Легенда о планете юпитер

Легенды и мифы о созвездиях

ПЛАНЕТА ЮПИТЕР
Спокойный и сильный
золотистый видимый блеск придает планете ЮПИТЕР величественность
и грандиозность, особенно при хороших условиях для наблюдения.
Поэтому, видимо, она и получила имя Юпитер — так римляне
называли древнегреческого бога Зевса — властелина Неба
и Земли, богов и смертных. Своими молниями он уничтожал
любого, кто нарушал установленный им порядок и законность
в мире. Поэтому древние греки называли его еще громовержцем
Зевсом (см. о
созвездии Льва).
СПУТНИКИ
ПЛАНЕТЫ ЮПИТЕР
Эпоха телескопов в астрономии
началась с той ясной и морозной ночи 7 января 1610 г.,
когда Галилео Галилей направил свою маленькую зрительную
трубу на небесные тела. Возле планеты Юпитер он заметил
четыре слабые «звездочки», которые спустя немного времени
с уверенностью определил как спутники планеты.
В продолжение 282 лет были известны
только четыре спутника Юпитера, открытые Галилеем. Пятый
спутник Юпитера открыл американский астроном Эдуард
Барнард в 1892 г. Чарльз Перрайн в 1904 и в 1905 гг.
открыл шестой и седьмой спутники, Ф. Ж. Меллот в 1908
г.- восьмой спутник Юпитера. Следующие четыре спутника
этой планеты были открыты С. Б. Никольсоном в 1914,
в 1938 (два спутника) и в 1951 гг. В сентябре 1974 г.
американский астроном Чарльз Коуэл открыл тринадцатый
спутник, а примерно через год (в октябре 1975 г.) —
четырнадцатый спутник Юпитера.
Около этой планеты вращаются четырнадцать
спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку
их открытия. Только первые пять спутников имеют имена.
Перрайн, Меллот и Никольсон, увеличившие число открытых
спутников с 5 до 12, не воспользовались правом первооткрывателей
и не дали своим находкам имен.157
Согласно традиции, в астрономии имена
планет, за немногими исключениями, выбираются из римской
мифологии, а имена спутников — из греческой мифологии
(также за немногими исключениями). В соответствии с
этой традицией имена первых пяти спутников Юпитера (Ио,
Европа, Ганимед, Каллисто и Амалтея) связаны с Зевсом
(или Юпитером в римской мифологии).
Первый спутник Юпитера получил имя
Ио — дочери речного бога Инаха, первого царя Арголиды.
Вот как описываются в древнегреческом мифе ее трагическая
жизнь и судьба.
* * *
Прекрасна была юная Ио.
Ее красота могла сравниться только с красотой самой
прекрасной богини. Однажды с высот Олимпа Зевс увидел
Ио в саду отцовского дворца. Восхищенный ее божественной
красотой и юной прелестью, он тотчас превратился в темное
облако и спустился к девушке. Но ревнивая супруга Зевса
Гера узнала об этом. Ослепленная ревностью, она решила
погубить соперницу. Чтобы спасти свою возлюбленную,
Зевс превратил ее в белоснежную корову с большими красивыми
глазами. Гера, скрывая свою злобу, попросила Зевса,
чтобы он подарил ей эту корову, потому что она якобы
ей очень понравилась. Не мог Зевс отказать Гере. Но
как только Гера стала хозяйкой Ио, она тотчас подвергла
ее страшным мучениям. Гера отдала корову под охрану
стоокому Аргусу (олицетворение звездного неба) и приказала
ему держать Ио на одном месте на вершине высокой горы.
День и ночь она стояла без движения и страшно страдала,
но не могла никому рассказать о своих мучениях, так
как была лишена дара речи и только жалобно мычала.
Зевс видел страдания Ио. Однажды он
позвал вестника богов Гермеса и приказал ему украсть
Ио. Гермес немедленно помчался выполнять поручение и
вскоре уже был на вершине той горы, где стоокий страж
Аргус охранял Ио. Уселся Гермес рядом с Аргусом, стал
рассказывать разные небылицы и усыпил ими Аргуса. Как
только тот заснул и закрыл последний глаз, Гермес одним
ударом своего огромного меча отрубил ему голову. Освобожденная
Ио смогла, наконец, спуститься с горы.
Освободив Ио от вечно бдящего Аргуса,
Зевс не мог спасти ее от злобы своей ревнивой супруги.
Наоборот, ненависть Геры к Ио стала еще большей. Она
наслала на Ио чудовищного овода, который своим длинным
острым жалом кусал ее так, что она должна была бегать
и не имела ни минуты покоя. Преследуемая оводом, доведенная
до безумия невыносимыми муками, обливаясь потом и пеной,
окровавленная, Ио металась из страны в страну. Бешеный
бег по равнинам и долинам, по высоким горам и густым
лесам не спасал ее от овода, чье безжалостное жало гнало
ее все дальше и дальше. Почти не осталось на Земле страны,
через которую не промчалась бы в своем страшном беге
несчастная Ио. Наконец, она достигла крайнего Севера
и очутилась у скалы, к которой был прикован благодетель
людей титан Прометей. Он предсказал Ио, что конец ее
страданиям наступит после того, когда она дойдет до
Египта. Он показал Ио дорогу, по которой ей следовало
идти, чтобы достичь этой далекой страны. Выслушав слова
Прометея, Ио устремилась на юг, но и овод не оставлял
свою жертву… Много еще стран пришлось пройти Ио, переплыть
много морей, пока, наконец, она не достигла Египта.
Там, на берегах благодатного Нила Зевс возвратил ей
человеческий облик. Снова юная девушка засияла своей
божественной красотой. От Зевса Ио родила сына Эпафа
— первого царя Египта, родоначальника славного поколения
героев, среди которых был и самый известный и прославленный
герой — Геркулес, освободивший Прометея.
Второй спутник Юпитера
назван именем Европы — дочери царя Агенора, которая
своей красотой соперничала с бессмертными богинями.
Очарованный ею Зевс превратился в быка и похитил Европу,
увезя ее на остров Крит (см. о
созвездии Тельца).
Третий спутник Юпитера носит имя Ганимеда
— сына троянского царя Лаомедонта.
158
* * *
Прекрасным и стройным,
как бог Аполлон, был юный Ганимед. Он пас стада своего
отца на вечнозеленых склонах горных цепей Иды. Но Зевс
послал своего орла, который похитил Ганимеда и принес
его к богам на Олимп. Зевс наградил Ганимеда бессмертием
и сделал его своим виночерпием. Во время пиршеств, которые
боги часто устраивали по разным поводам, Ганимед вместе
с вечно юной Гебой — дочерью богини Геры — подносили
богам амброзию и нектар (см. о
созвездии Водолея).
Царь Лаомедонт, узнав, что его сына
по приказанию Зевса похитили и унесли на Олимп, сильно
опечалился. Слезы рекой текли у него из глаз день и
ночь. При виде страданий Лаомедонта Зевс сжалился над
ним и подарил ему прекрасных коней. Запряг царь коней
в свою колесницу и, как вихрь, промчался по своим владениям.
Ему так понравились эти дивные кони, что ни за что на
свете он не желал с ними расстаться. Именно из-за этой
сильной привязанности к подаренным чудесным коням Лаомедонт
и навлек на себя ненависть прославленного сына Зевса
— Геркулеса.
По приказанию Зевса Посейдон и Аполлон
должны были служить царю Лаомедонту. Он возложил на
них задачу возведения стен вокруг Трои. Боги-строители
выполнили поручение Лаомедонта и потребовали, чтобы
тот им заплатил. А Лаомедонт выгнал их и еще припугнул,
что отрежет им уши, если они будут настаивать на оплате.
Так и ушли боги с пустыми руками.
Прошло немного времени, и Аполлон
наслал мор на владения Лаомедонта, и обширные области
превратились в безжизненные пустыни. А Посейдон послал
из морских глубин ужасное чудовище, которое ежедневно
опустошало окрестности Трои. Бедствие становилось все
более невыносимым. По предсказанию оракула, страна избавится
от обрушившегося на нее несчастья, если Лаомедонт отдаст
на съедение чудовищу единственную свою дочь Гесиону.
Несчастную девушку заковали в железные
цепи и оставили на пустынном морском берегу. В тот момент,
когда чудовище собиралось вылезти из моря на берег и
направиться к утопающей в слезах Гесионе, в Трою прибыл
Геркулес. Он предложил Лаомедонту спасти Гесиону, если
тот отдаст ему своих красавцев-коней. Лаомедонт тут
же согласился.
Геркулес победил чудовище и отвел
спасенную девушку во дворец ее отца. Но когда герой
потребовал коней, Лаомедонт выгнал его прочь из дворца
и пригрозил, что жестоко накажет его, если он когда-нибудь
появится в Трое. Герой ушел ни с чем, но в душе затаил
жгучую ненависть к гордому Лаомедонту.
159
Четвертый спутник Юпитера
назван Каллисто — именем дочери Ликаона, царя Аркадии.
И эта девушка оспаривала пальму первенства у богинь
и своей красотой очаровала громовержца Зевса (см. о
созвездии Большой Медведицы).
Пятый спутник Юпитера назван в честь
козы Амалтеи. Молоком этой божественной козы был выкормлен
на острове Крит Зевс (см. о
созведии Тельца и Гиадах).
* * *
Зевс часто играл с козой
Амалтеей на зеленом лугу. Однажды он так крепко схватил
ее за один рог, что сломал его. Своей божественной силой
Зевс тотчас унял боль Амалтеи и пообещал ей, что, когда
вырастет и станет властелином мира, он наделит сломанный
рог волшебными свойствами — из него, как река, потечет
пшеница, вино, мед, молоко, богатство, слава и все остальные
жизненные блага, какие только возможны на этом свете.
И тот, кто будет обладать этим рогом изобилия, станет
самым счастливым человеком в мире.
С тех пор люди мечтают найти этот
сломанный рог козы Амалтеи. Если какой-нибудь человек
имeет все блага, которых он желал, и его щедро освещают
лучи счастья, о нем говорят, что он нашел рог Амалтеи.

Юпитер — символ, легенды и значение планеты Юпитер в гороскопе рождения, общая характеристика Юпитера в гороскопе вашего знака зодиака.


Юпитер — планета удачи, успеха, оптимизма и щедрости. Астрологи называют иногда Юпитер Большим счастьем, потому что присутствие его в гороскопе привносит в жизнь радость, материальное благополучие и изобилие. Сферы влияния Юпитера — здоровье и счастье, общественное положение и власть. Планета управляет интеллектуальной стороной человеческой деятельности: познанием, расширением кругозора, высшей мудростью. Ее влияние сказывается на желании приобретать новый опыт, на интеллектуальном, культурном и духовном развитии. Поэтому неудивительно, что планета благосклонна именно к ученым и врачам, а также путешественникам. В мифологии Юпитер — правитель небес, всемогущий покровитель, символ достоинства и мудрости. Это положение и качества Юпитера обеспечивают заботливое покровительство и помощь, даруют человеку способность помогать другим. Люди, рожденные под знаком Юпитера, часто обладают способностью к религиозной деятельности и потребностью в духовных исканиях. И в профессиональном плане это планета священников, актеров, политиков. Юпитер управляет знаком Стрельца. До момента открытия планеты Нептун Юпитер управлял и знаком Рыб.
Неудивительно, что самая крупная планета Солнечной системы была названа в честь верховного повелителя богов Юпитера. В древнегреческой мифологии римскому Юпитеру соответствовал владыка Зевс, от первой буквы имени которого — Z (зета) и произошел астрологический знак крупнейшей планеты. В начале XV века почти все астрологические знаки претерпели некоторые изменения, и к знаку Юпитера была добавлена перекладина, которая сделала знак подобным кресту. Дополнение было призвано сделать знак христианским. В алхимии этим символом обозначали цинк и четвертый день недели. В биологии этот символ обозначает многолетнее растение.
Огромная планета, величественно сверкая, медленно перемещается по ночному небосводу. Недаром у древних греков этот гигант ассоциировался с верховным правителем Олимпа Зевсом (Юпитер в римской мифологии).
Коварный Крон, лишив власти своего отца Урана, постоянно боялся, что его постигнет та же участь, поэтому он боялся своих детей. По его приказу богиня Рея, его супруга, должна была приносить Крону всех рожденных ею детей. И все младенцы тут же безжалостно проглатывались отцом. Потеряв уже пятерых детей, Рея приняла отчаянное решение спасти своего последнего ребенка от жестокого супруга. Удалившись на остров Крит, богиня родила своего младшего сына Зевса в одной из пещер острова. Крону же вместо сына Рея подсунула камень, завернутый в пеленки. Через некоторое время вырос и возмужал могучий бог Зевс и, узнав об участи братьев и сестер, заставил своего отца вернуть на свет детей, поглощенных им. И светлые боги, дети Крона и Реи, начали борьбу со своим отцом. На помощь Зевсу пришли одноглазые циклопы, они выковали для Зевса громы и молнии. На сторону Зевса встали некоторые из титанов — Посейдон и Аид, Океан вместе с племянником Прометеем, внуками — Мощью, Рвением и Победой. Наконец силы могучих титанов были сломлены. Олимпийцы сковали и низвергли в подземный Тартар побежденных титанов. Но разгневалась богиня земли Гея за то, что Зевс так сурово обошелся с ее детьми. Послала она против Зевса Тифона, рожденного ею в браке с мрачным Тартаром стоголового дракона. Трудно пришлось отважному Зевсу в битве против этого ужасного чудовища. Но с помощью мойр — трех богинь судьбы победил громовержец, испепелив все его сто голов. А тело поверженного Тифона Зевс низверг в мрачный Тартар, навалив сверху гору Этну. Но и оттуда дракон грозит еще всему живому, изрыгая дым и пламя из подземных глубин.
Юпитер следует за Марсом в череде планет Солнечной системы. Это самая крупная из восьми планет системы, соответственно, масса Юпитера вдвое больше, чем масса всех остальных планет вместе взятых. А по яркости Юпитер второй после Венеры. Средняя плотность планеты сравнима с плотностью воды. Юпитер — это гигантский газовый шар, состоящий преимущественно из водорода с добавлением гелия, то есть его химический состав подобен солнечному. В центре планеты располагается ядро, состоящее из металла и камня под высоким давлением. Вся поверхность Юпитера — огромный океан, заполненный сжиженным молекулярным водородом. Юпитер очень быстро вращается — полный оборот всего за десять часов, для такой туши это просто неправдоподобно мало. Из-за такой скорости вращения форма планеты напоминает сплюснутый сфероид, выпуклый в районе экватора. Во внешней атмосфере планеты явно наблюдаются темные и светлые зоны, параллельные экватору, — это атмосферные течения разной направленности. На границе течений, имеющих противоположные направления, образуются гигантские завихрения. Особенно впечатляющее — Большое Красное Пятно, гигантский атмосферный вихрь, который наблюдается с Земли с XVII века. По данным космического аппарата «Галилео», при погружении в океан давление и температура быстро увеличиваются. Вообще Юпитер любит преподносить сюрпризы: он способен генерировать мощные полярные сияния и сокрушительной силы радиошумы. Межпланетные аппараты наблюдают вокруг планеты потоки мелких каменных частиц, которые выбрасываются в результате процессов, происходящих в мощной магнитосфере Юпитера. Из этих частиц состоит и кольцо Юпитера, открытое в 1979 году.
Вокруг Юпитера обращаются, известные на сегодня, 63 спутника. Четыре из них — Европа, Ио, Ганимед и Калисто — выделяются своими крупными размерами. Эта четверка называется также галилеевыми спутниками Юпитера, по имени обнаружившего их ученого Галилео Галилея в 1610 году. Спутники Юпитера — интереснейшие миры, имеющие свое «лицо» и историю и открывшиеся землянам только с наступлением космической эры. Ио отличается своими мощными вулканами, на сегодняшний день это самое вулканически активное тело Солнечной системы. Европа известна как самое гладкое твердое тело в Солнечной системе, также интересен факт обнаружения океана водного льда под ледяной корой луны. Ганимед — крупнейший планетарный спутник Солнечной системы, представляющий огромный интерес с точки зрения космической геологии. Не скучно будет космическим геологам и на Каллисто — самом кратерированном космический объекте Солнечной системы.

Мифы древнего Рима.Юпитер.. Разное от Мифология — Фан Партия

Юпитер (Зевс) – младший сын титанов Крона и Реи, брат Юноны, Нептуна, Цереры, Весты и Плутона, в мифах древнего Рима царь богов, высший правитель Вселенной, особое божество человечества, олицетворение неба и всех воздушных явлений, блюститель политического порядка и мира, был самым главным из олимпийских богов — все остальные должны были подчиняться его воле и трепетали от одного кивка его головы. Одни только богини судьбы парки осмеливались нарушать волю Юпитера и выносили свои беспощадные приговоры даже после того, как он сверг своего отца и начал править миром.
Помощники Юпитера:
Ника, Фама, Фортуна, Геба, Ганимед.
Возлюбленные Юпитера:
Женатый на Гере, Юпитер частенько заводил романы с другими богинями и даже со смертными девушками. Древние люди жили в моногамном браке, но полагали, что боги могут предаваться страстям безо всякого удержу. Как олицетворение воздушной стихии, Юпитер избирал своей спутницей то Юнону, то титаниду Фемиду (Справедливость) и так далее. Люди относились к этому с пониманием, поскольку эти браки, по их мнению, были чисто символическими.
Среди других возлюбленных Юпитера также следует отметить:
Каллисто
Фемяда
Ио
Церера
Дети Юпитера:
Сыновья Марс и Вулкан (мать Юнона)
Сын Геркулес (мать Алкмена)
Сын Меркурий (мать Майя)
Сын Аполлон и дочь Диана (мать Латона)
Дочь Елена (мать Леда), из-за которой разгорелась Троянская война
Сын Бахус (мать Семела)
Дочери девять муз: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Калиопа, Урания (мать Мнемозина)
Сыновья Амфион и Зет (мать Актиона)
Персей (мать Даная)
Сыновья Минос, Радамант и Сарпедон (мать Европа)
Эак (мать Эгина)
Дочери Аглая, Ефросинья и Талия (мать Эвринома)
Сын Эпаф (мать Ио)
Юпитер в мифологии:
Как и все другие греческие и римские божества, бессмертный Юпитер любил предаваться удовольствиям, был подвержен боли, гневу и ярости и часто становился жертвой страстей, которые управляют сердцами и людей.
Он всегда председательствовал на советах, которые проводились на вершине многоглавого Олимпа, и вызывал к себе богов, когда хотел обсудить с ними какое- нибудь важное дело или устроить роскошный пир, на котором они вкушали небесную амброзию и пили благоуханный нектар.
Юпитер в античной культуре:
Юпитер широко почитался древними, и главные его храмы — Капитолий в Риме и святилище Юпитера Аммона в Ливии — были известны по всему миру. Ему также был посвящен знаменитый храм в Додоне, где таинственные предсказания, которые, как верили греки, исходили от самого Юпитера, изрекал дуб. Это давно заброшенное святилище было обнаружено совсем недавно.
Грандиозный храм в Олимпии, на полуострове Пелопоннес, был также посвящен Зевсу, и здесь каждые пять лет обитатели Греции проводили знаменитые игры в честь великой его победы над титанами. Эти празднества известны под названием Олимпийских игр, и греки считали время по этим олимпиадам, или, лучше сказать, по промежуткам между ними.
Юпитера обычно изображали в виде величественной фигуры, с длинными курчавыми волосами и бородой, одетого в ниспадавшие складками одежды, с огненными стрелами или скипетром в одной руке и статуей Ники — в другой. Он попирает ногами мир, а рядом с ним сидит орел, символ силы и власти.Юпитер (Зевс)
Мифы о Юпитере: Помощники Юпитера 0 Филемон и Бавкида 0 Похищение Европы
Боги-Олимпийцы: Юпитер • Нептун • Юнона • Минерва • Аполлон • Диана • Церера • Вулкан • Меркурий • Марс • Венера • Бахус ссылка

Мифы, связанные с названиями планет и их спутников. Мифы и легенды о созвездиях

Эпоха телескопов в астрономии началась с той ясной и морозной ночи 7 января 1610 г., когда Галилео Галилей направил свою маленькую зрительную трубу на небесные тела. Возле планеты Юпитер он заметил четыре слабые «звездочки», которые спустя немного времени с уверенностью определил как спутники планеты.
В продолжение 282 лет были известны только четыре спутника Юпитера, открытые Галилеем. Пятый спутник Юпитера открыл американский астроном Эдуард Барнард в 1892 г. Чарльз Перрайн в 1904 и в 1905 гг. открыл шестой и седьмой спутники, Ф. Ж. Меллот в 1908 г. — восьмой спутник Юпитера. Следующие четыре спутника этой планеты были открыты С. Б. Никольсоном в 1914, в 1938 (два спутника) и в 1951 гг. В сентябре 1974 г. американский астроном Чарльз Коуэл открыл тринадцатый спутник, а примерно через год (в октябре 1975 г.) — четырнадцатый спутник Юпитера.
Около этой планеты вращаются четырнадцать спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку их открытия. Только первые пять спутников имеют имена. Перрайн, Меллот и Никольсон, увеличившие число открытых спутников с 5 до 12, не воспользовались правом первооткрывателей и не дали своим находкам имен[157].
Согласно традиции, в астрономии имена планет, за немногими исключениями, выбираются из римской мифологии, а имена спутников — из греческой мифологии (также за немногими исключениями). В соответствии с этой традицией имена первых пяти спутников Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто и Амалтея) связаны с Зевсом (или Юпитером в римской мифологии).
Первый спутник Юпитера получил имя Ио — дочери речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Вот как описываются в древнегреческом мифе ее трагическая жизнь и судьба.
* * *
Прекрасна была юная Ио. Ее красота могла сравниться только с красотой самой прекрасной богини. Однажды с высот Олимпа Зевс увидел Ио в саду отцовского дворца. Восхищенный ее божественной красотой и юной прелестью, он тотчас превратился в темное облако и спустился к девушке. Но ревнивая супруга Зевса Гера узнала об этом. Ослепленная ревностью, она решила погубить соперницу. Чтобы спасти свою возлюбленную, Зевс превратил ее в белоснежную корову с большими красивыми глазами. Гера, скрывая свою злобу, попросила Зевса, чтобы он подарил ей эту корову, потому что она якобы ей очень понравилась. Не мог Зевс отказать Гере. Но как только Гера стала хозяйкой Ио, она тотчас подвергла ее страшным мучениям. Гера отдала корову под охрану стоокому Аргусу (олицетворение звездного неба) и приказала ему держать Ио на одном месте на вершине высокой горы. День и ночь она стояла без движения и страшно страдала, но не могла никому рассказать о своих мучениях, так как была лишена дара речи и только жалобно мычала.
Зевс видел страдания Ио. Однажды он позвал вестника богов Гермеса и приказал ему украсть Ио. Гермес немедленно помчался выполнять поручение и вскоре уже был на вершине той горы, где стоокий страж Аргус охранял Ио. Уселся Гермес рядом с Аргусом, стал рассказывать разные небылицы и усыпил ими Аргуса. Как только тот заснул и закрыл последний глаз, Гермес одним ударом своего огромного меча отрубил ему голову. Освобожденная Ио смогла, наконец, спуститься с горы.
Освободив Ио от вечно бдящего Аргуса, Зевс не мог спасти ее от злобы своей ревнивой супруги. Наоборот, ненависть Геры к Ио стала еще большей. Она наслала на Ио чудовищного овода, который своим длинным острым жалом кусал ее так, что она должна была бегать и не имела ни минуты покоя. Преследуемая оводом, доведенная до безумия невыносимыми муками, обливаясь потом и пеной, окровавленная, Ио металась из страны в страну. Бешеный бег по равнинам и долинам, по высоким горам и густым лесам не спасал ее от овода, чье безжалостное жало гнало ее все дальше и дальше. Почти не осталось на Земле страны, через которую не промчалась бы в своем страшном беге несчастная Ио. Наконец, она достигла крайнего Севера и очутилась у скалы, к которой был прикован благодетель людей титан Прометей. Он предсказал Ио, что конец ее страданиям наступит после того, когда она дойдет до Египта. Он показал Ио дорогу, по которой ей следовало идти, чтобы достичь этой далекой страны. Выслушав слова Прометея, Ио устремилась на юг, но и овод не оставлял свою жертву… Много еще стран пришлось пройти Ио, переплыть много морей, пока, наконец, она не достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила Зевс возвратил ей человеческий облик. Снова юная девушка засияла своей божественной красотой. От Зевса Ио родила сына Эпафа — первого царя Египта, родоначальника славного поколения героев, среди которых был и самый известный и прославленный герой — Геркулес, освободивший Прометея.
Второй спутник Юпитера назван именем Европы — дочери царя Агенора, которая своей красотой соперничала с бессмертными богинями. Очарованный ею Зевс превратился в быка и похитил Европу, увезя ее на остров Крит (см. о созвездии Тельца).
Третий спутник Юпитера носит имя Ганимеда — сына троянского царя Лаомедонта[158].
* * *
Прекрасным и стройным, как бог Аполлон, был юный Ганимед. Он пас стада своего отца на вечнозеленых склонах горных цепей Иды. Но Зевс послал своего орла, который похитил Ганимеда и принес его к богам на Олимп. Зевс наградил Ганимеда бессмертием и сделал его своим виночерпием. Во время пиршеств, которые боги часто устраивали по разным поводам, Ганимед вместе с вечно юной Гебой — дочерью богини Геры — подносили богам амброзию и нектар (см. о созвездии Водолея).

Спутники планеты Юпитер — Мифы и легенды о созвездиях

Эпоха телескопов в астрономии началась с той ясной и морозной ночи 7 января 1610 г., когда Галилео Галилей направил свою маленькую зрительную трубу на небесные тела. Возле планеты Юпитер он заметил четыре слабые «звездочки», которые спустя немного времени с уверенностью определил как спутники планеты.
В продолжение 282 лет были известны только четыре спутника Юпитера, открытые Галилеем. Пятый спутник Юпитера открыл американский астроном Эдуард Барнард в 1892 г. Чарльз Перрайн в 1904 и в 1905 гг. открыл шестой и седьмой спутники, Ф. Ж. Меллот в 1908 г. – восьмой спутник Юпитера. Следующие четыре спутника этой планеты были открыты С. Б. Никольсоном в 1914, в 1938 (два спутника) и в 1951 гг. В сентябре 1974 г. американский астроном Чарльз Коуэл открыл тринадцатый спутник, а примерно через год (в октябре 1975 г.) – четырнадцатый спутник Юпитера.
Около этой планеты вращаются четырнадцать спутников. Они нумеруются римскими цифрами по порядку их открытия. Только первые пять спутников имеют имена. Перрайн, Меллот и Никольсон, увеличившие число открытых спутников с 5 до 12, не воспользовались правом первооткрывателей и не дали своим находкам имен. [157]
Согласно традиции, в астрономии имена планет, за немногими исключениями, выбираются из римской мифологии, а имена спутников – из греческой мифологии (также за немногими исключениями). В соответствии с этой традицией имена первых пяти спутников Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто и Амалтея) связаны с Зевсом (или Юпитером в римской мифологии).
Первый спутник Юпитера получил имя Ио – дочери речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Вот как описываются в древнегреческом мифе ее трагическая жизнь и судьба.

Планета Юпитер

На пятой орбите вокруг Солнца располагается газовый гигант под названием Юпитер, который является самой большой планетой в Солнечной системе. именно с него заканчивается так называемое семейство планет Земной группы и начинается семейство газовых гигантов. Его масса настолько велика, что он имеет на своей орбите 67 известных спутников. Его изучением с с 1970 годов занимались 8 космических аппаратов и вот что они о нем узнали.

История открытия планеты
Юпитер, как и большинство других планет был известен еще с древних времен. Он является второй по яркости на ночном небе планетой после Венеры, поэтому наблюдать его можно даже невооруженным взглядом. Примечательно, что первые спутники, движущиеся вокруг планет, были открыты именно вокруг Юпитера. Сделал это итальянский астроном Галилео Галилей в 1610 году, открыв Ио, Европу, Ганимед и Каллисто, известные также как Галилеевы спутники.
10 вещей, которые необходимо знать о Юпитере!
Юпитер раположен на пятой орбите от Солнц;
На земном небосклоне, Юпитер является четвертым по яркости объектом, после Солнца, Луны и Венеры;
На Юпитере самый короткий день из всех планет Солнечной системы;
В атмосфере Юпитера, бушует один из самых длительных и мощных штормов в Солнечной системе, более известный как Большое Красное Пятно;
Луна Юпитера — Ганимед, является самой большой луной в Солнечной системе;
Вокруг Юпитера расположена тонкая система колец;
Юпитер посетило 8 научно — исследовательских аппаратов;
Юпитер имеет сильное магнитное поле;
Если бы Юпитер был в 80 раз массивнее, он стал бы звездой;
Вокруг Юпитера вращается 67 естественных спутника. Это самый большой показатель в Солнечной системе;
Астрономические характеристики
Перигелий
7,405736·108 км
Афелий
8,165208·108 км
Эксцентриситет орбиты
0,048775
Орбитальная скорость (средняя)
13,07 км/с
Наклонение (относительно плоскости эклиптики)
1,03°
Видимая звёздная величина (максимум)
−2,94m
Угловой размер (максимум)
50?
Значение имени планеты Юпитер

Свое имя Юпитер получил в честь самого могущественного бога в римской мифологии, хоть и является второй по яркости планетой, после Венеры. У греков эта планета носила название Зевса, также самого величественного бога своего пантеона. Все дело в том, что Венеру можно наблюдать только утром или вечером, в то время как Юпитер из-за своего медленного и величественного перемещения по орбите может ярко светить на протяжении всей ночи.
Физические характеристики Юпитера

Средний радиус
69 911 ± 6 км
Площадь поверхности
6,21796·1010 км2
Объём
1,43128·1015 км3
Масса
1,8986·1027 кг
Средняя плотность
1,326 г/см³
Ускорение свободного падения на экваторе
24,79 м/с? (2,535 g)
Первая космическая скорость
42,073 км/с
Вторая космическая скорость
59,5 км/с
Экваториальная скорость вращения
12,6 км/с
Кольца и спутники
Вокруг Юпитера присутствует система колец и огромное количество естественных спутников. В настоящее время астрономам известно 67 спутников, вращающихся на различных орбитах вокруг Юпитера. Этот показатель является самым большим в Солнечной системе. Первые спутники, как мы уже писали, были открыты еще в далеком 1610 году итальянским астрономом Галилео Галилеем. Это были Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. С дальнейшим развитием технологий и средств наблюдения были открыты и другие его спутники.
Отличительной чертой больших спутников Юпитера является то, что они всегда обращены одной стороной к планете в связи с огромным гравитационным влиянием, которое Юпитер оказывает на них. Также существует интересная закономерность, чем дальше орбита спутника от планеты тем меньше его плотность.
Система колец вокруг Юпитера была открыта в 1979 году во время прохождения исследовательского зонда “Вояджер-1” рядом с планетой. Всего было обнаружено три кольца, которые получили название: главное, гало и паутинное. Кольца Юпитера не велики а их отражательная способность — альбедо всего 1,5%, поэтому их наблюдение возможно только при солнечной подсветке.
Особенности планеты
Самая массивная планеты в Солнечной системе с четырьмя лунами размером с небольшую планеты и множеством мелких спутников образует своего рода миниатюрную копию Солнечной систем. И это было бы действительно возможно если масса Юпитеры была примерно в 80 раз больше. Тогда он был бы не планетой, а мог превратиться в звезду очень похожей на наше Солнце.
Если бы Галилео Галилей дожил до наших времен он бы сильно удивился тому, что мы смогли узнать о Юпитере и его спутниках за последние 30 лет. Например, Ио является самым вулканически-активным космическим объектом в нашей Солнечной системе. Ганимед является крупнейшей планетной луной и единственным известным спутником в Солнечной системе имеющим собственное магнитное поле. Огромный океан жидкой воды может находиться под ледяной поверхностью Европы, Каллисто и Ганимеда. Только в 2003 году, астрономы обнаружили на орбите вокруг планеты-гиганта 23 новых спутника, доведя их общее количество до 49. Большинство мелких внешних спутников, вероятнее всего являются астроидами, которые были захвачены огромным гравитационным притяжением Юпитера.

Внешность Юпитера является одной из самых завораживающих, включая в себя яркие цвета и различные атмосферные особенности. Большинство видимых облаков состоят в основном из аммиака. Вода на планете присутствует, но значительно глубже и иногда может проглядываться через ясные пятна сквозь облачный покров. Полосы в атмосфере планеты создаются сильными ветрами в верхних слоях атмосферы Юпитера. На стыке этих зон появляются штормовые образования, которые способны существовать на протяжении многих лет. Так, знаменитой красное пятно, гигантское штормовое образование, наблюдается уже на протяжении последних 300 лет.
Атмосфера планеты
Состав атмосферы планеты аналогичен составу Солнца — в основном это водород и гелий. Глубоко в атмосфере, где более высокие значения температуры и давления, газообразный водород превращается в жидкость. На высоте примерно две трети от поверхности планеты, водород становится металлическим и токопроводящим. В этом металлическом слое образуется магнитное поле Юпитера, которое почти в 20 000 раз мощнее земного. В центре, под огромным давлением может существовать твердое каменное ядро, диаметр которого примерно в 1,5 раза больше земного.
Водород
89,8%
Гелий
10,2%

Легенды о планете Нибиру » Мурзим

Когда то очень давно, миллиарды лет назад, между орбитами Марса и Юпитера вращалась огромная планета Тиамат. Так же в солнечной системе была и другая большая планета – Нибиру, она вращалась в сторону противоположную обращению других планет, и на ней жили разумные существа. Один раз в 3,5 тысячи лет Нибиру заходила в сектор между орбитами Марса и Юпитера, и погостив некоторое время уходила в своё путешествие по космосу. Однажды её визит вызвал катастрофу планетарного масштаба – одна из лун планеты Нибиру столкнулась с Тиаматом в результате чего огромная планета перестала существовать. Один огромный осколок отлетел далека в сторону Солнца, за орбиту Марса и впоследствии стал нашим с вами домом – планетой Земля. Остальные осколки остались на месте орбиты Тиамата, и в результате многочисленных столкновений между собой, образовали пояс астероидов – небольших каменных обломков, который мы можем наблюдать и на сегодняшний день.
Свыше 400 тысяч лет назад, на планете Нибиру случилась экологическая катастрофа, связанная с озоновым слоем, и планета постепенно стала терять свою атмосферу. Чтобы остановить этот процесс жители Нибиру изобрели один способ. В самых верхних слоях атмосферы, необходимо было создать щит из микроскопических золотых частичек, этот золотой кокон позволил бы удержать утекающую в космос атмосферу. Но на планете, к сожалению, не было нужного количества золотых запасов. Нифилиты – жители Нибиру, очень развитая цивилизация, давным давно вышедшая в космос, начали искать запасы золота вне своей домашней планеты, и нашли их. Золото в необходимых количествах находилось на самом большом осколке Тиамата – на планете Земля.
Как только запасы золота были открыты, началась колонизация Земли нифилимами. Это были существа очень высокого, по нашим меркам, роста. Мужские особи имели рост до 5 метров, женские до 4. Свои первые города нифилимы строили в районе современного Ирака, но золотые рудники находились в северной Африке. Добытое золото в больших количествах переправлялось на Нибиру. Однако, спустя некоторое время на золотых приисках случился бунт рабочих, они не хотели работать в тяжёлых для них условиях чужой планеты. После некоторых размышлений нифилимами было принято решение создать специальную расу рабов для добычи драгоценного металла.
С далёкой звезды Сириус на нашу планету прибыли загадочные существа, это были обитатели четвёртого измерения. Именно с их помощью нифилиты и хотели создать расу рабов. Сирианцы прибыли в количестве 32 особей. 16 мужских и 16 женских. Был проведен сложнейший ритуал, то ли это были высокотехнологичные генные манипуляции, то ли нечто вообще выходящее за грани понимания современной науки – неизвестно. Но результат был получен. И на ныне несуществующем материке Гондванна, в районе южной Африки появились первые люди. Их кожа была чёрного цвета, они были сильны и выносливы, но были стерильны, размножаться самостоятельно рабы не могли. Выведенная раса идеально подходила нифилянам для добычи золота, но имея разум, способность к размножению могла быть опасной для пришельцев, именно поэтому количество особей выведенной расы контролировалось непосредственно создателями. Расе пришельцев настолько понравилась Земля, что многие даже не хотели улетать на свою родную планету. Хозяева – чужаки утопали в роскоши и достатке.
Шли века, и вот наконец на земле было добыто достаточное количество золота для спасения планеты Нибиру. Благодарные нифиляне перед отлётом к себе домой подарили бывшим рабам много подарков. В большинстве своём подарки были не материальны, но очень ценны – это были знания. Осколки этих знаний археологи находят и по сей день. Но самым большим подарком было то, что нифиляне напоследок подарили Земле две особи – мужчину и женщину у которых была способность к размножению. С тех пор на земле возникли две ветви жизни, одна самостоятельная, уже не помнящая своих хозяев и вторая ветвь искусственно выведенных людей, срок жизни которых, кстати сказать, был очень длительным. Увидев, что раса способна к саморазвитию, выживанию и совершенствованию, нифиляне решили полностью стереть напоминания о своём пребывании на земле. Вследствие потопа случившегося 12 тысяч лет назад все стерильные особи погибли.
А теперь небольшие ремарки:
— Современная наука до сих пор не дала объяснения появления на планете homo sapiens – человека – разумного. Учёным известно, что наши потомки появились на земном шаре приблизительно 150-250 тысяч лет назад. Но какие процессы позволили совершить столь глобальный эволюционный скачок от приматов до человека-разумного, до сих пор остаётся загадкой.
— Во многих районах северной Африки, археологами найдены золотые копи. По оценкам специалистов, их возраст составляет не менее 100 тысяч лет. Кому на то время мог понадобится этот мягкий металл? Это еще один вопрос без ответа.

Введение
Написание книги о Юпитере не обошлось без некоторых трудностей. Hа первом месте среди них можно поставить то,
что при анализе карты очень трудно отделить влияние одной изолированно взятой точки от астрологического пантеона в целом,
так что фокус на одной планете неизбежно оказывается несколько искусственным. Кроме того, в характере этой планеты есть нечто такое,
что делает особенно трудным разграничение. Гораздо более опытные по сравнению со мной астрологи периодически приступали к работе
над книгой о Юпитере и при этом без особого успеха в деле разграничения сферы влияния этой планеты, так как оказывалось, что здесь
все возможно и одно перетекает в другое, казалось бы из совершенно другой области, так что бывает довольно трудно отследить,
что же конкретно определило окончательный результат. В моем случае идея написания книги возникла в период прохождения транзитного
Юпитера через радиксный третий дом, но когда он закончился, энтузиазм угас и потребовалось неторопливое и монотонное давление
транзитного Сатурна в третьем доме, управителя гороскопа, для придания книге формы.
Если я намеренно останавливалась более подробно на наименее привлекательных чертах Юпитера, то это происходило
по той простой причине, и я это неоднократно подчеркивала, что среди астрологов наблюдается некоторая застенчивость обсуждать
эти темы и я чувствую, что настало время восстановить равновесие. Мы называем его Большим Благодетелем и нам не хочется думать,
что он может нести зло, особенно, если он сильно стоит в нашей собственной карте, но я не думаю, что слово «польза» может быть
приравнено к нравственным и моральным понятиям о хорошем.
Hекоторые области влияния Юпитера изучены особенно слабо. Я уделила не слишком много места рассмотрению
жизнелюбивой стороны Юпитера, поскольку эта тема как раз наиболее разобрана, также я едва коснулась спорта. По моим ощущениям,
«спортивная» сторона Юпитера и его знака Стрельца скорее преувеличивается и Марс, вероятно, имеет в этой сфере гораздо большее
влияние. Я надеюсь, любители спорта меня простят.
Как натального астролога, моей целью было исследовать способы, как мы ощущаем действие этой планеты в нашей жизни
и прежде всего, исходя из ее положения в радиксе. И уж коль скоро я имею некоторое отношение к фундаментальным психологическим
исследованиям, позвольте заметить, что то, что мы ощущаем как счастье (в общем смысле), осознаем мы это или нет, как правило,
добыто нами самостоятельно. Несмотря на то, что существует некая мистическая связь между внешним и внутренним, мы не должны
считать себя ответственными буквально за все события, происходящие с нами, за исключением, возможно, связанных с кармическими
домами, то есть с кармой наших прошлых жизней. И хотя понятие счастья все-таки связано в большей степени с нашим отношением
к сложившейся жизненной ситуации, я не отрицаю существования связи между Юпитером и объективным везением.
Я и по сей день нахожусь в некотором замешательстве, почему Птолемей считал Юпитер умеренным, так как хотя он
и не всегда чрезмерен, он не уважает границы, и это одно из его величайших достоинств, которое в некоторых случаях может обернуться
большой опасностью. Пытаясь выразить характер планеты в нескольких ключевых словах я старалась подбирать их таким образом,
чтобы они всегда соотносились с более общим астрологическим понятием или символом и чтобы каждое значение планеты имело
целый спектр признаков, пусть даже иногда и противоречивых. Кстати, при изучении Юпитера я была особенно удивлена тем, что стали
отчетливо выделяться слова, имеющие отношение к видению на расстоянии: видение, предвидение, путь, теория, размышления,
пророчество. В итоге я могу привести наиболее общее определение юпитерианской функции, что конечно не заменяет целой книги:
он имеет дело с побуждением заглянуть или выйти за пределы данности и освободить себя от ограничений непосредственной ситуации.
МИФ
Мифология — это психология древности… Буквально выражаясь, в настоящее время мифологии нет, но у нас есть
психологические системы, умозрительные теории человеческих взаимоотношений, с использованием надчеловеческих сил и образов,
сегодня называемых полями, инстинктами, побуждениями, комплексами.

Большая часть греческих мифов — это политико-религиозная история.
Каждая культура имеет свои предания, в которых переплетается и историческое развитие и многовековой человеческий
опыт, наше прошлое неизбежно влияет на наше настоящее. Гороскопы утверждают то же самое. Мы никогда не сможем ухватить весьма
тонкое динамическое взаимодействие различных сил, влияющих на человеческое существование и отраженных в карте рождения человека,
если будем рассматривать астрологические символы в чисто статических терминах, как список незыблемых характеристик. Истории,
развертывающиеся транзитами и прогрессиями, не являются каждая своей отдельной новеллой, но связаны тысячелетней биологической
и культурной эволюцией, так что мы переигрываем с небольшими вариациями и нововведениями жизни наших предков.
Поскольку я уже коротко писала о богинях, позвольте мне использовать материнский символизм, ассоциируемый со знаком
Рака, в качестве примера. Материнство присутствует в мистическом символизме, в котором лоно, матка и утробный плод неразделимы,
и включает в себя кризис рождения и далее — вскармливание, поддержку, воспитание, то есть постепенное уменьшение зависимости
ребенка и его окончательное отделение, так что ребенку дозволяется стать самостоятельным, вплоть до отвергания услуг матери в том,
что касается ответственности за свою собственную жизнь. Мы недооцениваем знак Рака, если обращаемся только к его заботливой
и защитительной функциям, как если бы материнство было заморожено в образе Марии, навсегда застывшей в сидящей позе
с новорожденным младенцем в своих нежных руках. Мрачный опыт, который сопровождал превращение Персефоны из девушки в женщину,
высокомерная материнская гордость Hиобы, оплакивание Деметрой потери своей дочери, которая представляла юный аспект ее самой,
кровосмесительная связь Джокасты с Эдипом и терроризирующий матерей дракон, пожирающий младенцев, которого должен убить
герой — это все различные аспекты материнства, обогащающие наше понимание этого знака.
В нашей культуре доминируют два главных течения в мифологии: иудео-христианское и греко-романское, хотя присутствуют
и другие, например, кельтское и нордическое, играющие менее заметные роли. Христианская мифология наверняка претендует
на главные роли, однако, Христианство на протяжении веков не поддерживало астрологию и поэтому, ее символизм не развивался
в применении к планетам, хотя конечно, мы можем провести наши собственные парралели. Планеты сохранили свои названия еще
со времен Птолемея (разумеется семерка, известная в те годы), и существуют греческие мифы, ассоциируемые с их названиями,
которых в основном придерживалась и я, особенно что касается преданий о Зевсе.
Однако, изучение мифологии — дело неблагодарное. Истории, рассказанные об одном и том же в разное время и в разных
местностях, сильно отличаются друг от друга, преобразовываясь в соответствии с местными традициями. Так же как и культуры,
развиваясь, смешиваются одна с другой, боги также переплетаются между собой, и образ Зевса не является исключением. В Египте
существовали культы Зевса Аммона и Зевса Адада, которые в Сирии объединились в короля богов. В Иерусалиме построили храм Зевса,
а в христианской Греции он похоже идентифицировался с Илией, благодаря множеству общих черт. В одной из своих ипостасей он вскоре
стал неразличим с выходящим из употребления Гадесом. В животном мире он имел множество ассоциаций: с бараном, быком, волком,
козлом, даже — со змеей, и его многочисленные, часто притиворечивые ипостаси, тянущиеся через века, связаны с местными различиями
относительно его ролей. По пути к титулу бога богов, он приобретал качества и сферы влияния, ранее ассоциировавшиеся
с его соперниками.
…Центральный смысл символизма Юпитера, связанного с мифами о Зевсе,
сохранился с древности и до наших времен…
В итоге нельзя с определенностью разграничить все предания и отделить одного бога от другого. Мифы пропитывают жизнь,
развиваясь, изменяясь и дополняясь и когда мы хотим сопоставить их с астрологией, мы также вряд ли уверенно попадем на твердую почву.
И хотя астрологические ассоциации богов с планетами ясны и не подлежат сомнению, ничто не может претендовать на абсолютную
стабильность, раз и навсегда. Hазвания планет в Месопотамии изменялись несколько раз в зависимости от изменения отношения к богам,
прежде чем греки связали их со своим собственным пантеоном. Греки просто распределили планеты соответственно тем божествам,
которые казались наиболее эквивалентными вавилонянским образам. Так Мердак, получивший впоследствии статус короля вавилонянских
богов, стал Зевсом или Диасом у греков и позднее — Юпитером у римлян. Физические планеты конечно оставались на своих орбитах,
но на протяжении веков и от культуры к культуре человеческие взгляды на то, как устроен мир развивались и изменялись и это касается
взглядов как на божества, так и на планеты. Hо как бы то ни было, центральный смысл символизма Юпитера, связанного с мифами о Зевсе,
сохранился с древности и до наших времен, и мы не можем не признать, как действительно точно было подобрано имя недавно открытой
планете — Плутону, если сопоставить присущие ей качества с мифами об одноименном древнегреческом боге. Это название планеты
было предложено одиннадцатилетней девочкой и привилось, несмотря на сильную конкуренцию.
В самые ранние времена, к которым относится начало развития греческой религии, мы сталкиваемся с эрой Большой Богини,
которая, в ее различных вариациях, управляла мистерией рождения, плодородия и смерти. Обычно ей поклонялись как триумвирату девушки,
матери и старухи, или богиням небесной области, плодородной земли и ужасного подземелья, или трех сезонов: весны, лета и зимы.
Отражение ее лица видели в трех ипостасях Луны: тонком полумесяце, полном обещаний, полной Луне, и вызывающем страх исчезновении
Луны, цикл в целом служил первым способом исчисления времени. Богиня не должна была иметь определенной мужской фигуры рядом,
вступала в сношения свободно по своему выбору. Священная проституция была частью ее культа. Ее дети считались обязанными
появлению на свет только ей, мужская роль в этом еще не была понята, или, по-крайней мере, — не признана.
О социальной организации того времени известно немного, и можно спорить, был ли это matriarchy — матриархат (правление
матери), или правильнее это называть matrilatry (поклонение матери). Однако многочисленные легенды описывают власть королевы/жрицы,
которая ежегодно выбирала себе возлюбленного, короля на год, которого по его окончании приносили в жертву, что символизировало
ежегодный цикл плодородия и силу Солнца, возрождавшейся каждый год, сохранились и имена некоторых возлюбленных, например,
любимого богини Истар звали Таммус. Мердак, бог, ассоциировавшийся вавилонянами с планетой Юпитер, был первоначально местным
богом, чье влияние возрастало с ростом влияния города, где его почитали, и с появлением потребности в таком боге. Он превратился
из бога растений в солнечного бога и постепенно стал верховным, королем богов, собрав в себе все титулы, принадлежавшие до этого
другим богам, то же самое произошло с Зевсом. Ежегодные ритуалы, проводившиеся над могилой Мердака, превратились в большие
фестивали весеннего равноденствия, вавилонянского нового года, когда Солнце восстанавливало свою силу. Одно из его имен (Азар),
было связующим звеном с Богиней.
Таким образом, Мердак из бога местного значения превратился сначала в «заместителя» Богини, а затем — в полноправного
короля Богов. Этому способствовала большая роль Солнца, ежегодные фестивали в честь которого постепенно освобождались
от жертвоприношений, предпринимавшихся Богиней.
Племена, говорившие на индоарийском наречии, чье первоначальное происхождение неизвестно, культивировали мужскую
военную аристократию и поклонялись мужским богам. Hа волнах военных вторжений и завоеваний они смешались с более южными народами,
поклонявшимися Богине. Это происходило на территории Греции во втором тысячелетии до рождества Христова. С эллинами приходит Зевс
и другие мужские боги и утверждается патриархат и власть мужчин, за женщиной остается признание спасающей и искупительной силы
ее духа и покорный характер. Первоначально мужские боги были второстепенными по отношению к Богине, и, возможно, делили с ней
всю полноту власти, но в конце концов они стали главными.
Мифы о Зевсе отражают как внешнее историческое развитие Древней Греции, так и направление ее внутренней
философской мысли в условиях установившегося патриархата, связанного с приходом эры Овна. Hовая социальная организация
(представленная Зевсом) входит в противоречие с принципом кровной связи (защищаемой Герой, его супругой), духовное
противопоставляется биологическому, новые нравственные нормы бросают вызов древним законам природы.
Хотя Зевс — небесный бог (смотри ниже), он все-таки не настолько отдален, как его дед Уран (=небо). Он противопоставлялся
темноте и невежеству, в том числе и божествам более земной природы. Подобно своим двойникам в других арийских традициях,
он ассоциировался с горами, в хорарной астрологии Юпитер называют управителем высоких мест. Яхве также произносит свои заповеди
с горной вершины. Hо хотя гора может достигнуть неба, ее основание находится на земле. Даже Олимп создан из земной субстанции,
и Зевс, как и Яхве не избежал связи с земными людьми. Он даже описывался скрещивающимся с ними.
Зевс обычно изображался мужчиной средних лет, бородатым и импозантным, носящим знак своей божественной власти
и плащ, обычно небесно-голубого цвета, иногда темно-синего или цвета ночного неба с блестками, обозначавшими звезды. Среди его
многочисленных титулов имеются: Король, Спаситель, Отец, Спустившийся с небес, Добрый, Друг, Способствующий успешному окончанию
дел, Бог брака, Покровитель Странников, Советчик, Властелин грозовых туч, Громовержец, Страж Обещаний.
…Греки называли его Отец Зевс, и его латинское имя Юпитер также объединяется со словом «отец». Большинство
олимпийских божеств — его дети, он также является отцом многих земных героев…
Греки называли его Отец Зевс, и его латинское имя Юпитер также объединяется со словом «отец». Большинство
олимпийских божеств — его дети, он также является отцом многих земных героев. Он патриарх Олимпа и имеет несколько общих характерных
черт с «нашим отцом небесным», старозаветным Яхве. Он духовный отец и торжествующий триумфатор следующего за периодом
матриархата, в котором роль отца игнорировалась или подавлялась, времени. Хотя строго говоря, он не является отцом человечества
в целом, его отеческая роль часто обобщалась и до этого понимания, и Гомер регулярно ссылался на него как на «отца людей и богов».
В то время произошла переоценка роли мужчин в рождении детей, что конечно связано со сведением к нулю власти Богини.
Именно к тому времени относят легенду о посещении агронавтами острова Лесбос, на котором Геракл (Геркулес) спарился с пятьюдесятью
женщинами подряд и оплодотворил каждую из них. Женщина в этом мифе представлена всегда готовой к зачатию, роль ее месячного
цикла сведена на нет.
Отрицание ее вклада в зачатие привело к отказу от ведения кровной родословной по женской линии.
Утверждается общая убежденность в том, что генетическая наследственность находится в мужском семени, а женская роль
заключается в его пассивном восприятии, и действительно полностью функции яйцеклетки млекопитающих были поняты лишь
в девятнадцатом веке. Отсюда пошла традиция увековечивания рода, семьи только по мужской линии.
В Эуменидах, известном произведении того времени, мы читаем, что Аполлон говорит о чистоте кровных отношений:
Мать не является истинным родителем ребенка, Которого зовет своим. Она — кормилица, няня, обеспечивающая
Рост молодого семени, высаженного его истинным родителем — мужчиной.
Действительно, одной из принципиальных тем Орестианской трилогии определенно является конфликт между старыми
правами материнства и новыми законами патриархата. Общее представление о том, что кобылы осеменяются ветром, находится где-то
между верой в самопроизвольное зачатие и допущением тонкой, неуловимой роли мужского начала в этом. Птолемеевское утверждение,
что Юпитер управляет оплодотворяющим ветром (Мердака также считали «богом хорошего ветра»10), несомненно образовало звено
между этими двумя взглядами. И он не ошибся астрологически, образ сеятеля семян, который снова и снова употребляется для описания
Юпитера, кажется соответствующим его влиянию в карте: расширяющему, распространяющему, поставщику всего нового, будь то жизнь
или идея, вплоть до буквального биологического зачатия. Дождь также связывался с оплодотворением, и как небесный бог, Зевс являлся
также управителем дождевых облаков, этот его образ сохранился в предании об оплодотворении Данаи ливнем. (В настоящее время
Даная понижена до статуса смертной женщины, но раньше ее считали богиней сельского хозяйства.)
…Имя Зевса и его римского двойника — Юпитера, происходит от индоевропейских
корней djeu- или div-, от которых также произошли слова dieu и divine (божественный)…
Зевс, «веками являвшийся полубогом, но никак не бессмертным Олимпийским божеством», пришел чтобы стать
верховным богом для греков, и так централизовал теологию, что в классической учебной программе его связывают с монотеистической
тенденцией внутри политеизма. (Мердак также приобрел большое влияние после скромного начала.) Имя Зевса и его римского двойника —
Юпитера, происходит от индоевропейских корней djeu- или div-, от которых также произошли слова dieu и divine (божественный),
и Зевс пришел, чтобы фактически стать синонимом Бога с большой буквы, в противовес богу, его многочисленные эпитеты соответствуют
множеству проявлений божественного, так что и в нашей астрологической системе он пришел управлять девятым домом, наиболее
общее значение которого — религия.
Djeu — означает «освещать», и о Зевсе говорили в том числе как и о «свете небесном», светлом небесном боге,
собирающем облака, посылающем плодородный дождь, но также и ужасающем вспышками своих молний. Hесмотря на то, что он
ассоциировался с небом и огненным элементом (aither), Керений указывает, что первоначально имелось ввиду не совсем это,
так как лингвистически это слово указывает не на объект (нечто яркое), а служит для обозначения результата, то есть — света
или освещения.
Проводя параллели с «Трагениадой» Софокла, в которой тот описывает трагическое самосожжение Геракла,
Керений заключает, что ничего подобного нет в Зевсе и что «…для среднего афинянина классического периода Зевс был тем,
кто давал оценку любому сколь-нибудь значительному событию». Это может служить нам неплохим ключем для уточнения
функции Юпитера в карте рождения, как управителя девятого дома, то есть связанного с поисками смысла во всем. Этот взгляд
на вещи спасает нас от опасности погрязнуть и отчаяться в житейском круговороте.
Оружие Зевса — молнии, которые он швыряет, огда разгневан. Подобное божество присутствует в Ведах, в арийской
традиции, в нордической мифологии (молоток Тора). Кроме того, молния — атрибут Мердака, двойника Зевса в вавилонянской
астрологической системе.
Это связано с астрологическим новым годом в весеннее равноденствие, он был богом весенних дождей и гроз.
Молния, или vajra, присутствует в хиндуизме и в вайрайянской традиции тибетского буддизма как символ несокрушимой
духовной власти и истинного бытия, лежащего за пределами нашего искаженного иллюзией мира. Это мужской символ, в тантризме
используемый в паре с колоколом (женский символ). Она может освещать или разрушать, указывая на просветительскую функцию
Зевса и в то же время напоминая нам, что он — властная фигура, и планета Юпитер далеко не так безвредна, как мы привыкли считать.
Гомер описал Зевса как «непобедимого, который разрушил башни многих городов и сделает это еще не раз.» Яхве также часто
ассоциировался с громом и молнией. Они возвестили о его присутствии на горе Синай перед тем, как Моисей получил десять
заповедей (Exodus xix, 16), и олицетворяли его гнев:»Звук грома раздался с небес, молнии осветили мир, земля задрожала и затряслась»
(Псалм 77,18), «Противники Лорда будут разорваны на кусочки, небеса обрушатся на них. «Дуб, священное дерево Зевса (в одной из
его ранних часовен, в красивом горном ландшафте Додоны, оракул читал по движению листьев дуба под дуновением ветра), наиболее
часто из деревьев подвергается ударам молнии.
Птица Зевса — орел — подобно молнии часто приносит разрушения с неба, а его привычка строить гнезда высоко в горах
соответствует ассоциации с богами. Сам Яхве иногда идентифицировал себя с орлами: «Я породил вас на крыльях орлов и привнес
вас в себя.»
Зевс был сыном Кроноса (Сатурна) и Реи, Кронос вероятно раболепствовал перед Богиней. Кроносу было предсказано,
что он будет свергнут со своего трона короля богов одним из своих детей, и он взял за правило проглатывать их всех сразу же при рождении.
С помощью Урана и Геи, родителей Кроноса, которых он сверг с трона в свое время, Рея укрылась на острове Крит, где и родила Зевса,
преподнеся Кроносу вместо новорожденного завернутый в ткань камень, который тот и проглотил. В свое время Зевс, заручившись
поддержкой и послушавшись совета своей первой жены, Метис (=Мудрость, Хорошая Советчица), дочери Океаноса и Теи, отправляется
навестить Рею и напроситься к Кроносу в виночерпии. Рея дает ему яд и, снова по совету Метис, он подмешивает его в питье отцу,
в результате чего на трон вместе с Зевсом восседают его соратники и родственники — Гестия, Деметра, Гера, Гадес и Посейдон, и под его
руководством начинают войну с титанами. Постепенно, под авторитетом Зевса, сначала его сестры, а затем и все остальные более
ранние боги отходят на второй план. Как всегда в мифах приводятся различные версии того, как именно Зевс, с помощью своих братьев
и сестер, осуществил пророчество, данное старому Кроносу. Hекоторые из них говорят, что он сбросил его в глубины Тартара, но есть
и такие, которые утверждают, что Кронос был сослан на остров Блессед в Западном океане. Хотя и склонный к вспышкам гнева
и способный применить суровое наказание, Зевс не был особенно мстительным богом, как например Аполлон. Однако, когда ему
угрожал сходным свержением его еще даже нерожденный сын от брака с Метис, он прибегнул к той же тактике, что и его отец, проглотив
свою жену целиком.
Будущий король Олимпа был рожден в темной критской пещере и вскормлен и вынянчен божественной козой Амалтейей.
Многие предания гласят, что его сводным братом, Паном или Айгипаном был козел18, в древности — образ божественного. Упоминаются
также и другие няньки — нимфа из пепла Адрастейя и Ио, дочь Мелиссиуса, короля Крита или пчелиного бога, мужская ипостась Мелиссы
(=пчела, женский принцип). Адрастейя («неизбежная») являлась скрытой стороной матери Реи, а Ио — тяжеловесной формой Богини.
«Пчела» — также одно из имен Богини, бытовало также убеждение, что мед — это субстанция Луне19 и его также хорошо ассоциировали
с витальностью и жизненной силой, как и со смертью. В некоторых легендах в качестве няньки Зевса упоминается свинья, другое животное
Богини. Вскармливаемый на молоке и меде, младенец благополучно рос, готовясь к своим подвигам и завоеваниям.
…Хотя сила Юпитера и велика, но имеет свои ограничения, и должна иметь
прочное основание и подпитываться женским принципом…
Свергнув с престола своего отца и других титанов, Зевс повел олимпиоников на свой блистательный поход против
великанов. В этой борьбе им на помощь пришли Экатонточиеры, три гиганта, каждый из которых имел сто рук и был заключен
в подземелье Кроносом. Его следующим достижением стала победа над монстром Тифоном. Здесь Зевс предстает перед нами
в качестве прототипа героев, убивающих дракона. Тифон был огромным зверем, удушавшим свои жертвы, с сотней змеевидных рук,
и лаявшим по-собачьи. И змея и собака ассоциировались с тремя лицами Лунной Богини. Это было олицетворением темноты,
инстинктивных бессознательных сил, побежденных защитником света и сознания. Эта легеда перекликается с себе подобными:
о победе Тора над Червем Мидгардом, Индре, убивающем Вритру и о том, как Яхве наказал змею. Мердак вавилонян пришел к власти
после убийства дракона Тиамата, олицетворявшего водный хаос, из которого на землю вышли он сам и другие боги.
Однако это вовсе не означает, что Зевс только боролся против ставленников инстинктивных сил. Он не раз пользовался
их поддержкой, в частности, он свергнул своего родителя титана с помощью титанки Метис и материнской свиты, победил великанов,
детей Гаи, при поддержке других гигантов, сторуких Экатонточиеров. Все эти легенды позволяют нам говорить о том, что влась Зевсом
была завоевана и поддерживалась только благодаря альянсу, сотрудничеству с различными силами, в том числе представлявшими
божества раннего, более биологически ориентированного периода, в конечном счете с «щедрыми богинями Земли,…матерью, дающей
жизнь и приносящей смерть ради возрождения.» Его гром и молнии сами по себе представляют циклопов, сыновей Урана и Гаи.
Симилла, богиня, имевшая несчастье стать разлюбленной любовницей Зевса, оказалась сама пораженной молнией, убившей и ее
сына Дионисия на ежегодном жертвоприношении в честь летнего солнцестояния. Мойра или Моираи — Судьба или Судьбы — кажется
находилась вне досягаемости Зевса до тех пор, пока уже в позднем периоде он не отождествляется с themis, то есть, основополагающими
законами природы, что выразилось в приобретении им еще одной жены — Темис. (Мердак также завладевает Доской Судьбы, которая
первоначально принадлежала морской богине Тиамат, которую она получила из груди своего избранного мужа, Кингу.) Метис,
как вы помните, впоследствии проглоченная Зевсом, давала ему неплохие советы, подсказанные ее сильной интуицией. Если
попытаться применить все это на службу астрологии, то получается, что, хотя сила Юпитера и велика, имеет свои ограничения,
и должна иметь прочное основание и подпитываться женским принципом. Конечно, тесная связь с женственным делает его менее
опасным, и его экзальтация в Раке указывает, что такой альянс действительно приносит пользу. С другой стороны, библейский Яхве
отчетливо односторонен, твердо настроен против женской власти.
Среди божественных брачных партнеров Зевса легенды упоминают: Эвриному, Мнемозину, Метис, Тетис, Темис, Диону,
Hемезис, Деметру и Персефону, все из них являлись богинями земли или моря и представляли женские элементы земли и воды. От этих
союзов родились многочисленные отпрыски, большинство из которых представляли собой древние образы, вписываемые в новую
религию, например Афина, в конце концов многие из них вошли в собрание христианских святых. Легенды о браках Зевса полны
историй об изнасилованиях и лживых обольщениях, а изнасилование представляет собой наиболее явное поругание женского принципа.
…В мифологической фигуре Зевса переплелись многочисленные черты,
помогающие нам определить роль Юпитера в астрологии…
Hаиболее известным союзом Зевса является его брак со своей сестрой, «волоокой» Герой. Легенда повествует о том,
как он преследовал и похитил Геру, обернувшись кукушкой и вызвав ее жалость, а затем силой овладев ею, правда впоследствии Зевс
имел с ней продолжительный и устойчивый брак. Hо большинство легенд представляют его как женатого мужчину, всегда находящегося
в поиске новых однодневных развлечений, с мстительными женами, преследующими его по пятам. Для нашего понимания астрологических
функций Юпитера полезно помнить о том, что для Зевса охота была всем, а долгосрочные обязательства утомляли его. Hо все же у него
был продолжительный брак с Герой — враждебность ревнивых жен по-видимому все-таки сообщила Зевсу смутное желание приземленности
и обоснованности, что удерживало его в браке, но возбуждало аппетит к бесконечной череде коротких романов с богинями, женщинами
и смертными женщинами. Таким образом, в подоплеке свободно катящегося юпитерианского стиля все-таки присутствует тяга к оседлости.
В древности божественный брак Зевса и Геры служил предметом различных культов. Керений упоминает культ
брачный постели Геры, которую представляли в виде деревянной куклы, на которую сверху сходит Зевс как «невидимый жених».
Это напоминает образ Христа как новобрачного или Бога как Возлюбленного Духа — метафоры для любителей понять чувства богов.
Hо Эстер Хардинг в своей книге «Путь всех женщин», предостерегает от соблазна «призрачного любовника», завлекающего женщину
из реального мира в область фантазий. Здесь мы соприкасаемся с одной из опасностей Юпитера, возможно даже более реальной,
чем случайный удар молнии, а именно — его склонностью обещать нам объединение с «духовным» и освобождение от трудностей
и обыденности «реальности». Это соблазняющий аспект мужского принципа, неважно, рассматриваем ли мы мужскую, или женскую карты,
и, как правило, стремление летать ничем не связанными в юпитерианской области приводят нас к расколу и мы вынуждены возвращаться
назад для переоценки «реального» или естественного в поисках целого.
В ходе своих многочисленных обольщений, Зевс приобретает большой опыт маскировки, превращаясь в смертных мужчин,
животных и даже в неодушевленные объекты. В этом отношении он также хитер, как и Гермес (Меркурий), который является другим
традиционным управителем мутабельных знаков. И он всегда удачлив, не только в своих похождениях, но и в производстве потомства
от его разовых приключений. Он сеет свои семена и уходит, но как и при транзитах Юпитера, требуется уход, чтобы из этого что-то
получилось.
Таким образом, в мифологической фигуре Зевса переплелись многочисленные черты, помогающие нам определить роль
Юпитера в астрологии. Он ассоциировался с концепцией «божественного» в целом, с яркостью, освещением и значительностью, смыслом,
с мужским принципом (стихии огня и воздуха) в противовес женскому (земля и вода), но для достижения своих целей ему не помешает
поддержка последних. Он властная авторитетная фигура, способен гневаться и наказывать, он также непостоянен и обольстителен,
способен к насилию. Он сеет свои семена направо и налево.
Структура мифов о Зевсе показывает его сходство не только с другими богами, которым поклонялись народы
индоевропейской или арийской языковой группы (Индра, Тор), но и с семитскими Яхве и Мердаком. Вопреки утверждениям,
что характерные черты Мердака в большинстве своем придуманы жрецами Вавилона для поднятия престижа и мировой известности
своих городов, он обладает многими узнаваемыми атрибутами, характерными для олимпийских божеств, и отождествление его планеты
с Зевсом не выглядит натянутым, и не столь важно, наблюдается ли между ними прямая связь в терминах влияния, или преимущественно
сыграли роль архетипические мотивы.
Продолжение >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *