Легенда о покорении сибири ермаком что беспокоило ивана царя

Содержание

4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. «Легенда о покорении Сибири Ермаком». — «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | Курсотека

Комментарии преподавателя

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Легенда – это жанр народных и литературных (авторских) произведений, в основе которых лежат случаи из жизни или исторические события.
Будем изучать легенды, в основе которых также лежат действительные события, происходившие с людьми, или исторические факты.

Введение


img13.jpg
Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком теснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

0021-021-Pokorenie-sibiri-Ermakom.jpg
Легена начинается с того, что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

Vasnetsov_Ioann_4.jpg
Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: «Может, чем помогу я тебе?». И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.
О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь «святой», а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками «а мы — не праздно в мире жили!».
В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и непобедимыми. На протяжении большого времени татарские воины не знали поражений и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.
Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Чтение легенды с комментариями

1. Что беспокоило Ивана-царя? Прочитайте.
«Услышал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче его… всё думу думал, как это царство хана покорить».
2. Кто помог царю найти Ермака Тимофеевича? Найдите ответ в тексте.
Царю помог один его бедный слуга из крестьян, обыкно­венный мужик.
с. 23: « Подходит к царю один его бедный слуга из кре­стьян и спрашивает: «Может, помогу я тебе?» с. 24: «Отправил царь Иван мужика в добрый путь… Ис­ходил мужик все реки и горы Урала. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана».
3. С какой просьбой обратился царь к Ермаку? Прочитайте.
с. 25: «Сослужи мне службу добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пройди ту землю, поймав хана Кучума, а людей его под власть Руси приведи».
4. Как в легенде описано покорение Ермаком Сибири?
Покорение Ермаком Сибири описано с гордостью, с ува­жением к самому Ермаку и к его делам.
5. Каким представляете Ермака Тимофеевича? Расскажите.
Ермак представляется сильным духом и крепким по те­лосложению донским казаком. Суровый взгляд, тяжёлая рука, острый ум. Одет з латы булатные, на голове — шлем, в руках — меч. Так выглядел Ермак во время за­воевания Сибири. А как выглядел Ермак в мирной жизни, можно посмотреть на иллюстрации с. 24.
6. Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду? Чем это произведение напоминает сказку?
Татарские ханы и татарское войско в то время считались непобедимыми. Выносливые, жестокие воины-татары не знали поражений. Победить их, тем более, покорить та­тар было невозможно. Однако Ермаку это удалось. По­этому, люди сложили об этом казаке-герое легенду.
Это произведение напоминает сказку, потому что стиль повествования похож на сказочный; завоевание Сибири происходит как по велению волшебной палочки (без кро­ви, без описания сражений);сам царь Иван ведёт себя так, как сказочные цари (занемог, не пьёт — не ест).

Итоги

Познакомились с легендой о покорении Сибири Ермаком. Учились делить текст на смысловые части, составлять план; пересказывать подробно и кратко отдельные эпизоды; выражать свою точку зрения о прочитанном произведении; рассказывать о герое и его поступках, понимать позицию автора;
ИСТОЧНИК
http://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html
http://vsedz.ru/content/legenda-o-pokorenii-sibiri-ermakom

Покорение Сибири Ермаком


http://antiquehistory.ru/ermak-kratko-o-zavoevatele-sibiri/

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
строить рассуждения, подводить под понятие.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.
Оборудование
1. мультимедийный проектор, физическая карта России,
2. презентация в формате MS.ppt.,
3. раздаточный материал «Жанры литературы»
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Действия учителя
Деятельность учащихся
Форма работы
Организационный момент
Приветствует учащихся
Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
Индивидуальная
Актуализация знаний, целеполагание
Предметные результаты:
знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.
Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя
Коммуникативные УУД:
полно и точно выражают свои мысли.
Познавательные УУД:
строят рассуждения.
Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.
Попробуйте дать определение каждому жанру.
Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.
Выясним определение жанра «легенда»
(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).
Сегодня мы познакомимся с произведением
«Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Как вы думаете, о чём мы будем читать?
Поставьте цель урока.
Анализируют
Дают определения
Высказывают предположения.
Дают определение жанра легенда
Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:
— определить жанр нового произведения;
— узнать о походе Ермака в Сибирь;
— установить подлинность описываемых событий.
Работа в парах
Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»
Л.А.Ефросининой
Усвоение новых знаний и способов действий
Предметные результаты:
осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду
Познавательные УУД: строят рассуждения.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме
Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:
— Что беспокоило царя?
— Кто помог найти Ермака?
— С какой просьбой обратился царь?
— Прочитайте монолог Ивана- царя.
Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — учебник, с. 37. Выполнить задание:
— Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?
Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.
Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.
Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.
Индивидуальная
Применений знаний и способов действий
Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой
Познавательные УУД: подводят под понятие
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других
Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).
Исследовательская работа
— Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.
Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.
Работа в группах
(наблюдение, практическая работа, работа с картой)
Итог урока
Предметные:
умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.
Регулятивные УУД:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
оценивать результаты своей деятельности
Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста
Организует оценочные высказывания обучающихся
Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения
Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности
Индивидуальная
Домашнее задание
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
Комментирует д.з. (по выбору)
— пересказ по плану
— составление кроссворда
Записывают задание в дневник
Индивидуальная
Приложение
Исследование легенды
Этапы исследования
I этап исследования (1 группа учащихся)
Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности
Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.
Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.
Заносят в кластер: Историческая личность
Учитель дополняет рассказ учащихся.
Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы
Методы исследования: наблюдение.
II этап исследования (2 группа)
Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.
Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год)
Заносят в кластер: Временные рамки
Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.
Методы исследования: наблюдение.
III этап исследования (3 группа)
Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).
Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.
Заносят в кластер: Географическое место
Вывод: наше предположение подтвердилось.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.
Методы исследования: практическая работа.
IV этап исследования (4 группа)
Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений
Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.
Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль
Достаточно доказать два условия сказочного стиля.
Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний
Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.
Думал-думал, царь-батюшка…
Определения перед определяемым словом.
Смерти не боится…, заболел царь.
Краткие формы прилагательных и глаголов.
Слег, слыхал,…повидали…
Нравственные ценности народа:
Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)
Вывод: произведение написано в форме сказки
Развитие способностей к практическому применению изученного материала
Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Почему о подвиге Ермака Тимофеевича люди сложили легенду?

function replace_seedbnr(place_id, html) {
$(‘#seedbnrs’ + place_id).html(html);
}
function load_seedbnrs2() {
var SEEDBNR = SEEDBNR || {};
SEEDBNR[«client_width»] = $(window).width();
SEEDBNR[«page_title»] = $(‘title’).text();
SEEDBNR[«page_tags»] = $(‘meta[name=keywords]’).attr(«content»);
SEEDBNR[«page_is_adsense»] = is_adsense;
SEEDBNR[«page_type»] = $(‘body’).attr(«class»);
var i = 1;
$(«.question_bodypage .question .section a»).each(function () {
SEEDBNR[«page_category» + i] = $(this).text();
i++;
});
var places = [];
$(‘.seedbnrs’).each(function(){
var is_processed = $(this).attr(«processed»);
if (!is_processed) {
places.push($(this).attr(«id»).match(/\d+/));
}
});
if (places.length > 0){
var params = jQuery.extend({}, SEEDBNR);
params[«t»] = «java»;
params[«p»] = places.join(‘,’);
params[«callback»] = ‘replace_seedbnr’;
$.post(‘http://www.bolshoyvopros.ru/ad/web/seedbs.cgi’, params, function (data) {
$(‘.seedbnrs:first’).html(‘

О чем говориться в преданье «O покорении Сибири Ермаком.» — Школьные Знания.com

Рассказ начинается с того что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.
Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: «Может, чем помогу я тебе?». И пошел после мужик за Ермаком. Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую. За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.
О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство. В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь «святой», а главная его награда это благословение отчизны. Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками «а мы — не праздно в мире жили!».
В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и не непобедимыми. На протяжении большого времени, татарские воины не знали поражений, и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о не непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего.
Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству. Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка. Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.
Описание картиныКартина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком тиснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

Былинная победа: 12 мифов о Ермаке | Публикации | Вокруг Света

Действительно, в начале осени 1582 года отряд казаков под предводительством Ермака отправился через Уральские горы в поход на Сибирское ханство. 5 ноября (н. ст.) казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их числом в несколько раз, заняли столицу — Кашлык, или Искер (в 17 километрах от современного Тобольска), — и начали облагать окрестные племена данью от имени русского царя. Следующим летом первопроходцы отправили в Москву посольство с докладом Ивану Грозному, что «его государевы люди, атаман Ермак Тимофеев с товарыщи, царъство Сибирское взяша и многих живущих ту иноязычных людей под его государеву царъскую высокую руку подвели».
На самом деле покорением Сибири поход 1582–1585 годов можно назвать с натяжкой. Казаки не продвинулись дальше Иртыша, а по итогам кампании победил все же хан Кучум. 16 августа (н. ст.) 1585 года Ермак был убит воинами Кучума в ночном сражении, когда возвращался с отрядом из вылазки к юго-восточным рубежам ханства. После этого казаки, которых осталось меньше сотни, решили, что дольше они в Сибири не продержатся, и ушли обратно за Урал. Сибирский хан вернул себе земли и столицу, однако его могущество было подорвано. Москва посылала в регион отряд за отрядом. Через полвека после гибели Ермака русский первопроходец Иван Москвитин добрался до берегов Тихого океана.

Ермак был выходцем из Ногайской орды

Истории о покорителе Сибири рассказывали не только на Руси. По тюркской легенде, Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, с которой у него случился роман. Брат девушки разгневался, узнав об их связи, и Ермаку пришлось спасаться бегством на Волгу, где он и подался в казаки. В Новейшее время — в 1996 году — в журнале «Наука и религия» появилась экзотическая и не подтвержденная ни одним источником теория, что Ермак, которого якобы звали Ер-Мар Темучин, был, как и сибирский хан Кучум, потомком Чингисхана, а в Сибирь отправился отвоевывать полагавшийся ему по праву престол.
На самом деле в русских письменных источниках ничего не сказано о восточном происхождении атамана. В летописях приводится несколько версий о месте его рождения в пределах Московской Руси. Вариантов настоящего имени Ермака насчитывается с десяток — Герман, Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей…

Отряд Ермака отправился завоевывать Сибирь для царя

«Завоюем мы царство Сибирское, покорим его мы, братцы, царю белому» — так в исторической песне обозначили цель похода казаки.
На самом деле решение покорять новые земли от имени царя люди Ермака приняли на общем совете уже после первых успехов экспедиции. Скорее всего, казаков изначально наняли уральские солепромышленники Строгановы, чтобы нанести удар по хану Кучуму, чьи воины совершали набеги на их владения. А Иван IV сперва был даже против подобной внешнеполитической «самодеятельности». Наместник Чердыни, главной царской крепости в Пермском крае, Василий Пелепелицын написал государю донос на Строгановых, не приславших ему военную помощь в обороне от «сибирских людей», но при этом отправивших отряд в дальнюю экспедицию за Урал. Кляуза возымела действие: в послании промышленникам в ноябре 1582 года государь, грозя опалой, потребовал вернуть Ермака со товарищи из похода. Но когда царское письмо еще только запечатывали, казаки уже были далеко — осваивались в завоеванной столице Сибирского ханства.

Ермак ограбил персидское посольство к русскому царю и бежал за Урал, опасаясь казни

В фольклоре атаман выглядит этаким Робин Гудом — благородным разбойником, которого государь прощает за доблесть. Разбойником, только не благородным, представал любой вольный донской или поволжский казак в летописях, где пересказывалась история о том, как Ермак и его люди приняли послов персидского шаха, шедших по Волге, за купеческий караван, напали на них и взяли в плен. Потом, поняв ошибку, отпустили, но царь все равно приказал схватить виновных и повесить. И тогда Ермак «с дружиною», как сказано в Кунгурской летописи, «здумали бежать в Сибирь разбивать, обратя струги по Волге и по Каме вверх».
На самом деле то скандальное нападение случилось уже после смерти Ермака. Однако его соратники, Иван Кольцо, Никита Пан и Савва Болдыря, за год до сибирской кампании участвовали в нападении на посольство Ногайской Орды. Иван Грозный, втянутый в то время в войну на западных рубежах, был заинтересован в мире с ногайцами, и трем товарищам Ермака действительно «светила» виселица, так что они, вероятно, были рады возможности отправиться в дальний поход.

С помощью военной хитрости Ермак помог царю в 1552 году взять Казань

«Ты позволь мне, Царь, Казань город взять. А возьму я Казань ровно в три часа». Сказители приписали народному герою участие в самой знаменитой победе Ивана Грозного. Согласно историческим песням, Ермак посоветовал царю сделать подкоп под вражеские укрепления и подорвать оттуда стены Казани. Сам же атаман и его отряд якобы пришли к татарам под видом наемников и предложили свои услуги. Когда казаков впустили в город, они захватили пушки и открыли ворота русским войскам.
На самом деле сведений об участии Ермака в казанской кампании нет ни в одном письменном источнике.

В войске, выступившем в поход на Сибирское ханство, было 5000 человек

Такую внушительную цифру приводит тобольский хронист рубежа XVII– XVIII веков Семен Ремезов, но это преувеличение, взятое из уральских легенд, которые собирал и использовал летописец в «Истории сибирской».
На самом деле людей, пошедших за Ермаком, было, как потом докладывали сами казаки в Москве, всего 540 человек (эта цифра, взятая из отчета, поданного в Посольский приказ, упомянута в «Погодинском летописце»). Строгановы, по данным из их архива, усилили отряд Ермака тремя сотнями своих людей. Однако специалист по истории Московской Руси, доктор исторических наук Руслан Скрынников отмечает, что солепромышленники, которым и самим не хватало бойцов для обороны от набегов из-за Урала, могли отправить с отрядом первопроходцев не более 50 человек — такую цифру приводит один из осведомленных летописцев.

Ермак распространял в Сибири христианство

В «Синодике Ермаковым казакам», чтением которого с XVII века поминали на церковных службах сибирских первопроходцев, сказано, что атаман с товарищами решились на трудный и опасный поход, в том числе горя желанием обратить в православную веру местных язычников и мусульман и «разорити их богомерская и нечестивая капища». Составить «Синодик…» распорядился в 1621–1622 годах Киприан — первый архиепископ Тобольска, одного из русских форпостов в Сибири. Иерей создавал местным народным героям репутацию мучеников за веру, чтобы укрепить позиции церкви в регионе.
На самом деле казаки добивались от местных жителей подчинения русскому царю, а вопросы религии их мало интересовали. Беря с данников клятву верности московскому государю, люди Ермака требовали от них целовать не крест, а по казацкому обычаю саблю. А Ермак, согласно Кунгурской летописи, даже обращался за предсказаниями к местному шаману.

У Ермака был двойник

Когда русские полки летом 1581 года атаковали принадлежавший польскому королю город Могилев, его комендант в отчете об этом событии упомянул и атамана Ермака Тимофеевича. Поскольку в некоторых летописях начало сибирского похода датируется сентябрем 7090 года от сотворения мира, то есть по современному летоисчислению 1581-го (учитывая, что год начинался 1 сентября), ряд историков предполагали, что в документах упомянуты две исторические персоны с одинаковым именем и отчеством, иначе непонятно, как Ермак мог почти одновременно оказаться в двух местах.
На самом деле, как доказал Руслан Скрынников, экспедиция в Сибирь началась годом позже, в 1582-м, и атаману хватило времени дождаться на царской службе русско-литовского перемирия и потом уйти с западных рубежей на Урал искать новые источники дохода.

Ермак был колдуном, и воевать ему помогали черти

Этнограф XIX века Иоасаф Железнов пересказывал уральское предание о том, что атаман повелевал несколькими «бесами-шишигами»: «Где рати недоставало, там он и выставлял их». При этом Ермак считался «полезным» чародеем, так как употреблял свою власть над нечистыми духами на благие цели.
На самом деле в народном фольклоре воинское искусство талантливых и удачливых исторических личностей часто объяснялось магией. Так, современник Ермака, казацкий атаман Миша Черкашенин, по легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.

Царь пожаловал Ермаку титул князя Сибирского

Эта легенда фигурирует и в народном фольклоре, и в летописях XVII века, откуда она, по-видимому, попала в современные энциклопедии.
На самом деле документы из архива Посольского приказа это не подтверждают. Иван Грозный вряд ли даровал бы титул атаману вольных казаков, ушедших в Сибирь по собственному почину, и тем более не доверил бы ему власть в регионе.

В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

По преданиям, царь не ограничился пожалованием княжеского титула и послал героическому атаману шубу со своего плеча и драгоценные доспехи, отделанные золотом. Обе кольчуги якобы были на Ермаке во время его последней битвы. Когда предводитель казаков бросился в Иртыш, пытаясь доплыть до лодки, доспехи увлекли его на дно.
На самом деле, как пишет Скрынников, «согласно документам из архива Посольского приказа, царь Иван Грозный в полном соответствии с разрядной практикой пожаловал казаков «многим жалованьем — деньгами и сукном», а Ермака и атаманов наградил золотыми (монетами). Вопреки поздним преданиям, Ермак не получил ни панцирей, ни шубы с царского плеча».

Тело Ермака нашли враги, и оно оказалось чудотворным

В Ремезовской летописи приводится легенда о том, как останки атамана выловил из Иртыша рыбак-татарин, и воины сибирского хана съехались посмотреть на труп поверженного врага, вонзали в него стрелы, «и кровь его течаше, яко из живаго». Потрясенные тем, что тело не разлагается шесть недель, да еще и обладает свойством исцелять больных, «бусурмане» якобы начали почитать Ермака как бога, похоронили с почестями и жертвоприношениями.
На самом деле никто не знает наверняка, что случилось с телом Ермака и есть ли у атамана могила.
Фото: Fine Art Images / Legion-Media (x4), iStock, RKLAW TON (CC-BY)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2015

Покорение Сибири Ермаком — Русская историческая библиотека

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый… Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.
К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.
По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.
Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.
– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!
На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака
Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.
– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается… Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!
Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.
На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895
26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им…
Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Предания. — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Предания. О Пугачеве. О покорении Сибири Ермаком
Предания
Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком. Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.
0 Пугачеве
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович. Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь жепилен из нашего поселка. Здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, но то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к казаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
Я ему свой пай отдам.
Когдя туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
Ну что, набегался?
Ну да, — говорит.
Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.
О покорении Сибири Ермаком
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
Издалека, — ответил царь.
Может, помогу я тебе?
Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе служит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и ска а ал и царю:

— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу- крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал oт странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке.
Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом н тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как полк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич нe поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Вопросы и задания
1. Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

Развивайте дар слова
1. Подготовьте пересказ предания «0 покорении Сибири Ермаком» включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.
2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.
3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие

Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *