Легенда о пуруше

Пуруша – это первочеловек в древнеиндийской мифологии. Каково его значение и функции?


Пуруша – это такое существо, из частей тела которого появилась Вселенная. Такой точки зрения придерживались древние индуисты.
Индийская философия подразумевает под Перушей какое-то божественное начало. Также Пурушу можно назвать первым человеком, явившимся началом не только Вселенной, но и всего нематериального, духовного.
Пуруша изображался в виде существа со множеством глаз, множеством голов, ног, рук и других частей тела. Также Пуруша – это великан. Он настолько огромен, что может покрыть всю землю собой. Одна четвертая часть Пуруши – это живые существа, а остальные три четвертых – небо. Этот великан имеет власть над бессмертием. Пуруша является первожертвой для богов. Его тело делится на составные части, которые образуют окружающий мир:
Рот Пуруши превратился брахманов (жрецов).
Руки – в раджаньи или воинов.
Ноги стали простыми земледельцами, представителями низшего сословия.
Сама душа Пуруши обратилась в луну.

Глаз его – в Солнце.
Из дыхания Пуруши возникли ветра.
А из головы – небеса.
Уши этого существа стали югом и севером, западом и востоком.
Из пупка Пруши образовалось воздушное пространство.
Великан Пуруша является главным героем Ригведы (один из гимнов, литературных памятников древней Индии). Хоть он и описывается как нечто подобное человеку, но больше описан как космическое творение. Пуруша обладает чистым разумом, он знает Веды. Он думает о будущем, о мире, а не об удовлетворении своих низших потребностей. Пуруша смертен, но тянется к вечному. Он не останавливается на достигнутом, он всегда стремится вперед, он не знает границ.
Разделение Пуруши образует принципиально новый вид формирования космоса – необъятные пространства, защита от беспорядка и хаоса. В другом значение Пуруша трактуется как сама жизнь, энергия жизни во всех существах на планете. А если прочесть толкование Пуруши в Аюрведе, то там мы находим следующее: это совокупность психологических черт каждого отдельного человека.

Васту-Пуруша

Васту-Пуруша – это концепция обстановки в помещении. Многие из вас, наверное, слышали про Фэн-Шуй. Так вот, Васту тоже является своеобразным учением о правильной расстановке приоритетов в Вашем жилище. В Ведах есть легенда о Васту-Пуруши.

Однажды Лорд Брахма создал злого демона Васту-Пуруши, который был разрушителем спокойствия, сеял вокруг себя хаос. Его поведение стало угрожать всему на свете. Тогда Лорд и его подчиненные полубожества прижали Васту-Пуруша к земле собственным весом. И тогда он успокоился, стал просветленным. Лорд Брахма нашел для него занятие: господство над всеми постройками и помещениями на Земле. Васту-Пуруша потребовал, чтобы все люди строили такие дома, в которых ему было бы удобно.
Целью учения Васту служит обретение гармонии и спокойствия в доме за счет правильной расстановки мебели и других атрибутов. Согласно этому учению, фигура Пуруши проецируется в квадратную форму (обычная комната) или прямоугольную. Поэтому важно, чтобы все тело этого существа поместилось в комнате. На определенные участки тела нужно ставить только подходящие вещи и мебель. Например, нельзя ставить унитаз в то место, куда проецируется голова Пуруши.
Согласно Ведам, Васту-Пуруша – это так называемый домовой, которого невозможно увидеть. Он сохраняет комфорт и благополучие в доме, а значит и в семье.

Творение Матери. Высшее Существо Пуруша.

10. Жертвоприношение Пуруши — Вместе мир

В древних книгах священного Знания — Ведах — сказано, что вселенная возникла из тела Пуруши — Первозданного Человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями — воинами, из бедер его созданы были вайшьи — земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из его головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же его стали землею. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.
<< 9. Сома, бог луны     11. Сказание о происхождении смерти >>
<>
Комментарии к главе 10. Жертвоприношение Пуруши
Этот миф, где впервые в индийской литературе упоминаются четыре варны — четыре основных сословия древнеиндийского общества — излагается в знаменитом «Гимне Пуруше» («Пуруша-сукта») в кн. X «Ригведы». Воинское сословие в гимне названо «раджанья», но позднее постоянно обозначается словом «кшатрья», «кшатра».

Пуруша Восточная мифология и история

Пуруша (санскрит purusha – человек,
мужчина) – в ведах (Атхарваведа, Ригведа) первичный человек, тысячерукий гигант,
разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы
сделано небо, из членов – земля). В индийской философии Пуруша – олицетворение
человеческой души в форме маленького человечка, не толще большого пальца,
сидящего в самой середине человека, в сердце, где слышно его движение, и откуда
он управляет животными силами. Этот человечек может сделаться еще меньше и
пролагать себе дорогу через артерии (биение пульса); его также легко можно
увидать в центре глаза, в зрачке (собственное отражение смотрящего).
Почти такого же Пурушу, но ослепительно яркого, можно видеть в солнце – сердце и оке
мира. Впоследствии в философской школе Санкхья под Пурушем разумеется и мировая
душа, а в Веданте – высшее существо, «ясное, как бездымное пламя,
владычествующее над прошлым, настоящим и будущим, которое есть сегодня и будет
завтра». В позднейшие времена Пуруша является синонимом верховного бога Брахмы,
отожествляемого с душой мира и самим миром.

Пракрити и Пуруша двойная природа Космоса. Философия Веданты и Санкхьи. — Культура и философия

Концепция Пракрити и Пуруша является одним из наиболее важных аспектов в индуистской философии. Это было предметом обсуждения с незапамятных времен и интерпретировалась разными школами философской мысли. Теперь я попытаюсь пролить свет на эти явления, Пракрити и Пуруша описывающие происхождение и законы вселенной, имеющие право существовать в индийской мифологии и в современном мире.

Пракрити и Пуруша — где образовалась концепция

Вся концепция Пракрити и Пуруша в индуистской философии возникла во время Капилы Муни. Нет точных записей жизни Капилы Муни и времени. Но Господь Кришна в Бхагавад-Гите, говорит: «Я приходил, как Капила Муни раньше». Согласно записям, Шри Кришна взял его аватар (воплощение) в 3000 году до нашей эры.
Очевидно, то, что Капила Муни должен был жить в то время,или задолго до этого. Капила Муни даже сейчас считается просвещенным мудрецом и философом, очень высокого статуса.
Капила Муни создал Санкхья сутры, которые позже стали частью его Шад-Даршана или шести направлений философии. Эта философия Санкхья рассматривает концепцию Пракрити-Пуруши в мельчайших подробностях.

Философия Санкхья

Слово «санкхья» буквально означает «число». Эта огромная система излагает двадцать пять принципов, на основе которых ведет себя вселенная. Сам корень философии Санкхьи является аспект дуализма в этой вселенной. Этот дуализм не следует путать с наиболее распространенным христианским восприятием борьбы добра против зла. Но это и философия двайты в индуизме, где бог и преданный воспринимаются как два разных лица, отделены друг от друга.
Философия Санкхья говорит о четких различиях между Пракрити и Пуруша, два аспекта, которые заставляют вселенную вести себя определенным образом. Согласно этой школе мысли, Пракрити, материальная причина вселенной, в то время как Пуруша является действенной причиной вселенной.
Философия Санкхья утверждает, что Пракрити и Пуруша являются сат (хорошие и реальные), и оба Анаади (без начала) и ананта (без конца — то есть, бесконечность). Пуруша отделен от материального мира, следовательно, Асанга. Пракрити, как следует из названия, является творцом, исполнителем. Таким образом, основной смысл философии санкхьи, что этот мир не нуждается в разумном творце, чтобы запускать процессы творения.

Пракрити

Термин «Пракрити» означает «то,что является основной». Пракрити предшествует всем остальным. Это слово представляет собой сочетание слов «Пра», что означает, прежде чем и «Крит», подразумевающий причину. Пракрити является одной из прадхан (Причина. Основание) — главный корень, который скрепляет всю Вселенную. Это корень всего, что когда-либо создавалось или никогда не творилось во вселенной. Пракрити никогда не выходит из причин, но является причиной всех событий, происходящих во вселенной. Таким образом, в то время как Пракрити сама отделяется и независима от всего, все зависит от нее. Ничто не твориться без участия пракрити.
Пракрити не применяет свои творческие силы для себя. Все, что создается предназначено для радости души и духа (Пуруши). Кроме того, пракрити не может создать ничего сама по себе. Её истинная сила может быть активирована только в союзе с Пурушой.

Пуруша

В отличие от Пракрити, Пуруша только Драшта (Смотрящий, глядящий, наблюдающий) или Сакши (Свидетель) о событиях в этой вселенной. Он просто играет роль зрителя и не создает ничего. Этот аспект можно сравнить с призмой, которая испускает множество цветов только тогда, когда свет проходит через него. Опять же, в отличие от Пракрити, Пуруша не материален. Он не зависит ни от чего, и не все зависит от него. Пуруша, следовательно, находится далеко за пределами пракрити и совершенно отделен от пракрити.
Пуруша сшасшват (всегда присутствует и бессмертный) и ниргуна (без качеств или свойств). Он вездесущ и выходит за рамками майи (иллюзии), буддхи (интеллекта) и индрий (чувств). Пуруша выходит за пределы времени и пространства и является постоянным и неизменным. Этот аспект также не зависит от последствий трех гун или атрибутов, а именно, Саттва-гуны (Чистоты, благости), Раджо-гуны (активности, страсти) и тамаса (инертность, невежество).Пуруша остается неизменным в любых ситуациях, представленных во вселенной и следовательно он сат чит ананда или чистое бытие и сознание. Соответственно на него не действуют параметры: числа, времени, гун и любых других свойств, он полностью свободен от каких либо утверждений и является Ниргуна Брахманом (Не проявленным абсолютом). В некоторых разъяснениях можно встретить такой момент, что Пуруша является сознанием которое входит во все живые существа
Как мы видим из вышеизложенного, следовательно, Пракрити и Пуруша полностью отличаются друг от друга. Пуруша является живым, но неактивным, а Пракрити не является живой, но активна. Пуруша является проявлением, сознания, но Акарта (ничего не делает). Пракрити, с другой стороны, это карта (исполнитель), но в то же время, не работает на уровне сознания.
На Пракрити влияют три гуны, но они не влияют на Пурушу. Пуруша всегда неизменный и следовательно, статичен. Пракрити, напротив, постоянно создает изменения в этой Вселенной, следовательно, является динамическим явлением. Несмотря на столь диаметрально противоположные друг другу отношения,не могут функционировать без друг друга. Пракрити и Пуруша должны идти рука об руку для нормального функционирования этого мира.

Пракрити и Пуруша как женское и мужское воплощение вселенной

Индийская философия видит Пракрити и Пурушу как два отдельных аспекта Брахмана или творческого сознания. В то время как Пракрити сравнивается с творческой энергией и жизнерадостностью Природы Матери, Пуруша сознание того, что есть сила Брахмана. В то время как Пракрити придает форму вещи, Пуруша помогает проявить их как часть универсального сознания.
Пракрити работает по двум уровням бытия, одна выше, а другая ниже. Нижний уровень включает в себя пять элементов воздуха, воды, огня, земли и эфира,а ум, мышление и альтер-эго это высшая сила «женской» энергии и является жизненной силой, которая приводит в действие вышеупомянутые элементы. Пракрити является Ади-бхута Первое Существо, также предвечный элемент. Адбхута есть имя Вишну,первый элемент, содержащий все элементы, непостижимое божество.
В конце цикла эпохи, все уровни этой энергии растворяются в универсальной Пракрити и в начале очередного цикла, который будет создан еще раз. Этот процесс можно продолжать и продолжать до бесконечности. Пуруша тихо работает, чтобы создавать и поддерживать все события, происходящие в Пракрити. Согласно теории санкхьи, нет «реальных» и абсолютных разрушений мироздания. Существует только эволюцию и изменения, происходящие в результате этой эволюции. Что происходит на самом деле является то, что процесс создания, ликвидации и покоя происходит в постоянном цикле.
Перед растворением друг в друге, три гуны находятся в идеальном равновесии. Но в момент слияния, когда Пуруша входит в контакт с Пракрити, это равновесие нарушается и возникает состояние, называемое викрити.
С пракрити возникает Буддхи или Махат. Величие. Первое проявление безатрибутной сущности (Брахмы, Брахмана) при её пробуждении после космической ночи. Первый продукт эволюции этой сущности. Тончайшая субстанция интеллекта. Трактуется как семя мысли (буддхи), ментальный импульс, направленный вовне, предначало творения мира. Побуждение, желание творить, осознание своих творческих возможностей и тяга к их реализации, к самореализации. Махат связывает непроявленную божественную сущность с проявленным миром. Его называют великим зародышем, который образуется при соединении духа (Пуруша) с материей (Пракрити). Махат порождает самосознание, самость (аханкара, ахамкара). С ним связывают представление о космическом разуме и отождествляют ум (читта). Ахамкара создает ум, Панча Индрии (пять чувств) и пять органов, а именно, ног, рук, рта, половых органов и ануса. Внутренние чувства, такие как ум и работают в ахамкаре как тандем с пятью внешними чувствами. Наряду с этим, есть танматры, которые приводят к пяти грубым элементам земли, огня, воды, воздуха и эфира. С учетом этих и других, есть общая суть двадцати пяти принципов в философии Санкхья.
Здесь надо понимать, что Пракрити не может играть никакой роли, кроме создания все для чистого удовольствия Пуруши. После показа последнего все радости в этой вселенной, Пракрити также направлена ??на свободного Пурушу, освободив его полностью в мирских делах.
Таким образом, Пракрити, есть материал в природе, входящий в контакт с самим собой — Пурушой. Пракрити будучи производной от Пуруша. Природа Пуруша такова что там, нет времени, нет числа, нет гун материальной природы.
И вселенная создается как бы мгновенно, и все остальное уже является производным. Дабы удовлетворить изначальное сознание, через любовь и парадоксальную взаимосвязь этих метафизических субстанций.

Буддийская интерпретация Пракрити и Пуруши.

В буддизме, древние мастера практикуют двойной путь, который во многом схож, что и в индуистской философии.
Пуруша считается самим собой или пребывающим Духом. Он лишенный всех эмоций и чувств есть чистое сознание.
Мулапракрити, с другой стороны, не самоуправляющий, но, который существует еще до космического возникновения матери.
Как и Пуруша индуистской теологии, этот Пуруша тоже не активен и не реагирует на события в мире. Он только видит, воспринимает и свидетельствует. Мулапракрити, напротив, чистый потенциал действий. Это динамичный и постоянно претерпевает некоторые изменения на различных уровнях бытия.
Встреча с Пуруша и Мулапракрити очень хрупкое равновесие, в результате чего форма прогрессивной дифференциации, создает мир, каким мы его знаем сегодня. Мулапракрити, что приводит к трем гунам, проявляется на уровне ума и эго, тем самым вызывая живых существ, вести себя определенным образом. Можно освободиться от тисков этой Мулапракрити только понимая преходящий характер этой энергии и понимая истинную силу нетленного, непроницаемого высшего Я внутри каждого именуемого Атманом (в Индийской философии). Освобождение затрачивается на Саадхак (убежище), когда я понимает, что такое абсолютная истина и достигается состояния Шуньята (небытие).
Чистое сознание Пуруши очень отличается от совершенно не связанных с ориентированным на конкретные действия Пракрити. Это трансцендентный характер и не имеет познавательной или интуитивный возможности или функции и работает только при поддержке Пракрити. Необходимым условием для любых конкретных действий является наличие эго или гун, которые побуждают его действовать. Это поле принадлежит только Пракрити и полностью отсутствует в аспекте Пуруша.
Пуруша означает только Саксшитва (наблюдения событий) является чистой метафизикой, а не любое динамическое действие. Пракрити является осознание или читтаврити (Психическими процессами ум разум). Не смотря на то разность между, Пурушой и Пракрити они нуждаются в поддержке друг друга для того, чтобы нормально функционировать. Ум понимает и признает присутствие Пуруши в себе, но не может стать Пурушой. Это осознание Пуруши есть деятельность Пракрити! Таким образом, нет Пуруши без Пракрити и это относится и наоборот.

ПУРУША — Язычество

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Он закрыл собою всю землю и возвышался над ней на десять пальцев. Пуруша – это все, что стало и станет. Он властвует над бессмертием, [над всем], что растет благодаря пище.
Огромно его величие, но еще огромнее [сам] Пуруша. Четвертая часть его – все сущее, три [другие] – бессмертное в небе…
От него родилась Вирадж, а за ней пуруша. Родившись, он распростерся на запад и на восток.
Так начинается гимн Пуруше. Обратим внимание на последние две строки. Вирадж – олицетворение женского начала. Выходит, что первоначальный Пуруша (будем считать, что это – имя собственное, хотя нередко слово пишут с маленькой буквы) самопроизвольно породил мужское и женское начало (слово пуруша означает «человек», «мужчина»).
В космогоническом плане Пуруша приобретает черты единого инертного первоначала Вселенной, включающего и первоматерию (все сущее) и одухотворяющее начало. Это – образ вечности «духоматерии». Пожалуй, упоминание в начале гимна «тысячи» следует понимать как «бесчисленное».
Пуруша, надо подчеркнуть, не столько материален, сколько (на три четверти!) духовен. Поэтому, как сказано: «Боги, совершая жертвоприношение, приносили пуру шу в жертву. Но ему это не наносило вреда, ибо: «Весна была его жертвенным маслом, лето – жертвенными дровами, осень – [самой]
жертвой». Его обратили в самые разнообразные живые существа. Из него, принесенного в жертву, возникли гимны и песни, стихи и заклинания… Дальше идет фрагмент, оправдывающий сложившуюся кастовую систему изначальным строением мироздания:
Брахманом стали его уста, руки – кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ноги возник шудра.
Таково установление, данное свыше, таково положение в обществе жрецов, воинов, свободных работников и слуг, рабов – самого низкого сословия. Автор счел эту концепцию настолько важной, что лишь после нее заговорил о строении мироздания и даже о богах. Выходит, социальное значение данного произведения, подобно многим другим гимнам и мифам, для автора имело особенно важное значение.
Об этой закономерности приходится помнить при осмыслении преданий о богах. Мы склонны преувеличивать стремление древних авторов постигать природу и обдумывать общие философские проблемы. Все таки представители древних цивилизаций вольно или невольно концентрировали свое внимание на своем ближнем окружении, на социальной среде, отношениях между людьми. Некоторые мыслители, конечно, всерьез и основательно размышляли о начале всех начал, строении Вселенной, происхождении людей. Но и в этих случаях любой мудрец оставался представителем, частичкой своего общества и окультуренной (техногенной) среды обитания.
Итак, после описания социальной структуры общества следует в гимне космологическая часть, в которой проявляется не столько знание природы, сколько поэтическое воображение автора:
Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце. Из уст – Индра и Агни, из дыхания возник ветер. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног – земля, страны света – из слуха. Так распределились миры.
Если вспомнить гимн «Ригведы» о происхождении богов, где упоминается Адити, то нетрудно заметить, что там дана иная версия творения. В приведенном нами еще раньше космогоническом гимне «Ригведы» тоже изложена совершенно другая версия, не похожая на эти две. Только с большой натяжкой можно отождествить Пурушу с Единым («Без дуновения само собой дышало Единое, И ничего, кроме него, не было… От великого тапаса зародилось Единое…»). В гимне Пуруше нет вовсе упоминания о неведомом. Напротив, подробно описано жертвоприношение первых богов, совершаемое на основе все того же Пуруши или его отпрысков:
Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, Когда боги, совершая жертвоприношение, связывали пурушу, [как] жертвенное животное. Жертвой совершали боги жертвоприношение; эти дхармы были первыми. И им, могущественным, досталось небо, где первые боги – садхьи.
Садхьи – низший класс богов. Выходит, и тут – кастовое разделение. Но проглядывает и явный намек на то, что самое важное деяние – совершение жертвоприношения, выполнение священных ритуалов под пение гимнов. Тем самым автор – жрец – лишний раз превозносит свою касту, стоящую в иерархии сразу за низшими богами. Пуруша превращается в символическую фигуру.

Великан Пуруша



Пуруша – это такое существо, из частей тела которого появилась Вселенная. Такой точки зрения придерживались древние индуисты.
Индийская философия подразумевает под Перушей какое-то божественное начало. Также Пурушу можно назвать первым человеком, явившимся началом не только Вселенной, но и всего нематериального, духовного.
Пуруша изображался в виде существа со множеством глаз, множеством голов, ног, рук и других частей тела. Также Пуруша – это великан. Он настолько огромен, что может покрыть всю землю собой. Одна четвертая часть Пуруши – это живые существа, а остальные три четвертых – небо. Этот великан имеет власть над бессмертием. Пуруша является первожертвой для богов. Его тело делится на составные части, которые образуют окружающий мир:
Рот Пуруши превратился брахманов (жрецов).
Руки – в раджаньи или воинов.
Ноги стали простыми земледельцами, представителями низшего сословия.
Сама душа Пуруши обратилась в луну.

Глаз его – в Солнце.
Из дыхания Пуруши возникли ветра.
А из головы – небеса.
Уши этого существа стали югом и севером, западом и востоком.
Из пупка Пруши образовалось воздушное пространство.
Великан Пуруша является главным героем Ригведы (один из гимнов, литературных памятников древней Индии). Хоть он и описывается как нечто подобное человеку, но больше описан как космическое творение. Пуруша обладает чистым разумом, он знает Веды. Он думает о будущем, о мире, а не об удовлетворении своих низших потребностей. Пуруша смертен, но тянется к вечному. Он не останавливается на достигнутом, он всегда стремится вперед, он не знает границ.
Разделение Пуруши образует принципиально новый вид формирования космоса – необъятные пространства, защита от беспорядка и хаоса. В другом значение Пуруша трактуется как сама жизнь, энергия жизни во всех существах на планете. А если прочесть толкование Пуруши в Аюрведе, то там мы находим следующее: это совокупность психологических черт каждого отдельного человека.

Васту-Пуруша

Васту-Пуруша – это концепция обстановки в помещении. Многие из вас, наверное, слышали про Фэн-Шуй. Так вот, Васту тоже является своеобразным учением о правильной расстановке приоритетов в Вашем жилище. В Ведах есть легенда о Васту-Пуруши.

Однажды Лорд Брахма создал злого демона Васту-Пуруши, который был разрушителем спокойствия, сеял вокруг себя хаос. Его поведение стало угрожать всему на свете. Тогда Лорд и его подчиненные полубожества прижали Васту-Пуруша к земле собственным весом. И тогда он успокоился, стал просветленным. Лорд Брахма нашел для него занятие: господство над всеми постройками и помещениями на Земле. Васту-Пуруша потребовал, чтобы все люди строили такие дома, в которых ему было бы удобно.
Целью учения Васту служит обретение гармонии и спокойствия в доме за счет правильной расстановки мебели и других атрибутов. Согласно этому учению, фигура Пуруши проецируется в квадратную форму (обычная комната) или прямоугольную. Поэтому важно, чтобы все тело этого существа поместилось в комнате. На определенные участки тела нужно ставить только подходящие вещи и мебель. Например, нельзя ставить унитаз в то место, куда проецируется голова Пуруши.
Согласно Ведам, Васту-Пуруша – это так называемый домовой, которого невозможно увидеть. Он сохраняет комфорт и благополучие в доме, а значит и в семье.

Творение Матери. Высшее Существо Пуруша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *