Легенда о основании киева

Содержание

Легенда об основании Киева

Вторым после Новгорода важнейшим городом на пути «из варяг в греки» стал Киев.
Легенда, приведённая в древнейшем общерусском летописном своде — «Повести временных лет», так говорит об основании Киева.
Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры — в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян.
После смерти братьев пришли в Киев хазары и потребовали платить им дань. Поляне вынесли хазарам с каждого двора по мечу. Вернувшись домой, показали хазарские послы своему владыке дань полян, и сказали тогда мудрецы хазарские: «Недоброе сулит нам эта дань. Мы воюем саблями, острыми лишь с одной стороны, а эти мечи с двух сторон остры. Как бы не случилось так, что не мы с них дань брать будем, а они с нас, да и с других народов». Жили в племени полян три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Имена же младших остались в названиях киевских гор Щёковицы и Хоривицы, а имя сестры — в названии реки Лыбедь. От Кия и его братьев пошли первые князья полян.
18.03.2019
Краткая история России

Основание Киева: мифы, легенды, версии | znaj.ua

Историю из «Повести временных лет» знают почти все. Можно даже просто процитировать:
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве”.
Чтобы Кий и его братья не выглядели мифическими персонажами, летописец даже уточняет, что киевский князь ездил в Византию и его принимал сам император. При этом Нестор упоминает версию, по которой Кий был простым перевозчиком через Днепр, но сам ее и опровергает. Дескать, это все злые языки говорят.
Другие источники
Беда с «Повестью временных лет» всегда одна – уже в те годы на Руси прекрасно знали, что такое политическая конъюнктура и цензура. Так, например, в другой летописи – новгородской – содержатся сведенья о том, что Киев был основан в 854 году. При этом большинство историков сходятся на том, что основан он был раньше, а новгородцы просто пытались представить свой город более древним и значимым для Руси.
Так когда же был основан Киев? В Записках императора Константина Багрянородного, составленных не позднее 952 года, город фигурирует под двумя названиями: «крепости Киоава, называемой Самватас». Самватас – это, скорее всего, хазарское название Киева, потому что приставку «сам» хазары часто использовали для обозначения крепостей.
Это же слово мы встречаем на надгробной плите, найденной археологами близ Константинополя, которая гласит, что здесь похоронен Хильбудий, сын Самбатаса. По свидетельствам Прокопия Кессарийского, Хильбудий был славянином-наемником, который служил у византийского императора Юстиниана I. Некоторые историки и вовсе склонны ассоциировать Хильбудия с Кием, но таких радикальных предположений мы делать не будет. Просто остановимся на том, что название Самбатас или Самватас фигурирует в источниках, относящихся к VI веку н.э., а значит Киев уже, возможно, существовал.
Это косвенно подтверждает и армянский источник под названием «История Тарона», датируемый VII веком. Там упоминаются некие братья Куар, Мелтей и Хореан, которые основали город. Хотя отождествление их с Кием, Щеком и Хоривом может быть только предположением.
Хазарский след
Часть историков (например, Георгий Вернадский, сын знаменитого Владимира Вернадского) полагают, что Киев имел хазарское «имя» не просто так. И именно хазары могли его и основать. Основным доводом в пользу этой версии является не только наличие названия Самватас, но и тот факт, что малочисленное племя полян вряд ли стало бы строить город на самой границе с территориями кочевников. Ведь его бы быстро взяли штурмом.
А вот хазары, которые тогда как раз набирали вес в регионе, вполне могли это сделать. Жить в этом городе, естественно могли и хазары, и славяне, шла активная торговля, вот Киев и имел два названия. Версия интересная и заслуживает внимания в любом случае.
Экзотические версии
Среди других теорий насчет основания Киева есть, например, версия историков М. Щербатова и Г. Миллера, которые утверждали, что город был основан гуннами. Эта версия слабо выдерживает критику, ведь нет никак серьезных источников, где сохранились бы малейшие сведения о том, что гунны вообще основывали какие-то крепости и города в этих землях. Вся аргументация Миллера строилась на том, что некоторые средневековые источники именуют Киев Унигардом, что созвучно со словами «унну» или «хунну».
А вот Василий Татищев считал, что город основали сарматы до того, как были просто вытеснены славянами. В таком случае, Киев получается древнее веков на пять или шесть. С другой стороны, никто не мешал сарматам иметь на этом же месте какое-то укрепление или временную стоянку. Вот только городом это называть все-таки было бы преувеличением.
Кроме того, есть также версия, что Киев был основан готским королем Книве, а некоторые даже ассоциирует его с столицей государства легендарного Эрманарика. Впрочем, эти версии не имеют серьезной доказательной базы и проигрывают даже «хазарскому варианту».
Что в итоге?

легенда об основании Киева — Школьные Знания.com

Широкое распространение получила легенда, согласно которой город-государство Киев был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедь. Город был назван по имени старшего из братьев — Кия — легендарного князя восточных славян.
Легенда впервые приводится в «Повести временных лет», но историки считают, что она является мифом и использовалась летописцами для объяснения названия киевских местностей. Летописцы также считали Кия и его братьев родоначальниками полянского племени славян.
Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда была написана в летописи специально для братьев Аскольда и Дира, для того чтобы объяснить им историю города, в котором они хотели править. Точно время правления Кия в легенде не указано, поэтому очень сложно определить точный возраст города Киева.
Согласно легенде, славяне были единым народом еще в первом веке нашей эры (при апостолах Христа) и жили в то время на берегах Дуная. Позже, под давлением ромеев (римлян), они были вынуждены переселиться, и осели на берегах Борисфена (Днепра). Это было племя полян, получившее название от того, что сидели «в поле» и занимались земледелием м животноводством. И действительно, сведения о переселении славянских племен с берегов Дуная на север нашли свое подтверждение — до 106 года нашей эры римский император Траян завоевал придунайские земли. Окончательно славяне осели на месте нынешнего Киева после опустошительного вторжения племен гуннов в 376 году нашей эры.
Далее легенда повествует о том, что после смерти братьев Киев начинает притесняться окрестными племенами (в особенности древлянами) и вынужден платить непомерную дань хазарам. К концу седьмого века нашей эры поляне и другие славянские племена действительно попадают под власть Хазарского каганата, которому платили дань почти два столетия.
Но еще до власти Хазарского каганата славянские племена входили в состав империи гуннов под предводительством Атиллы в период с 376 по 453 годы нашей эры. Именно после начала распада империи в 453 году, по мнению историков, мог появиться легендарный Кий, основатель Киева и первый князь славян. Некоторые летописи говорят о том, что в шестом-седьмом веке нашей эры у славянских племен в управлении была своеобразная «демократия», поэтому один человек не мог править единолично, но это пока еще не подтвержденная информация.
В «Повести временных лет» начало (происхождение) Русской земли связывается с появлением варягов (викингов) и первым военным походом на Византию (Константинополь) в 860 году. Однако летописец затрагивает и вопрос начала государственности — «кто в Киеве начал княжить». Также летопись четко говорит о том, что к моменту ее написания «киевляны» уже прекратили платить дань хазарам и стали повелевать другими народами и племенами. Согласно летописи, история Русской земли — это история племени полян, назвавшихся «русью» и сумевшими добиться превосходства над другими славянскими племенами.

Две легенды об основании Киева (к вопросу об участии хазар в основании Киева) | Статья в сборнике международной научной конференции

Сегодня,
рассматривая вопрос об основании Киева, мы, в первую очередь,
опираемся на легенды, которые сохранились в русских летописях. К ним
можно добавить еще один документ – отрывок из «Истории
Тарона» армянского автора Зеноба Глака.
В
русских летописях предание об основании Киева сохранилось в двух
основных версиях. Начальный летописец с первых же слов дает
обоснование названию Киева: «Якоже древле царь Римъ, назвася и
во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и
паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его
Александриа; и по многая мbста
тако прозвани быша грады в имена царев
тbхъ
и князеи тbхъ:
тако жъ и в нашеи странb
званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако
перевозника бывша; инbи
же: ловы дbяше
около города» [1, с. 103]. Дальше летописец конкретизирует
детали основания города на Днепре: «В лbто
6352. Начало земли Рускои. Живяху кождо съ родомъ своимъ на своихъ
мbстех
и странахъ, владbюща
кождо родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму же
имя Щекъ, третьему же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сbдяше
Кыи на горb,
идbже
нынb
увоз Боричевъ, и бb
с родомъ своимъ; а братъ его Щекъ на друзии горb,
от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася
Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старbишаго
и наркоша имя Кыевъ» [1, с. 104 – 105].
Нестор,
сохраняя основную канву легенды начального летописца, несколько
уточняет ее. Эти уточнения можно объяснить несколькими моментами.
Во-первых, он считает себя Полянского рода, и сразу выделяет полян
среди других славянских племен: «Поляномъ же живущим особb
и владbющимъ
роды своими». Другие славянские племена для него «прочии
погани» [2, с. 16, 22]. Во-вторых, летописец представляет
версию о перевозчике более подробно с той лишь целью, чтобы
опровергнуть ее, обосновывая детально княжеское происхождение Кия:
«Инии же, не вbдуще,
ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть; у Киева бо перевозъ бяше тогда
съ оноя страны Днепра, тbмь
глаголаху: на перевозъ на Киевъ. Аще бо быль перевозникъ Кый, то не
бы ходилъ къ Царюграду» [2, с. 18]. Предание начального
летописца, дополненное Нестором, продолжало существовать и
записываться в русских землях вплоть до нового времени.
Новгородская
летопись датирует время основания Киева 854 годом. Но в вопросе даты
основания города обратимся к источнику, который уже существовал до
этого, скорее всего условного, года основания, и не был известен
русским летописцам. В «Истории Тарона», написанной, по
мнению Н. Я. Марра, в VII
веке есть вставка, которая не относиться непосредственно к истории
Армении. Н. Я. Марр обратил внимание на поразительное сходство этой
легенды с преданиями русских летописей об основании Киева. По
армянской легенде три брата Куар, Мелтей и Хореван основывают три
города и дают им названия по своим именам. А позже, поднявшись на
гору Каркея, основывают там селение [3, с. 60]. Армянская и русская
легенды совпадают рядом конструктивных деталей, числом героев и даже
описанием природы, где был заложен город. Основным отличием двух
свидетельств об одном событии является сохранение в армянской легенде
племенного, а не кровного родства героев. Именно в этом контексте
необходимо и рассматривать личности самих братьев, а, следовательно,
и событие основания города.
Как
и все предания, легенда об основании Киева в русских летописях имеет
два пласта – мифологический и исторический. Вернее, таковыми мы
их видим сейчас, для людей того времени они воспринимались в
неразрывном единстве. Как мы уже отмечали выше, армянская версия была
написана раньше по времени и сохранила больше деталей были, в отличие
от русских летописей, связанных с рядом мифических напластований. К
тому же, отрывок из «Истории Тарона» отодвигает дату
основания Киева, по крайней мере, к периоду конца VII
– начала VIII
веков. В этой связи рассматривать легенды об основании Киева, а с
ними и личности основателей необходимо именно с позиций
историко-этнической ситуации, которая сложилась в Среднем Поднепровьи
в этот период.
Полянский
племенной союз сформировался в результате консолидации двух племенных
групп – словен-дулебов и антов. Наследие тех и других
подтверждается археологически, и сохранялось еще в раннем
Средневековье Руси [4, с. 112]. Толчком же к основанию укрепленного
поселения Киева послужило вторжение носителей волынцевской культуры с
Левобережья Днепра. Племенных групп таким образом становиться три –
анты, дулебы и северы, в рядах которых были кочевники.
Археологические исследования доказывают присутствие «салтовцев»
в VIII
веке на территории Киева [5, с. 137]. В этом случае присутствие в
летописях трех братьев «с родами своими» вполне
объяснимо. Братьями по крови Кий, Щек и Хорив становятся позже, в
представлении славянских летописцев, которые были подвергнуты закону
жанра – основание города тремя братьями. В любом случае они
стали братьями, заложив город и создав единый Полянский союз.
Тройственное соправительство, которое сохранялось вплоть до IX
столетия, стало основой договора между племенами, заключенного при
вторжении северы в полянские земли. Именно в такой ситуации Кий
оказывается «перевозчиком». Это не унижение достоинства
князя, а указание на переправу князя и его людей с левой стороны
Днепра. Кий – является северским антом, предводителем
вторгнувшихся племен с Днепровского Левобережья. Этим и объясняется
мифический пласт легенды – именно от антов в славянской среде
распространился миф о Кие-Свароге и связанные с ним представления о
княжеской власти. Это был вариант славянского мифа о божественном
кузнеце Свароге, который победил Змея Трояна. Имя старшего брата
восходит к индоевропейскому обозначению божественного кузнеца –
Кия, победителя Змея. Однако в летописях этот мифический пласт
легенды отражения не нашел. После крещения Руси и борьбы с языческими
пережитками, он был просто вычеркнут. Но сведения о том, что Кий
пришел «из диких полей» и мифические предания о Ковале
сохранялись в киевской округе вплоть до XVIIІ
века [6, с. 21]. В отношении Кия как исторической личности,
украинский историк О. В. Борисова переводит имена трех братьев с
санскрита как «Царь (конунг, князь) имеющий право брать
(грабить, накладывать дань)» [7, с. 20]. Данный перевод, а
вернее версия об одном основателе, а не трех, заставляет по-новому
взглянуть на историю основания Киева. Если Кий – царь,
предводитель пришлого из степей населения, тогда Лыбедь в этом случае
не сестра, а жена могущественного представителя степного племени.
Вполне отвечает реалиям того времени.
Интересным
выступает и тот факт, что после образования Киевской Руси, население
«диких полей» сохраняет профессию своего знаменитого
предка – «перевозчика» Кия. Это население,
обосновавшееся в XI – XIV веках в бассейне Северского Донца и
Дона, не раз упоминается в письменных источниках под именем
«бродники». Кроме русских летописей, упоминание о
бродниках можно встретить и в западноевропейских и византийских
источниках. Так, посол Людовика Святого к Батыю Рубруквис, посетивший
южную часть Русской степи в 1253 г., описывает бродников как особый
алано-русский народ. Западноевропейский посол восхищается их военным
мастерством [8, с. 99, 105, 119].
Большинство
исследователей, опираясь на письменные источники, считают, что
бродники – это действительно смешанное население, которое
включало в себя славянский и алано-болгарский элементы [9, с. 66 –
70]. Византийский историк XII
– XIII
веков Никита Хониат считает бродников ветвью русских, называя их
«тавроскифы».
[10, с. 111].
Не
смотря на то, что они враги Византии, Хониат пишет о них как о
смелых, мужественных воинах. По мнению О. Б. Бубенка, бродники
русских летописей XII века – это аланы, а точнее население,
которое во многом наследовало салтовские и Среднеднепровские традиции
[11, с. 127 – 136]. Археологические древности, которые
интерпретируются с бродниками в бассейне Северского Донца были
открыты луганским археологом М. Н. Ключневым при исследовании
крепости-поселения у с. Нижнетеплое [12, с 42 – 45]. Род
занятий бродников и упомянутое голландским дипломатом и другими
авторами
их
военное мастерство подтверждает тезис о процессе этногенеза, а именно
– закрепленные во времени стереотипы поведения. Временной
период довольно большой – от полулегендарного Кия до бродников
XII
– XIII
веков. Именно стереотип поведения – менталитет –
позволяет четко проследить эволюцию этноса, рассмотреть его признаки,
как базовые, так и привнесенные извне. Напомним, что еще во времена
существования волынцевской археологической культуры смешанное
славяно-аланское населения формировалось в славянской среде как раз
как воины-всадники, да еще и «перевозчики», возглавляемые
Кием.
В
отношении братьев Кия, то их можно соотнести с дулебской и кочевой
частью союза. Нас, в большей степени, интересует Хорив. Название горы
«Хоривица», на которой сел этот брат, явно не славянское.
Некоторые исследователи видят в этом названии отражение имени
ветхозаветной горы Хорив, и связывают это с присутствием в Киеве
хазар [14, с. 337]. До принятия иудаизма, ранние хазары склонялись к
христианству, и скорее всего, были знакомы с библейской образностью
задолго до иудейских проповедей. С этой точки зрения название
происходит от библейской горы, а Хорив – это славянское
производное хазарского предводителя. В русских летописях его
неславянское происхождение забылось, однако мы можем найти его в
армянском источнике.
Лишь в отношении этого брата идет уточнение, что он поставил свой
город в области Палуни
(Поляне) и назвал его Хореан
[3, с.
60]. Основание городов Куаром и Мелтеем в этой области было
естественно, так они были славяне. В связи с этим, можно
предположить, что именно при посредничестве хазар эта легенда могла
попасть в армянскую хронику, они принимали в основании города
непосредственное участие и знали все детали этого предприятия.
Интересна в этом случае еще одна запись в летописи: «…и
наидоша я Козаре, сbдящая
в лbсbсхъ
на горах, и ркоша Козарb:
«платите
нам дань» [2, с. 24]. Исходя из этих слов Нестора, хазары
находились совсем рядом, в лесах, окружавших Киев. Вспомним текст
летописи об основания города: «И бяше около города лbсъ»
[2, с. 16]. Хазары полностью не ушли в степи, часть их продолжала
проживать в Киеве и в его околицах. Отношения со славянским
населением менялось с течением времени. А дань мечами была, скорее
всего, патриотически переосмысленная в более позднее время
капитуляция славянского населения перед более грозным, на то время,
противником.
Тюркские
корни, а вернее двойственность происхождения прослеживается и в
этимологии имени Кия. У славян – Кий означает дубина, боевой
молот, что можно связать с легендой про кузнеца-Сварога. В тюркском
значении Кий – высокий берег. В этой связи интересен еще один
источник, в котором также прослеживается тюркское начало основания
Киева. В труде «Об управление империей» Константина
Багрянородного Киев назван крепостью Киова, которую называют также
Самбатас [8].
Среди множества версий объяснения этимологии этого слова существует и
тюркско-хазарское: sam
– высокий, верхний, bat
– высокое укрепление. Это объяснение соответствует реальному
местоположению Киева. Возможно, что это более позднее название,
связанное с влиянием Хазарского каганата на развитие Руси.
Археологические исследования, находки монетных кладов только
подтверждают, что экономический подъем Киева проходил под эгидой
хазар.
Таким образом, основание
Киева, по сути, стало первой попыткой объединения аборигенов и
пришлого населения в единый союз под одним именем вокруг одного
городского центра. Хазары, приняв участие в основании Киева, дали
толчок для формирования его как города по европейским критериям,
которые существовали в то время: наличие торговли, экономики,
административных органов.
Литература:
Новгородская
первая летопись старшего и младшего изводов. – М.-Л.:
Издательство Академии Наук СССР. – 1950. – 659 с.
Повість
минулих літ: Літопис (за Іпатським списком) / [Пер.
з давньоруської, післяслово, комен. В. В. Яременка].
– К. : Рад. Письменник, 1990. – 558 с.
Марр
Н. Я.
Книжные легенды
об
основании
Куара
и в
Армении
и
Киева
на
Руси
/ Н. Я. Марр //
Избранные произведения.
Т. 5. – М.-Л.:
Государственное социально-экономическое издательство,
1935. – 689 с.
Седов
В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / В.В. Седов. – М.:
Наука, 1982. – 328 с.
Каргер
М. К. Древний Киев / М. К. Каргер. – Т. 1.— М.-Л.:
Издательство Академии наук СССР, 1958. – 580 с.
Гизель
И. Синопсис или Краткое собрание различных летописцев, о начале
славяно-российского народа. / И. Гизель. – К.: Типография
Лавры, 1680. – 218 c.
Борисова О. В. Релігійний чинник у геополітичних
устремліннях еліт України в добу Середньовіччя : монографія / О. В.
Борисова. – Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса
Шевченка», 2010. – 320 с.
Вильгельм де Рубрук Путешествие в восточные страны // Введение,
перевод и примечания А. И. Малеина. – СПб.: Тип. А. С.
Суворина, 1911. – С. 79 – 194.
Козловский А. А.
Этнический состав оседло населения южного Поднепровья в IX-XIV вв.
// Земли Руси в IX-XIV вв. (История и археология): Сб. Научных
трудов. – Киев, 1985. – С. 66 – 70.
Византийский
временник / Акад. наук СССР. Ин-т всеобщ. истории. – М.:
Наука, 1953 – Т.
41 /
[Редкол.: З. В. Удальцова (отв. ред.) и др.]. – 1980. –
311 с.
Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI
– начало XIII вв.) / О. Б. Бубенок.
– К. : Логос,
1997. – 224
с.
Ключнев М. Н. Исследование креп ости-поселеня XVII — XVIII вв. в с.
Нижнетеплое Луганской области / / Исследования археологических
памятников эпохи украинского казачества: Сборник научных трудов.
Вып. 3. – К, 1994. – С. 42 – 45.
Вернадский
Г. В. Древняя Русь
/
[Пер.
с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана. Под ред. Б. Николаева]. /
Г. В. Вернадский. –
Тверь: ЛЕАН, 1999. – 448 с.
Константин
Багрянородный Об
управлении империей. – 2 изд. – М.: Наука, 1991. –
496 с.

История Киева: легенда основания


История основания Киева описана в древней легенде.
Фото: Yuri Hnilazub/photos.com

История Киева уходит своими корнями в глубокую древность. Со школьной скамьи нам известна красивая легенда о возникновении Киева, которую увековечил в своей «Повести временных лет» Нестор Летописец. Согласно ей, в 482 г. три брата Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основали на живописных берегах Днепра город, ставший центром племени полян. Назвали город в честь старшего брата ? Киевом.

История Киева и всей Руси воссоздана в парке около села Копачив.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

История Киева: в парке проводятся различные исторические фестивали.
Фото: Sergey Anashkevitch/livejournal.com

Археологи утверждают, что история Киева началась за несколько тысяч лет до нашей эры. Но так как поселения племён, находившиеся на территории современного Киева, со временем пришли в упадок, то началом истории Киева принято считать конец V в. нашей эры, когда население стало проживать здесь постоянно. Археологические раскопки останков древнего городища на Старокиевской горе подтверждают этот факт.
С VI в. Киев постепенно обретает черты феодального города. Благодаря выгодному географическому положению, Киев привлекал князей, купцов, ремесленников, превративших его в крупный торговый и ремесленный центр Восточной Европы. Во времена правления новгородского князя Олега Киев стал княжеской столицей могущественного древнеславянского государства ? Киевской Руси.

Софийский собор ? древний памятник истории Киева.
Фото: Elya/ru.wikipedia.org

Золотые ворота ? ещё один памятник истории Киева времён Ярослава Мудрого.
Фото: Takearest.ru

Важнейшим событием в истории Киева стало принятие Русью христианства. В это время был построен первый каменный христианский храм ? Десятинная церковь. В XI в. по приказу князя Ярослава Мудрого были возведены Софийский собор, Золотые ворота, основан древнейший славянский монастырь ? Печерская лавра, открыта первая в Киевской Руси библиотека.
После смерти князя Владимира Мономаха в XII в. начался процесс дробления государства на множество княжеств. В 1240 г., воспользовавшись временным политическим ослаблением, внук Чингисхана ? Батый, собрав бесчисленные полчища монголо-татар, взял город приступом. Наступил кризисный момент в истории Киева. Почти сто лет монголо-татары бесчинствовали на украинских землях.
Новый период в истории Киева начинается в XV в., когда город вошёл в состав Великого Княжества Литовского. После объединения Литвы и Польши в одно государство наступил упадок славного города из-за притеснений его католической Польшей. Это привело к освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой под предводительством Б. Хмельницкого. В результате Киев и вся Украина были переданы в подданство Российской империи.

Военную историю Киева вам поведают в музее Великой Отечественной войны.
Фото: Dgri/en.wikipedia.org

После революции 1917 г. в России власть в Киеве переходит из рук в руки. Судьба города окончательно была решена в июне 1934 г., когда Киев вернул себе статус столицы УССР.
Трагические страницы истории Киева ? время Второй Мировой войны. После 72 дней героической обороны города, Киев был захвачен фашистскими оккупантами.
После освобождения столицы 6 ноября 1943 г. город возрождался стремительными темпами. Но доносы, чистки, ссылки в ГУЛАГ и расстрелы в тюрьмах НКВД держали население в паническом страхе до самой смерти И. В. Сталина.

Киево-Печерская лавра играет огромную роль в истории Киева.
Фото: Takearest.ru

В настоящее время Киев ? одна из крупнейших европейских столиц. Современный город не утратил связи с древностью. Вспомните об этом, проходя мимо Софии Киевской, памятников княгине Ольге и Б. Хмельницкому, любуясь панорамой на золотые купола Киево-Печерской лавры или просто прогуливаясь по Андреевскому спуску. Гордиться Киевом ? это в первую очередь знать его многовековую историю.
Полезная ссылка.

Основание Киева


??Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси легендой об основании Киева: в земле «мудрых и смысленных» полян князь Кий и два его брата, Щек и Хорив1, построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. От этой легенды веет глубокой стариной, теми эпическими временами, когда любили складывать сказания о трех братьях, иногда придумывая им имена по названиям местностей и урочищ. Древность легенды о Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем, что задолго до Нестора, еще в VIII в., она оказалась записанной в Армении, куда ее занесли, очевидно, славяне, переселенные в 737 г. в Закавказье арабским полководцем Мерваном. В XII в., когда появились сомнения в достоверности этой старинной легенды, летописцу Нестору пришлось произвести дополнительные разыскания об основателе русской столицы. Братья князя Кия — Щек и Хорив — не упомянуты вторично; они, очевидно, были придуманы для осмысления названий двух киевских гор — Щековицы и Хоребицы. Но о самом Кие Нестор сообщил очень интересные сведения, почерпнутые им из устных эпических сказаний: Кий был князем полян и ездил в Царьград, где был обласкан императором Византии. Из Константинополя князь Кий поехал на северную окраину империи к берегам Дуная и построил там крепость, в которой предполагал обосноваться вместе с соплеменниками. Однако другие славянские племена, жившие на Дунае, вынудили Кия и его полянские дружины бросить крепость Киевец на Дунае и возвратиться в свой родной Киев на Днепре, где Кий и умер, оставив своих потомков княжить в Полянской земле до конца IX в.
??К нашему сожалению, летописцу осталось неизвестным имя того императора, гостем которого был Полянский князь. Судя по всей исторической обстановке, поездка славянского князя к императору, постройка им города на Дунае, войны с «дунайцами» и возвращение в свои земли — все это очень характерно только для одного столетия византийской истории — для VI в., когда император Юстиниан нанимал на свою службу отдельных славянских князей и строил города на Дунае для борьбы с многочисленными «дунайцами», стремившимися прорваться внутрь империи.
??Рассказ Нестора о Кие очень напоминает рассказ Прокопия Кесарийского о современных ему событиях 530-х годов, когда Юстиниан назначил военным магистром Фракии некоего Хильбудия, «близкого к императорскому дому». Он поручил ему охрану Дуная, но через три года славяне разбили Хильбудия. Имя Хильбудия — антское, так как Прокопий говорит, что в земле антов потом объявился еще один Хильбудий, родом ант.
??Очень вероятно, что время жизни князя Кия и основание им города Киева падает на эпоху Юстиниана (527—565 гг.) или на близкое к нему время. Как мы уже выяснили, VI век был переломным во многих отношениях: именно тогда начались походы на Византию, формировались обширные союзы племен, выделялись наиболее влиятельные антские князья вроде Мезамира. Неудивительно, что русский историк XII в., желая ответить на вопрос, «откуду есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити», привлек древние народные сказания, восходящие, по всей вероятности, к тому же VI столетию.
??Конечно, «княжество» полян в VI—VII вв. представляло собой только союз племен, а не государство в нашем смысле слова. Здесь явно существовало заметное имущественное неравенство, резко выделялась племенная знать, пользовавшаяся серебряными и золотыми вещами, оружием и греческой богатой утварью, но феодальных отношений здесь еще не было. Племена полян и руси отличались среди других славянских племен большим богатством и яркостью культуры, а выдвижение Киева на первое место объясняется изменением исторических условий. Во-первых, Киев был удален от опасного степного пограничья; он был заслонен от набегов кочевников «великим бором», и это позволяло городу господствовать над лесостепью. Во-вторых, Киев находился на границе лесостепной и лесной зон и в самом выгодном месте этой границы — там, где многочисленные речные пути всего Верхнего Приднепровья стягивались к Днепру. Днепр тек из земли кривичей, Сож — из земли радимичей, Березина и Припять — из болотистых земель дреговичей, Десна — из земли северян. Так как именно в VI в. из этих верхнеднепровских земель началось массовое переселение на юг, к рубежам Византии, то путь по Днепру приобретал особо важное значение.
??Киев стоял стратегически так выгодно, что полностью запирал все эти речные пути из четырех славянских племенных союзов — все устья поименованных рек впадали в Днепр выше Киева. Поселение на месте Киева существовало уже в первые века нашей эры, но тогда культурные центры Среднего Приднепровья находились южнее, ближе к Роси и Тясмину. В VI же веке совокупность исторических условий закономерно выдвинула Киев на первое место. Это место он сохранял за собой на протяжении семи веков, став впоследствии столицей государства Руси, во много раз превосходившего племенное «княжение» полян.
в раздел

Легенды об основании Киева – WE LOVE UA

Ежегодно Киев отмечает годовщину со дня основания. Этот праздник выпадает на последнюю субботу мая. Официальный год основания столицы – 482 г, т.е. в 2016 году ей исполнилось 1534 года. Но так ли это на самом деле? Что мы знаем об истории основания Киева?

Когда и как это произошло и что думают наши уважаемые историки?

Археология и летопись

По свидетельству различных исторических источников мы получаем достаточно противоречивые сведения. Так, полагаясь на археологические находки, можно утверждать, что первые поселения на территории современного Киева осуществлялись примерно 15-20 тысяч лет назад. Это были небольшие поселения в районе Замковой горы, Подола, Оболони. Но это не значит, что Киев настолько стар, поскольку фактически эти малые поселения невозможно назвать настоящим городом.
Здесь на помощь археологам приходят народные сказания и летописи. Одна из самых известных на сегодня – об учреждении Киев-града провозглашает его учредителями братьями Кия, Щека, Хорива и сестрой их Лыбидью (на базе письменного источника «Повести временных лет», в которой к сожалению, не указаны ни точные даты правления князя Кия, ни год основания Киева). В честь старшего и был назван город, а именами других назвали горы и реку, протекавшую поблизости. Эта легенда нашла свое отражение и в иностранных источниках.

Известный в прошлом историк Николай Марр, утверждал, что в древнеармянских источниках была найдена легенда об основании города на территории правобережья, вблизи Днепра, которое носило название Куар. Поэтому рассказ об основании Киева считают одной из древнейших легенд Понтийского периода. Но как отмечает ученый, этот перевод был распространен в Армении еще в 4-5 вв., А первое письменное рассказ увидел свет в 7 в.
Так согласно армянской легенде основателей звали Куар, Мелтей и Хореан. Здесь можно проследить определенные сходства и отмены от нашей версии. Здесь Марр усматривает тесную связь с символикой и рассказами скифов (примерно 2500 лет назад). В соответствии с этим проведена параллель: три брата – три племени, где старший Кий – это скиф, который был основателем не только Киева, а еще с десятка поселений. Мелтей и Хореан – поляне, которые заложили камень своих городов на поле. После чего братья установили на горе два идола. И на этом моменте многие историки задумываются – Армения приняла христианство еще в 4 в., значит эта легенда гораздо древнее!

Две легенды имеют различия. Но полностью совпадают описания природы и местности.
Как отмечал в своих рукописях Византийский император Константин, ранее у Киева было другое название – Самватас. Историки выдвинули две версии по этому поводу. Первая теория заключается в том, что город существовал еще до прихода Кия и его людей на эти земли. Вторая говорит о возможности того, что таким названием столицу полянских земель одарили иностранцы.
В 1980-х годах были проведены раскопки, на базе которых в 1982 году Киев стал 1500-летним городом. Но не все археологи и историки соглашаются с этим. Они считают, что окончательное слияние различных хуторов и поселений произошло гораздо позже – в 8-10 вв.
Так что нельзя утверждать однозначно, сколько на самом деле лет Киеву. Поскольку историки весьма скептически относятся к «Повести временных лет» как действительно истинного источника о событиях прошлого, большинство из них приходит к выводу: один из старейших городов Украины может быть еще более древним.

Легенда об основании Киева и его первых правителях | Русь легендарная | Часть 1. И. Н. Данилевский. Предыстория Украины | Читать онлайн, без регистрации

Легенда об основании Киева и его первых правителях
Такое впечатление усиливается при чтении рассказа о знаменитых братьях-основателях новой столицы: «[И] быша 3 братья: единому имя Кии, а другому Щекъ, а третьему Хоривъ, [и] сестра ихъ Лыбедь. Седяще Кии на горе, гдеже ныне увозъ Боричевъ, а Щекъ седяше на горе, гдеже ныне зовется Щековица, а Хоривъ на третьеи горе, от негоже прозвася Хоревица. И створиша градъ во имя брата своего стареишаго, и нарекоша имя ему Киевъ».
Дело здесь даже не столько в том, что текст вновь насыщается упоминанием «гор», сколько в имени одного из братьев, Хорива. Еще Г. М. Барац в 1924 г. отметил совпадение его имени с названием библейской горы Хорив («сухой, пустой, разоренный»), расположенной в Аравийской пустыне. Именно на ней Моисею было явление Божие в купине горящей и несгораемой; здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы; здесь из среды огня Господь изрекал Закон Израилю. Восточный хребет Хорива называется Синаем, в связи с чем в Св. Писании эти два топонима смешиваются. Так, дарование Богом Закона Моисею связывается то с Синаем, то с Хоривом. Во всяком случае, под Хоривом в Библии разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем – только одна из гор этой группы. Так что, уже само упоминание имени третьего из легендарных братьев, построивших Киев, вполне может рассматриваться как намек на библейский Синай.
Впрочем, по мнению В. Я. Петрухина, «русские книжники не обратили внимания на это совпадение (в „Речи философа“ в ПВЛ приводится мотив „непалимой купины“ без упоминания горы Хорив), по-видимому, потому, что в древнерусской книжности мотив купины приурочивается к горе Синай». Из этого следует предположение, «что имя „Хоревица“ закрепилось за киевской горой в дохристианский период и было заимствовано славянскими жителями Киева у еврейско-хазарской общины, которая приурочивала легендарные топонимы к киевским реалиям». Между тем, в Толковой Палее (Толковом Ветхом Завете), текстом которой, судя по всему, пользовался создатель Повести временных лет, Хорив упоминается неоднократно. Впрочем, исходный смысл такой библейской параллели мог быть легко утрачен последующими поколениями летописцев. Все зависело от того, насколько образован был компилятор, редактор или переписчик текста.
В любом случае приходится признать, что имя одного из легендарных основателей Киева, скорее всего, не было собственно славянским.
Между тем, принято считать, что основатели Киева – поляне, т. е. представители восточных славян, населявших Киевское Поднепровье. Согласно мнению Б. А. Рыбакова, «легендарный Кий приобретает реальные черты крупной исторической фигуры. Это – славянский князь Среднего Поднепровья, родоначальник династии киевских князей; он известен самому императору Византии, который пригласил Кия в Константинополь и оказал ему „великую честь“. Речь шла, очевидно, о размещении войск Кия на дунайской границе империи, где поляне построили укрепление, но затем оставили его и во главе со своим князем возвратились на Днепр».
В основе таких рассуждений лежит еще один летописный текст, который, правда, не столько свидетельствует об историчности основателей Киева, сколько о том, что уже во времена первых летописцев рассказ о Кие и его братьях воспринимался как легенда. Об этом вполне четко говорит разъяснение, которое было включено кем-то из киевлян – создателей летописей, полемизировавших со своими новгородскими «коллегами»: «Ини же, не сведуще, рекоша яко Кий есть перевозник был, у Киева бо бяше перевоз тогда с оноя стороны Днепра, темь глаголаху: на перевоз на Киев. Аще бо бы перевозник Кий, то не бы ходил Царюгороду; но се Кий княжаше в роде своемь, приходившю ему ко царю, якоже сказають, яко велику честь приял от царя, при которомь приходив цари. Идущю же ему вспять, приде къ Дунаеви, и возлюби место, и сруби городок мал, и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близь живущии; еже и доныне наречють дунайци городище Киевець. Киеви же пришедшю в свой град Киев, ту живот свой сконча; и брат его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту скончашася».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *