Легенда о озере

Содержание

Легенды об «Озерах Смерти»


На Земле находятся загадочные водоемы, тайна которых не раскрыта до сих пор. И это несмотря на высокий уровень технологий, достигнутый человечеством. Так, например, в Сицилии существует таинственное озеро, которое приобрело необычайную известность благодаря зловещей способности: воды озера смертельны для всего живого. В нем нет ни растений, ни живности, ни даже планктона. Его прозвали озером Смерти. В результате изучения, ученые предположили, что на дне озера есть два источника, выбрасывающие в воды водоема концентрированную серную кислоту. Поэтому воды озера растворяют любое органическое вещество за считанные минуты. Безжизненные воды и такое же безжизненное пространство около озера Смерти. Возле водоема нет никаких растений. Даже находится рядом с ним опасно для жизни. Есть и вторая версия появление смертельных вод – наличие горных пород, которые обогащают воды озера кислотой. Проверить эти версии достаточно сложно, поскольку исследователи сталкиваются с кислотой в большой концентрации, исследуя воды озера Смерти.
С этим местом связаны легенды в истинно сицилийском стиле. Одна из них: сицилийские мафиозные кланы использовали озеро для казни своих врагов, ведь тела исчезали бесследно. Даже если это не легенда, все равно озеро Смерти никогда не раскроет свои тайны…
Американские же ученые поглощены изучением необыкновенного подводного озера, находящегося недалеко от берегов Нового Орлеана. Впервые это озеро обнаружили в 2014 году при помощи глубоководного управляемого робота, исследующего дно Мексиканского залива. Результаты оказались ошеломительными — в воде этого подземного водоема в 5 раз больше соли, чем в обычной морской воде. Находится оно на глубине 1 тыс. метров, диаметр окружности озера – 34 метра. Подводное озеро, как бы разделено на два слоя. Глубина верхнего – 3 метра и в этом слое и зафиксирована самая высокая концентрация соли при температуре около 8 градусов по Цельсию. Нижний слой озера представляет собой донные отложения, содержащие повышенную концентрацию углеводорода при температуре 19 градусов по Цельсию. Американские ученые назвали это подземное озеро «джакузи смерти», поскольку оно сверх соленое, теплое и убивает все живое, попадающее в него. По краям этого солевого бассейна найдено множество мертвых рыб и раков.
В России также существует мистический водоем, названный озером Смерти. По-фински это название звучит как Куолемаярви. Расположено озеро недалеко от Выборга (территория Карелии). В 50-е годы в свет вышел роман А. Панаевой и Н. Некрасова «Мертвое озеро». В нем рассказывается о таинственных событиях, происходивших на озере, и связанных с гибелью людей. В книге были такие строки: «С незапамятных времен ходило тут предание, что озеро и лес, его окружающий, населены злыми духами…».
Существует три версии, почему этот гидроним (водоем) получил такое необычное название.
Первая версия. В 16 веке финский просветитель, епископ и государственный деятель Микаэль Агрикола возвращался из Москвы, проведя там довольно сложные переговоры. По дороге, он заболел. Пришлось ему остановиться на берегу озера в бедной рыбацкой лачужке. Ночью он умер. Однако, известно, что озеро получило свое название задолго до этого происшествия и об этом сохранились записи в налоговых книгах.
Вторая версия. Легенда рассказывает о том, что, переправляясь во время бури на плотах через озеро, погибло огромное шведское войско и с тех пор водоем получил такое страшное название.
Третья версия. Сказания повествуют, что еще с незапамятных времен озеро ежегодно требовало в жертву — одну человеческую жизнь. Не получив в течение семи лет жертвы, озеро выходило из берегов, собирая смертельную жатву.
С озером Куолаярви связаны страшные тайны, которые не разгаданы и до сих пор. Местные жители никогда не купаются в озере и не потому, что оно очень глубокое, а потому, что мало кто из смельчаков, вошедших в воду озера, смог вернуться на берег. Да и живность, живущая на берегу, вызывает страх: часто жители видят птиц без перьев с огромными клювами, да и гигантские лягушки не вызывают оптимизма и желания послушать их зловещее кваканье. Хотя никто из этих «страшил» не приносит вреда жителям, услышать их крик считается плохой приметой. А вот комаров, размером с пчелу, с двумя парами крыльев и длинными хоботками, бояться все. Потому что после их укуса отекает все тело, а аллергик вряд ли выживет.

Красивые легенды о реках и озёрах. Какие есть легенды о реках и озёрах?

Отдыхая в Адыгее,слышала много красивых легенд о реке Белая,главной реке республики,которая имеет протяженность 227 км,бежит по горам и равнине.Она очень живописна,часто меняет свой цвет с белого на изумрудный,синий и коричневый,зимой замерзает.


Вот две из них. Начну с грустной.
Жил в горах воинственный абадзехский князь.Однажды привез он из похода пленницу, черноокую красавицу Бэлу.Долго ублажал ее князь красивыми речами и подарками,но отворачивалась от него Бэла.И тогда князь взял ее силой.Бэла не вынесла позора и ночью бросилась с высокого берега в воды реки,которую с тех пор стали называть ее именем.Со временем название трансформировалось,река превратилась в Белую.
Другая легенда.По адыгейски название реаи -Шхагуаше,что значит «повелительница оленей».Так вот.Один старый князь очень хотел выдать замуж свою дочь.Он ото всюду привозил ей женихов,устраивал турниры,чтобы она могла выбрать самого достойного.Но сердце ее было занято пастухом князя.Узнав об этом,князь разгневался и приказал зашить обоих в шкуры и бросить в реку.Но слуги любили княжну и дали положли рядом нож.Вспоров шкуры,влюбленные выбрались на берег,соорудили шалаш и стали жить в лесу.Пастух рыбачил и охотился,княжна доила лесных оленей.И вот однажды тяжело заболел князь и спасти его могло только молоко дикого оленя.Отправил он слуг в лес,там повстречали они княжну и дала она для отца оленье молоко.Тот растрогался,выздоровел и простил непокорную дочь

Легенды озера Байкал


О Байкале сложено не мало легенд. Некоторые уже стали преданиями древности, а подтверждение иных можно увидеть собственными глазами и сегодня. Не зря озеро стало местом паломничества шаманов и уфологов со всего мира. Даже простые, никак не относящиеся к эзотерике, люди замечают необычное состояние и прилив энергии находясь на берегу Байкала.
Озеро Байкал – абсолютно уникальный природный объект. Оно защищается ЮНЕСКО и известно на весь мир своей чистотой и глубиной. В Байкал впадает целых 336 рек, речушек и ручейков, а вот вытекает только одна река Ангара. Если бы, вдруг, подпитка речными водами исчезла, то понадобилось бы целых 400 лет, чтобы Байкал обмелел. Ведь в нем содержится 19% всей пресной воды планеты! Уже этого достаточно, чтобы восхититься и признать Байкал чем-то сверхъестественным, но вокруг озера ходит немало легенд и мифов.

Легенды о происхождении озера


Самая популярная из легенд о том, как появилось озеро — это предание бурятского народа. Согласно ему, в давнюю пору случилось сильнейшее землетрясение. Земля разверзлась, огонь хлестал из ее недр сжигая все на своем пути. Все что оставалось людям – бежать и молиться богам. Но боги оставались глухи к их крику о помощи. Выбившись из сил, люди стали повторять лишь два слова: Бай гал!. В переводе на русский бай гал означает огонь остановись. И огонь действительно замер и пропал будто его и не было. На месте земного разлома появилась глубочайшая яма, которая стала быстро наполняться прозрачной ледяной водой. Так и нарекли неожиданно образовавшийся водоем – Байкал.

Вторая версия происхождения озера более романтическая. Жил да был на свете старик Байкал. Был он властный, богатый старик и была у него дочь, прекрасная Ангара. Старик скрывал ее ото всех и не давал ни с кем встретиться. Но однажды чайки напели ей о веселом и красивом парне Енисее. С тех пор Ангара только о нем и могла думать. Прознал о том Байкал, и запер ее за семью дверями под семьдесят семью замками, решив женить на парне из соседней деревни. Но прямо перед свадьбой Ангара пропала, и он больше никогда ее не видел. Убитый горем он рыдал до самой своей смерти. Слезы вылившиеся из его глаз обратились озером и назвали то озеро — Байкал.

Легенды Великого озера |

У края чарующей бездны.
Среди заснеженных хребтов лежит это огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое. Самое глубокое в мире. Самое красивое.

Одно из величайших озер планеты — колыбель многих народов протянулось по поверхности земли на 630 километров. Из-за удлиненной формы, природных особенностей и строения дна чаша Байкала с давних времен была поделена на три самостоятельные части: южную, среднюю и северную.
Каждая из них неповторима. У каждой свой характер, растительность на берегах, ландшафты и даже климат.

Горные хребты, окружающие Байкал высокие и скалистые с ярко выраженными формами древних оледенений и следами гигантских подвижек земной коры. Берега то обрывистые с гранитными утесами, то расцвечены мраморами и кварцитами, то пологие с чистыми песчаными пляжами.
Сотни рек и речушек через хвойные дебри несут в Байкал чистую горную воду. Байкал с его могучими стихиями, яркими и удивительными пейзажами — суровая, дикая и красивая страна.

Байкал лежит в разломе двух тектонических плит. Есть гипотеза, что Байкал — это зарождающийся океан. Его берега расходятся друг от друга с такой же скоростью, с какой Южная Америка отдаляется от Африки. Байкал — это 20% пресной воды планеты. Вода чистейшая, будто дистиллированная. Видимость 40 метров, а свет фонарей достигает 100 метров.

Одна малоизвестная особенность отличает Байкал от других крупных озер планеты. Если суммировать наибольшую высоту горных хребтов, возвышающихся над озером и наибольшую глубину Байкальской впадины, то получается амплитуда прогибания земной коры под Байкалом в 12 километров 800 метров. Это превышает почти на 2 километра самую большую глубину океана — Марианский желоб. Таких глубоких впадин на земле больше не обнаружено. Корни Байкальской впадины уходят в верхнюю мантию Земли на 50 километров.По одной из гипотез аномальные зоны нашей планеты являются зонами соприкосновения параллельных миров. Их порой называют порталами — территориями, где геофизика и энергетика земли имеет нестандартные параметры. Именно в этих таинственных зонах происходят разные необъяснимые явления.  Например часто появляются НЛО. Само пространство там имеет особенные параметры. Это влияет на наблюдателей, находящихся в этом месте.
Байкал почти не затронут цивилизацией. Это мощное место силы. Исследователи спорят: положительная или отрицательная энергетика на Байкале? С одной стороны люди там излечиваются от разных болезней. Но есть и другая статистика. Озеро Байкал называют вторым Бермудским треугольником. Ведь там бесследно исчезают люди.
Сорок ветров, которые дуют в разных направлениях. Там формируется непонятная ученым энергоструктура. Несколько лет назад воздухоплаватели Валентин Ефремов и Владимир Исаичев совершили уникальный перелет через Байкал на воздушном шаре. Они стартовали на мысе Зама и двинулись восток. В ходе полета воздухоплаватели по рации докладывали:  «Все в порядке!» Но неожиданно связь оборвалась и шар исчез из поля зрения.  На их поиски был отправлен вертолет. От экспедиции не было известий несколько часов а затем путешественников обнаружили на одном из забайкальских хребтов.  Пилоты рассказали, что попали в аномальную зону и спаслись чудом. Они, преодолев половину пути, почувствовали, что ситуация круто меняется и взмолились: «Байкал, помоги!» И их вынесло из опасной зоны.
На Байкале полно аномальных зон и соответственно шаманов. Валентин Хагдаев — верховный шаман Ольхона — наверное самый известный из своих коллег. Он рассказал, что на горе находится древняя крепость, к которой ведет дорога, мощеная красными камнями, подниматься надо как бы по тоннелю, открытому сверху. Там с некоторыми туристами, если повезет конечно, может произойти пространственное перемещение километров на 10.
Вот как описывал байкальский ветер-баргузин Павел Северный: «Ветер налетал порывами, то теплыми, то леденящим до ломоты в скулах. Ветер падал временами на сугробные снега вертикально. Вывертывал из них снежные столбы. Вертя их волчками, взвинчивал в высоту и, на мгновения стихая, рассыпал их густым снежным туманом со свистящим шелестом.   Холстины поземок разрывно ползли во всех направлениях, меняя вовремя очертания наметаемых сугробов.»
¦
Геологи считают, что возраст Байкала 30-35 миллионов лет. Много раз менялся климат, шла тектоническая и вулканическая деятельность, поднималась и опускалась кора Земли. Регион и сейчас активен. В год происходит порядка 2000 землетрясений. Байкал — образец геологического прошлого нашей планеты.

Байкал напоминает море огромными размерами и глубинами. Здесь бывают жестокие шторма.  Байкал морем и называют. Даже те, кто живет здесь, не могут сказать, что видят Байкал одинаковым. Он все время меняется. Байкальская природа отличается непостоянством и контрастностью. Все лучшее, что есть в Сибири отразилось здесь.
Самый теплый месяц на Байкале август.  Вода холодная за счет большой массы. В июне +4 градуса, в августе доходит до +20. Живая байкальская вода — настоящее чудо, отличается   необыкновенной прозрачностью и чистотой, неповторимая по качеству.  60 куб. километров воды воспроизводится ежегодно.

От многих ветров, особенно осенью, высота волн в открытой части озера достигает 4-5 метров. Волны с шумом бьются о прибрежные скалы.
Зимой Байкал полностью замерзает, что является исключением среди крупнейших озер мира. Ледоставу предшествует процесс образования ледяных гротов у подножия береговых скал.

Байкал остается одним из самых неизученных и загадочных районов нашей планеты. Он представляет огромный интерес для науки. Его замкнутая экосистема сформировала уникальную природную среду. Здесь сибирская тайга сменяет степь. Горные хребты формируют ландшафт из лесов, альпийских лугов и высокогорной тундры.
¦
Ушканьи острова.
Байкал — это живое чудо планеты. В нем кипит жизнь. Здесь живут нерпы, регион обитания которых Арктика. Как они сюда попали и выжили? Еще 1400 видов животных, населяющих острова и берега и воды Байкала.
Байкал не потревожен нашим миром. Это Зазеркалье. Эту гармонию необходимо сохранить для будущих поколений.
На Байкале множество островов. В северной части озера находятся Ушканьи острова. Один большой и три малых. На старинном чертеже в атласе  Семена Ремезова Ушканьи острова названы Заячьими. Так раньше на Байкале звали нерпу. Позднее нерпу стали называть ушканом.  Байкальская нерпа — единственный на планете пресноводный тюлень. Его относят к реликту третичной фауны. Ушканское лежбище — самое крупное из пяти, сохранившихся на Байкале. В июле-августе их скапливается до трех тысяч.   
В этом архипелаге как в зеркале отражаются основные черты происхождения Байкала. Исследования могли бы пролить свет на древнюю историю озера. Пока только гипотезы. Ученые опустились на дно вблизи островов. Первые геологические наблюдения проводились на глубине 60 метров вблизи волноприбойной платформы, опоясывающей архипелаг.  Они показали, что район островов  около миллиона лет назад  опустился под воду.
В 1990 году проводили исследования с борта глубоководного аппарата «Пайсис».  Погружения принесли целый ряд неожиданных открытий. Ученым до сих пор не понятна природа этих конусообразных углублений в желтых кавернозных глинах на глубине 500 метров.
Сами эти глины тоже загадка Байкала. В зоне разлома на глубине 400 метров залегают древнейшие породы. Кристаллические известняки, из которых сложены Ушканьи острова в надводной части, относятся к самой древней эре геологической истории Земли. В береговых отложениях преобладают разнообразные мраморы. В 60-е годы прошлого века их даже собирались разрабатывать. И продавать в Японию. Волна протеста помешала осуществлению этого варварского проекта. В этой части Байкала нередки землетрясения. Земная кора особенно здесь отличается неустойчивостью.
¦
Зимой на Байкале толстый лед, но бывают и опасные трещины и разломы. Байкал сгубил не одну жизнь.  Ни одна зима не обходится без несчастных случаев.
Уральский писатель Павел Северный в своей книге «Ледяной смех» описывал отступление армии Колчака. При пересечении озера от 100-тысячной армии осталось 15 тысяч.
«От неизвестности происходящего в головных колоннах отступления, растянувшихся на версты, людей охватывала тревога. Они хотели знать правду о доносимых ветром раскатах.
Все громче и громче завывал ветер, поднимая снежный туман, как будто торжествовал над людским страданием.
И тысячам людей слышался в вое ветра смех. В его власти ледяной визгливый смех над их обреченностью. И люди сами начинали смеяться, заливая глаза слезами. Им хотелось знать правду о происходящем в головных колоннах, знать правду: залпы чьей артиллерии доносит до них завывающий ветер?
И лишь кое-кто из сибиряков, холодея, осенял себя крестом, зная истину о глухих раскатах, схожих со взрывами, при разломах льда на Байкале, закованном стужей в ледовый панцирь…»
РS Я прочла эту книгу «Ледяной смех» и честно говоря она меня не впечатлила. Но уже позднее я узнала от Арсения Павловича Северного (сына Павла Северного), что советская цензура половину книги удалила…

Советую посмотреть

Аномальный Байкал
Загадка Патомского кратера
Тайна Тобольского кремля
Око планеты (легенды Байкала)
Загадки Новосибирских островов
Тайны Сибири

Легенда о Золотом озере…



Давным-давно на берегах горного озера жил славный охотник. Как-то во
время охоты нашел он в тайге золотой самородок с конскую голову. Привез
он золото в юрту и стал похваляться, что теперь будет самым богатым
человеком во всей округе. Но вот наступил год великой жары. На лугах
пожухли травы, падал от бескормицы скот. Звери и птицы ушли с берегов
озера. Спасаясь от голодной смерти, потянулись люди с насиженных мест.
Пришла беда и в юрту охотника. Глаза его жены потускнели, дети плакали
от голода. Взял тогда охотник свое богатство — кусок золота, пошел в
надежде поменять его на еду. Много домов обошел, но никто не дал ему за
самородок и горстки ячменя. Вернулся домой в горе и печали, зашел в
юрту, а ни жены, ни детей уже нет в живых — умерли они голодной смертью.
В отчаянии охотник вскричал: «Если самородок величиной с конскую голову
не могу обменять на горсть ячменя, зачем мне это золото? Брошу я его в
озеро, чтобы больше оно никому не вселяло несбыточных надежд».

Из последних сил поднялся охотник по каменистой тропе к вершине горы,
которая возвышалась над озером. Бросил он самородок в озеро и сказал:
«Духи гор, приношу это золото в жертву вам. Прошу вашего благословления
моему народу, чтоб не золотом он был богат, а теми дарами, что приносят
земля, леса и воды благословенного Алтая. А в память о том, что у золота
нет той силы, которую приписывают ему люди, отныне будет называться эта
гора, с которой я самородок бросил, Алтын-Ту — Золотая гора, а озеро,
что его в свои воды приняло, Алтын-Кол — Золотое озеро.

но больше всего, мне нравится эта. Героическая:

Легенда о богатыре и драконе

Давно это было. Из далеких земель вернулся на Алтай богатырь. Долго дома
не был, соскучился. Пешком шел, речки перешагивал, в ясных озерах
умывался, под вековыми кедрами ночевал.
Давно это было. Так давно, что даже имя богатыря память людская не
сохранила. Да и не в том дело. Шел по Алтаю богатырь; красив весной
синий, белый Алтай! Травами свежими пахнет, цветами луговыми. Шел
богатырь, радовался.
Вдруг остановился и оглянулся тревожно: словно гарью потянуло из
распадка. «Никак леса наши горят!» — испугался богатырь. Побежал в ту
сторону, горы перепрыгивал, по вековой тайге, как по травке, проходил,
торопился очень.
Горелым все сильней пахнет; уже видать черное, жирное, смрадное облако
между гор. «Не похоже на пожар-то, однако!» — удивился богатырь.
Подбежал поближе, смотрит — между горных хребтов чудище ползет. Змей не
змей, дракон не дракон: лапы есть, хвост есть, все огромное туловище
костяными пластинами закрыто, на хребте иглы, как горные пики, торчат.
Дыхание дракона землю на семь локтей вглубь сжигает, за чудищем черный
горелый след тянется.
«Ты зачем мою землю портишь-поганишь!» — возмутился богатырь.
Усмехнулось чудище: «Меня Эрлик из-под земли выпустил, говорит, сильно
хорошо на Алтае стало, красиво сильно, пора землю потоптать, пожечь,
попорть немного!»
«Не позволю тебе мой Алтай губить!» — закричал богатырь. Выхватил меч и
давай рубить чудище. Только железо от костяных пластин отскакивает,
искры летят, а вреда змею-дракону не малейшего не получается.
Рассердился богатырь, схватил чудище за хвост, раскрутил над головой и
зашвырнул далеко-далеко, через горный хребет, в самое глубокое озеро.
Упал дракон в воду поперек озера и утонул, только столб пара поднялся.
На самое дно опустилось чудище, в ледяной воде в камень превратилось,
иглы на спине подводными горами стали, лапы в дно вросли. До сих пор
лежит в Телецком озере змей-не змей, дракон-не дракон, каменный, никому
не опасный, не страшный.
А между хребтами Алтынту и Сумультинским, где чудище ползло, говорят,
все еще горелые следы попадаются; и не растет ничего живого на тех
местах, где дракон своим дыханием землю сжег.



Кстати, в Телецком озере, между мысом Чичелган и мысом Куван
действительно лежит подводный хребет. Открыт он был в 60-х годах
прошлого века, то есть значительно позже, чем была сложена эта легенда.
От поверхности воды до вершин хребта — более 90 метров. Откуда взялась у
древних алтайских племен такая достоверная легенда-сказка? Загадка…


Леген множество. Есть и о происхождении озера:

Легенда о происхождении Телецкого озера

В стародавние времена на том месте, где сейчас плещет волнами Телецкое
озеро, пролегала в окружении высоких обрывистых гор долина, глубокая и
узкая. А на склонах гор, по обеим сторонам долины жили два могучих
богатыря, и каждый из них считал, что только он достоин права владеть
этой долиной. Не раз они пытались отстоять друг у друга это право в
жестоких поединках, но ни один из них не мог победить другого.
И не было никому здесь покоя из-за этих ссор. Разгневались на богатырей
духи вод и гор, призвали их к себе и повелели: «Прекратите ссоры и
драки. Чтобы решить ваш спор назначаем мы вам такое испытание — кто
первый из вас произнесёт слово „женщина», тот и потеряет право на долину
на веки вечные».
Разошлись богатыри по своим аилам и, чтобы запретное слово невзначай не
произнести, вообще разговаривать перестали. Так и сидели по разным
сторонам долины друг против друга и молчали.
Так проходили дни, недели, месяцы, годы. Но, вот однажды утром, когда
лучи солнца окрасили вершины гор, богатыри увидели, что внизу, в долине
вдоль ручья идёт женщина красоты неописуемой. И не сдержались богатыри,
её красотой потрясённые, оба одновременно воскликнули: «О, как прекрасна
эта женщина».
Закрыли тут небо тучи чёрные, засверкали змеями молнии, и загрохотал
оглушительными раскатами гром. А на долину опустился густой молочный
туман и спрятал от глаз богатырей прекрасную женщину. Долго бушевала
стихия, но, наконец, всё утихло, выглянуло солнце, рассеялся туман, и
ахнули тут богатыри — на месте долины перекатывало волны глубокое озеро!
Долго стояли по берегам озера богатыри, вглядываясь в прозрачные воды в
надежде увидеть ту, что так поразила их сердца, но, так и не предстала
красавица пред их очами.
Но появляется иногда эта красавица перед молодыми охотниками и рыбаками,
если на свой промысел они выходят в одиночку. И, горе им, если
поддадутся они её чарам — увлечёт она их с собой в пучину глубокую. Но,
если выдержат они её соблазны, то пошлёт она рыбаку улов богатый, а
охотнику — добычу крупную и впредь будет оберегать их от внезапных
порывов ветра и волны штормовой

ЛЕГЕНДА о высокогорном озере КЕЗЕНОЙ-АМ — Мурат Шахидов


Она утверждает, что на том месте, где теперь озеро Кезеной-Ам (Эзен-ам – чеч.), некогда был аул Эзеной. Легенда гласит, что жители села не почитали Бога. В них не было религии. Были потеряны стыд и совесть, гордыня и алчность поработила их сознание. Они не следовали обычаям, нарушали древние заветы, совершали отвратительные поступки. Их жизнь превратилась в один сплошной грех. Для подтверждения их упадка, Бог спустил с небес ангела в человеческом облике и направил в аул. Под видом нищего ангел стал обходить дома, прося пищи и ночлега. Ангел обошёл все дворы и жилища. Он просил помощи у богатых и бедных, у больших и маленьких семей, у одиноких и тех чей дом был полон людей, у знатных и простолюдинов.
Долго он ходил по аулу, обошёл всех без исключений. Никто не принял ангела к себе на ночлег, не поделился пищей. Напротив того, нашлись люди, которые оскорбляли его, травили собаками, смеялись над его убогим видом и унизительным положением. Вывод был очевиден. Жители аула Эзеной погрязли во лжи, лицемерии, гордыни и грехе. Кроме одного человека. По от дали от села, в самом его конце, ближе к лесу, Ангел заметил одну лачугу. В ней жила одинокая бедная вдова с тремя детьми. Их никто не навещал. В ауле старались обходить эту семью и не замечать. Жили они бедно. Всё что имели, было нажито тяжёлым и изнурительным трудом. Ангел в облике нищего, обойдя весь аул, подошёл к их лачуге и попросился на ночлег. Вдова с радостью приняла его, угостила, чем могла, и приготовила ему собственную постель для отдыха. Самой же спать ей не пришлось. Всю ночь она ткала рубаху. Обычай её предков обязывал дарить дорогому гостю, посетившему дом хозяина впервые, подарок. На утро сытому и выспавшемуся бедняку, вдова подарила рубаху, сшитую из последних запасов ткани. После такого внимания и проявленного уважения со стороны бедной женщины, нищий признался ей: «Я не нищий, а ангел Божий, пришедший испытать эзенойцев.
Теперь вот Бог видит, что эзенойцы злой народ, и за это они потерпят страшное наказание: земля раскроется и поглотит этот аул со всем, что есть в нём. После же этого на память всем людям здесь образуется глубокое озеро, которое будет существовать вечно». Сказав это, нищий добавил: «Собери ты всё своё семейство и уходи на соседнюю гору, не открывая никому, что узнала от меня». Вдова исполнила приказание нищего: собрала всё своё семейство и ушла с ним на соседнюю высокую гору. И только что она успела подняться на гору, земля раскрылась и поглотила аул Эзеной со всеми жителями, а после на том месте, где был аул, образовалось озеро Эзен-ам (Кезеной-Ам) на память людям. Рассказывают старики, что прежде ежегодно выходил из озера на берег бык с золотыми рогами и потом опять уходил в озеро. Может быть, бык выходит и теперь, но его никто не видит. Говорят, ещё, что на дне озера много золота, но проверить это никому не удалось.

Голубое озеро Казеной-Ам.
Расположено на территории Веденского района Чеченской Республики на высоте 1869 метров над уровнем моря. За свою неповторимую красоту озеро Казеной-Ам считается главной достопримечательностью природы не только ЧР, но и всего Северного Кавказа. Озеро располагается в юго-западной части Андийского хребта и зажато между отрогами хребтов, высота которых достигает 2657 метров (гора Азаль над долиной р. Кауха) к востоку от озера и 2791 метра к западу (гора Хачкар, хребет Кашкерлам над долиной р Харсум). Точная площадь и глубина озера до настоящего времени не определены. В различных источниках встречаются самые разные данные. Наиболее близки к достоверным цифры в 72 метра глубины и около 2 кв. километров площади, приводимые М.М. Эльдаровым. Одной из достопримечательностей водоема считается эйзенамская форель, она занесена в Красную книгу России и охраняется государством.
Еще одна из особенностей озера – почти полное отсутствие волн на его зеркальной глади. Андийский хребет защищает долину от резких ветров с севера, поэтому на его берегах в свое время была олимпийская база сборной СССР по академической гребле и каноэ, и развитая туристическая инфраструктура. Во время известных событий в республике база была разрушена. Сегодня её почти полностью восстановили. Более того, здесь идут работы по реализации грандиозного инвестиционного проекта — строительство туристического кластера «Казеной-Ам».
Координаты геолокации: 42.777222, 46.153056

Алтайские легенды об озере Ая: людоед Дельбеген, легенда об озере Ая, озеро Ая и Дельбеген, радость Молчи-Мергена, остров на озере Ая

В Алтайском районе есть одно озеро природного происхождения – это красивейшее озеро Ая. Расположено оно на горе, вода в нем теплая и чистая. Уникальность озера породила множество легенд о нем.

Людоед Дельбеген

Давно это было. Тогда на земле жили удивительные животные, добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные, и люди-людоеды. В этих краях жил кровожадный людоед Дельбеген. Много добрых людей погибло от него. С грустью и гневом смотрела сверху вниз на деяния Дельбегена Луна. В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела, Луна не вытерпела и спустилась в долину. Схватила она людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая возникла на том месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро.
Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая, что означает «Луна». В том месте, куда Луна сбросила людоеда, появились пороги, которые трудно проплыть. Это злой Дельбеген до сих пор делает зло людям.

Озеро Ая на карте.

Почему озеро называется Ая

Легенда гласит, что девушка любила молодого человека, и тот отвечал взаимностью. Но не суждено было быть продолжению их любви. Девушка, узнав о том, что родители хотят ее выдать замуж за богатого, но не любимого человека, взошла вместе со своим возлюбленным на самую высокую скалу на берегу озера, куда они всегда ходили гулять вдвоем, и бросилась в озеро. Молодой человек растерялся, а, поняв, что он навсегда потерял подругу, долго кричал «А я? А я? А я?». Отсюда и пошло название озера.

Легенда об озере Ая

Давным-давно в одном селении жила девушка. Однажды она пошла в лес за ягодами и вдруг в малине увидела раненого медведя. Очень испугалась девушка, но медведь смотрел на нее так жалобно, что страх девушки прошел. Пожалела она его, перевязала рану животному своим платком и стала каждый день ходить в лес навещать медведя.
У этой девушки был жених, и платок, который девушка отдала медведю, он ей подарил. Стал замечать жених, что нет у его невесты подаренного им платка, стала холодна с ним его возлюбленная и отлучается очень часто в лес. Решил он проследить, зачем же девушка бывает в лесу, и быстро нашел ее в обществе медведя. Не понравилось юноше, что его невеста очень ласково и нежно разговаривала с медведем. Увидел он на диком звере свой подарок — платок, и охватила юношу страшная ревность. Вскинул он ружье и застрелил хозяина леса.
Обагрился медвежьей кровью платок девушки. Подняла она его, прижала к сердцу, обезумела от горя и с громким горестным криком: «А я?!», «А я?!» – побежала в лес. На пути ее встало озеро. Но девушка, будучи вся в слезах, не заметила его, кинулась в воду прозрачную и утонула с криком: «А я?!».
Давно это было, но с той поры в местах, где бежала девушка, и капала медвежья кровь с платка, растет красная ягода, а озеро называется Ая.

Озеро Ая и Дельбеген

В давние времена летал над землей злой дух Дельбеген. Он любил делать зло людям. Однажды, чтобы сделать очередное зло, Дельбеген украл у людей Луну. Наступила тьма, ночью люди не могли ничего увидеть в кромешной тьме, а многие прежде охотились только ночью. Но Луна сбежала от Дельбегеня к людям, поднялась в небо и снова принесла людям радость. Но чем больше радовались люди, тем свирепее становился Дельбеген. Он снова украл Луну и спрятал ее в глубокой расщелине в горах, поставил сторожить Луну брата, сестру, мать и отца.
Родственникам Дельбегеня было стыдно, что он приносит зло людям. Поэтому сестра Дельбегеня, охраняя Луну с юга, прячется от людей за голубым покрывалом. Отец Дельбегеня – Шаман, спрятался в горах, и увидеть его можно с трех возвышенностей. Мать Дельбегеня – скала Баба Яга. С восточной стороны ее можно увидеть только с одной точки. Но самым хитрым оказался северный брат Дельбегеня – Бабыр. Он так ловко спрятался, что его можно увидеть только в полнолунную ночь. До сих пор они караулят Луну и сами прячутся от людей. А расщелина, куда Дельбеген спрятал Луну, заполнилась со временем водой и называется озером по имени Луны – Ая.

Об озере Ая

Давно это было. Тогда на земле жили удивительные животные, добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды. В этих краях жил кровожадный Дельбеген. Много добрых людей погубил этот злодей. С грустью и горечью смотрела сверху Луна на его деяния. В одну из ночей, когда Дельбеген творил свои грязные дела, Луна спустилась в долину, схватила людоеда, и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз, в Катунь. Поднялись высокие волны и залили долину, вода стекалась в чашу – вмятину, которая образовалась на месте, куда опускалась Луна. Так образовалось озеро. А спасенные люди назвали это озеро Ая, что означает «Луна». В том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплыть. Это злой Дельбеген до сих пор делает зло людям.

Радость Молчи-Мергена

Давным-давно, когда на Алтае русских переселенцев не было, жил-был алтайский батыр Молчи-Мерген. Мирно жил, скот пас. Когда пришли переселенцы, жизнь его спокойная нарушилась. Все переселенцы с богатырем спорили: то их стада лучше, то пастбища неправильно поделены и тому подобное. Молчи-Мерген все споры разрешал мирно, таким спокойным и уравновешенным он был, недаром и имя ему такое дали – Молчи-Мерген.
Но вот однажды переселенцы спор завели о лошадях, говорили, что их стада лучшие в горах Алтая. Но не соглашался с ними Молчи-Мерген – так любил он своего коня. Долго спорили. Разгорячился Мерген и сказал: «Мой конь любую пропасть перепрыгнет, на любую скалу заберется». Засмеялись тут переселенцы. Еще больше горячится Молчи-Мерген, давай пари с переселенцами держать. Договорились: если конь Молчи-Мергена перепрыгнет через большую яму, что на вершине горы недалеко от Катуни находилась, то отдадут переселенцы ему своих скакунов. Ну, а если нет, отдаст им богатырь всех своих скакунов во главе со своим любимцем. Вызов принят. Настал день испытаний. Разогнался Молчм-Мерген со стороны долины на своем скакуне, взлетел конь, да и приземлился на другом конце ямы. Только там, где конь оттолкнулся, пустое место от копыт осталось. Там оно до сих пор находится, Диким берегом называется. От радости закричал Мерген гортанным голосом: «Ай-я-а!!!» — и эхо повторяло: «А-я-а, А-я-а, А-я-а». Закачали головами переселенцы, побежденными себя признали. А кое-кто и заплакал: жаль проспоренных лошадей. От их слез яма почти до краев наполнилась водой. Так появилось озеро на горе, а назвали его Ая, как эхо радость Молчи-Мергена повторяло.

Остров на озере Ая

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка, едва увидев его, полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь бедному парню. И решила тогда девушка тайком уйти из родного стойбища к любимому. Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостно ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу. Увидел юноша: солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?» И с этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.
Все легенды Алтая
Откуда горы появились
Гора Белуха
Гора Бабырган
Талдинские пещеры
Реки Алтая
Реки Катунь и Бия
Озера Алтая
Телецкое озеро
Целебные источники
Богатыри
Добрые духи
Злые духи
Села
Древние курганы
Деревья
Животные
О разном
В тему

Легенда об Озере Горных Духов — необычные истории из истории

Легенда об Озере Горных Духов — рассказ написан на основе фольклорных сказаний республики Хакасия и Тува. Озеро горных духов — озеро вулканического происхождения на территории Национального парка «Ергаки» в Красноярском крае

Весна и лето в горах выдались жаркими и стремительными. За пару дней под палящими солнечными лучами, растаял почти весь снег на вершинах, и быстрые говорливые ручьи весело устремились в низины, питая тонкий покров живой земли на широких альпийских просторах. Отвесные склоны и зеленые луга полыхнули алым туманом багульника, особенно заметным на фоне ещё серых холмов далеких вершин. Нестерпимо яркие поляны жарков, лимонно-желтого первоцвета и бархатистых фиалок вспыхнули там, где только стаял снег, чтобы уже через неделю, уступить место своим более поздним собратьям — расплескавшимся по полянам огненным озерам иван-чая и зеленовато-медовому ковру разнотравья. И только к концу скоротечного лета на фоне изумрудной зелени напитавшихся влагой лугов, проступили редкие пятна нежно-белых ромашек. В горах наступила самая благодатная пора. Воздух очистился от слепней и мошек, установилась теплая солнечная погода.
Я с трудом выкроил в своем напряженном графике пять дней отпуска, чтобы отправиться с друзьями в горы и полностью отдаться созерцанию величественной красоты Саянских просторов. После напряженного ритма большого города эти несколько дней в тайге походили на путешествие в другое измерение. Однажды вдохнув этот звенящий воздух, испив кристально-чистой воды, ты навсегда становился пленником этих гор. Местные говорили, что в этих заповедных местах в воздухе разлита энергия жизни. Оттого можно часами идти по крутой тропе, с легкостью перебираясь с перевала на перевал, любуясь открывающимися взгляду бескрайними просторами и на следующее утро, как ни в чем не бывало, вновь стремиться к недостижимому изумрудному горизонту.
В подобное путешествие мы собрались не впервые, на этот раз, решив собственными глазами увидеть легендарное Озеро Горных духов. Этот не особенно сложный маршрут был рассчитан на двое суток. Два других дня мы планировали потратить на дорогу до турбазы и обратно, а пятый день оставили про запас, на случай неожиданной задержки в пути.
В столице Хакасии нас должны были встретить знакомые. Десять часов на электричке и мы в Абакане. Полупустой вагон располагал к беседе с малознакомыми людьми, и мы разговорились с пожилой супружеской тувинской парой, довольно бегло изъяснявшейся на русском. Впрочем, они часто соскальзывали на родной язык, и в эти мгновения мы чувствовали себя чужаками. Услышав, что мы хотим увидеть Озеро Горных духов, наши новые знакомые, прежде чем обратиться к нам, довольно оживленно заспорили друг с другом. Не понимая ни слова, я наблюдал за частой сменой выражений на их лицах. Наконец, они пришли к единому мнению и повернулись к нам.
«- Вы знаете, откуда пришло это название?» — спросила женщина, почему-то глядя мне в глаза с пытливым любопытством потомственной шаманки. Хотя я не был уверен, что среди тувинцев были женщины — шаманки, под этим её настойчивым взглядом мне стало не по себе. Казалось, она пыталась заглянуть мне прямо в душу. Я с трудом разорвал зрительный контакт, опустив взгляд на свои ладони и, с удивлением, заметив, что они слегка дрожат. Такого раньше со мной не бывало.
— Нет. Расскажите,- попросил один из моих друзей, хотя именно он на протяжении целой недели пичкал нас разнообразными туристскими байками и легендами, связанными с целью нашего путешествия. «Шаманка» окинула его настороженным взглядом, но, не уловив на лице даже тени веселья, принялась за свой рассказ.
«Во времена, когда сибирским краем ещё правили Монгольские ханы, жил в одном горном селении молодой шаман Ингир, сильнее и мудрее которого было не сыскать.
Был у Ингира дар — владея мастерством хоректээр (горловое пение) он околдовывал духов своим пением и мог вылечить любого. Слава о его даре звенела на многие недели пути, и однажды дошла до одного из монгольских ханов, чья юная и прекрасная дочь Алико медленно угасала от неизвестной болезни. Монгольский хан снарядил отряд из самых преданных ему людей и отправил их в дальний путь на поиски шамана. Лишь на десятый день отряд вернулся назад , везя с собой того, в ком хан видел свою последнюю надежду. Увидев дочь хана, Ингир сказал, что Алико останется жива, если следующей весной хан обещает отдать девушку ему в жены. Обещание было дано, Ингир провел обряд и вернулся в своё селение. А пять лун спустя прошла и болезнь Алико. Хан тут — же пожалел о данном обещании, и, не дожидаясь весны, приказал своим людям отправиться в селение, чтобы убить шамана. Алико подслушала этот разговор и решила помешать коварным планам отца. Переодевшись в мужской костюм и взяв из конюшни лучшую лошадь, она поскакала к горам, высившимся на горизонте. Но в дороге на лошадь напали волки, и когда Алико добралась до селения, Ингира там уже не было. Жители сказали, что их шаман, вместе с людьми хана, отправился к озеру в сердце старой горы. Алико побежала следом. Но когда перед её глазами открылась безмятежная гладь озера, на берегу она увидела только людей своего отца. Никто не знает, что там произошло, но в селение никто так и не вернулся. А озеро в сердце горы нарекли Озером Горных духов. Старожилы рассказывают, что назвали озеро так из-за того, что каждое полнолуние из его вод появляется Алико и долго бродит по берегу, играя на флейте и пытаясь отыскать своего Ингира.»
Я никогда не считал себя впечатлительным, но недолгое повествование женщины намертво засело в памяти, вызвав череду стойких образов, забыть о которых оказалось непросто. И только в Абакане, среди привычной городской суеты, я смог избавиться от странного наваждения.
Впрочем, я был уверен в этом лишь до того момента, пока сутки спустя, мы не оказались на перевале, неподалеку от пика Птицы, откуда уже вполне можно было рассмотреть серебристую гладь безмятежно спокойного Озера горных духов.
Глядя отсюда вниз, мне захотелось взлететь, ловя крыльями изменчивый студеный ветер. Я впервые задумался о покупке дельтаплана, хотя всегда считал, что страдаю боязнью высоты. От открывшегося нам вида просто захватывало дух. Вдоволь налюбовавшись пейзажем, мы начали осторожно спускаться вниз по тропе. Ноги слегка гудели, напоминая об оставленных позади километрах. А впереди нас ждал привал с ужином и ночь в палатках. Поздним вечером, когда солнце уже скрылось за горизонтом, а на манящем своей непостижимой глубиной небе стали одна за другой вспыхивать первые звезды, я взглянул на слегка подернувшуюся рябью гладь горного озера. Ветра не было. Даже малейшее движение воздуха не колебало тонкие стебли травы под моими ногами. Друзья уже давно разбрелись по палаткам, утомленные обилием дневных впечатлений. Мне же отчего — то не спалось. Словно в этой зыбкой сумеречной тишине, на тонкой грани между сном и явью, мне должно было открыться нечто очень важное.
Серо-стальной цвет воды в озере незаметно сменился на темно — зеленый, а когда в безоблачном небе появился серебристый диск полной луны, поверхность озера стала совсем черной. Ночь незаметно подкралась ко мне, принеся с собой ощущение холода и легкой тревоги. Я поднялся с камней и подсел поближе к костру. Неверные тени метнулись прочь. Я подбросил в огонь несколько сухих сучьев, и язычки пламени весело затанцевали по их гладкой поверхности, прогоняя из тела и разума холод и сумрак ночи. Вокруг было удивительно тихо. Ни дуновения ветерка, ни пронзительного писка сеноставки. Только след луны серебристой дорожкой плясал по глади потемневшего озера, да трещали дрова одинокого ночного костра. И вот на тончайшей грани между разумом и воображением я услышал едва различимый звук флейты. Невидимый в темноте музыкант искусно плел тончайшую вязь прекрасной, но удивительно грустной мелодии. Я прислушался, стараясь уловить все её оттенки, и невольно оторвал взгляд от завораживающего танца огня. Именно в это неуловимо короткое мгновение непроглядный сумрак ночи расступился, пропуская к костру высокую девушку в длинном серебристом платье, словно целиком сотканном из лунного света. В руке она держала небольшую костяную флейту, а темные как ночь волосы струились по её белоснежным плечам. У неё были тонкие руки и глаза цвета небесной лазури. Она осторожно присела возле костра, протянув руку к огню и словно пытаясь поймать в неё призрачные язычки самого горячего радужного пламени. По её лицу скользнула грустная улыбка, и один из огненных язычков послушно затанцевал на её раскрытой ладони.
— Тебя зовут Алико? — спросил я, хотя был почти уверен, что вижу сон, задремав возле костра. Она кивнула, отпуская пламя обратно в костер, и поднесла к губам свою флейту. Никогда в жизни я не думал, что с помощью музыки можно рассказать столько, сколько не выразишь словами ни одного человеческого языка. Музыка заструилась вокруг, проникала внутрь меня, рождая образы давно минувших веков. Флейта пела и стонала, рассказывая историю несчастной любви храброго шамана и прекрасной дочери вероломного монгольского хана. Музыка оборвалась на самой высокой ноте, знаменуя смерть влюбленных. Я же, глядя на катившиеся по лицу девушки слезы, думал о том, почему большинство легенд этого сурового края имеют такой фатальный конец.
Неслышно ступая по серым камням, девушка с флейтой растворилась в темноте. Я не пытался её догнать. Веки мои налились свинцом, и я провалился в глубокий сон без сновидений. Друзья, нашедшие меня утром рядом с потухшим костром, молча выслушали мой рассказ. А час спустя, собираясь в обратный путь, в углях прогоревшего костра мы случайно заметили маленькую костяную флейту Алико. Я взял флейту с собой на память. На протяжении всего пути на турбазу я не мог отделаться от ощущения, что за мной всё ещё наблюдают грустные глаза цвета небесной лазури. Сидя в вагоне электрички по дороге домой я знал, что взяв костяную флейту, оставил у Озера горных духов частичку собственной бессмертной души.
Легенды Горного Алтая Был июль 2002 г. После 14-часового переезда из Барнаула (от Бийска по знаменитому Чуйскому, от пос. Туэкты по Усть-Канскому и дальше по Усть-Коксинскому трактам) наш микроавтобус оказался в небольшом алтайском селе Тюнгур, где находится уютная турбаза «Высотник». От неё начинаются многие маршруты, ведущие к подножию высочайшей горы Алтая — Белухи. Я и мой друг Сергей Крылов приехали, чтобы увидеть Белуху (4506 м) и Аккемский ледник, сползающий с её северных склонов.
С Белухой связана одна легенда. В начале ХХ века алтайцы ждали прихода своего Спасителя — Ойрот-хана. Предвестником этого события должно было стать разрушение одной из двух вершин Белухи. Весной 1904 г. 12-летняя девочка Чугул пасла овец в урочище Теренг и встретила всадника в белом одеянии. Весть о Белом всаднике быстро разнеслась по кочевьям. Гонцы приглашали всех собраться в долине Теренг, у подножия горы Кырлык, для поклонения Белому Бурхану. Так на Алтае возникла новая религия — Белая вера.
Мне было интересно узнать, действительно ли изменились очертания Белухи в начале века. Случайно в руки попала книжка Самуэля Тюрнера, который в апреле 1904 г. попытался взойти на Белуху со стороны Аккемского озера. Перед восхождением Тюрнер ходил по Аккемскому леднику и заметил, что вся его поверхность покрыта молодыми глыбами (их острые грани не были затуплены эрозией). По оценкам Тюрнера, общий вес глыб составлял примерно полмиллиона тонн. Автор в своей книге привёл много фотографий. Возможно, Белуха изменилась после 11-балльного Кузнецкого землетрясения, которое произошло 19 июня 1898 г.
Мы с Сергеем решили пройти маршрутом Тюрнера к Аккемскому леднику и посмотреть на каменные глыбы. Наняли в Тюнгуре проводника с тремя лошадьми, и к нашей компании присоединился местный охотник Митя Лошаков.
Грунтовая дорога через 1,5 км привела наш небольшой караван в посёлок Кучерла. Здесь живут родители Митиной жены, и поэтому первая остановка состоялась именно здесь. Мы не смогли воздержаться от тяжкого греха чревоугодия и с удовольствием поддались искушению. Экзотический толкан (ячменная мука, залитая чаем и заправленная свежей сметаной) — невероятно простое, но обладающее живым алтайским колоритом блюдо — позволил полностью утолить разыгравшийся аппетит. Пока мы ели, нам рассказали, что в селе живут алтайцы из рода кергил, майман и кёбёк. Род по-алтайски называется «сеок», то есть кость. У южных алтайцев насчитывается около 30 сеоков. Люди, принадлежащие к одному роду, считаются родственниками, и их называют «единоутробными». Каждый сеок имеет своего родового хранителя. Это может быть гора, дерево или животное. Родовым деревом у рода майман является берёза, а особо почитаемым животным — косуля; у рода кёбёк — можжевельник и волк.
После трапезы переправляемся через реку и углубляемся в смешанный лес. Погода явно благоприятствует нам: солнышко светит, птички щебечут, и комаров нет — красота! Я еду замыкающим и пытаюсь что-нибудь заснять фотоаппаратом. Впечатления сменяются так же быстро, как окружающие пейзажи. Пройдя через урочище Аласкыр (в переводе — «пегий жеребец»), мы выходим к одноимённому ручью, от которого начинается подъём на перевал Кузуяк.
Вдоль тропы встречаем много интересных растений. Например, фиолетово-лиловый цветок, похожий на чертополох, достигающий в высоту 1,5 м. Это маралий корень. Ранней весной маралы отыскивают в земле его корни, выбивают их копытами и жадно поедают. Туристы используют жидкий экстракт маральего корня как средство от усталости.
Грунтовая дорога приводит нас на некатегорийный перевал Кузуяк (1513 м). Название происходит от сочетания слов «куш» (птица) и «айак» (нога). На седловине — кедр с многочисленными лентами. По алтайскому поверью, люди после смерти становятся духами той местности, где они умирают. Ленты на деревьях вяжутся в знак уважения к Хозяину перевала. Деревья, с которых свисают ленты (ялами), раньше назывались деревьями шамана. Считается, что именно на них и живут духи. Раньше вместо ленточек на деревья подвязывали конский волос. Мы тоже, встав лицом к солнцу, повесили свои ленты.
Спуск всегда беспокойнее, чем подъём. Лошади это чувствуют: они начинают нервничать, пытаются обогнать друг друга, и их приходится сдерживать. При выполаживании склона кони становятся спокойней, и наш взор снова привлекают невиданные растения. На краю тропы встречается мощный, диаметром около метра, шаровидный куст. Его украшают крупные, величиною с большую розу, светло-красные цветы. Это дикий пион или марьин корень. Раньше на Алтае корень этого растения употребляли в пищу северные алтайцы-шорцы: весной собирали, вываривали, чтобы уничтожить яд, затем высушивали, растирали в муку, смешивали с ячменной мукой и делали лепёшки. Из листьев дикого пиона можно приготовить снотворное.
На ходу срываем ягоды жимолости. Совершенно неожиданно мою ногу пронзает сильная боль — это меня задела коноплёвая крапива. Было время, когда старообрядцы лечили простуду оригинальным методом: вечером хлестали больного этой крапивой, и к утру хворь проходила. Незаметно для себя спускаемся на речную террасу реки Аккем. Переправившись по мосту на другой берег, попадаем на большой луг и проходим мимо пары журавлей-красавок, которых алтайцы называют «турна». Их грациозность побуждает меня достать камеру. Но мои неосторожные движения спугивают птиц.
Решаем остановиться на ночёвку в устье ручья Ороктой, хотя и провели сегодня в седле всего 4 часа: ни я, ни Сергей до этого не путешествовали верхом, и наши зады нуждаются в отдыхе.
После обеда пошли прогуляться вниз по Аккему. Но буквально через десять шагов были остановлены зарослями дикой клубники. Насытившись, вышли на большое поле, заросшее всевозможными цветами. Заброшенная сельхозтехника указывала, что когда-то здесь что-то выращивали. Над полем висел тяжёлый запах разнотравья. Повсюду прыгали тысячи кузнечиков. Сергей углядел довольно редкую бабочку — чернушку Киндермана. Но с фотографией опять ничего не получилось. Погода стояла хорошая, и с разговорами мы вышли к устью Аккема. На берегу — одинокий зимний домик, одна половина его разрушена, а другая закрыта на замок. Это всё, что осталось от посёлка Аккем, разорённого в 50-е годы. До войны здесь жил известный сказитель из рода сагал Салдабай Савдин.
Прогуляв до вечера и отсняв пару плёнок, мы вернулись в лагерь. За ужином Митя рассказал о своём соотечественнике Александре Кайгородове, который в годы гражданской войны попытался установить в долине Уймона народную власть, но смог продержаться только 4 года. Осенью 1921 г. в устье Аккема находилась одна из партизанских баз Кайгородова.
На следующий день мы поднялись рано и, оперативно разложив пожитки по седельным сумкам, выдвинулись в ущелье Ороктой. Название его образовано от словосочетания «орыкту-ой», означающее «тропа диких животных, идущая по долине». По этой тропе 2500 лет назад скифы гоняли свой скот на летние стоянки. В 1995 г. российско-бельгийская экспедиция обнаружила пазарыкское захоронение в истоках ручья Кызыл (левого притока реки Коир). По ороктойской тропе и сейчас алтайцы перегоняют свой скот на летние пастбища.
Тропа приводит нас на большую, заросшую крапивой и коноплёй, поляну. На её краю стоит аланчик. Это традиционное жилище алтайских пастухов в виде конического шалаша, покрытое корой лиственницы. Внутри жилища находится обложенный камнями очаг. Над ним дымовое отверстие — тюнюк, через которое проникает свет. Митя говорит, что, по шаманским представлениям, тюнюк является проходом в Верхний мир, где живёт божество Ульгень, а очаг — в Нижний, к божеству Эрлик. Изнутри аланчик украшают рисунки местных пастухов. Здесь изображены горный козёл, снежный барс, марал, волк, верблюд и орёл.
Продолжаем наш путь. Проезжая под кедрами, дотрагиваюсь до влажных мохнатых бледно-зелёных нитей уснеи длиннейшей, свисающих с нижних веток. Длина этого лишайника достигает 1 м! За гигантские размеры уснею иногда называют «бородой ветхозаветного Мафусаила». Выходим из леса и поднимаемся на широкую седловину. Здесь сходятся Борондинский и Ороктойский хребты. Высота 2200 м. Отсюда открывается вид на ущелье Ороктой. Вдали поднимается массив Белухи, хорошо заметны снежные пики Ак-Оюк и Короны Алтая.
На широкой седловине, покрытой альпийскими лугами, встречаем отару. Нам удаётся купить овцу (в 2002 г. она стоила 1000 р.). Пока её разделывают, узнаём, что в последние годы значительно возросло количество хищников: после перестройки нет денег на их отстрел. Подвязав тушу к седлу, продолжаем петлять по альпийским лугам на высоте 2200 м. Выезжаем к истоку ручья Тухман, где и ставим палатки. Митя предложил приготовить кирзым. Для этого у овцы вырезали вместе со шкурой и шерстью грудину размером 40 на 40 см, насадили её на 2 деревянные палочки и зажарили на углях. В конце процесса опалённая шкура очищается, и мясо подаётся на пробу.
Стреноженные кони в тумане ухитрились куда-то уйти. Мы пошли на поиски и встретили вчерашнего пастуха. Он и показал, где видел наших лошадей. Из тумана выглянула гора Тухман. Пастух рассказал, что горы, которые выделяются своей высотой или формой, до потопа были богатырями. В камень их превратили родительские заклятия. После потопа Земля лишилась первоначальной своей твёрдости и уже не могла держать на себе всех богатырей. Так богатыри стали горами. В горах присутствуют духи этих богатырей ту-ээзи. Главным духом, владычествующим над всем Алтаем, считается Алтайдын-Ээзи, или Владыка Алтая. По поверью, он обитает в пещерах и на ледниках. Каждый человек стремится задобрить духов: переезжая через перевал, путник оставляет на нём свой камень. Проходили годы, через перевал проезжали сотни людей, и выросли каменные кучи. Алтайцы называют их «обо». Иногда в них втыкали палки, к которым привязывались ленты или конский волос.
Позавтракав, мы двинулись в путь. Довольно скоро тропа вышла на отрог, разделяющий долины ручьёв Тухман и Чичкекарасу (название происходит от сочетания слов «чичке» — узкий, «кара» — прозрачный, «су» — вода), и пошла по лугам, где радует глаз множество альпийских цветов: синие бокалы генцианов, розовые колоски горлянки, жёлтые горные маки и небесно-синие водосборы. Через 5 км после истока Чичкекарасу выходим на некатегорийный перевал Томул (2580 м). На седловине — культовая пирамида обо.
На перевале рядом с тропой Митя показал нам тёмно-зелёные булыжники. Нефрит! В одной из многочисленных алтайских легенд объясняется, как на Алтае появились самоцветы. «Давным-давно владыка Нижнего мира Эрлик сотворил морское чудовище Андалма-Муус. Это чудище имело длинный язык, которым оно неожиданно хватало людей и затем пожирало. Небесный богатырь Тюрун-Музыкай решил помочь людям. Он переродился в человека из сеока кыдат и стал жить под именем Тямаа-Тюрун. Как-то раз он вышел на берег моря, и, когда чудище схватило его, богатырь попытался вытянуть его на берег. От усилия богатыря Земля начала опускаться. Чтобы не потопить Землю, богатырь выпил море и вытащил чудовище. После этого Тямаа-Тюрун высоко поднял Андалма-Муус и разбил его о камни. Кровь и внутренности разлетелись в разные стороны и обратились в самоцветы».
В Азии зелёный цвет нефрита был символом вечного обновления природы, возрождения, и его широко использовали в погребальных обрядах. В древнем Китае считалось, что если закрыть нефритом девять отверстий тела, то его можно уберечь от тления.
После перевала пересекли заросшее карликовой берёзкой широкое плоскогорье. Над ним стоят, как монументы, гранитные скалы-останцы с плоскими вершинами. Мы влезли на одну из них. И Митя рассказывает очередную легенду: «На скале Ак-Таш Алтай Сыны лежит большой плоский камень. Сюда духи со всего Алтая прилетают поиграть в азартные игры. Ставкой являются души-зародыши (кут) зверей и домашнего скота. Считается, что если где-то произошёл пожар и исчезли белки или другие звери, то это всего-навсего местный горный дух «продул» их души в игре с другими духами».
Вечереет. Мы устали, но цель уже близка. Повстречали коммерческую группу туристов. Теперь придётся поторопиться, чтобы на берегу озера Акташка занять лучшее место для лагеря. Сергей с Митей уезжают вперёд, а я остаюсь фотографировать причудливые гранитные скалы в лучах заходящего солнца.
Спускаюсь по бурелому к небольшому озеру Акташка. Оно очень живописно: находится на границе леса, и в его зеркале отражаются окрестные горы. Моим друзьям удалось занять место на северо-западном берегу, где кедровый лес подходит к самой воде. Уходим за дровами, и Митя показывает нам кустарник с жёлтыми цветами. Это лапчатка кустарниковая. В народе её называют «курильским чаем». Она содержит громадное количество витамина С, и местные заваривают листья лапчатки как чай. За ужином и мы решили попробовать новый напиток, но не рассчитали с дозировкой: «гидробудильник» поднимал нас ночью не один раз.
Наступает 4-й день пути. Мы покидаем уютное озеро и начинаем подниматься по куруму. Тропа обозначена невысокими каменными пирамидками. Лошадям трудно идти по камням, и мы спешиваемся. Слышим приветственный свист любопытных сурков-тарбаганов. Обычно охотники промышляют их в конце августа — начале сентября. В это время зверёк уже отъелся, и его шкурка заблестела. Охотиться на него нетрудно. Сытый тарбаган любит по вечерам вылезти из своей норки и слегка посвистеть. При этом он с любопытством прислушивается — не откликнется ли поблизости самочка. Услышав ответный сигнал, он стремглав бежит на свидание. На этом и ловят его охотники, мастерски имитирующие свист самки.
Выходим на широкую седловину. Этот перевал некатегорийный (2450 м). Слева от нас высота 2584 м, а справа — 2313 м. Это отроги горы Текелю (3167 м), разделяющей долины рек Текелю и Акташ. На перевале солонцы, привлекающие горных козлов (теке), а за ними и местных охотников. С седловины тропа поворачивает налево, и мы выходим в долину реки Текелю. Мы проходим над обрывом Скынчак длиной целых 6 км. Он заканчивается ложбиной, по которой протекает небольшой ручей Кам-Тыт. Спешиваемся и осторожно, держа лошадей в поводу, начинаем спуск. На протяжении всего спуска нам не встретилось ни одного деревца, хотя название этого лога (Кам-Тыт) означает «шаманская лиственница». Дерево называли шаманским, если в его кроне имелась ветвь, заражённая вирусом, в результате чего она мутировала в так называемую «ведьмину метлу».
Останавливаемся на обед на берегу реки Текелю. Пока Митя готовит, мы с Сергеем уходим смотреть 3-й и 4-й водопады Текелю (всего их шесть). Переходим реку и выбираемся на обзорную скалу. С неё видно, как река уходит в узкую щель и низвергается с высоты 10 м! Брызги на солнце переливаются всеми цветами радуги. Пытаемся дотронуться до неё рукой. Для осмотра 4-го водопада надо вернуться на правый берег и обойти скалу, стоящую в долине Текелю. Вместе с нами водопадом любуются две горные трясогузки.
Пообедав, возвращаемся на тропу и продолжаем продвигаться к истоку Текелю. Я еду первым. Неожиданно рядом с тропой раздаётся мелодичный крик улара. Видимо, он живёт где-то здесь, на каменистых склонах. Через 4 км от лога Камдыт наша тропа поворачивает к месту брода. Спешиваемся.
Митя курит, а мы с Сергеем спускаемся ниже по течению Текелю на 200 м и фотографируем первый водопад. На заднем плане видны ледники Текелю и Новосибирцев.
После брода поднимаемся по травянистому склону и выходим на перевал Ярлу-Боч. Он производит незабываемое впечатление. Прямо под нашими ногами 300-метровый голубой обрыв. Необычный цвет объясняется окраской глины. Вечернее солнце, уходящее за перевал Чёрное Сердце (Кара-Тюрек — тюркское слово «кара» имеет несколько значений), прямо на наших глазах перекрашивает обрыв в розовый цвет! Фантастика!
Лошади бесстрашно идут по самому краю обрыва. Доходим до травянистого склона и спешиваемся. Тропа теряется в высокой траве. Лошади боятся крутизны, и приходится их понукать. Травянистый склон приводит нас к правому истоку Ярлу. Здесь бушует высокотравье. Понятие «трава» превращается в насмешку. Огромные белые зонтики борщевика скрывают под собой человека! Синие и голубые цветы живокости образуют кисти полуметровой длины! Не отстаёт и аконит: его кисти тёмно-синих, розоватых и белых цветов нередко достигают полуметра, а сам он возвышается над человеком. Наши лошади на ходу едят листья черемицы, которую местные называют «кукольником». Корень её очень ядовит, и раньше из него делали «черемичную воду» для уничтожения накожных паразитов.
За охотничьим аилом переходим через ручей Ярлу. Конгломератный берег возвышается над ложем ручья больше чем на метр, и моя лошадь совершает неожиданный прыжок, в результате я себе отбил всё, что только можно. Минуем поляну эдельвейсов и через час выходим на берег Аккемского озера. Пройдя немного по заболоченному участку, останавливаемся на ночёвку.
На следующее утро уходим мимо Аккемского озера к леднику. С морены любуемся горной панорамой. Слева направо стоят пик Борис, Белуха, пик Броня, гора Ак-Оюк. В 1904 г. Тюрнер поднялся на Ак-Оюк и назвал эту гору «Виллерс-пик».
Переходим через ручей Кара-Оюк. Здесь в 1926 г. стоял лагерь экспедиции Падурова. В те годы молодое советское правительство, узнав, что на Алтай отправляется Н.Рерих, для контроля за ним срочно отправило к Белухе Падурова и Делоне. Проводником был алтайский художник Чорос-Гуркин, много раз путешествовавший по этим местам. Один из его известных пейзажей 1908 г. называется «Озеро горных духов Дены-Дер. Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек». Считается, что натурой для него послужили несколько горных озёр, одно из которых находится на ручье Кара-Оюк. После экспедиции с художником встретился будущий писатель Иван Ефремов. Гуркин показал ему картину и поведал легенду про охотников, поднимавшихся к озеру. «Люди видели кроваво-красные огни в скалах и мелькание сине-зелёных прозрачных столбов. Снеговые пики словно давили чудовищной тяжестью на их головы, в глазах начиналась неудержимая пляска световых лучей. Едва передвигая ноги от внезапной потери сил, с угнетённой душой, несчастные уходили из рокового места, но обычно в пути их настигала смерть. Только несколько сильных охотников после невероятных мучений добрались до ближней юрты. Кто-то из них умер, другие долго болели, потеряв навсегда былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нём. Там нет ни зверя, ни птицы, а на левом берегу, где происходят сборища духов, не растёт ничего, даже трава».
Под впечатлением от встречи с Гуркиным Ефремов написал рассказ об озере горных духов, где предположил, что необычные явления связаны с ядовитыми испарениями ртути. Героев своего рассказа автор «отправил» в долину реки Куркуре (левого притока Аргута), на 5-е мёртвое озеро. А в 1931 г. геолог Кузнецов в истоках реки Ярлыамры (левого притока реки Чибитка) обнаружил месторождение киновари, ртутной руды, рядом с озером Чейбеккёль. Берега этого озера мертвы и напоминают картину Гуркина.
Спускаемся с морены и выходим на берег реки. Здесь 100 лет назад заканчивался Аккемский ледник. Сейчас он отступил на целых 2 км! За час доходим до него и поднимаемся по морене. Осторожно преодолеваем участок крупных глыб и выходим на лёд. Нам открывается изумительная картина. Всего в нескольких километрах от нас в небо устремляется 1000-метровая Аккемская стена, над которой в лучах солнца возвышается двуглавая Белуха. Ледник усеян множеством камней. Некоторые из них стоят на ледовом пьедестале в виде гриба. Рассматриваем лежащие камни и глыбы. Камни несут на себе следы эрозии. За сто лет картина сильно изменилась из-за движения ледника, и непонятно, действительно ли Тюрнер видел следы грандиозного обвала.
Однако мы были очень рады, что смогли пройти маршрут Тюрнера и увидеть Белуху и Аккемский ледник.

Легенда о происхождение озера Селигер — Самые красивые легенды


Самые красивые легенды народов России

Самые красивые легенды народов России

Легенда о «Горе Кольцо» в Кисловодске

Самые красивые легенды народов России

Самые красивые легенды народов России

Легенда о Эльбрусе

Самые красивые легенды народов России

Самые красивые легенды народов России

Легенда о водопаде Кивач

Самые красивые легенды народов России

Самые красивые легенды народов России

Легенда о дочери Байкала

Самые красивые легенды народов России

Самые красивые легенды народов России

Легенда о Сакском озере и о его чудодейственных свойствах — Путешествие по Крыму

Саки — больнеогрязевой курорт, расположенный в 20 километрах от Евпатории и в 6 километрах от морского побережья. Город лежит на берегу Сакского грязевого озера. Уже в античных письменных источниках содержатся свидетельства о целебных свойствах местной грязи. В 1827 году в Саках была основана первая в России грязелечебница, а через 10 лет здесь открыли отделение Симферопольского военного госпиталя. Ныне бальнеологический курорт Саки известен во всём мире. В крымском фольклоре имеется немало легенд о том, как человек, испробовавший на себе соль и грязь из Сакского озера, исцелялся буквально за день.

Легенда о чудесном исцелении казаков у Сакского озера

Бежали из татарского полона запорожские казаки. Бежали с боем, предав огню город Гёзлев. Много смельчаков полегло в битве, но ещё больше спаслось — и казаков, и простого люда украинского, вызволенного отважными воинами. Захватили татарский табун, вскочили на коней, понеслись на волю, в милую сердцу Украину.
Но ослаблены силы в неволе: люди изнурены голодом, тела их покрыты ранами. Настигает беглецов татарская погоня.
И сказал атаман:
— Всем нам не спастись. Братья-солдаты, удалые казаки, пусть мчится на волю спасенный нами народ. За озёра солёные, в родную Украину. Нам же, казакам, пятками сверкать не пристало. Останемся здесь, преградим басурманам дорогу.
Так и поступили.
Черной тучею налетело в степи татарское войско. Ярыми соколами ринулись казаки из засады на врага лютого. Сверкнули сабли, свистнули стрелы, разразился смертельный бой.
Храбро бились казаки, но редели их ряды. Орда же прибывала и прибывала, новые и новые отряды вставали на место пораженных. Оттеснили козаков к соляным озёрам. Здесь завязалась последняя битва…
А когда рассвет озарил горизонт, лежали на берегах озёр молодые тела храбрых воинов, полегших в неравном бою. Кровавая груда тел…
А когда поднялось солнце над землёй, груда зашевелилась. Стали оживать казаки, подыматься. Удивляются: что же случилось с ними? Откуда взялась в изрубленных телах жизнь? Какая сила вернула к жизни смертельно раненых?
Стали казаки присматриваться, примечать. И увидели, что там раны быстрее затягиваются, где касаются они земли, то тело возвращается к жизни, которое лежит на черном иле береговом, в грязи приозерной. Мать сыра земля — вот их спасительница и исцелительница. Волшебную силу дала она сынам своим, вдохнула новую жизнь в детей своих.
Зашли казаки в озеро, омылись солёной водой. Потом разыскали в степи уцелевших коней и поскакали в родную Украину — поведать народу о битве кровавой да об озёрах целебных.

Легенда о чумаке и исцеляющей грязи Сакского озера

Однажды украинский чумак приехал на Сакское озеро за солью. Это было его первое путешествие в Крым, и не знал он, где лучше остановиться на ночлег. Старый конь его подошел к озеру слишком близко, и тяжелый воз чумака тут же увяз в иле. Много раз пытался чумак вытащить воз, всю ночь топтался в озёрной грязи, но безуспешно. Только подоспевшие утром товарищи высвободили чумака и его повозку из грязевого плена. Вернувшись на родину, обнаружил чумак, что застарелая болезнь ног, мучившая его долгие годы, прошла бесследно…

Воспоминания Павла Сумарокова о Сакском озере

Один из первых путешественников по Крыму, Павел Сумароков, в своей книге 1803 года»Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» писал: «Расстроенное здоровье предписало мне прибегнуть к прославленной многими опытами целительной здешней грязи. В деревне Сак татарин, отправляющий должность аптекаря при той чудесной врачебнице, встретил нас у своего дома, отварил нам хату, устроил из подушек диван, сам пошел делать приготовления, а мы во ожидании совлекали с себя одежды…
Я вижу, что читатель хочет позабавиться на наш счет; пусть же он вообразит себе, каждого из нас лежащего всею длиною тела в особой могиле, под бугром накинутой грязи, который, оставляя одни только головы на свободе, лишал нас всякого движения. Пусть вообразит он увязшего по колено моего слугу, с распущенным надо мною к предохранению от солнечных лучей зонтиком. Пусть прибавит он к сей картине татарина, сидящего на цыпочках подле меня, который, накидывая свежей грязи, поливал водою, как будто по пашне, покрывающее меня вещество…»

Легенда об озере Ая

Полюбил бедный пастух дочь хана, и девушка, едва увидев его, полюбила юношу всем сердцем.
Но грустной была эта любовь. Пастух даже не мог надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст свою красавицу дочь в жены бедняку. Вот пришло время, и приехали богатые сваты, сговорился хан, стал готовиться к свадьбе. Просила, умоляла дочь отца не отдавать ее замуж за нелюбимого, призналась в своей любви к бедняку. Разгневался жестокий хан, велел прогнать пастуха, а девушку велел охранять грозной страже до дня свадьбы.
Рискуя жизнью, пробрался юноша ночью к своей любимой, договорились они, что девушка тайком уйдет из родного стойбища, условились они с пастухом встретиться на высокой скале, которая возвышалась на левом берегу Катуни.
«Жди меня до захода солнца, — сказала ханская дочь, — но если я не приду до условленного часа, значит, не удалось мне обмануть грозную стражу. Но знай, что жизнь без тебя не мила, лучше я убью себя, чем выйду замуж за нелюбимого».
Наполнилось сердце юноши радостью и надеждой. Целый день ждал он возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Нетерпеливо рвалось сердце из груди молодого пастуха на встречу своему счастью.
Но богатый хан почуял не доброе, не спускал он с дочери глаз. Вот уже вечер настал, а девушке никак не удается обмануть грозную стражу. Наконец – то смогла красавица уйти со стойбища. Торопится она к скалам, бежит, не чувствуя ног под собой, обрывает подол шелкового платья о камни и кусты, но не успеть ей к назначенному часу.
Увидел юноша, что солнце садится за гору, а любимой все нет. Решил он, что не удалось ей обмануть отца, взглянул на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы.
В этот момент вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее.
Образовалось вокруг скалы глубокое озеро, чистое и прозрачное как слеза. Не выдержала девушка нахлынувшего на нее горя, вскричала: «Любимый погиб, а я?». С этим криком и кинулась красавица в пучину вод.
Озеро так и назвали люди: Ая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *