Легенда о окжетпес

Казахские народные сказки | Легенды о родной земле | Легенда о горе Окжетпес

Кто знает, до Жеке-батыра или после него, но жил на белом свете в том же Бурабае батыр по имени Окжетпес. Мальчик с первых дней жизни показал себя смышленым и сильным. Рос он, как говорят, не по дням, а по часам, и в десять лет стал таким высоким, что стрела, которую пускали в небо его сверстники, не долетала до его груди. Поэтому его и прозвали Окжетпес — «Стрелой не достать». Еще при жизни он стал легендарной личностью, все им гордились и восхищались. И какого он был роста, такой же огромной обладал силой. Ни одна лошадь, ни один верблюд не могли носить на себе его тяжелые доспехи и самого Окжетпеса, поэтому он ездил на огромном слоне…
В истории казахского народа не было такого десятилетия, чтобы в Великой степи были мир и покой. Словно голодные волки, стая за стаей обрушивались враги на мирных жителей. И каждый раз батыр Окжетпес сражался с ними на северных границах и всегда побеждал врагов, прогоняя их прочь.
Во время очередного нашествия врагов оказалось так много, что даже сосчитать их было невозможно. И вот уже много дней сражался с ними великан Окжетпес, но число вражеских воинов не убывало, а только увеличивалось. На месте двух-трёх убитых появлялись четыре-пять, словно они вырастали, как отрубленные головы у сказочного дракона. И все же великану Ок-жетпесу удалось прогнать врагов. Они побежали прочь, прося пощады. И усталый великан, не спавший несколько дней, а все время рубивший вражеские головы, не стал их преследовать… Зычным голосом, от которого содрогнулись небеса, послал Окжетпес вдогонку врагам несколько проклятий, а сам решил немного отдохнуть.
Он присел на берег озера Кумисколь, расстегнул свои доспехи, снял одежду и с чувством исполненного долга окунулся в серебристые волны. Казахи знали об особенностях воды этого озера: она легко заживляла раны. После великих сражений собирались батыры на берегу, купались в лечебной воде, залечивали раны. Понежился в воде Окжетпес, искупался, подняв вокруг себя пятиметровые волны.
После купания решил отдохнуть великан и прилег среди сочных луговых трав, среди высоких и стройных сосен, у подножия горы Кокшетау. Заснул безмятежно богатырь, спасший родную землю от вражеского нашествия, от усталости забыл об осторожности.
Но коварные враги, видя, что их никто не преследует, решили вернуться назад, чтобы снова сразиться с Окжетпесом. Только теперь они стали хитрее. Они подослали своих лазутчиков, которые и проследили за великаном. Те донесли весть о том, что их страшный враг великан Окжетпес заснул у подножия горы… И тогда прибежали поспешно к тому месту, где спал богатырь, многочисленные вражеские воины и напали на него… Они набросили на спящего многочисленные веревки, пытаясь связать его. Но тут великан проснулся, и поскольку оружия у него в руках не было, он стал выдергивать из земли сосны и березы вместе с корнями и этими деревьями стал крушить врагов.
Но на этот раз врагов было так много, что они, несмотря на большие потери, продолжали нападать на него. И тут понял богатырь, что пришел его последний час, потому что устал он очень от бесчисленных врагов и бесконечных сражений. И запнулся великан Окжетпес о большой камень на дороге, и упал на землю. Тут же, как муравьи, набросились на него враги и стали вязать его веревками по рукам и ногам. Но не таков был богатырь Окжетпес, чтобы попасть в плен! Закричал Окжетпес во весь свой голос, взывая к небесам: «О, Великий бог Неба Тенгри! Не дай врагам восторжествовать надо мной! Преврати меня в камень!»
И услышало Небо бесстрашного великана, и превратило его в огромную неприступную скалу.
Воинственный слон великана, увидев, что хозяин его погиб в сражении, пришел к этой скале, лег на ее вершину да так и застыл, превратившись в камень.
Так рассказывают наши предки о возникновении скалы Окжетпес и большого камня на ее вершине, очень похожего на огромного боевого слона.

Легенда об Окжетпесе — начальные классы, прочее


Древнее предание о скале Окжетпес.

До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днём он рос всё больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделён недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутёк.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошёл в лес у подножия Кокшетау и залёг в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

Скала Окжетпес | Достопримечательности Борового


Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык — не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широкоизвестной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.
1…Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…
Грозный хан Среднего жуза — Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…
Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку?
Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.
Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:
— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…
Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни — бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)…
Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас -скала — загадка, или как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера всмотреться на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.
2.. .Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
— Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, -заявила она отцу.
— Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.
Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:
— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову,..
Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу:
— Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
— Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.
Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:
— Отец, — сказала она, — голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…
Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.
Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.
Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:
— Зачем ты забралась на вершину горы?
— Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, — ответила она ему…
Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:
…В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется…
А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.
До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпес ом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недрги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

Легенда о гордой Калмычке и скале Окжетпес. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Публикации по теме:
«Легенда есть на белом свете». Стихи о профессии воспитателя
Это стихотворение я посвящаю всем воспитателям, бескорыстно отдающим частицу своего сердца и души детям. «Легенда есть на белом свете» Легенда.
«Легенда о Юноше и Свече». Конспект интегрированного занятия из цикла «Музыка — язык наших чувств»
Занятие по художественно-эстетическому развитию дошкольников (образовательная область — музыка) Тема: «Музыкальный салон «Легенда о юноше.
Легенда о создании Борового…
Отдыхая в крае вечно молодого Синегорья, как в народе называют «Жемчужину Казахстана» Боровое, знакомясь с достопримечательностями, мы услышали.
Музыкальное развлечение «Легенда о Симбирских реках»
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ» «ЛЕГЕНДА О СИМБИРСКИХ РЕКАХ» (Старший дошкольный возраст) ВЕДУЩАЯ: Скажите, какая река самая крупная.
Сценарий тематического театрализованного представления «Легенда рождественской ели»
Сценарий тематического театрализованного представления непосредственной образовательной деятельности Тема НОД: «Легенда рождественской ели».
Технология моделирования. Легенда об Эхирите и Булагате
Технология моделирования. По теме «Буряты коренные жители Сибири» я рассказала детям легенду «Кто мы – Эхириты и Булагаты». Для лучшего.

Сакральная география: скала Окжетпес ? Кокшетау Онлайн

Величественна скала Окжетпес (в переводе на русский язык «не долетит стрела»). Высота ее не превышает 300 метров над уровнем моря. Она — украшение берега озера Аулиеколь (Боровое). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широко известной сегодня поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды «Окжетпес» и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства.

Наиболее известны в народе три легенды о скале Окжетпес.

Боровое, путешествие по Голубому заливу — скала Окжетпес. Фото Кокшетау Онлайн
…Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…
Грозный хан Среднего жуза — Абылай — нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…
Однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей в родные края из похода. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно — кому отдать плененную юную красавицу-калмычку?
Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы-калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.
Пленница прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:
— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…
Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни -бросилась с вершины горного утеса в воды озера Аулиеколь (Боровое).
Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденное: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас — скала-загадка, или, как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.
Боровое, путешествие по Голубому заливу — Сфинкс (Жумбактас). Фото Кокшетау Онлайн
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой задумчивой старушкой, то молодой целеустремленной девушкой… Некоторые же не связывают облик этой скалы с молодой или старой женщиной, а считают ее символом мятущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера смотреть на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.
***
Давным-давно это было. Жил-был у озера Боровое зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
— Моим мужем будет наш батрак — пастух Касым, — заявила она отцу.
— Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.
Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании, и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:
— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову…
Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу:
— Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
— Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.
Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:
—  Отец, — сказала она, — голову Касыму ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…
Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.
Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса и, чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами, и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.
Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:
—  Зачем ты забралась на вершину горы?
— Если бы твоя стрела во второй раз не долетела до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, -ответила она ему…
Помимо этих двух широко известных в народе легенд путешественнику И.Т. Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес.
…В дальние времена, когда только казахи владели Великой Степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путникдоберется…

А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.

До Жеке-батыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Панорамные виды с горы Кокшетау (Синюха): поляна Абылай хана, озеро, Окжетпес. Фото Кокшетау Онлайн
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться, и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными — безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами. Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу, так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

занятие окжетпес.docx — конспект занятия Легенда о горе …

о горе Окжетпес
Враг подкрался к нему поутру.
«Чем отдаться мне в руки врагов
Превратиться я в камень готов»­
Крикнул он, поднимая слона.
Правда эта пусть будет одна.
С той поры гора здесь стоит
И людская молва говорит:
« Покорить невозможно степей
Где растят таких сыновей».
­ О чем это стихотворение?
­ Как вы думаете, куда нам предлагает Самкур отправится в путешестие?
Путешествие на гору «Окжетпес»–(воспитатель предлагает детям
отправиться в путешествие на воздушном шаре, Отмечают это место на
карте Казахстана).
Виртуальная прогулка по горе «Окжетпес»(презентация, дети
внимательно рассматривают)
Чтение легенды
Кто знает, до Жеке­батыра или после него, но жил на белом свете в том же
Бурабае батыр по имени Окжетпес. Мальчик с первых дней жизни показал
себя смышленым и сильным. Рос он, как говорят, не по дням, а по часам, и в
десять лет стал таким высоким, что стрела, которую пускали в небо его
сверстники, не долетала до его груди. Поэтому его и прозвали Окжетпес ­
«Стрелой не достать». Еще при жизни он стал легендарной личностью, все им
гордились и восхищались. И какого он был роста, такой же огромной обладал
силой. Ни одна лошадь, ни один верблюд не могли носить на себе его тяжелые
доспехи и самого Окжетпеса, поэтому он ездил на огромном слоне…
В истории казахского народа не было такого десятилетия, чтобы в Великой
степи были мир и покой. Словно голодные волки, стая за стаей обрушивались
враги на мирных жителей. И каждый раз батыр Окжетпес сражался с ними на
северных границах и всегда побеждал врагов, прогоняя их прочь.
Во время очередного нашествия врагов оказалось так много, что даже
сосчитать их было невозможно. И вот уже много дней сражался с ними
великан Окжетпес, но число вражеских воинов не убывало, а только
увеличивалось. На месте двух­трёх убитых появлялись четыре­пять, словно
они вырастали, как отрубленные головы у сказочного дракона. И все же
великану Ок­жетпесу удалось прогнать врагов. Они побежали прочь, прося
пощады. И усталый великан, не спавший несколько дней, а все время
рубивший вражеские головы, не стал их преследовать… Зычным голосом, от
которого содрогнулись небеса, послал Окжетпес вдогонку врагам несколько
проклятий, а сам решил немного отдохнуть.
Он присел на берег озера Кумисколь, расстегнул свои доспехи, снял одежду и
с чувством исполненного долга окунулся в серебристые волны. Казахи знали
об особенностях воды этого озера: она легко заживляла раны. После великих

Легенда о горе Окжетпес / Казахские сказки — ?аза? ертегілері / ..О природе


Легенда о горе Окжетпес
Кто знает, до Жеке-батыра или после него, но жил на белом свете в том же Бурабае батыр по имени Окжетпес. Мальчик с первых дней жизни показал себя смышленым и сильным. Рос он, как говорят, не по дням, а по часам, и в десять лет стал таким высоким, что стрела, которую пускали в небо его сверстники, не долетала до его груди. Поэтому его и прозвали Окжетпес — «Стрелой не достать». Еще при жизни он стал легендарной личностью, все им гордились и восхищались. И какого он был роста, такой же огромной обладал силой. Ни одна лошадь, ни один верблюд не могли носить на себе его тяжелые доспехи и самого Окжетпеса, поэтому он ездил на огромном слоне…
В истории казахского народа не было такого десятилетия, чтобы в Великой степи были мир и покой. Словно голодные волки, стая за стаей обрушивались враги на мирных жителей. И каждый раз батыр Окжетпес сражался с ними на северных границах и всегда побеждал врагов, прогоняя их прочь.
Во время очередного нашествия врагов оказалось так много, что даже сосчитать их было невозможно. И вот уже много дней сражался с ними великан Окжетпес, но число вражеских воинов не убывало, а только увеличивалось. На месте двух-трёх убитых появлялись четыре-пять, словно они вырастали, как отрубленные головы у сказочного дракона. И все же великану Ок-жетпесу удалось прогнать врагов. Они побежали прочь, прося пощады. И усталый великан, не спавший несколько дней, а все время рубивший вражеские головы, не стал их преследовать… Зычным голосом, от которого содрогнулись небеса, послал Окжетпес вдогонку врагам несколько проклятий, а сам решил немного отдохнуть.
Он присел на берег озера Кумисколь, расстегнул свои доспехи, снял одежду и с чувством исполненного долга окунулся в серебристые волны. Казахи знали об особенностях воды этого озера: она легко заживляла раны. После великих сражений собирались батыры на берегу, купались в лечебной воде, залечивали раны. Понежился в воде Окжетпес, искупался, подняв вокруг себя пятиметровые волны.
После купания решил отдохнуть великан и прилег среди сочных луговых трав, среди высоких и стройных сосен, у подножия горы Кокшетау. Заснул безмятежно богатырь, спасший родную землю от вражеского нашествия, от усталости забыл об осторожности.
Но коварные враги, видя, что их никто не преследует, решили вернуться назад, чтобы снова сразиться с Окжетпесом. Только теперь они стали хитрее. Они подослали своих лазутчиков, которые и проследили за великаном. Те донесли весть о том, что их страшный враг великан Окжетпес заснул у подножия горы… И тогда прибежали поспешно к тому месту, где спал богатырь, многочисленные вражеские воины и напали на него… Они набросили на спящего многочисленные веревки, пытаясь связать его. Но тут великан проснулся, и поскольку оружия у него в руках не было, он стал выдергивать из земли сосны и березы вместе с корнями и этими деревьями стал крушить врагов.
Но на этот раз врагов было так много, что они, несмотря на большие потери, продолжали нападать на него. И тут понял богатырь, что пришел его последний час, потому что устал он очень от бесчисленных врагов и бесконечных сражений. И запнулся великан Окжетпес о большой камень на дороге, и упал на землю. Тут же, как муравьи, набросились на него враги и стали вязать его веревками по рукам и ногам. Но не таков был богатырь Окжетпес, чтобы попасть в плен! Закричал Окжетпес во весь свой голос, взывая к небесам: «О, Великий бог Неба Тенгри! Не дай врагам восторжествовать надо мной! Преврати меня в камень!»
И услышало Небо бесстрашного великана, и превратило его в огромную неприступную скалу.
Воинственный слон великана, увидев, что хозяин его погиб в сражении, пришел к этой скале, лег на ее вершину да так и застыл, превратившись в камень.
Так рассказывают наши предки о возникновении скалы Окжетпес и большого камня на ее вершине, очень похожего на огромного боевого слона.
Источник — www.ertegi.ru
1712

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *