Легенда о реках россии

Содержание

Реки и озёра России. Легенды и мифы — презентация к уроку Географии

гидросфера

Испания

Кашира

Животноводство

Тур Хейердал

Автомобилестроение США

Кометы и астероиды. Пояс Койпера и облако Оорта

дымковская игрушка

Байкальская горная страна

Бразилия

Воздух и его свойства

озеро Байкал

Cмотреть все презентации по географии

Озёрные легенды России | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

Лебединое озеро
Горный Алтай
Местные жители называют его «светлым». Зимой озеро не замерзает, температура воды в озере 5–6 градусов С. Вода здесь чистая и прозрачная. В центральной части озера сквозь толщу прозрачной воды можно увидеть десятки родников, питающих водоем студеной водой и выталкивающих из земных недр голубые песчинки.
Но главная его достопримечательность — лебеди — живая легенда озера.

Сюда прилетают на зимовку стаи лебедей из северных регионов страны. Это единственное место в регионе, куда прилетают на зимовку лебеди-кликуны — очень осторожные птицы. Когда они выводят птенцов, им нужен полный покой, поэтому в этот период доступ людей ограничен. Для обзора на озере предусмотрена смотровая площадка, откуда открывается живописная панорама озера, и мостик, вдающийся в озеро, позволяющий ближе рассмотреть этих птиц.

Лебеди-кликуны находят себе пару на первом году жизни, и лишь после двух лет совместных путешествий у них появляются птенцы. О лебединой верности слагались целые песни. А еще существует поверье, что лебеди приносят удачу и что в местах, где они живут и зимуют – добрый народ, в семьях которого всегда будут царить любовь и счастье.

Легенда рассказывает, что как-то поднялся в горах сильный ураган. Ураган был такой сильный, что выплескивал озера, вспять поворачивал реки, рушил скалы; на самые вершины гор выплеснул ураган красивое озеро Кёлюкон – Лебединое озеро, вместе с плававшими там лебедями.

Стая стремительно взметнулась вверх, спасаясь от гибели; не успел взлететь молодой лебедь и, ударившись о скалу, разбился, только перья белые закружились в воде. Подруга схватила в клюв его перо и стала кружить над озером в том месте, где разбился лебедь.
Наутро ураган стих, лишь над озером с пером в клюве кружила одинокая лебедь. Наконец она обессилела, упала в озеро и утонула. Ветер унес перо её друга на берег. Оно упало. В том месте, где это случилось, забил из земли чистый, прозрачный ключ. Ключ снова наполнил сухую лощину дна высохшего озера водой. И оно заплескалось как прежде. А стон подруги лебедя над озером, говорят, слышен до сих пор, особенно при ветреной погоде.

Презентация на тему «Реки и озёра России. Легенды и мифы» по географии для 9 класса

Слайд 4
легенда о том, как произошел байкал
Каждому известно, что отроешь яму на несколько саженей, а то и того меньше, и сразу пойдет разный песок, глина, камень и другая разная порода. Чем глубже копаешь яму, тем меньше земли, все больше камень идет да разный грунт. Разный камень в земле лежит. Есть и такой, на который водой капнешь – он начинает кипеть и разваливаться. Такого камня в глубине в земле много лежит, куда больше чем на поверхности. Вот и случилось лет тысячу назад: глубоко в земле сошлись вода и камень. Когда они сошлись, то закипели. Куда пару деваться? Он полез в разные стороны и сдвинул землю с места. Так бурлила земля в глубине, бурлила, а потом вода и пар вырвались наверх, и покрыла вода низкие места. Дальше она идти не могла, кругом были горы, вот и получился Байкал. Он никогда не убывает, потому что его всегда из-под земли вода подпирает, а та вода говорят, с ледовитым океаном в родне живет.

Легенды о Волге

К Жигулевской
горной круче

Хан кивнул:
А курган не
убывает,

Орды хана Епанчи
—Якши. Салям!
А работе нет
конца.

Подползали черной
тучей

И тотчас по всей
округе

А Царев курган на
вид

Ненасытной
саранчи.

Затрубили в трубы
слуги:

Как стоял, так и
стоит.

Свой шатер и
ратный стан

— На колени!.. На
колени!

Только кое-где
слегка

На горе раскинул
хан

Слушай хана
повеленье!

Поцарапаны бока.
И, узнав про гору
эту,

Вышел к войску
Епанча.

И — могилы, и —
могилы…

Что вокруг ей
равных нету,

Ткнув в курган
концом меча,

Растеряло войско
силы,

Начал хвастать
перед ней:

Он сказал:
Поломав о камни
копья,

— Ты сильна, а я
сильней.

— Работой спорой
Изодрав одежду в
хлопья,

Нет такой на свете
силы,

В камень, в щебень
ли, в муку

Съев верблюдов и
овец…

Чтоб меня
остановила,

Сокрушите эту
гору

Хан взмолился
наконец:

Захвачу я целый
мир.

И забросьте за
реку!

— Ни тебя, гора, в
награду,

А гора в ответ:
Встрепенулось
войско хана

И Руси-то мне не
надо.

— Батыр,
У
кургана-великана

Став лицом желтее
воска,

Убедиться в том
недолго,

И пошло, как в бой,
на приступ

В безысходности
жесток,

Перебрось меня за
Волгу

Облепило каждый
выступ.

Хан собрал
остатки войска

К старшим братьям
Жигулям.

Дни, недели
пролетают,

И увел их на
Восток.

Хан осунулся с лица,

Алтайские легенды о реках

О Кезер-Таш
Были времена, когда измученные войной с чужеземцами алтайские воины убегали от своих ханов вместе с семьями далеко в горы и скрывались там, спасая жизнь себе и своим близким. Охотники в таких общинах жили дружно и счастливо, потому что не было войн, не было грабительского оброка ненасытных ханов. Одна такая община обосновалась в безлюдной, безжизненной, как пустыня, степи. Есть одно такое дикое место на Алтае. Кругом камни, щебень, песок. Лишь одно стоствольное дерево тополь радовало глаз зеленым одеянием листвы. Вот под этим тополем охотники развели множество свадебных костров из хвороста в честь молодых: красавицы Чуи и ловкого юноши Курая. По обычаю на гулянье все мужчины явились без оружия. Свадебные костры горели несколько ночей, вокруг тополя веселились люди, пели свадебные песни. Эти свадебные костры, пылавшие ночью, привлекли внимание ханских дозорных слуг и выдали местонахождение спрятавшихся охотников. В одно мгновение вооруженное войско хана окружило безоружных людей. Свадьба Курая и Чуи была пленена.
Но вдруг с вершины единственного стоствольного дерева тополя к ногам Курая, сверкнув двойным лезвием, упал меч. Курай немедля схватил меч и, оттеснив людей к тополю, начал рубить им ханских слуг. Когда упал последний из них, Курай выпрямился и огласил победу. Но в то же мгновение отравленная стрела впилась в сердце юноши. Это хан, наблюдавший сражение, сам пустил в Курая стрелу. Курай с силой швырнул меч в хана и рассек его пополам. С ликованием бросились люди к юноше. Чуя обвила руками шею любимого, а он, опасаясь, что яд ханской стрелы убьет и ее, крикнул: «Беги, Чуя, беги, любимая, дальше от меня».
Зарыдала девушка, но просьбу Курая выполнила. Долго бежала по щебням, песку, камням, пока не обернулась рекой. А Курай застыл гранитным человеком (Кезер-Таш). Степь в Горном Алтае эта называется Курайской. Ее стережет юноша Курай. Правда, он уже не юноша, а стал стариком. И стоит в степи каменная глыба – человек в тюбетейке, рука на поясе, держит меч. Чуя не меняется, бежит, плещется, красивая, пенистая, дикая. Любят ею любоваться шоферы. Сколько их проехало на машинах по Чуйскому тракту в Горном Алтае – она точно знает.
Как образовалась Обь
В народе говорят, что Катунь – это женщина с длинными волосами, а Бия – это мужчина.
Когда-то встретились молодые люди и полюбили друг друга. Договорились они бежать, так как девушку отец отдавал богатому баю. Молодые люди договорились о встрече в низкой ровной долине степной части Алтая. Путь Катуни был длинен, и она стремглав в назначенный день побежала, распустив свои косы. А Бий знал, что путь его короток и поэтому к месту встречи попадет вовремя. Тут появилась сорока, она прилетела к Бию и говорит: «Что ты медлишь? Катунь несется так быстро, она к назначенному месту прибудет раньше тебя и ждать не будет. Торопись!». Сказала и улетела. Бий подумал: «На самом деле, что я думаю, надо поспешить, она ждать не будет». И пустился Бий бежать, снес с пути скалы, деревья, образуя пороги и водовороты. Смотрит, опять летит сорока и кричит: «Ну что ты несешься, успеешь. У Катуни путь длинный, не спеши. Надо прибыть только вовремя». Тогда Бий притормозил, побежал медленнее, отчего образовались плёсы, заводи. От вмешательства сороки все сроки встречи были нарушены. К месту встречи вовремя не успели оба и встретились ниже по течению от назначенного места и, слившись в одно, обнялись, побежали дальше. И поэтому, что они двое, оба, река стала называться Обью.
Откуда Обь бежит
Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежавших хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.
Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: «Отдам тебя за того, за кого захочу». Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.
Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: «Кто первым догонит мою дочь, тот получит ее в жены». Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бобыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык, обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.
В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой Семой и стала перевалом Семинским. Он – последняя преграда перед встречей двух любящих сердец: Бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую Обь.
Легенда об Алее
С давних пор текли реки по сибирской земле, ничего друг о друге не ведая: одна маленькая, а другую за полноводность и крутой нрав звали гордым красавцем: Алеем. Восхищались им люди за широкие разливы в весеннее половодье, за крутые берега и долины с кустарниками да рощами непроходимыми. Алей кормил их рыбой, которой было в нем видимо-невидимо, птицей да зверьем, обитавшими по берегам и долинам в несметном количестве. Несли реки свои хрустальные воды по раздольной степи. Текли, не спеша и в одиночестве. Не встречались реки друг с другом, не вливались ни в какие озера, и не было их пути ни конца, ни края.
Но однажды в весеннее половодье перелетные птицы спустились испить водицы из безымянной речки. От них она и узнала, что неподалеку течет одиноко Алей. Притихла безымянная, слушая гомон птиц, лишь всплеск волн выдавал, что от вести этой лишилась она покоя. Птицы заметили волнение речки, а она им молвит: «Как полетите обратно, передайте Алею: пусть берега его всегда будут полны».
Наступила осень, перелетные птицы спустились отдохнуть на Алей и передали ему привет от безымянной речки. Разволновался Алей, напала на него тоска неодолимая, захотелось повстречаться с незнакомкой. А безымянная тоже ждет, не дождется весны, когда солнце растопит оковы ледяные, когда прилетят птицы и можно будет вновь послать привет Алею. И вот наступила долгожданная пора, прилетели птицы и принесли весточку от самого Алея: «Хочет он встретиться с речкой безымянной».
Могуч и волен был Алей, мог течь, куда захочет, под напором его волн степь безропотно расступалась. И понес Алей свои воды навстречу незнакомке. А она сперва робко, а затем все смелее потекла навстречу богатырю. И, наконец, слились их воды, закружились в едином радостном потоке, прокладывая путь по просторной степи. Селились по берегам люди, черпая из реки благодатную воду. Вдоволь ее было и для зверей, и для птицы, и для домашнего скота.
Но вот залетела в этот райский уголок приблудная сорока из безголосовских степных колков, где речка Казаночка течет. Прилетела, новости прострекотала, и завидно ей стало, как дружно речки текут, как мирно люди живут, а Казаночка – речка-молодушка, в одиночестве жизнь коротает. У здешних речек счастье, радость да любовь берега переполнили, а Казаночка от тоски засыхает. И решила сорока красавца Алея с Казаночкой познакомить, хоть и непросто было это сделать: разделяли их холмы да возвышенности, и речки друг о друге слыхом не слыхивали. Казаночка текла по долине тихо и спокойно, пополнялась вешними водами да родниками. Лишь весной после снежных зим растекалась на несколько рукавов, оставляя жарким летом мелкие озерца, а иногда вовсе исчезала. То беззаботно веселая, то неприметно тихая, жила Казаночка (за это называли ее старые люди не очень почтительно — Казанушка), слушала веселые напевы жаворонков да писк сусликов.
Безымянная же речка – подруга Алея, пребывала в трудах да заботах: поила людей, птиц и животных. Однажды к концу знойного летнего дня призадумалась о житье-бытье да о своем возлюбленном. А между тем подлетела к Алею сорока, попила водицы, и как бы между прочим, о Казаночке заговорила – дескать, течет неподалеку речка тихая. Алей велел передать соседке привет и пожелал ей полных берегов воды. Сороке того и надо, полетела она в обратный путь, прилетела домой и передала Казанушке привет красавца Алея.
Та призадумалась, а утром сказала сороке, что если придется бывать в тех местах, то пусть передаст привет и добрые пожелания Алею. Сорока, не теряя времени, вильнула хвостом – и обратно, привет от Казаночки передать. Алей терпеливо выслушал трепотню сороки и спросил, не желает ли речка Казанушка с ним встретиться? Сорока тут же разнесла новость по всей округе. Дошла сплетня и до безымянной речки. Заметалась она с горя в разные стороны, грозя Алею в другую долину уйти. И Алей забыл про покой: то норовит из берегов выйти, то думает новое русло проложить и на самом деле к неизвестной ему речки податься. Сперва прорвался сквозь Темную твердь там, где стоит теперь село Большепонюшево, оставив там отвесную стену, потом попытался прорезать холм у села Вавилон, но он оказался неприступным. Пришлось Алею отхлынуть в долину и потом долго еще кружить по степи вокруг возвышенности.
А Казаночка-речка молодая и неопытная, пустилась навстречу Алею напрямик, не разбирая дороги, и скоро истощила свои силы, отчаялась. Но на помощь ей пришла земля-матушка и успокоила резвушку. Казаночка поняла, что встрече, о которой мечтала, не бывать. Алей же не утратил своих сил и продолжал катить свои волны дальше по бескрайней алтайской равнине, пока не встретился с другой рекой – могучей Обью. Поведал он новой подруге свою печаль, и великая Обь сказала: «Не встретиться вам с той речкой, разошлись ваши пути. Обратно реки не текут».
А безымянная речка до сих пор льет горькие слезы, печалится и горюет. За это и прозвана была вначале Горевушкой, а после – просто Горевкой. Однако печалится не одна Горевка, Алей с Казанушкой тоже горюют, сохнут и мелеют от безысходности судьбы. И меньше в них стало рыбы, и исчезают с берегов звери, и все реже садятся на их поймы перелетные птицы. Люди пытаются восполнить воду плотинами, да только еще больше рекам вредят. Видно, потеряли вовсе люди разум и забыли наказ стариков – не встревать в течение жизни, как та сорока, нарушившая покой Алея, Горевки и Казанушки.
О Девичьих плесах
На небольшой речке Кумир есть красивое место. Сама речка горная, быстрая, каменистая и стремительная. А место это среди речки неожиданно тихое, спокойное, с прозрачной до дна водой. Называется оно «Девичьи плесы». Легенда так рассказывает.
Давно то было. Так давно, что и троп тех не осталось в горах, на которых бились с захватчиками — джунгарами — храбрые воины алтайских родов. Обрушились скальными осыпями тропки, но легенда о «Девичьих плесах» жива и поныне. Эти плесы сохранили память о тех днях, когда алтайцы боролись за свою независимость.
В урочище Мендай прорвался отряд завоевателей. Хоть и много захватчиков полегло на горных кручах, но часть их во главе с князем, одноглазым свирепым стариком, пробилась к урочищу. Позорный плен и рабство ожидали его жителей. Камнями, стрелами отбивались жители, пока не погибли все, кроме трех девушек. Умирая, отец самой красивой девушки Мерей сказал:
— Не отдавай себя живой в руки чужеземцев, не предавай свой род и свою землю.
— Не беспокойся, отец, – ответила Мерей, – позора нашему роду не будет никогда по моей вине.
Похоронила она отца. Позвала подруг и предложила первыми выйти сражаться, не ждать когда их всех троих пленят. Одна из трех, дочка бая, заплакала и наотрез отказалась идти на верную смерть.
— Что ты, Мерей! – замахала она руками, – вражеские воины девушек не убивают, это мой отец говорил.
Усмехнулась в ответ красавица:
— Да, не убивают, но сделают тебя рабыней, а это хуже смерти. Оставайся, встречай своих будущих господ, а мы поступим иначе.
И две девушки бросились к единственному оставшемуся живым коню. Они обе уместились в одно боевое седло и с мечами в руках на коне (аргымаке) ринулись в самую гущу вражеского отряда, вовсе не ждавшего нападения. Свирепо бил мощными копытами аргымак по головам разбегавшихся в страхе джунгаров, а девушки косили направо и налево мечами всех, кто оказывался рядом. Наконец, враги опомнились, а старый князь, пораженный смелостью и отвагой двух юных девушек, приказал пленить их, не убивая. Этот приказ услышала Мерей. Рванула она поводья, направила коня на верхушку скалы. Взвился на дыбы аргымак и упал с обеими наездницами вниз, в пропасть. В тот же миг со дна ущелья вырвалась быстрая река — это аргымак побежал, так и не остановив свой бег. Горная речка Кумир быстро струится по камням, ревет в узких ущельях, а в том месте, где упали две девушки, образовалось тихое, спокойное место. Вода в нем струится медленно, образуя плес. Увидел со скалы красивую реку князь-завоеватель и не мог оторвать глаз: настолько она манила, притягивала какой-то магической силой. Шагнул вниз князь со скалы. Вспенилась в том месте вода, куда он упал и застыл подводным порогом, а над ним пенится вода, до сих пор успокоиться не может.
А в том месте, где упали девушки, река ласковая, спокойная, словно шелковые косы девушек, погибших за честь своего рода.
Мой Алтай: краеведческий альманах / ред. Вячеслав Горбунов.– 2006-2013.– http://myaltai.ru

Интересные факты и легенды о реках | Статьи о воде — ВодаБриз.ру

На первый взгляд, кажется, что реки, как природный объект, не представляют собой чего то необычного. Всем нам со школы известны такие понятия, как: исток, порог, устье реки. Однако на самом деле, река имеет сложнейшие, тонкие механизмы, которые работают бесперебойно на протяжении миллионов лет. Естественно до тех пор, пока в эти процессы не вмешивается человек.

1. Все мы знаем со школы, что Амазонка – это крупнейшая и самая длинная в мире река. Однако не многие знают, что на глубине около 4 км под этой рекой протекает еще одна река. По протяженности она сопоставима с Амазонкой, но по ширине превосходит Амазонку в сотни раз. Эта подземная река носит название Рио-Хамза.
2. В штате Вирджиния (США) протекает некая река со странным названием «Новая река». Странность этого названия заключается в том, что это самая старая река во всех Соединенных Штатах. А, по мнению многих ученых, «Новая река» — это самая старая река в мире, и даже старше Нила.
3. Как бы странно это не казалось, но лучше учиться серфингу не в океане, а на реках. Именно на реках бывают самые длинные по продолжительности волны. Так, например, полнолуние вызывает на реке Амазонка такую сильную приливную волну, которая сохраняет силу, несясь с большой скоростью в течение трех недель. Это мировой рекорд. Этим охотно пользуются местные и приезжие серфингисты. Многие из них могут проехать на одной волне до 10 км.
4. На нашей планете есть 17 стран, в которых нет ни одной реки. С таким странами как Монако или Ватикан, или маленькими островными государствами эта ситуация понятна. Но не все знают, что такая большая страна как Саудовская Аравия также не обладает ни одной рекой. Там есть сухие русла, которые периодически пополняются водой в зависимости от сезона. Но постоянно действующих, текущих рек в этой стране нет. Проблемой дефицита воды и полного отсутствия рек страдают и другие страны, расположенные по-соседски: Оман, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Бахрейн.
5. Река Кайахога (штат Огайо, США) считается одной из самой загрязненных в мире. Концентрация химических веществ в этой реке настолько высока, что она уже самовоспламенялась 13 раз.
6. В штате Иллинойс, в городе Чикаго есть одноименная река. В начале ХХ века инженеры развернули направление движение реки. Это было сделано во избежание наводнений и для улучшения санитарных условия в городе. До сих пор река Чикаго течет в противоположном направлении.
7. В Нью-Йорке существует легенда, согласно которой под Манхэттеном протекает некая река. Ее называют «Призрачная река». По легенде некоторые знания в Нью-Йорке даже строились в свое время по специальной технологии. Подвалы зданий имели решетки, которые позволяли протекать данной реке прямо через здания.

Волга река в истории | Ocean-Media.su

Послевоенный период характеризуется сильным экономическим ростом страны. Быстрыми темпами возводятся многочисленные гидроэлектростанции с образованием водохранилищ. Значение Волги как реки стратегического и экономического значения увеличилось в несколько раз. Созданы новые рабочие места, активно расстраиваются города, поток грузового водного транспорта неумолимо растет.

Предания и фольклор о реке Волге

Люди издавна селились по берегам рек, и Волга не стала исключением. Вода и доступность пищи делают привлекательными русла рек для жилья. Наши пращуры свято верили, что у каждой, даже маленькой речушки существует дух или хранитель. А такие большие и полноводные реки как Волга могли иметь их несколько. Согласно легендам и преданиям, у Верхней Волги есть хранитель, который представал перед очевидцами в виде маленькой девочки. Девчушка никогда не плачет и много раз спасала тонущих детей.
Легенды Средней Волги утверждают, что дух реки – это молодая красивая девушка. Ее часто называют кормилицей или заступницей. Раньше верили, что цвет воды на Волге во многом зависит от настроения хранителя реки. Чем темнее вода, тем хуже настроение хранителя и ничего хорошего ждать не приходится.
В низовьях реки за порядком смотрит старичок с большой седой бородой и одном лапте. Почему в одном? Ответ на этот вопрос до наших дней не дошел. Но говорят, что старик появляется только перед теми, кто чист душой и указывает места полные рыбы, а людей с «черным сердцем» затягивает под воду, где они остаются навсегда.
Упоминание о русалках на реке Волге также не редкость. Но в каждом регионе свои особенности. В одном — русалки совершенно безвредные и милые существа, и в другом – злобные и очень опасные.
Не только сказания о речных жителях дошли до наших дней. Река Волга воспевается во многих народных песнях. Написано много произведений про реку, сняты художественные и документальные фильмы. Чего только стоит всем известный старый фильм «Волга-Волга». Да и современные авторы не брезгуют отдать дань уважения речке.

Факты и цифры о реке Волге

Описать только словами Волгу как реку, которая является одной их самых громадных в Европейской части нашей планеты невозможно. Язык сухих цифр скажет больше.

• Протяженность – 3500 километров. Однако следует учитывать, что до постройки каскада рукотворных озер, длина Волги была больше на 110 километров.
• Устье реки состоит из почти 500 самостоятельных каналов, ответвлений, рек, рукавов и проток.
• В среднем, скорость течения в русле реки Волги составляет 3-6 км/ч.
• Чтоб вода дошла от истока до моря, в среднем, должно пройти 37 дней.
• Речная система бассейна Волги состоит из 150 тысяч различных рек, ручейков, притоков и других водотоков.
• Устье реки расположено на 28 метров ниже уровня моря

Самые красивые легенды народов России

Не всегда научное или историческое обоснование появления географического объекта, достопримечательности или целого города бывает интересным и увлекательным. Поэтому люди всегда придумывали красочные и захватывающие истории и называли их легендами. Предлагаю вашему вниманию эту интереснейшую подборку.

Легенда о происхождение озера Селигер
Очень давно жили родные братья: Селигер и Ильмень. Они полюбили одну девушку – Волгу. Но в женихи она выбрала Селигера. Ильмень, позавидовав счастью брата, послал ему проклятье: «Оборотись ты в озеро, и пусть вырастут на твоей спине сто горбов». Ночью Ильменю приснился сон, что его брат лежит и не может встать. Пожалел он о проклятье, да поздно. «Раз брат не может встать, так я тоже буду лежать»- решил Ильмень. Так и лежат до сегодняшнего дня. Селигер с горбом – множеством островов, а Ильмень без горба — без единого острова. А Волга погоревала и ушла к Каспию.


Легенда о «Горе Кольцо» в Кисловодске
Жил здесь храбрый народ Нарты. Вождь Нартов воспылал страстью к юной красавице Машуке, но она преданно любила своего жениха. Тогда старик отправил молодого нарта далеко в горы на охоту, что бы самому жениться на Машуке. К счастью Машуке удалось с помощью хитрости скрыться от вождя. Убегая, она бросила на землю кольцо, которое подарил ей жених. Кольцо покатилось по степи, поднялось в горы и попало прямо в руки возлюбленного Машуки. Тот вернулся домой, сразился с вождем и победил его. Вскоре на месте сражения появилась гора с вершиной в виде кольца. И на сегодняшний день «Кольцо Гора» является одной из достопримечательности г. Кисловодска



Легенда о Эльбрусе
Во время Всемирного потопа ковчег Ноя задел торчащую из воды вершину Эльбруса. Задел с такой силой, что вершина горы раскололась надвое. Ной, уставший плыть по воле волн, попросил у горы прибежища. Не простив непочтительного отношения, гора отказала. Проклял тогда Ной вершину: «И даже если у ног твоих будет весна, и цветы будут цвести, середина пусть осенью будет всегда, а вершины – вечной зимой». И с тех самых пор раздвоенная ковчегом вершина Эльбруса покрыта вечным льдом и снегом.



Легенда о водопаде Кивач
Предание гласит о двух сестрах-реках Шуя и Сунна, которые так любили друг друга, что все время текли рядом. В один из дней, утомленная Сунна решила уступить сестре путь по более удобному руслу, а сама отправилась отдохнуть на камушке, да и уснула. Проснувшись, Сунна обнаружила, что сестрица Шуя уже далеко впереди и принялась догонять ее. Во время погони Сунна сносила все на своем пути, дробила и переворачивала скальные глыбы и камни. В том месте, где Сунна проломила скалу, и появился на свет живописный водопад.



Легенда о дочери Байкала
Старик Байкал берег дочь Ангару пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды.
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слезы!
Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».



Если вы знаете другие красивые легенды, то обязательно оставляйте их в комментариях.

Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра — легендарные достопримечательности — Календарь событий

Легенда о происхождении Оби
Своенравная и норовистая горная красавица Катунь не могла полюбить посватовшегося к ней старого, властного и чванливого князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, не умерла, а превратилась в стремительно — красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего её старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону, и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже невозможно скрыться, и властный настиг её. И родилась Обь.
И так от слияния Бии и Катуни у подножия Алтайских гор и рождается могучая река Обь.
Легенда о великих реках Обь и Иртыш
Много добра у старика Алтая: серебро, золото, медь, железо валом навалены в его закромах да подполах.
День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. День и ночь глядят во все стороны ели да кедры: не подобрался бы вор к закромам да подполам.
Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь-Шаню:
«Кабы сын у меня был помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока».
И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти, не по дням, а по часам. Да таким молодцем-богатырем обернулся, любо-дорого посмотреть. Сила в нем так и играет, так и кипит.
Тесно стало молодцу Иртышу в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали его за это землероем-Иртышом.
«Уйми ты своего молодца. Житья не стало. Что ни день, кого-нибудь водяной петлей обовьет, камни сносит, борозды точит — всех нас изотрет», — плакали скалы.
Покачал снеговой шапкой Алтай, насупил брови и давай корить сына:
«Чего-буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро беречь».
«Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице. Не сторож я добру твоему. Какой прок от него, коли похоронено оно в камне», -ответил ему Иртыш.
И случись в ту пору: пролетал мимо старый беркут. Услышал, как спорят отец с сыном, не утерпел и опустился на берег, прильнул к студеной иртышской волне и шепнул:
«Прав ты, молодец, давно пора тебе уйти из гор, силу попытать. Давно ждет, не дождется тебя красавица-богатырша Обь…».
И решил Иртыш бежать с гор.
Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился он, закручинился и слезу горючую пролил.
Пролетали в то время над степью три сестрицы чайки. Увидали молодца в кручине, приникли к его груди и спрашивают:
«Почему, Иртыш, пригорюнился, слезу озером по степи разлил?»
«Да как же мне не горевать, слез не лить? Во все стороны дороги расходятся, и не знаю я, в какую сторону мне путь держать, где Обь красавицу сыскать?»
Помахали чайки крыльями, покачали головами и сказали:
«Спору нет — велика твоя кручина. Да только можно горю помочь. Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полуночь, к Ледовитому морю-океану».
Обрадовался Иртыш и покатил в полунощную сторону к морю-океану. А на том месте, где пролил он слезу, озеро осталось — Зайсаном прозвал это озеро народ.
Только разбежался Иртыш, чтобы поскорее свидеться с Обью, а навстречу ему камень ползет. То старик Алтай выслал погоню, чтобы сына-беглеца по дороге перенять.
Спешит Иртыш, торопится от камня убежать, а тут еще к нему веселая речонка Бухтарма привязалась. Подобралась и ну ласкаться. А сама так и бурлит, так и петляет.
«Прими меня, брат Иртыш», просит Бухтарма.
«Не до тебя, отмахнулся Иртыш, видишь, отцовы горы меня настигают».
Захныкала Бухтарма: «Куда же мне теперь деваться, куда воды свои понести?»
Пожалел Бухтарму Иртыш и сказал: «Ладно, будь мне сестрой», и принял ее.
А алтаевы посланцы по пятам за Иртышом гонятся, уже дорогу начали перебегать, в воду крутыми боками бухнули, сжали, сдушили, да только не сумели они возвратить беглеца.
Понатужился Иртыш, присобрал свою силу, да как вскинулся вперед и вырвался из каменных лап. Так и остались скалы тут стоять да дивиться силе Иртыша. До сих пор стоят, боятся старику Алтаю на глаза показаться.
А Иртыш снова вышел в степь. Конца и краю той степи не было. Солнце выжгло ее травы, высушило земли, выгнало испарину соленую.
«Ну-ка, испей моей водицы», — сказал Иртыш и разлился широко, привольно.
Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде горячим сухим телом.
А Иртыш все дальше и дальше уходит на север. И всюду, куда ни приносил он свою воду, оживала земля.
«Не хочу я хоронить свое добро только для себя, как старик Алтай», — говорил он.
И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону.
«Как раз по мне красавица-богатырша!» — сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял, и слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю-океану.
С тех пор идет у них спор «кто чей приток – Иртыш ли Оби или Обь-Иртыша». Ведь заставил же молодец Иртыш богатыршу Обь течь по своему пути.
Легенда о происхождении дороги между селом Самарово и Ханты-Мансийском
В далекие — далекие времена, Хантыйский бог Торум в очередной раз пошел охотиться на диких зверей и птицу. Охота показалась ему настоль увлекательной, что Торум заблудился. 2 дня и 2 ночи он бродил по тайге и наконец, родные Торума решили идти на его поиски. Они долго ходили по лесу, и казалось бы надежда найти Торума их покидала, пока они не натолкнулись на его следы. Они пошли пол его следам вниз по горе, и наконец нашли Торума. Он забрел в село Самарово, о котором не знал раньше, добрые люди обогрели и дали ему кров, тогда он тоже отчаялся вернуться домой, но все обошлось. Так и появилась дорога между Самарово и Ханты-Мансийском.
Легенда о Югорской долине
В те далекие времена, когда обосновался люд хантыйский на великой земле Югорской, пушниной да рыбой богатой. Кедрами да соснами величавыми славился. Жили ханты и манси в мире и согласие, почитали богов своих да вели хозяйство. И в один из ясных дней напал на землю славную Ермак с войско своим и начал громить. Противостоял ему князь угорский Самар, защищая землю свою от напасти до последнего. А народ его волноваться начал, богов своих призывать да семьи спасать. Бежали напуганные ханты в горы высоко, дороги не ведая. Долго бежали они по степям в надежде на спасение и милость богов. И тут явился им знак свыше, увидели они как кружит над ними птица-царь величавая, божественная, призывая следовать за ней. Бежали они вслед за гагарой на север, далеко в глушь степную и укрылись в кедрачах великих. Поблагодарили люди птицу за спасение, приклонились перед ней и остались пережидать.
На месте том сейчас возвышается огромный чум, который радушно встречает гостей земли Югорской, а люди его «Югорской долиной» называют. Ну а на заднем дворе притаилась птица спасительница – Гагара, ханты её почитают и место то святым величают.
Легенда об олене Касум
Много лет тому назад жили ханты и манси на земле своей родной – Югре. Жили да не тужили, горя не знали. Трудились ханты с утра до позднего вечера, на охоту ходили, рыбу ловили, ягоды да грибы собирали. В один из дней благодатных в семье опытного охотника ханта Миш приключилась история.
Отправился утром Миш на охоту в тайгу. Долго бродил он по тайге в поисках добычи да остановился отдохнуть. И вдруг пошатнулись деревья, захрустел снег и из-за сугроба заснеженного появился свирепый медведь. Испугался хант, что сердце его в пятки ушло, и ноги подкашиваться начали. Тут напал медведь на Миша и началась борьба не легкая. Достал Миш кинжал свой острый да отважно схватился с медведем, убив его вскоре. Изнемогая и истекая кровью пал Миш на снег да потерял сознание.
Спустя некоторое время приоткрыл глаза Миш и мутным взглядом увидел перед собой красивого оленя, который взгромоздил его на свою спину.
Очнулся хант ближе к вечеру в своей деревне, в семье да тепле. Выскочил тут же из чума в надежде увидать спасителя своего. Стоял перед ним красивый и могучий олень, посмотрел Миш на него благодарным взглядом и приобнял. Накормил и напоил он оленя да оставил у себя. Дал ему благородное хантыйское имя Касум. И с тех пор не расставались они никогда.
Олени же по сей день остаются лучшими друзьями хантов и манси. Служат им и помогают в хозяйстве.
Мост Красный Югорский дракон
Однажды летевший дракон решил отдохнуть и увидел холм, подлетел к нему и прилёг. Только сомкнул глаза, а его уже гонят. Перелетел дракон на другой холм и оттуда его выгнали, отчаялся уже было дракон, но сил нет и лёг он между берегами могучей сибирской реки Иртыш и некто не тревожил дракона, закрыл глаза и уснул. Очнулся, а ноги оказались в воде, одел каменные башмаки, затрясся от ярости, встал на могучие ноги, выпучил свои красные глаза, выгнул свою могучую спину и замер навечно.
Сегодня он составляет 1336 метров и 42 тысячи тонн конструкций.
Это большая дорога на большую землю.

«История и легенды Волги и Хуанхэ»

Подготовила ученица 8 «А» класса гимназии №67 Трофимова Елизавета.

Краткая информация: Волга

Во?лга — река в Европейской части России, одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе.

Длина — 3530 км (до постройки водохранилищ — 3690 км). Площадь бассейна — 1360 тыс. км?.

На Волге расположены четыре города-миллионера (от истока к устью): Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.

Волга: происхождение названия.

У античных авторов первых веков н. э. Волга называлась Ра . В Средние века известна под названием Итиль. Русское название Волга (ст.-слав. Вльга) произошло от праславянского, во?лглый — волога — влага. За славянскую версию происхождения названия говорит наличие рек Влга в Чехии и Вильга в Польше.

Мифы о Волге.

Предки верили, что у каждой реки есть свой дух-хранитель, А такие огромные, могучие реки, как Волга, имели их несколько. Если верить легендам и рассказам очевидцев, хранитель Верхней Волги является людям в образе маленькой, улыбчивой девочки. Глаза ее ясны и мудры, как у всех детей, не потерявших еще связи с Вечностью. Во все времена народы Волги складывали легенды о своей кормилице. Одни говорили, что по ней можно доплыть до Солнца, другие, что она — дорога в вечность, третьи опасались ее хранителей — таинственных жителей подводных волжских пещер.

Но в одном поверья разных народов совпадают: Волга — защитница, Волга — заступница. По течению реки, по цвету ее воды наши предки судили о прошедшем и грядущем. И современная Волга — это не просто огромная судоходная «голубая лента», это неистощимый источник знаний, явных и все еще скрытых, это настоящая историческая «книга», которую только надо уметь прочитать.

Легенда о Волге и Вазузе.

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше. Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”. Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство. Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой. Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает. Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

Легенда о Волге и Доне. (отрывок, часть 1)

В стародавние года  Дело это было. Волга-матушка тогда  К морю путь торила. Отдохнуть легла она  Как-то близ яруга И взгрустнула – Всё одна,  Нет милОго друга.

Вроде обликом красна,  Кто со мной сравнится? Вон как вольная волна  Пенится, искрится!

Легенда о Волге и Доне (часть 2)

Сёстры, Кама и Ока,  Может на примете Богатырская река  Есть у вас? Ответьте! Не виляйте ручейком,  Говорите прямо. — Не слыхала о таком —  Отвечала Кама. А Ока сказала — Ах,  Как ты угадала? Я недавно во степях  Молодца видала. И красив он, и могУт,  С вольной волей дружен. Дон Иванычем зовут.  Тот, кто тебе нужен.

Легенда о Китяж-граде.

Другая – не менее известная легенда об исчезнувшем граде Китяже (его еще называют Волжской Атлантидой, затонувшей когда-то в водах озера Светлояр), который когда-то стоял на берегу Волги. Хан Батый решил завладеть славным Китяж-городом. И, войдя в него, он удивился: местные жители даже не пытались сопротивляться. Они просто молились. На защиту города встал князь Георгий Всеволодович, но был он повергнут и убит. Но помогла ему сила божия. Господь покрыл разрушенный Китяж-град землею, не дав завладеть врагам великим городом. И по сей день под землёю слышны звоны колоколов, а в озере Светлояр высвечиваются тени крестов .Такое ощущение, что город просто провалился под землю. Ученые, воспользовавшись современной техникой, доказали, что на дне озера Светлояр раздается гудение огромного колокола! По рассказам очевидцев, это происходило перед восходом солнца и в полнолуние, именно тогда, когда люди видели в озере отражение церкви и монастырей.

Четыре дракона.

В давние времена, когда на свете вовсе не было рек, а было одно Восточное море, жили четыре дракона: большой дракон, жёлтый дракон, чёрный дракон и дракон жемчужный. Однажды, резвясь в облаках, они обратили взгляд на землю и заметили, что люди жгут благовония и возносят к небу мольбы о дожде.

Четыре дракона (продолжение)

Драконам было невыносимо видеть страдания народа. Большой дракон и его собратья направились в небесный дворец, где жил император. Но встретили их не слишком приветливо. Драконы рассказали, что люди на земле исстрадались! Если не будет дождя, то их ждёт верная смерть. Император милостиво покивал, но прошло десять дней, а на иссушённую почву так и не упало ни капли. В городах начался голод.

Прошло десять дней. Люди с трудом выживали. Тогда драконы решили помочь сами. Они спустились к морю и, набрав полные рты воды, рассеяли её над полями. Люди ликовали и радостно восклицали: «Да славятся добрые драконы!« Люди отказывались верить своим глазам. Это привело Нефритового императора в неописуемое бешенство. Он был неумолим, и не слушал оправданий драконов. В наказание он приказал схватить драконов и запереть их в четырёх горах. Но нимфа Синь Янь, отважная и справедливая, не хотела мириться с жестоким решением императора. Отменить приговор императора она не могла. Но ей хотелось, чтобы подвиг драконов не пропал. Нимфа передала горам свою силу. А взамен поглотила всю силу драконов! Теперь нимфа навеки связанная с драконами взмыла в небо. А драконы превратились в четыре реки — Четыре бурных потока хлынули с гор, и так появились четыре реки Китая: великая река Янцзы, жёлтая река Хуанхэ, чёрная река Сонгбо и жемчужная река Чжуцзян. В память о нимфе сохранился хрустальный амулет.

Спасибо за внимание!

??!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *