Легенда о пане и его флейте

Сказка о флейте Пана | Социальная сеть работников образования

Слайд 1
Сказка «Флейта Пана» Подготовила: педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ №4 Руководитель объединения «Сказочная флейта», «Волшебная флейта» Хрипунова Ирина ВикторовнаСлайд 2
Милые ребята! Рад нашей встрече! Мне, старому и мудрому Гному, всегда нравится рассказывать сказки и легенды.
Слайд 3
Сегодня я хочу поведать Вам удивительную и трогательную легенду, повествующую о рождении прекрасного музыкального инструмента.
Слайд 4
Этой легенде много сотен лет, но она столь красива, что бег времени не властен над ней, и люди всегда слушают её с удовольствием и замиранием сердца.
Слайд 5
Легенда расскажет Вам о прекрасной нимфе СИРИНКС, боге полей и пастбищ ПАНЕ , о любви…
Слайд 6
А ещё легенда поведает о прекрасной музыке и музыкальном инструменте с красивейшим, нежным и певучим звуком – ФЛЕЙТЕ ПАНЕ.
Слайд 7
В давние времена жил бог ПАН, покровитель природы, пастбищ и пастухов. Но вот что интересно: сколь был уродлив ПАН, столь прекрасна была окружающая ПРИРОДА!
Слайд 8
Пан родился с длинной бородой, козлиными рогами и копытами. Согласитесь, безобразное и устрашающее зрелище!
Слайд 9
Однажды увидел Пана златокудрый бог ЭРОТ, и пустил в него стрелу из своего лука.
Слайд 10
В тот же день встретил Пан в лесу прекрасную нимфу СИРИНКС (СИРИНГУ) и влюбился в неё без памяти.
Слайд 11
Хотел он подойти к красавице, но, испугавшись уродливого бога, она убежала. Природа помогла влюблённому Пану: путь нимфе преградила река.
Слайд 12
вместо Сиринги Пан обнял гибкий, тихо шелестящий тростник. Долго стоял на месте влюблённый бог, вздыхая и тоскуя. В нежном шелесте тростника он слышал голос прекрасной нимфы.
Слайд 13
Срезал тогда Пан несколько тростинок и, скрепив их воском и соломинкой, сделал сладкозвучную флейту.
Слайд 14
Пан прожил долгую и тоскливую жизнь без своей любимой нимфы. Флейта напоминала ему о её красоте и прекрасном голосе.
Слайд 15
Эта легенда полна грусти, красоты, любви…Почти всё прекрасное надо выстрадать. Если бы не эта трагедия, то в искусстве не было бы прекрасного звучания флейты.
Слайд 16
Флейта Пана дала жизнь всем последующим флейтам, самым разным по форме и виду, но с одинаково прекрасным голосом.
Слайд 17
Мелькают годы, плывут над землёй столетия, но голос флейты, продолжает воспевать прекрасные чувства – любовь и красоту.
Слайд 18
Благодарю за внимание!

Флейта Пана: миф о боге Пана | Международный клуб флейтистов

Флейта Пана – это та ещё редкостная флейта, которая изготавливается из дерева, которая состоит из нескольких пустотелых трубок разной длинны, которые соединены. Давайте рассмотрим более детально саму флейту, и Бога, в честь которого она была названа.

Бог Пан

Нижние торцы флейты Пана всегда закрыты, а верхние производятся открытыми. В настоящее время, существуют много различных видов флейты Пана:
Индейская сампони;
Однорядная;
Двухрядная;
Литовская;
Грузинская.
Это далеко не полный список разновидностей, которые можно перечислять очень долго.
Почему именно такое странное название у флейты?

Данное название флейта получила благодаря первому хозяину, который был греческим богом — Пан. Пан был греческим богом и покровителем скотоводства, плодородия, дикой природы и пастухов. Согласно преданию, Пан родился не очень лицеприятным, ведь у него были роги, козлиные ноги и борода. Ребёнок родился, и сразу начал прыгать и веселиться, забавляя всех. Его мать испугалась, увидев такого необычного ребёнка, и покинула его. В то время, как отец, Гермес забрал его на Олимп и показал богам. Ребёнок долгое время веселил богов, которые в итоге решили оставить его и назвать Пан.
В разных народах существовал бог Пан, который в Египте считался одним из самых древнейших богов, его славят в Афинах, Пана считают созвездие Козерога.
Пан любил царить в долине Аркадии, где устраивал под звуки своей флейты восхитительные хороводы. Когда наступал полдень, Пан периодично засыпал, и вместе с ним засыпала вся природа и отдыхала. В то время, пока бог Пан спал, ни один пастух не мог себе позволить заиграть в долине на свирели и ещё каком-нибудь инструменте, чтобы разбудить его. В то время, когда в тишине раздавались непонятные крики, местные жители всегда отождествляли их с Паном, именно поэтому, до нас дошло слово – панический (слышать звуки неизвестного происхождения, которые вселяют в человека панику).
Пана также считают богом-проводником, ведь он всегда мог успокоить волны морей звуком своей флейты, и корабли могли ехать спокойно. Бог Пан не был богом, которого очень почитали горожане, он был богом природы. Его любили местные жители, и не смотря на это, на ближнем Востоке назвали город в честь этого бога.
Не смотря на различные сказания, мифы и эпосы, флейта Пана дошла до наших времён, и считается очень популярной, ведь её созвучия прекрасно гармонируют и сочетаются, передавая дух природы.

Как появились первые духовые инструменты — MicroArticles

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет».Кто знает может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.
Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника -большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына — игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё — и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели.
А кто из мальчишек не бросал камешки на дальность, соревнуясь в силе и ловкости. И уж, наверное, мальчишки заметили, что быстро летящий камень рассекает воздух со свистом. Ну а если такой камень с острыми краями привязать к верёвке или длинной палке и быстро вертеть над головой? Он будет свистеть, как чуринга в руках первобытного колдуна. А если вместо камня взять деревянную пластинку с отверстиями, то воздух будет в этих дырочках высвистывать настоящие рулады. Это и есть чуринга- древний музыкальный инструмент.
Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и при писывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.
Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.
Посмотрите на изображение странного существа — получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля «Пан»]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?
Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских — кугиклы, у литовцев — скудучяй, у грузин — соинари. Но самое главное его, название — флейта Пана.

Легенда о возникновении флейты пана

Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся «сирингой» или «флейтой Пана».
Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь -только свирель. Бородатый Пан — это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника — она ведь существует на самом деле. И ещё одна правда в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.
Но вот как-то раз учёные-археологи копали в степях за Волгой курган. Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.
Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?
Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].
Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

Поперечная и продольная разновидности флейты

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?
Поперечная — это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.
А продольная флейта — это нечто другое. У башкир это «курай», у узбеков -«най»(не путайте о молдавским),у белорусов — «дудка», «флуэр» — у молдован, «сопилка» — у украинцев, «саламури» — у грузин, «свирель» — у русских. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле берёза стояла», то место, где в ней поётся:
Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки.
Вы, конечно, знаете как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.
Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?
Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в «Пасторальной симфонии» Бетховена и чёрный скворец в произведении французского композитора Мессиана. и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».
Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка «Орфей»…
Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.
Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр её не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.
Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада.
У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам
Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось с. флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег они увидели около двухсот негров которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие — более низкие, но, по словам путешественника-европейца, «вместе образовывалась гармония довольно приятная». Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.
С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Её называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.
С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, «даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга».
В древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или сиринга. Вот как описывает древнегреческий автор этот инструмент: «Си-ринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка — это тростник. Самый высокий тростник издаёт самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поэт сиринга.
Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так, рассказывают, что «жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского».
Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.
Флейты в средневековом городе звучат повсюду — на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглёры, без неё не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта.
Играли в те времена на продольной флейте. Звук её мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания, также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась ещё очень долго, лишь постепенно её начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии [Альманах для школьников. «Музыка и ты», вып.8, 1989].
В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук её струится, как прозрачный тихий ручеёк, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди «Ночь» флейта — певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.
Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн.
В 18 — начале 19 века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в «Персидском хоре» в опере «Руслан и Людмила».
Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти инструмент для лучшего выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.
Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным инструментом, который в ту пору в быту был очень популярен и распространён. Глинка, например, играл на флейте в оркестре своего дяди, Бородин и Чайковский также владели флейтой. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента — Квартет Алябьева для четырёх флейт.
Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудреных париках собираются вечерами в салонах музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и просто для себя — дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретим и в литературе. На флейте играет Молчалин в «Горе от ума», Урия Гип в «Давиде Копперфилде». В чопорных салонах аристократы и придворные услаждали свой слух нежной игрой на флейтах, а на улице звучала совсем иная музыка.
Как не похожи визгливые, пронзительные звуки этой флейты на галантную музыку салонов. Это военная, так называемая барабанная флейта. И не зря Сергей Прокофьев в музыке фильму «Иоручик Киже» избрал флейту для характеристики мертвого павловского царства, для обрисовки бездушной государственной машины царизма. Под такие вот звуки маршировали солдаты царской армии, и под эти же звуки секли провинившихся солдат.
Но оставим эту жуткую музыку… И вновь обратимся к флейте — нежной певице, флейте — инструменту блестящему и виртуозному. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу — продольную. Звук её обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Лёгкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительньх картин природы — всё это стало доступно ей.
Флейте и её разновидностям — малой или пикколо, басовой и альтовой -композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», и для создания образа совершенно противоположного — фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

Бытование духовых инструментов у тюркских народов

Любопытные сведения можно найти о развитии духовых инструментов в Казахстане. Остановимся на этом подробнее.
Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии и Казахстана [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты» 1989].
Самые древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигнала. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогатились техническими возможностями. Если раньше мелодию исполняли лишь на нескольких трубках, то теперь ту же мелодию, благодаря отверстиям, можно было сыграть на одной.
Дальнейшее развитие духовых инструментов происходило в двух направлениях:
а) расширение диапазона за счёт увеличения трубок без отверстий;
б) расширение диапазона за счет увеличения числа отверстий.
К последнему типу инструментов относят камыс-сырнай и кос-сырнай.
Название «сырнай» является общераспространённым термином, применяемым к
различным видам музыкальных инструментов. У многих народов духовые инструменты носят названия: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. Слово «сырнай» состоит из двух слов — «сыр» и «най». В казахском языке «сыр» употребляется в значении -тайна, секрет. Словом «най» называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. Видимо, ив этом случае название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передавал посредством звуков.
Для отличия духовых инструментов к общему названию «сырнай» добавляли слово, связанное с особенностью устройства пли материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда и с приёмом звукоизвлечения. Например, камыс — сырнай (инструмент из камыша), муиз-сырнай (инструмент из рога, муиз — рог),кос — сырнай (инструмент, состоящий из двух тру-бок, кос — пара),саз — сырнай (инструмент, изготовленный из глины, саз-глина) [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты», 1989].

Развитие духовых инструментов в казахстане

Интересные сведения о казахских духовых инструментах можно найти во многих этнографических работах.
Этнограф Н. Слюз, побывавший, в начале 60-х годов 19 века среди каза-хов Западной Сибири, также встречается с древним духовым инструментом. «Музыкант, обыкновенно играющий на инструменте, имеющем некоторое сходство с деревенским пастушеским рожком,- пишет Слюз, -есть вместе с тем и импровизатор, восхваляющий под пронзительные звуки добродетели и доблести присутствующих». Судя по описанию характера звучания исполняемой на «рожке» воинственной музыки, инструмент типа муиз-сырнай применялся в походах как сигнальный инструмент.
В 1920-е годы А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом исполнявшихся на сырнае. Одну из них он услышал от певца Мухтара Жылкайдарова из Атбасарского района Акмолинской области.
Особенности мелодий, исполняемых на сырнае, состояли в том, что они много раз повторялись в свободной импровизации. Варьировали чаще всего в конце темы.
Камыс-сырнай и кос-сырнай исчезают на территории Казахстана постепенно. В южных районах страны долгое время бытовали инструменты и исполнительские традиции сырнаистов. И поныне в Южно-Казахстанской области встречаются старожилы, которые в прошлом славились игрой на этом инструменте. К некоторым из таких инструментов прикреплялся рог (Южно-Казахстанская область, Карагандинская область).
Камыс-сырнай и кос-сырнай, изготовленные из камыша(тростника) отличаются от других духовых инструментов по силе звучания и тембру. Своеобразный тембр создаётся благодаря язычку, посредством которого извлекается звук. Если же из этих трубок извлечь звук, как это делается на сыбызгы или флейте, то тембр будет иной.
Удалось встретить аксакалов, которые в молодости играли на камыс-сырнае и кос-сырнае. Один образец камыс-сырная с тремя отверстиями изготовил народный мастер Б. Анесов. Его инструмент имел три отверстия, от расположения которых зависел звукоряд, а старинные образцы имели до шести отверстий.
На камыс-сырнае и кос-сырнае исполнялись небольшие по диапазону, несложные народные мелодии. Звуки этих инструментов иногда служили сигнальным знаком, играли на этих инструментах в основном молодые леди, но встречались исполнители и более почтенного возраста. Камыс-сырнай и кос сырнай могут быть использованы и как солирующие и как ансамблевые инструменты.
Способы звукоизвлечения на разных инструментах различны. На камыс-сырнае каждое отверстие даёт лишь один определённый звук. При игре на камыс-сырнае и кос-сырнае можно изменять высоту тона, прижимая языком отверстие трубки,а также раздвигая губы. Потребность в дыхании при игре на этих инструментах значительно больше, чем на сыбызгы.
Древние духовые инструменты употреблялись в различных целях: сырнай, изготовленный из камышовых трубочек, был популярен среди молодёжи, а сырнай с сильным звуком, изготовленный из рогов или костей — в военных походах.
Найдены уникальные экземпляры духовых инструментов, изготовленных из глины. Это саз-сыркай, ускирик и тастаук. Эти инструменты относятся к типу окарины. Подобные инструменты изготовлялись из глины с последующим обжиганием её. Они имели различные размеры и форму (птиц, животных, рыб, наездников, многоголовых коней и т.д.) Их разрисовывали и иногда покрывали глазурью. Встречаются инструменты с диапазоном терции и более, иногда диапазон доходит и до октавы. На таких инструментах дети (реже- взрослые) исполняли народные песни. Все они представляли разновидность флейты со свистковым устройством. У некоторых народов подобные инструменты не имеют свисткового устройства. Сюда относятся и казахские глиняные инструменты. В настоящее время окариновые инструменты сохранились только как детские музыкальные инструменты-игрушки. Наибольшее распространение получили окарины с тремя-четырьмя, игровыми отверстиями.
В 1971 году во время археологических раскопок города Отрара был найден небольшой глиняный предмет величиной с гусиное яйцо, с двумя маленькими отверстиями по диаметру, размещенные на противоположных концах. Когда его показали местным жителям, выяснилось, что это древний музыкальный инструмент саз-сырнай (саз-глина, сырнай — общий для духовых инструментов термин).
Первое, что попытались сделать — извлечь звук из этого долго молчавшего древнего инструмента. Принцип звукоизвлечения оказался близок к флейтовому. Ве-роятно, на этом инструменте исполняли небольшие древние напевы, подражали завыванию ветра, голосам птиц и животных.
О древнем саз-сырнае ещё помнят в некоторых районах Казахстана, например, рассказывают, что в Амангельдинском районе Тургайской области жил Умир-зак Турмагамбетов(умер он в 1947 году в возрасте 60 лет),который играл на сыбызгы и саз-сырнае. Саз-сырнай, принадлежавший ему, в отличие от найденного археологами при раскопках Отрара, имел три отверстия [Б. Сарыбаев « Казахские музыкальные инструменты» 1989]. Другой глиняный музыкальный инструмент — ускирик — также бытовал с древних времён. Но найти его удалось лишь в 1974г., так как в последнее столетие он постепенно вышел из употребления. Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий по форме силуэт летящей птицы (по свидетельствам очевидцев, встречались ускирики, которые своими контурами напоминали верблюда или черепаху). Название инструмента «ускирик» (трескучий мороз) связано с тем, что звуки его похожи на завывание ветра в трескучий мороз. Звукоряд инструмента небольшой -до, ми, фа, соль второй октавы. На нём исполнялись короткие несложные наигрыши, инструмент был в основном забавой детей, но и среди взрослых находились любители игры на нём. Ускирик в прошлом получил распространение даже больше, чем саз-сырнай, поэтому чаще встречаются очевидцы, дающие подробные сведения о нём.
Тастаук отличался от саз-сырная и ускирика формой (походил на курицу или цыплёнка). Сходство этих инструментов — в звуков извлечении, приёмах игры. Они не имеют свистковой системы, и извлечение звука значительно отличается от других подобных им инструментов. Звуками окариновых инструментов (саз-сырнай, ускрик и тастаук) исполнители подражали голосам птиц — кокек (кукушки),таукудрет (кулика) и других, а также крикам животных. На них исполнялись и народные песни. Играли в основном дети, пастухи.
В этнографических источниках 18-19 веков чащи всего встречаются сведения о таком инструменте, как сыбызгы, что свидетельствует о широком его распространении, в народном быту. Одно из ранних сведений о сыбызгы имеется в книге капитана И. Андреева, вышедшей в 1795 году. То, что сыбызгы до второй половины 19 века была распространена повсеместно, подтверждается также записками известного исследователя Левшина. Интересные сведения имеются и у этнографа И. Липаева. «У казахских музыкантов Семипалатинской области в большом ходу сыбызгы», -пишет он. «Делается сыбызгы из тальника или какого-нибудь иного дерева, на поверхности для изящества перевязывается тонкой бечёвкой, затянутой прозрачной кожицей. Внутренность просверлена довольно искусно и чисто отделана. Отверстий для звуков только три, и вместо клапанов они закрываются — кончиками пальцев руки».
Однако к концу 19 века в ряде областей Казахстана инструмент становится уже редкостью. Неравномерное исчезновение сыбызгы среди населения различных областей подтверждают многочисленные сведения этнографов. Например, этнограф П. Тихов, хорошо изучивший Туркестанский край, сообщает: «За двенадцать лет жизни в Туркестане мне только один раз пришлось увидеть сыбызгы и то мельком.» Исчезновение сыбызгы в этих краях он объясняет двумя факторами:
Об одном интересном экземпляре сыбызгы казахов Урала пишет известный учёный второй половины 18 века И. Лепёхин: «Калмыки пишут сию дудку цур, татары — курай, казахи называют оную дудку чибызгой… На тонком конце оного вырезаны три дырочки, которые игрок закрывает тремя пальцами одной руки попеременно, а другою рукой, когда надобно закрывает нижнюю, узкую дырку ствола. Широкой дырой приставляет дудку к верхним зубам и прижимает к верхней губе и языку. Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом она походит на малую флейту». Ценность этого описания в том, что здесь говорится о приемах игры. И это важно, потому что описывается извлечение дополнительных звуков путём перекрытия нижнего отверстия трубки, что было характерным приёмом игры на сыбызгы.
Сыбызгы (что в переводе означает тростник) считалась любимым инструментом пастухов. На её изготовление не требовалось много времени: опытному мастеру достаточно было 10-15 минут. Срезалась трость длиной в 500-700 мм, в которой прорезалось три-четыре игровых отверстия. Перед игрой, ради лучшего звучания, сыбызгы внутри смачивали. Кроме тростника и дерева материалом для изготовления инструмента служил металл. Сыбызгы, изготовленную из металла, этнографы находили ещё в 1860-е годы.
Одним из сложных процессов в игре на сыбызгы является извлечение мягкого и чистого звука. Поэтому в использовании сыбызгы как оркестрового инструмента, исполнитель встретил много трудностей, связанных с простотой инструмента. Многие попытки усовершенствования инструмента не увенчались успехом. По этой причине, а также ввиду отсутствия исполнителя в настоящее время, партия сыбызгы в оркестре часто исполняется на флейте.
В наше время сыбызгистов можно встретить лишь в Восточно-Казахстанской области. Инструмент раньше исчезает в западных районах Казахстана, где известных исполнителей можно было встретить лишь в 30-е годы прошлого XX века. Старожилы Сары-Суйского района Жамбылской области, в возрасте 80-ти лет, по их воспоминаниям уже не встречали у себя на родине сыбызгистов. Это означает, что в начале XX века в этих краях сыбызгы уже не было. Зато много сыбызгистов среди казахов, проживающих в Монголии.
В 1934 году делались первые попытки усовершенствовать сыбызгы. Первый руководитель оркестра казахских народных инструментов, А.К. Жубанов вместе с известным музыкальным мастером И. Романенко в основном работали над тем, чтобы сделать инструмент пригодным для игры в оркестре. Для этого нужно было, чтобы строй и звукоряд сыбызгы соответствовал репертуару оркестра. Как уже говорилось выше, первоначально сыбызгы использовали лишь в народных ритмически несложных кюях. Труднее было, когда дело касалось партитур произведений композиторов Казахстана. Исхак Валиев в основном играл на сыбызгы, изготовленной из тростника. Настройка инструмента производилась им на слух. М. Романенко изготовил ему несколько сыбызгы из дерева, однако, эти образцы не сохранились. Один экземпляр сыбызгы с пятью отверстиями, изготовленный из металла в 1936 году, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в столице России в Москве.
Изучив сохранившиеся экземпляры инструментов, мы приходим к выводу, что до 1939 года сыбызгы ещё не была достаточно усовершенствована для игры в оркестре.
Инструмент сыбызгы очень похож на флейту. Различие у них только в способе звукоизвлечения: если флейтист струю воздуха направляет губами, то сыбызгист -языком.
Музыка, исполняемая на сыбызгы и на флейте, приобретает прозрачность и окрылённость.

Мифы и легенды о музыке

Мифы и
легенды о
музыке
С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания
божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали
мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды
о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного.
Миф о Пане и его флейте
Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу
и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного
ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её
настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева
превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из
него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у
нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах
Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож
на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.
Индийская легенда о флейте и любви
Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться
подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на
ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением,
влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в
распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог
выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить
смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить
юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют
флейтой любви.
Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейтупимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё.
Казахская легенда о музыке
Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего
сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все
увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту
без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг
на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто
принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного
диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого
пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную
мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не
оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого
инструмента.
Миф об Орфее и Эвридике
Орфей, ученик музыканта Лина, достиг совершенства в игре на лире.Он женился на
красавице Эвридике, которую любил даже больше, чем музыку, но в день свадьбы у него
на глазах умерла от укуса ядовитой змея. Несчастный Орфей изливал свое горе в
печальных песнях, аккомпанируя себе на лире.
Боги услышали дивную музыку Орфея и прониклись к нему жалостью.Они разрешили
ему спуститься в загробный мир и вернуть Эвридику на землю. Но при одном условии:
когда он поведет жену за собой к свету, он не должен оглядываться назад.
Увы! Орфей нарушил запрет: он на мнгновение обернулся, чтобы взглянуть на
любимую… И Эвридика вновь исчезла в загробном мире, теперь уже навсегда. А у Орфея
осталась лишь его волшебная музыка.
Аполлон и Гермес
Поэт Алкей рассказывает, что Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве
нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих
кишок, сделал музыкальный инструмент — лиру. С тех пор сладнозвучная лира всегда
сопровождала Гермеса в его странствиях. Юднажды, оказавшись в Греции, он встретил
Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес
решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил
пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон
научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и
чарующие мелодии, что превратился в бога музыки и поэзии.
Аполлон и Марсий
Марсий — это сатир, то есть наполовину козел, наполовину человек. Не удивляйся: в
мифологии полно таких существ, по сравнению с которыми анимешки Неко — всего лишь
легкое отклонение от нормы! При своей мало располагающей внешности Марсий, однако,
замечательно умел играть на авлосе — двойной флейте; но он так зазнался, что посмел
бросить вызов самому Аполлону, заявив, будто может сыграть гораздо лучше!
Аполлон принял вызов, вступил в состязание с Марсием и, разумеется, победил. Недаром
же он бог музыки! Аполлон был так оскорблен и так разгневан, что жестоко наказал
Марсия. Тот хоть и был талантливым музыкантом, все же не смог сравняться с божеством.
Авлос
Происхождение самого слова «авлос» (авлос — трубка) неизвестно. Однако многие
древние источники считают родиной авлоса Малую Азию. Особенно часто упоминается
Фригия, Ливия и Египет. Малоазийское происхождение авлоса и его распространение в
Греции и Риме привело к тому, что сосуществовали различные формы этого инструмента.
Вполне возможно, что в процессе освоения инструмента в Греции он приобретал некие
новые черты и формы.
Основной частью авлоса была трубка, называвшаяся «бомбикс», и имевшая на конце
небольшое расширение наподобие современного раструба. Длина бомбикса варьировалась
в зависимости от требуемого регистра и вида инструмента: высокие авлосы, с небольшим
диапазоном, были короткими, а низкозвучащие, обладавшие более широким диапазоном,
— значительно длиннее. Бомбикс делался из самых различных материалов: тростника,
лотоса, самшита, рогов, костей некоторых животных и даже из кованой меди (правда,
очень редко).
Авлосы делали и из костей животных. Чаще всего для этого выбирали оленьи и ослиные
кости. В основной части авлоса, бомбиксе, было определенное количество отверстий,
называвшихся «тремата» или «трипемата» . Ранние образцы инструмента имели всего три
или четыре отверстия. Позднее их число увеличивалось и изменялось в зависимости от
длины бомбикса, разновидности инструмента и т. д. Аэдона, дочь эфесского царя
Пандарея, была женой прославленного воина Зета, сына Зевса и Антиопы, дочери речного
бога Асопа. У Зета был брат — знаменитый кифарист Амфион. Аэдона испытывала лютую
и черную зависть к Ниобе — жене Амфиона. Случилось так, что Ниоба имела
четырнадцать детей, а Аэдона — только одного единственного сына Итиса. Зависть
мучила Аэдону и днем и ночью. Сама Ниоба также разжигала эту ненависть. Она
постоянно издевалась над Аэдоной, притворно жалея ее и напоминая о том, что у нее
только один сын. Аэдона зажаждила мести. Она решила убить одного из сыновей Ниобы.
Однажды ночью Аэдона прокралась в покои, где спали два мальчика — сын самой Аэдоны
Итис и любимый сын Ниобы Йемен. Аэдона бесшумно пошла направо, к Йемену,
нагнулась над спящим и вонзила ему кинжал в сердце.
Когда наступило утро, до Аэдоны стали доноситься чьи-то голоса. Некоторые из них
упоминали имя Итиса. Чувствуя беду, кинулась туда, где она была ночью, и с ужасом
увидела, что ее дорогой единственный сын Итис лежит на ложе с правой стороны и в
груди его торчит кинжал.
Боги сжалились над несчастной матерью и превратили ее в маленькую птичку — в
соловья, (по-гречески аэдон — соловей) . С тех пор, что бы соловей ни пел, будь-то
веселая и радостная песнь или грустный и скорбный напев, он всегда поет мелодию на
одно и то же слово: «Итис, Итис, Итис». Во всяком случае, древние греки были убеждены,
что в пении соловья слышится именно это слово.
Древний Китайский Дворец.
На золотом резном троне сидит Желтый Предок и радуется, что вся Поднебесная его
поддерживает. Радуется, а сам не перестает думать об Устройстве Миропорядка, и с
Мудрецами о том советуется.
И вот один Мудрец, Ведающий Музыкой Цзыюй, сравнил всю Поднебесную с
Музыкой.
— Все во вселенной, внутри четырех морей, освещается солнцем и луной, управляется
планетами и звездами, приводится в порядок четырьмя временами года, а наиболее важное
— двенадцатилетним циклом.
Так и Музыка, влекомая Мелодией Духа, исполняется на различных инструментах, среди
них и кожанные барабаны, и металлические колокола чжун, и бамбуковая дудка юэ, и
серебрянные колокольчики лин. Когда Музыкант издает звук, тонкие вибрации исходят из
инструмента и устремляются в Пространство. И тогда совершаются чудеса, приводящие в
порядок Вселенную.
— Расскажи нам, Ведающий Музыкой, о тех чудесах, которыми владеет Музыка,предложил Великий Желтый Предок.
— С давних времен все люди на Земле мечтали о сохранении Великого Равновесия,рассказал Ведающий Музыкой Цзыюй,- и долго они искали что-то такое, что могло бы
обьяснить состояние Великого Равновесия.
И бродили они по дорогам, и брали они в руки разные предметы, и всюду царило Великое
Молчание, и все были заняты Поиском.
Вот один человек, ставший впоследствии Учителем Музыки, срезал бамбуковую палку и
сделал на ней столько дырочек, сколько лет он бродил по свету.
Посмотрел он на сей предмет и нашел, что это соответствует Истине.
Тогда будущий Учитель Музыки приложил бамбуковую трубку к губам и дунул. Он
зажимал пальцами разные дырочки и получались разные Звуки. На эти Звуки собралось
великое множество народа.
Все слушали Звуки и восхищались.
И было решено, что это есть состояние Великого Равновесия. С тех пор Музыка
сопровождает китайцев повсюду. А слово «юэ», означающее музыку, включает в себя
всю праздничную сферу жизни: и поэзию, и архитектуру, и танец, и живопись, и все
ритуалы и даже сервировку стола.
— Это правда,- склонил голову Желтый Предок,- мы чтим и любим звуки, сопровождающие
нас в этой жизни. И даже прощаясь с Поднебесной, мы украшаем последний ритуал
музыкой. Верно ты сказал об Устройстве Миропорядка и о Музыке, которая призвана
сохранять Великое Равновесие.
Звуки Китайской Дворцовой Музыки заполняют зал…. Медленная, спокойная мелодия
плывет над головами Мудрецов. Желтый Предок сидит на золотом резном троне,
довольный тем, что вся Поднебесная его поддерживает.И все в Мире совершается как
надо.
Старый броненосец по имени Киркинчо жил в горах в самом центре Боливии. Он очень
любил музыку и поэтому каждое утро спешил к большой расщелине в скале, чтобы
послушать, как свистит и поет там ветер. А каким он чувствовал себя счастливым, когда в
длинные осенние вечера лягушки в ближайшем пруду устраивали свои удивительные
концерты! От умиления глаза Киркинчо заволакивались слезами, и он, будто древний
рыцарь в своем коричневом панцире, торопился к воде, чтобы вдоволь насладиться пением
этих зеленых пучеглазых красавиц.
— Ах, если бы я мог петь, как они! — вздыхал броненосец и сидел у пруда до тех пор,
пока лягушки не умолкали.
Высокомерные квакушки, привыкшие,что Киркинчо всегда восхищается ими, делали вид,
будто вовсе не замечают его. А однажды одна из них проквакала:
— Если ты будешь ходить сюда даже до конца твоей жизни, ты все равно не научишься
петь, как мы. Потому что мы — умные лягушки, а ты — глупый Киркинчо!
И все они рассмеялись.
Но скромный и вежливый броненосец не обиделся на эти слова, тем более что зеленая
красавица проквакала их так сладко, что у Киркинчо даже сердце защемило.
И вот как-то вечером, когда броненосец сидел на берегу пруда, мимо по тропинке прошел
индейский мальчик, в руках у него была клетка с канарейками, желтыми, как солнце. Ах,
как они пели! Услышав их, броненосец был потрясен до самой глубины своей
артистической души. А когда мальчик был уже далеко, Киркинчо со всех ног бросился
догонять его, чтобы снова послушать пение канареек.
Лягушки тоже услышали, как пели канарейки, и, восхищенные, повыпрыгивали на берег и
сидели там тихо-тихо до тех пор, пока мальчик не скрылся, за поворотом дороги. И тогда,
перебивая друг друга, они громко заквакали:
— Нет, конечно, канарейки — это тоже лягушки, только с крыльями! Летать-то они
умеют, но поем мы куда лучше их!
И после этих слов они заквакали так самозабвенно и громко, как никогда прежде.
— Вы только посмотрите, — вдруг удивленно воскликнула одна из них, — наш-то
почитатель, Киркинчо, пустился вслед за канарейками!
— Он, наверно, решил научиться петь, как они! — проквакала другая. — Ах, этот глупый
Киркинчо!
И все лягушки дружно рассмеялись.
А броненосец уже несколько часов бежал за мальчиком и никак не мог вдоволь
насладиться нежным пением канареек. От долгого бега лапки его распухли и покрылись
ссадинами. А мальчик пошел еще быстрее, видимо намереваясь еще до темноты прийти в
свою деревню.
И тогда Киркинчо решил: «Отдохну немножко, а потом побегу догонять мальчика».
Он прилег на песок, да так и не смог от усталости подняться до тех пор, пока совсем не
стемнело и сладкие голоса канареек не замолкли где-то вдали…
Была уже ночь, когда, собравшись с силами, Киркинчо поднялся и медленно побрел назад.
Он обогнул пруд и был уже совсем рядом с домом, но проходя мимо хижины индейского
волшебника Себастьяна Мамани, вдруг решил зайти к нему.
— Уважаемый Дон Себастьян, — начал Киркинчо, переступая порог, — пожалуйста,
научи меня петь также, как поют канарейки.
И он в волнении опустил голову, ожидая ответа.
Услышав такую странную просьбу, многие бы рассмеялись, но Дон Себастьян
внимательно выслушал броненосца, а потом сказал ему:
— Я могу научить тебя петь лучше, чем поют канарейки, лягушки и даже кузнечики. Но за
это чудо ты должен расплатиться жизнью…
— Хорошо, — тихо согласился Киркинчо, — только, пожалуйста, поскорее научи меня
петь.
— В таком случае ты запоешь уже завтра, — ответил волшебник…
И вот на следующее же утро по всему боливийскому нагорью Альтиплано раздалась
громкая и задорная песня Киркинчо.
А когда Дон Себастьян проходил мимо пруда, в котором жили лягушки, те так удивились,
увидев у него в руках броненосца и услышав замечательную песню, что даже рты
пораскрывали от изумления, а потом долго не могли закрыть их.
— Скорее все на берег! — квакали они. — Свершилось чудо, старый Киркинчо запел! Он
поет даже лучше нас и лучше кузнечиков! Он поет лучше всех на свете!
И они запрыгали вслед за Мамани, чтобы подольше послушать песню броненосца.
Хотя лягушки и считали себя самыми умными существами на свете, но они так и не
поняли, что индеец Себастьян Мамани вовсе не был волшебником. А был он мастером,
делавшим музыкальные инструменты. Ах, какие хорошие барабаны и кены — эти
индейские флейты — выходили из его рук! Вот и к панцирю Киркинчо он прикрепил
длинную деревянную ручку и натянул на нее струны…
Так появилась маленькая индейская гитара, которую Мамани назвал чаранго и которая в
его руках пела самозабвенно и радостно.
Фригг и Юнона
Фригг, как и римская Юнона (греческая Гера), олицетворяла собой воздух и
покровительствовала браку, считалась богиней супружеской и материнской любви,
покровительницей родов. Ее также изображают в виде прекрасной величественной
женщины в богатых одеждах. Богиня из свиты Фригг, Гна, так же искусно, как и греческая
Ирида, выполняет поручения своей госпожи. Юнона повелевает облаками, которые она
может разогнать одним взмахом руки, а Фригг может вить облака из нити, которую прядет
на своей волшебной прялке.
В римской мифологии можно встретить множество примеров того, как Юнона пытается
перехитрить Юпитера. В скандинавской мифологии подобные сказания также встречаются
довольно часто. Юнона (Гера) требует у мужа отдать Ио ей в дар, несмотря на то что тот
не хочет расставаться с ней. В скандинавском мифе Фригг искусно одерживает победу над
Винилами в саге о Лангобардах. Гнев Одина, который Фригг навлекает на себя, украв
золото с его статуи, равен неудовольствию Юпитера, вызванному ревностью Юноны и ее
вмешательством в ход Троянской войны. В мифе о Гевьон и ее хитрости, с помощью
которой она завладела землей Гюльви, быки Гевьон перенесли большой кусок земли в
море, из которого она создала свое королевство – остров Зеландию. В этом мифе
прослеживается связь с мифом о Дидоне, с помощью коварства заполучившей землю, на
которой основала свой город Карфаген. В обеих историях присутствуют быки. В
скандинавском мифе эти могучие животные переносят часть суши в море. В греческом
мифе Дидона могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура. Разрезав шкуру на
тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель
Карфагена Бирсу.
Тор и греческие боги
Скандинавский бог-громовержец Тор имеет много общих черт с Юпитером. Он
вооружен молотом Мьёлльниром, символом молний у северян, и, как и Юпитер,
использует молот в битве с великанами. Как и Меркурий, Тор очень быстро мужает: если
скандинавский бог, будучи несколько часов от роду, играючи подбрасывает несколько
тюков медвежьих шкур, то Меркурий, когда ему не исполнилось и года, крадет быков
Аполлона. По своей физической силе Тор сравним с Геркулесом, который в раннем
возрасте также проявлял чудеса силы, задушив змей в своей колыбели, а затем с радостью
сражался с великанами и чудовищами. Геркулес переоделся в женщину и сел за прялку
для того, чтобы угодить Омфале, царице Лидии, в то время как Тор переоделся в богиню
Фрейю для того, чтобы забрать свой молот у великана Трюма. Главный атрибут Тора –
молот – использовался древними скандинавами в различных целях. Молотом освящали
погребальный костер и церемонию бракосочетания, а пограничные столбы, забитые
молотом, считались у северян священными, как и гермы или статуи Гермеса (Меркурия),
переносить которые было нельзя под страхом смерти.
Жена Тора Сив, обладательница прекрасных золотых волос, как уже говорилось выше,
является богиней земли, а ее волосы – символом плодородия. Кража Локи этих волос
сравнима с похищением Плутоном Прозерпины. Для того чтобы вернуть локоны, Локи
отправляется к карликам (аналог – слуги Плутона), пробираясь в подземный мир. Так и
Меркурий в поисках Прозерпины спускается в Аид.
Овод, который мешает Юпитеру завладеть Ио, после убийства Меркурием Аргуса
появляется в скандинавском мифе: овод жалит карлика Брокка, не давая ему таким
образом завладеть волшебным кольцом Драупниром, которое является аналогом золотых
волос Сив и также символизирует дары земли. Овод мучает карлика все время, пока он
делает вепря с золотой щетиной, прототип золотой колесницы Аполлона. Он также не дает
выковать рукоятку молота Тора.
Можно увидеть параллель между волшебным кораблем Скидбладниром, также
созданным карликами, и быстроходным Арго, который символизировал плывущие по небу
облака. Так же как на Скидбладнире могли поместиться все боги, так и Арго доставил всех
греческих героев к берегам Колхиды.
Германцы, называя дни недели в честь богов, как римляне, назвали день Юпитера именем
Тора, откуда произошло название четверга (Thursday).
Миф о борьбе Тора с Хрунгниром схож с мифом о битве между Гераклом (Геркулесом) и
Антеем. Гроа так же скорбит о своем сыне Аурвандиле, как и римская богиня Церера
(греческая Деметра) о потерянной Прозерпине (Персефоне), и радостно поет, узнав, что ее
дитя вернется к ней.
Сын Тора Магни, который всего трех лет от роду демонстрирует волшебную силу, убирая
ногу мертвого Хрунгнира с поверженного отца, также напоминает нам Геркулеса в
детстве. Ненасытный аппетит Тора на свадьбе Трюма сравним с прожорливостью
Меркурия, съевшего за раз двух быков.
Переправа Тора через вышедший из берегов поток напоминает поединок Ясона, когда тот
перебирался через поток на пути во владения Пелия, у которого он намеревался отвоевать
трон отца.
Чудесное ожерелье, украшавшее Фригг и Фрейю, является аналогом пояса Венеры,
который Юпитер взял у нее, чтобы покорить себе ее хозяина; как и волосы Сив и кольцо
Драупнир, оно олицетворяет растительность или звезды, мерцающие на небе.
Скандинавскому богу-меченосцу Тюру, несомненно, соответствует у греков бог войны
Арес. Сходство между ними настолько велико, что именем Тора назван день недели,
почитаемый как день Ареса, – вторник (Tuesday или Tiu’s day). Как и Арес, Тор был
неугомонным и мужественным, он любил шум битвы, и ничто не страшило его. Только он
осмелился сразиться с волком Фенриром, а греческая пословица о Скилле и Харибде имеет
свой северный эквивалент: «Сорваться с Лединга и Дроми». Волка Фенрира,
символизирующего подземный огонь, сажают на цепь, как титанов, которых приковывают
к скале в Тартаре.

Практические аспекты проблемы использования мифов и легенд в обучении музыке, Мифы и легенды о музыке — Использование мифов и легенд в обучении музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного. Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, но поведаем вам из их мифологии только одну историю, историю про появление на Земле флейты [24].
Миф о Пане и его флейте
Однажды козлоногий бог лесов и полей Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды — Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.
Есть еще одна легенда о флейте и любви, эта история была частью традиции индейского народа племени Лакота, а теперь стала достоянием всего индийского фольклора.
Индийская легенда о флейте и любви
Индейские парни, даже если были бесстрашными воинами, могли стесняться подойти к девушке, чтобы признаться ей в своих чувствах, и вдобавок ко всему, на ухаживания не было времени и места: в типе с девушкой жила вся семья, а за поселением, влюбленных могли съесть животные или убить белые люди. Поэтому у юноши был в распоряжении только рассветный час, когда девушка шла по воду. В это время юноша мог выйти и заиграть на флейте-пимак, а его избранница в знак согласия могла только бросить смущенный взгляд и кивнуть. Потом в селении девушка имела возможность определить юношу по технике игры и выбрать своим мужем, поэтому этот инструмент еще называют флейтой любви.
Есть сказание, которое гласит, что однажды дятел научил охотника делать флейту-пимак, а ветер показал какие прекрасные мелодии можно извлекать из неё. Есть и другие легенды о музыке, которые рассказывают нам о передаче чувств без слов, например, казахское сказание о домбре.
Казахская легенда о музыке [25]
Жил злой и жестокий хан, которого боялись все. Этот тиран любил только своего сына и всячески его оберегал. А юноша очень любил охотиться, не смотря на все увещевания отца о том, что это очень опасное занятие. И однажды, отправившись на охоту без слуг, парень не возвратился. Опечаленный и расстроенный правитель послал своих слуг на поиски сына со словами о том, что зальет глотку расплавленным свинцом тому, кто принесет печальную весть. И ушли слуги в ужасе искать сына, и нашли его растерзанного диким вепрем под деревом. Но благодаря совету конюха, слуги взяли с собой мудрого пастуха, который сделал музыкальный инструмент и сыграл на нем хану печальную мелодию, в которой было понятно без слов о смерти сына. А правителю ничего не оставалось сделать, как залить расплавленным свинцом в отверстие деки этого инструмента.

Легенда о флейте — Мифы Земли

Это история из устной традиции, переданная Генри Кроу Догом, святым мужем Лакота.

Хорошо, ты знаешь нашу флейту, ты слышал её звуки и видел, как красиво она сделана. Эта флейта наша сийотханка, и предназначена она только для одного вида музыки, для музыки любви. В прошлом мужчина сидел один, возможно спрятавшись, став невидимым за деревом во тьме ночи. Он сочинил бы свою собственную мелодию, свою песню ухаживания.
Мы индейцы застенчивы. Даже если бы он был воином, который уже сделал ку на враге, молодой человек едва ли мог набраться храбрости, достаточной, чтобы поговорить с привлекательной винчхинчала – девушкой, в которую он был влюблён.
Также, не было какого-либо места, где молодой человек и девушка могли бы остаться наедине внутри лагеря. Семейства тхипи всегда наполнено людьми. И естественно, ты не мог выйти из деревни, взяв за руку твою девушку, даже если бы это было нашем обычаем, там, в высокой траве, вас мог бы забодать бизон, растерзать гризли, или томагавк Пауни, или вы бы столкнулись с Мила Ханска, Длинными Ножами, или точнее с кавалерией США.
Единственный шанс свидания с вашей винчхинчала, это подождать её на рассвете, когда женщины идут на реку или ручей, чтобы запастись водой.
Когда твоя девушка подходит к воде, ты видишь это, и выскакиваешь из-за какого-нибудь куста и стоишь так, чтобы она заметила тебя. И всё что ты мог сделать, чтобы показать ей, что ты заинтересован, это стоять там и улыбаться, смотреть на свои мокасины, царапать своё ухо, возможно…
Винчхинчала тоже не могла многого, кроме как покраснеть, улыбнуться, возможно, бросить дикую репу в тебя. Если бы она любила тебя, единственный путь, которым она могла сообщить о своих чувствах, было то время, за которое она наполняла свой водяной мешок, бросив взгляд на тебя через своё плечо.
Поэтому флейты вершили весь разговор.
Флейта Лакота [нажмите для увеличения] Ночью, когда она лежала на бизоньих шкурах в тхипи родителей, девушка слушала переливы, пение siyotanka. Между прочим, по технике игры, она понимала, что именно её возлюбленный находился где-то неподалёку. И если бы магия оленя-вапити была бы сильна в нём и ней, возможно, она, прокравшись, последовала бы за тем звуком и встретила бы его без свидетелей.
Флейта всегда делается из кедра. В своей форме она представлена в виде длинной шеи и головы птицы с открытым клювом. Звук выходит из клюва, и это то, когда говорит легенда Лакота о том, как люди получили флейту.

Давным-давно, много поколений назад, у людей были барабаны, тыквенные и другие погремушки, но не было у них флейт. В то время один юноша отправился на охоту. Мяса было мало, и люди в его лагере голодали.
Он нашёл следы оленя-вапити и шёл по ним очень долго. Олень-вапити, мудрый и быстрый, является тем, кто имеет дыхание любви. Если мужчина обладает Магией Оленя-вапити, девушка, которая нравится ему, поймёт тоже во сне.
Он также станет успешным охотником. Этот юноша, о котором я говорю, не владел Магией Оленя.
После долгих часов он, наконец, понял, что с ним играют. Он был отличным лучником, и имел с собой великолепный новый лук и колчан, наполненный прямыми стрелами, хорошо окрылёнными и окрашенными. Однако вапити всегда удавалось оставаться далеко за пределами выстрела, ведя его куда-то.
Юноша был так сильно увлечён преследованием своей добычи, что он едва замечал, где он шёл. Когда настала ночь, он оказался глубоко в глуши дремучего леса.
Следы оленя исчезли, и не было луны в небе. Он понял, что заблудился, и что в ночной тьме ему не найти обратную дорогу.
К счастью он наткнулся на ручей с прохладной, чистой водой. И он был предусмотрительным, потому что захватил с собой мешочек с васна, сушёным мясом с ягодами и почечным жиром, питательным продуктом, который может поддержать человека в течение нескольких дней.
После того, как он попил и поел, он закутался в свою меховую одежду, и прислонив свою спину к дереву, попробовал отдохнуть. Но он не смог уснуть, лес наполнился странными звуками и криками ночных животных, криками сов, стонами деревьев и воем ветра. Было так, будто бы он слышал эти звуки впервые.
Вдруг, появился совершенно новый звук, который раньше никогда не слышал ни он, ни кто-либо ещё. Это так напугало его, что он достал свой лук из-под своей одежды, и приготовил его к стрельбе. С одной стороны, звук был подобен песне, грустной, но красивой, наполненной любовью, надеждой и тоской. Тогда он не знал этого, но уснул. Ему снилось, что появилась птица, называемая вагнука, красноголовым дятлом, которая пела странно красивую песню и сказала ему: «Иди за мной, и я научу тебя».
Когда охотник проснулся, солнце было уже высоко. На ветке дерева, напротив которого он спал, он увидел красноголового дятла. Птица улетела к другому дереву, и к другому, но не очень далеко, она всё время оглядывалась на юношу, как будто говоря ему: «Пошли!».
Тогда он вновь услышал ту замечательную песню, и его сердце наполнилось желанием найти певца. Летя к этому звуку, и ведя охотника, птица мелькала в листве, но её красное оперение было хорошо заметно. Наконец, на поляне кедров она остановилась, и начала стучать об дерево, шумя, подобно быстрым ударам маленького барабана.
Внезапно задул порыв ветра, и снова охотник услышал этот красивый звук прямо над ним.
Тогда он обнаружил, что песня исходит из сухой части дерева, где дятел был своим клювом. Он понял также, что это был ветер, который производил этот звук, так как он дул в отверстия, которые пробила птица.
«Кхола, друг», — сказал охотник», — «Позволь мне взять эту ветку домой. Ты можешь сделать себе другую».
Он взял ветку с полой частью и отверстиями дятла, которые были длиной с его предплечье. Он пошёл назад в свой лагерь, не добыв мяса, но всё равно счастливый.
В своём тхипи юноша попробовал заставить ветку петь для него. Он дул в неё, он махал ей, но звука не было. Это опечалило его, он так хотел услышать этот замечательный, новый звук.
Он очистил себя в инипи и поднялся на вершину одинокого холма. Там, в покое с самим собой по соседству с большой скалой, он постился, придя без еды и воды в течение четырёх дней и ночей, плача о видении, которое сказало бы ему, как заставить петь ветку.
В середине четвертой ночи, вагнука, птица с яркой красной вершиной, появилась, и сказала: «Наблюдай за мной!», — и превратилась в человека, и показала охотнику, как заставить ветку петь, повторяя снова и снова, — «Наблюдай за мной опять». И в своём видении юноша наблюдал и наблюдал очень внимательно.
Когда он проснулся, он нашёл дерево кедр. Он взял ветку и начал работать много часов, сделал ветку полой и просверлил такие же отверстия, какие сделал дятел в его сне. Он сделал ветку в форме птицы с длинной шеей и открытым клювом. Он покрасил верх головы птицы в вашаша, священный красный цвет. Он молился. Он окуривал ветку дымом тлеющей полыни, кедра и свитграсса.
Он положил пальцы на отверстия, также как птица в образе человека делала в его видении, и одновременно мягко подул в мундштук.
Внезапно появилась песня, подобная духу и красивая без слов, она медленно полилась к лагерю, где люди? услышав её, изумились и обрадовались. С помощью ветра и дятла, юноша принёс им первую флейту.
В лагере жил итханчхан, большой вождь. У этого итханчхан была дочь, которая была красивая, но также очень гордая, которая убедила себя, что нет такого юноши, который был бы достаточно хорош для неё. Многие приходили и ухаживали, но она послала их всех далеко.
Тогда охотник, который сделал флейту решил, что она будет только его девушкой. Подумав о ней, он сочинил специальную песню. И однажды ночью, встав позади высокого дерева, он заиграл её на своей сийотханка в надежде, что это придаст ему обаяния, и она полюбит его.
Внезапно винчхинчала услышала его. Она сидела в тхипи своего отца, и ела очень вкусный бизоний горб. Она хотела остаться в тхипи у огня, но её ноги хотели выйти наружу. Она не хотела, но её ноги потянули её вперёд, и победили.
Её голова говорила ей: «Иди медленнее, иди медленнее!». Но ноги говорили: «Быстрее! Быстрее!». Она увидела юношу, стоящего в лунном свете, она услышала флейту. Её голва сказала: «Не иди к нему, он беден». Её ноги сказали: «Иди, беги!». И вновь ноги победили.
Два сердца — одна песня Так они оказались лицом к лицу. Голова девушки велела ей молчать, но ноги велели ей говорить и говорить, тогда она сказала: «Кхошкалака, юноша, я вся твоя!».
Поэтому они легли вместе, юноша и винчхинчала, под одним одеялом.
Позже она сказала ему: «Кхошкалака, воин, я люблю тебя. Позволь твоим родителям послать подарок моему отцу, вождю. Независимо от того насколько маленьким он будет, он будет принят. Позволь твоему отцу сказать за тебя моему отцу. Сделай это скоро! Сделай это сейчас!».
И поэтому их отцы быстро согласились на пожелания их детей.
Гордая винчхинчала стала женой охотника, а сам он стал великим вождём.
Все остальные юноши слышали и видели это. Вскоре они также начали вырезать из ветки кедра головы птиц с длинными шеями и открытыми клювами.
Прекрасная музыка любви путешествовала от племени к племени, и заставляла ноги молодых девушек идти туда, где они быть не должны. И это история о том, как флейта была принесена людям, это благодарность кедру, дятлу и тому юноши, который не смог подстрелить оленя-вапити, но умел слушать.
Скрадено из книги, по-видимому, и называющейся «Леганда о флейте» Перевод с английского Орлиного Пера, — Новосибирск, 2006

Музыкальные сказки. Сказка о флейте — Остров доброй надежды

Разрешите вновь пригласить Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки.
Ребята уже познакомились со многими струнными музыкальными инструментами (арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как колокол.
Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.
Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная сказка о флейте. Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.
Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.
Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан.
Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.
Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.
Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.
Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.
Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.
Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.
А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.
У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.
В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.
В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.
А теперь  наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».
Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.
Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди  расхваливали юного музыканта.
Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.
Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.
А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.
Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.
Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.
Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.
Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.
Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.
Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:
– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.
Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:
– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!
На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:
– Братец, я принесла рис, кушай на здоровье, я сама готовила.
Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.
Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:
– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.
Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.
Тогда отец девушек поставил еще одно условие:
– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.
Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.
Отец сказал:
– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.
Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.
На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.
Вот такая чудесная сказка о флейте.
Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.
До встречи в удивительном мире музыки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *