-змеем.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя — убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу — разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.
Никита КожемякаОписание подвига в наиболее полном варианте таково. Змей влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.
Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>
Никита Кожемяка и Змей ГорынычКогда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.
Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.
«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской областиЛегенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы — это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 годаВ следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».
Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян — сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 годаГлавный герой мультфильма — Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.
Никиту озвучивали: в украинской версии — юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже — Никита Киоссе, солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой — Антон Сияника.
Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 годаВ кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды —в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером Александром Роу. Роль Никиты исполнил актер Сергей Столяров. Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа — богатыря Алешу Поповича в фильме 1965 года «Илья Муромец».
В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста Марья Моревна пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен Кащей Бессмертный. От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.
Сергей Столяров в роли Никиты КожемякиГерой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга — Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.
Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.
Богатырь Никита КожемякаНикита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.
Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Фото

Никита Кожемяка — русская народная сказка. Читать онлайн.

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева змей потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней.
Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна; стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.
(Илл. Л.Владимирского, изд. Советская Россия, 1990 г.)

Образовательный портал Claw.ru. Всё для учебы, работы и отдыха. Шпаргалки, рефераты, курсовые. Сочинения и изложения. Конспекты и лекции. Энциклопедии. Учебники.

ПОВЕСТЬ О НИКИТЕ
КОЖЕМЯКЕ

В год 6500 (992). Пошел Владимир
на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги
по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил
их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне,
а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на
эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
«Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж
бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит
твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир
же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет
ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?». И не сыскался
нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у
наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему,
и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: «Князь! Есть у меня
один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого
детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял
кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Услышав
об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и
поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с
ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?».
И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили
на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и
схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его
рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее
утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!».
Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны.
Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил
муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста.
И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга.
И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина
руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги,
и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался
и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу
отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился
Владимир в Киев с победою и со славою великою.
В год 6504 (996). Увидел Владимир,
что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи
Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила
десница твоя, — новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать
тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный
раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто
будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой
Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви
этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов».
И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто
отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину.
И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным
роздал много богатства.
После этого пришли печенеги
к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись,
и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва
укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в
Василеве во имя святого Преображения, ибо было в тот день, когда произошла
та сеча, Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил
церковь и устроил великое празднование, наварив меду 300 мер. И созвал
бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много,
и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь дней, и возвратился
в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил великое
празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди
его — христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно. И так
как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: «Блаженны
милостивые, ибо те помилованы будут»; и еще: «Продайте именья
ваши и раздайте нищим»; и еще: «Не собирайте себе сокровищ на
земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища
на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут»; и слова Давида:
«Благословен человек, который милует и взаймы дает»; слышал
он и слова Соломона: «Дающий нищему дает взаймы Богу». Слышав
все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор
и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и
такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора
моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо,
рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу,
спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И
раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей
своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать
пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и
лучшим мужам — и при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины
и дичины, — было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут
роптать на князя, говоря: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными
ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать
серебряные ложки, сказав так: «Серебром и золотом не найду себе дружины,
а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались
золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об
устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными
князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом
Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем.
И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились
разбойники; почему не казнишь их?». Он же ответил: «Боюсь греха».
Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым
на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав».
Владимир же отверг виры и начал
казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: «Войн много у нас;
если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней». И
сказал Владимир: «Пусть так». И жил Владимир по заветам отца
и деда.
ПОВЕСТЬ
О БОГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ

В год 6505 (997). Пошел Владимир
к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это
время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли
и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод
сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов
было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод.
И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода,
а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам
— кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода».
И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече,
и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра
хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами
и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же
ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте
меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они
же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по
горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали.
И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать
колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать
другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же
пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше.
И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце.
На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане,
придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек
с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников,
а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали,
что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем
губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет,
то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите
своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя,
и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его,
и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали
есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не
поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им
корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же,
вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские
и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись
и пошли от города восвояси.
В год 6508 (1000). Преставилась
Малфрида. В то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава.
В год 6509 (1001). Преставился
Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира.
В год 6511 (1003). Преставился
Всеслав, сын Изяслава, внук Владимира.
В год 6515 (1007). Перенесены
святые в церковь святой Богородицы.
В год 6519 (1011). Преставилась
Владимирова царица Анна.
В год 6522 (1014). Когда Ярослав
был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года
до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские
посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир:
«Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на
Ярослава, на сына своего, но разболелся.
СМЕРТЬ
ВЛАДИМИРА

В год 6523 (1015). Когда Владимир
собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов,
так как боялся отца своего; но Бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир
разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом
на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в
этой болезни и умер июля в пятнадцатый день. Умер он на Берестове, и утаили
смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между
двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем,
возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы,
которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и
плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем
заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело
его, блаженного князя, с плачем.
То новый Константин великого
Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил
так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако
впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится
грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он
сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем
ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне
бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши
погибли. Если бы имели мы усердие и молились за него Богу в день его смерти,
то Бог, видя, как мы чтим его, прославил бы его: нам ведь следует молить
за него Бога, так как через него познали мы Бога. Пусть же Господь воздаст
тебе по желанию твоему и все просьбы твои исполнит — о царствии небесном,
которого ты и хотел. Пусть увенчает тебя Господь вместе с праведниками,
воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами,
по слову Соломона: «Со смертью праведника не погибнет надежда».
Память о нем чтут русские люди,
вспоминая святое крещение, и прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами,
воспевая их Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом, ожидая надежды
нашей, великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому
по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем xристианам.

Никита-Кожемяка — Русские легенды и предания

В древние времена около Киева поселился Змей. Брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке. Возьмет девку да и съест ее.
Пришел черед идти к тому Змею царской дочери. Схватил Змей царевну и утащил к себе в берлогу, а есть не стал: красавица собой была, так за жену себе взял. Прослышали царь с царицей, что дочка жива, и послали к ней голубя с записочкой: вызнай-де у змея, кто сильнее его. Подольстилась она к Змею, тот долго не говорил, да наконец проболтался: живет в Киеве Кожемяка по имени Никита — он-то и сильнее.
Царь, получивши такую весть, пришел Никиту Кожемяку просить, чтобы освободил его землю от лютого Змея и выручил царевну. В ту пору держал Никита в руках двенадцать кож, увидал царя, задрожал от страха — и все кожи в клочки порвал. Но на Змея не пошел: где мне, говорит! Тогда царь собрал пять тысяч детей малолетних, чтобы просили Кожемяку: авось на их слезы разжалобится. Пришли к Кожемяке малолетние — он и сам прослезился, на их слезы глядючи.
— Так и быть, — говорит, — пойду Змея воевать! Взял триста пудов пеньки, насмолил смолою, весь обмотался с ног до головы, чтоб Змей его не съел.
Подходит Кожемяка к пещере, а Змей сидит там и носа не высовывает.
— Выходи лучше в чистое поле, а то всю гору размечу! — кричит богатырь.
Вышел Змей. Стали они биться, и повалил Никита Кожемяка супротивника.
— Не бей меня до смерти, богатырь! — молит чудище. — Сильней нас с тобой никого в свете нет. Разделим всю землю поровну, ты будешь жить в одной половине, я в другой.
— Хорошо, — говорит Никита, — только надо между нашими половинами межу положить.
Взял соху в триста пудов, запряг в нее змея и начал межу прокладывать. Провел борозду от Киева аж до моря.
— Землю разделили — давай и море делить, — сказал Никита, — а то начнешь ругаться: мол, твою воду берут.
Пошел Змей в море, да и потонул.
А та борозда вышиною в две сажени, и поныне называется она Змиевы валы.

Повесть о Никите Кожемяке Из «Повести временных лет» В год 992

^ Повесть о Никите Кожемяке
Из «Повести временных лет»
В год 992. Пришли печенеги по той стороне Дне­пра от Сулы; Владимир же выступил против них и встре­тил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не реша­лись наши перейти на ту сторону, ни те на эту [сторону].
И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Влади­мира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего -пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твое­го оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.
Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашата­ев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На сле­дующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посы­лая по всему войску своему, и пришёл к князю один ста­рый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын мень шой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С са­мого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу (бычью), так он рассердился на меня и разодрал кожу руками».
Услышав об этом, князь обрадовался, и послал за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь всё. Тот отве­чал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испы­тай меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскалённое железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним (с печенегом) бороться».
На следующее утро пришли печенеги и стали вызы­вать: «Где же муж? Вот наш готов!» Печенеги выпус­тили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посме­ялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали.
Владимир же обрадовался и заложил город у брода то­го и назвал его Переяславлем, ибо переял (перенял) сла­ву отрок (юноша) тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой.
«Повесть о Никите Кожемяке».
(вопросы составлены детьми)
Фамилия, имя: Время:
1.
Почему главного героя назвали Кожемякой?
2.
Которым по счёту сыном он был в семье?
3.
С каким народом князь Владимир послал на бой Никиту Кожемяку?
4.
Зачем печенеги напали на Киев?
5.
Каким был печенежский воин?
6.
Как испытывали силу Никиты Кожемяки?
7.
Как Никита Кожемяка победил Печенега?
8.
Почему печенеги испугались?
^ Поучение Владимира Мономаха детям.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё, и не ленитесь, но усердно трудитесь.
В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагай­тесь на тиуна или на отрока, чтобы приходящие к вам не посмея­лись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавай­тесь, ни спанью. Сторожей сами наряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пора Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём: ибо он, проходя, про­славит вас по всем землям или добрым, или злым человеком.
Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему мол­вите.
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же тво­ря, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи.

^ В. Вересаев
Легенда
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в тем­ноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моря­ки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня сруб­ленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кру­гом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топо­ром, ждём — побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хле­стать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
^ В.Вересаев «Легенда».
(вопросы составлены детьми)
Фамилия, имя: Время:
1.
Какое произведение по жанру?
2.
Кто рассказал легенду?
3.
Почему моряков взяла жуть?
4.
Что увидели, когда рассвело?
5.
Почему этот лес был священным?
6.
Почему автор сравнивает лес с нашей жизнью?
7.
Чему учит эта легенда?
^ Девочка со спичками Х.К. Андерсен
Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и тёмную пору по улицам брела ма­ленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде но­сила её мать — вот какие они были большие, — и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через доро­гу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил ка­кой-то мальчишка, заявив, что из неё выйдет отличная люлька для его будущих ребят.
Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки её покраснели и посинели от холода. В кармане её старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не прода­ла ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!
Снежинки садились на её длинные белокурые локо­ны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Из всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чём она думала!
Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съёжилась, поджав под себя ножки. Но ей стало ещё холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьёт её; к том}’ же. думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и за­ткнуты соломой и тряпками.
Ручонки её совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонёк маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спич­ка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикры­ла её рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пла­менем, точно крохотная свечка.
Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Де­вочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгоревшая спичка.
Она чиркнула ещё одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и, когда её отблеск упал на стену, стена ста­ла прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распрост­раняя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начинённым черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по пол). Он шёл прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холод­ная, сырая стена.
Девочка зажгла ещё одну спичку. Теперь она сидела пе­ред роскошной Рождественской ёлкой. Эта ёлка была го­раздо выше и нарядней той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и за­глянув в окно. Тысячи свечей горели на её зелёных вет­ках, а разноцветные картинки, какими украшают витри­ны магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить всё выше и выше и вскоре превратились в ясные звёздоч­ки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.
«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что её не­давно умершая бабушка, которая одна во всём мире лю­била её, не раз говорила ей: «Когда падает звёздочка, чья-то душа отлетает к Богу».
Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда всё кругом осветилось, увидела в этом сиянии свою старень­кую бабушку, такую тихую и просветлённую, такую доб­рую и ласковую.
— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдёшь, когда погаснет спич­ка, исчезнешь, как тёплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая ёлка!
И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставши­мися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало свет­лее, чем днём. Бабушка при жизни никогда не была та­кой красивой, такой величавой. Она взяла девочку за ру­ки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни страха, — они вознеслись к Богу.
Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щёчках её играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замёрзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мёртвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.
— Девочка хотела погреться, — говорили люди.
И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.
^ Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
Определите жанр произведения.
Где жила семья девочки?
Какое чудо случилось с девочкой?
Что увидела девочка, зажгла первый раз?
Какой по характеру была девочка?
Где девочка зажигала спички?
Почему девочке не удалось продать ни одной спички?
Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Фамилия, имя: Время:

Сказание о юноше-кожемяке – История России

Поединок Никиты Кожемяки. Сергей Ефошкин.
В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего – пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?». И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?». И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!». Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.

«Сказание о Кожемяке»: краткое содержание :: SYL.ru

Нужно отметить, что даже мифологизированный вариант этого сказания отражает реальную жизнь славян того времени. Ведь набеги хазар с захватом пленников (а также дальнейшей перепродажей их в качестве рабов) были достаточно частым явлением. И поэтому Змей, хотя и является фантастическим существом, в то же время представляет собой собирательный образ врага. Он напоминает о реальных неприятелях. Разделение земли и воды, которое происходило между богатырем и Змеем является символом границы того времени, пролегавшей через Каспийское море. Исторически войны с хазарами закончились победой славян, поэтому сказание и имеет счастливый конец.
Богатыри стали упоминаться в летописях после того, как князь Владимир начал привлекать молодых воинов для охраны северных границ государства. Поначалу их насчитывалось порядка 2-3 тыс. чел. Но воспевать мощь богатырскую стали позднее, во времена монголо-татарского ига. Никита Кожемяка – это герой не только летописей, но и многих народных сказок. В «Сказании о Кожемяке» дается его описание. Он обладает невероятной силой. У доброго молодца мужественный характер, он способен постоять за свою родину, защитить слабых и спасти пленников. Только у него есть возможность справиться со страшным врагом, дать ему достойный отпор. Богатырь одет в белую рубаху с красной вышивкой. За плечами у него висят куски воловьих кож.

Отличия между былинами и летописями

В истории было немало переработок «Сказания о Кожемяке», краткое содержание которого было рассмотрено. Например, в бессарабском варианте также встречается силач Стефан Водэ, который вступает в поединок со злым и страшным Змеем. Однако между былиной и летописью существуют важные различия:
Герой былины – это обученный воин, а основной персонаж летописи – ремесленник из простого народа. Он одерживает победу над врагом лишь благодаря своим рукам, натруженным в течение долгих часов работы. Вспомним, что Никита Кожемяка был сыном простого ратника.
Летопись всегда привязывает разворачивающиеся события к определенному историческому событию (в данном случае, к конфликту славян с печенегами). В былинах такое не встречается. В летописи всегда указаны реалистичные факты, былина же наполнена волшебством.

ПОВЕСТЬ О НИКИТЕ КОЖЕМЯКЕ

ПОВЕСТЬ О НИКИТЕ КОЖЕМЯКЕ
В год 6500 (992). Пошел Владимир
на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги
по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил
их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне,
а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на
эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
«Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж
бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит
твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись. Владимир
же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю со словами: «Нет
ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?». И не сыскался
нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у
наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему,
и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: «Князь! Есть у меня
один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого
детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял
кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Услышав
об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и
поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с
ним схватиться, но испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?».
И нашли быка, большого и сильного, и приказал он разъярить быка; возложили
на него раскаленное железо и пустили быка. И побежал бык мимо него, и
схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его
рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее
утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!».
Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны.
Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил
муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста.
И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга.
И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина
руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги,
и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался
и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу
отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился
Владимир в Киев с победою и со славою великою.
В год 6504 (996). Увидел Владимир,
что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи
Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила
десница твоя, — новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать
тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный
раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто
будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой
Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви
этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов».
И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто
отменит это, — да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину.
И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным
роздал много богатства.
После этого пришли печенеги
к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись,
и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва
укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в
Василеве во имя святого Преображения, ибо было в тот день, когда произошла
та сеча, Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил
церковь и устроил великое празднование, наварив меду 300 мер. И созвал
бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много,
и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь дней, и возвратился
в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь устроил великое
празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди
его — христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно. И так
как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: «Блаженны
милостивые, ибо те помилованы будут»; и еще: «Продайте именья
ваши и раздайте нищим»; и еще: «Не собирайте себе сокровищ на
земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища
на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут»; и слова Давида:
«Благословен человек, который милует и взаймы дает»; слышал
он и слова Соломона: «Дающий нищему дает взаймы Богу». Слышав
все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор
и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и
такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора
моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо,
рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу,
спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И
раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей
своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать
пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и
лучшим мужам — и при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины
и дичины, — было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут
роптать на князя, говоря: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными
ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать
серебряные ложки, сказав так: «Серебром и золотом не найду себе дружины,
а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались
золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об
устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными
князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом
Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем.
И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились
разбойники; почему не казнишь их?». Он же ответил: «Боюсь греха».
Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым
на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав».
Владимир же отверг виры и начал
казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: «Войн много у нас;
если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней». И
сказал Владимир: «Пусть так». И жил Владимир по заветам отца
и деда.
ПОВЕСТЬ
О БОГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ

В год 6505 (997). Пошел Владимир
к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это
время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли
и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод
сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов
было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод.
И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода,
а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам
— кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода».
И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече,
и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра
хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами
и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же
ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте
меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они
же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по
горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали.
И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать
колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать
другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же
пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше.
И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце.
На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане,
придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек
с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников,
а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали,
что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем
губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет,
то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите
своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя,
и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его,
и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали
есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не
поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им
корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же,
вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские
и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись
и пошли от города восвояси.
В год 6508 (1000). Преставилась
Малфрида. В то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава.
В год 6509 (1001). Преставился
Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира.
В год 6511 (1003). Преставился
Всеслав, сын Изяслава, внук Владимира.
В год 6515 (1007). Перенесены
святые в церковь святой Богородицы.
В год 6519 (1011). Преставилась
Владимирова царица Анна.
В год 6522 (1014). Когда Ярослав
был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года
до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские
посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир:
«Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на
Ярослава, на сына своего, но разболелся.
СМЕРТЬ
ВЛАДИМИРА

В год 6523 (1015). Когда Владимир
собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов,
так как боялся отца своего; но Бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир
разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом
на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в
этой болезни и умер июля в пятнадцатый день. Умер он на Берестове, и утаили
смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между
двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем,
возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы,
которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и
плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем
заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело
его, блаженного князя, с плачем.
То новый Константин великого
Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил
так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако
впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится
грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он
сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем
ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне
бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши
погибли. Если бы имели мы усердие и молились за него Богу в день его смерти,
то Бог, видя, как мы чтим его, прославил бы его: нам ведь следует молить
за него Бога, так как через него познали мы Бога. Пусть же Господь воздаст
тебе по желанию твоему и все просьбы твои исполнит — о царствии небесном,
которого ты и хотел. Пусть увенчает тебя Господь вместе с праведниками,
воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и другими патриархами,
по слову Соломона: «Со смертью праведника не погибнет надежда».
Память о нем чтут русские люди,
вспоминая святое крещение, и прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами,
воспевая их Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом, ожидая надежды
нашей, великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому
по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем xристианам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *