Легенда о ное

НОЕВ КОВЧЕГ — 100 Великих легенд и мифов мира

За сорок дней, пока шла вода, на земле погибло все живое. В живых оставались только Ной с семейством и животные, которых он взял с собой в ковчег. Все нечестивые были наказаны. Тогда Бог навел на землю ветер. Воды перестали изливаться из бездны, прекратился дождь, воланы утихли, вода стала постепенно убывать, появились вершины гор. И ковчег, гонимый ветром, остановился у Араратских гор.
Ной открыл верхнее окно и выпустил ворона. Тот полетал немного и вскоре вернулся обратно, не найдя места, где можно было отдохнуть. Через некоторое время Ной выпустил голубя, но и голубь вскоре вернулся в ковчег. Еще через семь дней Ной снова выпустил голубя и хотя тот вернулся, но у него в клюве был лист масличного дерева. Это означало, что вода сошла и на земле появились растения. Но Ной не спешил выходить из ковчега, он в третий раз выпустил голубя. И тот уже не вернулся. Значит, нашел себе место для жизни, значит, вода спала.
Тогда Ной открыл верхнее окно, сам посмотрел вокруг и убедился, что вода ушла, земля появилась и высохла. И тут Бог сказал Ною, чтобы выходил он из ковчега, выводил свою семью и всех взятых с собой животных. Пусть они разойдутся по всей земле, пусть плодятся и размножаются.

Источник: https://100legend.ru/?p=58

Ной — биография праведника, значение имени, Великий потоп — 24СМИ

С первых минут жизни близкие новорожденного Ноя были уверены в том, что мальчика ждет великое будущее. И не ошиблись. Безгранично верящий в силу Бога мужчина спас род человеческий от полного уничтожения. Впрочем, благодарить Ноя должны не только люди, животные и птицы тоже в долгу перед потомком Адама.

История Ноя

Биография праведника, жившего среди невообразимых грешников, раскрывается в Ветхом Завете (главы 6-9 Книги Бытия). Исследователи нашли много схожих черт легенды, изложенной в Библии, с действительно случившимся наводнением. То есть у сказания о Великом Потопе есть прототип.
Царь ЗиусудрПервое упоминание о наводнении и человеке, построившем корабль, чтобы спастись, датировано вторым тысячелетием до нашей эры. Шумерские легенды рассказывают о царе Зиусудре, который получил весть от бога Эйа о предстоящем потопе. Из буйства стихии удается выбраться самому Зиусудре и жене царя.
Позже мотив повторяется в вавилонской легенде. Мужчина по имени Ут-напишти узнает от бога Эйа о скором наводнении и выстраивает ковчег, в который забирает зверей и собственную жену. Клинописные таблички, рассказывающие об Ут-напишти, относятся к 17 веку до нашей эры.
Ут-напиштиЕсть заметное отличие языческих преданий от библейских мотивов. В легендах древних народов совсем не затрагивается тема морали. Наводнение считается прихотью богов, а вовсе не наказанием за проступки.
Новый Завет тоже полон отсылок к сказанию о Ное. Христос и его сторонники в проповедях упоминают подвиг избранного Богом мужчины и преподносят сказание как исторический факт. Апостол Петр утверждает, что легенда о Ное – яркий пример того, что Бог покарает всех падших и спасет всех верующих.

Великий потоп

Потомок Адама в десятом поколении родился в 1056 году от Сотворения Мира. С того момента, как ребенок появился на свет, близкие родственники возлагали на мальчика большие надежды:
«Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь».Первые пятьдесят лет жизнь праведника протекала спокойно. Мужчина твердо верил в Бога и не отступал от собственной веры. Такое поведение выделяло Ноя из толпы и со временем сделало мужчину отшельником. Ною не с кем было разделить праведную жизнь.
НойУже в зрелом возрасте мужчина женился на девушке по имени Ноема (сестра Ноя по отцу). Существует теория, что причина позднего брака – нежелание праведника заводить потомство в грешном мире. На браке настоял Бог, поведавший указание Ною во сне. Ноема родила мужчине трех сыновей – Сима, Хама и Иефета.
В 500-летнем возрасте праведнику снизошло откровение от Господа:
«Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни»Единственный, кто должен спастись во время бедствия, – Ной и его близкие. На мужчину легла обязанность построить ковчег, поместить на судно по паре всех живых существ («чистых» зверей Ной возьмет по 7 пар для жертвоприношений) и ждать, когда на Землю снизойдет Великий потоп.
Ной и его сыновья строят ковчегСтроительство судна заняло 120 лет. А после завершения работы Господь дал грешному человечеству еще один шанс – ворота корабля оставались открытыми в течение недели. Но люди не верили предупреждениям Ноя. Как только праведник с семьей взошел на ковчег, на Землю обрушилась вода. Наводнение продолжалось 40 дней и затопило всю округу.
Через 150 дней вода начала постепенно убывать. Ноев ковчег стойко выдержал испытание стихией. В седьмой день седьмого месяца судно пристало к горе Арарат. Чтобы удостовериться, что стихия больше не бушует, Ной выпустил ворона, который вернулся в ковчег ни с чем.
Ноев ковчегПотом Ной выпустил голубя, но тот «не нашел места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег. Спустя неделю праведник вновь выпустил на волю голубя, который, вернувшись, принес в клюве листочек маслины. Ной подождал еще семь дней и выпустил голубя в третий раз, и птица больше не вернулась.
Выйти из ковчега Ной посмел только после видения, в котором Бог благословил праведника. Первое, что сделал мужчина, вступив на твердую почву – принес жертву Господу. В ответ Бог пообещал больше не устраивать потоп, если потомки выживших будут соблюдать заповеди:
«Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».Начался новый этап в развитии человечества. Ной с сыновьями занялся возделыванием земли, а позже освоил мастерство виноделия. Из-за алкогольного напитка праведник совершил грехопадение, которое, впрочем, Господь простил мужчине.
Опьянение НояВыпив слишком много вина, Ной уснул в шатре без одежды. Обнаженного отца обнаружил Хам и его сын Ханаан. Мужчины посмеялись над стариком и сообщили о постыдном проступке другим сыновьям Ноя. Тогда Сим и Иафет прикрыли тело отца. За неуважение к родителю Ной проклял сына Хама, который стал свидетелем позора деда.
Праведник прожил на свете еще 350 лет, дожив до 950-летия. О кончине старца ничего не известно, видимо, смерть Ноя произошла быстро и безболезненно.

Экранизации

Одной из первых попыток перенести древние библейские легенды на экраны стала кинокартина «Библия». Фильм вышел в прокат в 1966 году и состоял из нескольких частей. Кинолента рассказывает зрителю историю Адама и Евы, биографию Авраама и строительство ковчега. Роль Ноя сыграл актер Джон Хьюстон.
Джон Хьюстон в роли НояМультфильм «Ноев ковчег» показывает легенду глазами животных, попавших на судно. Звери имеют собственную точку зрения на то, кто должен остаться в ковчеге и в каком количестве. Не меньше проблем создает соседство хищников и травоядных. Разбираться со всеми проблемами пришлось Ною, голос которому подарил Джо Кэрэли.
Ной в мультфильме «Ноев ковчег»Наиболее масштабный фильм, посвященный жизни праведника, вышел в 2014 году. «Ной» отклоняется от оригинального сюжета, поэтому кинокартина вызвала недовольство у радикально верующих людей. Актерам, участвовавшим в съемках блокбастера, пришлось временно переехать в Исландию, где проходили работы над сценами потопа.
Рассел Кроу в роли НояНой (Рассел Кроу) и его сыновья заняты строительством ковчега, который должен стать спасением для верующих. В нелегком деле праведнику помогает жена (Дженнифер Коннелли) и невестка (Эмма Уотсон). В картине также появляется дедушка Ноя – Мафусаил (Энтони Хопкинс). Главный антагонист – Тубал-Каин (Рэй Уинстон) – пытается завладеть строением. Неожиданно помощь в захвате судна оказывает сын Ноя Хам (Логан Лерман).

Интересные факты

Значение имени Ной — утешение, умиротворение.
Существует легенда, что Ной взял на ковчег не только живых существ – на судно перенесли кости Адама, которые позже Сим похоронил в Иерусалиме.
Ислам тоже содержит упоминания о Великом потопе, только спасшегося праведника зовут Нух.
После наводнения Землю населяли дети Ноя, сам мужчина принял обет воздержания.
Богословы утверждают, что гора Арарат, упоминаемая в Писании, не имеет отношения к современному Армянскому нагорью. В сказании говорится о территории, на которой находилось древнее государство Ассирия.

Фото

Каким был настоящий Ной? / Православие.Ru

И вот, когда Ною было шестьсот лет, Бог сказал ему: «Войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем… и всякого скота чистого возьми… также и из птиц небесных… чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Быт. 7:1–4).
«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег…» (Быт. 7:7). По словам святителя Иоанна Златоуста, члены семьи Ноя «хотя и далеко уступали праведнику в добродетели, однако же чужды были и чрезмерного нечестия развращенных современников»[15]. Они оказались в числе спасенных потому, что поверили проповеди Ноя и оказали ему послушание, в отличие от зятьев Лота, которые не поверили такой же проповеди сродника своего и погибли вместе со всем Содомом: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит» (Быт. 19:14). Кроме того, по мысли Златоуста, спасение членов семьи было наградой от Бога Ною за его праведность.
«В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и голуби»[16].
Свт. Филарет Московский указывает, что «долгота ковчега была более 500, широта более 80 и высота более 50 футов»[17], то есть ковчег был примерно 152 метра в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту, — такого размера вполне было достаточно для размещения животных, птиц и пресмыкающихся. «Испытатели природы находят, что все роды животных, долженствовавшие быть в ковчеге Ноевом, простираются только до трехсот или немного более. Из сих не более шести превышают величиною коня; немногие равняются с ним»[18].
После того, как Ной вместе с семьей и животными вошел в ковчег, по милосердию Божию время наступления потопа отлагается еще на неделю: «Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться… Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой… но современники Ноевы… не убедились оставить нечестивые дела свои»[19].
Господь Иисус Христос свидетельствует, что современники Ноя беспечно продолжали свою жизнь, с обычными житейскими занятиями: «Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:37–38).
И вот «чрез семь дней воды потопа пришли на землю… разверзлись все источники великой бездны… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7:10–12, 18–19, 23–24).
Святой Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что вода поднималась постепенно сорок дней, прежде чем все погибли, и спрашивает: «Для чего так? Разве Бог не мог, если бы захотел, навести весь дождь в один день? Что говорю — в один день? В одно мгновение. Но Он делает это с намерением… По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя бы некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя перед глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие»[20]. Об этом же говорит и святитель Филарет: «Сорок дней начинающегося потопа были последним даром Божия долготерпения для некоторых грешников, которые уже при виде заслуженной казни могли почувствовать свою вину и воззвать к милосердию Божию»[21].
И это произошло – многие люди прежнего мира, увидев своими глазами, как сбывается предсказание Ноя, вспомнили его проповедь и лишь теперь, в последние дни своей жизни, принесли покаяние Богу и смиренно приняли смерть от потопа как заслуженное наказание за свои грехи. Благодаря этому, хоть и запоздалому, обращению, современники Ноевы оказались в числе тех умерших древних, к душам которых была обращена проповедь Христа, когда Он Своею человеческой душой сошел во ад после смерти на кресте, как об этом свидетельствует апостол Петр: «Христос… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет. 3:18–20).
Таким образом, всемирный потоп был не только актом наказания за грехи, но в большей степени спасительным действием Божиим, поскольку жившие тогда люди довели себя до такого жестокосердия, что только лицезрение гибели всего мира и осознание своей скорой смерти могло пробудить их сердца и через покаяние избавить от вечной гибели. Те из них, кто искренне покаялись в те сорок дней и ночей и обратились к Богу, впоследствии оказались в числе душ ветхозаветных верующих, спасенных Христом из ада.
Было это благодеянием даже и для тех, кто не захотел каяться – этим последним средством удалось «отторгнуть от греха неисправимых грешников, каждодневно причиняющих себе новые раны и делающих язвы свои неисцелимыми»[22].
Имел потоп благотворное значение и для последующего человечества, — «необходимо было истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия»[23]. Потоп прервал и племя Каина, и все другие роды, уклонившиеся во зло. Бог сделал праведного Ноя родоначальником нового человечества. И если даже несмотря на то, что все ныне живущие имеют своим предком великого праведника, столь многие уклонились ко греху, то каково было бы разлитие зла на земле, если бы большую часть человечества составляли потомки тех укоренившихся в пороке родов?
Однако в потопе погибли не только люди, но и все живущие на суше существа. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Чем же провинились неразумные твари? Они были сотворены ради человека; и по истреблении человека, ради которого они были сотворены, следовало истребить и их: ведь уже не существовало бы того, кто бы ими пользовался»[24]. А Златоуст так объясняет это: «Как при благочестивой жизни человека и тварь участвует в человеческом благоденствии, по слову Павла (см.: Рим. 8:21), — так и теперь, когда человек за множество грехов своих должен понести наказание и подвергнуться конечной погибели, вместе с ним и скоты, и гады, и птицы подвергаются потопу, имеющему покрыть всю вселенную»[25], поскольку они разделяют участь с тем, кто является их главой. И как многие животные разделили гибель со многими грешными людьми, так немногие животные разделили спасение в ковчеге с немногими праведными людьми. К тому же, если бы при гибели почти всего человечества Бог сохранил бы всех без исключения животных, то это привело последующие поколения людей к убеждению, что животные важнее и выше человека, и языческое обожествление животных, возникшее в некоторых народах, получило бы еще большее и быстрейшее распространение.
Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что ковчег не имел постоянно открытых окон и к тому же Сам Бог заключил его снаружи. Сделано это было по милосердию к Ною, чтобы избавить его от тягостного и ужасающего видения погибели мира.
«Начало потопа должно полагать в последней половине осени»[26], и продлился он год. И «год этой жизни, мне кажется, стоит целой жизни: столько-то скорби Ной должен был перенести там, находясь в такой тесноте… Заключенный в ковчеге как в темнице, он носился туда и сюда, не мог там видеть неба, ни устремить глаза в другое какое-либо место — словом, не видел ничего, что могло бы доставить ему некоторое утешение… Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии и подышать свежим воздухом… как мог этот праведник, равно как сыновья и жены, выдержать совместное пребывание со скотами, зверями и птицами? Как он вынес зловоние? …удивляюсь, как он еще не пал под бременем уныния, помышляя и о погибели человеческого рода, и о собственном одиночестве, и о трудной жизни в ковчеге. Но причиной всего доброго была для него вера в Бога, по которой он выдержал и перенес все благодушно»[27].
Поэтому неудивительно, что апостол Павел восхваляет Ноя именно за его веру: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7). «Не то, чтобы сам Ной осудил своих современников; нет, осудил их Господь сравнением их с Ноем, потому что они, имея все то же, что и праведник, не пошли по одному с ним пути добродетели»[28], — объясняет свт. Иоанн Златоуст.
Вот что говорится в Писании о том, что было дальше: «Стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце… на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал» (Быт. 8:3–8). Неделю спустя Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:10–11). Еще позже «иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли… И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт. 8:13, 15–17).
Святитель Филарет обращает внимание на совершенное послушание праведника Богу: «Несмотря на то, что по открытии ковчега около двух месяцев Ной видел состояние иссыхающей земли, он не осмелился из оного выйти до повеления от Бога»[29]. А преподобный Иоанн Дамаскин замечает: «Когда Ною повелевалось войти в ковчег… Бог отделил мужей от жен, чтобы они, сохраняя целомудрие, избежали пучины… после же прекращения потопа Он говорит: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою, потому что опять дозволен брак для размножения рода человеческого»[30].

Ной | Онлайн энциклопедия Мифы народов мира

Микеланджело Буонарроти. Фрески плафона Сикстинской капеллы. История творения. Жертвоприношение Ноя. 1508-1512 гг.
Ной (евр. noah?, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. 5, 29; греч. N???), в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель ковчега (ср. Зиусудра, Атрахасис и Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции, Девкалион в греческой традиции); спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родоначальник всего послепотопного человечества. Согласно библейскому повествованию, когда от браков «сынов божьих» (то есть падших ангелов) с «дочерями человеческими» явилась новая порода исполинов, бог нашёл всех людей развратившимися и преданными злу, и только один человек «обрёл благодать перед очами Яхве» (6, 1—8); этот единственный избранник и был Ной, потомок Адама в девятом колене, правнук Еноха. Его возраст исчисляется в таких же огромных числах, как и долголетие других начальных прародителей человечества: ко времени рождения сыновей ему было 500 лет, а ко времени потопа — 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Ноя, который «ходил пред богом», был «человек праведный и непорочный в поколении своём» (6, 9), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трёх ярусов ковчега, отвечающих тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т. п.; по послебиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний — люди, верхний — птицы) и размеров (6, 13—16). Для обозначения «ковчега» употребляется то же слово, что и для просмолённой корзинки, послужившей для спасения младенца Моисея на водах Нила (Исх. 2, 3), между тем как «ковчег завета» (таинственный ларец, с которым связывалось «присутствие» Яхве) обозначен по-еврейски совсем иным словом. Ной вводит в ковчег то ли по одной паре всех наземных животных (Быт. 6, 19), то ли по семь пар ритуально чистых животных и по одной паре нечистых (7, 2—3), а затем входит сам с женой, сыновьями и жёнами сыновей (всего восемь человек). Непрерывный дождь продолжается 40 дней и ночей, высокие горы покрываются водой, и всё живущее на земле гибнет (7, 17—24); вода прибывает 150 дней, затем начинает убывать, и ковчег останавливается «на горах Араратских» (8, 1—4).
По прошествии ещё 40 дней Ной выпускает в окно ковчега ворона, но тот не находит себе места и возвращается; так же неудачно вылетает голубь. Но семью днями спустя голубь возвращается со свежим листом маслины в клюве — знак того, что вода уже сошла; еще через семь дней голубь уже не возвращается; земля постепенно обсыхает, и через 365 дней от начала потопа люди и звери могут выйти из ковчега (8, 14—19). Ной приносит Яхве жертву всесожжения (первое жертвоприношение в библейском рассказе о «праотцах»), и наступает торжественный час: Яхве заключает с Ноем и его семьёй «завет» (см. рис.). Бог начинает с того, что обещает наказанной за человека земле правильное круговращение времён года впредь: «во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратится» (8, 22). Ной стоит перед Яхве как прародитель будущего человечества и постольку как новый Адам и получает для начала то же благословение: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (9, 1, ср. 1, 28). Дарованная Адаму власть над животными не только подтверждена, но и усилена (вероятно, ввиду роли человека в спасении животного мира) дозволением употреблять в пищу мясо, хотя непременно ритуально обескровленное (что мотивировано мистическим характером крови как материализации души — 9, 4). В связи с этим табуированием крови поставлен торжественный запрет на убиение человека под страхом смертной казни: «кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу божию» (9, 6). Знаком «завета» с Ноя, гарантирующего, между прочим, невозможность в будущем всемирного потопа, объявляется радуга (9, 8—17). Как партнёр торжественного договора с Яхве, Ной как бы стоит между Адамом, с одной стороны, и Авраамом и Моисеем — с другой.
Ной начинает заниматься земледелием; он (по-видимому, впервые на земле) насадил виноградник. Выпив вина, он опьянел и лежал нагим, что было осмеяно Хамом, между тем как оба других сына Ноя, отвернувшись и не глядя на наготу отца, почтительно прикрыли её. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив последним рабский удел (9, 20—27). Так, Ной выступает как культурный герой, изобретатель виноделия и учредитель института рабства (что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией, ср. мидраш «Танхума Берешит» 20). Ещё по одной версии Ной первым сделал плуг и серп, что расширяет его роль культурного героя; говорится также о его небывалых дотоле пальцах, приспособленных для быстрой физической работы. Умер Ной в возрасте 950 лет (Быт. 9, 29).
Позднейшие легенды группируются по преимуществу вокруг нескольких моментов жизни Ноя Первый из них — рождение: тело новорождённого озаряет ярким светом весь дом, младенец сейчас же встаёт на ноги и начинает молиться, после чего его дед Мафусаилидёт к пределам земли для встречи с Енохом, узнаёт от него будущую судьбу мальчика и нарекает его Ноем (согласно эфиопскому изводу книги Еноха). Позднее отцовство Ноевой легенды объясняют тем, что он предвидел гибель человечества, не желал иметь детей и женился по велению Яхве («Танхума Берешит» 39 и др.); жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, сестрой Тувал-Каина («Берешит рабба» 23, 4). Много легенд относится к плаванию ковчега. Особо отмечена отеческая забота Ноя о животных, которых он самолично кормил из своих рук подходящим для них кормом и в подходящее для них время, так что не знал покоя ни днём, ни ночью целый год («Танхума 15а»). Сказочные подробности касаются спасения великана Ога, который не уместился в ковчеге, но получал еду тоже от Ноя. Но традиция укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить бога о спасении человечества от погибели; наученные примером Ноя, праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам — о спасении жителей Содома, а Моисей — о помиловании своего народа. Впрочем, не выступив предстателем за грешных современников, Ной предупреждал их о предстоящем потопе (сюда восходит представление о пророческом достоинстве Ноя и даже, по некоторым версиям, намеренно затягивал строительство ковчега, чтобы у них было время покаяться.
Важную роль играет в раввинистической литературе концепция «завета» Яхве с Ноем и закона, данного через Ноя всем его потомкам, то есть всему человечеству, и составляющего некий минимум, через соблюдение которого может спастись «хороший» язычник. Наконец, тема, которой легенды уделяли большое внимание, — виноградарство Ноя, его опьянение и грех Хама. Откуда Ной взял лозу на земле, разорённой потопом? По версии Псевдо-Ионафанова таргума на Быт. 9, 20, она была принесена рекой из Эдема; по другой версии, однако, райское происхождение винограда подвергалось дискредитации, поскольку он отождествлялся с древом познания добра и зла. Грех Хама интерпретировался в раввинской экзегезе как оскопление отца (ср. оскопление Урана Кроном и другие аналогичные мотивы); проклятие Хама не в его собственном лице, но в лице его сына мотивировали тем, что он воспрепятствовал отцу породить нового сына (вавилонский Талмуд, трактат «Сангедрин» 70а; «Берешит рабба» 36, 7). Возникал ещё вопрос: почему срок жизни Ной не добирает 50 лет до красиво округлённого тысячелетия, которое он достоин был бы прожить за свою безупречность? Предполагали, что он добровольно пожертвовал 50 лет жизни имеющему некогда родиться Моисею (как до него Адам подарил Моисею 70 своих лет).
Ной — популярный персонаж раннехристианского искусства, являющий вместе с тремя отроками, Даниилом среди львов и другими аналогичными фигурами идеальный пример бодрого доверия к богу в самом средоточии непреодолимой катастрофы. Ковчег, принимающий в себя спасаемых среди гибнущего мира, — для христиан выразительный символ назначения церкви. В русской фольклорной традиции имеются так называемые духовные стихи о потопе и о Ное:
«В страхе смертном находился,
Когда ветр с водой сразился,
Ной с семьей.
Чёрным враном извещался, —
Вран к ковчегу возвращался:
Все земли нет…»
Среди использований предания о Ное в литературе XX в. — пьеса А. Обэ «Ной» (в ней энтузиазм героя приводит к конфронтации с циническим рационализмом Хама).
Лит.: Schwegler T, Die biblische Urgeschichte im Lichte der Forschung, Mьnch., 1960, Roth L., Noah der Weinbauer, «A. Alt- Festschrift», 1953
С. С. Аверинцев

Легенды о Ноевом ковчеге

Поиски легендарного ковчега не остановились даже в 20-м столетии. В 1916 году один из первых российских авиаторов Ростовицкий утверждал, что при полете над горой Арарат он четко видел контуры невероятно большого корабля. Российское правительство, заинтересованное этими сведениями, направило в Армению экспедицию. Но грянувшая революция перечеркнула поиск Ковчега, а все материалы экспедиции (отчеты, фотографии), бесследно исчезли. В последствие, выжившие в горниле войны участники этой экспедиции, утверждали, что нашли Ковчег! Но доказательств не было, а потом эта территория отошла к Турции. И для искателей Ковчега стал не доступен северо-западный склон Арарата: там находились турецкие военные базы.
В 1955 году французский альпинист привез из своей кавказской экспедиции кусок доски, по его уверению – это была часть Ноева ковчега. Он утверждал, что нашел Ковчег вмерзшим в лед горного озера. При исследовании этого фрагмента методом радиоуглеродного анализа, выяснилось, что предмет был современником Христа или даже Юлиана Отступника, то есть его возраст датируется пятью тысячами лет. Но в научных кругах эта находка не вызвала восторга – мало ли где он взял этот кусок дерева.
Надо сказать, что даже если версия с нахождением остатков ковчега на горе Арарат не подтвердится, у оптимистов поисковиков есть еще одна цель поиска – Тендрюк (Турция, 30 км южнее горы Арарат). Именно там турецкий летчик заснял объект, очень похожий на остов корабля. А затем американский исследователь привез из этого района окаменелости, схожие с корабельными балками. Есть еще масса версий, где может находиться корабль Ноя: возможно, это иранская часть Эльбруса или, даже, Краснодарский край.
Надо отметить, что слишком много в последнее время находят объектов в горах, которые по очертанию, напоминают корабль – и это значительно затрудняет поиск. Возможно, в таком подходе и заложена ошибка. Ведь слово «ковчег» в переводе звучит как «ящик». Ной строил свое плав средство не как корабль, в классическом его понимании (нос, корма), а просто как сундук. Вот как поручение Всевышнего описано в Библии: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё». Попробуем перевести это на современные меры длины. Итак, сундук должен быть длиной 157 метров, высотой 15 метров, а шириной 26 метров. Вмещал такой «ящик» где-то три этажа клетушек, имел воздухозаборник и дверь с боку всей конструкции. Да и не умел в то время иудейский народ строить корабли. Так что, если и искать Ковчег, то надо обратить внимание на поиск огромных просмоленных бревен или объекта, похожего на трехэтажный дом. Ною было дано задание: взять по паре всех видов животных, поэтому на ковчеге были, еще помещения для размещения всего этого зоопарка.
Возникает вопрос – а для чего современные люди заняты поиском Ковчега, которому уже более четырех тысяч лет? Верующие мечтают обнаружить святыни. Возможно, под святынями подразумеваются, забытые Ноем на ковчеге, вещи, которые воспринимаются, как артефакты. Но самое главное, искатели надеются найти любые священные тексты, связанные с путешествием Ноя по океанским просторам (это либо какие-нибудь записи самого Ноя или членов его семьи, либо книги, дарованные Всевышним).
Искатели с пытливым умом пытаются найти убедительные доказательства той информации, которая изложена в Библии.
Надежда найти ковчег в окрестностях Арарата достаточно призрачная. За прошедшие тысячелетия в горах периодически случались крупные землетрясения, склоны гор покрыты застывшей древней многослойной лавой. К тому же никому не удалось найти там хоть какие-нибудь следы морских отложений (ведь, если горы покрывала вода – они должны там быть).
Можно попытаться объяснить те находки, которые искатели ковчега могли принимать за его остатки (это и свидетельства летчиков, и путешественников, и альпинистов и т.д.). Так скалы часто имеют очень причудливую форму (с фантазией у матушки-природы все в порядке). Некоторые из них и могли выглядеть как остовы корабля. А доски? Так в древности вполне могли быть возведены в горах деревянные постройки. Например, загоны для скота – почему нет? Кстати, вот еще интересная информация в связи с этим допущением: на месте поисков Ковчега, в древности, находилось высокоразвитое государство Урарту. Жители этой страны, несомненно, возводили дома, выращивали растения на горных террасах и разводили скот.
Наш родной 21 век предоставил человеку достаточно технических средств для поиска утраченных артефактов, коим, несомненно, является и Ноев ковчег. Так один из исследователей, изучая карту, полученную спутником, обнаружил на горе Арарат образование, напоминающее по очертаниям корабль, вмерзший в лед. Так, что история с поиском корабля-спасения не закончена.

Ноев ковчег — реальная история

Вероятнее всего наш Ной стал заложником стихии. Кое-где река Евфрат судоходна при высоком уровне воды, поэтому надо было рассчитать время отправки. Оно должно было совпасть с полноводьем. Таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в реке Евфрат. В это время протоки становятся проходимыми для судов. Но был некоторый риск. Если бы над Шуруппаком разразилась сильная буря, то полноводная река превратилась бы в неуправляемую бушующую стихию и стала бы причиной наводнения. Обычно в июле в этих местах редко бывают дожди. Подобные явления происходят здесь один раз в тысячу лет. Поэтому подобное событие обязательно отразилось бы в летописи. Семья Ноя сидела вместе за обедом. Внезапно налетел ветер, началась буря, а за тем и наводнение. Именно оно стало основой истории Ноя. Чтобы сорвать баржу Ноя с привязи за счет резкого повышения уровня воды в реке требовался настоящий тропический ливень. Последствия таких катаклизмов были катастрофичными и записи о них отражались в хрониках тех лет. Если буря совпала с периодом таяния снегов в горах, то воды Евфрата могли затопить всю Месопотамскую равнину. Дождь шел семь дней. Потеряв большую часть груза, баржа Ноя оказалась среди бушующих волн Евфрата. Если верить легенде, утром Ной и его близкие не смогли увидеть землю. Затопленная область простиралась на десятки километров. После бури, они дрейфовали на судне по течению, ожидая, когда их вынесет на речную мель. Но трудности только начинались. Поскольку люди не могли увидеть землю в течение семи дней, напрашивается заключение — потоп охватил весь мир.

История. Ноев ковчег — Михаил Попов — МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ

Эта история рассказана в Ветхом Завете (шестая глава Книги Бытия). Через некоторое время после того, как люди были изгнаны из Эдема, человеческий род пал жертвой множества пороков. Бог решил очистить его от скверны, причем сделать это в буквальном смысле слова — при помощи воды. Единственными на всей планете людьми, заслуживавшими спасения, было семейство патриарха Ноя.
Три сына Ноя. Если перед потопом их отцу исполнилось 600 лет, то «мальчики» были уже явно взрослыми.
По предельно точным инструкциям Бога Ной построил корабль огромных размеров и посадил на него свою жену, сыновей — Сима, Иафета и Хама вместе с их женами, а также пары разного пола «от всякой плоти» — 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц (некоторые переводы Библии не упоминают числа 7, а говорят просто о животных и птицах). Кроме того, на борт были взяты продукты и семена растений.
Ковчег на карте созвездий астронома Кристофа Келлера (Андреаса Целлариуса), 1661 год.
Ковчег на звездной карте Юлиуса Шиллера, 1627 год.
Когда Ной строил ковчег, ему было 600 лет (в те времена люди могли жить гораздо дольше, не утрачивая физическую силу и здоровье). Всемирный потоп начался 1656 лет спустя после сотворения Адама. Дождь шел 40 дней, а вода покрывала землю в течение 150 дней.
Арарат. Снимок из космоса.
Незадолго до окончания потопа ковчег Ноя пристал к горе Арарат и оставался там до тех пор, пока вода не схлынула. Мудрый старец решил разведать обстановку — из окна ковчега он выпускал на волю сперва ворона, а потом голубя, до тех пор, пока последний не вернулся со свежим масличным листом в клюве.
Ной и голубь. В старину матросы определяли близость земли по появлению в небе «сухопутных» птиц.
Ной вышел из ковчега и устроил Богу жертвоприношение (в Библии не уточняется, откуда он брал жертвенных животных — вероятно, в ход пошли те же «счастливцы», которых он спас). Увидев праведность Ноя, Бог пообещал больше не изничтожать род человеческий, «поскольку все зло от юности его», а также снабдил людей первым Заветом.
У жертвенного алтаря.
Человечеству теперь предоставлялось право пользоваться природой по своему усмотрению, однако не есть никого живьем («плоти с душой, кровью ее не ешьте»). Бог также установил простейший принцип «не убий» (кровь за кровь), и закрепил свой Завет радугой, появившейся в облаках.
Радуга — один из главных мотивов иллюстраций легенды о Ное.
Согласно Библии, Ной был первым человеком, посадившим виноград и сделавшим из него вино. После спасения человечества старец прожил еще 350 лет.

Чертежи ковчега

Бог велел Ною построить ковчег из дерева гофер. Что это такое — неизвестно. В Библии данное слово употребляется только один раз. Можно предположить, что оно произошло от древнееврейского «кофер» — смола. Вероятно, ковчег был сделан из некоего дерева, обработанного смолой.
Исследователи считают, что в древности в средиземноморском регионе наиболее популярным корабельным материалом был кипарис. Его использовали и финикийцы, и даже Александр Македонский. Он популярен среди конструкторов лодок даже в наши дни, ведь кипарис хорошо сопротивляется влаге и гниению.
Некоторые современные переводы Библии упоминают «кипарис» вместо «гофер». Это неправильно. На древнееврейский язык «кипарис» переводилось как «ерец» — слово, явно не имеющее ничего общего с «гофер».
Создание огромного корабля силами всего 3 мужчин — еще один слабый момент в легенде. На картинах чаще всего изображают гораздо больше строителей.
Проектные данные ковчега были детально описаны Богом. Судно имело 300 кубитов в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Внутри имелось две дополнительных палубы — ковчег был «трехэтажным». Несмотря на подобную аккуратность, точные размеры ковчега определить сложно. Дело в том, что Библия не сообщает, какой именно кубит имеется в виду. Если измерять ковчег египетскими кубитами, то он был 129 метров в длину, 21,5 метра в ширину и 12,9 метра в высоту.
«Королева Мария 2» и чуть меньшая «Королева Елизавета 2» в Нью-Йорке.
Получается, ковчег не достигал даже половины длины суперлайнера «Королева Мария 2» (345 метров) — крупнейшего лайнера на Земле, однако для своего времени корабль Ноя был не просто супергигантом, а чем-то вообще невероятным и немыслимым. Если измерять его в шумерских кубитах, то ковчег будет еще больше: 155,2х25,9х15,5 метра.
Многие художники рисуют ковчег похожим на ванну. Однако он все же был кораблем, а не плавучим ящиком.
Даже по самым скромным подсчетам объем пространства внутри ковчега мог достигать 40000 кубических метров. Судно имело такое же водоизмещение, как и легендарный «Титаник» — сравнение не совсем корректное, но наглядно иллюстрирующее колоссальные размеры ковчега.
Ни одно из судов античного времени не могло даже приблизиться размерами к такому великану. Две палубы значительно усиливали прочность всей конструкции и предоставляли полезную площадь примерно в 8900 квадратных метров.
Деревянная модель ковчега в разрезе. Судя по всему, дно плоское?
Соотношение длины и высоты ковчега (6 к 1) до сих пор используется кораблестроителями как оптимальное. Оно придает кораблю максимальную устойчивость (в отличие от кубического ковчега вавилонян, описанного в «Эпосе о Гильгамеше»).
Художники обычно изображают ковчег как очень большой корабль (скорее даже мега-лодку) традиционной конструкции с одинаковыми по форме носом и кормой. Иногда на него помещают нечто вроде здания — вероятно, потому, что иудейские тексты используют в описаниях ковчега слово «тебах» (коробка), — но чаще всего верхняя палуба ковчега открыта, что абсолютно не соответствует действительности, особенно учитывая 40-дневный дождь, под которым он плавал.
Дом посреди корабля? Выглядит интересно, но не более. Художник Эдвард Хикс (1780-1849).
В Библии сказано, что ковчег имел дверь в одном из своих бортов, а также окно на крыше. Древнееврейское слово «цохар» (окно) буквально означает «отверстие для света». Имело ли оно ставни от дождя, служило ли как вентиляционная шахта — неизвестно. Бог велел «в кубит свести его вверху» — то есть диаметр окна был около полуметра.
Другой Ной
Скептики шутят, что Ноев ковчег был плавучим роддомом. За 150 дней наводнения на судне должно было появиться множество новых животных (к примеру, беременность крольчихи длится около 30 дней).
Согласно иудейской мифологической традиции, на ковчеге Ноя был еще один пассажир — великан Ог, король племен аморитов из Аравии. Он сидел на крыше судна и регулярно получал от Ноя еду через окно.
Англиканский архиепископ Джеймс Ашер (1581—1656) определил, что всемирный потоп произошел в 2348 году до нашей эры. Подсчеты других церковных хронографов выдавали похожие даты, например, 2522 год до нашей эры.
Тысячи лет спустя после потопа Иисус Христос говорил о Ное как о реальном историческом персонаже, и приводил его своим ученикам в пример (Евангелие от Матфея, 24:37—38; от Луки, 17:26—27; первое послание Петра, 3:20). Неподалеку от Дурупинара был найден камень — якобы один из якорей ковчега.

«За» и «против»

История о том, как Бог разочаровался в человечестве и решил уничтожить всех людей, кроме Ноя и его семьи, сама по себе весьма непроста и щекотлива. Атеисты критикуют ее, оперируя вопросами морали. С другой стороны, ветхозаветное видение Бога (Яхве) радикально отличается от христианских норм.
Следует иметь в виду, что Бог, описанный в первой половине Библии — это не добрый старик с длинной белой бородой, сидящий на облаке. С современной точки зрения он может вести себя крайне жестоко, однако для тех времен и условий это было едва ли не нормой.
Ковчег пристал к горе, а когда вода схлынула, он, по логике, должен был лечь на ее склон.
Реконструкторский чертеж ковчега с полностью закрытой палубой.
Протестантские фундаменталисты и ортодоксальные евреи верят, что всемирный потоп совершенно оправдан хотя бы потому, что он был лишь малой частью глобального плана Бога в отношении человечества.
Старинная карта, на которой обозначено место стоянки ковчега.
Историческая достоверность сведений о всемирном потопе до сих пор вызывает горячие споры. С одной стороны, Библия дотошно описывает хронологию этого события, а современная наука накопила достаточное количество сведений о том, что такие катастрофы действительно имели место — причем не один раз.
С другой стороны, глобальные наводнения, подходящие под библейский масштаб, происходили миллионы лет назад — в те времена, когда доисторические обезьяны даже еще не слезли с деревьев. Зафиксировать всемирный потоп в памяти неразумных предков на миллионы лет — задача нереальная, если, конечно, не предполагать существование некоей прото-цивилизации людей и не обращаться к теориям о вмешательстве инопланетян в нашу эволюцию.

Воды! Воды!

Был ли всемирный потоп на самом деле? Ученые утверждают, что 8 миллионов лет назад миграция континентов закрыла пролив Гибралтар и превратила Средиземное море в пустыню. Однако 5 миллионов лет назад пролив вновь открылся, и там, куда сейчас люди ездят на отдых по системе «Все включено», началось страшное наводнение. Катастрофа аукнулась даже на Черном море — его тоже настиг потоп.
Тектонические плиты Земли (в центре — обе Америки, Россия стоит на зеленой Евразийской плите).
Весь корабль управлялся только 8 людьми. Они 150 дней кормили тысячи животных и чистили их стойла.
В прежние времена и поныне подавляющая часть человечества живет вблизи от воды — океанов, морей или крупных рек. Так как за несколько тысяч лет до нашей эры на Земле не происходило ни одного наводнения планетарного масштаба, можно предположить, что локальные, местные потопы могли рассматриваться определенными культурами в ограниченной географической перспективе — то есть как «всемирные».
Великие цивилизации древности — Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон — существовали на регулярно затопляемых равнинах. Это может объяснить удивительное единодушие мифов, возникших в разных концах света и рассказывающих о некоем герое, который чудесным образом спасся от всемирного потопа.
И, наконец, еще одна популярная трактовка мифа о потопе — это метафора. Гибель и возрождение человечества — вымышленный (или отчасти вымышленный) сюжетный прием, имеющий вполне четкую нравственно-воспитательную функцию, а потому универсальный как для Китая, так и для Южной Америки.
Из Книги Бытия следует, что до потопа люди жили 700—900 лет, однако после потопа продолжительность жизни резко снизилась примерно до века. Сторонники реальности потопа объясняют это двумя причинами: генетические дефекты, неизбежно возникающие из-за перекрестных браков между потомками семьи Ноя (всего 8 человек), а также ухудшение условий жизни из-за экологических последствий наводнения.
Даже замерзшая древесина подвергается эрозии ветра. Ковчег вряд ли мог бы сохраниться до наших дней.
Самая болезненная тема мифа о потопе — количество животных, которые следовало взять на борт корабля для воспроизведения фауны Земли. Современная биология насчитывает тысячи видов живых существ — все они попросту не могли бы поместиться в ковчег. Существуют и другие загадки — как все они смогли выжить 150 дней вне естественной среды обитания? Болезни, агрессивность животных по отношению друг к другу, вопросы питания хищников свежим мясом во время и первые дни после наводнения — все это вызывает очень большие сомнения в необходимости буквального истолкования «вселенского потопа».
Скептики подсчитали, что для спасения от вымирания на ковчег следовало бы погрузить около 100 миллионов животных. Еще один довод «против» — ограниченный генетический фонд популяции из двух особей привел бы к мутациям и быстрому вымиранию их потомков. В то же время известны и обратные случаи — например, для восстановления популяции черного дрозда на островах архипелага Чатем (Новая Зеландия) оказалось достаточно лишь одной самки, спаривавшейся с обычными дроздами.
Каким образом разные виды спасенных животных оказались на разных континентах? Сумчатые характерны только для Австралии, а, например, лемуры — только для Мадагаскара и ближайших островов. Поднятие уровня моря обязательно привело бы к засолению пресных водоемов, а это погубило бы почти всех их обитателей. И, наконец, большинство растений не пережило бы затопления и лишения солнечного света на 150 дней.
Сторонники мифа имеют свои возражения. Во-первых, из всех классифицированных ныне видов живых существ около 60% составляют насекомые, которые не требовали бы много места на судне. Во-вторых, библейская терминология («всякой твари по паре») допускает, что в ковчег брались не «виды» животных, а наиболее распространенные представители их отрядов или даже семейств. Общее количество «пассажиров» тогда бы составило лишь несколько сотен.
Хищников можно было кормить сушеным мясом или пойманными морскими обитателями (рыба, черепахи). Как показывает практика, пресная вода может долгое время «дрейфовать» отдельным слоем в соленой, не смешиваясь с ней. И, наконец, многие виды семян растений способны впадать в «спячку» на долгие месяцы и даже годы, переживая неблагоприятные периоды.
Животные покидают ковчег.

Загадка иероглифов

По легенде, китайские иероглифы были разработаны в правление легендарного Желтого Императора (2698—2596 годы до нашей эры) — приблизительно во время всемирного потопа. Чаще всего комбинации простых иероглифических пиктограмм формируют более общие понятия. Удивительный факт: иероглиф «лодка» состоит из трех иероглифов: «средство передвижения», «восемь», «человек».
Восемь+человек=лодка.
Другой Ной 11 таблица «Эпоса о Гильгамеше», рассказывающая о всемирном потопе.
Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов — почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. У вавилонян («Эпос о Гильгамеше») это бессмертный Утнапиштим, предупрежденный богом Энки о предстоящем наводнении и построивший огромный корабль (людей было решено утопить лишь потому, что они сильно шумели и мешали спать богу воздуха Энлилю). В шумерской культуре бог Хронос точно так же предупредил человека по имени Зиусудра, чтобы тот создал себе корабль и погрузил на него свою семью и по паре каждого животного.
Древние греки верили, что однажды Зевс решил утопить людей золотого века, а Прометей, узнав об этом, научил своего сына Девкалиона сделать судно. После потопа Девкалион со своей женой Пиррой пристал к горе Парнас. По наущению богов они стали кидать за спину камни. Те, что были брошены Девкалионом, превращались в мужчин, а Пиррой — в женщин.
В норвежской мифологии ледяной гигант Бергельмир и его жена были единственными из своего рода, кто смог пережить смерть родоначальника великанов Имира. Бог Один со своими братьями убил его, и кровь гиганта залила землю. Бергельмир с супругой забрались в пустой ствол поваленного дерева, выжили в этом потопе и возродили расу ледяных великанов.
Верховное божество инков — Кон Тики Виракоча — однажды решил устроить людям, жившим вокруг озера Титикака, знаменательное событие под названием «Уну Пачакути», то есть великий потоп. Выжило только двое, причем вместо корабля их убежищем были замурованные пещеры.
По верованиям майя, бог ветра и огня Хуракан (считается, что от него пошло слово «ураган») затопил всю землю после того, как самые первые люди разгневали небожителей.
Китайский правитель Да Ю («великий Ю») в свое время провел 10 лет, работая вместе с богиней Нувой над починкой прохудившегося неба — из которого все время шел дождь, вызвавший сильный потоп.
* * *
Неожиданный всплеск интереса к ковчегу Ноя произошел в 1956 году, когда капитан турецких ВВС Ильхам Дурупинар, облетая окрестности горы Арарат, заснял на фото некий скальный объект, подозрительно напоминающий древний корабль. Позднее по фотографии были сделаны замеры — «окаменевший ковчег» действительно имел в длину около 150 метров.
Горный «ковчег» — съемка с воздуха и экспедицией исследователей.
Он находится в месте, названном по имени летчика — Дурупинар, на высоте около 2 километров. Его «нос» смотрит точно на гору Тендюрек — как будто корабль действительно швартовался около ее вершины, а когда вода ушла, сполз вниз.
К сожалению, многочисленные экспедиции и новые аэрофотоснимки (были задействованы даже американские шаттлы и военные спутники) показали, что это всего лишь скала необычной формы — хотя в нее действительно были вмурованы ракушки, свидетельствующие о былом присутствии воды.
Но современные «Индианы Джонсы» не унывают: существуют теории, согласно которым древесина корабля могла минерализоваться, превратившись в скалу, а внутренние помещения ковчега постепенно заполнились бы смесью льда, глины и камней, создав иллюзию обычной горной породы.
Существовал ли ковчег Ноя? Вероятно, мы с вами об этом так и не узнаем. Вообще, ему вовсе не обязательно существовать в действительности — эта легенда настолько стара и наделена такой внутренней силой, что уже попросту неотделима от общечеловеческой культуры, и в каком-то смысле гораздо более реальна, чем многие другие истории далекой древности.
История. Ноев ковчег выложено: 27.12.05 архив: №28; декабрь 2005 рубрика журнала: Машина времени рубрика сайта: История

Интересные факты о Ное » Увлекательные Библейские факты

Еврейскому слову, переведенному как «земляная смола» (в оригинале «ил», «липкая слизь»), в Пересмотренном стандартном тексте Библии найдено более правильное значение: битум (встречается и другой вариант перевода: «древесная смола»).

Слово «битум» происходит от латинского bitumen – «горная смола». Это мягкое, липкое, водонерастворимое вещество черного цвета. По природе своей это смесь углеводорода с различными добавками, по химическому составу битум близок к нефти. Говоря просто, это и есть нефть, из которой удалены все наиболее легко испаряющиеся фракции.
Как мы знаем сегодня, Ближний Восток чрезвычайно богат подземными залежами нефти. Какая-то часть ее просачивается к поверхности земли и частично испаряется; то, что остается, – это и есть битум. Его использовали не только как вещество с хорошими водонепроницаемыми свойствами, но также и в качестве известки, позволявшей склеивать кирпичи и строить крепкие стены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *