Легенда о реке салгир

Комплексное занятие «Мы живем в Крыму». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Елена Аванесова
Комплексное занятие «Мы живем в Крыму»

Конспект. Комплексное занятие «Мы живем в Крыму»

Програмное содержание: Закрепить знания детей о родной природе, легендах, Крыма, учить пользоваться географической картой Крыма и России. Учить детей образовывать слова — название детенышей животных суффиксальным способом; развивать интонационную выразительность монологической речи, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, учить выполнять коллективную работу по аппликации, закреплять умения вырезать по контуру и аккуратно наклеивать рисунки Материалы и оборудование: Карта Крыма, Россия; открытки с видами Крыма, цветная бумага с нарисованными кипарисами, чайками. Медведь -горой для вырезания и наклеивания коллективной работы «Наш Крым», запись фонограммы «голоса птиц», «шум леса», «шум моря», «голубой морской фон».
Предварительная работа: чтение детям легенд о Крыме, рассматривание открыток о достопримечательностях Крыма, беседы с детьми о городах Крыма, Столицы России.
Методические приемы:
1. Беседа о столице России и о Крыме.
2. Работа по карте.
3. Рассматривание фотовыставки о достопримечательностях Крыма.
4. Путешествие по Крыму на туристическом автобусе.
5. Рассказ легенды о реке «Салгир»(детьми).
6. Дидактическая игра «Поймай звук».
7. Отгадывание загадок.
8. Исполнение песни о Крыме детьми.
9. Рассказывание легенды о Черном море (детьми,
Ю. Физ. минутка
11. Коллективная работа по аппликациям.
12. Итог занятия.
Ход занятия
— Дети как называется наша страна?

(Россия)
— Столица России?
(Москва)
-Кто покажет на карте России г, Москва?

-Как называется наш край,наша страна, где мы родились? (Крым)
— Как называется столица Крыма, где мы живем?
(г. Симферополь)
-Покажи, Даша, на карте Крыма?
(г. Симферополь)

— Скажите, какие моря омывают наш полуостров?
(Черное и Азовское)
-Покажи, Настя.
-Дети, вы любите Крым? Я тоже его люблю.
Какими словами можно описать Крым? Какой он?
(Красивый, волшебный, необыкновенный, чудесный, сказочный)
— Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал такие слова о Крыме: «Волшебный край, очей отрада.» Это значит наш край такой красивый, что куда ни глянь, всему глаз радуется.
— А крымско-татарский поэт Исмаил Гаспринский назвал Крым «Ешиль ада», что в переводе означает «зеленый остров». Почему, как вы думаете?
-Посмотрите на карту Крыма, что вы видите на ней? (Она вся зеленая, потому что в Крыму много лесов, парков, садов, виноградников, гор, покрытых растительностью)
— Я знаю, летом, вы побывали во многих городах Крыма с родителями, увидели много интересного.
-Кто хочет рассказать, где он побывал, что видел?
(Настя- поселок Коктебель, Оля- Новый Свет, Амрит- Форое)
А теперь, давайте свами рассмотрим нашу фотовыставку достопримечательностей Крыма. Вы узнаете места?
-Кто поможет их назвать? (Ласточкино гнездо, Ханский дворец ит. д.)

Новый Свет
-А сейчас мы отправляемся в удивительное путешествие по Крыму и поедем мы на автобусе, Никита у нас будет водителем. Сели, поехали!
-Мы отправляемся от красивого здания железнодорожного вокзала.
-Проезжаем мимо реки. Как называется река в городе Симферополь?
(Салгир)
-Кто знает, почему река так называется? (Даша рассказывает легенду: «Жила на свете девушка по имени «Салгир». Рос у нее прекрасный цветок. Салгир ухаживала за цветком каждый день. Но однажды наступила засуха и цветок
засох. Салгир очень расстроилась, так как цветок был единственной памятью о ее матери, о родном доме и саде. Горько плакала девушка. Ровно 100 дней. И от ее слез образовалась река. Люди обрадовались, потому что у них стало много воды. А девушка умерла.
-Да, вот такая печальная легенда. Но поехали дальше.
— Мы приближаемся к Крымским горам, покрытым лесом. Давайте здесь остановимся и подышим свежим воздухом.

-Дети, кто расскажет, как должны люди себя вести в лесу?
-А теперь закроем глаза и послушаем звуки леса. Как хорошо в лесу!
-Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Если звучит 1 звук, ловим одной ладошкой, а 2 звука — в две ладошки.
-Дети, а какие животные живут в Крымских лесах? (Лиса, заяц, белка, волк, олень.)
— А сейчас я буду называть животное, а вы скажете, как называется его детеныш (олень-олененок, лиса-лисенок, заяц-зайчонок.)
-Отгадайте загадки:
«Много рук, одна нога» (дерево)
«В густом лесу под елками, осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой» (еж)

Тайны устья Салгира

На картах девятнадцатого века это место обозначено чётко: «древнее укрепление». Если для начала позапрошлого века оно было уже древним, то что о нашем времени говорить… Оказалось также, что это место у устья нынешнего Салгира было обозначено и на портоланах итальянских мореплавателей — это навигационные морские карты, неплохо передающие контуры берегов. Место приморское, но вот название прочитать никто ещё не сумел — то ли Каркато, то ли Уберта.

Город в устье Салгира обозначен и на старых картах вплоть до времён Хазарского каганата, то есть до двенадцатого века. Геологи и геоморфологи в результате инструментальных исследований однозначно сходятся на том, что в это время Сиваша ещё не было! То есть Салгир (и Карасу, кстати) впадал в Азовское море. Да и Геродот пишет о двух озёрах среди Меотийских болот и городе Кремны, который находился в его время в «западном углу Меотиды». Город Кремны (название означает крутой, крепкий, коренной берег) мог находиться только в устье реки — предшественницы нынешнего Салгира: обычно все гавани греков были в устьях рек.
Тут воспользуемся исследованиями известного географа, краеведа, страстного путешественника и знатока родного края. Если перечислить все эти «регалии» скороговоркой, то неизбежно выскочит — Русанов. Игорь Викторович давно занимается проблемой возникновения Сиваша, и его исследования помогут открыть тайны степей у Гнилого моря.
И связаны эти тайны с происхождением залива Азовского моря. По исследованиям профессора Владимира Лебединского, изучение донных осадков Сиваша показало, что этот водоём и Арабатская стрелка возникли в историческое время. Под верхней двухметровой толщей синевато-серых илов залегают слоистые илы, в которых тонкие слои глины чередуются с гипсом. Такая слоистость вызвана сезонными изменениями. Летом, когда испарение особенно сильно, из солёной воды Сиваша кристаллизовался гипс и оседал на дно. В холодное время года, когда испарение значительно слабее, отлагался слой глинистого материала. Значит, пара слоёв — гипса и глины — образовалась в течение одного года.
Подсчёт числа парных слоёв показал, что до начала нашей эры Сиваш не существовал. Восточнее Перекопского перешейка расстилалось большое солёное озеро Бук, за ним — заболоченная низменность, переходившая в мелководный залив Азовского моря. Под действием волн, гонимых ветрами преимущественно восточного направления, на дне моря образовался песчаный вал — так называемый бар, двигавшийся к берегам Крыма. Такие бары отлично знают все любители Азовского моря. Подводная отмель тянется вдоль всего берега и изменяет своё положение после каждого шторма. И этот бар образуется не как коса — не из наносов рек, а из размыва подводного рельефа.
На первых порах вал не имел вида современной Арабатской стрелки. Он находился под водой и только временами поднимался над нею, служа естественным мостом между Приазовьем и Керченским полуостровом.
В таком виде песчаный вал просуществовал несколько столетий, пока не стал достаточно широким и сплошным. К тому времени суша между озером Бук и заливом Азовского моря опустилась, и возникла обширная мелководная лагуна — Сиваш. Подсчёт годичных слоёв ила показал, что превращение залива Азовского моря в лагуну случилось 800-850 лет назад. Значит, Сиваш — ровесник Москвы и намного моложе Феодосии, Херсонеса, Пантикапея и других древних городов Крыма!
А вот географически впервые Арабатская стрелка зафиксирована на карте инженера Боплана в 1652 году. На карте же 1641 года Арабатской стрелки нет, а вместо Сиваша, точнее, на месте северо-западной его части, нарисовано три озера. Но в 1666 году Эвлия Челеби уже пишет о существовании крепости Арабат. Развалины этой крепости и сейчас находятся недалеко от села Каменского Ленинского района, что в основании Арабатки.

И вот после экскурса в геологическую историю Сиваша обратимся к исследованиям Русанова. Игорь Викторович утверждает, что материал для Арабатки дали древние возвышенности, располагавшиеся значительно восточнее, на территории (а теперь вообще-то акватории) современного Азова, и которых сейчас нет. В книгах о морской геологии и геоморфологии Северного Причерноморья есть информация, что от устья Салгира к Ейскому полуострову поперёк всего Азовского моря геофизическими исследованиями и морским бурением прослеживается мощное поднятие — Азовский вал. Во времена Геродота этот вал с западной части Меотиды, примыкающей к нынешнему Крыму, был, возможно, такой же высоты, как и Ейский полуостров.
Русанов, рассуждая о городе Кремны, пишет, что существует множество упоминаний о том, что Салгир и Карасу были судоходны ещё относительно недавно. «Во всяком случае «торжище Карасеитов на Чёрной речке» из «Жития Иоанна Готского» — это никак не Карасан у Партенита (кстати, название имению Карасан мог дать Раевский, соединив Хорасан, где он служил, и название соседнего имения — Карабах) — это крупный торговый узел и какой-никакой, а лодочный порт задолго до времён Золотой орды. Кстати, интересно, что для византийских авторов тюркские названия звучат ещё непонятно.
И, скорее всего, Карасу и Салгир тогда имели отдельные русла, так что торжище карасеитов на Чёрной воде было полноценным азовским портом с выходом на хазарские порты на восточном берегу«.
Действительно, если взглянуть на карты даже позапрошлого века, то ясно видно, что реки Биюк-Карасу и Салгир текли в Сиваш каждая по своему руслу. На картах начала девятнадцатого столетия ещё отмечена и какая-то «Канава», приближающаяся как раз к «древнему укреплению». По-видимому, именно посредством её и осуществлялось водоснабжение поселения и крепости. Увы, сейчас в степи трудно найти эту канаву.
А вот само укрепление найти нетрудно. Оно представляет собой довольно большой холм недалеко от бывшей переправы на Арабатскую стрелку. На бугре ещё сохранились остатки каких-то земляных сооружений, попадаются керамика и камень. Рядом, в радиусе километра, — несколько курганов, похожих на какие-то укрепления…. На одном из таких холмов местными чабанами найдено много керамики, причём обгоревшей. Там же нашли и бутовые камни, и даже правильной формы блоки. Увы, археологическая наука насчёт этих мест хранит молчание.
Но в истории военного искусства эти места связаны с так называемым вторым Крымским походом русских войск весной-летом 1737 года. Тогда из Азова в Крым выступила армия фельдмаршала Петра Ласси в сорок тысяч человек. Хан Фетхи-Гирей с основными силами (сорок пять тысяч воинов) ждал её у Перекопа. Но Ласси решил обойти перекопские укрепления. Седьмого июля его войско двинулось в Крым по Арабатской стрелке, через наиболее узкое место форсировало Сиваш. Выйдя в тыл группировки хана, Ласси 12 июля атаковал у устья Салгира отряд крымских войск в пятнадцать тысяч человек и нанёс ему полное поражение. Затем Ласси 14 июля разбил крымцев под городом Карасу-Базар. Опасаясь удара в тыл, хан покинул перекопские укрепления и отступил в горы. Несмотря на достигнутый успех, войско Ласси вскоре было вынуждено уйти из Крыма из-за сильной жары, недостатка кормов и воды. Так, подобно первому закончился второй Крымский поход.
Сейчас это редко посещаемые места. А вот ещё лет двадцать-тридцать назад сюда, на берег Сиваша, съезжалась половина Нижнегорского. Летом — искупаться в целебных водах, весной — просто на пикник в цветущую степь, осенью — на рыбалку: бычок и камбала-глосса шли отменные по первым холодам. Зимой, конечно, сюда никто не совался: грязь. В конце восьмидесятых первые предприимчивые нижнегорцы создали тут переправу «на Азов». Это ведь самое узкое место Сиваша — Шакалинское сужение. За чисто символическую плату два баркаса перевозили на Арабатку народ, жаждущий настоящего моря — Азовского. Полчаса по сивашским мутным волнам, ещё полкилометра по сте-пи стрелки — и в прибой Азова. Пляж там хороший, из перетёртых ракушек и песка. Да длинный какой — вся Арабатская стрелка от Каменки до Генического пролива. В те же последние годы Советской власти проложили к переправе и асфальтированную дорогу. До сих пор её не разбили… Но вот уже нет переправы через Шакалинское сужение и почти исчезли лодочные гаражи местных рыболовов. Пропали с берега и изъеденные солью железки — остатки лодочных якорей и прочий хлам: здесь уже постарались современные «предприниматели», те самые, что живут сбором и сдачей всего металлического. Только чабаны иногда пригоняют сюда свои отары. Сиваш опреснился, и заросли типичных околоводных растений произрастают всё дальше и дальше от дельты Салгира.
Именно по его берегам возвращаемся в «цивилизованный мир». Проезжаем несколько урочищ, бывших сёл в присивашской степи. Пешково — это где старое кладбище на кургане. Утиное, исчезнувшее в начале семидесятых. На его околице и сейчас ещё бьют два источника-скважины — сероводородный и пресной верховодки. Из последней метра на два выбивается фонтан, приносящий прохладную воду местным бурёнкам в жаркий осенний день. Воды в Присивашье, оказывается, немало. И пресной, и минеральной. Всё становится понятным, если знаешь главную тайну этих безжизненных сейчас степей. В прошлом эти места были лесостепью, Сиваша с его солью и грязью не было и в помине,

Салгир и «Проклятое золото» — Полуостров Сокровищ

Главная река Крыма щедро делилась своими дарами с человеком. Люди, пользуясь богатствами реки, невольно уверовали в безграничность ее возможностей. Они решили, что в таком изобильном водоеме просто обязано быть золото. Попытки найти в Салгире драгоценный металл предпринимались неоднократно, но, увы, успехом не увенчались. Неудачи «старателей» объясняет старинная крымская легенда «Золотая россыпь у Чатырдага». В ней рассказывается, что молодой хан нашел трещину у подножия Чатырдага, разгреб землю возле нее и действительно открыл там золотую россыпь. Долго он набирал золото, но после того, как избил плетью маленькую девочку, пещера обвалилась, и камни погребли под собой и золото, и хана. Как гласит предание, с той поры не стало в Крыму золота, с того времени кончился ханский род. Последнюю попытку намыть золотишко в Салгире предприняли немцы в период оккупации Крыма в 1941–1944 годах. Но и им оказалось не под силу снять ханское проклятие, и захватчикам пришлось покинуть берега Салгира с пустыми руками.

Салгир-река. Часть 2 — ДНЕВНИК КРЫМСКОГО СТРАННИКА

Покидаем границы бот. сада КФУ и снова попадаем на салгирскую набережную. Прошла неделя после ставших традиционными, но в последние несколько лет невозможными, соревнований по водному туризму. Сплав приурочен ко Дню рождения крымской столицы в первые выходные первого летнего месяца. Дожди в июне уже тоже стали традиционными. Льет каждый день как по расписанию, во второй половине дня. Приток воды с гор осуществляется круглосуточно и крымские водохранилища вынуждены периодически открывать свои шлюзы больше обычного, чтобы избежать беды. Вот и опять на набережной в центре Симферополя оживленно. Водный поток, хоть и не такой бурный, как в прошлый раз, но зато заметно отличается своей чистотой. Местами запросто можно разглядеть речной песок, камни и траву в его ложе. По берегам примятая трава напоминает о недавней бурной стихии.


Первый знакомый каскад при меньшей воде более похож на водопад.

Условно назовем его Петровским, поскольку находится он у Петровских скал, известных раскопками скифского городища Неаполь и практическим скалолазанием.



Водная и цветочная свежесть в центре города.

Без устали вода бежит и пенится на перекатах.

Вокруг фонтана, все же, уже спокойнее.

Широко разливается Салгир возле проспекта Кирова.

В прошлый раз мы закончили свое путешествие по Cалгиру в этом месте. Сейчас идем дальше…
Невозможно представить симферопольскую набережную без плакучей ивы.

Здесь же бюстом В. Высоцкого продолжается «Аллея российской славы».

За ней очередной каскад.

Горожане на отдыхе.

Весело бежит Салгир к городскому парку имени Ю. Гагарина.

Проходим под улицей имени Л. Толстого по так называемому артпереходу. На стенах сюжеты космической и литературной тематики. Догадались почему?








В воде в зарослях травы притаилось семейство мамы-утки. Тяжело маленьким в таком течении.


Уютные островки и мосточки гагаринского парка.



Здесь к набережной выходит кедровая аллея от Вечного огня.

Не надолго оставим одетое в гранит русло Салгира. Пересекаем парк по диагонали и под нашими ногами уже журчит младший брат Салгир-реки.

Река Малый Салгир берет начало из источника в верховьях Ивановой балки. Там, на северных склонах Долгоруковской яйлы выше пригородного села Дружное выходят из-под корней деревьев несколько родников. Главный из них очень живописный. По заросшему ярко-зеленым мхом склону прозрачными струями падает небольшой водопадик. Весной в ущелье стоит аромат первоцветов, а знойным летом густые кроны создают приятную прохладу.

Покинув скалистый каньон Малый Салгир еще долго течет по предгорным степям и полям. Уже в городе на его левом берегу находится первобытная стоянка Чокурча. И, наконец, обнявшись со своим старшим братом убегают они вместе к просторам Сиваша.
Вот она, долгожданная встреча.


Последний каскад-водопад на нашем пути мы, опять таки, условно назовем Гагаринским.

Так как, во-первых, расположен он на территории гагаринского парка, а во-вторых, совсем недавно здесь, у кинотеатра «Космос» в рамках проекта «Аллея российской славы» открыты два новых памятника.

Вот и все. Жаркая солнечная погода предоставила нам прекрасную возможность в очередной раз совершить увлекательную прогулку вниз по течению главной крымской реки. К завершению путешествия небо большей частью заволокло серыми тучами и в скором времени пошел теплый летний дождь.
Напоследок, предлагаю к просмотру летний речной поток Салгира от истока до впадения Малого Салгира.
Приятного всем летнего отдыха!
Полина Морозова

Салгир — река-убийца в XIX веке

Что мы знаем о Салгире? Что это главная река Крыма, протекающая через столицу полуострова. Еще слышали, что раньше он был чище и полноводней, чуть ли не судоходный. Ну еще помним часто цитируемые пушкинские строки: «О, скоро вас увижу вновь, брега веселые Салгира!» На этом наши знания о главной реке полуострова, увы, исчерпываются.

Фото jalita.com

Откуда и куда?

Как выглядит симферопольский участок Салгира, знают все симферопольцы и многие крымчане. А вот из какого ручейка начинается эта река, и куда, говоря высоким слогом, она несет свои воды? В известном дореволюционном «Путеводителе по Крыму» Марии Сосногоровой читаем:
Деревня Ай-ян, в переводе — святой Иоанн, населенная греками, расположена при северной подошве Чатырдага… Приехавшие в экипаже должны отсюда идти пешком, до истока Салгира… Салгир… вырывается сильным потоком из огромной промоины мраморовидного известняка.

Картина Карла Боссоли «Река Салгир». 1856 год
Аянский источник считают истоком Салгира и некоторые современные исследователи. В то же время существует мнение, что правильнее считать началом Салгира исток Ангары, берущей начало на Ангарском перевале. Наконец, по третьей версии, Салгир начинается у Перевального, после слияния рек Ангара и Кизил-Коба. Из-за этих разночтений разнится и длина Салгира, которая приводится в справочной литературе: 232, 211 и 204 км. Если же приплюсовать к этому длину всех 14 впадающих в Салгир притоков, то общая длина главной реки Крыма составит более 900 км.

Ну, а впадает Салгир в Азовское море, в залив Сиваш, в Нижнегорском районе. Правда, в засушливые годы река иногда не успевает дойти до Азова и, пересыхая, теряется на подступах к нему в крымской степи.

И водная преграда, и грозная стихия

Современный Салгир не отличается особым размахом, и трудно поверить, что когда-то давным-давно, в каменном веке, его ширина в районе нынешнего проспекта Кирова достигала 700 метров, то есть он был «раздвинут» от площади Советской до площади Куйбышева. Салгир был надежной водной преградой Неаполя Скифского. В 1777 году на его левом берегу стоял лагерь Суворова (там теперь находится памятник великому полководцу), и река при этом тоже служила оборонительным водным рубежом. Однако даже в свои лучшие времена Салгир не был судоходной рекой. В «Экономико-географическом описании Ак-Мечети и уезда по состоянию на 1798 год» есть такие данные: «Река Салгыр в летнее время глубиною бывает от двух до трех четвертей аршина, а ширина ее от трех до пяти сажен, судового ходу по ней нет и быть не может». (Аршин равен 71,12 см, сажень — 2,13 м.)
Читайте также: Как перекраивали Салгир в Симферополе
Но при этом Салгир был способен причинять серьезные неприятности — во время сильных дождей или паводков он часто выходил из берегов и становился причиной разрушительных наводнений. В июле 1847 года в Симферополе и его уезде наводнение от проливного дождя разрушило или сильно повредило речные сооружения, сады и огороды. Погибли три человека, много овец, домашней птицы. А в конце XIX века очевидец писал:
Зимние паводки, к сожалению, хорошо известны Симферополю, где мне самому не раз приходилось быть свидетелем (особенно в январе 1890 года) настоящего бедствия жителей слободы, где дети, застигнутые стремительным потоком, не раз погибали, а взрослые с опасностями для жизни спасали свои семейства.По воспоминаниям старожилов, пройти с улицы на улицу после сильного дождя без специальных ходулей было просто невозможно. Во время наводнения в 1933 году таких трагических последствий не было, но, по воспоминаниям старожилов, улицы были залиты водой и передвигаться приходилось на ходулях.

Два берега


Современный Салгир протекает через Симферополь, деля его на две части. Изначально город располагался только на левом берегу реки, а на правом росли дубовые леса — от них до наших дней дожил дуб «Богатырь Тавриды», растущий в Детском парке. Почти до конца XIX века Салгир был восточной границей города. Правый берег назывался Заречьем, здесь размещались загородные дома помещиков и фруктовые сады, несколько водяных мельниц. В черту города Заречье включили в 1897 году и начали его застраивать. Новый город (так поначалу называли этот район) соединили со старым мостами, первым из которых стал Феодосийский, построенный в 1809 году. По этому мосту проходила дорога в Карасубазар (Белогорск) и Феодосию, отсюда и название. Сначала Феодосийский мост был сосновым и стоял на дубовых сваях, в 1835 году его заменили каменным, а современный железобетонный появился здесь, на нынешнем проспекте Кирова, в 1960-м.

Татьяна Шевченко, «Крымская газета»

Экспедиция «Море справа»

Салгир
18-02

Где-то под Любимовкой я пересек Салгир. Это река такая, ежели чего.
Около 230 км текла она сюда со склонов Чатыр-Дага, чтобы вылиться в Сиваш. Здесь ее называют «Река 22» — по имени насосной станции.
Я вычитал интересную историю о происхождении названия реки. Вот цитата из сети, довольно большая, но увлекательная: «На Кавказе «сал» – приток, «гир» – водный источник. Поэтому, наверное, раньше считали Салгир притоком реки Биюк-Карасу. Но существовала версия, что Сал – древнее название Крымских гор, тогда Салгир – река, текущая с гор. Однако по-татарски и караимски «сал» — деревня, село. Названия рек, содержащие слово «салгир», встречаются в Крыму часто. В конце ХIХ в. реки Дерекойка (Ялта) и Улу-Узень (Алушта), назывались Салгир. Салгиром назвалось нижнее течение реки Авунда (Гурзуф). Рядом с МДЦ «Артек» протекла когда-то река Салгыр. В этих случаях реки Салгир (Салгыр) не являются притоками, а впадают в Чёрное море. Исследователь Крыма конца ХIХ в. А.Л. Бертье-Делагард утверждал, что в тюркских языках «слово «салгир» идёт в значении не собственного имени, а нарицательного, в смысле горной реки».
А еще мне попалась легенда о Салгире. В древности он назывался Баба-Салгыр (баба -отец). В Ак-Мечети, которая располагалась на территории современного Симферополя, жил святой человек – Сал-гыр-баба. Может быть, его именем и назвали реку.
В Любимовку я сегодлня так и не попал, пусть она и называлась когла-то Старый Джанкой (мне и новый-то не очень). Поизучав карту, я понял, что нужно брать южнее, иначе придется очень долго обходить лиман, который вклинился в берег между этими краями и Стефановкой. Кстати, я уже иду по Нижнегорскому району. Район аграрный, опять сплощные поля и зайцы.
Погода, тьфу-тьфу, налаживается. И на том спасибо. Но дала знать о себе новая напасть: сильный ветер в лицо. Учитывая, что рюкзак увеличил мою парусность донельзя, мне это не понравилось.
Встретился оазис. Ивы, цветущие деревья, овцы где-то блеют, пчелки жужжат — обрыдаться от умиления.
А еще все время встречаются какие-то столбы на полях, я так и не понял, что это за ориентиры.
Кстати, о полях. Этап мне достался какой-то не морской. Проклятые «участки суши, заливаемые водой периодически под действием ветра» все время уводят меня от Сиваша в поля. Никакого разнообразия в пейзаже. Я уже хочу морских видов, поэтому прогулка превратилась в какой-то спорт : скорей, бегом на север. Кажется, у меня получается.

Салгир Баба – легенда и быль о крымском старце — Новости Крыма

«Этот святой –? самый высший из всех Азизов, гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскутки материи, веруют, что их покидают тут же болезни», –? именно так в начале XX века крымский историк Федор Лашков писал о почитаемой среди крымских татар могиле святого старца Салгир Баба, жившего в первой половине VIII века в Ак-Мечети.
По некоторым источникам, Салгир Баба происходил из рода могущественных шейхов.
В молодости, увлекшись идеями суфизма, он приблизился к аскетизму.
Местом своего уединения, раздумий и молитв он избрал дубовую рощу, раскинувшуюся на высоком берегу полноводной реки.
Здесь Салгир Баба предавался молитвам и изучению медицины, и вскоре слава о его способностях экима распространилась по всему ханству.
Толпы страждущих стремились попасть к нему, желая избавления от недугов с помощью священных молитв, снадобий и целебной воды из родника возле обители суфия.
Среди паломников нередко встречались и представители аристократии. Сами крымские ханы пользовались услугами народного целителя, осыпая его щедрыми дарами.
Все заработанные деньги старец раздавал людям, проживающим у реки, по берегу которой он часто путешествовал, вследствие чего и прозван был отцом Салгира, покровителем страждущих. Что касается имени святого, нужно отметить, что у этого человека знатного происхождения было несколько имен. К сожалению, история донесла до нас лишь одно, слившееся с гидронимом – названием реки Салгир.
Святой старец погиб в 1736 году, когда российские войска под командованием фельдмаршала Миниха вторглись в пределы Крымского ханства. Легенда гласит: «Когда гяуры напали на Ак-Мечеть, Салгир Баба, не двигаясь с места, молился Богу, в то время один из разбойников лишил его жизни». Салгир Баба был похоронен там, где завещал сам – в дубовой роще на склоне реки, носящей одно с ним имя.
Позже благодарные потомки соорудили над его могилой гробницу, оградили ее со всех сторон высокой каменной стеной и покрыли зеленым дощатым навесом.
При могиле постоянно находился афуз – человек, посвятивший себя службе в мечетях и над могилами мусульманских праведников. Захоронение и живительный источник стали местом поклонения жителей Крымского ханства, а со временем и верующих из других стран, независимо от конфессиональной принадлежности.
Увлекательные страницы истории Крымского ханства и истории Крыма – в новом проекте , видеоблогах крымского историка Гульнары Абдулла «Tugra».
Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма.
Автор текста и ведущая – Гульнара Абдулла , режиссер – Фатима Османова , оператор и режиссер монтажа – Эльдар Халилов , автор идеи и продюсер – Эмине Джеппар .
Использованы иллюстрации из частной коллекции музея «Ларишес».
Авторская музыка Усеина Бекирова .

Салгир Баба – легенда и быль о крымском старце — Новости Крыма

«Этот святой –? самый высший из всех Азизов, гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскутки материи, веруют, что их покидают тут же болезни», –? именно так в начале XX века крымский историк Федор Лашков писал о почитаемой среди крымских татар могиле святого старца Салгир Баба, жившего в первой половине VIII века в Ак-Мечети.
По некоторым источникам, Салгир Баба происходил из рода могущественных шейхов.
В молодости, увлекшись идеями суфизма, он приблизился к аскетизму.
Местом своего уединения, раздумий и молитв он избрал дубовую рощу, раскинувшуюся на высоком берегу полноводной реки.
Здесь Салгир Баба предавался молитвам и изучению медицины, и вскоре слава о его способностях экима распространилась по всему ханству.
Толпы страждущих стремились попасть к нему, желая избавления от недугов с помощью священных молитв, снадобий и целебной воды из родника возле обители суфия.
Среди паломников нередко встречались и представители аристократии. Сами крымские ханы пользовались услугами народного целителя, осыпая его щедрыми дарами.
Все заработанные деньги старец раздавал людям, проживающим у реки, по берегу которой он часто путешествовал, вследствие чего и прозван был отцом Салгира, покровителем страждущих. Что касается имени святого, нужно отметить, что у этого человека знатного происхождения было несколько имен. К сожалению, история донесла до нас лишь одно, слившееся с гидронимом – названием реки Салгир.
Святой старец погиб в 1736 году, когда российские войска под командованием фельдмаршала Миниха вторглись в пределы Крымского ханства. Легенда гласит: «Когда гяуры напали на Ак-Мечеть, Салгир Баба, не двигаясь с места, молился Богу, в то время один из разбойников лишил его жизни». Салгир Баба был похоронен там, где завещал сам – в дубовой роще на склоне реки, носящей одно с ним имя.
Позже благодарные потомки соорудили над его могилой гробницу, оградили ее со всех сторон высокой каменной стеной и покрыли зеленым дощатым навесом.
При могиле постоянно находился афуз – человек, посвятивший себя службе в мечетях и над могилами мусульманских праведников. Захоронение и живительный источник стали местом поклонения жителей Крымского ханства, а со временем и верующих из других стран, независимо от конфессиональной принадлежности.
Увлекательные страницы истории Крымского ханства и истории Крыма – в новом проекте , видеоблогах крымского историка Гульнары Абдулла «Tugra».
Тугра – ханская печать, символ крымскотатарской государственности, своеобразный ключ к пониманию нынешних проблем Крыма.
Автор текста и ведущая – Гульнара Абдулла , режиссер – Фатима Османова , оператор и режиссер монтажа – Эльдар Халилов , автор идеи и продюсер – Эмине Джеппар .
Использованы иллюстрации из частной коллекции музея «Ларишес».
Авторская музыка Усеина Бекирова .

Река Салгир (Крым) — описание, истоки, притоки, куда впадает

По официальным данным, длина самой протяженной водной артерии полуострова, которой является река Салгир, насчитывает 232 километра. Это единственная река Крыма, чья длина превышает 200 км. Но споры над точной цифрой ведутся по сей день.

Считается, что местом рождения реки является точка слияния рек Кизилкобинка, вытекающей из самой протяженной пещеры Крыма Кизил-Коба (о ней позже) и Ангара, берущей начало на склонах горы Чатыр-Даг. Это происходит чуть ниже села Перевальное. Однако некоторые краеведы и ученые предлагают считать началом Салгира исток одной из этих двух рек, что, разумеется, Салгир «удлиняет».

Куда впадает Салгир, его притоки

Устье реки расположено в Нижнегорском районе. Пересекая почти весь центральный Крым, Салгир впадает в залив Сиваш (это бассейн Азовского моря). По пути вбирая в себя многочисленные притоки (Ангара, Биюк-Карасу, Кизилкобинка, Малый Салгир), река обзаводится внушительной «гидросвитой», становясь крупнейшей речной системой полуострова – 14 притоков и главная река насчитывают уже более 900 км!
К слову, в древние времена, а именно в четвертичном периоде, устье Салгира находилось в диаметрально противоположной стороне. А именно в районе современной Евпатории и мыса Тарханкут (палеорусел было несколько)! После поднятия Тарханкутского полуострова, пра-Салгир сменил направление и избрал Азовское море, вместо Черного. Судя по количеству и размеру гальки в древних руслах, известных нам сегодня, в «юности» река Салгир в Крыму была куда полноводнее, и возможно, была пригоден для судоходства, если бы оно в те дни существовало.
Сегодняшние рассказы о колесных пароходах на Салгире века эдак два тому назад – лишь мифы. Разве что при спуске воды из Симферопольского водохранилища, устроенного на Салгире, можно добиться желаемого эффекта, но только для малогабаритных плавсредств, типа рафтов или байдарок.

Как река Салгир используется человеком

Река имеет важное ирригационное и рекреационное значение – его воды используют для орошения, а на берегах Салгира устроено множество парков и зон отдыха.
Древние люди использовали эту реку как естественное фортификационное сооружение. Для воинов того времени река была сложным для форсирования рубежом. Отчасти благодаря Салгиру жители античного поселения Неаполь Скифский чувствовали себя в безопасности, ведь их защищали не только обрывистые склоны Петровских скал, но и водная стихия.
В седые века Салгир и обзавелся своим названием. Слово таврское, индоарийского происхождения и может переводиться, как «низвергающаяся с гор».
Татьяна Гонтаренко, Объявления Крыма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *