Легенда о происхождении могилева

ЛЕГЕНДЫ О ВОЗНИКНОВЕНИИ МОГИЛЁВА — 13 Февраля 2010 — stl

Normal
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE


Могилёв
расположен на берегу Днепра в восточной части Белоруссии в 201 км от Минска. Город был основан в 1267 году, когда в месте впадения в
Днепр реки Дубровенки возвели крепость. К 17 веку крепость имела 12 башен, но,
к сожалению, до наших дней она не сохранилась

Существует много легенд и преданий о возникновении
нашего города:

1)
Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу
был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной
силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но
когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за
причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей
женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и
насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город
здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться
Мышаковской или «Мышаковкой». В настоящее время на Мышаковке расположен
микрорайон Юбилейный.

2) В
некоторых публикациях нашего времени наименования Могилев связывают с
погребением здесь Киевского князя Льва Даниловича по прозванию «Могий Лев»,
то есть могучий лев. Лев Данилович князь Галицкий, но не Киевский, никогда не
был в Могилеве, умер в 1302 году в столице своего княжества городе Львове и
никогда «могием» не назывался. Слово «Могий Лев» имеет совсем
другое значение и происхождение.

3) В рукописном
оригинале хроники Могилева один из летописцев, Т. Сурта на обороте 3-го листа,
а последующий летописец Трубницкий на 67-м листе указали, что нет никаких
сведений, откуда Могилев получил свое название. По их мнению, название города
произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» — могучий лев, так как на
протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам.

Легендарный Могилёв – Детям о Могилёве


Яго высокую магілу –
Дзе лес ды вецер панаваў –
Знаць, што вялікую меў сілу,
“Магілай Льва” народ назваў.
Над ёю з часам дрэвы палі,
І горад вырас, як с зямлі,
Яго Магілевам назвалі,
Бо йнакш прыдумаць не маглі.
Янка Купала
“Магіла льва”
ород  Могилёв, как и многие другие города с богатой историей, имеет свои тайны и легенды.
Если мы обратимся к летописи Могилёва, то узнаем, что практически нет никаких сведений о происхождении названия Могилёва. Как доказательство безграничной фантазии человека, подлинные сведения заменили легендами. Их у нашего города несколько. В этих легендах вымысел переплетается с воспоминаниями об отдалённых исторических событиях.
Одна легенда гласит, что название Могилёва произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» – могучий лев. На протяжении многих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам.
Другая из них связана с именем князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). По его велению в 1267 году был построен замок.
Ещё одна красивая легенда рассказывает нам о могучем льве. Однажды огромный хищник напал на отряд охотников.

Вождь вступил в поединок с диким зверем. Смертельно раненый лев успел вонзить когти в горло вождя. Тело вождя по обряду было сожжено на погребальном костре. Могучее тело царя зверей зарыли на высокой горе. Со временем на Горе-Могиле вырос город, которому дали имя Могилёв.
Согласно самой распространённой легенде, некогда в наших краях жил атаман Машека. Был он могуч, как лев. Когда богатый хозяин отнял у него невесту, Машека стал мстить за причинённую обиду. Но предательство возлюбленной его погубило. Похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место назвали «Могила Льва», а город на нем основанный – Могилев.

Читай легенду здесь. Кликай!

В парке им. Горького по правую сторону от аллеи, ведущей к храму,  установлен идол в виде каменной головы человека азиатской внешности с обрубленным носом, которого некоторые экскурсоводы по недоразумению называют «Машека».

Существует легенда, которая гласит, что своим возникновением Могилёв обязан ученику Иисуса Христа апостолу Андрею Первозванному.

Людей с древности влекли холмы, на которых возник Могилёв – на – Днепре, причём место это благословил сам апостол Андрей Первозванный (подробнее о нём читай ЗДЕСЬ): «Святой апостол увидел Днепр, который вблизи Херсона впадал в море и поплыл по нему на ладье. Доплыл по Днепру до высоких и безлюдных гор, где ныне Киев, основанный позже, года через четыре, благословил их и святой Крест установил. Эти горы не прерываясь тянутся полосою на несколько сотен вёрст вверх Днепра, на них и Могилёв возник. В самом верховье Днепра апостол не смог плыть на ладье по реке, перебрался на озеро и поплыл к Великому Новгороду, а оттуда в Рим. Не обошло благословение гребца святого апостола Андрея и горы, где ныне стоит Могилёв».
Литература:
Борисенко, Н.С. Могилёвщина – мой любимый Приднепровский край : (сборник экскурсий). Части I-II./ Николай Борисенко. — Могилёв: Могилёвская областная укрупнённая типография, 2007. — 832 с.: ил.
Древний Могилёв: Путешествие во времени для маленьких / составители: Н. Р. Андреева, И. Л. Баранова. — Могилёв: Детская библиотека-филиал им. А.С. Пушкина, 2012. — 32 с.: ил.
Курков, И.Н. Могилёвщина: Легенды. События. Люди / Илья Курков, Игорь Пушкин. — Минск: Медиафакт, 2004. — 302 с.
Магілёўшчына: назвы населеных пунктаў паводле легендаў і паданняў / складальнік А. М. Ненадавец. — Мінск: Беларусь, 2002. — 416 с.: іл. — (Мой родны кут).

Глава 2. Начало. Легенды об основании Могилева

В рукописном оригинале хроники Могилева один из летописцев, Т. Сурта на обороте 3-го листа, а последующий летописец Трубницкий на 67-м листе указали, что нет никаких сведений, откуда Могилев получил свое название. По их мнению, название города произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» — могучий лев, так как на протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам.
Однако существует ряд легенд о возникновении названия города.
Одна из них связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Согласно сообщению Могилёвской хроники в 1267 году на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя был построен замок. Возле этого строения стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка. Правда, в одной из памятных книжек Могилевской губернии за 1861 год указывается, что по преданию основание города связано не с возведением замка, а с построением церкви.
Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего).
Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва», а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Мышаковской или «Мышаковкой». В настоящее время на Мышаковке расположен микрорайон Юбилейный.
Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва», которая заканчивается следующими строками:
«… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
«Могилой льва» народ прозвал.
Над нею — скоро иль не скоро –
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев.»
Легенда продолжает жить и сегодня — недавно в Областном драматическом театре состоялась премьера пьесы «Машека» Сергея Ковалева.[1.].
Глава 3. Детство города (V-XV вв.)
Местность нынешнего Могилева была населена уже в V столетии. Во всяком случае, в XI в. заселение здесь уже имело место, чему есть доказательства.
В XII в. Могилев, потенциально, являлся центром феодального заселения – возможно, он осуществлял и деятельность в качестве укрепления. Обнаружение предметов, присущих монголо-татарам, приносят предположение, что они повинны в разрушении города.
Первое сообщение о Могилеве в летописях относится к XIV в. В это время город входил в территорию ВКЛ. В конце данного столетия Могилев оказался в составе земель Ядвиги, как указано выше, супруги Ягайло. По преданию, Польше жизненно требовалось воссоединение с ВКЛ. Для этого Ядвиге и Ягайле требовалось обвенчаться.
Противоречия городских верхов и простых горожан приводили к общественным конфликтам, что наиболее ярко проявилось в Могилевских восстаниях 1606—1610 гг.
С конца XVI в. в связи с Реформацией, Контрреформацией и введением Брестской унии 1596 г. в Могилеве обострилась религиозная борьба. Подавляющее большинство могилевских мещан исповедовало православие, для его защиты создавало свои организации — братства. В 1597 г. создано братство при Спасской церкви, позже при церквях Преображенской (1605 г.), Богоявленской (1633 г.) и др. Они значительно влияли на формирование образования.
В Северную войну 1700—1721 гг. Могилев пострадал от шведских и российских воинов. В 1745 г. в городе был 1301 дом, около 10,5 тыс. жителей. С 1772 г. после 1-го раздела Речи Посполитой в составе Российской империи, центр новосозданной Могилевской губернии. С назначением в 1773 г. С. И. Богуша-Сестранцевича бискупом Могилевской Римско-католической епархии город стал центром всех католических приходов Российской империи. В 1774 г. Богуш-Сестранцевич основал здесь Могилевское издательство.
Заключение
Археологическое изучение Могилевщины берет свои истоки с начала XIX в. Большой вклад в это дело внесли в дореволюционное время Е.Р. Романов, в довоенный период – К.М Поликарпович, А.Д. Коваленя, А.Н. Лявданский, В.Р. Тарасенко.
В последние десятилетия наиболее значительные археологические исследования провели Л.В. Алексеев, И.И. Артеменко, В.Ф. Копытин, И.А. Марзалюк, А.А Метельский, Л.Д. Поболь, Я.Г. Риер, А.А. Седин и др.
В результате получен значительный материал, характеризующий материальную культуру минувших эпох, вышла из печати многочисленная научная и научно-популярная литература.
Археологические памятники Могилева являются значимой частью историко-культурного наследия и богатейшим источником познания материальной культуры, хозяйственной деятельности и общественных отношений населения региона начиная с самых древнейших эпох. Наш долг – сохранить для последующих поколений этих свидетелей седой старины.[4.].
Список литературы
1. Марзалюк, І. А. Гарадзішча Змяёўка (Пелагееўскае гарадзішча) у Магілёве. Археалагічнае даследаванне / І. А. Марзалюк, Я. Р. Рыер. — Магілёў : УА «МДУ імя А. А. Куляшова», 2010.
2.Могилевский портал [Электронный ресурс]/ Восточная Беларусь. Поднепровские и посожские города. – Могилев, 2014. — Режим доступа: http://www.mogilev.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.
3. О. Левко. Археологическое наследие Беларуси . Изд-во «Беларуская навука». — 2012.
4. Могилевский портал [Электронный ресурс]/ Древнейшая история Могилевщины. – Могилев, 2014. — Режим доступа: http://www.mogilev.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.
5. Могилевский деловой портал [Электронный ресурс]/ Археология. Предыстория. – Могилев, 2010. – Режим доступа: http://www.0222.by. – Дата доступа: 20. 06. 2015.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 2102 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Quot;Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» (3:12)
Quot;Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос; жене глава — муж; а Христу глава — Бог» (11:3)
А. ШЕСТАЯ ГЛАВА ОТКРОВЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СОБЫТИЯМИ 6-ой ПЕЧАТИ
Анализ причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследования
Анализ причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследования
В основании лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой функцией компании, как производителя товаров и услуг
Гл III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви
Глава 1 — ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
Глава 1 Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
ГЛАВА 1 МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Глава 1 Понятие и предмет общей теории права
Глава 1 Теоретические основы подготовки и повышения квалификации персонала в организации
Поиск на сайте:
© 2015-2019 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Откуда Пошло Название Города Могилев?

Есть и легенда о возникновении города.
Раньше на этом месте стояли дремучие леса. Припяти совсем не было. Текла через леса большая могучая река Струмень. Теперь от нее и следа не осталось.
И вот в этот край, богатый зверем и рыбой, пришел князь Тур с войском.
Лег он однажды спать на горе. Заснул и видит, будто лежит он на поднятом возу, а вокруг -города. И понял князь: сон вещий. Нужно ставить город. Строительство шло быстро: сначала насыпали толстый слой речного песка, на него мелкого угля в три аршина. Потом сверху положили пласт березовой коры, сверху коры насыпали битых горшков, сверху звериных костей. Все это засыпали рыбьей чешуей и землею. Посредине вырыли колодец.
После Тура, говорит легенда, был князь Комар, после него — княгиня, имя которой забылось. Известно только, что была она великой волшебницей. Когда на Туровщине началась чума, приказала княгиня закопать в землю немого человека, живого бобра и живого медведя. Потом над ними накидали гору, которую назвали Бобруйковой.
Подходили к Туру разные вороги, но колдунья-княгиня была настороже. Пришло раз большое войско, обложило весь Туров. Княгиня сделала щетку из свиной щетины и бросила ее за городские ворота. Врагу показалось, что вдруг вырос высокий камыш. Бросила она куриное яйцо, а врагу показалось, что разлилась могучая река.
Туров был тогда большим городом — стояло в нем сорок пять церквей.
Брест
У впадения реки Мухавец в Западный Буг находится город Брест, ранее Берестье. Летописные воспоминания о нем с 1019 г. Был он, несомненно, пограничной крепостью, входил до второй половины XII в. в Туровское княжество, затем в состав Волынского.
По преданию, город возник так. Вез купец свой товар в Литву да завяз в болотах. Не выбраться. Стал он драть бересту и настилать ею гать. А когда, выбравшись, съездил в Литву, поставил на этом месте капличку-часовенку. И начали к той капличке, как к святому месту «на бярэсце» ездить люди. Место было тихое, разным ворогам неизвестное. Оседали потихоньку здесь люди, а постепенно и город заложился.
Могилёв
Жизнь Могилева началась не позднее V в. О названии города существует ряд легенд. Одна из них связана с князем Львом Даниловичем. Другая — с богатырем Машекой, над могилой которого насыпан курган, названный «могилой льва». Об этом написана поэма Янки Кулалы.
Суть легенды такова. На том месте, где теперь Могилев, стоял  темный непроходимый лес, от него и  Днепру было тесно. Жил в лесу разбойник  по имени Машека. Обладал он такой силой, что одной рукой останавливал экипаж, ухватив за колесо; вырывал с корнем могучие сосны. Ходил он в медвежьей шкуре. Народ был тогда не слабосильный, но все боялись Машеку. А какой ужас наводил он на села! Приходил, не таясь, и брал, что ему было нужно. Не раз выходили ловить его целые полки, да где что отыщешь в непроходимом лесу! Но и на Машеку пришла погибель. Чего не могли сделать сотни людей, сделала одна женщина.
Ехала однажды по дороге плетеная бричка, запряженная вось¬мериком. В ней сидели молодой мужчина с миловидной женщиной. Тут вдруг появился на дороге Машека, остановил бричку, убил кучера. Мужчина, сидевший в бричке, с размаху опустил свою саблю на голову Машеке, но она лишь лязгнула о стальной шлем. Машека кулаком пригвоздил мужчину к месту. Взглянув на женщину, Машека окаменел: это была та, что отклонила его любовь и заставила подружиться с ветром. Опомнившаеь, он взял женщину на руки и отнес в свою берлогу. Скоро она пришла в себя и стала думать, как ей выбраться. Прикинувшись послушной, она усыпила недоверие разбойника. И вот однажды, когда Машека уснул, она воткнула нож в его горло. Потом выбралась на дорогу, долго шла и, наконец, увидела людей. Место, где закопали разбойника, назвали могилою льва. А когда там вырос город, он стал зваться Могилевом.
Гомель
Гомель (Гомий) возник в конце первого тысячелетия на землях восточно-славянского союза племен радимичей. Его детинец располагался на территории, омываемой водами реки Сож и водами ручья Гомеюк — от название которого предположительно произошло название города. Высокий левый берег Сожа и глубокие овраги с крутыми склонами, его изрезавшие, создали естественное укрепление. Недолгое время город был центром Гомельского княжества, затем в составе Черниговского княжества. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1142 годом как владение черниговских князей. Гомель был ненадолго взят смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, однако затем его занял Изяслав Давыдович, после смерти которого в 1161 году он перешёл к Ольговичам. В XII—XIII веках площадь города составляет не менее 40 га, в нём развиты различные ремёсла, торговыми связями связан с городами южной и северной Руси. По археологическим данным город сильно пострадал во время татаро-монгольского нашествия в 1-й половине XIII века.
Происхождение названия города Существует не менее шести версий происхождения названия Гомеля. Самая правдоподобная — имя ему дал ручей Гомеюк, впадавший в реку Сож у подножия холма, где и было основано когда-то первое поселение. В пользу этой версии говорят многочисленные аналогии в названиях городов Белоруссии: Минск — на Менке, Полоцк — на Полоте, Витебск — на Витьбе. Согласно другой версии название города происходит от слова «гом», которое могло означать либо холм или овраг, либо быть именем князя или рода, основавших древнее поселение. По версии, бывшей популярной в советское время, название города будто бы пошло от следующей истории: плотогоны, проводившие по реке Сож плоты, предупреждая друг друга об опасности напороться на песчаную отмель, кричали «Го! Го! Мель!». Самая последняя версия, предложенная некоторыми современными исследователями, указывает на происхождение названия Гомель от старинной белорусской формы приветствия: «Даць у гомель», что означает «стукнуть кулаком в плечо».
Рогачёв
Город Рогачев — один из древнейших городов Белоруссии. Ему более 860 лет. В 1142 году о Рогачеве сделана первая запись в Ипатьевской летописи. Тогда он входил в состав Черниговского княжества.
На территории района вдоль  рек Днепра и Друти встречаются остатки древнейших «селищ» и «городищ». При раскопках найдено много ценных археологических находок: каменные топоры, молотки, кремневые стрелы. Находки свидетельствуют о том, что люди жили в этом районе еще в каменном веке.
Как предполагают исследователи, слово «Рогачев», возможно, происходит от литовского «рагас», означающего святыню, алтарь. А может быть, это название образовалось, потому, что он стоит на рогу, между руслом Днепра и устьем Друти. В конце ХIII столетия Рогачев вместе с Оршею стал частью Великого княжества Литовского. Под властью литовских князей город находился почти до конца ХV века.
В 1499 году великий князь литовский Александр Каземирович подтвердил право владения Ивана Васильевича на Городок Клецк и Рогачев. В 1508 году эти города перешли во владение сына Ивана Васильевича — Фёдора Ивановича, который получил в качестве приданного за жену Алену еще и Пинск. В 1522 — 23 годах все Пинское няжество перешло во владение жены польского короля Сигизмунда I — королевы Боны. Больше тридцати лет управляла Бона своими владениями, в том числе и Рогачевом. Люблинская уния, подписанная в 1569 году объединила Великое княжество Литовское и Польшу в одно государство Речь Посполитую. В 1564 году во время руско-польской войны Рогачевский замок был взят штурмом и сожжен царскими войсками, а город разрушен.

История Могилева :: Основание

Как произошло название города Могилёв?

В рукописном оригинале хроники Могилева один из летописцев, Т. Сурта на обороте 3-го листа, а последующий летописец Трубницкий на 67-м листе указали, что нет никаких сведений, откуда Могилев получил свое название.
По их мнению, название города произошло от сочетания двух слов «Могий и Лев» — могучий лев, так как на протяжении предыдущих столетий город, как могучий лев противостоял войнам, бедствиям и невзгодам.
Однако существует ряд легенд о возникновении названия города.
Одна из них связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев) . Согласно сообщению Могилёвской хроники в 1267 году на излучине Днепра при впадении в него речки Дубровенки по велению князя был построен замок. Возле этого строения стали селиться рыбаки, ремесленники и торговцы. С той поры многое изменилось, не стало старого замка. Археологам так и не удалось обнаружить следы этого замка. Правда, в одной из памятных книжек Могилевской губернии за 1861 год указывается, что по преданию основание города связано не с возведением замка, а с построением церкви.
Некоторые исследователи считают, что название Могилева происходит от имени Полоцкого князя Льва Владимировича (Льва Могучего) .
Согласно самой известной легенде, некогда на месте Могилева, в бескрайнем лесу был разбойничий притон атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывавший с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином, но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека взбунтовался и стал мстить за причиненную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей любимой, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на высоком берегу Днепра и насыпали над могилой курган. Место получило название «Могила Льва» , а город здесь возникший, имя Могилев. Расположенная недалеко гора, стала называться Мышаковской или «Мышаковкой» . В настоящее время на Мышаковке расположен микрорайон Юбилейный.
Известный белорусский поэт Янка Купала, вдохновившись романтикой легенды, написал поэму «Могила Льва» , которая заканчивается следующими строками:
„… И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
„Могилой льва“ народ прозвал.
Над нею — скоро иль не скоро –
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилев. “
Легенда продолжает жить и сегодня — недавно в Областном драматическом театре состоялась премьера пьесы «Машека» Сергея Ковалева

Легенда – Детям о Могилёве


а том месте, где теперь стоит Могилёв, рос непроходимый лес, который не пропускал даже солнечные лучи. От него и великому Днепру было тесно, а Днепр в то время был очень широкий, сердитый, не то, что сейчас. И жил в том лесу страшный разбойник  Машека. Говорили, он обладал такой нечеловеческой силой, что одной рукой останавливал экипаж с восьмёркой лошадей на полном скаку, вырывал с корнем высокие сосны и толстоствольные дубы, как будто колосья. Деревья те потом так и догнивали на земле, так как грабителю они были не нужны. Ходил Машека в сшитых медвежьих шкурах, вывернутых шерстью наверх. Из оружия имел он  только булаву, но такую тяжёлую и огромную что и десять богатырей  не то что поднять, даже  от земли не смогли б её оторвать. Речку, которую встречал на своём пути и не мог переступить за один раз, карал, будто живое существо, – кидал в неё здоровенные камни пока в одном месте не образовывался высокий завал. По нему и переходил  речку Машека  и, посмеиваясь, приговаривал:
– Будешь знать, как меня не пропускать. Воду разлила, не пройти, не переступить. Никто в мире не отважится так со мной вести себя. Теперь и тебе, и твоим сёстрам – речкам и криничкам – наука на будущее будет…
Люди тогда намного сильнее и здоровее были, чем сейчас, много было богатырей, но они боялись выйти один на один с Машекой. Один только раз мальчишка, которого звали Ветром, осмелился кинуть вызов лесному владельцу:
– Чего ты прячешься, Машека? Выходи, будем в открытую биться!
Зашумел густой лес, затрещали деревья, задрожала земля от мощного топота, и послышалось:
– Иду! Иду! Чего так спешишь? В могилу я тебя в любом случае загоню! Куда тебе до меня?
– Не хвались, выходи! Привык нападать внезапно на лесных дорогах, грабить среди ночи, а до настоящего поединка у тебя дело не доходило…
– Хочешь сказать, что у меня с тобой настоящий поединок получится?
– Увидим… Не хочу больше терпеть и смотреть на муки людские, которые ты, злодей, им несёшь!
– Ишь ты, разговорился. За всё сейчас мне заплатишь…
– Не пугай. Если бы боялся, не вышел бы с тобой один на один.
– Смелый ты человек, и я предлагаю быть товарищами. Ещё больше людей в подчинении и страхе держать будем.
– Не по мне это, Машека. Не хочу людскую кровь проливать.
– Ну, смотри… Смотри, пока ещё не поздно. Могу отпустить и даже твои обидные слова прощу…
– Не хочу такой щедрости от грабителя.
– Ну, если так…
– Только так и не иначе. Только так.
Машека впервые видел человека, который не только не боялся его, но и вызывал на поединок.
– А на чём биться будем? Какое оружие выбираешь?
– У тебя же булава?..
– Ну…
– Вот и я себе прихватил, её и стану от тебя отмахиваться.
Начали они биться. Машека сразу убедился, что перед ним достойный противник, что Ветер не просто хвалился, а по-настоящему обладал неимоверной силой и его удары ничем не отличаются от Машековых. Бились  почти полдня, но никто не желал уступить. Лесной властитель взмокрел тяжело дышал и ждал момента когда Ветер ослабеет. Создавалось впечатление, что тот, наоборот, с каждым ударом откуда-то брал силу.
Неизвестно, сколько ещё бились бы они, если бы  не повезло разбойнику – Ветер поскользнулся и упал на спину.
– Проси жалости, – прогудел над ним лесной владелец, высоко поднявши булаву.
– Только не у тебя, оборотень! – гневно блеснул глазами Ветер.
Это были последние слова богатыря, а в следующий момент булава ударила в грудь и чистая душа отправилась в самое святое место на небе, отведенное ей самим Богом за то, что  осмелился выступить против вампира, который не побоялся его и боролся за счастье и радость людей.
Машека сел возле тела убитого соперника. У него не было больше сил, всё тело дрожало от страшного напряжения. Он глядел на Ветра и думал, потом дотянулся рукой к булаве и подтянул к себе.
– Она и на самом деле не легче моей. Он действительно обладал силой, вот бы мне товарищем был. А так… Посреди этой поляны и оставил его.
Разбойник  устал и, пошатываясь пошёл прочь от страшного места, где чуть не нашёл свою смерть. А там, где осталось лежать тело Ветра, через некоторое время из земли забила студеная криница, и такая чистая, такая прозрачная, что люди воду эту только на лечение и брали.
Машека продолжал свои злодеяния, наводя ужас на жителей местных поселений. Он, не боясь, приходил в каждую деревню, брал, что ему было нужно – животных или предметы, – и даже не смотрел на хозяев, как будто их не существовало. Говорили, что достаточно было ему посмотреть на детей, как те начинали плакать и кричать, такой страшный  и ненавистный был его взгляд. Уходя,  Машека не забывал пошутить – слегка стукал кулаком в угол постройки, она тут же и рассыпалась по брёвнышку, как будто её сильный гром побил. А из далёкой пущи слышался довольный рогат Машеки:
– Ну что, съели? Что хочу, то и делаю, и не вам меня учить. Не мне вам подчиняться.
Со временем сельчане немного осмелели – начали собираться в большие отряды, чтобы разобраться с Машекой. Но и разбойник был не глупый. Как только замечал большое количество вооружённых людей, то прятался в свою берлогу, выкопанную под старым дубом, и, притаившись, ждал, когда последний человек мимо пройдёт. А люди, ища разбойника, попадали в непроходимую глушь и гибнули, так как не могли найти дорогу назад. Некоторым, правда, везло прожить чуть дольше, только  и их подкарауливал Машека и добивал обессиленных и похудевших, по одному.
Так и жил, так и властвовал. Но пришла смерть и к нему. Только не от богатыря, не от здоровенного  молодца, который победил разбойника, а … от девушки.
Когда он жил ещё среди людей и не враждовал с ними, у него была девушка. Звали её Предслава. Вот одним вечером привиделась она лесному властителю. Присел он под дубом и задумался. Жаль ему было девушку, так как знал он, что отдали её силой замуж за богатого князя,  поэтому сидит она где-то в душной комнате, не пускают её прогуляться, не дают возможности отдохнуть душой каждый час проверяют, чтобы не сбежала или не подумала сделать с собой что-то плохое. Подпёр Машека ствол дерева и рассуждает: «Ох, любовь моя, Предслава моя, солнышко красное. Если бы ты была здесь, утешила бы меня…  Зажили бы мы с тобой…»
Сидел, сидел и незаметно уснул. И снится ему, что плывёт светлое облачко по небу из-за которого выплывает белая фигура женщины. Устремился было к ней, но из-за той тучки показалась ещё одна фигура – чёрная, с блестящим шлемом на голове. Не по себе стало разбойнику. Он выразительно увидел, как Предслава кинулась к чёрному рыцарю, и их губы слились в поцелуе. Ринулся Машека к тому рыцарю и начал с ним биться. Лупил соперника по чём попало, покуда тот не упал, и красная кровь потекла на землю. Бледная Предслава стояла перед ним. Пожалел её тогда Машека, не убил, так тресло красавицу от страха. Плюнул и пошёл куда глаза глядят. Только и произнёс на прощание:  «Живи себе…» – «Но…» – устремилась было она, и в этот момент лесной хозяин проснулся и вскочил на ноги. – «Как сладко я спал. И какой удивительный сон приснился. Столько времени не видел Предславу, а тут… Как живая стояла… Что это значит?..»
Но никто не мог ответить на этот вопрос, и Машека потихоньку  пошёл в свою берлогу. Лёг, но сон не приходил. Тогда разбойник перевернулся на другой бок и произнёс: «Пойду на дорогу. А вдруг кого-нибудь перестреляю, обворую, и на душе станет легче…» Выбрался на дорогу, притаился в кустах и смотрит себе, как высоко в небе горят яркие звёзды.  Нечто вечное виделось ему в этом. Потянулся Машека и тут услышал шум колёс по неровной дороге. Вскоре разбойник увидел красивую карету, запряжённую шестью лошадьми. Когда карета с ним поравнялась, напрягся Машека и  схватил её за заднее колесо. Лошади застыли на месте.
В карете сидел молодой мужчина, а на козлах возвышались здоровенные лакеи и фурман. Но такая сила против Машеки была не сила, а насмешка. Двоих лакеев он убил одним ударом, а фурману досталось ногой так, что тот, как будто какая-нибудь баба-яга в ступе, рванув, полетел шагов на  тридцать. Разбойник кинулся к дверям кареты, рванул ручку на себя и… в грудь ему воткнулось остриё сабли.
– Прочь с дороги, негодник! – заорал красивый мужчина.
– Ты что, родной, забыл, где находишься? – спросил Машека.
– С дороги!
– Надоел ты мне! Бросай саблю и выходи, может и подарю тебе жизнь…
– Со своим прощайся! – заревел мужчина и, замахнувшись, ударил саблей разбойнику по голове.
То, что произошло было, видимо, неожиданно для того, кто был в карете, – сабля, коснувшись густых волос на голове у Машеки, разлетелась на несколько кусков.
– Допрыгался? – Машека, казалось, не удивился, а воспринял всё как должное.
У незнакомца заскрипели зубы, но его испуг не подействовал на Машеку.
– Прщайся с жизнью, гад! – крикнул разбойник и так ударил человека по голове своим огромным кулаком, что тот и дух выпустил.
– Вот так-то лучше, а то – размахался…
Машека двинулся к карете, надеясь найти там ценности, и остолбенел: прямо на него смотрела… его Предслава. Она нисколько не изменилась, наоборот, стала ещё более красивой, возмужала. Машека, впечатлённый, промямлил:
– Предслава…
– Я.
– Почему ты здесь?
– Так…
– Кто это был?
– Мой муж.
– Тот самый князь?
– Он.
– А как же наша любовь?
Предслава притихла, глаза её заморгали, и казалось, она вот-вот заплачет.
– Не надо, всё прошло, Предслава. Не надо, тем более что ты предала нашу любовь. Ты про это забыла а я не забуду до конца жизни…
Женщина вылезла из кареты и приблизилась к Машеке.
– Зачем ты так?
Она коснулась рукой плеча здоровяка, и тот сразу обмяк, притих.
– Думаешь, только ты про всё помнишь?
Разбойник не отвечал.
– Сколько я выплакала, сколько времени меня из душной комнаты не выпускали… Никто про это не знает, потому что я никому не говорила.
Машека вздрогнул.
– Скажи мне, почему ты такой жестокий? Зачем столько невинных людей избил-покалечил?
Разбойник и на это ничего не ответил.
– Молчишь? Я тоже молчала, ничего не отвечала князю когда он ко мне подходил и выспрашивал, согласна ли я выйти за него замуж…
– Молчала? – подхватил разбойник.
– Да.
– Но согласилась.
– Согласилась, потому что принесли отсеченную голову и сказали, что твоя. Мол, словили и наказали.
– Неужели ты мою голову узнать не могла?
– Почему нет? Узнала бы. Только когда глянула, то сразу упала в обморок, а потом мне её не показывали…
Они замолчали. Молчала женщина, молчал и Машека.
– Забирай меня с собой, родной, – неожиданно зашептала Предслава.
Разбойник, не помнящий себя, схватил женщину в охапку и понёс в своё логово. Но хитрая Предслава не так просто предлагала Машеке провести вместе ночь. Она придумала план – уничтожить ненасытного грабителя, которого когда-то горячо любила. Прикинулась добродушной, кроткой, и разбойник ей доверился. Когда он уснул крепким сном, то Предслава осторожно достала большой нож у Машеки из-за пояса и со словами: «Так тебе и надо, оборотень!» –  глубоко всадила его разбойнику в грудь. Тот пару раз дёрнулся и заснул навсегда.
Предслава собралась и пошла в сторону дороги чтобы встретить людей. Это ей удалось сделать только средь бела дня. Привела их красавица к тому проклятому месту, там с большим позором закопали Машеку и назвали место «Могилой льва».
Недалеко от той могилы нашли высокую гору, которая была полита кровью и усыпана костями невинных жертв зверств Машеки. Эта гора и в наши дни называется Машековкой, и на ней находится старое городское кладбище.
После Машеки тут жило много разбойников, для уничтожения которых властители этого края выделили гору как место ссылки опасных злодеев.
Ссыльные делали своё дело – высекали густой лес – и тем самым вынуждали уходить отсюда разбойников. Позже на том месте основали город, который, то ли от могил убитых грабителями людей, то ли от могилы льва – Машеки, назвали красиво – Могилёв.

1. Могилев. Довоенная история. Часть 1

С конца XV в. Могилёв быстро рос, о чём свидетельствует появление в письменных
источниках выражения «мужи могилёвцы», употреблявшегося ранее только
для полоцких влиятельных купцов, а также строительство нового замка. По сообщению
Баркулабовской летописи, «лета 1526 болший замок зароблен», что подтверждается
археологическими раскопками. Площадь замка более 1 га. По периметру замок был
укреплен песчано-глинистым оборонительным валом. В XVI в. замок имел деревянные
укрепления срубной конструкции. Он охранялся ночью «кликунами» и охраной, имел
цейхгауз для огнестрельного и холодного оружия, военное снаряжение, за состоянием
которого следили пушкари и замковые ремесленники. В военное время жители города
и волости обороняли замок, а их семьи располагались в укрытиях замковых укреплений.
Замковые укрепления состояли из 7 башен, соединенных трехъярусными стенами-городнями,
поставленными на высоком земляном валу и накрытыми двухскатной гонтовой трешкой.
Замок отделялся от города оборонительным рвом, через который был переброшен
мост (последнее его звено было подъемным) на сваях, подводивших к въездным замковым
воротам – «Горной браме». Она была прямоугольной в плане, пятиярусной, под четырехскатной
крышей из драниц, в ней размещалась тюрьма.
По периметру оборонительного вала стояли еще 6 башен в 3-5 ярусов, соединявшихся
стенами-городнями. Все башни были срублены комбинировано: стены, обращенные
в сторону поля, — в 2-3 бревна, выходившие внутрь замкового двора – в одно бревно.
Со стороны Днепра стояла пятиярусная проезжая башня («брама Дольная»), а рядом
находился тайник – подземный ход из замка к реке. На одной из башен висел бронзовый
колокол, в который «на тревогу званивали».
Рассказывают, что замок был построен полностью из дерева, но догадливые могилевчане
покрыли стены известкой и регулярно красили их в белый цвет. Так что все проезжающие
мимо путешественники дивились и восхищались «каменным замком Могилева».
Впрочем, даже деревянный замок ни разу не был взят штурмом. Если не находилось
предателя среди горожан, враг уходил ни с чем.
В первой половине XVI в. Могилёв был самым крупным городом белорусского Поднепровья.
В 1577 в городе насчитывался 1261 дом, около 6,5 тысяч жителей; в 1604 было
2211 домов и более 15 тысяч жителей. К началу XVII в. город стал одним из крупнейших
ремесленно-торговых центров Беларуси, к середине столетия — и всего Великого
княжества Литовского. Значительную часть населения (около 45 %) составляли ремесленники:
кузнецы, слесари, ювелиры, кожевники, шубники, солодовники, красильщики, плотники,
маслобойщики, мясники, пивовары, пушкари, бочары и др. Во второй половине XVI
в. в Могилёве насчитывалось около 40 ремесленных специальностей, к середине
XVII в. — до 80. Ремесленники Могилёва славились мастерством не только в Беларуси,
но и далеко за её пределами. Большинство ремесленников с конца 16 в. объединялись
в ремесленные цехи. В конце XVI в. в Могилёве было 12 цехов, в 1604 — 18. Цехи
вели борьбу против ремесленников, не входящих в эти организации.
К середине XVII в. основные виды ремёсел носили преимущественно характер мелкотоварного
производства, что подтверждается наличием в городе множества торговых лавок,
принадлежавших товаропроизводителям.
В 1577 в Могилёве насчитывалось 157 торговых лавок, в начале XVII в. — около
400. На городском рынке располагались торговые ряды: сапожный, железный, рыбный,
мясной, полотняный, соляной, пекарский, гончарный, кузнецкий, а также купеческий
дом, «важница» (весовая), кабак, складские помещения. Торговлей в
основном занимались купцы (26-30% городского населения). Господствующее положение
среди них занимала купеческая верхушка, создавшая в 1636 купеческое братство,
посредством которого стремилась добиться монопольного положения на городском
рынке. Часть богатых (»старших») купцов торговала и в других городах
Беларуси, а также за её пределами. В первой половине XVII в. могилёвские купцы
поддерживали торговые связи более чем с 60 городами: Витебском, Минском, Полоцком,
Оршей, Мстиславлем, Гродно, Брестом, Слуцком, Борисовом, Кричевом, Гомелем,
Бобруйском, Заславлем, Слонимом и др. Особенно оживлённая торговля велась с
близлежащими (в радиусе 10 миль) городами и местечками, где могилёвские купцы
освобождались от уплаты пошлин. Выгодное географическое положение Могилёва на
берегу Днепра у пересечения торговых путей давало возможность его купцам вести
торговлю и с более отдалёнными городами. В России могилёвские купцы сбывали
продукцию местного ремесла (кожевенного, сапожного, кузнечного и оружейного),
завозили западноевропейские товары: ткани, металлические изделия (ножи, косы,
гвозди, иголки, проволоку), галантерею (перчатки, шапки, пояса, зеркала), ювелирные
изделия и т. д. Из России в Могилёв поступали сибирские меха (соболь, белка,
горностай, черно-бурая лисица, куница), которые могилёвские ремесленники выделывали,
а купцы сбывали в городах Западной Европы, а также железо, медь, китайский чай,
мыло, ложки, сита и др. В Польшу вывозились пушнина, меха, кожи и кожевенный
товар, а оттуда поступали сукна, шёлк, полотно и др. ткани, пряности, стекло,
краски, сельдь, соль, вина. Через Могилёв проходили также торговые пути в Прибалтику
и на Украину. Могилёвские купцы приезжали в Прагу (Чехия), откуда привозили
сукно, пользовавшееся большим спросом на местном рынке. Кроме ремесла и торговли,
жители Могилёва занимались пашенным земледелием (обеспечивало годовую потребность
города в хлебе на 25%), огородничеством и животноводством.

Могилев — Любящие сердца :: Seven urekler

Могилев
У меня возникло желание рассказать о моём родном городе -Могилеве. В Белоруссии много красивых и старых городов. Они действительно старые.1000 лет, 900 лет. Это ли не возраст для города. Мой город, к сожалению, не может похвастать такими сединами, но все равно его история и современная жизнь очень интересны. И нам есть чем гордится, и что показать гостям.
Итак. Официально датой возникновения Могилева считается 1267 год. В этот год о Могилеве упоминается в русских летописях. Но конечно, задолго да этого времени на берегу Днепра селились люди.
Археологи, которые занимались изучением древнейшей истории города сумели найти остатки деятельности людей на территории современного Могилева давно. Уже в Х!Х в. Эти раскопки свидетельствовали, что на территории города первые поселения возникли задолго да нашей эры. Сначала это были охотники и рыболовы, а затем земледельцы. Месторасположение поселения было очень выгодным. Расположенный на берегу полноводной реки, поселение было со всех сторон защищено густым лесом. Жители могли не опасаться внезапного нападения врагов и чувствовали себя в некоторой безопасности.
Легенды об основании Могилева.
Существует несколько версий происхождения названия города. Но до сих пор ни одна из них(версий) не имеет научного подтверждения. Следовательно это красивые легенды.
На основании одной из них галичский князь Лев Данилович Могий в 1267г. велел построить замок в излучине Днепра, при впадении в речку Дубровенку. Рядом с замком стали селиться ремесленники, рыбаки и торговцы. Они чувствовали себя в безопасности под стенами замка. И через некоторое время Замок уже стал центром средневекового города. А люди присвоили ему имя князя-основателя.
Согласно самой известно легенде, некогда на месте Могилева, в глухом лесу был разбойничий лагерь атамана Машеки. Машека был человеком необыкновенной силы, вырывал с корнями деревья. Сначала он был мирным крестьянином,но когда боярин-самодур отнял у него невесту, Машека ушел в лес и стал мстить за нанесенную обиду. Могучий богатырь погиб, погиб от руки своей возлюбленной, ставшей женой боярина. Простые люди похоронили богатыря на берегу Днепра и насыпали над могилой высокий курган. Место получило название «Могила Льва», а город возникший здесь- имя Могилев.Расположенная недалеко гора Мышаковской. В настоящее время на Мышаковке расположен микрорайон Юбилейный. (я как раз живу в этом районе)
Известный белорусский поэт Янка Купала, написал поэму «могила Льва», которая заканчивалась такими строчками:
…..И ту высокую могилу,
Где лес угрюмо распевал,
За мощь Машеки и за силу
«Могилой Льва»народ назвал.
Над нею-скоро иль не скоро-
Упали тысячи дерев,
И у могилы вырос город,
Носящий имя Могилёв.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *