Легенда о происхождении казахов

Казахские народные сказки | Легенды о батырах | Легенда о происхождении казахов

В древности жил на белом свете хан по имени Алтынбель, и был у него единственный сын, звали его Кайшылы-хан, других детей у хана не было. В один из дней жена хана забеременела, и через некоторое время у них родилась девочка, да такая красивая, что со светлым лицом ее не могла сравниться даже луна, а с ее черными глазами невозможно сравнить и солнце. Мать, родив девочку, пролежала несколько дней в обмороке. Тем временем хан, узнав, что жена родила девочку, сказал: «Не показывайте ее людям, отвезите подальше, спрячьте в железной башне и воспитывайте так, чтобы никто ее не видел».
Таков был ханский приказ.
Ребенка взяла старуха, унесла в темную железную башню и там растила и воспитывала его.
Прошли годы, а когда девочка выросла, то спросила у старухи: «Куда ты все время отлучаешься?» Та ей ответила: «Ой, дочка, есть белый свет, там живут твои отец и мать и много других людей. Я хожу к ним». Девушка попросила показать ей этот белый свет!
И старуха вывела ее наружу. Увидев вокруг себя огромный мир, девушка тут же лишилась чувств. И пока она лежала без сознания, на нее упал взгляд бога Неба Тенгри, и девушка забеременела. Старуха сразу же поняла, что не уследила за девушкой и что теперь хан убьет ее. И стала старая женщина в печали думать: «Расскажу я обо всем жене хана, ведь я ни в чем не виновата!»
И она поведала обо всем ханше, а та все рассказала хану.
На это хан разгневался и приказал убить и дочь, и старуху.
Но мать-ханша пожалела свою дочь и, прощаясь, сказала: «Где бы ты ни была, оставайся же, родная, живой!» Она взяла сундук, положила в него кусок золота, продукты, посадила в него свою дочку, привязала ключ снаружи, а сам сундук повелела бросить в бурный поток.
В тех местах промышляли охотой на зверя два друга, их звали Дамдагул Сокыр (Слепец) и Токтагул Мерген (Меткий стрелок). Они увидели плывущий посередине реки железный сундук. Токтагул сказал:
— Давай выловим предмет, что плывет, сверкая, по воде и договоримся, что ты возьмешь: то, что снаружи, или то, что внутри?
Дамдагул-Слепец говорит:
— Я возьму то, что снаружи! Токтагул-Стрелок на это сказал:
— Тогда мне принадлежит то, что внутри! А если внутри ничего нет, так я на это не обижусь!
Токтагул привязал к стреле шелковую нить, натянул свой крепкий лук и выстрелил. Стрела вонзилась в крышку, и они вытянули сундук на сушу. Взломав замок, братья обнаружили в нем девушку, которая так сверкала своей красотой, что джигиты остолбенели от удивления.
— Ты кто? Откуда ты здесь? — спросили они. И девушка рассказала им свою историю. Токтагул сказал ей:
— Я хочу на тебе жениться, будешь мне женой? Девушка ответила:
— Я пойду за тебя замуж. Вот только рожу ребенка, а потом стану твоей женой!
Так она сказала.
И они зажили вместе, и через некоторое время дочь хана родила мальчика, который красотой превосходил даже ее. Они назвали его Чингиз. После рождения ребенка они решили вернуться к людям, в аул Токтагула.
Через некоторое время мальчик превратился в сильного, умного и справедливого джигита.
В те же времена умер царь той страны, а у него не было наследников, и люди посоветовались и решили избрать мальчика по имени Чингиз царем и поклялись служить ему и слушаться во всем, даже если он пошлет их на смерть.
Чингиз стал царем, и правление его было таким справедливым, что в народе установился покой, а в стране не стало воровства и лжи.
А у дочери хана Алтынбеля и Тогтагула Мергена родились еще три сына. Эти три сына выросли и стали вредить царю Чингизу, своему старшему брату.
— Это человек, у которого нет отца, — говорили они, — мы не признаем его царем! Нашим царем должен быть один из нас!
Царь Чингиз, остерегаясь своих младших братьев, пошел к своей матери и сказал ей, что вынужден бежать из этих мест, так как братья желают его гибели!
Мать спросила у него:
— Куда же ты пойдешь, сын мой, сообщи мне, чтобы я знала, где ты, живой или мертвый!
Чингиз ответил на это:
— Дорогая матушка! Я пойду вдоль реки, по которой ты приплыла когда-то в сундуке. Я хочу дойти до земли, где живет мой дед. А чтобы ты знала, что со мной все в порядке, я буду складывать на берегу реки перья от убитых птиц, ветер будет сбрасывать их в реку, пух поплывет по реке и своим белым цветом даст тебе знать, что я жив здоров. Если же перья плыть по реке перестанут, значит я мертвый.

Польская легенда о происхождении казахов
Авторы: Тайжан Досанов (Казахстан, г.… /

Польская легенда о происхождении казахов
Авторы: Тайжан Досанов (Казахстан, г. Алматы), Аманкос Мектеп-теги (Польша, Познань) Ref: dalaruh.kz/articles/view/240
Трухлявые кости, поднимитесь из могилы.
Пусть вернется дух ваш, и тело, и силы.
Woroniez
В начале августа 2010 года по президентской программе “Болашак” доцент КазНУ имени аль-Фараби, кандидат филологических наук Аманкос Мектеп-теги был направлен в Польшу для прохождения научной стажировки. На третий день пребывания в польском городе Познань бывший чрезвычайный и полномочный посол Польши в Казахстане профессор, доктор Марек Гавенский, показывая достопримечательности города, привел Аманкоса Мектеп-теги и Сакена Нурбекова к зданию, в котором прежде располагалась Польская академия наук. Внимание Аманкоса Мектеп-теги привлекла огромная статуя гусыни (представляющая собой нечто среднее между гусыней и лебедью), установленная на крыше фасада трехэтажного здания:
По свидетельству познаньцев, это здание было сооружено в XVIII веке немецкими строителями, а сам город, со слов горожан, несколько раз переходил то к немцам, то к полякам. Интуитивно ощущая особую значимость возникновения загадочной скульптуры, Аманкос Мектеп-теги, воспользовавшись электронной почтой, прислал фотоснимки скульптурных композиций в г. Алматы.
Скрупулезно изучая сакральное значение таинственных скульптурных композиций, мы были шокированы чрезвычайностью той информации, которую они содержали. Невероятно, но безмолвные статуи поведали нам новую — польскую легенду о происхождении казахов! Какую информацию и каким образом нам удалось получить?..
Крышу фасада здания украшает скульптурная группа, в центре которой установлена металлическая усеченная пирамида. На вершине пирамиды сидит белая гусыня с распростертыми крыльями. В тюркской мифологии мировая гора Сумеру, называемая также Темир тау — Металлическая гора (железо — кара темир) либо Алтын тау — Золотая гора, иногда представляется в виде усеченной пирамиды. В основании пирамиды находится статуя воина-полководца, справа и слева от него установлены еще две его копии. Все три статуи изображены с обрубленными руками и ногами, свидетельствуя о том, что перед нами родоначальник к?к тюрков (небесных тюрков) Ашина!
Три статуи воина-полководца свидетельствуют о некоей тройственности, о чем также говорят и тройные султанчики (украшения из перьев) на шлемах всех трех статуй.

За их спиной, подразумевая своеобразные крылья, изображены знамена, по три на правой и по три на левой стороне, что напоминает два крыла огузов, разделявшихся на уч бузук (три бузук) и уч учук (три учук). Два крыла огузов в нашем исследовании были определены как Алты Алаш — шесть космических объектов (Т.Досанов. Тайна руники. 2009. С. 94-98, 171-174).
Рты статуй плотно закрыты наложенной крест-накрест повязкой:что свидетельствует о строжайшем табу на информацию скульптурной композиции и, соответственно, о запрете передавать её непосвященным. Ниже, внутри фронтона (треугольная часть фасада здания), на плите, удерживаемой двумя львами, изображен знак, представляющий из себя связанную тамгу , образованную из двух:

Их значения мы подробно рассмотрим ниже.
Общий вид скульптурной композиции фасада познаньского здания свидетельствует о том, что главной фигурой этого комплекса является небесная птица Казак:

Каз-гусыня + Ак-благородная), то есть Благородная Гусыня или Лебедь (Досанов Т. Тайна руники. С. 79).
Небесная птица Казак является полноправной хозяйкой Бе?ги К?к Тенгри — Вечного Голубого Неба, то есть той части небесной сферы, в которой находится Океан Пресной Воды. Чуть ниже вершины усеченной пирамиды, отображающей Мировую Гору, находятся две скрещенные ветви, символизирующие Мировое Древо:
Согласно легенде, записанной И.И.Крафтом, некогда изнуренное войско оставило в безводной степи больного военачальника: “…Все сожалели Колчу, но помочь горю не могли и ничего не придумали, а решили но Божью волю оставить его в степи. Войско двинулось в путь. День выдался неимоверно жаркий, с каждой минутой усиливались муки Колчи, а услужить больному и утешить его было некому. Смерть, видимо, приближалась… Собрав последние силы, с сознанием неминуемой смерти, Колча встал на колени и начал молить небо о скорейшем ниспослании смерти, как избавительницы от ужасных страданий… Вдруг он увидел чудо. Вняв жалобам несчастного ветерана, небеса разверзлись и к нему спустилась каз-ак т.е. белая гусыня. Она утешила Колчу-Кадыра, слетала за водой и быстро подкрепила его силы на столько, что он забыл и думать о своих страданиях и несчастии. В образе гусыни оказалась одна из добрых пери. Эта добрая и милосердная пери превратилась затем из гусыни в прекрасное существо и осталась жить с Колчею. От брака Колчи и доброй пери родились люди, потомки которых в память о необыкновенном явлении к Колче — спасительницы и родительницы, стали называться каз-ак или кайсак” (И.И.Крафт. Сборник узаконений о киргизах степных областей. 1898, стр. 2-3). В действительности имя предка казахов Калча-Кадыр, в котором калча означает оставшийся, а кадыр на древнетюркском языке означает: 1. отвращать, отвергать, 2. суровый, жестокий (Древнетюркский словарь. Л. 1969. С. 403), — в целом означает Оставшийся Отвращенным (от) Жестокого (Смерть) и соответствует ситуации в легенде.
Путем наложения друг на друга 43 знаков древнетюркской руники нами была воссоздана базовая таблица Пичин, представляющая синхронный (одновременный) срез графического аспекта руники; эти же знаки, выстроенные диахронически (последовательно) в определённом нами порядке и прочитанные в иероглифических значениях, образуют некий сакральный текст, повелевающий найти Хозяина Воды и Господина Огня (Тайна руники. С. 32-34). Вписанный в базовую таблицу круг символизирует Небеса. При поиске Хозяина Воды круг в таблице разделяется пополам, имитируя разверзнутые небеса в легенде о прародителе народа казак. В образовавшейся “щели” самым чудесным образом появляется небесная птица:
— ?аза? = Палиндром (гр. palindromos = движущийся обратно, древний прием магического заклинания при котором слово при прочтениии или произношении вперед и назад придает человеку магическую силу).
Кто она, эта небесная птица, и в какой части неба она находится? Тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу КазаК. Анализ графических значений двух адаевских тамг Кушан (Птичий Круг) и Шылбыр (Бечева, то есть Привязанная) выявил, что вместе они обозначают: Середину Лета. Связанные вместе тамги отображают положение Малого Ковша (созвездия Малой Медведицы) в вечернее время середины месяца июля. Верность нашей интерпретации подтверждается также и кердеринской тамгой — Кертери (керт-метка + ери-место = Отмеченное Место), фиксирующей положение Малого Ковша в середине лета. Следовательно, небесная птица КазаК есть некая персонификация Ковша, привязанного к Полярной звезде и соответственно вращающегося вокруг нее. Необходимо помнить о том, что все звезды в небе вращаются вокруг Небесной Оси, проходящей недалеко от Южного Креста сквозь Земную ось до Полярной звезды. Неподвижна только Полярная Звезда! Небесная птица КазаК, представленная Малым Ковшом, распределяет Пресную Воду по сезонам:
— Зима,— Весна, — Лето, — Осень.
В середине сезона года, как только в небе загорятся звезды, Малый Ковш занимает на вечернем небосводе одну из представленных выше позиций. Заслуживает внимания то, что тамга Кушан — Птичий Круг представляет Небесную Птицу Матерь КазаК, высиживающую Двуполое (мужское и женское) Небесное Яйцо:
— символизирующее Землю в середине лета! Небесное Яйцо — это космический символ Инь–Ян, отображающий Землю c населяющими ее живыми существами, а Небесная Птица Матерь КазаК — это мать всего живого! Небесная Птица КазаК — это тюркская праматерь плодородия Умай-Ана! В соответствие с графической составляющей знака, код символа Умай содержит в себе всю информацию связанную с этимологией данного слова. В составе словосочетания ?ма+ай первая часть ее ?ма в казахском языке означает яички у мужчин, а вторая часть словосочетания состоит из значения ай = луна с удивительной способностью повторять свою копию (фазы луны) вошедшей в основу слова ай+ел = женшина. Как видим, тюркский символ Ін-Йан (Сущность-Противоположная сторона) в отличии от китайского Инь-Ян представляет конкретный космический объект, а именно — Землю. А Небесная Птица Матерь КазаК (Лебедь) представляет созвездие Ковша!
Небесная птица КазаK является истинной Хозяйкой (Океана Пресной) Воды. Она та птица, которую древние славяне изображали внутри восьмилучевой звезды с элипсом в центре и называли: — Птица Матерь Сва (Александр Асов. Руны славян и “Баянов гимн”). Также изображали ее в виде Лебедя в элипсообразной клетке
в косую решетку!
Изображалась небесная птица и на макушке славянского бога: — Радегаста = Перун (Дмитрий Громов, Алексей Бычков. Славянская руническая письменность. М., София. 2005.). Следует отметить, что славянское имя бога Перун — это тюркизм, этимология которого восходит к тюркскому бир, пир, пер — один и соответственно означает Перун — Первый, то есть Первое имя Бога!
Расположение статуи родоначальника кёк тюрков, ниже небесной птицы КазаK
указывает на то, что Ашина находится под ее покровительством и защитой.
В китайских источниках сохранилась легенда о десятилетнем мальчике из рода Ашины, положившем начало роду к?к т?р?к или небесных тюрков: “Предки тукюеского Дома обитали от западного моря на запад и одни составляли аймак. Это есть отдельная отрасль Дома Хунну, по прозванию Ашина. Впоследствии сей род был разбит одним соседним владетелем и совершенно истреблен. Остался один десятилетний мальчик. Ратники, видя его малолетство, пожалели убить его: почему, отрубив у него руки и ноги, бросили его в травянистое озеро. Волчица стала кормить его мясом. Владетель, услышав, что мальчик еще жив, вторично послал людей убить его. Посланные, увидя мальчика подле волчицы, хотели и ее убить. В это время, по китайским сказаниям, волчица эта появилась в стране на восток от западного моря, в горах, лежащих от Гао-чан на северо-запад. В горах находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густою травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей, которые, пришед в возраст, поженились и все имели детей. Впоследствии каждый из них составил особливый род. В числе их был Ашина, человек с великими способностями, и он признан был государем: почему он над воротами своего местопребывания выставил знамя волчьею головою — в воспоминание своего происхождения” (Бичурин. Собрание сведений о народах проживавших в Средней Азии в древние времена).
Но на здании бывшей Польской академии наук рядом с юношей с обрубленными руками и ногами мы видим не волчицу, а небесную птицу КазаК. Следовательно, в легенде о происхождении казахов больной военачальник Кадыр Калча, лишившийся в бою и рук, и ног, был представителем рода Ашины. Повязка на рту статуи военачальника свидетельствует о том, что эта информация сохранялась в тайне. Соответственно, простые люди и китайцы были посвящены в измененную версию легенды, в которой военачальник рода Ашины был представлен десятилетним мальчиком, которого спасала от смерти не птица КазаК, а Волчица!
Правители народа к?к т?р?к — небесные тюрки являются представителями рода гядье, или адье (а-де, адйе, ахи, эдиз). Родовая тамга — а-де (Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств. 1960, Труды ИИАЭ Каз.ССР. Т. 8. С.132), по существу составлена из двух тамг древнего казахского рода адай: Досанов Т. Тайна руники. Алматы. 2009. С. 68). Нижняя тамга представляет Мировую Гору с изображением реки, берущей начало от ее вершины. Адаевцы свою основную тамгу, различные графические вариации которой изображались на тамговых и надгробных камнях, называют Садак-Ок — Лук-Стрела, что конкретно изображает верхняя тамга:Эта тамга известна и под именем Йай тамга — Лук тамга. Йай тамга, установленная на— Мировую Гору, соответственно изображает Ж?й — Молнию (на казахском языке) – главное оружие Хозяина Воды (Дождя), которого представляет Небесная Птица КазаК. Следовательно, тамга рода а-де — это графический код Хозяина Воды или Небесной Птицы Матери КазаК.
Рассмотрим фамильную тамгу — гядье (адай), представленную на Онгинском памятнике (Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М. — Л., 1959). Дугав её верхней части, называемая по древнетюркски — уюг+?р = изогнутое+возвышение, изображает небосвод, в котором находится океан пресной воды Ог+Уз, что означает Укрытая+Река. Значение этой тамги вошло в основу возникновения у гаогюйской конфедерации нового названия Уйгур, известного в китайских источниках как Хойхор. Из рассмотренного нами следует, что термины Огуз и Уйгур — это синонимы, представляющие пространство, в котором обитают еще не родившиеся дети Небесной Матери КазаК.
Ханская тамга тюкюесского рода — гядье (адай) представляет собой изображение горного козла с нереально длинным хвостом… По существу, эта деталь является подсказкой для разгадки истинного значения данной тамги. Раздвинув связанную из двух тамгу:мы увидим, что она состоит из адаевской тамги— Шылбыр (Привязанная) и стилизованного изображения гончей собаки Адай (адай-гончая собакав современном хакасском языке). В староразговорном хакасском языке слово адай означало волк. В древнетюркском языке слово адай означает: 1. Птенец; 2. Дитя (Древнетюркский словарь. Л. 1969. С. 8). Указанные рудиментарные (зачаточные) значения родового термина свидетельствуют о том, что один из тотемных родителей Адая — это несомненно птица, а по тамге — Шылбыр несложно определить, что это небесная птица КазаК, привязанная к Полярной звезде. По оставшейся части гядьесской тамги, представляющей гончую собаку, несложно определить, что вторым из тотемных родителей Адая был Волк. Позже эта же ханская тамга, но уже c некоторыми изменениями (гончей собаке добавлена несколько удлиненная лапа): была изображена на памятнике Куль-Тигену.
Отметим, что род Адай (Адье) входил в огузский союз родов токуз огуз, обладавший одноименной тамгой— токуз огуз. В Рунной Концепции круг по числу месяцев годового цикла вращения Земли вокруг Солнца имеет числовое значение двенадцать; половина круга — шесть; четверть круга — три, а всего в токуз огузовской тамге девять месяцев. Окружность шеи в изображении птицы— КазаК составляет неполный круг, также представляющий девять месяцев. Это означает, что Небесная Птица Матерь КазаК должна была носить Адая (Дитя, Птенец) в своем чреве девять месяцев! Следовательно, Небесная Птица КазаK — это Мать, имя которой — Женщина!
На фронтоне познаньского здания изображена тамга, которая, как мы уже отмечали, является связанной из двух адаевских тамг -Стрела + Лук-Примечательно то, что на тамге как бы отображен момент начала отделения стрелы от дужки лука. Связанные тамги имеют также второе значение: -Ог (укрытый) + Уз(река, океан)-что в целом означает—Огуз =Укрытая Река, или Океан Пресной Воды! Кроме того, тамги имеют и другие тайные значения, углубляться в которые в рамках нашей статьи нет необходимости.
Истинной хозяйкой Тайного Океана (в котором укрываются души людей, не только впервые посылаемых в земной или материальный мир, но и души подготавливаемых к инкарнации) является только она — Небесная Матерь КазаK! То есть тамга— Уйгур, иначе называемая Огуз = Укрытая река, — это эзотерическое пространство, в котором укрывались все дети-птенцы Небесной Матери КазаK! Только небольшая часть из них сегодня называется казахами и казаками! А основная часть уже и не помнит, что когда-то они умели летать.
На основании представленных выше материалов происхождение древнетюркских терминов к?к т?р?к — привязанные к небу, или к?к т?р?к — небесные избранники (от т?р— почетное, избраннок место), следует связывать с Небесной Птицей КазаК.
Выше плиты с тамгой Огончик, или Лук и Стрела, изображена царская корона, а изнутри по краям ее выступают меч и скипетр, недвусмысленно свидетельствуя о царской власти.

Из центральной части короны выступают изображения рук (руки Матери КазаK), крепко держащих тамгу Стрела и Лук. Весьма примечательно, что одна и та же тамга изображена на фронтоне второй раз! Тамга упирается в верхний выступ фронтона, имитирующий тамгу— Алшин (Ал+Шин = Возьми+Истину), или Ашин(а)= (Аш+Шин = Открой+Истину). Эта тамга является общей для всех алшинцев! Совмещая общеплеменную тамгу алшин с тамгой любого алшинского рода, можно получить о последней дополнительную информацию.
По сведениям Феофана Исповедника: “Хазары — великий народ, вышедший из Берсилии” (С.А.Плетнева. Хазары. Москва. 1976. С. 15). Название алшинского рода Берш в арабских источниках писали по разному: брш, либо брс. Страна, в арабских источниках называемая Берсилия, или ал(ь) Баршалия, находилась на территории современного Дагестана. Берс+иль иногда называется басилем (бас-главний+иль-род). Из чего следует, что в Хазарии властвовал род Ашина, правивший на Кавказе со времен правления Бумын-кагана и Истеми-кагана. За власть в каганате боролся и род дулу (тулу), входивший в состав гаогюйцев, из которых в сущности и вышел союз родов токуз огуз, в китайских летописях называемый хойхор (уйгур). У Плетневой есть такие сведения: “Кубрат принадлежал к роду Дуло (Дулу), который в Тюркском каганате боролся за власть с правящим родом Ашина” (С.А.Плетнева, Хазары. Москва. 1976. С. 21).
По познаньской скульптурной композиции можно предположить, что у птицы КазаК было трое сыновей. Казахи издревле делятся на три жуза. В древности алшинцы жили в Семиречье, и в китайских летописях их называли да-юечжи, то есть большие-юечжи. Однако в тексте илийского памятника роды, заселявшие эти земли, называют себя Аз, или Аз елi — Азский народ (Т.Досанов. Тайна руники. С. 280-287). Хотя следует отметить, что китайцы зачастую сильно искажали имена своих соседей. В III веке до н.э. Семиречье начинают заселять усуни, и впоследствии уже они называются Великим Жузом (в неверном переводе на русский – Старший Жуз). Правом называться Великим Жузом обладал тот жуз, чьи кочевья располагались ближе всех к условной модели Мировой горы. Согласно представлениям тюрков, гора Бузтаг, на которой был установлен золотой трон Тенгри, была вдвое выше всех стоявших рядом гор. На всей территории древнего расселения тюрков-кочевников горой, вдвое превышавшей соседние и безусловно соответствовавшей названию Мировая Гора — Трон Тенгри, была признана Хан-Тенгри = Властелин-Тенгри, ибо именно на этой горе был установлен золотой трон, на котором восседал Тенгри!
Интересно было бы знать, к какой волне переселения народов относились предки поляков, оставивших на фасаде познаньского здания тайные сведения о своем происхождении? Если не считать частые переселения азиатских скифов еще до новой эры, то первая большая волна переселения азиатов в Европу была вызвана походами Аттилы в 441—453 гг. В результате чего немалая часть воинов оставалась на завоеванных землях, неизбежно подвергаясь ассимиляции. Следует отметить, что кочевники в Европу шли вместе с семьями (на повозках). В истории известен случай, когда правнук Аттилы, сын булгарского хана Кобрата — хан Аспарух (рода дулат) со всей своей ордой перекочевал из причерноморских степей на Дунай. Где, объединившись с родственными им по крови дулебами-славянами (дулатами времен Аттилы), ими была создана Болгария. Вторая большая волна переселения народов была вызвана походами Истеми при правлении Бумын-кагана в 552 году. В памятнике Куль-Тигину после упоминания о походах Бумын-кагана и Истеми-кагана есть такие строки:“… вперед от Кадырханского нагорья, назад до Железных Ворот мы их расселили”. Под Железными воротами имеется в виду хазарский Дербент (Дебир-Железный + кент-город.О.Сулейменов. Аз и Я. 1975).
С началом распада хазарского каганата, вызванного притеснением степных кочевых хазар (черных хазар), шел непрерывный отток их на запад — в Турцию, Сербию (Моравию), Венгрию, Польшу, Германию и в Литву. По всей вероятности, умелых и бесстрашных хазарских воинов, обращавшихся с прошением о подданстве, везде встречали весьма радушно. Есть мнение, что гусары появились в Венгрии во второй половине XV века, когда король Матьяш Корш, победитель турок, назначил государственную повинность. Называлась она по-венгерски «huszar», что этимологизируют от husz – двадцать и ar – деньги. Это деньги, выделявшиеся на каждого 20-го из списков дворян, которые должны были нести службу в армии. Но, по нашему мнению, эта довольно поздняя этимология не является истинной. У древних тюрков воины с прикрепленными (позднее пристегнутыми) крыльями назывались hussar (происходит от древнетюркского huss-птица + еr-воин = птица-воин, и это, подчиняясь закону тюркского сингармонизма, могло звучать как ?усар или гусар). И не случайно то, что на севере Азербайджана находится город Qusar. От города Qusar до Дербента (Железных Ворот) 49 километров. Напомнив строку из памятника Куль-тигину: “… вперед от Кадырханского нагорья, назад до Железных Ворот мы их расселили”, отметим, что это бывшая территория тюркского каганата.
Не следует исключать этимологию термина ??сар от ??с+ар, означающего «Благородная птица», то есть КазаК, составленного по аналогии с термином хазар. Отметим, что термин хазар восходит к ?азар = ?аз+ар, в значении благородная гусыня, учитывая при этом, что звук [х] появился у тюрков после принятия ислама. То есть термины ?аза? и ?азар — это синонимы. Примечательно, что на западе Азербайджана находится город Казах (Qazah). Не лишним будет сказать о том, что, по сведениям византийского императора Константина Багрянородного (905 – 959 гг.), на Кавказе была страна Казахия: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы» (Константин Багрянородный. Об управлении империей).
В фонетическом плане слово ??сар, произнесенное казахом, будет услышано неказахом именно как гусар. Есть еще одно очень важное обстоятельство, связанное с тем, что слово ??с — птица в тюркских языках только у казахов произносится через [с] в конце слова, тогда как у остальных тюрков это слово произносится ??ш, гуш со звуком [ш] в конце слова. Очень важен и тот факт, что европейские гусары обязательно брили бороды, хотя их предкам – истинным кусарам брить бороды было ни к чему, ибо они были косе — безбородые, у которых росли только усы! Впоследствии потомкам кусаров, рождавшимся от смешанных браков, уже приходилось брить бороды. В польской армии гусары считались элитой, отличающейся безумной храбростью.

Были крылатые всадники и в османской армии, которых называли дели — безумные, но отнюдь не кусар. Турецкий парный формант отрицания –deil (–не) может быть использован и отдельно: либо в шутливой deli, означающей безумные, сорванцы, либо в презрительной форме deli — безмозглый. Основная часть истинных крылатых гусар еще издревле поселилась в Польше, о чем недвусмысленно свидетельствует скульптурная композиция познаньского здания. Более того, лучшим из гусар были пожалованы титулы дворян, и они не жалели ни сил, ни жизни ради интересов и благополучия польского государства.
Польский король Стефан Баторий (1576-1586) по поводу вооружения гусаров давал следующие указания: “… а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь хороших лошадей; выходя на войну, он должен садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом…”. Это типичный портрет кочевого воина. Известно, что длинный польский меч кончар был заимствован славянами у тюрков. Да и польский жупан или стеганый халат имеет общие корни со старинной казахской одеждой сырылган шапан (стеганый халат с подложкой из верблюжьей или овечьей шерсти).
Таким образом, крылатые гусары, как оказалось, состоявшие из казакских родов, сражались в войсках Стефана Батория, Яна Сапеги и гетмана Ходкевича. Стефан Баторий в 1579-1582 гг. предводительствовал польскими войсками в Ливонской войне и одержал ряд побед над русскими войсками. Вторгшись на русскую территорию, безуспешно осаждая Псков (авг. 1581 — февр. 1582), он заключил с Иваном IV мир, по которому Россия отказывалась от своих притязаний на Ливонию. Иван Грозный в послании к Стефану Баторию не раз намекал на то, что тот был вассалом турецкого султана (напр.: “что подъему просишь, и то вставлено из бессерменского обычая: такие запросы просят татаровя, а в хрестиянских государствах так не ведется…»), что вызвало резкий ответ Батория: «яко нам смееш припоминать так часто безсурмянство, ты, который еси кровь свою с нами помешал, которого продкове (предки) кобылье молоко, что укануло на гривы татарских шкал (кобыл) лизали…” (Генрих Штаден. Записки немца-опричника. Составление и комментарии к.и.н. С.Ю.Шокарева, М., 2002). Следует отметить, что в Европе и СССР в отношении тюркских народов долгое время применялся термин татар, являвшийся синонимом современного термина тюрк, который начал использоваться только с 1920 года в г. Баку. Но, тем не менее, на титульном листе школьных учебников (1950-1960 гг.) казахского или, к примеру, азербайджанского языка, если не ошибаюсь, была пометка: (для татарской школы).
Фамилия польского короля Стефана Батория происходит от тюркского Батор — Герой. Исконность этой лексемы доказывается руническим текстом второго енисейского памятника, где она была представлена в форме батур или батор — герой (С.Е.Малов. Енисейская письменность тюрков. М-Л, 1952, С. 8). В тюркской рунике гласные [о] и [у] передавались одним знаком < = о, у. Невероятно, но польское имя Казимир также является тюркским. Оно образовано от Гусь-Каз+Имир-эмир = Гусь-Повелитель. Праматерь всего живого тотемная птица Каз действительно является властелином всего живого на Земле. Обладатель имени несомненно попадал под надежную защиту, ибо в сущности оно было обращением к небесной птице и имплицитно (скрытно) содержало просьбу: “Сохрани, Казимир — Гусь+Повелитель”! Имя Казимир понравилось полякам, ибо в этом имени они услышали славянское Кази+Мир, означающее Показывающий+Мир, Объявляющий+Мир, Несущий+Мир. Хотя, как правило, имена представителей татарских [тюркских] родов: Алшин, Жалаир, Найман, Уйшун, а также Татар мишциславцев и Татар клеццев непременно изменялись на польские (Stanislaw Dziadulewicz. HERBARZ RODZIN TATARSKICH W POLSCE. Wilno. 1929.). Выражаем глубокую признательность профессору Хенрику Янковскому за предоставленную книгу Станислава Дзядулевича. В Польше относительно скульптурной композиции здания в городе Познани никто ничего определенного сказать не смог. В 1855 году во Львове вышла в свет книгаНесецкого “Геральдика Польши” под редакцией Хиполита Ступницкого, представляющая собой родовые гербы польских дворян. В книге Несецкого изображён герб Огончик (стр. 196), который несомненно соответствует той знаковой информации, что представлена на фасаде познаньского здания: Несецкий дает его описание “В красном поле половина белой стрелы, вылетающей из половины кольца. На нашлемнике две девичьи руки вылетающие из короны. Род Огончиков произошел от рода Одровонжев из Моравии, что с несколькими разницами отражают гербы обоих родов. У этого герба встречается также название Погончик — то ли от погони за врагом, то ли от унижения язычника (польск. poganin), что невозможно точно определить, так как происходит из древних времен. Этот герб используют: Августиновский, Балинский, Бялоблоцкий, Беховский, Блох, Богорский, Боровецкий, Броневский, Бутовецкий, Цим, Чарнотульский, Черский, Домровский, Добецкий, Добруховский, Домаевский, Дрвалевский, Држевецкий, Дзялынский, Дзенцёловский, Годзишевский, Голенский, Горницкий, Горынский, Горжеховский, Гродзицкий, Гротковский (с той разницей, что руки над нашлемником держат кольцо), Хайко, Якимович, Кадзиловский, Киёвский, Клочко, Клодзский, Коханский, Коньча, Косьцелецкий, Косьцельский, Котлинский, Кучинский, Кучковский, Лесёвский, Лентовский, Магнушевский, Монковский, Малановский, Мияковский, Миколаевский, Мирославский, Мневский, Мнишек, Моравец, Муржиновский, Мысляковский, Недржвицкий, Недзьвецкий, Огоновский, Пачинский, Падзевский, Папроцкий, Паруль, Патинский, Погорский, Повала, Прошинский, Прушковский, Радоевский, Радзиковский, Росновский, Рошковский, Рожинский, Сангав, Сечковский, Сераковский, Северский, Скарбенский, Скоржевский, Скрзыпенский, Соколовский, Стаховский, Станский, Старосельский, Швыковский, Толвинский, Трояновский, Тржебуховский, Твардовский, Весёловский, Влевский, Волинский, Вольский, Войшик, Выдзержевский, Высоцкий, Закржевский, Заорский, Зарпальский, Збоинский, Зельский, Хултовский, Звольский” (HERBARZ POLSKI I IMIONOSPIS ZASLUZONICH LUDZI W POLSCE LUDZI WSZUSTKICH STANOW I CZASOW; ULOZONY PORZADKIEM ALFABETICZNYM NA PODSTAWIE HERBARZA NIESIECKIEGO I MANUSRYPTOW. LWOW. 1855).
К сожалению, в изображении герба по Несецкому тамга в женских руках, а также скипетр и меч, выходящие из короны, исчезли, а вместе с ними – и информация о том, что род, обладающий данной тамгой, находится под защитой небесной птицы КазаK. Ибо на троне, представленном мировой горой Сумеру, изображенной в виде усеченной пирамиды, сидит Небесная Птица КазаК, и корона принадлежит только ей.
Сто дворянских фамилий принадлежат роду Огончик. А что это слово означает? В книге В.А.Дaровского “Znaki pieczetne ruskie”, в таблице VIII на рисунке под номером 113 изображена тамга— Огончик, а на странице 27-28 дан комментарий, в котором говорится, что название тамги имеет такие значения, как Огонь, Поганный, Хвост(Darowski W.A. Znaki pieczetne ruskie. Paryz. 1862. стр 27-28).
Следовательно, в польском языке одно из значений слова Огончик означает Огонь. Но это лишь подсказка, ключевое слово. Как мы говорили выше, тамга, изображенная на познаньском здании, принадлежит казахскому роду Адай. Ключевое слово адай на древнетюркском языке означает птенец (сравните огончик — птенчик). В Рунной Концепции птенец небесной птицы КазаК вылупляется в самый жаркий месяц года, то есть в Огонь=Од+Ай=Месяц. Понятие Огонь Месяц в Рунной Концепции графически отображается Крестом в лоне Полумесяца: что передает нам информацию о половине или, иначе говоря, о середине месяца (июля). А в середине месяца луна полная! То есть под термином Огончик подразумевается Адай — Птенчик, вылупившийся в самый жаркий месяц лета, что, в сущности, и являeтся значением самой тамги Од+Ай —Огненный+Месяц (Круг с черточкой), иногда закодированной в изображение равнолучевого Креста. Кстати, у якутов есть род Одай, и, по сведению Б.О.Долгих, население бассейна реки Амги до сих пор называет себя Одайцами (Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, с. 365, 542-544).
Есть и второе значение у герба Огончик: “У этого герба встречается также название Погончик — то ли от погони за врагом, то ли от унижения язычника (польск. poganin)…”, недвусмысленно свидетельствующее о том, что обладатели этой тамги в прошлом — кочевники. Отметим, что в русских летописях кочевников называют не иначе, как “поганый”, хотя доподлинно известно, что русы были в весьма близких отношениях со своими южными соседями.
Мы рассмотрели материалы, свидетельствующие о древнем переселении казахов в Европу. Разность языков, культур, традиций и вероисповеданий, по сути, совершенно различных народов не стала помехой для объединения поляков и казахов, то есть тюрков и славян.
P.S. Прочитав статью, Марек Гавенский отыскал в интернете краткие сведения об этом здании, называемом Дворец Дзялынских. Дворец был построен в конце 1770-х годов (на месте, где стояли два средневековых дома) на деньги маршала Великого княжества Литовского Владислава Гуровски, который, по всей вероятности, был выходцем из рода Огончик. Следует отметить, что в Великом княжестве Литовском в огромном количестве проживали алшины, жалаиры, найманы и уйшуни, часть которых ассимилировали среди поляков, а часть среди белорусов и русских. Дворец выполнен в стиле классического барокко, между 1875-87 гг, по проекту Антония Хоне. С 1808 по 1872 гг. дворец принадлежал очень богатой и влиятельной семье Дзялынских из рода Огончик, а затем семье Замойских.

Легенда о происхождении казахов — история, прочее

Формирование казахского народа
Автор: Баймагамбетов Ерлан Русланович
Корни этнических казахов очень сложно найти. На протяжении многих веков судьба многих племен и народов усиливалась. Есть два аспекта появления казахского народа, а именно лингвистический и антропологический. Оба процесса развивались вдоль одной и той же области, часто по исторической линии. Такой подход позволяет нам контролировать непрерывность и сохранение «унаследованных» характеристик. Однако горизонтальное развитие также сыграло свою роль в определенные исторические периоды. В древние времена поразительно, что местные жители в этом районе имеют общую лингвистическую и антропологическую основу, и генетическая кластеризация нынешнего поколения в значительной степени лингвистическая. Рассматривая вопрос казахского народа, необходимо ориентироваться на историю древних племен, населяющих территорию Казахстана. Тем не менее, прямые предки казахского народа не могут рассматриваться как племена, которые жили на территории современного Казахстана в течение последних трех или двух тысячелетий до нашей эры. Однако появление населения напрямую зависит от развития экономической активности, появления культуры и формирования языка, и эти племена оказывают непосредственное влияние на появление казахского народа. Казахское общество состоит из трехсот человек: Большой Крест, Средний и Малый перекресток. Как правило, этногенез любого народа заканчивается однообразием, племенной, социальной интеграцией. Следовательно, слияние племенных и социальных групп заканчивается объединением территориальных социальных или этнических единств. Но когда казахский народ был разделен на триста, уникальный антропологический взгляд, единый язык, культура, менталитет сформировались как уникальная этноподобная монопатия со своим мировоззрением. Антропологическое исследование древнего, современного населения Казахстана проводилось систематически на протяжении последних полувека. Он состоял из отдельных разделов — антропоскопия, морфология зубов, кластеры крови, RTS (ощущение вкуса), бледность ладони на коже и морфология костей черепа. В результате исследования были представлены пять международных конгрессов, конференций, симпозиумов в Азии, Америке и Европе.
Сегодня казахи из центрально-азиатского региона являются одними из наиболее изученных популяций своих предков. Казахское ханство является результатом сложной политической и идеологической борьбы, происхождение лиц связано с этими явлениями. XV — XVII века Было важно сохранить целостность этноса. Появление Восточного Дешти стало обширной территорией кипчаков, жетысу и туркестана. Были объективные причины и субъективные условия его создания. По некоторым оценкам, существует прямая связь между уинским племенем и последующими этническими казахскими этносами, что является обычным образом жизни. Следовательно, существуют социальные структуры и отрасли и сходства. Буксирное общество было разделено на три части: левое, среднее и правое. Это подтверждает этногенетическую преемственность. Прямая связь казахской нации является началом тюркского этногенеза. Примеры экономической и культурной жизни позднетюркского периода стали общей моделью многих тюркских народов. Есть много комментариев по поводу появления слова «казах». Происхождение слова казахский в первую очередь связано со словом «свободный», что означает «бездомный», «странствующий», «беглец». На сегодняшний день в исследовании будут обмениваться мнениями по этому вопросу. В науке нет конкретного утверждения, пишущего литературу, когда появляется слово «казахский». VIII век На Енисее найдена надпись «Казахский сын».
В заключение известно, что гунны и карлы напрямую связаны с казахским этногенезом. Формирование нации — очень долгий и сложный процесс. Невозможно определить импульс в реальном времени. Следовательно, диаспора казахского народа в светлое будущее казахского народа и объединение всех представителей этногенеза, живущих в Казахстане, является национальной идеей — государствообразующей нацией. История истории страны, включая становление Казахского ханства, особенно важна. Тем не менее, формирование полноценного государства, право на высокое владение землей, ее национальный успех и проведение независимой внешней и внутренней политики стали возможными только после обретения независимости в 1991 году. Сегодня наша страна активно участвует в системе международных отношений как видный член мирового сообщества и известна как страна с общенациональной целью присоединиться к тридцати наиболее конкурентоспособным странам.

Казахские народные сказки | Легенды о батырах | Легенда о происхождении казахов

Так он сказал, попрощался с матерью и ушел своей дорогой.
Наконец царь Чингиз пришел в те места, где раньше жил его дед, но не смог перейти через бурную и глубокую реку. Он построил из звериных шкур себе жилище и жил тем, что охотился на зверей и птиц. Пух и перья подстреленных им птиц он складывал на берегу, чтобы ветер сбрасывал их в воду, и таким об разом его мать узнавала бы о том, что ее сын жив-здоров. Пуха и перьев на берегу реки накопилась целая гора.
Когда Чингиз ушел из своей земли, люди стали решать, кто же его заменит. Они подумали, что братья Чингиза должны быть хорошими правителями и сделали царем одного из них-Бергельтая.
Но как только Бергельтай воссел на трон, стало много воров, много всякого зла и лжи. А слово самого царя никто не слушал, так как сам он оказался нечестным. И невмоготу стало народу при таком правлении. И однажды собрали совет, на котором решили разыскать Чингиза и вернуть его.
И люди собрались, и пошли к его матери, и сказали ей:
— Знаешь ли ты, куда ушел твой сын Чингиз? Тогда мать Чингиза сказала им:
— Я скажу, где он! Но даже если пойдете и найдете его, он к вам не вернется! Идите вверх по течению реки, и если Чингиз живой, то найдете его на берегу. Поклонитесь ему, попросите его, может быть, он и вернется. Но не говорите плохих слов, он очень давно не видел много людей, как бы не испугался вас!
Двадцать пять человек отправились к Чингизу. И в один из дней добрались они до земли, где он жил, увидели жилище, которое он построил из звериных шкур, целую гору птичьих перьев и построенную им коновязь. Но самого Чингиза не было: он ушел охотиться.
Люди сказали друг другу: «Мы должны спрятаться от него, чтобы он нас не заметил. Нам надо укрыть наших лошадей, а сами мы должны зарыться в пух и перья. А когда он придет домой, ляжет спать, тогда мы его и поймаем!»
И вот они спрятались и стали его ждать.
В один из дней Чингиз появился на вершине холма. «Придержите коня Вашего хана!» — сказал он вслух и сам слез с коня и привязал его к коновязи. Потом он сказал вслух: «Откройте перед ханом дверь!» И сам вошел в свой дом. Войдя в дом, он сказал вслух: «Постелите мягкое ложе под ханом!» И сам себе постелил ложе. Он сел на ложе и сказал: «Принесите еду хану!» И сам принес себе блюда с едой. И стал кушать. После еды ему захотелось спать. Он сказал сам себе: «Постелите постель хану!» Сам себе постелил и лег спать.
Тогда двадцать пять человек напали на него, чтобы связать. Но Чингиз раскидал их в разные стороны. Тогда люди встали и обратились к нему: «Господин наш! Мы пришли признать твое владычество над нами. Наша страна исхудала. Мы просим вас снова быть нашим царем!»
Так возвратился хан Чингиз. Но его братья сказали так: «Мы не хотим, чтобы он стал царем, пусть он уходит, а если не уйдет, то мы его убьем!»
Тогда народ собрал курултай и стал совещаться, как им быть. «Если оставить царем Чингиза, то братья убьют его. А если согласиться на царствование одного из младших братьев, они весь народ уничтожат. Спросим-ка мы у их матери».
И они отправились к матери со словами: «Любого из твоих сыновей примем царем. Ты их мать, ты должна сама сделать выбор!»
Четверо сыновей тоже пришли к матери, и каждый из них говорил: «Я буду царем! Нет, я буду царем!» Так они спорили друг с другом.
Мать выслушала их и сказала: «Вы все мои сыновья! Вы не спорьте друг с другом, не боритесь за царский престол. Я честно разрешу ваш спор. Видите туман над рекой? Повесьте в этом тумане свои луки. Чей лук останется висеть, тот и будет правителем! »
И четверо ее сыновей подошли к речному туману и стали вешать в него свои луки. Луки троих упали на землю, а лук хана Чингиза туман удержал на весу.
И тогда мать собрала всех людей и сказала, показывая на висящий в пустоте лук: «Видите: туман держит лук! Это повеление бога Неба Тенгри. Сделайте его ханом!»
Так Чингиз снова был провозглашен ханом. Он собрал свой исхудавший народ, и через некоторое время люди в стране стали сытыми и довольными. Сам же он женился на хорошей девушке. Его жена родила ему трех сыновей и одну дочку.
Узнав о том, что он хороший царь, к нему приехали из далекого Урима люди. Они попросили у него в правители одного из сыновей. Чингиз отдал одного сына в царство Урим, чтобы тот управлял им. Потом из Кырыма приехали люди с такой же просьбой. Он в Кырым отправил другого сына правителем. Следом за ними с просьбой дать им справедливого царя приехали из царства Калипа. Потом из русского царства просили дать им на царство одного из сыновей. Но поскольку сыновей у хана Чингиза уже не было, он отправил к ним свою дочь. Так его Акбиби стала русской царицей, чему русские были очень рады.
Когда хан Чингиз умер, не стало после него справедливых царей, а его трое сыновей были самыми на земле справедливыми царями, а у казахов не осталось его потомков.
Аз Жанибек, Пепегетай — это потомки тех трех сыновей матери. Сын хана Аз Жанибека по имени Досан прожил сто лет, его сына звали Алихан, его сына зовут Бопехан, а от него народилось много детей.
Дед их матери хан Алтынбель, его сына звали хан Кайшылы, его сыном был хан Темир, его сын хан Досым, его сын хан Есим, у него было трое сыновей: Енсегей, Байлы, Ер Есим.
Сыном Есим-хана был Абылай.

Происхождение казахов.

Полагаю не правильная ваша трактовка названия вас казахами русскими.. Как вы называете себя- это уже придумки ваши,русские повторяли за вами это название. Русские и казаки ваш народ ( кстати созданный сравнительно молодой в историческое время развития человечества), называли КИРГИЗ-КАЙСАКАМИ, а не казаками и не казахами, аж до 1927г ( после образования Казахской АССР, в составе России).. Да и позднее это название пропадало постепенно и окончательно стерлось только к 50-м годам прошлого столетия… Вы что полагаете русские от не знания называли ваш народ киргиз-кайсаки, или просто киргизами? А не называли вас казаками ( с двумя твердыми или без них)? Конечно весьма осознано русские вас так называли! Ибо КАЗАКАМИ русские ( да и другие граничащие с ними народы), называли совсем другой народ.. Кстати происхождение казаков можно найти в описании многих историков разных народов. И у Е Савельева, Карпова Сигизмунда Труадэ, Француза Поля Корпье., арабских, турецких исторических авторов.. В них вы найдете, что казаки у одних образовывались из Хазарских народов ( казара), бортников, черных клобуков ( каракалпаков), печенегов, половцев. в промежутках 9, 10. 11 веках. — Это как прародители казаков. и становление казачества как народа происходило в 14, 15 и последующих веках.. На Территории от Яика, до Карпатских гор. В Южнорусских( Таврических степях), Донских и Приуральских.. Но ведь тут в те времена жили и другие народы, в частности Булгары ( тоже народ тюрского происхождения, но далеко не индентичный киргиз- кайсакским народам)! Никаких казахов в те времена как народа не было.. Скажем на Яике — казаки появились около 1500 ггн.э. А уже в 1552г полк Яицких казаков принимал участие в осаде Иваном Грозным Казани.. Это документально подтверждено. Кто жил в этих местах Прияикских степях? А Нагайские Орды( как русские называли их татары, после Золотой орды).. Киргиз- Кайсацкие же племенные рода ( тогда и народа то не было а объединялись они по родовому признаку, которые даже жестоко враждовали меж собой), проживали в Западном Могулистане, где непрерывно кочевали и воевали за лучшие пастбища меж собой и с соседями.. Так, что понятие КАЗАК — русские прекрасно знали за несколько столетий до того, как Киргизы прикочевали до берегов Яика, и якобы объявили русским, что они Казаки… И знали так же, что за народ скрывался под наименованием КАЗАК, ибо к тому времени Казаки служили И Русским правителям, и Польско- Литовским Правителям, а некоторые и Турецким правителям… И там , и там, и там — могли понимать, где и кто казак, а где другие совершенно народы, прозывающие себя казаками.

Легенда о происхождении казахов / Казахские сказки — ?аза? ертегілері / ..О батырах


Легенда о происхождении казахов
В древности жил на белом свете хан по имени Алтынбель, и был у него единственный сын, звали его Кайшылы-хан, других детей у хана не было. В один из дней жена хана забеременела, и через некоторое время у них родилась девочка, да такая красивая, что со светлым лицом ее не могла сравниться даже луна, а с ее черными глазами невозможно сравнить и солнце. Мать, родив девочку, пролежала несколько дней в обмороке. Тем временем хан, узнав, что жена родила девочку, сказал: «Не показывайте ее людям, отвезите подальше, спрячьте в железной башне и воспитывайте так, чтобы никто ее не видел».
Таков был ханский приказ.
Ребенка взяла старуха, унесла в темную железную башню и там растила и воспитывала его.
Прошли годы, а когда девочка выросла, то спросила у старухи: «Куда ты все время отлучаешься?» Та ей ответила: «Ой, дочка, есть белый свет, там живут твои отец и мать и много других людей. Я хожу к ним». Девушка попросила показать ей этот белый свет!
И старуха вывела ее наружу. Увидев вокруг себя огромный мир, девушка тут же лишилась чувств. И пока она лежала без сознания, на нее упал взгляд бога Неба Тенгри, и девушка забеременела. Старуха сразу же поняла, что не уследила за девушкой и что теперь хан убьет ее. И стала старая женщина в печали думать: «Расскажу я обо всем жене хана, ведь я ни в чем не виновата!»
И она поведала обо всем ханше, а та все рассказала хану.
На это хан разгневался и приказал убить и дочь, и старуху.
Но мать-ханша пожалела свою дочь и, прощаясь, сказала: «Где бы ты ни была, оставайся же, родная, живой!» Она взяла сундук, положила в него кусок золота, продукты, посадила в него свою дочку, привязала ключ снаружи, а сам сундук повелела бросить в бурный поток.
В тех местах промышляли охотой на зверя два друга, их звали Дамдагул Сокыр (Слепец) и Токтагул Мерген (Меткий стрелок). Они увидели плывущий посередине реки железный сундук. Токтагул сказал:
— Давай выловим предмет, что плывет, сверкая, по воде и договоримся, что ты возьмешь: то, что снаружи, или то, что внутри?
Дамдагул-Слепец говорит:
— Я возьму то, что снаружи! Токтагул-Стрелок на это сказал:
— Тогда мне принадлежит то, что внутри! А если внутри ничего нет, так я на это не обижусь!
Токтагул привязал к стреле шелковую нить, натянул свой крепкий лук и выстрелил. Стрела вонзилась в крышку, и они вытянули сундук на сушу. Взломав замок, братья обнаружили в нем девушку, которая так сверкала своей красотой, что джигиты остолбенели от удивления.
— Ты кто? Откуда ты здесь? — спросили они. И девушка рассказала им свою историю. Токтагул сказал ей:
— Я хочу на тебе жениться, будешь мне женой? Девушка ответила:
— Я пойду за тебя замуж. Вот только рожу ребенка, а потом стану твоей женой!
Так она сказала.
И они зажили вместе, и через некоторое время дочь хана родила мальчика, который красотой превосходил даже ее. Они назвали его Чингиз. После рождения ребенка они решили вернуться к людям, в аул Токтагула.
Через некоторое время мальчик превратился в сильного, умного и справедливого джигита.
В те же времена умер царь той страны, а у него не было наследников, и люди посоветовались и решили избрать мальчика по имени Чингиз царем и поклялись служить ему и слушаться во всем, даже если он пошлет их на смерть.
Чингиз стал царем, и правление его было таким справедливым, что в народе установился покой, а в стране не стало воровства и лжи.
А у дочери хана Алтынбеля и Тогтагула Мергена родились еще три сына. Эти три сына выросли и стали вредить царю Чингизу, своему старшему брату.
— Это человек, у которого нет отца, — говорили они, — мы не признаем его царем! Нашим царем должен быть один из нас!
Царь Чингиз, остерегаясь своих младших братьев, пошел к своей матери и сказал ей, что вынужден бежать из этих мест, так как братья желают его гибели!
Мать спросила у него:
— Куда же ты пойдешь, сын мой, сообщи мне, чтобы я знала, где ты, живой или мертвый!
Чингиз ответил на это:
— Дорогая матушка! Я пойду вдоль реки, по которой ты приплыла когда-то в сундуке. Я хочу дойти до земли, где живет мой дед. А чтобы ты знала, что со мной все в порядке, я буду складывать на берегу реки перья от убитых птиц, ветер будет сбрасывать их в реку, пух поплывет по реке и своим белым цветом даст тебе знать, что я жив здоров. Если же перья плыть по реке перестанут, значит я мертвый.
Источник — www.ertegi.ru
831

Тайна происхождения этнонима «казак/казах» | Новости Центральной Азии на Camonitor.kz

Если с датой возникновения Казахского ханства (1465/1466 гг.) согласно квалифицированное большинство ученых, то в отношении происхождения названия самого народа «казах» такого же единодушия нет. Данный этноним является уникальным и загадочным в том смысле, что доподлинно неизвестно даже то, какой язык дал ему жизнь, хотя считается, что он имеет древнетюркские корни. Но с таким же успехом можно утверждать и о его древнеиранских или древнемонгольских основах.
Трудный вопрос
Вопрос этот представляет большой научный интерес как с лингвистической, так и с исторической точек зрения. Ответ на него очень труден, во многом гипотетичен и пока что однозначно невозможен.
Признанный специалист в этом крайне запутанном вопросе академик НАН РК Б.Кумеков пишет, что на протяжении двух столетий ученые пытаются раскрыть семантику данного понятия. Однако пока никому не удалось вынести окончательное суждение. Добавим от себя, что и в ближайшем будущем на это нет никаких шансов. Хотя над разгадкой тайны имени «казах» трудились в свое время лучшие научные умы.
Так, историк А.Левшин, которого Ч.Валиханов с полным на то основанием называл «Геродотом казахского народа», констатировал, ссылаясь на мнение восточных историков, что «древность имени «казак» восходит далее от Рождества Христова», что «казаки составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего летосчисления». А современные ему «татарские казаки» были только «подражатели и название их не татарское, а занятое у другого народа». И приходил к выводу о том, что «самое название их как имя собственное народа не подлежит ни переводам, ни этимологическим спорам». Вот так, ни больше, ни меньше.
Сам же Чокан Валиханов писал, что в эпоху формирования Казахского ханства и казахского народа «имя к а з а к… имело значение довольно почтенное и означало возвышенность духа, здравость — соответствовало европейскому рыцарству. Кочевой степняк, для отличия от своих городских родовичей-соседей, узбеков и ногайцев, гордился именем к а з а к а — свободного степняка, кочевого человека». В семантику и морфологию этого специфического военно-богатырского термина он, как видим, предпочел не углубляться.
Большой знаток истории и генеалогии казахов Мухамеджан Тынышпаев также отмечал, что все возможные толкования слова «казак» помимо «разных несуразностей только запутывают вопрос». Поэтому он даже не рассматривал эти «толкования» ввиду их «полной несостоятельности». И прямо заявлял, что искать значение слова «казак» столь же бесполезно, как и попытка найти значение слов «русский», «араб», «француз» и т.д.
Первый казахский профессор истории С.Асфендиаров критиковал односторонние, «лингвистические изощрения и изыскания», считал их совершенно бесплодными и вполне обоснованно говорил, что вопрос о происхождении слова «казах» и казахского народа должен разрешаться «не путем отвлеченных лингвистических толкований», а только путем конкретного исторического анализа.
В 1943 г. была издана «История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)» — первая систематизированная научная история казахского народа. В ее написании участвовали известные советские и казахстанские ученые. Казалось бы, в этом фундаментальном академическом издании по национальной истории происхождению термина «казах» будет уделено первостепенное внимание. Однако вопреки ожиданиям ему было уделено всего около одной страницы. Обозначив проблему «Вопрос о происхождении слова «казах», авторы лишь констатировали, что сам термин восходит к весьма древней основе, происхождение и значение которой до сих пор остаются неясными. Никаких попыток прояснить этот вопрос именитые авторы не предприняли. Остается только гадать, по какой причине. Видимо, по идеологической: опасались быть обвиненными в буржуазном национализме в области языкознания.
То же самое касается других изданий «Истории Казахской ССР» советского периода, разве что в издании от 1979 г. об этом этнониме говорится более подробно. Но тоже отмечается, что точного, однозначного ответа на вопрос о его происхождении в науке как не было, так и нет по сей день.
Вольные люди
Во втором томе «Истории Казахстана» издания 1997 г. академик Б.Кумеков подробно и критически разбирает все версии, пытающиеся объяснить смысл термина «казах». Однако констатирует, что в изложенных мнениях нет ничего нового — они, за редким исключением, основаны на высказанных в прошлом воззрениях.
В начале 2000-х годов российские ученые С.Кляшторный и Т.Султанов предприняли очередную попытку выяснить историко-политологическое и этническое содержание термина «казак». Они традиционно подчеркнули, что в исторической литературе до сих пор существуют самые разнообразные толкования его происхождения. Отметили, что одно из первых упоминаний слова «казак» в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 г. и со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». Тем не менее авторы тоже признали, что пока еще нет надежного этимологического объяснения слова «казак».
Но каково бы ни было его происхождение, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — одинокий, свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, добытчик. То есть, за словом «казак» закрепилось немало самых разных переносных значений: от разбойника и грабителя до удалого героя-молодца.
Таким образом, изначально слово «казак» не имело ни политического, ни этнического содержания, а только социальное. Казаком называли всякого вольного человека, отколовшегося от своего государства, народа и племени, вынужденного по этой причине вести жизнь искателя приключений. Людей, которые вели такой образ жизни (по необходимости или по доброй воле), в степи всегда было немало.
То есть, «казаком» мог стать любой человек, независимо от происхождения, рода и племени, даже принцы крови, например, чингизиды или тимуриды. Как сам Тимур, Тохтамыш, Бабур, Султан Хусейн Байкара, Мухаммад Шайбани, сибирский хан Кучум и другие. Причем, вести образ жизни казака не было чем-то зазорным и предосудительным, наоборот, считалось делом чести и геройства, когда претендент на трон какое-то время своей жизни будет «казачествовать», тем самым подтверждая свое право на власть.
Позже это тюркское слово появилось и в русском языке, а первоначальной родиной славянского казачества являются южные окраины Руси, смежные с Кыпчакской степью (т.н. «Диким полем»). Как известно, казаки были не только тюркские, но и русские (например, донские), украинские (запорожские), литовские (из беглых крымских татар), а также монгольские, могольские, ногайские, кызылбашские и другие. Автор этих строк, защитивший в свое время докторскую диссертацию по истории российского казачества в Казахстане, согласен с такой точкой зрения.
Для обозначения образа жизни казака в восточных источниках появилось существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол «казакламак» — «скитаться», «вольничать». Такие казаки составляли специальные общества казаков, или «джамаат-и казак».
Их упоминания встречаются в трудах многих средневековых мусульманских авторов — как тюркских, так и персидских.
Известный казахстанский востоковед В.Юдин в неопубликованной при жизни статье «К этимологии этнонима казах (казак)» обобщил все ранее опубликованные материалы о происхождении данного термина. Отметив при этом, что результаты научных изысканий все еще незначительны, так как по сей день не удалось даже установить язык, давший жизнь слову «казах».
Варианты этимологий
К настоящему времени учеными предложено более двадцати самых различных этимологий: от «каз ак» и «кыз ак» до «кас сак» и «кай сак» — в зависимости от научных или антинаучных предпочтений их авторов. Такое большое количество бессистемных толкований этнонима «казак/казах» само по себе является доказательством их несоответствия исторической реальности. Потому их и не принимают серьезные ученые. Особенно часто этноним «казак» выводят из слога «сак», хотя между казахами и саками лежит временной разрыв более чем в полторы тысячи лет, что делает такие гипотезы фантастическими и совершенно неприемлемыми.
Общим недостатком всех этих гипотез является внешнее звуковое сходство с прототипом (т.е. «казак» и современным словом «казах»). По этой причине поиски ведутся в пределах заранее очерченной лексической сферы, что априори обрекает такие попытки на неудачу. Против таких поверхностных звуковых сближений различных исторических терминов и этнонимов резко выступал еще академик В.Бартольд.
Такие недобросовестные методические приемы, лежащие за пределами серьезной науки, позволяют, при большом желании авторов, отыскать любой этноним в любую эпоху и в любом географическом районе мира. Таких пошлых и архаичных конструкций, карикатурных примеров предостаточно в современных отечественных публикациях, вышедших из-под пера доморощенных «открывателей Америки». Читая таких авторов, думаешь, то ли серьезно пишут, то ли шутят.
В то время как гипотеза о происхождении любого этнонима может приобрести научный характер только в случаях её адекватности фактам исторической фонетики, семантического соответствия и обязательной регистрации прототипа различными памятниками письменности (каменными стелами, священными книгами, историческими сочинениями, хрониками, свидетельствами путешественников, географов, послов, миссионеров, купцов и т.д.).
Нужно также подчеркнуть, что необходимый массив исторических источников написан на многих разносистемных языках — арабском, армянском, латинском, китайском, монгольском, древнеперсидском, персидском, среднеазиатском фарси, польском, древнетюркском, тюркском, древнеславянском, староуйгурском/чагатайском и других. Поэтому зафиксированы средствами совершенно различных лексикографических систем, что порождает порой непреодолимые трудности для исследователей.
Отсюда понятно, что неудачи, связанные с поисками адекватных ответов на вопрос о происхождении этнонима «казах», в первую очередь связаны именно с этим обстоятельством.
Таким образом, вопрос о времени и месте зарождения слова «казак», а также его семантики продолжает оставаться спорным. В письменных источниках домонгольского периода (до XIII в.) он не зафиксирован. Так, Махмуд Кашгари в своем знаменитом словаре тюркских наречий «Диуани лугат-ат тюрк» (XI в.) даже не называет его. Хотя такое социальное явление как «казаклык» (казачествование), надо полагать, уже существовало в среде кимако-огузо-кыпчакских кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака.
Что говорит история?
Как отмечалось, впервые слово «казак» в послемонгольское время зарегистрировано в письменном памятнике в Египте в середине XIII в. Известно также, что от момента зарождения какого-нибудь нового термина и до его фиксации в письменной речи проходит довольно-таки значительное время.
В XIV-XV вв. все население современного Казахстана именовалось собирательным названием «узбеки», только за населением Жетысу закрепилось особое название «могулы» (до XVI в. регион входил в состав Могулистана). С середины XV в. кочевых узбеков стали разделять на собственно узбек-и шайбан, узбек-и казак и мангытов-ногаев, правители которых (потомки Шайбана, Уруса и Едыге) находились в постоянной междоусобной вражде. Обособление группы племен под названием «казак» или «казах» стало инкубационным периодом для последующего вызревания нового этноса под новым названием.
После откочевки от шайбанида Абулхайра потомков хана «Ак Орды» Уруса — султанов Керея и Джаныбека, которые совершили молниеносный марш-бросок из присырдарьинского региона в Жетысу, за ними закрепилось на новом месте обитания парное название «узбек-и-казак», т.е. «узбеки-беглецы». Как части народа, отколовшегося от материнского этноса узбеков, как вольных жителей степи.
В конце XV — начале XVI вв. под предводительством внука Абулхайра — Мухаммада Шайбани основная масса кочевников-узбеков из Восточного Дешт-и Кыпчака под давлением казахов и мангытов переселилась в Мавераннахр, Ферганскую долину и Хорезм. За ними на новой родине в Средней Азии закрепилось привычное название узбеки, за страной — Узбекское ханство, ныне — Узбекистан. Причем кочевые узбеки под влиянием местных народов и окружающей среды постепенно перешли к оседлости, орошаемому земледелию, торговле и ремеслу, окончательно восприняли ислам.
А откочевавшим первоначально в Жетысу и вернувшимся обратно после смерта Абулхайра кочевникам по политическим причинам потребовалось новое название, которое отличало бы их от ушедших в Среднюю Азию собственно узбеков. Поэтому за племенами, оставшимися в степи под властью потомков Урус-хана, окончательно закрепилось название вольных и свободных кочевников степи — казахи, за страной — Казахское ханство, сегодня — Казахстан.
Причем казахи, в отличие от узбеков, еще в течение нескольких веков были идеальными кочевниками, классической моделью кочевого мира, а слова «казах» и «номад» являлись синонимами.
Хотя господствующей религией у казахов формально считался ислам, они в значительной мере сохраняли шаманизм (тенгрианство), пережитки которого благополучно существуют и по сей день, что говорит о живучести традиционных народных верований и культов.
От «казаков» к «казахам»
Таким образом, слово «казак», имевшее первоначально социальное значение, после откочевки Керея и Джаныбека приобрело вначале политический, а затем этнический смысл, превратилось в новый этноним — казахи, т.е. в самоназвание нового народа. Возникшее в 1465/1466 гг. независимое Казахское ханство стало первым по времени в Средней Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или исторически предками.
С течением времени между кочевыми узбеками Средней Азии и вчерашними узбеками-казахами Казахстана возникли определенные различия в языке, культуре, быте, нравах и обычаях. Хотя некогда это был единый суперэтнос с общей историей, названием, территорией, родоплеменным устройством, хозяйством и бытом. Это и поныне сближает два братских тюркоязычных народа — казахов и узбеков. Не случайно казахи еще долго вспоминали: «Предки мои, начало мое — узбеки».
Казахский этнос имеет очень сложную и разветвленную родовую структуру. Но интересно, что среди казахов не было отдельного рода или племени «казах», в то время как у азербайджанцев, например, есть род «казах», проживающий ныне в Казахском районе этой республики.
Таким образом, на всей огромной территории былого Восточного Дешт-и Кыпчака: от Алтая и Алатау до Жайыка, от Южной Сибири до Ташкента на базе многочисленных местных и пришлых племен и родов сложился многочисленный тюркоязычный народ — казахский, в составе единого централизованного государства — Казахского ханства.
Представляется, что образование самостоятельного Казахского ханства, сложение единой народности и закрепление за ним нового названия, завершение формирования единого языка являются звеньями одного исторического процесса — появления в Евразии в XIV-XVII вв. нового пассионарного этноса — казахского.
Хотя установлено, что история народа и история этнонима порой могут и не совпадать. Однако случай с этнонимом «казах» представляет собой счастливое исключение. Впрочем, на этом приключения нового этнонима не закончились.
Если наши предки всегда именовали себя казахами, то не все соседи признавали такое самоназвание народа. Так, в XVI-XVIII вв. казахи были известны на Руси под именем «казаков», «казачьей орды» или «казацкой орды». После вхождения в состав царской России казахов, чтобы не путать с русскими казаками (оренбургскими, сибирскими, уральскими и семиреченскими) и собственно тянь-шанскими кыргызами, стали называть «кайсаками», «киргиз-казаками», «казак-киргизами», «киргиз-кайсаками», а в обиходе просто «кыргызами». Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 г., которая вернула казахам их истинное название. Правда, не сразу.
В августе 1920 г. Советским правительством был издан декрет «Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики» в составе РСФСР. Т.е. в наименовании первой советской республики казахского народа по инерции сохранилось прежнее название «киргизы». В апреле 1925 г. усилиями национальной интеллигенции было восстановлено исторически правильное название народа — казахи, и Киргизская АССР была переименована в Казакскую АССР, население стало именоваться «казаками». Так как в русском языке тогда было принято написание «казак», а не «казах» и, соответственно, Казакстан, а не Казахстан. 9 февраля 1936 г. президиум КазЦИК набрался смелости признать более точным написание названия народа — «казахи» и, соответственно, страны — Казахстан. С чем Москва вынужденно согласилась, чтобы окончательно отличать тюрков-казахов от русских казаков.
Такова извилистая и запутанная судьба современного этнонима «казах», который, несмотря на все исторические перипетии, проявил удивительную жизнестойкость, сохранился в первозданном виде и дошел до наших дней. А ведь мог и исчезнуть, как это не раз бывало в истории.

Казахская легенда о происхождении музыки

Когда-то давным-давно, в незапамятные времена, ни один из народов, заселяющих нашу голубую планету, не знал, что такое стих и музыка. А что за жизнь без складной речи и льющихся звуков? Скучная и однообразная, без улыбок, смеха и радости. А потому, не знал род людской, что такое праздники, игры и веселые застолья. Люди ходили мрачнее тучи, тяготила их сердце злая тревога и немая тоска, ибо не могли они спеть песню, чтобы рассеять все печали и невзгоды. Если в дом человека стучалась беда, он всю жизнь оставался несчастным и умирал в смертной тоске, потому что в те далекие времена песня была далеко от земли. Она ютилась где-то высоко в белых и пушистых облаках, и услаждала слух бескрайнего синего неба.
А тем временем на земле не пели птицы, не звенели ручьи, стремительно несущиеся с высоких гор, и сколько бы ни играл резвый ветер с пушистыми кронами деревьев – они не издавали ни звука. Нависшую над выжженной палящим солнцем степью тишину лишь изредка нарушал вой бури, поднимающий столбы пыли до самого горизонта, ибо в те года земная природа тоже не знала, что такое песня.

Но однажды прекрасная, чарующая, таинственная и могущественная песня решила покинуть свой небесный дом и отправиться в путь. Что побудило ее познакомиться поближе с вселенной – до сих пор неизвестно, но песня отправилась в свой первый полет над землей. Может быть, ей наскучило пребывание на такой недосягаемой высоте? Или, возможно, она просто захотела взмыть над широкой степью под отчим небом? А может, ей стало жаль несчастных людей, не знающих радости и искусства, и она решила помочь им? Сегодня точно никто не скажет, но песня уже летела над полями, лугами, морями и океанами. Иногда она летела очень низко над землей, так, что чувствовала ароматы полевых трав, а иногда взмывала к небесам, ласково заигрывая с нежными порывами ветра, а то и совсем терялась в синих высотах, утопая в кудрявых облаках. В тех местах, где песня летела низко, люди слышали ее, запоминали незнакомые, но такие близкие сердцу напевы, и повторяли их, чтобы сохранить в своей памяти навечно. Там, где она пролетала повыше, народы смогли запомнить лишь малую часть ее богатого наследия. А люди, над которыми песня промчалась совсем высоко, так и не узнали, что такое песня и музыка. Повезло народу казахскому, долго кружила над ним песня, задевая крылом его цветущие степи…
Источник: soundtimes.ru

Казахские легенды и мифы

Поражает и удивляет своими первозданными творениями природа Казахстана. Ведь именно в этой стране почти о каждой достопримечательности слажена легенда. Одним из таких удивительных мест является «Роща танцующих берез» в национальном парке Боровое. О появлении этой рощи существует множество различных легенд. Одна из них гласит, что когда-то, в давние времена у подножия горы Бурабай жил народ, который часто устраивал многолюдные празднества с различными конкурсами, сопровождающиеся песнями и танцами. Посмотреть на столь веселый народ захотелось и хану. Но появиться в своем собственном обличии он не мог, так как знал, что как только они увидят его, будут смущены и не смогут вести себя также непосредственно. Поэтому на праздник он отправился с одним лишь охранником, переодевшись в обычную одежду. Когда праздник был в самом разгаре, на поляну выбежали девушки одна краше друго…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *