Легенда о прометее и огне

Легенда о Прометее | Саламандра

Прометей – герой древнегреческого эпоса, титан, хтоническое существо. Является сыном Титана Иапета и океаниды Климены.
Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел, превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился.
Вариантов легенды о Прометее несколько, но основные факты и события остаются неизменными.
Началось все в далекие времена, которые помнят лишь боги и титаны.

О людях и богах

Легенда гласит о тех давних-предавних временах, когда люди еще были практически животными, ютились в пещерах, гибли сотнями, не знали огня, и не умели постоять за себя.
А боги жили на вершине Олимпа, были сильны и прекрасны. Обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Если почитать Мифы Древней Греции и немного подумать, сделав необходимые выводы, о людях мало кто из них заботился, большей частью боги предавались разгулу, пирушкам, борьбой за власть и развлечением над людьми. Например, Зевс – вроде как главное божество, очень любил в свободное время превратиться, скажем, в быка, совратить невинную девушку и наплодить зверо-подобного потомства. Ничего так развлечения?
Но существовали и более древние существа – Титаны – порождения Земли и Неба, существа, называемые хтоническими, то есть ведущими свое происхождение от первозданного Хаоса. Титаны в то время еще не были поверженными, а проводником между Титанами и богами Олимпа был Прометей – двоюродный брат Зевса.
Титаны, по всей видимости, огня не знали, да им он и без надобности, а вот на Олимпе он уже был у бога-кузнеца Гефеста и Афины, его супруги.

Кража огня

И вот увидел Прометей, что боги на Олимпе лишь развлекаются, а внизу, на Земле люди страдают от холода и голода. И решает Прометей помочь людям. Именно ради людей он идет наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправится на длительную казнь.
Прометей каждый раз приходил на Олимп с жезлом, и вот однажды он принес с собой вместо жезла полый стебель тростника.  Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно, отвлекая хозяев разговором, взял уголек из огня кузницы, и положил его в свой полый своеобразный посох.
Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на землю и передать его людям.
Огонь, переданный людям – лишь символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе и переданных людям – знания, умения, понимание, умение различать злое и доброе – технический прогресс.

Расплата за помощь людям

И все бы ничего, но однажды Зевс взглянул на Землю и увидел, что люди уже не те люди в шкурах, злобные, почти звери, что они уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, отделывать шкуры, в общем, получили знания и начали путь эволюции.
Разгневался Зевс, так как понял, что со временем люди могут стать соперниками ему, а также, что кто-то ослушался его. Конечно, обман вскрылся, и о Прометее узнали.
И был он за свой поступок свергнут с Олимпа и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. Причем, приковать его Зевс приказал его другу Гефесту, вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.
И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных.
Прометей стиснул зубы, и ни один стон не вырвался из его уст. Лишь, когда Гефест ушел, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел он о своем поступке, так как видел, что сумел помочь людям. На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, и каждый день прилетал этот орел и клеван печень Прометея. Человек бы мог избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном. И каждую ночь раны его зарастали, а на следующий день все начиналось снова.

Освобождение Прометея

К счастью, не вечно длились страдания Прометея. Геракл, известный греческий герой, освободил его. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале Прометея и захотел узнать, за что же обречен он на такие муки. И рассказ ему Прометей, как принес он огонь знаний людям, украв его у богов, за что Зевс и обрек его на такие муки. Ужаснулся Геракл, но казалось, что не все еще он видел. Во время разговора прилетел Орел Зевса и нацелился на Прометея, но Геракл не позволил ему терзать плоть титана, сразив его стрелой. Орел упал в море, а с Олимпа явился воздушный Гермес, узнать. Что произошло. Геракл, очередной сын Зевса, начал просить у Гермеса поговорить с отцом за Прометея.
Зевс к этому времени уже успел сменить гнев на милость, поняв, что люди ему не соперники. Да и сам начал благоволить к ним, иногда снисходя до судеб отдельных людей. Бог-самодержец дает добро, и Геракл вырывает из груди титана штырь, который держал его.
Так сбылось предсказание и том, что освободит страдающего титана смертный.

Интересные наблюдения

Изучая легенду о Прометее, заметил ряд интересных особенностей. Прочитайте и подумайте, ничего не поминает?
1. Прометей – существо из Хаоса, родственник Зевса.
2. Впоследствии стал противником Зевса, пойдя против его воли.
3. Принес людям огонь знаний, и стали они «знать добро и зло»
4. За что и был свергнут с небес Олимпа вниз.
5. И обречен на вечные страдания.
6. По некоторым версиям легенды Зевс, разгневанный на людей, насылает на землю мировой потоп, и выживают только два человека.
7. Причем один из них – сын Прометея. И все люди, что жили после – его потомки.
Есть еще несколько мелких признаков того, откуда были списаны некоторые христианские легенды, но я думаю, уже понятно, почему так часто проводят параллель между Люцифером и Прометеем. И к слову о том, чьи мы потомки на самом деле.
От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.

Миф о Прометее читать краткое и полное содержание

Персональный гороскоп » Легенды и мифы » Миф о Прометее читать краткое и полное содержание
Миф о Прометее кратко
Кратко о главном

Прометей тайно проник на священную гору Олимп и похитил для людей огонь. Он также научил людей всему, что сам знал: счету, письму, ремеслам. По мифам древних греков, именно благодаря Прометею люди стали теми, кем они являются сегодня.
Но Прометей действовал против воли Зевса, чем вызвал его гнев. За это он был вынужден испытать колоссальные страдания, как и положено настоящему герою. Греки верили, что только через трудности можно развить себя, если все дается легко и человек только испытывает наслаждения, то он не развивается.
Зевс приковывает титана к скале, теперь он вынужден ответить за свое сострадание к людям.

Начало


В начале времен у земли Геи и неба Урана родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Одного из титанов звали Иопет, который женился на Климене. По другой версии – Фемиде. У них родилось четверо детей: Атлант, Минетий, Эпиметей и Промитей.
Имя Прометей означает тот, который сначала думает, а потом делает. По одной из версии мифа, Прометей обладал даром предвидения, по другой его мать обладала этим даром и делилась с ним тайнами будущего.
В любом случае Прометей предвидел победу Зевса в войне против его жестокого отца Кроноса и уговорил своего брата — Эпиметея встать на сторону Зевса. Прометей был силен и хитер, он обладал живым умом и находчивостью, чем сильно помог Зевсу в страшной войне – Титаномахии.
Зевс победил, на земле настала эпоха мира и процветания. Войны кончились. Но со временем богам становится скучно.

Создание людей


Зевс просит своего сына – бога кузнеца создать что-то интересное, то, что сможет занять богов. Гефест созывает в своей мастерской 12 олимпийских богов, они смешивают землю, огонь и все первоначальные элементы создавая тем самым самых разных живых существ.
Одни будут обладать невиданными размерами, иметь необычную внешность – это будут животные. Другие будут походить на богов, они будут их уменьшенными копиями. Их назовут людьми. Они будут только мужского пола.
Остается только наделить животных и людей внутренними качествами. Эту задачу Зевс поручает выполнить двум братьям — Прометею и Эпиметею.
Эпиметей жаждет первым поучаствовать в столь интересном занятии, и брат уступает ему. Эпиметей с головой уходит в работу над животными, одних одаривает ловкостью, других силой, третьих делает ядовитыми, четвертым дает мощную защиту. В конце концов, он понимает, что отдал животным все качества, которые дал ему Зевс.

Животные стали сильными и приспособленными, а люди были нежны и хрупки, у них не было никакой защиты. Тогда Прометей просит Зевса подарить людям огонь, для защиты от диких зверей и обогрева ночью.
Зевс соглашается и кидает на землю молнию, из-за которой случается пожар. Людям остается только подхватить огонь. Вскоре на земле наступает эпоха процветания. В это время люди не заботились о еде, так как урожай рос сам по себе. Боги часто появлялись и показывались людям, устраивая совместные пиры. Болезней не было, а смерть всегда приходила во сне. Бог Гипнос забирал души в Элизиум.
Но золотой век проходит и Зевс решает, что людям пора отправиться в вольное плавание, без поддержки богов.

Обман Прометея

Зевс решает устроить показное жертвоприношение, на которое созывает всех людей и богов. Он требует, чтобы люди приносили жертвы богам, и просит Прометея разделать быка на две части. Прометей разделывает быка и лучшую часть маскирует требухой, теперь она выглядит совсем не аппетитно. Кости же он покрывает большим слоем жира, так что теперь они выглядят хорошо.
По одной из версий, Прометею не нравилась сама идея того, что люди отныне останутся без помощи богов, ему также не нравилась идея жертвоприношений живых существ.
Зевс приходит в ярость, он обрушивает свой гнев на людей в виде всемирного потопа. По другой версии он отнимает у людей свой дар – огонь. Теперь люди не могут согреться ночью и защититься от хищников.

Возвращение огня


Прометей бросился к Афине и попросил впустить его на олимп. Афина проявила сострадание к людям и помогла Прометею. Взяв полый посох и положив туда угли священного огня, Прометею удается тайно выкрасть огонь с Олимпа.
Прометей возвращает огонь людям и начинает давать людям знания. Теперь люди сами могут добывать огонь, они узнают о ремеслах, учатся писать и читать, узнают о кораблях, о том, что существуют другие территории.
Зевс еще пуще прежнего недоволен действиями Прометея, по его мнению люди должны были сами всего добиться, но Прометей проявил сострадание к людям и теперь его ждет суровое наказание.

Первая женщина

Зевс снова зовет своего сына Гефеста и приказывает по образу и подобию богинь создать женщину. Она должна быть великолепна, обладать поразительной красотой и возбуждать страсть в мужчинах. Афродита наделила ее красотой, Афина дала своевольный характер, Богини времен года подарили нежность и хрупкость, а Гермес вложил в нее лживый и любопытный ум. Так появилась первая женщина на земле – Пандора. Ее имя означает дар всех богов.
Создание Пандоры это пламя, которое Зевс послал людям, оно греет и одновременно обжигает.
У Эпиметея на хранении находится ящик со всеми бедами. Каждый бог поместил туда нечто пагубное или опасное. В нем были собраны все несчастья вселенной. Зная это, а также зная, что Эпиметей сначала делает, а потом думает, Зевс посылает к нему Гермеса с подарком в виде Пандоры.

Эпиметей помнит, что брат сказал ему не принимать никаких подарков от Зевса, но красота Пандоры затмевает его разум и он с радостью принимает ее.
Разумеется, зная о большом любопытстве Пандоры, Зевс рассказывает ей о шкатулке и просит ее ни в коем случае не открывать ее.
Беспроигрышный способ разжечь женское любопытство сработал. В ту же ночь Пандора приоткрывает шкатулку и наружу тот час вырываются все беды и несчастья, все, что будет вечно терзать людей.
Ошеломленная Пандора тотчас закрыла крышку, но было уже слишком поздно. Отныне окончательно отделенное от богов человечество, будет продолжать свой род через женщин.
Добро и зло отныне неотделимы. Теперь людям придется самим добывать себе пищу и выживать в этом мире. Но не все потерянно. На дне шкатулки осталась надежда, она не успела выскочить.
Поэтому, даже испытывая самые тяжелые беды, человечество всегда сохранит надежду.
Зевс наказал смертных, пришла очередь наказать своевольного Прометея.

Наказание Прометея

Такой жестокости боги еще не видели. Зевс приказывает своему сыну и двум его слугам, власти и силе приковать Прометея к скале на одной из вершин Кавказа, между черным и каспийским морем.
Гефест был другом Прометея, но не мог ослушаться своего отца. С горем в сердце выполнил он приказ, стуча своим молотом, вбивая в скалу клинья. Вскоре на этот звук к Прометею приплыли Океаниды, его двоюродные сестры. Они умоляли Прометея попросить прощение у Зевса. Его мать Фемида также не могла смотреть на страдания сына. Однако Прометей стоял на своем и требовал Зевсу признать, что он несправедлив к людям.
Вскоре к нему приплывает сам Океан и говорит, что сейчас же отправится на Олимп просить милости Зевса. Но Прометей отговаривает его, зная, что Зевс очень зол и может наказать Океана.
Однажды прибегает к Прометею Ио.

Ио была любовницей Зевса и чтобы скрыть ее от Геры, Зевс превратил ее в корову. Однако Гера, завидев белоснежную корову, попросила Зевса подарить ей ее. Зевс не смог отказать своей жене, однако видя, как Ио страдает, решает помочь ей и просит своего сына Гермеса выкрасть ее.
Узнав о том, что корова сбежала, Гера решает ее наказать. Она посылает ей огромного овода, который день и ночь ее жалит.
Лишенная рассудка из-за боли, бешеная Ио прибегает к Прометею и, вернув ненадолго свое сознание, просит предсказать ей будущее, сколько еще ей терпеть эту невыносимую боль?
Прометей с горем в сердце сообщает ей. Что еще многие годы будет бегать она по свету лишенная рассудка. Пока не прибудет однажды в Египет. Там Зевс вернет ей ее человеческий облик и родит она сына — Эпафа. Он будет родоначальником поколения героев, один из них — Геракл, придет и освободит меня. Только тогда я открою Зевсу важную тайну, о том, кто свергнет его с престола.
Снова ужалил ее огромный овод, и снова помчалась Ио прочь.

Услышав это, Зевс послал к Прометею Гермеса. Гермес потребовал рассказать о тайне будущего Зевса. Но Прометей стоял на своем и отказался говорить. Тогда Зевс окончательно разозлился, он низверг Титана в тартар, куда не попадал ни один лучик солнца.
Долгое время провел в темноте титан, пока его не вытащили. Но не для того, чтобы помиловать, а для новых мучений. Каждое утро к нему прилетал орел, который клевал его печень. За ночь печень отрастала вновь, чтобы утром птица снова принялась за работу.
Ужасные муки испытывал Прометей, и вся природа сострадала ему. Многие тысячи лет испытывает страдания Прометей. Зевс, в конце концов, сдается. Он посылает своего сына, рожденного от смертной женщины освободить Титана.

Геракл находит Прометея связанным цепью и прибитым к скале. Он убивает прилетевшего в назначенный час орла и освобождает Прометея. Взамен Зевс просит раскрыть ему тайну будущего, Прометей соглашается и рассказывает ему о том, что сын его возлюбленной морской нимфы Фетиды будет могущественнее отца.
Зевс немедленно прекратил общение с Фетидой и заставил ее выйти замуж за простого смертного — Палея. От этого брака у них рождается Ахилл.
Зевс просит Прометея сделать кольцо из части цепи, что сдерживали титана и вставить в него камень со скалы. Так Зевс сдерживает свое обещание. Прометей на веки прикован к скале. С тех пор люди начали носить кольца в знак памяти жертвы Прометея.
Вернуться
20 121
0

Комментарии:

Оставить комментарий

Орлиные скалы

Мы Вам расскажем одну героическую и красивую легенду, и вы поймете, почему именно здесь был прикован Прометей и эти скалы названы Орлиными.
Своё начало история берёт в далёкие времена, когда существовали Боги и Титаны, когда люди были беспомощны, ютились в пещерах, не зная огня, не умея за себя постоять.
Боги жили на вершине Олимпа, были сильны и прекрасны, но их никак не заботила участь людей, время они тратили на бесконечные пиры и распри между собой.
Титаны – более древние существа, порождение Земли и Неба, самого Хаоса. Проводником между титанами и людьми был Прометей – двоюродный брат Зевса.
Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» — в противоположность имени своего брата Эпиметея – «думающего после», «крепкого задним умом».
Поэтому теперь людей, думающих задним умом, можно смело называть братьями Прометея – и они ничего не поймут.
Именно ради людей Прометей идёт наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправляется на длительную казнь.
Прометей каждый раз приходил на олимп с жезлом, и вот однажды он принёс с собой вместо жезла полый стебель тростника. Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно отвлёк хозяев разговором, взял уголёк из огня кузницы и положил его в свой полый своеобразный посох.
Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на Землю и передать его людям.
Огонь – символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе.
И всё бы ничего, но однажды Зевс посмотрел на Землю и увидел, что люди уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, читать небо по звёздам. Зевс испугался, что люди станут богоподобны и свергнут его с Олимпа.
Зевс приказал приковать Прометея на веки вечные к горным скалам Кавказа, где не ступала нога человека.
И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных.
Прометей стиснул зубы, и не один стон не вырвался из его уст! Гефест вонзил в его грудь стальной кол и приковал его к скале. Лишь когда Гефест ушёл, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел Титан о своём поступке, так как видел, что сумел помочь людям.
На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, который каждый день прилетал и клевал печень Титану.
Человек мог бы избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном, и каждую ночь печень его восстанавливалась, раны затягивались, и всё начиналось снова.
Аргонавты, проплывая мимо, а плыли они в Колхиду за золотым руном, увидели прикованного к скале Прометея и клюющего печень орла и назвали скалы Орлиными.
Океаниды услышали стоны Прометея, приплыли к нему, и одна из них, которую звали Агура влюбилась в Прометея, она поила его с ладоней своей водой, омывала его раны, за что Зевс сбросил её со скалы и превратил в бурный поток воды. С тех пор образовались Агурские водопады и река Агура.
К счастью, не вечно длились мучения Прометея. Другой древнегреческий герой Геракл освободил его.
Во время странствий он увидел прикованного Прометея и захотел узнать, за что же обречён он на такие муки? И рассказал ему Прометей, как принёс он огонь людям, украв его у богов.
Геракл увидел летящего к Прометею орла и, достав свою смертоносную стрелу, убил его.
Орёл камнем упал вниз со скалы. Освобождённый Прометей спустился к своей возлюбленной Агуре, взял осколок скалы, на которой был прикован, оплавил в металл, и с тех пор люди стали носить перстни.
Так сбылось предсказание Зевса об освобождении Прометея.
От этой легенды берёт начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.
Поэты всех времён и поколений прославляли в своих произведениях Прометея, как борца с несправедливостью и освободителя человечества.
Пример нам мощный завещал
В отпоре стойкой злобе дикой
И твёрдости души великой
Сломить которой не смогли
Все грозы неба и земли.

Легенда о Прометее: philologist

Существуют три толкования легенд: во первых – экзотерически-буквальное, во вторых – аллегорическое, в третьих – оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды – по крайней мере, те, которые имеют подобное значение – происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества.

Рудольф Штайнер
ЛЕГЕНДА О ПРОМЕТЕЕ
Берлин, 7 октября 1904
В прошлый раз я попытался показать вам, как происходило посвящение в древних друидических ложах. Сегодня я хочу изложить нечто родственное этому, хотя и кажущееся весьма отдаленным. Но мы увидим, что всё более знакомимся с пониманием развития нашего человечества во всей его глубине.

Из моих различных лекций по пятницам вы могли видеть, что мир легенд различных народов имеет глубокое содержание и что мифы являются выражением глубоких эзотерических истин. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из интереснейших легенд, которая связана со всем развитием нашей пятой коренной расы. При этом вы увидите, что эзотерик всегда может пройти через три ступени понимания мира легенд.
Сначала легенды живут в каком-нибудь народе и их воспринимают экзотерически, внешне-буквально. Затем начинается неверие в это дословное понимание легенд и образованные люди делают попытку символического, аллегорического их толкования. Однако, за этими двумя способами толкования скрыты еще пять других, ибо каждая легенда имеет семь толкований. Третья ступень толкования – это та, когда вы в состоянии принять легенду опять определенным образом в буквальном смысле. Но сначала вы должны научиться понимать язык, на котором создана легенда. Сегодня я хотел бы поговорить о легенде, понимания которой не так-то легко достичь, – это легенда о Прометее.
В одной из глав второго тома «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской вы можете кое-что об этом найти и увидеть сколь глубоко содержание этой легенды. Но в печатных работах не всегда можно высказать последние вещи. Сегодня мы можем пойти несколько дальше того, что изложено в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской.

Прометей принадлежит к греческому миру легенд. Он и его брат Эпиметей являются сыновьями титана Иафета. Сами титаны – сыновья древнейшего божества Урана и его супруги Геи. В переводе Уран означает «Небо», а Гея – «Земля». При этом я хочу подчеркнуть, что Уран в греческом является тем же самым, что Варуна в индийском. Итак, Прометей и его брат Эпиметей являются титанами, потомками сыновей Урана и Геи. Младший из титанов Крон – «Время» – сверг с престола своего отца Урана и сам захватил господство. За это он, в свою очередь, был свергнут с престола своим сыном Зевсом и вместе со всеми титанами изгнан в Тартар – бездну или нижний мир. Только титан Прометей и его брат Эпиметей встали на сторону Зевса и боролись против титанов.
Однако, затем Зевс захотел уничтожить человеческий род, который стал заносчивым. Тут Прометей становится на защиту человеческого рода. Он размышляет, что бы такое дать человеческому роду, благодаря чему тот мог бы сам себя спасти и не быть больше предоставленным на усмотрение Зевса. Так, нам рассказывается, что Прометей научил людей письму, искусствам и, главным образом, использованию огня. Но этим он навлек на себя гнев Зевса. Из-за этого гнева Зевса он был пригвожден к Кавказу и должен был долгое время терпеть там страшные муки.

Далее нам рассказывают, что теперь боги во главе с Зевсом поручили Гефесту, богу кузнечного искусства, изготовить женскую статую. Эта женская статуя была снабжена всеми качествами, которые являются внешним украшением человеческого рода пятой коренной расы. Этой женской статуей была Пандора. Пандоре было поручено принести человечеству дары, но сначала брату Прометея – Эпиметею. Хотя Прометей предостерегал брата, чтобы он не принимал даров, однако, тот все же дал себя уговорить и принял дары богов. И все это было вытряхнуто на человечество, только одно было удержано: надежда. В большинстве своем эти дары являлись муками и страданиями для человечества, только надежда была удержана в ящике Пандоры.
Итак, Прометея приковывают к Кавказу, и его печень терзает коршун. Это он терпит. Но он знает нечто, являющееся залогом его спасения. Ему известна тайна, которую не знает сам Зевс, которую, однако, он хочет знать. Прометей же не открывает тайну, хотя Зевс посылает к нему посланника богов – Гермеса.
Затем по ходу легенды нам рассказывается об удивительном освобождении Прометея. Говорится, что он может быть освобожден только посредством вмешательства посвященного, инициированного. И таким инициированным был грек Геракл – Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Совершение двенадцати подвигов является показателем инициированного. Это есть символическое выражение двенадцати испытаний инициации. Кроме того, о Геракле говорится, что он был посвящен в Элевзинские мистерии. Он был способен освободить Прометея. Но кто-то еще должен был принести жертву ради Прометея, и это сделал кентавр Хирон, страдавший неизлечимой болезнью. Он был полу-животным, полу-человеком. Он принял смерть, и благодаря этому Прометей был спасен. Такова внешняя структура легенды о Прометее.

В этой легенде содержится вся история пятой коренной расы, в ней заключена действительно мистериальная истина. Эта история действительно рассказывалась в Греции как легенда. Но она представлялась также и в мистериях, так что ученик мистерий видел перед собой судьбу Прометея. И в ней он должен был увидеть все прошлое и будущее пятой коренной расы. Понять это вы сможете только в том случае, если примете во внимание следующее. То, что обозначают, как возникновение человека, было достигнуто только в середине лемурийской расы – становление человека в том смысле, в котором мы имеем его сегодня. Это человечество было ведомо великими учителями и водителями, которых мы обозначаем как «сыновей огненного тумана». И сегодня человечество пятой коренной расы ведомо великими посвященными, однако наши посвященные – иного рода, чем тогдашние водители человечества.
Вы должны уяснить себе это различие. Имеется большое различие между водителями двух предыдущих рас и водителями нашей пятой коренной расы. Водители тех рас были тоже объединены в Ложе белого братства. Однако, они проделали свое более раннее развитие не на нашей планете, а на других аренах деятельности. На Землю они сошли уже в качестве зрелых высших людей, чтобы людей, которые тогда еще находились в младенческом состоянии, обучать при первом их возникновении, чтобы обучать их тем начальным искусствам, которые им были необходимы. Это обучение продолжалось во время третьей, четвертой и вплоть до пятой коренной расы.
Пятая коренная раса берет начало от маленькой горсточки людей, которые были избраны из предыдущей коренной расы. Они были приведены в пустыню Гоби и оттуда, как лучи, распространились затем по Земле. Первый водитель, который дал импульс этому развитию человечества, был одним из так называемых Ману . Ману пятой коренной расы. Этот Ману принадлежал еще к тем Водителям человеческого рода, которые сошли на Землю во времена третьей коренной расы. Он еще был одним из тех Водителей, которые проделали свое развитие не только на Земле, и привнесли свою зрелость на нашу Землю.

Только в пятой коренной расе начинается развитие таких Ману, которые являются такими же людьми как и мы, которые подобно нам, проделали свое развитие только на Земле, которые с самого начала развивались на Земле. Итак, мы имеем людей, которые уже являются высокими личностями – водителями и мастерами, – и таких, которые только стремятся таковыми стать; так что внутри пятой коренной расы мы имеем чела и мастеров, которые принадлежат к более ранним расам, и чела и мастеров, которые проделали всё, что проделали люди с середины лемурийского времени. Один из мастеров, которым принадлежит водительство в пятой коренной расе, избран к тому, чтобы принять на себя водительство шестой коренной расы. Шестая коренная раса будет первой, которая будет ведома земным братом в качестве Ману. Более ранние мастера, Ману других миров, передают водительство человечеством земному брату.
С рассветом нашей коренной расы выступает все то, что мы называем развитием искусств. У атлантов была еще совершенно иная жизнь. У них не было изобретений и открытий. Они работали совершенно иначе. Их техника и их искусство были совершенно иными. Только с нашей пятой коренной расой развилось все то, что мы называем в сегодняшнем смысле техникой и искусствами. Самым значительным открытием является открытие огня. Поймите это. Поймите, что зависит сегодня в нашей широко распространенной технике, индустрии и искусстве от огня. Я думаю, техник согласится, если я скажу, что без огня в технике ничего не было бы возможно; и мы можем сказать, что овладение огнем было основополагающим изобретением, давшим импульс для всех других изобретений.

При этом мы должны иметь в виду, что в то время, когда возникла легенда о Прометее, под огнем понимали всё то, что каким-либо образом связано с теплом. Под огнем понимали, например, молнии. Причины всех тепловых явлений были суммированы в понятии огня. Сознание того, что человечество пятой расы стоит под знаком огня, прежде всего, нашло отражение в легенде о Прометее. И Прометей есть не кто иной, как представитель всей пятой коренной расы.
Его братом был Эпиметей. Сначала переведем оба слова. Прометей означает: думающий вперед, а Эпиметей – думающий после. Тут вы имеете два типа деятельности человеческого мышления ясно различенными в после-думающем и пред-думающем человеке. После-думающий человек, – это тот, кто дает на себя воздействовать вещам этого мира и затем думает. Такое мышление является кама-манасическим. С определенной точки зрения кама-манасическое мышление означает: сначала дать на себя воздействовать миру и только вслед за этим думать. Человек пятой коренной расы сегодня все еще думает главным образом подобно Эпиметею.
Однако в той степени, в какой человек не только дает воздействовать на себя тому, что имеется тут, а создает будущее, является изобретателем и открывателем, настолько он является Прометеем, пред-думающим. Изобретения никогда бы не были возможны, если бы человек был только лишь Эпиметеем. Изобретения делаются благодаря тому, что человек создает нечто, чего еще нет. Сначала это имеется в мыслях, а затем мысль переносится в действительность. Таково прометеевское мышление. Это прометеевское мышление внутри пятой коренной расы является манасическим. Кама-манасическое и манасическое мышления идут друг рядом с другом как два течения внутри пятой коренной расы. Постепенно манасическое мышление будет распространятся все шире и шире.

Это манасическое мышление пятой коренной расы имеет еще одну особенность. Мы это поймем, если оглянемся на атлантическую коренную расу. Она имела еще в большой мере инстинктивное мышление, связанное с жизненной силой. Атлантическая коренная раса была в состоянии из силы семян извлечь для себя силу движения. Как сегодня человек в угольных залежах имеет некий резервуар силы, которую он может превратить в пар для движения поездов и перемещения грузов, так атлант имел большие залежи семян растений, содержавшие силы, которые он превращал в силу, движущую транспортные средства, описанные в брошюре Скотта-Эллиота об Атлантиде. Это искусство было утрачено. Дух атлантического человека еще покорял живую природу, силу семени. Дух пятой расы может покорять только безжизненную природу, силы становления, лежащие в камне и минералах. Таким образом, манас пятой коренной расы прикован к минеральным силам, подобно тому, как атлантическая раса была прикована к жизненным силам. Вся прометеевская сила прикована к скалам, к земле. Поэтому и Петр является скалой, на которой строил Христос. Это то же самое, что и скала Кавказа. Человек пятой расы должен осуществлять свое развитие на чисто физическом плане. Он прикован к неорганическим, минеральным силам.
Попробуйте составить себе представление и том, что это значит, когда говорят о технике пятой расы. Для чего она? Когда вы сориентируетесь в этом, вы увидите, что какими бы великолепными и мощными не были результаты, когда сила разума, манасическое, применяется к неорганическому, минеральному, – в общем и целом это есть человеческий эгоизм, человеческий личный интерес, для которого используются все эти силы изобретений и открытий пятой коренной расы.
Начните с первого открытия и изобретения и дойдите до телефона, до наших новейших изобретений и открытий, и вы увидите, какие большие и мощные силы поставлены нам в услужение посредством этих открытий и изобретений. Но чему они служат? Что мы привозим посредством железной дороги и пароходов из дальних стран? Мы привозим продукты питания; по телефону мы требуем продукты питания. По существу, это человеческая кама требует этих открытий и изобретений в пятой коренной расе. Это есть то, что надо однажды уяснить себе в объективном наблюдении. Тогда станет понятно, что тот высший человек, который помещен в материю, действительно прикован к материи в пятой коренной расе из-за того, что его кама требует удовлетворения внутри материи.

Если вы обратитесь к эзотерическому, то обнаружите, что принципы человека находятся в связи с совершенно определенными органами тела. Я еще изложу вам эту тему подробнее; сегодня же я хочу только указать, с какими органами находятся в определенной связи наши семь принципов.
В первую очередь мы имеем, так называемое, физическое. Оно состоит в оккультном отношении с верхней частью человеческого лица, с корнем носа. Физическое строение человека, как оно однажды возникло, – ведь раньше человек был чисто астральным и затем встроился в физическое, – ведет происхождение из этой части. Физическое выступило и построило сначала корень носа, так что эзотерик признает корень носа относящимся к собственно физически-минеральному.
Второе – это прана, эфирное двойниковое тело. С ним эзотерически связана печень. Этот орган состоит с ним в определенной оккультной связи. Затем идет кама, астральное тело. Оно развивало свою деятельность в построении органов питания, которые имеют своим символом желудок. Если бы астральное тело не имело вполне определенной чеканки, которую оно имеет у человека, то и человеческий аппарат питания с желудком не имел бы той формы, которую он имеет сегодня.
Когда вы рассматриваете человека, во-первых – в его физической основе, во вторых – в его эфирном двойниковом теле и в третьих – в его астральном теле, то вы имеете ту основу, которая, как вы видите, прикована к тому, что составляет минеральные оковы пятой коренной расы.

Посредством высших тел человек снова высвобождается из этих оков и поднимается к высшему. Кама-манас своими силами вновь взбирается вверх. Человек снова освобождается от чисто природной основы. Поэтому существует оккультное отношение кама-манаса к тому, посредством чего человек поднимается из природной основы, отвязывается. Эта оккультная связь имеется между низшим манасом и пуповиной. Если бы в человеческой организации не было кама-манаса, то зародыш не был бы подобным образом привязан к матери.
Если мы перейдем к высшему манасу, то он имеет такого же рода отношение к человеческому сердцу и крови. Буддхи имеет отношение к человеческой гортани и глотке. А атма имеет оккультное отношение к тому, что заполняет всего человека, а именно к содержащейся в человеке акаше.
Таковы семь оккультных отношений. Из них для нашей пятой расы в качестве самых значительных надо выделить отношения, касающиеся эфирного двойникового тела и камы. И если вы к этому присовокупите то, что я до этого говорил о владении атлантами праной – жизненной силой, пронизывающей эфирное двойниковое тело, – то вы можете сказать себе, что в определенном отношении атлант стоял на одну ступень глубже. Его эфирное двойниковое тело еще имело первоначальное родство со всем эфирным во внешнем мире, и благодаря этому он владел праной внешнего мира. Тем, что человек поднялся на одну ступень выше, работа стала на одну ступень глубже. Таков закон: если на одной стороне достигается подъем, на другой стороне должен последовать спуск. В то время, как раньше человек работал над камой, исходя из праны, теперь он должен, исходя из камы, работать на физическом плане.
Теперь вы поймете, как глубоко символизирует миф о Прометее эту оккультную связь. Коршун терзает печень Прометея. Кама, которая действительно пожирает силы пятой расы, символизирована в коршуне. Коршун гложет печень человека, его основу, и так же эта сила пятой расы гложет собственную жизненную силу человека, т.к. человек прикован к минеральной природе, к Петру, к скале, к Кавказу. Этим человек должен был платить за свое подобие Прометею. Поэтому человек должен преодолеть свою собственную природу, чтобы не быть более прикованным к минеральному, к Кавказу.

Только те, кто в течение пятой расы появляются как человеческие посвященные, могут принести освобождение скованным людям. Геракл, человеческий посвященный, сам должен проникнуть к Кавказу, чтобы освободить Прометея. Так инициированные высвободят человека из оков, и то, что предназначено к закату, должно пожертвовать собой. Пожертвовать собой должен человек, который все еще состоит в связи с животным: кентавр Хирон. Человек древности должен быть принесен в жертву. Жертва кентавра столь же значительна для развития пятой расы, как и освобождение через посвященных, инициированных пятой расы.
Говорят, что в греческих мистериях людям предсказывалось будущее. Под этим, однако, подразумевали не расплывчатый, абстрактный рассказ о том, что должно было произойти в будущем, а указание тех путей, которые вводят человека в будущее, указание на то, что человек должен сделать, чтобы развиваться в направлении будущего. И то, что должно было развиваться как человеческая сила, было представлено в большой мистериальной драме Прометея.
Под тремя родами божеств – Ураном, Кроном и Зевсом – надо представлять себе три рода следующих друг за другом сущностей, ведущих людей. Уран означает «небо», Гея – «землю». Когда мы возвращаемся назад за середину третьей, лемурийской расы, то мы имеем не такого человека, которого мы знаем теперь, но человека, которого тайноведение называет «Адамом Кадмоном», являющегося еще бесполым, – человека, который до того еще не принадлежал Земле, который еще не развивал органов для земного видения, который еще принадлежит ураническому, т.е. небу. Через соединение Урана с Геей возник человек, который сошел в материю и вместе с тем вошел во время. Крон (=Хронос, время) становится властелином второго поколения богов с середины лемурийского времени вплоть до начала атлантического времени. Ведущих сущностей греки символизировали сначала в Уране, затем в Кроне, а затем они перешли к Зевсу. Зевс же является одним из тех водителей, которые свою школу прошли не на Земле. Он еще один из тех, кто принадлежит к бессмертным, так же, как и все прочие греческие боги.

Смертное чувство в течение пятой расы должно встать на собственные ноги. Это чувство представлено Прометеем. Оно впервые принесло человеческие искусства и пра-искусство огня. К нему ревнует Зевс, так как люди вырастают до собственных посвященных, которые в шестой коренной расе возьмут водительство в свои руки. Человечество должно сначала заплатить за это. Поэтому их пра-посвященный должен сначала взять на себя все страдания и муки.
Прометей является пра-посвященным пятой коренной расы, тем, кто посвящается не только в мудрость, но и в действие. Он проходит через все страдания и его освобождает тот, кто созревает, чтобы постепенно освободить человечество и поднять его над минеральным.
Так представляют нам легенды великие космические истины. Поэтому в начале лекции я сказал: тот, кто поднимается к третьему токованию, тот может их брать опять буквально… В легенде о Прометее представлено поедание печени коршуном. Это надо брать совершенно буквально. Коршун действительно пожирает печень пятой коренной расы. Это – борьба желудка с печенью. В каждом отдельном человеке в течение пятой коренной расы повторяется эта прометеевская борьба со страданиями. Совершенно буквально надо принимать то, что представлено в легенде Прометея. Не будь этой борьбы, судьба пятой коренной расы была бы совершенно иной.
Итак, существуют три толкования легенд: во первых – экзотерически-буквальное, во вторых – аллегорическое, в третьих – оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды – по крайней мере, те, которые имеют подобное значение – происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества. Как я мог показать вам при рассмотрении друидических мистерий, что легенда о Бальдуре передает не что иное, как совершавшееся внутри друидических мистерий, так в легенде о Прометее вы имеете то, что переживал греческий ученик во внутреннем мистерий, чтобы получить силу и энергию для жизни в будущем.

Прометей — похищение огня

Похищение огня

Прометей дарит людям огонь. Барельеф.
Но какими жалкими и бессильными, без мыслей и желаний были они в те времена! Они слонялись по земле, не зная, за что приняться, как построить себе жилище. От дождя и диких зверей прятались они в глубоких пещеpax, куда никогда не заглядывало солнце. Они не умели предвидеть приближение зимы с ее морозами или щедрой плодами осени. И еду не умели готовить те люди, ибо не владели огнем. Огонь они видели только в облике страшной смертоносной молнии царя богов Зевса.
Так проходили сотни, а может, и тысячи лет. Никто из людей не считал тогда времени, ибо не умел этого делать. Да и зачем было считать? Год за годом, столетия за столетиями влачили люди одинаково жалкое существование в темноте глубоких пещер. А всесильные и могучие боги жили на своем заоблачном Олимпе. Судьба людей их вовсе не занимала. К тому же они опасались, что, обученные жить как следует, люди перестанут почитать богов.
Только Прометея печалила судьба людей. Чистую и благородную душу имел Прометей, открытую жалости и состраданию. Ясные глаза его смотрели прямо и смело.
Не раз просил он Зевса помочь людям, но тот решительно отказывал титану:
— Оставь эти мысли, Прометей! Не вспоминай об этом грязном племени, не замечай его, как не замечаем его мы, боги. Пусть ползает оно по земле, как ползало до сих пор! Не к лицу тебе, титану, думать о нем.
Прометей слушал Зевса, а глаза его невольно-смотрели вниз, на землю. И постепенно в его благородной душе все сильнее вскипало горячее желание помочь людям, хотя бы и против воли Зевса.
Однажды сидел Прометей на высокой скале и задумчиво глядел на людей. Падал белый холодный снег, его подхватывал пронзительный ветер и бросал на голые, не знавшие одежды тела. Посиневшие от холода, испуганные люди ползли к своим пещерам, прижимая к себе задубевшими от холода руками маленьких детей. Кто не успевал доползти, падал, замерзал. И холодный равнодушный снег покрывал неподвижные фигуры.
Душа Прометея разрывалась от жалости. Он не выдержал, вскочил, глаза его гневно засверкали.
— Я помогу этим несчастным! — воскликнул он.- Я сделаю их счастливыми! Пусть гневается Зевс!
Прометей помчался к острову Лемносу, где в кузнице работал его друг — сын Зевса Гефест. Брызги ярких искр рассыпались из-под молота Гефеста. Бывало, Прометей часами просиживал возле Гефеста, любуясь его мастерством. Однако на этот раз он, улучив момент, когда Гефест отвернулся, выхватил из горна искру божественного огня, спрятал ее в сухой камышинке, простился с богом-кузнецом и побежал назад. «Огонь, огонь — вот что прежде всего необходимо иметь людям!»
А холодный снег все падал и падал. Скрючившись, люди сидели в пещере, прижимаясь друг к другу, пытаясь спастись от леденящего ветра.
И вдруг в пещеру, словно молния, влетел Прометей. Глаза его сияли радостью, возбужденное лицо светилось горячей любовью к несчастным.
— Вот вам огонь! — крикнул он. — Разожгите костры и согрейтесь!
Но люди только испуганно глядели на него. Они не понимали, что такое огонь и как можно согреться им.
Тогда Прометей принялся за дело сам. Он собрал кучу сухих веток, раздул искру, что хранилась в камышинке, и разжег костер. Красные языки пламени вырвались из-под веток и весело заплясали, Снег таял над костром и теперь уже не долетал до людей; злобный ветер только раздувал пламя. Прометей удивленно смотрел на людей, которые в страхе отодвинулись от огня.
Но вот засмеялись дети и потянулись посиневшими ручонками к животворному теплу. Потом и взрослые почувствовали, как возвращается подвижность к их одеревеневшим рукам и ногам. Люди окружили костер, радуясь, что огонь защитил их от непогоды. Они смеялись и плакали от радости. И Прометей смеялся вместе с ними.
Так начал могучий и благородный титан Прометей помогать людям. Он знал, что делает это против воли Зевса, знал, что ему угрожает гнев всесильного бога. Но он знал теперь и то, какое это счастье — помогать слабым и видеть их просветленные, улыбающиеся лица.
Прометей словно бы раскрыл людям глаза и уши и научил людей видеть, слышать и понимать все вокруг. Он показал людям восток и запад, научил их числам, письму и чтению и дал силу памяти, которой люди раньше не имели. Собственными руками запряг Прометей в ярмо дикого горного быка, а в колесницу — гордого коня. Он построил для людей быстрый корабль и окрылил его белым льняным ветрилом, чтобы легко и вольно скользил тот корабль по морским просторам.
Но и на этом не остановился благородный титан. Он научил людей находить, добывать и использовать земные сокровища — медь и железо, серебро и золото. Он открыл людям целительные травы. Он вдохнул в людей волю, смелость, надежду, самоотверженность.
Всесильный Зевс долго не знал ничего про своевольные поступки Прометея. А боги, знавшие о делах Прометея, не решались сказать об этом Зевсу, — страшен был гнев Громовержца.
Но в конце концов все тайное становится явным. Однажды, после обильного пиршества, Зевсу захотелось развлечься. Он стал метать молнии в скалы и огромные деревья. Его радовало, когда от скалы отлетали осколка и деревья вспыхивали пламенем.
Но — что это? Зевс заметил на земле дым не только там, куда он кидал молнии. Приглядевшись, он увидел помимо дыма еще и огонь! А затем перед ним открылась невиданная до сих пор картина! Белые дома людей стояли среди цветущих садов. У морского берега покачивались на волнах парусники.
— Да что же это такое?.. Зевс помрачнел.
— Кто нарушил мой приказ? — прогремел его гневный голос. — Кто дал людям огонь, научил их строить дома и корабли? Кто сделал их подобными богам?
Невозможно описать ярость Зевса, когда он дознался, что это сделал Прометей. Сперва Громовержец решил сжечь Прометея молнией, но потом придумал для титана более лютую кару.
— Ты считаешь себя очень благородным, Прометей? — зловеще спросил Зевс. — Или, может, ты признаешь свою провинность, согласишься, что совершил злодеяние? Отвечай мне! — Он сжал в руке пучок огненных молний, словно намереваясь швырнуть их в Прометея…
Но глаза титана глядели в лицо бога спокойно, даже подобия страха не было в этих ясных глазах.
— О каком злодеянии говоришь ты, Зевс? — бесстрашно ответил Прометей.- Я лишь исправил твою несправедливость. Ты должен был сам помогать людям. Взгляни, как счастливы они теперь! А вместе с ними счастлив и я.
— Ты счастлив? — с угрозой спросил Зевс. — Ты счастлив тем, что помог этим ничтожествам? Хорошо же, пусть теперь они помогут тебе… если смогут. Ведь ты многому научил их, не так ли? Жди теперь помощи от них!
Взмахом руки Зевс подозвал своих помощников, исполнителей его воли, Силу и Власть. Вот они стали перед богом, крепкие, мощные, жестокие, неумолимые. Окружавшие Зевса боги, увидев их, испуганно вздрогнули.
— Возьмите его! — прогремел голос Зевса, рука его указала на Прометея. — И наведя пригвоздите его к высокой скале на краю земли! И пусть Гефест, друг злодея, поможет вам.
В тот же миг Сила и Власть схватили Прометея своими могучими руками, из которых никто, даже титан, не мог вырваться. Они поволокли его на край света, в далекие и неведомые скифские земли, к огромным величественным вершинам Кавказа, под которыми неумолчно бились волны Черного моря. А следом за ними брел с неизменным молотом в руках друг Прометея Гефест, Он глубоко и печально вздыхал, но вынужден был исполнить приказ Громовержца: разве ж обладал он или кто-нибудь другой на земле мужеством и смелостью благородного титана?
Вот и каменные вершины Кавказа. Сила и Власть молча втащили Прометея на самую высокую скалу. Крепко держа его, они подали знак Гефесту, который скорбно глядел на своего друга.
Покорный воле Зевса, он тяжелыми железными цепями обвязал руки, ноги, грудь и бедра своего друга и приковал цепи к каменной вершине. Затем приставил острием к груди титана огромный алмазный стержень и ударил по нему молотом. Острие стержня пронзило грудь Прометея и коснулось скалы. Еще удар… еще… Теперь Прометей был не только прикован цепями к каменной скале, он был еще и прибит к ней.
Не поднимая на Прометея глаз, Гефест стал спускаться со скалы. А Сила и Власть, безжалостно глядя на прикованного Прометея, повторили слова Зевса:
— Ты помог людям, Прометей. Пусть теперь они помогут тебе.
Ни стона, ни жалобы не вырвалось из уст титана. Ясные глаза его мужественно смотрели вслед Силе и Власти, которые удалялись, выполнив волю Зевса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *