Легенда о образовании рима

История древнего Рима: легенда о Ромуле и Реме, основание развитие города

По одной из версий истории основания Рима произошло следующее. После гибели древней Трои, немногие защитники города сумели спастись. Возглавлял их тот самый Эней – «парубок моторный». Беглецы долго скитались по морю на своих кораблях. И после долгого путешествия, наконец-то, смогли пристать к берегу. На берегу они увидели устье широкой реки, впадавшей в море. По берегам реки раскинулся лес и густой кустарник. Чуть дальше под голубым небом раскинулась плодородная равнина, освещенная ласковым солнцем.
Измученные долгой дорогой троянцы приняли решение высадиться на этот гостеприимный берег и поселится на нем. Этим берегом оказался берег Италии. Позже сын Энея основал на этом месте город Альба-Лонга
Содержание
Легенда о Ромуле и Реме
Волчица
Кто воспитал Ромула и Рема
Основание Рима
Похищение сабинянок
Развитие древнего Рима

Легенда о Ромуле и Реме

Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты. Но, несмотря на то, что у жриц не должно быть потомства, Рея Сильвия в скором времени родила мальчиков близнецов. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс.
Узнав обо всем, Амулий сильно разгневался и приказал убить Рею Сильвию, а новорожденных выбросить в Тибр. Раб, выполнявший приказ, понес детей к реке в корзине. В это время на Тибре были большие волны из-за сильного половодья, и раб побоялся зайти в бушующую реку.
Он оставил корзину с детьми на берегу в надежде, что вода сама подхватит корзину, и близнецы утонут. Но река лишь отнесла корзину ниже к Палатинскому холму, а вскоре и половодье закончилось.

Волчица


Вода ушла, а мальчики выпали из упавшей корзины и стали плакать. На детские крики к реке вышла волчица, недавно потерявшая своих щенков. Она подошла к детям и материнский инстинкт пересилил инстинкт хищника. Волчица облизала детей и напоила их своим молоком. В наше время памятник волчице установлен в музее Капитолия, он является символом Рима.

Кто воспитал Ромула и Рема

Позже мальчиков заметил царский пастух. Он подобрал детей и воспитал их. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. Коренные жители города поддержали восстание Ромула и Рема, так как Амулий был очень жестоким правителем. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.
Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Они направились в сторону Палатинского холма, к тому месту, где их когда-то нашла волчица. Здесь они решили построить собственный город. Однако в процессе решения: «где строить город?», «чьим именем его назвать?» и «кому править?», между братьями разгорелась очень сильная ссора. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь. Ромул разгневался  и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города!».

 Основание Рима

Затем Ромул заложил на этом месте город, начав с глубокой борозды, отмечавшей границы города. И назвал он город в свою честь – Римом (Roma). В начале, город был лишь группой бедных хижин из глины с соломой. Но Ромул очень сильно хотел увеличить численность населения и благосостояние своего города. Он привлекал к себе изгнанников и беглецов из других городов и совершал военные набеги на соседние народы. Чтобы женится, римлянин должен был украсть себе жену в соседнем поселении.

Похищение сабинянок

Предания гласят, что однажды в Риме были организованы военные игры на которые были приглашены соседи с семьями. В разгар игр взрослые мужчины бросились к гостям и, схватив девушку, убегали.
????Подпишитесь на наш инстаграм????
Так как большинство похищенных относились к племени сабинян, произошедшее стало известно в истории как Похищение сабинянок. Благодаря похищенным женщинам, Ромулу удалось объединить сабинян и римлян в одно целое, расширив, таким образом, население своего города.

Развитие древнего Рима

Шли годы, десятилетия и века. Рим развивался и дал основу для самой могущественной из древних цивилизаций – Древнему Риму. Когда Древний Рим находился на пике своего могущества, его власть, культура и традиции распространились на большую часть Европы, северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. И сердцем этой государства была Италия.
Древний Рим создал основу для развития европейской цивилизации.
Благодаря нему появились некоторые уникальные архитектурные формы, римское право и многое другое. Также именно на территории Римской империи зародилось новое вероучение – христианство.
Столица Италии не один раз пережила периоды как упадка, так и возрождения. В этом Вечном городе, стоящем на семи холмах, гармонично соединились различные эпохи с их разнообразием стилей. Древность и современность, определенная свобода и религия создали многоликий образ великого города. В современном Риме руины старинных храмов, величественные соборы, роскошные дворцы соседствуют с рекламой популярных фирм на бигбордах и фасадах домов, многочисленными торговыми точками с их крикливыми торговцами.
?????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ??????
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Возникновение Рима: легенды и исторические события

Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО Владимирский государственный университет
Кафедра истории и теории культуры
Реферат
по культурологии
Возникновение Рима: легенды и исторические события
Работу выполнил:
ст. гр. ПМИ-108 Калаева Д.И.
Работу принял:
Чеснокова Надежда Владимировна
Владимир, 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме
Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения науки
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим — это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VIв. до н.э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы всё средиземноморье. В VI-IV вв. до н.э. римское общество и государство представляло собой одну из разновидностей полисных структур, во многом аналогичных греческим крупным полисам типа Афин или Спарты. В IIIв. до н.э. Рим уже опасный соперник для всех крупнейших эллинистических государств. В конце IIIв. до н.э. Рим становится господствующей силой в Западном Средиземноморье.
В I-IIвв. Древний Рим — мировая империя, раскинувшаяся по всем берегам Средиземноморья, включающая обширные области западной и Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.
Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика: именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки; в рамках древнеримской истории была создана одна из великих многонациональных держав в мировой истории.
Древний Рим оставил богатое культурное наследие, ставшее частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, мостов, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков поражают современного человека не только своим великолепием, качеством постройки, но и эстетической техникой. Во всем этом — реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.
Существует знаменитая легенда возникновения Рима, исходя из нее принято считать день возникновения Рима — 21 апреля 753 г. до н. э. В данном реферате будет рассмотрена легенда, а также мнения археологов, основанные на фактах.
Значит ли, что в легенде об основании Рима нет ни слова правды и она является сплошной выдумкой? С этим вопросом я постараюсь разобраться в следующих главах.
Глава 1. Легенда о Ромуле и Реме
Эней, один из защитников Трои, после того как его родной город был разрушен, бежал вместе со своим сыном, долго скитался и, наконец, прибыл к берегам Италии. Они высадились недалеко от устья Тибра, в Лациуме. Сын Энея — Асканий (или Юл) основал в Лациуме новый город, назвал его Альба-Лонга и стал в нём царём. Через несколько поколений после Аскания в Альба-Лонге царствовал его потомок Нумитор. Его сверг с престола младший брат — властолюбивый и коварный Амулий. Амулий оставил своего брата в живых, но, чтобы закрепить престол за собой, приказал умертвить сына Нумитора, а его дочь Рею-Сильвию -посвятить в весталки.
Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем (см. приложение). Разгневанный и испуганный Амулий осудил Рею-Сильвию на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Когда раб, который нёс детей в корзине, подошёл к реке, он увидел, что по ней ходят огромные с белыми гребнями волны. Побоявшись войти в воду, он оставил корзину на берегу и ушёл. Прибывшая вода подняла её, и бурное течение унесло бы детей, если бы корзина не зацепилась за ветви дикой смоковницы. Когда вода спала, близнецы выпали на сушу и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться (см. приложение). Она накормила детей своим молоком. Затем близнецов подобрал царский пастух и воспитал их. Они были названы Ромулом и Ремом.
Греческий историк Плутарх, автор биографии Ромула, так описывает характер и воспитание близнецов. «Когда они были ещё малютками, их счастливая наружность, высокий рост и красота ясно говорили о благородном происхождении. Выросли оба они смелыми, гордо смотрели в лицо опасности и вообще отличались непоколебимым мужеством. Ромул был рассудительнее брата и имел способности государственного человека. На сходках, где шла речь о скоте или охоте, он давал ясно понять, что скорее рождён для того, чтобы повелевать, нежели находиться в подчинении других…
Братья вели себя так, как следует, чтобы заслужить всеобщее расположение: занимались гимнастикой, охотились, убивали разбойников, ловили воров, защищали угнетённых, благодаря чему приобрели широкую известность».
Каждый из братьев предводительствовал небольшим отрядом, состоявшим из пастухов, бродяг и даже беглых рабов.
В одной из стычек с пастухами Нумитора Рем попал в плен. Его привели во дворец к Нумитору. Тот, поражённый благородным и мужественным видом юноши, заинтересовался его происхождением. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями царского пастуха, но теперь, когда нас обвинили и оклеветали перед тобой, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто важное. Опасность, в которой мы находимся, покажет, правда ли это. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери птицы, на съедение которым нас бросили, — волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки».
Слушая этот рассказ и сопоставляя возраст юношей с годом гибели своих внуков, Нумитор стал подозревать истину. Скоро его догадки превратились в уверенность. Пастух, воспитавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их рождения, и Ромул поспешил на помощь к брату. Он двинулся к Альба-Лонге с отрядом. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, ненавидевшие жестокого, коварного Амулия. Восставшие убили Амулия, братья вернули престол своему деду Нумитору, но не пожелали остаться в Альба-Лонге, а решили основать город на том месте (Палатинском холме), где были выброшены Тибром. «Конечно, — говорит Плутарх, — им было необходимо или распустить множество собравшихся вокруг них рабов и бродяг и тем самым обратить свою власть в ничто, или поселиться с ними отдельно, так как жители Альбы не желали принимать в свою среду бродяг и давать им право гражданства».
Вскоре братья поссорились. Разногласия возникли из-за того, чьим именем назвать новый город, где его начать строить и кому из них стать царём. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц и сели отдельно друг от друга, ожидая благоприятного предзнаменования. Рем первым увидел шесть коршунов, но через несколько мгновений мимо Ромула в громе и молнии пролетело двенадцать коршунов. Между братьями разгорелся спор: Рем утверждал, что преимущество остаётся за ним, ибо ему первому явились вещие птицы; Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь ему явилось этих птиц вдвое больше.
Братья снова поспорили, а когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над трупом его воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!». Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он вложил в плуг сошник, запряг быка и корову и, погоняя их, обвёл глубокую борозду — границу города. Эта черта обозначала окружность городской стены и потому называлась померий (pomerium), т. е. определённое пространство внутри и вне городской стены. На месте предполагаемых ворот Ромул вынимал сошник и приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. На основании этого обряда вся стена, кроме ворот, считается священной. Город был назван именем своего основателя (Roma от Romulus), и Ромул стал его первым царём. Позднее римские писатели и учёные уверяли, что они смогли точно высчитать и определить дату основания города: это знаменательное событие произошло, по их словам, 21 апреля 753 г. до н. э.
Такова древняя легенда, повествующая об основании города Рима.
Глава 2. Возникновение Рима с точки зрения археологов
Для того чтобы ответить и на этот вопрос, следует рассказать, как объясняет современная наука происхождение города Рима. Здесь на помощь историкам приходит археология.
На территории города Рима учёные вели множество раскопок, которые дали современной науке возможность составить правильное представление о происхождении Рима.
Древнейший Рим был расположен на левом берегу Тибра, примерно в 25 км от берега моря. «Основание» города не может быть отнесено к определённому году, по той простой причине, что это «основание» нельзя рассматривать как единичный акт и как дело рук одного человека. Наоборот, город возникал постепенно, на протяжении многих лет.
Остатки наиболее древних поселений на территории будущего Рима относятся, как это показали раскопки, к началу первого тысячелетия до нашей эры. Причём ранее всего был заселён Палатинский холм, который и в легенде выступает как место, избранное Ромулом для будущего города. По-видимому, около 1000 г. до н. э. на Палатинском холме жили поселенцы, имевшие обычай сжигать трупы умерших. Такой способ захоронения применялся и в Альба-Лонге. На этом основании некоторые учёные считают, что в отдалённое время территория будущего Рима была заселена выходцами из Альба-Лонги. В легенде, очевидно, отразились воспоминания о достоверных исторических событиях: например, о связи римских поселенцев с Альба-Лонгой, о возникновении «квадратного Рима» на Палатинском холме, примерная датировка возникновения города и т. п.
Постепенное расширение поселения в районе будущего Рима объясняется его выгодным географическим положением: город возникал на холмах, на некотором удалении от берега моря, следовательно, был защищён от нападения морских разбойников и вместе с тем, его положение на судоходной реке способствовало превращению его в складочный и транзитный пункт морской торговли.
Позднее новые поселенцы занимают и соседние с Палатинским холмы. Так как последующие поселенцы иначе хоронили своих мертвецов (не сжигали их, а зарывали трупы в землю), то многие учёные считают, что это было уже другое латинское племя — сабиняне, о которых так часто говорится в рассказах, посвящённых древнейшему периоду римской истории.
Объединение поселений, расположенных на холмах, археологи относят к VIII в. до н. э., т. е. к той эпохе, к которой легенда приурочивает основание города Ромулом. На самом деле город возник, невидимому, несколько позже. Это был так называемый «квадратный Рим», который, кстати сказать, тоже упоминается в легенде.
Вот что рассказывает современная наука на основе новых археологических раскопок о возникновении Рима. Город не был основан каким-либо одним человеком, он возник постепенно, от слияния отдельных поселений. Место, на котором он возник, было чрезвычайно выгодно расположено. Оно обеспечивало естественную защиту от военных нападений и содействовало развитию торговли. Легенда об основании Рима в местах, где идёт речь о богах и других чудесных явлениях, разумеется, не соответствует исторической действительности.
Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима — латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.
Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши — спутники Ромула, его дружина.
Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво и не хотели выдавать за них своих дочерей.
Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки сумели помирить своих отцов и мужей.
Обратимся к археологическим данным о древнейшем населении Рима и Лация. Ланий — область на западе Средней Италии. Это холмистая равнина площадью около 2 тыс. кв. км. Она ограничена морем, р. Тибром и горами. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. эту область заселили латиняне, давшие ей свое имя. Селились они преимущественно на холмах, где был более сухой и здоровый климат; в заболоченных низинах люди страдали от малярии. Жили латиняне в укрепленных поселках-городках, первоначально состоявших из примитивных хижин.
Каждый город являлся центром окружающей территории. Традиция насчитывала в Лации 30 таких поселений во главе с Альбой-Лонгой.
По-видимому, это была федерация латинских городов, созданная в целях защиты от внешних врагов. Вулканическая почва Лация была плодородна и годилась для земледелия, хотя низины и были заболочены. Большую роль в хозяйстве латинян играло скотоводство. Они разводили коров, овец, свиней. Лошадей было мало, и применялись они исключительно в военном деле. Предполагают, что заселение Лация шло из Альбы-Лонги и Рим появился позднее её.
В VIII или VII в. до н.э., вероятно, произошло объединение латинской и сабинской общин.
Не исключено, что в VII в. до н.э. в это объединение вошла еще этрусская община, поселившаяся на одном из холмов. Предполагают, что само слово «Рим» (по-этрусски Ruma) этрусского происхождения. Таким образом, Рим возник как территориальная община, как союз, основанный не на племенной общности, а на соседской. Воспоминание об объединении трех общин при образовании Римского государства сохранилось, в частности, в том, что и в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков?). В конце VIII в. до н.э. Рим начал подчинять города Лация. По преданию, римляне захватили и разрушили Альбу-Лонгу.
ромул рем культурное наследие рим
Заключение
Историки-учёные относят легенду об основании Рима к числу так называемых этиологических легенд, т. е. легенд, созданных с целью объяснить причину какого-нибудь явления или события. Легенда о Ромуле и Реме имела своей целью объяснить причину возникновения Рима и происхождение названия города. Поэтому следует признать, что не город Рим( получил своё имя от Ромула, а, наоборот, самая легенда о Ромуле была выдумана, чтобы объяснить возникновение и название города.
Интерес к своей истории возникает у народа тогда, когда он-стоит уже на довольно высокой ступени культурного развития. О сравнительно позднем происхождении рассказанной легенды свидетельствует и тот факт, что в ней подчёркивается родство римского народа с греческим. Легенда считает прародителем римлян троянского царя Энея.
Попытку связать историю Рима с Грецией можно объяснить только влиянием греческой культуры, а нам известно, что это влияние стало проявляться не ранее III в. до н. э.
Современная наука считает, что в основу легенды об основании Рима легла какая-то более древняя легенда, которую римские писатели дополнили подробностями, подтверждающими связь римлян с греческой историей и объясняющими, откуда взялось название города.
Таким образом, литературная традиция, которая повествует нам о событиях древнейшей римской истории, требует к себе осторожного и критического отношения.
И лишь материалы археологических раскопок дают наиболее достоверные сведения по древнейшей истории Рима. В свете археологических исследований становится ясно, что основание города не было делом рук одного «основателя», как об этом сообщает литературная традиция. Город возникал постепенно, путем объединения и слияния отдельных общин.
Остается неизвестным происхождение названия города. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, доказывалось также его этрусское происхождение, но доказательств в пользу той или иной гипотезы недостаточно.
Литература
1. Берган, М. Древний Рим. — М., 2007
. Древний Рим: книга для чтения / под ред. Д.П.Каллистратова, С.Л.Утченко. — М., 1955
. Римляне / Э.Маркс и др. — М., 1997
. Национальная историческая энциклопедия. История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. // Интернет ресурс interpretive.ru
. Древний Рим. Под ред. С.Л.Утченко. // Интернет ресурс antiqhistory.ru
6. Emmanuel Muller-Baden, Deutsches Verlaghaus Bong & Co // Интернет источник wikipedia.org
7. Иловайский, Д.И. Древняя история. // Интернет ресурс www.home-edu.ru
Приложение
Рубенс П. П. «Марс и Рея Сильвия»
Римская волчица. Бронза. V век до н. э. Ромул и Рем пристроены в XVl веке. (Рим. Капитолийский музей)
Алтарь из Остии с изображением легенды о Ромуле и Реме
Карта «Италия в древности»

Легенда об основании Рима: краткое содержание :: SYL.ru

Вскоре Рем и Ромул, не желая оставаться в Альба-Лонге, решили основать свой город, выбрав для него место – Палатинский холм. Но между ними вспыхнула сильная ссора из-за того, чьим именем он будет назван, кто будет править в нем. Они договорились очень оригинально узнать волю богов: гадая по полету птиц. Братья, сев по отдельности, стали ждать благоприятного предзнаменования. Первым Рем заметил шесть пролетающих коршунов, но буквально через мгновение под блеском молнии мимо Ромула пролетело целых двенадцать птиц.
Братья сильно поспорили. Рем говорил, что к нему первому явилось вещее предзнаменование, поэтому преимущество за ним, а Ромул доказывал ему, что царем он должен быть, поскольку увидел вдвое больше коршунов.
Ссора разгорелась с новой силой. Ромул решил окружить стену своего будущего города глубоким рвом. Рем же, насмехаясь, перескакивал через насыпь. Разгневавшись, Ромул убил близнеца.

Легенда о похищении сабинянок: краткое содержание

Основанный Ромулом город стал принимать всех желающих жить в нем. В результате это привело в него много неудачных людей – авантюристов, беглых рабов, крестьян, которые разорились, изгнанников и других. Новый город стал остро испытывать дефицит в женской половине населения. Чтобы как-то разрешить эту проблему, Ромул — правитель Рима — организовал праздник в честь хорошего урожая. В самый его разгар латиняне стали похищать прекрасных сабинянок — жительниц соседнего племени. Этот поступок едва не закончился войной. Однако самим похищенным женщинам удалось добиться примирения латинян и сабинян. В результате они заключили мир. В течение последующих шести лет Древним Римом правило два царя: от латинян – Ромул, а от племени сабинян — Тит Таций. После смерти последнего основатель города остался единовластным обладателем трона.

Образование Рима История

Согласно преданию, город Рим был основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом около 753 года до нашей эры, и от
этой даты в дальнейшем велось летоисчисление на протяжении почти тысячи лет.
В действительности среди поселений семи холмов, существовавших с более раннего
времени, итальянскими археологами была выявлена каменная крепость на
Капитолийском холме, которую ученые назвали «Roma quadrata» по характерной
квадратной планировке; она датировалась VIII веком до нашей эры и принадлежала
этрускам. Но в дальнейшем господство в образовавшейся римской гражданской общине
(civitas) перешло к родам римлян; они были более древними в данной местности,
менее культурными, но более воинственными; они поклонялись богу войны Янусу
Квиринальскому, то есть находившемуся на Квиринальском холме, и их поэтому нередко
называли «квиринами» или «квиритами».

Смерть Рема
История образования Рима
По-видимому, с того времени стало
складываться различие между коренными жителями – римлянами и пришельцами –
этрусками, которые впоследствии оформились в два сословия: патрициев и плебеев.
Патриции являлись членами родовой (гентильной) организации; они могли назвать
своих отцов как уже проживавших в пределах города; они имели право занимать
земли римской общины (ager publicus); имели право на брак (ius connubio), имели
своих представителей в сенате – высшем органе управления, и имели право
участвовать в родовых народных собраниях – куриатных комициях, обладавших высшей
законодательной и судебной властью. Плебеи не считались членами гентильной
организации и потому не имели соответствующих прав; браки между плебеями и патрициями были запрещены.
По-видимому, к VIII веку до нашей эры относится возникновение у римлян царской
власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Царь титуловался
rех, обладал функциями вождя и жреца; он имел привилегию восседать на курульном
кресле из слоновой кости, имел двенадцать телохранителей – ликторов, вооруженных
топориками (фасциями). Царь избирался в народном собрании. Практиковались
испытания претендента на царский престол в виде священного бега (refugium).
Рядом с царем действовал сенат; он состоял из ста человек; во главе стоял
принцепс – председатель, являвшийся самым старым сенатором. Должность в сенате
была пожизненной; вакансии замещались царем. Сенат рассматривал вопросы о войне
и мире, руководил финансами, обсуждал законопроекты. В периоды междуцарствия
сенат по жребию избирал из своей среды «временно исполняющего обязанности царя»
(interrex) сроком на один день, вручая ему печать Рима, ключи от казны и атрибуты
царской власти. Голосование в сенате проводилось «ногами» (pedalium),
расхождением в стороны. Вся полнота власти была сосредоточена в куриатных
комициях. Именно здесь избирался царь, принимались законы (lex), рассматривались
апелляции приговоренных к смерти. Собрания проходили на форуме; каждый род имел
один голос; всего в Риме насчитывалось 30 родов; чтобы решение собрания получило
законную силу, необходимо было набрать 16 голосов «за».

Возникновение города Рима и его легенда — HintFox

В средней части Апеннинского полуострова протекает река Тибр. Взяв начало в горах, Тибр течёт к морю по холмистой равнине. В древности она была болотистой, а холмы – покрыты лиственным лесом. На равнине жило племя Латинов. На холмах левого берега реки, в 25 км. от устья Тибра, возник небольшой город Рим. По преданию, он был основан в середине 8 в. до н. э. потомки древнейших жителей Рима назывались Патрициями. Они составляли общину, владеющую пахотной землёй и пастбищами. Каждая семья Патрициев получала участок земли на общинном поле и посла свой скот на общинном пастбище. В древние времена Патриции сами работали в поле и дома. Вместе с хозяевами работали и немногочисленные рабы. Они считались членами семьи, по-латински «фамилии», и не редко ели за общим столом со своими господами. Дома Патрициев были просторными и скромными. В доме обычно была одна большая комната. Позднее по середине её стали устраивать водоём для сбережения дождевой воды, стекавшей через отверстие в крыше. Это отверстие служило и для освещения дома. Старейшины Патрициев составляли « совет старцев», по-латински сенат. Управляли Римом царь и сенат. Члены сената назывались сенаторами. Изредка собиралось народное собрание. В начале 6 в. до н. э. в Риме образовалось государство.
Легенда об образовании Рима.
По легенде, царь одного из латинских городов приказал бросить в Тибр новорожденных сыновей своей племянницы Ромула и Рема. Он боялся, что когда дети вырастут, они лишат его престола. На Тибре был разлив, и брошенная в воду корзина с мальчиками зацепилась за ветку дерева. Дети спаслись. Волчица накормила их своим молоком, а затем их нашёл и воспитал пастух. Братья выросли смелыми и сильными войнами. Подняв восстание против царя, они убили его.
Ромул и Рем решили основать город, но поссорились из-за того, где его строить и кто в нём будет править. В ссоре Ромул убил Рема. Около того места, где мальчиков нашёл пастух, Ромул основал город, названый в его честь по его имени, и стал в нём царём. Римляне вели счёт от легендарного года основания своего города – 753 г. до н. э. На Капитолийском холме в Риме была поставлена статуя волчицы.
Быт богачей и бедняков.
им в императорский период был укромен великолепными фигурами, общественными зданиями – театрами, амфитеатрами. Роскошные императорские дворцы и дома римской знати, портики и базилики составляли стройные архитектурные ансамбли, украшенные скульптурами и рельефами, Гораций с горечью писал об исчезновении былой простоты и скромности, присущее раньше древним римлянам. Однако бедное население Рима жило в наёмных помещениях, четырёхэтажных или пятиэтажных инсулах, ветхих, обвалившихся и часто подвергавшихся пожару. Ювенал дал зарисовки жизни бедняков, постоянно терпящих унижения, страдания от дороговизны жизни в столице мира.
Гораций. О Римской роскоши.
Земли уж мало плугу оставили
Дворцов громады; всюду виднеются
Пруды, лукринских вод обширней,
И вытесняют платан безбрачный
Лазы подспорья – вязы; душистыми
Цветов коврами с миртовой порослью
Заменены маслины рощи,
Столько плодов приносившей прежде;
И лавр густо перенял зеленью
Весь жар лучей не то заповедал
Нам Ромул и Катон суровый,-
Предки драгой нам пример давали.
Скромны доходы были у каждого
Но умножалась общая собственность.
В свих домах не знали предки
Портиков длинных, лицам на север,
Простым дёрном умели не брезговать
И дозволяли камень обтесанный.
Лишь в государственных постройках
Да при убранстве священных храмов.
Ювенал. Сатиры.
ецим Юний Ювенал, римский сатирик в гневных стихах обличал пороки своего времени: деспотизм власти императора, развращенность римской аристократии, разбогатевших вольноотпущенников, общее падения нравов. Его сатиры полны сочувствия беднякам, страдающих от дороговизны жизни в Риме, призрения окружающих их людей. Ювенал пишет с горечью униженном положении представителей интеллигентных профессий – учителей, адвокатов, поэтов получающих ничтожную плату за свой труд. Сатиры Ювенала являются ярким и ценным источником для изучения быта различных социальных слоёв римского общества.
Захват Цезарем власти в Риме.
осле завоевания Галлии у Цезаря было сильное, преданное ему войско, слава выдающегося полководца и богатства. Опираясь на войско, Цезарь хотел захватить верховную власть, подчинить сенат. В 49 г. до. н. э. Цезарь двинулся с войсками на Рим. Переход через границу Галлии – реку Рубикон – был мятежом против республики. Впереди Цезаря ожидала или власть над Римом, или позорная казнь. Остановив повозку, Цезарь долго обдумывал свой замысел, наконец, он произнес: « жребий брошен» — и двинулся к переправе. У сената было значительно большее войско, но они были разбросаны по провинциям. Командование войсками сенат поручил Помпей. Цезарь действовал так быстро, что Помпей не смог организовать сопротивления и поспешно уехал из Рима. Часть рабовладельцев и бедноты стала на сторону Цезаря: римская беднота надеялось, что он улучшит её положение. Почти не встречая сопротивления, войска Цезаря заняли Рим и всю Италию. Помпей собрал большую армию на Балканском полуострове. Цезарь переправил туда свои легионы. В сражении Цезарь разгадал план Помпея. Умело одержав победу, Цезарь не дал окружить своё войско. Неожиданная и стремительная атака отборных легионеров Цезаря принесла ему победу. Армия Помпея была разбита, остатки её сдались, а сам он бежал, но вскоре был убит. Цезарь ещё 3 года воевал в Азии ,Африке и Испании за установление своей власти во всей Римской республики.
Войны между сторонниками Цезаря и Помпея были войнами между римскими гражданами.
После победы Цезарь вернулся в Рим опирался на переданные ему войска, он пользовался неограниченной властью. Сенат и консулы послушно выполняли его приказания. Цезарь носил звания «император». Всемогущему императору оказывали почести как царю. На монетах чеканили его портрет, его статуи ставили рядом со статуями богов. В сенате он сидел в кресле из слоновой кости и золота. Цезарь щедро наградил своих воинов, но обманул надежды бедняков, он даже уменьшил раздачи хлеба в Риме.
Попытка Цезаря установить в Риме постоянную единоличную власть окончилась неудачей, но она показала, как непрочна была республика в Риме.
Искусство и наука.
имляне широко использовали приёмы эллинской архитектуры. Но, кроме того, римские архитекторы научились строить дугообразные перекрытия – арку, свод и купол, сложенные из обтёсанных и пригнанных друг к другу камней. Они изобрели бетон, который, застывая, приобретал прочность и долговечность камня. Всё это позволило римлянам создать величественные и очень прочные сооружения. Арки ( от лат. аrkus – лук) использовались при постройке мостов, по которым ездят даже сейчас, водопровод, тянувшийся на десятки километров, и здания, сохранившиеся до настоящего времени. Свод – дугообразный потолок. Такое перекрытие храмов и залов придавало им большую высоту и величественность. Купол – потолок в виде опрокинутой гигантской чаши. Образцом купольной постройки является сохранившийся до наших дней Пантеон – « храм всех богов» в Риме. Ощущение высоты и простора внутри Пантеона ещё более усиливается благодаря свету, льющемуся сверху через круглое окно в середине купола.
Римляне не только вывезли из Греции и из стран востока множество статуй, но делали с них мраморные и бронзовые копии. Многие греческие произведения искусства, погибшие ещё в давние времена, мы знаем только по римским копиям. Римские скульпторы учились у греческих и подражали им. Часто они изображали императоров в виде богов и мифических героев. Римляне поклонялись олимпийским богам, но изменили их имена. Так Зевса называли Юпитер, морского бога Посейдона — Нептун, а Гефеста – Вулкан
Статуи, рельефы, арки, колонны, прославлявшие победы императоров, должны были убеждать в божественности и могуществе императорской власти. Римские портреты не только точно производили внешний облик человека, но и раскрывали черты его характера – ум, волю, жестокость, жадность и тд. Конец 1 века до н. э. и начало 1 века н. э. называют «золотым веком» римской поэзии. В это время жили и создавали свои произведения наиболее выдающиеся поэты Рима. Знаменитый поэт Вергилий написал поэму «Элиада». Он работал над ней около 10 лет. Основным писчим материалом был папирус, поэтому книг имело вид свитков. В Риме были издательства, выпускавшие книги в десятках и сотнях экземпляров. Издавались художественная литература, речи знаменитых ораторов, сочинения историков, географов и тд. Культуру греков и римлян называют античной. Получила широкое распространение в Средиземноморье, на Востоке. Античная культура послужила основой для дальнейшего развития многих стран мира.
Падение империи.
395 году Римская империя была разделена между двумя братьями – императорами. Образовались две империи – Восточная, или Византия, со столицей Константинополем и Западная. Под властью Западной остались Италия и западные провинции в Европе и Африке, а в Восточную вошли Балканский полуостров, Египет и римские владения в Азии. Разделение империи еще больше ослабило силы обоих государств. Особенно трудным было положение Западной империи с её опустевшими городами, разорёнными селениями, частыми восстаниями. Готы воспользовались слабостью империи. Они подняли на щит опытного воина Алариха и под его предводительством опустошили Грецию и Македонию. Для защиты Италии были вызваны легионы из Галлии, Британии, Испании; в войско зачисляли также рабов, но и после этих мер оборонять Аппенинский полуостров от варваров удавалось лишь несколько лет. Готы вторглись в Италию; оказалось, что защищать её некому. Император укрылся в неприступной крепости; войска, состоявшие в основном из варваров, были ненадёжны и часто переходили на сторону Алариха; рабы, ненавидевшие императора, громили имения рабовладельцев и тысячами присоединялись к готам. В 410 году Аларих решился штурмовать Рим, защищённый мощными, высокими крепостными стенами. Ему помогли рабы, которые ночью открыли городские ворота, и готы ворвались в Рим. Величайший в древности город был захвачен варварами. Три дня готы грабили Рим. После этого они покинули опустошённый город. Римские императоры стали безвольными игрушками в руках варварских вождей, хозяйничавших в Италии. В 476 году один из германских вождей сверг последнего императора и объявил Римскую империю уничтоженной. Византия, менее разорённая, чем Западная Римская империя, отражала, хотя с трудом, натиск варваров. Само развитие рабовладельческого строя подорвало силы империи и сделало неизбежным её падение. Империю разрушали восстания угнетённых и нашествия варваров. С падение империи в Западной Европе рухнул рабовладельческий строй. Поэтому 476 год – год падения Западной Римской империи – считают концом истории древнего мира.

Возникновение Рима: легенды — Возникновение Рима: легенды и факты

Рим находится на берегу р. Тибр в Лации. Местоположение города, благодаря климату, судоходной реке, в устье которой добывалась соль, соседству с морем, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами, содействовало его развитию.
О древнейшей истории Рима и Лация рассказывают легенды, переданные античными авторами. Они сообщают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и постоянно привлекало к себе иноземцев. Первыми из них были греки, сначала аркадянин Эвандр, а вскоре затем — знаменитый герой Геракл, или Геркулес. Потом после падения Трои к побережью Лация неподалеку от тибрского устья пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем. По наиболее распространенной версии, Эней на трудном пути в Италию лишился жены Креусы, отца Анхиза и остался лишь с сыном Асканием-Юлом. Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание, а для этого сжечь корабли. Звали её Ромой. Согласно одному из вариантов предания, её именем и назвали потом Рим (лат.Roma). Один из местных царей, Латин, дружелюбно принял троянцев и даже выдал за Энея свою дочь Лавинию. В её честь Эней построил г. Лавиний, а после смерти Латина стал царствовать и над его народом, и над троянцами. Этот объединенный народ в память об умершем царе стали называть латинами. Тем временем подрос Асканий-Юл. Он основал в лесистых горах новый город Альба-Лонгу, где и стал царем. Все его потомки получили прозвище Сильвиев, что значит «Лесовики». Четырнадцатилетний царь Альбы-Лонги, Нумитор, не имел мужского потомства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у неё родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить младенцев в корзине воды разлившегося Тибра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух Фаустул. Когда близнецы выросли и узнали тайну своего происхождения, они восстановили на царстве деда, но в Альбе-Лонге не остались, а, собрав дружину, отправились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Палатине. Но между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. В то время римляне состояли из одних молодых мужчин. Жители соседних городов не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хитрость: он пригласил соседей-сабинов с семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне похитили сабинских девушек. Возмущенные сабины пошли войной на римлян, но сабинянки примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабины объединились в одну общину. Сабинянин Тит Таций стал соправителем латина Ромула. После их гибели вторым царем стал сабинянин Нума Помпилий. Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альбу-Лонгу, разрушил её, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинами, многих из них переселил и включил в римскую общину, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Затем царем стал полугрек, полуэтруск, эмигрировавший из Этрурии. Звали его Тарквинием Древним. При нём Рим начал благоустраиваться: центральную площадь (форум) замостили, создали систему подземных сточных каналов, построили цирк, заложили храм на Капитолии, скромные хижины стали заменять домами на каменном фундаменте. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни, Сервия Туллия. Сервий обнес город оборонительной стеной и провел реформы, в частности организовал по-новому войско. Этот царь тоже был убит. Убийцей оказался его зять Тарквиний, захвативший впоследствии власть. Он правил тиранически, за что получил прозвище Гордого, и был изгнан. После этого в Риме была установлена республика.

Легенда о происхождении Рима

Начал писать учебник по римскому праву и потому проанализировал источники о происхождении самого города (urbs Roma). Ниже — небольшая статья по итогам исследования. Иллюстрации — из публичных источников, поэтому баянометр может ругаться. Любителям легенд (а это именно легенда) посвящается. Из иллюстраций — монетка с изображением Ромула и статуя Капитолийской волчицы (lupa Capitolina). Надеюсь, слог мой немного проще, чем в прежних заметках. Не претендую на большую оригинальность, но надеюсь, что моё обобщение будет интересным.
* * *
Первым царём Древнего Рима был Ромул (Romulus), чьим именем и был назван город Рим (Roma).
Родословная Ромула возводится к герою троянской войны – Энею. Он прибывает в Италию с большим отрядом троянцев, вооружённый и готовый ко всему. Не имея в своём распоряжении ничего, кроме кораблей и оружия, Эней принимается грабить окрестности, чтобы добыть себе пропитание. Дионисий Галикарнасский в «Римских Древностях» так описывает эти события:
«Приказав троянцам раскинуть лагерь на холме, он на самом лучшем участке воздвигает кумиры богов и тотчас же с головой окунается в обустройство города. Рыща по окрестностям, Эней завладевает всем, что потребно для строительства поселения, преимущественно железом, деревом и земледельческими орудиями, что обескуражило тех, кто лишился всего этого. Латину же, который был тогда царем, воевавшим против соседнего народа рутулов и терпел неудачи в битвах, доносят о том, что творится, в очень преувеличенном виде, будто бы все побережье разоряется иноземным войском и, если он поспешно не пресечет все бесчинства, то тяжкая борьба с соседними городами покажется шуткой. В душу Латина, услышавшего такое, вселяется беспокойство, и он, тотчас оставив текущую войну, обрушивается на троянцев с большим войском. Но при виде троянцев, вооруженных подобно эллинам и ожидающих сражения в боевом строю в полной готовности и бесстрашии, Латин мигом отказывается от рискованного предприятия, ибо ему не одолеть их первым же натиском, как он намеревался, выходя из дому. Расположившись лагерем на холме, Латин предпочел сначала дать роздых войску, утомленному долгим путем и изматывающим преследованием противника. Проведя ночь под открытым небом, Латин принимает решение с восходом зари сойтись с врагами. Но представшее ему во сне одно из местных божеств просветило его, что надлежит принять эллинов в страну для совместного житья. Ведь они явились в качестве серьезной помощи Латину и для общего блага аборигинам. А посетившие той же самой ночью Энея отечественные боги призывают его убедить Латина добровольно предоставить им поселение в том месте, где они пожелают, и воспользоваться эллинским войском, как скорее союзным, чем враждебным. Таким образом обоим видения во сне помешан! начать битву. А как только занялся день и боевые силы изготовились к сражению, примчались гонцы, передавшие, чтобы предводители обеих сторон в едином порыве сошлись друг с другом на переговоры. И это свершилось».
К счастью, Эней и Латин, встретившись и побеседовав, решают заключить мир. Латин обещает троянцам дать столько земли, сколько им потребуется, а взамен Эней и его воины обещают военную помощь Латину в любой войне, с кем бы она ни велась. Так, по достижении договорённости, Эней основывает город Лавийний (названный в честь своей жены – дочери принявшего его Латина) и утверждается в Италии. Некоторое время спустя на союзников нападают рутулы, чей царь, Турн, был тяжело оскорблён: ранее Латин предлагал Лавинию в жёны ему, а отдал – какому-то чужеземцу. В состоявшейся битве объединённые силы аборигенов и троянцев побеждают рутулов, но в битве погибает Латин. Разгромленные рутулы обращаются за помощью к этрускам, а Эней, дабы сплотить оставшиеся под его властью народы, объединяет их одним именем и нарекает свой новый народ латинами. В результате решающей битвы латины одерживают победу над этрусками, но их царь, Эней, как и подобает герою, погибает в бою.
Тем не менее, сын Энея, Асканий, достигнув совершеннолетия, воцаряется среди латинов. Он, согласно легенде, основывает новый город, названный Альба-Лонга.
Во время основания города случилось, как говорят, великое чудо. После того как в не-приступном месте был сооружен храм для богов, статуи которых Эней вывез из Троады и водрузил в Лавиний, а затем кумиры были перенесены во внутреннее помещение святилища, с наступлением ночи — при том, что двери были заперты, стены ничуть не повреждены и крыша не тронута — они были обнаружены поставленными на прежних постаментах в Лавиний. А когда их опять переправили из Лавиния с молитвами и умилостивительными жертвами, они вновь заняли прежнее положение. И люд терялся в догадках, как поступить в подобных обстоятельствах, не желая ни разделить людей и богов на две части, ни вернуться на покинутое поселение. Вдруг их осенила мысль, способная утолить обе возможности: дозволить богам пребывать на старом месте, а людей для попечения о них, возвратить из Альбы в Лавиний для проживания. И были выделены шестьсот блюстителей священнодействий, которые перебрались обратно вместе со своими домочадцами. Предводителем их был назначен Эгист. Именуют же римляне этих богов Пенатами. Перелагая их имя на греческий язык, одни толкуют их «Отечественными», другие — «Родовыми», третьи видят в них «Основателей», иные — «Внутренних», а прочие переводят как «богов Домашнего очага». Но складывается впечатление, что каждый нарицает их по чему-то близкому ему самому, и сдается, что все подразумевают одно и то же. Вид и форму кумиров описывает Тимей: это железные и медные жезлы и троянские глиняные сосуды, которые установлены в качестве святынь в заповедном месте в Лавиний, — а узнал он об этом от местных жителей.
Постепенно латинское государство усиливается, сменяются поколения царей, и, наконец, 11 поколений спустя, к власти, в силу старшинства, должен был прийти Нумитор. Его родной младший брат, Амулий, силой оттеснив Нумитора, сам воцаряется среди латинов. Первым делом он истребляет всё мужское потомство Нумитора, а его единственную дочь – Рею Сильвию – делает весталкой. Жрицы Весты, как известно, не вправе были вступать в связь с мужчинами, и Амулий, успокоенный невозможностью появления потомков у Нумитора, продолжает властвовать.
В один из дней Рея Сильвия становится жертвой насилия. Она сознаётся в нарушении священного обета безбрачия, но утверждает, что отцом её детям приходится сам бог Марс. Латины, возмущённые её преступлением, обрекают её на смерть. Детей же, братьев-близнецов Ромула и Рема, Амулий приказывает утопить в водах Тибра.
Раб, посланный убить младенцев, приблизился к реке, но напугался разра-зившейся страшной бури и попросту бросил корзинку на берегу. Корзинку с детьми подхватывает течение, но она запутывается в ветвях смоковницы, названной впоследствии Руминальской. Когда воды схлынули, корзинка утвердилась на берегу. Проснувшись, младенцы подняли крик, который услышала пробегавшая мимо волчица. Обнаружив детей, она вылизала их и накормила своим молоком. Так, вместе с волчицей, накормившей братьев, Ромула и Рема застал Фаустул, смотритель царских стад, пасший неподалёку скот. Он принял близнецов и вместе со своей женой, Ларенцией, воспитал их как своих детей.

С.И. Ковалев. История Рима: ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА

На территории этих последних как раз археологически засвидетельствован
обряд трупоположения. Наша традиция говорит о присоединении к
палатинской общине Ромула сабинской общины Тита Тация, и вообще
присутствие в раннем Риме сабинских элементов стоит вне всяких
сомнений. Отсюда кажется очень правдоподобной следующая гипотеза.
Древнейшим римским поселением была палатинская община протолатинов
Х — IX вв. Рядом с ней на Эсквилине в конце IX в. возникла община
протосабинов. Оба поселения довольно долго существовали бок о
бок и, наконец, слились приблизительно к VII в.
Четыре этапа расширения Рима
Довольно надежная традиция дает нам четыре этапа
расширения Рима в царский период. Первый этап — «Квадратный Рим»
(Roma quadrata). Этим названием некоторые римские писатели обозначали
древнейшее поселение на Палатине начала I тысячелетия. Второй
этап — «Город семи холмов», память о котором сохранилась в празднике
«Семихолмия». Вероятная дата его существования — VIII в. Точные
границы Рима в этот период не вполне ясны. Предполагают, что «семь
холмов» — это две вершины Палатина (собственно Палатин и Цермал),
далее седловина, соединявшая Палатин с Эсквилином (Велия), три
выступа Эсквилина (Цйспий, Фагутал и Оппий) и, наконец, Целий.
Является спорным, образовывал ли тогда город действительно единую
общину, обнесенную одной системой укреплений, или это был только
союз семи автономных поселков. Никаких следов оборонительных сооружений
от этого периода не сохранилось. Но как бы там ни было, этап «семи
холмов» отражает рост палатинского «города» в сторону Эсквилина
и подготовляющийся синойкизм латинских и сабинских поселков. Более
прочной стадией объединения является «Город четырех округов» (вероятно,.
VII в.). Четыре округа — это палатинский, субуранский (Целий),
эсквилинский и коллинский (Квиринал и Виминал). Таким образом,
город расширяется на север, в сторону Квиринала и включает теперь
пять главных холмов: Палатин, Эсквилин, Целий, Виминал и Квиринал.
Два других холма — Капитолий и Авентин — в VII в., по-видимому,
еще не были заселены или по крайней мере еще не входили в священную
черту города (померий). Наконец, последний этап — «Город Сервия
Туллия» (VI в.). Традиция говорит, что при Сервии Туллии Рим был
обнесен стеной, и действительно среди остатков крепостных сооружений
IV в. можно установить следы более древней постройки, может быть,
VI в. В эту эпоху Капитолий вошел в городскую черту, и город занимал
шесть главных холмов: Палатин, Капитолий, Усквилин, Виминал, Квиринал
и Целий. Что касается Авентина, то его заселение произошло, по-видимому,
только в середине V в.
Легенда о возникновении Рима
Историческая традиция, сохранившаяся у греческих и римских историков
и нашедшая свое отражение в поэзии (у Вергилия), так излагает
легенду о возникновении Рима. Троянец Эней, сын богини Афродиты
и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном
своим Асканием (или Юлом) Эней бежал и после долгих странствований
прибыл к берегам

Легенда об основании Рима | izi.TRAVEL

По легенде, в гроте на Палатинском холме пастух Фаустул нашёл выкормленных волчицей младенцев – Ромула и Рема. Они выросли и узнали, что их настоящие родители – это бог войны Марс и жрица Рея Сильвия. А дедом Ромула и Рема был царь города Альба Лонга Нумитор, свергнутый с трона своим братом. Братья вернулись в Альба Лонгу и вернули власть своему деду. Однако жить там не захотели, а вместо этого решили основать свой город.
Ромул выбрал для нового города холм Палатин, а Рем предпочёл соседний Авентин. Историк Тит Ливий рассказывает, что братья решили гадать, кто прав, по полёту птиц. Рем увидел над своим холмом шесть коршунов, а Ромул – двенадцать. Близнецы горячо заспорили, и Ромул убил Рема. Другая, более известная версия гласит, что Рем, дразня брата, перешагнул борозду, которой тот обозначил границу города. Финал всё тот же: Ромул рассердился и убил Рема.
Легенда легендой, а в 2007-м году археологи обнаружили внутри одного из склонов Палатина полое пространство с мозаиками на стенах. Высказывают предположение, что это, может быть, и есть тот самый грот Люперкалий, в котором волчица вскормила легендарных основателей Рима.
File1:Rubens, Peter Paul — Romulus and Remus — 1614-1616 commons.wikimedia.org
Автор:Peter Paul Rubens en.wikipedia.org
Лицензия:commons.wikimedia.org
File2:roma 2010 www.flickr.com
Автор:ho visto nina volare www.flickr.com
Лицензия: creativecommons.org

Легенды об основании Рима кратко

По велению Ромула, новый город принимал в ряды своих жителей всех желающих. Возникновение Рима привело в его стены беглых рабов, разорившихся крестьян, авантюристов и изгнанников. Новый город испытывал острый дефицит женщин. Чтобы решить эту проблему, правитель Рима организовал праздник в честь урожая. В разгар праздника латиняне похитили жительниц соседнего племени – прекрасных сабинянок.

Это событие едва не закончилось войной, но похищенные женщины сумели примирить латинян и сабинян. Римляне и сабиняне заключи мир, и в течение шести лет Римом правили два царя – Ромул от латинян и Тит Таций от племени сабинян. После смерти Тация Ромул остается единовластным правителем и первым царем Рима пожизненно.

Вознесение Ромула

Легенда об основании Рима кратко говорит о смерти основателя этого города. В ней упоминается, что Ромул исчез при заседании сената. Наступившее солнечное затмение заставило народ разбежаться, оставив своего царя. Позднее патрициев обвиняли в смерти царя, но общенародное мнение свелось к тому, что Ромул был вознесен на небо. Римляне считали Ромула своим патроном-хранителем в виде бога Квирина. Алтарь патрона-хранителя Рима находился на Квиринальском холме.

Семь царей Рима

Царский период начался в 6 веке до н. э. и продолжался целое столетие. Отличительной его чертой было отсутствие преемственности и четкого порядка престолонаследия у римлян. Коротко о каждом из царей можно сказать следующее.

Краткие характеристики царей

Ромул отличался божественным происхождением. Считается основателем Рима. Создал Сенат. Разделил древний город на три части.
Нума Помпилий — второй правитель Рима — был выбран народом за талант, организаторские способности и умение проводить реформы. К его заслугам относят образование союза мастеров и ремесленников, введение нового календаря, в котором было 365 дней, упорядочивание религиозных культов, в частности запрет на человеческие жертвоприношения.
Тулл Гостилий в первой половине своей жизни был богатым землевладельцем. Став царем, обнаружил воинственные черты своего характера и стал вести многочисленные войны с соседями. В результате его правления площадь Римского государства была существенно расширена.
Анк Марций был внуком Тулла. Из-за своего тихого нрава чуть не лишился трона. Вынужден был постоянно отбивать атаки воинственных соседей, присоединил к владениям Рима несколько городов этрусков.
Тарквиний Древний – единственный царь Рима из племени этрусков. Владелец огромного состояния, он получил престол Рима. Взял в жены дочь предыдущего царя. Провел ряд войн с этрусками и латинами. Вел работы по преобразованию Рима. Именно при нем в городе стали функционировать водопровод и канализация, появились каменные мостовые, стали возводиться первые каменные частные дома.
Сервий Туллий был рабом, но получил хорошее образование. Получил трон благодаря жене Тарквиния. Провел ряд реформ в армии, разделил Рим по территориальному принципу, возвел массу оборонительных сооружений. Дал гражданские права плебеям, даровал свободу рабам. Пользовался всеобщей любовью.
Тарквиний Гордый – последний, седьмой царь Рима. Пришел к власти с помощью государственного переворота, злодейски убив Сервия. Существенно урезал права низших классов, отняв у плебса все дарованные ранее свободы. В итоге был изгнан вместе с сыновьями из Рима. Закончил свою жизнь в 510 г. при попытке вернуть себе власть.
Так закончилась первая, царская эпоха в жизни Вечного города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *