Легенда о происхождении музыки

10 мифических историй о возникновении музыки — Muz4in.Net

Музыка является неотъемлемой частью человеческой истории и, возможно, даже появилась раньше языка. Хотя голос, вероятно, был первым музыкальным инструментом доисторического человека, некоторые музыкальные инструменты появились более 35000 лет назад.
Мифология была аналогичным образом широко распространена в истории человечества. Как таковые, мифы создавались для объяснения разных сторон музыки, в том числе самого её создания. Вот десять таких мифов.
1. Тескатлипока и Кетцалькоатль: ацтеки

Тескатлипока (правый сверху) и Кетцалькоатль (левый сверху), бог неба и бог ветра, соответственно, являются двумя из наиболее широко известных божеств ацтеков. Кетцалькоатль, в народе именуемый как «пернатый змей», был также богом мудрости, и у него были непростые отношения с Тескатлипокой. Однажды, в то время как Кетцалькоатль был занят созданием ураганов, Тескатлипока заметил явную нехватку пения и музыки у людей. Расстроенный мыслью о мире тишины, он придумал план, который мог бы решить эту проблему: он попросил своего брата взять музыку у Солнца.
После трудного путешествия Кетцалькоатль, наконец, добрался до Дома Солнца, куда его привели разносившиеся по воздуху звуки прекрасной музыки. Оказавшись лицом к лицу с богом ветра, Солнце приказало певцам и музыкантам замолчать, опасаясь, чтобы их не забрали на Землю. Однако Кетцалькоатль, продемонстрировав страшное величие своих сил, убедил их пойти с ним. Когда он приблизился к Земле, фрукты начали созревать, цветы начали цвести, и казалось, что вся планета пробудилась от глубокого сна. Довольные тем, что они совершили, Тескатлипока и Кетцалькоатль грелись в гармоничном сиянии принесённой ими музыки.
2. Разные мифологические персонажи: греки

Лучше известный как вестник другим олимпийским богам, Гермес был также богом воров, купцов и литературы. Будучи младенцем, он выбрался из своих пелёнок и побежал туда, где его брат Аполлон пас свой скот. Съев несколько животных, Гермес поймал черепаху, убил её и выскоблил её панцирь. С помощью внутренностей одной из коров Аполлона он создал первую лиру. Потом, во время допроса по поводу кражи скота, он сыграл на лире так красиво, что Аполлон обменял на неё скот. Гермесу также приписывают изобретение флейты и свирели Пана.
В греческой мифологии другим персонажем, тесно связанным с созданием музыки, является Орфей (показан на изображении выше). Орфея, который был сыном музы, возможно Каллиопы, и покровителем эпической поэзии, называли «отцом песен». Говорили, что Орфей, который получил свою первую лиру от самого Аполлона, играл так красиво, что вокруг него танцевали животные, деревья и скалы. После смерти Орфея его лира была размещена на небе в виде созвездия, где она продолжила играть свою сладкую музыку.
3. Небесные ангелы: христианство

Святой Игнатий был вторым епископом Антиохии и относительно плодовитым автором в области ранней христианской теологии. Говорили, что когда он был моложе, его обнял сам Иисус Христос. Этот случай запечатлён в Евангелии от Матфея (18:3). В 107 году, после того как римский император Траян приказал, чтобы все приносили благодарности римским богам, Игнатий отказался почитать идолов. Его тогда отправили в Рим, где из него сделали мученика, бросив на съедение диким животным.
Что касается его вклада в музыку, говорят, что когда он был епископом Антиохийским, у него было видение. Игнатий был перенесён в Рай, где он видел два хора ангелов, которые по очереди пели, восхваляя Бога. После этого видения он немедленно реформировал свой собственный церковный хор, рассказав певчим, что надо делать. Сократ (не тот, который греческий) приписывал Игнатию создание антифонального пения.
4. Аполлон: римляне

Единственный греческий бог, чьё имя осталось неизменным (наряду со многими историями о нём) после его принятия римлянами, Аполлон почитался как бог Солнца, истины, лечения и музыки. Когда он был более молодым, ему ещеёпредстояло заработать звание бога музыки; он его получил от Зевса только после сражения (когда ему было четыре года) с питоном, который жил на горе Парнас. Убив из лука этого могучего зверя, Аполлон решил сыграть победную песню на своей лире. Его игра была такой совершенной, что он сразу был сделан богом музыки.
Кроме того, Аполлону приходилось время от времени защищать свой музыкальный талант. Сатир по имени Марсий вызвал Аполлона на музыкальное состязание, используя двойную флейту. Он проиграл, и за высокомерие его повесили на дерево и живьём содрали с него кожу. Потом бог Пан подумал, что он может победить Аполлона с помощью двойной флейты. После игры перед легендарным королём Мидасом Пана признали победителем. Разозлившись на Мидаса за то, что тот выбрал Пана и его двойную флейту, Аполлон превратил уши короля в уши осла.
5. Удзумэ: Япония

Также известная как Амэ-но удзумэ-но микото, Удзумэ является японской синтоистской богиней радости и счастья. С прозвищем «решительная небесная женщина» неудивительно, что её также считают воплощением совершенной женщины. (Другой бог, Сарудахико, является воплощением мужчины, и оба божества часто представляются как муж и жена.)
Что касается музыкальной стороны натуры Удзумэ, она выразила её красивее всего в истории с участием Аматерасу, богини Солнца. Аматерасу спряталась в пещере, разгневавшись на бога шторма Сусаноо. К сожалению, из-за этого мир погрузился в темноту, и там больше ничего не могло расти. Все боги напрасно старались убедить Аматерасу выйти из пещеры, пока Удзумэ, наконец, не придумала, как заставить её это сделать. Она покрыла себя мхом и листьями и начала энергично петь и танцевать. Когда она случайно обнажилась, другие боги хрипло рассмеялись, и Аматерасу выглянула из пещеры из любопытства.
Кроме того, говорят, что синтоистская музыка и танцы, известные как кагура, были созданы по образцу пения и танцев Удзумэ.
6. Джубал: иудаизм

В еврейской традиции и Книге Бытия (4:21) Джубал рассматривается как «отец всех, кто играет на арфе и флейте». Известно, что Джубал, сын Ламеха и древнейший поэт до Потопа, изобрёл разные струнные и духовые музыкальные инструменты, в том числе упоминавшуюся выше арфу.
В более поздних раввинских писаниях, особенно в Midrash HaGadol или The Great Midrash («Великий Мидраш»), Джубалу приписывается изобретение всех остальных музыкальных инструментов, а также самого пения. В других же раввинских писаниях отмечается, что Джубал является потомком Каина и что музыка, данная им миру, может иметь вредное влияние, часто при использовании в акте искушения. Более поздние христианские и мусульманские авторы ассоциировали музыку с самим Сатаной, считая, что она имеет псевдомагическое влияние на людей.
7. Сарасвати: индуизм

Индуистская богиня знания и искусств Сарасвати впервые появилась в литературе в качестве воплощения одноимённой священной реки в Индии. В число многочисленных подвигов, которые ей приписывают, входит изобретение санскритского языка. В качестве супруги, дочери или внучки Брахмы, бога-творца, Сарасвати также довольно популярна в мифологии джайнизма и буддизма.
Её создание приписывают Брахме, который создал её после обнаружения мелодии мантр в хаосе несформированной вселенной. Позднее, после того как гандхарвы украли ритуальное растение, известное как сома, которое им поручили стеречь, Сарасвати отправилась к ним от имени других богов. Покорив их своей красивой игрой на вине, струнном инструменте, она предложила им научить их на нём играть при условии, что они вернут сому. Гандхарвы согласились на её предложение, и так родился музыкальный жанр, известный как рага.
8. Один или Браги: викинги

В мифологии викингов был легендарный напиток, известный как мёд поэзии, который был создан карликами. В зависимости от версии мифа, он или превращал человека в поэта, или наделял его способностью говорить мудрые речи. На протяжении многих веков он хранился в тайном месте, пока великан Гуттунг не украл его и не спрятал в горной пещере, находившейся под защитой его дочери. Главный скандинавский бог Один считал, что быть хорошим поэтом так же важно, как быть хорошим воином, поэтому, проделав трудное путешествие, он смог уговорить дочь Гуттунга позволить ему выпить мёда поэзии. Потом он сбежал, превратившись в орла, и вылил этот мёд на весь мир.
Другая возможная причина связывается с Браги (изображён на фото выше), богом поэзии и красноречия и (иногда) сыном Одина. На его языке были выгравированы руны, что позволяло ему говорить мудрые вещи, когда он открывал рот. В некоторых мифах Браги, который описывается как самый совершенный из всех поэтов, приписывают изобретение поэзии.
9. Тот: египтяне

Являясь богом знания, Луны и письма, среди прочих многих вещей, Тот занимает важное место в мифологии Древнего Египта. Тота, которому приписывают изобретение самих иероглифов, также считают покровителем писцов и тайного знания. Греки ассоциировали с ним своего бога Гермеса, поэтому неудивительно, что музыкальный миф о Тоте связан с аналогичным мифом о Гермесе.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский, живший в первом веке до нашей эры, приписывал Тоту изобретение лиры. Говорили, что египетская лира имела три струны: высокая, низкая и средняя; по сообщениям, они имитировали три времени года. (По-видимому, в Египте не было осени.) В традиционной древнегреческой лире было семь струн. В версии мифа, связанной с Египтом, панцирь высушенной черепахи лежал на берегу Нила. Тот ударил панцирь ногой, и ему понравился произведённый им звук. Тогда он подобрал его и сделал из него лиру, с помощью некоторых внутренностей животных.
10. Линг Лун: Китай

Хотя в некоторых мифах создание музыки приписывается культурному герою по имени Куй, в большом количестве источников легендарным создателем музыки в древнем Китае называется Линг Лун. Говорят, что Желтый император, божество в китайской религии, приказал Линг Луну создать музыку. Первым инструментом Луна была флейта из бамбука, которая издавала неприятные звуки. Фактически, когда Жёлтый император проезжал мимо на коне, звуки этой флейты испугали животное, и оно сбросило императора на землю.
Когда император поднялся, Линг Лун упал на колени, смущённый и готовый принять смерть. Однако Жёлтый император был поражён тем, что флейта вообще может издавать звуки, и сказал ему, чтобы он продолжал свои попытки. В конце концов, Линг Лун отправился на гору Феникс, названной по имени мифических птиц, которые часто там бывали. Самки и самцы пели разными голосами, и он вырезал свою флейту так, чтобы её звучание было похоже на их голоса.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье с сайта listverse.com — перевёл Сергей Мальцев
P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Легенды о возникновении музыки

Музыка получила свое название от греческого слова «муза». Все знают о музыке, нет человека, который её совсем не слушает. Но мало кто задумывается о том, а как же появилась музыка? Как отличить качественную музыку от некачественной? И что такое музыка с точки зрения терминологии и определений?
Музыка – это отрасль искусства, одна из самых древних, соединяющая образы и воздействующая через неосязаемые звуки (хотя, наука давно доказала, что ритм, звуковые вибрации способны влиять на физическое и психическое здоровье человека). Музыка относится к временным искусствам, в отличие от живописи и архитектуры, которые принято относить к пространственным.

Легенды появления музыки

У каждого народа, даже самого маленького, есть своя легенда о возникновении музыки. Так, у индусов есть миф о том, что дуновение ветерка и шелест листьев послужили зарождению музыки. Бог Нареда услышал этот ветерок и с него пошло изобретение простейших музыкальных инструментов и мелодий.
Но самая распространенная точка зрения – греческая. Судя по ней, богиня Артемида однажды выстрелила из лука и заметила, что звучание тетивы невероятно прекрасно. Аполлон, заслышав этот звук, стал специально извлекать из тетивы то, что позже назвали музыкой.
Существует еще одна теория, опять же греческая, что сначала на свет появились девять муз, а потом их брат и сестра – Артемида и Аполлон. Каждая из муз отвечала за определенную сферу песен: свадебные песни, хоровое пение, воспевание богов и героев и другие.
Самые первые музыкальные инструменты происходили от простейших предметов труда – пестиков и ступ, горшков, бутылей. Это была ударная группа. Струнные инструменты повторяли форму лука.
И всё, что в любом народе объединяло схожесть музыки, — это ритм и природные мотивы. Именно на основе природных звуков родилась музыка и дошла до нас, «нарядившись» в разные комбинации и звуковые эффекты современной электроники.

Легенды о сотворении музыки

Как появилась музыка, из чего она возникла? И кто же первым ее услышал? По одной из индийских легенд, бог Нареда, погруженный в раздумья, внезапно услышал звуки, извлекаемые легким дуновением ветерка. Они были приятны уху, и бог начал прислушиваться. Звуки все продолжали расти, становясь все прекраснее и разнообразнее. Вот так рассказывают индусы о возникновении музыки из нечего. По этому Нареда считают богом музыки. Так же есть еще одна легенда. Согласно ей, первым познал музыку бог Брахма. После чего он рассказал о своем открытии мудрецу Брахату, а уже тот поведал людям о красоте музыки.
А вот один из известных греческих мифов гласит, что Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Это открытие очень понравилось Аполлону. Он сам стал извлекать из военно-охотничьего оружия очаровательные звуки. Но греки как не странно сами опровергают этот миф. В одном из источников греческих мифов говорится, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида. Муз было 9, а 5 из них имели прямое отношение к музыке. Эвтерпа была покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена заведовала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. Музы проявили себя в искусстве звуков раньше, чем Аполлон, но тем не менее, Аполлон именуется предводителем муз.
То что музыке приписывались сверхъестественные свойства, не удивительно. Ведь человек, сталкиваясь со звуками в древности, предписывал их сотворение богам. Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но вряд ли кто-то в наше время поверит, что музыку ниспослали нам боги.

Происхождение музыки

Происхождение музыки
искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом.

Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов.
Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события.
Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.
Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.
С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.

Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней.
Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.
http://e-music.fdstar.ru/2008/12/13/muzyka_drevnih.html

2.3 Мифы и легенды о возникновении музыки. Использование мифов и легенд в обучении музыке — курсовая работа

Предположим, что Нареда и Брахма действительно были первооткрывателями музыки. Но как же в таком случае быть с греческими богами Аполлоном и Артемидой? Ведь, согласно одному из широко известных мифов, Артемида, выстрелив однажды из лука, первой обнаружила, что свист пущенной тетивы очень красив. Открытие Артемиды так понравилось Аполлону, что он и сам стал извлекать из «мужеубийственного» оружия, как гласит миф, очаровательные звуки.
Впрочем, эта версия о происхождении музыки опровергается самими же греками. Аполлодор в своей «Мифологической библиотеке» — одном из авторитетнейших источников греческих мифов — утверждает, что сначала на свет появились музы, а потом уже их сводные брат и сестра — Аполлон и Артемида.
По преданию, муз было девять, причем пять имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей всего музыкального искусства, Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой, Терпсихора — хоровым пением, Эрато — свадебными песнями, Полигимния — песнопениями в честь богов и героев. И хотя Аполлон обычно именуется предводителем муз или Аполлоном Мусагетом, как явствует из мифологии, музы проявили себя в искусстве звуков все же раньше, чем Аполлон.
Вероятно, у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших ее людям. Такое совпадение не удивительно.
С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки эти издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья; в журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поет русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеется Пан или рычит Рюбецаль [22].
Поэтичны и разнообразны мифы, легенды и сказания древних народов о происхождении музыки. Но кто в наши дни поверит, что музыку людям ниспослали боги и духи?
В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженный этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникала сознательно создаваемая им музыка.
Но были и другие, не менее важные источники.
Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам (их можно увидеть сегодня в этнографических или музыкальных музеях), можно легко обнаружить, что они немногим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по манере игры за них. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, и инструменты — позднее их назовут ударными — можно было считать готовыми.
Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой (и в этом греческие легенды не погрешили против истины) не что иное, как подражание луку.
Не были исключением и духовые. Чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант усиливал звук своего голоса, крича в раковину или тростниковую трубку.
Так человек открывал музыку. Открывал в окружавшей его природе, а также в связи с трудовыми процессами, вне которых он не мог существовать.
Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве их первостепенно важных занятий — охоте, рыбной ловле, валке деревьев — необходимым условием была коллективность труда. Залогом успеха в повседневных делах служила слаженность. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм [11].
Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь один из вероятных путей их зарождения. Другим мог быть хоровой танец, появившийся опять-таки благодаря трудовым занятиям человека древности.
Хоровой танец, очевидно, возник как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Он служил не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению важнейшего условия первобытной жизни — коллективной сплоченности, согласованности действий. Простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу хорового танца, был человеческий голос. Есть основания предполагать, что таким образом — в хоре — и родилась мелодия [25].

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.
Первые пранаучные, философские и музыкально–теоретические попытки обоснования происхождения музыки также берут свое начало во времена античности.
Пифагор,который долгое время обучался на Востоке и многие из своих знаний вынесшему из тайных святилищ древнеегипетских храмов, создал основы наук о Числах, Космосе,Музыке небесных сфер,был авторомкосмологической теориипроисхождения музыки. Космогонический процесс неотделим от первозвука, сопровождающего образование неба и земли, возникновение космоса из хаоса. При этом звук, или звуки, рождающиеся в самый момент космогенеза (образования космических тел), а затем сопутствующие каждому новому циклу космического времени, сразу гармоничны, это –«мировая музыка».
Пифагор считал, что Музыкальный закон есть прежде всего закон материальный, и проявляется он в виде определенного физического порядка, воплощенного в иерархии музыкальных тонов, складывающихся в музыкальный звукоряд. Суть этого закона сводится к осознанию связи между высотой звука, длиной звучащей струны и определенным числом, из чего вытекает возможность математического исчисления звукового интервала через выражение его посредством деления струны, например: октава с делениями 2:1, квинта — 3:2, кварта — 4:3 и т.д. Эти пропорции одинаково присущи как звучащей струне, так и строению космоса, отчего музыкальный порядок, будучи тождественен космическому мироустройству, проявляется в особой «мировой музыке»— Musica mundana.
Мировая музыка возникает вследствие того, что движущиеся планеты издают звуки при трении об эфир, а так как орбиты отдельных планет соответствуют длине струн, образующих консонирующее созвучие, то и вращение небесных тел порождает гармонию сфер. Однако эта небесная сферическая гармония, или музыка, изначально недоступна человеческому уху и физическому восприятию, ибо ее можно воспринимать только духовно через интеллектуальное созерцание.
За Musica mundana, по учению пифагорейцев, в космической-иерархии следует Musica humana, или человеческая музыка, ибо человеческому существу также присуща гармония, отражающая равновесие противоположных жизненных сил. Гармония есть здоровье, болезнь же есть дисгармония, отсутствие консонантности. Отсюда беспрецедентное значение музыки для жизни человека в учении Пифагора. Так, Ямвлих (последователь Пифагора и Платона) сообщает: «Пифагор установил воспитание при помощи музыки, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение или понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных мелодий, при помощи которых легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голоса. Себе же самому этот муж сочинял и доставлял подобные вещи уже не так, через инструмент или голос, но, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, слушал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер, создавшее полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения. Орошенный как бы этим и ставший совершенным, он замышлял передавать своим ученикам образы этого, подражая, насколько возможно, инструментами и простым голосом». Таким образом, третий вид музыки — музыка инструментальная, или Musica instrumentalis, есть лишь образ и подобие высшей музыки Musica mundana. И хотя божественная чистота числа в земной слышимой музыке не может получить полного телесного воплощения, все же звуки инструмента способны приводить душу в состояние гармонии, готовой в свою очередь воспринять гармонию небесную, ибо подобное воздействует на подобное и может быть воздействуемо подобным.
В 19-20 веках, на основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек). Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.
Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.
Попутно отметим, что термин музыка, сформировашийся в европейской культуре, не всегда имеется в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. То, что для нас, европейцев является музыкой – игра на барабанах, ритмичный стук палок, звучание различных примитивных народных инструментов, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. – аборигены, например, Океании музыкой не считают. Аборигены рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории, в которых объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов).

Мир музыки. Легенды, былины и сказки о музыки и музыкантах

Цель урока: познакомить детей
младшего школьного возраста с легендами,
былинами, сказками о музыке и музыкантах.
Задачи урока:
обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными
впечатлениями;
разнообразить музыкальное восприятие
материала с помощью тематических картинок,
фотографий;
выявить связи музыкального искусства с
литературными первоисточниками;
познакомить детей со старинными инструментами:
лира, свирель, пастуший рожок;
сравнивать музыкальный и литературный сюжет,
выявляя особенности передачи эмоционального
содержания с помощью различных средств
выразительности;
проанализировать несколько литературных
сюжетов и сделать общий вывод о великой силе
музыки, которая способна воздействовать на
людей, животных и пр.
Ход урока
Приветствие
Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали
знакомиться с миром музыки. Давайте вспомним, что
такое музыка? Когда она возникла? Где мы с вами
знакомимся с музыкой? Что является символом
музыки? Кто такой Апполон? Кто такие музы?
Назовите, какие музы существовали и чему они
покровительствовали? (вопросы по теме прошлого
урока)
Слайд 1. Мир музыки. Легенды, былины и
сказки о музыке и музыкантах.
Урок 1. Сегодня я вам расскажу много
интересных историй: легенд, былин и сказок о
музыке и музыкантах. Люди издавна считали, что
музыка обладает великой чудодейственной силой.
Ведь она передается от сердца к сердцу и обладает
огромной силой воздействия на человека. “Музыка
раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше
извечное, неутолимое стремление к красоте, к
идеалу” — писал выдающийся дирижер XX века
Леопольд Стоковский.
Слайд 2. Легенда об Орфее и Эвридике.
Фотография статуи Орфея и Эвридики, Венецианский
музей Коррер. Первая история которую я вам
расскажу будет легенда об Орфее и Эвридике. Имя
древнегреческого певца Орфея известно более
двух тысяч лет. Он был как повествует легенда,
сыном речного бога и музы Каллиопы. Не было
равных ему в исполнении пения и игры на лире.
Слайд 3. В одном из древнегреческих
мифах читаем: “…при игре Орфея птички порхали
вокруг него, рыбки выпрыгивали из воды, ветры и
море стихали, лев и тигр лежали мирно рядом с
овцой”
Слайд 4. Прекрасная девушка Эвридика
полюбила Орфея за песни и чудесный голос и стала
его женой.
Слайд 5. Однажды, когда молодые люди
гуляли в лесу, Эвридику ужалила змея…
Слайд 6. Смерть унесла её в подземное
царство…
Слайд 7. Орфей глубоко переживал
потерю любимой, он решил найти дорогу в подземное
царство и вернуть ее на землю. Сделать то, что
никому из смертных еще не удавалось. Но не
забудем, что никто из смертных не обладал таким
чудесным голосом…
Слушание музыки: К.В.Глюк. “Мелодия”
из оперы “Орфей и Эвридика”
Царство мертвых, владыкой которого был бог Аид,
находилось далеко-далеко на краю земли. Попасть в
царство Аида можно только переплыв реку Стикс в
ладье (лодке) Харона – перевозчика душ умерших, и
ни один смертный не ступал в его ладью.
Слайд 8. После долгих странствий, во
время которых даже деревья заслушивались пением
Орфея он пришел к реке Стикс…
Слайд 9. Орфей попросил перевозчика
Харона перевезти его на другую сторону реки.
Харон категорически отказался: “Я перевожу
только мёртвых! Вот когда ты умрёшь, не волнуйся,
я к твоим услугам!”
Слайд 10. Тогда певец стал петь о любви
к Эвридике и о том, как он страдает без неё. Пение
Орфея было так прекрасно, что Харон заслушался,
сжалился над Орфеем и перевёз его в царство
мёртвых.
Слайд 11. В царстве смерти Орфея
приводят в тронный зал, где восседают на троне
грозный царь Аид и царица Персефона. “Как ты,
живой, осмелился прийти сюда? – гневно
спрашивает Аид, — Что тебе здесь нужно?”
Слайд 12. В ответ Орфей поёт песню о том,
как он страдает без Эвридики и просит отпустить
на землю его любимую…
Слад 13. От замечательного пения Орфея
не только Персефона заплакала, но т смягчилось
сердце Аида. Он надолго замирает в раздумье…
Слайд 14. Наконец, царь смерти сжалился
и разрешил забрать Эвридику домой. Однако, Аид
ставит перед Орфеем условие: не смотреть на свою
жену пока они не выйдут на землю…
Слайд 15. Орфей покидает поземное
царство. За ним следует Эвридика. Счастье,
кажется так близко…
Слайд 16. Но в последний момент, перед
выходом в светлый мир Орфей не выдержал и
оглянулся…
Слайд 17. Эвридика возвращается в
подземное царство, теперь уже навсегда… Шли
годы. Погиб Орфей. Его золотая лира одиноко плыла
по водам быстрой реки. Но боги не дали погибнуть
лире великого певца. Они подхватили её и вознесли
на небосвод. Когда по вечерам зажигаются звёзды,
сияет среди них и созвездие Лиры…
Ну что, ребята, понравилась вам легенда? Что вам
больше всего понравилось в ней? Что разочаровало?
Давайте ответим на несколько вопросов.
Слайд 18. Вопросы. Как звали
древнегреческого певца? На каком инструменте он
играл? Как звали его жену? Что случилось с его
женой? Куда отправился Орфей? Какое условие
поставил Орфею царь Аид? Что произошло потом? Что
по Легенде случилось с инструментом Орфея?
Слайд 19. Источники (интернет-ресурсы)
https://www.google.ru/imghp?hl=ru&ei=5dCxVpeDHoWuygOhsJrYBQ&ved=0EKouCAIoAQ
http://www.muz-urok.ru/orfey_i_evridika.htm
Слайд 20. Литература
(рекомендуемая и использованная)

Кун Н. “Мифы Древней Греции”
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная
литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения
предмету. – М.: Музыка, 2013. – 214 с., стр. 3-16;
Слайд 21. Музыкальные и видео фрагменты.
К.В.Глюк “Мелодия” из оперы “Орфей и
Эвридика”;

Урок 2

Цель урока: познакомить детей
младшего школьного возраста с легендами,
былинами, сказками о музыке и музыкантах.
Задачи урока:
обогащение внутреннего мира ребенка музыкально-эмоциональными
впечатлениями;
разнообразить музыкальное восприятие
материала с помощью тематических картинок,
фотографий;
выявить связи музыкального искусства с
литературными первоисточниками;
познакомить детей со старинными инструментами:
лира, свирель, пастуший рожок;
сравнивать музыкальный и литературный сюжет,
выявляя особенности передачи эмоционального
содержания с помощью различных средств
выразительности;
проанализировать несколько литературных
сюжетов и сделать общий вывод о великой силе
музыки, которая способна воздействовать на
людей, животных и пр.
Ход урока
Приветствие
Слайд 1 Мир музыки. Легенды, былины и
сказки о музыке и музыкантах. Урок 2. Ребята, мы с
вами продолжаем знакомиться с интересными
историями о музыке и музыкантах. Вспомните, о
какой легенде я рассказывала вам в прошлый раз?
Что вам больше всего запомнилось? Что
понравилось?
Слайд 2. Легенда о флейте Пана.
Слайд 3. Бог природы, лесов и пастбищ
был Пан. По преданию, он родился с козлиными
ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе
обратилась в бегство…
Слайд 4. Однажды Пан повстречал
прекрасную Сирингу и полюбил её. Но дева была не в
восторге от ухаживаний весёлого нравом, но
страшного ликом лесного бога и убежала от него
прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её
настичь, но Сиринга обратилась к реке, чтобы та её
спрятала…
Слайд 5. Так прекрасная дева
превратилась в тростник, а опечаленный Пан
срезал стебель этого растения и сделал из
него многоствольную флейту — музыкальный
инструмент известен как флейта Пана или свирель.
Слушание музыки. В. Туркин. Свирель
Ре мажор.
Слайд 6. Фотография статуи Бога Пана и
его ученика Дафниса. Римский Национальный музей.
Слайд 7. Бог Любви Лель. Это персонаж из
древних русских сказаний. Также русский писатель
А.Н.Островский использовал этот персонаж в своей
сказке “Снегурочка”. В дальнейшем уже
композитор вдохновленный сюжетом сказки
А.Н.Островского написал оперу “Снегурочка”.
Юный пастушок Лель пас стадо и играл на пастушьем
рожке. На Руси считался покровителем всех
влюбленных, как древнегреческий Амур.
Слайд 8. Юный пастух Лель ходил по
лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью.
Садился Лель на пригорке под березкой и начинал
играть на свирели. Летний ветерок переставал
шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать
ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо,
слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери —
все слушали волшебную дудочку…
Слайд 9. Былина о Садко
Слайд 10. Садко — герой былин Великого
Новгорода. Он был бедным гусляром, который играл
для князей и бояр. Однажды он стал часто играть на
гуслях на берегу Ильмень-озера, чем завоевал
расположение водяного царя…
Слайд 11. И царь решил помочь Садко,
посоветовал ему поспорить с новгородскими
купцами о том, что в озере живет рыба “золотые
перья”
Слайд 12. Садко последовал совету царя
и выиграл спор, стал торговать и разбогател!!! Во
время одного из плаваний Садко пришлось даже
прыгнуть в воду, чтобы задобрить морского царя,
иначе корабли никак не плыли дальше. Морской царь
пожелал послушать, как герой играет на гуслях .
Слайд 13. За прекрасные песни и игру на
гуслях Водяной царь разрешает женится Садко на
одной из его дочерей… Видеофрагмент. Песня Садко
из к/ф “Садко”. М., “Мосфильм”, 1952г. (гиперссылка)
Слайд 14. Сказка о Крысолове. В начале
XIII века небольшой городок в Германии подвёргся
крысиному нашествию. Крыс было так много и они
были такие большие, что справиться с ними городу
оказалось не под силу. Жители покидали город.
Спасение пришло неожиданно. Весёлый молодой
человек в красной шляпе и ярком костюме охотника
вошёл в город и направился к зданию магистрата.
— Я могу спасти город и уничтожить крыс,
— твёрдо заявил он бургомистру. — Сколько Вы
заплатите за это?
— Если сможете уничтожить крыс, — воскликнул
бургомистр, — то мы дадим Вам столько золота,
сколько Вы сможете унести. Горожане,
присутствовавшие при разговоре, громкими
криками подтвердили слова бургомистра.
Как музыкант спас город от крыс?
Слайд 15. Молодой человек достал из
кармана серебряную флейту и заиграл. На
необыкновенно красивые звуки стали собираться
крысы. Флейтист, играя, уходил из города, а крысы
шли за ним. Он зашёл в реку и утопил всех,
оказавшихся такими музыкальными, грызунов…
На этом закончилась счастливая история
спасения города?
Оказывается, нет. Когда крысолов-дудочник
вернулся за обещанной оплатой, то получил отказ.
— Если каждый будет получать кучу золота за
игру на флейте, это будет слишком накладно для
города, — заявил бургомистр под одобрительные
возгласы всё тех же горожан. Молодой человек
ушёл, затаив обиду.
Что придумал музыкант, чтобы наказать
бургомистра горожан за их жадность?
Слайд 16. Через несколько дней он снова
в том же ярком костюме появился в городе. На этот
раз, когда “крысолов” достал флейту и заиграл,
стали собираться заворожённые его игрой дети.
Флейтист уходил из города и дети, 130 мальчиков и
девочек, уходили за ним. Больше никто детей не
видел… По одной версии, молодой человек увёл их в
ущелье в горах, по другой, дети перешли горы и
обосновались в Трансильвании, сегодняшней
Румынии.
Слайд 17. Вопросы. Кто такой Бог Пан? Из
чего Пан сделал свирель? Кто такой Бог любви Лель?
На каком инструменте играл Садко? Кого покорил
своей игрой Садко? Расскажите историю сказки о
Крысолове. Чем закончилась сказка? Какая легенда
вам понравилась больше всего? Почему? В чем
великая сила музыки?
Слайд 18. Источники (интернет-ресурсы)
https://www.google.ru/imghp?hl=ru&ei=5dCxVpeDHoWuygOhsJrYBQ&ved=0EKouCAIoAQ
http://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/
http://fb.ru/article/127465/kratkoe-soderjanie-sadko-byilina
http://www.muz-urok.ru/velikaya_sila_muziki.htm
http://46ku.tvoysadik.ru/info/2042
Слайд 19. Литература (рекомендуемая и
использованная)

Братья Гримм. “Крысолов из Гамельна”
Лагерлеф С. “Удивительное путешествие Нильса с
дикими гусями”
Кун Н. “Мифы Древней Греции”
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная
литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения
предмету. – М.: Музыка, 2013. – 214 с., стр. 3-16;
Островский А.Н. “Снегурочка”
Русские былины. Былина о Садко.
Слайд 20. Музыкальные и видео фрагменты.
В. Туркин. Свирель Ре мажор.
В.М.Юровский. Мелодия из м/ф “Заколдованный
мальчик” М., “Союзмультфильм”, 1955г.;
Песня Садко из к/ф “Садко”. М., “Мосфильм”, 1952г.
Музыка Н.А.Римского-Корсакого из оперы “Садко”
8.03.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *