Легенда о птице

ЛЕГЕНДЫ О ПТИЦАХ

Pуx — мифологическая птица, известная в Европе благодаря сказкам «Тысяча и одна ночь» и описаниям путешествий Марко Поло. Ее образ можно связать с арабской птицей анка, персидским симургом, египетским фениксом, еврейской птицей зиз и гигантскими птицами из европейских и североамериканских легенд. По разным описаниям, белая птица Рух напоминает орла, кондора или альбатроса, однако она гораздо больше каждой из этих птиц. Согласно преданию, размах ее крыльев — «60 шагов», а каждое из ее перьев длиной «8 шагов».
Чтобы обойти яйцо птицы, требуется «более пятидесяти шагов». Рух достаточно велик размерами и силен для того, чтобы поднять в своих когтях высоко в воздух не только человека, но и трех слонов. Если верить легендам, перенос людей и слонов через моря и горы — основное занятие этой птицы.
Широко распространено мнение, что образ птицы Рух своим возникновением обязан реально существующей птице, к примеру орлу. Оно, безусловно, может быть верным. Но не менее верным, очевидно, должно считаться и предположение, что миф о птице Рух появился как воплощение извечного стремления человека подняться в небо, покинуть обыденность и стать подобным птице. Впрочем, птица Рух нередко символизировала и возмездие богов.
Вряд ли когда нибудь удастся выяснить точные причины рождения этого образа. Впрочем, какими бы они ни были, Рух навсегда останется в человеческом сознании как одна из самых чудесных мифологических птиц.
В персидском языке слово «рух» означает также «шахматная ладья» и — иногда — «носорог». Легенды о Рухе тесно связаны с арабскими мифами о птице анка. Созданная Богом как птица совершенство, она затем превратилась в настоящее бедствие для людей.
Анка также описывается как огромная птица, способная поднять слона; живет она 1700 лет, что роднит ее с египетским фениксом. В некоторых арабских книгах анку называют вымершей птицей. Согласно преданию, во время династии Фатимидов (X—XII века н. э.) анки нередко содержались в зоологических садах халифов.
Первое упоминание о птице Рух мы находим в арабских сказках «Тысяча и одна ночь», где говорится и о том, что Рух известен более тысячи лет. В 404 ю ночь Шехерезада рассказывает историю Абд Аль Рахмана, который в результате кораблекрушения оказывается на необитаемом острове, где видит гигантскую птицу с крыльями размахом в тысячу саженей и ее птенцов. Из этого путешествия он привозит пух с крыла неоперившегося птенца.
В 405 ю ночь следует повествование о том, что во время путешествия по китайским морям Абд Аль Рахман сходит на берег и там видит белый купол высотой в сто локтей, который оказывается яйцом птицы Рух. Абд Аль Рахман и его спутники разбивают яйцо и уносят невылупившегося птенца. В пути их настигает Рух с огромным обломком скалы в когтях. К счастью, Рух промахивается. К морякам, отведавшим мясо птенца, чудесным образом возвращается молодость. В 543 ю ночь царица рассказывает о втором путешествии Синдбада.
Взбунтовавшаяся ком… высаживает Синдбада на необитаемом острове, где он находит огромный купол окружностью 50 шагов. Внезапно появляется огромная птица, закрывающая крыльями солнце. Синдбад вспоминает историю о птице Рух, кормящей птенцов слонами, которую он слышал и раньше, и понимает, что купол — не что иное, как яйцо птицы. Он привязывает себя к лапам спящего Руха в надежде спастись с острова.
Утром Рух переносит Синдбада на другой остров, населенный огромными змеями. Наконец в 556 ю ночь повествуется о том, как в своем четвертом путешествии Синдбад причаливает на корабле к острову и снова видит возвышающийся белый купол. Несмотря на предостережения Синдбада, его спутники купцы разбивают яйцо, убивают птенца и отрезают от него большие куски мяса. В море к кораблю приближается пара чудовищных птиц Рух с огромными камнями в лапах.
Птицы разбивают судно, и все находившиеся на нем оказываются в море. Синдбад привязывает себя к доске и на ней доплывает до суши.
«Тысяча и одна ночь» не единственный арабский источник, упоминающий о птице Рух. О ней в XIII веке сообщают в своих книгах географ Аль Касвини и естествоиспытатель Аль Варди.
Мифы, подобные арабским, в которых название птицы не уточняется, запечатлены в «Джатаках» — собраниях индийских сказаний IV века до н. э. Египетские жрецы рассказывали Геродоту (V век до н. э.) о гигантской птице, способной поднять в небо человека.
В преданиях чукчей упоминается огромная птица Нога, пожирающая оленей, лосей, китов и людей. Подобные мифы бытовали и у алеутов островов Тихого океана. В фольклоре североамериканских индейцев апачей говорится об огромном орле, уносящем людей. Легенды о птицах гигантах были распространены и у индейцев прерий Северной Америки.
В XIII веке птицу Рух в своих дневниках описал Марко Поло. В главе об острове Мадагаскар он пишет о том, что, по словам туземцев, Рух раз в году появляется на юге острова. Птица похожа на орла, но размерами намного превосходит его. Рух поднимает слонов в воздух и убивает их, бросая на скалы.
Те, кто видел птицу, говорили, что Рух известен в Европе под именем «грифон», хотя и не похож на классического грифона — птицу с телом льва. Марко Поло рассказывал, что на его расспросы жители Мадагаскара отвечали, что Рух — настоящая птица. Индийский правитель, услышав о птице, послал своих людей на Мадагаскар, откуда они привезли огромное перо девяти пядей длиной.
После перевода арабских сказок птица Рух стала распространенным персонажем европейской живописи и литературы. На гравюре голландского художника XVI века Йоханна Страдануса «Магеллан открывает проливы» изображена птица с огромным клювом, вдвое превышающая размеры слона, которого она держит в когтях. Особенно интересно упоминание о Рухе в поэме Майкла Дрейтона «Потоп», в которой Ной собирает на свой ковчег «каждой твари по паре» от маленького жаворонка до огромного Руха, величайшей из птиц. Американский писатель Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» (1851) сравнивает огромного альбатроса с птицей Рух.
Братья Гримм дважды упоминают о большой птице в своих сказках. В «Беляночке и Розочке» две девочки спасают карлика от огромной птицы, которая хотела унести его в своих когтях, а в сказке «Птенец Найденыш» охотник встречает мальчика, которого большая птица принесла в клюве в гнездо, находящееся на верхушке огромного дерева. О чудесной птице не забывают и в наши дни.
Невероятной величины птица Рух в течение тысячелетий захватывала воображение людей всего мира, от Аравии и Персии до Европы и Америки. Легенда о ней продолжает жить и в наши дни.

Птицы в легендах и мифах | Мистика и Фэнтези журнал

В самых разных мифологических традициях птица непременный символ и персонаж. Без них не обходиться творение мира, в них оборачиваются герои и боги, птицы связующее звено между верхом и низом, частями космоса, воплощение души и духа и т.д. Нередко наземные животные наделены птичьими атрибутами. Это грифон, Пегас, сфинкс, химера, сирена, горгона и т.д.
В мифологии образ древа мирового, как центра вселенной, занимает весьма значимое место. Птица всегда располагается на его вершине, причем чаще всего это наиболее царственная птица, например орел. Бывает, и с фантастическими чертами. При этом птица противопоставляется змее, как хтоническому животному. Часто встречается мотив борьбы птицы и змеи, причем первая обычно соотноситься с богом – громовержцем: Зевсом, Перуном, Индрой и т.д.
Душа нередко предстает в образе птицы. Обские угры считали, что у человека несколько душ, одна из них «уходящая по реке» может принимать вид трясогузки, ласточки, синицы и т.д. Другая «сонная» душа (приходящая к человеку только во сне) предстает в виде глухарки. В качестве символа души есть у эвенков, якутов, алтайцев, индейцев бороро в Южной Америке и т.д.
В ряде случаев образ птица-душа перекликается с птицей – вестником смерти. В одном из гимнов «Ригведы» изображается отчаянье человека при виде голубя, ходящего по очагу: человек знает, что он умрет.
Часто боги превращались в птиц. Так Зевс становился лебедем, Плеяды – в голубей, Прокна – в соловья, Алкина – в зимородка. Огромное колич
Большое количество изображений птиц на гербах в Египте. Широко распространен культ сокол с– символ Гора. Птицей богини покровительницы Верхнего Египта считался коршун. Герой русских былин Вольга превращается в сокола, охотясь на лебедей. Часто становятся голубками или уточками сказочные девы после купания (порой из-за утраты одежды).
Большое значение имеет символика и образы конкретных птиц. Так аист в ряде традиций это знак изобилия, плодородия, долголетия, материнские чувства (а также сыновья почтительность), предвещает рождение детей и благую судьбу.
Ворона (ворон) – символ хитрости, коварства, всеядности (в славянских мифах ворон нередко пьет «мертвую кровь»), воровства и распространения молвы. Как видно, свою роль сыграл черный цвет и резкий крик. Впрочем, этот образ не всегда трактуется так однозначно. Так в Японии она – вестник и спутник ками (божеств), образ сыновнего почтения. Вороны спутники Одина, их имена Память и Мысль. Они несут вести богам о предстоящих битвах. В Греции ворона приносила плохие вести, но обозначала и долголетие. Племя ирокезов в Америке почитало эту птицу как дарителя зерна. В Индии была вестником смерти, во Франции приносила несчастье. Ворон всегда считался вещей птицей. Он являлся атрибутом Апполона-предсказателя, по его поведению гадали о будущем в Скандинавии.
Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник. Древнейшие изображения голубя восходят к 6 тыс. до н.э. (в северной Месопатамии). В христианкой традиции святой дух; голубь и лилия – благовещенье, двенадцать голубей ассоциируются с апостолами. У греков эта птица богини Афродиты. Так же это символ любви, правда поначалу плотской, а потом ставшей олицетворять семейный очаг.
Гусь в космогонических мифах нередко предстает птицей хаоса, но вместе с тем и творец вселенной, снесший золотой яйцо – солнце (образ великого Гоготуна в египетской мифологии). В Китае гусь связан с небом и принципом ян; рассматривается как талисман помогающей любви в браке. В гностической традиции гусь – воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности. В Средние века в Европе верили что гусь является ездовым животным ведьмы.
Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. В буддизме символизирует зиму. В христианстве символ верности, доброй жизни и аскетизма. В Китае журавли переносят по воздуху духов, сопровождающих умерших. Согласно распространенным в Индонезии поверьям журавль рождается из скалы, омываемой морскими волнами.
Дятел символизирует в христианстве ересь и дьявола. Известен вариант римского мифа, в котором дятел вместе с волчицей участвует во вскармливании Ромула и Рэма.
Ибис в древнем Египте почитался как священная птица; считался воплощением Тота, символизировал рассвет, утро, так как стоя в воде, он первым встречал рассвет (аналогична символика журавля и цапли). В Европейской традиции ибис зодиакальная птица, управляющая знаком Водолея. В христианстве символ лености, плотского желания и нечистоты.

Красивая легенда о Птице Громовой.

Жила на свете Птица Громовая. Видеть никто не видел её, но, опять таки, Предание осталось. Ростом Птица была велика. Может, с дерево, а может, и больше. Петь она не умела, да и незачем ей это было. Оперение у неё яркое, прямо таки огненное. А если крыльями взмахнёт, так гром и прокатится по небу. Когда летала Птица, то собою солнышко заслоняла. Поднимали люди головы да говорили друг дружке – гроза, мол, начинается.

Где жила Птица, действительно, неведомо. Даже Предание молчало – там где-то, среди звёзд. Но вот зачем-то она прилетала сюда, видно, надо было. Люди относились к ней осторожно. Не то, чтобы боялись, но береглись. Сказки страшные про Птицу слагали – мол, и убивает она, и оглушить может. Конечно, как всякое живое существо, Птица иногда и нрав свой покажет, но чтобы нарочно убивать – никогда она так не делала.
Что верно, то верно – не было мира между людьми и Птицей. Как завидят тучу над лесом, сразу прячутся и детишек малых запирают. А не подумают, что иначе Птица не может прийти в мир, ведь рождена она не на земле, и к тишине не приучена. И как найти с ней слово общее?
…жила в одной деревеньке девчоночка смышлёная. Ты не смотри, что она такая маленькая, а поумней иного взрослого будет. И всё-то ей интересно: и как речка шумит, и как птицы перекликаются, да как цветы растут. И дивно, что и звери, и птицы её за свою почитали, да ещё и помогут, бывало. Говорили люди, что девчоночка та слово волшебное знала. Да и приходили к ней иногда за советом, что и как делать.
Незаметно время летело, да и выросла девчоночка в красу девицу. Коса русая до земли, глаза как небо весеннее. Было у девицы имя, родителями данное, да подружки звали её всё больше Берёзкой. Так и пошло.
Избушка-то Берёзкина на самом краю леса была, словно нарочно её туда поставили. Подальше от глаза людского да речи пересудочной. А люди и любили, и боялись её, и чего больше было, не ведомо.

Так и жила Берёзка, ограждённая лесом от злых перетолков и не делила людей на плохих или хороших. Всё ей были как братья и сёстры.
Долго ли, коротко ли, однако запала людям в голову мысль злая. Стали они думать да гадать, как бы извести девицу. И случилась тут история одна.
В день базарный пошла Берёзка на ярмарку. Ходит и не замечает, что толпа расступается перед ней. Вот выбрала она товар, и только заговорить собралась с хозяином, как расшумелись люди, раскричались. Много слов злых на волю выпустили. Ведьмой Берёзку называли. А та стоит и в толк взять не может – с чего бы это?
Знамо дело, что толпой легко решиться на самые неприглядные дела, какие в одиночку и помыслить-то страшно. И вот шумят люди, сами себя подзадоривают. Но только замахнулись на Берёзку, как потемнел воздух от птичьих крыльев, пыль дорожная столбом взметнулась, да в глаза людям бросилась. Прилетели на выручку Берёзке друзья пернатые. Крыльями, клювом да когтями стали толпу охаживать. Тут уж не увернёшься, не спрячешься. И в суматохе этой исчезла Берёзка. Потом говорили, будто семь соколов увезли её в лодье серебряной, а кто-то добавлял шёпотом, по сторонам озираясь, будто взяла её с собой Птица Громовая, Небесная.
Так это было или нет, но действительно, исчезла тогда Берёзка. Испугались люди сделанного ими, да и разбежались, кто куда смог. Затихла после деревенька, опустела.
Что же с Берёзкой стало? Молчит молва народная. Только вот издалека стали песни долетать, будто бы живёт в лесах заповедных девица красавица; волшебницей лесной её кличут. Ведомы ей тайны лесные, да будто бы сама Птица Громовая к ней прилетает.
Так ли, нет ли, да только сказание, словно венок луговой сплетается…

… вот расшумелась однажды Птица Громовая. Крыльями бьёт, светом слепит. Поднялась тут буря немалая. Мужики, бабы в избушки попрятались, притаились, от страха ни живы, ни мертвы сидят. И надо ж так случиться, что подхватило ветром двух пострелят малых, унесло в сторону неизвестную. Тут уж винить некого, видно, так на роду их было написано. Потужили – погоревали, да жить дальше надобно.
Но однажды вернулись они в селение взрослыми, рассказывать начали. Удивительный рассказ их был; да люди запомнили и песней крылатой в мир отпустили.
Подхватил ветер ребятишек, а они и испугаться не успели, так игрой заняты были. Играли они в птиц небесных – как в воздух поднялись, обрадовались. И полетели в голубом сиянии, будто крылатыми вправду стали. Не успели они испугаться, как слышат голос приветливый. Тут сияние пропало, и оказались ребята в месте незнакомом. Стоят, оглядываются. Видят, идёт к ним Волшебница лесная, за руки их берёт, в дом приглашает, за стол сажает.
— Здравствуйте, птички-небылички, не испугались?
Ребятишки дружно отвечают, что желание их исполнилось и что летать – самая большая мечта их.
Кивает головой Волшебница, знаю, мол, знаю. Тут один из ребят и спрашивает: «Говорят, Птица Громовая к тебе прилетает. Вот посмотреть бы! Хоть одним глазком!»
Кивает головой хозяйка – а не страшно будет-то? Чай, не ветер ураганный, а Свет яркий? Но горят глазёнки ребят, а в них желание узнать неведомое.
-Ну, хорошо. Поживёте у меня немного, попривыкните. А если домой хотите, то ветер назад отнесёт.
Но не хотят ребятишки от чуда уходить, уж так хочется им Птицу Громовую посмотреть.
И остались они у Волшебницы в лесу жить-поживать. Тайнам разным учились, не замечая, как весна весне руку подаёт.
Многому научила их Волшебница, только главное пока сокрытым оставила. А ребята сами терпеливыми стали, знание копят.
И вот говорит однажды им Хозяюшка: «Настало время главному научиться, не забоитесь ли?»
А тут как раз солнышко зашло, за окошком потемнело. Ветер верхушки деревьев тронул. Ведёт Волшебница ребят за порог. Тут поняли они, что настало время экзамен держать, да выучку свою показывать. Загремело, засверкало над лесом – словно шар огненный по земле прокатился. Стоят, не дрогнут ребята. Вспыхнуло вдруг ярче яркого, и зажмурились они невольно. А когда глаза-то открыли, дивную картину увидели. Гроза кончилась, лес успокоился; вокруг свет разливается такой, что потрогать можно.
Не удержались ребята, дотронулись и услышали голос сладкозвучный – там, в сиянии Птица сидит, красоты небывалой. Поняли тут ребята, кого они видят. Замерли, чуть дышат. А сами думают – птица малая перед ними сидит, а поётся-то про великаншу! Улыбается им Птица и отвечает, что всяк по-своему разумению судит.
Молчат ребята, только глаза да уши раскрыты. Вдруг кажется им, что воздух сам петь начинает. И снова Птица говорит, что воздуха как такового нет, есть струны небесные, они от звезды к звезде тянутся. До которой дотронешься, та и звучать будет. Затихли ребята совсем, только чувствуют, что разлиты вокруг них ароматы дивные. Запах липы цветущей грубым покажется. И говорит им Птица, что это дыхание звёздное, чистое, как Любовь.

Обращаются к Птице ребята – откуда ты прилетела? Где дом твой? Птица глазом покосилась – далёко очень. А если хотите, показать могу. И крыло поднимает. Открылись взору ребятишек картины волшебные. Видят они и животных дивных, и цветы огненные, и людей неземных. Реки мелодиям подобны, а небеса переливаются узорами самобытными.
Второе крыло поднимает Птица – видят ребята небо звёздное. Свиваются в спирали туманные реки, уходят в Беспределье. А на звездах – свой мир дивный. Каждая планета в ритме своём живёт.
Стоят ребята, про всё забыв. Открыла им Птица Мир бесконечный, и не страхом он заполнен, а светом добрым. Захотелось и им туда же попасть. Улыбнулась Птица и ответила словами человеческими:
— В своё время к нам придёте, да с друзьями вместе.
Обрели тут речь ребята и спросили Птицу, почему же люди не чувствуют все этой красоты?
— Потому, что слышат только самих себя. А того, что не понимают, пугаются.
Задумались ребята. Хорошо бы вернуться, да объяснить людям, что не гром с молниями слышат они, а далёкую музыку звёздную. А гром бывает потому, что натыкаются струны тонкие на человеческие суждения плотные, каменным стенам подобные.
— Отпусти нас обратно, Птица Громовая!
Хотели ребята ей объяснить, зачем, да поняли, что она уже знает.
Спрашивает:
— Сумеете ль донести красоту небесную? И в чём понесёте?
— В сердцах своих, — отвечают.
— Не расплавит ли их жар огненный?
— Любовью закроем до времени.
— А холод суждений людских?
— Так ведь останутся с нами песни струн, что от звезды к звезде тянутся.
Кивает головой Птица, соглашается.
— Верно,- говорит, — не ослепит вас славы сияние, ибо больший свет видели вы. И не замутится разум, потому что живёт в сердце память о прошедшем.
Сказала и пропала, а вместе с нею пропали ароматы, и не слышна стала музыка небесная.

Стоят ребята на опушке, за руки держатся. Смотрят, в сторонке Волшебница улыбается и говорит им:
— Пора вам домой возвращаться, да знание передать. Птица Громовая ещё не раз беседовать с вами станет, и сердца ваши навек связаны.
Проговорила, да птахой малой обернулась, в небо вспорхнула.
Оглянулись ребята и увидели, что стоят они ровнёхонько перед родным селом. Посмотрели друг на дружку, удивились, что не дети они малые, а выросли. Поблагодарили Волшебницу и Птицу Громовую Небесную за уроки серьёзные, поклонились миру и пошли к людям.
Вот видишь, какая история случилась. Где быль аль небыль, не нам судить. Что принёс народ в сказаниях да легендах, значит, нужно было.
Гром по-прежнему гуляет над землёй. Случится тебе его услышать, не беги прятаться. Ведь там звучат те самые струны, что от звезды к звезде протянуты.
А, значит, и к нам с тобой.
Надеюсь, Вам понравился этот сказ.

Легенды об удивительных птицах — Славянская культура


В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.
В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками.
Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».
Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.
Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.
В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.
Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие.
В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».
Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.
Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.
Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.
«О Атум-Хепри, ты воссиял [в образе] Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» — так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.
Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна — Феникса, то можно рассказать такую легенду.
Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.
Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.
Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.
Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».
Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Природа славян. Глава I. Культ природы

Сказание о птицах

Славянин часто представлял себя вольной птицей
и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и
счастье полностью сливалась с образом птицы. В
русском фольклоре мы найдем больше всего песен,
сказок, преданий, загадок именно о птицах.
Светлые образы поднебесных существ часто
появляются на посуде, прялках, в вышивке.
Народный костюм по своему силуэту похож на птицу:
широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок,
нагрудные и поясные украшения-оперение.
Священные птицы украшают наличники домов, а
украшения — обереги в виде птиц являются самыми
сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух.
«Птицы принимались некогда за общепонятный
поэтический образ, под которым представлялись
ветры, облака, молнии, солнечный свет, стихиям
этим были приписаны свойства птиц, по
преимуществу тех, которые поражали наблюдающий
ум человека быстротой своего полета и силой
удара, и наоборот: с птицами были соединены
мифические представления, заимствованные от
явлений природы. Фантазия создала своих
баснословных птиц, олицетворяющих небесные
грозы и бури» [25].
Птицы часто противостоят злым силам, стерегут
границы родной Земли, указывают дорогу и приметы
на погоду. Темные птицы несут плохие вести,
сопровождают темную силу, несут болезни и даже
смерть.
Особое место принадлежит ОРЛУ — божьей
птице, царю, владыке небес. Орел считается
старшим и главным среди птиц. Согласно поверью,
все Орлы происходят от царей. Орел как хозяин
небес распоряжается, кому быть в небесах, а кому
нет. Орел связан с небесными стихиями и управляет
ими. Есть поверье, что орел отводит градовые тучи
от полей и спасает урожай. Поэтому убивать орла
запрещено. Живет он дольше всех других птиц и
обладает способностью омолаживания: когда
наступает старость, он летает на край света и,
искупавшись в озере с живой водой, снова обретает
молодость. У славян существует поверье, что в
гнезде у орла находится волшебный камень —
«орлов камень», «камень-огневик». Камень этот
защищает от огня, болезней, помогает при родах.
Найденный камень привязывали к левой руке или
ноге. Орел — активный защитник от сил мрака,
болезней и смерти. Орел в санскрите — быстрый,
стремительный.

По легендам именно птица-СОКОЛ принесла на
землю огонь — искру от солнца, и от зажжения
дерева на земле появился небесный огонь. Сокол —
больше духовная птица и помогает человеку,
особенно воину. Не зря русский воин часто на
шлеме носил соколиные перья. Каждого русского
молодца называли «соколом ясным»; за его глаза —
зоркие очи, смелость, огненный темперамент.
Сказочные герои обращаются в соколов, чтобы
мгновенно одолеть немыслимые расстояния,
внезапно напасть на врага, незаметно появиться
перед «красной» девицей. Известный герой
русской сказки Финист-Ясный Сокол вобрал в себя
все эти способности. Его имя созвучно с вечно
неумирающим фениксом.

ВОРОН
— демонический персонаж русской
мифологии. Он считался самой мудрой и вещей
птицей. В волшебных сказках он добывает мертвую и
живую воду, представляет ветер. По христианским
традициям эта птица стала символом дьявольских
сил.
Ворон живет триста лет и владеет тайнами:
предсказывает смерть, нападение врагов, дает
советы героям, указывает на клады, приносит
весть. Зловещий характер приписан ворону за его
черный окрас и противопоставляется добрым,
кротким птахам. Существует поверье, что в ворона
может превратиться любая нечисть. Верят, что
черти в виде ворон слетаются и кружат над домом
умирающего колдуна. Души злых людей также
представляются воронами. Считают, что ведьму
можно определить по ворону, сидящему у нее на
крыше. Упоминается, что смерть в дом проникает в
виде ворона. В библейской
легенде рассказывается, как ворона Ной отпустил
посмотреть, кончился ли потоп, но он не вернулся
назад. В наказание за это ворон, бывший когда-то
белым и кротким, как голубь, стал черным,
кровожадным и был обречен питаться падалью.
Убитого ворона или ворону вешали в хлеву или
конюшне для отпугивания злых духов. Вывешивали
также на полях и огородах для отгона воробьев.
Верят, что в гнезде черной птицы хранятся
невидимые сокровища: золото, серебро,
драгоценные камни. Он охраняет клады и стережет
их. Ворон и ворона наделяются
чертами характера злого человека. Они и хитры, и
хвастливы, и тщеславны, падки на лесть плюс ко
всему ворона ленива и нерасторопна.

Н. Рерих Зловещие.
Не зря таких людей называют вороной. Есть у
воронов и свой царь, и сидит он, говорят сказки, в
гнезде, свитом на семи дубах.
ГОЛУБЬ — священная птица, воплощение
Духа Святого, олицетворение доброты и красоты.
«К недоброму человеку и голубь не летит».
«Голубь, голубка, голубушка», — говорят у нас в
народе на влюбленных. С голубем соединилось
представление о счастье и любви. Давно известна
миротворческая роль этой птицы. В колыбельных
песнях часто упоминается о голубе, который
воркует и успокаивает ребенка. Голубь может быть
и вещей птицей. Если он влетит в избу- быть смерти
или пожару. Голубь использовался и в любовной
магии. Считалось, что голубиное сердце указывает
верную дорогу к любви.

ЛЕБЕДЬ
известен своей верностью, и только
лебедь перед смертью взмывает к солнцу, поет свою
последнюю песню и падает на землю. Белый лебедь —
символ дневного света. Дева-лебедь — дочь или
спутница солнца. «Лебединым девам придается
вещий характер и мудрость. Они исполняют трудные,
сверхъестественные задачи и заставляют
подчиняться себе саму природу». Предание,
записанное Нестором, упоминает о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве и
сестре их Лыбеди. Первый дал название Киеву, два
других брата — горам Щековице и Хоревице, Лыбедь —
старинное название реки, впадающей в Днепр.
Царевна Лебедь в сказках своей мудростью,
светом и красотою помогает героям достичь цели,
найти счастье. Белая лебедь воплощает любовь и
красоту, а черная — мрак, смерть, обиду. Лебедушка
является в глазах народа, сказителя-песнотворца
самым поэтическим и нежным образом. «Лебеди на
крыльях за море снег понесли», — говорится при
первом снеге.

АИСТ
— желанный гость в любом русском дворе.
Хозяева нарочно ставят на крышах шесты, чтобы
аисту удобно было гнездо вить. По старинному
поверью, аисты охраняют дом от пожара, а если и
пожар случится, то он тут же в клюве воды наносит.
Разорить гнездо, либо обидеть аиста — значит
накликать на себя беду большую. Красный цвет ног
и длинный клюв способствовали тому, что его
считали птицей бури и огня. В легендах и обрядах
аист представлен в роли охранителя и очистителя
земли от гадов и прочей нечисти — змей, жаб,
насекомых и нечистой силы.
Аистам приписывается ряд человеческих
особенностей: они имеют пальцы, душу, понимают
язык человека, плачут слезами, справляют свадьбы,
верны в любви. Существует легенда о том, как бог
дал человеку мешок с гадами и велел выбросить в
море или в огонь. Человек из любопытства развязал
мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В
наказание бог превратил человека в аиста, чтобы
он очищал землю. Распространено и поверье о том,
как аист приносит в дом детей, вытаскивая их из
болота, из моря, приносит в корзине, корыте или
лохани. Дом, который избегает аист, считается
проклятым.

ЛАСТОЧКА
— чистая, святая птица, наделяемая
женскими качествами. Считается, что ранний
прилет ласточек предвещает урожай. Ласточка —
покровительница семьи, не зря ее называют
«хозяйкой», «домовиткой», «домахой». Гнездо
ласточки обеспечивало дому счастье и благодать.
Если ласточка бросит гнездо, «вся семья вымрет»,
— так говорили в старину. А если ласточка залетит
в дом или часто вьется у окна, то быть свадьбе.
Ласточка — вестница весны. В песнях ее называют
ключницей, так как она приносит из-за моря
золотые ключи, которыми отпирает лето и замыкает
зиму.

ЖАВОРОНОК
— воплощение жары и ясного неба. Он,
как и ласточка, приносит весну. Один из весенних
дней посвящен птицам. Женщины пекут в этот день
«жаворонков» — печенье, с которым дети бегали по
улице и кричали заклички, встречая птиц:
«Жаворонки, жавороночки! Приносите нам
Весну-красну, солнышко, тепло гнездышко».
Жаворонок считается певцом Божьей Матери. В
древнерусском «Сказании о птицах небесных»
жаворонок говорит о себе: «Я высоко летаю, песни
воспеваю, Христа прославляю». Согласно легенде,
жаворонок, как и ласточка, вынимал из тернового
венка распятого Христа колючки. Пение жаворонка
высоко в поднебесье считается молитвами. В
многочисленных припевках, приговорках и
веснянках к жаворонку обращались: «Принеси
весну на своем хвосту, на сохе, на бороне, на
ржаном копне». Жаворонок своим пением призывает
к началу полевых работ.

ВОРОБЕЙ
— птица, которой в народных
представлениях присуща брачная символика,
символика ловкости и проворства, и мотив
воробышка-воришки до сих пор сохраняется.
Согласно легенде, воробей своим чириканьем выдал
Христа преследователям, приносил гвозди для
распятия и чирикал: «Терпи! терпи!».
В наказание воробей стал маленьким, серым и имеет
на лапках невидимые оковы. С воробьем связаны
плохие приметы: пролетавший с чириканьем над
головой воробей несет неудачу, влетевший в окно —
большую беду или покойника. В обрядовой практике
известны разнообразные обереги посевов, которым
воробей наносит вред. Многие славянские народы
имеют обычай под Новый год сжигать воробья в
печи, пепел смешивать с зерном и использовать при
первом севе.
В фольклоре воробей наделяется мужской
символикой. В песнях, пословицах, загадках
воробей предстает как «маленький мальчишка в
сером армячишке». В сказках муж может
оборачиваться в воробья. В весенних хороводах
воробья изображают гулякой, молодцем-любовником,
соблазнителем. В свадебных обрядах жениха
сравнивают с воробышком. На
воробья девушки гадали, а если воробей устроил
гнездо на доме, то здесь ожидается свадьба.
Существует новогодняя забава «Гонять
воробьев» — за столом все сидящие закрывают
глаза, а кто-нибудь ударяет ложкой другому по лбу,
и тот должен угадать, кто его ударил. Есть
поверье, что в одну из летних ночей все воробьи
исчезают, даже днем их не видно, и что они
слетаются в одно место, где черт (старший над
воробьями) в этот день считает их. Народ приметил,
что такая ночь выпадает на 1 сентября, ее так и
называют «воробьиная».

КУКУШКА.
Согласно поверьям, у кукушки нет
пары: муж ее утонул или она сама убила его, сжила
со свету. По легенде, кукуш покинул кукушку еще во
время всемирного потопа. В фольклоре кукушка —
обращенная в птицу скорбящая вдова;
жена, зовущая мужа; сестра, оплакивающая брата;
дочь, проклятая матерью. В обряде «похороны
кукушки» (прощание с весной) изготовляли
«кукушку» из сучка или травы, повязывали черным
платком, потому что считали кукушку вдовой. С
прекращением кукования на Петров день
заканчивается весенняя пора и начинается лето.
Существует поверье, что после окончания
кукования она прячется, а свои яйца подкидывает в
чужие гнёзда. В народе говорят: «За то кукушка
без гнезда, что в Благовещение его завила» (в
Благовещение работать нельзя).
Как и другие птицы, кукушка на зиму улетает в
«Вырей» — рай. Кукушка улетает туда последней и
возвращается оттуда весной, так как её считают
ключницей, хранительницей от верея. С кукушкой
связано много народных примет: ранний прилет и
кукование, когда лес еще без листвы — к неурожаю. К
неурожаю и кукование вблизи жилья. Кукование на
Благовещение — плохие вести. Нельзя купаться,
пока кукушка не закукует. Когда услышишь первую
кукушку, нужно быть веселым, иметь в кармане
деньги и позвенеть монетами или ключами — тогда
весь год будешь веселым и при деньгах. Кукование
предсказывает и замужество, и сколько лет жить
человеку, но чаще кукование расценивали как
зловещее предсказание и потому говорили:
«Хорошо кукуешь, да на свою б голову!».

СОВА
— ночная гуляка, величается в сказках
«совушкой-вдовушкой», разумною головушкой,
залесною барыней Ульяной Степановной. С ней
всегда соединялось представление о мудрости.
Любит жить в глухом лесу, сторожит клады и дружит
с мудрецами (в сказке — с Бабой-Ягой).

ФИЛИН
— «совкин деверь», постоянный спутник
Лешего. Пугает сбившихся с пути.

ПЕТУХ
— птица, приветствующая восход солнца,
своим пением он как бы призывает это
животворящее светило, прогоняет нечистую силу
мрака и пробуждает к жизни усыпленную природу, не
зря ему еще дают имя «Буди мир». Петух считается
опекуном хозяина. Русские считали, что без петуха
весь дом развалится. Петух — символ солнца, огня,
плодородия. Он является одним из основных
атрибутов свадебного обряда. По окончании жатвы
также резали петуха. Существует много гаданий на
петуха.
Красный петух в народных представлениях связан
с пожаром. Верили, что если в хозяйстве умрет
петух, то случится пожар. И если он сильно кричит
и бьется в окно, то этим он предсказывает
несчастья, пожар. Крик петушиный предохраняет от
повальных болезней. Потому его берут с собой на
обряд «опахивание», когда бабы, распустивши
волосы, впрягались и обходили село с петухом, не
пуская тем самым болезни в деревню. Иногда петуха
закапывали на границе поселения как его
хранителя. Во время холеры у русских был обычай
купать петуха в реке, в колодце, чтобы очистить
воду.
Петух может обладать демоническими свойствами.
Старый петух может навлечь на хозяина смерть или
превратиться в демона. Считается, что петух,
проживший 3-9 лет, может снести яйцо, из которого
выводится демоническое существо «огненный
змей», «антипка» или «василиск». Оно исполняет
три года желания хозяина, но потом забирает его
душу. По поверьям яйцо, которое несет петух раз в
три года, надо бросить в горящее строение.
Петушок-золотой гребешок — популярный герой
русских сказок. В народном воображении он
представлялся сидящим на своде небесном и не
страшащимся ни воды, ни огня.
Ночью, после первого крика петуха у русских
принято креститься со словами «Слава богу! Свят
Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь
бояться нечего».
Русский человек постоянно обращался к
птицам или сравнивал себя с ними. «Эх, крылья бы
мне! Птицей взвился бы да полетел»,
«Молодость-пташка вольная», «Снесите, вольные
птицы, поклон на родимую сторонушку», «Что ему
делается: не ест, не жнет, как Божья птаха живет»,
«Счастье — вольная пташка», «Птица не только
деток кормит, а и летать учит». Птицы несут
информацию о стихии воздуха, а с ним звуки,
тональность, ритм, мелодии.

Пословицы:
«Птицу знать по перьям, сокола — по полету»
«Высоко летишь — где-то сядешь»
«Учись, умная голова, у глупой птицы»
Загадки:

ў Рук нет, а строить умеет.
ў Верст не считал, по дорогам не ездил, а за
морем бывал.
ў Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах.
ў Начальник невелик, а долго
спать не велит.
ў Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его
боятся, а он людей боится.
ў На шесте дворец, во дворце певец.

Приметы:

«Домашняя птица ощипывается к ненастью, а
вольная — к ведру».
«Если пташки купаются в пыли — жди дождя».
«Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к
холодному лету».
«Птица хохлится — к непогоде».
«Птица залетает в дом — к беде».
«Высокий полет коршуна означает радость».
«Высокий полет журавля — неприятные вести».
«Полет орла — письмо от милого».
«Вороны каркают — к дурным вестям»
«Ворона на дереве — к благополучию».
«Сова кричит — к печали, аукает — к новости,
пищит- к весточке».
«Филин ржет — к неприятности, охает — к болезни,
стонет — к перемене в жизни».
«Соловей щелкает — к радости, колокольчиком — к
свадьбе, дудочкой — к веселью».
«Скворец поет весело -к у спеху, тихо — к грусти,
громко -к ссоре, разными голосами — к перемене в
жизни».

Сны:

ў Ловить птицу — к удовольствию и прибыли.
ў Убивать — к убытку.
ў Много вместе всяких птиц — к пустой болтовне,
сплетням.
ў Навстречу летающие птицы ў к потере.
ў Слышать пение — к удовольствиям.
ў Видеть орла, ястреба, сокола, коршуна — к
умножению богатства, бедному к еще большей
бедности.

Синяя птица — онлайн тест и красивая легенда


Синяя птица — встреча с ней считалась удачей, однако мало кому доводилось увидеть ее.
В этом выпуске альманах для любознательных «Хочу все знать» предлагает своим читателям пройти забавный тест – игру и познакомится с красивой легендой о синей птице
Птицы в фольклоре многих народов являются символом мира и благоволения. Синяя птица — символ мечтаний и надежд. Предания гласят, что только самым терпеливым и верящим в чудо показывается эта необычайно красивая птица.
Чтобы получше себя узнать, мы предлагаем вам раздел тестов — «Познай себя». Здесь вы найдёте самые разнообразные тесты и с их помощью сможете покопаться внутри себя.

Онлайн тест – игра «Синяя птица»

Легенда о синей птице

Высоко над землей в прекрасном сказочном замке жила Синяя Птица Счастья. Замок ее был невидим обычным людям, и только те, чьи дела и помыслы направлены на благо всему человечеству удостаивались чести побывать в этом волшебном месте и увидеть Синюю Птицу. Но это не значит, что остальные люди ее не интересовали. Каждый, кто имел настоящую мечту, не важно, была ли она о собственном счастье или о счастье для всех людей, мог почувствовать ее помощь в своей жизни. Удача и везение становились их постоянными спутниками, Счастье следовало за ними повсюду.
Сама Синяя птица была прекрасней, чем все птицы, жившие на земле. Оперение ее сияло и излучало свет – свет Добра и Надежды. И сияние это придавали перьям людские мечты, а перьев было ровно столько, сколько людей жило на земле. Каждому человеку соответствовало свое перо, и чем сильнее и светлее была мечта, тем ярче сияло перо. Жизнь на земле текла спокойно и радостно. Вместе с людьми жили там волшебные существа, которые помогали людям не словами, а делами своими. Мирно существовали они все вместе, и не было между ними никаких ссор и войн.
Но появились на земле люди, считавшие, что реальность не терпит мечтаний. Удачу нельзя ждать, ее надо завоевывать, и для этого подходят любые средства. Счастье – это власть и богатство. От таких мыслей перья Синей Птицы, которые выросли при рождении этих людей, постепенно теряли свой цвет и исчезали, и сила ее ослабевала. Как опасная болезнь распространялись их мысли и слова по всей планете, и все меньше оставалось перьев у Синей Птицы, все слабее она становилась. На земле начались войны, волшебные существа покинули эту планету, оставив людей без их поддержки и помощи. Синяя Птица уже не могла нести людям Счастье и Удачу, она умирала.
И осталась бы земля навеки несчастна, но на Земле появился человек, способный мечтать, значит не все еще потеряно, значит будут и другие такие же мечтатели, верящие в Счастье и Удачу, и значит будет жива прекрасная Синяя Птица.
Волшебная Птица Счастья может поселиться и в вашем доме, надо только в нее по-настоящему верить и уметь мечтать.

Поделитесь с друзьями

Легенда о птице Сирин и любопытном древосеке

Одного дровосека буря застала в лесу. Сам он не испугался, так как многое уже в жизни повидал. В самый разгар ненастья увидел он, что буря треплет дитя девы птицы Сирин. Сжалился над необычным ребёнком дровосек, и спас его от гибели.
Птица решила отблагодарить дровосека за его добро. Она стала петь ему о том, что в награду даст ему власть над людьми, удивительные способности, или покажет то, что другие никогда не увидят – красоты рая.
Дровосек пожелал увидеть то, что ярче и могущественнее солнца.
Сирин взмахнула своим пёстрым крылом, и мужчина тотчас очутился в пещере, заполненной горящими свечами.
Чьей-то невидимой рукой свечи гасились одна за другой. На вопрос дровосека, кто же гасит пламя, птица Сирин ответила, что лучше ему этого не знать. Но мужчина настоял на своём. В тот же миг тьма окружила его плотным туманом. Дровосек понял, что он ослеп.
С той поры стал он чувствовать приближение смерти. Люди из его деревни часто обращались к нему за советом перед тем, как отправляться в путешествие, на охоту или иной промысел.
Если его спрашивали, откуда он знает о том, что кто-то вскоре умрёт, дровосек отвечал, что видел того, кто гасит свечи…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *