Легенда о появлении дня и ночи

Как появилась ночь (мифы и легенды Амазонии) | Этносфера — традиции, обычаи, символика, магия народов мира

Это случилось давным-давно, когда на земле был вечный день, а ночь только и делала, что мирно дремала на дне реки, в царстве Великого Кобры. Лишь шаману однажды довелось увидеть ее, да и то во сне, когда его душа отлетала к душам предков. А больше никто из людей даже и не представлял, на что похожа ночь, потому что в мир живых она никогда не наведывалась.

В те далекие времена не было еще ни зверей, ни птиц. Зато вещи, деревья и камни умели говорить не хуже людей. Игрушки разговаривали с детьми, стрелы- с воинами.
Однажды Такуна, старший сын вождя, увидел плывущую по реке дочь Великого Кобры и позвал девушку замуж. Она согласилась покинуть царство отца и жить с мужем в его селении. А у Такуны было трое верных слуг, которые не отходили от него ни на шаг. После свадьбы Такуна захотел остаться с женой наедине и отправил слуг на охоту. Когда слуги ушли, Такуна сказал жене:
— Пора укладываться спать.
— Но мы не можем сейчас ложиться спать,- ответила она,- ведь ночь еще не наступила.

Юношу изумили эти слова, и он стал выспрашивать жену:
— Что такое ночь? Какая она? Разве она бывает?
— А как же? — ответила дочь Великого Кобры.- Мой отец прячет ее на дне большой мутной реки. Хочешь- отправь за ней своих слуг. Только гонцам не следует знать, что им велено принести, иначе они будут навек заколдованы.
Юноша позвал слуг и приказал:
— Отправляйтесь в царство Великого Кобры, к большой мутной реке. Скажите Великому Кобре, что дочь просит отдать ей тот огромный кокос, который он прячет с начала времен.
Услышав имя Великого Кобры, все трое задрожали от страха. Никто еще не осмеливался погружаться в большую мутную реку. Да и чтобы добраться до нее, надо было преодолеть непролазную чащу. Но слуги не посмели ослушаться своего господина и отправились в путь. Долго они плутали по джунглям, пугаясь каждого шороха, задыхаясь от влажных испарений.

Наконец добрались гонцы до царства Великого Кобры. Передали они ему просьбу дочери. Осторожно, чтобы не разбить, достал Великий Кобра большой, заклеенный смолой кокос, отдал его слугам и сипло прошипел на прощание:
— Ну что ж, берите, да держите покрепче! Но не вздумайте расколоть его по дороге-в тот же миг погибнете!
Отправились слуги в обратный путь. Любопытно им: что же такое спрятано в ореховой скорлупе? Может быть, злой дух, вроде тех, что набрасываются на путников на изгибах тропинок? А может быть, добрый дух, который и болезнь вылечит, и накормит? Совсем уж было собрались слуги разбить кокос, да вспомнили об угрозе Великого Кобры.

В полной тишине плывут слуги по реке. Вдруг слышат-в орехе что-то постукивает: Тен-Тен-Тен-Чи… Тен-Тен-Тен-Чи… Тен-Тен-Тен-Чи… Словно шаман колдует: Тен-Тен-Тен-Чи… Тен-Тен-Тен-Чи…
Плывут они дальше, гребут веслами. Вдруг один слуга говорит:
— Давайте поглядим, кто в орехе стучится. Мы не
станем его разбивать. Разогреем смолу, проковыряем дырочку, сунем туда соломинку и в нее заглянем. Потом дырочку заклеим, а Великому Кобре и его дочке ничего не скажем.
— Что ты! Что ты!-испугались его спутники.- Мы можем погибнуть.
Слугам послышалось совсем рядом хриплое угрожающее шипение Великого Кобры. И показалось им, что из прибрежных зарослей следит за ними множество глаз, и таинственные огоньки светят со дна мутной реки, и так было до тех пор, пока они не покинули царство Великого Кобры.
Опять слуги плывут молча. Только орех в тишине постукивает: Тен-Тен-Тен-Чи..
Теперь индейцы просто умирали от любопытства: что же там, в орехе? А что если это окажется такой могучий колдун, что сам шаман будет их бояться? Теперь уж все трое были не прочь раскрыть тайну ореха, но каждый ждал, что не он, а кто-то другой из его спутников осмелится сделать это.

Пришло время отдохнуть и поесть. Раздули слуги уголек, который бережно хранили. Нельзя ведь без огня путешествовать по речным путям, вьющимся от края до края земли. Развели в лодке костер, стали жарить рыбу, припасенную на дорогу. Но всё прислушивались к постукиванию ореха, к его песенке: Тен-Тен-Тен-Чи… Тен-Тен-Тен-Чи… Тен-Тен-Тен-Чи…
И тут самый младший из слуг не утерпел. Взял он орех и поднес его к огню. Смола разогрелась и потекла, распространяя вокруг зловонный запах, а потом стала брызгаться во все стороны и слугам руки обожгла. Тут скорлупа треснула, и повалил из ореха черный дым. Тотчас непроглядная темень окутала весь мир. Только слабо мерцал огонек костра. И при свете его увидели слуги, что орех-пустой.

Долго стояли они молча, разглядывали друг друга, словно не могли поверить, что еще живы. Даже пошевельнуться боялись, чтоб не задуть огонек. Ведь тогда весь мир живых погрузится во тьму, и придется им искать пристанище в мире умерших. Наконец старший из них произнес:
— Горе нам! Дочка Великого Кобры уже знает, что мы ослушались ее отца. Мы заколдованы и скоро умрем. Давайте же поспешим в селение. Будем молить дочку Великого Кобры, чтобы она нас простила.
А в это время, в селении, дочь Великого Кобры сказала мужу:
— Твои слуги разбили волшебный орех и выпустили ночь. Теперь мы будем спать до утра.
Пока они спали, весь мир переменился. Многие вещи, камни, деревья превратились в зверей и птиц. Корзинка, которую женщина только что сплела из прутьев, обернулась свирепым ягуаром. Лодка, на которой рыбачил индеец, превратилась в водяную птицу. А вот деревья и камни, которые остались в прежнем образе, потеряли душу и разучились говорить. Индейцы уже не понимали языка растений, и разговор деревьев в джунглях казался им теперь просто шелестом ветвей.

Люди проснулись в чужом для них мире. Только дочка Великого Кобры не горевала: этот мир был похож на царство ее отца. Проснувшись, она сказала мужу:
— Погляди вон на ту прекрасную искорку в небе. Ее называют утренней звездой. Скоро наступит рассвет. Я хочу отделить день от ночи.
Дочка Великого Кобры вышла из хижины и набрала в корзинки цветочных лепестков, колосьев, древесной коры и ягод. Потом она пошла на делянку, которую распахал ее муж, и собрала в кувшинчик белой пыли.
Вернувшись в хижину, молодая женщина села на циновку и поставила рядом свои корзинки и кувшинчик. Потом всё, что собрала, растолкла в ступке, залила водой и размешала — получились краски разных цветов и оттенков. Такие замечательные вышли цвета, что женщина и сама ими залюбовалась. Затем она намотала на палец волоконце и сказала:
— Ты будешь утренней птицей, когда запоешь — наступит утро.
И волоконце обернулось птицей. Жена Такуны покрасила ее голову белой краской, а лапки — красной. Когда птица вспорхнула с ее руки, дочка Великого Кобры напомнила:
— Не забудь, ты должна петь каждое утро, едва займется рассвет.
Потом она завязала другое волоконце и сказала:
— Ты будешь ночной птицей, когда запоешь — наступит ночь.

Внезапно прекрасные птицы разом смолкли. В селение вошли три человека. Это были слуги Такуны. От страха за содеянное все трое закрыли лица руками. Даже птицы поняли, что слуг ожидает суровая кара, потому и затихли.
— Вы ослушались Великого Кобру! — грозно закричал на них Такуна.- Вы разбили волшебный орех и выпустили из него ночь, которая поглотила весь мир. Не ждите пощады — дочка Великого Кобры превратит вас в обезьян, и будете вы скакать с ветки на ветку до конца времен.
И в наши дни в джунглях водятся обезьяны с желтыми метками на плечах. Индейцы говорят, что это следы от смолы, которая обожгла слуг, когда они держали кокосовый орех над огнем.

«Легенды о смене дня и ночи -правда или вымысел? » | Социальная сеть работников образования

Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №6»
Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников
«Первые шаги в науку»
Город Корсаков
Школа №6
Класс _2-б
Направление: филологическое
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Легенды о смене дня и ночи -правда или вымысел?  »
Руководитель
Глоба Светлана
Николаевна
высшая
Учащийся
Ветюгов Роман
Сергеевич
2014
Содержание
Введение
3стр.
Основная часть
Изучение легенд
4стр.
Изучение научной литературы
6стр.
Практическое исследование
7стр.
Заключение
9 стр.
Список литературы
10 стр.
Введение.
Людей всегда на протяжении существования человечества интересовал вопрос о строении нашей Вселенной. Один из главных вопросов как сменяется день и ночь. На эту тему придумано много легенд и мифов. Но есть ли правда в этих мифах? Можно  проверить, основываясь на научный подход.
Цель исследования:
Научными методами доказать что в легендах нет истинных фактов о смене дня и ночи.
Задачи исследования:
1.Изучить легенды.
2.Выяснить: как происходит смена дня и ночи (анализ научной литературы).
3.Установить ошибочность или правдивость представления о смене суток в легендах опытным путём.
4.Иметь твёрдое понимание о процессе смены дня и ночи.
Объект исследования: легенды.
Предмет исследования: смена дня и ночи.
База исследования: ученик 2-б класса Ветюгов Роман, его мама.
Гипотеза исследования.
Допустим, что процесс смены суток в легендах не верен.
Методы исследования.
1. Изучить легенды.
2.Проанализировать научную литературу.
3.Провести опыты.
4.Сравнить результат.
Изучение легенд.
Я слышал несколько разных легенд о смене дня и ночи, написанных в разное время и в разных странах. В них даются разные версии этого явления. Например:
Древнегреческая легенда о солнце.  Его звали Гелиос-бог солнца. Каждое утро он появлялся на солнечной колеснице, запряжённой четвёркой белых, как снег, крылатых и извергающих огонь коней. Их имена-Свет, Блеск, Гром и Молния. Днём бог мчится по небу на своей огненной колеснице, а вечером на западе опускается в океан и переплывает к месту своего восхода. На следующее утро с зарёй он вновь появляется на горизонте.

По библейской легенде началом смены дня и ночи был единый творец, сотворивший мир в шесть дней. В первый день он создал небо и Землю, свет и тень, и день был отделён от ночи. Во второй день создал  «твердь» — небо. В третий день создал сушу, а  воду собрал в одном месте. И лишь в четвёртый день творец создал Солнце — для управления днём, Луну – для управления ночью. Светила находились на  «тверди» небесной. В следующие дни были созданы растения, звери, человек.

Древнеиндийский миф «Сказание о создании ночи» дает представление о некоторых особенностях верований древних индийцев, которые по-своему стремились истолковать происхождение некоторых явлений, например смены дня и ночи. Согласно этому мифу, первыми людьми на земле были брат и сестра, которых звали Яма и Ями. Когда брат умер, сестра бесконечно оплакивала его, «проливала безутешные слезы, и не было конца ее горю», потому что тогда еще не было ни дня, ни ночи, и на все уговоры она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!»Боги поняли, что так она никогда не успокоится, и сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. А когда ночь прошла, настало утро. Утром Ями утешилась и забыла о своем горе. Поэтому индийцы
говорят: «Череда ночи и дня».

Славяне солнце считали божеством под именем Хорс. Его символом  был золотой диск, но, по представлениям славян, солнце и свет были совершенно разными. Солнце – это лишь воплощение света. Само слово «хорс» означало «круг», от этого слова произошел «хоровод».Но на каждый сезон у славян был свой бог солнца- Ярило, Купайло, Световит, Коляда.

2. Изучение научной литературы
Как же на самом деле происходит смена дня и ночи?  Я решил найти научную информацию о  смене дня и ночи. Для этого я воспользовался энциклопедией о космосе. Вот что я выяснил: оказывается,- Солнце даёт свет и тепло. Земля, на которой мы живём это шар, он вращается вокруг Солнца, а также вокруг своей оси. На стороне обращённой к Солнцу- день, а на противоположной — ночь. А там, где свет и тень встречаются,- вечер или утро. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды с запада на восток. Это звёздные сутки.

Практическое исследование
Чтобы проверить полученную информацию, мы с мамой построили модель вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Модель:
Основа модели ( картонная коробка)
Патрон, переходник от люстры
Лампочка
Проволока ( держатель модели Земли)
Мини глобус( резиновый мяч)
Электрический шнур с переключателем.

Опыт 1.
На своей модели, я попробовал одновременное вращение Земли вокруг своей оси и прохождения Земли по своей орбите вокруг солнца. На ней видно, что помимо освещённых и тёмных мест , есть полуосвещённые территории – день, ночь, утро, вечер. Так как Земля состоит из континентов, находящихся по обе стороны земного шара, то время  суток в каждой части Земли разное. Так если в Нью-Йорке ещё длится ночь, то в Лондоне уже наступило утро, в Москве разгар дня- полдень, а у нас в Корсакове уже вечер.
Вывод: смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Данный опыт чётко показал, как происходит смена дня и ночи на нашей планете.
Опыт 2.
Затем я попробовал на своей модели вращение Земли вокруг Солнца, но без вращения вокруг своей оси. По легенде о Гелиосе именно так это и происходит: Солнце освещает небо, но Земля не вращается и Солнцу приходится возвращаться к месту восхода. Мой опыт показал ,что если бы Земля не вращалась вокруг своей оси, то на одной стороне был бы  день, а на другой ночь, так как с одной стороны моя земля – шар постоянно освещён и очень раскалился от моего солнца – лампочки. С другой же стороны мой шар остался в тени и был прохладным. Спутник нашей планеты Луна вращается вокруг своей оси с такой скоростью, что при движении вокруг Земли она постоянно повернута к ней одной стороной. Если бы Земля двигалась вокруг Солнца подобно Луне и была постоянно повёрнута к нему одной стороной, природные условия на планете изменились бы колоссально. Одно полушарие Земли освещалось бы круглый год, а другое находилось бы в тени. Вывод:
Освещённое полушарие раскалилось бы до температуры более 100 градусов, а значит все реки, моря и океаны испарились бы. На тёмной стороне планеты температура была бы тоже 100, только в минусе, здесь вся вода бы замёрзла. На границе света и тени из-за больших перепадов температур бушевали бы ураганы, происходили землетрясения и извержения вулканов. Такие условия жизни не смогли бы вынести ни люди, ни звери, не растения.
Вывод:  если бы Земля не вращалась вокруг своей оси, то  превратилась бы в безжизненную, выгоревшую  и замёрзшую пустыню. Всё бы погибло на Земле!
Заключение.
Гипотеза   подтвердилась. События из легенды не соответствуют реальному положению вещей в нашей солнечной системе. Смена дня и ночи происходит потому , что Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце  освещает и обогревает то одну, то другую сторону нашей планеты. Невозможно, не обогнув планету вернуться к месту своего восхода, как в легенде о Гелиосе. Небо не «твердь» и только Солнце влияет на время суток .Луну лишь лучше видно ночью, да и свет и тень на планете невозможны без Солнца. И в  библейской легенде одни ошибки. И как  же был только один день на планете, как в индийском сказе, если такие катастрофические последствия нас ожидают, если планета не будет остывать за ночь. Что же про наших славянских богов? У нас точно одно Солнце. Нам не нужно их четыре, оно одно справляется и дарит нам тепло и свет.
Список литературы:
Древние легенды о происхождении мира
http://www.uhlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/bylo_li_nachalo_mira/p3.php
Словари русских мифов и сказок
http://www.velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/slavyanskie-bogi-bogi-slavyan-russkie-bogi-panteon-drevnyay.html
Древнеиндийский миф «Сказание о создании ночи»
http://znanija.com/task/2723740
Земля Полная энциклопедия Е. Г. Ананьева,  С. С. Миронова  ООО «Издательство  «Эксмо» 2013 г. Москва
Большая Книга знаний для школьников от А до Я Р. Доукинс, Р. Керрод  ООО «Издательство «Эксмо» 2011 г. Москва
Большая энциклопедия Космос ООО «Издательская Группа «Азбука- Аттикус» 2012 г. Махаон ,Москва
Приложение
Видеофайл с проведением опытов на электронном носителе
Презентация ( электронный носитель)

Claw.ru: Мифы и легенды народов мира. Всё для учебы, работы и отдыха. Мифы-сказки. Мифология. Легенды и предания. Учебники.

ДЕНЬ И НОЧЬ

ДВА БРАТА

Еще при начале мира, когда не было ни дня, ни ночи, ни заката, ни рассвета,
Род сотворил людей. Но сотворил он их, поглядевшись в зеркало вод, по
образу и подобию своему, а оттого все люди были похожи друг на друга
как две капли воды. И у матерей рождались только близнецы. И вот однажды
Род избрал в святилище свое двух таких братьев. Но они не чувствовали
в себе призвания для служения божеству. Великий Белес только недавно
научил людей пахоте и ремеслам, и один брат начал возделывать поля,
а другой пас конские табуны. Очень не хотелось им бросать начатое дело,
но с богом не больно-то поспоришь.
Идут и горюют:
— Ох, ох, лошадушки мои, кто оградит вас от серого волка?
— Ох, ох, боронушка моя, заржавеешь ты без меня!
— Да что мы причитаем? — остановился вдруг старший брат. — Сделаем
так: ты иди паси лошадей, а я явлюсь к Роду и скажу, что у тебя конь
захромал, ты отстал и заблудился.
Когда пригонишь табун в деревню, спешно скачи мне на смену: я пойду
поле пахать. Потом вернусь — ты опять на пастбище уедешь… Так и будем
делать свои дела и по очереди служить в святилище бога. И ему хорошо
будет, и нам не худо.
Бывают на свете такие хитрецы, которые надеются, что сумеют обмануть
самого Творца… В первую-то минуту Род поверил братьям, но вскоре заметил
одну странность: служит в святилище вроде бы один и тот же человек,
а конь, что пасется рядом и ждет своего хозяина, то черный, как уголь,
то белый, как кора березовая. Конечно, ведь каждый из братьев приезжал
на своем коне!
Как только смекнул Род, что его за нос водят, очень рассердился. Сначала
хотел испепелить охальников, а потом смилостивился: сам их сотворил,
жалко убивать. Отпустил он их из святилища коней пасти да землю пахать,
но наложил заклятье: никогда больше не встречаться, как если бы стали
братья между собой непримиримыми врагами.
— Пусть тот, кто ездит на черном коне, пасет табуны темной ночью, —
повелел Род. — А тот, кто ездит на белом коне, пашет земельку светлым
днем. И при появлении одного другой должен немедленно исчезнуть, скрыться!
Так появились на земле День и Ночь.

Мифы и легенды: Греция. Часть 2. День и Ночь.

Активные сообщества


Всё о кино

Лига путешественников

Рукодельники

Психиатрия

Комиксы

Антимошенник

Лига Алкобушников

Истории из жизни

Новости

Лига Юристов

Сказание о создании Ночи, древнеиндийский миф — читать бесплатно

По мнению древних индейцев, первыми людьми были Яма и Ями. В те времена еще не было создано ночи, и у людей каждый день над землей светило солнце. Да и в целом, и дней у них не было, потому что их невозможно было ограничить, разделить. Следовательно, речь идет о тех временах, когда на земле не было даже самого Времени.

В тот день когда сын Вивасвата — Яма умер, Ями, его возлюбленная и сестра, проливала безутешные и горькие слезы. Тщетно множество богов пытались хоть как-то облегчить бремя ее скорби. Но на все их увещевания и уговоры она отвечала:
«Но ведь он умер только сегодня!». В то время еще не было дней и ночей, и боги сказали: «Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!»
Поэтому они создали ночь. Когда ночь прошла и настало утро, Ями смогла забыть о нем. Потому всегда говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

День и ночь

День и ночь


Два брата
Еще при начале мира, когда не было ни дня, ни ночи, ни заката, ни рассвета, Род сотворил людей. Но сотворил он их, поглядевшись в зеркало вод, по образу и подобию своему, а оттого все люди были похожи друг на друга как две капли воды. И у матерей рождались только близнецы. И вот однажды Род избрал в святилище свое двух таких братьев. Но они не чувствовали в себе призвания для служения божеству. Великий Белес только недавно научил людей пахоте и ремеслам, и один брат начал возделывать поля, а другой пас конские табуны. Очень не хотелось им бросать начатое дело, но с богом не больно-то поспоришь.
Идут и горюют:
— Ох, ох, лошадушки мои, кто оградит вас от серого волка?
— Ох, ох, боронушка моя, заржавеешь ты без меня!
— Да что мы причитаем? — остановился вдруг старший брат. — Сделаем так: ты иди паси лошадей, а я явлюсь к Роду и скажу, что у тебя конь захромал, ты отстал и заблудился.
Когда пригонишь табун в деревню, спешно скачи мне на смену: я пойду поле пахать. Потом вернусь — ты опять на пастбище уедешь… Так и будем делать свои дела и по очереди служить в святилище бога. И ему хорошо будет, и нам не худо.
Бывают на свете такие хитрецы, которые надеются, что сумеют обмануть самого Творца… В первую-то минуту Род поверил братьям, но вскоре заметил одну странность: служит в святилище вроде бы один и тот же человек, а конь, что пасется рядом и ждет своего хозяина, то черный, как уголь, то белый, как кора березовая. Конечно, ведь каждый из братьев приезжал на своем коне!
Как только смекнул Род, что его за нос водят, очень рассердился. Сначала хотел испепелить охальников, а потом смилостивился: сам их сотворил, жалко убивать. Отпустил он их из святилища коней пасти да землю пахать, но наложил заклятье: никогда больше не встречаться, как если бы стали братья между собой непримиримыми врагами.
— Пусть тот, кто ездит на черном коне, пасет табуны темной ночью, — повелел Род. — А тот, кто ездит на белом коне, пашет земельку светлым днем. И при появлении одного другой должен немедленно исчезнуть, скрыться!
Так появились на земле День и Ночь.
День и Ночь представлялись первобытным народам высшими, бессмертными существами; как День — первоначально верховное божество света — солнце, с которым слово это тождественно и по названию, так Ночь — божество мрака.
Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром.
У славян День и Ночь, согласно мужскому роду одного слова и женскому другого, олицетворялись еще и как брат и сестра. Народная загадка, означающая «год», произносится так: «Я стар, от меня родилось двенадцать сыновей (месяцы), у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей черных» (дни и ночи). Другая загадка, означающая «ночь и день», выражает мысль свою так: «Сестра к брату в гости идет, а брат от сестры пятится» (или: «в лес прячется»). В гимнах «Ригведы» Ночь — сестра Зари.
Несмотря на родство, в которое ставит фантазия День и Ночь, они в преданиях, как и в самой природе, друг другу враждебны; народная загадка называет их раздорниками (то есть ссорящимися): «Двое стоячих (небо и земля), двое ходячих (солнце и месяц) да два раздорника (день и ночь)». Еще прямее выражено это в следующей загадке, занесенной в одну старинную рукопись: «Кои два супостата препираются? — День и Ночь».
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
«Русские легенды и предания»




Мифология славян. Мифы — России — День и ночь

День и Ночь воплощали завершенный цикл рождения и умирания Солнца. Представлялись они нашим пращурам высшими, бессмертными существами: День — первоначально верховное божество света, а Ночь — божество мрака. И хотя и почитались они у славян за брата с сестрой, но шла между ними вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. День связывался с понятием солнца и добра, тогда как ночь считалась временем нечистой силы. В народных загадках их часто называют раздорниками (то есть ссорящимися): Двое стоячих (небо и земля), двое ходячих (солнце и месяц), да два раздорника (день и ночь). В одной старинной рукописи это выражено еще точнее: «Кои два супостата перепираются? — День и Ночь».
Начинался День с Утренней Зари, расстилающей по небу свою розовую фату, или ризу, укрывая мир от враждебных чар. Верили, что Утренняя Заря способствует плодородящим силам, отгоняя всякое зло. Слезы Утренней Зари — роса — обладали целительной силой. Утренняя Заря считалась также сестрой Солнца. Восседая на золотом троне, она ждет положенного времени и выводит на небосвод белых коней Солнца.
На сивом плесе гагарий зык,
— Знать, будет ведро и зной велик,
Как клуб бересты в ночи луна
— Рассвету лапти плетет она.
Сучит оборы жаровый пень,
И ткет онучи чернавка-тень.
Рассвет-кудрявич, лихой мигач,
В лесной избушке жует калач,
Глядит в оконце, и волос рус
Зарит вершины, как нитка бус.
Заря Рассвету: «Ах, в руку сон!
Я пряла тучку — саврасый лен,
Колдунья-буря порвала нить,
Велела прялку навек забыть!»
Рассвет на речь ту:
«Хитрить не след,
Не День ли, купчик, тебе сосед?
Не я ли прялка?
Мне в путь пора,
— Настыла за ночь берез кора…»
Н. Клюев (1914 г.)
Но верный своей традиции народ связывал с понятием Дня не только светлое и доброе. Полдень, как и любая граница чего-либо, вызывал настороженное отношение людей. С ним связывали Полудниц — полевых духов, воплощавших, в частности, солнечный удар. Полудницу представляли в виде девушки в белом платье, с длинными волосами, или страшной косматой старухой, появляющейся в золотистом ржаном поле (отсюда идут другие ее названия: Pжицa, Pжаница) Старуха являлась с огромной сковородой в руках, которой она заслоняла хлеба от палящего солнца или, наоборот, сжигала их в период цветения. Старуха пугала работающих в поле, могла свернуть шею, похитить оставленного без присмотра ребенка. Полудницей пугали детей, забирающихся в огороды.
Верили, что Полудница в виде прекрасной девушки бродит во время жатвы по полосам ржи, и если кто работает в самый полдень, она берет его за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Любит красавица Полудница поплясать. Увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, тут же разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс. Кто кого перепляшет? И пляшут обе до вечерней зари по полям да по лугам. У девицы уж нога за ногу заплетается, а Полуднице хоть бы что: порхает, будто мотылек, знай отплясывает да песни напевает. Никому не удавалось переплясать Полудницу; если же отыскалась бы такая мастерица, то одарила бы ее Полудница невиданно богатым приданым.
Обе Полудницы — и прекрасная и страшная — духи полдня, охраняющие не только поле, но и сам полдень. Время максимальной активности солнца — полдень — представляло собой как бы «межу», разделяющую день, «поворот на вечер» — время и культовое и опасное. В эту пору делаются активными самые разнообразные силы и существа. Исстари полдень почитался временем Полудниц и Полуденников; человеку же полагалось отдыхать. Иногда образ Полудницы в народных верованиях сливался с образом русалки.
Другой временной рубеж — полночь — породил духов полуночи Полуночников. В. Даль сообщает, что Полуночник — род домового, который в полночь обходит всю деревню, возится на задворках и в это время может наяву показаться людям. Охранить от Полуночников могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы; все это, однако, далеко не всегда уберегало от всепроникающего влияния этих ночных «порубежных» духов.
Существовала у славян вера и в других ночных демонов, называемых Ночницами (криксами). Эти ночные духи не вполне определенного облика нападают главным образом на детей и не дают им спать. Их представляли невидимыми существами или похожими на птиц, летучих мышей, червей; иногда — как женщин, с длинными волосами в черной одежде. Думали, что Ночницы проникают в дом через окно или дверь, пролезают в колыбель и начинают бить, щипать и дергать дитя, так что оно плачет и не может заснуть. Любят Ночницы также лазать ночью по птичьим гнездам, выпивать яйца и душить птенцов. Из страха перед этими ночными духами матери боялись после захода солнца оставлять на дворе пеленки и выносить ребенка из дома; не оставляли открытой и качали пустую колыбель. Для избавления от Ночниц применяли различные растения-обереги колыбели, не купали детей и не стирали пеленки в «ночной» (простоявшей ночь) воде. Для изгнания Ночниц женщины произносили ритуальный диалог через порог, окно или печь. Одна из них делала ножом насечки на стенах или лила кипяток на гребень, на веретено, щетку, иголки, или кипятила воду в котле, отрезала прядь волос у ребенка, а Мать ребенка спрашивала: «Что ты делаешь?» Женщина отвечала: «Изгоняю (режу, парю, варю) ночниц». Мать завершала диалог: «Гони (вари, парь, режь), чтобы они никогда не возвращались».
В русской сказке три богатыря — Вечорка, Зорька и Полуночка — воплощали три основных момента суточного солнечного цикла. Встречаются разные варианты их имен: Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (и Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь.
В одну ночь родились у вдовы три богатыря — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на ранней утренней jape. Во^му Жав, отправляются братья на поиски трех исчезнувших дочерей короля В лесу они находят избушку, останавливаются в ней, ре шив, что каЖдый день один из них будет оставаться дома изабо титься о приготовлении еды, а двое других отправятся на охоту. В отсутствие двух братьев к оставшемуся приходил «старичок сам с ноготок, борода с локоток» и до смерти избивал его. Так продолЖалось три дня На третий день дома остался Зорька. Он сумел осилить старичка и привязать его к дубовому столбу. Тем не ме нее, старичку удалось убеЖать. Преследуя его, братья добрались до провала в земле. Зорька спускается под землю и последователь но посещает три царства — медное, серебряное и золотое. В каЖдом из этих царств королевна дарит ему сильную воду, с помощью которой он побеЖдает прилетающих Змеев — трех-, шести- и двенадцатиглавого-и освобоЖдает всех трех королевен. Они скатывают свои царства в яичко, забирают с собой и вместе со своим спасителем выбираются через провал на землю. Король на радости обвенчал трех братьев и своих дочерей, а Зорьку сделал своим наследником.
Таким образом, мифические представления народа совпадали с представлениями о природных и жизненных циклах как чередовании дней и ночей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *