Легенда о покорении сибири

Содержание

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса по теме «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».
Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
строить рассуждения, подводить под понятие.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.
Оборудование
1. мультимедийный проектор, физическая карта России,
2. презентация в формате MS.ppt.,
3. раздаточный материал «Жанры литературы»
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Действия учителя
Деятельность учащихся
Форма работы
Организационный момент
Приветствует учащихся
Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.
Индивидуальная
Актуализация знаний, целеполагание
Предметные результаты:
знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.
Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя
Коммуникативные УУД:
полно и точно выражают свои мысли.
Познавательные УУД:
строят рассуждения.
Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.
Попробуйте дать определение каждому жанру.
Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.
Выясним определение жанра «легенда»
(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).
Сегодня мы познакомимся с произведением
«Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Как вы думаете, о чём мы будем читать?
Поставьте цель урока.
Анализируют
Дают определения
Высказывают предположения.
Дают определение жанра легенда
Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:
— определить жанр нового произведения;
— узнать о походе Ермака в Сибирь;
— установить подлинность описываемых событий.
Работа в парах
Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»
Л.А.Ефросининой
Усвоение новых знаний и способов действий
Предметные результаты:
осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду
Познавательные УУД: строят рассуждения.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме
Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:
— Что беспокоило царя?
— Кто помог найти Ермака?
— С какой просьбой обратился царь?
— Прочитайте монолог Ивана- царя.
Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — учебник, с. 37. Выполнить задание:
— Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?
Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.
Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.
Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.
Индивидуальная
Применений знаний и способов действий
Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой
Познавательные УУД: подводят под понятие
Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других
Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).
Исследовательская работа
— Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.
Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.
Работа в группах
(наблюдение, практическая работа, работа с картой)
Итог урока
Предметные:
умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.
Регулятивные УУД:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
оценивать результаты своей деятельности
Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста
Организует оценочные высказывания обучающихся
Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения
Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности
Индивидуальная
Домашнее задание
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
Комментирует д.з. (по выбору)
— пересказ по плану
— составление кроссворда
Записывают задание в дневник
Индивидуальная
Приложение
Исследование легенды
Этапы исследования
I этап исследования (1 группа учащихся)
Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности
Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.
Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.
Заносят в кластер: Историческая личность
Учитель дополняет рассказ учащихся.
Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы
Методы исследования: наблюдение.
II этап исследования (2 группа)
Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.
Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год)
Заносят в кластер: Временные рамки
Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.
Методы исследования: наблюдение.
III этап исследования (3 группа)
Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).
Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.
Заносят в кластер: Географическое место
Вывод: наше предположение подтвердилось.
Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.
Методы исследования: практическая работа.
IV этап исследования (4 группа)
Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений
Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.
Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль
Достаточно доказать два условия сказочного стиля.
Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний
Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.
Думал-думал, царь-батюшка…
Определения перед определяемым словом.
Смерти не боится…, заболел царь.
Краткие формы прилагательных и глаголов.
Слег, слыхал,…повидали…
Нравственные ценности народа:
Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)
Вывод: произведение написано в форме сказки
Развитие способностей к практическому применению изученного материала
Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Предания. — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Предания. О Пугачеве. О покорении Сибири Ермаком
Предания
Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком. Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.
0 Пугачеве
Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович. Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь жепилен из нашего поселка. Здесь формировал казаков.
Он сошелся не то с итальянской барышней, но то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к казаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
Я ему свой пай отдам.
Когдя туда доставили Екатерине Пугачева, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
Ну что, набегался?
Ну да, — говорит.
Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.
О покорении Сибири Ермаком
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
Издалека, — ответил царь.
Может, помогу я тебе?
Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе служит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и ска а ал и царю:

— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу- крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал oт странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке.
Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом н тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как полк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич нe поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Вопросы и задания
1. Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака?
2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
3. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

Развивайте дар слова
1. Подготовьте пересказ предания «0 покорении Сибири Ермаком» включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завел разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.
2. В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа фрагментов.
3. Какие слова и выражения из этого предания можно использовать в нашей речи и сегодня?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие

Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Покорение Сибири Ермаком | Покорение Сибири

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.
Читать «Диссиденты» — современную повесть
21 века о школьной жизни Данила Рудого
Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.
Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.
Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.
Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.
Когда  главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых — во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки  решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

Краткий пересказ» легенда о покорении Сибири Ермаком» — Школьные Знания.com

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля, а на той земле богатства несметные лежат. Знал,он что эту землю Сибирью зовут и что много в ней добра таится.Да только земля эта далеко от его царства и не знал он никак как это царства покорить, как сибирского хана покорить.
Долго царь мучился и не знал как поступить. Прислужники его, бояре , забеспокоились, боялись как бы им без царя не остаться. И спросили они его от чего же он так занемог, он им всё и рассказал, они покачали головой и ушли. Подошёл к царю один бедный слуга и спросил откуда на царя хвороба навалилась, он поведал всё слуге и тогда слуга рассказал что слышал об одном молодце Ермаке Тимофеевиче. Да вот только никто не знает где этот молодец, тогда царь вскочил с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака искать. Объездили слуги весь Дон, всех порасспросили, все слыхали про удалого казака, но никто не знал где он находится. Вернулись слуги обратно и сказали царю что всю изыскали, но так и не нашли Ермака. Позвал царь к себе слугу своего верного крестьянина который всё ему поведал. Наказал ему что бы он разыскал Ермака , а государь в свою очередь даст слуге любые богатства, слуга согласился и без богатств .Снарядили слугу и отправили в путь, слуга снял всё это и отправился искать казака. Долго ходил мужик и услышал от странника, что Ермак по Уралу бродит.
Исходил мужик весь Урал вдоль и поперек. Наконец ему удалось найти след атамана, нашел он семью его и попросил передать просьбу царя. Явился Ярмак Тимофеевич к царю без поклона, в шапке.И  рассказал царь о землице нехоженой за Уралом, о хане сибирском Кучуме , обо всём рассказал. Ярмак перечить не стал и пошёл казаков своих верных собирать.
Летом в тот же год казаки дошли до Тобола, там построили лодки и добрались до Иртыша.. Здесь встретились они с людьми из Кучумова царства,бились долго, много полегло народу. Казаков погибло не мало, но Ермак всё же одолел хана сибирского и привел людей его под власть русскую. Самого страшного Кучума, Ермак хотел доставить до царя, но тот был хитрым хотел обмануть казаков и им пришлось убить хана. Когда люди Кучума покорились  Ермаку он отправил одного казака к царю, чтоб всё доложил ему. Узнал царь что ворота в Сибирь открыты теперь стал людей туда посылать, кого по воле, кого нет. Вот так и появились русские в Сибири и по сей день живут. Поэтому мы и помним про Ермака Тимофеевича и про всех его казаков удалых!
Вообщем как то так
надеюсь помогла  🙂

краткое содержание «О покорении Сибири Ермаком» — Alina Belousova — Wattpad

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля, а на той земле богатства несметные лежат. Знал,он что эту землю Сибирью зовут и что много в ней добра таится.Да только земля эта далеко от его царства и не знал он никак как это царства покорить, как сибирского хана покорить.
Долго царь мучился и не знал как поступить. Прислужники его, бояре , забеспокоились, боялись как бы им без царя не остаться. И спросили они его от чего же он так занемог, он им всё и рассказал, они покачали головой и ушли. Подошёл к царю один бедный слуга и спросил откуда на царя хвороба навалилась, он поведал всё слуге и тогда слуга рассказал что слышал об одном молодце Ермаке Тимофеевиче. Да вот только никто не знает где этот молодец, тогда царь вскочил с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака искать. Объездили слуги весь Дон, всех порасспросили, все слыхали про удалого казака, но никто не знал где он находится. Вернулись слуги обратно и сказали царю что всю изыскали, но так и не нашли…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *